Базовые признаки государства как политического института. Политические институты

Государство – явление историческое. Первоначально в первобытном обществе не было ни государства, ми тем более какой-либо политической системы. В этом не было никакой потребности. Возникавшие проблемы, в том числе противоречия между членами общества, решались, как правило, силой авторитета вождей, общественного мнения, привычек, а чаще – грубой силой. Однако дальнейшее развитие общества, сто усложнение стали все больше требовать создания определенного механизма для адекватного и однозначного разрешения споров и ведения так называемых общих дел (например, защиты от внешних врагов, охраны нарождающейся собственности). Осуществление этих функций без специально созданных для этого органов управления становилось уже невозможным.

Одновременно в обществе происходила дифференциация социальной структуры, ускорившаяся с появлением общественного разделения труда. Возникли новые социальные группы (слои, классы) со своими специфическими потребностями и интересами. Появилась частная собственность. В результате возникла насущная потребность в создании эффективного механизма взаимоотношений между различными общественными группами, а также в защите частной и коллективной собственности.

Эти и ряд других обстоятельств послужили причинами возникновения регулирующей и охранительной структуры общества, получивший название "государство".

Часто государство понимают в самом широком смысле слова как общность людей, объединенных общими интересами и властью и проживающих на определенной территории. В этом смысле понятие "государство" тождественно понятиям "общество", "страна" (Франция, Германия, Россия и т.д.). В контексте политической системы государство рассматривается в узком смысле слова как основной субъект осуществления власти в обществе.

Государство есть основной институт политической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану его политической и социальной структуры на основе права с помощью специального механизма (аппарата).

Почему именно государство является основным институтом политической системы общества, а не церковь, политические партии или общественные организации? Это объясняется рядом причин. Общество делегирует государству (в лице его органов) основные властные функции и полномочия. В руках государства сосредоточены главные рычаги воздействия на общество (экономические, политические, военные и др.)" оно обладает всей полнотой власти на определенной территории. Государству принадлежит исключительное право издания законов и других нормативных актов, обязательных для выполнения всеми гражданами и другими субъектами на его территории, чего не может себе позволить ни один другой политический институт общества. Только государству дается право на легальное применение силы, в том числе право физического принуждения.

Признаки и функции государства

Среди основных признаков государства выделяют следующие:

  • наличие особой системы органов и учреждений (представительных, исполнительных, судебных), осуществляющих функции государственной власти;
  • наличие права , системы норм , санкционированных государством (законов и других нормативных правовых актов), обязательных для исполнения всеми субъектами общества;
  • определенная территория , на которую распространяется власть и юрисдикция (законы) данного государства;
  • исключительное право устанавливать и взимать налоги и сборы с населения.

Определение признаков государства имеет не только теоретический, но и важный практический смысл. Например, только наличие признанных международным правом признаков позволяет государству считаться субъектом международного права с соответствующими полномочиями.

И само государство, и его функции (т.е. направления его деятельности) не оставались неизменными в истории и видоизменялись с развитием общества. Однако ряд функций остается практически постоянным и имеет место в любом государстве. Так, всегда оставалась неизменной государственная функция защиты общества от внешних посягательств.

В большинстве современных государств выделяют два вида государственных функций в соответствии с местом их осуществления – внутренние и внешние. Внутренние функции: экономическая, социальная, культурно-образовательная, правовая (защита законных прав и интересов граждан, предотвращение социальных конфликтов). В научной литературе встречаются самые разные классификации внутренних функций государства. Помимо перечисленных выше функций включают также экологическую, защиты конституционного строя и др. По, как правило, все они в той или иной мере поглощаются функциями, перечисленными выше.

Внешние функции: защита общества от внешних врагов, развитие цивилизационных отношений с другими государствами.

Свои функции государство осуществляет через систему государственных органов, через государственный аппарат. Для более эффективного выполнения функций в государстве сформировалась система разделения властей. Наиболее распространенным сегодня в мире является разделение властей на представительную (законодательную), исполнительную и судебную. Иногда, особенно в последнее время, выделяют еще и четвертую власть – СМИ. Однако юридически это не совсем корректно, об их властных функциях правильно говорить лишь в условном, переносном смысле. СМИ не входят непосредственно в структуру государственных органов. Их влияние не выражается непосредственно через принятые ими решения, законы, постановления, реальные действия, как это имеет место среди трех названных выше ветвей власти. Мнение прессы или электронных СМИ не имеет обязательной юридической силы. Однако власть СМИ заключается в сильном психологическом и моральном воздействии на общество, на сознание людей, и в оказании существенного (не всегда прямого, но порой очень действенного) влияния на другие ветви власти и на общественное мнение.

Эволюция государства

Каковы перспективы дальнейшего существования и развития государства? Этот вопрос давно занимает умы ученых и всех людей, интересующихся политикой. Некоторые склонны предрекать исчезновение государства в исторической перспективе. В частности, марксизм предполагает переход общества в будущем к некоему идеальному состоянию (коммунизму) без его расслоения на классы, без частной собственности, при отсутствии сколько-нибудь серьезных противоречий между однородными социальными субъектами. По мысли Маркса (см. "Критика “Готтской программы”"), в результате такой эволюции государство как охранительный и регулирующий институт общества постепенно отомрет естественным образом за ненадобностью. Станут ненужными такие его функции, как регулирование отношений между общественными субъектами (общество будет социально однородным) и охрана частной собственности (она исчезнет, будет отменена).

Однако историческая действительность оказалась явно "консервативнее" футуристических прогнозов идеологов всеобщего равенства. Как показывает практика, социальная структура общества отнюдь не упрощается. Наоборот, происходит все большая дифференциация общества, увеличивается количество задач, требующих вмешательства государственных и общественных структур. Далеко пока и до исчезновения частной собственности. Попытки прямой атаки на нее (в СССР и ряде других стран) не увенчались успехом. Кроме того, наличие не только частной, но и других форм собственности предполагает необходимость государственного регулирования отношений между ее владельцами на основе права, а также охрану данного права со стороны государства.

