Родственные слова и формы слова правило. Однокоренные слова

Родственные слова и формы слова правило. Однокоренные слова

Подбирать родственные слова для проверки орфограмм детей учат, начиная с первого класса. Тем не менее, даже некоторые старшеклассники затрудняются с выполнением этого задания. Более того – нередко, взрослые, помогая своим детям с домашним заданием по русскому языку, испытывают трудности. Их сбивают с толку такие определения, как «родственные» и «однокоренные» слова. Многие подзабыли, чем они отличаются друг от друга.

Формулировки в современных учебниках довольно расплывчаты и не всегда могут прояснить ситуацию. Попробуем же разобраться, что понимается под родственными словами в современной лингвистике, и чем они отличаются от однокоренных.

Итак, родственными в русском языке называются лексемы:

  • с одним и тем же корнем;
  • близкие по своему значению;
  • этимологически восходящие к одному и тому же гнезду (т.е. образованные от одного и того же этимона);
  • различающиеся набором приставок и суффиксов.

Например: лес – лесник – лесничий – лесной; ходить – переходить – выход – входивший – вездеход – ходули.

Родственные лексемы могут относиться как к одной, так и к разным частям речи: боль (имя существительное), больной (имя прилагательное), болеть (глагол), больно (наречие). Имея общий корень, а значит, и общей основной смысл, такие слова немного отличаются друга от друга своим лексическим значением.

Тем не менее объяснить оттенки этих значений можно с использованием того этимона, от которого все они образованы. Больной – тот, кто испытывает боль. Болеть – испытывать боль. Больно – так, как ощущается боль.

Родственные слова отдельно — словоформы отдельно

Важно не путать родственные слова со словоформами . Последние имеют одинаковый корень, но разные окончания (флексии). Солнце – солнца – солнцу; читать – читает – читали – все это не разные лексемы, а формы одного и того же слова. При помощи окончаний меняется только грамматическое значение (падеж, время, лицо, число и т.д.), но лексическое значение остается неизменным.

Корень один — значит, родственные?

Однако, чаще всего родственные слова путают с однокоренными . Немногие способны четко объяснить, в чем их отличие. Более того, часто эти понятия используются как синонимы, что не совсем верно.

Для начала вспомним, что однокоренными называются такие слова , которые имеют одинаковый корень, но разные приставки и суффиксы. В отличие от родственных, они необязательно должны быть схожи по своему значению. С этой точки зрения, существительное водитель и прилагательное водяной являются однокоренными, так как у них общий корень – вод . Но они не являются родственными, так как имеют совершенно разное лексическое значение.

Можно сделать следующий вывод : все родственные лексемы – однокоренные, но далеко не все однокоренные слова – родственные.

Об этом важно помнить при подборе проверочного слова, чтобы не ошибиться с объяснением той или иной орфограммы. Часто учащиеся не обращают внимания на смысл лексем и пытаются объяснить написание прилагательного слезливый – существительным слизь , написание существительного пескарь – словом писк .

Правила подбора родственных лексем в русском языке

Рассмотрим правила, которые помогут вам не ошибиться, выполняя подобное задание .

Выделяем корень . Есть два способа сделать это. Первый – понять, как данное слово образовано. Например, строитель существительное, образованное от глагола строить при помощи суффикса – тель .

Иногда с ходу найти корень не получается. Тогда пробуем изменить начало и конец заданной лексемы: пересказывать – рассказывать, высказывать, сказывать, пересказ, рассказ, сказка, сказочный . Корень здесь – сказ .

Образовываем как можно больше однокоренных слов , не забывая о том, что все они должны быть близки по своему значению.

