Роль семьи в процессе инклюзивного образования ребенка с нарушениями развития. Инклюзивное образование: проблемы и решение Роль родителей во внедрении инклюзивного образования

Роль семьи в процессе инклюзивного образования ребенка с нарушениями развития. Инклюзивное образование: проблемы и решение Роль родителей во внедрении инклюзивного образования

Взаимодействие семьи и школы при обучении детей с ОВЗ в процессе инклюзивного образования

В последние годы все большее значение в системе образования России занимают вопросы инклюзивного образования. Распространение процесса инклюзивного обучения не только отражает тенденции современного времени, но и способствует реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) на образование. Независимо от социального положения, физических и умственных способностей правильно организованное обучение в условиях инклюзии дает каждому ребенку возможность удовлетворить потребность в получении образования, адекватного уровню его развития.

Инклюзия становится реальностью образовательного процесса в России. На доступность получения качественного образования сделан акцент в проекте Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. В нем отмечается необходимость построения образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных и психофизиологических особенностей учащихся, о создании специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидов .

дети с нарушением слуха (глухие и слабослышащие);

дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие и с пониженным зрением);

дети с нарушением речи;

дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

дети с задержкой психического развития (ЗПР);

дети с умственной отсталостью;

дети с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения (включая детей с расстройствами аутистического спектра РАС);

дети со сложной структурой нарушения.

Какие дети – дети-инвалиды?

Детьми-инвалидами, в соответствии с законом о дискриминации инвалидов, считаются «дети с физическими или умственными нарушениями, которые имеют долгосрочное отрицательное влияние на повседневную жизнь ребенка». В соответствии с законом, человеком с инвалидностью считается человек с нарушением физического или умственного здоровья. В соответствии с законом, должно быть существенное нарушение хотя бы одного из нижеследующего:

· способность передвижения;

· физическая координация;

· ловкость, подвижность рук;

· умение владеть собой (сдержанность);

· способность поднимать, переносить или передвигать объекты в повседневной жизни;

· речь;

· слух;

· зрение;

· память и способность к обучению, концентрации или пониманию;

· способность определения риска и физической опасности.

Проблемы и перспективы, связанные с инклюзивным образованием, активно обсуждаются как психологами, так и педагогами. Подтверждением этому являются многочисленные научные публикации в отечественной науке (С.В. Алехина, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова, Н.Н. Малофеев, И.И. Лошакова, Е.Р. Ярская-Смирнова, И. В. Задорин, В. И. Михалюк, Е. Ю. Колесникова, Е. М. Новикова, А. С. Федоров) и зарубежной (Ferguson D.L., Meyer G., Jeanchild L., Juniper L.) . Исследования отечественных и зарубежных ученых свидетельствуют о том, что первым шагом в организации «безбарьерной среды» являются раннее распознание нарушений развития и организованная комплексная помощь детям раннего возраста, включающие психолого-педагогические, медико-социальные мероприятия, позволяющие предупредить появление вторичных отклонений и увеличить шансы особых детей на полноценное включение в образовательную среду и социальную жизнь.

Современная концепция социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями справедливо полагает, что «дол­жен меняться не только человек с ограниченными возможностя­ми, но и общество, которое должно изъять негативные установ­ки, ступени и узкие двери, а также рутинные правила, помочь людям бороться с недугами, а не со специалистами, и предоста­вить всем равные возможности полноценного участия в различ­ных сферах жизни и видах социальной активности.

Суть инклюзивного образования заключается в том, что не дети созданы для школы, а школа создана для детей, т. е. школа должна учитывать потребности детей, а не дети должны подходить под те или иные рамки, которые установила школа.

Инклюзивное образование базируется на восьми принципах:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4. Все люди нуждаются друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Основополагающий принцип инклюзивного образования – все люди должны иметь возможность учиться вместе, независимо от каких-либо трудностей, имеющихся на этом пути, или различий в способности к обучению, которые они могут иметь.

Условия организации успешного обучения и воспитания
детей с ограниченными возможностями здоровья

1. Создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценное включение и личностную самореализацию в образовательном учреждении.

2. Создание в образовательном учреждении общего типа надлежащих материально-технических условий, обеспечивающих возможность для беспрепятственного доступа детей в здание и помещения ОУ и организации их пребывания и обучения в этом учреждении (пандусы, лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное, реабилитационное, медицинское оборудование и т.д.).

3. Обучение и коррекция развития детей с ограниченными возможностями здоровья должны осуществляться по образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся.

4. Необходимо комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения в ОУ общего типа.

5. Необходима специальная подготовка педагогического коллектива ОУ общего типа в соответствии со спецификой учебно-воспитательной и коррекционной работы.

6. В целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья образовательных программ целесообразно ввести в штатное расписание ОУ общего типа дополнительные ставки педагогических (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели и др.) и медицинских работников.

7. Для обеспечения эффективного включения детей с ограниченными возможностями здоровья в ОУ общего типа важное значение имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями, педагогическими работниками.

Таким образом, инклюзия, являясь ведущей тенденцией развития системы образования, не должна подменять собой систему специального обучения в целом. Совместное обучение не противопоставляется специальному образованию, а выступает как одна из его форм. Инклюзивное образование сближает образовательные системы – общую и специальную, делая границу между ними проницаемой. Особый ребенок должен иметь возможность реализовать свое право на образование в любом типе образовательного учреждения и получить при этом необходимую специализированную помощь и поддержку.

Инклюзивное образование требует поддержки со стороны команды профессионалов. В идеале такая команда состоит из:

ü педагога

ü психолога

ü логопеда

ü дефектолога

ü тьютора

ü социального работника

ü врача-педиатра

ü специалистов по охране и гигиене труда

ü ассистента педагога (сопровождающего)

Существующие барьеры:

v дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми;

v большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей-инвалидов в процесс обучения в классах;

v родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки;

v архитектурная недоступность школ, учреждений.

