Виды тренингов. Виды современных тренингов и методология их создания

В отечественной психологической практике групповые формы работы получили распространение в конце XX века. Положительную роль здесь сыграл зарубежный опыт ведения групповых форм работы, который трансформировался благодаря контактам с зарубежными специалистами и ознакомления с их научно-методическим заделом.

В науке существует большое количество классификаций психокорекційних и психотерапевтических групп, которые нашли свое отражение в трудах таких авторов, как А.Е. Айви , Л. Александр , В.Ю. Большаков .Ф. Бондаренко .В. Вачков , Ю.М. Емельянов , П. Кіппер , Г. Лейтц , Ормонт Г. Луи , Ф. Перлз , С.В. Петрушин , Н. Пезешкиан , К. Роджерс, К. Рудестам , С. Харин . Ялом , Т.С. Яценко и других.

Разнообразие тренингов побуждает к тому, чтобы осуществить их классификацию по определенным основаниям. Проще всего это осуществить с целью проведения того или иного тренинга. Так, их можно условно разделить на тренинговые группы конкретных умений, личностного роста, продаж, формирования команды и тому подобное.

Тренинговые группы существуют давно, но до сих пор нет их четкой классификации. Каждый из подходов предлагает свои критерии. Так, Дж. Коттлер и Г. Браун описали следующие виды групп:

1. "Группы встречи" - наиболее неопределенная категория групп для формирования человеческих отношений; сюда относят группы по раскрытию потенциала, Т - группы, тренинговые группы, группы встреч и группы личностного роста.

2. "Тематическая группа" - по сравнению с предыдущей группой здесь есть четкий план работы. Такие группы имеют дидактический и педагогический характер, а не ориентированные на переживания и чувства. В целом их цель заключается в профилактике возможных проблем в будущем с помощью стимулирования личностного роста, оказания помощи в принятии решений, обучение важным жизненным навыкам и предоставление полезной информации.

3. "Группы консультирования" - такой разновидность групповой работы, которая направлена, прежде всего, на решение проблем межличностного общения ее участников. Эти группы ориентированы преимущественно на работу с настоящим, а не на анализе прошлого.

4. "Психотерапевтические группы" чаще проводятся в больницах, клиниках с пациентами, которые имеют такой диагноз, как психоневроз, личностные расстройства или психоз. Работа в них требует соответствующей квалификации и предполагает длительного и интенсивного лечения.

5. "Группы самопомощи и группы поддержки" отличаются также целью, которая четко отражена в их названии (самопомощь, поддержка). Прежде всего, это касается оказания эмоциональной и социальной поддержки, развития новых представлений о том, как можно справиться с распространенными проблемами, и обеспечения конструктивного направления для развития членов группы. Поэтому ее руководителем может быть не специалист, а опытный член такой группы. Такие группы ориентированы на решение какой-либо одной проблемы, в частности политической и тому подобное. В современных профессиональных энциклопедиях перечислены такие разновидности тренинга, как тренинг самоутверждения; тренинг сенситивності; тренинг ассертивности; тренинг межличностных отношений; тренинг руководителей; тренинг социальных навыков и тому подобное.

1. "Я - Я" - группы, направленные на изменение на уровне личности, личностный рост участников; основным источником преобразований является внутриличностные изменения.

2. "Я - Другие" - группы, направленные на изменение в межличностных отношениях и исследования процессов межличностного влияния и воздействия в зависимости от использованных способов взаимодействия.

3. "Я - Группа" - группы, направленные на исследование особенностей и стилей взаимодействия личности и группы как социальной общности и развитие эффективности этого взаимодействия.

4. "Я - Организация" - группы, ориентированные на изучение и развитие опыта межличностного и межгруппового взаимодействия в организациях.

5. "Я - профессия" - группы, ориентированные на развитие субъектов конкретной профессиональной деятельности.

К. Рудестам осуществил классификацию психокорекційних групп по функции руководителя и эмоциональной стимуляции.

Таблица 1

I. B. Вачков выделил четыре парадигмы тренинга:

1) тренинг как своеобразная форма дрессуры, при которой жесткими манипулятивными приемами при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного подкрепления "стираются" ненужные, по мнению руководителя;

2) тренинг как тренировка, в результате которого происходит формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения;

3) тренинг как форма активного обучения, целью которого является, прежде всего, передача психологических знаний, а также развитие некоторых умений и навыков;

4) тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.

Свой подол тренингов осуществила В.В. Сидоренко , которая попыталась определить, чем отличаются друг от друга разные названия тренингов.

Таблица 2

Все тренинги имеют в виду интеракцию, т. е. взаимодействие участников с тренером и между собой. Там, где есть взаимодействие между людьми, - это уже психология. Поэтому, как бы не называли тренинги, все они в своей основе являются психологическими, а уже потом - бизнеса, продажи, командообразование и др.

А.А. Горбатова для классификации тренинговых групп определила два критерия:

1. Главная цель группы. Этот аспект позволяет не разочаровывать участников тренинга, когда тренер ставит перед ними задачи, которые можно решить и подбирает для этого адекватные методы. Также выделение цели тренинговой группы позволяет сделать ее более гомогенной, а значит, в некоторых случаях и более эффективной.

2. Теоретические основы группы. Этот критерий дает тренеру возможность сориентироваться в методических разработках, которые предлагаются различными психологическими школами, и выбрать из них то, что перекликается с его мировоззрением. На основе этих критериев она выделила три разновидности групп:

1. Группы поддержки.

2. Учебные группы.

3. Развивающие группы.

Группы поддержки создаются для молодых людей, людей среднего возраста и пожилых. С учетом этого деления тренер должен строить работу своей группы.

Потребности участников учебной группы можно разделить на три сферы: личностную, межличностную и деловую.

Обучающие тренинги личностной направленности могут концентрироваться вокруг задач:

Повышение уверенности в себе;

Обучение асертивній поведении;

Приобретение умения говорить "нет";

Развитие навыков саморегуляции;

Повышение способности к принятию решения;

Обучение контролировать свое внимание и прочее.

Примером обучающих тренингов межличностной ориентации могут быть:

Тренинг коммуникативной компетентности;

Тренинг семейной терапии;

Тренинг повышения эффективности батьківсько-детских отношений.

В деловых учебных тренингах возможные темы:

Повышение лидерских способностей;

Создание эффективной команды;

Тренинг продаж;

Тренинг педагогического мастерства;

Методический тренинг для психологов и другие.

Участники развивающих групп нацелены на осознание себя, освобождение скрытых чувств, расширение самосознания и ликвидацию препятствий в процессе самосовершенствования личности. Этот тип группы, в отличие от двух предыдущих, предусматривает, что состав участников может быть гетерогенным: разный возраст и опыт, разные задачи и уровень осознания проблем - все это может неожиданно обогатить участников. Продолжительность групп, которые развиваются, поведение тренера и набор техник зависит от теоретических основ тренинга. На сегодня наиболее распространены следующие варианты групп: личностно-ориентированные, психоаналитические, гештальтські, транзактного анализа, психодраматические, психосинтетичні, арттерапии, сказкотерапии и телесной терапии.

Же. Годфруа предложил свою классификацию тренинговых групп, за методами психотерапии и выделил две категории: інтрапсихічна и поведенческая. Інтрапсихічна терапия направлена на решение психологических проблем деструктивного поведения человека из-за неадекватной интерпретации им своих чувств, потребностей и побуждений, то есть неадекватности самосознания. Поведенческая терапия основывается на том принципе, что любое поведение человека является приобретенным, пытается с помощью методов обусловливания или моделей заменить неадекватное поведение человека другим, которое позволило бы ему действовать более адекватно.

Если інтрапсихічна терапия предполагает воздействие на восприятие, мысли и побуждения человека, то поведенческая стремится только изменить или ликвидировать в нее те формы поведения, которые будут считаться неадаптированными.

