Дважды герой советского союза камозин. Павел камозин

Дважды герой советского союза камозин. Павел камозин

Павел Михайлович Камозин родился 16 июля 1917 года в городе Бежица (ныне район города Брянска) в семье рабочего.

В 1931 году окончил 6 классов школы и поступил в фабрично-заводское училище (ФЗУ). После окончания училища работал слесарем на заводе «Красный Профинтерн» (ныне ОАО «Брянский машиностроительный завод»). В 1934 году начал учиться в Бежицком аэроклубе. В РККА с 1937 года. В 1938 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов (ныне Борисоглебское высшее военное авиационное училище), после окончания которой работал лётчиком-инструктором.

Боевой путь в Великой Отечественной войне

Свой первый боевой вылет в Великую Отечественную войну командир звена, младший лейтенант П.М. Камозин совершил 23 июня 1941 года на истребителе «И-16». В этом бою был ранен в ступню. После госпиталя работал в штабе 44-й истребительной дивизии.

5 августа 1941 года медкомиссией допущен к полётам и до 27 декабря 1941 года в составе 275-го бомбардировачного авиаполка.

С 27 декабря 1941 года по октябрь 1942 года - лётчик, затем лётчик-инструктор 253-го запасного авиационного полка. За это время, не только сам в совершенстве овладел техникой пилотирования самолёта ЛаГГ-3, но и научил и выпустил 40 лётчиков.

После неоднократных просьб направлен на фронт. С октября по декабрь 1942 года - командир звена в 246-м истребительном авиационном полку. В первом же воздушном бою на туапсинском направлении, под селом Шаумян лично сбил 3 гитлеровских истребителя «Ме-109 F». Также в течение октября сбивает вооружённый четырьмя пушками и шестью пулемётами бомбардировщик - «Do-217».

С 18 декабря 1942 года - заместитель командира эскадрильи 269-го истребительного авиационного полка.

Лучшие дня

К концу марта 1943 года младший лейтенант Камозин совершил 82 боевых вылета на сопровождение бомбардировщиков, прикрытие войск, разведку и штурмовку. В 23-х воздушных боях лично сбил 12 вражеских самолётов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Камозину Павлу Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза.

После переучивания на самолёт «Аэрокобра» получает назначение в 66-й истребительный авиаполк 329-й истребительной дивизии и вскоре становится командиром эскадрильи. В боях за Севастополь лётчики эскадрильи Камозина сбили 64 самолёта противника, 19 из которых сбил лично командир эскадрильи.

31 декабря 1943 года при возвращении из воздушной разведки Камозин обнаружил транспортный самолёт противника в сопровождении большого числа истребителей. Он атаковал его и сбил. В самолёте погибли 18 немецких генералов, которые направлялись в Севастополь.

20 января 1945 года, выполняя боевой вылет, из-за отказа двигателя потерпел аварию: самолёт разбился, Камозин сильно пострадал и долго находился в госпитале.

Всего за время Великой Отечественной войны Павел Михайлович Камозин выполнил 186 самолётовылетов, провёл 90 воздушных боёв и лично сбил 35 самолётов противника (Ме-109 - 17, Ю-87 - 10, ФВ-190 - 2, Ме-110 - 1, До-217 - 1, ФВ-189 - 1, Ю-88 - 1, Ю-52 - 1, Хе-111 - 1). Ещё 13 самолётов сбил в составе группы.

После войны с 1946 года работал в гражданской авиации. Проживал в городе Брянск.

Награды

медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза №1148

медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза №23

орден Ленина

2 ордена Красного Знамени

орден Александра Невского

орден Отечественной войны I-й степени

Память

Почетный гражданин Брянска. Имя П. М. Камозина носит одна из улиц города. В брянской средней школе № 11 открыт музей Героя. У Дворца Культуры брянских машиностроителей установлен бронзовый бюст Камозина.

Павел Михайлович Камозин родился 16 июля 1917 года в городе Бежица (ныне район города Брянска) в семье рабочего.

В 1931 году окончил 6 классов школы и поступил в фабрично-заводское училище (ФЗУ). После окончания училища работал слесарем на заводе «Красный Профинтерн» (ныне ОАО «Брянский машиностроительный завод»). В 1934 году начал учиться в Бежицком аэроклубе. В РККА с 1937 года. В 1938 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов (ныне Борисоглебское высшее военное авиационное училище лётчиков), после окончания которой работал лётчиком-инструктором.

Боевой путь в Великой Отечественной войне

Свой первый боевой вылет в Великую Отечественную войну командир звена, младший лейтенант П. М. Камозин совершил 23 июня 1941 года на истребителе «И-16». В этом бою был ранен в ступню. После госпиталя работал в штабе 44-й истребительной дивизии.

5 августа 1941 года медкомиссией допущен к полётам и до 27 декабря 1941 года в составе 275-го бомбардировачного авиаполка.

С 27 декабря 1941 года по октябрь 1942 года - лётчик, затем лётчик-инструктор 253-го запасного авиационного полка. За это время, не только сам в совершенстве овладел техникой пилотирования самолёта ЛаГГ-3, но и научил и выпустил 40 лётчиков.

После неоднократных просьб направлен на фронт. С октября по декабрь 1942 года - командир звена в 246-м истребительном авиационном полку. В первом же воздушном бою на туапсинском направлении, под селом Шаумян лично сбил 3 гитлеровских истребителя «Ме-109 F». Также в течение октября сбивает вооружённый четырьмя пушками и шестью пулемётами бомбардировщик - «Do-217».

С 18 декабря 1942 года - заместитель командира эскадрильи 269-го истребительного авиационного полка.

К концу марта 1943 года младший лейтенант Камозин совершил 82 боевых вылета на сопровождение бомбардировщиков, прикрытие войск, разведку и штурмовку. В 23-х воздушных боях лично сбил 12 вражеских самолётов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Камозину Павлу Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза.

После переучивания на самолёт «Аэрокобра» получает назначение в 66-й истребительный авиаполк 329-й истребительной дивизии и вскоре становится командиром эскадрильи. В боях за Севастополь лётчики эскадрильи Камозина сбили 64 самолёта противника, 19 из которых сбил лично командир эскадрильи.

31 декабря 1943 года при возвращении из воздушной разведки Камозин обнаружил транспортный самолёт противника в сопровождении большого числа истребителей. Он атаковал его и сбил. В самолёте погибли 18 немецких генералов, которые направлялись в Севастополь.

20 января 1945 года, выполняя боевой вылет, из-за отказа двигателя потерпел аварию: самолёт разбился, Камозин сильно пострадал и долго находился в госпитале.

Всего за время Великой Отечественной войны Павел Михайлович Камозин выполнил 186 самолётовылетов, провёл 90 воздушных боёв и лично сбил 35 самолётов противника (Ме-109 - 17, Ю-87 - 10, ФВ-190 - 2, Ме-110 - 1, До-217 - 1, ФВ-189 - 1, Ю-88 - 1, Ю-52 - 1, Хе-111 - 1). Ещё 13 самолётов сбил в составе группы.

