Сколько подвигов у Геракла? Первый подвиг Геракла: немейский лев Похищение коней царя Диомеда.

Сколько подвигов у Геракла? Первый подвиг Геракла: немейский лев Похищение коней царя Диомеда.

Удушение Немейского льва

Миф

Великий Председательствующий в Совещательной Палате Господа обсуждал план Бога для всех сынов человеческих, которые суть Сыны Бога. Учитель стоял по его правую руку и слушал его слова. Геракл же отдыхал от своих трудов.

И Великий Председательствующий в Совещательной Палате Господа взглянул, как отдыхает усталый воин, и увидел его мысли. И он сказал Учителю, стоящему рядом с ним в Совещательной Палате Господа:

Время ужасного испытания приближается. Этот человек, сын человеческий, но при этом Сын Божий, должен быть готов. Пусть он осмотрит хорошенько все свое оружие, пусть поярче начистит свой щит и смочит свои стрелы смертельным ядом, потому что подвиг, ждущий его впереди, страшен и ужасен. Пусть готовится.

Но Геракл, отдыхающий от своих трудов, не знал об испытании, которое ждало его. Дух его был силен. Он отдыхал от своих трудов и через четвертые Врата снова и снова направлял священную лань к храму Господа. Пришло время, когда робкая лань научилась хорошо узнавать охотника, преследовавшего ее, и послушно подходила по его команде. Тогда снова и снова он прижимал лань к своему сердцу и искал храм Бога. Таков был его отдых…

И вот перед пятыми великими Вратами стоял Геракл, вооруженный до зубов всеми дарами войны и воинов, и пока он стоял, боги отметили его твердую поступь, его полный рвения взгляд, его решительную руку. Но глубоко внутри сердце его вопрошало.

Что я здесь делаю? - спросил он. - В чем тут испытание, и для чего мне проходить через эти Врата? - И, сказав это, он умолк, прислушиваясь. - Что я здесь делаю, о Учитель моей жизни, вооружившись, как видишь, всеми орудиями войны? Что я здесь делаю?

Зов прозвучал, о Геракл, зов глубокого горя. Уши твои не отозвались на него, но внутренний слух все же чувствует эту нужду, ибо он слышал голос, нет! - много голосов, рассказывающих тебе о беде и зовущих идти вперед. Люди Немеи ждут твоей помощи. Все они в глубоком горе. Слава о твоей доблести разнеслась далеко. Они ждут, чтобы ты убил льва, разоряющего их землю, берущего свою дань людьми.

Что за дикий звук доносится до меня? - спросил Геракл. - Не рычание ли льва слышу я в вечернем воздухе?

Учитель сказал:

Иди, ищи льва, наводящего ужас на землю, лежащую за пятыми Вратами. Люди этой несчастной земли живут, как пленники, в своих домах. Они не ходят на свои работы, не пашут землю и не сеют. С севера на юг и с запада на восток рыщет лев и хватает всякого, кто попадется ему на тропе. Его ужасающий рык разносится в ночи, и все дрожат за запертыми дверями. Что сделаешь ты, о Геракл? Что ты сделаешь?

И Геракл, прислушавшись, отозвался на нужду. Перед великими Вратами, крепко охраняющими страну Немею, бросил он все свои доспехи, оставив себе только дубинку, высеченную собственноручно из ствола молодого дерева.

Что ты делаешь, о сын человеческий, а также и Сын Божий? Где твое оружие и прочные доспехи?

Это великолепное снаряжение, но оно отягощает меня, замедляя мой шаг и откладывая мое вступление на Путь. Мне не потребуется ничего, кроме моей верной дубинки, и с этой дубинкой и с твердым сердцем я отправлюсь, чтобы найти льва. Пошли весть народу Немеи, что я вступил на Путь, и вели им прогнать свой страх.

Все дальше и дальше шел Геракл, ища льва. Он нашел жителей Немеи, которые укрылись за запертыми дверями, кроме лишь нескольких, которые рискнули выйти в силу необходимости или от отчаяния. Они шли по дороге при свете дня, однако же полные страха. Сначала они приветствовали Геракла с радостью, потом с удивлением, потому что увидели, как он странствует: никакого оружия, почти никакого знания о повадках львов и ничего, кроме жалкой деревянной дубинки.

Где же твое оружие, о Геракл? Неужели ты не боишься? Почему ищешь льва, не подумав о защите? Иди возьми свое оружие и щит. Лев свиреп и силен, и он растерзал множество людей. Зачем так рисковать? Иди возьми свое оружие и надежные доспехи.

Но молча, не отвечая шел сын человеческий, который был Сыном Божьим, шел вперед по Пути, ища следы льва и слушая, не раздастся ли его рычание.

Где лев? - спросил Геракл.

Лев здесь, - пришел ответ.

Нет, здесь, - раздался дрожащий от страха голос.

Неверно, - заметил третий. - Я слышал его рык в диких горах на прошлой неделе.

А я - в долине, где мы сейчас стоим.

И еще один все-таки сказал:

Я видел его следы на тропе, по которой недавно шел, так что послушай меня, Геракл, иди туда и выследи его до самого логова.

Так Геракл продолжал свой путь, страшась, но свободный от страха; одинокий, но не один, потому что на пути, по которому он шел, стояли другие, глядя на него с надеждой и боязливым трепетом. Многие дни и ночи искал он Путь, прислушиваясь к рыку льва, в то время как жители Немеи трепетали за закрытыми дверьми.

Вдруг он увидел льва. Тот стоял на краю густых зарослей молодых деревьев. Видя приближение врага, который казался совершенно лишенным страха, лев зарычал, и от его рычания затряслись молодые деревца, немейцы бежали, и лишь Геракл стоял спокойно.

Он схватил свой лук и колчан со стрелами и уверенной рукой пустил стрелу в плечо льва. Точно в цель полетела она, но упала на землю, потому что не смогла пробить шкуру льва. Опять и опять Геракл стрелял в него, до тех пор, пока не кончились стрелы. Лев приближался, совершенно невредимый и не напуганный, а лишь разъяренный. Бросив свой лук на землю, сын человеческий, который есть Сын Божий, с диким криком бросился на льва, который встал на Пути, загораживая ему проход, изумясь смелости, не встречавшейся доныне, - ведь Геракл шел вперед. Внезапно лев повернулся и бросился в густые заросли на скалистых склонах по сторонам крутой горной тропы.

Геракл последовал за ним. И так же внезапно, как и появился на Пути, лев пропал, его стало не видно и не слышно.

Тогда Геракл сделал паузу на Пути, стоя тихо. Он глядел в обе стороны, сжимая свою надежную дубинку, оружие, которое сделал сам, дар, который сам принес себе в далеком прошлом. Он начал искать льва повсюду, он прошел каждой тропкой и наконец оказался на узкой тропе, которая уходила вверх по склону. Геракл набрел на пещеру, и из этой пещеры донесся грозный рев, громоподобный дикий голос, который, казалось, велел ему остановиться или расстаться с жизнью. И Геракл остановился, крича людям на земле:

Лев здесь. Смотрите, что я сделаю!

И вот Геракл, который был сыном человеческим, но при этом Сыном Божьим, вошел в темную пещеру и прошел ее насквозь к свету дня, но не увидел никакого льва, только другое отверстие пещеры, ведущее наружу. И когда он там стоял, то слышал льва сзади, а не спереди.

Что мне делать? - сказал себе Геракл. - Эта пещера имеет два выхода, и когда я вхожу в один, лев выходит наружу и входит в тот выход, который я оставил позади. Что мне делать? Оружие мне не поможет. Как мне убить льва и спасти людей от его зубов? Что мне делать?

И когда он размышлял о том, что ему делать, и прислушивался к реву льва, он увидел ветки и хворост, лежащие в изобилии поблизости. Используя всю свою силу, Геракл быстро собрал кучи хвороста и охапки прутьев и положил их в отверстие пещеры, загородив выход к свету дня внутри и снаружи, закрыв и себя, и свирепого льва в пещере. Затем он повернулся лицом ко льву.