С усложнением материальной и духовной жизни общества роль государства неуклонно возрастает. Увеличивается число проблем, требующих постоянного регулирования со стороны государственных структур, например проблемы экологии, здравоохранения. Так что пока явно рано хоронить основные функции властных органов, а следовательно, и говорить об отмирании государства.

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Кафедра философии

Контрольная работа

по политологии

Государство как основной институт политической системы

(Вариант-20)

Барнаул – 2009

государство правовой несправедливость

Введение

Сущность, основные признаки и функции государства. Причины и условия его возникновения

Формы государственного правления и формы государственного устройства. Понятие правового государства

Один из средневековых философов заметил, что государство - это орган, призванный пресекать всякую несправедливость, кроме той, «которую творит оно само». В современных государствах придумано немало средств, призванных не допустить несправедливости, творимой самим государством. Перечислите эти средства и кратко охарактеризуйте их

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Представленная работа посвящена теме "Государство как основной институт политической системы".

Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Тема "Государство как основной институт политической системы" изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин.

Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы. Однако требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Государство как основной институт политической системы" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой, носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

1. Выявить сущность, основные признаки и функции государства, а также причины и условия его возникновения.

2. Обозначить формы государственного правления и формы государственного устройства. Дать определение правового государства.

3. Определить средства, призванные не допустить несправедливости, творимой государством.

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, заключение и список использованной литературы.

Сущность, основные признаки и функции государства. Причины и условия его возникновения

Государство - это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом. Причинами и поводами, которые вызвали учреждение государства, являлись разложением первобытно общинного строя, появление частной собственности на орудия и средства производства, разделение общества на враждебные классы - эксплуататоров и эксплуатируемых.

Основными причинами появления государства были следующие:

Необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением. Это усложнение, в свою очередь, было связано с развитием производства, появлением новых отраслей, разделения труда, изменением условий распределения общего продукта, ростом численности населения, проживающего на определенной территории и т.п.

Необходимость организации крупных общественных работ, объединения в этих целях больших масс людей. Это особенно проявилось в тех регионах, где основой производства было поливное земледелие, которое требовало строительства каналов, водоподъемников, поддержания их в рабочем состоянии и т.п.

Необходимость поддержания в обществе порядка, обеспечивающего функционирование общественного производства, социальную устойчивость общества, его стабильность, в том числе и по отношению к внешнему воздействию со стороны соседних государств или племен.

Необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических.


Существенные признаки государства:

1. Территория. Это пространственная основа государства. Она включает сушу, недра, водное и воздушное пространство и др. На своей территории государство осуществляет независимую власть и имеет право защищать территорию от вторжения со стороны других государств.

2. Население. Его составляют люди, проживающие на территории государства.

Население государства может состоять из людей одной национальности или быть многонациональным, как, например, в России, где проживает более 60 наций. Государство будет стабильным и будет развиваться, если отношения между ними будут добрососедскими, а не конфликтными.

3. Публичная власть. Публичная власть иначе называется властью общественной, т. е. властью, способной организовать жизнь людей.

4. Право. Это система общеобязательных правил поведения. В отличие от правил поведения, существовавших в первобытном обществе и обеспечивавшихся силой общественного принуждения (например, покинувшего поле боя воина соплеменники изгоняли из племени), правовые нормы охраняются силой государства, т.е. специальными государственными органами.

5. Правоохранительные органы. Они составляют особую систему, в которую входят судебные органы, прокуратура, милиция, органы безопасности, внешняя разведка, налоговая полиция, таможенные органы и др.

6. Армия. Она необходима для защиты территориальной целостности государства. Обычно пограничные споры и военные конфликты возникают между смежными государствами. В некоторых государствах армия используется во внутренних конфликтах.

7. Налоги. Это обязательные платежи с получаемого дохода граждан и организаций. Их размеры и сроки уплаты устанавливает государство, издавая соответствующие законы. Налоги необходимы для содержания государственных органов, армии, выплаты пенсий, пособий многодетным семьям, безработным, инвалидам.

8. Суверенитет. Это независимость государства при решении внутренних и внешних вопросов его жизни. Иначе, суверенитет - это самостоятельность, не подчиненность, не подотчетность государства кому-либо. 3, стр. 120-121

Государство = власть + население + территория. То есть, государство - это организация политической власти, действующей в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующей право и специальный аппарат принуждения.

Под функциями государства принято понимать основные направления его деятельности, которые вытекают из его социальной природы и связаны с решением задач, стоящих перед обществом на том или ином этапе его развития. К внутренним функциям относятся: политическая (обеспечение государственного суверенитета, защиту конституционного строя, обеспечение полновластия народа в различных формах); экономическая; социальная (государственная политика в области образования, науки, культуры, здоровья граждан.); экологическая; охрана прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка. К внешним функциям относятся: функция интеграции в мировую экономику (глобализации мировой экономики); обороны страны (отражение вооруженной агрессии, защиту территориальной целостности государства); поддержки мирового правопорядка (сохранение мира, урегулирование межнациональных конфликтов, ликвидация ядерного оружия и иного оружия массового уничтожения человека, оздоровление международной обстановки за счет укрепления взаимного доверия между государствами); сотрудничества по глобальным проблемам (поиск взаимоприемлемых решений проблем, которые затрагивают интересы не только отдельных народов и стран, но и человечества в целом и требуют международного реагирования).

Основная форма осуществления функций государства - правовая. Правовая форма существует во взаимосвязи трех основных направлений правовой деятельности государства - право творческой, право исполнительной и правоохранительной. В целях обеспечения реализации определенной функции государство создает для этого необходимую правовую основу, организует исполнение принятых правовых норм и обеспечивает их защиту от нарушений.

Формы государственного правления и формы государственного устройства. Понятие правового государства

В современной политологии для общего обозначения структурных и властных признаков государства используется понятие «форма государства». Это понятие включает три элемента: форму государственного устройства, форму правления и политический режим.

