Кредитно-денежная (монетарная) политика государства. Монетарная политика Денежно кредитная политика характеризующаяся низкими ставками

План

1.Общая информация о денежно-кредитной политике государства

2. Виды монетарных политик

3. Методы денежно-кредитной политики

Денежно-кредитная политика государства

Денежно-кредитная (или монетарная) политика - это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Осуществляет монетарную политику Центральный банк.

Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.

Обычно денежно-кредитная политика ЦБ направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны.

Денежно-кредитное регулирование - это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

Денежно-кредитная политика является составной частью единой государственной экономической политики. Государственная экономическая политика должна предусматривать меры по решению проблем в каждом блоке. Центральный банк выполняет свою часть - денежно-кредитную политику, он отвечает за её проведение.

Виды монетарных политик

Жесткая - направлена на поддержание определенного размера денежной массы.

Гибкая - направлена на регулирование процентной ставки.

Различают виды монетарной политики:

Стимулирующая - проводится в период спада и имеет целью «взбадривание» экономики, стимулирование роста деловой активности в целях борьбы с безработицей.

Сдерживающая - проводится в период бума и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией.

Стимулирующая монетарная политика заключается в проведении центральным банком мер по увеличению предложения денег. Ее инструментами являются:

снижение нормы резервных требований

снижение учетной ставки процента

покупка центральным банком государственных ценных бумаг.

Сдерживающая (ограничительная) монетарная политика состоит в использовании центральным банком мер по уменьшению предложения денег. К ним относятся:

повышение нормы резервных требований

повышение учетной ставки процента

продажа центральным банком государственных ценных бумаг.

Методы денежно-кредитной политики

Методы денежно-кредитной политики - совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на объекты для достижения поставленных целей.

Прямые методы - административные меры в форме различных директив Центрального Банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов служат примерами количественного контроля. Реализация этих методов даёт наиболее быстрый экономический эффект с точки зрения центрального банка за максимальным объёмом или ценой депозитов и кредитов, за количественными и качественными переменными денежно-кредитной политики. При использовании прямых методов временные лаги сокращаются. Временные лаги - это определенный период времени между моментом возникновения потребности в применении той или иной меры в сфере денежно-кредитной политики и осознания такой потребности, а также между осознанием потребности, выработкой мнения и началом реализации.

Косвенные методы регулирования денежно-кредитной политики воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов, имеют большой временной лаг, последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. Однако, их применение не приводит к деформациям рынка. Соответственно, использование косвенных методов непосредственно связано со степенью развитости денежного рынка. Переход к косвенным методам характерен для общемирового процесса либерализации, повышения степени независимости центральных банков.

Так же различают общие и селективные методы:

Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.

Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Благодаря этим методам решаются частные задачи, как ограничение выдачи ссуды некоторым банкам, рефинансирование на льготных условиях.

Операции на открытых рынках.

Продажа (покупка) ЦБ государственных ценных бумаг на открытых рынках коммерческими банками уменьшает (увеличивает) резервы банков, а следовательно, уменьшает (увеличивает) кредитные возможности банков, увеличивая (уменьшая) процентную ставку. Этот метод денежной политики применяется в краткосрочном периоде и обладает большой гибкостью.

Изменение минимальной резервной нормы.

Увеличение резервной нормы центральным банком уменьшает избыточные резервы (которые можно отдать в ссуду), тем самым способность банка расширять денежную массу путем кредитования снижается. Это средство регулирования денежной массы обычно применяют в долгосрочном периоде.

Изменение учетной ставки.

Ставка, взимаемая ЦБ за ссуды, представленные коммерческим банкам, называется учетной ставкой. С понижением учетной ставки увеличивается спрос коммерческих банков на кредиты ЦБ. Одновременно увеличиваются резервы коммерческих банков и их способность давать кредит предпринимателям и населению. Снижается и банковский процент за кредит. Предложение денежной массы в стране возрастает. Наоборот, когда нужно снизить деловую активность, уменьшив денежную массу в стране, центральный банк повышает учетную ставку. Повышение учетной ставки является также приёмом борьбы с инфляцией. В зависимости от экономической ситуации центральный банк прибегает к политике «дешёвых» и «дорогих» денег.