После войны с 1946 года работал в гражданской авиации. Проживал в городе Брянск.

Награды

  • медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 1148
  • медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 23
  • орден Ленина
  • 2 ордена Красного Знамени
  • Орден Александра Невского
  • орден Отечественной войны I-й степени
  • медали

Память

Почетный гражданин Брянска (1966). В сквере у Дворца Культуры БМЗ установлен бронзовый бюст П. М. Камозина (скульптор М. Г. Манизер , 1955). Имя П. М. Камозина присвоено авиационно-спортивному клубу и улице в Бежице (до 1983 - Больничная). В брянской средней школе № 11 открыт музей Героя.

Родился 16.07.1917 г. в городе Бежица в семье рабочего. Русский. Окончил 6 классов в 1931 году. Работал слесарем. В Советской Армии с 1937. Окончил Борисоглебскую военную авиационную школу в 1938. На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 года. После ранения за девять месяцев работы лётчиком-инструктором в запасном полку подготовил для фронта более сорока лётчиков-истребителей (по штату того времени это два полка!). Добившись возвращения на фронт, в своём первом воздушном бою на истребителе ЛаГГ-3 сбил три немецких истребителя. Всего за время войны в девяноста воздушных боях по официальным данным сбил лично 35 и ещё 13 самолётов противника в составе группы. 31.12.1943 г. в паре со своим ведомым А.В. Владыкиным обнаружил немецкий транспортный самолёт, прикрываемый шестёркой истребителей. Выполнив внезапную атаку со стороны солнца, транспортник сбил. На нём погибли 18 генералов и высших офицеров вермахта, в связи с чем в немецких фронтовых частях был объявлен трёхдневный траур. Несмотря на объявленную Люфтваффе охоту за ним свою боевую активность не изменил и вскоре сбил выдающегося немецкого аса Германа Графа. Звания Героя Советского Союза удостоен дважды: 1 мая 1943 (медаль №1148) и 1 июля 1944 года (медаль №23). С 1946 года работал в гражданской авиации. Награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, орденом Отечественной войны I степени, медалями. С 1966 года Почётный гражданин города Брянска. Павел Михайлович Камозин умер 24.11.1983 г. Похоронен на Центральном кладбище Брянска (Аллея Героев).

В ноябре 1985 года Постановлением Совета Министров РСФСР его имя присвоено Брянскому авиационно-спортивному клубу ДОСААФ. С 1983 года имя Павла Михайловича Камозина носит одна из улиц Брянска, с 1982 года Брянская средняя школа №11 (где 17 сентября 1982 года при личном участии Павла Михайловича был открыт музей Дважды Героя, ставший в 1986 году Мемориальным), с 2012 года переулок в Лазаревском районе города Сочи. В Бежицком районе Брянска в сквере (также получившем его имя) у Дворца Культуры брянских машиностроителей в честь Павла Михайловича Камозина установлен его бронзовый бюст, созданный в 1948 году скульптором Матвеем Генриховичем Манизером. Несколько десятилетий в Брянске проводиться ставший всероссийским Мемориал по вольной борьбе, посвящённый Дважды Герою Советского Союза Павлу Михайловичу Камозину. С 2007 года в честь прославленного лётчика на аэродроме Бордовичи Брянского авиационно-спортивного клуба ДОСААФ ежегодно проходит авиационный праздник "Небо, ставшее судьбой". Ещё одним знаком уважения к легендарному уроженцу Брянщины стало открытие в память о нём мемориальной доски в международном аэропорту "Брянск" 20 ноября 2015 года.

ОТВАЖНЫЙ АС

Начало войны П.М. Камозин встретил на Западной границе. Там он принял первое боевое крещение и был ранен в ногу в вылете на штурмовку наступающих войск противника 23-го июня. После лечения, и штабной службы в Киеве до полного восстановления здоровья для лётной работы, в декабре 1941 был направлен на переучивание в 253-й запасной авиационный полк. Его командир оставил опытного Павла Камозина лётчиком-инструктором. Интенсивной подготовкой лётчиков маршевых авиаполков Камозин занимался девять месяцев, и наконец, добился отправки на фронт. В октябре 1942 младший лейтенант Камозин командир звена 246-го истребительного авиаполка, сражающегося на черноморском участке Кавказского и Северо-Кавказского фронта. А с начала ноября 1943 он уже командир эскадрильи 66-го ИАП, прикрывающего наши войска на освобождённой Кубани и в Крымском небе.

Лётчики-истребители 269-го ИАП, 1943 год.
Первый ряд слева-направо: Сергиенко Николай Петрович, Панов, Бычков Павел (командир АЭ), Гридюшко, Камозин Павел, Третьяков (командир полка), Рязанцев.
Второй ряд: Качалов, Кудряшов, Александровский Орест Петрович, Третьяк, Тормахов Дмитрий Дмитриевич, Безус, Гриб.

Таманский полуостров, 1944 год. Аэродром у станицы Вышестиблиевская.
Лётчики 3-й авиаэскадрильи. Командир - П.М. Камозин.
Первый ряд слева-направо: Кондаков Д., Кшиква И., Камозин П., Глоба А., Устюжанинов Ю.
Второй ряд: Конюков И., Горшков Г., Чалов С., Пытьянов В., Молчанов Н.

Однажды, возвращаясь с задания (разведки в районе Заморск - Багерово - Тархан - Глубокая балка - Глубокая Пучина - Катерлез - Булганок), Павел Камозин и его ведомый Владимир Владыкин в разрывах облачности обнаружили фашистский транспортный самолёт, сопровождаемый шестёркой истребителей. Такой эскорт мог прикрывать только особо ценный самолёт, и Павел Михайлович решил его уничтожить. Необходимо было с первого захода сбить важную выбранную цель, используя внезапность и создав преимущество в высоте для стремительной атаки. Второй попытки не будет - не позволят истребители сопровождения. Камозин приказал ведомому прикрыть себя, и набрав высоту, атаковал. После нескольких прицельных очередей подбитый самолёт густо задымил и пошёл вниз, где при столкновении с землёй взорвался. Наши истребители оторвались от преследования, используя преимущество в скорости и густую облачность... Любопытно, что командир полка поругал Камозина за сбитый транспортник, сказав: "Вам бы только сбивать". Ведь это был вылет на разведку войск противника - второй из трёх, выполненных Камозиным в тот день (последний день 1943 года). Командование готовило штурмовой удар, блокировку аэродрома Орлиная могила. Но вскоре разведка выяснила, что на сбитом самолёте летели восемнадцать фашистских генералов и высокопоставленных офицеров. Они везли на Крымский полуостров награды для особо отличившихся в ожесточённых боях, чтобы поднять дух обороняющихся войск. По случаю гибели важных берлинских чинов фашистское командование объявило траур во фронтовых частях.