Организация инклюзивного образования заключается не только в создании технических условий для беспрепятственного доступа детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения, но и в понимании нормально развивающимися детьми и их родителями важности участия детей с ОВЗ в общеобразовательном учебном процессе. Успешность реализации инклюзивной практики во многом зависит от культуры отношения субъектов образовательного процесса к детям с ОВЗ, от готовности педагогов и родителей к совместному взаимодействию. Для эффективного учебно-воспитательного процесса в школе необходимо организовать качественное психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ, а также создать особый морально-психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах. В инклюзивной школе очень важно то, что и дети, и родители, и специалисты школы - это прежде всего партнеры. Необходимость осуществления работы с родителями в данном случае неопровержима.

Совместная учебно-воспитательная деятельность школы и семьи создается целенаправленной, систематической работой специалистов школы, которая отвечает современным требованиям, предъявляемым к образовательному учреждению: научная обоснованность, ответственность и заинтересованность в результатах семейного воспитания, целенаправленность и систематичность формирования педагогической культуры родителей.

В работе педагога по установлению контактов с семьей необходимо учитывать следующие моменты:

В основе совместной деятельности школы с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение роли родителей;

Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании;

Педагогический такт, недопустимость грубого вмешательства в жизнь семьи;

Опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания.

Положительные результаты в большей степени зависят от активного участия родителей в образовательном процессе, в основе которого должно быть организованное сотрудничество специалиста и родителей.

Зачастую, включение детей с ОВЗ в социум является для их родителей одной из важнейших задач. При обучении детей в условиях инклюзии родители видят необходимость образования в школе не столько для получения детьми новых знаний, сколько для социализации в обществе и коллективе сверстников.

Однако в рамках инклюзивного образования задачи школы намного шире:

создать единую психологически комфортную образовательную среду для детей с разными возможностями усвоения знаний;

осуществлять диагностирование эффективности учебно-воспитательного процесса и социализации детей с ОВЗ на момент школьного обучения;

реализовывать эффективность психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивной практики через взаимодействие таких направлений деятельности как диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего и социально-трудового;

способствовать преодолению возможных нарушений эмоционально-личностной сферы посредством включение детей с ОВЗ в успешную деятельность;

постепенно осуществлять повышение мотивации ребенка на основе его личной заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной деятельности;

охранять и укреплять физическое и психического здоровья детей;

обеспечить социально-трудовую адаптацию школьников с ОВЗ;

способствовать изменению общественного сознания по отношению к детям с ОВЗ.

Реализация последней задачи в процессе организации инклюзивного образования является достаточно актуальной поскольку многие родители нормально развивающихся сверстников не желают обучать своих детей вместе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Родители считают, что ребенок с ОВЗ может причинить вред здоровью их ребенка; что при совместном обучении весь учебно-воспитательный процесс будет носить негативный характер и здоровым детям будет уделяться значительно меньше времени. Однако родители здоровых детей не опровергают возможность создания в обычных школах специальных коррекционных классов, интеграционных мероприятий через совместные праздники и прогулки, совместное общение после занятий в кружках, секциях. .

Поэтому просвещение родителей занимает важное место в работе школы. Оно осуществляется через участие родителей в родительских собраниях, индивидуальных и групповых консультациях, оформлении стендов. Эти формы педагогического просвещения помогают формировать толерантное отношение к детям с ОВЗ, правильно организовать общение с ними. Одновременно, просвещение родителей учащихся с ОВЗ проходит также через индивидуальное и групповое консультирование, родительские собрания и др. Разница лишь в том, что вся работа с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ, направлена на преодоление их социальной беспомощности. Цели данной работы возможно реализовать посредством повышения педагогической компетентности, обучения навыкам взаимодействия и общения со своим ребенком, совместно выполняемых заданий, а также посредством общения с другими родителями в рамках групповой работы. Благодаря этому родители принимают на себя и увереннее несут ответственность за воспитание и развитие своего ребенка.

Соответственно, при организации работы школы с семьей необходимо вовлекать родителей в образовательный процесс в качестве активных участников через их обучения приемам взаимодействия с детьми, организации совместной деятельности; содействовать изменению родительской позиции и вооружению родителей позитивными способами коммуникации; способствовать формированию у родителей воспитательной компетентности посредством обогащения их педагогических и дефектологических знаний; создавать условия для взаимодействия родителей друг с другом с целью расширения социального пространства семей.

Несомненно, инклюзивная образовательная среда формируется квалифицированными специалистами школы – коллективом, но важная роль принадлежит и родителям, участвующим в сотрудничестве. Осуществление процесса инклюзии происходит в условиях реализации индивидуальных коррекционно-развивающих программ для детей с ОВЗ. Родителям же может быть предоставлена возможность участия в разработке, согласовании, утверждении индивидуальной программы на своего ребенка, обсуждении проблем ребенка в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.

Для выявления динамики развития, определения соответствия выбранных форм, методов обучения уровню развития учащегося с ОВЗ в условиях инклюзивного процесса специалисты школы систематически проводят соотносительный анализ сформированности у последних знаний, умений, навыков и психофизического развития.

Данная работа позволяет сделать определенные выводы:

1) при инклюзивном обучении прохождение этапов коррекционно-развивающей деятельности в сопровождении специалистов повышает активность и компетентность родителей во взаимодействии с ребенком;

2) у родителей необходимо формировать осознание того, что их активные действия, ответственность и включенность в сопровождение выступают важным условием развития ребенка;

3) в результате работы отмечается положительная динамика в представлениях родителей о потенциале ребенка, наблюдается рост компетентности родителей в оказании целесообразной помощи своему ребенку;

4) полученные результаты позволяют осуществлять в нужном направлении дальнейшую работу по формированию и повышению уровня компетентности родителей их продуктивному взаимодействию как со своим ребенком, так и с коллективом школы в целом.

