Уровни и агенты социализации. Агенты социализации

Уровни и агенты социализации. Агенты социализации

Понятие социализации

Данная статья посвящена вопросу социализации и ее агентов, поэтому в первую очередь разберемся в том, что же кроется под понятием социализации.

Определение 1

Социализация определяется как усвоение и овладение человеком общественных ценностей, социальных норм, существующих установок, правил поведения и т.д.

Сущность процесса социализации кроется в трансформации биологического начала человека в социальное, и ее результатом является формирование личности.

Этапы социализации

Социализация длится на протяжении всей жизни человека, а потому принято выделять несколько ее этапов, которые, как правило, связаны с возрастными периодами развития человека:

  • детство
  • подростковый возраст или юность
  • зрелость
  • старость

На эти периоды приходится первичная и вторичная социализация .

Первичная социализация характерна для детства и юности, когда происходит формирование собственного «Я» и личности человека, данный период начинается от рождения человека и заканчивается в зрелом возрасте.

Вторичная социализация характеризуется самореализацией человека, осознанным выбором человека спутника жизни, профессии, окружения и т.д. На данный этап приходится аккумулирование и передача накопленного опыта.

Агенты социализации

Как мы можем наблюдать, и первичная, и вторичная социализация проходит в тесном взаимодействии с обществом и посредством общественных механизмов – агентов социализации.

Первичной и вторичной социализации соответствуют агенты также первичные и вторичные.

Определение 3

Первичные агенты социализации – это близкое окружение человека, которое непосредственно влияет на него.

Сюда мы можем отнести:

  • семью,
  • школу,
  • Интернет,
  • тренеров и одноклассников,
  • учителей и руководителей кружков.

Рассмотрим основных агентов первичной социализации более подробно.

Семья является одним из первых агентов социализации, с которым сталкивается человек. В семье человек приобретает имя и основные навыки взаимодействия с обществом, формирует свои представления о семье и о своей роли в этой семье и обществе в целом, поэтому семья может как помочь социализироваться, так и наоборот.

Если семья гармонична, социальный статус семьи и культурный уровень достаточен для успешной социализации. Неблагополучие семьи ведет к сложностям протекания процесса социализации, формировании неверных представлений о правилах поведения в обществе, отвержении социальных норм и т.д.

Еще одним мощным агентом социализации является школа.

В школе процесс усвоения знаний, правил поведения и норм носит целенаправленный характер. Учителя закладывают знания об обществе и способах взаимодействия с ним, а также здесь человек учится выстраивать социальные отношения с учителем и одноклассниками.

В школе человек оказывается под воздействием сразу нескольких агентов социализации – учителя и сверстников. Ребенок в школе учится объединяться в группы и взаимодействовать там, находить решение, проигрывать различные социальные роли.

Следующий первичный агент социализации – сверстники и друзья. Данный агент социализации отличается от школы неформальностью отношений, а, значит, возможностью изменения правил поведения в дружеской компании. В компании сверстников и друзей ребенок находит понимание независимо от того, как он усвоил и соблюдает общественные нормы. В подростковый период друзья оказывают значительное влияние на человека, конкурируя по степени влияния с семьей, поэтому крайне важно, чтобы в этот период социализации человек находился в благоприятной дружеской компании, которая будет способствовать усвоению и закреплению усвоенных социальных норм и ценностей.

В настоящий момент возросло влияние Интернет сети и СМИ как первичных агентов социализации.

Интернет дает человеку дополнительную свободу самовыражения, а также, посредством виртуальных игр, позволяет ребенку примерить на себя определенные социальные роли. К сожалению, велико число игр с элементами жестокости и насилия, что негативным образом влияет на психическое здоровье формирующейся личности подростка.

Определение 4

Агенты вторичной социализации – это люди и учреждения, которые связаны формально-деловыми отношениями, оказывающие влияние на человека.

К числу агентов вторичной социализации можно отнести:

  • представителей образовательных учреждений,
  • армию и государство,
  • средства массовой информации,
  • представителей власти,
  • партии и т.д.

