Развитие инклюзивной культуры в рамках взаимодействия семьи и ДОУ. Формы работы с родителями в условиях инклюзивного образования Роль родителей в учебном процессе инклюзии

«Современная семья и инклюзивное образование»

Сопровождая семью, воспитывающую ребёнка с ОВЗ, в условиях инклюзивного образования необходимо вести работу по формированию у родителей активной жизненной позиции в преодолении сложностей в развитии ребёнка и общении с ним.

Целью такой работы с семьёй является:

  • научить родителей воспринимать собственного ребёнка с ограниченными возможностями, как человека со скрытыми возможностями;
  • помощь близким взрослым в создании комфортной для развития ребенка семейной среды;
  • оказание помощи в поиске духовной поддержки;
  • создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребёнка;
  • помощи в поиске адекватных способов преодоления трудностей, скрытых ресурсов;
  • формирование адекватных взаимоотношений между взрослыми и их детьми;
  • оказание информационную поддержку;
  • создание программ совместной деятельность педагогов, детей и их родителей;
  • пребывание родителей на занятиях, режимных моментах в удобное для них время.

Направления, формы и методы приемлемые для работы с семьёй.

Направления работы:

Направление

Примечания

Образовательное

  • помощь родителям в обучении и воспитании,
  • помощь в обучении направлена на формирование педагогической культуры родителей и их просвещение,
  • помощь в воспитании осуществляется путем создания специальных воспитывающих ситуаций в целях укрепления воспитательного потенциала семьи.

Данное направление основано на использовании педагогической модели помощи семьи.

Психологическое

  • социально-психологическая поддержка и коррекцию, которая с позиции педагога, направлена на формирование благоприятной психологической атмосферы в семье.

Оказание поддержки в союзе с психологом становится наиболее эффективным

Посредническое

  • помощь в организации, координации и информировании:
  • организация заключается в организации семейного досуга (включение членов семьи в организацию и проведение праздников, ярмарок, выставок и т.д.);
  • координация направлена на установление и актуализацию связей семьи с различными ведомствами, социальными службами, центрами социальной помощи и поддержки
  • информирование направлено на информирование семьи по вопросам социальной защиты.

Методы работы:

Метод

Убеждение

Помогает убедить родителей в последствиях их антиобщественного поведения. С помощью данного метода можно добиться, чтобы родители сами начали искать путь выхода из сложившейся ситуации.

Наблюдение

Помогает собрать больше материала для организации воспитательной работы в семье. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его досуговой деятельностью.

Беседа

Один из самых распространенных методов при работе с родителями, позволяющий в доверительной обстановке выяснить причины проблем в семье и наметить пути их решения.

Формы работы:

Форма

работа с конкретной семьей

Непосредственная

  • педагог обращает внимание на внешний вид и окружение дома, подъезда, квартиры в случае домашнего визитирования;
  • встречаясь с семьей, старается увидеться не только с матерью, но и с отцом, другими детьми и взрослыми членами семьи;
  • интервьюирует родителей о потребностях проблемах и ресурсах;
  • спрашивает о внешкольных занятиях ребенка (если тот достиг школьного возраста);
  • отвечает на вопросы родителей;
  • наблюдает за тем, как в семье обращаются с ребенком, обучают и развивают его;
  • демонстрирует стратегию поведения, обучения, решения проблем;
  • родителям представляется письменный отчет результатов тестирования или оценивания.

Опосредованная

  • информация и обмен комментариями осуществляются через специально организованный дневник, куда родители и соц. педагог вносят записи, например каждую неделю или две;
  • домашний дневник наблюдений анализируется при встрече;
  • результаты проведенной реабилитационной работы представляются в отчетах, (например, раз в полгода);
  • педагог, привлекая других специалистов организует письменные извещения, информацию для родителей;
  • контакты по телефону;
  • родители берут в библиотеке книги, учебные пособия на дом по рекомендации педагога;
  • родители заполняют карты, вопросники, схемы развития способностей ребенка;
  • рекомендуются занятия на выходные дни, предоставляется информация о возможностях отдыха;
  • родителям предоставляется возможность знакомиться с содержанием папки материалов по их ребенку.

работа с группой родителей

Непосредственная

  • встречи с родителями, обмен информацией, отчет о ходе проделанной работы и успехах ребенка, обсуждение планов на будущее;
  • выступления на встрече родителей и ответы на их вопросы;
  • организация семинаров для родителей, выступлений, бесед, ролевых игр;
  • организация специального курса для родителей по той или иной темах тике;
  • привлечение родителей к подготовке и проведению культурно-массовых мероприятий;
  • интервьюирование родителей об их отношении, дальнейших ожиданиях оказываемой помощи.

Опосредованная

  • предоставление родителям информации о том, как, на каких условиях и в каких случаях обратиться к конкретным специалистам (психолог, педагог, заместитель директора по воспитательной работе, директор);
  • организация выставки книг, методической литературы в кабинете или «уголке» для родителей;
  • подготовка буклета, объясняющего процедуру тестирования, оценивания того, как интерпретируются результаты;
  • выдача родителям книг на дом;
  • подготовка письменных предложений по домашним занятиям или готовящимся мероприятиям, возможностям отдыха;
  • передача вопросников для выяснения потребностей и мнения родителей;
  • организация стенда или доски объявлений там, где родители ожидают детей.

Развитие контактов между семьями

  • педагог может способствовать развитию сети «нянь» среди группы родителей;
  • организовать посещение опытными родителями семей, где появился ребенок, нуждающийся в помощи;
  • помочь в организации ассоциации или группы самопомощи родителям;
  • приглашать отцов для помощи в работе по починке или наладке чего-либо;
  • добиваться того, чтобы родители были представлены в комиссиях или советах школы;
  • помогать родителям в организации клубов по интересам и мероприятий для детей;
  • добиваться того, чтобы родители защищали свои права, вовлекались в работу общественных организаций, оказывающих влияние на развитие законодательства и порядка, предоставления услуг.

