Развитие монологической речи. Конспект открытого интегрированного занятия для детей подготовительной группы «Развитие монологической речи у детей дошкольного возраста Конспект занятия по развитию монологической речи

  • § 4. Средства развития речи
  • Виды занятий по родному языку.
  • В зависимости от применения наглядного материала:
  • 1. Тщательная предварительная подготовка к занятию.
  • 2. Правильная организация занятий.
  • § 5. Методы и приемы развития речи
  • 1. Как в методике изменялось понимание цели и задач речевого развития детей?
  • § 2. Особенности развития словаря детей дошкольного возраста
  • § 3. Задачи и содержание словарной работы в детском саду
  • § 4. Общие вопросы методики словарной работы
  • § 5. Методика словарной работы в возрастных группах
  • Дидактическая игра «Угадай, про кого мы загадали» (в конце года).
  • «Придумай рифму».
  • «Запрещенные слова».
  • 1. Каково содержание понятия «словарная работа» применительно к развитию речи детей дошкольного возраста?
  • § 2. Особенности усвоения детьми грамматического строя русского языка
  • § 3. Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей
  • В морфологии.
  • В словообразовании.
  • В синтаксисе.
  • § 4. Пути формирования грамматической стороны речи у детей
  • Методы и приемы формирования грамматически правильной речи.
  • § 5. Методика формирования морфологической стороны речи
  • § 6. Методика формирования синтаксической стороны речи
  • § 7. Методика формирования способов словообразования
  • 1. Раскройте содержание понятия «формирование грамматического строя речи».
  • § 2. Особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками
  • Причины речевых нарушений у детей можно классифицировать как:
  • § 3. Типичные фонетические возрастные особенности речи детей и содержание обучения
  • § 4. Формы работы по воспитанию звуковой культуры речи
  • § 5. Этапы обучения правильному звукопроизношению
  • § 6. Методика обучения звукопроизношению на занятиях
  • § 7. Формирование звуковой выразительности речи
  • 1. Что входит в понятие «звуковая культура речи»?
  • § 2. Особенности развития связной речи в дошкольном детстве
  • § 3. Задачи и содержание обучения связной речи
  • § 4. Обучение диалогической речи в процессе повседневного общения
  • § 5. Беседа как метод обучения диалогической речи
  • § 6. Приемы обучения рассказыванию
  • § 7. Пересказ литературных произведений
  • Методика обучения пересказыванию в разных возрастных группах имеет как общие, так и специфические особенности.
  • Типичная структура занятий по пересказу:
  • § 8. Рассказывание по игрушкам
  • Рассмотрим методику обучения монологической речи на занятиях с игрушками.
  • § 9. Рассказывание по картине
  • § 10. Рассказывание из опыта
  • § 11. Творческое рассказывание
  • Ниже рассмотрим особенности использования приемов обучения в зависимости от вида рассказа.
  • § 12. Связные высказывания типа рассуждений
  • 1. Раскройте содержание понятия «связная речь».
  • § 2. Особенности восприятия детьми литературных произведений
  • § 3. Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой
  • § 4. Методика художественного чтения и рассказывания детям
  • § 5. Методика заучивания стихотворений
  • Заучивание стихов на разных возрастных этапах имеет свои особенности.
  • § 6. Использование художественной литературы вне занятий
  • 1. Какие особенности восприятия литературного произведения характерны для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста?
  • § 2. Задачи и содержание подготовки к обучению грамоте
  • § 3. Ознакомление со словом
  • § 4. Ознакомление с предложением
  • § 5. Ознакомление со словесным составом предложений
  • § 6. Ознакомление со слоговым строением слова
  • § 7. Ознакомление со звуковым строением слова
  • § 8. Подготовка к обучению письму
  • 1. Чем определяются сущность, задачи и содержание подготовки к обучению чтению и письму?
  • Рассмотрим методику обучения монологической речи на занятиях с игрушками.

    В младшем дошкольном возрасте вначале стоит задача научить детей сосредоточиваться при рассматривании игрушек и предметов, затем научить отвечать на вопросы по их описанию. Детей подводят к составлению с помощью воспитателя высказываний об игрушках из 2 – 3 предложений. Индивидуально и по подгруппам организуется беседа-разговор: какие игрушки есть у тебя дома? Какую игрушку ты больше любишь? Кто ее купил или подарил? Какая она (размер, цвет, материал)? Как ты с нею играешь? Какие игрушки тебе нравятся в детском саду?

    На первых порах особенно важен выбор игрушек для занятий. Они должны привлекать к себе внимание детей ярко выраженными качествами (цвет, форма, размер), активизировать речь, создавать настроение. Игрушки могут быть одинаковыми по названию, но разными по внешнему виду (кукла большая в пальто и берете, кукла маленькая в одеяле и коляске; кошки белая и черная).

    На занятии обучение описательным умениям можно организовать в игре «Найди и опиши». Подбираются разные игрушки: две куклы – одна с бантом, другая без банта, две кошки разного цвета. Игрушки поочередно рассматриваются, сравниваются; уточняются их характерные особенности и различие; активизируется словарь. Затем воспитатель «прячет» игрушки (так, чтобы дети их быстро нашли) и предлагает найти их: «Андрюша найдет белую кошечку, Миша – черную, а Соня – куклу с бантом». Дети находят и приносят игрушки, называют и с помощью вопросов воспитателя описывают («Какая у тебя кошечка? Что у кошечки на голове? А это что?»). В итоге такой беседы разрозненные ответы детей обобщаются в виде связного высказывания: «Миша нашел черную кошечку. У нее на голове ушки, большие глаза, усы. Есть у кошечки и длинный хвост. Она лакает молочко и мяукает: мяу! мяу!»

    Когда дети научатся хорошо и правильно отвечать на вопросы, им предлагают повторить описание воспитателя. Таким образом, здесь используются приемы, направленные на оказание ребенку помощи в описании предмета: рассматривание, вопросы, обобщение педагога (образец описания).

    На следующем этапе можно рекомендовать совместное составление описания (СНОСКА: В раскрытии методики обучения описательной и повествовательной речи использованы исследования, проведенные под руководством Ф. А. Сохина и О. С.Ушаковой).

    В гости к детям приходит котенок. Его рассматривают («Какой котенок? – Маленький, пушистый, шаловливый. – Как его можно назвать ласково? – Котеночек, котик. – Что любит котик? – Молоко. – Давайте вместе расскажем про него»). Дается логико-синтаксическая схема описания: воспитатель начинает предложение, а дети продолжают: «Это (котенок). Он (маленький, пушистый). Котенок любит (молоко). Кто хочет рассказать про котенка?»

    Остальные виды занятий с игрушками проводятся как рассказ воспитателя для детей. Придумываются несложные сценки-рассказы с набором игрушек, рассказ сопровождается драматизацией, в которую включаются по ходу действия высказывания детей.

    На занятиях по описанию игрушек используются стихи, потешки, загадки. Так, воспитатель может загадать загадку про собаку: «С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, хвост колечком». После отгадывания загадки игрушка показывается, рассматривается и описывается. Занятие завершается чтением потешек, стихов.

    В среднем дошкольном возрасте закладываются основы для развития умения самостоятельно описывать игрушки и самостоятельно составлять рассказ-повествование о них.

    Описание игрушек и составление рассказов об игрушках предваряет их рассматривание, в процессе которого уточняются особенности внешнего вида и образ жизни воплощенного в игрушке живого существо, подбираются сравнения, определения. Можно специально дать образные слова и словосочетания: пугливый заяц; осторожная, хитрая лиса; черный, мохнатый, мягкий медвежонок и др.; провести лексическое упражнение.

    В процессе обучения дети должны интуитивно понять, что описание проводится по определенному плану. Этому способствуют правильно организованный ход рассматривания игрушек и продуманная постановка вопросов, специальные упражнения.

    Последовательность изложения в описании зависит от умения детей поэтапно обследовать предмет – от восприятия его в целом к выделению существенных признаков. Поэтому воспитатель задает вопросы в определенном порядке, учит детей думать, в какой последовательности они будут описывать игрушку. Это поможет соблюдать логику описания.

    Построение связного текста вызывает у детей затруднение. Они часто не знают, как начать высказывание и чем его закончить, как связать предложения. Исследования доказывают, что уже в процессе рассматривания игрушек, в вопросно-ответной форме следует показать детям возможные связи между предложениями. Наиболее распространенное средство связи – повтор слов (Это котенок. Котенок маленький. У котенка пушистая шерсть). Рассматривая ежа, можно провести упражнение: «Кто это?» – «Это еж». – «Кто колючий?» – «Еж колючий». – «У кого на спине иголки?» – «У ежа на спине иголки». В вопросе содержится ключевое слово, которым ребенок будет оперировать в своем ответе.

    Другой вариант постановки вопросов, когда правильная форма повторяющихся слов заключается в самом вопросе: «Кто это?» – «Зайчик». – «Какие уши у зайца?» – «У зайца длинные уши». – «Какой хвост у зайца?» – «У зайца короткий хвост».

    Затем можно использовать прием, когда дети, следуя образцу, описывают игрушку.

    «Скажи, как Петрушка», «Скажи, как я». Петрушка и ребенок получают одинаковые по содержанию игрушки, но один мишка большой черный, а другой маленький коричневый. Петрушка: «У меня мишка большой черный».