Итак, единой классификации тренингов не существует. Все зависит от автора и критериев, по которым он классифицирует тренинги. В основу классификации тренингов могут быть положены различные критерии. Поскольку тренинг всегда создается для кого-то и для чего-то, то первым критерием может быть аудитория (клиенты): тренинги отличаются по контингенту участников, на который они рассчитаны. С одной стороны, в основу классификации может быть положен возраст, с другой - социальный или профессиональный статус участников. В этом случае можно выделить такие виды тренингов, как:

Подростковый тренинг;

Детско-родительский тренинг;

Тренинг для студентов;

Профессиональный тренинг (для продавцов, менеджеров, управленцев);

Тренинг тренеров, цель которых - научить уже непосредственно самих тренеров анализировать, выбирать оптимальную программу, проводить и оценивать различные мероприятия краткосрочного обучения. В отличие от большинства других, тренинги тренеров обычно имеют больший объем методической части, а также включают освоение навыков рефлексии.

За очень редким исключением, тренинги проводятся в групповой форме. По размеру группы могут быть выделены тренинги, ориентированные на проведение в малых (ориентировочно 4-8 участников), средних (10-16 участников) и больших группах (30 и более участников).

По степени сходства-различия участников в группах тренинги разделяют на гомогенные (группа состоит из участников, сходных по возрасту, по социальному статусу, иногда по полу) и гетерогенные (участники различаются по этим параметрам). В системе образования часто проводятся гомогенные тренинги (группа состоит из тех, кто учится в одном классе, студентов одного потока и тому подобное), в других сферах группы обычно являются гетерогенными.

По типам проведения различают тренинги открытые и корпоративные. Открытые - тренинги, в которых могут принять участие все желающие. Обычно они проходят в сборной группе из 15-20 человек, состоящая из представителей различных организаций, а также людей, которые самостоятельно приняли решение о необходимости получения знаний и навыков по этой теме. Говорят: если у тебя есть идея, и у меня есть идея, и мы обменяемся ими, то у каждого из нас будет по две идеи.

Поэтому, если тренинг направлен на выполнение творческих заданий, лучше выбрать открытый формат его проведения. Обмена опытом будет способствовать то, что участники открытых тренингов друг с другом не знакомы и в дальнейшем вряд ли будут пересекаться. Поэтому они ведут себя естественно, не боятся показать свою некомпетентность в некоторых вопросах.

в Зависимости от того, на какую цель делается акцент в СПТ, их условно делят на два типа: инструментально-ориентированные и личностно-ориентированные тренинги.

Различают численность классификаций групп СПТ: за психологическими ориентациями, целями и задачами, за техниками, которые используются, структурой, составом участников, ролями руководителя, длительностью проведения и тому подобное.

Свой подход к классификации тренингов имеет.Г. Грецов , который пишет: "Если классифицировать психологические тренинги в зависимости от целей, то их можно условно разместить на континууме от тренингов конкретных умений (их цель - выработка поведенческих навыков) до тренингов личностного роста (в их основе - цель создания условий для саморазвития участников, развития рефлексивных способностей, повышения открытости к новому опыту). В первом случае основной акцент делается на внешний, поведенческий эффект, который впоследствии может вызвать и изменения личности. Во втором случае основной эффект наблюдается во внутреннем плане - сначала происходят внутриличностные изменения (самооценка, мотивация, ценностные ориентации и т. др.), а потом, как следствие, может изменится и поведение. Соответственно различаются и критерии результативности тренингов - в первом случае они преимущественно объективные (уровень развития тренинговых умений), во втором - субъективные, получаемые путем самоанализа, самоотчетов участников о том, что дал тренинг лично им. Заметим, что в отдельных случаях, близкое окружение может фиксировать в участника личностные изменения на тренингах личностного роста, которые для него остались незамеченными".

Распространенными разновидностями психологического тренинга являются так называемые Т-группы (Human-relation training group) или группы тренинга человеческих отношений.

Еще один распространенный направление групповой тренинговой работы и позамедичної психотерапии, группы встреч, учредителем которых является известный представитель гуманистической (клиент-центрированной) психотерапии Карл Роджерс (США).

Кроме этого, в психологии сформировались другие направления групповой работы: бихевиорально-ориентированные группы, гештальт-группы, транзактный анализ в группе, психодраматические подход, телесно-ориентированный подход, нейролингвистическое программирование, арт-терапия и др. В подавляющем большинстве тренинги имеют эклектичный характер, то есть сочетают в себе технологии, которые присущи разным направлениям.

В практической психологии тренинги классифицируют по четырем группам.

Первая группа - тренинги, направленные на повышение эффективности работы команды и организации в целом: построение команды; эффективные коммуникации.

Вторая группа - тренинги по развитию навыков, связанных с конкретными бизнес-процессами: управления проектами; навыки продаж; продажи по телефону; маркетинг; финансы; подбор персонала.

Третья группа - тренинги, направленные на повышение личной эффективности менеджеров и сотрудников: навыки личной эффективности; управление временем, стрессом, командой, мотивацией, конфликтами; лидерство; навыки проведения эффективных собраний; навыки публичного выступления.

Четвертая группа - тренинги по развитию персонала: тренинг для тренеров; наставничество (коучинг); навыки передачи полномочий (делегирование). Считаем нужным выделить пятую группу - тренинги личностного роста, емпатійності, креативности, сенситивності и др.

Конечно, в основе классификации тренингов могут быть положены различные критерии (признаки), например, возраст, пол, профессиональная деятельность, численность, продолжительность и тому подобное.

Итак, тренинговая группа - это не место, где обмениваются проблемами, это место, где каждый участник может лучше понять и принять себя. Психологический тренинг открывает участникам широкое поле для того, чтобы вступить в общение с самим собой, с той решающей частью себя, которая в обыденной жизни не замечается или откровенно игнорируется, той частью себя, которая спрятана за внешними масками и ролями. Постоянная поддержка внешних "Я" требует больших затрат, истощает и опустошает личность. ПТ активизирует стремление участников к познанию себя и самосовершенствованию, позволяет каждому из них принять личную ответственность за то, кто он есть, и дает им возможность стать "мастерами" собственной личности.

· Создание возможностей для достижения конструктивных изменений на уровне отдельного человека как личности и субъекта профессиональной деятельности,

· Создание условий для оптимального функционирования личности и ее развития,

· Создание условий для достижений разнообразных изменений социально-психологических, психологических и других характеристик группы и организации (Приложение 1.4.1., стр. 294).

Цель психологического тренинга – достижение разнообразных изменений психологических, социально-психологических и других характеристик человека, группы и организации.

При изменении психических феноменов человека предполагается три основных варианта их протекания.

1. Изменение как созревание , подчиняющееся определенным закономерностям, имеющее фазный, этапный стадийный характер. Для каждой стадии характерно достижение определенного уровня развития психических функций, осуществляемое на основе результатов предыдущего этапа. На каждом этапе существуют критические фрагменты, включающие в себя сенситивные периоды развития. Изменение как созревание связано с понятием возникновения, развития, инволюции и исчезновения.

2. Изменение как процесс и результат обучающих, воспитывающих, формирующих вмешательств , которые осуществляются как с учетом результатов и закономерностей изменения, как созревания, так и стихийно. Внешние вмешательства могут носить как конструктивный, так и разрушительный характер.

3. Изменение как процесс и результат воплощения собственных выборов человека , определяемый как результат созревания, так и итогами обучения, воспитания и формирования. Результаты осознанных изменений также могут носить конструктивный либо разрушительный характер.

Рассмотрение изменений психических явлений с детерминистских позиций предполагает, что психика, психологические феномены имеют системную природу, следовательно, речь идет именно об анализе системной детерминации, включающей определение всего многообразия связей и отношений структур психики и внешних обстоятельств.

Идея системной детерминанты применима ко всем вариантам изменений: стихийному развитию психики (созреванию); изменениям как результатам обучения, воспитания, формирования психических феноменов под руководством других людей, где изменение имеет конечной целью воплощение представлений, принятых в данный момент в обществе, группе или другим человеком как целесообразные.