Обеими руками Геракл обхватил льва, сжимая его горло. Близкое дыхание зверя опаляло его лицо. Но он крепко сжимал горло льва, удушая зверя. Все слабее и слабее становились рыки ненависти и страха; слабее и слабее становился враг человека; ниже и ниже сползал лев, а Геракл все держал его. И так он убил льва голыми руками, без оружия, лишь с помощью своей великой силы.

Он убил льва и снял с него шкуру, выставив ее у входа в пещеру напоказ людям.

Лев мертв! - кричали они. - Лев мертв! Мы можем теперь жить свободно, пахать наши земли, сеять хлеб и спокойно ходить повсюду. Лев мертв, и велик наш избавитель, сын человеческий, который есть Сын Божий, по имени Геракл.

Так Геракл с триумфом возвратился к Тому, Кто послал его на подвиг. Послал, чтобы испытать его силу, чтобы он послужил нуждам тех, кто был в столь ужасном положении. Он положил львиную шкуру к ногам того, кто был Учителем его жизни, и получил позволение носить эту шкуру вместо той, которая была уже стара и изношена.

Дело сделано. Народ свободен. Там больше нет страха. Лев мертв. Своими собственными руками я задушил его.

Вновь, о Геракл, ты убил льва. Вновь ты задушил его. Должно убивать льва и змей снова и снова. Хорошо сделано, сын мой, иди и отдохни в мире с теми, кого ты избавил от страха. Пятый подвиг совершен, и я пойду сказать об этом Великому Председатель-ствующему, который ждет в Совещательной Палате Господа. Отдыхай с миром.

Тибетец

Число Пять

В пятом знаке, Льве, Геракл совершает тот из своих подвигов, который лучше всего известен исторически, потому что убийство Немейского льва всегда ассоциировалось с Гераклом, хотя интересно заметить, что этот знаменитый подвиг не имеет отношения к той львиной шкуре, которую Геракл постоянно носил. То был лев, которого он убил до того, как отправиться на свои подвиги, и это было его первым актом служения. С его помощью он доказал, что готов к испытаниям и обучению.

Нумерологически, это один из самых интересных подвигов, и для того, чтобы до конца осознать его настоящее значение, мы должны принять во внимание число пять, обозначающее его. С точки зрения эзотерика, пять - это число человека, потому что человек - это божественный Сын Господа плюс четверка, четверичная структура низшей природы человека, состоящая из ментального тела, эмоционального тела, витального тела и физической оболочки. На языке психологов человек есть “я”, продолжение ментального и эмоционального состояний, жизненности (витальности) и аппарата реагирования физического тела. В четырех предыдущих знаках мы видели, как эти четыре составляющие стороны входили во взаимодействие с Душой.

В Овне Душа облекла себя в тот тип материи, который мог дать ей возможность соприкасаться с миром Идей. Она одела себя в ментальную оболочку. К индивидуальности она добавила такие сочетания ментальной субстанции, через которые могла лучше всего себя выразить. И человек стал мыслящей Душой. В Тельце был установлен контакт с миром Желания и последовала такая же процедура. Были развиты средства контакта с миром чувств и эмоций, и человек стал чувствующей Душой. В Близнецах было создано новое жизненное энергетическое тело путем сведения воедино энергий Души и материи, и человек стал живой Душой, потому что оба полюса были в гармонии, и образовалось витальное, или эфирное, тело. В Раке, который есть знак физического рождения и отождествления единицы с массой, работа воплощения была завершена, и четверичная природа проявилась. Человек стал живым действующим началом на физическом плане. Но только во Льве человек становится тем, что оккультно называют пятиконечной звездой, так как звезда - символ индивидуализации, человечества, человеческого существа, которое сознает себя индивидуумом и начинает осознавать себя как “я”. Именно в этом знаке мы начинаем употреблять слова “я”, “мне”, “мой”.

Вневременная Мудрость Востока гласит, что число пять - самое оккультное и самое многозначительное из чисел. Она гласит, что группа небесных и духовных существ, которые приняли воплощение на земле, проявившись через четверку и вызвав тем самым существование человечества, были пятой группой божественных Жизней; таким образом они соединили в себе двойственные атрибуты Вселенной - духовный и физический. Они объединили в себе два полюса. Они были одновременно экзотерическими и эзотерическими; они были объективными и субъективными. Отсюда имеем число десять, которое считается числом человеческого совершенства и завершения, числом идеально развитого и раскрывшегося человека, числом достигнутого равновесия Духа и материи. Но это число, где Дух не доминирует над материей; это число стремящегося, чья цель состоит в том, чтобы подчинить материю нуждам Духа и, таким образом, нарушить равновесие числа десять.

Древние рукописи Востока используют некоторые интересные фразы, чтобы выразить природу этих небесных существ, которые являются людьми нашего времени, Сынами Бога в воплощении. Их называют Владыками Знания и Мудрости, Владыками Воли и Жертвы, Владыками Безграничной Преданности, и эти термины, характеризующие Духовную сущность, живущую в каждой человеческой форме, дают точную оценку тех, кто стремится пройти по кругу Зодиака как сознательные индивидуумы с духовной целью. Мы находимся здесь по нашей собственной воле и вполне сознательно. Чтобы вознести материю на небо, мы пришли в воплощенное существование. В сущности и в реальности человек не то, чем кажется. В сущности он есть то, что будет им продемонстрировано в Водолее, противоположном Льву знаке. Он будет человеком с универсальным сознанием, вопреки самоутверждающейся индивидуальности во Льве. Индивидуум во Льве становится посвященным в Козероге и демонстрирует себя как целостный человек в Водолее, и это становится возможным только благодаря его безграничной преданности своей смутно ощущаемой Цели, которая ведет его снова и снова по кругу Зодиака, пока он не достигнет полного самосознания.

Прямое отношение пятой Заповеди к пятому подвигу и пятому знаку теперь становится очевидным. “Чти отца своего и матерь свою, чтобы продлились дни твои и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе”, потому что во Льве Отец-дух и Мать-материя встречаются в индивидууме, и их объединение производит ту сознательную сущность, которую мы зовем Душой, или “Я”. Однако нужно помнить, что в этом знаке человек не только познает себя как индивидуума и начинает цикл опыта, в течение которого обретает знание, но также в этом знаке самосознательный человек начинает и свою подготовку к посвящению. Именно в этом знаке мы имеем последнюю проверку на тропе испытаний. Когда работа в этом знаке завершается, начинается определенная подготовка к посвящению в Козероге. В некоторой степени контроль над мыслью был достигнут еще в Овне, а умение трансмутировать желание было достигнуто в Тельце. В Близнецах были собраны яблоки мудрости и в какой-то степени было понято различие между мудростью и знанием, в то время как необходимость трансформации инстинкта и интеллекта в интуицию и помещения её в Храм Господа была усвоена в Раке.

История мифа

После выполнения относительно легкого задания в Раке, причем такого, которое было совершенно лишено опасности, Эврисфей дает Гераклу труднейшую задачу убить Немейского льва, пожирающего жителей Немеи. Долгое время лев действовал как разрушительная сила, и люди ничего не могли с этим поделать. Геракл обнаруживает, что единственный способ настичь льва - это гнать его все сужающимися кругами, пока он наконец не окажется в пещере. Так Геракл и поступил, и в конце концов загнал его в логово.

Преуспев на предварительной стадии, Геракл делает затем неприятное открытие, что пещера имеет два входа, и как только он загоняет льва в один из них, тот тут же выбегает из другого. Таким образом, не оставалось ничего другого, как приостановить охоту и завалить один из входов, что Геракл и сделал. Затем он загнал льва в пещеру через оставшийся вход, и, бросив снаружи все оружие, даже собственноручно сделанную дубинку, вошел в пещеру и голыми руками задушил льва. Это был поединок, которого никто не видел; Геракл и лев во мраке пещеры сошлись в смертельном поединке.

