Имеют особый статус и. Что такое особый статус

Депутаты Госдумы в среду приняли в III чтении законопроект "О Московском государственном университете имени М.Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете". Этим документом определяется статус обоих вузов как федеральных государственных бюджетных учреждений, учредителями которых является правительство РФ.

Согласно законопроекту, устав обоих университетов будет утверждаться правительством, а ректоры назначаться на должность президентом РФ. При этом оговорен срок их полномочий и в МГУ и в СПбГУ: он не может превышать пять лет. Однако по решению главы государства ректоры могут быть назначены на новый срок. У президента также есть право досрочно освобождать руководителей вузов от занимаемых должностей.

Законопроектом определяется, что в состав обоих университетов "входят филиалы, представительства, факультеты и иные подразделения без права юридического лица". Кроме того, в них "могут входить юридические лица, в том числе институты". Руководители этих юридических лиц, которые входят в комплекс обоих университетов, должны назначаться на должность и освобождаться от нее ректорами данных вузов по согласованию с органом исполнительной власти, уполномоченным правительством РФ. Деканы же и заведующие кафедрами обоих университетов будут избираться в порядке, предусмотренном их уставами.

Законопроектом определяется, что порядок финансирования юридических лиц, которые входят в научно-образовательный комплекс обоих университетов, за счет средств федерального бюджета сохраняется до дня вступления в силу федерального закона о бюджете на 2010 год.

Пример для остальных

Ректор Санкт-Петербургского государственного университета Николай Кропачев считает, что принятие закона об особом статусе МГУ и СПбГУ позволит крупнейшим вузам страны стать примером для российских образовательных учреждений.

"С принятием закона на два крупнейших университета страны ложится важная задача: они должны своим примером показать российским образовательным учреждениям новые модели работы во всех сферах, включая научную, образовательную и инновационную деятельность", - приводит в среду слова Кропачева пресс-служба вуза.

В свою очередь, президент СПбГУ Людмила Вербицкая сказала "Интерфаксу", что принятие закона в третьем чтении - "чисто технический момент". "Однако мы очень рады этому, потому что долго к этому стремились, была проделана большая работа", - отметила она. По ее словам, особый статус университета дает возможность вузу самостоятельно готовить образовательные программы и планы. "Это, с одной стороны, подчеркивает большое доверие к нам, а с другой - это большая ответственность. Мы должны стать примером для всех вузов".

Пресс-служба СПбГУ подчеркнула, что благодаря новому закону университет сможет гибко реагировать на изменения в потребностях общества на образовательные услуги высокого уровня, максимально использовать интеллектуальные и иные ресурсы, а также обеспечить продвижение собственных образовательных программ на мировом рынке образовательных услуг.

Закон об ответственности

Между тем ректор МГУ Виктор Садовничий считает, что закон о статусе Московского и Санкт-Петербургского государственных университетов позволит сохранить фундаментальные основы отечественной высшей школы. По его словам, "проект обсуждаемого закона систематизирует ряд уже существующих особых возможностей, которые до сих пор регламентировались различными правовыми актами".

Например, речь идет о праве самостоятельно устанавливать образовательные стандарты, праве проводить дополнительные профильные вступительные испытания, праве на выдачу собственных дипломов об образовании. "Именно поэтому данный закон - закон об ответственности, а не закон о привилегиях. Об ответственности ведущих и старейших российских университетов перед коллегами, обществом и государством", - сказал Садовничий, добавив, что "новый законопроект - шаг к фиксированию новой структуры".

"Уже сегодня существуют федеральные университеты, призванные стать ведущими образовательными и научными центрами России, национальные исследовательские университеты, задача которых проводить серьезные научные исследования и разрабатывать новые производственные технологии, есть также региональные университеты. Все вместе они призваны решать весь спектр академических задач, но при этом для каждого из них та или иная функция является приоритетной", - сказал ректор МГУ.

Говоря о том, почему именно эти два вуза наделяют особым статусом, Садовничий заявил: "Это обусловлено исторически. Во-первых, эти вузы - старейшие и крупнейшие в России. Во-вторых, уникальны их масштаб, разносторонность академических процессов и политическая роль - в смысле политики образования".