Функции тренинга

· Диагностическая во время СПТ как тренер, так и участники группы имеют возможность определить различные модели поведения и реагирования, также личностные качества участников группы, увидеть их сильные и слабые стороны;

· Преобразующая – во время тренинга закладываются основы для внутренней работы участника группы по формированию осознанно желаемого свойства личности или типа поведения;

· Корректирующая – во время тренинга акцентируется внимание на слабых сторонах взаимодействия, и предлагаются различные способы для их изменения и формирования арсенала социально-эффективных моделей поведения;

· Профилактическая – во время СПТ участники группы имеют возможность подготовиться к ситуациям, отсутствующим в личном опыте, рассмотреть и апробировать эффективные способы поведения в них в условиях минимального риска посредством моделирования ситуаций;

· Функция адаптации – участие в СПТ расширяет арсенал коммуникативных приемов, используемых для различных целей социального взаимодействия, позволяет выработать навыки применения этих техник в профессионально значимых для участников группы ситуациях, то есть адаптировать полученный знания, умения и навыки к будущей профессиональной деятельности (Приложение 1.4.2., стр. 295).

Многофункциональность метода свидетельствует о том, что возможности тренинга существенно шире и охватывают области совершенствования интеллектуальных возможностей человека, развитие его волевых характеристик, осознания и разрешения личностных, профессиональных и организационных проблем.

2 вопрос. Виды и классы тренинга

Виды тренинга (Х. Миккин)

Х. Миккин в качестве основания для разделения различных видов тренинга принимает организационную сторону, обращая внимание на распределение инициативы между тренером, организацией-заказчиком, тренируемыми и степенью профессионализации тренера (Приложение 1.4.3., стр. 296).

Х. Миккин выделяет следующие виды тренинга :

Ä Любительский – характерен для начальной стадии освоения метода, когда инициатором проведения тренинга выступает сам тренер-энтузиаст, а участники мотивированы случайными причинами и любопытством, работа тренера свободна от внешнего контроля и проводится за счет личного времени участников.

Ä Институционализированный – отличается от любительского переходом инициативы его проведения от тренера к организации-заказчику, которая вправе предъявлять к тренеру ряд требований, относящихся к подтверждению его квалификации авторитетной инстанцией, к постановке конкретных задач, к научной обоснованности программ, к продолжительности работы и ее режиму, а также четкому формулированию иерархии целей тренинга для контроля его эффективности.

Ä Психокоррекционный тренинг как разновидность психологической помощи, которая по своим целям и задачам стоит в одном ряду с «психологической консультацией, телефоном доверия, кабинетами психологической разгрузки, психопрофилактической психотерапии» .

Классы тренинга (Н.М. Лебедева и А.И. Палей)

Н.М. Лебедева и А.И. Палей выделяют следующие классы тренинга (Приложение 1.4.4., стр. 297):

1. Субъект-субъективной направленности (все модификации СПТ)

2. Субъект-объективной направленности (интеллектуальный тренинг, целью которого является развитие интеллектуального потенциала личности, повышение эффективности решения профессиональных и личностных проблем)

3. Тренинги интраличностной направленности (группы личностного роста и их разновидности, в частности лабораторный тренинг, тренинг развития личности) .

3 вопрос. Классификация тренинга (С.И. Макшанов)

С.И. Макшанов классифицировал тренинг по следующим основаниям (Приложение 1.4.5., стр. 298):

▪ по форме проведения;

▪ по составу участников;

▪ по композиции;

▪ по уровню изменений;

▪ по организации;

▪ по целям и задачам .

По форме проведения тренинги подразделяются на индивидуальные и групповые .

Как отмечалось ранее, научно обоснованные индивидуальные формы тренинга появились в начале ХХ века как средство преодоления ограничений, накладываемых на результаты обучения теоретическим знаниям, и «безопасного» приобретения трудовых навыков.

Индивидуальные формы профессионального тренинга направлены на сохранение и восстановление работоспособности специалистов, подготовку их психики к работе в специфических или экстремальных условиях профессиональной деятельности.

Особенности групповых форм профессионального тренинга связаны с рядом обстоятельств. Прежде всего, они предназначены преимущественно для формирования навыков и умений, а также установок и отношений специалистов, чья профессиональная деятельность предполагает общение и управление людьми. Сквозной задачей в деятельности представителей профессий социономического типа является направленное изменение субъектных и личностных характеристик людей, их поведения и состояний, показатели совместной и индивидуальной деятельности.

Принято считать, что возникновение групповых форм тренинга, или группового движения, относится к 1946 году. Это событие обычно связывают с именами К. Левина, Л. Брадфорда, Р. Липпита и К. Роджерса. Разработанные К. Левиным и К. Роджерсом теории групповой динамики и центрированной на клиенте терапии явились непосредственными источниками практики группового тренинга. К. Левин утверждал, что большинство устойчивых изменений в установках и поведении личности происходит в групповом, а не в индивидуальном контексте. В связи с этим, для того чтобы обнаружить и изменить свои установки, выработать новые формы поведения, человек должен преодолеть свою аутентичность и научиться видеть себя так, как его видят другие.

По составу участников тренинги подразделяются на:

· Реальные группы;

· Квазиреальные группы;

· Группы незнакомых людей.

По композиции тренинги подразделяются на:

· Однородные группы;

· Неоднородные группы.

По уровню изменений тренинги подразделяются на:

· Субъектные;

· Личностные.

По организации тренинги подразделяются на:

· Фрагментарный тренинг;

· Программированный тренинг.

По целям и задачам тренинги подразделяются на:

· Коммуникативный тренинг;

· Интеллектуальный тренинг;

· Регулятивный тренинг;

· Тренинг специальных умений.

Коммуникативный потенциал как интегральное психологическое образование отражает возможности человека к установлению и поддержанию контактов с людьми, к получению и передачи по каналам коммуникации различной информации. Кроме того, коммуникативный потенциал характеризует сложившуюся для конкретного человека структуру деловых и межличностных связей. Особенности коммуникативного потенциала человека характеризуются также преобладающим типом взаимодействия с окружающей средой, особенностями социальной перцепции коммуникативными навыками и умениями, тесно связанными с эквивалентами природных предпосылок к интенсивному и продуктивному общению и взаимодействию. Тип взаимодействия личности со средой определяется как формально-динамическими характеристиками взаимодействия (величина дистанции, ее гибкость и жесткость, степень аффективной заряженности целей взаимодействия), так и характером контроля и управления взаимодействием. Е.Е. Иванова выделяет три способа взаимодействия с окружающей средой: устраняющийся, вовлекающий и вторгающийся .

Интерперсональная перцепция предопределяет возможности человека к адекватному восприятию других людей и тесно связана с понятиями эмпатии и сенситивности. Сенситивность также рассматривается как особенность коммуникативного потенциала, связанная с повышенной чувствительностью к малозаметным особенностям ситуации, отдаленным ассоциациям, что в ряде случаев при нахождении интеллектуального и регулятивного потенциалов в пределах норм позволяет справляться с трудностями и способствует изменениям.

Совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения, определяется Л.А. Петровской как коммуникативная компетентность .

Основная задача коммуникативного тренинга – постановка поведенческих навыков и умений, способствующих эффективному поведению в различных ситуациях общения. Коммуникативный тренинг позволяет научиться решать сложные проблемы, которые возникают в процессе межличностного или делового общения у каждого человека. Для этого используются специальные упражнения, моделирующие различные жизненные ситуации. Выполняя их, участники тренинга учатся налаживать отношения с другими людьми и лучше их узнавать, проявлять внимание ко всему, что происходит на невербальном уровне и вступать в контакт с помощью иных средств, нежели слово (взгляд, поза, прикосновение, жесты и т.п.).

Интеллектуальный потенциал человека включает совокупность его возможностей, интеллектуальных способностей, связанных с осознанием себя, окружающей действительности и профессиональной среды. Интеллектуальный потенциал включает в себя значительную совокупность количественных и структурных характеристик, к которым, в частности, относится продуктивность, гибкость, креативность, аналитичность, поленезависимость, лабильность и адаптивность. Под продуктивностью понимаются возможности субъекта по производству мыслительных операций оценки структуры познаваемых объектов и явлений, особенностей взаимосвязей между ними, установления степени сходства и различия, а также прогноза их развития на основе установленных закономерностей. Продуктивность как показатель интеллектуального потенциала связывается с возможностями человека познавать окружающее в реальном масштабе времени. Гибкость рассматривается, как способность использовать при решении проблем различные стратегии и способы мышления. Аналитичность определяется величиной критерия, применяемого в процессах обработки информации субъектом деятельности. Под креативностью понимается интегральная характеристика личности, тем не менее, самым тесным образом связанная с интеллектуальным потенциалом.