Если агенты первичной социализации оказывают влияние на уровне межличностных отношений, то прерогативой агентов вторичной социализации являются социальные отношения, поэтому взаимодействия со вторичными агентами социализации менее продолжительны по времени, чем с первичными, а также реже происходят.

Замечание 1

Следует также отметить, что агенты вторичной социализации выполняют строго определенные функции социализации, что вызвано их формализованностью.

Рассмотрим более подробно некоторых агентов вторичной социализации.

Наибольшее значение в нашей жизни в настоящее время можно отвести СМИ, не зря их называют «четвертой ветвью власти». СМИ в короткие сроки способны сформировать определенные общественные ценности, подорвав прежние устои. В современном мире средства массовой информации способны творить революцию. Кинофильмы, радио и телепередачи формируют у нас образы семьи, модели поведения в тех или иных социальных группах.

Поскольку значительный период вторичной социализации приходится на период профессиональной деятельности человека, то следует отметить в этот период работодателя и коллег как агентов. Работодатель как агент социализации имеет мощный инструмент влияния – власть. Коллеги в период профессиональной деятельности также оказывают существенное влияние, поскольку человек вступает в частые взаимодействия с ними, реализуя себя как профессионал.

Человек, как известно, существо социальное. Мы живем в обществе и подчиняемся его законам. Становление личности человека происходит в процессе его воспитания, развития и социализации. Этот процесс начинается практически с первых дней знакомства ребенка с миром и продолжается на протяжении всей жизни. В данной статье мы рассмотрим влияние агентов первичной и вторичной социализации на личность человека.

Что такое социализация?

Она подразумевает под собой процесс усвоения человеком общественных норм, ценностей и образцов поведения.

Становление личности человека происходит при помощи так называемых агентов первичной и вторичной социализации и ее институтов.

Процесс адаптации к выдвигаемым условиям социума включает в себя передачу и усвоение знаний, умений, навыков, формирование идеалов, норм и правил поведения.

Цель и функции социализации

Главной целью данного процесса является подготовка индивида к исполнению определенной роли и соответствию требованиям, предъявляемых к нему обществом. Исходя из этого, социализация осуществляет ряд функций. Среди них можно выделить такие:

  • Она связана с регуляцией межличностных отношений в социуме, которые подчиняют общепринятым нормам и законам. Осуществляется благодаря воздействию на человека семьи, учебного или рабочего коллектива, религии, политики и других социальных институтов.
  • Личностно-преобразовательная функция. Эта функция социализации заключается в выделении человеком личностных установок, ценностей и ориентиров, преобразовании общественных идеалов в личностно значимые понятия.
  • Ценностно-ориентированная функция. Определяется тем, что человек осознает и принимает общественные ценности, которые близки его окружению; регулирует свое поведение в соответствии с этими ценностями, вырабатывает собственные жизненные ценности. Сформированность ценностных ориентаций влияет на отношение человека к окружающей действительности и своим близким.
  • Информационно-коммуникативная функция. В процессе коммуникации происходит обмен информацией. Это способствует расширению социального опыта и знаний каждого индивида.
  • Проективная функция. Способствует тому, что человек или группа в процессе социализации усваивает модель поведения и проектирует ее на свою жизнедеятельность, руководствуясь в своей деятельности определенным проектом. То есть это действие по определенной схеме.
  • Творческая функция. Становится возможной при достаточно высоком уровне социальной адаптации и свидетельствует о способности человека или социальной группы творить, создавать что-либо новое, искать пути выхода из ситуации, используя при этом свой личный опыт, накопленный в процессе социализации.
  • Компенсаторная функция. Сущность данной функции социализации в восполнении недостатков физического, психического или интеллектуального характера. В рамках данной функции происходит адаптация человека с определенными особенностями или недостатками к полноценной жизнедеятельности в обществе.

Механизмы социализации

Факторами или механизмами, с помощью которых осуществляется этот процесс, является все то, что влияет на жизнь человека. Сюда можно отнести наследственность, семью, коллектив, книги, телевидение, Интернет, тип общественного строя, политическую систему и другое.