Однако при всем положительном, что несет с собой инклюзивное образование, существует ряд проблем в его организации. Кроме нерешенных нормативно-правовых и финансовых вопросов организации инклюзивной практики, дефицита квалифицированных кадров, по-прежнему отсутствуют технологии вовлечения родителей в процесс инклюзии, учитывающие особенности воспитания детей в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ и их сверстников с нормативным темпом развития .

Таким образом, семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, требуется целенаправленная профессиональная помощь. В условиях инклюзивного образования необходимо вести работу по формированию у родителей активной жизненной позиции в преодолении сложностей развития ребёнка и общении с ним; повышать правовую, педагогическую компетентность родителей; организовывать совместную деятельность школы и родителей по укреплению здоровья детей; способствовать оптимизации отношений между семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ и социумом. Только продуктивное взаимодействие школы и семьи будет способствовать восстановлению психофизического и социального статуса ребенка с ОВЗ, достижению им материальной независимости и социальной адаптации.

Очень важно понять:

при создании инклюзивных школ, школ нового типа, дети привыкают к тому, что мир – разнообразен, что люди в нем – разные, что каждый человек имеет право на жизнь, воспитание, обучение, развитие.

Для человека не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным.

У. Джеймс

Список литературы:

1. Екжанова, Е.А. От интеграции к инклюзии / Е.А. Екжанова; беседовала О. Решетникова // Школьный психолог. 2010. № 16.

2. Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики // Психологическая наука и образование. 2014. № 1. С. 5-14.

3. Инклюзивное образование: ключевые понятия / сост. Н.В. Борисова, С. А. Прушинский. М. - Владимир: Транзит – ИКС, 2009. - 48 с.

4. Акимова О.И. Инклюзия как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья: региональный аспект. Сборник: Исследование различных направлений современной науки. Материалы VIII международной научно-практической конференции. 2016. С. 73-79.

5. Исследование отношения педагогов и родителей к инклюзии в дошкольной образовательной организации Еронько Ж.В. Глушак Е.В. Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С.В. Алехиной. – М.: МГППУ, 2015. – 528 с.

6. Азлецкая Е. Н. Мониторинг готовности образовательных организаций к реализации инклюзивного образования как фактор его развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 37. – С. 81–85. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95639.htm .

7. Зыкова Н. В. Взаимодействие семьи и школы при обучении детей с ОВЗ в процессе инклюзивного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 20. – С. 35–38. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56322.htm.

Родительское собрание по теме:

Цель:

погружение родителей в проблему инклюзивного воспитания и образования.

Задачи :

    Ознакомить родителей с понятием «инклюзивное воспитание и образование»

    Своевременно выявить детей с ОВЗ и определить их особые образовательные потребности, обусловленные недостатками в физическом и (или) психическом развитии;

    Создать условия, способствующих освоению детьми с ОВЗ программы и их интеграции в ОО;

    Совершенствовать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей с ОВЗ по медицинским, правовым, социальным и другим вопросам.

План:

    Вступительное слово учителя.

    Понятие инклюзивного образования.

    Классификация категорий детей с ограниченными возможностями.

    Нормативные документы.

    Принципы инклюзивного образования.

    Итог собрания.

Ход родительского собрания:

Вступительное слово учителя

Уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас. Спасибо, что отложив все свои дела, вы пришли на нашу встречу. Проблема, которая станет предметом нашего сегодняшнего обсуждения, весьма актуальна – «Инклюзивное образование. Что это такое?»

Слайд: № 1 .

Необходимость ее решения продиктована тем, что мы – взрослые должны выводить в большую жизнь толерантного человека. Это во многом определит успешность жизненного пути наших детей.

Упражнение НАРИСУЙ ЧЕЛОВЕЧКА

Все родители получают шаблон человека.

На основе этого шаблона они рисуют себя,

добавляя свои индивидуальные особенности.

Что общего у всех человечков? (голова, руки, ноги)

Чем они отличаются? (одеждой, цветом волос, прической,

цветом глаз)

Слово учителя

Мы все живем в обществе. Вокруг нас миллионы людей. Каждый день мы видим множество новых, незнакомых лиц. Кого-то замечаем в толпе, а кого-то нет. Мы не задумываемся, что каждый из нас уникален, нет абсолютно одинаковых людей. Даже близнецы обычно очень сильно различаются по характеру. Что же говорить об остальных людях?!

У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Все имеют что-то своё, неповторимое.

Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, должны жить и понимать друг друга.

Степень зрелости любого общества оценивается отношением к незащищенным слоям населения – это дети, старики, а также люди с ограниченными способностями.

Сегодня, как никогда остро стала проблема социализации детей с инвалидностью. Многие из них, конечно, посещают специальные коррекционные учреждения, где хорошо разработана и налажена методика обучения и воспитания, но слабо развита социальная адаптация такого ребенка в реальном мире. Дети с инвалидностью оторваны от общества своих сверстников, они не имеют возможности развиваться, дружить, играть как обычные дети. Как объяснить мальчишке, который проводит своё время с ровесниками во дворе, что он пойдёт не в ту школу, что по соседству, не в ту, куда ходят все его сверстники, а в специализированную, отличную от других? Именно поэтому дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются не столько в особом обращении и поддержке, а в большей степени, в реализации своих способностей и достижении успехов, причём не в специализированной школе, а в обычной. Именно в этом и заключается задача инклюзивного воспитания и образования.