Необходимо отметить, что форы и методы взаимодействия с семьёй могут быть различными. Всегда нужно помнить, что родители являются самыми заинтересованными участниками коррекционно-педагогического процесса. Его успешный результат зависит от многих причин, и не в последнюю очередь от того, насколько правильно построены отношения между специалистами и родителями. Атмосфера добра, доверия и взаимопонимания между педагогами и семьями, только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию всех творческих и человеческих возможностей ребёнка.

Перспективы инклюзивного образования в последнее время представляют широкий интерес не только для организаторов учебного процесса, но и для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Вопрос о том, как решаются проблемы, связанные с совместным обучением «особых» и обычных детей не только в России, но и за рубежом, сегодня особенно актуален. Инклюзивное обучение предполагает, прежде всего, создание условий, оптимальных для получения образования всеми его участниками.

Российское законодательство сохраняет за родителями детей- инвалидов право на принятие окончательного решения о выборе для них определенного типа образовательного учреждения и образовательного маршрута. Такие решения должны приниматься не спонтанно под влиянием эмоций, а с учетом рекомендаций всех специалистов психолого-медико-педагогической консультации. Уважая это право родителей и создавая условия для обоснованного выбора, всем специалистам, включенным в процесс интеграции, необходимо четко представлять те вопросы, которые могут в связи с этим возникнуть: степень адекватности оценки родителями потенциальных возможностей своего ребенка; готовность педагогов массовых учреждений к обучению детей с особыми образовательными потребностями; готовность родителей обычных школьников к совместному обучению в одном классе детей с разными образовательными возможностями; проблема качества образования обычных школьников и детей с ограниченными возможностями здоровья при их совместном обучении; создание условий физического и психического благополучия для всех участников инклюзивного образовательного процесса.

Вопросы, связанные с процессом обучения, решаются специалистами образовательного учреждения, психологом, логопедом и др. Но трудности «особого» ребенка и его семьи, чаще всего, остаются только их трудностями. Не находя решения, они могут приводить к вытеснению такого ученика из образовательной среды и детского коллектива. В результате — пострадавшей стороной может называть себя каждый участник такой инклюзии. Известно, что эффективность воспитания и обучения ребенка непосредственно определяется степенью социально- психологической адаптированности родителей, что предполагает их информированность об особенностях развития собственного ребенка, основных характеристиках качества психического развития и их соответствия возрастным нормам, о роли эмоционально-позитивного об-

щения, игровой деятельности и т.

д. Кроме того, родители «особого» ребенка должны быть ориентированы в основных средствах и способах развивающего обучения, способствующего формированию как навыков самообслуживания, так и социальных навыков.

Болезненное переживание родительской неуспешности, чувства вины перед ребенком, стыда перед окружающими оказывает дезадаптирующее воздействие на родителей и, опосредованно, на ребенка, вызывает ощущение беспомощности, отчаяния и негативную оценку жизненной перспективы в целом. Огромное значение для таких родителей имеет возможность постоянного взаимодействия с людьми, в личном опыте которых подобные трудности встречались и которым удалость научиться не только жить с этими трудностями, но и справляться с ними. Одной из форм организации социальной поддержки является объединение родителей в организации — ассоциации родителей детей-инвалидов. Существуют различные формы их объединения, но цель у них одна — оказание помощи и поддержки семьям, воспитывающим «особого» ребенка.

Для сравнения нами проанализирован опыт подобных родительских объединений в разных странах. В Хельсинки, например, основной формой оперативного обмена информацией является Интернет. Родители могут «повесить» свой вопрос на соответствующий сайт, а другие члены родительской ассоциации могут предложить совет, обменяться информацией или личным опытом. Аналогичным образом распространяется информация о новых подходах к обучению, новинках специальной литературы, рекомендации специалистов и т. д. Организации располагают определенными материальными ресурсами, которые могут быть недоступны отдельной семье. В их распоряжении есть дорогостоящее оборудование и специальные реабилитационные приспособления, которые позволяют родителям либо самостоятельно, либо с помощью специалистов заниматься с ребенком в удобное для семьи время в помещении организации, можно взять эти приспособления в аренду на определенный срок. Зарубежный опыт может быть полезен и нашим родителям детей-инвалидов для более эффективной подготовки своих детей к инклюзивному обучению.

В последние годы все большее значение в системе образования России занимают вопросы инклюзивного образования. Распространение процесса инклюзивного обучения не только отражает тенденции современного времени, но и способствует реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) на образование. Независимо от социального положения, физических и умственных способностей правильно организованное обучение в условиях инклюзии дает каждому ребенку возможность удовлетворить потребность в получении образования, адекватного уровню его развития.

Инклюзия становится реальностью образовательного процесса в России. На доступность получения качественного образования сделан акцент в проекте Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. В нем отмечается необходимость построения образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных и психофизиологических особенностей учащихся, о создании специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидов .

Проблемы и перспективы, связанные с инклюзивным образованием, активно обсуждаются как психологами, так и педагогами. Подтверждением этому являются многочисленные научные публикации в отечественной науке (С.В. Алехина, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова, Н.Н. Малофеев, И.И. Лошакова, Е.Р. Ярская-Смирнова, И. В. Задорин, В. И. Михалюк, Е. Ю. Колесникова, Е. М. Новикова, А. С. Федоров) и зарубежной (Ferguson D.L., Meyer G., Jeanchild L., Juniper L.) .

ЮНЕСКО дала наиболее универсальное определение инклюзивного образования как целостного феномена, предполагающего равный доступ к качественному образованию всех детей без исключения. Оно базируется, на наш взгляд, на гуманизме, развитии интеллекта и творческих способностей, балансе интеллектуальных, этнических, эмоциональных и физиологических компонентов личности .

Организация инклюзивного образования заключается не только в создании технических условий для беспрепятственного доступа детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения, но и в понимании нормально развивающимися детьми и их родителями важности участия детей с ОВЗ в общеобразовательном учебном процессе. Успешность реализации инклюзивной практики во многом зависит от культуры отношения субъектов образовательного процесса к детям с ОВЗ, от готовности педагогов и родителей к совместному взаимодействию. Для эффективного учебно-воспитательного процесса в школе необходимо организовать качественное психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ, а также создать особый морально-психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах. В инклюзивной школе очень важно то, что и дети, и родители, и специалисты школы - это прежде всего партнеры. Необходимость осуществления работы с родителями в данном случае неопровержима.

