Классический танец. Словарик терминов(помощь ученикам)

Классический танец. Словарик терминов(помощь ученикам)

В прошлых материалах мы рассказали, из чего состоит оценка и как она выводится, а также знакомили читателей с определением прыжка и равновесия. В текущем материале мы расскажем, что такое поворот. За консультациями в вопросах правил мы обратились к чемпионке Универсиады-2007, тренеру и судье национальной категории, Полине Кондауровой.

Мы выяснили, что в упражнении спортсменки присутствует от 6 до 9 элементов. Из них как минимум 2 прыжка, 2 равновесия и 2 поворота.

Для того, чтобы читатель понимал, какие бывают формы поворотов, рекомендуем смотреть таблицу. Равновесия и повороты выполняются в практически одинаковых формах.

Базовые характеристики:

Базовое вращение минимум 360

Чёткая и фиксированная форма до конца вращения

Выполняется на полупальцах (Поворот), на полной стопе или на различных частях тела

Дополнительные вращения:

Каждое дополнительное вращение на релеве на 360 повышает уровень Трудности на базовую ценность для изолированной и смешанной трудности.

Каждое дополнительное вращение на всей стопе или другой части тела на 360 повышает уровень Трудности на 0.20 балла.

Возможное изменение уровня гимнастки (постепенное сгибание опорной ноги; подъем - выпрямление ноги) + 0.10 балла за каждое.

К элементу можно добавлять волну или вращательное движение со сменой оси (перед или после элемента)... + 0,1. Пример: поворот в аттитюде и уходит в колесо.

Вращение с наклоном туловища назад (для поворотов в заднем равновесии):

Разные исходные положения («стоя», «с пола») обуславливают разную технику исполнения, поэтому данные Вращения считаются разными. В упражнении допускается одно вращение из положения «стоя», и одно - из положения «с пола» независимо от выбранных базовых вращений (180/360).

Для поворотов на полу:

Нельзя делать два вращения на полу в переднем шпагате;

Нельзя делать больше двух вращений в заднем шпагате

Какие самые распространенные ошибки при выполнении поворотов?

Нечеткая форма. Форма поворота должна быть зафиксирована перед началом вращения и не может меняться в течение выполнения элемента. Если во время поворота свободная нога «гуляет», «дёргается», поднимается или опускается, элемент попадает в категорию «нечёткая форма» и не засчитывается.
Неполное вращение. Минимальное вращение – 360 градусов. Если спортсменка подала в карточке 720, а выполнила, скажем, полтора оборота вместо двух, засчитывается один. Если заявлено 360 и единственный оборот недокручен, ценность элемента – 0.000.
Опускание на пятку до момента завершения вращения. Аналогично п. 2 - засчитывается количество полных оборотов.

К поворотам относят также бывшие элементы гибкости и волн (циркули, повороты на груди), ещё примеры.

Существует отдельные смешанные повороты. Это два или больше поворота, выполняемые без взятия опоры (без опускания на пятку). Ценность определяется суммой поворотов + 0.1. Обращаем ваше внимание на то, что существуют смешанные трудности из разных групп элементов тела. То есть, к примеру, можно сделать поворот, переходящий в прыжок. Детальнее об этом мы ещё поговорим.

Для того, чтобы поворот был засчитан, во время его выполнения должна совершаться работа предметом. Если работа не совершается, а также в случае потери (или ошибки в работе) предмета элемент не засчитывается. Мы уже говорили об этом, однако на работе предмета стоит акцентировать внимание даже для частичного понимания картины на ковре.

Что нужно для того, чтобы крутить повороты? В первую очередь, развитые мышцы, хорошая хореографическая подготовка и развитый вестибулярный аппарат, растяжка, гибкость. Для поворотов, выполняемых на одной ноге (большинство) необходимое крепкое ахиллесово сухожилие.

Текущая страница: 4 (всего у книги 8 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Шрифт:

100% +

3.3. Характеристика поворотов в художественной гимнастике

Структурная группа «повороты» включает в себя комплекс вращательных движений тела гимнастки вокруг продольной оси на одной ноге. Главная задача при выполнении поворотов – сохранение устойчивости при вращении. В этом отношении данные действия сходны по биомеханическим характеристикам с равновесиями . Классификация поворотов представлена на рисунке 9. Поэтому все рекомендации по поводу освоения и совершенствования действий, связанных с равновесиями, полезны и для поворотов. Повороты классифицируются по фазе начала основных действий маховой ногой, по способу опоры и по формообразующим действиям (табл. 9).

Анализ таблицы дает представление о многообразии действий в основных фазах вращательных элементов. Вместе с тем, по правилам соревнований 2008–2012 гг., повороты выполняются с большой амплитудой движений, что послужило толчком к созданию классификации с уточнением амплитуды движений (табл. 9) в формообразующей фазе поворотов .


Рис. 9. Классификация поворотов в художественной гимнастике (по Т. С. Лисицкой)


Для того, чтобы занимающиеся умели сохранять требуемую позу при выполнении поворотов любой сложности, необходимо в тренировочных занятиях уделять большое внимание упражнениям специальной физической подготовки и совершенствованию функции вестибулярного анализатора. Повороты следует осваивать постепенно (табл. 10), последовательно изучая все специальные упражнения для базовых, а в дальнейшем профилирующих поворотов (рис. 10).

При поворотах центром вращения является вертикаль, проходящая через центр тяжести тела. Это свободная внутренняя ось, она не имеет постоянного расположения в пространстве, а перемещается вместе с телом.

Для создания вращательного движения необходима сила, проходящая на некотором расстоянии от оси вращения и не параллельная ей. Такая сила образует «момент вращения», который равен произведению этой силы на её плечо (кратчайшее расстояние от оси).


Таблица 9. Классификация основных поворотов по признаку структурного сходства и имеющих определенную ценность трудности


Таблица 10. Базовые и профилирующие элементы структурной группы «повороты»



По правилам соревнований к технике выполнения поворотов предъявляется ряд требований: в момент вращения вокруг вертикальной оси гимнастка должна выполнять поворот на заданное количество градусов. При этом нужно сохранять позу поворота во время вращения. Устойчивость гимнастки в данном случае будет зависеть от силовой подготовленности мышц, фиксирующих положение одних звеньев по отношению к другим.

В качестве других методических ориентиров для практической деятельности могут быть следующие «детали» техники, указанные ниже.

1. Движение головы не является ведущим вначале выполнения поворота (оно как бы сливается с движением туловища), когда скорость вращения ещё мала, но с ее нарастанием поворот головы обгоняет движение туловища и рук, сохраняя взятый ориентир на уровне глаз. При этом не следует забывать, что ранний поворот головы влечёт за собой потерю равновесия, поздний – тормозит общее вращательное движение всего тела и также является одной из причин потери равновесия. Необходимо следить за тем, чтобы голова не наклонялась от той оси, вокруг которой происходит вращение, чтобы избежать потери равновесия. Однако при работе с предметами часто необходимо смотреть на предмет, что затрудняет выполнение поворота.