Политика дешёвых денег

Проводится в период низкой конъюнктуры. Центральный банк увеличивает предложение денег путём покупки государственных ценных бумаг на открытом рынке, понижения резервной нормы, понижения учётной ставки. Тем самым понижается процентная ставка, достигается рост инвестиций и повышение деловой активности.

Политика дорогих денег

Проводится Центробанком, прежде всего, как антиинфляционная политика. Для того чтобы сократить денежное предложение, ограничивается денежная эмиссия, осуществляется продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке, увеличивается минимальная резервная норма, увеличивается учётная ставка.

Наряду с перечисленными методами государственного регулирования, имеющими внутриэкономическую направленность, существуют специальные меры внешнеэкономического регулирования. К ним можно отнести меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, «ноу-хау», управленческих услуг. Это - кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение и отмена квот, изменение величины пошлины во внешней торговле.

Денежно-кредитная политика государства (Монетарная политика ) (Monetary policy ) - это способность государства оказывать воздействие на денежно-кредитную систему, а следовательно, на ставку процента и через нее на инвестиции и реальный ВВП .

Цель денежно-кредитной политики - обеспечение устойчивой денежной системы, национальной валюты. При этом используется три основных инструмента:

  1. Изменение нормы обязательного резервирования (уровня резервных требований). Обязательные резервы сокращают кредитные ресурсы коммерческих банков, а следовательно, и объем циркулирующих в стране денежно-кредитных средств. Эти резервы в России хранятся в виде беспроцентных вкладов в Банке России. Увеличение нормы резервирования уменьшает денежный мультипликатор, и наоборот, уменьшение нормы резервирования увеличит денежную массу: исходная сумма банковских депозитов многократно используется для предоставления ссуд, при каждом обороте уменьшаясь на величину резервных требований. При средней норме резервирования 0,1 общая сумма кредитных ресурсов коммерческих банков составит величину, превышающую в 10 раз сумму банковских депозитов.
  2. Изменение учетной ставки центрального банка - ставки рефинансирования. Снижение учетной ставки уменьшает цену кредита и способствует увеличению размеров кредитования и наоборот. Повышение учетной ставки помогает сдерживать спрос на иностранную валюту. Чаще всего центральный банк предоставит кредит коммерческому банку под залог пакета высоколиквидных ценных бумаг (государственных облигаций, корпоративных ценных бумаг). Такая ставка называется ставкой по ломбардному кредиту. Таким образом, учетная ставка тесно связана с доходностью государственных ценных бумаг: повышение учетной ставки автоматически увеличивает доходность государственных ценных бумаг. За первое полугодие 2000 года ЦБ РФ четырежды снижал учетную ставку, понизив ее с 55 до 28%.
  3. Операции на открытом рынке. Этот инструмент денежно-кредитной политики наиболее широко используется в развитых странах. Центральный банк, выкупая государственные ценные бумаги у коммерческих банков, увеличивает их кредитные ресурсы и наоборот. Часто центральный банк осуществляет такие операции в форме соглашения об обратном выкупе (РЕПО), когда он продает ценные бумаги с обязательством их выкупа по (обычно) более высокой цене через некоторый срок.