  • 10. Виды административно-правовых отношений.
  • 11. Понятие и особенности административной правосубъектности физических лиц.
  • 12. Административно-правовой статус граждан (общая хар-ка прав и обязанностей в административном праве).
  • 13. Специальные административно-правовые статусы граждан.
  • 14. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.
  • 15. Административная жалоба: понятие, виды. Производство по административной жалобе.
  • 17. Административно-правовые основы деятельности коллективных субъектов (коммерческих и некоммерческих организаций).
  • 18. Понятие и система исполнительной власти в рф.
  • 19. Понятие и виды органов исполнительной власти в рф.
  • 20. Правовой статус органов исполнительной власти: организационная структура и компетенция.
  • 21. Правительство рф: понятие, состав, структура, организационно-правовые формы деятельности. Аппарат Правительства рф.
  • 22. Компетенция Правительства рф в системе ив.
  • 23. Система федеральных органов исполнительной власти: понятие, структура, правовое положение органов.
  • 24. Административные регламенты деятельности федеральных органов исполнительной власти: общая характеристика, содержание.
  • 25. Система органов исполнительной власти субъектов рф.
  • 26. Система государственной службы в рф.
  • 27. Понятие и классификация государственных должностей в рф.
  • 28. Понятие, виды, принципы государственной гражданской службы.
  • 29. Понятие, классификация и признаки должностей гражданской службы.
  • 30. Понятие и классификация государственных гражданских служащих. Требования к государственным гражданским служащим.
  • 31.Административно - правовые основы прохождения государственной гражданской службы.
  • 32. Военная и правоохранительная (милитаризованная) государственная служба: понятие, признаки, виды, особенности.
  • 33. Понятие и признаки акта государственной администрации.
  • 34. Виды актов государственной администрации.
  • 35. Акты Президента рф, Правительства рф, ведомственные административные акты: понятие, значение, особенности.
  • 36. Порядок разработки, принятия, вступления в силу и опубликования актов государственной администрации. Прекращение действия актов государственной администрации.
  • 37. Понятие, значение, признаки и виды административно-правовых соглашений (договоров).
  • 38. Административный процесс: понятие, структура, основные черты.
  • 39.Административная юрисдикция: понятие, особенности, виды.
  • 40. Административные процедуры в деятельности публичной администрации: понятие, виды, признаки.
  • 41. Лицензионно-разрешительная система в рф: понятие, значение, признаки, виды.
  • 42. Специальные административно-правовые режимы: понятие, виды, признаки, меры.
  • 43. Понятие законности деятельности исполнительной власти и средств ее обеспечения.
  • 44. Президентский и парламентский контроль в сфере исполнительной власти.
  • 45. Общая характеристика административного судопроизводства: понятие, виды административно правовых споров, процессуальная форма их разрешения.
  • 46. Поощрение в деятельности государственной администрации: понятие, значение, признаки, виды, производство.
  • 47. Понятие и общая характеристика административно-правового принуждения: цель, основания, признаки меры.
  • 48. Меры административного пресечения: понятие, виды, особенности.
  • 49.Специальные меры административного пресечения: применение физической силы, специальных средств, оружия.
  • 50. Административно-предупредительные и административно-восстановительные меры принуждения.
  • 51. Административно - деликтное право. Общая характеристика КоАп рф.
  • 52. Законодательство субъектов рф об административных правонарушениях.
  • 53. Понятие, сущность, значение и основные черты административной ответственности. Освобождение от административной ответственности.
  • 54. Понятие и признаки административного правонарушения. Отграничение административных правонарушений от иных правонарушений.
  • 55. Состав административного правонарушения. Виды составов.
  • 56. Объект и объективная сторона административного правонарушения.
  • 57. Субъект административного правонарушения.
  • 58. Субъективная сторона административного правонарушения.
  • 59. Понятие и система административных наказаний.
  • 60. Предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие, конфискация как меры административного наказания.
  • 61. Лишение специального права, административный арест, административное выдворение, дисквалификация, административное приостановление деятельности как меры административного наказания.
  • 62. Правила назначения административных наказаний.
  • 63. Множественность административных правонарушений: понятие, виды, порядок назначения наказаний.
  • 64. Производство по делам об административных правонарушениях: общая характеристика (понятии, нормативная основа, задачи, принципы).
  • 65. Правовое положение и виды органов, рассматривающих дела об административных правонарушениях. Подведомственность дел.
  • 66. Правовое положение участников производства по делам об административных правонарушениях.
  • 67. Доказательства в производстве по делам об административных правонарушениях.
  • 68. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: общая характеристика, понятие, система, нормативная основа.
  • 69. Доставление, административное задержание, привод: понятие, основание и порядок их применения.
  • 70. Личный досмотр, досмотр вещей и транспортных средств, осмотр помещений и территорий, изъятие вещей и документов: понятие, основание и порядок их применения.
  • 72. Стадия возбуждения дела об административном правонарушении.
  • 1. Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
  • 73. Стадия рассмотрения дела об административном правонарушении.
  • 74.Стадия пересмотра дела об административном правонарушении.
  • Глава 30 КоАп.
  • 75. Стадия исполнения постановлений по делам об административном правонарушении: общая характеристика.
  • 13. Специальные административно-правовые статусы граждан.

    Специальный АПС - обогащают общий АПС, т.к. субъект, имеющий спец АПС приобретает определенный комплекс прав и обязанностей.

    Признаки:

    1.Особое правовое основание основание спец.законы подзаконные акты в отношении данной категории лиц. 2. Данная категория находится в постоянных правоотношениях с органами публичной администрации.

    3. Включают дополнительные административные права и обязанности по отношению и общему прав-му. Перечень:

    1)лица, свобода которых ограничена в админ.порядке

    2)лица, пострадавшие от экстра ординарных ситуаций и нуждающихся в административной опеке-беженци,

    вынужденные переселенцы, сироты, безработные.

    3)иностранные граждане и лица без гражданства

    4)гос.и муниципальные.служащие.

    5) Жители террит.с особым админ-пр.регионом

    6) студенты.

    Для установления специального статуса необходимо:

    1.Процедура легализации статуса

    2.Условия основания получения статуса

    3.Перечень до.ограниченией,обременений и обязанностей

    4.дополнительны права,правомочия

    5.полномочия и праваадминистрации по отношениюк 3м лицам

    6. процедура подтверждения спец.статуса,его продление и его оформление

    7.основанте и порядок утраты и лишения статуса.

    14. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.

    Общий правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства определяется Конституцией РФ, Федеральным законом от 25 июля 2002 г. №м115 «О правовом положении иностранных граждан в РФ», иными ФЗ, а также международными договорами.

    Иностранный гражданин – ФЛ, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

    Лицо без гражданства (апатрид) – ФЛ, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданств (подданства) иностранного государства.

    По времени пребывания на территории России иностранные граждане и апатриды подразделяются на:

    - временно пребывающих в РФ, т.е. прибывающих в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющих вида на жительство или разрешения на временное проживание (транзитные пассажиры, члены экипажей морских и речных судов);

    -временно проживающих в РФ – получивших разрешение на временное проживание в РФ, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства. Срок временного пребывания определяется сроком действия выданной визы;

    -постоянно проживающих в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства – это лица, получившие вид на жительство, выдаваемый после проживания в РФ не менее 1 года на основании разрешения на временное проживание. Вид жительство выдается территориальным органом внутренних дел на 5 лет и может неоднократно продляться.

    Въезд иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ, проживание, транзитный приезд осуществляются по специальному разрешению – визе, выдаваемой дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями МИД РФ, а также органами МВД РФ и оформленной мастичной печатью в паспорте или на отдельном бланке.

    Визы подразделяются на дипломатические, служебные, обыкновенные, транзитные, на временное пребывание, туристические, деловые, учебные и др.

    Положение о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ, определяет ОИВ, уполномоченные принимать такие решения (МИД, МВД, Минобороны, Минздрав, СВР, Минюст) и порядок их исполнения.

    Постановлением Правительства РФ на Федеральную миграционную службу МВД РФ возложено создание, ведение и использование центрального банка по чету иностранных граждан, временно прибывающих и проживающих в РФ.

    Согласно Конституции РФ (ст.62, ч.3) иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных ФЗ и международными договорами, в частности, они не имеют права:

    Избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти и ОРГ субъектов РФ;

    Участвовать в референдуме РФ и референдумах ее субъектов;

    Находиться на государственной и муниципальной службе;

    Замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ;

    Быть членом экипажа военного корабля РФ или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна;

    Быть командиром воздушного судна гражданской авиации;

    Быть членом российских политических партий;

    Не допускаются к деятельности, связанной с государственной тайной;

    Не несут воинскую обязанность.