Поле подвига

Знак Льва представляет собой один из лучей Фиксированного креста небес, на котором вечно распяты Космический Христос и индивидуальный Христос. Возможно, слово “распят” обретет свое истинное значение, если заменить его словом “принесен в жертву”, поскольку в раскрытии сознания Христа в форме, шаг за шагом, различные аспекты божественной природы видятся принесенными в жертву.

В Тельце, символе творческой силы, выражающей себя через желание, мы видим низший аспект Божественной Творческой Силы, сексуальное желание, преобразованное в высший аспект, или принесенное в жертву этому аспекту. Его необходимо было вознести на небеса.

Во Льве мы видим Космический Разум, проявляющийся в индивидууме как низший интеллект, и этот низший аспект также должен быть принесен в жертву, а ограниченный ум человека должен быть подчинен Всеобщему Уму. В Скорпионе, который является третьим лучом Фиксированного креста, мы находим Космическую Любовь, или космическое притяжение. Там проявлен ее низший аспект, который мы называем Великой Иллюзией; и вот в Скорпионе мы видим стремящегося на кресте, приносящим иллюзию в жертву Реальности. В Водолее мы видим Свет Всеобщего Сознания, озаряющий человеческое существо, приносящее в жертву индивидуальную жизнь и входящее во Всеобщее Целое. Это истинное распятие: отражение приносится в жертву Реальности, низшей аспект - Высшему, индивидуальная единица - Великому Целому. Именно эти характеристики Христос так чудесно продемонстрировал. Он показал себя Создателем. Он показал, что действует под влиянием Просветленного Разума; он воплотил в себе Любовь Бога и провозгласил себя Светом Миру. Проблема Геракла была проблемой знака: распятие низшего “я” и победа над индивидуальным самоутверждением.

Сначала Зодиак состоял только из десяти созвездий, и в незапамятные времена два созвездия, Лев и Дева, считались одним символом. Возможно, именно с этим связана тайна Сфинкса, который представлен в образе льва с женской головой, олицетворяя одновременно и Льва, и Деву - символ льва, или царственной Души, и ее отношение к материи, или к Материнскому аспекту. Он может, таким образом, означать две противоположности, мужскую и женскую, положительную и отрицательную.

В этом созвездии находится исключительно яркая звезда, одна из четырех королевских звезд неба. Она называется Регул, Правитель, или Законодатель, и символизирует мысль, что человек теперь может быть сам себе законом, потому что имеет внутри себя того, кто является царем, или правителем. В созвездие включена также яркая группа звезд, называемая “серп”. Для древних посвященных, которые воспринимали все внешние созвездия как персонификацию сил и как символы разворачивающейся драмы более великой, чем даже они могли осознать, созвездия содержали три главные мысли: во-первых, что человек - это правитель, царь, воплощенный Бог, индивидуальный Сын Божий; во-вторых, человек управляется законом; законом природы, который он создает для себя, а также Духовным законом, которому он со временем подчинится; в-третьих, что работа индивидуума заключается в том, чтобы взять серп и отсечь, или рассечь, то, что препятствует применению Духовного закона и тем самым мешает расцвету Души.

Созвездие Льва включает девяносто пять звезд, две из них первой величины. Говорят, что его египетское название означает “излияние”, поскольку максимальный разлив Нила происходил как раз в этот период. Это имеет также интересное эзотерическое значение, так как, согласно учению Вневременной Мудрости, человеческое семейство пришло в существование посредством того, что технически называется “третьим излиянием”. Так было названо явление, выразившееся в приливе огромного числа Душ в животные тела, что привело к формированию человечества, состоящего из индивидуальных единиц. Другой термин, употребляемый в отношении третьего излияния - “индивидуализация”, становление индивидуума, обладающего самосознанием, что связывает его с великими событиями в знаке Льва.

Девяносто пять звезд в этом созвездии также имеют нумерологическое значение, поскольку мы имеем здесь 9 х 10 + 5. Девять - это число посвящения, десять - число человеческого совершенства, пять - число человека, так что в скоплении этих звезд нам раскрывается история человека, личности, посвященного, и его конечного духовного достижения.

Три символических созвездия

С созвездием Льва связано огромное созвездие под названием Гидра , змея. Здесь находится также Кратер , чаша, и Корвус , ворон. Все три в своем значении суммируют проблему человека, ищущего посвящения. Они ясно и четко обрисовывают ему работу, которую он должен сделать. Когда Лев, Царь, Душа, начинает свою работу, он понимает, что ему дана чаша страдания, или опыта, чтобы ее испить; змей иллюзии, чтобы его победить, и ворон, чтобы уничтожить Гидру , которая в древности изображалась как змея женского пола. Это созвездие занимает больше ста градусов и лежит под тремя созвездиями - Раком, Львом и Девой. В Скорпионе эта змея материи, или иллюзии, с которой Душа так долго себя отождествляла, наконец побеждена. Гидра состоит из шестидесяти звезд, и опять мы встречаемся со знаменательным числом, потому что шесть - число ума, творческой работы Вселенского Разума и шести дней творения. В шестом знаке, Деве, мы имеем законченную форму. В Книге Откровений говорится, что метка зверя - это число 666, а Гидра, змея, лежит под тремя созвездиями, и ее число 6, повторенное трижды. Десять - число совершенства. Шесть выражает, таким образом, ограниченность телесной природы, работающей через форму, и использование личности; оно символизирует Бога в природе, как космически, так и индивидуально. Гидра , змея, представляет материальный аспект, который скрывает и прячет Душу.

Кратер , или чаша, содержит тринадцать звезд обычной величины и около девяноста слабых звезд, хотя некоторые книги по астрономии говорят, что там есть три ярких звезды и девяносто слабых. Так что мы опять имеем число материи, или принятия формы, и число того, что называется “отступничеством”, или “изменой”, которую совершил Иуда Искариот по отношению к Душе, или к аспекту Христа. Эта чаша на самом деле включена в тело Гидры , так как звезды у подножия чаши образуют часть тела змеи и могут быть отнесены к обоим созвездиям. Это та чаша, которую каждый человек должен испить, она наполнена тем, что он извлек из своего материального опыта. Это чаша долга в некоторых старинных масонских ритуалах, и она символизирует испитие того, что мы сами приготовили. Иначе та же истина может быть выражена словами христианской Библии: “Что посеешь, то и пожнешь”.

Затем, в-третьих, имеем Корвус , ворона, который стоит на Гидре , змее, и клюет ее. Это созвездие состоит из девяти звезд, что соответствует опять-таки числу посвящения. “Ветхий Завет” начинается с ворона, “Новый Завет” начинается с Голубя. Иными словами, опыт начинается с птицы материи, а заканчивается птицей Духа. Интересно заметить, что в Водолее, завершающем знаке по отношению ко Льву, находится Цигнус, Лебедь, символ птицы Духа. В “Голосе Безмолвия” мы читаем: “А потом ты можешь отдохнуть между крыльями огромной птицы. Ах, сладко отдыхать между крыльями того, что не рождается и не умирает, но есть “Аум” на протяжении вечных веков”. А в одной из сносок Е.П.Б., говоря о лебеде, цитирует: “Ригведа гласит... Звук “А” считается правым крылом птицы Хамса, “У” ее левое крыло, а “М” ее хвост.”

(Ч. У. Ледбитер. “Чакры”)

В Зодиаке Дендера Лев и три сопутствующих созвездия нарисованы образующими один большой знак, потому что лев идет по змее, Корвус, ворон, сидит на плече льва, а внизу расположена женская фигура в перьях (опять символ материи), протягивающая две чаши, потому что здесь всегда есть чаша, символизирующая чашу опыта, чашу наказания. Это та чаша, которая предлагается посвященному и которую имел в виду Христос в Гефсиманском саду, когда молил, чтобы чаша миновала него, но которую он все же испил.