Совместная учебно-воспитательная деятельности школы и семьи создается целенаправленной, систематической работой специалистов школы, которая отвечает современным требованиям, предъявляемым к образовательному учреждению: научная обоснованность, ответственность и заинтересованность в результатах семейного воспитания, целенаправленность и систематичность формирования педагогической культуры родителей.

В работе педагога по установлению контактов с семьей необходимо учитывать следующие моменты:

В основе совместной деятельности школы с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение роли родителей;

Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их

педагогической культуры и активности в воспитании;

Педагогический такт, недопустимость грубого вмешательства в жизнь семьи;

Опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания.

Положительные результаты в большей степени зависят от активного участия родителей в образовательном процессе, в основе которого должно быть организованное сотрудничество специалиста и родителей.

Зачастую, включение детей с ОВЗ в социум является для их родителей одной из важнейших задач. При обучении детей в условиях инклюзии родители видят необходимость образования в школе не столько для получения детьми новых знаний, сколько для социализации в обществе и коллективе сверстников.

Однако в рамках инклюзивного образования задачи школы намного шире:

‒ создать единую психологически комфортную образовательную среду для детей с разными возможностями усвоения знаний;

‒ осуществлять диагностирование эффективности учебно-воспитательного процесса и социализации детей с ОВЗ на момент школьного обучения;

‒ реализовывать эффективность психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивной практики через взаимодействие таких направлений деятельности как диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего и социально-трудового;

‒ способствовать преодолению возможных нарушений эмоционально-личностной сферы посредством включение детей с ОВЗ в успешную деятельность;

‒ постепенно осуществлять повышение мотивации ребенка на основе его личной заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной деятельности;

‒ охранять и укреплять физическое и психического здоровья детей;

‒ обеспечить социально-трудовую адаптацию школьников с ОВЗ;

‒ способствовать изменению общественного сознания по отношению к детям с ОВЗ.

Реализация последней задачи в процессе организации инклюзивного образования является достаточно актуальной поскольку многие родители нормально развивающихся сверстников не желают обучать своих детей вместе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Родители считают, что ребенок с ОВЗ может причинить вред здоровью их ребенка; что при совместном обучении весь учебно-воспитательный процесс будет носить негативный характер и здоровым детям будет уделяться значительно меньше времени. Однако родители здоровых детей не опровергают возможность создания в обычных школах специальных коррекционных классов, интеграционных мероприятий через совместные праздники и прогулки, совместное общение после занятий в кружках, секциях. .

Поэтому просвещение родителей занимает важное место в работе школы. Оно осуществляется через участие родителей в родительских собраниях, индивидуальных и групповых консультациях, оформлении стендов. Эти формы педагогического просвещения помогают формировать толерантное отношение к детям с ОВЗ, правильно организовать общение с ними. Одновременно, просвещение родителей учащихся с ОВЗ проходит также через индивидуальное и групповое консультирование, родительские собрания и др. Разница лишь в том, что вся работа с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ, направлена на преодоление их социальной беспомощности. Цели данной работы возможно реализовать посредством повышения педагогической компетентности, обучения навыкам взаимодействия и общения со своим ребенком, совместно выполняемых заданий, а также посредством общения с другими родителями в рамках групповой работы. Благодаря этому родители принимают на себя и увереннее несут ответственность за воспитание и развитие своего ребенка.

Соответственно, при организации работы школы с семьей необходимо вовлекать родителей в образовательный процесс в качестве активных участников через их обучения приемам взаимодействия с детьми, организации совместной деятельности; содействовать изменению родительской позиции и вооружению родителей позитивными способами коммуникации; способствовать формированию у родителей воспитательной компетентности посредством обогащения их педагогических и дефектологических знаний; создавать условия для взаимодействия родителей друг с другом с целью расширения социального пространства семей.

Несомненно, инклюзивная образовательная среда формируется квалифицированными специалистами школы - коллективом, но важная роль принадлежит и родителям, участвующим в сотрудничестве. Осуществление процесса инклюзии происходит в условиях реализации индивидуальных коррекционно-развивающих программ для детей с ОВЗ. Родителям же может быть предоставлена возможность участия в разработке, согласовании, утверждении индивидуальной программы на своего ребенка, обсуждении проблем ребенка в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.

Для выявления динамики развития, определения соответствия выбранных форм, методов обучения уровню развития учащегося с ОВЗ в условиях инклюзивного процесса специалисты школы систематически проводят соотносительный анализ сформированности у последних знаний, умений, навыков и психофизического развития. Данная работа позволяет сделать определенные выводы: 1) при инклюзивном обучении прохождение этапов коррекционно-развивающей деятельности в сопровождении специалистов повышает активность и компетентность родителей во взаимодействии с ребенком; 2) у родителей необходимо формировать осознание того, что их активные действия, ответственность и включенность в сопровождение выступают важным условием развития ребенка; 3) в результате работы отмечается положительная динамика в представлениях родителей о потенциале ребенка, наблюдается рост компетентности родителей в оказании целесообразной помощи своему ребенку; 4) полученные результаты позволяют осуществлять в нужном направлении дальнейшую работу по формированию и повышению уровня компетентности родителей их продуктивному взаимодействию как со своим ребенком, так и с коллективом школы в целом.

Однако при всем положительном, что несет с собой инклюзивное образование, существует ряд проблем в его организации. Кроме нерешенных нормативно-правовых и финансовых вопросов организации инклюзивной практики, дефицита квалифицированных кадров, по-прежнему отсутствуют технологии вовлечения родителей в процесс инклюзии, учитывающие особенности воспитания детей в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ и их сверстников с нормативным темпом развития .