    Постановлением Правительства РФ от 11 октября 2002 г №755 утвержден перечень объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу:

    Объекты и организации Вооруженных сил РФ, других войск и воинских формирований;

    Структурные подразделения по защите государственной тайны и подразделения, осуществляющие работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну;

    Организации, в состав которых входят радиционно-опасные и ядерно-опасные объекты, на которых осуществляются разработки, производство, эксплуатация, хранение, транспортировка и утилизация ядерного оружия, радиционноопасных материалов и изделий.

    Постановлением Правительства от 11 октября 2002 г. №754 утвержден также перечень территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение:

    Территории закрытых административно-территориальных образований и закрытых военных городков;

    Территории с регламентированным посещением для иностранных граждан;

    Территории, на которых введено чрезвычайное и военное положение;

    Территории, на которых введены особые условия и режим пребывания в связи с опасностью распространения инфекционных заболеваний и отравлений людей;

    Зоны проведения контртеррористических операций;

    Пограничные зоны;

    Объекты, на которых размещены органы государственной власти и иные органы и организации, осуществляющие, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну;

    Другие территории, организации и объекты, для посещения которых российским гражданам требуется специальное разрешение.

    Специальные административно-правовые статусы индивидуальных субъектов (понятие, особенности, виды)

    Специальный административно-правовой статус - это обособленная совокупность прав и обязанностей, нехарактерная для большинства физических лиц (не являющаяся общей для всех физических лиц).

    Признаки Специального административно-правового статуса гражданина:

    1. особое правовое основание, то есть специальный закон, иной правовой акт, регулирующий права и обязанности той или иной категории лиц (закон о занятости);

    3. в этих отношениях реализуются дополнительные права и обязанности, которыми не обладают иные граждане;

    В реальной жизни существует огромное разнообразие специальных административно-правовых статусов, которые можно объединить в несколько групп, а именно:

    1) членов административных коллективов;

    2) субъектов административной опеки (сирот, безработных, беженцев и др.);

    3) жителей территорий с особыми административно-правовыми режимами;

    4) субъектов разрешительной системы (водителей, лицензиатов, работников, допущенных к государственной тайне, и др.);

    5) государственных и муниципальных служащих;

    6) индивидуальных предпринимателей и др.;

    7) лиц, совершивших правонарушения, и прежде всего лиц, совершивших умышленные преступления, и др.

    Субъекты общего административно-правового статуса (граждане) могут одновременно иметь один или несколько специальных административно-правовых статусов. Так, гражданин Российской Федерации может быть сиротой, студентом, водителем, жителем пограничной зоны. Речь идет не об особых категориях субъектов, которые не являются гражданами, а о расширении статусов граждан (россиян, иностранцев, апатридов). Любой специальный статус наслаивается на общий статус гражданина.

    Административный коллектив. Такого понятия в юридической науке нет, хотя оно и необходимо. Уже давно говорят, пишут, используют в законодательстве понятие «трудовой коллектив», под которым понимают самостоятельный субъект права, состоящий из работников определенной организации. В этом случае речь идет об организованной группе людей, участвующих своим оплачиваемым трудом в деятельности организации (предприятия, учреждения, органа, строевого подразделения). Отношения членов трудового коллектива с предприятием (учреждением), его администрацией, их личные права регулируются трудовым правом. Административным же коллективом предлагается именовать личный состав организации, в которой отношения ее членов с администрацией (организацией), их личные права и обязанности регулируются административным правом. Это органы внутренних дел, воинские части, военизированные пожарные, горноспасательные части, студенческие коллективы и др.

    Существуют и смешанные коллективы. Например, в гражданском вузе преподаватели и иные сотрудники образуют трудовой, а студенты - административный коллектив.

    Став членом административного коллектива, гражданин приобретает специальный административно-правовой статус, комплекс специальных прав и обязанностей (студента, военнослужащего, сотрудника милиции). Речь идет о личных, а не о служебных правах и обязанностях, ибо вторые конкретизируют полномочия коллективного субъекта - организации. Это особенно наглядно видно на примере статуса аттестованного работника милиции. К его личным правам относятся права на судебную защиту при увольнении по инициативе администрации, государственное страхование и возмещение ущерба в случае гибели или увечья, обеспечение жилой площадью, дополнительный оплачиваемый отпуск и др.

    Административное право регламентирует дисциплинарную ответственность членов административных коллективов, время их работы (учебы) и отдыха, основания, размеры и порядок оплаты труда (выдачи денежного содержания, выплаты стипендий). Как правило, споры военнослужащих (сотрудников милиции, студентов и др.) с администрацией решаются в административном, а не в судебном порядке, и соответствующие процедуры закрепляются административно-правовыми нормами.

    Применительно к членам административных коллективов различаются статусы:

    1) обучающихся (студентов, аспирантов, учащихся техникумов и др.);

    2) сотрудников правоохранительных органов (работников милиции, судебных приставов-исполнителей и др.);

    3) военнослужащих;

    4) государственных гражданских служащих.

    Очевидно, что каждая из этих родовых общностей состоит из большого числа видов. Так, имеются различия правового положения лиц, находящихся на военной службе в сухопутных войсках, в военно-морском флоте, во внутренних, железнодорожных и иных войсках.

    Структура специального административно-правового статуса

    1. основания для приобретения статуса:

    Условие, которым должно соответствовать лицо, чтобы этот статус приобрести (религиозные взгляды, пол);

    Административно-правовое регулирование в сфере межотраслевого управления

    Экстремальная (чрезвычайная) ситуация представляет собой совокупность опасных для общества факторов, создающих угрозу безопасности жизненно важным интересам личности...

    Административно-правовой статус гражданина России

    В реальной жизни существует огромное разнообразие специальных административно-правовых статусов. Их можно сгруппировать в несколько родовых общностей...

    Административно-правовые нормы

    Административное право состоит из многочисленных правовых норм, сгруппированных во многих случаях внутри самого административного права в определенные укрупненные группы, образующие административноправовые институты, например...

    Административно-юрисдикционный процесс

    Что касается юрисдикционных производств, то, как отмечают А.С. Васильев и М.Ф. Орзих, «юрисдикционные производства опосредуют правоохранительную деятельность органов государственного управления...

    Виды индивидуальных субъектов. Административные наказания

    Субъектом права традиционно называют лицо, которое в силу юридических норм может выступать в качестве участника (стороны) правоотношения, носителя субъективных юридических прав и обязанностей...

    Индивидуальные трудовые споры и порядок их разрешения

    Конституционные права и свободы человека и гражданина

    Административное право в Российской Федерации регламентируется Конституцией РФ Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // "Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445., Кодексом об административных правонарушениях...