    Ребенок: «У меня тоже мишка, но маленький и коричневый». Петрушка: «У моего медведя уши круглые пушистые». Ребенок: «У моего мишки тоже уши круглые пушистые» и т.д.

    Петрушка: «У меня большая красивая кукла». Ребенок: «У меня большая белая машина». Петрушка: «У куклы черные глаза, светлые волосы». Ребенок: «У машины руль и круглые колеса» и т.д.

    В первом варианте дети восстанавливают предложенную им структуру описания, заменяя лишь два слова. Во втором – дети, сохраняя структуру предложения, самостоятельно заполняют его новыми словами.

    Когда дети научатся описывать игрушку с помощью взрослого, можно предложить описать одну из 3 – 4 игрушек на основе образца по одной из них. Кроме образца используются и другие приемы: подсказ слова, дополнение, совместное описание, поощрение. В конце занятия для поддержания интереса надо показать заводную или другую игрушку.

    Одновременно у детей формируются навыки повествовательной речи. Детей подводят к составлению рассказов также по вопросам воспитателя. Важно сформировать элементарные представления о структуре высказывания (начало, середина, конец). Для осознания структуры повествования рекомендуется использовать схему составления совместного с детьми рассказа. Сначала дается представление о том, как можно по-разному начинать рассказ («Однажды», «Как-то раз», «Дело было летом»). Давая зачин рассказа, взрослый предлагает ребенку заполнить его содержанием.

    Приведем пример схемы рассказа «В лес за ягодами»: «Дело было... (летом). Собрались... (подруги в лес за ягодами). Взяли они... (корзиночки) и. (отправились в лес). Идут девочки и весело... (разговаривают). На небе появились... (темные тучки). Вдруг загремел... (гром) и. (пошел дождик). Девочки… (испугались) и. (спрятались поддерево). Когда дождь закончился, они... (пошли домой)».

    Заполнение схемы помогает ребенку усвоить средства связи между предложениями и частями текста, формирует умение пользоваться словами-связками вдруг, тогда.

    Постепенно дети начинают самостоятельно составлять рассказы. Педагог помогает развивать сюжет, используя слова-связки, глагольную лексику (позвал – убежал, встретил и., стали они.), учит включать диалог действующих лиц (спросил – ответил), элементы описания внешнего вида героев. Для рассказа вначале отбираются 2–3 игрушки. Детям легче развить сюжет и включить в повествование всех действующих лиц, подобрать слова к действиям, использовать прямую речь. Позднее количество игрушек можно увеличить.

    На этом этапе основным приемом обучения является образец, который дается после рассматривания. Приведем пример рассказа «Собака и заяц». «Однажды вышла Жучка на улицу. Шла-шла, захотелось ей есть. Вдруг идет навстречу заяц. Подошла к нему Жучка и говорит: «Здравствуй, зайчик!» Заяц отвечает: «Здравствуй, Жучка!» – «Нет ли у тебя чего-нибудь поесть?» – «Есть морковка, возьми, пожалуйста!» Понюхала Жучка морковку, покачала головой: «Нет, спасибо, я морковку не ем». И пошли они каждый своей дорогой».

    Детям нравятся такие тексты, они и сами хотят придумать подобный рассказ или сказку. Воспитатель может разыграть сценки с этими игрушками. Для рассказывания игрушки объединяют по две (кукла и собачка, кошка и мышка, кукла и машина). Обычно рассказы составляются детьми во второй части занятия, после рассматривания или описания игрушек.

    Значительное место занимают дидактические игры на описание. Усложняются их содержание и требования к речи. В игре «Магазин игрушек» ребенок-покупатель должен описать игрушку, опираясь на образец или план, а продавец – отгадать, какая это игрушка, и продать ее. Условием получения игрушки, кроме описания, может быть требование назвать отдел, полку, на которой она стоит. Продавец может не сразу понять, какую игрушку хотят купить, и предлагает описать ее понятнее.

    Если в младшем дошкольном возрасте дети в основном учатся отгадывать загадки, то на этом возрастном этапе они сами составляют загадки на основе образца воспитателя. Как всегда, игрушки рассматриваются. Воспитатель начинает со своего образца: «Хитрая, рыжая, с длинной мордочкой и пушистым хвостом. Кто это?» По другим игрушкам или предметам составляют загадки дети. Несмотря на то, что составление загадок сложно, при соответствующем обучении описательной речи дети успешно с этим справляются: «С длинными ушками, коротким хвостом, любит морковку»; «С бородой, рогами, молоко дает». Оценивая описания игрушек, необходимо отмечать точность словаря, удачные сравнения, эмоциональность.

    В старшем дошкольном возрасте игрушка занимает меньшее место, но к умениям описывать игрушку и строить повествование предъявляются более высокие требования. Описание должно быть полным, логичным, без пропуска существенных признаков, повторений, последовательным, точным по языку, с использованием образной речи. Дети должны составлять повествование по набору игрушек и по одной игрушке, определяя тему, развивая сюжет и соблюдая композицию.

    Описательные умения дети приобретают, как и в среднем дошкольном возрасте, в процессе описания игрушек и составления загадок. Основное отличие – в усложнении заданий и большей самостоятельности их выполнения.

    В подготовительной к школе группе дается более полное описание признаков (если это животное, говорят о его полезности, образе жизни, повадках). В описание вносится соревновательный момент («Кто лучше расскажет об игрушке»). На занятии «Наши любимые игрушки» (медвежонок, зайчик, телефон, неваляшка, самосвал) один ребенок описывает игрушку, не называя ее, а остальные отгадывают. Занятие можно закончить предложением так рассказать про любимую игрушку, которая находится дома, чтобы все поняли, какая она. В конце можно дать задание внимательно рассмотреть дома игрушку и на следующий день дополнить свое описание или подумать и рассказать, как с этой игрушкой можно играть.

    Аналогичное задание – последовательно описать игрушку, не называя ее, дается в игре «Подарки». Организация занятия: в коробках приносят новые игрушки, это подарки для группы. Появление подарков обыгрывается (подарил Дед Мороз, почтальон принес в посылке). Предлагается познакомиться с тем, какие подарки находятся в коробках, но при этом надо выполнить два условия: хорошо описать игрушку и отгадать ее. Если эти условия будут выполнены, игрушка останется в группе (мотивационная установка). Затем вызывают 3 – 4 детей (по количеству игрушек). Они должны открыть коробки и, не вынимая игрушку, рассмотреть ее и подумать, в какой последовательности построить описание, закончив его оценочным суждением.

    Ценность таких занятий состоит в подведении детей к составлению загадок. При составлении загадок образец почти не применяется, дети справляются с заданием самостоятельно. Полезно использовать схемы описания (о них упоминалось при характеристике приемов обучения рассказыванию).

    Старшие дошкольники составляют рассказ по набору игрушек, которые либо предлагаются им, либо выбираются ребенком самостоятельно.

    Приведем пример рассказывания по сюжетной игровой обстановке «В гостях у Кати». Воспитатель сопровождает свой рассказ разыгрыванием сценок: «Катя школьница. Она научилась хорошо читать. К ней в гости приходят ее младшие подружки. Вот однажды стук в дверь. Кто это? Это пришли Таня и Оля. Таня в синем платье с белым воротничком и манжетами. На ногах белые босоножки. Оля пришла в белых брючках и красной блузке. На ногах белые носочки и черные туфли. Обе подружки нарядные, веселые. Поздоровались и сели за стол. Катя стала им читать сказку про волка и семерых козлят. А потом они рассматривали картинки. Так и время прошло. Пора домой идти. Молодец Катя! Любят ее маленькие детишки». Далее дети сами проводят драматизации.

    Изменив игровую обстановку, заменив книгу чайным сервизом, для предупреждения механического подражания, детям предлагают рассказать про Катю и ее друзей без образца, используя план: куда ушла мама? Чем занимались дети без мамы? Что она сказала, когда вернулась?

    Подобные драматизации целесообразно проводить вне занятий, а наиболее удавшуюся показать малышам. Такая мотивация вызывает у детей желание справиться с заданием. Следует обсудить коллективно, что лучше показать, дополнить драматизацию новыми сценками, провести репетицию.

    Наиболее сложно придумать рассказ по одной игрушке. Ребенок должен активизировать свой опыт, память, воображение. Трудность заключается в том, что определен только один персонаж, другие придумываются ребенком. Рассказчик должен наделить каждого персонажа соответствующими качествами, найти ему место в повествовании, придумать действия и весь сюжет, композиционно правильно оформить рассказ. К выбору приема обучения следует подходить с учетом темы, умений детей, их представлений о структуре рассказа. Образец является стимулятором детского творчества (а не подражания), поэтому лучше давать его после 1 – 2 детских рассказов.