Таким образом, семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, требуется целенаправленная профессиональная помощь. В условиях инклюзивного образования необходимо вести работу по формированию у родителей активной жизненной позиции в преодолении сложностей развития ребёнка и общении с ним; повышать правовую, педагогическую компетентность родителей; организовывать совместную деятельность школы и родителей по укреплению здоровья детей; способствовать оптимизации отношений между семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ и социумом. Только продуктивное взаимодействие школы и семьи будет способствовать восстановлению психофизического и социального статуса ребенка с ОВЗ, достижению им материальной независимости и социальной адаптации.

Ольга Козориз
Инклюзивное образование: проблемы и решение

Одной из важных проблем образования в обществе является его доступность для ряда социальных групп, имеющих невыгодные стартовые условия. Среди них особое место занимают дети-инвалиды. Получению качественного образования детьми-инвалидами препятствуют множественные структурные ограничения, так или иначе связанные с социальным неравенством.

Опыт показывает, что из любой жесткой образовательной системы какая-то часть детей выбывает, потому что система не готова к удовлетворению индивидуальных потребностей таких детей в обучении. Это соотношение составляет 15 % от общего числа детей в школах и, таким образом , выбывшие дети становятся обособленными и исключаются из общей системы. Нужно понимать, что не дети терпят неудачу, а система исключает детей. Инклюзивные подходы могут поддержать таких детей в обучении и достижении успеха, что даст шансы и возможности для лучшей жизни. Инклюзивное или включенное образование – термин , используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах . В основу инклюзивного образования положена идеология , которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности . Инклюзивное образование подразумевает доступность образования для всех , в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Разработаны восемь принципов инклюзивного образования :

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

2. Каждый человек способен чувствовать и думать;

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

4. Все люди нуждаются друг в друге;

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования . Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений , так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении .

За рубежом, начиная с 1970-х гг., ведется разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей инвалидов. В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов, в том числе : расширение доступа к образованию (widening participation, мэйнстриминг(mainstreaming, интеграция (integration, инклюзия , т. е. включение (inclusion) . Мэйнстриминг предполагает, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах. Интеграция означает приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования , остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них. Включение, или инклюзия – это реформирование школ и перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения.

Положения об инклюзивном образовании включены в Конвенцию ООН «О правах инвалидов» , одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года. В статье двадцать четвертой Конвенции говорится о том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980-1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования «Ковчег»

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории Российской Федерации регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании » , федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ» , а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Все дети должны быть с самого начала включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства; задача инклюзивной школы – построить систему, которая удовлетворяет потребности каждого; в инклюзивных школах все дети , а не только с инвалидностью, обеспечиваются поддержкой, которая позволяет им добиваться успехов, ощущать безопасность, ценность совместного пребывания в коллективе. Инклюзивные школы нацелены во многом на иные образовательные достижения , чем те, что чаще всего признаются обычным образованием . Цель такой школы – дать всем учащимся возможность наиболее полноценной социальной жизни, наиболее активного участия в коллективе, местном сообществе, тем самым обеспечить наиболее полное взаимодействие, помощь друг другу как членам сообщества. Это очевидно показывает, что все члены школьного коллектива и общества связаны между собой и что учащиеся не только взаимодействуют между собой в процессе обучения, но и развиваются, когда принимают совместные решения по поводу управления процессами в учебной аудитории.

Те учителя, которые уже имеют опыт работы на принципах инклюзивного образования , разработали следующие способы включения :

1) принимать учеников с инвалидностью «как любых других детей в классе» , 2) включать их в одинаковые виды деятельности, хотя ставить разные задачи, 3) вовлекать учеников в коллективные формы обучения и групповое решение задач , 4) использовать и другие стратегии коллективного участия – игры, совместные проекты, лабораторные, полевые исследования и т. д.

Инклюзивные образовательные сообщества во многом изменяют роль учителя, который вовлекается в разнообразные интеракции с учениками, больше узнавая о каждом из них, а также активнее вступают в контакты с общественностью вне школы.

Мнения родителей и учителей сошлись в том, какие последствия они ожидают от интеграции детей-инвалидов в массовую школу : более двух третей опрошенных полагают, что это позволит учащимся стать более толерантными, научиться взаимопомощи, хотя не исключены и конфликты между детьми.

В соответствии с Законодательством дети с ограниченными возможностями здоровья могут получать образование в общих классах и группах системы общего образования , по индивидуальной программе на дому, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях .

Помимо инклюзивного образования , в России существуют иные варианты обучения детей-инвалидов :

Спецшколы и интернаты – образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданные в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей. Также на территории РФ существует система домов-интернатов социальной защиты, в которых различные образовательные программы осуществляются силами социальных педагогов.

Коррекционные классы общеобразовательных школ – форма дифференциации образования , позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Положительным фактором в данном случае является наличие у детей-инвалидов возможности участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, а также то, что дети учатся ближе к дому и воспитываются в семье.

Домашнее обучение – вариант обучения детей-инвалидов, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания. В таком случае, как правило, обучение осуществляется силами педагогов ближайшего образовательного учреждения , однако в России существуют и специализированные школы надомного обучения детей-инвалидов. Домашнее обучение может вестись по общей либо вспомогательной программе, построенной с учетом возможностей учащегося. По окончании обучения ребенку выдается аттестат об окончании школы общего образца с указанием программы, по которой он проходил обучение.

Дистанционное обучение – комплекс образовательных услуг , предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды , базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т. п.) . Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т. д., с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центром дистанционного обучения. В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения.

На сегодняшний день в России с помощью дистанционного обучения можно получить не только среднее, но и высшее образование – в программы дистанционного обучения активно включились многие отечественные вузы.

Интеграция «проблемных » детей в общеобразовательные учреждения это закономерный этап развития системы специального образования в любой стране мира , процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия. Такой подход к образованию неординарных детей вызван к жизни причинами различного характера. Совокупно их можно обозначить как социальный заказ достигших определенного уровня экономического, культурного, правового развития общества и государства.

Этап этот связан с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием не только равенства их прав, но и осознанием обществом своей обязанности обеспечить таким людям равные со всеми другими возможности в разных областях жизни, включая образование .