Уважаемые родители, предлагаю Вам провести анкетирование и ответить на вопрос: «Как Вы отнесетесь к тому, что в вашем классе будет обучаться ребенок с ограниченными возможностями здоровья?» (приложение № 1).

Давайте теперь вместе посмотрим результаты ответов.

Предлагаю высказаться о затруднениях, озвучить те сложности, которые возникли перед вами, когда вы отвечали на вопрос. (Дискуссия)

Краткий обмен присутствующих родителей мнениями:

Я не уверен в том, что мой ребенок сможет принять ребенка-инвалида;

Я боюсь конфликтов между обычными детьми и ребенком-инвалидом;

Мне не понятно для чего соединять разных детей?

Меня пугает, что я не смогу объяснить своему сыну, что такого ребенка нельзя обижать, я считаю, что неизбежны конфликты между родителями такого ребенка и мною, так как мой сын очень активный и часто бывает инициатором детских ссор;

Теоретически я не против, если в нашем классе будет ребенок-инвалид, но мне не понятно, как будет осуществляться процесс обучения, не будет ли учитель больше занят этим ребенком, а наши дети останутся без должного внимания;

Я считаю, что в нашей школе и в нашем классе нет условий для пребывания и обучения такого ребенка, ведь согласитесь, для этих детей нужны особые условия. Но я согласна с тем, что эти дети должны общаться с обычными детьми, но для этого нужно менять условия, а кем это будет финансироваться?

Учитель : Спасибо вам за ваши мнения. Это искренние мнения, в которых много правды. Нам понятны ваши сомнения и тревоги. Конечно, для многих из вас само слово «инклюзия» тоже непонятно. И для этого мы сегодня собрались, чтобы выяснить, действительно ли так нужно объединять разных детей? Детей здоровых и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Степень зрелости любого общества оценивается отношением к незащищенным слоям населения – это дети, старики, а также люди с ограниченными возможностями. Сегодня, как никогда остро стала проблема социализации детей-инвалидов.

Слайд № 2.

В «Конвенции о правах ребёнка» (параграф 1 ст.23) записано: «Государства-участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребёнок должен вести полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его участие в жизни общества».

Учитель : Так кого можно считать детьми с ОВЗ? Ваше мнение? (обращение к родителям).

Слайд № 3.

Детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.

По классификации, предложенной В. А.Лапшиным и Б. П.Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:

1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

3. Дети с нарушением речи (логопаты);

4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

5. Дети с умственной отсталостью;

6. Дети с задержкой психического развития;

7. Дети с нарушением поведения и общения;

8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью.

Учитель : Гарантия прав всех детей, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья, на получение равного, бесплатного и доступного образования закреплена в целом ряде документов федерального уровня: Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральных законах от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование. Принцип равноправия включает также запрещение дискриминации по состоянию здоровья. В свою очередь, родителям предоставляется право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.

Следует отметить, что термин «лицо с ограниченными возможностями здоровья» появился в российском законодательстве относительно недавно.

Слайд № 4.

Еще один федеральный документ, требующий внимания, – это Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271). В нем был сформулирован основной принцип инклюзивного образования:

Новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.

Слайд № 5

Учитель : Важным федеральным документом в области образования детей-инвалидов является Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2011 г. № 175.

В числе целевых индикаторов программы – доля общеобразовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений.

В июне 2012 года Президент РФ подписал Указ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» № 761 от 01.06.2012.

Стратегия действий в интересах детей признает социальную исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении).

В настоящее время основным Федеральным законом, определяющим принципы государственной политики в области образования, является Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, вступивший в силу с 1 сентября 2013 года.

Закон регулирует вопросы образования лиц с ограниченными возможностями и содержит ряд статей (42, 55, 59, 79), закрепляющих право детей с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. детей-инвалидов, на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями. Одним из основных положений является и инклюзивное образование.

Слайд № 6.

Инклюзивное (франц. inclusif включающий в себя , от лат. include заключаю, включаю ) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Инклюзивное образование – процесс развития образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Слайд № 7.

Восемь принципов инклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Учитель: Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения дошкольного, начального, среднего, профессионального и высшего образования.

Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями.

Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами.

Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

Многие из детей, конечно, посещают специальные коррекционные учреждения, где хорошо разработана и налажена методика обучения и воспитания, но слабо развита социальная адаптация такого ребенка в реальном мире.

Дети-инвалиды оторваны от общества своих сверстников, они не имеют возможности развиваться, дружить, играть как обычные дети.

Как объяснить мальчишке, который проводит свое время с ровесниками во дворе, что он пойдет не в тот садик, что по соседству, не в тот, куда ходят все его сверстники, а в специализированный, отличный от других?

Именно поэтому дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются не столько в особом обращении и поддержке, а в большей степени, в реализации своих способностей и достижении успехов, причем не в специализированном дошкольном учреждении, а в обычном. Именно в этом и заключается задача инклюзивного воспитания и образования.

Когда мы говорим об инклюзивном воспитании и образовании, мы подразумеваем, что все дети разные, они могут быть любыми, они могут иметь разный рост, разный цвет кожи, разный цвет волос, разные способности, но все дети могут развиваться и учиться.

При этом система адаптируется к потребностям ребенка. Начиная с 1 сентября 2016 года, дети с ограниченными возможностями здоровья будут учиться в обычных классах вместе со своими сверстниками.

Слайд № 8.

Требования к организации временного режима обучения

Временной режим образования (учебный год, учебная неделя, день) для обучающихся с ОВЗ устанавливается в соответствии с законодательно закрепленными нормативами (ФЗ "Об образовании в РФ", СанПиН, приказы Министерства образования и др.), а также локальными актами образовательной организации.