    Развитие монологической речи старших дошкольников в игровой деятельности

    Актуальность . Вопросы развития связной речи всегда актуальны, потому что являются центральной задачей речевого развития детей, имеющей большое значение для формирования личности ребенка дошкольного возраста и его социализации. Предупреждение речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста в образовательной работе ДОУ, формирование правильной речи приобретает особое значение, так как от уровня речевого развития зависит готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения и образованности в целом.
    К старшему дошкольному возрасту происходит усложнения речевых умений – это переход от диалогической речи к различным формам монологической. Диалогическая речь в большей степени ситуативна и контекстна, поэтому она свернута и эллиптична (в ней многое подразумевается благодаря знанию ситуации обоими собеседниками). Диалогическая речь непроизвольна, реактивна, мало организована. Монологическая речь – это развернутый, организованный, произвольный вид речи. Развернутость требует от говорящего не только назвать предмет, но и описать его (если слушателям неизвестен предмет высказывания). Произвольность выражается в том, что говорящий должен обдумать содержание высказывания и выбрать соответствующую языковую форму. Организованность предполагает умение говорящего планировать и программировать всю свою речь, весь "монолог" как целое».
    Монологическая речь, в отличие от речи диалогической, предполагает тщательный отбор адекватных лексических средств и использование сложных синтаксических конструкций.
    Наблюдения и мониторинг речевого развития показывает слабое развитие монологической речи (дети затрудняются в установлении связей, поэтому допускают содержательные и смысловые ошибки в рассказах; при рассказывании всегда требуют помощи взрослого; повторяют рассказы сверстников; словарный запас беден). Другие дети в рассказах допускают логические ошибки, но сами их исправляют при помощи взрослых и сверстников; (словарный запас достаточно широкий). И лишь немногие дети владеют теми умениями, которые соответствуют высокому уровню (ребёнок самостоятелен в придумывании рассказов, не повторяет рассказов других детей; имеет достаточный словарный запас).
    На современном этапе развитие речи детей стало одной из важных проблем, а одним из проблемных направлений – именно развитие связной речи. Развитие связной монологической речи является центральной задачей речевого развития детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Овладение связной монологической речью вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической.
    Большое значение в развитии связной монологической речи дошкольников отводится играм. В игровой деятельности старших дошкольников существует двусторонняя связь между речью и игрой. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой - сама игра развивается под влиянием развития речи. Чем больше знаний имеют наши дети, чем шире их духовный мир, тем игра становится интересней, самодеятельной. Играя, дети проявляют дружеские отношения друг к другу, а речь помогает проявить своё отношение, чувства, мысли, переживания к выполняемому действию.
    Сегодня представляю свой опыт работы по развитию монологической речи старших дошкольников в дидактических играх.
    В игровой деятельности разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер, также дидактическая игра помогает закрепить полученные при обучении в НОД знания. Поэтому для формирования и развития связной монологической речи дошкольников в своей работе включаю дидактические игры во все виды детской деятельности и режимные моменты.
    Дидактические игры являются не только игровым методом обучения детей дошкольного возраста, но и самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего развития личности ребёнка. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения и закрепления знаний. Важным является положительное эмоциональное отношение детей к дидактическим играм. Удачно и быстро найденное решение, радость победы, успех, одобрение со стороны воспитателя оказывают на детей положительное воздействие, активизируют их мышление, способствуют повышению интереса к познавательной и речевой деятельности.
    Дидактические игры провожу со всей группой, с небольшими группами и индивидуально. У детей старшего дошкольного возраста, как правило, складываются коллективные взаимоотношения на почве совместных игр. Поэтому использую на данном возрастном этапе в игре элементы соревнования.

    Опыт показывает - наибольший эффект работы по развитию связной монологической речи дошкольника будет получен, если проводить ее через многообразие диктических игр: с игрушками и предметами; настольно-печатные; словесные, в которых представление о структуре высказывания и её особенностях в каждом типе текста, о способах внутритекстовой связи (цепная – основное средство местоимения, паралельная – предложения не сцепляются, а сопоставляются или противопоставляются, лучевая связь – объект называется, а затем каждое качество или признак объекта, как лучик, присоединяется к его характеристике. В любом законченном высказывании существуют наиболее типичные способы соединения фраз.) полученные на занятиях формируются в умения и навыки.
    Специально подобранные (и созданные мною) дидактические игры по развитию речи обеспечивают развитие всех сторон речи ребёнка, в том числе монологическую речь включающую умение строить высказывания разных типов: описание, повествование, рассуждение.
    Например, в игре «Забывчатый покупатель» закрепляется умение составлять рассказ - описание. В ходе игры: детям предлагается составить рассказ о предмете, не называя его, используя цепную внутритекстовую связь (цепная связь, основными средствами которой являются местоимения). Предлагается схема. (- Ребята, в магазин завезли новые товары. Давайте поиграем. Для того чтобы купить товар надо рассказать о нем, не называя его, а перечислить все его признаки как звенья на цепочке.)
    В игре «Как ты догадался?» закрепляется умение составлять рассказ- описание используя параллельную или лучевую связь (паралельная – предложения не сцепляются, а сопоставляются или противопоставляются, лучевая связь – объект называется, а затем каждое качество или признак объекта, как лучик, присоединяется к его характеристике). Вариант 1: перед детьми находятся картинки, которые им предлагается назвать. Ведущий спрашивает: «Как ты догадался, что это зонт?» и предлагает описать предмет, называя его признаки, используя предложенные схемы. За каждый правильно названный признак игрок получает фишку. Выигрывает тот, кто набрал больше фишек.
    Вариант 2 : в ходе игры ребёнок описывает предмет с картинки, не показывая её, и предлагает игрокам отгадать что это. За правильно отгаданный предмет игрок получает фишку. Выигрывает тот, кто набрал больше фишек.
    Описание – это словесное изображение какого-либо объекта или явления действительности путём перечесления его признаков. Для описания характерны яркие образные сравнения и обилие художественных определений (эпитетов), выраженных прилагательными и причасными оборотами. Составление описательных текстов, для которых в качестве объектов использую игрушки, предметные или сюжетные картинки, рисунки детей, явления природы, людей, литературных персонажей и животных, помогает формировать и закреплять у детей элементарные представления о структуре и функциях этих текстов. («Угадай по описанию», «Придумай загадку», «Угадай сказочного героя», «Что вы видите вокруг?», «Догадайся кто мой друг», «Как ты догался?»).
    В дидактической игре «Закончи сказку» развивается умение строить повествовательный рассказ, продолжая начатую сюжетную линию. Воспитатель вносит рисунок ёжика в звёздоку: «Посмотрите, какого ежа нарисовали дети соседней группы. И даже сочинили про него сказку…ой, здесь только начало сказки (читает). Интересно, что же было потом. А давайте мы сочиним продолжение сказки и запишем его».
    В дидактической игре «Картинки растерялись» («Закончи сказку», «Составь рассказ по картинке (по серии картинок)», «Придумай сказку (об игрушках или по набору игрушек), «Расскажи, как отдыхал (играл с младшим братом, ходил в парк, музей или театр, мастерил кормушку с папой и т.д.)») развивается умение строить повествовательное высказывание – рассказ о событиях, развёртывающихся во времени и логической последовательности. Формируется и закрепляется представление о структуре повествования (начало-завязка, середина-кульминация, конец-развязка) и последовательности изложения событий. Воспитатель вносит конверт и высыпая из конверта серию картинок говорит: «Ой, все картинки растерялись, перепутались. Помогите их разложить по порядку. Получился рассказ в картинках. Давайте составим интересный рассказ: расскажите, что было в начале, что было, потом и как все закончилось. Для закрепления представлений о структуре рассказа можно использовать модель: круг, разделённый на три части – зелёную (начало), красную (середина) и синюю (конец).
    В дидактической игре «Почемучка» («Как появился цветок (появилась птица, бабочка)?») развивается умение строить высказывание-рассуждение, то есть текст, включающий причинно - следственные конструкции, вопросы, оценку. Вариант 1: воспитатель рассказывает детям (1-4 игрока), последовательно показывая и раскладывая сюжетные картинки, как развиваются стрекозы, пчёлы, комары и кузнечики. Затем ребёнок сам выкладывает цепочку сюжетных картинок и составляет связный рассказ по выбранной теме. При затруднении воспитатель помогает дополнительными вопросами.
    Вариант 2: воспитатель вносит коробку с игрой и говорит: «Интересно как появляются насекомые? Одинаково они развиваются или нет?» Каждому ребёнку выдаются перемешанные сюжетные картинки по одной теме. По сигналу ведущего дети раскладывают картинки в правильной последовательности – кто вперёд. После этого каждый игрок составляет рассказ по получившейся цепочке картинок. Побеждает тот, кто правильно и быстро выложит цепочку картинок и лучше составил связный рассказ по своей теме.
    Этот вид монологического высказывания очень сложно даётся детям. Если дети начинают его использовать в самостоятельной игре – это большое достижение.
    Прежде чем начать игру, мы вызывали у детей интерес к ней, желание играть. Это достигалось различными приемами: использованием загадок, считалочек, сюрпризов, интригующего вопроса, сговора на игру, напоминание об игре, в которую дети охотно играли раньше. Секрет успешной организации игры заключался в том, что обучая детей, мы сохраняли вместе с тем игру как деятельность, отмечая удачные решения, находки ребят, поддерживая шуткой, подбадривая застенчивых, вселяя в них уверенность в своих силах. Для развития самостоятельной игровой деятельности детей мы создаём предметно-развивающую среду. Самостоятельность – не столько умение исполнять какое-то действие без посторонней помощи, сколько способность постоянно вырываться за пределы своих возможностей, ставить перед собой новые задачи и находить их решения. Признаками самостоятельной деятельности являются то, что ребенок самостоятельно переносит усвоенное на занятиях, в общении с педагогом в собственную новую деятельность, применяет для решения новых задач. Особенно это характерно для старшего дошкольного возраста, когда все больше времени ребенок проводит в самостоятельной деятельности. Самостоятельная игровая деятельность возникает потому, что ребёнок получает удовольствие от самого процесса игры. Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого. Участие взрослого носит косвенный характер. Можно сказать, что самостоятельная игровая деятельность дошкольника не имеет ничего общего со стихийным, хаотическим поведением. За ней всегда стоит руководящая роль и требования взрослого человека.
    Педагогическая технология руководства дидактической игрой старшего дошкольника:
    1. Педагог определяет:
    дидактическую задачу;
    игровые действия;
    правила игры;
    ожидаемый результат.
    2. Готовит дидактический материал, если он необходим.
    3. Руководит игрой. Приёмы руководства могут быть прямыми и косвенными. Прямое руководство предполагает участие взрослого в игре, речевой образец, указание, косвенное – ненавязчивое в форме совета, напоминания, подбадривания, подсказки. Все приёмы используются комплексно в зависимости от задач, игровых действий и правил игры, уровня подготовленности детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.
    4. Если есть затруднения в работе по составлению связных монологических рассказов, то планируйте этот вид деятельности не иногда, и не часто, а очень часто.
    5. Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью… Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.
    6. Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Это не имеет смысла.
    Дидактические игры универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от вашей фантазии и желания работать с детьми весело и интересно.

