Чин великого освящения храма бываемого от архиерея. Чин архиерейского освящения храма Праздник освящения храма

Чин великого освящения храма бываемого от архиерея. Чин архиерейского освящения храма Праздник освящения храма

Чтобы ответить на эти вопросы, следует начать с самого, казалось бы, очевидного… Любой первоклассник расскажет нам, что православный храм ― это место, где люди молятся Богу.

Господь сподобил нас жить в те времена, когда купола церквей можно увидеть в каждом районе города, особенно в центре, и более того ― вход в эти церкви свободен для всех. «Но подождите, - возразят нам некоторые, - разве так это необходимо: идти в церковь, стоять среди теснящей тебя толпы и в определённые моменты со всеми просить об одном и том же? Мне дома спокойней, иной раз зажгу там свечу перед иконой, помолюсь своими словами об одном, о другом ― Бог же меня и так услышит…».

Да, совершенно верно, Господь слышит всякого, призывающего Его во истине, как сказано словами Апостолов, однако между этими двумя вещами есть огромная разница.

Преподобный Иосиф Волоцкий в своём труде «Просветитель» пишет: «Помолиться дома возможно - но помолиться так, как в церкви, где множество отцов, где единодушно воссылается к Богу пение, где единомыслие, и согласие, и союз любви, - невозможно.

В это время, о возлюбленный, не только люди вопиют трепетным гласом, но и ангелы припадают к Владыке, и архангелы молятся… И Петра избавила от темницы молитва: «Между тем церковь прилежно молилась о нем Богу» (Деян. 12, 5). Если Петру помогла церковная молитва - как же ты не веришь в ее силу, и какой ответ ты надеешься получить?».

Следовательно, храм ― место особенного присутствия Бога. Да, мы говорим о Творце в молитве Святому Духу, что Он «везде пребывает и всё наполняет Собой» («…иже везде Сый и вся исполняяй…»), однако очевидно, что Его присутствие в гипермаркете, где непрерывно играет рассеивающая внимание музыка, ощутимо различно с присутствием в храме, где совершается великое славословие Ему.

«Да будут очи Твои отверсты на храм сей день и ночь, на сие место, о котором Ты сказал: «Мое имя будет там», - молился некогда царь Соломон, построив Господу первый храм в Иерусалиме (3 Цар. 8:29). Эти же слова произносит во всеуслышание архиерей во время чина великого освящения храма. Во время этого священнодействия происходит нечто, очень напоминающее святые Таинства, совершаемые Богом над человеком.

Врата алтаря закрыты и ещё ни одна свеча в храме не горит. Священнослужители подготавливают престол за Царскими вратами и, подобно тому, как были вонзены в руки и ноги Христа гвозди, так и они вбивают их в четыре угла престола, заливая после этого ароматным составом, быстро застывающим на воздухе.

Будущий Престол омывается освящёнными молитвой архиерея водой и вином, смешанным с благовонием, в знак памяти о том, что из Раны Христа, когда Он был пронзён на Кресте сотником Лонгином, истекли Кровь и вода…

Престол помазывается миром ― тем самым миром, через которое на всех христиан сразу же после Крещения снисходит Святой Дух. Стяжание Духа Святого, по слову преподобного Серафима Саровского и есть цель христианской жизни. Такое миропомазание совершается в дальнейшем и над стенами храма. Удивительно, что миро, заготавливаемое исключительно для совершения Таинства над человеком, используется здесь, освящая неодушевлённые предметы. Именно это священнодействие порождает ту невыразимую разницу между обычным зданием и храмом, домом Всемогущего Господа. Благодаря ему даже полуразрушенные и осквернённые годами безбожия храмы сохраняют эту атмосферу некогда совершавшейся в нём молитвы…

Важным моментом является и то, что в основание престола обязательно закладывается частичка мощей мученика. Это преемственность от древности: первые три века после Рождества Спасителя, находясь в гонениях, христиане совершали своё самое главное священнодействие ― Божественную Литургию ― в катакомбах, подземных захоронениях.

И делали они это непременно над гробницами тех, кто своей жизнью даже до смерти засвидетельствовал о воплотившемся Спасителе, что Он победил смерть. Ведь именно так слово мученик изначально переводится с древнегреческого языка ― свидетель.

Логика древних была удивительно проста и изящна: на земле нет более достойного места для пребывания Тела и Крови Господа, чем мощи тех, кто за Него пострадал. Именно поэтому и по сей день священная Литургия совершается на мощах мучеников, вложенных в основание престола, и именно поэтому перед тем моментом службы, когда будет петься Херувимская песнь и хлеб с вином переноситься с Жертвенника на Престол, священник полностью раскрывает антиминс ― особый плат, лежащий на престоле, в котором также находится частичка мощей мученика Христова. Именно здесь хлеб и вино буду становиться Телом и Кровью воплотившегося Бога.

Мощи, перед тем, как быть заложенными в основание престола, торжественно износятся архиереем вместе со всем духовенством из церкви и совершается крестный ход вокруг новоосвящённого храма.

Процессия останавливается на улице перед закрытыми вратами, за которыми находится только церковный хор ― эти люди изображают ангельское воинство, которое, видя Иисуса Христа в день Его преславного Вознесения на Небо, недоумевая о тайне Боговоплощения, вопрошали словами Псалма: «Кто есть Сей Царь славы?» и слышали ответ: «Господь сил, Той есть Царь славы!». Такой диалог происходит и здесь, между архиереем и певчими, в память о тех событиях.

