Николай алексеевич некрасов краткая. Некрасов николай алексеевич

Николай алексеевич некрасов краткая. Некрасов николай алексеевич

Николай Алексеевич Некрасов родился 10 октября (28 ноября) 1821 года на Украине, неподалеку от Винницы, в местечке Немиров. Мальчику не было и трех лет, когда его отец, ярославский помещик и отставной офицер, перевез семью в родовое имение Грешнево. Здесь прошло детство - среди яблонь обширного сада, вблизи Волги, которую Некрасов назвал колыбелью, и рядом со знаменитой Сибиркой, или Владимиркой, о которой вспоминал: "Все, что по ней шло и ехало и было ведомо, начиная с почтовых троек и кончая арестантами, закованными в цепи, в сопровождении конвойных, было постоянной пищей нашего детского любопытства".

1832 – 1837 годы – учеба в Ярославской гимназии. Учится Некрасов средне, периодически конфликтуя с начальством из-за своих сатирических стихов.

В 1838 году началась его литературная жизнь, продолжавшаяся сорок лет.

1838 – 1840 годы – Николай Некрасов вольнослушатель филологического факультета Петербургского университета. Узнав об этом, отец лишает его материальной поддержки. По собственным воспоминаниям Некрасова, он бедствовал около трех лет, перебиваясь небольшими случайными заработками. Одновременно поэт входит в литературный и журналистский круг Петербурга.

Так же в 1838 году состоялась первая публикация Некрасова. Стихотворение «Мысль» выходит в журнале «Сын отечества». Позже несколько стихов появляются в «Библиотеке для чтения», потом – в «Литературных прибавлениях к «Русскому инвалиду».
В печати стихи Некрасова появились в 1838, в 1840 на его собственные средства был опубликован первый сборник стихов «Мечты и звуки», подписанный "Н. Н.". Сборник успеха не имел и после критики В.Г. Белинского в "Отечественных Записках" был уничтожен Некрасовым и стал библиографической редкостью.

Впервые его отношение к условиям жизни беднейших слоев российского населения и откровенному рабству высказано в стихотворении «Говорун» (1843 год). С этого периода Некрасов начинает писать стихотворения фактически социальной направленности, которыми немного позже заинтересовалась цензура. Появились такие антикрепостнические стихотворения, как «Рассказ ямщика», «Родина», «Перед дождем», «Тройка», «Огородник». Стихотворение «Родина» было запрещено цензурой сразу же, но распространялось в рукописях и стало особенно популярным в кругах революционеров. Это стихотворение Белинский оценил настолько высоко, что пришел в полнейший восторг.

На взятые взаймы деньги поэт совместно с писателем Иваном Панаевым зимой 1846 года берет журнал «Современник» в аренду. В журнал стекаются молодые передовые писатели и все те, кому крепостное право было ненавистно. Первый выпуск нового «Современника» состоялся в январе 1847 года. Это был первый в России журнал, выражающий революционно-демократические идеи и, самое главное, имеющий стройную и четкую программу действий. В первых же номерах вышли «Сорока-воровка» и «Кто виноват?» Герцена, рассказы из «Записок охотника» Тургенева, статьи Белинского и многие другие произведения той же направленности. Некрасов из своих произведений опубликовал «Псовую охоту».

Влияние журнала росло с каждым годом, пока в 1862 правительство не приостановило его издание, а затем и вовсе запретило журнал.

В 1866 году «Современник» был закрыт. Некрасов в 1868 приобрел право на издание журнала "Отечественные записки", с которым были связаны последние годы его жизни.В период работы в «Отечественных записках» создал поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (1866-1876), «Дедушка» (1870), «Русские женщины» (1871-1872), написал серию сатирических произведений, вершиной которых стала поэма «Современники» (1878).

Последние годы жизни поэта охватили элегические мотивы, связанные с утратой друзей, осознанием одиночества, тяжелой болезнью. В этот период появляются произведения: "Три элегии"(1873 год), "Утро", "Уныние", "Элегия" (1874 год), "Пророк" (1874 год), "Сеятелям" (1876 год). В 1877 году создан цикл стихов "Последние песни".

Похороны Некрасова на Новодевичьем кладбище в Петербурге приобрели характер общественно-политической манифестации. На гражданской панихиде произнесли речи Достоевский, П. В. Засодимский, Г. В. Плеханов и др. В 1881 на могиле установлен памятник (скульптор М. А. Чижов).