КАК ОХОТНИК СТАЛ ДИЧЬЮ

Имя советского аса стало известно немецкому командованию. Разведка выявила, что Люфтваффе открыли "сезон охоты на Камозина". В Крыму, как впрочем, у любой группы Люфтваффе, был свой пост радиоперехвата. Всех особо сильных советских пилотов знали пофамильно, и получая информацию в воздухе, пилоты Люфтваффе принимали решение вступать с ними в бой или уклониться от боя. Против опасных противников применяли хитроумные уловки - навязывали бой в невыгодных условиях. Например завязывая бой в конце патрулирования при малом остатке топлива и с последующим наращиванием сил. Или, имея преимущество в высоте и скорости, внезапно атаковали из-за облаков и со стороны солнца. Так, 11.03.1944 немцы использовали идеальные условия для неожиданной атаки. Многоярусная облачность дала удачную возможность для скрытного подхода и внезапной атаки. "Эксперты" Люфтваффе атаковали из облачности ведущий самолёт Камозина, хотя в этих условиях им было легко сбить одного-двух его ведомых с меньшим риском для себя. И тем самым иметь почти гарантированную и безопасную победу. Запись из журнала боевых действий: "В 14:21 над косой Тузла, высота 2500 м., лейтенант Глоба заметил, как два Me-109 из облачности атаковали самолёт Камозина. Лейтенант Глоба со своим ведомым развернулся и начал отбивать атаку. После атаки лейтенанта Глоба Me-109 развернулись и ушли за Керчь на запад. Самолёт Камозина подбит. Разбит руль поворота, пробиты обе плоскости, бензобак и выведена из строя радиостанция."

Но Камозин не собирался "маскироваться". Приходя в район патрулирования, он связывался с радиостанцией наведения, на которой находился заместитель командующего 4-й ВА генерал Слюсарев, и докладывал: "Я - Камозин, пришёл на работу!". Немецкий пост радиоперехвата узнавал его не только по докладу, но и по интонации голоса. Соответственно принимались и меры. Из воспоминаний лётчика 66-го ИАП, полковника Латышева Алексея Александровича:

"Апрельским днём 1944 года на Тамани было солнечно. С боевого задания вернулся Павел Михайлович. Встревоженный, взволнованный. Молча вылез из кабины, обошёл вокруг самолёта и остановился у хвоста. А хвост был деформирован. В месте крепления стабилизатора, как говорят в авиации, образовалась "гармошка", заклёпки повылетали. Оказывается, фашисты устроили охоту на Павла Михайловича и ему одному пришлось драться с 12-ю "Мессерами". В воздушном бою, уходя из-под атаки, Камозин создал такую перегрузку, что "Аэрокобра" по прочности оказалась слабее лётчика.

Вот интереснейшая статья из трофейного немецкого архива в местной фашисткой газете "Новый путь", издававшейся в оккупированных Клинцах на русском языке. Её краткое содержание: "В конце 1944 года на Восточном фронте появился русский ас, доставлявший немецкому командованию немалые хлопоты. По радиоперехватам они определили фамилию русского "воздушного бандита". Чтобы остановить этот воздушный беспредел, рейхсмаршал Геринг командировал с Западного фронта на Восточный одного из лучших своих асов и личного друга графа Рихтгофена с целью найти и уничтожить Камозина в воздухе".

Как талантливый ученик, на себе испытавший засадную тактику Люфтваффе, Камозин решил "отблагодарить своих учителей" усвоенным уроком. И безукоризненно разыграл рискованную роль приманки. В журнале боевых действий лаконичное описание печального для выдающегося аса Германа Графа боя датировано 27-м января 1944 года.

"27.01.1944. Прикрытие наземных войск в районе Тархан, Керчь, Булганок. Камозин (борт №29) - Глоба (борт №23). Капустик (борт №40) - Кондратьев (борт №22). Взлёт - 15:00. Посадка - 15:55. В 15:40 южнее Керчи на высоте 7000 м. два Ме-109. Группа Камозина находилась на высоте 6000 м. Пара капитана Капустика ушла на солнце, а Камозин перед Ме-109 сделал переворот и начал делать вид, что уходит от Ме-109. Пара Ме-109 в это время с высоты начала пикировать на Камозина. Капитан Капустик со стороны солнца зашёл одному Ме-109 в хвост, атаковал и сбил. Ме-109 загорелся и упал в районе Эльтинген. Второго Ме-109 атаковали Камозин и Глоба, на пикировании сбили. На Ме-109 были наведены радиостанцией наведения. Погода: облачность 4 балла, высота 7000 м., видимость 12 км." Исключительно кратко характеризуя качества Павла Михайловича как истребителя, можно сказать что это одарённый лётчик, развивший свои способности до совершенства. Грозный самородок русского неба оказался не по зубам "экспертам" Люфтваффе.

Вот фрагмент статьи из газеты 4-й воздушной армии "Крылья Советов" от 29-го декабря 1943 года о тяжёлом бое 05.12.1943, когда Камозин произвёл вынужденную посадку на косе Тузла.

"По просьбе моряков наводчик рассказал им о том, как бойцы-десантники узнали о Герое Советского Союза Павле Михайловиче Камозине, при каких условиях состоялась с ним встреча. - Это было давно, дней 10 назад, - дымя ядовитой махоркой, с радостью принялся рассказывать наводчик. Мы после обеденной обработки фрицев отдыхали. Слышим гул. Самолётов не видно. Тогда пасмурная погода стояла. Притаились. Ждём. Видим, из-за туч выскочили два с крестами, а за ними два с красными звёздами. "Мессершмитты" начали снижаться и уходить к морю, а наши остались под облачностью. Потом мы узнали, что это были Камозин и Владыкин. Вскоре немцы повернули и прямо прут на наших. Владикин, всё сзади Камозина ходит, устремился на них, ударил из пушки и опять на своё место. Сидим мы тогда и говорим: ну и лётчики, бояться с двумя фрицами подраться. "Молодёжь", - подумал я. Через некоторое время слышим завывающий гул.

- "Лапотники"! - крикнул кто-то. Видим: из-за туч гуськом, один за другим, прямо на нас пикируют "Юнкерсы". Мы - в щели, но оказалось напрасно. Ведущий истребитель (Камозин, значит) с ходу атаковал первого "Юнкерса". И сбил его. Фашисты рассыпались в разные стороны и пустились наутёк. А Камозин их нагоняет и бьёт. Сначала загорелся один, потом второй, и оба упали за той деревушкой. На помощь бомбардировщикам пришли 8 истребителей. Нашим пора уходить, а фашисты их не пускают, решили, гады, расправиться с ними. Сперва они напали на Владыкина. Все восемь подошли к нему с разных сторон и бьют. Камозин ловко разворачивается и на них. Отогнал одного, другого, третьего, четвёртого подбил. Задымил "Мессершмитт", поплёлся восвояси. Гитлеровцам всё-таки удалось повредить машину Владыкина. Он вскоре сел где-то в Тамани. Камозин остался один. Представьте себе такую картину: пара "Мессеров" крутиться сверху, пара - внизу, а остальные три заходят в хвост. Казалось, что спастись нельзя. Но Камозин как-то мигом перевернулся, разворачивается и идёт в лобовую атаку.