    Список используемой литературы
    1. Калинченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс. 2004. – 112с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
    2. Пенькова Л.А., Коннова З.П., Малышева И.В.,Пыркова С.В. Развитие игровой активности дошкольников. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с. (Приложение к журналу Управление ДОУ»). (7)
    3. Развитие речи детей 5-6 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения / авт.-сост. О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. М.: - Вентана-Граф, 2010. – 272с.
    4. Творческое рассказывание: обучение детей 5-7 лет / авт.-сост. Л.М. Граб. – Волгоград: Учитель, 2010. – 136с.

    Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Описание игрушки»

    Цели : развивать умения подбирать к существительному слова определения (прилагательные) и согласовывать их; учить называть и подбирать форму множественного числа существительных; учить описывать предмет

    Задачи :

    связная речь : учить составлять рассказ об игрушках с описанием их внешнего вида ; Учить описывать игрушку , называть характерные признаки и действия; подводить к составлению короткого рассказа из личного опыта.

    словарь и грамматика : активизировать слова, обозначающие признак предмета (прилагательные) ;

    Образование форм множественного числа существительных.

    Зуковая культура речи

    Оборудование : игрушки : кукла, собака, кубики, машинка, мяч, мишка, самолёт, юла, лопатка, лошадка)

    Ход занятия:

    1. Орг. момент.

    Воспитатель : - Скажите, что лежит на столе? (На столе лежат игрушки : кукла, кубики, машинка, мяч, мишка, самолёт, юла, лопатка, лошадка)

    Давайте назовём эти игрушки . (Воспитатель показывает игрушки , дети называют)

    2. Игра «Один - много»

    Дети встают и образуют круг, воспитатель бросает мяч каждому ребёнку по очереди, называя предмет (игрушку ) в единственном числе, а ребёнок должен назвать это же слово во множественном числе (например, самолёт - самолёты)

    3. Игра «Из чего сделаны предметы?»

    Воспитатель : Из какого материала сделаны эти игрушки ? Дети отвечают по образцу : кубики из дерева - деревянные, лопатка из пластмассы - пластмассовая и т. д.

    4. Игра «Какой предмет?»

    Воспитатель показывает игрушку и задаёт вопрос : «Какой?» Затем дети по очереди называют как можно больше признаков (имён прилагательных, соответствующих данному объекту. Выигрывает тот, кто назовёт больше признаков. Например, кукла какая? Ответы детей : красивая, большая, пластмассовая, рыжеволосая и т. д.

    5. Игра «Составь предложение»

    Воспитатель называет предложение, а дети заканчивают, используя слово «потому что» .

    Кукла одета в тёплое пальто, потому что…

    Кубики разбросаны на столе, потому что…

    Мяч отскакивает от пола, потому что…

    6. Рассказывание об игрушках.

    Воспитатель просит рассказать, как можно играть с игрушками :

    С куклой (кормить, укладывать спать, собирать на прогулку и т. д.)

    С машиной (нагружать, возить и т. д.)

    С кубиками (складывать картинку, строить башню и т. д.)

    7. Описание игрушки.

    Воспитатель раздаёт детям игрушки , и они составляют несколько предложений о ней (из какого материала сделана, как можно с ней играть и т. д.)

    *Отгадайте загадку :

    С хозяином дружит

    Дом сторожит

    Живет под крылечком

    А хвост колечком….(собака) .

    Затем дети рассматривают игрушку - собаку и отвечают на вопросы :

    Какая собака?

    Как зовут детенышей собаки?

    Собака большая, а щенки (маленькие) .

    Придумаем кличку собаке (Жучка, Дружок, Шарик….)

    Какие глаза у Дружка? Они темные, как… (угольки, бусинки) .

    А хвост как (колечко) .

    Что может делать Дружок? (Выполнять команду, ловить и приносить мяч, сторожить дом)

    Кто хочет рассказать про собаку описать , какая она?

    Дети с помощью воспитателя описывают игрушку :

    Это….(собака Шарик) . Шерстка у нее…. (черная, мягкая, пушистая, глаза….(темные, блестящие, хост….(колечком) .

    Шарик любит играть (с ребятами) .

    8. Рефлексия :

    О чем мы с вами сегодня говорили? В какие игры играли? Вам понравилось занятие ? Почему?

    АНО ДО «Планета детства «Лада»

    ДС № 190 «Дюймовочка»

    Конспект открытого интегрированного занятия

    для детей подготовительной группы № 51

    «Развитие монологической речи у детей дошкольного возраста»

    «Путешествие по сказочному лесу.
    Сочинение сказки на тему «Как ежик выручил зайца»».

    Составила:

    воспитатель Коннова О.В.

    г.о. Тольятти, 2011 г.

    Задачи:

    связная речь: учить придумывать сказку на заданную тему, описывать внешний вид персонажей, их поступки, переживания; оценивать рассказы друг друга;

    словарь и грамматика: учить подбирать однокоренные слова; учить подбирать синонимы и антонимы; воспитывать чуткость к смысловым оттенкам слова; способствовать усвоению значений многозначных слов;

    звуковая культура речи: учить регулировать силу голоса, различение ритма, темпа речи.

    Материал: игрушки – ёжик, зайчик, белка; картинки – ёжик, зайчик; шишки – еловые, сосновые; волшебная палочка.

    Ход занятия:

    Воспитатель: Ребята, вы хотите отправиться в путешествие? На прогулку в сказочный осенний лес! У меня есть волшебная палочка, с помощью её мы и отправимся в сказку. Но для этого вы все закроите глаза, а я буду считать до трёх и до каждого дотронусь своей палочкой. На счёт три вы откроите глаза. И так начнём.

    Звучит спокойная классическая музыка.

    Дети открывают глаза.

    Воспитатель: Ребята, мы с вами очутились в сказочном осеннем лесу. Посмотрите, как красиво кругом. Осень бывает разной: то тёплой, как летом, когда летают паутинки, то золотой, когда листья окрашиваются в разные цвета, то сумрачной, хмурой, когда наступает поздняя осень, становится холодно, зима стоит уж на пороге. Но мы с вами в сказке и осенний лес такой чудесный. Листочки разноцветные: жёлтые, оранжевые, красные. Давайте по шуршим ими, ведь их столько много под ногами.

    Воспитатель вместе с детьми имитируют движения ногами.

    Воспитатель: загадывает загадки

    Что за зверь лесной

    Встал, как столбик, под сосной

    И стоит среди травы,

    Уши больше головы? Заяц.

    Сердитый недотрога

    Живёт в глуши лесной,

    Иголок очень много,

    А нитки - ни одной. Ёжик.

    Дети отгадывают загадки, что это заяц и ёж. Воспитатель показывает картинки ежа и зайца и спрашивает, почему у ежа много иголок, зачем они ему, какие ещё бывают иголки? Дети отвечают. Воспитатель предлагает детям сесть на пенёчки.

    Где живут ёж и заяц?

    Дети: В лесу.

    Воспитатель: Сейчас слушайте внимательно, задание будет трудным. Заяц трусливый. А как сказать про него по-другому? Подберите слова, по смыслу близкие к слову трусливый.

    Дети: Боязливый, пугливый…..

    Воспитатель: Смелый еж. Подберите слова, близкие по смыслу к слову смелый.

    Дети: Храбрый, отважный…

    Если дети не смогут самостоятельно подобрать синонимы, воспитатель помогает.

    Воспитатель: Похожи ли по смыслу слова: трусливый, боязливый, пугливый?

    Дети: Да, похожи.

    Воспитатель: Можно сказать, что заяц трусливый?

    Дети: Да.

    Воспитатель: А что заяц пугливый?

    Дети: Да.

    Воспитатель: Это близкие по смыслу слова, слова-друзья.

    Воспитатель предлагает детям составить описание ежа и зайца.

    Описать – значит рассказать, какой ёж, его внешний вид, действия и повадки. Я расскажу про зайца. Он серый, пушистый, с длинными ушами, косыми глазами, быстроногий и симпатичный зверёк. Зайцы любят капусту и морковку. Мне очень нравятся зайцы.