Агенты и институты социализации

Под агентами социализации подразумевается окружение человека, которое, воздействуя на него, обеспечивает усвоение социальных норм и правил. Другими словами, это конкретные личности, которые влияют на процесс адаптации индивидуума.

Институты социализации - это объекты, влияющие на становление личности в социуме (школа, университет, работа).

Ученые различают первичную и вторичную социализацию.

К первичной относится процесс овладения человеком нормами и законами, по которым живет общество, его ценностей и традиций от рождения и до периода формирования зрелости.

Вторичная социализация связана непосредственно с овладением индивидом профессией в процессе его становления как личности.

Агенты первичной социализации

В зависимости от вида, ученые выделяют агенты первичной и вторичной социализации.

Они влияют на человека по-разному и в разной степени.

К первичным агентам относится самое близкое окружение человека: семья как институт первичной социализации (мама, папа, бабушка, дедушка, тетя, дядя, другие родственники). К этой же категории можно отнести школьных учителей, друзей и соседей.

Особенностью данных агентов является то, что они начинают воздействовать на человека с самого рождения, с первых минут его жизнедеятельности.

Роль семьи в социальной адаптации ребенка

Одной из является социализация личности ребенка.

Социальная адаптация ребенка заключается в принятии им норм и правил на основе полученного при взаимодействии с обществом опыта.

Роль семьи в этом процессе очень велика, ведь семья как институт социализации является тем самым первым и наиболее значимым институтом, который влияет на становление личности человека.

Именно в семье ребенок приобретает первые знания об обществе, ролях, нормах и законах, узнает о традициях и обычаях, принятых членами данного общества.

В такой обстановке он учится взаимодействовать с другими людьми и подчиняться определенным правилам. Поэтому роль семьи как института социализации при адаптации ребенка в социуме переоценить невозможно.

Агенты вторичной социализации

К ним относятся все те, кто оказывает меньшее влияние на человека, однако непосредственно связан с ним в процессе жизнедеятельности. Это представители администрации учебного заведения, сотрудники полиции, армии, церкви и других общественных или профессиональных организаций.

Общество как институт социализации является сложной динамической системой, которая включает в себя множество подструктур, органично взаимодействующих между собой по определенным правилам в процессе жизнедеятельности.

Факторы успешной социализации

Это условия, при взаимодействии которых протекает процесс социализации. Принято различать 4 группы факторов социализации:

  • мегафакторы - это космос, мир, планета;
  • макрофакторы - государство, народ, общество;
  • мезофакторы, которые определяются условиями социализации большой группы людей, объединенных местом жительства, принадлежностью к одному этносу, социальной группе;
  • микрофакторы - семья, друзья, ученический или рабочий коллектив, соседи, другие социальные микрогруппы.

Все эти факторы социализации в той или иной степени влияют на человека, обеспечивая процесс социализации.

Стоит отметить, что существуют и другие классификации факторов социализации.

А.В. Мудрик распределяет факторы на три группы: макрофакторы, мезофакторы и микрофакторы.

В классификации Бронфенбреннера находим четыре группы факторов, которые влияют на успешность социализации личности:

  • Первый фактор - микросреда. Это все то, что окружает человека с самого рождения - семья, друзья, книги, игрушки.
  • Второй фактор - мезосистема. Вза-имоотношения между различными жизненными областями, объединения этих областей - объединение школы и семьи, семьи и улицы и т. д.
  • Третий фактор - экзосистема. К ней относятся органы государственной власти, административные учреждения и другие общественные организации.
  • Четвертый факто - макросистема. Это нормы культуры и субкультуры, мировоззренческие позиции и идеология, преобладающие в обществе.

Также выделяют личностные, средовые и воспитательные факторы социализации:

  • Личностные факторы - потенциал и особенности человека, которые регулируют его деятельность, поведение в обычных условиях жизнедеятельности, способность к приобретению нового социального опыта.
  • К средовым факторам относятся нетипичные ситуации и условия, в которых оказывается человек. Это может быть новая обстановка или давление со стороны коллектива.
  • Воспитательные факторы - это то воспитательное воздействие, которое оказывается на человека и регулирует процесс его социальной адаптации.