Форма государственного устройства определяет принципы национально-территориальной организации государства и взаимоотношений центральных органов власти с региональными. Различают три основные формы государственного устройства - унитарное государство, федерацию и конфедерацию. Унитарное государство, наиболее распространенное в современном мире, характеризуется единством конституции и единством системы высших органов государственной власти, высокой степенью централизации управления всех административно-территориальных единиц (департаментов, областей, районов и т. п.) при отсутствии у них политической самостоятельности. В качестве примеров унитарных государств можно назвать Финляндию, Францию, Японию. Федерация предполагает иной тип внутренних связей, объединяя несколько государств или территорий (субъектов) в единое союзное государство при сохранении у каждого из них юридической и некоторой политической самостоятельности. Показателем известной суверенности каждого члена федерации является наличие у них собственной конституции, законодательства, органов представительной и исполнительной власти, а в некоторых случаях и гражданства, флага, герба, гимна. Вместе с тем основополагающий принцип федеративного государства - главенство обще федеральной конституции и законодательства. Важными объединяющими факторами в нем выступают единое социально-экономическое пространство, общность денежной системы и гражданства. В настоящее время федеративную форму государственного устройства избрали около 20 стран. Конфедерация представляет собой постоянный союз суверенных государств, образованный с определенной целью, чаще всего внешнеполитической. Субъекты конфедерации обладают высокой степенью суверенитета при ограниченных правах конфедеративного центра, в ведении которого находятся, как правило, только главные вопросы внешней, оборонной, а в некоторых случаях и финансово-экономической политики. При необходимости создания центральных органов, единых вооруженных сил и общей банковской системы их образуют на паритетной основе и только при условии ратификации в законодательных органах субъектов конфедерации.

Тема 6. ГОСУДАРСТВО КАК ОСНОВНОЙ ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

    Происхождение и сущность государства.

    Основные признаки и функции государства.

    Типы и формы государства.

    Правовое государство и гражданское общество.

    Развитие правового государства и гражданского общества в Республике Беларусь.

1. Государство - основной институт политической системы, совокуп­ность взаимосвязанных учреждений и организаций, осуществляющих управление обществом. Используя его, власть организует, направляет и контролирует совместную деятельность и отношения индивидов, общественных групп и классов.

Предшественниками государства были различные формы соци­альной саморегуляции и самоорганизации людей - традиции, нормы, обычаи, родо- и племенные образования, характерные для первобытно­общинного строя.

Государство появилось в результате разложения родоплеменного строя под действием таких факторов, как:

    развитие общественного разделения труда и выделение управлен­ческого труда в особую отрасль;

    возникновение частной собственности и необходимость в создании специфических норм, правил и структур, регулирующих имуще­ственные отношения;

    потребность в вооруженной силе с целью сохранения или приум­ножения территории, собственности и т. п.;

    демографические факторы, изменения в воспроизводстве самого человека: рост численности и плотности населения, переход к оседлому образу жизни, потребность общества в упорядочении брачных отношений;

    социальная природа человека, проявляющаяся в стремлении к определенным формам общежития (семья, государство). Аристотель отмечал, что человек – существо в высшей степени коллективное и может реализовать себя только в рамках определённых форм общения.

Вначале возникли государства-полисы в античной Греции и Риме. Затем в Европе образовались военно-феодальные государства. Их сме­нили государства национальные. В истории общественной мысли сло­жились следующие подходы к вопросу о происхождении государства.

Теократические концепции связывают появление государства с божьим установлением. Они характерны для Античности и Средне­вековья.

Патриархальная концепция рассматривает государство как продукт разросшейся до размеров государства семьи, при этом власть правителя трактуется как власть отца в семье, а отношения между подданными и властителями – как семейные отношения.

Договорная концепция , развивавшаяся Т. Гоббсом, Дж. Локком и Ж.-Ж. Руссо, выводила государство из соглашения между правите­лями и подданными, заключенного в целях обеспечения порядка и организации общественной жизни.

Психологическая теория исходит из того, что государство существует в силу наличия у человека психологических потребностей жить в рамках организованного сообщества либо в силу к склонности большинства к подчинению.

Теория завоевания, созданная в XIX в. Л. Гумплоничем, объясняла возникновение государства завоеванием сильными в социально-экономическом отношении и воинственными народами слаборазвитых.

Расовая концепция опирается на постулат, что существуют высшие и низшие расы, а государство необходимо для обеспечения господства первых над вторыми.

Органическая концепция проводит аналогию между государством и живым организмом как в структуре, так и в функциях. Нарушение этой гармонии приводит к болезни всего организма и даже к его смерти.

Ирригационная концепция связывает происхождение государства с необходимостью строительства крупных оросительных сооружений.

Спортивная концепция выводит генезис государства из распространения спорта, системы физического воспитания в Спарте, что способствовало возникновению сильной армии и государства.

Социально-экономическая концепция объясняет возникновение государства социальной и имущественной дифферен­циацией, возникновением частной собственности и классов, непримиримостью классовых противоречий, общественным разделением труда и потребностью экономи­чески господствующего класса обеспечить политическое господство.

2. Государство имеет следующие отличительные признаки и атрибуты :

    Территория - это физическая, материальная основа государства, пространство, на которое распространяется его юрисдикция.

    насе­ление - это совокупность людей, проживающих на территории данно­го государства и подчиняющихся его власти.

    публичная власть - наличие специальной системы органов и учреждений , реализующихфункции государственной власти (правительство, чиновничийаппарат);

    суверенитет , т. е. верховенство и независимость государственной власти внутристраны и во внешних делах;

    монопольное право на принуждение и соответствующие органы для осуществления этого права (армия, полиция, службы без­опасности, суд);

    монопольное право на издание законов и правовых актов, обяза­тельных для всего населения;

    монопольное право на взимание налогов и формирование обще­национального бюджета, денежную эмиссию.

Функции государства

К внутренним относятся:

    функция защиты существующего политического строя, экономи­ческой и социальной системы, прав человека;

    хозяйственно-организаторская функция, регулирование эконо­мики;

    культурно-воспитательная функция.

    обеспечение законности и правопорядка

Внешние функции:

    защита государственного суверенитета и территории страны от внешнего посягательства

    обеспечение делового партнёрства и сотрудничества, защита ее интересов на меж­дународной арене, участие в международном разделении труда

    поддержание мира и мирного сосуществования.

Эти функции закономерно вытекают из внутренних и являются их про­должением; вместе с тем они, в свою очередь, оказывают влияние на внутренние функции.