Рынок государственных ценных бумаг начал формироваться в Российской Федерации с 1993 года и к осени 1998 года был представлен государственными краткосрочными обязательствами (ГКО), облигациями федерального займа (ОФЗ), облигациями государственного сберегательного займа (ОГСЗ), облигациями внутреннего валютного займа (ОВВЗ). Проценты по ним выплачиваются из федерального бюджета, а для погашения ранее выпущенных облигаций (в основном ГКО - ОФЗ) необходимо было эмитировать все новые выпуски (транши). Размещение новых траншей встречало все большие трудности. Для решения этой задачи повышалась доходность государственных ценных бумаг и привлекались на данный рынок нерезиденты. При этом основная масса ГКО-ОФЗ находилась в портфелях Центробанка и Сбербанка. К августу 1998 года доходность этих облигаций достигла 170 % годовых. Разрастание пирамиды государственных облигаций отвлекало деньги от реального сектора экономики, так как операции с ними давали баснословную, ни с чем не сопоставимую прибыль. Сомнения в возможности государства поддерживать данный рынок увеличили атаки на рубль, что, в конечном итоге, привело к сокращению валютных резервов Банка России, к падению курса рубля, к острейшему бюджетному кризису. 17 августа 1998 года пирамида ГКО-ОФЗ рухнула. Значительная часть этих облигаций, принадлежащих преимущественно ЦБ РФ и Сбербанку, была переоформлена в долговые обязательства государства с минимальным доходом и со сроком погашения во втором десятилетии XXI века. Облигации, принадлежавшие частным лицам, были погашены на сумму 150 млрд. руб. в 1999 году. В феврале 2000 года правительство вновь прибегло к выпуску ГКО с трехмесячным сроком погашения с доходностью примерно 20% годовых.

Денежно-кредитная политика может быть жесткой, когда денежная масса поддерживается на определенном уровне, и гибкой, когда государство стремится поддерживать на определенном уровне ставку процента. Но Центробанк не может одновременно фиксировать и денежную массу, и ставку процента. Так, при увеличении спроса на деньги , стремясь "удержать" денежную массу на определенном уровне, он вынужден будет согласиться на повышение процентной ставки (рис. 1), а для недопущения роста процентной ставки вынужден будет увеличить предложение денег (рис. 2).

На практике государство чаще будет сочетать эти две цели денежно-кредитной политики, так как последовательно жесткая политика приведет к увеличению процентной ставки, к удорожанию кредита, к сокращению совокупного спроса и совокупного предложения . На рис. 3 показан вариант относительно гибкой денежно-кредитной политики. Во всех этих случаях речь идет о реальном денежном предложении:

Денежно-кредитная политика государства тесно связана с фискальной и внешнеэкономической политикой. Она должна учитывать и взаимосвязь основных макроэкономических переменных (денежной массы, ставки процента, совокупного спроса, объема выпуска), и ожидания инвесторов и населения (покупателей), и степень доверия резидентов и нерезидентов к действиям правительства. Эффективность денежно-кредитной политики зависит и от степени независимости Центробанка как ветви власти, и от квалификации, искусства его руководства. Как правило, политика устойчивости цен и валютного курса несовместима с мягкой фискальной политикой и с политикой фиксированного обменного курса, когда внутренняя денежная политика будет зависеть от притока и оттока иностранной валюты в страну.

Основы экономической теории. Курс лекций. Под редакцией Баскина А.С., Боткина О.И., Ишмановой М.С. Ижевск: Издательский дом "Удмуртский университет", 2000.

Кредитная политика государства

Кредитная политика государства, в том числе и России - это система денежно-кредитных мероприятий, используемых государством для достижения определённых экономических целей и представляющая собой один из элементов общехозяйственной политики государства.

В странах с рыночной экономикой (а Россия сегодня относится уже к ним) Кредитная политика государства направлена в основном на смягчение экономических спадов и подъемов, присущих вообще капиталистической экономике, основанной на определенной хаотичности развития. Кредитная политика по замыслам должна ослаблять периодически возникающие кризисы перепроизводства, ограничивать инфляцию, обеспечить равновесие платёжного баланса, стимулировать спрос и так далее. Государственные банки, на которые возложено определение курса валюты и практическое проведение в жизнь Кредитной политики государства , стремятся в первую очередь воздействовать на величину и структуру кредитных операций всей банковской системы, участвующей в экономических процессах страны, влияя этим на динамику инвестирования капиталов, цен, занятость населения, внешнюю и внутреннюю торговлю и многое иное. При этом действия центральных банков, как правило, определяются интересами господствующих групп финансовых и производственных монополий и направлены на обеспечение улучшения общих условий функционирования капиталистической экономики в первую очередь в интересах этих групп. Самым распространённым методом Кредитной политики в странах с рыночной экономики является изменение учётной ставки центрального банка, а также уровень операций на открытом рынке (покупка и продажа центральным банком некоторых видов ценных бумаг) и варьирование норм обязательных резервов коммерческих банков страны.