Внедрение инклюзивного образования в России испытывает определенные проблемы :

Число детей, официально получающих пособия по инвалидности, в стране резко возросло (1,3 от общего числа детей) .

Специальное образование , охватывающее учащихся с особыми потребностями - инвалидов, испытывает серьезные потрясения ввиду сокращения финансирования и структурных преобразований .

Внедрение инклюзивного образования сталкивается не только с трудностями организации так называемой «безбарьерной среды» (пандусов, одноэтажного дизайна школы, введения в штаты сурдопереводчиков, переоборудования мест общего пользования и т. п., но и с препятствиями социального свойства, заключающимися в распространенных стереотипах и предрассудках, в том числе, в готовности или отказе учителей, школьников и их родителей принять рассматриваемую форму образования .

Чтобы Россия стала цивилизованной страной с цивилизованным образованием , нужно не только принять закон о специальном образовании ,

или об образовании лиц с ограниченными возможностями, но и иметь благоприятное общественное мнение по данному вопросу, а также создать условия для реализации прав инвалидов.

Опыт показывает, что создание доступных школ и совместное обучение («включенное» , или «инклюзивное » образование ) способствует социальной адаптации инвалидов, их самостоятельности и независимости, а самое главное – изменяет общественное мнение к инвалидам, формирует отношение к ним как к полноценным людям, помогает «обычным» детям становиться более толерантными и научиться уважать другие личности.

По моему мнению, проблеме обучения детей с ограниченными возможностями здоровья государству следует уделять больше внимания, т. к. эти дети должны иметь равные права со здоровыми детьми, ведь среди них так же есть способные дети в учебе, талантливые, одаренные, но не способные «влиться» в общественную жизнь самостоятельно.

Основной принцип инклюзивного образования :

«Дети должны учиться вместе»

Инклюзивное образование – это участие всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии, т. е. обучение учащихся, относящихся к группе детей с ограниченными возможностями в обучении : детей-инвалидов, детей, находящихся на домашнем обучении. Это процесс реального включения инвалидов в активную общественную жизнь, что в одинаковой степени необходимо для всех членов общества. Инвалидность – это не обделённость судьбой, это такой образ жизни при сложившихся обстоятельствах, который может быть очень интересен инвалиду и окружающим его людям, если инвалидность рассматривать в рамках социальной концепции.

Ценности инклюзии :

Каждый имеет право высказываться и быть услышанным.

Каждый имеет право принадлежать к обществу и быть его частью.

Каждый имеет право на образование и обучение в течение жизни.

Каждый имеет право на дружбу и значимые отношения.

Каждый имеет право на полноценную жизнь.

Инклюзивное образование :

Признает, что все дети могут учиться;

Работает над улучшением образовательных структур , систем и методик для обеспечения потребностей ВСЕХ детей;

Является частью большой стратегии по созданию инклюзивного общества ;

Является динамичным процессом, который постоянно в развитии.

Что дает инклюзивное образование :

Предлагает новый социальный подход к инвалидности;

Приветствует разнообразие систем и методик работы с детьми;

Рассматривает различие между людьми как ресурс, не как проблему ;

Личностное развитие и социальные навыки;

Развитие самостоятельности и самоопределения;

Развивает равные права и возможности вместо дискриминации.

Дети, которые имеют физические, социальные, интеллектуальные и другие особенности, должны быть обязательно включены в систему образования и воспитываться со своими сверстниками. Рассматривая и изучая зарубежный опыт, для реализации поставленных целей уйдет много времени, а главное – участие и взаимодействие всех участников образовательного процесса , работающих с детьми с особыми образовательными потребностями , только при выполнении этих условий возможно решение проблем инклюзивного образования .

В современном обществе инклюзивное образование прогрессивный способ обучения и у каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья появится шанс реализовать свое право на получение качественного образования , адаптированного к его возможностям и потребностям, и возможность найти свое место в жизни и реализовать свой жизненный потенциал.

Список литературы :

1. Алехина С. В., Алексеева М. Н., Агафона Е. Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование №1 : Инклюзивный подход и сопровождение семьи в современном образовании . М., 2011.

2. Медведев Д. А. Наша новая школа. Национальная образовательная инициатива // Выступление президента РФ на торжественной церемонии открытия Года учителя в России, февраль 2010.

3. Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования // Использование научно обоснованных стратегий обучения в инклюзивном образовательном пространстве . Главы из книги / Пер. Аникеев И. С., Борисова Н. В. М., 2009.

В современном Российском образовании все большее внимание уделяется вопросам обучения детей с особыми образовательными потребностями.

В последние десятилетия стало кардинально меняться отношение общества к человеку с ограниченными возможностями, признавая его равноправным и достойным членом общества, но имеющего ещё свои дополнительные проблемы.

Как правило с появлением в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья увеличиваются материально-бытовые, финансовые, жилищные проблемы. Анализ показал, что среди семей с детьми с ОВ самый большой процент составляют неполные материнские семьи. У 15 % родителей произошел развод по причине рождения ребенка-инвалида, мать не имеет перспективы вторичного замужества. Поэтому к проблемам семьи ребенка с ОВ прибавляются проблемы неполной семьи.

Психологический климат в семье зависит от межличностных отношений, морально-психологических ресурсов родителей и родственников, а также от материальных и жилищных условий семьи, что определяет условия воспитания, обучения и медико-социальную реабилитацию.

Выделяют 3 типа семей по реакции родителей на появление ребенка-инвалида: с пассивной реакцией, связанной с недопониманием существующей проблемы; с гиперактивной реакцией, когда родители усиленно лечат, находят «докторов-светил», дорогостоящие лекарства, ведущие клиники и т.д.; со средней рациональной позицией: последовательное выполнение всех инструкций, советов врачей, психологов.

В своей работе социальный работник должен опираться на позиции 3-го типа семьи.

Появление в семье ребенка с ОВ всегда тяжелый психологический стресс для всех членов семьи. Часто семейные отношения ослабевают, постоянная тревога за больного ребенка, чувство растерянности, подавленности являются причиной распада семьи, и лишь в небольшом проценте случаев семья сплачивается.