    Воспитатель: А теперь расскажем про ёжика.

    Дети описывают ежа.

    Воспитатель: У меня есть волшебная палочка, вы должны закрыть глаза и произойдёт чудо.

    Дети закрывают глаза, а воспитатель считает до трёх и меняет картинки наигрушки-ежа и зайца.

    А теперь давайте придумаем сказку о том, как ёжик выручил зайца. Подумайте, что могло случиться с зайцем и как ёж мог выручить своего друга. Сказка должна быть небольшой, интересной и законченной.

    Следует опросить не менее пяти детей – они могут рассказывать группами. После двух-трёх рассказов воспитатель спрашивает, чья сказка понравилась больше и почему.

    Релаксационная пауза.

    Я – кленовый листочек.

    Ребята, закройте глазки и представьте, что каждый из вас – кленовый листочек.

    Дети открывают глаза.

    Он висел на дереве, но вдруг подул сильный осенний ветер, листочек оторвался с ветки и полетел далеко-далеко.

    Мы – листочки осенние

    На деревьях висели.

    Дунул ветер - полетели

    И на землю тихо сели.

    Снова ветер пробежал

    И листочки все поднял.

    Закружились, полетели

    И на землю тихо сели.

    Имитируют движения листочка – по желанию. Каждый выполняет по своему.

    Но ветер стих. Листочек опустился на землю и остался лежать с другими листиками, и ждать следующего случая, когда вновь подует ветер и перенесёт его в другое место.

    Дети приседают на корточки, сворачиваются калачиком.

    Во время игры звучит музыка.

    Игра «Шишка».

    Воспитатель: Отгадайте загадку.

    Рыжая, пушистая,

    На сосну взбирается,

    Шишками кидается. Белка.

    Воспитатель показывает детям игрушку белку.

    Кто это?

    Дети отвечают.

    Закончите предложения: белка бросила в волка….шишку. На лбу у волка выросла…шишка.

    Какие шишки бросала белка?

    Дети: Еловые, сосновые.

    Воспитатель показывает шишки еловые и сосновые. Дети делают сравнение.

    Воспитатель: Что вскочило у волка на голове?

    Дети: Шишка.

    Воспитатель: Еловая? Сосновая? Какая?

    Дети отвечают.

    Воспитатель: Какое весёлое слово «шишка»! Подберите к нему сходные слова. Шишка – мышка…

    Дети: Пышка, малышка, трусишка, мартышка….

    Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Собери созвучные слова». Делит детей на две группы и раздаёт карточки. Нужно найти созвучную пару слова. Кто быстрее справится, тот и победил.

    Воспитатель: Белка угостила ежа орехами, а он не смог их…..съесть. Ёж взял молоток и ….расколол орехи. Что ещё можно колоть?

    Дети: Дрова.

    Воспитатель: Чем можно уколоться?

    Дети: Иглой.

    Воспитатель: Почему?

    Дети: Игла острая, колючая.

    Воспитатель: Про что мы говорим острая?

    Дети: Про иглу, пилу, вилку.

    Воспитатель: Что бывает острый?

    Дети: Нож, язык, слух, перец, нюх, ум.

    Воспитатель: Острое?

    Дети: Перо.

    Воспитатель: Острые?

    Дети: Ножницы, иглы.

    Воспитатель: Закончите фразу так, чтобы было складно.

    Где ты белочка гуляла?

    Дети: Я орешки собирала.

    Воспитатель: Ты кого, ежок, нашёл?

    Дети: Я вам белочку привёл.

    Воспитатель: А ежиха в лес пошла…

    Дети: Спелых ягод принесла.

    Воспитатель: Быстро белочка скакала…

    Дети: Все орешки растеряла.

    Воспитатель: В стороне стоял грибок…

    Дети: Ёж его найти не смог.

    Воспитатель: Ребята, пора нам возвращаться в детский сад, но когда вы вернётесь нарисуйте всё, что вам понравилось в нашей прогулке. Оставьте свои впечатления на рисунке. Можете нарисовать трусливого зайца, смелого ёжика, пушистую озорницу белочку. Закрывайте глаза, я досчитаю до трёх, прикоснусь к вам своей волшебной полочкой и вы окажетесь в своей группе.

    Звучит медленная музыка. Воспитатель предлагает детям сесть на свои места и нарисовать рисунки о своих впечатлениях о путешествии по осеннему лесу.

    Речь человека - показатель его интеллекта и культуры. Сама по себе она не возникает, а является составной частью общения.

    В связной речи понятие - монологическая речь является центральной.

    Исследователь Леонтьев считает, что монологическая речь имеет некоторые особенности:

    1. Монологическая речь - это развернутый вид речи, так как мы

    вынуждены не только назвать предмет, но и описать его, если

    слушатели не знали раньше о предмете высказывания.

    2. Монологическая речь - произвольный вид речи. Говорящий, имеет намерение выразить содержание, должен выбрать для этого содержания адекватную языковую форму и построить на его основе высказывание.

    Главной задачей развития связной речи является совершенствование монологической речи.

    Развивать монологическую речь необходимо начинать с 2-х лет в процессе чтения и разучивания потешек, прибауток. С 4 лет детям доступны такие типы монолога как - описание и повествование.

    Формировать у детей монологическую речь необходимо со среднего возраста. В старшем дошкольном возрасте детям доступен тип монолога - рассуждения в одно - два предложения.

    При формировании у детей монологической речи были поставлены следующие задачи:

    1. Развивать связную монологическую речь. Учить составлять повествовательные рассказы по игрушкам, картинкам, из личного и коллективного опыта.

    2. Стимулировать и развивать речевое творчество детей.

    3. Развивать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей.

    4. Поддерживать интерес к рассказыванию.

    5. Уделять особое внимание воспитанникам с нарушением речи.

    6. Воспитывать интерес к языку и желание говорить правильно.

    Методами монологической речи являются:

    1. Пересказ. Дети пересказывают монологические тексты, рассказывают о реальных и воображаемых событиях, предметах.

    2. Сочинение - где дети создают различные виды творческих рассказов, сочиняют самостоятельно сказки. Детям со среднем уровнем развития доступны эти виды монологической речи, но дети с низким уровнем развития требуют индивидуальный подход. Для этого используются различные тексты: сообщения бытового характера, которые передаются детям в процессе свободного каждодневного общения со взрослыми; произведения художественной литературы.

    Темы сообщений могут быть различными: события, случаи, происходящие по дороге на работу, на прогулке, в лесу, парке и т. д. Это может быть и описание животных, цветов, какого-то дома, дерева, леса - словом то, что окружает человека. Словесные зарисовки, действительные случаи из жизни следует излагать правильно и выразительно, доверительным тоном, иногда весело, с юмором, так как эти зарисовки производят на детей большое впечатление. Они охотно, с удовольствием пересказывают их друг другу, тем самым непосредственно развивается монологическая речь. С дошкольниками можно говорить о вещах, явлениях, включать только знакомые детям лексику и грамматические формы, формируя ежедневно, в результате чего и развивается трудная форма речи -монологическая речь. А с детьми, которые сопровождаются в ПМПк ДОУ, воспитатель работает по индивидуальной программе,

    Пересказывание художественных произведений так же является методом развития монологической речи. В пересказывании художественных произведений детям помогают наводящие вопросы. В младшем возрасте вопрос должен строиться от совместного пересказывания к последнему слову фразы. Например:

    Воспитатель: Петушок - петушок, золотой что? Что у него золотое?

    Ребенок: Гребешок.

    Часто приходится воспитателю отвечать на свой вопрос и добиваться, чтобы этот ответ повторил ребенок. Сколько раз надо прочесть художественное произведение зависит от того, как развита речь и какой уровень развития у ребенка. Малышам одну и туже потешку приходится читать по пять или более раз, прежде чем они начинали узнавать ее, запоминать отдельные фразы. Подсказывающие вопросы так же помогают детям младшего возраста при пересказывании.

    От детей раннего возраста следует добиваться при пересказе повторения, как отдельных слов, так и целых фраз, а так же помогать запоминанию текста. Детям более старшего возраста необходимо задавать прямые вопросы, иногда, облегчая пересказ, используются подсказывающие вопросы. Например: при пересказывании сказки Л. Н. Толстого «Три медведя»:

    Воспитатель: Где были медведи, когда Маша забрела в их домик?

    Ребенок: Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу.

    Воспитатель: Сколько комнат было в медвежьем домике?

    Ребенок. В домике было две комнаты: одна - столовая, другая - спальня. Иногда ребенок может недосказать последнюю часть предложения, тогда следует задать подсказывающий вопрос.

    Уже в среднем возрасте надо развивать у детей умение пересказывать произведения повествовательного и описательного типа, но ведущей формой обучения считать - опору на вопросы воспитателя, словесные примеры, чаще всего сопровождающиеся дидактической игрой, или показом реальных предметов или иллюстраций.

    Например, пересказывается рассказ Я. Тайца «Кубик на кубик». Чтобы правильно пересказать, дети должны ответить на вопрос: «Почему Мишина башня из кубиков развалилась, когда Миша вынул нижний кубик? »

    Обучая детей среднего возраста пересказу, как методу монологической речи, часто в своей работе используют серию, цепь вопросов, развивающих тему, т. е. план пересказа.

    Чаще всего план составляется из 2-3 вопросов, но когда дети уже начинают излагать свой пересказ в определенной последовательности, план следует усложнить, если дети не справляются, то упростить.

