Норматив платы на год по экологии. Обзор новых ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду

Правительство РФ 13 сентября 2019 года выпустило Постановление №193. В нем отражаются новые ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду. Коэффициенты определяются, исходя из стоимости тонны загрязняющих веществ.

Применяться новые значения будут с 2019 года. Соответственно в 2019 году необходимо ориентироваться на эти значения. Закон поможет более тщательно регулировать состояние природной охраны.

По словам министра природных ресурсов и экологии Сергея Донского, новые тарифы не приведут к финансовой нагрузке на предпринимателей. Напротив, ставки помогут скорректировать траты на мероприятия по охране природы.

Радуют стимулирующие коэффициенты. Они будут применяться, если предприятие занимается обезвреживанием отходов и последующей их утилизацией.

Законные основания

13 сентября 2019 года вступило в силу Постановление Правительства РФ №193. В нем отражены новые ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду. В приложении к документу выделяются различные загрязняющие вещества, по каждому из которых определен соответствующий размер. Также в законе указана плата за размещение производственных отходов в соответствии с их классификацией по опасности.

Если территории и объекты являются особо охраняемыми, то применяется дополнительный коэффициент. Он равен двум.

Изменился порядок начисления платы за отрицательное влияние на окружающую среду.

Ранее были в пользовании нормативы за:

  • выбросы;
  • сбросы загрязнений;
  • размещение отходов.

Сейчас их заменили на ставки. Плата для хозяйствующих субъектов может быть снижена, если они проводят мероприятия, направленные на снижение отрицательного влияния на воздух, воду и почву. Также дополнительно могут применяться снижающие коэффициенты.

Введение новых ставок и дополнительных коэффициентов предусматривается с 1 января 2019 года. Предыдущие документы, регулирующие плату за загрязнение природы, не будут применяться.

На основании статьи 16.3 ФЗ «Об охране окружающей среды» Правительством РФ было выпущено Постановление, в котором:

  • утверждаются новые ставки, которые будут применяться при расчете платы за загрязнение природы;
  • отмечается, что особо охраняемые объекты и территории должны применять дополнительный коэффициент, равный двум;
  • прежние документы признаются утратившими силу;
  • прописывается дата начала применения новых ставок – январь 2019 года.

Ставки и коэффициенты

Во втором пункте нового Постановления Правительства РФ вводится коэффициент, равный двум. Он применяется к тем территориям, которые считаются особо охраняемыми федеральным законодательством. Норма, прописанная в нем, была взята из части 3 статьи 16.3 ФЗ №7-ФЗ.

Разработанный проект документа был передан для изучения в Министерство экономического развития в конце 2019 года. Для его рассмотрения были проведены согласительные совещания.

В результате исследования проект отправлен на доработку. Например, из текста было принято исключить показатель АОХ. Ведь законодатели решили, что его нельзя считать загрязняющим веществом.

Вопрос, когда необходимо использовать коэффициент 2, остается неоднозначным. Ранее, в соответствии с Постановлением №344, было более понятно его применение.

Ведь нормативно-правовой акт конкретизировал список особо охраняемых зон:

  • лечебно-оздоровительные местности;
  • курорты;
  • районы Крайнего Севера;
  • приравненные к Крайнему Северу местности;
  • Байкальская зона;
  • области экологического бедствия.

Часть третья статьи 16.3 ФЗ №7-ФЗ и пункт второй Постановления №913 имеют более размытую формулировку. Поэтому не исключено, что плательщики и контролирующие органы могут выразить несогласие по тем или иным пунктам.

Стоит помнить, что коэффициент применяется только на особо охраняемых территориях. Это должно быть прописано в государственных актах. Если регионы или муниципальные власти самостоятельно устанавливают особую охрану, то повышающий коэффициент применяться не будет.

В законе нет коэффициентов, которые бы применялись при определенных экологических факторах.

К ним можно отнести состояние:

  • воздуха;
  • воды;
  • почвы.

Также не применяются дополнительные коэффициенты для территорий Крайнего Севера и идентичных им.

Характеристика новых ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду

Размер платы за отрицательное влияние на природу установлен на период с января 2019 по декабрь 2019 года. В законе не прописывается необходимость принятия ставок и их последующая индексация.

В законе прописывается перечень веществ, которые могут считаться загрязняющими.