Успешность социальной адаптации личности определяется ее принятием общественных норм и порядков, а также способностью противостоять обществу и жизненным ситуациям, препятствующим саморазвитию, самореализации.

Условиями успешной социализации является согласованное воздействие на человека различных социальных институтов. Но тем не менее общество продолжает воздействовать на человека стихийно, что часто приводит к проблемам. В связи с этим в учебных заведениях активно внедряется и реализуется программа воспитания и социализации учащихся и молодежи.

Воспитание грамотного и социально активного поколения - залог процветания государства в целом. Именно поэтому данная проблема уже требует поиска путей решения на государственном уровне.

Центры социальной адаптации

Разнообразность факторов социализации и несогласованность воздействия социальных институтов на личность часто провоцируют возникновение проблем с социальной адаптацией. Это выражается в асоциальном поведении человека, ведении им асоциального образа жизни, возникновении алкогольной или наркотической зависимости и т. д.

Для преодоления этих проблем сегодня существуют центры социальной адаптации.

Они работают для того, чтобы помочь людям восполнить пробелы и исправить недостатки социализации. Центры социальной адаптации предоставляют временный ночлег людям, которые оказались без определенного места жительства и занятий. Также сотрудники центров проводят ряд мероприятий, способствующих адаптации тех людей, которые утратили социально полезные связи. Они реализуют программу воспитания и социализации личности посредством влияния комплекса факторов. В работе центров учитывается взаимодействие всех компонентов адаптации человека в обществе. Центры активно сотрудничают со всеми институтами и агентами первичной и вторичной социализации.

Процесс социализации раскрывается через исследование так называемых агентов социализации , т.е. тех социальных структур(семья, малая группа, коллектив, школа, политические организации, церковь и т.д.), которые составляют социальную среду обитания индивида.

Следует обратить внимание на то, что роль агентов социализации неодинакова на различных этапах процесса формирования социальных качеств и в различных обществах (традиционных и современных, аграрных и индустриальных, восточных и западных, мусульманских и католических и т.д.). Семья многими признаётся в качестве первичного социализирующего коллектива. Однако роль семьи в традиционном обществе более значима, чем в современном. Процессы социализации подвержены влиянию политических режимов. Степень демократичности общества определяется также и тем, насколько процесс социализации индивидов подвержен контролю и воздействию политических властвующих структур.

Поскольку социализация подразделяется на два вида – первичную и вторичную, постольку агенты и институты социализации делятся на первичные и вторичные.

Процесс социализации включает не только тех, кто обучается и усваивает новые знания, ценности, обычаи, нормы. Важной составляющей этого процесса выступают те, кто влияет на процесс научения, в решающей степени формирует его. Их называют агентами социализации. К ним относятся люди и социальные институты. Индивидуальными агентами социализации могут быть родители, родственники, приходящие няни, друзья семьи, учителя, тренеры, подростки, лидеры молодежных организаций, врачи и т.п. В роли коллективных агентов выступают социальные институты.

Агенты социализации – конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

Институты социализации – учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его: школа и вуз, армия и милиция, производство и др.

Агенты первичной социализации – родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок.

Термин «первичная» относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное, или ближайшее окружение человека. Именно в этом смысле социологи говорят о малой группе как первичной. Первичная среда – не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования, то есть стоящая на первом месте по степени значимости.

Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д.

Термин «вторичная» описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывает менее важное влияние на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны, а их воздействие, как правило, менее глубокое, чем у первичных агентов. Вторичными группами, и об этом речь пойдет дальше, в социологии называют формальные организации, официальные учреждения. К институтам социализации относятся именно они.

Когда о семье говорят обобщенно, то ее называют институтом социализации, но первичным (как и школу). А когда подразумевают конкретно членов семьи и родственников, употребляют понятие «агенты».

Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, хотя по убывающей она сохраняется и во второй.

Напротив, вторичная социализация охватывает вторую половину жизни человека, когда, повзрослевший, он сталкивается с формальными организациями и учреждениями, называемыми институтами вторичной социализации: производством, государством, средствами массовой информации, армией, судом, церковью и т.д. Именно в сознательном возрасте они влияют на человека особенно сильно.