    Особое внимание уделяется правильному произношению слов, правильно составленным предложениям и выразительному пересказыванию.

    Таким образом, у детей среднего возраста постепенно формируется навык к вопросам поискового характера: почему? зачем? для чего? каким образом?

    В результате работы дети самостоятельно научились рассуждать, находить правильные ответы на вопросы, развилась самостоятельность.

    У детей старшего дошкольного возраста при обучении монологической речи следует формировать вопросы совсем другого характера - вопросы-указания, что надо говорить, в каком порядке излагать события. Например: к пересказу сказки «Заяц - хваста», в обработке А. Толстого, детям даются такие указания:

    Сначала скажи, где жил заяц и почему ему зимой было плохо?

    Затем расскажи, как он встретился с другими зайцами и как стал хвастаться?

    Теперь - расскажи, как тетка ворона узнала про хвасту и зачем пошла его разыскивать?

    После пересказа этой сказки, используя вопросы – указания, непринужденно напрашивается вопрос поискового характера.

    Почему ворона сказала, что заяц не хваста, а храбрец?

    Конечно, дети отвечали на этот вопрос по-разному, но вывод в конце надо обязательно сделать вместе с детьми.

    Вышеперечисленные типы вопросов помогают детям при пересказывании текстов. Такое пересказывание способствует развитию монологической формы речи.

    При пересказывании сказки применяются игровые моменты, тем самым наблюдается интеграция образовательной области «социализация». Можно применять игровую ситуацию: пригласить детей в путешествие по сказкам (сказки могут быть различного жанра). Например, посадить детей на ковер, предложить представить, что это ковер - «самолет» и произнести волшебные слова «Сниб, снаб, снурре» и «полететь» под соответствующее музыкальное сопровождение в страну сказок, где дети обнаружат под могучим «дубом» сундучок, с вопросами по сказке. Отвечая на каждый вопрос дети рисуют сюжет, запомнившийся из сказки. И так по каждому вопросу. В результате чего создается самими детьми рукописная сюжетная книжка.

    www.maam.ru

    «Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста». Обобщение опыта работы

    Система опыта работы

    «Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста по средствам мнемотехники»

    Цель: теоретическое обоснование и доказательство эффективности использования приемов мнемотехники для развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.

    Научная новизна исследования определяется тем, что обоснована целесообразность использования приемов мнемотехники для развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста. Определены особенности развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.

    Практическая значимость заключается в том, что программу, основанную на использовании приемов мнемотехники можно использовать на занятиях по развитию связной монологической речи.

    Для решения задач были подобраны специальные методики для диагностики уровня сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

    Методика 1 – пересказ текста Л. Н. Толстого «Лев и мышь», Методика 2 – Рассказ по серии сюжетных картинок, Методика 3 – рассказ по сюжетной картине, Методика 4 – описательный рассказ.

    На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы. У детей старшего дошкольного возраста отмечается значительное отставание в формировании навыков связной монологической речи. Это указывает на необходимость целенаправленной коррекционной работы по развитию данного вида речевой деятельности.

    Мною была разработана программа, которая предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Данная программа составлена на основе дидактических и коррекционных принципов. Важным являлся принцип дифференцированного подхода обучения. Также на занятиях использовалось большое количество наглядного материала. Материал, отбираемый для использования на занятиях, являлся адекватным познавательным возможностям каждого ребенка.

    Программа состоит из трех блоков. Первый блок включал в себя игры и упражнения, направленные на обогащение словаря, на формирование грамматического строя речи, на распространение предложений, на развитие памяти детей. Игры и упражнения проводились во второй половине дня в свободное от занятий время.

    Так как практически все дети экспериментальной группы показали довольно низкий уровень развития связной речи, а также недостаточность сформированности словаря, грамматического строя, то целью I блока было расширение и закрепление словарного запаса, усвоение грамматических категорий и закрепление навыка пересказа небольшого текста, что в свою очередь повышает уровень развития связной речи.

    Так первые три упражнения были направлены на развития умения грамматически верно строить предложения. В упражнении «Закончи предложение» детям предлагался текст незаконченного предложения. Они должны были придумать конец предложения. При этом обговаривалось, что не хватает в этом предложении, чего не достает, законченно ли предложение по смыслу. В упражнении «Составь предложение по двум картинкам» детям предлагались две предметные картинки, с которыми ребенок должен был составить предложение. Перед этим с ним обсуждалось, с чего начинается предложение, чем заканчивается. Следующие игры были направлены на обогащение словарного запаса детей. Использовались игры «Хорошо-плохо», «Пары слов». В ходе этих игр детям предлагались картинки предметов и явлений, по которым они должны назвать качества, свойства предмета. Словарь детей обогащался словами: знойный, прохладный, ясный, изумрудный и др. В игре «Пары слов» детям необходимо установить причинно-следственные связи между двумя предметами, активизировать словарь. Так, например, детям предлагалась пара слов: солнце, яблоко, а им необходимо было назвать одно слово, которое подходит к ним. Другие три упражнения были направлены на развитие умения устанавливать связь между схематичным и реальным изображением предмета. В упражнениях «Загадай предмет в рисунке» и «Составь предложение по схеме» детям было необходимо опираясь на схему составить предложение, или наоборот, зашифровать предмет схемой. Следующие два упражнения направлены на распространение предложений, на умение образовывать от существительных прилагательные, активизацию словаря прилагательных на умение выделять части предметов. Использовались игры «Назови части», «Из чего сделаны предметы», «Кто больше скажет», «Чем занимаются». Дети в соревновательной форме подбирали прилагательные, глаголы. Учились правильно строить предложение. За каждый правильный и красивый ответ дети получали фишку.

    Второй блок работы по формированию связной монологической речи включал в себя подгрупповые занятия по развитию различных видов связной речи с использованием мнемотаблиц. Занятия проводятся 2 раза в неделю в течение 3 месяцев.

    Поскольку по данным констатирующего эксперимента было выявлено, что детям трудно установить последовательность изложения и удерживать в памяти эту последовательность, на занятиях использовалась мнемотехника: мнемотаблицы, мнемосхемы, в которых заложена определенная информация. На начальных этапах работы предлагались готовые мнемотаблицы, на последующих дети самостоятельно заполняли таблицу.

    При обучении составлению рассказов-описаний на начальном этапе использовалась сенсорно-графическая схема В. К. Воробьевой, отражающая сенсорные каналы получения информации о признаках предметов. Так, например, на занятии по составлению рассказа-описания овощей, детям предлагались следующие вопросы: что нам поможет увидеть овощ – его форму, цвет, величину. Какой он на ощупь? Таким же образом на схеме размещались соответствующие символы величины, вкуса, цвета и т. д.? Занятия проводились в интересной игровой форме: в гости приходила бабушка с подносом овощей. При описании игрушки животного, детям предлагался сюжет – поход в зоопарк. На последующих занятиях детям предлагалась готовая мнемотаблица. Наглядная схема выступала в виде плана речевого высказывания. Для этого использовались символы: цвет – нарисованы цветовые пятна, форма – называют какую форму, имеет сам предмет или его части, величина – два предмета контрастной величины, человек – для чего объект нужен человеку и каким образом человек о нем заботится (если это живое существо или растение) или как человек использует его (если это неодушевленный предмет, контур из деталей предмета – обозначаются детали предмета, а ребенок должен назвать, из каких деталей состоит предмет, рука – какие действия совершаются с этим предметом, знак вопроса – название предмета или объекта, восклицательный знак – эмоции и чувства, которые вызывает этот предмет. На занятиях использовались загадки. При отгадывании загадок дети учились по признакам определять объект. На первом занятии по отгадыванию логопед подробно комментирует каждый рисунок. На следующих заданиях дети рассматривали зашифрованные письма, догадывались, какой предмет там спрятан, и объясняли, как они догадались.

    Обязательным было наличие образца рассказа - описания логопеда. Особый интерес у детей вызвало занятие «Правила дорожного движения». Появление героя-регулировщика оживило занятие, дети с удовольствием рассказывали о правилах, всем очень хотелось рассказать как правильно нужно переходить дорогу, опираясь на план - схему.

    На занятиях мы учили детей рассказывать связно, большое внимание уделялось умению грамматически правильно строить предложения. Этому способствовали образец рассказа логопеда, а также исправление ошибок в рассказах детей.

    На первых занятиях пересказу использовались иллюстративные панно и опорные картинки. В занятии по заучиванию стихотворения «Осенью» А. Плещеевой использовались иллюстрации осенней погоды. Затем иллюстрации были заменены условными схемами, которые помогали детям учиться составлять план пересказа. На последующих занятиях дети сами составляли простые рисунки-схемы.

    Третий блок включал в себя фронтальные занятия с детьми, которые проводились 1 раз в неделю в течение 3 месяцев.

    На занятиях продолжалась работа по закреплению полученных навыков с использованием иллюстративного панно, мнемотаблиц. Занятия являлись итоговыми, с необычными сюжетами. Дети участвовали в вечере развлечений «Красивая речь», отправлялись в путешествия по сказочному лесу, встречали различных животных и выполняли задания: подбери красивые слова, отгадай загадку по схеме, расскажи, что за чем и др

    При сравнении результатов контрольной и экспериментальной группы получились следующие результаты: дети экспериментальной группы при описании игрушки пользовались более многочисленными характеристиками предмета, называли цвет, величину, материал, фактуру, отражали свое отношение к игрушке. При описании использовали качественные, относительные, притяжательные прилагательные. Дети контрольной группы тоже правильно описывали игрушку самостоятельно, при этом троим детям понадобилась незначительная помощь в виде вопросов. Два ребенка пользовались простыми предложениями.