Значимость интеллектуальных ресурсов для развития человека и изменений его психологических переменных не нуждается в особых доказательствах. Обнаружено, что сниженный либо не проявленный интеллектуальный потенциал служит серьезным барьером «для преднамеренных» изменений. Это связано, прежде всего, с ограничениями, при получении адекватных образов реальности и их адекватной переработки в ходе операций мышления .

Сниженный интеллектуальный потенциал вызывает значительные напряжения при изменениях ситуации, так как интеллектуальных ресурсов недостает для своевременного познания сущности происходящего. Такого человека как бы нет в ситуации, он не попадает в темп ее развития или выбрасывается из нее ходом событий.

В профессиональной деятельности совершенно очевидна важность собственно интеллектуальных процессов, в ряде профессий они играют приоритетную роль. В связи с этим развитие принципов, методов и программ такого тренинга остается актуальной задачей профессиональной подготовки.

Предшественниками первых теоретических обоснований программ интеллектуального тренинга можно считать упражнения для развития у школьников дивергентного мышления, предложенные М. Вертгеймером и разработки, посвященные методу «мозгового штурма» А. Осборна .

В настоящее время в психологической литературе упоминаются следующие программы интеллектуального тренинга : тренинг гибкости мышления, умственный тренинг, тренинг стратегического мышления, тренинг креативности.

Целью тренинга стратегического мышления , в частности, предлагаемого А.В. Дранковым, Н.М. Лебедевой, Е.А. Мироновым, является развитие интеллектуальных способностей, обеспечивающих формирование и реализацию эффективных стратегий в профессиональной деятельности специалистов управленческого типа. Конкретные задачи тренинга формулируются следующим образом:

· Знакомство участников тренинга с основными закономерностями эффективных стратегий;

· Осознание механизмов, лежащих в основе типичных ошибок, допускаемых в процессе выдвижения гипотез;

· Совершенствование рефлексивной регуляции мыслительной деятельности в процессе верификации гипотез;

· Повышение эффективности реализации сформированной стратегии в условиях индивидуального решения мыслительных задач;

· Расширение индивидуального стратегического арсенала участников в отношении конкретных классов задач;

· Развитие прогностичности мышления и способности к выдвижению иерархической системы целей;

· Выработка направленности на достижение глобальных стратегических целей с учетом долгосрочных прогнозов;

· Формирование толерантности к «тактическим потерям» в целях достижения общего стратегического успеха;

· Осознание преимуществ совместного решения задач и развитие умений пользоваться ими при формировании и реализации стратегий;

· Учет специфических негативных факторов при формировании и реализации стратегий в условиях непосредственного общения .

Эффективная профессиональная деятельность, связанная с работой с людьми, исключает применение ее субъектом стереотипных, не изменяющих стратегий так же, как и импульсивно-реактивных, не учитывающих уникальность каждого человека и группы людей. В связи с этим креативность является профессионально важным качеством субъектов многих, если не большинства, профессий.

Развитию творческого потенциала личности посвящен тренинг креативности в его различных модификациях. В тренинге креативности главное внимание уделяется способности специалиста генерировать разнообразные идеи, отличающиеся нестандартностью и оригинальностью, и воплощать их в своей профессиональной деятельности. Тренинг креативности применяется в профессиональной подготовке руководителей предприятий и организаций, менеджеров, психологов, учителей, научных работников. Креативность рассматривается как мощный фактор развития профессионально важных качеств и личности профессионалов в различных областях деятельности .

Во многих видах профессиональной деятельности значительное место принадлежит процессам принятия решений. В ряде случаев – управление страной, регионом, отраслью, предприятием, агрегатом АЭС, воинским подразделением и т.д. – цена принимаемых решений измеряется астрономическими цифрами, а последствия их реализации (или отсутствия) носят необратимый характер. Поэтому тренинг принятия решений , безусловно, целесообразен для профессиональной подготовки специалистов в сфере управления, научных работников, операторов различных систем. Целью указанного тренинга являются развитие когнитивных и эмоционально-волевых компонентов и их интеграция, позволяющая эффективно реализовывать все этапы индивидуального и совместного принятия решений. Достижение этих целей осуществляется в результате решения следующих задач:

1. Обеспечение адекватности субъективного отражения проблемной ситуации.

2. Развитие умений структурирования неопределенных проблем и выделение необходимой для их решения информации.

3. Формирование навыков оценки элементов вероятностной среды с учетом многокритериальной значимости событий.

4. Развитие многоальтернативной системы субъективного прогнозирования.

5. Формирование многоальтернативности промежуточных решений с целью оптимизации терминального.

6. Совершенствование рефлексивной регуляции в отношении субъективных критериев принятия решений.

7. Развитие устойчивости к условиям неопределенности и риска, формирование адекватного уровня субъективной уверенности в принимаемых прогностических решениях.

8. Обеспечение, как последовательности, так и гибкости в реализации принятых решений.

9. Индивидуализация способов преодоления трудностей принятия решений на различных этапах.

10. Формирование способов организации групп поддержки решений и повышение эффективности принятия решений в совместной деятельности .

Особую роль в детерминации психологических феноменов играет регулятивный, или волевой потенциал , показатели которого связаны с такими значимыми психологическими реальностями, как:

ü Проблема выбора, тесно связанная с ответственностью и имеющимися у субъекта выбора стереотипизированными фрагментами сознания;

ü Определение момента начала активности, деятельности, регуляция ее темпа и другие характеристики;

ü Проблема остановки активности и регуляции состояний сознания.

Регулятивный потенциал определяет именно те ситуации, когда человек действует активно, по собственному произволу изменяя ситуацию, т.е. совершая акции, действия, реализующие созданную субъектом программу деятельности. Волевые действия относятся к моментам противостояния субъективности личности актуальной ситуации. К показателям регулятивного потенциала, определяющим шансы и характер изменений, относятся так же связанная с ней шкала экстернальности/интернальности и проявляющиеся жизненные стратегии.

Самооценка, являясь частью Я-концепции, имеет две компоненты: дескриптивную (история жизни и становления Я) и нормативную (идеал Я), на основе которых формируются отношения, жизненные цели и стратегии их достижения. Самооценка, как и другие показатели, связана с индивидными характеристиками, в частности, обнаружены тенденции, что ригидная неадекватно высокая самооценка характерна для лиц с высокими показателями силы нервной системы, а неадекватно низкая самооценка с большей вероятностью формируется у людей со слабой нервной системой .

Неадекватная и неустойчивая самооценка блокирует приобретение профессиональных навыков и умений и отрицательно коррелирует с успешностью и надежностью профессиональной деятельности и провоцирует невротизацию и суицидальные проявления человека.

Принципиальная значимость регулятивного потенциала в жизнедеятельности человека нашла свое отражение и в истории тренинга. К первым групповым формам тренинга, которые можно отнести к регулятивным программам , относится тренинг уверенности в себе и мотивационный тренинг. Обе эти программы находят широкое применение и не могут рассматриваться как строго профессиональные. В то же время такие личностные дефициты, как неуверенность в себе и недостаточное развитие мотивационных структур существенно затрудняют прохождение любого этапа становления профессионала, что объясняет актуальность данных тренинговых программ для любой профессиональной группы.

Теоретическими основаниями тренинга уверенности в себе в его разных версиях выступают поведенческие и психоаналитические концепции. Бихевиористский подход исходит из положения, что неуверенные в себе люди не смогли по ряду причин овладеть социальными навыками уверенного поведения, либо получали преимущественно негативные подкрепления в процессе научения. Психоаналитики рассматривали неуверенность в себе как внешние проявления глубинного бессознательного конфликта. Общим для этих подходов является рассмотрение неуверенности как последствия микросоциальной ситуации развития. Одна из первых известных программ тренинга уверенности в себе была опубликована Р. Алберти и М. Эммонсом в 1970 году.