Здесь нелишним будет напомнить, что в русском языке существует 5 основных способов словообразования:

  1. Приставочный (префиксальный). Например: читать – пере +читать, до + читать .
  2. Суффиксальный . Сыр – сыр + ок, береза – берез + овый, кружево – кружев + ница .
  3. Префиксально-суффиксальный : вода – под + вод +ник, двор – при + двор + ный, мечтать – раз + мечтать +ся.
  4. Безсуффиксный (применяется при образовании имени существительного от глаголов или прилагательных): широкий – ширь, привозить – привоз.
  5. Сложение . Складываться могут слова или их основы, например: школа + интернат – школа-интернат, сам + летает — самолет, белые + зубы — белозубый. Иногда при словообразовании таким способом основа может сокращаться: заработная + плата зарплата.

Существуют и другие, менее распространенные способы словообразования, например, аббревиация (Московский государственный университет МГУ). Однако для подбора родственных лексем в основном используются способы, перечисленные выше.

В процессе поиска однокоренных слов нельзя упускать из виду такое явление, как чередование согласных и гласных звуков в корнях . Более того – иногда гласная в корне может полностью «исчезать». Например: замереть – замирать, излагать – изложение, петь – пою, читать – чтение, светить – свеча, водить – вождение, лепить — леплю . Несмотря на различное звучание, эти пары лексем являются однокоренными. Доказать это легко, опираясь на их схожее лексическое значение.

Объяснить такие чередования можно исторически. Они связаны с утратой некоторых гласных звуков (льсть – льстить ), тождеством согласных звуков (гз, скщ, хш: друг – друзья, писк – пищать, слух – слушать ) и другими фонетическими процессами.

Иногда слова, изначально родственные и имеющие один корень, с течением времени расходятся по своему лексическому значению. В современном языке их называют «исторически родственными» . В качестве примера можно привести лексемы беда – победа, гвоздь – гвоздика , которые сейчас родственными не считаются, хотя имеют общий корень.

Ну и, наконец, самый главный секрет в деле подбора родственных слов – регулярные тренировки и большой словарный запас . Только в этом случае, проверочные слова будут вспоминаться на автомате, а ваше письмо будет грамотным.

Видео

С помощью этого видео вам будет легче понять, что такое родственные слова и формы слов.

Не получили ответ на свой вопрос? Предложите авторам тему.

Родственными словами называют слова, которые имеют один и тот же корень. При этом они относятся к разным частицам речи. Так, к примеру, родственными можно назвать слова «белый», «белизна», «белеть». Продолжая разговор о том, что такое родственные слова, нельзя не отметить, что при их определении нужно учитывать ряд особенностей. Об этом и поговорим далее.

Как образуются родственные слова

Родственные слова образуются определенным набором приставок и суффиксов (постфиксов). Если же слова, имея один корень, отличаются только окончаниями (флексиями) считать их родственными нельзя. К примеру, «рек-а» и «рек-у» являются не родственными словами, а формами одного и того же слова.

В русском языке самыми распространенными методами словообразования, как известно, являются префиксальный, суффиксальный, префиксально-суффиксальный. В первом случае слово образуется исключительно по средствам добавления префикса, во втором – суффикса. Что касается способа префиксально-суффиксального, используется симбиоз двух вышеупомянутых методов. Для создания родственных слов префиксальный способ не очень подходит. Действительно, слова «по-бегать», «у-бегать» и «бегать» особой смысловой разницы не имеют.

Какие слова не являются родственными

Продолжая тему того, какие слова являются родственными, нужно сказать и о необходимости помнить про омонимичные корни. То есть, слова «вод-ить» и «вод-яной» нельзя считать родственными, потому что значения этих, на первый взгляд, идентичных корней различны.

Кроме всего вышесказанного, нужно помнить про исторически родственные слова, которые в современном русском языке родственными быть перестали. Так, например, в прошлом слова «победа» и «беда» были родственными. На сегодняшний же день они таковыми не считаются. Поэтому к ним применяется термин «исторически родственные».

(лексемы), имеющие один и тот же корень, но относящиеся к различным частям речи (белый – белизна – белеть).