    При рассказа по серии сюжетных картин дети контрольной группы верно отражали сюжет. У троих детей наблюдались пропуски отдельных эпизодов. Дети экспериментальной группы достаточно полно отражали сюжет. При рассказывании были эмоциональны, говорили полными предложениями, некоторые дети отражали свое отношение к картинкам.

    У детей экспериментальной группы пересказ текста не вызвал затруднений. Дети самостоятельно составляли рассказ, полностью передавали содержание. Только 2 детям потребовалось задать один вопрос, после чего дети поняли о чем говорить дальше и без затруднений изложили весь текст. По сравнению с экспериментальной группой контрольная группа детей показала результаты значительно ниже: одному ребенку потребовалась помощь в виде повторов наводящих вопросов, двоим детям потребовалось помощь в идее побуждения и только Катя Б. самостоятельно пересказала текст, полно передала содержание с соблюдением связности.

    Таким образом, дети контрольной группы показали результаты развития связной монологической речи ниже, чем дети экспериментальной группы. Это доказывает, что применение приемов мнемотехники эффективно влияет на развитие связной монологической речи.

    www.maam.ru

    Монологическая речь ребёнка-дошкольника

    Уважаемые родители!

    Сегодня мы продолжаем разговор о развитии речевых навыков у детей дошкольного возраста. Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека, ведь это всего первые 7 лет. Но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно.

    Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность.

    И вот уже ваш ребенок скоро пойдет в школу? Всем в семье хочется, чтобы он учился с интересом, радостью, старанием. Но все ли вы сделали для того, чтобы ребенок был готов к этому?

    Достаточно ли развита его речь? Ведь от этого зависят его успехи в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы.

    К 5-ти годам речь ребенка должна быть в основном сформирована: он должен правильно строить фразу, четко произносить все звуки родного языка, его словарный запас должен быть достаточно обширен и богат.

    Умение детей пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить на родном языке чисто и выразительно является одним из необходимых условий полноценного развития личности ребенка. На этапе раннего развития речь детей носит ситуативный характер: ребенок использует отдельные слова, звукоподражания, жесты, мимику.

    Окружающим такая речь понятна лишь в определенной конкретной ситуации. С того момента, когда речь ребенка потенциально может быть внеситуативной и внеконтекстной, считается, что он овладел минимумом речевых умений.

    Очень важным этапом в развитии речи является переход от диалогической речи к различным формам монологической . Диалогическая речь в большей степени ситуативна и контекстуальна, она более элементарна, чем другие виды речи.

    Являясь первичной, естественной формой языкового общения, эта форма речи состоит из обмена высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения, реплики. При этом особую роль играют мимика, жесты, интонации, которые могут изменять значение слова.

    Необходимо развивать у детей умение строить диалог - спросить, ответить, объяснить, попросить, поддержать, пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией. Для этого проводятся беседы на самые различные темы, связанные с жизнью ребенка в семье, в детском саду, о его отношениях с друзьями и со взрослыми, о его интересах, желаниях. Именно в диалоге развивается умение выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста.

    Развернутым видом речи является монологическая речь. Эта речь в большей степени произвольна: говорящий имеет намерение выразить содержание и должен выбрать для этого содержания адекватную языковую форму и построить на ее основе высказывание.

    Монологическая речь - это организованный и относительно развернутый вид речи, так как мы вынуждены не только назвать предмет, но и описать его. Владение связной монологической речью - одна из центральных задач речевого развитии дошкольников..

    Ее успешное решение зависит от многих условий, которые должны быть учтены в процессе речевого воспитания. Связной считается такая речь, которая организована по законам логики, грамматики, представляющая собой единое целое, обладающая относительной самостоятельностью, законченностью.

    Владение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны речи, словарного запаса, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи - лексической, грамматической, фонетической. В развитии связной речи понятия «диалогическая» и «монологическая» речь являются центральными.

    При работе по развитию связной речи используются следующие задания и упражнения:

    1. Оречевление ряда последовательно выполненных действий.

    Организуется игровая ситуация. Ребенку дается несколько заданий, которые он выполняет в названной последовательности. Потом ребенок должен прокомментировать свои действия.

    2. Составление предложений с использованием фланелеграфа.

    Объединение этих предложений в рассказ.

    Ребенок отбирает несколько персонажей и предметы, с которыми будут манипулировать их «герои». На фланелеграфе оформляются разные ситуации, о которых рассказывает ребенок. Затем с помощью взрослого составляется рассказ.

    3. Составление рассказа по картинке и серии картин.

    Сначала ребенок слушает рассказ. По прочтении надо предложить выбрать и разложить в нужной последовательности соответствующие картинки. Ребенку задается серия вопросов, с помощью которых определяется, что было в рассказе сначала, потом и чем все закончилось.

    4. Составление рассказа-повествования.

    Дошкольники могут составлять разные типы повествований: реалистические рассказы, сказочные истории, рассказы по картине, серии картин.

    5. Составление рассказов-описаний.

    Этому виду заданий предшествует большая работа по сравнению предметов. Сравнение активизирует мысль детей, направляет внимание на отличительные и сходные признаки предметов. Дошкольники могут описывать игрушки, предметные или сюжетные картинки, собственные рисунки, явления природы, людей и животных.

    6. Рассуждение.

    У дошкольников особенно важно развитие умения логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы, обобщать высказанное.

    7. Пересказ текстов.

    Обучать пересказу детей можно тогда, когда они уже овладели фразовой развернутой речью, научились слушать и понимать содержание текста. Пересказ помогает совершенствовать речевые навыки, развивает внимание ребенка и его мышление. Пересказ может быть выборочным, кратким, может быть творческое рассказывание.

    8. Разучивание стихотворений.

    При выборе материала надо, прежде всего, обратиться к народному творчеству, использовать народные песенки, шутки, прибаутки, которые отличаются краткостью стиха и простым, четким ритмом, а их герои знакомы детям.

    Ниже приводятся примерные тексты, которые можно рекомендовать для пересказа, рассказывания по ролям, рассказы с элементами драматизации, рассказы-описания, рассказы-размышления.

    Лес осенью.

    Летом лес был зеленый. Наступила осень. Березки стоят желтые. Осины стоят красные. Остались зелеными елки и сосны.

    В лесу тишина. Птицы улетели на юг. В норе на сухих листьях засыпает еж. Медведь ложится в берлогу.

    Белочка запасла на зиму орехи и свернулась клубочком в дупле.

    Петя помог.

    Над окном дома было ласточкино гнездо. Из него выглядывали птенчики. Вдруг один птенчик выпал из гнезда. Ласточки кружились над ним, пищали, но помочь не могли.

    Петя это увидел. Он поднял птенчика и посадил его в гнездо.

    Где мои очки?

    Ночью Миша проснулся и будит свою маму:

    Мама, дай мне скорее очки!

    Посмотри, сынок, в окно, вокруг так темно, зачем тебе очки?

    Мама, мне снится такой интересный сон, что я хочу его получше рассмотреть.

    Папа купил Мише кролика. Кролик был красивый. У него мягкая серая шерсть, длинные ушки, короткий хвостик. Кролик любит капусту.

    Он сидит и быстро-быстро грызет морковку.

    Вот наша кухня (появляется стол с посудой и плита) . На плите - чайник (на плиту ставится чайник) - всей посуды начальник. В нем вода кипит. Будем пить чай.

    Жил у Танюшки маленький черный котенок Тишка. В углу в корзине стоял мешок с мукой. Играл Тишка с мячом. Стало ему скучно, и он решил забраться на мешок. Лез, лез, но вдруг исчез.

    Зовет Танюшка Тишку, а из мешка вылезает какой-то незнакомый, белый котенок. Заплакала Танюшка: «Куда делся ее любимый Тишка?»

    Уважаемые родители! Надеемся, что предложенный материал поможет вам при занятиях с малышами. Но хотелось бы дать еще несколько советов.

    Старайтесь сделать так, чтобы начатая вами и ребенком работа (рассказывание, пересказ, заучивание стихотворения) была доведена до определенного завершения. Это очень организует малыша.

    Упустив этот момент, вы рискуете тем, что ваш ребенок привыкнет «перескакивать» с одного дела на другое, с одной книги на другую. Сознание выполненного дела доставляет ребенку большую радость, особенно если вы это отметите: «Какой ты молодец! Какой красивый рассказ у тебя получился! Какое интересное стихотворение…»

    Желаем вам успехов!

    Материал с сайта xn--8-gtbrhm4a.xn--p1ai

    Развитие монологической речи у детей - Контрольная работа

    Контрольная работа - Педагогика

    Бюджетное учреждение среднего профессионального образования

    Ханты-мансийского автономного округа-Югры

    "Развитие монологической речи у детей"

    Студентки:

    2. Развитие связной монологической речи у дошкольников по рассказыванию картинок

    3. Занятия по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста

    Список использованной литературы

    1. Развитие монологической речи у детей дошкольного возраста

    Монологическая речь - это, как известно, речь одного лица, выражающего в более или менее развёрнутой форме свои мысли, намерения, оценку событий и т.д. Одной из задач, которую выдвигает программа дошкольников, является обучение монологической речи.