Для осуществления всех этих функций государственный механизм включает, как правило, следующие элементы:

1. органы законодательной власти, получающие легитимацию в ре­зультате выборов, - это парламенты, местные представительные органы власти и самоуправления;

2. исполнительно-распорядительные органы, которые непосредст­венно управляют государственными делами, - это правительство и местные органы исполнительной власти;

3. органы судебной власти, прокуратуры, охраны общест­венного порядка и безопасности, вооружённые силы.

3. Типы и формы государства

Под историческим типом понимается совокупность основных, важнейших черт государства определённой ОЭФ. Каждому способу производства соответствует свой тип: рабовладельческое (в 2-ух вариантах – азиатском и античном), феодальное, буржуазное и социалистическое.

Государства традиционно классифицируются по трем критериям - формам правления, формам территориального устройства и формам политического режима. Под формой правления понимается организация верховной государствен­ной власти, система отношений ее органов друг с другом и с населени­ем. Форма государственного устройства отражает территориальную структуру государства, характер взаимоотношений центральных, региональных и местных органов власти.

Формы правления :

В монархии ис­точником власти является одно лицо – монарх (король, император царь, шах и т.д.), и власть передается по наслед­ству.

Монархии бывают двух видов - абсолютные и ограниченные, конституционные.

Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства и не ограничена конституционными учреждениями. Прави­тельство назначается монархом и ответственно перед ним. Абсолютные монархии преобладали в прошлом, а сейчас сохранились лишь в не­которых странах Ближнего Востока - Саудовской Аравии, Катаре, Омане, Объединенных Арабских Эмиратах.

Большинство монархий - ограниченные, конституционные. В них полномочия монарха строго ограни­чены законодательными системами. Власть монарха в конституционных монархиях не распространя­ется па сферу законодательной деятельности и ограничена в сфере управления. Законы принимаются парламентом; а правом вето, если оно существует, монархи практически не пользуются. В зависимости от степени такого ограничения парламентом выделяют:

    дуалистическую (двойственную) монархию (Иордания, Марокко, Кувейт), при которой полномочия главы государства ограничены в сфере законодательства, но достаточно широки в сфере исполнительной власти. Монарх вправе назначать правительство, которое ответственно перед ним.

    парламентскую . Власть главы государства практически не распространяется на сферу законодательства и значительно ограничена в сфере исполнительной власти. Правительство образуется на основе парламентского большинст­ва и несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом. Оно осуществляет реальное управление страной, а премьер-министр является фактическим главой государства. Все издаваемые монархом распоряжения (указы) приобретают юридическую силу лишь после подтверждения главой правительства. Ответственность за их осуществление несет правительство.Тем самым монарх царствует, но не правит (Ве­ликобритания, Нидерланды, Бельгия, Швеция, Норвегия, Дания, Испания, Япония и др.).

Институт монархии во многих странах (особенно европейских) сохраняется лишь потому, что он олицетворяет собой единство нации и незыблемость ее политической системы . Монархии обеспечивают преемственность в политическом развитии, являются охранителями традиций

Тем не менее наиболее распространенная в современном мире фор­ма правления - республики (от лат. res – дело и publika – общественный). Источником власти в них является народ­ное большинство, высшие органы власти избираются гражданами.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на три разновидности: парламентские, президентские и смешанные (полу­президентские).

Главная особенность парламентской республики - образование правительства победившими на выборах партиями. Правительство ответственно перед парламентом. Правительство во главе с премьер-министром играет первостепенную роль в политической жизни. Премьер министр – первое лицо в государстве. Президент является главой государства, но выполняет в основном представительные функции.

Парламентские республики существуют в таких, например, стра­нах, как Италия, Германия, Греция, Швейцария. Индия и Австралия. Они отличаются частой сменой правительств и проведением внеоче­редных парламентских выборов.

В президентской республике глава государства одновременно вы­ступает и в качестве главы правительства (исполнительной власти). Он назначает правительство, не подотчётное парламенту. Парламент и президент независимы во взаимоотношениях. Президент избирается населением и не несёт ответственности перед парламентом. Президент руководит вооружёнными силами и администрацией. Парламент не вправе отправлять правительство в отставку, хотя и президент не в праве распустить парламент.

Третьей основной разновидностью республики является полупрезидентская республика , или смешанная , сочетающая в себе признаки президентской и парламентской республик. Она существует в Австрии, Ирландии, Португалии, Польше, Финляндии, Франции, Болгарии и некоторых других странах. Ее главная характерная черта - двойная ответственность правительства: перед президентом и перед парламентом.

По национально-территориальному устройству государства делят­ся на:

Унитарное государство отличают единая конституция, признавае­мая на всей территории, единое гражданство, единая система права и судебная система, отсутствие самостоятельности у административно-территориальных единиц. (Франция, Швеция, Дания, Польша, Беларусь, Эстония и др.)

Федерация отличается от унитарного государства тем, что входя­щие в нее территориальные единицы (штаты, провинции, кантоны, республики) являются субъектами государственного суверенитета. Это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах рас­пределенных между ними и центром компетенций и имеющих собст­венные органы власти.

К числу федераций ныне относятся Австралия, Австрия, Бельгия, Бразилия, Канада, Малайзия, Мексика, Нигерия, Россия, США, ФРГ, Швейцария. Штаты в США, земли в Австрии и ФРГ, кантоны в Швейцарии, провинции в Канаде.

Практика показала, что федерации, созданные по территориаль­ному принципу (США, Мексика, Германия, Австрия), оказались более жизнеспособными, чем федерации, созданные по национально-терри­ториальному принципу (Советский Союз, Югославия, Чехословакия).

Существуют и иные объединения государств. Во-первых, это конфедерация - временный союз независимых государств для осуществления конкретных совместных целей (военных, экономических). Ее члены передают в компетенцию союза решение ограниченного круга вопросов, чаще всего в области военной, внешнеполитической, транспорта и связи, денежной системы. Есть объединение государств, в котором просматриваются элементы конфедерации, - Европейский Союз. В нем функциони­руют надгосударствепные органы с немалыми полномочиями, коор­динируется политика, имеется общее экономическое пространство.