Приоритет в разработке мотивационного тренинга принадлежит Д. Мак-Клелланду, установившему в лонгитюдном исследовании, что высокомотивированные студенты Гарвардского университета после его окончания занимают ведущие посты в экономике страны, и реализовавшему в 1967 году первые программы мотивационного тренинга . Тренинг мотивации базировался на теории атрибуции, а также идеях Мак-Клелланда, согласно которым представления и мысленные действия позволяют изменить мотивы субъекта деятельности. Тренинг мотивации, разработанный Мак-Клелландом, преследовал достижение следующих четырех целей:

Ä Расширение, укрепление и совершенствование сети ассоциаций;

Ä Четкое видение и осознание всех ее частей;

Ä Связь элементов этой сети;

Ä Выработка и упорядочивание связей новых ассоциаций с существующими, с реальностью и культурными ценностями.

В соответствии с данными целями Д. Мак-Клелланд разработал 12 элементов тренинга, объединенных в группы:

Ø Изучение и обработка синдрома достижения,

Ø Самоанализ,

Ø Постановка целей,

Ø Социальная поддержка.

Средства тренинга включали в себя анализ содержания собственных рассказов с помощью ключевых категорий для выявления потребности в достижениях, разбор конкретных случаев направленного на достижение поведения предпринимателей, отработка реалистичного целеполагания в игровых условиях, контроль совместимости деятельности достижения с собственным образом жизни и с различными обстоятельствами.

Одним из более ценных результатов тренинга мотивации следует признать возможность освоения профессионалом в любой области навыков, механизмов самомотивирования, произвольного удержания мотива и цели. Данная программа тренинга не утратила своей актуальности, и в наше время.

В основе большинства программ тренинга специальных умений лежат теоретические представления, обоснованные психологами поведенческого направления.

К тренингу специальных умений также относятся программы, ориентированные на профессиональную подготовку специалистов к работе в особых условиях, например психологический тренинг, разработанный после аварии на АЭС. Тренинг преследовал цели подготовки специалистов АЭС к действиям в экстремальных ситуациях, формирование навыков принятия решений, анализа принятых решений, достижения взаимопонимания, определения потенциальных критических проблем управления и стимулирования творческой инициативы при выполнении заданий.

4 вопрос. Принципы тренинга (С.И. Макшанов)

К настоящему времени сформулирован ряд обоснованных принципиальных положений, относящихся к организации и проведению тренинга. Принципы социально-психологического тренинга, как части психологического, описаны в работах Л.А. Петровской ,

В.П. Захарова и Н.Ю. Хрящевой .

С точки зрения С.И. Макшанова, принципы психологического тренинга включают в себя (Приложение 1.4.6., стр. 299):

û Принципы создания среды тренинга;

û Принципы поведения участников тренинга;

û Организационные принципы;

û Этические принципы.

Принципы тренинга содержательно тесно связаны с факторами изменений психологических феноменов, воплощение которых в среде тренинга относится к принципиальным условиям эффективного применения метода .

Тренинг предполагает усвоение человеком специфических профессиональных знаний, навыков, умений, коррекцию установок, развитие личностных свойств через интериоризацию особенностей профессиональной среды, объектов и особенностей взаимодействия с ней профессионала. В результате тренинга специалист (или группа специалистов) достигает нового уровня осознания профессиональной среды (социальной и физической), себя в ней и овладевает средствами ее преобразования для достижения целей профессиональной деятельности. Изменение психологических переменных профессионала или группы профессионалов являются результатом движения от внешнего к внутреннему, от предъявляемых в тренинге образцов поведения и деятельности к их осознанию и включению в познавательные и регулятивные структуры психики в виде умений, навыков, установок.

Все это определяет необходимость создания в тренинге специфической среды, отвечающей требованиям профессиональной реальности, индивидуально-психологических особенностей участников тренинга и издающей эффекты системной детерминации изменяемых психологических свойств и образований. При этом учитывается и то обстоятельство, что психологические образования, возникающие в процессе интериоризации внешнего профессионального контекста, создаваемого в тренинге, активизируют самокоррекцию, самоуправление и как следствие этого, влияние на порождающую их деятельность. Основополагающими принципами для формирования среды тренинга выступают:

1. Принцип системной детерминации,

2. Принцип реалистичности,

3. Принцип избыточности.

Характеристики среды, создаваемой в профессиональном тренинге, формируются с учетом ряда существенных противоречий:

1. Локальная и специфическая среда тренинга выступает, в конечном счете, лишь фрагментом более широкого социального окружения, в котором протекает жизнедеятельность субъекта профессиональной деятельности. В связи с этим необходим обоснованный прогноз возможностей переноса происходящих в результате тренинга изменений психологических переменных специалиста в актуальный и потенциальный профессиональный контекст. Воплощение произведенных изменений в образе жизни и параметрах профессиональной деятельности возможно, если объективные характеристики жизнедеятельности допускают подобные изменения. Если потенциал изменений, произведенных в тренинге, оказывается недостаточным для преодоления сопротивления среды, то психологические предпосылки развития профессионала остаются нереализованными. Возможность подобных исходов не является свидетельством неэффективности тренинга, а говорит о существовании объективных ограничений личностного и профессионального развития. В связи с этим необходимо учитывать широкий спектр внешних по отношению к характеристикам специалистов, проходящих тренинг, обстоятельств, таких, как ситуация в стране, отрасли, организации, позиция руководства организации, связанная с целями тренинга.

2. Создание среды тренинга должно разрешать противоречие между необходимостью сопровождения тренинга высоко реалистичными моделями практики и обеспечением универсальности этих моделей. Другими словами, средствам, используемым для создания необходимой для конкретной программы тренинга среды, одинаково необходимы элементы специализированности и элементы универсальности. Для разрешения этого противоречия требуются модели, отражающие как высоко вероятные элементы и ситуации профессиональной деятельности, так и единичные, маловероятные. При этом нужно учитывать индивидуальные особенности жизненного и профессионального опыта проходящих тренинг специалистов, чьи субъективные оценки вероятности и значимости элементов профессиональной деятельности могут существенно различаться. К общим необходимым средствам создания среды профессионального тренинга относятся изоморфизм, предполагающий адекватное отражение в ролевых и ситуационных играх, психогимнастических упражнениях, ситуациях для анализа и дискуссиях структуры оригинала (реальных и прогнозируемых профессиональных ситуациях), а также предоставления возможности участия в различных видах деятельности, выбор которых осуществляется самими участниками.

3. Третьим противоречием, от разрешения которого зависит эффективность тренинга, выступает противоречие между поставленными целями и готовностью участников изменяться. Изменения не возможны без усилия, значительных психологических и энергетических затрат, что само по себе может вызывать напряжение и активизировать психологические защиты, отгораживающих участников от происходящего. В связи с этим среда тренинга, с одной стороны, должна быть достаточно психологически безопасна для участников, а с другой – сохранять необходимый уровень новизны и проблемности. Учет взаимодействия характеристик внешней, средовой детерминации изменений и самодетерминации участников предполагает избыточность средств регулирования уровня мотивации проходящих тренинг специалистов. При этом уровень психологической безопасности, предполагающий уважение достоинства личности каждого, значимости занимаемой им позиции, определяется поставленными в тренинге целями и потенциалом участников. Необходимо также достижение оптимального соотношения полимодальности «натурной» и «знаково-символической» материализации фрагментов среды тренинга. Принцип системной детерминации требует воплощения в среде тренинга основных факторов изменений психологических феноменов человека и группы и взаимодействия внешней детерминации и самодетерминации через механизмы психического заражения и подражания, обратной связи, регуляции уровня удовлетворения потребностей и включения участников тренинга в определенным образом организованную деятельность.

К принципам создания среды тренинга относятся:

· Принцип избыточности операционализируется через создание возможностей выбора участниками различных вариантов представления информации, момента и способа деятельности.

· Принцип реалистичности предполагает создание в тренинге среды, изоморфной по своим характеристикам социальной и профессиональной, работу с разными по вероятности возникновения и значимости в профессиональной деятельности ситуациями и проблемами. Реализация принципов создания среды тренинга осуществляется ведущим и определяет его деятельность.