Например, в периоды вялой хозяйственной деятельности предприятий внутри государства, пониженного потребительского спроса и экономических кризисов проводится политика так называемой кредитной экспансии для стимулирования потребительского и инвестиционного спроса в стране. Для этого центральный банк государства увеличивает суммы денежных резервов коммерческих банков с целью расширения общего объёма кредитных операций всей банковской системы. При этом, непременно, значительно снижается учётная ставка процента государственного банка (ставка процента под который центральный банк кредитует коммерческие банки), следом снижаются нормы обязательных минимальных резервов в коммерческих банках. Как дополнение к этим действиям Центральный банк еще переходит и к дополнительной скупке на рынке ценных бумаг. Все эти меры, как правило, побуждают коммерческие банки активизировать свою кредитную деятельность, прежде всего снижением стоимости выдаваемых ссуд как коммерческим предприятиям, так и потребителям. В результате этого на общий рынок поступает больше денег, способствующих активизации общего спроса и производства.

Увы, как показывает нам новая экономическая теория и многолетний опыт такой Кредитной политики в капиталистических странах Запада и США, этот метод несет в себе, с одной стороны ограниченность действия и недостаточную эффективность, особенно как стимуляторов экономического роста. А с другой стороны, как правило, несет за собой последующий (посткредитный) спад как в инвестициях, так и потреблении, поскольку наступает пора возвратов полученных займов, как производством, так и потребителями. Наступление периода возвратности, особенно, если общее кредитование было значительным вызывает, чаще всего, «экономическую ямку» в процессе развития государства. Чем выше был уровень кредитования накануне, тем глубже будет эта ямка, способная вызвать кризис, что собственно и происходило и происходит периодически ныне на Западе и в США. Именно неуемная Кредитная политика и приводит, чаще всего, к кризисам. К сожалению, и Россия сегодня пытается наступать на эти грабли, когда значительно снижает учетную ставку Центрального банка. Уже сегодня, в России наступила большая пора тяжелой возвратности и невозвратности кредитов, которая значительно тормозит развитие экономики России. И чем более и далее Россия будет пытаться стимулировать рост потребления и производства «дешевыми кредитами», тем быстрее наступит и внутренний кризис в экономике России. Уже сегодня идет значительный рост на «вторичном рынке», разумеется в ущерб первичному.

Применение дедовских методов в Кредитной политике государства уже давно не ведет к положительным результатам, тем более долгосрочным. Однако, как и Запад, так и Россия, ни как не хотят отказываться от использования «дешевых кредитных денег», современную заманиху для производителей и потребителей, и очень выгодное дело для банков, но не государства и его экономики. Увы, большинство граждан и предпринимателей далеко не смотрят, и перспективы не обсчитывают, но государство то должно это делать. Кредитные деньги ни когда не должны быть дешевыми, кроме особых случаев (стихийные бедствия, эпидемии, войны и т.д.), они всегда должны стоить в соответствии с рыночными ценами.

Монетарная политика связана с регулированием денежной массы в обращении. Осуществляет денежную политику ЦБ. ЦБ осуществляет регулирование как наличного так и безналичного денежного обращения. Денежно-кредитная политика- эффективный инструмент в борьбе с инфляцией.

Меры, которые использует ЦБ для уменьшения денежной массы в обращении:1. денежные реформы,2. Повышение %ставок по кредиту,3. Увеличение резервов, которые должны хранить кб в ЦБ. Операции по увеличению кол-ва денег в обращении:1. Введение новых денежных знаков(например,купюра в 5000р.)2. Уменьшение % по кредитам,3. Уменьшение размеров резервов кб, которые должны храниться в ЦБ. в его распоряжении инструментов реа­лизует цели денежно-кредитной политики, основные разновидно­сти которой - это поддержание на определенном уровне денеж­ной массы (жесткая монетарная политика) или ставки процента (гибкая монетарная политика). Жесткая политика предполагает под­держание соответствия денежной базы уровню целевого показате­ля денежной массы. Гибкая монетарная политика соответствует поддержанию определенной целевой ставки процента. На практи­ке обычно реализуется некоторый промежуточный вариант.