Так Геракл, стремящийся, выражающий себя во Льве, предвидит великую битву, ожидающую его, знает, что его прошлое должно прийти к исполнению в будущем, знает, что прежде чем он сможет взойти на гору в Козероге, он должен убить Гидру , и знает также, что не должен быть больше Вороном, но должен проявиться как Аквила , Орел, в Скорпионе, и как Цигнус , Лебедь, в Водолее. Но начинать все это он должен во Льве, проявив свою способность рисковать, будучи готовым к страшной борьбе, которая ожидает его в следующих трех знаках, и убив льва своей собственной природы (царя зверей) в одиночку и без чьей-либо помощи, тем самым заслужив право победить Гидру в Скорпионе.

Урок подвига

Две мысли, взятые из христианской Библии, суммируют урок этого подвига. В “Послании” Св. Петра мы находим такие слова: “Дьявол, твой враг, бродит вокруг аки лев рыкающий, ища кого бы пожрать”, а в Откровении 5:5 мы находим слова: “Смотри, вот Лев племени Иудина, Корня Давидова, победил и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее”.

Геракл, стремящийся, Душа, символизировал льва, князя, царя, правителя и потому символически носил львиную шкуру. Немейский лев в сущности своей означает координированную, доминирующую личность, потому что стремящийся всегда должен быть высоко развитым индивидуумом.

Когда три аспекта низшего личностного “я” соединены и сплавлены, и, соответственно, производят возможности выше средних, стремящийся часто становится довольно сложным и тяжелым человеком. Он обладает умом и использует его. Его эмоции под контролем, или же так слиты с его ментальными реакциями, что теперь необычайно сильны; в результате он становится крайне индивидуалистичным, часто очень агрессивным, самоуверенным и самодовольным, и его личность выступает как разрушительная сила в семье, обществе или организации, с которой он может быть связан. Поэтому стремящийся, лев Иудин, должен убить льва своей личности. Выделившись из массы и развив индивидуальность, он затем должен убить то, что сам создал; он должен отказаться от помощи того, что было до сих пор его главной защитой. Эгоизм, инстинкт самосохранения, должны уступить место полному отсутствию эгоизма, которое есть по сути подчинение “я” Целому.

Таким образом, Немейский лев символизирует сильную личность, неспособную сдержать себя и угрожающую окружающему миру. Какой урок содержит в себе то обстоятельство, что Геракл загнал льва в пещеру, имевшую два входа? Почему он завалил один вход и вошел через другой? И какое духовное учение лежит в основе предания о том, что он убил льва голыми руками?

Многие из этих старинных рассказов несли в себе смысл, не понятый в течение тысячелетий, и только сейчас, в наши дни и нашим поколением, истинное эзотерическое значение может быть понято. Знаменательная черта времени, в котором мы живем, состоит в том, что сейчас развитие человечества происходит необычайно быстро. В мире и раньше отмечались явления богов Солнца, и этот подвиг Геракла тоже повторяли то одни, то другие. Каждая нация производила высоко развитых стремящихся, которые загоняли льва личности в пещеру и там побеждали его. Но сравнительно с мириадами человеческих существ они представляли собой ничтожное меньшинство. Теперь же мир полон стремящихся; грядущее поколение всех наций даст тысячи учеников, и уже сейчас десятки тысяч ищут Путь. Люди сейчас очень индивидуальны, мир полон личностей, и пришло время, когда лев племени Иудина должен возобладать надо львом личностного “я”. Мы не одиноки в нашей борьбе, как был одинок Геракл, но составляем часть великой группы Солнечных богов, которые борются с испытаниями, предваряющими посвящение, и с задачами, которые высвободят все силы Души.

В Козероге мы взойдем на вершину горы, и, входя вместе с нами в цикл Водолея, стремящиеся расы должны начать усваивать урок служения и всеобщего сознания. Когда спустя два тысячелетия мы начнем входить в Козерог, появится огромное количество посвященных и многие сотни учеников одолеют гору Посвящения и гору Преображения. А пока надо заняться львом личности и войти в пещеру.

В символике рукописей мира самые важные события совершаются в одном из двух мест: в пещере или на горе. Христос рождается в пещере, личность преодолевается в пещере, глас Божий слышится в пещере, сознание Христа вскармливается в пещере сердца; но после опыта пещеры следует восхождение на гору Преображения, достигается гора Распятия, чтобы закончиться горой Вознесения.

Я хочу дать здесь техническое и, возможно, более научное толкование символизма пещеры, в которую вошел Геракл. Арийская раса, к которой мы принадлежим, отличается выдающимся развитием разума, и повсеместно сознание людей неуклонно сдвигается от эмоциональной природы, то есть от центра солнечного сплетения, в ментальное тело, то есть в голову. В голове есть маленькая пещера, небольшая костная структура, которая окружает и защищает одну из наиболее важных желез в теле - гипофиз. Когда эта железа функционирует полноценно и правильно, имеем завершенную активную личность, контролирующую себя, с выраженной умственной активностью и выносливостью.

Гипофиз двойственен по своей конфигурации: в одной из его долей, передней, располагается рассуждающий ум, а в другой, задней, сосредоточена эмоциональная природа, природа воображения. Считается также, что эта железа координирует другие, контролирует рост и является жизненно необходимой. Интересно, что Берман определяет интеллектуальность как “способность нашего ума контролировать свое окружение посредством понятий и абстрактных идей”. Если эта железа недоразвита, мы имеем дело как с эмоциональной, так и с умственной неполноценностью. Многие эндокринологи и психологи шли в своей работе в одном направлении. Именно в этой пещере находится логово льва развитой личности, или индивидуальности, и именно здесь Солнечный бог Геракл должен его победить.

На протяжении веков египтяне и, особенно, индусы, знали о чакрах, или силовых центрах в эфирном теле. Открытие эндокринной системы показало наличие соответствующих физических желез в тех же местах. Одна из них, гипофиз, с его двумя долями, символизирует пещеру с двумя входами, один из которых Геракл должен был закрыть, прежде чем он смог контролировать личность высшим разумом. Потому что только когда он блокировал вход личных эмоций (заднюю долю гипофиза), выбросив даже свою верную дубинку, символически отказавшись вести дальше личную, эгоистическую жизнь, то смог, пройдя во вход, символизируемый передней долей, победить в пещере льва личности. Эти соотношения так точны, что представляют в малом и большом поразительное свидетельство безупречной целостности Плана. “Как вверху, так и внизу”. Поразительное соотношение между биологической и духовной правдой.

Геракл (лат. Heracles, Hercules, в греческой мифологии герой, сын Зевса и смертной женщины Алкмены (жены Амфитриона). Когда отсутствовал Амфитрион (воевавший против племен телебоев) Зевс, принял его облик, и явился к Алкмене. После возвращения мужа Алкмена родила одновременно сыновей — Ификла от мужа и Геракл от Зевса.

12 подвигов Геракл совершил, когда он находился на службе у микенского царя Эврисфея.

Первый подвиг Геракла (Удушение Немейского льва)

Прежде всего он добыл шкуру немейского льва. Потому как лев был неуязвим для стрел, то Гераклу удалось одолеть его только задушив руками. Когда он принес льва в Микены, Эврисфей до такой степени был испуган, что велел Геракл впредь не входить в город, а показывать добычу перед воротами города. Эврисфей даже соорудил себе в земле бронзовый пифос, куда прятался от Геракла и общался с ним лишь через глашатая Копрея.

Второй подвиг Геракла (Убийство Лернейской гидры)

Одев шкуру немейского льва, Геракл отправился выполнять второе повеление Эврисфея — убить лернейскую гидру, похищавшую скот и опустошавшую земли в окрестностях Лерны. У нее было девять голов, из них одна — бессмертная. Когда Геракл отрубал одну голову, на ее месте вырастало две. На помощь гидре выполз Каркин — громадный рак и вцепился Гераклу в ногу. Но Геракл растоптал его и призвал на помощь Иолая (своего племянника, ставшего с того времени, его верным спутником), который стал прижигать свежие раны гидры горящими головнями, так что головы уже не могли отрастать снова.