Продолжительность учебного дня для конкретного ребенка устанавливается образовательной организацией с учетом особых образовательных потребностей ребенка, его готовности к нахождению в среде сверстников без родителей. Распорядок дня обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом их повышенной утомляемости в соответствии с требованиями к здоровьесбережению (регулируется объем нагрузки по реализации основной образовательной программы и программы коррекционной работы, время на самостоятельную учебную работу, время отдыха, удовлетворение потребностей обучающихся в двигательной активности). Обучение и воспитание происходит как в ходе уроков, так и во время внеурочной деятельности обучающегося в течение учебного дня. Обучение учащихся с ОВЗ осуществляется только в первую смену.

Временной режим обучения детей с ОВЗ определяется учебным планом или индивидуальным учебным планом. В первой половине дня для обучающихся с ОВЗ может быть организована как урочная, так и внеурочная деятельность, в том числе коррекционно-развивающие занятия с логопедом, учителем-дефектологом и педагогом-психологом. Во второй половине дня для обучающихся с ОВЗ может быть организована внеурочная деятельность, направленная как на реализацию программы коррекционной работы, так и на реализацию программ дополнительного образования. В ходе урока (середина) в обязательном порядке проводится физкультурная минутка, направленная на снятие общего мышечного напряжения. Для детей с нарушениями зрения в содержание физкультурных минуток обязательно включаются упражнения на снятие зрительного напряжения, на предупреждение зрительного утомления, на активизацию зрительной системы.

Требования к организации учебного места

Организация рабочего пространства ребенка с ОВЗ осуществляется с использованием здоровьесберегающих технологий. Номер парты подбирается тщательно, в соответствии с ростом ученика, что обеспечивает возможность поддерживать правильную позу. Парта должна иметь хорошее освещение. Необходимо учесть, какой рукой пишет ребенок: если ведущая рука правая, то свет на рабочую поверхность должен падать слева, а если ребенок левша, тогда стол лучше установить возле окна так, чтобы свет падал справа. Необходимые школьные учебники должны находиться на расстоянии вытянутой руки; обязательно пользоваться подставкой для книг. С парты должен открываться прямой доступ к информации, расположенной на доске, информационных стендах и пр. В случае необходимости (выраженные двигательные расстройства, тяжелое поражение рук, препятствующее формированию графомоторных навыков) рабочее место обучающегося с ОВЗ, в частности с НОДА, должно быть специально организовано в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Необходимо предусмотреть наличие персональных компьютеров, технических приспособлений (специальная клавиатура, различного вида контакторы, заменяющие мышь (джойстики, сенсорные планшеты)).

Следует отметить, что инклюзивное воспитание и образование – процесс сложный, многогранный и он возможен, только когда в нем взаимодействуют все участники образовательного процесса: это психолог, логопед, врачи, администрация образовательного учреждения, и, конечно же, родители.

Но центральной фигурой всегда остается ребенок.

Теперь давайте вернемся к тем сложностям инклюзивного воспитания и образования, которые были вами озвучены. Многие из вас боятся, что обычные дети не примут детей с ОВЗ. На этот счет мне хочется сказать, что сами дети часто не выделяют ребенка-инвалида как особого. Они просто не знают или не замечают особенность такого ребенка. А если и замечают, то это совсем не значит, что обычные дети не захотят с ним играть, дружить. Ведь согласитесь, что и между обычными детьми могут возникнуть конфликты, однако мы этих конфликтов не боимся. Ведь именно конфликты учат ребенка взаимодействию с другими.

История из жизни: в классе появился ребенок с ОВЗ и учитель уделял ему внимание постоянно. И у некоторых «обычных детей» это вызвало негативные эмоции - ревность, обиды. Чем же закончилась наша история? Негативные эмоции, ревность по отношению к ребенку с ОВЗ сменились на качества, которые раньше в учениках не замечали. Они стали более внимательными, терпимыми. Изменился и сам процесс воспитания в классе, стал, более индивидуальным для всех детей. Постепенно «включились» и родители, и это стало общим делом.

Несомненными плюсами инклюзивного воспитания и образования является то, что «обычные» дети учатся быть терпимыми друг к другу, доброжелательными.

Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к физическим и психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству.

Формируется ответственность, уважение к правам других, усиливается умение помогать товарищу, который попал в трудную ситуацию.

Инклюзия дает возможность детям почувствовать себя на месте другого -содействует развитию толерантности.

Заключение

Учитель: И в заключении хочу прочесть вам небольшое стихотворение

Слайд № 9.

Кто-то, когда-то должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв.
Что же такое – особые дети?
Вечный, болящий вопрос …

Вот он сидит перед нами, взгляните!
Сжался пружинкой, отчаялся он,
С миром оборваны тонкие нити,
Словно стена, без дверей и окон…

Вот они главные истины эти:
Просто заметьте, просто примите -
Этих особых детей!!!

Слайд № 10

Когда вы узнали больше об инклюзивном воспитании и образовании сомнений, я надеюсь, стало меньше. Сегодня мы с вами находимся только в начале пути становления инклюзивного воспитания и образования. Качество, которого зависит от нас. Каждый из нас должен сделать шаг навстречу, протянуть руку помощи, поменять свое отношение к детям с ОВЗ.

Слайд № 11

Литература

    Концепция ООН о правах ребёнка, М., 1993

    Закон РФ о социальной защите инвалидов в РФ от 24.11.95г.

    Статья С.И. Сабельникова «Развитие инклюзивного образования»

    Возможность инклюзивного (включающего) образования в интегрированном классе общеобразовательной школы.

    Конвенция о правах инвалидов. Краткое изложение основных положений

// интернет ресурс.

    Малофеев Н.Н. Интегрированное обучение в России: задачи, проблемы, перспективы. // интернет ресурс

Приложение № 1

Анкета для родителей ОУ.