И только по окончании священнодействия архиерей возжигает первую свечу в храме, огонь от которой распространяется на все остальные свечи. Далее совершается первая литургия, после которой храм начинает жить новой богослужебной жизнью.

Как мы видим, освящение храма не только символичное действие, оно имеет, кроме того, очень важное духовное значение. Само место собрания людей во имя Господне становится приобщённым благодати Святой Троицы. Поэтому, подобно тому, как человек через Таинство Крещения и Миропомазания по слову апостола Петра, избирается в удел Господу (1 Пет. 2:9), так и православный храм становится особым местом присутствия Бога на Земле.

Диакон Даниил Маслов

Фото Антония Тополова/ryazeparh.ru

Освящение, или «обновление», храма. Выстроенный храм может быть местом совершения Божественной литургии не иначе, как после его освящения. Освящение храма носит название «обновления», потому что чрез освящение храм из обыкновенного здания делается святым, а потому совершенно иным, новым. Наш храм был освящён 28 августа 2015 года в праздник Успения Пресвятой Богородицы. Подробнее об этом событии читайте

По правилам Православной Церкви (IV Всел. Соб., 4-е прав.) освящение храма должен совершать архиерей. Если же не сам архиерей освящает, то он посылает освященный им антиминс в новосозданный храм, где после установления и освящения священником престола возлагается на него антиминс. Это освящение храма - архиерейское и иерейское - называется великим.

СУЩЕСТВУЮЩИЕ ЧИНЫ ВЕЛИКОГО ОСВЯЩЕНИЯ ХРАМА:

Храм освящает сам архиерей - при этом он освящает и антиминс. Чин изложен в особой книжке и в Дополнительном Требнике (или в Требнике в 2-х частях, часть 2-я): «Чин освящения храма от архиерея творимаго».

Архиерей освящает только антиминс . «Возследование, како освящати антиминсы архиерею» - находится в «Чиновнике архиерейскаго священнослужения», а также в упомянутом «Чине освящения храма от архиерея творимаго».

Храм освящает священник , получивший от архиерея освященный антиминс для положения в храме. Чин богослужения находится в Большом Требнике, гл. 109: «Последование како освященный антиминс положити в новозданном храме, данный от архиерея архимандриту или игумену, или протопресвитеру, или пресвитеру, избранному на сие и искусну».

Освящение храма, совершаемое архиереем, есть самое торжественное.

ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ НАКАНУНЕ ОСВЯЩЕНИЯ ХРАМА .

Накануне дня освящения в новосозданном храме служится малая вечерня и всенощное бдение. Служба совершается обновлению храма (стихиры и канон) из Большого Требника в соединении со службою храма, т. е. того святого, во имя которого построен храм. Как малая вечерня, так и бдение поются пред алтарем при закрытых царских вратах.

ПРИГОТОВЛЕНИЕ К ОСВЯЩЕНИЮ ХРАМА .

Накануне дня освящения приносятся в новосозданный храм мощи. Святые мощи поставляют на дискос под звездицею и покровом пред образом Спасителя на аналое, и пред ними возжигается лампада. Пред царскими вратами поставляется стол, на котором полагаются обыкновенно принадлежности престола: Святое Евангелие, честный крест, свящ. сосуды, одежды на престол и на жертвенник, гвозди и проч., а по четырем угла стола поставляются зажженные свечи. В алтаре же, ближе к горнему месту, ставится стол, застланный пеленой, и на нем поставляются святое Миро, вино церковное, розовая вода, стручец для помазания Миром, кропила, камни для прибивания гвоздей.

В самый день освящения храма (до звона) мощи износятся с благоговением в близ находящийся храм и поставляются на престоле. Если же нет вблизи другого храма, то мощи стоят в освящаемом храме на том же месте у местной иконы Спасителя. В самый день освящения храма поется молебен и совершается малое освящение воды, после которого священнослужители, участвующие в освящении храма, облачаются во все священные одежды, а сверху этих одежд, для их охранения, одевают белые защитные запоны (передники) и подпоясывают их. После облачения священнослужители вносят царскими вратами стол с приготовленной утварью и поставляют его на правой стороне в алтаре. Царские врата затворяются, и миряне не могут быть в алтаре, для избежания тесноты.

ЧИН ОСВЯЩЕНИЯ ХРАМА ЗАКЛЮЧАЕТ В СЕБЕ:

устройство престола (святой трапезы);

омовение и помазание его;

облачение престола и жертвенника;

освящение стен храма;

перенесение и положение под престолом и в антиминс мощей;

заключительные молитвы, краткая лития и отпуст.

Устройство престола совершается таким образом. Прежде всего архиерей, благословив своих сослужителей, окропляет святой водою столпы престола и углы его поливает крестообразно кипящим воскомастихом, а священники дуновением уст охлаждают воскомастих.

Воскомастих, иначе мастика (т. е. состав из воска, мастики, толченого мрамора, росного ладана, алоэ и других благовонных веществ), служа вместе с гвоздями средством для прикрепления доски престола, в то же время знаменует те ароматы, которыми помазано было тело Спасителя, снятое со Креста.