4. Правовое государство и гражданское общество

Концепция правового государства государства имеет глубокие исторические и теоретические корни. Идея господства права, верховенства закона в жизни общества высказыва­лась еще в древности. Платон подчеркивал: "Я вижу близ­кую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я рассмат­риваю спасение государства и все блага, какие могут да­ровать государствам боги" .

Теория правового государства в ее целостном виде раз­работана Д. Локком, Ш. Монтескье, Т. Джефферсоном, И. Кантом и другими представителями либерализма. Сам термин "правовое государство" утвердился в XIX веке в трудах немецких юристов К.Т. Велькера, Р. фон Моля и др. Существенный вклад в развитие правового государ­ства внесли русские мыслители А. Радищев, А. Герцен, Н. Добролюбов; ученые-юристы Б. Чичерин, С. Котляревский, П. Новгородцев, Б. Кистяковский. Значительны­ми вехами на пути к правовому государству стали Кон­ституция США 1787 г. и Конституция Франции 1789 г., впервые закрепившие некоторые положения правовой го­сударственности.

Правовое государство - это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу личности и подчиняющим власть воле суверенного народа.

Право есть система общепризнанных, формально определенных, гарантированных государством норм. т.е. правил поведе­ния общего характера, выступающих в качестве регулято­ра общественных отношений. Право является средством организации государственной власти. Посредством юридических норм государство осуществляет необходимые функции, делает свои веления общеобязательными для всего населения.

В правовом государстве функционирует режим конституционного правления, существует развитая и непро­тиворечивая правовая система с эффективным контролем политики и власти. Осуществление внутренней и внешней политики государства, деятельность его органов, должно­стных лиц связаны правовыми нормами и подчинены им. Концепция правового государства обосновывает правовое равенство всех граждан, приоритет прав человека над за­конами государства, невмешательство государства в дела гражданского общества.

Отличительные признаки правового государства:

    Суверенитет народа . Это означает, что именно народ является конечным источником власти; государственный же суверенитет носит представительный характер.

    Верховенство закона . Законы правового государства опираются на Конституцию страны и обладают наивысшей обязательной силой по сравнению со всеми иными нормативными ак­тами, издаваемыми государственными органами. Закон не может быть отменен, изменен ни ведомственными актами, ни правительственными распоряжениями, ни решениями партии. В этой связи встает вопрос о качестве самого за­кона. В подлинно демократическом правовом государстве закон должен соответствовать праву, быть гуманным, спра­ведливым, прогрессивным, закреплять неотъемлемые пра­ва человека.

    Всеобщность права, связанность правом самого государ­ства и его органов. Государство, издавшее закон, не впра­ве его само же нарушать. Все органы государства и долж­ностные лица действуют строго на основе и во исполнение законов, в пределах компетенции и в порядке, установ­ленном правовыми нормами.

    Взаимная ответственность государства и личности. Не только гражданин, отдельные организации и учреждения несут ответственность перед государством за выполнение своих обязанностей, но и государство, его должностные лица ответственны за свои действия перед гражданами.

    Разделение властей. Власть должна быть рас­средоточена, чтобы избежать деспотизма, между законо­дательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Принцип разделения властей требует самостоятельности, независимости, строгого разграничения компетенций этих трех властей, наличия системы сдержек и противовесов, с помощью которой каждая ветвь власти могла бы ограни­чивать другую. Принцип разделения властей не исключа­ет, а предполагает единство и взаимодействие властей, а также определенное верховенство законодательной власти, конституционные решения которой обязательны для всех.

    Незыблемость свободы личности, ее прав, чести и дос­тоинства. Правовое го­сударство исходит из того, что права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения; права и свободы предоставлены в равной мере всем и каждому; осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц; каталог прав и свобод человека и гражданина должен соответствовать международным стандартам, зафиксированным во Всеоб­щей Декларации прав человека 1948 г., Пакте об экономи­ческих, социальных и культурных правах и Пакте о граж­данских и политических правах 1966 г.

    Наличие эффективных форм контроля и надзора за со­блюдением прав и свобод граждан, реализацией законов и других нормативных актов, гибкого механизма гарантий свободы народного волеизъявления. Правовое государство призвано создать развитую и действенную систему судеб­ных органов, арбитража, народного (государственного) кон­троля и т.п.

Гражданское общество - это система самостоятельныхнезависимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реа­кции частных интересов и потребностей.

Гражданское общество имеет сложную структуру и включает в себя экономические, духовные, нравственные, религиоз­ные, этнические, семейные и другие отношения и институты, не опосредованные государством. Оно охватывает производственную и частную жизнь людей, их традиции, нравы, обычаи, сферы образования, науки, культуры, находящиеся вне непосредственной деятельности государства.

Интересы и потребности различных групп и индивидов выражаются и осуществляются через такие институты гражданского общества , как семья, церковь, политические партии, профессиональные, творческие объединения, кооперативы, социальные движения, органы общественной самодеятельности и др. Тем самым гражданское общество предполагает многообразие коллективов, территориальных общностей, культурных, национальных сообществ, т.е. множественность социальных субъектов, относительно не­зависимых от государства и способных к самоорганизации.

В гражданском обществе, в отличие от государственных структур, преобладают не вертикальные (подчинения), а горизонтальные связи - отношения конкуренции и соли­дарности между свободными и равноправными партнерами.

Базисом гражданского общества является многоукладная рыночная экономика, плюрализм форм собственно­сти, самостоятельность субъектов хозяйствования, предоставление широкой деловой инициативы гражданам.

Важ­ным условием функционирования гражданского общества является также наличие развитой социальной структуры и многообразие различных групп слоев. Соц иальную основу гра жданского общества составляет так называемый средний класс, включающий наиболее активную и мобильную часть населения.

Духов­ная сфера гражданского общества предполагает плюрализм в области идеологии, реальную свободу слова, печати, совести, достаточно высокий уровень социального, интеллектуального, психологического развития личности.

В современных условиях провести чёткую грань между гражданским обществом и государством сложно. Однако такое деление необходимо для своевременного предотвращения этатистских тоталитарных тенденций, обеспечения суверенитета народа, свободы личности. Государству надлежит управлять обществом, но не подчинять его себе полностью. Обществу следует жить своей полноценной жизнью, но не игнорировать государство. Границу взаимодействия должен устанавливать закон, не позволяющий им поглощать друг друга.