Отрубив последнюю, бессмертную голову, победитель закопал ее в землю, привалив тяжелым камнем. Разрубив тело гидры, герой погрузил острия своих стрел в ее смертоносную желчь. Эврисфей отказался включать этот подвиг в число 10, предназначенных выполнить Гераклу потому что ему помогал Иолай.

Третий подвиг Геракла (Истребление Стимфалийских птиц)

Третий подвиг Геракла — изгнание стимфалийских птиц с острыми железными перьями которые водились на лесном болоте около города Стимфала (в Аркадии) и пожирали людей. Получив от Афины сделанные Гефестом медные трещотки, Геракл шумом спугнул птиц и после перебил их; согласно другому варианту мифа, часть птиц смогла улететь на остров в Понте Эвксинском, откуда их потом криком прогнали аргонавты.

Четвертый подвиг Геракла (Поимка Керинейской лани)

У лани, которая принадлежала Артемиде, были золотые рога и медные копыта. Геракл преследовал ее в течении целого года, дойдя до земли гипербореев, и поймал, ранив стрелой. Аполлон и Артемида хотели отобрать у него лань, однако Геракл сославшись на приказ Эврисфея отнес лань в Микены.

Пятый подвиг Геракла (Укрощение Эриманфского вепря)

Потом Эврисфей начал требовать от Геракла эриманфского вепря. По дороге к Эриманфу (в Северной Аркадии) Геракл остановился у кентавра Фола, который начал радушно угощать Геракла. Привлеченные винным запахом, к пещере Фола двинулись, вооружившись камнями и стволами деревьев, другие кентавры. В битве кентаврам пришла на помощь их мать, богиня облаков Нефела, которая низвергла на землю потоки дождя, но Геракл все же частью перебил, частью разогнал кентавров. При этом по случайности погибли Хирон и Фол; Фол, удивляясь смертоносной силе стрел, вытащил одну из них из тела погибшего кентавра и нечаянно уронил ее себе на ногу, и яд гидры моментально умертвил его. Эриманфского вепря Геракл смог поймать, загнав в глубокий снег, и отнес связанным в Микены.

Шестой подвиг Геракла (Очистка Авгиевых конюшен)

Шестым подвигом Геракла стало очищение им от навоза огромного скотного двора царя Элиды Авгия. Геракл, заблаговременно выговорив себе у Авгия в виде платы десятую часть его скота наделал отверстий в стенах помещения, где находился скот, и отвел туда воды рек Алфея и Пенея. Вода промыла стойла. Однако когда Авгий узнал, что Геракл выполнял приказ Эврисфея, он не захотел с ним расплачиваться, а Эврисфей, в свою очередь, объявил этот подвиг не засчитанным потому как Геракл выполнил его за плату.

Седьмой подвиг Геракла (Укрощение Критского быка)

Потом царь велел Гераклу привести критского быка, который отличался необычной свирепостью. С разрешения царя Миноса, Геракл смог осилить быка и доставил его Эврисфею. После Геракл отпустил быка, и тот, добравшись до Аттики, начал опустошать поля в окрестностях Марафона.

Восьмой подвиг Геракла (Похищение Коней Диомеда)

Гераклу было приказано привести свирепых кобылиц фракийского царя Диомеда, у которого они были прикованы железными цепями к медным стойлам и которых он кормил человеческим мясом. Геракл убил Диомеда, а кобылиц пригнал к Эврисфею.

Девятый подвиг Геракла (Похищение Пояса Ипполиты)

После просьбы своей дочери Адметы Эврисфей повелел Гераклу достать пояс Ипполиты — царицы амазонок. Ипполита была согласна отдать пояс прибывшему на корабле Гераклу, но Гера, приняв облик одной из амазонок, напугала остальных известием, будто чужеземцы хотят похитить Ипполиту. с оружием, вскочив на коней, кинулись на помощь своей царицы. Геракл, решив, что нападение коварно подстроено Ипполитой, убил ее, завладел поясом и, отразив нападение амазонок, погрузился на корабль.

Проплывая рядом с Троей, Геракл увидал прикованную к скале и отданную на съедение морскому чудовищу дочь царя Лаомедонта Гесиону, он обещал Лаомедонту спасти царевну, потребовав за это награду, божественных коней. Геракл убил чудовище (вариант: прыгнув в его глотку, вспорол тому печень, но при этом потерял волосы от огня, исходившего из внутренностей зверя), но Лаомедонтне отдал обещанных коней. Пригрозив возмездием, Геракл поплыл в Микены, где отдал пояс Ипполиты Эврисфею.

Десятый подвиг Геракла (Похищение коров великана Гериона)

Десятым подвигом было доставить в Микены коров Гериона с острова Эрифия, находящегося далеко на западе в океане. Добравшись до Тартесса, Геракл поставил на северном и южном берегах пролива, отделяющего Европу от Африки, две каменные стелы так называемые Геракловы столпы (вариант: раздвинул горы которые закрывали выход в океан, создав Гибралтарский пролив. Страдая в походе от палящих солнечных лучей, он направил свой лук на самого Гелиоса, и тот, восхищенный смелостью Геракла, предоставил ему для путешествия через океан свой золотой кубок.

После прибытия на Эрифию, Геракл убил пастуха Эвритиона, а потом застрелил из лука самого Гериона, который имел три головы и три сросшихся туловища. Он погрузил коров в кубок Гелиоса, переплыв океан, возвратил Гелиосу его кубок, погнал коров дальше по суше, преодолевая на пути множество препятствий. В Италии разбойник Как смог похитить у него часть коров, которых загнал их в пещеру. Геракл не смог их отыскать и уже погнал остальных дальше, но одна из украденных коров замычала; Геракл убил Кака и забрал похищенных коров. Следуя через Скифию, Геракл повстречался с полудевой-полузмеей и вступил с ней в брачную связь; родившиеся от этого союза сыновья стали родоначальниками скифов. Когда он пригнал коров в Микены, царь принес их в жертву Гере.

Одиннадцатый подвиг Геракла (Похищение золотых яблок из сада Гесперид)

Потом царь приказал Гераклу принести золотые яблоки от Гесперид. Чтобы узнать дорогу к Гесперидам, Геракл пошел на реку Эридан (По) к нимфам, дочерям Зевса и Фемиды, которые дали совет ему узнать дорогу у всеведущего морского бога Нерея. Геракл захватил Нерея спящим на берегу, связал его и, хотя тот принимал разные обличья, не отпускал до тех пор, пока Нерей не согласился указать ему путь к Гесперидам.

Дорога вела вначале через Тартесс в Ливию, где Гераклу довелось вступить в единоборство с Антеем. Чтобы одолеть Антея, Геракл оторвал его от земли и задушил в воздухе, потому как тот оставался неуязвимым, пока соприкасался с землей. Утомленный борьбой, Геракл уснул, и на него напали пигмеи. Проснувшись, он собрал их всех в свою львиную шкуру. В Египте его схватили и понесли к жертвеннику Зевса, чтобы заколоть, потому как по приказу царя Бусириса все иноземцы приносились в жертву. Но Геракл смог разорвать оковы и убить Бусириса.

Переправившись на Кавказ, он освободил Прометея, убив из лука терзавшего его орла. Лишь после этого Геракл через Рифейские горы (Урал) прибыл в страну гипербореев, где стоял, поддерживая небесный свод, Атлант. По совету Прометея Геракл послал его за яблоками Гесперид, взяв на свои плечи небесный свод. Атлант принес три яблока и пожелал отнести их к Эврисфею, с тем, чтобы Геракл остался держать небо.