После краткой молитвы о том, чтобы Господь сподобил неосужденно совершить освящение храма, архиерей окропляет святой водою верхнюю доску престола с обеих сторон ее, и она полагается на престольных столпах при пении (хором) 144-го и 22-го псалмов. Потом архиерей окропляет четыре гвоздя и, вложив их в углы престола, утверждает доску на престольных столпах камнями, с помощью священнослужителей.

После утверждения престола отверзаются впервые царские врата, до сих пор закрытые, и архиерей, обратясь лицом к народу, преклонив колена вместе с верующими, читает у царских врат пространную молитву, в которой, подобно Соломону, просит Господа ниспослать Пресвятого Духа и освятить храм и жертвенник сей, чтобы бескровные Жертвы, возносимые на нем, были приняты в небесный жертвенник и низвели бы оттуда на нас благодать небесного осенения.

После молитвы царские врата опять затворяются и возглашается великая ектения с приложением прошений об освящении храма и жертвенника. Этим заканчивается первая часть чина освящения храма - устройство святой трапезы.

Омовение и помазание престола святым Миром. После утверждения престол омывается двукратно: в первый раз теплою водою с мылом, а во второй раз - розовою водою, смешанною с красным вином.

Тому и другому омовению предшествует тайная молитва архиерея над водою и вином о ниспослании на них благословения Иорданова и благодати Святого Духа к освящению и совершению жертвенника. При омовении престола водою поется 83-й псалом, а после омовения престол отирается полотенцами. Вторичное омовение престола состоит в троекратном крестовидном возливании на него красного вина, смешанного с розовою водою (родостамною).

При каждом возливании смешения архиерей говорит слова 50-го псалма: «Окропиши мя иссопом и очищуся: омыеши мя и паче снега убелюся», а после третьего возливания читаются остальные стихи до конца псалма. Священники растирают родостамну, втирая ее руками в верхнюю доску престола, затем каждый священник губою вытирает «трапезу».

После омовения трапезы архиерей с благословением имени Божия приступает к таинственному помазанию ее святым Миром. Сперва он изображает Миром три креста на поверхности трапезы: один посередине трапезы, а другие два - по обе стороны ее немного ниже, предозначая те места, где во время литургии должны стоять Святое Евангелие, дискос и чаша; потом изображает по три креста на каждой стороне столпов престола и на ребрах; наконец, на антиминсе изображает святым Миром три креста. При этом диакон на каждое помазание возглашает: «Вонмем», а архиерей трижды произносит: «Аллилуиа». Хор в это время поет 132-й псалом: «Се что добро или что красно». После миропомазания престола архиерей возглашает: «Слава Тебе, Святая Троице, Боже наш, во веки веков!»

Облачение престола . После помазания Миром престол облачается в одежды, окропленные святою водою. Так как престол знаменует гроб Христов и Престол Царя Небесного, то на него и возлагается две одежды: нижняя - «срачи€ца» и верхняя - «индития». Надев на престол нижнюю одежду («срачицу»), священнослужители троекратно опоясуют престол вервию (веревкой) так, что на каждой стороне его образуется крест.

При опоясывании престола поется 131-й псалом. После облачения престола в нижнюю одежду архиерей возглашает: «Слава Богу нашему во веки веков». Потом освящается верхняя одежда престола (индития), и ею облачается престол при пении 92-го псалма: «Господь воцарися, в лепоту облечеся», затем на престол возлагают после окропления святой водою илитон, антиминс, Евангелие, крест и все это покрывают пеленою.

Воздав славу Богу («Благословен Бог наш…»), архиерей повелевает старейшему пресвитеру облечь, с окроплением святой водою, жертвенник в священные одежды, поставить на нем освященные сосуды, покровы и закрыть их пеленою. Жертвенник есть место только приготовления жертвы, а не освящения ее, а потому он и не освящается подобно престолу. При облачении жертвенника в одежды и при поставлении на нем сосудов и покровов ничего не произносится, только бывает кропление святой водою, и затем все на жертвеннике покрывается пеленою. Запоны с архиерея и священников снимаются, и царские врата открываются.

После освящения престола освящается и весь храм каждением, молитвою, кроплением святой водою и миропомазанием стен. Архиерей, совершив каждение в алтаре, исходит и кадит весь храм в предшествии протодиакона со свечою, а за архиереем следуют два старейших пресвитера, из которых один кропит святой водою стены церкви, а другой помазывает их крестообразно святым Миром, сперва над горним местом, потом над вратами - западными, южными и северными. При этом обхождении хор поет 25-й псалом («Суди ми, Господи, яко аз незлобою моею ходих»), в котором царственный пророк изливает радость свою при виде благолепия дома Господня.

После возвращения духовного собора в алтарь произносится краткая ектения, и архиерей, сняв митру, читает пред престолом молитву, в которой просит Господа исполнить новый храм и жертвенник славы, святыни и благолепия, чтобы в нем приносилась бескровная Жертва ко спасению всех людей, «о прощении вольных и невольных грехов, во управление жития, во исправление благаго жительства, во исполнение всякия правды». После этой молитвы архиерей, при главопреклонении предстоящих, читает тайную молитву, в которой благодарит Господа за непрерывное излияние благодати, нисшедшее до него от апостолов.

После возгласа архиерей возжигает своими руками первую свечу и поставляет ее на горнем месте возле престола, а до этого времени в алтаре ни одна свеча не зажигалась.

Перенесение и положение под престол святых мощей после освящения храма. Из освящаемого храма бывает торжественный крестный ход в другой храм за мощами, если они были положены в ближайшем храме.