Первичная социализация – сфера межличностных отношений, вторичная сфера социальных отношений. Одно и то же лицо может быть агентом как первичной, так и вторичной социализации.

Учитель, если между ним и учеником доверительные отношения, окажется среди агентов первичной социализации. Но если он всего лишь выполняет свою формальную роль, то учитель явится агентом вторичной социализации.

Агенты первичной социализации выполняют каждый множество функций (отец – опекун, администратор, воспитатель, учитель, друг), а вторичной – одну-две.

Среди агентов первичной социализации не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители находятся в превосходящей позиции. Напротив, ровесники равны ему. Они прощают ему многое из того, что не прощают родители: ошибочные решения, нарушение нравственных принципов и социальных норм, бесцеремонность и т.д.

Каждая социальная группа может дать индивиду в процессе социализации только то, чему она обучена или социализирована. Иначе говоря, у взрослых ребенок учится тому, как быть взрослым, а у ровесников – как быть ребенком: уметь драться, хитрить, как относиться к противоположному полу, дружить и быть справедливым.

Малая группа ровесников выполняет важнейшую социальную функцию – облегчает переход от состояния зависимости к независимости, от детства к взрослости. Родители вряд ли научат тому, как быть лидером или добиться господства над другими.

Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы, а вторичной нет. Объясняется это тем, что первые универсальны, а вторые специализированны. Так, например, взаимозаменяемы функции родителей и ровесников. Вторые часто заменяют первых, выполняя их функции социализации. И наоборот. Взаимозаменяемы также функции родителей и родственников, вторые могут заменить первых.

Но этого нельзя сказать об агентах вторичной социализации, поскольку они узко специализированны: судья не может заменить бригадира или учителя. Агенты первичной социализации, напротив, универсальны. В отличие от родителей, закладывающих базисные ценности и долговременные цели, ровесники больше влияют на сиюминутное поведение, внешность, выбор сексуального партнера и мест досуга.

Различие между двумя типами агентов социализации состоит также в том, что агенты вторичной социализации получают деньги за то, что выполняют свою роль, а агенты первичной социализации не получают.

Агенты первичной и вторичной социализации оказывают на личность человека иногда совпадающее, однонаправленное воздействие, а иногда – противоречивое, разнонаправленное. Причем противоречие характеризует дисгармонию между:

    агентами первичной социализации,

    агентами вторичной социализации,

    агентами первичной и вторичной социализации. Если, к примеру, семья учит подростка одним ценностям, а группа сверстников – совсем другим, то между агентами первичной социализации формируется не только конкуренция, но и противоречие.

Другой пример – различие между религиозными ценностями и ценностями бизнеса. Религия учит нас таким нравственным нормам, как помощь близким, учит не обманывать, быть скромными в своих желаниях и потребностях и основное время уделять решению духовных вопросов. Бизнес же требует прямо противоположного: часто он построен на обмане, погоне за материальными ценностями, стремлении выделиться, сделать карьеру. Он вынуждает профессионального бизнесмена посвятить все свое время решению только материальных вопросов, в то время как церковь призывает человека думать о вечном, нематериальном.

В каком-то смысле ровесники и родители воздействуют на ребенка в противоположных направлениях и первые сводят на нет усилия вторых. Родители часто смотрят на ровесников как на своих конкурентов в борьбе за влияние на ребенка.

В глубокое противоречие между собой вступают и два других института социализации – образование и армия. Призыв юношей в армию на два года сразу после окончания школы часто становится барьером на пути образования. Через два года службы в армии знания, полученные в школе, улетучиваются. Происходит переоценка ценностей, может пропасть и мотивация к учебе. Чем больше разрыв между двумя стабильными периодами (школой и вузом), тем глубже кризис и необратимей процесс.

Несмотря на то, что существует масса пособий и сайтов, на которых можно найти множество информации об агентах социализации. Однако то, что находится — просто настоящий трэш: очень плохая и лживая информация. Например, на одном очень известном сайте можно прочесть, что агентом социализации является спорт... Так ведь спорт — это деятельность! А деятельность не в коем случае не может быть агентом социализации. Налицо путаница в терминам: вдруг стала ровна самовоспитанию...