· Принцип системной детерминации при формировании среды профессионально ориентированного тренинга предполагает целесообразное воплощение факторов изменений в составе группы, личностных особенностях ведущего, пространственно-временных и информационных характеристиках содержания работы. Механизмы, обеспечивающие взаимодействие внешней детерминации, общих и специфических предпосылок самодетерминации, включают в себя психическое заражение и подражание, регулирование уровня удовлетворения потребностей и включение участников в определенным образом организованную деятельность. Последнее предполагает создание условий для осознания образов прошлого, настоящего и будущего, охватывающих возможно большее число элементов системы, включающей в себя подлежащие изменению феномены и предметную деятельность «здесь и теперь».

Реализация принципов создания адекватной целям тренинга среды, связанной с деятельностью ведущего, создает предпосылки для осуществления принципов, характеризующих поведение и деятельность участников группы.

К принципам поведения и деятельности участников тренинга относятся:

1. Принцип активности.

2. Принцип исследовательской и творческой позиции.

3. Принцип объективации поведения.

4. Принцип субъект-субъектного общения.

5. Принцип «искренности».

6. Принцип «здесь и теперь».

Принцип активности предполагает включение в интенсивную работу всех участников тренинга. Активность участников тренинга носит особый характер, отличный от активности человека, слушающего лекцию или читающего руководство по применению той или иной технологии. В тренинге участники получают возможность включения в специально разработанную тренером или ими самими деятельность. Это может быть проигрывание той или иной профессионально значимой ситуации, выполнение психогимнастических упражнений, наблюдение за поведением других по специальной схеме, разработка проектов деятельности в индивидуальном или групповом режиме. Активность участников тренинга возрастает в том случае, если они получают установку на включение в совершаемые в группе действия в любой момент. Особенно эффективными в достижении целей тренинга через осознание, апробирование и тренировку приемов, способов поведения. Разбор ситуаций позволяет активно участвовать в них всем членам группы одновременно, что создает дополнительную мотивацию за счет процессов межличностного сравнения в системе сложившихся в группе тренинга отношений. Принцип активности в частности, опирается на установленную закономерность усвоения человеком 10% информации, воспринимаемой на слух, 50% информации, воспринимаемой по зрительному каналу и 90% информации, получаемой в ходе самостоятельной деятельности.

Принцип исследовательской, творческой позиции участников тренинга связан с тем, что в ходе его участники группы осознают, обнаруживают, открывают идеи, закономерности, варианты разрешения проблем, уже известные и неизвестные в психологии, а также, что особенно важно, свои личные ресурсы, возможности и особенности, проявляющиеся в изоморфной профессиональной среде, получают возможность экспериментировать в широком диапазоне ситуаций со своим поведением и желающими сотрудничества участниками группы. С этой целью в группе тренинга создается креативная среда, основными характеристиками которой выступают проблемность, неопределенность, принятие тренером, а впоследствии и группой, поведения каждого участника, безоценочность.

Реализация принципа исследовательской, творческой позиции каждого участника сталкивается с ощутимым сопротивлением группы, нередко настроенной на получение рецептов деятельности и не готовой к принятию на себя ответственности за изменения, заявленные в целях тренинга. Люди, приходящие в группу тренинга, как правило, имеют опыт обучения в школе, в институте, где им предлагались те или иные правила, модели, которые необходимо было выучить и следовать этим образцам в своей практической деятельности. Сталкиваясь с другим, непривычным способом освоения профессиональной деятельности, участники группы проявляют недовольство, иногда в достаточно сильной, даже агрессивной форме. Преодолеть такое сопротивление помогают ситуации, позволяющие участникам тренинга осознать важность и необходимость формирования у них готовности и в дальнейшем, после окончания тренинга, экспериментировать со своим поведением, творчески относиться к жизни, к профессиональной деятельности, к самому себе. Задачей ведущего тренинг в таком случае становится постоянное генерирование ситуаций, позволяющих группе и каждому ее участнику осознать причины своей неготовности к самостоятельной деятельности, апробировать и тренировать новые способы поведения и разрешения проблемных профессиональных ситуаций.

Особую значимость для тренинга как метода преднамеренных изменений имеет принцип объективации , основным требованием, сущностью которого является перевод поведения участников тренинга с импульсивного, неосознанного уровня регуляции профессиональной деятельности на осознанный, когда в любой ситуации специалист отдает себе отчет в том, с какой целью он действует, адекватны ли средства ее достижения специфике ситуации и его возможностям. В начале тренинга этот принцип реализуется ведущим, впоследствии он может быть воспринят участниками. Универсальным средством объективации поведения выступает обратная связь, относящаяся к неотъемлемым признакам тренинга как метода.

В традиционных формах профессиональной подготовки предполагается, что вначале специалист получает информацию, а через неопределенное время – возможность ее использования, и только тогда происходит оценка субъектом реальной применимости полученного им знания. Эффекты подобного варианта освоения профессии могут быть разнообразными, при этом, нужно заметить, что полученная информация подвергается воздействию механизмов забывания, интерференции с различными событиями, оставаясь «перцептивно пустой», т.е. не связанной с переживаниями от практического использования полученных знаний. В тренинге создается возможность незамедлительного соотнесения полученной информации и деятельности, эмоционального проживания новых моделей поведения и связанных с ними результатов, что обеспечивается действиями каналов обратной связи. Обратная связь создает условия для осознания, и, если это становится необходимым, коррекции невербальных компонентов поведения и деятельности, что особенно важно для некоторых видов тренинга, где освоение кодирования и декодирования вербальных сообщений составляет одну из самостоятельных задач. Этому способствует сензитизация физических действий. Участники тренинга осознают единство всех знаковых систем и ручаются их использовать при построении концептуальных моделей профессиональной деятельности. Проходящий подготовку в тренинге специалист при получении обратной связи обнаруживает имеющийся у него дефицит умений и навыков, целые пробелы теоретических знаний, а также неадекватность установок и стереотипов. Механизмы обратной связи позволяют специалисту относить результаты своей деятельности и поведения с целями тренинга, что необходимо для корректировки ее протекания, и производить замену неэффективных моделей управления поведением на новые, более эффективные.

Обратная связь может быть разделена на прямую, циркулирующую непосредственно между участниками тренинга, и опосредованную техническими устройствами. В групповом профессиональном тренинге используются обе формы обратной связи, что обеспечивает ее интенсивный характер, необходимый для оперативного предъявления участникам возможно более полного образа их поведения и действий. Полнота и насыщенность обратной связи, получаемой в тренинге, определяет характеристики объективации проявлений участников и облегчает преодоление импульсивности в поведении. Это обстоятельство иллюстрирует взаимодействие принципов – в данном случае принципа объективации и принципа избыточности, так как значительный объем информации и разнообразие форм ее предъявления дают возможность выбора участником тренинга именно тех фрагментов информации, к принятию которых он в наибольшей степени готов, что ослабляет эффект психологических защит, объективно активизирующихся при получении информации о результатах деятельности. Обратная связь, циркулирующая между участниками тренинга, принято определять как межличностную обратную связь, доминирующую в групповых формах тренинга. Л.А. Петровская предлагает следующую дифференциацию межличностной обратной связи :

1. Намеренная / ненамеренная (сознательно передаваемая и непроизвольная)

2. Вербальная / невербальная (в соответствии со средствами передачи).

Ненамеренная обратная связь поступает к участнику тренинга в процессе наблюдения конкретных лиц или группы в целом, в ходе которого воспринимаются сигналы, сознательно не предназначенные для него и посылаемые непроизвольно. В ходе тренинга внимание участников может обращаться на необходимость постоянного анализа ненамеренной обратной связи, которая находится в их распоряжении. В данном случае мы вновь сталкиваемся с ситуацией тесного взаимодействия принципов тренинга – конкретно принципа объективации и принципа реалистичности. Особенностью ненамеренной обратной связи является ее спонтанность, большая искренность и большая адекватность. Это обстоятельство не дискриминирует значимость намеренной обратной связи в силу ее акцентированности на конкретных аспектах поведения и деятельности, что позволяет с меньшими затратами извлекать информацию, релевантную целям тренинга. В то же время существуют барьеры подачи намеренной обратной связи, существующие у ее коммуникатора по самым разным причинам.