Они используются при определении загрязнения:

  • атмосферного воздуха неподвижными и перемещающимися источниками;
  • поверхностных и подземных вод;
  • природы при размещении производственных и потребительских отходов.

Отчет при определении платы ведется по окончании календарного года. Внести средства нужно не позже 1 марта того года, который следует за отчетным.

Внесение платы всеми лицами, которые обязаны это делать, осуществляется квартальными авансовыми платежами. Сделать это необходимо до 20 числа нового месяца по окончании квартала. Платеж составляет 1/4 часть от полной суммы, внесенной в прошлом году. Исключение составляют субъекты малого и среднего бизнеса.

Если задолженность по НВОС не будет погашена, то начисляется пеня. Ее размер составляет 1/300 ставки Центрального Банка РФ на момент уплаты просрочки. При этом нельзя взимать более, чем 0,2% за каждый день неуплаты.

Начисление пени производится каждые просроченные сутки, начиная с первого дня после окончания допустимого срока. Он отмечается в пункте 3 статьи 16.4 ФЗ №7-ФЗ.

До 1 марта лицам, которые ответственны за внесение платы за НВОС, необходимо подготовить расчеты, суммы на основании правительственных ставок и коэффициентов.

Если будет обнаружена переплата, то в соответствии с заявлением может быть осуществлен возврат. Также разрешается зачесть сумму в следующий период. Недоимки нужно погасить сразу же.

Порядок взимания платы

Плата с организаций взимается за каждую тонну вредных веществ. Для некоторых предприятий и предпринимателей выделяют снижающие коэффициенты, которые стимулируют их внедрять новое оборудование и защищать окружающую среду.

Может быть заключен, если в должностные обязанности работника входит хранение и продажа товарно-материальных ценностей, а также их перевозка, переработка и использование в процессе производства.

Значение коэффициента текущей ликвидности узнайте из .

Министерство природных ресурсов провело исследование и сделало прогноз. если учреждения будут использовать льготные условия, то расходы на оплату за НВОС будут снижены практически в два раза, чем в 2019 году.

На отдельных территориях применяется дополнительный коэффициент 2. Это относится к объектам, подлежащим особой охране.

Вносить плату необходимо до 1 марта 2019 года. При этом предусматривается внесение авансовых платежей каждый квартал до 20 числа месяца следующего за отчетным периода. Авансовый платеж равняется 1/4 части от суммы, которая была оплачена в прошлом году.

Норма не относится к субъектам малого и среднего предпринимательства. Ими оплата должна быть внесена до марта 2019 года. При нарушении сроков Росприроднадроз может привлечь к ответственности.

В соответствии с Приказом Министерства финансов РФ №65н, который был издан 1 июля 2013 года, разработаны КБК для новых ставок оплаты за НВОС:

Наименование платежа Код
Негативное влияние на окружающую среду 1 12 01000 01 0000 120
Выбросы неподвижных объектов, которые загрязняют атмосферный воздух 1 12 01010 01 0000 120
Выбросы подвижных объектов, которые загрязняют атмосферный воздух 1 12 01020 01 0000 120
Загрязнение водных ресурсов 1 12 01030 01 0000 120
Размещение производственных и потребительских отходов 1 12 01040 01 0000 120
Другие способы загрязнения природы 1 12 01050 01 0000 120
Выбросы в результате сжигания факела или рассеивания нефтяного газа 1 12 01070 01 0000 120

Кто и по какой базе платит

В 2019 году список лиц, которые должны платить за НВОС, отражается в статье 16.1 ФЗ №7-ФЗ.

В ней отмечается, что оплата осуществляется:

  • индивидуальными предпринимателями, загрязняющими в ходе деятельности окружающую среду;
  • предприятиями, наносящими вред природе;
  • учреждениями, которые образуют отходы потребления и производства.

Не начисляется сбор ИП и юрлицам, которые минимально вредят природным ресурсам.

Платежная база, согласно которой ведется расчет, отражена в статье 16.2 ФЗ №7-ФЗ.

Она включает в себя объем:

  • загрязнений;
  • потребительских отходов;
  • отходов производства.

Они должны ориентироваться на сведения:

  • экологического производственного контроля;
  • по количеству выброшенных вредных загрязнений;
  • о допустимых сроках и количестве отходов производства и потребления, которые можно хранить, а также превышении значения.

В 2019 году производится определение базы для каждого стационарного источника. Но важно, чтобы он действительно использовался в отчетном периоде.