Если же святые мощи находились в освящаемом храме, то архиерей, раздав в алтаре пресвитерам Евангелие, крест, святую воду и иконы, а мирянам - свечи на амвоне, после каждения святых мощей и ектении, поднимает святые мощи на главу, возгласив: «С миром изыдем», и идут все с крестами и хоругвями вокруг всего храма при пении тропарей в честь мучеников: «Иже во всем мире мученик Твоих» и «Яко начатки естества».

При обнесении мощей вокруг освящаемого храма поют тропарь: «Иже на камени веры создавый Церковь Твою, Блаже». При этом шествии один из священников, предходя, кропит святой водою стены храма. Если же местность не позволяет обнести мощи вокруг храма, то обносят их вокруг престола.

По совершении крестного хода, когда придут к западным вратам храма, тогда певцы поют тропари: «Святии мученицы» (дважды) и «Слава Тебе, Христе Боже» (однажды), и идут в храм, западные врата за певцами затворяются, а архиерей со священниками остается снаружи в притворе, ставит дискос со мощами на уготованном столе, поклоняется им, осеняет священников, стоящих с Евангелием и иконами за столом пред дверями, обратившихся лицом на запад, и вслед за возгласом: «Благословен еси, Христе Боже наш», восклицает: «Возмите врата, князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы». Певцы внутри храма поют: «Кто есть сей Царь славы?» Архиерей, по каждении святыни, снова повторяет эти слова и певцы опять поют те же слова. Тогда архиерей, сняв митру, читает вслух молитву, в которой просит Господа утвердить освящаемый храм непоколебимо до скончания века для принесения в нем достойной хвалы Пресвятой Троице. Затем, при главопреклонении всех, читает тайно молитву входа, какая читается на литургии при входе с Евангелием.

После молитвы архиерей, взяв дискос со святыми мощами на свою главу, знаменует ими врата храма крестообразно и произносит в ответ вопрошающему хору: «Господь сил, Той есть Царь славы». Хор повторяет эти слова. Храм отверзается, архиерей со священнослужителями входит в алтарь, при пении певцами тропаря: «Якоже вышния тверди благолепия», и полагает дискос со святыми мощами на престоле. Воздав честь святым мощам поклонением и каждением, архиерей помазывает их святым Миром, полагает их в ковчежец с воскомастихом, как бы при погребении. Этот ковчежец, по благословению архиерея, поставляется ключарем под престол в среднем столпе его как в основании престола.

После положения мощей под престолом архиерей, помазав святым Миром частицу мощей, влагает ее в антиминс и укрепляет воскомастихом. После чтения молитвы: «Господи Боже, Иже и сию славу», архиерей с коленопреклонением читает молитву о создателях храма (при коленопреклонении и всего народа). В этих молитвах возносятся прошения о том, чтобы Господь ниспослал на нас благодать Святого Духа, подал всем единомыслие и мир, а создателям храма - оставление прегрешений.

Заключительные молитвы, краткая лития и отпуст . После этой молитвы произносится малая ектения, после которой архиерей со священнослужителями исходит на облачальное место (или на солею). Протодиакон произносит краткую сугубую ектению. После возгласа архиерей осеняет крестом предстоящих на все четыре стороны по трижды, причем протодиакон на каждой стороне пред осенением возглашает (стоя пред архиереем): «Господу помолимся, рцем вси», и кадит кресту. Хор поет: «Господи, помилуй» (трижды). Затем следуют обычные молитвословия, предшествующие отпусту, и отпуст, который архиерей произносит на амвоне с крестом в руках. Протодиакон возглашает многолетие. Архиерей окропляет святой водою храм (на все четыре стороны), священнослужителей и людей.
После освящения храма сразу же читаются (3-й и 6-й) часы и совершается Божественная литургия.

В новоосвященном храме литургия должна совершаться семь дней подряд ради даров Святого Духа, отныне всегда пребывающего в храме (Симеон Солунский). Новоосвященные антиминсы также должны в продолжение 7 дней оставаться на престоле в храме.

Фотографии Алексея Лузгана, Екатерины Ульяновой

Как при крещении человек опускается в освященную воду, облачается в белую одежду, помазуется миром , так и престол храма, его главное место, центр алтаря, на котором за Божественной литургией совершается самое главное таинство - приносится бескровная Жертва ото всех и за всех людей преложением хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, омывается, облачается в одежды и помазуется миром. Даже внешний вид храма, увенчанного куполом, или главой, служит образом человеческого тела. И не только престол, но и весь он окропляется святой водой и помазуется миром при освящении.

Священные обряды на посвящение созданного храма Богу существуют в Церкви с глубокой древности. Освящение скинии (храма) и жертвенника (прообраза современного престола) совершались еще в ветхозаветное время. Так, патриарх Иаков воздвигал каменные алтари и освящал их во имя Господа возлиянием на них елея (Быт. 28, 18; 35, 14). По воле Божией Моисей соорудил скинию при горе Синайской и торжественно посвятил ее Богу посредством таинственного освящения. И Бог явил в ней видимое знамение Своего присутствия и благоволения, покрыв скинию облаком, в котором явилась Его слава (Исх. 40, 9, 16, 34, 35).