Именем Некрасова названы улицы: в Петербурге в 1918 (бывшая Бассейная, см. Некрасова улица), в Рыбацком, Парголово. Его имя присвоено библиотеке № 9 Смольнинского района и Педагогическому училищу № 1. В 1971 на углу улицы Некрасова и Греческого проспекта открыт памятник Некрасову (скульптор Л. Ю. Эйдлин, архитектор В. С. Васильковский).

Некрасов Николай Алексеевич – великий русский поэт, писатель, публицист, признанный классик мировой литературы.

Родился 28 ноября (10 октября) 1821 года в семье мелкопоместного дворянина в местечке Немиров Подольской губернии. Кроме Николая Некрасова в семье было еще 13 детей. Отец Некрасова был человеком деспотичным, что оставило след на характере и дальнейшем творчестве поэта. Первым учителем Николая Некрасова была его мать, женщина образованная и прекрасно воспитанная. Она привила поэту любовь к литературе и русскому языку.

В период с 1832 - 1837 года Н.А.Некрасов учился в Ярославской гимназии. Учеба довалась Некрасову тяжело, он часто прогуливал занятия. Тогда же начал писать стихи.

В 1838 году отец, который всегда мечтал о военной карьере для сына, отправил Николая Некрасова в Петербург для определения в полк. Однако Н.А.Некрасов решил поступать в университет. Вступительные экзамены поэту сдать не удалось, и в последующие 2 года он был вольнослушателем на филологическом факультете. Это противоречило воли отца, поэтому Некрасов остался без всякой материальной поддержки с его стороны. Бедствия, с которыми столкнулся Николай Алексеевич Некрасов в те годы, нашли отражение в его стихах и неоконченном романе "Жизнь и похождения Тихона Тростникова". Понемногу жизнь поэта улучшилась и он решил выпустить свой первый сборник стихотворений "Мечты и звуки".

В 1841 году Н.А.Некрасов начал работу в "Отечественных записках".

В 1843 году происходит знакомство Некрасова с Белинским, что послужило появлению реалистических стихотворений, первое из которых "В дороге" (1845 год), и публикации двух альманахов: "Физиология Петербурга" (1845 год) и"Петербургский сборник" (1846 год).В период с 1847 по 1866 года Николай Алексеевич Некрасов является издателем и редактором журнала "Современник", в котором печатаются лучшие революционно-демократические произведения того времени. В этот период Некрасов написал лирические стихотворения, посвященные его гражданской жене Панаевой, поэмы и циклы стихов о городских бедняках ("На улице", "О погоде"), о судьбе народа ("Несжатая полоса", "Железная дорога" и др.), о крестьянской жизни ("Крестьянские дети", "Забытая деревня", "Орина, мать солдатская", "Мороз, Красный нос" и др.).

В 1850-60-х, во время крестьянской реформы, поэт создает "Поэт и гражданин", "Песня Еремушке", "Размышления у парадного подъезда", поэму "Коробейники".

В 1862 году, после ареста лидеров революционной демократии, Н.А.Некрасов побывал в Грешневе. Так появилась лирическая поэма "Рыцарь на час" (1862 год).

В 1866 году «Современник» был закрыт. Некрасов приобрел право на издание журнала "Отечественные записки", с которым были связаны последние годы его жизни. В эти годы поэт пишет поэму "Кому на Руси жить хорошо" (1866-76 года), поэмы о декабристах и их женах ("Дедушка" (1870 год); "Русские женщины"(1871-72 года), сатирическая поэма "Современники" (1875 год).

В 1875 году Некрасов Н.А. тяжело заболел. Врачи обнаружили у него рак кишечника, а сложные операции не дали желаемого результата.

Последние годы жизни поэта охватили элегические мотивы, связанные с утратой друзей, осознанием одиночества, тяжелой болезнью. В этот период появляются произведения: "Три элегии"(1873 год), "Утро", "Уныние", "Элегия" (1874 год), "Пророк" (1874 год), "Сеятелям" (1876 год). В 1877 году создан цикл стихов "Последние песни".

27 декабря 1877 (8 января 1878) года в Петербурге скончался Николай Алексеевич Некрасов. Тело поэта было захоронено в Петербурге на Новодевичьем кладбище.