Когда "Мессершмитты" расступились, Камозин снизился, чтобы зенитчики ему помогли отбиться от врага. В это время один фашист спикировал почти до самой земли и хотел ударить снизу, но просчитался, попал Камозину в прицел и с ходу нырнул в воду. Совершил, так сказать, посадку на подводном аэродроме.

Шесть "Мессеров" продолжали наседать. Они видят, что Камозину стрелять нечем, и подходят к нему близко. Сволочам удалось поджечь самолёт. Долго раздумывать было некогда - Камозин сел около берега в воду. Обрадовались этому фашисты, знай, по лежащему самолёту строчат. Потом артиллерия начала стрелять. К счастью, Камозин успел выскочить из кабины на берег. Мы к нему, он замёрз, вода-то холодная. Спрашивает: "Братва, есть трактор самолёт вытащить?" Командир наш улыбнулся и велел ему идти в землянку переодеться, согреться и отдохнуть.

Когда он пришёл к нам в землянку и разделся, смотрим: вся грудь у него в орденах - "Золотая Звезда", орден Ленина, два - Красного Знамени и Отечественной войны I степени. Бойцы обступили его, начались расспросы: кто он, откуда, за что награждён. Наш брат-солдат любопытный, всё сразу хочет знать. Нашлось много земляков. Среди них оказался и я. Мне долго пришлось жить в Бежице, откуда родом Камозин. Бывал я также на заводе "Красный Профинтерн", может быть, и работал с ним в одном цехе. Отца-то я его помню. Он всему городу был известен, кажется, полсотни лет на этом заводе отработал. Наводчик закончил рассказ, достал небольшой кожаный кисет, скрутил папиросу и с наслаждением задымил...."

Вспоминает Лина Семёновна Жукова-Латышева. В 66-м ИАП она работала в экипаже (наземном) Павла Михайловича Камозина оружейником.

Лина Семёновна! Вы помните, когда Павел вернулся после вынужденной посадки?

Да, конечно. Моряки оказали ему горячую встречу. Они же его и привезли на аэродром. "Тёп-лень-ко-го" такого.

Исследования показывают, что вынужденную посадку П.М. Камозина, как свою сомнительную 71-ю (якобы) победу записал на себя командир шестой эскадрильи второй группы 52-й эскадры Хельмут Липферт. Причём в ходе одной из атак на Камозина он попал под огонь другого, атаковавшего Павла Михайловича со всех стволов Ме-109. Видимо, под сильным впечатлением от этого, и неудовлетворённости из-за спасения русского пилота, на следующий день, в ходе своего первого вылета Липферт полетел в паре со своим ведомым к косе Тузла (тогда острову). Он обстрелял лежавшую "на животе" машину, и после трёх заходов она наконец загорелась...

БОЕВАЯ РАБОТА ПОСЛЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ КРЫМА

24 мая 1944 года 66-й ИАП перелетел с аэродрома Ички под Богодухов, где получил пополнение и провёл тренировочные полёты. 19 июля 1944 полк перелетел в Миргород, затем на аэродром в Петривцы, и с 22 июля стал прикрывать самолёты союзников, участвовавшие в операции "Фрэнтик III". Это челночные рейды дальней авиации союзников с авиабаз в Италии (а позже и из родных авиабаз в Англии), с бомбардировкой объектов в тылу немцев и посадкой сотен самолётов на советских аэродромах в Полтаве, Миргороде и Пирятине. Здесь их тепло встречали и готовили для обратного рейда. Выполнив бомбардировку по целям противника, союзники возвращались на свои базы в Италии. Первая челночная операция ВВС США "Фрэнтик I" началась 2-го июня 1944 года и завершилась 11-го. Затем последовала вторая "Фрэнтик II" - 21 июня 1944 года... С продвижением советских войск за запад операции "Фрэнтик" потеряли своё стратегическое значение.

Американцы начали постепенную эвакуацию личного состава. Освободившийся от опеки над самолётами союзников, 66-й ИАП наконец начал подготовку к перелёту на фронт. 14-го декабря 1944 года, в сложных метеоусловиях, Камозин повёл группу по маршруту Миргород - Гомель - Бобруйск - Высоко Мазовецк (Польша). 15-го декабря он вылетает в Бобруйск, чтобы привести в Высоко Мазовецк ещё одну группу "Аэрокобр". Аналогичный полёт Павел Михайлович выполнил 20-го декабря. Вот во время этих перелётов и произошёл случай, который при помощи военных тыловых чиновников позже приобрёл окраску "хулиганских действий".

Вспоминает Дементеев Борис Степанович:

"Это было не в Бобруйске, а в Гомеле. Лётчики вошли в помещение, оборудованное для приёма пищи, где был и отдельный стол для Героев Советского Союза. За этим столом сидели Шевелев и П.М. Камозин, за отдельным столом сидел и начпрод (начальник продовольственной службы) данной части. На столе у начпрода были продукты по тем временам изысканные. Лётчикам подали жиденький супчик. К Шевелеву и Камозину подошёл дежурный. Спросил:

Что будете есть?

Тогда Камозин сказал:

Ты нам принеси то, что вот у него на столе.

Этого нет и не положено.

Как это нет, как не положено?

И грохнул стопку тарелок об пол.

Что вы себе позволяете?!

Тогда лётчики завалили этого начпрода на стол и, показывая на лампочку, висевшую на длинном проводе, сказали:

Хоть и не положено, но будешь висеть сейчас на этом шнуре.

Вот уже потом из этого раздули дело".

После этого случая Камозина с понижением в должности перевели в 101-й ГИАП - к сожалению, зарвавшийся тыловик, комфортно, сытно устроившийся в воюющей, истерзанной и голодающей стране при складах драгоценного продовольствия, нашёл высоких покровителей для расправы над "обидчиками".