2. Завершающие действия, фиксация конечного положения, остановка должна выполняться для быстрого, своевременного преодоления силы инерции вращения.

3. Для того чтобы занимающиеся обладали большей подвижностью всего тела, умели сохранять требуемую позу при выполнении поворотов любой сложности, необходимо в тренировочных занятиях уделять большое внимание упражнениям специальной физической подготовки. Только длительный тренинг приводит к чистоте исполнения.

3.4. Характеристика наклонов в художественной гимнастике

В настоящее время по правилам соревнований ФИЖ наклоны выделены в отдельную структурную группу движений (приложение 11). Они широко используются в художественной гимнастике. Наклоны – это сгибание туловища в различных направлениях, с различной амплитудой и в разных исходных положениях . Они широко используются в художественной гимнастике как самостоятельные элементы, так и в составе других движений (равновесиях, поворотах, прыжках, акробатических и партерных положениях). При выполнении элементов данной структурной группы первостепенное значение имеет гибкость позвоночного столба, подвижность тазобедренных и плечевых суставов .

Трудность наклонов оценивается площадью опоры, амплитудой движения вперед, в сторону, назад или круговым движением. Они различаются по направлению, амплитуде, исходному положению. При этом особое внимание уделяется выбору площади опоры (табл. 11) при исполнении движения: в стойках на коленях, лежа на бедрах, в стойках на предплечьях, в позе «шпагат», стойках на двух и одной ноге (приложение 12).

Методика обучения наклонам направлена на специальную физическую подготовку, содержащую упражнения на развитие гибкости, силы и вестибулярной устойчивости. Обучение наклонам начинается в облегченных условиях: с помощью или в облегченных условиях у дополнительной опоры (гимнастическая стенка, гимнастическая палка). Применять при обучении сначала нужно базовые упражнения и далее переходить к профилирующим.

При выборе методических направлений работы с гимнастками предлагаются ориентиры последовательности обучения наклонам по таблице 11 и рисунку 11. Более подробно методика обучения наклонам представлена в главах 5, 6.

В таблице 11 следует определить последовательность изучения наклонов в порядке их сложности от базовых к профилирующим, и далее по рисунку 11 можно определить последовательность применения специальных упражнений для базовых, профилирующих, а в дальнейшем все усложняющихся и модальных элементов.


Таблица 11. Базовые и профилирующие элементы структурной группы «наклоны»



При обучении необходимо совершенствовать комплекс двигательных качеств, влияющих на способность выполнения наклонов в соответствии с техническими требованиями. Важным условием сохранения позы является правильное использование компенсаторных механизмов, участвующих в расположении общего центра тяжести над площадью опоры. Например, при наклоне назад таз и бедра подаются вперед, а при наклоне вперед, наоборот, таз и бедра подаются назад .

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Дайте определение понятию «прыжок» в художественной гимнастике.

2. По каким признакам классифицируются прыжки в художественной гимнастике?

3. На какие стадии можно разделить прыжок?

4. Какие физические качества необходимы для выполнения прыжков в художественной гимнастике?

5. Что такое формообразующие действия в прыжках?

6. Какие движения звеньями тела выполняются при отталкивании в прыжках?

7. Какие элементы относятся к базовым?

8. Какие элементы относятся к профилирующим?

9. Какие физические качества необходимы для сохранения устойчивости позы человека?

10. Назовите основные термины равновесий, классифицируемых по формообразующим действиям?

11. Какие функциональные способности влияют на устойчивость тела человека?

12. Дайте определение понятию «поворот» в художественной гимнастике.

13. Какие биомеханические механизмы придают телу человека вращательное движение?

14. Какие физические качества необходимы для выполнения поворотов в художественной гимнастике?

15. Дайте терминологические названия поворотов по формообразующим действиям, художественной гимнастики.

16. Какие биомеханические механизмы влияют на увеличение скорости вращения при выполнении поворота?

17. Какое значение имеет размер площади опоры при выполнении поворотов?

18. Какие функциональные способности имеют значение для качественного выполнения поворотов в художественной гимнастике?

19. Какие педагогические приемы облегчают сохранение устойчивого положения звеньев тела при выполнении поворотов?

20. Какие тренажерные устройства можно применять при обучении поворотам в художественной гимнастике?

21. Какие элементы относятся к группе трудности «наклоны»?

1. Гавердовский, Ю. К. Обучение спортивным упражнениям. Биомеханика. Методология. Дидактика.: монография / Ю. К. Гавердовский. – М.: Физкультура и спорт, 2007. – 912с.

2. Словарь терминов гимнастики и основ хореографии / Авторысоставители: А. И. Рябчиков, Ж. Е. Фирилева. – СПб.: ДЕТСТВО– ПРЕСС, 2009. – 288 с.

3. Художественная гимнастика: учебник для тренеров, преподавателей и студентов института физической культуры / под ред. Л. А. Карпенко. – М.: Всерос. Федерация худож. гимнастики, 2003. – 381 с.

Дополнительная

4. Андреева, В. Е. Влияние сопряженного развития гибкости и скоростно-силовых качеств на характеристики подвижности в суставах и прыгучести гимнасток / В. Е. Андреева, Г. Н. Пономарев, А. К. Красильщиков // Культура физическая и здоровье: науч. – теоретич. журнал. – 2010. – Вып. 2 – С. 47–53.

5. Бальсевич, В. К. Онтокинезиология человека: монография / В. К. Бальсевич. – М.: Теория и практика физ. культуры, 2000. – 274 с.

6. Баландин, В. А. Возрастные особенности динамики показателей физического развития, физической подготовленности и психических процессов детей 6–10 лет в период подготовки и адаптации к обучению в школе шестилеток / В. А. Баландин, Ю. К. Чернышенко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2001. – № 3. – С. 39–42.

7. Власова, О. П. Содержание и последовательность обучения базовым и профилирующим прыжкам спортсменок 6–7 лет на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике / О. П. Власова, Г. Н. Пшеничникова // Материалы итоговой конференции, посвященные научной деятельности университета за 2008 г. – Омск – 2009. – С. 14–20.

8. Власова, О. П. Содержание и последовательность обучения базовым равновесиям и поворотам спортсменок 6–7 лет на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике / О. П. Власова // XIII Международный научный конгресс «Современный олимпийский спорт и спорт для всех». Материалы конгресса. – 2009. – С. 391–394.

9. Гурулёва, Т. Г. Воспитание координационных способностей в спортивно-оздоровительных группах детей 6–7 лет: автореф. дис. … канд. пед. наук / Т. Г. Гурулёва. – Улан-Удэ, 2006. – 25 с.

10. Правила по художественной гимнастике: действующие нормы для индивидуальных и групповых упражнений: ФИЖ, 2009–2012. – [Б. м.: б. и.], 2009. – 128 с.

11. Правила судейства по художественной гимнастике: действующие нормы для индивидуальных и групповых упражнений: ФИЖ, 2005–2008. – [Б. м.: б. и.], 2005. – 127 с.