Позже царь Соломон вместо скинии построил в Иерусалиме храм и освятил его с большим великолепием, и праздник освящения длился 7 дней в присутствии всего народа (2 Пар. 7, 8-9). В ветхозаветной Церкви освящение совершалось через внесение в скинию или храм Кивота Завета , пение псалмов и песен, жертвоприношение, возлияние жертвенной крови на алтарь, помазание елеем (освященным маслом), молитву и народное празднество.

И сам древний обычай освящать храмы, и многие его обряды унаследованы новозаветной Церковью. Собственно христианские храмы освящаются по слову самого Господа Иисуса Христа, повелевшего ученикам приготовить в Иерусалиме «горницу большую, устланную, готовую» для совершения тайной вечери (Мк. 14, 15).

Во времена гонений христиане, конечно, не могли освящать храмы так открыто и торжественно, как в древности, но строились они обычно над гробами мучеников, чем уже освящались. Этот обычай полагать под престолом останки святых мучеников навсегда утвержден 7-м Вселенским собором: хотя гонения и прекратились, христиане не хотели забывать, что Церковь утвердилась кровью мучеников ха Христа и продолжали строить храмы над их гробами; но поскольку число храмов быстро росло, и не везде были гробницы мучеников, то со временем стали привозить частицы мощей и закладывать их под престолом. Храмы должны были строиться с благословения епископа. Так постепенно утвердился обычай освящать место совместной молитвы христиан положением в церквах мощей и епископским благословением.

С увеличением количества церквей епископы уже не имели возможности освящать все храмы, и освящали только престол, или его верхнюю доску, а освящение здания предоставляли пресвитерам (священникам). Это послужило началом для устройства переносных престолов, какие уже были в войсках имп. Константина Великого, и антиминсов (греч. antimísion - «вместо престола») - четырехугольных платов из льняной или шелковой материи с изображением положения Христа во гроб; по углам помещаются изображения 4-х евангелистов, а на верхней части вшивается частица мощей. Антиминсы появились, по-видимому, во времена гонений христиан, когда из-за постоянных преследований невозможно было иметь во всех молитвенных собраниях твердые престолы, освященные епископами, а освящать их священникам согласно Апостольскому преданию нельзя. Антиминс, освящаемый только епископом, заменял освящение престола и имел то преимущество, что его легче было предохранить от поругания и осквернения неверных .

С IV в., когда прекратились гонения на христиан, началось торжественное и открытое освящение храмов. Император Константин Великий основал в Иерусалиме, на горе Голгофе великолепный храм Воскресения Христова, на освящение которого он пригласил в 335 году присутствовавших на Тирском соборе епископов, священников и диаконов. Богослужение в этот день началось с захода солнца и длилось всю ночь, а само торжество освящения продолжалось 7 дней.

С IV в. обычай торжественного освящения храмов распространился по всему христианскому миру. Его важнейшими элементами были водружение креста на месте устроения престола, помазание стен священным елеем и кропление их святой водой, чтение молитв и пение псалмов. Все они сохранились и до наших дней; сохранилась от IV в. и молитва свт. Амвросия Медиоланского на освящение храма, сходная с нынешней молитвой, произносимой при освящении после устроения престола.

Полный чин освящения храма сложился не позднее IX в., отдельные же священнодействия и молитвословия, входящие в его состав, зародились еще в глубокой древности. Он заключает в себе:

  • устройство престола (по ц.слав. трапе́зы) в алтаре, когда на приготовленное основание прибивается четырьмя гвоздями и прикрепляется воскомастихом (составом из воска, мастики и благовонных веществ) верхняя доска, что знаменует пригвождение Спасителя ко кресту и помазание Его снятого с Креста тела благовонными ароматами;
  • омовение престола водой , в знак благодатного освящения его силой и действием Св. Духа, и смесью розовой воды с красным вином, возливаемой крестообразно, что таинственно образует все освящающую кровь Господа, истекшую из Его ребра вместе с водой на Кресте; после престол помазуется миром в знак излияния благодати Божией; благовонный состав мира знаменует собой животворное благоухание духовных дарований;
  • облачение престола и жертвенника (места, где приготовляется жертва перед перенесением на престол) в специальные одежды ; поскольку престол имеет двоякое значение - гроба и престола славы Божией - на него возлагается двойная одежда: нижняя, белая, знаменующая собой плащаницу, в которую было обвито тело Спасителя для погребения, и верхняя, украшенная, изображающая Его вечную небесную славу;
  • освящение стен храма каждением, окроплением их святой водой и помазанием миром; каждение храма изображает славу Божию, покрывавшую в виде облака ветхозаветную скинию;
  • перенесение крестным ходоми положение под престолом и в антиминс мощей ; мощи, по обычаю, переносятся из ближайшего храма, что означает, что благодать освящения переходит и подается новопостроенным храмам от первых храмов; внесение мощей в храм знаменует вступление в новосозданную церковь Самого Царя славы Иисуса Христа, во святых почивающего;
  • заключительные молитвы , лития (краткое заупокойное богослужение) и отпу́ст.

После освящения храма сразу же совершается Божественная литургия. И после в новоосвященном храме литургия должна служится семь дней подряд, ради даров Св. Духа, отныне всегда пребывающего в храме.

Освящение храма может быть «великим» и «малым». Великое освящение , как мы уже выше отметили, может совершаться епископом (архиерейским чином) или священником (иерейским чином) и не только над новопостроенным храмом, но и в тех случаях, когда по какой-либо причине оказывается поврежденным или передвинутым престол. Так, возвращенные после долгих лет советской власти храмы, в которых были клубы, склады, цеха и т.п., подлежат Великому освящению.