Новые ставки и коэффициенты платы за отрицательное влияние на природу могут быть приятны учреждениям. Ведь они помогут снизить расходы на такие цели, если будут применяться новые технологии по сохранению среды.

Ценообразования и Методических указаний предусмотрен учет в составе тарифов на обработку, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов расчетной предпринимательской прибыли регулируемой организации, определяемой в размере 5 процентов текущих расходов с учетом особенностей, установленных выбранным методом регулирования тарифов, а также платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов, размер которой определяется с учетом установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 N 913 ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду.


В) в пункте 2 слова "нормативам платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 г. N 344 (далее - плата за выбросы)" заменить словами "ставкам платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2016 г. N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах" (далее - ставки платы за выбросы)";

Плата за негативное воздействие за 2018 год рассчитывается в обновленной декларации. Рассмотрим, какие новшества появились в этом формуляре, от каких факторов зависит расчет, изменились ли ставки на 2018 год, а также в какие сроки нужно произвести оплату за негативное воздействие и как отразить ее в учете.

Кто является плательщиком сбора за НВОС

Плательщиками сбора за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) являются организации и индивидуальные предприниматели, которые выбрасывают загрязняющие вещества в воздух через стационарные источники, в водные объекты или занимаются хранением и захоронением (размещением) отходов (п. 1 ст. 16, п. 1 ст. 16.1 закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

В постановлении Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 есть полный перечень видов деятельности и других критериев отнесения объектов к I-IV категориям воздействия на окружающую среду, при которых организация должна платить за НВОС. В частности, к ним относятся добывающие, металлургические, химические, пищевые производства, некоторые сельскохозяйственные компании, полигоны твердых бытовых отходов.

ВАЖНО! Обязанность по внесению платы не зависит от налогового режима, применяемого организаций или ИП, которые являются плательщиками сбора за негативное воздействие, а также от того, на собственных или арендованных объектах осуществляется деятельность, которая приводит к негативному воздействию на окружающую среду.

Плательщики сбора должны подать заявку в Росприроднадзор по каждому загрязняющему объекту и получить свидетельство о постановке на учет с указанием загрязняющей категории от I до IV.

ВАЖНО! Если в процессе деятельности только образуются отходы производства и потребления и нет других негативных воздействий, то заявка на постановку на учет по НВОС не подается (письма Росприроднадзора от 21.02.2017 № АС-06-02-36/3591, от 31.10.2016 № АС-09-00-36/22354). Поскольку при осуществлении торговой деятельности и оказании услуг, функционировании офисов, школ, детских садов, административных зданий, поликлиник, больниц и т. п., как правило, образуются только отходы производства и потребления, можно сделать вывод, что вставать на учет у них в качестве плательщика НВОС нет необходимости.

Плату за негативное воздействие на окружающую среду не надо путать с экологическим сбором. Это разные платежи. Прочитать об отличиях можно .

Скачать бланк отчета по экологическому контролю, действующий с 14.09.2018, можно .

ВАЖНО! Если предпринимательская деятельность ведется только на объектах IV категории, то плату за негативное воздействие вносить не надо (п. 1 ст. 16.1 закона № 7-ФЗ).

  • отсутствуют выбросы радиоактивных веществ;
  • отсутствуют сбросы загрязняющих веществ, образующихся при использовании воды для промышленных нужд, в канализацию и окружающую среду, поверхностные и подземные водные объекты, а также на земную поверхность;
  • есть сбросы загрязняющих веществ, образующихся в результате использования воды для бытовых нужд;
  • есть стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, при этом их количество — не более 10 тонн в год;
  • имеются только нестационарные источники выбросов загрязняющих веществ.

Так, использование в предпринимательской деятельности автотранспорта не приводит к необходимости платить за негативное воздействие, поскольку плата вносится только за стационарные объекты, к которым он (автотранспорт) не относится (п. 1 ст. 16 закона № 7-ФЗ).

Данные, на которых базируется расчет платы

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (или платы за ее загрязнение) зависит от многих факторов:

  • характера источника загрязнения;
  • вида загрязняющего вещества (или класса его опасности);
  • объемов фактических выбросов;
  • факта отсутствия средств измерения объема выбросов;
  • наличия превышения над установленными нормативами загрязнения;
  • факта нахождения загрязняемого объекта или территории под особой охраной;
  • имевших место расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия.