К опосредованным формам относятся обратные связи, получаемые участниками тренинга посредством технических устройств (аудио- и видеотехники, фото- и киноаппаратуры, компьютера, обучающих машин), предметных результатов деятельности, а также идеографической продукции (буклетов программированных инструкций, рисунков и пиктограмм участников тренинга). Опосредованные формы обратной связи существенно увеличивают ее интенсивность и полноту, создавая полимодальные информационные структуры, обладающие избыточностью.

Принцип субъект-субъектного (партнерского) общения предполагает такое взаимодействие участников тренинга, при котором учитываются процессы, чувства, переживания, состояния других, признается ценность их личности. Принцип субъект-субъектного общения был глубоко обоснован Л.А. Петровской и разработан применительно к практике тренинга Ю.Н. Емельяновым. Реализация принципа создает в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости, позволяющую участникам группы экспериментировать со своим поведением, не опасаясь ошибок. Этот принцип тесно связан с принципами системной детерминации, творческой, исследовательской позиции участников группы.

Принцип искренности включает два аспекта: с одной стороны, каждый член группы сам для себя определяет меру искренности, а с другой стороны, тренер в начале занятия предлагает для обсуждения, а затем своими действиями поддерживает идею, заключающуюся в том, что в ходе обсуждения тех или иных вопросов не стоит говорить неправду.

Принцип «здесь и теперь» предназначен для преодоления тенденции отвлечения участников тренинга от происходящего в группе в сферы, возможно, весьма интересные, но не имеющие отношения к актуальной ситуации. Вместе с тем принцип «здесь и теперь» не относится к универсальным, так как им не объемлются действия участников тренинга, связан-

ные с рефлексией прошлого опыта и с проекциями содержания тренинга и приобретенных в его ходе результатов в будущее.

К этическим принципам тренинга относятся:

1. Принцип конфиденциальности.

2. Принцип соответствия заявленных целей тренинга его содержанию.

3. Принцип ненанесения ущерба («не навреди»).

Принцип конфиденциальности предполагает, что информация о личных проявлениях участников тренинга и их успешности не будет обсуждаться с кем бы то ни было за пределами группы. Соблюдение этого принципа позволяет формировать открытую атмосферу взаимодействия между участниками тренинга, а также сохраняет мотивацию участников на обсуждение возникающих вопросов и проблем в рамках группы.

Принцип ненанесения ущерба соприкасается с принципом конфиденциальности, соблюдение которого предотвращает возможный ущерб со стороны руководства и значимых других людей, с другой стороны, ненанесение ущерба связано с профессионализмом ведущего, его диагностическими возможностями и свободой от манипулятивных тенденций.

Принцип соответствия заявленных целей тренинга его содержанию определяет недопустимость по желанию тренера изменения содержательного плана работы с группой, например, перехода от развития навыков эффективного ведения деловых переговоров к рассмотрению источников неуверенности в себе одного из участников группы. В некоторых случаях это возможно после обсуждения такого шага в группе, однако, в целом предпочтительнее удерживаться в русле предъявленных целей, а возникающие по ходу работы и не соответствующие им запросы решать другими средствами, в частности, в ходе индивидуального консультирования или в рамках других программ тренинга.

Организационные принципы включают:

1. Принцип физической закрытости.

2. Принцип комплектования группы тренинга.

3. Принцип пространственно-временной организации тренинга.

Принцип физической закрытости означает, что группа тренинга работает постоянно в одном и том же составе; после того как работа группы началась, новые участники в группу не включаются. Если кто-то из участников пропускает несколько часов занятий, его можно с согласия группы включить в дальнейшую работу, однако для этого ему необходимо рассказать обо всем, что произошло в группе за время его отсутствия.

Принцип комплектования группы включает два подпринципа: гомогенности и гетерогенности. Принцип гомогенности применяется в отношении таких характеристик участников тренинга, как профессиональная принадлежность, уровень должностной иерархии, по возможности возраста. Принцип гетерогенности распространяется на такие характеристики, как пол, а также некоторые психические свойства личности.

Принцип пространственно-временной организации тренинга определяет временные и пространственные характеристики работы группы.

Таким образом, совокупность принципов тренинга опирается на теоретические положения о факторах изменений и включает в себя четыре группы принципов:

2. формирование среды тренинга;

3. формирование поведения и деятельности участников тренинга;

4. организационные принципы;

5. этические принципы.

Можно также выделить принципы, характерные для отдельных программ тренинга.

Все группы принципов тесно связаны между собой; воплощение одного принципа возможно при условии реализации остальных; так принцип избыточности трудно реализовать вне принципов активности, исследовательской, творческой позиции участников тренинга и т.д.

Тренингов существует огромное количество. Виды тренингов не поддаются уже никакому подсчёту. Ежегодно на рынке появляются десятки новых книг с описанием тренингов, плюс к тому же, каждый профессиональный тренер со стажем может разработать новый тренинг под ваш индивидуальный заказ. И во всем этом растущем море различных тренингов как-то хочется ориентироваться. А для этого виды тренингов можно классифицировать, объединять и группировать по определенным признакам. Что мы и сделаем ниже.

Сначала вы просто записываете на бумагу все возможные варианты решения задачи. Существует множество альтернативных вариантов решения бизнес-задач и без тренингов. Лет семь назад разнообразные виды тренингов были малоизвестны, а бизнес развивался довольно успешно, следовательно, подобные задачи решались и раньше. Знаете ли вы, как это делалось в вашей организации или в других компаниях раньше? Можете ли вы сегодня воспользоваться прошлым опытом? Например, просто обучающие курсы, технические новшества и другие.

Затем — определяете критерии, по которым вы будете сравнивать записанные варианты. В качестве критериев сравнения можно выбрать качество , стоимость или время решения задачи, при этом следует помнить о том, что достичь одновременно всех трех показателей невозможно. Поэтому, выбирая один или два показателя из указанных трех, необходимо учесть возможные побочные эффекты в том или ином варианте.

Также необходимо предварительно поговорить с теми, для кого вы планируете заказать тренинг, и узнать, а хотят ли они участвовать в таком тренинге? Как относятся сотрудники к варианту решения поставленной задачи через тренинг? И как соотносятся суммарные затраты компании на проведение тренинга с суммарной зарплатой участников тренинга? Например, вы решили провести . И если участники тренинга узнают о том, что стоимость тренинга плюс конференц-услуги, плюс фуршет в 10 раз больше суммарной месячной зарплаты участников, маловероятно, что им понравится такое решение руководства. Как результат, в таком случае эффективность любого вида тренингов, скорее всего, будет равняться нулю.

Если бы им отдали денежный эквивалент стоимости тренинга, смогли бы они решить поставленные задачи самостоятельно?

Если вы определились, что именно тренинг является лучшим вариантом решения вашей задачи, и ваши сотрудники, которым предстоит принимать участие в тренинге, принимают ваше решение, вы можете приступать к поиску и выбору тренинговой компании и тренеров, которые бы взялись за решение вашей задачи.

Поиск тренинговой компании

Поиск можно осуществить в интернете по ключевым словам или в специализированных журналах, — источников сейчас много. При выборе тренинговых компаний можно руководствоваться теми же общими критериями выбора любого поставщика товаров и услуг (например, чтобы можно было их найти через год-два, для того, чтобы предъявить претензии — или поблагодарить за удачно проведенный тренинг):
— продолжительность работы компании в данном секторе рынка и ее специализация на тех задачах, которые вы планируете решить;
— наличие у компании своего стационарного офиса и тренингового зала;
— наличие своих штатных тренеров;
— наличие своего сайта в интернете, адреса и телефона;
— форма регистрации (ОАО, ЗАО, ООО, ЧП, СПД).

При этом обязательно обратите внимание на соответствие вашей корпоративной философии и философии тренинговой компании. Иначе либо вы с тренерами просто не поймете друг друга, либо после проведенного тренинга вам придется « перевоспитывать» своих сотрудников в обратную сторону.

В результате данного этапа у вас есть список из 3-5 тренинговых компаний, с представителями которых вы хотели бы встретиться. При необходимости можете запросить у интересующих вас компаний дополнительные сведения о самой компании и ее тренерах.