    Обстоятельства исключающие административную ответственность

    В общепринятом понимании метод означает способ, прием, практическое осуществление чего-либо. Применительно к государственно-управленческой деятельности под ним понимается способ...

    Понятие механизма административно-правового регулирования и его элементов

    Административно-правовые отношения - это общественные отношения, урегулированные нормами административного права. Они возникают и изменяются в связи с применением административно-правовых норм...

    Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в России на современном этапе

    Право оперативного управления в законодательстве Республики Казахстан

    В настоящее время в Казахстане различают два типа организаций: коммерческие (акционерные общества, хозяйственные товарищества, производственные кооперативы и государственные предприятия)...

    Правовые основы предупреждения преступлений

    Сложность предупреждения преступлений определяет многообразие видов этой деятельности, которые выделяются в зависимости от различных оснований. Так...

    Сделки и представительство

    Представительство - сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности...

    Субъекты правоотношений: правоспособность и дееспособность

    "Под субъектом права понимаются лицо или организация, за которыми государство признает способность быть носителями субъективных прав и юридических обязанностей". См.: Марченко М.Н., Дерябина Е.М...

    Уголовно-правовая характеристика нарушения специальных правил безопасности

    Введение

    Глава 1. Место и роль государственных органов с особым статусом в государственном механизме

    .Понятие государственных органов

    .Государственные органы с особым статусом в системе государственных органов по принципу разделения властей

    Глава 2. Характеристика государственных органов с особым статусом

    .Прокуратура Российской Федерации

    .Следственный комитет Российской Федерации

    .Центральный банк Российской Федерации

    .Счетная палата Российской Федерации

    .Центральная избирательная комиссия

    .Уполномоченный по правам человека

    Заключение


    Введение

    Данная курсовая работа направлена на изучение и понимание государственных органов с особым статусом. Лишь в немногих источниках научной литературы открывается объяснение особого статуса данных государственных органов. Для решения этой проблемы требуется детальное изучение федеральных законов, регламентирующих их деятельность, Конституции Российской Федерации, использование учебной литературы, научных монографий, публикаций в периодических изданиях. Цель курсовой работы заключается в раскрытии видов государственных органов с особым статусом путем объяснения фундаментального понятия государственных органов и их общих признаков, системы государственных органов по принципу разделения властей и в самой характеристике особого статуса государственных органов.

    Глава 1. Место и роль государственных органов с особым статусом в государственном механизме

    . Понятие государственных органов

    Важнейшая функция любой конституции заключается в устройстве государственной власти, точнее, в формировании конкретной системы органов государственной власти. Это способствует эффективности отправления функций государства, защите прав человека.

    Система власти состоит из органов государства, которые не только указаны в Конституции, но и сформированы для выполнения обязанностей и полномочий этих органов. Непосредственно в Конституции Российской Федерации (ч. 1 ст. 11) указаны федеральные органы государственной власти: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. В субъектах Российской Федерации государственную власть осуществляют образуемые ими органы государственной власти (ч. 2 ст. 11 Конституции Российской Федерации). Таким образом, государственный орган является составной частью разветвленной системы органов. Каждый государственный орган выполняет свои задачи, а совокупность органов составляют государственный аппарат. Государственные органы могут состоять из структурных подразделений: управлений, отделов, отделений, комиссий и т.д.

    Несмотря на вышеперечисленное, государственные органы имеют общие признаки.

    Конституция, законы и другие правовые акты регламентируют порядок создания органов власти, что способствует исключению возможности произвольного нагромождения органов власти. В соответствии с Конституцией Российской Федерации органы государства не могут быть ликвидированы или преобразованы без внесения поправок в саму Конституцию. Порядок образования государственной власти, согласно Конституции, должен регламентироваться федеральным законом, а в субъектах - таким же образом. Государственные органы могут создаваться, изменяться и ликвидироваться также на основании указов Президента Российской Федерации. Например, порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом (ст. 81 Конституции Российской Федерации). Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы тоже устанавливаются федеральными законами (ст. 96 Конституции Российской Федерации).

    Государственные органы формируются для осуществления определенных Конституцией задач и функций государственной власти. Например, согласно Конституции Российской Федерации (ст. 126) Верховный Суд Российской Федерации - это высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным делам и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляющий в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью, дающий разъяснения по вопросам судебной практики.

    Органы государства наделены государственно-властными полномочиями, в том числе возможностью применения в случае необходимости мер принуждения. Решения, принятые органами государственной власти, носят обязательный характер для исполнения другими государственными органами, должностными лицами и гражданами. Совокупность предметов ведения и полномочий, установленных нормативно-правовыми актами, составляет компетенцию органов государства.

    Государственные органы имеют определенный порядок деятельности, установленный государством. Это принятие правовых актов, законов, указов, постановлений и т.д. Например, согласно Конституции Российской Федерации (ч. 2 ст. 114, ч. 3 ст. 128) порядок деятельности Правительства Российской Федерации, Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов определяется федеральным конституционным законом.

    Для реализации своей компетенции государственным органам предоставляется необходимая материальная база, финансовые средства, свой счет в банке, источник финансирования (из государственного бюджета).

    Государственные органы действуют от имени государства и по его поручению. В ходе исполнения своих полномочий, они используют государственные флаг, герб, гимн.

    Органы государства имеют сложную внутреннюю структуру, т.е. они состоят из отдельных подразделений, имеющих определенные цели и задачи. Данные подразделения не могут именоваться органами государства, если они не обладают финансовой самостоятельностью.

    Государственные органы состоят из государственных служащих, имеющих особый статус и выполняющих свои полномочия на профессиональной основе.

    Исходя из вышесказанного, государственный орган - это составной элемент государства, образованный в установленном государством порядке, владеющий государственно-властными полномочиями, имеющий право осуществлять задачи и функции государственной власти, представляющий собой часть единой системы органов государственной власти Российской Федерации.

    2. Государственные органы с особым статусом в системе государственных органов по принципу разделения властей

    Принцип разделения властей закрепляется в статье 10 Конституции Российской Федерации. Государственные органы делятся на законодательные, исполнительные и судебные органы власти. Они представляют собой фактически подсистему единой системы государственных органов Российской Федерации.