Чтобы подобрать однокоренное слово, не обязательно хорошо знать словообразование, тем более что элементарные сведения по этому разделу русского языка преподаются еще в начальной школе. Однако не лишним будет помнить, что родственных слов состоит в определенном наборе постфиксов (приставок) и постфиксов (только суффиксов). Слова, имеющие один корень, но отличающиеся только флексиями (окончаниями), родственными словами не являются, это форма одного и того же слова: рек-а, рек-у.

Объясните детям однокоренных слов. Для этого им необходимо вспомнить и такие части слова , как приставка и . Попросите ребят при помощи этих морфем однокоренные слова с каким-либо корнем. Например, с корнем "бег". У них должна получиться подобная слов:- бег - побегать - бегающий - перебежчик и т.д.

Работа учащихся по образованию однокоренных слов важна. Это умение позволяет легко справляться с подбором проверочных слов и не допускать ошибок на письме.

словообразование , знает, на самом деле, каждый. По крайней мере, этим процессом носители того или иного языка занимаются автоматически, не задумываясь, что произнесенные лексические единицы являются результатом словообразования. Что такое словообразование ?

Инструкция

Чтобы понять, , следует для начала разобраться в морфологических тонкостях, присущих каждому слову. Не секрет, что оно представляет собой набор , каждая из которых выполняет свою функцию. Корень, суффикс, окончание, основа, приставка. Все они являются морфемами и, так или иначе, участвуют в словообразовании. Однако основными средствами, обеспечивающими словообразовательный процесс, являются и приставки. Именно их

Тема: Родственные слова.

Цель: сформировать понятие родственных слов, ввести понятие корень, развитие умения распознавать однокоренные слова по двум признакам, находить в слове корень.

Задачи:

  • наблюдение за единым написанием корней при сопоставлении звучания и написания корней в родственных словах;
  • сочетание орфографической и речевой подготовки;
  • обогащение словарного запаса детей;
  • активизация познавательной деятельности учащихся, испытывающих трудности в обучении.

Оборудование: компьютер, мультимедийная программа, магнитофон с кассетой для физкультминутки, плакаты с деревом, корзиной, ёлкой, фигурки грибов и листьев, ёлочные игрушки, учебник М.Соловейчик «К тайнам нашего языка»

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель приветствует детей. Проверяет их готовность к уроку. Дети оформляют запись в тетради (число, классная работа).

II. Минутка чистописания

– Какую букву будем писать? (Букву Бб ) Приложение 1 Слайд 1. (Данное приложение превышает разрешенный размер. Ссылку можно взять у автора статьи – прим. ред. )
– Постарайтесь написать красиво и правильно.

III. Словарная работа

– Запишите словарные слова. Слайды 2–10

IV. Введение в тему урока

Сценка.

У: Посмотрите, кто пришёл к нам в гости. Встретились однажды корень куста и корень слова.

– Здравствуй, я корень, а ты кто?
– Я тоже корень.
– Я в земле живу. А ты где живёшь?
– А я в словах живу.
– Ну, какой же корень может жить в словах? Вот я корень как корень! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. А от тебя что растёт?
– Не хвастайся. От меня и от других таких же корней, как я, тоже вырастают целые кусты, только не растений, а новых слов. Посмотри-ка, сколько разных слов выросло только из одного корня:

ГОРА, ГОРКА, ГОРНЫЙ, ГОРИСТЫЙ, ГОРНЯК

– Подумаешь! Зато на кустах и деревьях, которые от меня вырастают, зреют вкусные фрукты и ягоды, которые можно съесть. А твоих слов не съешь!
– А без слов, которые от меня вырастают, ни одного твоего растения, ни ягод, ни фруктов даже назвать-то нельзя!

У: Не спорьте, друзья! Оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых растения вырастают и такие, от которых новые слова вырастить можно.