Наличие ребенка-инвалида отрицательно влияет на других детей в семье. Им меньше уделяется внимания, уменьшаются возможности для культурного досуга, они хуже учатся, чаще болеют из-за недосмотра родителей.

Нередко такая семья испытывает отрицательное отношение со стороны окружающих, особенно соседей, которых раздражают некомфортные условия существования рядом (нарушение спокойствия, тишины, особенно если ребенок-инвалид с задержкой умственного развития или его поведение негативно влияет на здоровье детского окружения). Окружающие часто уклоняются от общения и дети с ОВ практически не имеют возможности полноценных социальных контактов, достаточного круга общения, особенно со здоровыми сверстниками. Общество не всегда правильно понимает проблемы таких семей, и лишь небольшой их процент ощущает поддержку окружающих. В связи с этим родители не берут детей с ОВ в театр, кино, зрелищные мероприятия и т.д., тем самым, обрекая их с рождения на полную изоляцию от общества. В последнее время родители с аналогичными проблемами налаживают между собой контакты.

Родители стараются воспитывать своего ребенка, избегая его невротизации, эгоцентризма, социального и психического инфантилизма, давая ему соответствующее обучение, профориентацию на последующую трудовую деятельность. Это зависит от наличия педагогических, психологических, медицинских знаний родителей, так как, чтобы выявить, оценить задатки ребенка, его отношение к своему дефекту, реакцию на отношение окружающих, помочь ему социально адаптироваться, максимально самореализоваться, нужны специальные знания.

Медико-социальная помощь в нашей стране резко ухудшилась в связи с изменением социально-экономической обстановки. Медико-социальная реабилитация детей с ОВ должна быть ранней, этапной, длительной, комплексной, включать медицинские, психолого-педагогические, профессиональные, социально-бытовые, правовые и другие программы с учетом индивидуального подхода к каждому ребенку. Главное - научить ребенка двигательным и социальным навыкам, чтобы в последующем он смог получить образование и самостоятельно работать.

Нет достоверного специального учета детей с ОВ ни в государственных органах социального обеспечения, ни в обществе инвалидов. Отсутствует координация в деятельности различных организаций, связанных с медико-социальным обеспечением таких семей. Недостаточна информационная работа по пропаганде целей, задач, льгот, законодательств, касающихся медико-социальной реабилитации. Вся социальная работа ориентирована на ребенка и не учитывает особенности семей, а участие семьи в меди-ко-социальной работе является решающим наряду со специализированным лечением.

Проводимые в России государственные меры демографической политики, помощи семьям с детьми, в том числе с детьми с ОВ носят разрозненный, малоэффективный характер и не учитывают семей в комплексе.

Семья, в которой есть дети-инвалиды особый объект внимания. Получив информа­цию о такой семье, составив план оказания ей помощи, разрабаты­ваются рекомендации родителям, как следует ухаживать за таким ребенком. План реабилитации составляется совместно с детским врачом на каждого ребенка-инвалида. Чаще всего с ребенком рабо­тают социальный педагог, психолог, невропатолог, психоневролог, логопед, массажист, дефектолог и инструктор по лечебной физкультуре.

Важной стороной работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями, является создание общественных объединений родителей детей-инвалидов Само существование таких объединений, во-первых, вселяет в родителей убеждение, что они не одиноки, во-вторых, рождает надежду на помощь, понимание, взаимообогащение знаниями, опытом, полезной информацией; расширяет круг общения с себе подобными «коллегами по несчастью». С другой стороны, спустя некоторое время это общение в кругу «коллег по несчастью» дает толчок к разделению социального мира на «наших» и «не наших», что, в свою очередь, приводит их к отделению от остального социума.

Одним из действенных способов оказания помощи семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, является «родительский клуб». Родительский клуб как объединение родителей, воспитывающих ребенка с особенностями развития, ставит перед собой следующие задачи.

  • формирование адекватного восприятия родителями своего ребенка: важно отойти от понятия «болезни» и перейти к понятию «особых законов развития»;
  • формирование благоприятного микроклимата в семье для максимального раскрытия имеющихся у ребенка личностных, творческих и социальных ресурсов;
  • формирование партнерских взаимоотношений родителей с учреждениями, реализующими взаимосвязь и взаимодополнение знаний, обогащение опытом;
  • личностное и социальное развитие родителей, формирование навыков социальной активности и конструктивности поведения.
  • В родительском клубе используются разнообразные формы работы. Среди них, традиционные и нетрадиционные:
  • индивидуальные консультации по вопросам развития ребенка;
  • организация выездных мероприятий: посещение театров, музеев, выставок, выезд за город и пр.;
  • образовательные семинары;
  • психологические тренинги; общественные акции;
  • пресс-клубы и тематические круглые столы; публикации опыта воспитания ребенка в семье; встречи с представителями власти;
  • занятия в системе «ребенок - родитель - специалист»; участие в экспертизе динамики развития ребенка.

Долг родителей- успокоить ребенка, облегчить его пережи­вания,создать в семье атмосферу оптимизма. В этом семье может помочь только социальный педагог.

Развитие ребенка-инвалида в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, разнообразии воспитательных воздействий. В нормальных условиях ребенок является источником большого числа стимулов, благодаря своей подвижности, забавности и т. п. Ребенок- инвалид - тоже неиссякаемый источник стимулов для своего воспитателя, только качество их совершенно иное, чем в первом случае. Ребенок-инвалид требует больше механической работы, монотонного ухода и присмотра, а отклика со стороны ребенка, радостной удовлетворенности бывает гораздо меньше, это приводит к одностороннему утомлению, даже изнурению. Надо стараться разделить обязанности в семье, и общество должно внести свой вклад.

Семьи выбирают инклюзивные школы для того, чтобы их дети могли расширить свое общение с типично развивающимися сверстниками, а также получить возможность общаться с другими родителями и учителями. Высокая положительная оценка со стороны педагогов школ усилий семьи в воспитании ребенка с ограниченными возможностями служит разработке механизмов эффективного сотрудничества семьи и школы. Для этого, прежде всего, необходим эмоциональный контакт, доверие, уважение и принятие, поддержка родителей и учет их мнения.