    Целью обучения является формирование умений монологической речи, под которыми понимаются умения коммуникативно-мотивированно, логически последовательно и связно, достаточно полно и правильно в языковом отношении излагать свои мысли в устной форме. Такая позиция представляется ошибочной, поскольку именно этот аспект обучения диiиплинирует мышление, учит логически мыслить и соответственно строить своё высказывание таким образом, чтобы довести свои мысли до слушателя.

    Монолог является такой формой речи, когда ее выстраивает один человек, самостоятельно определяя структуру, композицию и языковые средства. Монологическая речь может носить репродуктивный и продуктивный характер. Репродуктивная речь не является коммуникативной.

    Перед дошкольниками ставится задача развития неподготовленной продуктивной речи учащихся. Монологическая речь, как и диалогическая, должна быть ситуативной обусловленной и, как утверждают психологи, мотивированной, т.е. у учащегося должно быть желание, намерение сообщить что-то слушающим.

    Ситуация является для монолога отправным моментом, потом он как бы отрывается от нее, образуя свою среду - контекст. Поэтому о монологе принято говорить, что он контекстен, в отличие от диалога и полилога, которые находятся в теснейшей зависимости от ситуации. В силу контекстности монологической речи к ней предъявляются особые требования: она должна быть понятной "из самой себя", т.е. без помощи языковых средств, которые часто играют большую роль в ситуативной диалогической речи. Как известно, монологическая речь имеет следующие коммуникативные функции:

    информативная (сообщение новой информации в виде знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, описание событий, действий, состояний) ;

    воздейственная (убеждение кого-либо в правильности тех или иных мыслей, взглядов, убеждений, действий; побуждение к действию или предотвращение действия) ;

    эмоционально-оценочная.

    Для дошкольников наиболее актуальной является информативная функция монологической речи. Для каждой из перечисленных выше функций монологической речи характерны свои языковые средства выражения и особые психологические стимулы.

    Она требует от говорящего умения связно и последовательно излагать свои мысли, выражать их в ясной и отчетливой форме. При овладении монологической речью трудности значительно усложняются в связи с тем, что обучаемые не владеют свободно языковыми средствами, которые необходимы говорящему для выражения мысли.

    Своевременное овладение связной речью является одним из условий формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе. Под речью мы понимаем процесс передачи информации. Речь является не только средством общения, но и орудием мышления.

    Для оформления речи необходимы 5 компонентов: мотив, мысль, которая совершенствуется в слове, внутренняя речь, направленная на самого себя, семантизация, то есть структурирование смысла в грамматически оформленных значениях слов. И, наконец, возникает внешняя речь. Существует два вида речевого высказывания: устная и письменная речь.

    Устная речь подразделяется на аффективную речь (К ней относятся восклицания, речевые штампы. В этой форме нет мотива и этапа мысли.) , устную диалогическую и устную монологическую речь. Устная монологическая речь имеет мотив, мысль, возникающую у говорящего.

    Монолог как длительная форма воздействия на слушателя впервые был выделен Л. П. Якубинским. С. Л. Рубинштейн предпочитает термину "монологическая речь" термин "связная речь".

    Смысловые отношения в речевом оформлении автор называет речевым контекстом, а речь - контекстной или связной. Он делает важный вывод о необходимости специального обучения основным видам связной монологической речи уже в дошкольном возрасте.

    В поисках новых форм работы в нашем МДОУ была создана творческая группа по апробации оригинальных методик Т. А. Ткаченко. Методика В. К. Воробьевой помогает нам определить состояние связной монологической речи у дошкольников на начальном этапе поступления в детский сад - в сентябре, затем в январе и в мае.

    В это время мы проводим консилиумы во всех группах. Материал для исследования связной речи рассчитан на возраст исходя из программных требований и специальных методик. Т. Б. Филичева в своей программе на этапе формирования связн?/p>

    Материал geum.ru

    Опираясь на опыт педагогов, мы разработали мнемотаблицы для составления описательных рассказовоб игрушках, посуде, времнах года, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

    Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

    Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга) , медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.

    • Использование современных технологий в развитии речи

    Современные технологии позволяют ввести в обучение и досуг ребенка элементы, которые раньше казались просто фантастикой.

    Говорящая ручка– это умное устройство, которое не только прочитает определенные текстовые фрагменты за вас. Уникальный гаджет может распознавать любые изображения и графические символы на страницах издания от иллюстраций к тексту до номеров страниц, при наведении рабочего конца ручки на тот или иной элемент устройство дает свои комментарии, делится интересными фактами или просто веселит ребенка забавными звуковыми эффектами, давая важную для поддержания интереса эмоциональную разрядку.

    Занятия по развитию речи становятся увлекательнее и интересней для дошкольника, которого подобное волшебство не оставит равнодушным.

    В своей работе мы используем ее самостоятельно или во время индивидуальных занятий.

    • Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам речевого развития детей.

    Дошкольный возраст - этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка.

    Одним из условий нормального развития ребенка и его дальнейшего успешного обучения в школе является полноценное формирование речи в дошкольном возрасте. Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам полноценного речевого развития ребенка-еще одно необходимое условие.

    Нами разработаны разработаны необходимые рекомендации по речевому развитию детей и размещены в “уголках для родителей”, а именно:

    Игровые дыхательные упражнения, направленные на развитие речевого ды-хания;

    Пальчиковые игры и упражнения;

    Игры, направленные на обогащение словаря, развитие грамматического строя речи;

    Дидактические игры на развитие связного высказывания.

    Также мы проводим ряд консультаций:

    Театр и игры-драматизации - как способ разностороннего развития речи. Начили с самого простого-разыгрывания сказки с заместителями. Провели игровой тренинг, где родители выступали в роли детей, а воспитатель - в роли родителей.

    Например, разыгрываем сказку ”Рукавичка” - изобразили всех животных разноцветными, отличающи-мися по размеру кружками, а рукавичку-самым большим кружком. Взрослый рассказывает сказку, а ребенок, действуя с кружками, рассказывает сюжет.

    Задание усложняется – с помощью кружков-заместителей взрослый “загады-вает”любую сценку из сказки, а ребенок должен угадать её. Следующий этап-предложить ребенку показать сценку и одновременно рассказать о ней.

    После такого тренинга родителям легче организовать подобную игру с детьми дома. Поэтому мы советуем родителям организовывать ”домашний “ театр.

    Приемы развития речевого дыхания и мелкой моторики рук.

    Одной из главных задач формирования речи является развитие речевого дыхания, для этого рекомендуем родителям включать игровые дыхательные упражнения: ”Попади в ворота”, ”Снежинки”, ”Листопад”, ” Чей листок улетит дальше? ”и др. Для улучшения речевого дыхания предлагаем родителям вместе с детьми произносить на одном выдохе небольшие”чистоговорки”, загадки, пословицы, короткие считалки.

    Задачу по развитию силы голоса и интонации решаем на игровых тренингах, при помощи речевого образца и карточек с изображением восклицательного, вопросительного знаков и точки. Упражняем родителей на тренингах, а они, в свою очередь, тренируют потом детей в произнесении одних и тех же фраз с интонацией испуга, радости, огорчения, просьбы, удивления.

    Поскольку формирование речи детей тесно связано с развитием мелкой моторики рук, я включаю родителей в систематическую работу по тре-нировке тонких движений пальцев малышей, которую провожу систематичес- ки. Для этого на игровых тренингах обучаю родителей различным пальчико-вым играм и упражнениям, для дальнейшего использования их со своими детьми дома (“Строим дом”, Скакалка”, ”Колокольчик”, ”Птичка”, ”Я-художник”и др.) . Кроме того, проводим для родителей открытые просмотры, где они наблюдают за совместными пальчиковыми играми и дыхательными упражне-ниями воспитателя и детей.

    При взаимодействии с семьей не только распределяются задачи между родителями и воспитателем, но и осуществляю “обратную связь”. Осуществляем её ненавязчиво, тактично. Например, о том, как воспользовались родители информацией о необходимости развития мелкой моторики рук, узнаю по поделкам, из которых организуется выставка ”Наши пальчики-язычку помощники”.

    Практикуем также “домашние задания” (совместно для детей и роди-телей) . Так, рекомендую сделать в семье традиционной игру ”Новое словечко”, целью которой является расширение словаря. В выходной день родители “дарят” ребенку новое слово, обязательно объясняя его значение.

    Затем, нарисовав вместе со взрослым рисунок, объясняющий данное слово, и написав его на другой стороне листа, дети приносят в группу и знакомят с ним товарищей. Эти “картинки-слова” помещаются в “Шкатулку умных слов” и время от времени с ними проводим разнообразные игры.

    Также организуем выставки ”Моя любимая книга”. Дети приносят из дома свою книгу. При этом каждый должен хорошо знать её название, автора, содержание.

    Устраиваем вместе с детьми посиделки ”Литературная гостиная”, где дети делятся своими впечатлениями о книге.

    Таким образом, совмесно с родителями, мы стараемся найти разные формы приобщения их к речевому развитию детей, шаг за шагом преодалеваем сложный процесс формирования правильной образной речи, который начинается в дошкольные годы и совершенствуется всю жизнь.