1. Как Вы отнесетесь к тому, что в вашем классе будет обучаться ребенок с ограниченными возможностями здоровья?

а). Положительно.

б). Отрицательно.

в). Затрудняюсь ответить.

Приложение № 2

презентация

канд. псих. наук,

педагог-психолог

ГБОУ ЦПМСС «Бутово»

Что необходимо знать родителям об инклюзивном образовании

(из опыта проведения родительских собраний

в инклюзивных классах ГБОУ СОШ № 000)

Инклюзивное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особенностями развития в общеобразовательных (массовых) школах. Инклюзия – это подход и философия, которая предполагает, что все ученики получают больше возможностей и в плане социальном, и в плане учебы, она способствует тому, чтобы каждый ученик чувствовал себя принятым, чтобы его способности и потребности учитывались и были оценены. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Все усилия по инклюзивному образованию основаны на правовой идеологии. В Конвенции ООН о правах ребенка самыми центральными являются принципы развития каждого ребенка. Важно выделить, что если статья 23 направлена на защиту прав детей с особыми потребностями, то все остальные статьи относятся одинаково как к обычным детям, так и к детям с особенностями развития. ЮНЕСКО выступает за поддержку Равенства возможностей для людей-инвалидов. При инклюзивном подходе выигрывают все ученики, поскольку он делает образование более индивидуализированным. При инклюзии учитываются разнообразие учеников, кроме того, учебные планы и цели подстраиваются под их способности и потребности. Когда педагог планирует свой урок, используя эту стратегию, ему не надо снижать планку, ему надо учитывать все особенности своих учеников. Индивидуальный подход к особенностям ребенка может помочь избежать пустой траты сил, средств и крушения надежд, которые слишком часто бывают последствием привычки «равнять всех под одну гребенку» в обучении . Опыт показывает, что индивидуальный подход к ребенку уменьшает число второгодников и учеников, бросивших школу, одновременно обеспечивая более высокие средние показатели. В этом процессе важна роль учителя, психолога, специальных педагогов, которые привносят свой опыт и знания для того, чтобы каждый ребенок мог учиться с наибольшей пользой для себя. Инклюзивные школы порождают сообщества, ориентированные на нужды людей, в которых уважаются различия и человеческое достоинство.


Исследования показывают, что между обычными детьми и детьми с ОВЗ в инклюзивных классах складываются вполне прочные и длительные дружеские отношения. Эта дружба поможет им лучше относиться к разнообразию. Ученики чувствуют себя более комфортно и не боятся общаться с людьми, которые отличаются от них. Инклюзивный класс – это место, где дети с инвалидностью и без инвалидности находятся в атмосфере доброжелательности, справедливости и терпимости.

Одна из важнейших задач педагогов, психологов и других сотрудников школы – научить окружающих (членов семьи, родителей других детей, всего социального окружения) принимать, уважать инвалидов, доброжелательно относиться к ним, обеспечить для них равные возможности и ценить способности этих людей, создать им систему поддержки. Известно, что для детей младшего школьного возраста важна роль взрослого. Поэтому, как будут относиться к детям с особенностями развития родители и учителя, так (вероятнее всего) будет относиться к инвалидам и ребенок.

С целью оптимизации общения с инвалидами, следует знать 10 общих правил этикета , составленных К. Мейер (Национальный Центр Доступности США):

1. Когда Вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку – даже тем, кому трудно двигать рукой, или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку (правую или левую), что вполне допустимо.

2. Обращайтесь с детьми-инвалидами по имени, а с подростками и старше, как с взрослыми.

3. Когда Вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.

4. Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока он сам закончит фразу. Не поправляйте и не договаривайте за него. Не стесняйтесь переспрашивать, если Вы не поняли собеседника.

5. Когда Вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы Ваши и его глаза были на одном уровне. Вам будет легче разговаривать, а Вашему собеседнику не понадобится запрокидывать голову.

6. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему в глаза и говорите четко, хотя имейте в виде, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Разговаривая с теми, кто может читать по губам, расположитесь так, чтобы на Вас падал свет, и Вас было хорошо видно. Постарайтесь, чтобы Вам ничего не мешало и не заслоняло Вас.

7. Не смущайтесь, если случайно сказали: «Увидимся» или: «Вы слышали об этом…?» тому, кто на самом деле не может видеть или слышать.

8. Когда Вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с Вами. Если у Вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент Вы обращаетесь и назвать себя.

9. Если Вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать. Если Вы не поняли, не стесняйтесь – переспросите.

10. Опираться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске – то же самое, что опираться или повиснуть на ее обладателе. Инвалидная коляска – это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует.


Также необходимо ознакомиться с ДЕКЛАРАЦИЕЙ НЕЗАВИСИМОСТИ ИНВАЛИДА (Норманн КЮНК, американский активист движения в защиту прав инвалидов):

Не рассматривайте мою инвалидность как проблему.

Не рассматривайте меня как пациента, так как я просто ваш соотечественник.

Не старайтесь изменить меня. У вас нет на это права.

Не пытайтесь руководить мною. Я имею право на собственную жизнь, как любая личность.

Не надо меня поддерживать, я не так слаб, как кажется.

Не учите быть меня покорным, смиренным и вежливым . Не делайте мне одолжения.

Признайте, что реальной проблемой, с которой сталкиваются люди с инвалидностью, является их социальное обесценивание и притеснение, предубежденное отношение к ним.

Поддержите меня, чтобы я мог по мере сил внести свой вклад в общество.

Помогите мне познать то, что я хочу.

Будьте тем, кто заботится, не жалея времени, и кто не борется в попытке сделать лучше.

Будьте со мной, даже когда мы боремся друг с другом.

Не помогайте мне тогда, когда я в этом не нуждаюсь, если это доставляет вам удовольствие.