V. Объявление темы урока

Слайд 11

– Сегодня мы с вами узнаем, какие слова называются родственными и что такое корень. Если люди происходят от одного предка, то они похожи друг на друга и их называют родственниками. Слова тоже бывают похожими. Чем похожи слова на кусте? (ГОРА, ГОРКА, ГОРНЫЙ, ГОРИСТЫЙ, ГОРНЯК)
– Они имеют одинаковую часть, они также называются родственными. А я знаю ещё одно слово с такой е частью – гореть. Будет ли оно родственником? (Нет у него другое значение). Значит давайте сформулируем определение родственных слов. Какие слова называются родственными? (Ответы детей)
– Проверим, правильно ли мы сказали определение родственных слов. Слайд 12

VI . Физкультминутка. Упражнения на дыхание

Во время физминутки звучит тихая приятная музыка.

– Я прошу выполнить мою просьбу: делать тихо и с желанием, чтобы было слышно только ваше дыхание.
– Сделать полный и глубокий вдох. Задержав дыхание, представить круг (нарисовать глазками) и медленно выдохнуть в него воздух. 2 раза.
– Вдохнуть. Вообразить (нарисовать глазками) треугольник и выдохнуть в него. 2 раза.

VII. Первичное закрепление

– Открыли учебник на стр.7, упр.283. Соберите всех родственников в столбик. Проверяем.

Рыба
Рыбка
Рыбачить
рыбный

– Какая часть у этих слов общая? (рыб- ) Вот общую часть всех родственных слов принято выделять дугой. Почему эту часть называют главной? (От этой части зависят новые слова) Т.е. от этой части вырастают новые слова, поэтому эту часть называют корнем. Слайд 13
– Какие слова записали во второй столбик? (Ловить, улов.)
– В третий столбик? (Окунь, окунёк.)
– Какие слова остались? (Окунул, ловкий)

VIII. Физкультминутка

IХ. Закрепление

– Давайте ещё раз прочитаем в учебнике на стр. 8. Что называется корнем? Как найти корень?
– Нужно подобрать родственные слова.
– Выделить общую часть в родственных словах.

Работа по вариантам. Один вариант собирает листья на дерево, а другой вариант – грибы в корзинку.

– Найдите листочки с вашего дерева, для этого подберите родственные слова с корнем Лист – листик, листочек, листок, листва, безлистный, листопад. Гриб – грибок, грибочек, грибник, грибница, грибной.

По мере называния дети прикрепляют слова-листики к дереву, грибочки кладут в корзинку.

X. Повторение

Игра “Закончи предложение”, употребив однокоренное слово

В столовой стоит большой круглый … (стол).
В голубятню принесли нового … (голубя).
Садовник ухаживает за … (садом).
Лесник бережёт... (лес).
В солонку насыпали … (соль) .
В кормушке был … (корм) .
Из конюшни вышел … (конь) .

ХI. Итог урока

– С чем мы сегодня познакомились?
– Какие слова называются родственными? Что называется корнем?
– Сейчас вы выберете игрушку, которая соответствует вашему впечатлению от урока и прикрепите на ёлку, чем лучше настроение, тем выше крепится игрушка.

ХII. Домашнее задание: выучить правило, упр. 285.

Слова можно разобрать на части. Знание этих частей поможет лучше понять значение многих слов, правильно использовать их в речи и грамотно писать.

Слова, которые имеют общую часть и близки по значению, называются родственными .

Род ственные - род ственники - род ители - род ные - сород ичи - род

Все эти слова имеют общий смысл «быть родным» и общую часть - род .

Родственные слова близки по смыслу и имеют общую (одинаковую) часть, в которой заключено общее лексическое значение всех родственных слов.

Общая часть родственных слов — это корень. Поэтому родственные слова называют еще однокоренными.

В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Корень — это главная часть слова. В нем заключено основное значение слова. Надо уметь находить в словах корни, чтобы лучше понимать значения слов и правильно их писать. Корень принято обозначать дугой сверху.

Корни слов в (родственных) однокоренных словах пишется одинаково. Среди однокоренных слов может быть слово, которое помогает правильно писать все остальные слова.