В конце 1944 года Камозин прибыл в 101-й ГИАП и сразу включился в боевую работу. Особенно много было вылетов на сопровождение наших бомбардировщиков. Январь 1945 года в Польше был очень плохой, нелётный. Затяжные туманы, мокрый снег шёл почти каждый день. К середине января погода стала улучшаться, и наши бомбардировщики, штурмовики и истребители 4-й ВА, начали вылетать на боевые задания, нанося удары по противнику. В январе 1945 Камозин выполнил семь боевых вылетов на патрулирование над аэродромом, штурмовку аэродрома противника Йоганнесбург, сопровождение "Бостонов" в районы Млава, Алленштайн, Магнушево, Браунсберг. Сбил при штурмовке взлетевшую пару Bf.109, но эти победы на его официальный счёт записаны не были. После перелёта на аэродром Магнушево (Польша) 1-го февраля, Камозин четырежды возглавляет группы "Аэрокобр" (3-го, 5-го, 11-го и 14-го февраля), сопровождающие "Бостоны" в район Браунсберга, сбивает Fw.190 (также не защитанный). 18-го февраля полк перебазируется дальше, на аэродром Крочево в Модлине и 20-го февраля, при очередном сопровождении "Бостонов", Павел Михайлович в районе Старогорода одерживает две последние победы - сбивает два Fw.190. Из-за отказа двигателя "Аэрокобры", вылет 4-го марта 1945 года завершается вынужденной посадкой на опасную площадку, где самолёт несколько раз перевернулся. Камозин тянул машину до последнего, чтобы сесть на своей территории и жестоко пострадал. Но, несмотря на тяжёлые травмы, оставшись в сознании, он нашёл в себе силы выбраться из обломков "Аэрокобры", и знаками запретить посадку ведомому на сильно пересечённой местности. Вскоре его нашли наши пехотинцы и сами доставили в госпиталь. До декабря 1945 года Павел Михайлович находился на лечении. Запредельное упорство и стойкость волевого бойца позволили Камозину избежать ампутации раздробленной левой ноги, вопреки рекомендациям врачей...

Выпускник 1938 года

Дважды Герой Советского Союза


Павел Михайлович Камозин (16 июля 1917 г. - 24 ноября 1983 г.) - дважды Герой Советского Союза, лётчик-истребитель, капитан, командир эскадрильи.


Биография
Павел Михайлович Камозин родился 16 июля 1917 года в городе Бежица (ныне район города Брянска) в семье рабочего.
В 1931 году окончил 6 классов школы и поступил в фабрично-заводское училище (ФЗУ).

После окончания училища работал слесарем на заводе «Красный Профинтерн» (ныне ОАО «Брянский машиностроительный завод»).

В 1934 году начал учиться в аэроклубе без отрыва от производства.

В Советской Армии с 1937 года.

В 1938 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов, после окончания которой работал лётчиком-инструктором.

Свой первый боевой вылет в Великую Отечественную войну командир звена, младший лейтенант П. М. Камозин совершил 23 июня 1941 года на истребителе «И-16». В этом бою был ранен в ступню. После госпиталя вместе с частью был направлен на переучивание на новые истребители ЛаГГ-3. Но фронт вернулся только через год. В первом же воздушном бою на туапсинском направлении, под селом Шаумян он сбил гитлеровский истребитель «Ме-109», а в первый месяц боёв им были уничтожены четыре вражеских самолета, среди которых, вооружённый четырьмя пушками и шестью пулеметами бомбардировщик — «Do-217».
К концу апреля 1943 года младший лейтенант Камозин совершил 82 боевых вылета на сопровождение бомбардировщиков, прикрытие войск, разведку и штурмовку. В 23-х воздушных боях лично сбил 12 вражеских самолётов.
1 мая 1943 года ему было присвоен звание Героя Советского Союза.
В боях за Севастополь лётчики эскадрильи Камозина сбили 64 самолёта противника, 19 из них сбил лично командир эскадрильи.
31 декабря 1943 года при возвращении из воздушной разведки Камозин обнаружил транспортный самолёт противника в сопровождении большлго числа истребителей. Он атаковал его и сбил. В самолёте погибли 18 немецких генералов, которые направлялись в Севастополь.
1 июля 1944 года Камозину было присвоено второе звание Героя Советского Союза.
20 января 1945 года, выполняя боевой вылет, потерпел аварию: самолёт самолёт разбился, Камозин сильно пострадал и долго находился в госпитале. За время Великой Отечественной воны в воздушных боях он сбил лично 35 самолётов противника и 13 в составе группы.
После окончания войны прославленный советский летчик демобилизовался из армии и вернулся в свой родной город. С 1946 работал в гражданской авиации. Проживал в городе Брянск.

Награды
. Орден Ленина
. 2 ордена Красного Знамени
. Орден Александра Невского
. Орден Отечественной войны 1-й степени
. Медали.
. Почетный гражданин города Брянска

Память
Имя П. М. Камозина носит одна из улиц города Брянска. В брянской средней школе № 11 открыт музей Героя. У Дворца Культуры брянских машиностроителей установлен бронзовый бюст Камозина.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D0%BD,_%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%BB_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