Социальное государство – это государство, стремящееся к обеспечению достойных условий существования граждан, удовлетворению их материальных и духовных потребностей, социальной защищённости. Достигается это с помощью перераспределения национального дохода в пользу менее обеспеченных слоёв, проведения политики занятости, охраны труда, развития общедоступного образования, здравоохранения и т.д.

Введение


Государство является основным интригующим общество политическим институтом. Используя его, власть организует, направляет и контролирует совместную деятельность и отношения индивидов, общественных групп и классов.

Термин «государство» употребляется, как правило, в двух основных значениях. С одной стороны под государством понимается та или иная страна, народ, например, российское государство, французское государство, китайское государство и т.д., отождествляя каждое из них с тем или иным обществом, его социальной организацией.

Такая трактовка государства долгое время была основной. И только в XVIв., благодаря трудам Н. Макиавелли, который использовал термин stato (от лат. Status - положение) для обозначения особой, отличной от общества структуры власти, появился и термин «государство».

Государство изучается рядом общественных наук: правоведением, политической историей, социологией, философией. Политологический аспект изучения государства предполагает анализ его политических характеристик, целей, задач, функций, форм политического правления в современном мире.

В политической науке государство определяется как орудие власти класса, нации, общества, система учреждений, обладающих верховной властью на определенной территории. Можно, к примеру, использовать следующее определение государства.

Под государством понимается особый институт, обладающий верховной властью на определенной территории и обеспечивающий там определенный социальный порядок, поддержание соответствующих норм и правил человеческого общежития.


1. Происхождение государства


Государство является исторические первым политическим институтом. Государство определяется как основной институт политической системы общества, обладая верховной властью, суверенитетом на определенной территории и осуществляющий управление обществом с помощью специального механизма в виде системы органов и учреждений. В политологии одной из сложнейших проблем является проблема происхождения государства. Существует множество концепций происхождения государства. К основным (наиболее распространенным) относятся:

) теологическая (религиозная) - происхождение государства есть результат деятельности богов.

) патриархальная (основатель Конфуций) - государство рассматривается как большая семья, во главе которой стоит отец-патриарх, который заботиться о поданных и действует от имени всех

) психологическая (основатель Цицерон) - государство связывается с наличием у людей различных импульсов, направленных к властвованию и подчинению

) концепция общественного договора (основатели Гоббс, Локк, Монтескье) - природа государства во всеобщем примирении людей (страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь, свободу и имущество; вера в то, что государство способно лучше обеспечить права человека; человеческий разум на первом плане)

) органическая концепция (создатель Спенсер) - государство рассматривается как произведение сил природы

) гидравлическая - возникновение государства было продиктовано необходимостью организации ирригационных работ (мелиорация)

) концепция инцеста - связана с запретом кровосмешения

) марксистская теория - основывается на возникновении семьи, частной собственности, классов, а в результате появляется государство, которое регулирует отношения между ними

Государство возникает на определенной ступени развития общества в результате взаимодействия разных причин.


Признаки и функции государства


Государство имеет обязательные признаки:

) территория (составляет физическую и материальную основу государства)

водное пространство

воздушное пространство

) наличие государственной символики (герб, флаг, гимн).

) население - совокупность людей, проживающих на данной территории

) суверенный характер власти (верховенство внутри страны и независимость во внешних отношениях)

) монопольное право на применение принуждения

) монопольное право на издание законов и правовых актов, обязательных для всего населения

) монопольное право на взимание налогов и сборов с населения

Дополнительные признаки:

) единый государственный язык как средство общения;

10) единая оборонная внешняя политика;

11) единая транспортная, информационная, энергетическая системы и др.

Основные функции государства:

) внутренние - имеют приоритет над внешними функциями. Это основное направление деятельности государства по осуществлению стоящих перед ним внутренних задач

социальная функция

экономическая

идеологическая

организаторская

правовая

политическая

культурно-воспитательная

образовательная

) внешние

функция развития взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами на основе принципа мирного существования

развитие равноправных отношений в другими странами

участие в международном делении труда и интеграции

защита интересов данного государства, его взаимовыгодных отношений с другими странами

защита от военной и экономической экспансии

Государственный аппарат (механизм) - система государственных органов и учреждений, при помощи которых осуществляются государственная власть и государственной управление. Его структура определяется функциями государства.


Органы, исполняющие внутренние функцииОрганы, исполняющие внешние функцииорганы правопорядка (милиция, суд, прокуратура); органы социально-экономического регулирования (финансовые и налоговые службы, учреждения связи, транспорта, социального обеспечения, коммунальных служб, технического надзора и др); учреждения культуры (учреждения образования, науки и культуры, органы информации. министерство иностранных дел; вооруженные силы; разведка; органы межгосударственных отношений; органы иновещания.

Правовое государство, гражданское общество и социальное государство


Правовое государство - это тип государства, который последовательно воплощает принципы конституции и ограниченного в своей деятельности нормами права и развитым социальным контролем.

Правовое государство - это такое государство, которое подчинено нормами права, установленными демократическим путем.

Для формирования правового государства необходимы определенные условия:государство политическая власть

разделение и баланс властей

установление пределов концепции властей

политический плюрализм

подзаконность власти и управления

конституционный надзор

широкое местное самоуправление

Право - система общеобязательных, формально определенных, гарантированных государством норм, т.е. правил поведения общего характера, выступающих в качестве регулятора общественных отношений, распространенных на все сферы жизни. Нормы права являются юридическим выражением и закреплением отношений, складывающихся в различных областях общественной жизни, в сфере материального свойства. Правовые нормы соответствуют культурному развитию общества, испытывают влияние исторических традиций.

Понятия государство и право. Государство - организация политической жизни, выраженная в конкретных органах. Право - регулятор общественных отношений, т.е. состоит из норм и правил поведения. Государство и право являются тесно связанными между собой феноменами.