Консультативная, профилактическая и просветительская работа с семьей строится на идее сотрудничества, увеличения ее воспитательных возможностей, установления гармоничных детско-родительских отношений. Задачами этой работы являются изменение психологических установок родителей на роль семьи в образовательном процессе; изменение стиля взаимоотношений с ребенком; более широкое использование педагогических возможностей семьи. Кроме этого, социальная работа предполагает знакомство учащихся и родителей с их правами и обязанностями, законодательными документами, а также – информирование об общественных и государственных организациях, имеющих отношение к лицам с ограниченными возможностями здоровья, как в России, так и за рубежом.

Педагоги оказывают конкретную практическую помощь семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, при оформлении инвалидности и приобретении специальных средств для обучения детей (тифло- и сурдотехника). Иначе говоря, педагог служит связующим звеном между детьми и взрослыми, обеспечивает атмосферу социально-психологического благоприятствия в образовательном учреждении, привлекает родителей и общественность к организации и проведению социально значимых мероприятий.

Основной целью работы с семьёй является создание благоприятных условий для личностного развития всех членов семьи (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребенка и его окружения от негативного воздействия различных факторов на личностное развитие.

Процесс организованного сотрудничества с семьёй включает в себя:

  • изучение и описание обращений за помощью;
  • обследование условий, где проживает семья;
  • выяснение общих проблем семьи и её особенностей, отличий от других;
  • выяснение целей и ожиданий семьи;
  • наблюдение форм ответных реакций (молчат, рассказывают, ссорятся, ведут себя агрессивно, не доверяют и т.д.);
  • изучение тех, кто уже помогал данной семье и помогает в настоящее время;
  • влияние изъятий из семьи её членов;
  • изучение прошлого семьи;
  • изучение особенностей личности членов семьи.

Этапы процесса работы с семьей:

Первый этап. Выявление неблагополучных семей.

Для выявления неблагополучных семей социальный педагог использует различные методы изучения семьи:

  • наблюдение за детьми;
  • опрос, анкетирование родителей и детей.

Диагностика семьи является постоянным компонентом, на котором основывается система помощи и поддержки семьи. Проведение диагностических процедур требует соблюдения ряда принципов: комплексности, объективности, достаточности, последовательности и т.д. Не следует расширять диагностику, если к тому нет необходимых показаний. Новое исследование может быть предпринято только на основе анализа предыдущей диагностической информации. Следует начинать с первичной диагностики жалоб родителей, а далее, изучив обоснованность этих жалоб, выявить причины указанных нарушений.

Второй этап. Определение типов семейного воспитания.

На этом этапе социальный педагог использует методики, направленные на изучение детско-родительских взаимоотношений; определение ведущих паттернов поведения каждого члена семьи; изучение характера коммуникации в семье.

Третий этап. Дифференциация форм и методов работы с семьей.

Педагог разрабатывает план работы с семьей, направленный на корректировку отношения к ребенку в семье, учитывая при этом преобладающий тип семейного воспитания.

Четвертый этап. Организация совместной работы.

Для оказания помощи семье (информационной, посреднической, досуговой, социальной и педагогической) необходимо сотрудничество с различными специалистами (педагогический коллектив, инспектор ОДН, отдел опеки и попечительства, социальная защита и т.д.).

Основные функции в работе с семьёй:

  • Охранно-защитная функция. Она направлена на обеспечение сохранности жизни детей, их безопасности от внешних угроз, правовую защиту законных прав и интересов ребенка, оказание ему экстренной помощи.
  • Профилактическая функция. В сотрудничестве с другими учреждениями, организациями педагоги ведут работу по раннему выявлению неблагополучных семей, оказывают своевременную помощь в разрешении внутрисемейных конфликтов, дают рекомендации по оздоровлению условий семейного воспитания, осуществляют квалифицированную правовую, психологическую поддержку.
  • Восстановительная функция. Осуществляя меры по оздоровлению условий жизнедеятельности детей в семье, педагоги способствуют восстановлению социального статуса ребенка, укреплению его связей с основными институтами социализации, поддерживают усилия семей, проявляющие готовность к преодолению своей функциональной несостоятельности.
  • Коррекционно-развивающая функция. На основе комплексной диагностики в определяется система мер медико-социальной, психолого-педагогической работы с детьми и его семьей.
  • Оздоровительная функция предполагает сопровождение и рекомендации по укреплению здоровья ребенка.
  • Компенсаторная функция. Заключается в поиске путей замещения биологической семьи, если невозможно преодолеть отчуждение от нее ребенка.

Деятельность специалистов с семьей протекает по трем направлениям : образовательное, психологическое и посредническое.

Образовательное направление. Включает помощь родителям в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на формирование педагогической культуры родителей и их просвещение. Помощь в воспитании осуществляется путем создания специальных воспитывающих ситуаций в целях укрепления воспитательного потенциала семьи. Данное направление основано на использовании педагогической модели помощи семьи.

Психологическое направление . Включает социально-психологическую поддержку и коррекцию. Такая поддержка с позиции педагога, направлена на формирование благоприятной психологической атмосферы в семье. Оказание поддержки в союзе с психологом становится наиболее эффективным.

Посредническое направление . Данное направление содержит следующие компоненты: помощь в организации, координацию и информирование. Помощь в организации заключается в организации семейного досуга (включение членов семьи в организацию и проведение праздников, ярмарок, выставок и т.д.). Помощь в координации направлена на установление и актуализацию связей семьи с различными ведомствами, социальными службами, центрами социальной помощи и поддержки. Помощь в информировании направлена на информирование семьи по вопросам социальной защиты.

Методы работы с семьей:

Метод убеждения - помогает убедить родителей в последствиях их антиобщественного поведения. С помощью данного метода можно добиться, чтобы родители сами начали искать путь выхода из сложившейся ситуации.