Отличие иерейского чина в том, что поскольку священник сам не может освящать антиминс и освящает храм через положение на его престоле антиминса, уже освященного и присланного архиереем, то из полного, архиерейского чина исключены все священнодействия и молитвы, связанные с освящением антиминса (мощи также не переносятся и не полагаются под престол и в антиминс), и в общем сам чин менее торжественен и значительно короче архиерейского.

Если престол храма не был сдвинут со своего места или поврежден, но каким-то образом были нарушены неприкосновенность и святость престола, то, по благословению епископа, бывает особенное обновление храма молитвой и окроплением святой водой, которое называется Малым освящением храма.

Нарушается неприкосновенность и святость престола, когда неосвященный человек коснется престола, его священной утвари и одежд (напр., при угрозе пожара); после осквернения храма от еретиков и язычников, когда они совершают в нем свое служение.

Миро - особенный состав из благовонных веществ и елея, или оливкового масла, для священного помазания.

Скиния (еврейск. «шалаш», греч. skeno - «шатер») - собственно подвижной шатер, переносная палатка; походная церковь израильтян, до иерусалимского храма.

Кивот Завета - в древнееврейском храме кедровый с золотом поставец, в котором хранились скрижали Завета.

Согласно канонам, можно совершать Божественную литургию вне храма, на антиминсе; но в неосвященном храме совершать литургию нельзя.

Престол облачается в две одежды: нижнюю, срачи́цу (ц.-слав. вариант «сорочки») белого цвета в виде чехла и верхнюю, инди́тию - парчовый или шелковый плат, блестящий и украшенный.

Справочник православного человека. Часть 3. Обряды Православной Церкви Пономарев Вячеслав

Краткий устав-схема чинопоследования освящения храма архиереем

I. Установка Престола

Кропление столпов Престола и воскомастиха.

Нанесение воскомастиха на престольные столпы.

Повторное кропление столпов Престола.

Чтение молитвы: «Господи Боже Спасителю…».

Кропление доски (столешницы) Престола.

Укрепление доски на престольных столпах с пением 144-го псалма.

Чтение 22-го псалма.

Повторный возглас архиерея: «Благословен Бог наш…».

Окропление святой водой гвоздей и камней.

Установка («утверждение»)Престола – прибивание верхней доски к столпам.

Протодиакон: «Паки и паки, преклоньше колена…».

Коленопреклонная молитва, читаемая архиереем: «Боже безначальный…».

II. Омовение и помазание Престола святым Миром

Протодиакон – Великая ектенья со специальными прошениями.

Тайная молитва архиерея над водой, родостамном (смеси вина с розовой водой) и вином.

Троекратное омовение Престола с пением 83-го псалма.

Славословие, произносимое архиереем: «Слава Богу нашему во веки веков».

Возливание воды и вина на Престол и кропление антиминса с чтением стихов из 50-го псалма.

Вытирание гу?бами (губками) Престола.

Возглас архиерея: «Благословен Бог наш…».

Помазание Престола и антиминса святым Миром.

Чтение 132-го псалма.

III. Облачение Престола и жертвенника

Облачение Престола в срачицу с пением 131-го псалма.

Обвязывание Престола вервием.

Облачение Престола в индитию с пением 92-го псалма «Господь воцарися, в лепоту облечеся…».

Священнослужители кладут сверху илитон, антиминс, напрестольные крест и Евангелие и покрывают их пеленой.

Облачение и украшение жертвенника.

Кропление жертвенника святой водой.

Каждение Престола, жертвенника, алтаря и всего храма с пением 25-го псалма.

IV. Окропление святой водой и помазание Миром всего храма

Окропление святой водой и помазание Миром внутренних стен храма.

Диакон – малая ектенья.

Молитва, произносимая архиереем: «Господи небеси и земли…».

Тайная молитва архиерея: «Благодарим Тя, Господи Боже сил…».

V. Крестный ход со святыми мощами

Архиерей: «С миром изыдем».

Крестный ход за святыми мощами в соседний храм с пением тропарей «Иже во всем мире мученик Твоих…» и «Яко начатки естества…».

Диакон – малая ектенья.

Возглас: «Яко свят еси, Боже наш…».

Хор: «Господи, помилуй».

Молитва, произносимая архиереем: «Господи Боже наш, верный в словесех Твоих…».

Тайная молитва архиерея: «Господи Боже наш…».

Каждение архиереем святых мощей.

Крестный ход к освящаемому храму со святыми мощами с пением тропарей «Иже на камени веры создавый Церковь Твою, Блаже…» и т. д.

Крестный ход вокруг храма.

Окропление святой водой и помазание Миром наружных стен храма.

Пение тропарей: «Святии мученицы…» (дважды) и «Слава Тебе, Христе Боже наш, апостолов похвало…» (один раз) перед западными вратами храма.

Закрывание церковных врат.

Возглас архиерея: «Благословен еси, Христе Боже наш, всегда, ныне и присно, и во веки веков».

Каждение «трижды по трижды» мощей, икон, Евангелия, креста, священнослужителей.

Архиерей: «Возмите врата князи ваша…».

Хор: «Кто есть сей Царь славы?»

Протодиакон: «Господу помолимся».