12. Смирнова, С. А. Совершенствование системы отбора в группы для занятий художественной гимнастикой / С. А. Смирнова, Е. Е. Биндусов // XXX юбилейная научная конференция студентов, аспирантов и соискателей МГАФК: тез. докл. – Малаховка, 2006. – Вып. XV. – С. 66–69.

13. Туманян, Г. С. Совершенствование гибкости дзюдоистов и самбистов: многолетнее, в течение тренировочного дня и занятия / Г. С. Туманян // Теория и практика физической культуры. – 1998. – № 4. – С. 59–61.

ГЛАВА 4. ЗНАЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ДЛЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО РЕЗУЛЬТАТА НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ

4.1. Характеристика физических качеств и физической подготовленности

В теории и практике физического воспитания выделяют пять основных физических качеств: гибкость, сила, быстрота, ловкость, выносливость. Каждому качеству присущи свои черты, которые в целом характеризуют двигательные способности человека. Кроме этих качеств важными для художественной гимнастики являются также координация и равновесие.

В последнее время в специальной литературе по художественной гимнастике предпринимаются попытки ранжировать физические качества по их значимости . Однако следует учитывать что художественная гимнастика – многоплановый вид спорта, и разные упражнения требуют как разных физических качеств, так и разных уровней их проявления. Тем не менее в правилах соревнований выделены группы трудности элементов без предмета (прыжки, равновесия, повороты, наклоны) выполнение которых должно быть с большой амплитудой движений, то есть с проявлением гибкости.

Гибкость – способность человека выполнять движения с большой амплитудой. Она зависит от суммарной подвижности в суставах, эластичности мышц и связок. Гибкость разделяют на общую и специальную:

– общая гибкость (подвижность во всех суставах, обеспечивающая выполнение жизненно необходимых двигательных действий);

– специальная гибкость (гибкость для выполнения специальных двигательных действий).

Различают активную и пассивную гибкость . Под активной гибкостью подразумевают максимально возможную подвижность в суставе, которую спортсмен может проявить самостоятельно, без посторонней помощи, используя только силу своих мышц. Пассивная гибкость определяется наивысшей амплитудой, которую можно достичь за счет внешних сил, создаваемым партнером, весом собственного тела, отягощением.

В художественной гимнастике большое значение имеет активная гибкость, которая обеспечивает свободу движений и позволяет овладеть рациональной спортивной техникой. Достичь оптимальной подвижности в суставах можно лишь при одновременном развитии активной и пассивной гибкости.

В качестве средств воспитания гибкости в художественной гимнастике предлагается использовать упражнения на растягивание, выполняемые с предельной амплитудой, небольшими сериями, по 5–10 минут в уроке, но достаточно часто. Объем и интенсивность упражнений должны повышаться постепенно.

Пассивные упражнения могут быть динамического (пружинные) или статического (удержание позы) характера. По мнению авторов наибольший эффект для развития пассивной гибкости приносит сочетание пружинных движений с последующей фиксацией позы. По другой точке зрения упражнения на гибкость целесообразно выполнять в подготовительной или в конце основной части занятия после активного разогревания. Упражнения на растягивание выполняются сериями по 10–12 повторений. Амплитуду движений рекомендуется увеличивать от серии к серии. Упражнения дают наибольший эффект, если их выполнять ежедневно и несколько раз в день. В технико-эстетических видах спорта при развитии гибкости рекомендуется избегать методов, приводящих к развитию силы за счет увеличения мышечного поперечника. Лучше всего здесь использовать упражнения скоростно-силового характера: пружинные движения, махи с последующим удержанием ног.

Объём и интенсивность упражнений на развитие гибкости увеличивается постепенно. Упражнения на гибкость подразделяют на:

1) упражнения с использованием веса собственного тела (шпагаты);

2) упражнения в парах, партнер помогает увеличить подвижность (как отягощение);

3) упражнения активные, при выполнении которых, сокращая определенные мышечные группы, спортсмен стремится увеличить подвижность в соответствующих суставах (резкие взмахи ногой вперёд, назад, в стороны, наклоны вперёд с дополнительным притягиванием туловища к ногам, захватив руками голени и др.).

Сила – способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействие этому сопротивлению посредством напряжения мышц . Проявление силы мышц зависит от центральной и периферической нервной систем, физиологического поперечника мышц (толщины), а также от биохимических процессов и от уровня сложности выполняемых двигательных действий.

Ведущая роль в проявлении силовых усилий принадлежит волевым факторам. Сила проявляется в режимах: динамическом (в движении) и статическом (усилия без движения), а также в различных сочетаниях.

Статическая сила проявляется в малоподвижных движениях: удержании положения тела или его частей, поднимании тяжелых предметов, отжимании, подтягивании, приседах.

Динамическая сила проявляется в упражнениях со значительными перемещениями: беге, плавании, ходьбе на лыжах.

Взрывная сила проявляется в прыжках и метании. При оценке силы важно различать :

– абсолютную силу (суммарная сила многих мышечных групп в каком-то движении) и относительную силу (сила приходящаяся на 1 кг веса);

– максимальную силу одного движения и силу за определенный промежуток времени.

Средствами развития силы являются упражнения, при выполнении которых необходимо преодолевать или противостоять сопротивлению.

Виды сопротивлений: вес собственного тела или его частей; сопротивление партнера или самосопротивление; вес предметов: гантели, набивные мячи; сопротивление растягиваемых предметов (резина, эспандер); смешанные сопротивления.

Упражнения на развитие силы классифицируются по анатомическому признаку: на силу мышц рук и плечевого пояса; на силу мышц ног и туловища; на силу мышц ног и тазового пояса.

Методы развития силы:

– метод повторных усилий: выполнение упражнений определенное количество раз или предельное количество – «до отказа»;

– метод динамических усилий: максимальное количество раз на время;

– метод статических усилий: фиксация какого-то положения на время;

– метод максимальных усилий: выполнение упражнений с максимальным отягощением.

На основе сочетания скоростных и силовых способностей выделяются скоростно-силовые качества, характеризующиеся как способность человека к развитию максимальной мощности усилий в кратчайший промежуток времени при сохранении оптимальной амплитуды движений.

Скоростно-силовые способности обнаруживаются в прыжках, метании, движении со старта и ударах. Предпосылки для развития скоростно-силовых качеств имеются у детей старшего дошкольного возраста .

Развитие силы происходит за счёт выполнения упражнений динамического характера, имеющих скоростно-силовую направленность, с ограничением статистических компонентов.

При выполнении физических упражнений следует избегать больших напряжений, длительных статических поз, односторонней нагрузки, учитывая быструю утомляемость нервной и мышечной системы у детей. Развитию силы у дошкольников способствуют упражнения с кратковременными напряжениями динамического и частично статического характера.

Быстрота – способность человека в любых условиях мгновенно реагировать на тот или иной раздражитель и совершать нужные действия с минимальной затратой времени. Быстрота может быть общей и специальной.

