Возможно ли во сне запоминать. Можно ли учиться во сне: четыре факта о том, как работает наша память

Возможно ли во сне запоминать. Можно ли учиться во сне: четыре факта о том, как работает наша память

Известно, что во время сна мозг не находится в полностью «отключенном» состоянии. Он сохраняет способность реагировать на то, что происходит вовне. Например, если кто-то рядом произносит наше имя, мы просыпаемся быстрее. Точно так же и мать просыпается от крика своего ребенка, как бы крепко она ни спала. До недавнего времени реакции спящего мозга считались чем-то рефлекторным. Команда психолингвистов под руководством Сида Куидера (Sid Kouider) обнаружила, что во время сна мозг способен принимать решения и даже планировать, как следует поступить.

Исследователи провели несколько экспериментов. В первом добровольцы должны были прослушивать слова и определять, какие из них обозначали животное, а какие – объект. Чтобы сделать выбор, они должны были нажать на кнопку, расположенную слева или справа от них. Организаторы в это время измеряли их мозговую активность. В результате Куидеру и его коллегам удалось отследить момент принятия решения и подготовки ответного действия (нажатия кнопки) – когда участник решал, что должен задействовать левую или правую руку, в его моторной коре возникала электрическая активность.

Затем участников пригласили в комнату с расслабляющей обстановкой (удобным креслом, приглушенным светом) и подвергли такому же испытанию. Вскоре некоторые из них уснули (их мозговая активность соответствовала состоянию сна), но их мозг продолжал порождать активность в том участке, который отвечал за принятие решения и нажатие на кнопку*. Исследователи намеренно использовали новые слова, чтобы убедиться, что мозг решал именно задачу анализа их смысла, а не воспроизводил уже данные ранее ответы. Проснувшись, участники не помнили слова. Но очевидно, что их мозг продолжал принимать решения без участия сознания.

По мнению Куидера, это связано с тем, что во сне наш мозг находится как бы в режиме автопилота: он способен выполнять (а точнее – планировать) доведенные до автоматизма действия, не задействуя префронтальную кору, которая отвечает за сосредоточенность и осознанное поведение (во сне ее активность подавляется). По той же причине, например, пациенты, страдающие лунатизмом, могут во сне готовить простую еду вроде бутербродов или вести машину: это те действия, которые они обычно совершают механически, не задумываясь.

Итак, во сне мы можем выполнять действия, которое успели предварительно отточить в состоянии бодрствования. Значит ли это, что при правильно подобранной методике обучение во сне может быть успешным – хотя бы для отработки простых навыков (например, выявления ошибок в недавно выученных словах)? «Такая возможность есть, но нужно понимать, что эффект все равно будет слабым, – объясняет Куидер. – Во сне мы не можем полностью контролировать свои когнитивные процессы. В частности, отслеживать ошибки. Значит, велика вероятность искажений. Кроме того, во сне мозг решает собственные задачи – в частности, организации опыта, накопленного за день. Вмешиваясь в этот процесс, мы рискуем навредить себе».

За минувшие полвека человечество узнало о сне примерно столько же, сколько за предыдущие тысячи лет своего существования.Лишь в последние десятилетия ученые сделали большинство открытий об этом явлении. Главное из них заключалось в том, что ночью мозг не отдыхает, а активно работает, восстанавливая физические ресурсы, управляя выделением биологически активных веществ, обеспечивая консолидацию памяти.

В период интенсивного изучения сна было развенчано основное количество связанных с ним мифов. По крайней мере, сейчас ни один здравомыслящий человек не станет утверждать, что во сне душа покидает тело или что сновидения могут иметь мистическую природу. Тем не менее, именно научные достижения привели к возникновению новых заблуждений о сне…

Связь между сном и памятью впервые была установлена еще в 60-е годы. На основании этого ученые предположили, что во время сна мозг человека может быть восприимчив к обучению, и что новый материал, начитанный спящему, может запомниться и быть им воспроизведен в состоянии бодрствования. Исследователям грезилось будущее без школ и университетов, в котором каждый сможет лечь спать, включив магнитофонную запись учебника, а утром проснуться с головой, обогащенной свежими знаниями. Учиться во сне – это ж какой простор для фантазий открывается! Сколько времени можно было бы потратить на более интересные и полезные дела, нежели зубрежка!