************************


Война застала младшего лейтенанта Камозина в запасном авиационном полку, в должности летчика-инструктора. 22 июня над военным городком прозвучал сигнал боевой тревоги.
В октябре 1942 года Павел Камозин прибыл в боевую часть. Летчика-истребителя назначили командиром звена. Началась фронтовая жизнь, полная риска и непредвиденных опасностей. На второй же день пребывания в полку его послали на выполнение боевого задания.
Семерка истребителей, возглавляемая младшим лейтенантом Камозиным, патрулировала над побережьем Черного моря, прикрывая высадку десанта. Время от времени командир группы накренял самолет с крыла на крыло и зорко осматривал воздушное пространство. Внизу проплывали плантации виноградников, горные речки и озера, змеевидные ленты шоссейных дорог. Вдали виднелась светлая полоса моря. Но вот из-за облаков вынырнули шесть «мессершмиттов». Они уверенно шли на сближение. Камозин приказал ведомым сомкнуть строй и приготовиться к атаке.
Первый воздушный бой с настоящим врагом. Камозин готовился к нему с того дня, когда впервые сел в кабину самолета. Он учился уничтожать врага в летной школе и в запасном полку. Он отлично стрелял по конусу и по мишеням на полигоне. Не дрогнет ли сейчас рука?
В голове летчика одна мысль — победить, выиграть первый бой. До «мессершмиттов» 500... 200... 100 метров... Пора открывать огонь. Не дрогнула рука, не подвел натренированный глаз. Первая атака — первая победа!
Гитлеровцы, понеся потери, вызвали с ближайшего аэродрома подкрепление. Вскоре -к месту боя подоспело еще 15 «мессершмиттов». Тройное превосходство не испугало советских истребителей. Один за другим падают на землю еще два самолета, сбитые Павлом Камозиным. Не отстают от командира и ведомые, Они дерзко атакуют фашистов, не дают им ни секунды передышки.
Пора возвращаться на аэродром. Горючее на исходе. Летчик ликовал. В первом бою — три сбитых вражеских самолета! Когда Камозин приземлился и вылез из кабины, к самолету подошел командир полка полковник Смирнов и крепко расцеловал молодого летчика.
Победа, одержанная над врагом, вселила в Павла Камозина уверенность в своих силах. Окреп его командирский авторитет. Подчиненные увидели в нем человека, на которого можно положиться в трудную минуту.
Боевая слава Павла Камозина умножилась в боях за освобождение Севастополя. Эскадрилья, которой он командовал, уничтожила в знойном крымском небе 63 гитлеровских самолета. Лично Павел Камозин сбил 19 самолетов противника. Своих потерь камозинцы не имели. Президиум Верховного Совета СССР присвоил летчику звание Героя Советского Союза.
Часто вылетая на «свободную охоту», командир эскадрильи не упускал ни одного случая, чтобы сразиться с врагом, уничтожить его или обратить в бегство. Вот и на этот раз, совершая полет по тылам фашистов, Павел Камозин заметил на горизонте тяжелый гитлеровский самолет. Он шел к линии фронта в сопровождении шести «мессершмпттов».
«Обыкновенный бомбардировщик не будет прикрываться шестью истребителями», — подумал советский летчик и подал ведомому сигнал приготовиться к атаке.
На легкую победу Камозин не рассчитывал. Знал, что фашисты будут драться до последнего. Набрал высоту, зашел со стороны солнца и бросил самолет в пике. Если с первой атаки не сбить, враг уйдет: второго удара истребители прикрытия не допустят. Все ближе и ближе вражеская машина. Камозин уже четко различает паучью свастику и все же не нажимает на гашетку. Сейчас с ним поравняется ведомый, и они вместе ударят по врагу. Очередь, другая, третья... Бомбардировщик задымил и резко пошел на снижение. «Мессершмитты» шарахнулись в разные стороны. А Камозин и его ведомый ушли на свою территорию.
Через несколько дней в штаб полка пришло сообщение, что Павел Камозин и его ведомый сбили самолет, на котором летела группа фашистских генералов и офицеров. Они везли из Берлина железные кресты для вручения «особо отличившимся» солдатам и офицерам действующей армии. Во фронтовых частях по случаю гибели генералов гитлеровское командование объявило траур.
Гибель группы высших фашистских генералов вызвала переполох в ставке гитлеровского командования. Был отдан приказ любыми средствами уничтожить русского аса Павла Камозина. Из «бриллиантовой» эскадрильи Геринга на участок фронта, где сражался Камозин, перебросили опытного летчика, широко известного в фашистской авиации под кличкой «Граф». Сотни боевых вылетов произвел он, сражаясь с англичанами в небе Норвегии. Он расстреливал с воздуха на дорогах Франции беззащитных женщин и детей, бомбил советские госпитали в Минске, удостоился личной благодарности Геринга за массовое уничтожение беженцев на дорогах Украины. Ему-то и поручено было «убрать» Камозина.
Коварный замысел гитлеровцев стал известен советскому командованию. В полк, где служил Павел Камозин, полетела срочная шифровка. Полковник Смирнов, ознакомившись с документом, вызвал Павла Камозина. Летчик, выслушав командира, сказал, что отныне усилит бдительность, но от специальной охраны отказался.
Командир и комиссар полка переглянулись. Они были довольны своим питомцем. За него можно быть спокойным: сумеет постоять за себя и за честь советского оружия.
— Уничтожить «Графа», — заметил комиссар, — значит выбить из фашистов «бриллиантовый» дух, одержать над врагом большую моральную победу.
Из штаба полка Павел Камозин направился к оружейникам. Боевых вылетов в этот день не предвиделось, и он решил вместе с ними проверить самолет и заново произвести пристрелку оружия.
С каждым днем войны обогащался боевой и командирский опыт Камозина, но он по-прежнему отличался скромностью и трудолюбием. Он стремился использовать малейшую возможность для повышения летного и огневого мастерства. Сколько раз оно выручало Камозина и его товарищей в бою! Павлу вспомнилось, как однажды он спас от неминуемой гибели лейтенанта Тоичкина. Молодой летчик не заметил, как в хвост ему пристроился гитлеровец. Секунда, другая — и самолет Тоичкина полетит к земле, объятый пламенем. Но прицельной очереди врага не последовало: в последнее мгновение фашист был сбит Павлом Камозиным.
За этот подвиг летчика наградили орденом Отечественной войны 1-й степени.
Боевое напряжение с каждым днем нарастало. Павел Камозин чувствовал, что «Граф» ходит где-то рядом и вот-вот должен показать свои когти. Однажды под вечер, когда командир эскадрильи возвращался после боевого задания на аэродром, по радио ему передали:
— В воздухе «Граф».
Командир эскадрильи, заметив противника, поднял свою четверку на высоту 6500 метров. Да, «Граф» предусмотрел многое. Выбрал момент, когда Камозин уже возвращался с боевого задания. Значит, устал и горючее на исходе. Вел воздушный бой. Значит, боеприпасов мало. Обстановка сложилась не в пользу Камозина, и он мог бы уклониться от боя. Но командир эскадрильи, решительно отдавая приказания ведомым, уже занимал исходное положение для первой атаки.
У Камозина созрел оригинальный замысел боя. Ведомые Камозина удивились, увидев, как близко прошел командир мимо «Графа» и как вяло сделал боевой разворот. Фашист соблазнился легкостью добычи и устремился за Камозиным. Навстречу «Графу» ринулись два резервных самолета, находившиеся несколько выше основного состава. Гитлеровец прервал атаку и стал обороняться, потеряв из виду Камозина.
Не теряя ни секунды, Камозин набрал высоту и, когда «Граф» заложил очередной вираж, бросил самолет в пике и нажал на гашетку. Очередь была меткой и сокрушительной. Фашистский самолет начал разваливаться на части в воздухе. Так было покончено с «Графом» — гордостью «бриллиантовой» эскадрильи Германа Геринга.
На аэродроме Павла Камозина и его ведомых ждал командир авиадивизии. Поседевший в боях генерал горячо поблагодарил камозинцев за мужество и отвагу.
В тот день Павел Камозин писал родным: «Время на фронте горячее. Каждый день — напряженные воздушные бои. Мы научились ненавидеть врага и беспощадно его уничтожать».
...Этот бой был одним из самых тяжелых воздушных боев, в которых участвовал Павел Камозин. В группе, которую он возглавлял, было всего 5 «лаггов», а против — 18 «мессершмиттов» и 7 «хейнкелей». Камозинцы знали, что победа в этом бою зависит от того, как будет драться каждый из пяти советских летчиков. Никто не думал отступать, уклоняться от встречи с врагом. Все хотели одного — уничтожить фашистов, обратить их в бегство. Камозин плотнее сомкнул группу и напал на врага первым. Одна за другой последовали дружные дерзкие атаки советских летчиков. И когда после второго удара на землю упало три «мессершмитта» (двух сбил Камозин, одного — лейтенант Тоичкин), противник стал драться неуверенно, перешел на виражи. 30 минут длился этот тяжелый бой. Фашисты потеряли шесть самолетов. У советских летчиков не было уже боеприпасов, но они не прекращали своих атак до тех пор, пока оставшиеся 19 гитлеровцев первыми не покинули район боя.
Павел Камозин любил повторять слова своего друга летчика-героя подполковника Калараша: «Летчик должен иметь сердце из стали, тогда и с деревянной спинкой сиденья он не дрогнет в бою». Таким был сам Павел Камозин...
12 января 1944 года. В этот день старший лейтенант Павел Камозин сделал несколько боевых вылетов. Как всегда, он появлялся в точно указанное время в районе патрулирования и по первому сигналу станции наведения уверенно устремлялся на врага.
Двумя группами шли 13 «юнкерсов» под прикрытием четырех «мессершмпттов». Первую группу в лоб атаковал подполковник Смирнов, вторую в хвост — старший лейтенант Камозин. Атака обоих увенчалась успехом. И тот другой сбили по одному самолету врага.
После этого старший лейтенант Камозин завязал бой с двумя «мессершмиттами», но те поспешили удрать, не приняв вызова советского аса.
Во втором боевом вылете Павел Камозин во главе группы истребителей снова прикрывал советские наземные войска. Немецкие бомбардировщики решили пройти линию фронта под облаками, чтобы избежать встречи с советскими истребителями. Но Павел Камозин и его боевые друзья были начеку. Они сумели разгадать замысел врага и встретили фашистов при выходе из облаков меткими сокрушительными атаками. Камозин первым атаковал флагмана вражеской группы и почти в упор расстрелял его кинжальными очередями. «Юнкерс» загорелся и, перевалившись на крыло, полетел вниз. Сраженная летчиком Владыкиным, упала на землю еще одна вражеская машина. Но бой не затихал, бой продолжался.
В это время станция наведения передала Камозину: «На бреющем полете под вами идет еще одна группа бомбардировщиков. Перехватить!»
Старший лейтенант Камозин устремился на перехват второй группы бомбардировщиков. На пути он встретил двух «мессершмиттов» и с ходу атаковал одного из них. Вражеская машина загорелась. Тогда Камозин устремился на отражение налета бомбардировщиков.
В упорных и жестоких воздушных схватках Павел Камозин сбил 12 января 1944 года две немецкие машины. На счету героя стало 30 лично сбитых самолетов врага. Армейская газета «Крылья Советов» в эти дни призывала на своих страницах: «Истребитель, дерись, как Павел Камозин!»
«Почему же Камозин дерется успешнее других, в чем его сила?» — спрашивала газета. И отвечала: «Она кроется в стремительности атаки. Шансы на победу в бою у того летчика, который первым заметит врага. Это прекрасно понимает Камозин. Его зоркий глаз всегда ищет и первым находит противника. Именно этим отважный летчик создает себе преимущество над врагом».
Газета разъясняла, что умелый поиск цели, разумеется, еще не означает победу. Она, как известно, сама не приходит. Ее завоевывает Павел Камозин благодаря другому замечательному качеству — мастерству атаки. Настойчивость в достижении цели, дерзость, исключительная меткость огня, искусный маневр — сот что обеспечивает успех отважному летчику-истребителю.
Павел Камозин верен испытанному правилу истребителя-аса: он бьет врага с близкой дистанции, короткой прицельной очередью. Он не пугает фашиста, а в упор расстреливает его. Именно так были уничтожены им в последних боях пять вражеских самолетов.
В одной из последних воздушных схваток Павел Камозин оказался в исключительно трудном положении. Ему одному пришлось вступить в бой и драться с группой фашистских истребителей. Но и в таком положении Камозин не оборонялся, а нападал, атаковал. Советский летчик выстоял в неравном бою и вышел из него победителем. Два фашиста нашли себе смерть в крымском небе.
Павел Камозин неустанно совершенствовал свое боевое мастерство, от победы к победе повышал знания, умение, боевые навыки. Он учил своего ведомого младшего лейтенанта Владыкина не отрываться от ведущего в бою, быть его надежной защитой в воздухе и верным другом и товарищем на земле.
Летчик-истребитель Павел Камозин воплощал в себе пример умелого, храброго и дерзкого воздушного бойца. На его славных боевых делах воспитывалась наша летная молодежь.
Капитан Камозин воевал на самых ответственных участках фронта, всегда оказывался там, где труднее. До конца войны он в общей сложности сбил 35 фашистских самолетов лично и 13 — в групповых воздушных боях. Советское правительство наградило крылатого воина второй золотой медалью Героя Советского Союза.