Общая быстрота – это способность быстро выполнять любые движения и действия, обеспечивать двигательные реакции на различные раздражители с достаточной скоростью.

Специальная быстрота – это способность выполнять с большой скоростью соревновательные упражнения, его элементы и части.

Под термином «быстрота» понимают: быстроту простой и сложной реакции (измеряется временем реагирования); быстроту отдельных двигательных актов (измеряется величинами скоростей при выполнении отдельных движений); быстроту, проявляемую в темпе (частоте) движений (измеряется числом движений в единицу времени); резкость –быстрое начало.

Средства развития быстроты:

1. Упражнения, требующие быстрой реакции на движущийся объект – остановка, ловля, отбив или кат предмета; выбора – что сделать.

2. Упражнения, которые необходимо выполнять быстро: кувырки, повороты, перевороты и др.

3. Движения, которые необходимо выполнять с максимальной частотой: бег, вращения скакалки, жонглирование булав и др.

Правила развития быстроты: использовать только хорошо освоенные задания; задания выполнять на «свежие силы», непродолжительное время и трудность задания повышать постепенно. Методы развития быстроты : облегчение условий – выполнение заданий «с горки», реакция на подвешенный или подаваемый предмет; выполнение заданий «за лидером»; ориентировки по скорости – подсчет, хлопки, музыка; повторное выполнение заданий в стандартных условиях с околопредельной скоростью, сериями; усложнение условий – «в горку», на неудобной опоре; игровые или соревновательные задания (кто быстрее и кто больше).

Быстрота движения зависит от состояния ЦНС, нервных процессов, вызывающих сокращение и расслабление мышц, а также от их подвижности. Важную роль в проявлении быстроты играет состояние дистанционных анализаторов (зрение, слух) и их сочетание: зрительно-двигательное, слухо-двигательное.

Для развития скоростных качеств рекомендуется использовать упражнения в быстром и медленном темпе, контрастные задания. Для развития быстроты используется повторный метод, заключающийся в повторном преодолении заданной дистанции с возможно большей скоростью.

Прыгучесть – способность к проявлению усилий максимальной мощности в кратчайший промежуток времени, результатом которой является преодоление силы земного притяжения и переход в безопорное положение на некоторое время. Мерилом прыгучести является время нахождения в безопорном положении, косвенным показателем – высота или длина отталкивания (прыжка).

Необходимо различать собственно прыгучесть и прыжковую выносливость. Прыгучесть является скоростно-силовым качеством и зависит от силы, эластичности и скорости сокращения мышц. Важное значение здесь имеет эффективность техники отталкивания, полета и приземления.

Средства развития прыгучести :

1. Упражнения на развитие эластичности мышц ног (растягивание) и силы мышц ног (стопы, голени, бедра).

2. Упражнения на развитие быстроты мышечных сокращений.

3. Упражнения для изучения и совершенствования техники: приземления – схождения и спрыгивание с возвышения; отталкивания – пружинные движения, прыжки на двух и на одной ноге с координированной работой рук, туловища и головы; полетной фазы – прыжковых поз.

4. Упражнения на высоту или длину отталкивания – на возвышение, через препятствие, на ориентир, прыжки в глубину.

5. Упражнения на прыжковую выносливость – прыжки со скакалкой.

Методы развития прыгучести: повторный (с интервалами отдыха); ориентировки по скорости; усложнения условий (на мягкой или сыпучей опоре); игровой и соревновательный.

Ловкость – способность быстро осваивать новые движения и перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки . Ловкость измеряется по времени, необходимому для освоения новых движений, для перестройки действий.

Выносливость – способность организма противостоять утомлению и совершать продолжительную работу без снижения её эффективности . Различают общую и специальную выносливость:

– общая – в различных видах умеренной интенсивности. Определяется, как способность продолжительно выполнять работу, вовлекающую в действие многие группы мышц и предъявляющую высокие требования к сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной системам. Общая выносливость позволяет занимающимся успешно справляться с большим объемом упражнений;

– специальная выносливость – способность к выполнению очень интенсивной, но непродолжительной мышечной работы. В определенном виде – скоростная, силовая, прыжковая, психическая, эмоциональная, равновесная. Органами, лимитирующими проявления выносливости, являются сердце, легкие, печень и мышцы.

Наибольший интерес в гимнастике представляет одна из разновидностей специальной выносливости – координационнодвигательная, которая демонстрируется в гимнастическом многоборье . Начиная с этапа начальной спортивной специализации, следует расширять диапазон двигательных навыков гимнасток, повышая координационно-двигательные возможности девочек, создавая базу для дальнейшего раскрытия способностей спортсменок.

Выносливость зависит от целого ряда факторов , а именно: от способности нервных клеток длительно поддерживать возбуждение; работоспособности органов дыхания и кровоснабжения; наличия энергоресурсов и экономичности обменных процессов; степени совершенства двигательных навыков; способности бороться с ощущениями утомления при помощи воли.

Для воспитания общей выносливости рекомендуется применять бег, ходьбу на лыжах, спортивные игры, плавание. Воспитание специальной выносливости происходит преимущественно за счет средств художественной гимнастики: прыжки через скакалку, танцевальные комплексы, путем постепенного повышения объема и интенсивности тренировочных нагрузок, работы на фоне утомления. Методы развития выносливости:

– равномерный (выполнение задания за заданное время);

– повторный (несколько раз по 1 мин с отдыхом 3 мин);

– переменный (несколько раз меняя продолжительность работы и отдыха).

Координация – способность к целесообразной организации мышечной деятельности за счет включения в работу только необходимых мышечных групп с целесообразной скоростью и силой мышечных напряжений.

Координация считается не менее важным физическим качеством, необходимым в художественной гимнастике. Развитие координационных способностей требует строгого соблюдения принципа систематичности и новизны изучаемых упражнений. Упражнения на координацию дают малый эффект на фоне утомления, поэтому специалисты советуют выполнять их в первой половине урока.

Показателем координации является точность воспроизведения движений по параметрам времени, пространства и мышечных усилий . Приоритетное значение в художественной гимнастике отводится развитию координации движений рук.

Средства развития координации и ловкости: упражнения на расслабление; на быстроту реакции; на согласование движений разными частями тела; на точность воспроизведения движений по параметрам времени, пространства и силы, а также упражнения с предметами; акробатические упражнения; подвижные игры с необычными движениями.

Методы развития координации и ловкости:

– повторный, переменный, необычных и. п., зеркального исполнения, игровой и соревновательный.

Равновесие – способность сохранять устойчивое положение тела. В художественной гимнастике практически все упражнения связаны с равновесием. Различают статическое равновесие – в позах и динамическое равновесие – в движениях.

Длительность сохранения равновесия – это показатель уровня развития равновесия, функционального состояния ЦНС и готовности гимнасток к соревнованиям .