Выбор вариантов денежно-кредитной политики зависит во мно­гом от причин изменения спроса на деньги. Например, если рост спроса на деньги связан с инфляционными процессами, уместной будет жесткая политика поддержания денежной массы. Если необ­ходимо предохранить экономику от неожиданных изменений ско­рости обращения денег, то предпочтение может быть отдано под­держанию процентной ставки.

Центральный банк не может одновременно фиксировать денеж­ную систему и процентную ставку. Для поддержания относитель­но устойчивой ставки при увеличении спроса на деньги банк вы­нужден будет расширять предложение денег и наоборот.

Механизм денежно-кредитной политики. Обычно выделяют четыре основных звена механизма денежно-кредитной политики. Это: 1) изменение величины предложения денег; 2) изменение про­центной ставки; 3) реакция совокупных расходов на динамику про­центной ставки; 4) изменение объема выпуска в ответ на измене­ние совокупного спроса - совокупных расходов.

Между изменением предложения денег и реакцией совокупно­го предложения есть еще два промежуточные звена, которые обеспечивают влияние на конечный результат. Изменение процентной ставки происходит путем изменения структуры активов экономи­ческих субъектов. Например, если Центральный банк расширяет предложение денег, то в распоряжении субъектов экономики будет больше денег. Следствием этого станет покупка неденежных акти­вов и снижение ставок кредитов. Но реакция денежного рынка за­висит от характера спроса. Если спрос на деньги достаточно чув­ствителен к изменению процентной ставки, то результатом увели­чения денежной массы станет незначительное изменение ставки и наоборот. Если спрос на деньги слабо реагирует на процентную* ставку, то увеличение предложения денег приведет к существенно­му падению ставки. Очевидно, что нарушения в любом звене меха­низма могут привести к снижению результативности денежно-кре­дитной политики.

Следует иметь в виду, что денежно-кредитная политика сталки­вается с целым рядом ограничений, среди которых нередко отмеча­ют следующие: 1) избыточные резервы, появляющиеся в результа­те политики «дешевых денег», могут не использоваться банками для расширения предложения денежных ресурсов; 2) вызванное денежно-кредитной политикой изменение денежного предложения может быть частично компенсировано изменением скорости обра­щения денег; 3) воздействие денежно-кредитной политики осла­беет, если кривая спроса на деньги станет пологой, а кривая спро­са на инвестиции - крутой; к тому же кривая спроса на инвести­ции может сместиться, не нейтрализовав денежно-кредитную политику.

Тенденции в денежно-кредитной политике. Основными при­емами денежно-кредитного регулирования в соответствии с нео-\" кейнсианскими рекомендациями являются: изменение официаль­ной учетной ставки Центрального банка; ужесточение или ослаб­ление прямого ограничения объема банковских ссуд в зависимости от размера совокупного спроса и занятости, уровней валютного курса и инфляции; использование операций с государственными ценными бумагами для стабилизации их курсов и понижения цены государственного кредита.

Принципиальным отличием техники денежно-кредитного кон­троля на основе монетаристского подхода стало введение коли­чественных ориентиров регулирования, изменение которых обус­ловливает и изменение направления денежно-кредитной поли­тики. Выбор того или иного показателя в качестве ориентира денежно-кредитной политики стал определять и главные объ­екты, и технику денежно-кредитного контроля. Такими по­казателями могут стать как совокупная денежная масса, так и ее отдельные агрегаты.

Государственные органы стран с рыночной экономикой в по­следнее время все чаще сосредоточиваются на «политике разви­тия конкуренции» в банковской сфере, стимулируют конкуренцию, предпринимают меры, направленные против антиконкурентного сотрудничества. Во многих странах осуществляется либерализа­ция внутренних и международных финансовых рынков, отменя­ются контроль над процентными ставками коммерческих банков, ограничения для банков на проведение сделок на рынках ценных бумаг и на другие виды финансовой деятельности. Широкий до­ступ иностранных банков на местные рынки часто рассматривается как необходимый фактор повышения эффективности банков­ского сектора.