Но Геракл смог перехитрить Атланта: он согласился держать небосвод, но сказал, что хочет положить подушку на голову. Атлант встал на его место, а Геракл забрал яблоки и отнес к Еврисфею (вариант: Геракл сам взял яблоки у Гесперид, убив дракона который их сторожил). Эврисфей подарил яблоки Гераклу, однако Афина возвратила их Гесперидам.

Двенадцатый подвиг Геракла (Укрощение пса Цербера)

Последним, 12 подвигом Геракла на службе у Эврисфея было путешествие в царство Аида за стражем преисподней Цербером. Перед этим Гераклом было получено посвящение в мистерии в Элевсине. Под землю в царство мертвых он спустился через вход, который находился недалеко от мыса Тенар в Лаконии, около входа Геракл увидал приросших к скале Тесея и Пирифоя, наказанных за попытку Пирифоя похитить Персефону (Тесей принял участие в похищении по дружбе с Пирифоем).

Геракл оторвал Тесея от камня и возвратил его на землю, но, когда он пытался освободить Пирифоя, земля содрогнулась, и Геракл вынуждено отступил. Владыка преисподней Аид разрешил Гераклу увести Цербера, если только он сможет его одолеть, без оружия. Геракл схватил Цербера и начал его душить. Несмотря на то, что ядовитый змей, бывший у Цербера вместо хвоста, кусал Геракла, тот смог укротить Цербера и привел к Эврисфею, а потом по его велению отвел обратно.

Первым подвигом Геракла стало убийство чудовищного льва с очень твердой , которую было невозможно повредить ни одним оружием. Лев жил в окрестностях Немеи и наводил ужас на всю округу, убивая людей и похищая скот. Геракл выследил Немейского льва и задушил его. Из шкуры льва сделал себе плащ.

Убийство Лернейской гидры

Вторым заданием, которое Еврисфей дал Гераклу, было уничтожение семиглавого змееподобного монстра, живущего в Лернейских болотах. Гидра долгое время пожирала людей и домашних животных. Чтобы прекратить ее разбойные нападения, Геракл отрубил Гидре одну из голов, но вместо нее тут же выросло семь новых. Тогда герой стал по очереди отрубать монстру каждую голову, а его друг Иолай прижигал обрубки. Убив гидру, Геракл смочил в ее яде наконечники своих , сделав их смертельным оружием.

Истребление Стимфалийских птиц

Третьим подвигом полубога являлось убийство хищных птиц с медными клювами, когтями и крыльями, жившими возле города Стимфала. Эти птицы поедали урожай, а также нападали людей. Чтобы расправиться с хищной стаей, Геракл использовал стрелы с ядом Лернейской .

Поимка Керинейской лани

Четвертым подвигом, который совершил сын Зевса, стало пленение не знающей усталости Керинейской лани с золотыми рогами и медными копытами. Чтобы поймать чудесную лань, Гераклу пришлось очень долго преследовать .

Укрощение Эриманфского вепря

Пятым приказом Еврисфея, с которым успешно справился Геракл, стала поимка гигантского дикого кабана, обитавшего на горе Эриманфе и терроризировавшего окрестности аркадского города Псофиды. Возвращаясь назад, Геракл был вынужден отбиваться от кентавров. В пылу битвы герой случайно ранил своего учителя Хирона, пытавшегося прекратить сражение. Несмотря на попытки Геракла спасти его, Хирон умер.

Очистка авгиевых конюшен

Шестым подвигом Геракла стала очистка скотного двора элидского царя Авгия. Согласно древнегреческим мифам, конюшни, в которых обитало огромное количество животных, не чистились многие годы и в итоге оказались наполненными навозом до самой крыши. Геракл запрудил протекающую рядом реку Алфей и направил воду в конюшни, отмыв их таким образом добела.

Укрощение критского быка

Седьмым подвигом, совершенным героем, являлась поимка бешеного быка. Этот бык был подарен критскому царю Миносу Посейдоном. Минос должен был принести быка в жертву богу морей, но царь из жадности оставил животное себе. Посейдон разгневался и наслал на быка бешенство. После чего бык стал носиться по Криту и уничтожать все, что ему попадалось на пути. Геракл изловил быка и доставил его Еврисфею.

Похищение коней царя Диомеда

Восьмым заданием, которое Еврисфей дал Гераклу, стало похищение чудесных коней, принадлежавших царю Диомеду. Эти кони обладали невероятной красотой и питались человечиной. Геракл убил Диомеда, скармливавшего животным невинных людей, завладел конями и доставил их Еврисфею.

Похищение пояса амазонской царицы Ипполиты

Девятым повелением Еврисфея стал приказ добыть пояс царицы амазонок Ипполиты, подаренный ей богом войны Аресом. Геракл пришел в амазонок и обратился к царице с просьбой отдать ему пояс. Ипполита снисходительно отнеслась к герою и обещала подумать. Но Гера внесла смуту в ряды амазонок, заставив их наброситься на Геракла. Герой убил Ипполиту и забрал ее пояс.

Похищение коров Гериона

Десятым подвигом Геракла являлось похищение божественных коров, принадлежавших трехглавому великану Гериону. Геракл захватил коров, убив Эвритиона и пса Орфа, охранявших стада Гериона. Затем Геракл застрелил из лука и самого Гериона.

Добыча золотых яблок из сада Гесперид

Одиннадцатым заданием сына Зевса стал приказ Еврисфея похитить золотые яблоки. Эти яблоки были подарены на Гере богиней земли Геей. Гера посадила яблоки в саду Гесперид - дочерей титана Атланта. Когда девушки играли в саду, их похитили . Геракл убил разбойников и освободил Гесперид. В благодарность Атлант подарил Гераклу яблоки.

Укрощение адского пса Цербера

Двенадцатым и последним повелением Еврисфея стало его желание увидеть чудовищного трехглавого пса Цербера, охранявшего выход из царства мертвых. Геракл спустился в подземный мир, одолел Цербера, привел его к Еврисфею, а затем вернул адского стража обратно.

Геракл – в древнегреческой мифологии герой, сын бога Зевса и Алкмены – жены героя Амфитриона. Среди многочисленных мифов о Геракле наиболее известен цикл сказаний о 12 подвигах, совершенных Гераклом, когда он находился на службе у микенскогоцаря Эврисфея. Культ Геракла был очень популярен в Греции, через греческих колонистов он рано распространился в Италии, где Геракл почитался под именем Геркулеса.

Однажды злобная Гера наслала на Геракла ужасную болезнь. Лишился разума великий герой, безумие овладело им. В припадке неистовства Геракл убил всех своих детей и детей своего брата Ификла. Когда же припадок прошел, глубокая скорбь овладела Гераклом. Очистившись от скверны совершенного им невольного убийства, Геракл покинул Фивы и отправился в священные Дельфы вопросить бога Аполлона, что ему делать. Аполлон повелел Гераклу отправиться на родину его предков в Тиринф и двенадцать лет служить Эврисфею. Устами пифии сын Латоны предсказал Гераклу, что он получит бессмертие, если исполнит по повелению Эврисфея двенадцать великих подвигов. Геракл поселился в Тиринфе и стал слугой слабого, трусливого Эврисфея… На службе у Эврисфея Геракл совершил свои 12 легендарных подвигов, для чего ему понадобилась вся его сила, а также смекалка и добрые советы богов.

12 подвигов Геракла

Каноническую схему из 12 подвигов впервые установил Писандр Родосский в поэме «Геракла». Порядок подвигов не у всех авторов одинаков. Всего Пифия приказала Гераклу совершить 10 подвигов, но 2 из них Еврисфей не засчитал. Пришлось выполнить ещё два и получилось 12. За 8 лет и один месяц он совершил первые 10 подвигов, за 12 лет – все.