    Ни в одну из ветвей власти не входит Президент Российской Федерации. Согласно Конституции (ст. 80) он является главой государства, гарантом Конституции и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

    Законодательные органы государства. Избираются путем голосования народом для реализации его воли. Следовательно, законодательные органы являются представительными органами. Согласно Конституции Российской Федерации органами законодательной власти являются Федеральное собрание (состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы) и законодательные органы субъектов Российской Федерации (например, думы, законодательные собрания, областные и городские собрания, советы и т.д.). В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 94) Федеральным представительным и законодательным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание. Наименование и структура законодательного органа государственной власти в субъектах Российской Федерации устанавливаются самостоятельно уставом конкретного субъекта. Федеральное Собрание принимает законы, влияющие на всю территорию страны, а законодательные органы государства в субъектах Российской Федерации - в пределах соответствующего субъекта по вопросам своей компетенции. 2. Исполнительные органы государства. Обеспечивают исполнение законов, принятых законодательными органами. Во исполнение законов они имеют право принимать подзаконные нормативные акты. Органами исполнительной власти являются Правительство Российской Федерации; министерства, государственные комитеты, ведомства при правительстве Российской Федерации; в субъектах Российской Федерации - президенты и главы администраций субъектов, правительства, министерства, государственные комитеты, ведомства субъектов. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 110) высшим органом федеральной исполнительной власти является Правительство Российской Федерации, которое образуется Президентом Российской Федерации путем назначения с согласия Государственной Думы Председателя Правительства, а по предложению Председателя Правительства - заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. В субъектах Российской Федерации исполнительные органы образуются высшими должностными лицами с участием органов законодательной власти субъектов Российской Федерации.

    Система федеральных органов исполнительной власти включают в себя федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства.

    Федеральные министерства осуществляют функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере. Координируют и контролируют деятельность федеральных служб и федеральных агентств.

    Федеральные службы осуществляют функции по контролю и надзору в установленной форме деятельности. Также федеральные службы выполняют функции по обороне, государственной безопасности, защите и охране государственной границы Российской Федерации, борьбе с преступностью, общественной безопасности.

    Федеральные агентства осуществляют функции в определенной сфере деятельности по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом. Также выполняют правоприменительные функции. Федеральные агентства ведут реестры, регистры и кадастры.

    Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 78) федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Порядок создания и их деятельность регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.05.1993 № 491 «О порядке создания и деятельности территориальных органов министерств и ведомств Российской Федерации» («Собрание актов Президента и Правительства РФ» от 31.05.1993 г.).

    Исполнительные органы государства субъектов Российской Федерации подчиняются федеральным только по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения.

    Судебные органы государства. В соответствии с Конституцией (ст. 118) осуществляют судебную власть посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Органами судебной власти являются Конституционный суд Российской Федерации, Верховный суд, Высший Арбитражный суд, другие федеральные суды и суды в субъектах Российской Федерации. Согласно Конституции Российской Федерации судебная система Российской Федерации устанавливается самой Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 г. (ред. от 25.12.2012 г.) «О судебной системе Российской Федерации» (Рос. газ. от 06.01.1997 г.).

    Конституционный суд Российской Федерации - это судебный орган конституционного контроля, который самостоятельно и независимо осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства (ст. 125 Конституции Российской Федерации).

    Верховный Суд Российской Федерации - высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляющий в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дающий разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 126 Конституции Российской Федерации). Высший Арбитражный Суд Российской Федерации - высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляющий в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дающий разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 127 Конституции Российской Федерации).

    В субъектах Российской Федерации суды выполняют аналогичные функции.

    Учитывая вышеизложенное, в Российской Федерации существуют федеральные органы государственной власти с особым статусом. Они независимы и самостоятельны. Эти органы государства не входят ни в одну из трех ветвей власти, но при этом создаются и действуют в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

    К государственным органам с особым статусом относятся Прокуратура Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия, Уполномоченный по правам человека.

    Глава 2. Характеристика государственных органов с особым статусом

    . Прокуратура Российской Федерации

    Прокуратура Российской Федерации - это единая федеральная централизованная система органов и учреждений, которая от имени Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов.

    В соответствии с Конституцией (ст. 129) данная система действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

    Не смотря на то, что Конституция Российской Федерации включает Прокуратуру в главу 7 «Судебная власть», она не является судебным органом. Ее деятельность устанавливается Федеральным законом от 17.01.1992 г. №2202-1 (ред. от 25.11.2013 г.) «О прокуратуре Российской Федерации» (Рос. газ. от 18.02.1992 г.) (далее - Закон о прокуратуре).

    Прокуратура Российской Федерации обеспечивает верховенство закона, единство и укрепление законности, защиту прав и свобод человека и граждан, интересов общества и государства. Для реализации своей деятельности прокуратура Российской Федерации выполняет функции надзора, уголовного расследования в рамках своих полномочий, участия в судах по рассмотрению дел, регулирования деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью. Прокуратура также принимает участие в правотворческой деятельности.

    В соответствии с Законом о прокуратуре (ст. 11) в систему прокуратуры Российской Федерации входят Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратура субъектов Российской Федерации, городов и районов, военные и специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами. В результате законодательных изменений, из системы органов прокуратуры произошло выделение следственного аппарата и образования на этой базе нового органа - Следственного комитета.

    Согласно Конституции (ст. 129) Генеральный прокурор назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на 5 лет.

    В соответствии с Законом о прокуратуре (ст. 4) органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений в соответствии с законодательством.

    В субъектах Российской Федерации, согласно ст. 13 Закона о прокуратуре, прокуроры назначаются на должность и освобождаются от нее Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти соответствующих субъектов. Прокуроры субъектов подчинены и подотчетны Генеральному прокурору.

    Согласно ст. 5 Закона о прокуратуре в осуществление прокурорского надзора не допускается какое-либо вмешательство извне.

    Финансирование и материально-техническое обеспечение органов и учреждений прокуратуры осуществляется за счет федерального бюджета.

    В соответствии с законом о прокуратуре (ст. 12) Генеральный прокурор ежегодно представляет палатам Федерального Собрания и Президенту Российской Федерации доклад о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению.

    2. Следственный комитет Российской Федерации

    Следственный комитет Российской Федерации - это федеральный государственный орган, осуществляющий полномочия в сфере уголовного судопроизводства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Полномочия и организация Следственного комитета устанавливается Федеральным законом от 28.12.2010 г. №403-1 (ред. от 25.11.2013 г.) «О Следственном комитете Российской Федерации» (Рос. газ. от 30.12.2010 г.) (далее - Закон о Следственном комитете), также Указом Президента Российской Федерации от 14.01.2011 г. №38 (ред. от 03.12.2013 г.) «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» (Рос. газ. от 17.01.2011 г.) и Положением о Следственном комитете Российской Федерации от 13.03.2012 №297.