А потом родители и сами будущие абитуриенты удивляются, почему это у них такие низкие баллы за ЕГЭ? Так потому что надо получать информацию от профи, а не от идиотов, считающих себя профи.

Понятие агента социализации

Первое, что вам необходимо усвоить, агенты социализации, это всегда конкретные люди , которые представляют те или иные социальные группы, организации или даже институты. Например, полицейский является представителем правоохранительных органов. Следовательно правоохранительные органы — это агенты социализации, которые состоят из конкретных людей — работников полиции.

Далее, учителя школ. Школа — как социальная организация — агент социализации, представляет собой организованных неким образом людей, которые являются ее представителями. Если люди не будут приходить каждый день на работу, то соответственно организация уже не будет нормально функционировать. То есть социальное поведение является условием реализации процесса социализации в обществе.

Таким образом, агенты социализации — это конкретные люди, как представители групп, организаций и институтов, которые участвуют в усвоении индивидом социальных норм и освоения социальных ролей.

Не забывайте, что в социологии наряду с общей социализацией, выделяют и и пр.

Агенты первичной социализации

Такими агентами являются люди, которые непосредственно взаимодействуют с ребенком. В возрасте от 0 до 18 лет такими людьми являются родители, братья, сестры, бабушки, дедушки — , словом, семья . Семья должна приучить ребенка к базовым и вторичным социальным нормам. Собственно на этом этапе социализация совпадает с воспитанием.

Например, вот недавно был свидетелем такой ситуации: в автобусе маленький ребенок, может 5-6 лет, говорит бабушке, что хочет в туалет по-большому. Понятно, что ребенок выразился более прозаически. На что бабушка ответила: «А ты вот пойди, Ванюша, и скажи водителю, пусть остановится — ты выйдешь и сходишь. А все тебя подождут».

Понятно, что ребенок тут же понял, что иногда приходится свои биологические потребности тормозить (хочется «покакать»), подчиняясь социальным требованиям (в транспорте «какать» нельзя).

Теперь, наверное, ребенок будет стараться сходить в туалет заранее, до выхода на улицу, чтобы не дай Бог не оказаться в жесткой ситуации, когда удовлетворить его биологические потребности не представляется возможным.

Школа как агент социализации — тоже участвует на первичной стадии этого процесса. В отличие от семьи, школа должна воспитать в ребенке зачатки научного мировоззрения. Для того, кстати, в школе и изучается так много дисциплин: физика, химия и пр. Чтобы дети не совали пальцы в розетку, знали, что такое шаговое напряжение и что газ при нагревании расширяется, читай всякие газовые баллоны могут взорваться.

Вот у меня хоть по физике всегда был «трояк», а такие вещи я запомнил на всю жизнь. Конечно, в школе ребенок учится общению, усваивает социальные нормы, приучается к ответственности за свои действия и прочим социальным навыкам.

Понятно, что к таким же агентам относится детский сад, ближнее окружение — друзья, ближние и дальние родственники.

Агенты вторичной социализации

Когда гражданин взрослеет, в процесс его вторичной социализации включаются полиция, правоохранительные органы. Например, выпил гражданин пива в общественном месте: бац и ему уже терпеливо разъясняют, почему он помещен в вытрезвитель и для чего. Сматерился в общественном месте — штраф 300 рублей, не уступил бабушке место в автобусе — порицание.

Понятно, что также в этот процесс включаются рабочий коллектив, где гражданин работает. Если гражданин систематически опаздывает на работу, ему сделают замечание, что надо соблюдать трудовую дисциплину.

Такими же агентами выступают общественные группы, правозащитные организации, профессорско-преподавательский состав вузов.

Так, в научной литературе до сих пор актуальна дискуссия: должен ли преподаватель транслировать ценности студенческой аудитории. Сам, как кандидат социологических наук, могу сказать, что даже если преподаватель ничего не транслирует, то он все равно влияет на вторичную социализацию будущих специалистов.