Еще по теме 40. денежно-кредитная политика.:

  1. 1.1. Денежно-кредитное регулирование и денежно-кредитная политика
  2. 7.2.Денежно-кредитная политика.\r\n Методы денежно-кредитного регулирования
  3. Центральный банк, его задачи и функции. Денежно-кредитная политика Центрального банка

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право - Конституционное право - Корпоративное право - Криминалистика - Криминология -

Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.

Денежно-кредитная политика тесно увязывается с внутриполитическими и экономическими отношениями, особенно темпами инфляции и экономического роста. Причем она используется не как отдельный элемент регулирования экономики, а в совокупности с такими инструментами, как финансовая политика, политика доходов и другие.

Осуществляет кредитно-денежную политику Центральный банк или организации, выполняющие функции Центрального банка (Федеральная резервная система США).

Кредитно-денежная политика базируется на принципах монетаризма. Главным ее преимуществом перед бюджетно-налоговой политикой является оперативность и гибкость. Поскольку она проводится Центральным банком, а не парламентом страны, она гораздо меньше подвержена политическому влиянию.

Отрицательным моментом по сравнению с бюджетно-налоговой политикой является косвенный характер воздействия кредитно-денежной политики на экономику, опосредованный определенными «передаточными механизмами». Центральный банк способен оказывать преимущественно косвенное воздействие на коммерческие банки с целью сокращения или увеличения ими кредитов, что в свою очередь способствует финансовой стабилизации, укреплению денежного обращения, расширению инвестиций и, в конечном итоге, экономическому росту в стране.

Основными целями кредитно-денежной политики государства являются:

* смягчение циклических колебаний экономики;

* сдерживание инфляции;

* стимулирование инвестиций;

* обеспечение полной занятости;

* регулирование темпов экономического роста;

* обеспечение устойчивости платежного баланса.

Достижения поставленных целей Центральный банк добивается путем воздействия на промежуточные звенья механизма кредитно-денежного регулирования: денежную массу, ставку процента, обменный курс валюты.

Различают пассивную и активную кредитно-денежную политику.

Под пассивной политикой понимают изменения денежных параметров, возникающие вследствие осуществления государством фискальной (бюджетно-налоговой) политики.

Проводя активную политику , государство при помощи специфических инструментов кредитно-денежной политики воздействует на денежный рынок для достижения поставленных целей.

Выделяют два типа кредитно-денежной политики: стимулирующую и ограничительную.

Стимулирующая кредитно-денежная политика (кредитная экспансия) осуществляется в целях увеличения экономической активности в стране путем увеличения денежного предложения и снижения цены денег (ставки процента).

Например, в условиях падения производства и увеличения безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнктуру, расширяя кредит и снижая нормы процента. Напротив, экономический подъем часто сопровождается «биржевой горячкой», спекуляцией, ростом цен, нарастанием диспропорций в экономике. В таких условиях центральные банки стремятся предотвратить «перегрев» конъюнктуры с помощью ограничения кредита, повышения процента, сдерживания эмиссии платежных средств и т.д.

Ограничительная кредитно-денежная политика (кредитная рестрикция) направлена на сдерживание инфляционного экономического роста и предполагает сокращение объемов денежного предложения и увеличение цены денег.

Можно также выделить долгосрочную и краткосрочную кредитно-денежную политику. Они различаются по своим результатам. В краткосрочном периоде кредитно-денежная политика в большей мере влияет на объем национального производства и в меньшей - на цены. В долгосрочном периоде, напротив, она оказывает преимущественное воздействие на уровень цен, лишь незначительно влияя на реальный объем выпуска.