  1. Удушение Немейского льва
  2. Убийство Лернейской гидры (не засчитан из-за помощи Иолая)
  3. Истребление Стимфалийских птиц
  4. Поимка Керинейской лани
  5. Укрощение Эриманфского вепря
  6. Очистка Авгиевых конюшен (не засчитан из-за требования платы)
  7. Укрощение Критского быка
  8. Похищение Коней Диомеда, победа над царем Диомедом (бросавшим чужеземцев на съедение своим коням)
  9. Похищение Пояса Ипполиты, царицы амазонок
  10. Похищение коров трёхголового великана Гериона
  11. Похищение золотых яблок из сада Гесперид
  12. Укрощение стража Аида – пса Цербера

Первый подвиг Геракла (краткое содержание)

Геракл задушил громадного немейского льва, который был рождён чудовищами Тифоном и Ехидной и производил опустошения в Арголиде. Стрелы Геракла отскочили от толстой шкуры льва, но герой оглушил зверя палицей и задушил руками. В память этого первого своего подвига Геракл учредил Немейские игры, которые праздновались на древнем Пелопоннесе раз в два года.

Второй подвиг Геракла (краткое содержание)

Геракл убил лернейскую гидру – чудовище с телом змеи и 9 головами дракона, которое выползало из болота близ города Лерны, убивало людей и уничтожало целые стада. На месте каждой отрубленной героем головы гидры вырастали две новые, пока помощник Геракла, Иолай, не начал прижигать гидре шеи горящими стволами деревьев. Он же убил и гигантского рака, который вылез из болота на помощь гидре. В ядовитой желчи лернейской гидры Геракл вымочил свои стрелы, сделав их смертельными.

Третий подвиг Геракла (краткое содержание)

Стимфалийские птицы нападали на людей и скот, разрывая их медными когтями и клювами. Кроме того, они роняли с высоты, как стрелы, убийственные бронзовые перья. Богиня Афина дала Гераклу два тимпана, звуками которых он вспугнул птиц. Когда те стаей взлетели ввысь, Геракл перестрелял часть их из лука, а остальные в ужасе улетели к берегам Понта Эвксинского (Чёрного моря) и больше уже не вернулись в Грецию.

Четвертый подвиг Геракла (краткое содержание)

Керинейская лань с золотыми рогами и медными ногами, посланная в наказание людям богиней Артемидой, никогда не зная усталости, носилась по Аркадии и опустошала поля. Геракл преследовал лань бегом целый год, достигнув в погоне за нею истоков Истра (Дуная) на крайнем севере и потом вернувшись обратно в Элладу. Здесь Геракл ранил лань стрелой в ногу, поймал её и принес живой к Эврисфею в Микены.

Пятый подвиг Геракла (краткое содержание)

Обладавший чудовищной силой эриманфский кабан наводил ужас на все окрестности. По пути на бой с ним Геракл посетил своего друга, кентавра Фола. Тот угостил героя вином, рассердив этим остальных кентавров, так как вино принадлежало им всем, а не одному Фолу. Кентавры бросились на Геракла, но он стрельбой из лука принудил напавших скрываться у кентавра Хирона. Преследуя кентавров, Геракл ворвался в пещеру Хирона и случайно убил стрелой этого мудрого героя многих греческих мифов. Найдя эриманфского кабана, Геракл загнал его в глубокий снег, и тот увяз там. Герой отнёс связанного вепря в Микены, где перепуганный Эврисфей при виде этого чудовища спрятался в большой кувшин.

Шестой подвиг Геракла (краткое содержание)

Царь Элиды Авгий, сын бога солнца Гелиоса, получил от отца многочисленные стада белых и красных быков. Его огромный скотный двор не очищался 30 лет. Геракл предложил Авгию очистить стойло за день, попросив взамен десятую часть его стад. Считая, что герой не справится с работой за одни сутки, Авгий согласился. Геракл перегородил плотиной реки Алфей и Пеней и отвёл их воду на скотный двор Авгия – весь навоз был смыт с него за день.

Жадный Авгий не отдал Гераклу обещанной платы за работу. Через несколько лет, уже освободившись от службы у Эврисфея, Геракл собрал войско, разбил Авгия и убил его. После этой победы Геракл учредил в Элиде, у города Писы, знаменитые Олимпийские игры.

Седьмой подвиг Геракла (краткое содержание)

Бог Посейдон дал критскому царь Миносу прекрасного быка для принесения себе в жертву. Но Минос оставил чудесного быка в своём стаде, а в жертву Посейдону принёс другого. Разгневанный бог наслал на быка бешенство: он стал носиться по всему Криту, уничтожая всё по пути. Геракл поймал быка, укротил и переплыл на его спине по морю с Крита на Пелопоннес. Эврисфей приказал выпустить быка. Тот, опять взбесившись, бросился от Микен на север, где его убил в Аттике афинский герой Тесей.

Восьмой подвиг Геракла (краткое содержание)

Фракийский царь Диомед владел конями дивной красоты и силы, которых можно было удержать в стойле лишь железными цепями. Диомед кормил коней человеческим мясом, убивая приходивших к нему чужеземцев. Геракл силой увёл коней и разгромил в бою кинувшегося в погоню Диомеда. Кони же за это время растерзали спутника Геракла, Абдера, который сторожил их на кораблях.

Девятый подвиг Геракла (краткое содержание)

Царица амазонок Ипполита носила как знак своей власти пояс, подаренный ей богом Аресом. Этот пояс желала иметь дочь Эврисфея, Адмета. Геракл с отрядом героев поплыл в царство амазонок, к берегам Понта Эвксинского (Черного моря). Ипполита по просьбе Геракла хотела отдать пояс добровольно, однако другие амазонки напали на героя и убили нескольких его спутников. Геракл сразил в битве семь сильнейших воительниц и обратил их войско в бегство. Ипполита отдала ему пояс как выкуп за попавшую в плен амазонку Меланиппу. На обратном пути из страны амазонок Геракл спас у стен Трои Гесиону, дочь троянского царя Лаомендонта, обречённую, подобно Андромеде, на жертвоприношение морскому чудовищу. Геракл убил чудовище, однако Лаомедонт не дал ему обещанной награды – принадлежащих троянцам коней Зевса. За это Геракл через несколько лет совершил поход на Трою, взял её и перебил всю семью Лаомедонта, оставив в живых лишь одного из его сыновей – Приама. Приам и правил Троей во время славной Троянской войны.

Десятый подвиг Геракла (краткое содержание)

На самом западном краю земли пас коров великан Герион, имевший три туловища, три головы, шесть рук и шесть ног. По приказу Эврисфея Геракл отправился за этими коровами. Сам дальний путь на запад уже был подвигом, и в память о нём Геракл воздвиг два каменных (Геркулесовых) столпа по обеим сторонам узкого пролива близ берегов Океана (современный Гибралтар). Герион жил на острове Эрифии. Чтобы Геракл мог достичь его, солнечный бог Гелиос дал ему своих коней и золотой челн, на котором он сам ежедневно плавает по небу.

Убив сторожей Гериона – великана Эвритиона и двуглавого пса Орфо – Геракл захватил коров и погнал их к морю. Но тут на него бросился сам Герион, прикрывая три своих тела тремя щитами и бросая сразу по три копья. Однако Геракл расстрелял его из лука и добил палицей, а коров перевёз на челне Гелиоса через Океан. По пути в Грецию одна из коров убежала от Геракла на Сицилию. Чтобы освободить её, герою пришлось убить на поединке сицилийского царя Эрикса. Потом на стадо наслала бешенство враждебная Гераклу Гера, и разбежавшихся с берегов Ионийского моря коров едва удалось переловить во Фракии. Эврисфей, получив коров Гериона, принёс их в жертву Гере.