Существенная роль в регуляции положения тела отводится двигательному, вестибулярному, тактильному и зрительному анализаторам. В качестве средства для развития функции равновесия предлагаются упражнения на силу мышц ног и туловища; упражнения на уменьшенной опоре (на носках) и на повышенной опоре (скамейке); упражнения с отключением зрительного анализатора; упражнения с раздражением вестибулярного анализатора (наклоны, повороты, кувырки); фиксация заключительных фаз движений: поворотов, прыжков, волн.

Методы развития функции равновесия: повторный, ориентировки, усложнения условий, игровой и соревновательный.

Таким образом, с помощью гимнастических упражнений можно осуществить относительно точное избирательное воздействие на строение и функции организма детей, на определенные мышечные группы, а также развивать различные физические качества.

Этап начальной подготовки для гимнасток является особо важным для развития физических качеств и основ личности спортсмена во всех аспектах. Важно развивать также специфические качества: танцевальность, музыкальность, выразительность и творческую активность.

Без хорошего развития основных физических качеств, которые находятся во взаимосвязи, немыслимо успешное овладение техникой гимнастических упражнений . Для этого существует вид подготовки – физическая подготовка (рис. 12). Это специально организованный процесс, направленный на всестороннее развитие организма занимающихся, укрепление здоровья и повышение работоспособности, развитие физических качеств . Она делится на общую и специальную физическую подготовку. Средствами общей физической подготовки являются общеразвивающие упражнения, ходьба, бег, плавание, ходьба на лыжах, спортивные и подвижные игры и т. д.



Специальная физическая подготовка – это специальное совершенствование физических качеств, необходимых для успешного освоения и качественного выполнения упражнений конкретного вида спорта.

Основными требованиями специальной физической подготовки занимающихся художественной гимнастикой является сбалансированное развитие физических качеств; применение средств, наиболее близких по структуре к основным упражнениям художественной гимнастики. Заслуживают внимания тренеров работающих с гимнастками на этапе начальной подготовки комплексы, разработанные для гимнасток старших разрядов Ж. Е. Фирилевой, Т. С. Лисицкой, М. А. Говоровой с соавторами . По мнению авторов, эти упражнения могут быть видоизменены и облегчены для выполнения с учетом их доступности для гимнасток младших разрядов. Дозировку упражнений также можно уменьшать для младших разрядов. Необходимо творчески подходить при выборе программного материала для младших разрядов и, в то же время, предвидеть для гимнасток рост показателей по видам подготовки, в том числе специальной физической, содействующей успеху в соревновательной деятельности.

Основными средствами СФП являются: ОРУ, акробатические упражнения, элементы классического тренажа, упражнения художественной гимнастики, а также специальные упражнения на развитие физических качеств. Основными методами СФП гимнасток являются: повторный, переменный, круговой, игровой и соревновательный .

Как было сказано выше, одним из важнейших физических качеств в художественной гимнастике является гибкость.

V период. Период охватывает апрель и май. Всего 16 уроков, 32 часа.

Темы: Вводные упражнения. Координация движений, речи и пения. Стилевые навыки и этикетные действия. Приемы сценической борьбы. Этюды. Импровизации. Заключительные упражнения.

Усиление тренинга достигается путем постепенного сокращения тем, поэтому на каждую оставшуюся тему отводится более длительное время; двукратное занятие в неделю дает возможность не затрачивать время на вспоминание техники упражнений, освоенной в предыдущем уроке. На этом экономится не менее трети учебного времени. Техника большинства упражнений к четвертому периоду настолько хорошо освоена, что ею легко и удобно можно пользоваться для активного тренинга.

Типовой конспект первого урока

февраль (Конспект дается в текстовой записи)

Построение в одну шеренгу, ходьба в колонне по одному, ходьба на носках, ходьба на носках и с высоко поднимаемыми коленями, поскоки, переход на бег длительностью в 30-40 секунд, постепенное его замедление, переход на ходьбу, медленная ходьба с глубоким дыханием, остановка и чтение текста: дважды один два; дважды два четыре и т. д.

Построение на гимнастику. Упражнения стоя: руки на пояс, стойка «смирно»; приседание на носках; приседание на носках с сомкнутыми стопами и коленями ног; приседание не отделяя стопы от пола, - руки вперед. (Все упражнения в приседаниях и последующие выполняются по четыре раза).

Положение «смирно», руки за голову: сгибание туловища вперед с прямой спиной; выгибание туловища назад с разведением рук в стороны; руки вверх и сгибание туловища вперед - пальцами рук доставать до пола; руки вверх - повороты туловища вправо с разведением рук в стороны, смотреть на правую ладонь, затем прямо - руки вверх; далее выполнить то же, но влево; быстрое сгибание туловища вперед (упражнение «пружина»), т.е. три толчка пальцами рук в пол и полное выпрямление туловища, руки вверх. «Пружину» можно выполнить восемь раз. Вначале несколько убыстрить темп, затем постепенно замедлять его. Отдых одна минута.

Положение стоя на коленях, руки на пояс. Сгибая колени, медленно отклонять туловище назад, спина и шея прямые, затем выпрямиться; встать «скамейкой» - медленно поднять правую ногу назад-вверх, левую руку вперед-вверх, затем встать в положение «скамейка» и выполнить то же, но противоположными конечностями. Прогибать спину, держать равновесие.

Положение стоя на коленях, руки вниз. Сесть направо на пол, руки влево, встать на колени, руки вниз, затем выполнить то же, но в другую сторону. Отдых.

Ритмические упражнения.1 Построение в круге. Предложить музыканту играть размер 1/4, медленно в четвертях. Объяснить, что такое четверть в музыкальном понимании. Объяснить, что такое такт, дать понятие о тактах в размере */4, 8/4, % Предложить хлопать в ладоши четверти под музыкальное сопровождение, затем половины, затем целые ноты. Предложить выполнить то же, но шагами: ходьба в четвертях, затем в половинах, затем в целых нотах. Дать понятие о темпе. Предложить ускорять движение или замедлять его в соответствии с темпом музыкального звучания - ходить в четвертях и половинах. Рассказать, что почти все упражнения предмета исполняются под музыку, и поэтому умение слушать музыку и оценивать ее с точки зрения темпа и ритма - это начало правильного воспитания по предмету. Сказать, что надо научиться подчинять движения своего тела темпам и ритмам музыкального звучания. В заключение дать упражнение, где шаги и хлопки совпадают по длительностям, а затем шаги выполнять в четвертях, а хлопки в половинах и целых нотах.

Исправление осанки и походки. Построение стайкой. Ходьба в четвертях вперед, затем назад. Добиваться точного положения ног при ходьбе, верного положения туловища и головы. При удачном исполнении замедлить движение; предложить ходить в половинах, затем в целых нотах. При всех скоростях движения добиваться его непрерывности. Руки в начале упражнения держать на поясе, затем скрещенными на груди или за спиной и затем свободно опущенными вниз.