Хор: «Господи, помилуй».

Молитва: «Боже и Отче Господа нашего Иисуса Христа…».

Тайная молитва входа, произносимая архиереем: «Владыко Господи Боже наш…».

Восклицание архиерея: «Господь сил, той есть Царь славы».

Шествие архиерея и сослужащих в открывшиеся двери при пении тропаря «Якоже вышния тверди благолепие, и нижнюю споказал еси красоту Святаго селения славы Твоея, Господи», вход в алтарь и возложение дискоса с мощами на Престол.

VI. Положение святых мощей под Престол и в антиминс

Каждение мощей.

Помазание мощей святым Миром.

Укрепление ковчега с мощами на столпе («основании») под Престолом.

Вкладывание частицы мощей в мешочек и укрепление его воскомастихом на антиминсе.

Диакон – малая ектенья.

Протодиакон: «Господу помолимся».

Хор: «Господи, помилуй».

Молитва, произносимая архиереем: «Господи Боже, иже и сию славу…».

Возглас архиерея: «Яко Твое есть Царство…».

Возглашение диакона: «Паки и паки, преклоньше колена, Господу помолимся!».

Молитва, произносимая архиереем: «Господи Боже наш, иже тварь единым словом создавый…».

Возглас архиерея: «Яко свят еси…».

Диакон – ектенья: «Помилуй нас, Боже…».

Архиерейское благословение крестом на четыре стороны.

Многолетие Патриарху и кропление святой водой предстоящих.

Из книги Наградная медаль. В 2-х томах. Том 1 (1701-1917) автора Кузнецов Александр

Из книги Справочник православного человека. Часть 2. Таинства Православной Церкви автора Пономарев Вячеслав

Из книги Справочник православного человека. Часть 3. Обряды Православной Церкви автора Пономарев Вячеслав

Из книги автора

Из книги автора

Чинопоследования при основании и освящении храма

Из книги автора

Великое освящение храма архиереем Новопостроенный храм является «обыкновенным» зданием до того момента, как над ним не будет совершен обряд освящения. После совершенного чинопоследования храм приобретает новые качества, становится вместилищем величайшей святыни.К

Из книги автора

Краткий устав-схема общего молебна I часть I частьВозглас иерея: «Благословен Бог наш…».«Царю Небесный…».«Обычное начало»: Трисвятое по «Отче наш…».Псалом 142-й: «Господи, услыши молитву мою…».«Бог Господь…» со стихами.Тропари: «К Богородице прилежно ныне

Из книги автора

Краткий устав-схема чина благословения нового дома Возглас иерея: «Благословен Бог наш…».Молитва призывания Святого Духа: «Царю Небесный…».«Обычное начало»: Трисвятое по «Отче наш…».«Господи, помилуй» (12 раз).«Слава, и ныне».«Приидите, поклонимся…» (трижды).Псалом 90-й:

Из книги автора

Краткий устав-схема канона молебного на исход души Возглас иерея: «Благословен Бог наш…».«Обычное начало»: Трисвятое по «Отче наш…».«Господи, помилуй» (12 раз).«Приидите, поклонимся…» (трижды).Псалом 50-й.Канон молебный.После 6-й песни канона:кондак Великого канона;икос

Из книги автора

Краткий устав-схема канона молебного на разлучение души от тела Возглас иерея: «Благословен Бог наш…».«Обычное начало»: Трисвятое по «Отче наш…».«Господи, помилуй» (12 раз).«Приидите, поклонимся…» (трижды).Псалмы: 69-й, 142-й и 50-й.Канон молебный.После 6-й песни канона:кондак

Из книги автора

Краткий устав-схема последования по исходе души от тела Возглас иерея: «Благословен Бог наш…».«Обычное начало»: Трисвятое по «Отче наш…».Тропари: «Со духи праведных скончавшеся…».Заупокойная ектенья «Помилуй нас, Боже…».Псалом 90-й.Канон 8-го гласа.«Господи, помилуй» (12

Из книги автора

Краткий устав-схема чинопоследования панихиды I частьВозглас иерея: «Благословен Бог наш…».«Обычное начало»: Трисвятое по «Отче наш…».«Господи, помилуй» (12 раз).«Приидите, поклонимся…» (трижды).Псалом 90-й: «Живый в помощи Вышняго…».Диакон – мирная ектенья: «Миром

Из книги автора

Краткий устав-схема чинопоследования отпевания мирян I частьВозглас иерея: «Благословен Бог наш…».«Обычное начало».Псалом 90-й.Чтение кафизмы 17-й:первая статия, по окончании – ектенья;вторая статия, по окончании – ектенья;третья статия, по окончании – тропари «по

Из книги автора

Краткий устав-схема отпевания мирян в Пасху I частьВозглас иерея: «Благословен Бог наш…».Хор: «Христос Воскресе…» со стихами: «Да воскреснет Бог…».Ектенья заупокойная: «Помилуй нас, Боже…».II частьКанон Пасхи.По 6-й песни канона:Ектенья – «Паки и паки…»; «Со святыми

Из книги автора

Краткий устав-схема отпевания священников I часть I частьВозглас иерея: «Благословен Бог наш…».Псалом 118-й (3 статии):После 1-й и 2-й статии – малая заупокойная ектенья: «Паки и паки…»;После 3-й статии – тропари «по Непорочных» и «Паки и паки…».Тропари: «Покой, Спасе наш…»,