Окончательный выбор тренера, с которым вы хотите работать

При выборе тренера существуют два этапа:

— Официальный. Заключается в знакомстве с портфолио тренера (образование, стаж работы, наличие сертификатов, проведенные тренинги, отзывы участников). На данном этапе желательно собрать максимум информации и проанализировать ее. Хорошо бы найти несколько различных участников тренингов, проводимых выбираемыми тренерами, и пообщаться с ними. Во время разговора с участниками тренингов стоит выяснить сильные и слабые стороны потенциальных тренеров.

Тренинг - очень популярный сегодня способ обретения не только теоретических, но и практических знаний. Он подразумевает активное обучение, в отличие от типичного получения знаний в обычных школах, ВУЗах, колледжах и т.д.

Во время тренинга ученикам предлагают активное участие в сначала излагается некая теоретическая информация, а затем приступают к упражнениям, направленным на лучшее усвоение знаний.

Тренинги позволяют не только расширить представления о той или иной области жизни, но и получить определенные навыки.

Виды тренингов

Сегодня распространены разные тренинги, посвященные разнообразным тематикам, но в общих чертах их разделяют на 4 типа:

  • бизнес-тренинг;
  • личностно-развивающий;
  • образовательный;
  • коррекционный.

Чаще всего это групповые тренинги, в которых участвуют от 5 до 20 и более человек.

Они проводятся в специальном помещении, где есть необходимые условия: техника для презентации видеоматериала, доска для изображения схем и таблиц, места для участников. Несмотря на это, в последнее время в интернете можно встретить дистанционные тренинги, где с помощью регистрации будущие участники заявляют о своем желании принять участие. Иногда они организованы с помощью веб-камеры и режима конференции, но чаще можно встретить обычную видеозапись, накануне подготовленную ведущим и затем публикуемую.

Что такое тренинг коррекционный?

Этот ставит перед собой цель изменить Зачастую он помогает решить которая мешает участникам достигать успеха, счастья в жизни и т.п.

Он может быть групповым, но он наиболее эффективен, если участник один.

Сначала проводится диагностика проблемы, и здесь проявляется отличие обычной от тренинга: если в первом случае предлагают пройти тесты, то здесь клиент выполняет диагностические упражнения, которые направлены на раскрытие его личности и позволяют психологу оценить реальное поведение участника.

После диагностики начинается коррекция поведения, опять же, с помощью упражнений. Адаптационная часть посвящена умению применить полученные навыки в реальной жизни.

Длительность этого вида занятий зависит, в первую очередь, от масштабов проблемы и умения клиента применить полученные навыки. Он может длиться от нескольких часов до нескольких месяцев.

Что такое тренинг образовательный?

Этот вид используется для улучшения Высшее образование, предлагаемое ВУЗами, основано, в большей степени, на теоретической базе, и молодые специалисты, получившие диплом, могут в совершенстве знать историю профессии, ее теоретическое понимание, но слабо владеть навыками, которые требуют работодатели. Именно для этого и существуют образовательные тренинги, которые помогают адаптироваться к выполнению практических требований.

Что такое тренинг личностного развития?

Цель этого вида занятий имеет размытые рамки, но это не делает его ненужным и бесполезным. Некоторые индивиды не могут на протяжении долгого времени понять, какая профессия им подойдет больше остальных, как лучше выстроить уклад своей жизни, к чему стремиться, и т.п. Такие занятия помогают раскрыть незнакомые стороны личности, способствуют развитию самосознания, помогают гармонизировать черты характера.

Признаками успешно проведенного тренинга здесь считаются внутренние изменения личности: переоценка ценностей, изменение отношения к людям, обновленные взгляды на мир.

Что такое тренинг для развития бизнес-навыков?

Исходя из названия, понятно, что такой тренинг связан с обучением людей бизнесу. Зачастую он устраивается для сотрудников одной фирмы, корпорации, чтобы повысить эффективность их работы и обновить знания и умения в этой области.

При этом учитываются индивидуальные особенности каждого участника и корректируются, если это необходимо для того, чтобы работа выполнялась лучше.

Бизнес-тренинги помогают повысить эффективность способствуют изменению отношения к потребителю, что, в конечном счете, повышает продажи.

Тренингов существует огромное количество. Виды тренингов не поддаются уже никакому подсчёту. Ежегодно на рынке появляются десятки новых книг с описанием тренингов, плюс к тому же, каждый профессиональный тренер со стажем может разработать новый тренинг под ваш индивидуальный заказ. И во всем этом растущем море различных тренингов как-то хочется ориентироваться. А для этого виды тренингов можно классифицировать, объединять и группировать по определенным признакам. Что мы и сделаем ниже.

Сначала вы просто записываете на бумагу все возможные варианты решения задачи. Существует множество альтернативных вариантов решения бизнес-задач и без тренингов. Лет семь назад разнообразные виды тренингов были малоизвестны, а бизнес развивался довольно успешно, следовательно, подобные задачи решались и раньше. Знаете ли вы, как это делалось в вашей организации или в других компаниях раньше? Можете ли вы сегодня воспользоваться прошлым опытом? Например, просто обучающие курсы, технические новшества и другие.

Затем — определяете критерии, по которым вы будете сравнивать записанные варианты. В качестве критериев сравнения можно выбрать качество , стоимость или время решения задачи, при этом следует помнить о том, что достичь одновременно всех трех показателей невозможно. Поэтому, выбирая один или два показателя из указанных трех, необходимо учесть возможные побочные эффекты в том или ином варианте.

Также необходимо предварительно поговорить с теми, для кого вы планируете заказать тренинг, и узнать, а хотят ли они участвовать в таком тренинге? Как относятся сотрудники к варианту решения поставленной задачи через тренинг? И как соотносятся суммарные затраты компании на проведение тренинга с суммарной зарплатой участников тренинга? Например, вы решили провести командообразующий тренинг . И если участники тренинга узнают о том, что стоимость тренинга плюс конференц-услуги, плюс фуршет в 10 раз больше суммарной месячной зарплаты участников, маловероятно, что им понравится такое решение руководства. Как результат, в таком случае эффективность любого вида тренингов, скорее всего, будет равняться нулю.

Если бы им отдали денежный эквивалент стоимости тренинга, смогли бы они решить поставленные задачи самостоятельно?

Если вы определились, что именно тренинг является лучшим вариантом решения вашей задачи, и ваши сотрудники, которым предстоит принимать участие в тренинге, принимают ваше решение, вы можете приступать к поиску и выбору тренинговой компании и тренеров, которые бы взялись за решение вашей задачи.

Поиск тренинговой компании

Поиск можно осуществить в интернете по ключевым словам или в специализированных журналах, — источников сейчас много. При выборе тренинговых компаний можно руководствоваться теми же общими критериями выбора любого поставщика товаров и услуг (например, чтобы можно было их найти через год-два, для того, чтобы предъявить претензии — или поблагодарить за удачно проведенный тренинг):
- продолжительность работы компании в данном секторе рынка и ее специализация на тех задачах, которые вы планируете решить;
- наличие у компании своего стационарного офиса и тренингового зала;
- наличие своих штатных тренеров;
- наличие своего сайта в интернете, адреса и телефона;
- форма регистрации (ОАО, ЗАО, ООО, ЧП, СПД).

При этом обязательно обратите внимание на соответствие вашей корпоративной философии и философии тренинговой компании. Иначе либо вы с тренерами просто не поймете друг друга, либо после проведенного тренинга вам придется « перевоспитывать» своих сотрудников в обратную сторону.

В результате данного этапа у вас есть список из 3-5 тренинговых компаний, с представителями которых вы хотели бы встретиться. При необходимости можете запросить у интересующих вас компаний дополнительные сведения о самой компании и ее тренерах.

Окончательный выбор тренера, с которым вы хотите работать

При выборе тренера существуют два этапа:

— Официальный. Заключается в знакомстве с портфолио тренера (образование, стаж работы, наличие сертификатов, проведенные тренинги, отзывы участников). На данном этапе желательно собрать максимум информации и проанализировать ее. Хорошо бы найти несколько различных участников тренингов, проводимых выбираемыми тренерами, и пообщаться с ними. Во время разговора с участниками тренингов стоит выяснить сильные и слабые стороны потенциальных тренеров.