Камозин Павел Михайлович

Павел Камозин родился в городе Бежица, вошедшем сегодня в черту Брянска. Окончив 6 классов, поступил в ФЗУ, а в 1934 году, работая слесарем на заводе "Красный Профинтерн", добился приёма в аэроклуб. Как один из самых одарённых учлётов был оставлен там же лётчиком - инструктором. В 1938 году он окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов.

Фронтовая судьба этого лётчика была яркой и неповторимой, как судьба любого великого воина. По своей "закрученности" интрига его ратной жизни напоминает порой сюжет захватывающего приключенческого фильма.

По словам его товарищей, Камозин был исключительно скромным человеком, небольшого роста, по природе своей очень застенчивый. Придёт он, бывало, в столовую и сядет тихонько в уголок. Сидит и ждёт, пока его заметит официантка. Сам окликнуть её никогда не осмелится. Но в воздухе - это был отважный лётчик, не знающий страха.

Товарищи любили и уважали Павла Михайловича и не было в полку человека, который бы не восхищался его боевым мастерством. Он как-то по-особому дерзко и напористо вёл воздушные бои и всегда одерживал победы. Его почерк быстро узнали и вражеские лётчики, содрогаясь от одной мысли о встрече с воздушным снайпером.

Войну Камозин встретил в частях Киевского особого военного округа. 23 июня на самолёте И-16 совершил свой первый боевой вылет, был ранен в ступню навылет. В составе своей части был направлен на переучивание на новый истребитель ЛаГГ-3, и вновь его изящное безошибочное пилотирование не осталось незамеченным: Камозина назначили инструктором. На фронт ему довелось вернуться только через год. Его назначили командиром звена.

Креп его командирский авторитет. Подчинённые видели в нём человека, на которого можно положиться в трудную минуту. За первый месяц боёв Павел сбил 4 неприятельских самолёта. Несколько раз ему довелось вылетать на боевые задания вместе с Дмитрием Каралашем - в довоенное время известным лётчиком - испытателем, отважным воздушным бойцов, заслужившим в годы войны звание Героя Советского Союза и погибшим в одной из схваток. Павел Камозин любил повторять слова подполковника Калараша: "Лётчик должен иметь сердце из стали, тогда и с деревянной спинкой сиденья он не дрогнет в бою". Таким был сам Павел Камозин...

Вскоре после знаменательного боя Камозин был назначен заместителем командира эскадрильи в 296-м истребительном авиационном полку. После тяжёлых боёв полк, потерявший значительную часть боевой техники, был отправлен в тыл на переформирование. А затем снова начались бои.