Координация движений. Выполнить цепь движений правой рукой: вперед, сжать кулак, открыть кулак, опустить руку вниз. Сделать это четыре раза, запомнить. Выполнить цепь левой рукой: поднять руку в сторону, кулак сжать; открыть кулак, сжать, опустить руку вниз. Выполнить цепь четыре раза, запомнить. Предложить выполнять эти движения руками одновременно. Добиваться точности и свободы. При успешном выполнении затруднить ходьбой вперед в четвертях, затем в половинах. Следить за правильностью осанки и походки.

Упражнения для рук. Выполнить четыре моторных упражнения для рук. «Волна» вперед, в стороны, вверх и вниз. «Рыба» вперед и наклонно вниз, постепенно увеличивая, а затем уменьшая размеры движений. «Змея» с силовой нагрузкой - самосопротивлением в момент исполнения движений. «Кошечка» с постепенным убыстрением темпа выполнения. Все упражнения выполняются по нескольку раз} добиваться хорошего качества исполнения в каждом упражнении.

1 Упражнения даются в том случае, если в учебном плане нет предмета «Ритмика».

Упражнения в равновесии. Поставить параллельно две гимнастические скамейки рейкой вверх на расстоянии 125-150 см одна от другой, группу построить парами перед концом скамеек. Держась за руки и подняв свободные руки в стороны, идти по рейкам, когда они кончатся - разойтись в разные стороны, идти к началу движения и, соединив руки, повторить упражнение. Расстояние между парами - один-полтора шага. Вначале темп ходьбы равен четвертям, затем половинам. Учащиеся должны помогать друг другу; движение пар должно быть точным, в ногу и непрерывным. В заключение дать ту же ходьбу, но связав пары в цепь, для чего следует свободные руки положить впереди стоящим на плечи. Если группа выполняет упражнение точно, предложить затруднение: во время ходьбы петь какую-нибудь известную песню размером в.

Упражнения в акробатике. Положить поперек зала 4-6 матов. Расстояние между матами 150 см. Построить шеренгами перед матами. Первые выполняют кувырок вперед, как умеют. Следить, чтобы не вставали на голову. Далее исполнение идет в сопровождении музыки. Надо выполнять кувырки в темпе музыки. Задания: 1) один кувырок вперед; 2) кувырок вперед, встать, повернуться лицом к мату и выполнить второй кувырок вперед; 3) выполнить тем же способом три кувырка вперед. Положить три мата дорожкой с расстоянием между ними 60-70 см. Выполнить последовательно и под музыку три кувырка вперед. Каждый следующий исполняет после того, как предыдущий отошел от мата. Положить маты под углом друг к другу. Выполнить то же упражнение. Снова изменить расположение матов и расстояние между ними и предложить выполнить то же упражнение.

Упражнение в беге и правильном дыхании. Рассказать до начала бега требования к правильному дыханию. Объяснить значение его глубины и ритмичности, важности полного выдоха. Дать бег длительностью в 30-40 секунд, следить за ним и напоминать о дыхании, перевести на ходьбу, замедлить ходьбу, остановить группу и закончить урок.

Из-типового конспекта ясно, что сложность урока - в его разнообразии. Помнить упражнения начинающему педагогу трудно, да и едва ли следует этим загружать память. Конспект, составленный самим преподавателем, уже создает ему ясную картину урока. Он должен быть положен так, чтобы во время урока его было удобно посмотреть - а это создает уверенность в проведении занятий. Пользоваться конспектом следует в тот момент, когда ученики выполняют упражнение, чтобы заранее напомнить себе о следующем этапе занятий. Упражнения вводной части и общеоздоровительные надо запоминать так, чтобы в конспект не смотреть, иначе работать по поточному методу не удастся.

Есть смысл составлять конспекты сразу на целый месяц. Чтобы правильно расставить упражнения по трудности, планируя четыре урока сразу, писать их следует по горизонтали т.е. сначала написать вводные в четырех уроках, затем общеоздоровительные, затем ритмические и т. д. Практика показала, что подобная работа всегда экономичнее по времени, чем составление по вертикали, и планомернее, с точки зрения соблюдения последовательной трудности упражнений в каждой теме.

При составлении конспектов на месяц следует делать так, чтобы в уроках нашло отражение все то, что запланировано в рабочих месячных планах. Эту работу преподавателю приходится выполнить телько раз, поскольку конспекты будут обслуживать его в дальнейшем; если что-нибудь и изменится, то только в целях усовершенствования педагогического процесса.

При составлении конспектов следует писать все упражнения, которые войдут в урок, ничего не оставляя в надежде на память. Некоторые упражнения простого типа будут только в одном уроке, некоторые растягиваются на два-три урока, а есть упражнения, которые изучаются в течение пяти-семи уроков, а затем периодически выполняются в целях тренировки; подобные упражнения называются этапными.

Если принять в качестве первого урока - предложенный учебником, а заключительным будет зачетный за первый семестр, то все промежуточные должны отработать упражнения, составляющие программу первого полугодия. Первый урок второго полугодия (конспект № 1 является повторением зачетного урока первого полугодия, между этими уроками пройдет все лето. Повторяя этот урок, учащиеся вспоминают программу, отработанную за предыдущий семестр.

Последующие типовые конспекты даны в номерной записи. Типовые конспекты должны помочь преподавателям в планировании материала. Во второй части учебника каждое упражнение имеет свой порядковый номер, описание техники по этапам обучения » и соответствующие методические указания.

Правильное воздействие упражнений на учеников возможно при выполнении верной методики в изучении каждого упражнения, т.е. применения ее общих принципов и использования методических приемов.

Предлагая типовые конспекты уроков, автор ориентирует педагогов на примерное распределение учебного материала по периодам обучения. В зависимости от специфических особенностей учебной группы возможно и иное распределение часов на каждую тему. Составляя уроки по типовым конспектам, преподаватели должны обеспечить выполнение предыдущих упражнений в каждой теме. Иначе возникнут недопустимые скачки. Наиболее существенной ошибкой является отсутствие последовательности в обучении. Так, например, если в теме «Воспитание выразительной руки» преподаватель вместо того, чтобы тщательно подготовить руки упражнениями моторного типа, сразу включит в уроки упражнения образного типа или, что еще хуже, - этюды, он в итоге не получит хорошей подготовленности рук у будущих актеров. Недопустимо в теме общеразвивающих упражнений вместо последовательного прохождения комплексов, создающих правильное усиление физической нагрузки, давать их в разбивку. Недопустимо предлагать учащимся увеличение количества повторений и убыстрение темпов при выполнении упражнений. Практика показала, что предлагаемые учебником дозировки являются наиболее правильными. Эти указания можно не соблюдать при работе с актерами в театрах, особенно если занятия носят характер краткосрочного семинара по подготовке к какому-нибудь спектаклю. В этом случае надо сразу давать необходимый для данного спектакля учебный материал. Однако и в этом частном случае наиболее целесообразным будет последовательное его прохождение. Так, например, при освоении стилевых действий надо обучать всем нужным навыкам без костюмов и принадлежностей к ним, для того чтобы не отвлекать внимание занимающихся дополнительными трудностями.. После освоения нужной техники надо выполнять ее в соответствующем костюме и с принадлежностями к нему. Недопустима давать фрагменты приемов борьбы без оружия, если не освоена техника нужных ударов, защит, бросков и падений. Гораздо продуктивнее вначале освоить технику этих элементов, а затем создать из них нужную композицию. Естественно, что такая композиция должна быть заранее продумана.