Ученых поддержали историки. Они рассказали, что в Древней Индии буддийские монахи практиковали чтение сложных манускриптов своим ученикам, пока те спали. «Сонное» обучение начало интенсивно исследоваться…

В нашей стране обучение во сне независимо друг от друга исследовали А.М. Свядош, А.М.Вейн, Л.А. Близниченко и другие. Через некоторое время результаты их наблюдений стали противоречить друг другу. Одни ученые находили, что память во сне наиболее восприимчива после засыпания и перед пробуждением, другие отмечали, что испытуемые способны запоминать информацию только во время быстрого сна, третьи делали выводы, что обучение возможно лишь в медленные стадии. Таким образом, на вопрос, можно ли учиться во сне, ученые отвечали положительно, но вот что касается конкретной информации, выводы очень сильно отличались.

В конце концов все исследователи были вынуждены заключить, что обучение во сне возможно только в том случае, если одновременно с этим учеба происходит и в состоянии бодрствования. Иными словами, «сонное» запоминание – лишь вспомогательный элемент интеллектуального роста, но не его основа. Также стало очевидным, что обучение во сне за 5 минут категорически невозможно: чтобы “образовательный процесс” дал плоды, надо, чтобы прошло приличное количество времени, а информация повторена спящему множество раз.

Помните советскую комедию «Большая перемена»? Герой Леонова, намеренный практиковать «новую методику», попросил свою дочь почитать ему учебник по истории, пока он спит. Она же вместо того, чтобы преподать урок обучения во сне, включила радио. На следующий день его вызвали отвечать. Его монолог выглядел примерно так: «В начале XIX века Германия была аграрной страной. Сэр Джонс, ваша карта бита… Товарищ майор, нарушитель скрылся… Температура воды в Прибалтике плюс восемь»… Занимательный пример. Хотя случись это все на самом деле, после первого предложения, которое он слышал еще в состоянии бодрствования, человек, скорее всего впал бы в ступор и не знал, что ему сказать дальше. Увы, запоминание во сне очень несовершенно…

Реальную взаимосвязь между памятью и сном можно описать в следующих положениях.


Кстати, при длительном недосыпании могут пострадать даже те воспоминания, забыть которые, казалось бы, невозможно. Например, если человек проведет несколько дней без сна, он может забыть, как его зовут, сколько ему лет и кто он вообще такой. Так что в каком-то смысле обучение во сне происходит всегда – память удерживает старые воспоминания и формирует новые.

  • Чем лучше качество сна, тем лучше способность к обучению. У людей, сон которых имеет достаточную продолжительность и которые спят по постоянному режиму, усвоение материала происходит гораздо лучше.

Недавно это было в очередной раз подтверждено исследователями из Университета Брауна (США), которые просили хорошо и плохо высыпающихся участников совершать определенные манипуляции доминантной и недоминантной рукой. Это заставило руководителя эксперимента доктора Масако Тамаки справедливо заключить: «Сон – это не пустая трата времени». У испытуемых, которые высыпались нормально, результаты тестов были намного выше, чем у недосыпавших. То есть учиться во сне действительно возможно!

  • В очень небольшой степени мозг во сне способен к активному запоминанию , так как спящий (особенно в поверхностные стадии сна на границе циклов) частично способен получать сигналы из окружающей среды, а мозг – обрабатывать информацию без участия сознания.

Зарубежные ученые провели эксперимент. Спящим участникам подносили к носу источники запахов, приятных и неприятных. Люди на это соответствующим образом реагировали: в первом случае «принюхивались», во втором задерживали дыхание. Это повторялось несколько ночей подряд, притом во время воздействия тем или иным запахом подавался звуковой сигнал, для каждого запаха свой. В дальнейшем на участников действовали только звуковым сигналом, и при этом они проявляли такую же реакцию, как и при вдыхании запаха. В общем-то, это была демонстрация не столько обучения, сколько способности организма вырабатывать условные рефлексы во время сна. Но опыт доказывает, что в это время человек восприимчив, следовательно, гипотетически он может и учиться во сне.

  • При помощи некоторых воздействий можно добиться улучшения активного запоминания во сне.

По
дтвердить это смогли немецкие сомнологи. Днем испытуемым начитывали новый материал, одновременно с этим ароматизируя помещение определенным запахом. Ночью половине участников просто повторяли этот материал, а на другую половину спящих параллельно с чтением воздействовали тем же запахом, что те ощущали во время дневного «урока». Вторые запоминали все на порядок лучше. Есть предположение, что это можно объяснить активацией гиппокампа. Он не только реагирует на запахи, но и отвечает за память… Так что можно сказать, что анатомическое образование, отвечающее за способность учиться во сне, найдено – это гиппокамп!

Все это подводит нас к очевидному выводу. Во сне главным образом происходит запоминание старых, а не усвоение новых знаний. Так что если спящему человеку начитывать, нашептывать и даже напевать на ухо абсолютно незнакомую ему информацию, то проснувшись, он не начнет разговаривать на китайском, профессионально разбираться в сборке мотоциклов или цитировать Горация в подлиннике.

Возможно ли учиться во сне? Несомненно. Можно даже сказать, что сон – одна из главных причин, почему мы вообще способны учиться. Он не улучшает, он формирует память и улучшает запоминание во сне! Однако переносить обучение только на период сна – задача с такой же перспективой, как укладывание книги под подушку в расчете, что за ночь все знания перейдут из нее в голову спящего. Так что продолжайте учиться так, как вы делали это всегда – в состоянии бодрствования. Но при этом не забывайте полноценно спать каждую ночь – это сделает ваши успехи в обучении гораздо более заметными.

Известно, что школьники и студенты накануне экзаменов кладут под подушку конспекты, чтобы лучше усвоить материал. И это вовсе не суеверие. Израильские нейрофизиологи выяснили, что наш мозг способен запоминать новую информацию, не только бодрствуя, но и во время сна — допустим, устанавливать ассоциации между определенными запахами и звуками.

Группа исследователей во главе с Анат Арзи из Института наук Вайцмана в городе Реховот провела серию опытов с командой из 28 добровольцев, отличавшихся крепким сном. Когда испытуемые засыпали, им проигрывали один из нескольких звуковых сигналов, после чего подносили к носу палочки с образцами тех или иных запахов. Среди запахов были как приятные — скажем, аромат шампуня или дезодоранта, так и неприятные — экстракт тухлой рыбы и гнилого мяса.

Ученые следили за работой мозга своих подопечных при помощи энцефалографа. В тех случаях, когда раздражители будили людей, их "дисквалифицировали" — выводили из команды, так как здесь уже не шла речь о чистоте эксперимента.

Оказалось, что при воздействии раздражителей на мониторах появлялись характерные линии, свидетельствующие о том, что мозг обрабатывает полученную информацию. Кроме того, если испытуемые ощущали неприятные запахи, у них снижалась глубина дыхания, а если приятные — они начинали "принюхиваться".

На следующий день исследователи только "проигрывали" добровольцам звуки, ранее предшествовавшие запахам. Реакция была такая же, как и в случае с запахами: мозг запомнил, чему предшествовал тот или иной звуковой сигнал, наподобие тому как пресловутые собаки Павлова связывали начало кормления с зажиганием лампочки.

По словам Арзи и ее коллег, подобное запоминание возможно лишь в фазе так называемого медленного сна. Если эксперименты проводились, когда люди пребывали в фазе быстрого сна, никаких ассоциаций между звуками и запахами у них не возникало. Как утверждают ученые, это связано с так называемой "сонной амнезией": мы теряем память о сновидениях, которые посещают нас в данный период. Запомнить то, что нам снилось во время быстрого сна, можно, если нас в этот момент резко разбудить.

"Теперь, понимая, что обучение и усвоение новой информации во время сна возможно, мы желаем понять, как далеко простираются пределы этой способности, а именно — что можно запомнить во время сна, а что нельзя", — говорит Арзи.

Кстати, в свое время практиковался метод обучению иностранным языкам во время сна — людям просто включали запись с голосом преподавателя. Считалось, что обучение эффективно благодаря работе нашего подсознания. Однако большинство специалистов отнеслись к ноу-хау весьма скептически.

Очевидно, что информацию во время сна можно запомнить, но для этого необходимо не просто класть учебник под подушку и засыпать на нем. Просто, если мы читаем какой-то материал перед экзаменом, то за ночь он лучше укладывается в голове…

Наверняка все люди хотели бы тратить меньше времени на обучение и переносить этот трудоемкий процесс на время сна. Но можно ли получать новые знания во сне без затрат времени и энергии, или это лишь научная легенда? Как учиться во сне? Эти вопросы волнуют ученых не одно столетие.

Процесс обучения во сне называется гипнопедией. В переводе с греческого «hypnos» означает «сон», а «paideia» - «обучение». Данный метод усвоения новой информации применялся еще в Древней Индии, когда буддийские монахи нашептывали спящим ученикам тексты старинных манускриптов. В Эфиопии сыщикам таким образом подробно описывали внешность преступников. Одобренные государством сеансы гипнопедии впервые стартовали в США, где офицерам военно-морской базы надевали на ночь наушники и начитывали телеграфный код.

Тайная сила подсознания

Мозг человека таит в себе множество неподвластных науке тайн. Его основная функция - запоминать, сохранять и воспроизводить любую информацию.

Слова, которые мы проговариваем, и мысли, возникающие в нашей голове, воздействуют на наше подсознание, способное впитывать все сведения из внешнего мира. Мы могли забыть увиденное, но подсознание еще долго будет хранить эти образы в глубинах разума.

Во время сна у человека расслабляются только мышцы, а мозг не отдыхает никогда. Он всегда функционирует, контролируя жизненно важные процессы. Таким образом, абсолютный покой человека во сне - всего лишь иллюзия, которая скрывает реакцию человека на факторы окружающей среды. Ночью мозг человека работает в более спокойном режиме и воспроизводит сновидения - образы того, что волнует, пугает человека или вызывает любую сильную эмоциональную реакцию.

Сон погружает людей в очень восприимчивое состояние. Сознание спит, а подсознание просыпается. И вполне реально заставить подсознание работать на нас. Об этом феномене было известно еще древнегреческим учителям. Несмышленых учеников отправляли поспать, начитывая им во время сна тот учебный материал, который не был усвоен за время занятий. За несколько минут выучить получалось немного, но за пару часов ученикам удавалось наверстать упущенный материал.

О подобных случаях становилось известно в разное время на разных континентах. Данный факт связывали именно с тайной силой подсознания - способностями, предоставленными каждому человеку самой природой.

Ночная активность мозга и альфа-ритм

Учеными выделяются три главные стадии мозговой активности во время отдыха человека:

  • стадия засыпания;
  • «быстрый сон», характеризующийся постепенным угасанием всех реакций, во время которого человек видит сны;
  • «дельта-сон» - стадия глубокого сна, отличающаяся пребыванием мозга человека в покое и перевариванием информации, полученной за день.

Запоминание данных возможно только в состоянии дремоты, после погружения человека в стадию глубокого сна восприятие информации прекращается. Поэтому и существует обучение во сне за 5 минут, ведь «сонное» усвоение материала в принципе не может быть длительным процессом.

Альфа-ритм (стадия поверхностного сна) - нейронный интеллект, природный и самый действенный способ работы мозга человека. Он отвечает за связь между правым и левым полушариями, симбиоз сознания и подсознания, творчество, иммунитет, гормональную систему, психоэмоциональный баланс. Альфа-волны возникают во время спокойного расслабленного бодрствования, когда человек закрывает глаза, погружается в состояние полной релаксации без посторонних мыслей в голове. В такой ситуации все становится возможным.

Наукой подтверждено, что у людей с четко выраженным альфа-ритмом развито абстрактное мышление. Усиленные альфа-ритмы в состоянии транса приводят к релаксации, улучшают восприимчивость и расширяют сознание.

Гениальный ученый А. Эйнштейн неизменно пребывал в подобном состоянии. Стимулирование мозга во время поверхностного сна идеально для закрепления подлежащего изучению материала.

Сеансы гипнопедии

Перечень наук, которые изучают во сне, широк и разнообразен. Усвояемость материала зависит от индивидуальных способностей человека. Если предмет вам легко дается в дневное время, заниматься им во сне нет необходимости. Гипнопедию чаще всего используют в тех областях знаний, которые трудно поддаются изучению и требуют быстрого усвоения. Иностранные языки, IT-технологии, базовые знания игры на музыкальных инструментах, зазубривание информации - наиболее востребованные сферы для применения гипнопедии.

Учение во сне, как и гипноз, является самовнушением. Однако, обучение во время засыпания слабее по силе воздействия на человеческий мозг. Новая информация, которую обучаемый слышит во сне, вызывает реакции на уровне рефлексов. Чтобы свежие данные запоминались лучше, для мозга необходимо полное отсутствие внешних отвлекающих импульсов. Эмоциональный фон человека также должен быть стабильно спокойным. В такой атмосфере мозг способен максимально сконцентрироваться на информации, получаемой во сне.

Эффективность ночных аудиотренингов повышается, когда:

  • студент заинтересован в тех сведениях, которые слышит, и подсознательно хочет их запомнить;
  • информация не вызывает раздражения;
  • обучаемый находится в состоянии полного покоя;
  • мышцы человека расслаблены и не подают отвлекающие сигналы мозгу;
  • посторонние звуки и другие воздействия внешней среды сведены к минимуму.

Крайне важным фактором действенности обучения является вера человека в то, что гипнопедия принесет желаемые результаты. Для качественной практики необходимо владеть техникой абсолютного расслабления. Напрягая одну конечность до дрожи, а затем резко расслабляя ее, вы научитесь различать момент наивысшей релаксации мышц. То же необходимо проделать с остальными частями тела. Когда вы овладеете этой практикой, можно смело приступать к занятиям.

Перед «обучающим сном» необходимо лечь на комфортный, но не прогибающийся диван лицом вверх. Конечности могут находиться в согнутом, но обязательно расслабленном состоянии. Закройте глаза и засыпайте. Через 30 минут автоматически включится аудиозапись с информацией для изучения. Если обучение проводит педагог, он будет повторять материал несколько раз тихим голосом.

Учеба во сне: за и против

Несмотря на долгосрочные исследования, эффективность гипнопедии остается спорной. Запоминание обычно происходит в полудреме, а не во время полноценного сна. В 2000 году ученый и практик А.Потапов рассказал об изучении им английского языка с помощью данного метода в течение полугода. Исследователь отметил облегчение чтения текстов, но на протяжении всего эксперимента он видел цветные кошмарные сны. Ученые опасаются, что увлечение данной формой образования может нанести урон психическому здоровью человека.

Однако ошеломляющие результаты некоторых студентов тоже нельзя оставить без внимания. Так, первокурсники инженерного факультета одного из вузов, использовавшие гипнопедию для изучения иностранных языков наряду с традиционной формой обучения, знали в два раза больше слов и выражений, нежели рядовые студенты.

Исследования многих ученых противоречат друг другу. Можно сделать вывод, что запоминание данных во сне является вспомогательным инструментом интеллектуального развития, но не его основой. Чтобы «сонное образование» принесло свои плоды, необходимо длительное обучение, а новый материал должен быть повторен спящему несколько раз.

Многочисленные эксперименты показали, что во сне лучше происходит закрепление уже полученных, но не в корне новых знаний.

Невозможно лишь во время сна выучить китайский язык или научиться профессионально разбираться в технике, не получая этих знаний днем в привычной форме. Сон действительно способствует обучению, помогает тренировать память и улучшает запоминание. Однако надежда на то, что человек сможет получить полноценное образование во время сна, в ближайшее время не оправдается.

Осознанные сновидения описывал еще Аристотель, создатель логики и «Метафизики» — и такая двойственность сопровождает эту тему вплоть до нашего времени. С одной стороны, состояние, при котором (по словам Аристотеля) «нечто в сознании спящего указывает ему, что он находится во сне», демонстрируется экспериментами. С другой, им увлекается множество безнадежных «спиритуалистов», так что и на ученых, занятых осознанными сновидениями, коллеги нередко смотрят с долей сомнения.

Разделение сна на циклически повторяющиеся фазы — медленную (продолжительностью чуть больше часа) и быструю (от 10−15 минут до получаса) — известно еще с 1950-х. Быстрый сон характеризуется резкими всплесками электрической активности мозга и беспорядочными движениями глаз под закрытыми веками: считается, что именно в это время нам снятся сны. На рубеже 1970-х проводились успешные эксперименты, участники которых, по показаниям электроэнцефалографа, оставались в фазе быстрого сна, но при этом могли сознательно совершать заранее обговоренное движение, например глазами.

Из-за противоречивой репутации осознанных сновидений такие опыты получили окончательное признание лишь в 1980-х, после того как работавший тогда в Стэнфорде психофизиолог Стивен Лаберж усовершенствовал методику и фактически наладил канал коммуникации со сновидцами, давая им задания, которые те выполняли во сне, пока экспериментаторы следили за активностью их мозга и движениями глаз. Впоследствии Лаберж выступил основателем Института осознанных сновидений, где было разработано несколько аппаратов, стимулирующих такое состояние.


Засыпаем

Первая задача будущего сновидца состоит в том, чтобы приобрести здоровые привычки: нормальную продолжительность и регулярность сна в комфортной тишине и темноте. Следует держать наготове ручку и блокнот, записывая все, что удастся вспомнить о приснившемся. Впоследствии собранная «база данных» позволит выделить признаки, которые часто проступают именно во сне. Маркером может быть встреча с определенным человеком или предметом, характерное ощущение или что-то еще, за чем следует следить и в бодрствовании.

«Сплю ли я?» — периодически задумывается будущий сновидец, стараясь заметить признаки нереальности происходящего. Привычка фиксировать их рано или поздно сработает во сне, и человек осознает его, получив власть над всем, что происходит внутри фантазии. Полетать, выступить с любимой группой, свернуть пространство трубочкой — ему, как мы знаем по кинохиту «Начало», который обыгрывает тему осознанных сновидений, под силу что угодно.

Желающих освоить эту технику можно адресовать к книге Лабержа, которая переведена на русский язык и подробно описывает все этапы. Вместе с тем механизмы этого феномена остаются плохо понятными. Похоже, что мозг при этом находит необычный баланс между активностью и бездействием определенных областей, связанных с работой сознания и памяти. Например, возбуждается передняя кора, которая в обычном сне отключена: человек удерживается в гипнагогии, на границе между бодрствованием и бессознательностью. Такое состояние возникает и спонтанно, при засыпании, но переход в осознанное сновидение происходит в фазе быстрого сна, когда мозг, как считается, ведет консолидацию памяти и закрепление нового опыта.


В апреле 2018 года разработчики знаменитой MIT Media Lab представили новую систему для осознанных сновидений Dormio. Электроэнцефалограф и встроенные в перчатку датчики давления регистрируют изменения активности мозга и расслабление мышц, чтобы в нужный момент подать звуковой сигнал, позволяющий войти в контролируемое сновидение.

Вспоминаем

Увлечение осознанными сновидениями полезно хотя бы потому, что оно формирует привычку ко сну в здоровой обстановке, нормализует функцию мелатонина, который контролирует суточные ритмы активности. Некоторые психологи обращаются к осознанным сновидениям, помогая пациентам встретиться с источниками неврозов и страхов, побороть их и сделать более спокойным бодрствование. Но самое интересное их приложение связано с работой памяти и обучением.

По большому счету их действие мало отличается от обычной работы мозга с восприятием сенсорных сигналов и формированием команд двигательной системе. Воспоминание о том, как мы едем на велосипеде, удерживаем руль и крутим педали, активирует те же нейроны моторной коры, которые включаются в работу при реальной езде на велосипеде, разве что сигнал их на мускулы не поступает. Память можно назвать переживаниями, закрепленными в связях нейронных сетей, и повторение — мать учения — заставляет эти связи фиксироваться еще надежнее.

Ряд исследований показал, что для улучшения моторного навыка необязательно даже двигаться — достаточно воспроизводить движения мысленно. В периоды быстрого сна сигналы моторной коры блокируются, лишь достигая ствола мозга, так что для самого мозга это эквивалентно действию. Мартин Дреслер проводил томографию мозга людей, которые во время осознанного сновидения поочередно мысленно сжимали то один, то другой кулак, продемонстрировав чередующуюся активизацию соответствующих нейронов в моторной коре. Дело за малым: войти в сновидение — и начать тренировку.

Владимир Дорохов, сомнолог, доктор биологических наук, заведующий Лабораторией нейробиологии сна и бодрствования Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН

«Научные исследования осознанных сновидений, как и практическое их применение, осложняются редкостью самого феномена. Прежде чем заниматься спортом во сне, придется уделить ему немало внимания наяву, и все равно эта нестабильная форма быстрого сна редко продолжается дольше нескольких минут. Ну а чтобы вынести вердикт об эффективности осознанных сновидений в общем случае, необходимо больше исследований способов вхождения в эти состояния и удержания в них».

Учимся

Действенность такой практики подтвердили эксперименты немецкого физиолога Даниеля Эрлахера: уже после однократной тренировки в осознанном сновидении люди демонстрировали заметное улучшение точности бросания монеток в стакан. Специализируясь на спортивной медицине, Эрлахер предлагает использовать это состояние для дополнительной подготовки атлетов — без лишнего риска получить травму или перестараться накануне соревнований. Можно представить и другие направления для обучения в осознанном сновидении — например, адаптацию и подготовку к действиям в условиях сильного стресса для людей соответствующих профессий.

Такой подход сродни обучению с помощью виртуальной реальности, которое практикуют при подготовке пилотов или хирургов. «Обсчетом» при этом занят сам мозг, пока что остающийся самой мощной графической станцией в мире, что придает переживанию ощущение настоящей подлинности. Однако при этом он способен пользоваться лишь уже имеющимся опытом. Осознанный сон позволяет усовершенствовать несложный моторный навык или пережить опасную ситуацию без риска катастрофы. Но для получения новых знаний, например, чтобы выучить китайский язык или освоить дифференциальные уравнения, придется выбраться из постели и заняться делом в настоящем мире.