Примеры однокоренных слов

Вот пример цепочек однокоренных слов:

    • лист - листик - листочек - листать
    • висит - виснет - зависнет - провис
    • С корнем -кот-: кот , кот ёнок.
    • С корнем -дуб-: дуб , дуб ок.
    • С корнем -лес-: лес , лес ной, перелес ок, лес ник, лес очек.
    • С корнем -свет-: свет , свет ить, свет лый, посвет ить, рассвет , свет ильник, свет лячок.
    • С корнем -дар-: дар , дар ить, подар очный, подар ок.
    • С корнем -винт-: винт, винтить, винтовой.
    • С корнем -бок-: бок, боковой, боковина.
    • С корнем -звон-: звон, звонок, позвонить, звоночек, звонкий, перезвон.
    • С корнем -холод-: холод, холодный, холодильник.
    • С корнем -мор-: мор е, мор ской, приморский, мор як, морячка.
    • С корнем -рос-: рос а, рос истый, рос ы.
    • Слон, слоновый, слониха
    • Солонка, солёный, солить, соль, засолка, соломка.
    • Кормить, кормушка, корм.
    • Летать — лётчик, лётный.
    • Город, городской.
    • Дом — домашний.
    • -вар-: варёный, заварка, сварить, отвар
    • -сказ-: сказитель, высказать, подсказывать, рассказ
    • -бел-: побелить, беляк, беленький, побелка
    • -вес-: весовой, взвесить, весы, взвешенный
    • -пис-: письменный, надпись, написанный, перепись
    • гриб - гриб ник - гриб ок - гриб ной - гриб ница - гриб очек (все эти слова имеют общий смысл и одинаковую часть - гриб) .
    • лис ичка - лис а - лис онька - лис ка - лис - лис ята - лис ий (слова имеют общий смысл у всех эти слов - небольшой лесной зверь с рыжей шкурой и пушистым хвостом, и общая часть - лис ).
    • Груш а - груш ка - груш евый - груш ища - груш ечка - груш енька (все слова имеют общий смысл - фрукт, и общую часть - груш ).
    • Плод — бесплод ие — бесплод ный -выплод — оплод отворение — оплод отворить — оплод отворять — плод ик — плод ить —
      плод иться — плод ный — плод овитый — плод овый — плод оносный — плод ородие — приплод — расплод ить — расплод иться.

Получается, что родственные слова как бы вырастают из одного корня.

Корень - это главная общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Корень в родственных словах пишется одинаково.

Как найти корень в слове?

  1. Подберите к слову как можно больше родственных слов.
  2. Найдите общую часть родственных слов, близких по написанию и значению Это корень слова.

Парные согласные в корне нужно проверять, если они стоят в конце слова или перед другим согласным звуком.

Для проверки надо изменить слово так, чтобы после согласного шёл гласный звук. Можно подобрать к словам с парным согласным однокоренное слово.

  • снег — снега — снеговик
  • мороз — морозы — морозить
  • ложка — ложечка
  • рукавчик — рукава
  • гриб — грибок
  • рыбка — рыба
  • куст — кусты
  • холод — холода
  • дождь — дожди
  • шубка — шуба
  • берёзка — береза
  • травка — трава.

Какие однокоренные слова у слова «ветка»?

Найдем однокоренные слова к слову ветка. Прежде всего, выделим корень. Корень у слова ветка: -вет-
Однокоренные слова к слову «ветка»:

  • веточка, ветвистость, ветвь, ветвление, разветвление, ответвление;
  • веточный, ветвистый, ветвяной;
  • ветвисто;
  • ветвиться, ответвить, разветвить, ответвиться, ответвлять, ответвляться, разветвиться, разветвляться, разветвлять, ветвиться, заветвиться, разветвлять.

P.S. Cлова ветка и ветвь — однокоренные, имеющие одно значение. В этих словах наблюдается чередование согласных тв и т.

Тест на тему «Однокоренные слова»


водитель, водный, водица, вода, водяной

Правильно!

Неправильно!

Определи, какое слово в цепочке лишнее:
свист, свисток, свистун, светлый

Правильно!

Неправильно!

Найди общий корень в цепочке однокоренных слов:
леса, лесной, лесник, лесовик