Метод наблюдения – помогает собрать больше материала для организации воспитательной работы в семье. Социальный педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его досуговой деятельностью.

Метод бесед – один из самых распространенных методов при работе с родителями, позволяющий в доверительной обстановке выяснить причины проблем в семье и наметить пути их решения.

Кроме того, цель педагогов заключается в том, чтобы не только продуктивно сотрудничать с отдельными семьями, но находить новаторские способы взаимодействия всех семей. В инклюзивных школах учителя разрабатывают механизмы эффективного партнерства школы и семьи, которые связывают семьи и школу и, в конечном счете, помогают всем детям учиться и добиваться успеха. В отличие от многих программ сотрудничества, которые ориентированы на нужды семей со средним и высоким достатком, работники инклюзивных школ принимают во внимание все семьи и используют методы работы, позволяющие семьям с любым доходом участвовать в жизни школы.

Среди таких методов можно отметить:

  • поддержку института семьи в школьной системе;
  • посредничество между семьями и различными социальными учреждениями;
  • предоставление семьям информации для возможности осознанного выбора;
  • использование лексики, свободной от профессионального жаргона и понятной родителям;
  • помощь с проездом членов семьи к месту проведения школьных мероприятий;
  • проведение мероприятий и собраний недалеко от школы и места проживания семей;
  • альтернативные варианты работы с ребенком;
  • организацию мероприятий, при которой дети не отделены от родителей во время их проведения;
  • проведение мероприятий, ориентированных на интересы и нужды родителей;
  • встреча с родителями в удобное для них время, например, вечером, на выходных или утром;
  • предоставление переводчика, если семье это необходимо.

Формы взаимодействия с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования:

1. Непосредственная работа с конкретной семьей:

  • педагог обращает внимание на внешний вид и окружение дома, подъезда, квартиры в случае домашнего визитирования;
  • встречаясь с семьей, старается увидеться не только с матерью, но и с отцом, другими детьми и взрослыми членами семьи;
  • узнает от родителей о потребностях проблемах и ресурсах;
  • спрашивает о внешкольных занятиях ребенка (если тот достиг школьного возраста);
  • отвечает на вопросы родителей;
  • наблюдает за тем, как в семье обращаются с ребенком, обучают и развивают его;
  • демонстрирует стратегию поведения, обучения, решения проблем.

В рамках этой же тактики родители наносят визит педагогу (или педагогам) и в ходе его:

  • родители наблюдают, как специалист обращается с ребенком (например, присутствуют в классе или на приеме, во время тестирования);
  • педагог отвечает на вопросы родителей, объясняет;
  • педагог наблюдает, как родители обращаются с ребенком;
  • педагог организует консультацию с представителями других служб, если это необходимо ему для лучшего понимания и решения проблем или если это непосредственно может помочь семье;
  • предлагает родителям заполнить карты, схемы, вопросники по развитию ребенка, затем сравнивает их результаты со своими ответами;
  • родители посещают школьные консилиумы и к комиссии;
  • родителям представляется письменный отчет результатов тестирования или оценивания.

2. Опосредованная работа с конкретной семьей:

  • информация и обмен комментариями осуществляются через специально организованный дневник, куда родители и соц. педагог вносят записи, например каждую неделю или две;
  • домашний дневник наблюдений анализируется при встрече;
  • результаты проведенной реабилитационной работы представляются в отчетах, (раз в полгода);
  • педагог, привлекая других специалистов организует письменные извещения, информацию для родителей;
  • контакты по телефону;
  • родители берут в библиотеке книги, учебные пособия на дом по рекомендации педагога;
  • родители заполняют карты, вопросники, схемы развития способностей ребенка;
  • рекомендуются занятия на выходные дни, предоставляется информация о возможностях отдыха;
  • родителям предоставляется возможность знакомиться с содержанием папки материалов по их ребенку.

3. Непосредственная работа с группой родителей:

  • встречи с родителями, обмен информацией, отчет о ходе проделанной работы и успехах ребенка, обсуждение планов на будущее;
  • выступления на встрече родителей и ответы на их вопросы;
  • организация семинаров для родителей, выступлений, бесед, ролевых игр;
  • организация специального курса для родителей по той или иной темах тике;
  • привлечение родителей к подготовке и проведению культурно-массовых мероприятий;
  • интервьюирование родителей об их отношении, дальнейших ожиданиях оказываемой помощи.

4. Опосредованная работа с группой родителей:

  • предоставление родителям информации о том, как, на каких условиях и в каких случаях обратиться к конкретным специалистам (психолог, педагог, заместитель директора по воспитательной работе, директор);
  • организация выставки книг, методической литературы в кабинете или «уголке» для родителей;
  • подготовка буклета, объясняющего процедуру тестирования, оценивания того, как интерпретируются результаты;
  • выдача родителям книг на дом;
  • подготовка письменных предложений по домашним занятиям или готовящимся мероприятиям, возможностям отдыха;
  • передача вопросников для выяснения потребностей и мнения родителей;
  • организация стенда или доски объявлений там, где родители ожидают детей.

5. Развитие контактов между семьями:

  • педагог может способствовать развитию сети «нянь» среди группы родителей;
  • организовать посещение опытными родителями семей, где появился ребенок, нуждающийся в помощи;
  • помочь в организации ассоциации или группы самопомощи родителям;
  • приглашать отцов для помощи в работе по починке или наладке чего-либо;
  • добиваться того, чтобы родители были представлены в комиссиях или советах школы;
  • помогать родителям в организации клубов по интересам и мероприятий для детей;
  • добиваться того, чтобы родители защищали свои права, вовлекались в работу общественных организаций, оказывающих влияние на развитие законодательства и порядка, предоставления услуг.

Инвалиды являются частью нашего общества. Отношение к ним определяет уровень культуры и социального развития. Равнодушие и жестокость по отношению к инвалидам ведут к духовной деградации всего общества.

Гармонично организованная работа педагогов образовательных учреждений с семьями, имеющими детей с ОВЗ – гарантия успеха образовательного и воспитательного процесса, адаптации детей- инвалидов в детском коллективе.