Выбор вариантов денежно-кредитной политики зависит во многом от причин изменения спроса на деньги. Например, если рост спроса на деньги связан с инфляционными процессами, уместной будет жесткая политика поддержания денежной массы, что соответствует вертикальной или крутой кривой предложения денег. Если необходимо изолировать динамику реальных переменных от неожиданных изменений скорости обращения денег, то, вероятно, предпочтительнее окажется политика поддержания процентной ставки, связанной непосредственно с инвестиционной активностью (горизонтальная или пологая кривая предложения денег L s в зависимости от угла наклона кривой L s изменение спроса на деньги будет в большей степени сказываться либо на денежной массе М (рисунок 1.1, б), либо на процентной ставке r.

Очевидно, что центральный банк не в состоянии одновременно фиксировать денежную систему и процентную ставку. Например, для поддержания относительно устойчивой ставки при увеличении спроса на деньги банк вынужден будет расширять предложение денег, чтобы сбить давление вверх на процентную ставку со стороны возросшего спроса на деньги (это отразится сдвигом вправо кривой спроса на деньги L D и перемещением точки равновесия вправо вдоль кривой L S от точки А к точке В).

Денежно-кредитная политика имеет довольно сложный передаточный механизм. От качества работы всех его звеньев зависит эффективность политики в целом.

Можно выделить четыре звена передаточного механизма денежно-кредитной политики:

* изменение величины реального предложения денег (M /р) S в результате пересмотра центральным банком соответствующей политики;

* изменение процентной ставки на денежном рынке;

* реакция совокупных расходов (особенно инвестиционных) на динамику процентной ставки;

* изменение объема выпуска в ответ на изменение совокупного спроса (совокупных расходов).

Между изменением предложения денег и реакцией совокупного предложения есть еще две промежуточные ступени, прохождение через которые существенно влияет на конечный результат.

Изменение рыночной процентной ставки происходит путем изменения структуры портфеля активов экономических агентов после того, как в результате, скажем, расширительной денежной политики центрального банка на руках у них оказалось больше денег, чем им необходимо. Следствием, как известно, станет покупка других видов активов, удешевление кредита, т.е. в итоге снижение процентной ставки.

Однако реакция денежного рынка зависит от характера спроса на деньги. Если спрос на деньги достаточно чувствителен к изменению процентной ставки, то результатом увеличения денежной массы станет незначительное изменение ставки. И наоборот, если спрос на деньги слабо реагирует на процентную ставку, то увеличение предложения денег приведет к существенному падению ставки.

Очевидно, что нарушения в любом звене передаточного механизма могут привести к снижению или даже отсутствию каких-либо результатов денежно-кредитной политики. Например, незначительные изменения процентной ставки на денежном рынке или отсутствие реакции составляющих совокупного спроса на динамику ставки разрывают связь между колебаниями денежной массы и объемом выпуска. Эти нарушения в работе передаточного механизма денежно-кредитной политики особенно сильно проявляются в странах с переходной экономикой, когда, например, инвестиционная активность экономических агентов связана не столько с процентной ставкой на денежном рынке, сколько с общей экономической ситуацией и ожиданиями инвесторов.

Денежно-кредитная политика имеет значительную внешнюю проблему (время от принятия решения до его результата), так как влияние ее на размер ВВП в значительной степени связано через колебания процентной ставки с уменьшением инвестиционной активности в экономике, что является достаточно длительным процессом. Это также осложняет ее проведение, ибо запаздывание результата может даже ухудшить ситуацию. Скажем, антициклическое расширение денежной массы (и снижение процентной ставки) для предотвращения спада может дать результат, когда экономика будет уже на подъеме и вызовет нежелательные инфляционные процессы.

В целом денежно-кредитная политика сталкивается с рядом ограничений и проблем:

* избыточные резервы, появляющиеся в результате политики «дешевых денег», могут не использоваться банками для расширения предложения денежных ресурсов;

* вызванное денежно-кредитной политикой изменение денежного предложения может быть частично компенсировано изменением скорости обращения денег;

* воздействие денежно-кредитной политики ослабится, если кривая спроса на деньги станет пологой, а кривая спроса на инвестиции - крутой; к тому же кривая спроса на инвестиции может сместиться, нейтрализовав денежно-кредитную политику.