По первым 2 показателям определяется величина используемой в расчете ставки. Умножением ее на объем фактических выбросов (если он не выходит за предельно допустимый) определяется сумма платы за загрязнение. К величине ставки применяются коэффициенты:

  • повышающие, если речь идет об отсутствии средств измерения объемов выбросов, превышении допустимых нормативов загрязнения или нахождении объекта (территории) под особой охраной;
  • понижающие, зависящие от класса опасности размещаемых отходов, способа их возникновения и размещения.

Максимальный повышающий коэффициент (120) может возникнуть в ситуации отсутствия средств для измерения объемов. Превышение нормативов приводит к применению коэффициентов, равных 5 (если превышение происходит в период осуществления планового снижения сбросов) или 25. Для объекта (территории), находящегося под особой охраной, действует коэффициент 2.

Конкретный размер понижающего коэффициента может определяться совокупностью влияющих на него факторов и находиться в пределах от 0 до 0,67.

Наличие расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия позволяет снизить величину начисленной платы.

Также на размер сумм, подлежащих оплате по итогам года, влияет факт перечисления в течение года авансов по платежам за загрязнение.

Ставки, применяемые для расчета за 2018 год

Ставки, с использованием которых осуществляется расчет платы за загрязнение за 2018 год, установлены постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 (с изменениями от 29.06.2018).

В зависимости от вида загрязняющего объекта они делятся на 3 группы, относящиеся к объектам:

  • стационарным, производящим выбросы в атмосферу;
  • осуществляющим сбросы в водные объекты;
  • дающим отходы производства и потребления.

Для первых 2 групп конкретные значения ставок указаны по отношению к каждому из наименований загрязняющего вещества. По отходам величина ставки привязана к определенному классу опасности.

Выбирая нужную величину ставки, следует иметь в виду, что каждая из них в постановлении № 913 приведена в трех значениях, относящихся к трем годам (2016, 2017 и 2018). Если ставки 2017 и 2018 годов идентичны по величине, то ставки, действовавшие для расчета за 2016 год, существенно ниже. Ошибка, допущенная в выборе, может привести к неверному расчету платы.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Начиная с 2019 года ставки платы за НВОС увеличиваются на 4%. Подробности см. .

Форма отчетности и сроки ее сдачи

Вся процедура расчета платы за загрязнение отражается в декларации, оформляемой 1 раз за год, по его завершении. За 2018 год этот отчет составляется по форме, утвержденной приказом Минприроды России от 09.01.2017 № 3 (приложение № 2) и использовавшейся для отчетности за 2017 год.

Бланк декларации доступен для просмотра и скачивания в материале «Готова декларация по негативному воздействию на ОС» .

Декларация состоит:

  • из титульного листа, отражающего сведения об отчитывающемся лице;
  • раздела, в котором итоговые расчетные величины платежей, сформированные по разделам, сводятся в единую сумму, которая последовательно корректируется до значений, подлежащих оплате или возврату плательщику, за счет учета в ней расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия и на уплаченные авансы;
  • трех разделов, выделяемых по основным видам источников загрязнения, в которых, собственно, и осуществляется сам расчет платежей по каждому из источников.

Таблицы разделов, предназначенных для расчета, предусматривают отражение в них всех необходимых для вычисления суммы платы данных:

  • допустимого и фактического объемов с выделением сумм превышения;
  • ставки;
  • применяемых коэффициентов;
  • составных частей расчетной суммы платы и ее итоговой величины.

Каждый из разделов, выделяемых в зависимости от вида источника загрязнения, заполняется только в случае наличия у отчитывающегося лица данных для этого.

Правила, которых следует придерживаться при внесении сведений в декларацию, детально изложены в тексте приказа Минприроды России от 09.01.2017 № 3, в примечаниях к форме утвержденного им бланка. В них же можно найти значения необходимых коэффициентов и способы проверки правильности внесения данных для каждого из разделов. Кроме того, процедура расчета для каждого вида загрязняющего объекта подробно описана в постановлении Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.

Срок сдачи декларации установлен п. 5 ст. 16.4 закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Крайняя его дата определена как 10 марта года, наступающего после отчетного. В 2019 году этот день приходится на выходной (воскресенье). Однако возможности переноса срока закон № 7-ФЗ не устанавливает. Поэтому сдать декларацию за 2018 год придется не позднее 07.03.2019 (08.03.2019 (пятница) — нерабочий праздничный день).