    Ранее Следственный комитет входил в систему органов Прокуратуры, но появилась необходимость более четкого разграничения функций прокурорского надзора и предварительного следствия.

    Следственный комитет является единой федеральной централизованной системой следственных органов и учреждений Следственного комитета и действует на основе подчинения нижестоящих руководителей вышестоящим и Председателю Следственного комитета согласно ст. 5 Закона о Следственном комитете.

    В соответствии с Законом о Следственном комитете (ч. 4 ст. 1) основными задачами являются: расследование преступлений в соответствии с последовательностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; обеспечение законности при рассмотрении сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования; защита прав и свобод человека и гражданина; осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов Следственного комитета; выявление обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению; осуществление международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства; разработка мер по формированию государственной политики в сфере исполнения законодательства об уголовном судопроизводстве и совершение в этой сфере нормативно-правового регулирования; определение порядка создания и представления отчетов о следственной работе и процессуальном контроле. Также Следственный комитет участвует в правотворческой деятельности.

    В систему Следственного комитета входят (ст. 12 Закона о Следственном комитете): центральный аппарат Следственного комитета; главные следственные управления и следственные управления по субъектам Российской Федерации и приравненные к ним специализированные и военные следственные управления и следственные отделы Следственного комитета; следственные отделы и следственные отделения Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним специализированные и военные следственные подразделения Следственного комитета.

    Возглавляет Следственный комитет Председатель Следственного комитета, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации. Он ежегодно представляет Президенту доклад о реализации государственной политики, состоянии следственной деятельности и проделанной работе (ст. 13 Закона о Следственном комитете).

    Согласно ст. 6 Закона о Следственном комитете не допускается в деятельность Следственного комитета вмешательство, воздействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, СМИ и др.

    Следственный комитет имеет геральдический знак (эмблему, знак, флаг), который утверждает Президент Российской Федерации. Содержание Следственного комитета и его органов и учреждений осуществляется путем финансирования за счет средств из федерального бюджета.

    3. Центральный банк Российской Федерации

    Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 10.07.2002 г. №86 (ред. от 23.07.2013 г.) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (Рос. газ. от 13.07.2002 г.) (далее - Закон о Банке России). В соответствии с Конституцией (ст. 75), денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком. Основной его функцией является защита и обеспечение устойчивости рубля, которую осуществляет независимо от других органов государственной власти. Согласно Закону о Банке России (ст. 4) он разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, организует систему рефинансирования кредитных организаций, устанавливает правила осуществления расчетов и проведения банковских операций, управляет золотовалютными резервами, устанавливает официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю, осуществляет банковский надзор и др. Банк России независим от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

    Банк России не подчиняется Правительству Российской Федерации, но подотчетен Государственной Думе, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации, членов Совета директоров Банка России по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации. Председатель Банка России назначается на должность сроком на 5 лет. Одно и то же лицо не может занимать эту должность более трех сроков подряд. Члены Совета директоров также назначаются на должность сроком на 5 лет. Совет директоров является высшим органом Банка России, который определяет основные направления его деятельности и осуществляет руководство и управление Банка России. В Совет директоров входят Председатель Банка России и 14 членов. Заседания проводятся не реже одного раза в месяц.

    Банк России направляет годовой отчет в Государственную Думу для рассмотрения и принятия по нему решения ежегодно не позднее 15 мая года, который публикуется не позднее 15 июля года, следующего за отчетным.

    Банк России является единой централизованной системой с вертикальной структурой управления согласно ст. 83 Закона о Банке России. В эту систему входят центральный аппарат, территориальные учреждения, рассчетно-кассовые и вычислительные центры, полевые учреждения, образовательные организации, подразделения безопасности и Российское объединение инкассации. Национальные банки республик в составе Российской Федерации являются территориальными учреждениями Банка России.

    В соответствии с ст. 7 Закона о Банке России нормативные акты Банка России обязательны для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

    Банк России имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

    Свои расходы Банк России осуществляет за счет собственных средств согласно ст. 2 Закона о Банке России.

    4. Счетная палата Российской Федерации

    Счетная палата Российской Федерации - это постоянно действующий орган контроля за исполнением федерального бюджета, образуемый Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетный ему.

    В соответствии с Конституцией Российской Федерации состав и порядок деятельности Счетной палаты Российской Федерации регламентируется Федеральным законом от 05.04.2013 г. №41 (ред. от 23.07.2013 г.) «О Счетной палате Российской Федерации» (Рос. газ. от 10.04.2013 г.) (далее - Закон о Счетной палате).

    Счетная палата осуществляет свою деятельность самостоятельно, обладает организационной, функциональной и финансовой независимостью. В соответствии с ст. 5 Закона о Счетной палате, ее задачами являются: организация и осуществление контроля за использованием федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов; аудит реализуемости и результативности достижения стратегических целей социально-экономического развития страны; определение эффективности и соответствия нормативным правовым актам Российской Федерации порядка формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами и др.

    Счетная палата состоит из Председателя Счетной палаты, аудиторов Счетной палаты, аппарата Счетной палаты согласно ст. 6 Закона о Счетной палате.

    Председатель Счетной палаты назначается на должность Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации сроком на 6 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность более двух сроков подряд.

    Согласно ст. 13 Закона о Счетной палате, она выполняет функции по осуществлению внешнего государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений; экспертизе проектов федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетных государственных внебюджетных фондов; проведению проверок бюджетной отчетности и др.

    Счетная палата обладает полномочиями (ст. 14 Закона о Счетной палате) осуществлять контрольную, экспертно-аналитическую, информационную деятельность, получать беспрепятственный доступ к необходимой информации, направлять по результатам проверок представления, предписания, уведомление о применении бюджетных мер принуждения и др.

    В соответствии с ч. 3 ст. 41 Закона о Счетной палате контроль за использованием Счетной палатой средств федерального бюджета осуществляется на основании решений Президента Российской Федерации, постановлений Совета Федерации и постановлений Государственной Думы. Таким образом, исключается возможность проверки финансово-хозяйственной деятельности Счетной палаты органом государственной власти, ответственным за исполнением федерального бюджета.

    Счетная палата ежегодно представляет Совету федерации отчет о своей работе, утверждаемый Коллегией Счетной палаты.

    Счетная палата имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, геральдический знак - эмблему и флаг согласно ст. 2 Закона о Счетной палате.

