Дерзкая олимпия. Выставка «Олимпия» Эдуарда Мане из собрания Музея д'Орсэ (Париж) Вы сами можете почувствовать, как картина “затягивает”

Дерзкая олимпия. Выставка «Олимпия» Эдуарда Мане из собрания Музея д'Орсэ (Париж) Вы сами можете почувствовать, как картина “затягивает”

И музей Метрополитен в Нью-Йорке.

За такое наследие мы благодарны двум дореволюционным коллекционерам – промышленнику Ивану Морозову и купцу Сергею Щукину. Именно они тратили сотни тысяч франков в год на покупку будущих шедевров.

Вот лишь 7 полотен, мимо которых нельзя пройти мимо.

Другим шрифтом и цветом выделена часть текста: это означает, что указанные особенности картин вы можете наблюдать только вживую.

1. Пьер-Огюст Ренуар. Портрет актрисы Жанны Самари. 1877 г.

Пьер-Огюст Ренуар. Портрет Жанны Самари. 1877 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусств Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва. Из коллекции Ивана Морозова.

Картина на самом деле являлась этюдом к другому, парадному . Он сейчас хранится в Эрмитаже. Однако большинством искусствоведов именно этот “незаконченный” портрет считается одним из главных шедевров Ренуара. Эта картина – квинтэссенция женской чувственности и обаяния.

У картины есть небольшой секрет. Если вы смотрите на неё прямо, то платье актрисы зеленое. Если же вы посмотрите на неё сбоку, то платье становится синим.

Когда портрет показали на выставке в 1873 году, многие современники Ренуара её не поняли: “Её руки словно рыбья чешуя!” Но были и сторонники: “Этот портрет можно есть ложкой!”

Ренуар приукрасил внешность девушки. В жизни Жанна была не так хороша. Зато была смешлива и обладала обаятельнейшей улыбкой. В неё влюбился молодой человек из богатой семьи. Аристократы не пожелали принимать в семью представительницу легкомысленной профессии. На свадьбу никто из них не пришёл.

Жанна умрет в 32 года от брюшного тифа. Оставив мужу двух дочерей. А ещё этот портрет. Он провесит в его квартире до самой его смерти.

О картине также читайте в статье .

2. Винсент Ван Гог. Красные виноградники в Арле. 1888 г.


Винсент Ван Гог. Красные виноградники в Арле. 1888 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусств Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва. Из коллекции Ивана Морозова

Ван Гог написал эту картину в провинциальном городке Арле. Сюда он приехал из Парижа в поисках ярких красок. Поиски его увенчались успехом. Самые яркие и известные картины он создаёт именно здесь. И его знаменитые , и . В том числе “Красные виноградники”.

На самом деле виноградники не красные. Зелень лишь временно приобрела красный оттенок под лучами заходящего солнца. Ван Гог никак не мог пройти мимо такого оптического эффекта.

Картина написана в типичной для Ван Гога технике импасто. Краска наложена очень густыми крупными мазками.

Картина еще известна тем, что она была приобретена за приличные деньги – 350 франков. До этого Ван Гогу удалось продать не более 20 своих работ за гораздо более скромные деньги.

Считается, что это было началом его признания. И если бы не роковой выстрел себе в грудь в 1889 году, Ван Гог уже очень скоро стал бы баснословно богат.

О самом первом шедевре мастера читайте в статье

3. Поль Сезанн. Пьеро и Арлекин. 1888 г.


Поль Сезанн. Пьеро и Арлекин. 1888 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусств Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва. Из коллекции Сергея Щукина

Сезанн был полным антиподом импрессиониста. Он стремился создать монументальное, существующее вне времён. В отличие от импрессионистов, которые стремились передать впечатление от сиюминутного.

Клод Моне писал свои картины считанные часы и даже минуты. Как, например, свою знаменитую картину.

Сезанн же работал над “Пьеро и Арлекино” 2 года! Ему позировали сын и друг сына. Никто бы другой не согласился на сотни изнурительных сеансов.

Обратите внимания, как тщательно прорисован костюм Пьеро. Он только издалека кажется белым. Вблизи же вы увидите, что складки написаны зеленой и синей красками.

Композиция картины тоже необычна. Пьеро тычет в спину Арлекина кулаком. Видимо, выслушав очередную колкость от высокомерного Арлекина, чувствительный, но трусливый Пьеро не решился показать кулак в лицо.

Позу Арлекина художник не раз менял. В результате его нога оказалась у самого края холста. Художник даже отогнул его, чтобы ступня уместилась.

4. Поль Гоген. А, ты ревнуешь? 1892 г.


Поль Гоген. А, ты ревнуешь? 1892 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусств Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва. Из коллекции Сергея Щукина.

Гогена всегда тяготила чопорная Европа. Наполовину перуанец по материнской линии он до семи лет жил среди экзотической природы Южной Америки. Поэтому ничего удивительного, что однажды он сбежал из Парижа на Таити.

Картина “А, ты ревнуешь?” -одна из лучших его таитянских работ. Она яркая, экзотичная. Именно по таким работам Гоген более всего узнаваем.

На картине изображен подсмотренный художником момент жизни таитянских девушек. Они ведут неспешный разговор, приняв расслабленные позы.

Одна удивлена, почему другая ревнует. О теме разговора мы понимаем по фразе, написанной Гогеном внизу “А, ты ревнуешь?” Для нас эта сценка не будет понятна, если не знать обычаев таитян.

Таитяне были сторонниками свободной любви. Даже замужняя девушка могла провести ночь с другим мужчиной. Поэтому ревность считалась неуместной.

Отсюда удивление одной девушки по отношению к ревности другой. Да, она провела ночь с возлюбленным своей подруги. Что же здесь такого? Вот такие нравы.

В отличие от Ван Гога, Гоген не любил технику импасто. Писал однослойно. Поэтому сквозь краску легко разглядеть плетение холста.

5. Эдгар Дега “Голубые танцовщицы”. 1897 г.


Эдгар Дега. Голубые танцовщицы. 1897 г. Галерея искусств Америки и Европы 19-20 вв. ГМИИ им. А.Пушкина, Москва. Из коллекции Сергея Щукина

Считается, что Дега был живописцем танцовщиц. Но как он сам утверждал, он любил не танцовщиц, а движение и красивые платья. Именно это он и искал в балеринах.

Вам может показаться, что на картине танцует четыре танцовщицы. На самом деле они не танцуют. И их вовсе не четыре!

Скорее всего Дега изобразил одну девушку в разных ракурсах. В его архивах после смерти обнаружили как раз фотографии одной и той же девушки в разные моменты движения.

Мы видим, как она нагнулась поправить пуант. В следующее мгновение она поправляет лямки платья. А затем она держится за декорацию, чтобы осмотреть своё платье.

Голубого сияющего цвета Дега добился необычным способом. Картина написана пастелью. Это что-то вроде восковых мелков. Дега воздействовал на неё паром.

Под действием пара пастель размягчалась, и художник распределял её по холсту кистью. Это придало ей ещё большее сияние.

О других секретах картины читайте в статье

6. Клод Моне. Белые кувшинки. 1899 г.


Клод Моне. Белые кувшинки. 1899 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусств Европы и Америки, 19-20 вв.), г. Москва. Из коллекции Сергея Щукина

Ближе к 50 годам Клод Моне наконец получил заслуженное признание. Его картины стали покупать за приличные деньги. Не раздумывая, он купил себе дом в живописной провинции Живерни. Здесь он разбил великолепный сад с прудом.

При покупке дома пруда на участке не было. Мане создал его искусственно, изменив русло близлежащей речки.

Моне проживет в Живерни 43 года. В своём саду он напишет сотни картин. Из них 12 работ – с японским мостиком. Та, что хранится в Пушкинском музее, считается одной из лучших в этой серии.

Кстати, кувшинки в пруду появились незадолго до написания этой картины. До этого мостик простирался над чистой гладью воды, как на картине “Мост в саду Моне”.


Клод Моне. Мост в саду Моне. 1895-1896 гг. Частная коллекция

Еще о двух шедеврах Моне из Пушкинского музея читайте в статьях: Анри Матисс. Красные рыбки. 1912 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусств Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва. Из коллекции Сергея Щукина

На картине мы видим очень небольшую часть оранжереи. На столике стоит банка с золотыми рыбками. Слева виднеется плетёное кресло. Зелень растений делает рыбок ещё более яркими.

Часто о картине Матисса говорят, что она как будто написана ребёнком. Да, натюрморт кажется незавершенным и наивным. Матисс сознательно «упрощал» свою живопись. Он отказался от смешения цветов и мелких деталей. Чтобы не заглушать влияние цвета на зрителя.

Картина написана после посещения художником Марокко. Там он был поражён тем, как арабы часами смотрят на золотых рыбок. Матисс и создал “Золотых рыбок” для неспешного созерцания и медитации.

Вы сами можете почувствовать, как картина “затягивает”. Перед ней хочется долго стоять, никуда не спеша. Матисс говорил “Я хочу, чтобы усталый, измученный зритель мог вкусить перед моей картиной мир и отдохновение”.

Матисс написал немало натюрмортов с рыбками. Но та, что хранится в Пушкинском, также считается одной из лучших.

Картины Анри Матисса в музее современного искусства в Нью-Йорке. Слева: “Золотые рыбки и скульптура” 1911 г. Справа: “Золотые рыбки и палитра”. 1914 г.

После революции коллекции Щукина и Морозова были национализированы. Дом Щукина превратили в музей. Бывшему хозяину позволили жить в домике привратника. До отъезда из России в 1919 году он водил экскурсии по своему бывшему особняку.

Ивана Морозова тем временем назначили помощником хранителя его же коллекции. Он также покинул Россию в 1919 году и вскоре умер во Франции…

Картины, которые хранятся в главном здании музея, вы можете изучить в статье.

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.

Проверьте себя: пройдите онлайн-тест

Вконтакте

Выставка живопись

В Пушкинский музей привезли хрестоматийный шедевр раннего импрессионизма — "Олимпию" Эдуарда Мане. С картиной на время расстался парижский музей Орсе — с тех пор как картина оказалась там, она выезжала за пределы французской столицы всего раз. Рассказывает ВАЛЕНТИН ДЬЯКОНОВ.


Жаль, что мы уже не сможем увидеть "Олимпию" глазами современников Мане. На осеннем Салоне 1865 года картину пришлось вешать повыше и снабжать охраной, настолько возмутительными французским буржуа показались и героиня, и сама живопись. Тогда насилие над искусством было делом не то чтобы редким. На Салоне 1853 года императрица Евгения, супруга Наполеона III, за плохое поведение и излишнюю откровенность отстегала хлыстом "Купальщиц" Гюстава Курбе. Публика рангом пониже пыталась тыкать в "Олимпию" зонтиками и тростями. Всем было ясно, что с картины смотрит проститутка, а не богиня: в памяти еще свежа "Дама с камелиями" Александра Дюма-сына, где Олимпией зовут героиню, которая живет "ни с кем и со всеми". И как смотрит: расслабленно, без малейшего смущения, не пряча лицо, как куртизанка на картине первого учителя Мане Тома Кутюра "Гораций и Лидия". В искусстве того времени сексуальность драпируется в складки, мифологические сюжеты и ложную скромность. Мане демонстрирует ее как есть — без драматичных заимствований у классиков, зато с прислужницей-негритянкой и черной кошкой с выгнутой спиной, вызывавшей издевательский хохот у зрителей. Эмилю Золя, написавшему о Мане несколько статей, пришлось учитывать уж слишком острый сюжет и называть Олимпию всего лишь "первой попавшейся девочкой", которую каждый может встретить на улице. Главное, считал Золя,— это пятна цвета, то есть как видит художник, а остальное не так важно.

Но с тем, как видел Мане, у зрителей тоже проблемы. Он, возможно, первый художник новейшего времени, которого сравнивали с лубочными картинками задолго до того, как русские футуристы взяли народные принты за образец. Но Мане был далек от рыночного искусства, он копировал Тициана, Веласкеса и Гойю. Прямая предшественница "Олимпии" — "Венера Урбинская" Тициана, а демонстративная плоскость красок основана на раннем Гойе — даже не на "Обнаженной Махе", а на многофигурных народных праздниках конца 1780-х. Не то чтобы куртизанка Мане слишком яркая, но цвета здесь самостоятельны, а не комплементарны, и в бирюзово-зеленую штору на заднем плане взгляд погружается с той же легкостью, что и в кожу Олимпии. За эту смелость в эмансипации цвета Мане называли недоучкой и маляром, и в Салоны он попадал редко — вместо официальных художественных смотрин эпохи Июльской монархии художнику приходилось строить для полотен отдельные бараки или устраивать выставки в своей мастерской. После смерти Мане "Олимпию" спасли для Франции друзья художника, и в первую очередь Клод Моне, объявивший сбор средств на покупку и передачу картины в Люксембургский музей, откуда она отправилась сначала в Лувр, а потом уже во французскую Третьяковку — Орсе.

Теперь "Олимпия" вызывает негодование другого рода: у людей образованных и политкорректных — как памятник французского колониализма. До революционного смысла картины нам уже не добраться, и Пушкинский помещает ее в маленький музейчик великих моделей. Французская куртизанка окружена гипсовой Афродитой Праксителя, "Форнариной" Джулио Романо и "Женой короля" Поля Гогена. Благодаря включению Гогена вырисовывается глобальный сюжет о том, как художники Европы в конце XIX века наконец-то поняли, что помимо средиземноморской красоты есть и другие типы. Подобно Золя Пушкинский пытается обойти тему профессиональной принадлежности "Олимпии", подсказывая зрителю в настенном тексте, что картина на самом деле "о любви". Конечно, если долго смотреть на любую картину, можно отыскать в ней что-то про любовь, но "Олимпия" совсем не о том — она о повседневности, об изгнанных ханжами за порог приличного общества девушках, о том, что вечно пережевывать одни и те же античные байки, пусть и возвышенные, вредно для извилин и нервов. Обо всех, кто не боится показать то, что происходит, так, как показывать нужно здесь и сейчас.

А Эрмитаж неожиданно отказался «одолжить» Москве Рембрандта

ГМИИ им. Пушкина открыл выставку трех картин и одной скульптуры. Блогеры разразились критикой количества экспонатов, хотя работы по праву заслуживают отдельной экспозиции. Одна «Олимпия» Эдуарда Мане чего стоит, только второй раз она покинула стены парижского Орсэ. «МК» узнал, что рядом с «Олимпией» должна была висеть «Даная» Рембрандта, но за неделю Эрмитаж передумал и прислал вместо нее «Форнарину» Джулио Романо, ученика Рафаэля.

«Олимпия» Эдуарда Мане.

У входа на выставку нас встречает обнаженная дама - «Афродита Книдская» Праксителя. Скульптор стал первым художником, изобразившим женское тело полностью нагим. «Афродита, из-за которой многие путешествовали на Книд, считается самой замечательной статуей во всем мире», - писал Плиний в IV веке н.э.

Но сегодня в музее все лавры перетягивает на себя «Олимпия» Мане. Обнаженная девушка растянулась на ложе, глядит на зрителя холодно и самоуверенно. Темнокожая служанка, скрывая улыбку, подает ей роскошный букет от очередного гостя. В ногах модели - черный кот с изогнутым хвостом, словно защищающий ее от посягательств. В доме героини нет любви, а есть расчет и откровенный торг. Картина очень французская, но по глубине проблем сопоставима с историями героинь русских писателей - Сонечкой Мармеладовой Достоевского и Катюшей Масловой Толстого.

Появление картины «Олимпия», на которой изображена любимая натурщица Мане Викторина Мёран, спровоцировало скандал на парижском салоне в 1865 году, и она была принята жюри выставки только через два года. Толпа устраивала давку, чтобы взглянуть на любопытный экспонат. Полотно называли вульгарным, грязным, неблагородным - эти определения касались манеры исполнения и темы, выбранной художником. Мане очень переживал, что картина вызвала неприятие критики и публики. Тогда его поддержал друг, писатель Эмиль Золя: «Я знаю, вам удалось создать великолепное произведение... энергично перевести на особый художественный язык истинность света и тени, правду о предметах и людях».


«Королева» Поля Гогена.

- «Олимпия» шокировала современников Мане в такой же степени, в какой смущала и будоражила их, - говорит президент музеев Орсе и Оранжери Ги Кожеваль. - Она отсылала без тени идеализации или ловкой мифологической трактовки к образу проститутки, характерному для того времени. Неспроста ее называли монстром банальной любви и одалиской с желтым животом. Олимпия не обольстительница, а профессионал в своем деле. Градус критики был настолько высок, что никто из современников Мане не увидел параллель между «Олимпией» и «Венерой Урбинской» Тициана, которую Эдуард копировал во Флоренции несколькими годами ранее.

Наши специалисты заметили параллель «Олимпии» с искусством Возрождения, поэтому справа от нее висит «Дама за туалетом, или Форнарина» ученика Рафаэля Джулио Романа. Обнаженная напоминает античную Венеру. К ней отсылают атрибуты богини любви - жаровня, зеркало и статуя самой Венеры, стоящая за спиной модели. Изображенную красавицу поочередно называли именами прекрасных женщин Италии - Лукреции Борджа, Беатриче д"Эсте и, наконец, Форнарины, возлюбленной и модели Рафаэля.

На месте «Форнарины» должна была висеть «Даная» Рембрандта, но буквально за неделю Эрмитаж передумал нам ее предоставить, - рассказывает куратор выставки Ирина Антонова. - Тогда мы повесили работу Джулио Романо, которая тоже происходит из коллекции питерского музея. Она хранилась долгие годы у нас, потом мы вернем ее в Эрмитаж. В идеале на этой выставке женщин полусвета должна быть и «Незнакомка» Крамского. Но я не просила Третьяковку одолжить ее нам, так как понимала, что галерея будет защищать честь своей дамы.


Завершает выставку «Королева» Поля Гогена. Вдохновленный «Олимпией» Мане художник написал ее на Таити. Обнаженная Гогена расположилась под деревом познания. Она щедро одаривает энергией. Мир вокруг нее похож на земной рай, сотканный из ярких тонов цвета и света. Полотно просто кричит от радости и счастья, как и вся выставка, посвященная любви и красоте.

Пушкинский музей представит гостям легендарный шедевр Эдуарда Мане - картину "Олимпия", написанную в 1863 году и всего однажды покидавшую стены парижского Музея д’Орсэ

Пушкинский музей представит гостям легендарный шедевр Эдуарда Мане — картину «Олимпия», написанную в 1863 году и всего однажды покидавшую стены парижского Музея д’Орсэ.


Выставка «“Олимпия” Эдуарда Мане из собрания Музея д’Орсэ (Париж)» открывается в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина 19 апреля 2016 года. Едва ли не самый знаменитый шедевр одного из основателей импрессионизма, написанный им в 1863 году и с тех пор лишь однажды покидавший стены Музея д’Орсэ в Париже, предстанет на выставке в окружении трех работ из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина – картины «Королева (Жена короля)» Поля Гогена (1895), полотна «Дама за туалетом, или Форнарина» (нач. 1520-х) Джулио Романо и скульптуры Праксителя Афродита Книдская (копия римского времени с оригинала ок. 350 г. до н.э.).

Отправной точкой для возникновения «Олимпии» стало желание Э. Мане переосмыслить образную и пластическую «формулу» «Венеры Урбинской» Тициана в духе своей эпохи, то есть написать современную Венеру. «Наш долг, – утверждал Мане, – извлечь из нашей эпохи все, что она может предложить, не забывая и о том, что было открыто и найдено до нас». С этой точки зрения замысел «Олимпии» в самом общем плане состоял в попытке поднять современность до высоких классических образцов и на этом пути обрести новое понимание и того и другого. С точки зрения критиков, которые в своих отзывах буквально разгромили картину на Парижском салоне 1865 года, название работы усугубляло ее «неприличие», ибо так звали одну из героинь романа (1848) и одноименной драмы (1852) Александра Дюма-сына «Дама с камелиями». Олимпия – антагонистка главной героини, блестящая, холодная, расчетливая. В Париже XIX века это имя какое-то время было нарицательным для всех дам ее профессии.

Героиня возлежит на шелковистой поверхности виртуозно написанных белых тканей; переливчатая вибрация оттенков рождает эффект сияния, напоминающий перламутровое свечение внутри морской раковины, образ которой также связан с темой богини любви. Но у Олимпии нет самосознания богини, которой принадлежит весь мир. Скорее, она подобна срезанному цветку – украшающей ее волосы орхидее, расцветшей ненадолго, чтобы вскоре отцвести. Привычная отрешенность в ее взгляде смиряет внутреннее напряжение, превращая его в равнодушие. Браслет, серьги, бархотка с драгоценным камнем, призваны, как и в полотне Тициана, подчеркнуть в наготе момент полураздетости, и, стало быть, интимности, а домашние туфельки – одна одетая, другая соскользнувшая с ноги и открывшая кончики пальцев, – пробуждают слабый, как бы мимоходом, укол чувственности и дух будуара.

Обращение к «Венере Урбинской» и дальнейшая интерпретация характера персонажа заставили Мане вести диалог не только с картиной Тициана, но и с длительной традицией существования темы любви и красоты в европейской художественной культуре в целом. Постоянство присутствия подобной героини в произведениях искусства на протяжении столетий объясняется, во-первых, особой ролью мифа в изобразительном искусстве вообще, во-вторых, конкретным содержанием связанного именно с ней повествования, заключающего в себе осмысление двух тесно сопряженных между собой ценностей, занимающих важное место в сфере идеальных представлений человечества. Ими являются Любовь и Красота, воплощенные в образе прекрасной женщины.

Истоки этой темы, преломившейся в шедеврах Тициана, Веласкеса, Гойи, Мане и других мастеров, восходят к творчеству древнегреческого скульптора Праксителя. В его произведениях отразился совершившийся в греческом искусстве второй половины IV века до н.э. переход от преобладания героического и волевого мужского идеала, господствовавшего в высокой классике V века – у Поликлета, Мирона Фидия, сообщавших даже женским божествам (Гере, Артемиде, особенно Афине) черты титанизма и мужественности, – к женскому, наделенному чертами интимности, лиризма, мечтательности. Пракситель прославился своими изображениями богини любви и красоты Афродиты, особенно той, что была выполнена им около 340–330 года до н.э. и для которой ему позировала легендарная красавица, гетера (в переводе «подруга», представительница свободной любви) Фрина.

Картина из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина под названием «Дама за туалетом, или Форнарина» относится к началу 1520-х годов и хронологически предшествует шедевру Тициана, но стадиально принадлежит более позднему историческому периоду, так как выполнена художником Джулио Романо (1499–1546), учеником Рафаэля, связанным с поколением мастеров – наследников великих гениев Возрождения. Работа Джулио Романо обнаруживает близость к произведению Рафаэля «Портрет молодой женщины, или Форнарина» (1518–1519; Рим, Галерея Боргезе).

Картина основателя символизма в европейской живописи Поля Гогена (1848–1903) из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина «Te Arii Vahine. Королева (Жена короля)» (1895), была написана художником во время пребывания на Таити. Свою героиню «королевского рода» художник нашел среди жителей островов Океании, в мире древних идолов и незнакомых богов, в атмосфере, овеянной духами предков, среди простых людей и их незамысловатых занятий: рыбная ловля, сбор плодов, молитва, беседа, отдых составляют приметы их бытия. В местных жителях художник обнаруживает систему пропорций греческих ваятелей. Местная красавица представлена им отдыхающей на зеленом склоне; она непринужденно повторяет позу и силуэт лежащей Венеры (и Олимпии, репродукцию которой Гоген взял с собой в свое экзотическое путешествие), свободной, однако, от всех атрибутов европейской цивилизации: не гетера, не мать семейства, а сама природа, воплощение человеческого естества, лишь подчеркнутая в этом своем значении организующей волей художника.


МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: ГМИИ им. А. С. Пушкина, Главное здание, Волхонка, 12
ДАТЫ ПРОВЕДЕНИЯ: 19 апреля – 17 июля 2016

В ГМИИ им. Пушкина прибыла долгожданная гостья - знаменитая картина “Олимпия ” Эдуарда Мане из собрания Музея д"Орсэ в Париже. Специально для нее в столичном музее освободили целый зал.

Компанию “Олимпии ” на выставке составят три работы из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина: картины "Королева (Жена короля)" Поля Гогена (1895), полотна "Дама за туалетом" Джулио Пиппи, прозванного Романо, (нач. 1520-х) и скульптуры Афродита Книдская Праксителя (копия римского времени с оригинала ок. 350 до н.э.).

"Исключительность момента нам трудно осознать, это произошло, и величайшее произведение Мане оказалось в наших стенах" , - передает ТАСС слова, сказанные на вернисаже директором Пушкинского музея Мариной Лошак.

Олимпия ” - едва ли не самый знаменитый шедевр одного из основателей импрессионизма, написанный им в 1863 году. Первый публичный показ “Олимпии ” , которую Мане создавал, вдохновившись образом Венеры Урбинской Тициана, на Парижском салоне в 1865 году сопровождался грандиозным скандалом. Ее даже хотели продать за рубеж, чему воспрепятствовали собравшие необходимую сумму друзья художника. Лишь благодаря этому она осталась во Франции и еще долго путешествовала по музейным собраниям, пока не нашла свой “дом ” в Музее д`Орсэ.

В Москве “Олимпию ” можно увидеть до 17 июля. После полотно отправится в Санкт-Петербург и будет представлено в Эрмитаже.

/ Понедельник, 18 апреля 2016 года /

темы: Культура

В Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина с 19 апреля по 17 июля будет выставляться картина Эдуарда Мане “Олимпия ” , которая до этого лишь однажды покидала стены родного Музея д"Орсэ в Париже, сообщает пресс-служба музея.
"Едва ли не самый знаменитый шедевр одного из основателей импрессионизма, написанный им в 1863 году, предстанет на выставке в окружении трех работ из собрания ГМИИ имени Пушкина: картины "Королева (Жена короля)" Поля Гогена, полотна "Дама за туалетом" Джулио Пиппи и скульптуры Афродита Книдская Праксителя", - говорится на сайте ГМИИ.
Полотно “Олимпия ” , на котором изображены лежащая обнаженная женщина и темнокожая служанка с букетом цветов, является переосмыслением Венеры Урбинской Тициана в духе современной для Мане эпохи. Как отмечает “Интерфакс ” , директор музея Марина Лошак назвала картину "величайшим произведением", а президент ГМИИ, бывший директор музея Ирина Антонова сравнила это событие с приездом в СССР “Джоконды ” Леонардо да Винчи и Сикстинской мадонны Рафаэля.



В Москве полотно можно будет увидеть до 17 июля, затем картину представят в Эрмитаже.

Полотно “Олимпия ” одного из основоположников импрессионизма Эдуарда Мане из собрания Музея д`Орсэ, всего лишь во второй раз покинувшее Францию с момента своего создания в 1863 году, представлено на выставке в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.“Олимпия ” в ГМИИ

. . . . .

По ее словам, это произошло благодаря давним дружеским отношениям российского и французского музеев и инициативе президента ГМИИ им. А. С. Пушкина Ирины Антоновой, которая выступила куратором экспозиции.

Та, в свою очередь, сравнила по значимости гастроли “Олимпии ” в Пушкинском музее с состоявшимися уже много лет назад показами “Джоконды ” Леонардо да Винчи и Сикстинской Мадонны Рафаэля.

Специально для “Олимпии ” , которая писалась Мане как современная Венера, в музее освободили зал и дополнили полотно произведениями из собрания ГМИИ, которые наилучшим образом помогают понять замысел художника, а также раскрывают тему женской красоты и любви в разные эпохи. Это картины "Королева (Жена короля)" Поля Гогена (1895 г.) и (начало 1520-х годов) Джулио Романо, а также скульптура Праксителя Афродита Книдская (копия римского времени с оригинала около 350 г. до н. э.).

Эта картина проложила рубеж

Олимпия ” - удивительное по своими художественным качествам и своей новизне для того времени произведение, которое продолжает действовать на наше воображение и сегодня. Эта картина проложила рубеж между предыдущим развитием живописи и искусством нового времени. Своей “Олимпией ” Мане доказал, что можно относиться самым критическим образом к своему времени и открывать какие-то его стороны, о которых никто никогда и не думал", - рассказала Антонова.

Публичный показ “Олимпии ” , которую Мане писал, вдохновившись образом Венеры Урбинской Тициана, на Парижском салоне в 1865 году сопровождал грандиозный скандал, и поначалу судьба картины складывалась не очень благополучно. . . . . . Таким образом она осталась во Франции и начала свое путешествие по музейным собраниям, пока не осела в Музее д`Орсэ.

"О связи межу картинами было известно с момента создания “Олимпии ” , но это две совершенно разные Венеры, поскольку в “Олимпии ” модель известна и узнаваема, и в данном случае она играет роль куртизанки, что символизирует наступление новой эпохи в живописи" , - сказал президент Музее д`Орсэ Ги Кожеваль.

Французское искусство нового времени в музеях России

В 2013 году Венеры Тициана и Мане встретились на выставке "Мане. Возвращение в Италию" в венецианском Дворце дожей, а показ “Олимпии ” в России оказался возможен потому, что, по словам Кожеваля, в собраниях ГМИИ и Эрмитажа находятся великолепные образцы французской живописи.

"Я убежден, что это два великих музея мира, где очень хорошо представлено французское искусство, по коллекциям которых можно проследить зарождение и расцвет французского искусства нового времени" , - резюмировал он.

Основоположниками этих коллекций были дореволюционные коллекционеры и меценаты Сергей Щукин и Иван Морозов. После революции собрания были национализированы, помещены в Государственный музей нового западного искусства, а после его расформирования распределены между ГМИИ и Эрмитажем. Вскоре, осенью этого года, значительную часть собрания Сергея Щукина с произведениями Анри Матисса и Пабло Пикассо представят в парижском Foundation Louis Vuitton, а уже сегодня Лошак, Антонова и Кожеваль обсудят будущие совместные проекты.

Показ “Олимпии ” в Москве продолжится до 17 июля, а после полотно представят в Эрмитаже.


В Музее изобразительных искусств имени Пушкина готовят грандиозный сюрприз для ценителей живописи. В Москву впервые привезли легендарную “Олимпию ” Эдуарда Мане. Увидеть ее можно будет с 19 апреля в главном здании музея на Волхонке.


Одну из самых знаменитых в мире картин - “Олимпию ” Эдуарда Мане - можно увидеть в Москве с 19 апреля. Полотно выставлено в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. . . . . .

"Любой музей мира хотел бы увидеть в своих стенах “Олимпию ” Мане - это абсолютно сакральное произведение" , - заявила на открытии выставки директор музея Марина Лошак, слова которой приводит сайт Министерства культуры России.

Церемонию открытия также посетили министр культуры Владимир Мединский и замминистра иностранных дел Алексей Мешков.

Картина Мане предстала на выставке в окружении трех работ из собрания ГМИИ им. А.С. . . . . . Это полотна "Королева (Жена короля)" Поля Гогена и "Дама за туалетом, или Форнарина" Джулио Романо, а также скульптура Праксителя Афродита Книдская .

Выставка в Москве продлится до 17 июля, затем “Олимпию ” представят в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.


Москва. Картина “Олимпия ” Эдуарда Мане из собрания Музея Д‘Орсэ будет выставлена в Государственном музее изобразительных искусств (ГМИИ) им. Пушкина с 19 апреля по 17 июля, сообщили “Интерфаксу ” в ГМИИ.

"Картина “Олимпия ” Мане из собрания Музея Д‘Орсэ выставлена в ГМИИ им. Пушкина и пробудет здесь до 17 июля, после чего переедет в Эрмитаж" , - рассказали в музее в понедельник.

"Приезд “Олимпии ” - такое же важное событие, как много лет назад выставка “Джоконды ” и Сикстинской мадонны , - отметила И. Антонова.