Право - орудие государства, без норм государство не обходится. С помощью норм права господствующие социальные группы выражают свою волю, т.е. право - возведенная в закон воля господствующего класса, являющаяся средством организации госвласти. Посредством юридических норм государство осуществляет свои функции, решения обязательные для всего населения. Существование самого права невозможно без государства. Юридические нормы исходят от государства. Государство конкретизирует их в индивидуальных актах.

Правовое государство имеет ряд признаков:

приоритет права личности

равная ответственность и обязанность государства перед гражданином и гражданина перед государством

сфера отношений между государством, личностью и обществом регулируется законами и демократическими нормами самоуправления, свободной инициативы граждан

верховенство закона и действие принципа «разрешено все, что не запрещено законом»

социальной основой является гражданское общество

суверенитет народа (народ является источником власти, государственный суверенитет носит представительный характер)

верховенство закона, законы правового государства опираются на конституцию и обладают наивысшей обязательной силой

незыблемость свободы личности, его прав, чести и достоинства

наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод личности

Правовое государство взаимосвязано с гражданским обществом.

Гражданское общество - общество, в котором имеются и расширяются области свободного волеизъявления людей, где компетенция государственного вмешательства в их деятельность ограничена и строго определена. Такое общество составляет комплекс частных лиц, добровольных ассоциаций и институтов, взаимодействие которых регулируется гражданским правом.

Гражданское общество имеет свою структуру, в которую входят:

) субъекты гражданского общества - социальные институты: семья, школа, церковь, СМИ, правотворческие, политические и иные общественные объединения граждан

) отношения (горизонтальные, не властные, добросовестные ассоциации, связи и взаимоотношения граждан и их объединения в сфере экономических, социальных, духовных и культурных отношений

) культура - правовые нормы, сложившиеся традиции и стереотипы в деятельности сферы свободного волеизъявления граждан, т.е. политическая культура

Характерные признаки гражданского общества:

) гуманизм и стабильность социальных отношений

) правовая защищенность граждан

) высокий уровень политической культуры и гражданской ответственности личности

) политический плюрализм (наличие различных идей)

) эффективный социальный контроль со стороны гражданского общества над институтами власти

Эффективное гражданское общество может быть сформировано при наличии определенных условий:

равноправие всех форм собственности

многоукладная рыночная регулируемая экономика

создание условий для деловой активности и предприимчивости, для свободной и творческой трудовой деятельности граждан

равноправие различных социальных групп, слоев, классов и общностей

справедливость, солидарность и партнерство в отношениях между социальными слоями

наличие определенного среднего класса, удельный вес которого более 50%

реальные гарантии прав и свобод личности, обеспечивающие равный доступ к участию в государственных и общественных делах

верховенство права, разделение властей

политический плюрализм

обязательная выборность всех представительных органов власти

свободное идейное самоопределение граждан

рационализм

политическое отношение к действительности

открытость и способность к принятию иного опыта

Социальное государство - это демократическое государство, осуществляющее эффективную социальную политику, гарантирующую достойные условия для жизнедеятельности и свободы развития личности. Оно осуществляет политику, направленную на обеспечение благосостояния всех граждан, поддержку социально слабых групп населения. Для утверждения в обществе принципов социальной справедливости социальное государство должно обеспечивать:

) движение к утвержденной социальной справедливости

) ослабление социального неравенства

) предоставление каждому работы или иного источника существования

) сохранение мира в обществе

) формирование для человека благоприятной жизненной среды

Социальное государство должно основывать на:

) высоком уровне экономического развития

) демократической политической системе

) компромиссе основных политических сил относительно путей и целей развития общества

) реализации идей социального партнерства

) повышении регулирующей роли государства


Заключение


Государство является основным институтом политической системы в обществе. В руках государства сосредоточены основные рычаги воздействия на общество (экономические, политические, военные и другие), оно обладает всей полнотой власти на определенной территории. Государству принадлежит исключительное право издания законов и других нормативных актов, обязательных для выполнения всеми гражданами и другими субъектами на его территории. Только государству дается право на легальное применение силы, в том числе право физического принуждения.

Понимание государства, его сущности и закономерности развития позволяют определить его как сложное и исторически развивающееся общественно-политическое явление. В широком смысле государство - это организованное политической властью общество, подчиненное правовым законам, целостность которого создается публично - властными структурами, олицетворенными в государственно-правовых институтах и отношениях. В узком смысле государство - это система различных учреждений публичной власти, аппарат управления, обособленный от общества и выражающий как интересы определенных социальных групп, так и интересы общества в целом.

Государство осуществляет контроль и регулирование во всех сферах общественно деятельности, формирует основания и условия политической власти в стране. Государство - средоточие политической активности для всех общественных организаций и отдельных индивидов.

Государство осуществляет политическое управление обществом. Это одна из основных функций государства. Кроме того, государственные органы н6а основе законодательных актов задают ритм политического процесса в обществе, характер властных отношений, ориентирует политическую деятельность общества на конфликтное или стабильное развитие государства и общества.

Государство также формирует условия существования и порядок функционирования политической системы в обществе. Органы государственного управления являются центром контроля и управления деятельностью политических партий, общественных объединений разного рода, отдельных индивидов, стремящихся активно участвовать, в политической системе осуществляется, главным образом, государством.


Список литературы


Василенко И.А. Политология: учебник для вузов, 2010.

Кулаков В.В., Каширина Е.И. Политология, 2011.

Ланцов С.А. Политология, 2011.


Теги: Государство как главный институт политической власти Реферат Политология

Одним из основных институтов господствующих политических систем является государство.

Термин «государство» употребляется в разных значениях. В обыденной речи понятие «государство» нередко используется для обозначения больших общественных групп — отдельных стран, обществ, народов. Такое понимание государства не является строго научным. Являясь организацией больших общественных групп, государство — это вместе с тем и, прежде всего, основной институт господствующей в конкретном обществе политической системы, совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций, осуществляющих регулирование политических отношений, управление общественными делами, выполнение властных функций.

До недавнего времени в отечественной научной, учебной, и учебно-методической литературе государство трактовалось односторонне. Оно преимущественно рассматривалось как машина, аппарат, посредством которого один класс держит в подчинении другие классы, осуществляет свою диктатуру, используя для этого специальные органы принуждения. При этом сплошь и рядом, нередко со ссылками па произведения К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина подчеркивалось, что таковыми являлись государства рабовладельческого, феодального и является государство буржуазного общества, а социалистическое государство якобы классовым не является.