Из книги автора

Краткий устав-схема отпевания младенцев I частьВозглас иерея: «Благословен Бог наш…».Псалом 90-й.«Аллилуиа», глас 8-й.Трисвятое по «Отче наш…».Тропари: «Глубиною мудрости…».Псалом 50-й.II частьКанон, глас 8-й, «Воду прошед…».По 3-й песни канона: ектенья с особыми прошениями и

Справочник православного человека. Часть 3. Обряды Православной Церкви Пономарев Вячеслав

Малое освящение храма

Малое освящение храма

Малое освящение храма совершается в том случае, если в уже освященном храме проводились ремонтные работы или его незначительная перестройка. Обязательным условием совершения в этом случае именно малого освящения является неприкосновенность Престола (то есть если Престол при совершении работ не был передвинут или поврежден).

Малый чин освящения бывает до совершения Часов и последующей Божественной литургии. Посреди церкви совершают молебное пение тому, во имя кого храм построен: поется канон храмового праздника, совершается малое освящение воды и читаются две молитвы на обновление храма.

Затем предстоятель окропляет святой водой Престол со всех сторон, алтарь, иконостас и весь храм, а другой священнослужитель совершает каждение. После этого возглашается «Премудрость» и отпуст и начинается чтение Часов.

Особенности совершения чина малого освящения храма вследствие тяжелых обстоятельств следующие.

1. Если во время пожара, землетрясения или других стихийных бедствий руки непосвященных (то есть не священнослужителей) касались Престола, священных сосудов и одежд, – читаются особые молитвы, положенные в Требнике «на отве?рзение храма, осквернившагося от языков, еще же и от еретиков».

2. Если в храме скоропостижно умер человек или была пролита кровь в результате несчастного случая или насилия, – читают особую молитву «на отве?рзение храма».

3. Если храм осквернен рождением или смертью животного, священник при входе в церковь до обычных молитв читает молитву «на отве?рзение храма», положенную в предыдущем случае.

При закрытии храма по тем или иным причинам какого-либо чина не совершается. Единственное требование при этом – чтобы вся освященная утварь была перенесена в другой храм и не подверглась бы поруганию.

Из книги В стране фараонов автора Жак Кристиан

Два перенесенных храма В 1813 г. швейцарский исследователь И.Л. Буркхардт обнаружил в 300 км к югу от Асуана необыкновенный ансамбль Абу-Симбела. Из-за строительства высотной Асуанской плотины большой храм Рамсеса II и малый храм Нефертари оказались под угрозой затопления.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МА) автора БСЭ

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Если позволительно сравнивать малое с великим С латинского: Si licet parva componere magnis [си лицет парва компонэрэ магнис].Из сборника «Буколики» римского поэта Вергилия (Публий Вергилий Марон, 70-19 до н. э.), который позже повторил эту фразу и в поэме «Георгики».Впоследствии этой

Из книги Справочник православного человека. Часть 2. Таинства Православной Церкви автора Пономарев Вячеслав

При согласии и малое растет, при раздорах и великое разрушается С латинского: Concordia parvae res crescunt, discordia maximae dilabuntur [конкордиа парвэ рэс крэскунт, дискордиа максимэ дилабунтур].Слова нумидийского царя Миципса (II в. до н.э.), которые приводит римский историк Саллюстий (86 - ок. 35 до

Из книги Справочник православного человека. Часть 3. Обряды Православной Церкви автора Пономарев Вячеслав

Из книги Проклятые места планеты автора Подольский Юрий Федорович

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Освящение новопостроенного или перестроенного храма По окончании постройки новой церкви или капитального ремонта существовавшей прежде положено произвести ее освящение. Освящение храма бывает двух видов.1. Полное (великое), изложенное в Требнике под названием «Чин

Из книги автора

Великое освящение храма архиереем Новопостроенный храм является «обыкновенным» зданием до того момента, как над ним не будет совершен обряд освящения. После совершенного чинопоследования храм приобретает новые качества, становится вместилищем величайшей святыни.К

Из книги автора

Освящение архиереем одних антиминсов Если архиерей по каким-либо причинам не может освятить храм, он освящает только антиминс или несколько антиминсов, если церковь имеет приделы. Впоследствии эти антиминсы отправляются в церковь, для которой они предназначены, а

Из книги автора

Освящение храма священником Если храм освящается священником, совершаемые при этом священнодействия почти не отличаются от тех, что бывают во время архиерейского чинопоследования обряда. Основные особенности таковы.1. Накануне дня освящения перед иконой Спасителя у

Из книги автора

Освящение колоколов Любое храмовое здание имеет либо колокольню, либо специальное место для размещения колоколов, собирающих христиан в храм на богослужения. В первой части справочника подробно говорилось о разновидностях колоколен и видах колоколов, используемых в

Из книги автора

Освящение церковных вещей и принадлежностей Новые вещи и принадлежности храма (дискос, Потир, звездица, лжица, покрова?, кивот для Святых Даров, илито?н, индития, священнические одежды, крест и многое другое) могут быть освящены отдельно от освящения всего храма. При этом

Из книги автора

Малое водоосвящение Если Великое водоосвящение совершается всего дважды в год, малое водоосвящение может совершаться почти круглогодично и в разных местах: в храме, в домах христиан или под открытым небом, когда это предусмотрено правилами.Церковью установлены дни, в