Ошибки, допущенные в сданной декларации и выявленные самим плательщиком, могут быть исправлены им путем подачи откорректированного отчета. Но сделать это без последствий можно только до истечения срока, установленного для сдачи исходной декларации. Поэтому не следует откладывать представление отчетности на последние дни.

О проблемах, существующих в отношении возможности возврата излишне уплаченных платежей за загрязнение, читайте в материале «Переплата ”за грязь” - сложности возврата» .

Порядок платы за негативное воздействие

По итогам расчетов, приведенных в разделе декларации, отражающем корректировку расчетных величин платы, осуществляется оплата суммы по итогам года. То есть ее величина определяется как общая сумма платы за год за вычетом расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия и на уплаченные авансы. Сделать такую оплату надо до 1 марта года, наступающего после отчетного (п. 3 ст. 16.4 закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Исходя из общей суммы произведенной в 2018 году оплаты за негативное воздействие (с учетом внесенных в нем авансов), определятся величины авансовых платежей, которые нужно будет сделать в 2019 году. Сумма каждого из них будет равна ¼ части от общей величины платы за негативное воздействие, фактически внесенной за 2018 год.

О том, как может измениться расчет авансов по таким платежам, читайте в материале «Порядок расчета авансов по плате за негативное воздействие на окружающую среду могут изменить» .

Уплачивают авансовые платежи 3 раза в год, по завершении каждого из первых трех кварталов года, не позднее 20-го числа месяца, наступающего после очередного квартала.

ВАЖНО! Субъекты малого предпринимательства авансовые платежи не платят (п. 3 ст. 16.4 закона № 7-ФЗ).

Плата за негативное воздействие окружающей среды осуществляется по следующим КБК:

Название платежа

КБК в 2018-2019 годах

Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами, за исключением образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа

048 1 12 01010 01 6000 120

Плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты

048 1 12 01030 01 6000 120

Плата за размещение отходов производства

048 1 12 01041 01 6000 120

Плата за размещение твердых коммунальных отходов

048 1 12 01042 01 6000 120

Плата за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа

048 1 12 01070 01 6000 120

За нарушение сроков оплаты за негативное воздействие предусмотрен административный штраф. Для организаций он варьируется в размерах от 50 000 до 100 000 руб., а для должностных лиц — от 3 000 до 6 000 руб. (ст. 8.41 КоАП РФ).

Признание расходов на НВОС

В бухучете

Плата за НВОС, согласно п. 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации», включается в состав издержек по обычным видам деятельности и отображается по дебету счетов учета расходов (20, 23, 25, 26, 44).

Плата за НВОС не является налоговым платежом, поэтому для отражения в учете счет 68 «Расчеты с бюджетом» не используется. Возникновение и погашение обязательств по «негативному воздействию» фиксируется по счету 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами».

В налоговом учете

Плата за НВОС в пределах нормативов относится к материальным расходам (подп. 7 п.1 ст. 254 НК РФ).

Платежи за негативное воздействие на окружающую среду сверх этих размеров в расходах не учитываются (п. 4 ст. 270 НК РФ).

В письме от 07.06.2018 № 03-03-06/1/39148 Минфин РФ отмечает, что Налоговым кодексом не установлен срок для признания материальных расходов в виде платы за НВОС. Предприятиям и ИП, находящимся на общей системе налогообложения, чиновники рекомендуют признавать расходы в виде платы за НВОС на последнее число налогового периода, за который она производится. Квартальные платежи чиновники также рекомендуют признавать в расходах на последнее число отчетного периода, за который они вносятся (письма Минфина РФ от 15.08.2016 № 03-03-06/1/47690, от 08.08.2016 № 03-03-06/1/46432).

Для организаций и ИП на упрощенной системе налогообложения с объектом «доходы минус расходы» плата за НВОС (в пределах нормативов) может быть учтена в составе материальных доходов (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Расходы в виде платы за НВОС признаются в момент списания с расчетного счета (подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Итоги

Процедура расчета годового размера платы за загрязнение по итогам 2018 года осталась такой же, как и в 2017 году. Сам расчет делается в специально отведенных для этого разделах декларации (она тоже сохранила свою форму с отчета за 2016 год), выделяемых в зависимости от вида загрязняющего объекта. Начисленная по этим разделам плата затем корректируется на величину расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия и на суммы уплаченных в течение года авансов.