«Государство, — писали, например, авторы учебника по философии для высших учебных заведений, который был издан в начале 80-х годов, - есть организация господствующего класса для защиты его коренных интересов, и, прежде всего, формы собственности, которую этот класс представляет. Основное назначение государства в эксплуататорском обществе состоит в том, чтобы держать в повиновении угнетенные классы, опираясь на силу, на органы принуждения». Подобные определения государства в тех пли иных интерпретациях давались и в последующие годы. «…Государство, — писал, например, в конце 80-х годов А.Г. Спиркни, — это организация политической власти экономически господствующего класса». Похожие на указанные определения государства давали и некоторые зарубежные ученые, которые никогда не стояли на марксистских позициях. «Государство, равно как и политические союзы, исторически ему предшествующие, — писал, например, М. Вебер, — есть отношение господства людей над людьми, опирающееся па легитимное (то есть считающееся легитимным) насилие как средство».

Указанные и им подобные определения государства не являются строго научными, ибо они дают одностороннее толкование государства. Государство, как верно отмечает М.X. Фарукшин, представляет собой противоречивое единство двух сторон. С одной стороны, государство является организацией политического господства определенного класса, социального слоя. С другой стороны, оно представляет собой всеобъемлющую, универсальную политическую организацию всего общества, его политическую оболочку. В соответствии с этим дифференцируются и функции государства. С одной стороны, государство является выразителем интересов и волн экономически господствующего класса, а с другой стороны, государство как неофициальный представитель гражданского общества осуществляет выполнение его общих дел, реализация которых обеспечивает его нормальное функционирование и развитие.

Следовательно, государство — это основной институт господствующей в обществе политической системы, центральный институт политической власти, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп.

Государство — это определенная структура, в состав которой входят органы законодательной, исполнительно-распорядительной, судебной, прокурорской власти, органы управления хозяйственной деятельности, органы государственного контроля, органы охраны общественного порядка, органы государственной безопасности.

Как политический институт от других политических институтов государство отличается рядом признаков. Во-первых, для государства характерно наличие публичной власти, которая складывается из аппарата управления и органов принуждения. К аппарату управления относятся чиновники законодательных, исполнительных, распорядительных и прочих органов, численность которых по мере развития государства растет. Аппарат принуждения в каждом государстве представлен армией, полицией, органами государственной безопасности и т. д.

Во-вторых, существенным признаком государства является взимание налогов с населения, которые в значительной мере используются на содержание аппарата управления и принуждения, а также па выполнение общественных дел. Современные государства взимают самые разные налоги: налог на прибыль, налог па добавленную стоимость, налог на экспорт и импорт, налог с оборота, налог с продаж и т. д.

В-третьих, для государства характерна определенная территория, на которую распространяются полномочия данною государства.

В-четвертых, каждое государство характеризуется конкретными нормами права, которые закрепляют существующую власть и обязанности граждан.

В-пятых, для государства характерен суверенитет. От других политических институтов государство также отличается тем, что для него характерны «монополия неэкономического принуждения, не допущения принуждения и насилия со стороны частных лиц, отдельных групп и т. п., исключительное право издавать обязательные для всех законы, исключительное право эмиссии денежных знаков, право… выпускать займы, осуществлять бюджетную политику…».

Сущность всех государств проявляется в их функциях. Под функциями государства принято понимать основные направления его деятельности. Государства выполняют разнообразные функции, которые принято подразделять на две группы: внутренние и внешние.

Внутренние функции государства — это основные направления деятельности конкретного государства на своей территории, внешние функции — это основные направления его деятельности во взаимоотношениях с другими государствами, на международной арене.

Основными внутренними функциями существующих в настоящее время государств являются следующие:

1) защита существующего социально-экономического строя,

2) регулирование отношений господствующего социального слоя с другими классами, социальными слоями, общественными группами,

3) регулирование всей совокупности социальных отношений - национальных, межнациональных, семейных и т.д.).,

4) регулирование экономической жизни,

5) обеспечение организованности, упорядоченности в обществе, охрана установленных законов и правопорядка, а также интересов общества в целом,

6) регулирование взаимоотношений общества с природой,

7) воспитательная функция и другие.

Внешние функции современных государств направлены на то, чтобы отстаивать свои интересы на международной арене, в международных отношениях. К числу внешних функций относят следующие:

1) защита суверенитета и территории,

2) укрепление обороны и обеспечение государственной безопасности.

3) поддержание нормальных отношений и развитие сотрудничества с другими странами,

4) участие в международном разделении труда,

5) участие в решении глобальных проблем и другие.

Государство обеспечивает экономическую, социально-политическую стабильность общества. С помощью власти, силы, убеждения, экономического и неэкономического принуждения оно нейтрализует дезорганизующие тенденции, поддерживает определенный порядок в обществе. Реализуя цели и интересы господствующего социального слоя, государство вместе с тем осуществляет управление общественными делами. Оно является единственным политическим институтом, который в конкретных ситуациях обеспечивает приоритет общих целей над частными. Важнейшей функцией государства является обеспечение прав и свобод граждан! Вместе с тем современные государства в той или иной мере выполняют функцию социальной защиты не задействованных по тем пли иным причинам в экономической и политической жизни граждан.

Все функции, которые выполняет государство, являются политическими. Они никогда не были и не могут быть социально-нейтральными. Поддерживая ли порядок в обществе, осуществляя ли социальную защиту граждан, нейтрализуя ли действия деструктивных сил и т. д., государство всегда, так или иначе затрагивает интересы различных классов, социальных слоев и групп. Их реакция па действия государства бывает самой различной — от полной поддержки до активного сопротивления. В зависимости от того интересы каких социальных слоев общества — прогрессивных или реакционных — при осуществлении своих функций государство реализует оно или ускоряет, пли тормозит прогрессивное развитие общества. Так было, есть и будет до тех пор, пока общество является социально неоднородным, дифференцированным па классы, социальные слон и группы, интересы которых не только противоположны, но и нередко взаимоисключают друг друга.