Одиннадцатый подвиг Геракла (краткое содержание)

Гераклу предстояло отыскать путь к великому титану Атласу (Атланту), который держит на плечах небесный свод у края земли. Эврисфей приказал Гераклу взять с золотого дерева сада Атласа три золотых яблока. Чтобы узнать путь к Атласу, Геракл по совету нимф, подкараулил на берегу моря морского бога Нерея, схватил его и держал, пока тот не показал нужную дорогу. По пути к Атласу через Ливию Гераклу пришлось бороться с жестоким великаном Антеем, который получал новые силы, прикасаясь к своей матери – Земле-Гее. После долгой схватки Геракл поднял Антея на воздух и задушил его, не опуская на землю. В Египте Геракла хотел принести в жертву богам царь Бусирис, но разгневанный герой убил Бусириса вместе с сыном.

Двенадцатый подвиг Геракла (краткое содержание)

По приказу Эврисфея Геракл спустился через пропасть Тенара в мрачное царство бога мертвых Аида, чтобы увести оттуда его стража – трехглавого пса Цербера, чей хвост оканчивался головой дракона. У самых врат подземного мира Геракл освободил приросшего к скале афинского героя Тесея, которого вместе с другом, Перифоем, боги наказали за попытку украсть у Аида его жену Персефону. В царстве мертвых Геракл встретил тень героя Мелеагра, которому пообещал стать защитником его одинокой сестры Деяниры и жениться на ней. Владыка подземного царства, Аид, сам разрешил Гераклу увести Цербера – но только в случае если герой сумеет укротить его. Отыскав Цербера, Геракл стал бороться с ним. Он задушил пса, вытащил его из-под земли и привёл в Микены. Трусливый Эврисфей при одном взгляде на ужасную собаку стал умолять Геракла отвести её обратно, что тот и сделал.

Историков давно интересует вопрос, является ли Геракл реальным историческим персонажем или он просто вымышленный герой древнегреческого эпоса. И если Геракл все-таки жил на самом деле, то сколько своих знаменитых подвигов он совершил в реальности, а сколько было придумано?

Легенда гласит, что Геракл совершил 12 подвигов:

1. Удушение Немейского льва.
2. Убийство Лернейской гидры.
3. Истребление Стимфалийских птиц.
4. Поимка Керинейской лани.
5. Укрощение Эриманфского вепря.
6. Очистка Авгиевых конюшен.
7. Укрощение Критского быка.
8. Похищение Коней Диомеда и победа над царем Диомедом.
9. Похищение Пояса Ипполиты, царицы амазонок.
10. Похищение коров трёхголового великана Гериона.
11. Похищение золотых яблок из сада Гесперид.
12. Укрощение стража Аида - пса Цербера.


Начали с самого первого - удушения Немейского льва.

Ученые сразу усомнились в том, что человеку может быть по силам задушить льва, тем более крупную особь, которой согласно легенде был Немейский лев.

Место совершения подвига согласно легенде - горы возле города Немеи (северо-восток Пелопоннеса), от которых и произошло название зверя - Немейский лев.

Легенда гласит, что хищник обитал в пещере с двумя выходами, один из которых Геракл завалил камнями, а возле другого поймал зверя и задушил.

В результате поисков исследователям удалось найти пещеру, которая соответствовала описанию. У одного из выходов было обнаружено большое количество камней, вероятно оставшихся от описанного в легенде завала.

Возник вопрос - как определить, был ли совершен Гераклом подвиг в соответствии с описанием (удушение льва) или он убил хищника вполне обычным способом, с помощью оружия?

Искать ответ на вопрос решили следующим образом:

Ожидание льва могло занять у Геракла значительное время, в ходе которого он должен был хотя бы один раз справить нужду. И действительно, подобные следы около выхода из пещеры были обнаружены. Сложный химический анализ подтвердил подозрения ученых - древний герой принимал допинг.

Таким образом, описанный подвиг скорее всего имел под собой реальную основу, но не может быть засчитан Гераклу ввиду применения запрещенных препаратов, которые вероятно и стали причиной его нечеловеческой силы.

Второй подвиг - убийство Лернейской гидры - исследовать не стали, потому что в его совершении Гераклу помогал Иолай и подвиг не был засчитан с самого начала, еще во времена царя Еврисфея.

Третий подвиг - истребление Стимфалийских птиц - признан браконьерством.

Четвертый подвиг - поимка Керинейской лани - поначалу вызвал затруднения, потому что определить точное место поимки лани не представлялось возможным, однако исследователи пришли к заключению, что на момент поимки лани Геракл еще не отбыл четырехлетнюю дисквалификацию после приема допинга в момент удушения Немейского льва, поэтому четвертый подвиг, даже если он имел место, засчитывать не следует.

Пятый подвиг - укрощение Эриманфского вепря - не вызвал сложностей. В самой легенде говорилось, что накануне поимки вепря Геракл пил вино с кентавром Фолом, поэтому совершал подвиг в заведомо нетрезвом состоянии. Кроме этого, у Геракла с собой были отравленные стрелы, одна из которых привела к смерти Хирона (по другой версии Фола). Отравленные стрелы относятся к запрещенному биологическому оружию, поэтому подвиг не может быть засчитан.

Шестой подвиг - очистку Авгиевых конюшен - в свое время не засчитал сам Еврисфей из-за требования Гераклом платы за оказанную услугу. По сути это был не подвиг, а бизнес-проект с применением гидротехнических решений.

Седьмой подвиг - укрощение Критского быка - засчитан, но переквалифицирован из подвига в спортивное достижение в дисциплине "родео". Легенда гласит, что Геракл изловил животное, сел ему на спину и переплыл верхом море с Крита на Пелопоннес. Укрощение быков путем их оседлания называется родео, состязания в этом виде спорта очень популярны в Америке.

Укрощение Критского быка является первым известным на данный момент свидетельством о проведении родео, а Геракла можно считать основоположником этого вида спорта.

Восьмой подвиг - похищение Коней Диомеда - переквалифицирован из подвига в ограбление. Отягчающим обстоятельством является убийство хозяина коней, царя Диомеда. Смягчающим обстоятельством является тот факт, что Диомед кормил коней человеческим мясом, таким образом поступок Геракла можно рассматривать как самосуд, что не отменяет факта хищения.

Девятый подвиг - похищение Пояса Ипполиты - также переквалифицирован в ограбление, о чем свидетельствует сама легенда, поэтому проводить дополнительных исследований даже не пришлось, как и в случае с конями Диомеда.

Десятый подвиг - похищение коров трехглавого великана Гериона - еще одно ограбление, третье по счету, которое свидетельствует, что Геракл твердо встал на путь грабежа и разбоя.

Одиннадцатый подвиг - похищение золотых яблок из сада Гесперид - продолжение серии уголовных преступлений бывшего героя, который начал применять свои выдающиеся способности для занятий бандитизмом.

Двенадцатый подвиг - укрощение пса Цербера - в его совершении Гераклу помогали Гермес и Афина, однако сам факт того, что герой после серии грабежей решил встать на путь исправления, заслуживает всяческих похвал.

Итак, сколько же подвигов у Геракла?

К сожалению, ни одного.

Первый совершен с применением допинга, второй не засчитан из-за посторонней помощи, третий признан браконьерством, четвертый совершен в период дисквалификации. Пятый совершен в состоянии алкогольного опьянения с запрещенным оружием. Шестой - вообще бизнес-проект с применением гидроинженерии. Седьмой является интересным спортивным достижением, но не подвигом. С восьмого по одиннадцатый - серия ограблений с убийствами. Двенадцатый снова совершен с посторонней помощью.

Таким образом, Геракл - атлет выдающихся способностей, это несомненно, однако он начал рано применять допинг, занимался браконьерством, пил, пробовал себя в бизнесе, затем показал выдающийся результат в родео (хотя возможно тоже применял допинг, просто этого не установлено), встал на путь грабежа и бандитизма, однако в конце-концов образумился, встал на путь исправления и совершил подвиг, хоть и с посторонней помощью.

И вот так с большинством героев - начнешь разбираться и обнаруживается пьянство и допинг, а в некоторых случаях - как с Гераклом - еще и бандитизм.