Не восхищайтесь мною. Желание жить полноценной жизнью не заслуживает восхищения.

Узнайте меня получше. Мы можем стать друзьями.

Будьте союзниками в борьбе против тех, кто пользуется мною для собственного удовлетворения.

Давайте уважать друг друга. Ведь уважение предполагает равенство. Слушайте, поддерживайте и действуйте.

Усвоение данных правил этикета и Декларации независимости инвалида способствует формированию толерантности, гуманного отношения и адекватных установок в общении с инвалидами, они помогают правильно себя вести и не чувствовать себя неловко и скованно.

Хочется отметить, что ГБОУ СОШ № 000 предоставляет образовательные услуги детям с ОВЗ. Здесь идет реструкторизация школы в соответствии с потребностями таких детей. Подобные общеобразовательные школы являются самым эффективным методом борьбы с дискриминацией в образовании, инструментом построения по-настоящему инклюзивного общества и предоставления образования для всех детей.

В заключении следует подчеркнуть:

1. Ребенок с особенностями развития имеет одинаковые для всех детей потребности.

2. Ребенок с ОВЗ, в первую очередь, - ребенок. И он должен вести жизнь, в максимальной степени приближенную к нормальной.

3. Лучшим местом для ребенка является его родной дом, и обязанность местных властей – способствовать тому, чтобы дети с ОВЗ воспитывались в семьях.

4. Учиться могут все дети, и каждому должна быть предоставлена возможность получить образование, какими бы тяжелыми не были нарушения в развитии. (Основные положения Концепции нормализации, которая нашла отражение в законодательстве отдельных стран и важнейших документах ООН).

Образование – это основа, на которой отдельные личности и государства строят свое будущее.

Инклюзивные школы вносят свой вклад в благосостояние мирового сообщества, создания условий для сосуществования разных культур, которые гарантируют, что будущие поколения будут жить в более безопасном, благополучном и экологически защищенном мире, что приведет к общественному, экономическому и культурному прогрессу, терпимости и международному сотрудничеству.

Список литературы

1. Конвенция ООН о правах ребенка (1989)

http://www. un. org/russian/documen/convents/childcon. htm

2. Саламанкская декларация о принципах, политике и практических действиях в сфере образования лиц с особыми потребностями (1994)

http://www. *****/docs/salamanka. pdf

3. Конвенция ООН о правах инвалидов (2006)

http://www. un. org/russian/documen/convents/disability. html

4. Развитие инклюзивного образования: сборник материалов. М., Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива», 2007.

5. «Социальная работа с инвалидами». М., Институт социальной работы, 1996.

Актюбинская область

Каргалинский район

ГУ «Бородиновская средняя школа – детский сад»

Алмышева Жамиля Салемгиреевна, социальный педагог

Формы работы с родителями в условиях инклюзивного образования

Для того, чтобы было легко жить

с каждым человеком, думай о том,

что тебя соединяет, а не о том, что

тебя разъединяет с ним.

Л.Н.Толстой.

В современном образовании все большее внимание уделяется вопросам обучения детей с особыми образовательными потребностями. В последние десятилетия стало кардинально меняться отношение общества к человеку с ограниченными возможностями, признавая его равноправным и достойным членом общества, но имеющего ещё свои дополнительные проблемы.

Инклюзивный подход предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через более полное участие в образовательном процессе, привлечение общественности и устранение дискриминации в образовании. Инклюзивное образование понимает под собой создание условий для совместного обучения детей с ограниченными возможностями и их здоровых сверстников.
С появлением в семье ребенка с ОВР увеличиваются материально-бытовые, финансовые, жилищные проблемы. Психологический климат в семье зависит от межличностных отношений, морально-психологических ресурсов родителей и родственников, а также от материальных и жилищных условий семьи, что определяет условия воспитания, обучения и медико-социальную реабилитацию.

Выделяют 3 типа семей по реакции родителей на появление ребенка-инвалида: с пассивной реакцией, связанной с недопониманием существующей проблемы; с гиперактивной реакцией; со средней рациональной позицией.

В своей работе социальный работник должен опираться на позиции 3-го типа семьи.

Появление в семье ребенка с ОВР всегда тяжелый психологический стресс для всех членов семьи. Часто семейные отношения ослабевают, постоянная тревога за больного ребенка, чувство растерянности, подавленности являются причиной распада семьи, и лишь в небольшом проценте случаев семья сплачивается.Нередко такая семья испытывает отрицательное отношение со стороны окружающих. Общество не всегда правильно понимает проблемы таких семей, и лишь небольшой их процент ощущает поддержку окружающих.

Одним из действенных способов оказания помощи семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, является «родительский клуб». Родительский клуб как объединение родителей, воспитывающих ребенка с особенностями развития, ставит перед собой следующие задачи:

формирование адекватного восприятия родителями своего ребенка;

формирование благоприятного микроклимата в семье для максимального раскрытия имеющихся у ребенка личностных, творческих и социальных ресурсов;

формирование партнерских взаимоотношений родителей с учреждениями образования;

индивидуальные консультации по вопросам развития ребенка;

организация выездных мероприятий: посещение театров, музеев, выставок, выезд за город и пр.;

образовательные семинары и т.д.

Развитие ребенка с ОВР во многом зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, разнообразии воспитательных воздействий. Такой ребенок требует особого ухода и окружающие должны проявлять толерантность.

Семьи выбирают инклюзивные школы для того, чтобы их дети могли расширить свое общение с типично развивающимися сверстниками, а также получить возможность общаться с другими родителями и учителями. Высокая положительная оценка со стороны педагогов школ усилий семьи в воспитании ребенка с ограниченными возможностями служит разработке механизмов эффективного сотрудничества семьи и школы. Для этого, прежде всего, необходим эмоциональный контакт, доверие, уважение и принятие, поддержка родителей и учет их мнения.