Младший лейтенант Камозин выполнял боевые задания не только по прикрытию наших штурмовиков и наземных войск. Он был и хорошим разведчиком. За время боевой работы не было случая, чтобы данные, доставленные им, не подтвердились.

Быстро росло мастерство лётчика, вскоре Камозину доверили командование эскадрильей. Его боевая слава умножилась в боях за освобождение Севастополя. Эскадрилья, которой он командовал, уничтожила в знойном крымском небе 63 вражеских самолёта. Лично Павел Камозин сбил 12 самолётов противника.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года младший лейтенант Камозин Павел Михайлович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"

Много подвигов совершил Павел Камозин в годы войны. Оперативный дежурный штаба Южного фронта, лётчик - инструктор, командир звена, заместитель командира эскадрильи, командир эскадрильи - таков его послужной список с начала войны до 1 мая 1943 года, когда Камозину за боевые заслуги было присвоено звание Героя Советского Союза.

Летом 1943 года, одним из первых в запасном полку освоив новую технику (истребитель Р-39 "Аэрокобра"), Павел добился разрешения отправиться на фронт. Он получил назначение в 66-й авиационный полк (329-я истребительная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия) и вскоре начались новые бои. В первом же боевом вылете в новом полку, на новой для себя "Аэрокобре", Камозин сбивает FW-189 - "раму", висевшую над передним краем, при этом и его самолёт был серьёзно повреждён яростным огнём зенитной артиллерии, и лётчик приземлил его на нейтралку, прямо у окопов своего боевого охранения...

Особенно ярко проявился его талант в боях за Крым. Только в сражениях за Севастополь лётчики его эскадрильи сбили 64 вражеских самолёта, 19 из них записал на свой боевой счёт комэск.

В конце 1943 года, в тяжёлом бою над Керчью, он уничтожил 2 неприятельских истребителя. Второй самолёт был сбит уже на горящей машине. На малой высоте Камозин покинул самолёт, рванув вытяжное кольцо на парашюте, и через несколько секунд упал в холодную воду. Выплыл и был подобран моряками.

Лишь через 3 с лишним месяца, после освобождения Крыма, стало известно, что на борту сбитого Камозиным самолёта находилось 18 немецких генералов. Они везли с собой Железные Кресты, которые должны были вручить наиболее отличившимся воякам. Но вместо запланированных новогодних торжеств и наград - получился траур. По словам жителей села, целую неделю немцы ходили с чёрными повязками на рукавах...

Ошеломляющими, дерзкими атаками капитан Камозин часто застигал своих противников врасплох. Он в совершенстве владел техникой пилотирования и из любых фигур высшего пилотажа умел выбрать в нужный момент наиболее выгодную. Порой казалось, что цель сама по себе попадает под его разящие трассы.

С каждым днём войны обогащался боевой и командирский опыт Камозина, но он по-прежнему отличался скромностью и трудолюбием. Он стремился использовать малейшую возможность для повышения лётного и огневого мастерства. Сколько раз оно выручало Камозина и его товарищей в бою! Товарищи Павла вспоминали, как однажды он спас от неминуемой гибели лейтенанта Тоичкина. Молодой лётчик не заметил, как в хвост ему пристроился "Мессер". Секунда, другая - и самолёт Тоичкина полетит к земле, объятый пламенем. Но прицельной очереди врага не последовало: в последнее мгновение фашист был сбит Павлом Камозиным. За этот подвиг лётчика наградили орденом Отечественной войны 1-й степени.

Бывали в его жизни и неудачи. Приходилось "приводнять" подбитый истребитель в море, "тянуть" за линию фронта в расположение своих войск охваченную пламенем машину и попросту падать вместе с машиной после отказа мотора... Всякое случалось. Противник был силён и коварен, победы давались нелегко. Но Павел умел делать правильные выводы из любого успеха или неудачи, анализировать сложившуюся ситуацию и выбирать правильные решения позволяющие успешно бить врага.

Армейская газета "Крылья Советов" призывала на своих страницах:

"Истребитель, дерись, как Павел Камозин! Почему же Камозин дерётся успешнее других, в чём его сила? Она кроется в стремительности атаки. Шансы на победу в бою у того лётчика, который первым заметит врага. Это прекрасно понимает Камозин. Его зоркий глаз всегда ищет и первым находит противника. Именно этим отважный лётчик создает себе преимущество над врагом".

Газета разъясняла, что умелый поиск цели, разумеется, ещё не означает победу. Она, как известно, сама не приходит. Её завоевывает Павел Камозин благодаря другому замечательному качеству - мастерству атаки. Настойчивость в достижении цели, дерзость, исключительная меткость огня, искусный маневр - вот что обеспечивает успех отважному лётчику - истребителю.

Павел Камозин всегда был верен испытанному правилу истребителя - аса: он бил врага с близкой дистанции, короткой прицельной очередью. Он не пугал фашистов, а в упор расстреливал их.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года Камозин Павел Михайлович награждён второй медалью "Золотая Звезда».

В одной из последних воздушных схваток Павел Камозин оказался в исключительно трудном положении. Ему одному пришлось вступить в бой и драться с группой истребителей FW-190. Но и в таком положении Камозин не оборонялся, а нападал, атаковал. Советский лётчик выстоял в неравном бою и вышел из него победителем, сбив 2 "Фоккера".

Помню, раз сменяли его четвёрку. Подлетаем к линии фронта. Со станции наведения передают: "Камозин, внимательно. Вылетела пара "Мессов". - "Хорошо, пусть идут". Дальше - тишина. Мы подходим, набираем высоту, наладили связь со станцией наведения. Слышим: "Паша, смотри, заходит "худой". - "Вижу, пусть заходит". И больше ни слова. Обычно в бою какие-то команды, а тут тихо. Я смотрю - где он ходит, самолётов пока не вижу - ещё далеко. Проходит минуты полторы, и слышу, он передает: "Вон, "худой" горит. Зашёл, понимаешь..." И всё. Тут уж я и сам увидел дымный шлейф. Вот так спокойненько он его снял.

20 января 1945 года при выполнении очередного боевого вылета из - за обрыва шатуна двигателя мотор его "Аэрокобры" заглох, и машина упала на землю, развалившись на части... Павел нашёл в себе силы выбраться из обломков.От травм, полученных в этой аварии, до конца оправиться он так и не смог. Врачи настаивали на ампутации левой ноги, но непреклонность, мужество и сила воли позволили Камозину избежать этой калечащей операции.

День Победы он встретил в госпитале...

Сражаясь на Южном, Закавказском, Северо - Кавказском и других фронтах, Гвардии майор П. М. Камозин совершил около 200 боевых вылетов, в жестоких воздушных схватках одержал 49 побед - 36 вражеских самолётов сбил лично и 13 в группе с товарищами. В группе - потому, что он был не только лётчиком - асом, но и командиром, водившим в бой молодых бойцов.