1. Общеразбивающие упражнения: на гимнастической скамейке. Выполнить подряд все упражнения с № 45 по № 60 включительно.

2. Совершенствование осанки и походки: упражнения № 119 120 и 121.

3. Ритмические упражнения: упражнения № 107, 108 и 109.

4. Упражнения на координацию движений, речи и пения: № 135, 136, 137 и 138 (IV и V этапы).

5. Совершенствование выразительности рук: выполнить упражнения с № 189 по № 198 включительно.

6. Упражнения в равновесии: упражнения № 154, 155 и 156.

7. Падения: подготовительные упражнения № 221, 222, 223 и 224 - первое падение.

8. Групповые переноски: упражнения Ne 233 и 234.

9. Акробатические упражнения: № 178 и 179. 10. Заключительные упражнения: пробежка 40 секунд, остановиться и читать таблицу умножения на «три». Вначале читать громко, постепенно снижать силу звука, перейти на шепот и снова читать в нормальном звучании.

1. Вводные упражнения: № 13, 14, 15 и 24.

2. Дыхательные упражнения: пробежка 30-40 секунд, остановиться и читать таблицу умножения на «четыре».

3. Общеразвивающие упражнения: выполнить с № 70 по № 76 включительно.

4. Совершенствование осанки и походки: упражнение № 122 (I, II, III и IV этапы).

5. Упражнения на координацию: № 136 (I этап), № 138 (II вариант) и № 139 (пункты «А» и «Б»).

6. Совершенствование выразительности рук.: выполнить упражнения с № 189 по № 198 включительно и № 199 (I, II и III этапы).

7. Упражнения в равновесии: № 157.

8. Акробатические упражнения: № 180, 181 и 182.

9. Падения: упражнения № 224 и 225.

10. Переноски: упражнения № 235 и 236.

11. Прыжки: упражнения № 214 и 215.

12. Заключительные упражнения: пробежка 40-60 секунд, остановиться. Петь «В селе малом». Первый раз в среднем темпе и довольно громко, второй раз - медленно и в средней громкости. Тщательно выговаривать слова и верно интонировать.

1. Вводные упражнения: № 16, 25 и 26.

2. Дыхательные упражнения: пробежка 40 секунд, остановиться, читать таблицу умножения на «пять».

3. Общеразвивающие упражнения: с № 62 по № 69 включительно.

4. Совершенствование осанки и походки: упражнение № 122 (V и VI этапы).

5. Упражнения на координацию: № 136 (II и III этапы) и № 139 (I, II и III этапы).

6. Совершенствование выразительности рук: упражнение№ 199 (IV и V этапы).

7. Упражнения в равновесии: № 158 и 159.

8. Падения: упражнения № 226 и 228 (I и И подготовительные).

9. Переноски: упражнение № 237.

10. Стилевые действия XVIII столетия: упражнения № 299, 300, 301.

11. Прыжки: упражнения № 216, 217 и 218.

12. Заключительные упражнения: пробежка одна минута, остановиться и петь «В селе малом». Садить за верным дыханием, интонацией и дикцией.

1. Вводные упражнения: № 11 и 27.

2. Дыхательные упражнения: пробежка 30-40 секунд, построение стайкой и, выполняя упражнение «В селе малом», петь песню.

3. Общеразвивающие упражнения: на стуле с № 82 по № 89 включительно.

4. Совершенствование осанки и походки: № 122 - заключительные этапы.

5. Упражнения на координацию движений, речи и пения: № 137 (I, II и III этапы) и № 140 (VI и VII этапы и заключительный).

6. Совершенствование выразительности рук: упражнение № 201 (V, VI и VII).

7. Упражнения в равновесии: № 160.

8. Падения: № 232.

9. Переноски: № 239 (I, II и III элементы).

10. Стилевые действия: XVIII столетие - с№302по№ 308 вкл.

11. Приемы сценической борьбы: № 249, 250 и 251.

12. Прыжки: № 219 и 220.

13. Заключительное: пробежка 40 секунд, остановиться и петь стоя на месте «В селе малом». Следить за правильным дыханием, дикцией и интонацией.

1. Вводные упражнения: № 12 и пробежка 20-30 секунд.

2. Общеразвивающие упражнения: парные упражнения на гимнастической стенке № 90-95.

3. Упражнения на координацию движений, речи и пения: № 137 (I, II, III и IV этапы), № 141 (I и II этапы).

4. Совершенствование выразительности рук: № 203, 204, 205 и 206.

5. Переноски: № 236 - полностью.

6. Стилевые действия: XVI и XVII столетия - № 263, 264, 265, 266.

7. Приемы сценической борьбы: № 251, 252, 253, 254.

8. Этюды: № 364 - полностью.

9. Заключительное: упражнение «Декорация» - I вариант, пробежка 20 секунд, ходьба, остановка.

1. Вводные упражнения; № 16 и 27 (11 вариант) и пробежка 20 секунд.

2. Общеразвивающие упражнения: VIII комплекс - лазания.

3. Упражнения на координацию движений, речи и пения: № 137 (IV и V этапы), № 141 (III, IV, V, VI и заключительный этапы).

4. Совершенствование выразительности рук: Ли 208, 209, 210 211.

5. Стилевые действия: XVI и XVII столетня - № 267 и 268 полностью, № 286, 287 и 288 полностью. Школа большого плаща: с № 269 по 279 включительно.

6. Приемы сценической борьбы: № 255 и 256 полностью.

7. Этюды: № 365 и 366 полностью.

8. Заключительное упражнение: «Декорация» - II вариант. Пробежка 20 секунд, ходьба, остановка. Читать таблицу умножения на пять.

1. Вводные упражнения: № 12 «Срывать яблоки» и № «139 «Канон» - заключительный этап.

2. Упражнения на координацию движений, речи и пения: № 137 «У лукоморья» - заключительный этап, № 140 «Волга-реченька» - заключительный этап.

3. Стилевые действия: XVI и XVII столетия - с № 280 по № 285 включительно и № 289, 290 и 291; XIX столетия - с № 319 по № 323 полностью.

4. Приемы сценической борьбы: № 257 и 258 полностью.

5. Этюды: № 367 и 368 полностью.

6. Импровизации: № 369, 370, 371 и 372.

7. Заключительное: пробежка, остановка и петь стоя на месте «Волга-реченька». Дыхание, дикция и интонация.

Типовой конспект урока № 46 (м а и)

1. Вводные упражнения: ходьба выпадами с поворотами туловища вправо и влево. Замедленная ходьба.

2. Упражнения на координацию: «Белеет парус одинокий» полностью с управлением группой. «У лукоморья» полностью. «Волга-реченька» полностью. «Мне декабрь» полностью.