Консультативная, профилактическая и просветительская работа с семьей строится на идее сотрудничества, увеличения ее воспитательных возможностей, установления гармоничных детско-родительских отношений. Задачами этой работы являются изменение психологических установок родителей на роль семьи в образовательном процессе; изменение стиля взаимоотношений с ребенком; более широкое использование педагогических возможностей семьи. Кроме этого, социальная работа предполагает знакомство учащихся и родителей с их правами и обязанностями, законодательными документами, а также – информирование об общественных и государственных организациях, имеющих отношение к лицам с ограниченными возможностями здоровья.

Педагоги оказывают конкретную практическую помощь семьям, воспитывающим детей с ОВР, при оформлении инвалидности и приобретении специальных средств для обучения детей (тифло- и сурдотехника). Иначе говоря, педагог служит связующим звеном между детьми и взрослыми, обеспечивает атмосферу социально-психологического благоприятствия в образовательном учреждении, привлекает родителей и общественность к организации и проведению социально значимых мероприятий.

Дети с ОВР - часть нашего общества. Равнодушие и жестокость по отношению к инвалидам ведут к духовной деградации всего общества. Следует помнить о том, что гармонично организованная работа педагогов образовательных учреждений с семьями, имеющими детей с ОВР, – гарантия успеха образовательного и воспитательного процесса.

Проблема инклюзии ребенка с нарушениями развития в образовательное пространство со здоровыми детьми, поиски путей ее решения является одной из актуальнейших и насущных проблем современного образования. Считаем, что проблема инклюзии могла бы быть решена более успешно и гармонично в случае использования для ее решения родительского, семейного потенциала. С нашей точки зрения, осуществление инклюзии возможно лишь путем интегрирования не только самого ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство, но и включения его семьи в образовательное пространство школьного социума.


Семья – микросоциум, в котором ребенок не только живет, но в котором формируются его нравственные качества, отношения с людьми, представления и интерес к окружающему миру. Именно в семье создаются условия, которые в значительной степени детерминируют дальнейший путь развития ребенка и его когнитивные и социальные возможности. Следует помнить положение Л.С. Выготского о том, что социальную ситуацию развития ребенка определяют и организуют взрослые. Важнейшими доминантами этого процесса являются, с одной стороны, педагоги, а с другой – родители.


Семье ребенка с нарушениями развития, который интегрируется в массовое образовательное учреждение, необходимо активно участвовать в этом процессе по следующим причинам.


Первое: попадая в новую социальную среду, ребенок может испытывать чувство страха, дискомфорта, и в этой ситуации, безусловно, поддержка близкого человека, родителя просто необходима.


Второе: родитель должен быть ознакомлен с программой и требованиями, которые предъявляются в процессе обучения к учащимся, чтобы помочь ребенку при выполнении домашних заданий.


Третье: важно помочь ребенку установить новые контакты, завязать знакомства с новыми друзьями, организовать взаимодействие, необходимо преодолеть барьер, связанный с отношением здоровых детей к особенностям ребенка с нарушениями развития.


Важно также, чтобы ребенок с нарушениями развития научился понимать свои возможности, учитывал свои недостатки и при этом чувствовал себя самодостаточным. Ребенок может надеяться, что в школе будут созданы те же щадящие, «тепличные» условия, к которым привык дома или которые существовали в специальном учреждении до поступления в массовую школу.


Возникшие разочарования по поводу несбывшихся ожиданий, безусловно, будут препятствовать его адекватной интеграции в социум. Родитель, ребенок которого с нарушениями развития включен в инклюзивный процесс, может испытывать разнообразные ощущения. Первое чувство радости и удовлетворения у родителя возникнет в связи с тем, что его ребенок будет учиться в обычной школе вместе со здоровыми детьми, а не в специальной школе. Но очень скоро это ощущение может смениться глубоким разочарованием, в некоторых случаях растерянностью или даже агрессией родителей, направленной на школу, учителей и здоровых детей, которые не принимают его ребенка.


При решении всех этих проблем родителям необходима, в первую очередь, помощь дефектолога и психолога и других специалистов. Процесс инклюзии ребенка с нарушениями в развитии в образовательное пространство должен быть обеспечен специальной подготовкой педагогов массовых учреждений, которые будут осуществлять этот процесс, в первую очередь дефектологов, учителей класса, воспитателей, тьюторов. Работу нужно проводить как с самим ребенком, так и с его родителями.


Дефектолог должен иметь представление об особенностях психического и личностного развития данной категории детей. В его функции входит: диагностика и коррекция психического развития детей с нарушениями развития, подготовка рекомендаций для педагогических работников, направленных на коррекцию их психофизического развития, консультирование родителей.


Дефектолог, консультируя родителей, устанавливает доверительные отношения с ними, снимает напряжение, сообщает родителям в тактичной форме об особенностях усвоения ребенком учебной программы, дает рекомендации по преодолению поведенческих проблем ребенка дома и в школе, а также советы по установлению дружеских отношений с одноклассниками и их родителями (родительским комитетом).


Учитель, воспитатель, тьютор должны знать особенности развития ребенка. Их деятельность направлена на обеспечение усвоения образовательной программы ребенком и гармоничное развитие его личности, установление и расширение контактов ребенка со сверстниками.


Цель работы с родителями – знакомить их с индивидуальными и возрастными особенностями развития ребенка, причинами возникновения недоразвития, влиянием неверной родительской позиции в отношениях с детьми на нарушенное здоровье ребенка. Результатом педагогической помощи должно стать: знание и понимание ребенка родителями, принятие его таким, какой он есть.


Педагогическая работа с семьей включает три блока: образовательно-просветительский, консультативный и собственно коррекционную работу.