    «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 (ред. от 02.11.2013 г.) включает Счетную палату в число участников бюджетного процесса, обладающих бюджетными полномочиями на федеральном уровне.

    5. Центральная избирательная комиссия

    Центральная избирательная комиссия - это федеральный государственный орган, организующий подготовку и проведение выборов, референдумов Российской Федерации.

    Центральная избирательная комиссия действует в соответствии с Федеральным законом от 12.06.2002 г. №67 (ред. от 02.11.2013 г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (Рос. газ. от 15.06.2002 г.) (далее - Закон о гарантиях избирательных прав).

    Центральная избирательная комиссия не указана в Конституции Российской Федерации, но имеет конституционно обозначенные функции, вытекающие из ч. 3 ст. 3 Конституции. Она не подчиняется никакому органу государственной власти, что подчеркивает ее особый статус. Срок полномочий Центральной избирательной комиссии составляет 5 лет, в случае истекания срока полномочий в период избирательной кампании, продлевается до ее окончания.

    Центральная избирательная комиссия состоит из 15 членов согласно ч. 4 ст. 21 Закона о гарантиях избирательных прав. Из них по 5 членов назначаются Государственной Думой, Советом Федерации и Президентом Российской Федерации.

    Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, его заместитель и секретарь избираются членами Центральной избирательной комиссии из своего состава тайным голосованием согласно ч. 7 ст. 21 Закона о гарантиях избирательных прав.

    Центральная избирательная комиссия выполняет функции по осуществлению контроля за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; по разработке, утверждению нормативов технического оборудования и осуществлению контроля за их соблюдением; реализации мероприятий, направленных на подготовку и проведение выборов, референдумов, развитие избирательной системы; определению единого порядка проведения предварительной агитации, определения и опубликования результатов выборов и референдумов; осуществлению контроля за использованием средств, направленных из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов и референдумов; оказанию правовой, методической, организационно-технической помощи комиссиям и др. Организует государственную систему регистрации избирателей и участников референдумов, осуществляет их регистрацию, формирует и ведет регистр.

    Принятые Центральной избирательной комиссией, в пределах ее компетенции, акты и решения обязательны для федеральных и региональных органов исполнительной власти, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума, а также избирательных комиссий, комиссий референдума.

    Центральная избирательная комиссия имеет официальный печатный орган.

    6. Уполномоченный по правам человека

    Уполномоченный по правам человека - это государственный орган власти, обеспечивающий гарантии государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдение и уважение государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

    Конституция Российской Федерации (п. «е» ч. 1 ст. 103) устанавливает, что Уполномоченный по правам человека назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой и действует в соответствии с Федеральным конституционным законом от 26.02.1997 г. (ред. от 28.12.2010 г.) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (Рос. газ. от 04.03.1997 г.) (далее - Закон об Уполномоченном). С момента принесения присяги Уполномоченный по правам человека считается вступившим в должность согласно ст. 9 Закона об Уполномоченном. Уполномоченный назначается сроком на 5 лет. Одно и то же лицо не может быть назначено более чем на два срока подряд. На должность Уполномоченного, согласно ст. 6 Закона об Уполномоченном, назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, а также опыт их защиты.

    В соответствии с Законом об Уполномоченном (ст. 2) при осуществлении своих полномочий Уполномоченный по правам человека должен быть независимым и неподотчетным каким-либо государственным органам и должностным лицам. Ему должны беспрепятственно и бесплатно предоставлять необходимую запрашиваемую информацию в соответствии с ст. 34 Закона об Уполномоченном.

    Основной его компетенцией является рассмотрение жалоб граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства. Уполномоченный вправе выступать с докладом на заседании Государственной Думы, вносить предложения о создании парламентской комиссии по расследованию определенных фактов и обстоятельств и о проведении парламентских слушаний.

    Финансирование деятельности Уполномоченного и его рабочего аппарата осуществляется из средств федерального бюджета. Должность Уполномоченного может учреждаться в субъектах Российской Федерации, но в таком случае финансирование его деятельности будет осуществляться из средств бюджета соответствующего субъекта согласно ст. 5 Закона об Уполномоченном.

    В соответствии с Законом об Уполномоченном (ст. 33) по окончании календарного плана Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации и Председателю Следственного комитета Российской Федерации. Ежегодные доклады официально публикуются в «Российской газете» в обязательном порядке. Специальные доклады по отдельным вопросам могут быть опубликованы по решению Уполномоченного в «Российской газете» и в других изданиях.

    Согласно ст. 41 Закона об Уполномоченном в целях оказания консультативной помощи может создаваться экспертный совет при Уполномоченном из лиц, владеющих соответствующими познаниями в области прав и свобод человека и гражданина.

    Заключение

    Поставленная цель курсовой работы достигнута с помощью изучения и анализа Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативно-правовых актов, учебной и научной литературы, научных монографий и публикаций. Изначально были раскрыты фундаментальные понятия, включающие в себя описание сущности и общих признаков государственных органов, принципа разделения властей. Были раскрыты вопросы о видах государственных органов с особым статусом, их независимости и самостоятельности, законодательствах, устанавливающих их порядок создания и деятельность. Даны характеристики Прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии, Уполномоченного по правам человека. Исходя из проделанной работы, можно сделать вывод, что государственные органы с особым статусом не входят ни в одну из трех ветвей власти, их особый статус заключается в осуществлении своих полномочий независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, различных организаций и объединений. Не смотря на самостоятельность государственных органов с особым статусом, выполняя свои задачи, они являются составной частью государственного аппарата.

    Список использованной литературы

    Нормативно-правовые акты

    .Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (в ред. от 30.12.2008)// Российская газета, №7, от 21.01.2009.

    .О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1 (ред. от 25.12.2012)// Российская газета, №3, от 06.01.1997.

    .О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 25.11.2013)// Российская газета, №39, от 18.02.1992.

    .О Следственном комитете Российской Федерации: Федеральный закон от 28.12.2010 N 403-1 (ред. от 25.11.2013)// Российская газета, №296, от 30.12.2010.

    .Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 14.01.2011 N 38 (ред. от 03.12.2013)// Российская газета, №6, от 17.01.2011.

    .О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон от 10.07.2002 N 86 (ред. от 23.07.2013)// Российская газета, №127, от 13.07.2002.

    .О Счетной палате Российской Федерации: Федеральный закон от 05.04.2013 N 41 (ред. от 23.07.2013)// Российская газета, №77, от 10.04.2013.

    .Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12.06.2002 N 67 (ред. от 02.11.2013)// Российская газета, №106, от 15.06.2002.

    .Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1 (ред. от 28.12.2010)// Российская газета, №43-44, от 04.03.1997.

    Научная и учебная литература

    .Алексеев, С. С. Теория государства и права / С. С. Алексеев, С. И. Архипов. - М. : Норма, 2005. - 496 с.

    .Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. / М. В. Баглай. - 6-е изд., изм. и доп. - М. :Норма, 2007. - 784 с.

    .Братановский, С. Н. Административное право: учеб. / С. Н. Братановский. - М. : Директ-Медиа, 2013. - 517 с.

    .Васильев, В. Г. Конституционное право: учеб. пособ. / В. Г. Васильев. - Новосибирск: СибАГС, 2011. - 250 с.

    .Власова, Т. В. Теория государства и права: учеб. пособ. / Т. В. Власова, В. М. Дуэль, М. А. Занина. - М. : РАП, 2011. - 226 с.

    .Захаров, И. В. Избирательное право Российской Федерации: учеб. / И. В. Захаров, А. Н. Кокотов. - М. : Юрайт, 2013. - 387 с.

    .Козлова, Е. И. Конституционное право России / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юристъ, 2003. - 585 с.

    .Лазарев, В. В. Теория государства и права: учеб. / В. В. Лазарев, С. В. Липень. - М. : Спарк, 1998. - 448 с.

    .Матузов, Н. И. Теория государства и права: учеб. / Н. И. Матузов, А. В. Малько. - М. : Юристъ, 2004. - 512 с.

    .Морозов, Н. П. Роль ЦБ в России / Н. П. Морозов. - М. : Лаборатория Книги, 2011. - 105 с.

    .Морозова, Л. А. Теория государства и права / Л. А. Морозова. - М. : Юристъ, 2002. - 414 с.

    .Нисневич, Ю. А. Государственная власть современной России: учеб. пособ. для студентов вузов / Ю. А. Нисневич. - М. : Аспект Пресс, 2008. - 494 c.

    .Сазин, С. Т. Защита прав и свобод несовершеннолетних граждан Российской Федерации Следственным комитетом Российской Федерации (на основе деятельности следственного управления СК РФ по Орловской области)/ С. Т. Сазин // Право и образование - № 3 - 2013 - С.108-115.

    .Стрекозов, В. Г. Конституционное право России: учеб. для бакалавров / В. Г. Стрекозов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2013. - 316 с.

    .Стрельников, В. В. Основные элементы системы управления в органах прокуратуры/ В. В. Стрельников // Гражданин и право - №2 - 2012 - С.18 - 28.

    .Червонюк, В. И. Конституционное право России / В. И. Червонюк. - М. : ИНФРА-М, 2004. - 170 с.

    .Черкашина, И. Б. Счетная Палата в системе управления финансами / И. Б. Черкашина. - М. : Лаборатория Книги, 2011. - 148 с.

    Похожие работы на - Характеристика государственных органов с особым статусом в РФ

    Каждый гражданин обладает общим административно-правовым статусом (определенным набором прав, обязанностей, гарантий и т. п. в сфере государственного управления), в то же время он может быть субъектом одного или нескольких специальных статусов.

    Суть специальных административно-правовых статусов состоит в том, что, став субъектом того или иного специального статуса, гражданин приобретает для себя дополнительные права, льготы и обязанности, либо на него налагаются дополнительные ограничения и меры ответственности.

    Наиболее распространенными специальными административно-правовыми статусами являются:

    • статус членов административных коллективов;
    • статус субъектов административной опеки;
    • статус жителей территорий с особым административно-правовым режимом;
    • статус субъектов разрешительной системы.

    1. Статус членов административных коллективов. В юридической литературе под административным коллективом понимают личный состав организации, в которой отношения ее членов с администрацией, их права и обязанности регулируются административным правом (разнообразными дисциплинарными уставами, правилами, положениями) (Д. Н. Бахрах). Субъектами данного специального статуса являются, обучающиеся (например, школьники, учащиеся, студенты, аспиранты), государственные гражданские служащие, военнослужащие, служащие ОВД и т. п. Особенность состоит в том, что субъекты этого статуса приобретают комплекс прав и обязанностей (студента, военнослужащего и т. д.), в том числе возможность привлечения к дисциплинарной ответственности по нормам административного права.

    2. Статус субъектов административной опеки . Основаниями для приобретения специального административно-правового статуса могут быть демографические обстоятельства, технические и экологические катастрофы, неблагоприятные социальные факторы и т. д. Субъектами данного специального статуса являются безработные, беженцы, чернобыльцы, инвалиды, жертвы политических репрессий и т. д., т. е. лица, которые по тем или иным причинам нуждаются в опеке со стороны государства. Особенность состоит в том, что субъекты приобретают в основном дополнительные права и льготы. Это может выражаться в выдаче денежных сумм (пособий), предоставлении разнообразных льгот (например, по оплате коммунальных услуг), обеспечении жильем, оказании специальных медицинских услуг, организационном содействии (например, помощь в трудоустройстве) и т. д.

    3. Статус жителей территорий с особым административно-правовым режимом. Территория с особым административно-правовым режимом - это территория, которая постоянно или временно находится на особом правовом положении (государственная граница и пограничная полоса, закрытые города, заповедники, зоны экологического бедствия, территории, на которых введено чрезвычайное или военное положение и т. д.). Особенность состоит в том, что субъекты этого статуса приобретают в основном дополнительные обязанности и ограничения. Это выражается во введении особых правил въезда и выезда с территории, в ограничении свободы передвижения и деятельности на территории, претерпевании дополнительного контроля со стороны властных субъектов (проверка документов, комендантский час и т. п.), в применении административного принуждения (в том числе административная ответственность за нарушение режима) и т. д.

    4. Статус субъектов разрешительной системы. Субъектами данного специального статуса являются лица, которые получили специальное разрешение на реализацию того иди иного права (право на управление транспортным средством, право охоты, право на приобретение огнестрельного оружия и т. д.). Особенность состоит в том, что субъекты этого статуса приобретают специальное право (управлять транспортным средством, охотиться и т. д.), а также дополнительные обязанности, связанные с осуществлением этого права. С этим статусом связано также и расширение административной деликтоспособности. Статус включает необходимость оформления и представления документов (заявления, справки о состоянии здоровья и т. д.), претерпевание контроля со стороны соответствующих надзорных органов и содействие ему (ГИБДД и др.), соблюдение правил осуществления предоставленного права и т. д.