3. Совершенствование выразительности рук: «Пушинка», «Муха», «Смола», «Чаша».

4. втилевые действия: XVII, XVIII и XIX столетия - офицер, девушка, дама, господин; упражнения с принадлежностями костюмов и в парике.

5. Приемы сценической борьбы: создание индивидуальных парных и групповых этюдов импровизационного типа.

6. Этюды: «Письмо», «Месть», «За Полярным кругом», «Граната».

7. Импровизация: «Я на канате», «Я на катке», «Баланс тяжелым шестом», «Баланс легким шестом». Импровизация - этюд «Побег».

8. Заключительное упражнение: «Декорация», III вариант (с подползанием и двукратным обеганием партнера).

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детско-юношеская спортивная школа №1

Методическая разработка

«Техника исполнения поворотов

в художественной гимнастике».

Выполнила:

тренер-преподаватель

Бутова А.В.

Арзамас, 2012 г.

Классификация упражнений без предмета.

Повороты в художественной гимнастике:

Классификация поворотов;

Структура и основы техники поворотов.

Техника исполнения типичных поворотов в художественной гимнастике.

Литература

Классификация упражнений в художественной гимнастике.

Движения без предмета – основа всех соревновательных упражнений в художественной гимнастике. В качестве самостоятельного упражнения они входят в обязательную программу гимнасток и, кроме того, являются той необходимой двигательной базой, на которой основываются все упражнения с предметами.

В настоящее время упражнения без предмета подразделяются на несколько типов, представленных в классификационной таблице на рис. 1.

Упражнения без предмета

Простые упражненияия

Волны, взмахи

Равновесия

Повороты

Акробатические и полуакробатические движения


Эти упражнения можно разделить на два класса элементов. Один из них составляют простые упражнения, второй – сложные.

Простые упражнения являются наиболее элементарными, чаще всего они играют в комбинации роль связующих движений. Это прежде всего разновидности ходьбы и бега (чаще стилизованные), перемещения простыми скачками и т.д. К классу сложных упражнений условно отнесены элементы, разучивание которых связано с образованием более или менее сложного двигательного навыка. Это упражнения типа волн, равновесий, поворотов, прыжков, элементы акробатического и полуакробатического характера.

Повороты в художественной гимнастике.

Под поворотом в художественной гимнастике понимаются, по преимуществу, вращательные движения вокруг вертикальной оси тела гимнастки, совершаемые в стоках на одной или обеих ногах. Существует небольшая категория движений типа поворотов, исполняемых и в других, в том числе смешанных положениях.

Сложность и трудность поворотов вокруг вертикальной оси различна. Среди движений этого типа встречаются как элементарные упражнения (близкие, например, к строевому повороту), так и очень трудные.

С технической точки зрения главная задача при выполнении поворотов – это сохранение устойчивости в движении. В этом отношении данные движения сходны по своим биомеханическим характеристикам с равновесиями. Однако в отличие от последних повороты имеют целый ряд особенностей, заставляющих рассматривать их как самостоятельные упражнения.

Правила в гимнастике: что такое поворот?

В прошлых материалах мы рассказали, из чего состоит оценка и как она выводится, а также знакомили читателей с определением прыжка и равновесия. В текущем материале мы расскажем, что такое поворот. За консультациями в вопросах правил мы обратились к чемпионке Универсиады-2007, тренеру и судье национальной категории, Полине Кондауровой.

Мы выяснили, что в упражнении спортсменки присутствует от 6 до 9 элементов. Из них как минимум 2 прыжка, 2 равновесия и 2 поворота.

Для того, чтобы читатель понимал, какие бывают формы поворотов, рекомендуем смотреть таблицу. Равновесия и повороты выполняются в практически одинаковых формах.

Базовые характеристики:

  1. базовое вращение минимум 360
  2. чёткая и фиксированная форма до конца вращения
  3. выполняется на полупальцах (Поворот), на полной стопе или на различных частях тела

Дополнительные вращения:

  1. Каждое дополнительное вращение на релеве на 360 повышает уровень Трудности на базовую ценность для изолированной и смешанной трудности.
  2. Каждое дополнительное вращение на всей стопе или другой части тела на 360 повышает уровень Трудности на 0.20 балла.
  3. Возможное изменение уровня гимнастки (постепенное сгибание опорной ноги; подъем — выпрямление ноги) + 0.10 балла за каждое.
  4. К элементу можно добавлять волну или вращательное движение со сменой оси (перед или после элемента)… + 0,1. Пример: поворот в аттитюде и уходит в колесо.
  5. Вращение с наклоном туловища назад (для поворотов в заднем равновесии):

Разные исходные положения («стоя», «с пола») обуславливают разную технику исполнения, поэтому данные Вращения считаются разными. В упражнении допускается одно вращение из положения «стоя», и одно — из положения «с пола» независимо от выбранных базовых вращений (180/360).

Для поворотов на полу:

  • нельзя делать два вращения на полу в переднем шпагате;
  • нельзя делать больше двух вращений в заднем шпагате

Какие самые распространенные ошибки при выполнении поворотов?

  1. Нечеткая форма. Форма поворота должна быть зафиксирована перед началом вращения и не может меняться в течение выполнения элемента. Если во время поворота свободная нога «гуляет», «дёргается», поднимается или опускается, элемент попадает в категорию «нечёткая форма» и не засчитывается.
  2. Неполное вращение. Минимальное вращение – 360 градусов. Если спортсменка подала в карточке 720, а выполнила, скажем, полтора оборота вместо двух, засчитывается один. Если заявлено 360 и единственный оборот недокручен, ценность элемента – 0.000.
  3. Опускание на пятку до момента завершения вращения. Аналогично п. 2 — засчитывается количество полных оборотов.

К поворотам относят также бывшие элементы гибкости и волн (циркули, повороты на груди), ещё примеры.

Существует отдельные смешанные повороты . Это два или больше поворота, выполняемые без взятия опоры (без опускания на пятку). Ценность определяется суммой поворотов + 0.1. Обращаем ваше внимание на то, что существуют смешанные трудности из разных групп элементов тела. То есть, к примеру, можно сделать поворот, переходящий в прыжок. Детальнее об этом мы ещё поговорим.

Для того, чтобы поворот был засчитан, во время его выполнения должна совершаться работа предметом. Если работа не совершается, а также в случае потери (или ошибки в работе) предмета элемент не засчитывается. Мы уже говорили об этом, однако на работе предмета стоит акцентировать внимание даже для частичного понимания картины на ковре.

Что нужно для того, чтобы крутить повороты? В первую очередь, развитые мышцы, хорошая хореографическая подготовка и развитый вестибулярный аппарат, растяжка, гибкость. Для поворотов, выполняемых на одной ноге (большинство) необходимое крепкое ахиллесово сухожилие.

В следующем материале речь пойдет о смешанных элементах.

Для примера удачных поворотов мы не будем приводить фото, так как их нужно наблюдать в движении: