Правила по художественной гимнастике. Классификация движений в художественной гимнастике Тренировка равновесия в художественной гимнастике

Правила по художественной гимнастике. Классификация движений в художественной гимнастике Тренировка равновесия в художественной гимнастике

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«Детско-юношеская спортивная школа «Факел»

ПЛАН-КОНСПЕКТ

открытого урока

Тренер-преподаватель: Красова Анна Анатольевна

Возраст занимающихся: 8-11лет

Продолжительность занятия 3 часа

ТЕМА : «Равновесия в художественной гимнастике»

Цель: Повышение специальной физической подготовки занимающихся.

Задачи :

  1. Обучающая : Освоить технику выполнения различных видов равновесий.
  2. Развивающая : Развить равновесие учащихся.
  3. Воспитывающая: Воспитать трудолюбие, выносливость.

Оборудование : гимнастические маты, станок, муз. центр, гимнастическая скамейка, скакалка, обруч.

Способ проведения : поточный и групповой.

Форма проведения : объяснение, показ, самостоятельная работа (практическое выполнение).

Ход занятия

Подготовительная часть: 5мин .

1. Построение.

2. Постановка цели и задач.

3. Повторение правил безопасности в спорт. зале.

Разминка.

1. СФП со скакалкой.

Прыжки (обычные, с петлей, двойные, со сложенной скакалкой, в присяде, с вращением назад)

Упражнения для стоп.

Волны: вперед, назад, боковые.

Наклоны назад: - стоя на коленях

Стоя на «полной» ноге

Мост (простой и с прокрутами рук)

Упражнения на пресс (склепки, «одна-одна-две-две», «ножницы», «велосипед»)

- «Крокодильчики»

Наклоны назад лежа на животе.

Стойки (на груди, локтях)

- «Рыбка»

Удержания ног (вперед, в сторону на 90 град.)

Отдых: 5мин.

Основная часть.

2. Равновесия у опоры.

  1. Махи ногами у опоры (вперед, в стороны, назад в шпагат, назад в «кольцо») с последующим удержанием ноги по 10 сек.
  2. Удержание ноги вперёд, в стороны, назад у опоры с опусканием туловища в горизонтальное положение.
  3. Удержание ноги вперёд, в стороны, назад с рукой (и без помощи рук) без опускания туловища (по 10).
  4. Различные виды заднего равновесия: у опоры, без опоры, с поворотом.
  5. «Пистолеты» у опоры.
  6. Пресс в висе на шведской стенке (подъемы ног на 180 и удержания ног на 90град; подъемы ног через стороны на 180град.)

3. Различные виды прыжков (с разбега, с напрыжки).

- «касаясь»

- «шагом»

- «шагом в кольцо»

- «касаясь в кольцо»

- «касаясь с поворотом»

- «в кольцо двумя»

- «касаясь с прогибом»

- «жете ан турнант»

5. Различные виды поворотов. (на пассе, аттитюд, арабеск)

6. Акробатика:

Кувырки (вперед, назад)

- «колесо» (на одной руке, на локтях)

Переворот вперед (на две ноги, на одну ногу, со сменой ног, толчком с двух ног)

Переворот назад

- «бочонок»

- «циркуль»

Перекаты через плечо (вперед, назад)

7. Прогоны упражнений (работа над ошибками):

Б/п

Скакалка

Обруч

Заключительная часть:

1. Растяжка со скамейки (правая, левая нога, поперечный)

Подведение итогов: 5мин.

1. Оценивание работы занимающихся.

2. Домашнее задание: повторить пройденное.

3. Уборка рабочего места.


В прошлых материалах мы рассказали, из чего состоит оценка и как она выводится, а также знакомили читателей с определением прыжка. Сегодня речь пойдет о следующее группе элементов тела - равновесиях. За консультациями в вопросах правил мы обратились к чемпионке Универсиады-2007, тренеру и судье национальной категории, Полине Кондауровой.

Мы выяснили, что в упражнении спортсменки присутствует от 6 до 9 элементов. Из них как минимум 2 прыжка, 2 равновесия и 2 поворота.

Для того, чтобы читатель понимал, какие бывают формы равновесий, рекомендуем смотреть таблицу .

Базовые характеристики для равновесий:

1. четко выраженная и фиксированная форма (стоп позиция)

2. выполняется на релеве, на всей стопе (для некоторых видов равновесий это допускается, однако ценность элемента снижается на 0.1) или на различных частях тела

Какие самые распространенные ошибки при выполнении равновесий?

  1. Нечеткая форма. Равновесие должно быть зафиксировано и удерживаться в течение продолжительного времени, достаточного, чтобы показать работу предмета.
  2. В случае, если равновесие выполняется на релеве, опускание на пятку аннулирует стоимость элемента.

К равновесиям относят так же турляны, итальянские фуэте и бывшие элементы гибкостей и волн.

Турлян - медленный поворот на стопе, груди, локтях (до недавнего времени выполнялись также турляны на колене, однако из-за риска травм они были запрещены).

Разрешается выполнять 1 турлян на релеве или на всей стопе в выбранной форме. Ценность турляна определяется прибавлением 0.10 балла к базовой стоимости Равновесия за 180 градусов и более. То есть, если спортсменка делает турлян в переднем равновесии на 360 градусов, его ценность подсчитывается следующим образом: 0.3 (форма) +0.1*2 (за каждые 180 градусов) = 0.5.

Не разрешается выполнять турлян на колене, на предплечьях и в положении «казак».

Итальянское фуэте - это минимум три разные формы равновесия, которые связаны между собой тактом фуэте минимум на 180 градусов. Каждая форма равновесия должна быть зафиксирована и скоординирована с предметом. Считается одним элементом. Пример:

Существуют также отдельные смешанные равновесия . Это два или больше равновесия, выполняемые без взятия опоры (без опускания на пятку). Ценность определяется суммой равновесий + 0.1. О смешанных трудностях мы ещё поговорим более подробно.

Как и во всех элементах тела, важнейшим требованием является его связь с элементом предмета. То есть, для того, чтобы равновесие было засчитано, во время его выполнения должна совершаться работа предметом. Если работа не совершается, а также в случае потери (или ошибки в работе) предмета элемент не засчитывается. Мы уже говорили об этом, однако на работе предмета стоит акцентировать внимание даже для частичного понимания картины на ковре.

Что нужно для того, чтобы уметь стоять в равновесии? В первую очередь, развитые мышцы, хорошая хореографическая подготовка и развитый вестибулярный аппарат, растяжка, гибкость, умение координировать работу предметаи статику тела. Для равновесий на одной ноге, как и для поворотов, необходимое крепкое ахиллесово сухожилие.

Центр тяжести человека расположен в нижней части живота, т.к. вес ног составляет около половины веса тела. Устойчивость тела зависит от положения центра тяжести и от величины площади опоры: чем ниже центр тяжести и больше площадь опоры, тем тело устойчивее. Расположение центра тяжести относительно точек опоры влияет на равновесие тела. Человек не падает до тех пор, пока вертикальная линия из центра тяжести проходит через площадь, ограниченную его ступнями. Здесь стоит сказать, что ввиду физиологических причин, спортсменкам с короткими ногами легче стоять в равновесиях и крутить повороты. Большое значение имеет выучка: важно правильно поднимать и опускать ногу, даже держать руки, плечи и голову.

Существует еще одна проблема, которая, впрочем, касается не только равновесий. Многие тренеры, гонясь за результатом, учат детей тянуться и гнуться на одну сторону. Физиологически правши лучше тянутся на правую сторону, левши - на левую. То есть, когда гимнастка делает равновесие, скажем, в кольцо, она часто «скашивается» на одну сторону (так легче). Таких элементов большинство и каждый из них спортсменка делает десятки раз в день. Это прямой путь к сколиозу и различным травмам позвоночника.

Конечно, элементы, выполненные таким образом, попадают в категорию «нечеткая форма» и не засчитываются, но, тем не менее, дети их часто делают. Обратите внимание: если ваш ребёнок занимается гимнастикой, проследите, чтобы подготовкой руководил грамотный специалист, ибо нередки случаи, когда тренеры, надеясь получить скорейший результат, калечат детей.

В следующем материале мы познакомим вас с понятием поворота.

В боковом шпагате (туловище должно быть параллельно полу):

В шпагат с удержанием, свободная нога в кольцо (пложение "в кольцо" не меняет ценности элемента):

Передний шпагат:

Свободная нога назад с помощью:

Свободная нога в сторону на 90 градусов:

Свободная нога в сторону без помощи:

Передний шпагат, туловище параллельно полу:

В шпагат, туловище параллельно полу:

В заднем шпагате:

В кольцо без помощи:

В прошлых материалах мы рассказали, из чего состоит оценка и как она выводится, а также знакомили читателей с определением прыжка. Сегодня речь пойдет о следующее группе элементов тела – равновесиях. За консультациями в вопросах правил мы обратились к чемпионке Универсиады-2007, тренеру и судье национальной категории, Полине Кондауровой.

Мы выяснили, что в упражнении спортсменки присутствует от 6 до 9 элементов. Из них как минимум 2 прыжка, 2 равновесия и 2 поворота.

Для того, чтобы читатель понимал, какие бывают формы равновесий, рекомендуем смотреть таблицу .

Базовые характеристики для равновесий:

1. четко выраженная и фиксированная форма (стоп позиция)

2. выполняется на релеве, на всей стопе (для некоторых видов равновесий это допускается, однако ценность элемента снижается на 0.1) или на различных частях тела

Какие самые распространенные ошибки при выполнении равновесий?

Нечеткая форма. Равновесие должно быть зафиксировано и удерживаться в течение продолжительного времени, достаточного, чтобы показать работу предмета.
В случае, если равновесие выполняется на релеве, опускание на пятку аннулирует стоимость элемента.

К равновесиям относят так же турляны, итальянские фуэте и бывшие элементы гибкостей и волн.

Турлян – медленный поворот на стопе, груди, локтях (до недавнего времени выполнялись также турляны на колене, однако из-за риска травм они были запрещены).

Разрешается выполнять 1 турлян на релеве или на всей стопе в выбранной форме. Ценность турляна определяется прибавлением 0.10 балла к базовой стоимости Равновесия за 180 градусов и более. То есть, если спортсменка делает турлян в переднем равновесии на 360 градусов, его ценность подсчитывается следующим образом: 0.3 (форма) +0.1*2 (за каждые 180 градусов) = 0.5.

Не разрешается выполнять турлян на колене, на предплечьях и в положении «казак».

Итальянское фуэте
- это минимум три разные формы равновесия, которые связаны между собой тактом фуэте минимум на 180 градусов. Каждая форма равновесия должна быть зафиксирована и скоординирована с предметом. Считается одним элементом.

Существует также отдельные смешанные равновесия . Это два или больше равновесия, выполняемые без взятия опоры (без опускания на пятку). Ценность определяется суммой равновесий + 0.1. О смешанных трудностях мы ещё поговорим более подробно.

Как и во всех элементах тела, важнейшим требованием является его связь с элементом предмета. То есть, для того, чтобы равновесие было засчитано, во время его выполнения должна совершаться работа предметом. Если работа не совершается, а также в случае потери (или ошибки в работе) предмета элемент не засчитывается. Мы уже говорили об этом, однако на работе предмета стоит акцентировать внимание даже для частичного понимания картины на ковре.

Что нужно для того, чтобы уметь стоять в равновесии? В первую очередь, развитые мышцы, хорошая хореографическая подготовка и развитый вестибулярный аппарат, растяжка, гибкость, умение координировать работу предметаи статику тела. Для равновесий на одной ноге, как и для поворотов, необходимое крепкое ахиллесово сухожилие.

Центр тяжести человека расположен в нижней части живота, т.к. вес ног составляет около половины веса тела. Устойчивость тела зависит от положения центра тяжести и от величины площади опоры: чем ниже центр тяжести и больше площадь опоры, тем тело устойчивее. Расположение центра тяжести относительно точек опоры влияет на равновесие тела. Человек не падает до тех пор, пока вертикальная линия из центра тяжести проходит через площадь, ограниченную его ступнями. Здесь стоит сказать, что ввиду физиологических причин, спортсменкам с короткими ногами легче стоять в равновесиях и крутить повороты. Большое значение имеет выучка: важно правильно поднимать и опускать ногу, даже держать руки, плечи и голову.

Существует еще одна проблема, которая, впрочем, касается не только равновесий. Многие тренеры, гонясь за результатом, учат детей тянуться и гнуться на одну сторону. Физиологически правши лучше тянутся на правую сторону, левши – на левую. То есть, когда гимнастка делает равновесие, скажем, в кольцо, она часто «скашивается» на одну сторону (так легче). Таких элементов большинство и каждый из них спортсменка делает десятки раз в день. Это прямой путь к сколиозу и различным травмам позвоночника.

Конечно, элементы выполненные таким образом, попадают в категорию «нечеткая форма» и не засчитываются, но, тем не менее, дети их часто делают. Обратите внимание: если ваш ребёнок занимается гимнастикой, проследите, чтобы подготовкой руководил грамотный специалист, ибо нередки случаи, когда тренеры, надеясь получить скорейший результат, калечат детей.

В следующем материале мы познакомим вас с понятием поворота.

Равновесие относится к таким прикладным физическим способностям нашего организма, неумение пользоваться которым делает человека неловким, угловатым, боязливым. Упражнениями в равновесии совершенствуется вестибулярный аппарат, воспитываются умения и навыки сохранять устойчивость при различных положениях тела, перемещениях и при неожиданных остановках. Для этого человек должен иметь определенную силу и уметь делать соответствующие компенсаторные движения, чтобы правильно удерживать центр тяжести тела над площадью опоры. В таком случае тело находится в устойчивом положении (статическое равновесие). При динамическом равновесии это положение постоянно нарушается и восстанавливается активной работой мышц. При этом имеет важное значение правильное положение головы и вообще осанка человека, а также способность плавно; без резких толчков, изменять взаимное расположение частей тела. Всему этому гимнастки обучаются, выполняя упражнения на равновесие.

Из общеизвестных упражнений на равновесие в женской гимнастике применяются различные стойки на уменьшенной площади опоры, резкие остановки после передвижений, движения с усложненным положением туловища и простые повороты.

Упражнения в равновесии принято делить на статические и динамические.

При выполнении статических упражнений необходимо равномерно распределить тяжесть на всю ступню, особенно на все пальцы ног, не допуская расслабления мышц ног и туловища, правильно распределить мышечные усилия. Последнее становится определяющим при выполнении упражнений на динамическое равновесие, такие как остановки на носках после ходьбы, бега, подпрыгиваний и т. д. Стойку на носках (носке) можно принять технически двумя разными способами: ступая на носок (носки) прямой ноги или поднимаясь на носок (носки) спружинивая, т. е. через полуприсед на всей стопе. То же касается техники выполнения поворотов. Повороты являются одной из форм динамических упражнений на равновесие. Они бывают простые и очень сложные по технике исполнения. Послёдние не имеют широкого применения в женской гимнастике, так как требуют долгого разучивания и высокого уровня физических качеств. Тем не менее всей системой упражнений женской гимнастики функция равновесия совершенствуется успешно. Этому способствуют характерные для женской гимнастики соединения ходьбы, бега, пружинных движений, подпрыгиваний, прыжков и поворотов. На занятиях они по-разному связаны друг с другом и с танцевальными шагами. Хорошую нагрузку для вестибулярного аппарата дают махи, особенно взмахи, а также повороты во время прыжков.

Примерные упражнения

1. Ходьба по отмеченной черте, по гимнастической скамейке, лазание по гимнастической стенке.

2. Быстрые и глубокие приседания с последующим прыжком вверх.

3. Стойка на одной ноге (на всей ступне), другая в различных положениях. То же, с различными движениями свободной ногой и руками (рис. 27). То же, в сочетании с различными формами передвижений.

4. Стойка на носках, руки в различных положениях. То же, после бега, пружинных движений, приседаний и подпрыгиваний. То же, с поворотами туловища и головы, с наклоном и с изменением положения туловища (рис. 28, а б).

5. Стойка на носке одной ноги (ступая на носок и вставая через всю ступню), другая нога и руки в различных положениях. То же, с различными движе ниями свободной ногой и изменением положения туловища и рук. То же, с разбега и держать принятое положение (рис. 29).

6. Вертикальное равновесие. То же, с разбега. То же, через полуприсед на одной ноге. То же, на носке, вставая через всю ступню и ступая на носок.

7. Переднее равновесие. То же, с разбега. То же, с глубокого приседа. Повторить в темпе.

8. Круглый полуприсед. То же, с разбега. То же, с подскока. То же, на одной ноге, другая в разных положениях.

9. Спружинивая, перенос тяжести вперед и назад, махом рук вперед-кверху встать на носок.

ПАРАДОКСЫ РАВНОВЕСИЯ
Олег Васильев, с. н. с. НИИ Спорта РГУФКСМиТ, фото автора

Умение держать равновесие ценится во многих видах спорта: и в спортивной, и в художественной гимнастике, в акробатике, фигурном катании, спортивных танцах, даже в горнолыжном и парусном спорте!
Но что такое равновесие — спортивной науке до сих пор не ясно. Полагают, что это комплексный сплав неврологии и биомеханики. Тренеры нередко спрашивают, как же эффективно тренировать равновесие?
Можно, конечно, заставить спортсмена стоять в пассе на полупальце как можно дольше, даже с закрытыми глазами. Но такое положение само по себе и является равновесием. Тем самым мы тренируем равновесие, через равновесие! Как ни странно, но такой метод до сих пор популярен во многих видах спорта.

Без понимания сущности равновесия переходить к его тренировке малоэффективно. Не будем томить читателя — секрет равновесия прост и сложен одновременно. Сущность равновесия в ЛИНИИ! Именно она будет определять ось, вокруг которой и выстраива¬ется равновесие.
Если у спортсмена есть ось и линия, то можно тренировать их выстраивание. Но если линия не сформирована, то все попытки тренировать равновесие закончатся лишь ненужным закрепощением тела. Так, например, заставлять учеников стоять на полупальцах в пассе, атитюде, в чём угодно без предварительно сформированной линии является, по крайней мере, тренерской ошибкой. А такое можно увидеть сплошь и рядом!

Если речь идёт о хореографии, то проблем нет. Хореография сама выстраивает необходимую классическому танцу линию, ось и равновесие — правильнее сказать, апломб. Но если речь идёт о спорте — одной хореографии будет недостаточно. Её придется усиливать средствами спортивной тренировки. Другими словами, выстраивание оси и линии мы берём из хореографии, а формирование мышечного тонуса на их удержание — из спорта. Но и тут не так всё просто.
Как часто мы слышим команду «замри» при выполнении гимнастом равновесия? Многие до сих пор полагают, что чем «сильнее» спортсмен замер, тем лучше он удержит равновесие. Это очередное заблуждение!
При равновесии замирать ни в коем случае не следует! Всё как раз наоборот! Необходимо совершать минимальные, едва заметные движения вдоль оси равновесия, не искажая линию. Это называется динамическим или неустойчивым равновесием. На его поддержание приходится тратить силы. А на поддержание статического равновесия тратить силы не нужно, но это по сути дела стабильное состояние равновесия по типу лёжа на спине. Даже мостик, берёзка, шпагат можно отнести к элементам с динамическим равновесием. Так что за равновесие надо бороться в прямом и переносном смысле!
Если коротко, то адекватная тренировка равновесия состоят из двух этапов:
1. формирование линии и оси, специфической данному виду равновесия;
2. формирование мышечного тонуса на поддержание нужной линии.
Иными словами, чтобы научить спортсмена держать равновесие, нужно выстроить ему линию и научить за неё бороться.
Обсуждение непосредственно выстраивания линии мы отложим — это дело хореографии. А вот как научиться за неё бороться — об этом мы поговорим подробнее.
Сложность заключается в том, что в борьбу за равновесие должны вступать глубокие тонические мышцы, добраться до тренировки которых обычными средствами спорта очень непросто. На практике нередко все происходит наоборот: чем больше мы формируем мышечный корсет в традиционном его понимании,тем больше теряют силу тонические мышцы. А они, кстати, и формируют осанку. Поэтому так часто на медосмотрах у гимнастов и даже у пловцов обнаруживают нарушения осанки — вплоть до сколиоза. Хотя при нарушениях осанки врачи как раз рекомендуют гимнастику и плавание. В чём же дело? Все дело в режимах тренировки. Глубокий тонический мышечный корсет, а именно он формирует и удерживает ось и линию, тренируется по иным законам, нежели банальные «силовые» мышцы.
К сожалению, в учебниках институтов физкультуры под тренировкой «силы» понимается исключительно тренировка «силовых» мышц. А тонические мышцы укрепляют курсах ЛФК (пилатес, кстати, был изначально разработан как комплекс ЛФК).

Оставим теорию… Для наглядности мы приведём несколько эффективных примеров тренировки тонических мышц на поддержание оси и линии.

ПРИМЕР ПЕРВЫЙ (ЭФФЕКТ НЕСТАБИЛЬНОСТИ В НЕВЕСОМОСТИ).
Батут относится к универсальным спортивным снарядам. На нем можно моделировать целую гамму тренировочных эффектов. Можно ставить прыжок, повороты и вращения, увеличивать растяжку на шпагаты, и даже восстанавливать опорно-двигательный аппарат и лечить плоскостопие.
Нас же будет интересовать эффект «нестабильнсти в невесомости», который, хочет того спортсмен или нет, заставляет его вы страивать ось и линию. Иначе батут просто сбрасывает спортсмена с себя. Достаточно выполнить несколько прыжков в основной стойке, как мышечное чувство оси и линии обостряется, а глубокие тонические мышцы включаются в работу на поддержание «устойчивости» в невесомости. А далее это мышечное чувство оси и линии следует закреплять в условиях ограниченного баланса, то есть на гимнастическом бревне.
ПРИМЕР ВТОРОЙ (ЭФФЕКТ БАЛАНСА).
Стандартное гимнастическое бревно имеет ширину 10 см. и поднято над уровнем пола на 120 см. В оснащённых тренировочных залах обычно бывают брёвна разной высоты, вплоть до самых низких, лежащих прямо на полу. Именно с самых низких брёвен мы рекомендуем начинать тренировать равновесие.
Что же лучше всего делать? Самое простое — ходить по бревну полу-выворотным шагом на полной стопе. И только после обретения уверенности можно начинать по нему ходить на полупальцах.
Как только спортсмен почувствует бревно, вносите дополнительные дестабилизирующие факторы. Например, броски предмета самому себе или в паре. Поначалу, броски на бревне можно выполнять стоя на полной стопе на двух ногах. И только потом выходить на полупальцы.

Методическое замечание. Следует различать равновесие как комплексное психофизическое качество, и равновесие, как элемент из соревновательных правил. Другими словами, начинайте добиваться стабилизации равновесия с полной стопы, ведь удержание равновесия на полупальцах является лишь доводкой сформированного умения держать равновесие.

В заключение подчеркнём еще раз: не тренируйте равновесие через равновесие! Ведите своих спортсменов к цели поэтапно.