Сочинение

Творчество Н.А.Некрасова составляет целую эпоху в истории русской литературы. Его поэзия была выражением нового времени, когда на смену уходящему классу дворян в общественную жизнь страны пришли разночинцы. Для поэта воедино сливались понятия Родины и трудового народа - кормильца и защитника русской земли. Поэтому так органично патриотизм Некрасова соединен с протестом против угнетателей крестьян.
В своем творчестве Н. Некрасов продолжал традиции великих предшественников - М. В. Ломоносова, К. Ф. Рылеева, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, - считавших «гражданский сан» самым высоким.

Еще в 1848 году в одном из стихотворений автор сравнивает свою поэзию с образом крестьянки. Его музе близки беды и страдания простых людей. Она сама - одна из многих тысяч обездоленных и угнетенных:

Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя,
И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная».

Этим стихотворением Некрасов начал свою дорогу в поэзии, с которой уже не свернул никогда. В 1856 году вышел второй сборник поэта, который открывался стихотворением «Поэт и гражданин», напечатанным более крупным шрифтом. Этим как бы подчеркивалась роль стиха в сборнике.

«Благородная и сильная вещь. Так и гудит мотив всей его музы», - писал один из современников поэта А. Тургенев, познакомившись с произведениями этой книги.
«Поэт и гражданин» является наиболее ярким, четким и определенным выражением гражданской позиции Некрасова, его понимания целей и задач поэзии... Стихотворение представляет собой диалог Поэта и Гражданина, из которого становится ясно, что Гражданин чутко улавливает изменения, происходящие в обществе.

«Какое время наступило», - с воодушевлением говорит он. Гражданин считает, что долг каждого перед обществом не быть равнодушным к судьбе отчизны. Тем более это долг поэта, которого природа и судьба наградили талантом и который должен помогать открывать истину, зажигать сердца людей, вести их дорогой правды.

«Громи пороки смело», - призывает Гражданин Поэта.

Он старается пробудить равнодушно спящую душу Поэта, который объясняет свою общественную пассивность желанием создавать «настоящее», «вечное» искусство, далекое от жгучих вопросов современности. Здесь Некрасов касается очень важной проблемы, порожденной новой эпохой. Это проблема противопоставления общественно значимой поэзии «чистому искусству». Спор между героями стихотворения - идейный, спор о жизненной позиции поэта, но он воспринимается шире: не только поэта, а любого гражданина, человека вообще. Подлинный гражданин «как свои, на теле носит все язвы родины своей». Поэт должен стыдиться

В годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать.

Афоризмом стали некрасовские строки:

Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.

С тех пор каждый настоящий художник сверяет по ним истинную ценность своего творчества. Особенно возрастает роль поэта-гражданина в периоды великих социальных бурь и общественных потрясений. Давайте обратим взгляд в сегодняшний день. С какой страстью, отчаянием и надеждой, с какой яростью ринулись наши писатели и поэты, художники и артисты на борьбу с отжившими догмами за создание обновленного, гуманного общества! И пусть их взгляды подчас диаметрально противоположны и не со всеми можно согласиться, но благородна сама попытка пусть с трудом, ошибаясь и оступаясь, найти верный путь движения вперед. Для них «гражданина сан» столь же высок, как в ломоносовские, пушкинские и некрасовские времена.

«Самым задушевным и любимым» назвал Некрасов «Элегию» - одно из своих последних стихотворений. В нем поэт с глубокой горечью размышляет о причинах дисгармонии в обществе. Прожита жизнь, к Некрасову пришло мудрое, философское понимание бытия.
Но бесправное положение народа, его жизнь, отношения между поэтом и народом по-прежнему волнуют автора.

Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая «страдания народа»
И что поэзия забыть ее должна,
Не верьте, юноши!
Не стареет она,
утверждает он.

Отвечая всем колеблющимся и сомневающимся, что поэзия может как-то серьезно повлиять на жизнь людей, он писал:


Но каждый в бой иди! А бой решит судьба..

И Некрасов до последних мгновений своей нелегкой жизни оставался воином, наносящим удары по царскому самодержавию каждой строчкой своих произведений.
Муза Некрасова, так чутко отзывающаяся на чужую боль и чужую радость, не сложила своего поэтического оружия и в наши дни, она на переднем крае борьбы за свободного, счастливого, духовно богатого человека.

Большая часть лирики Некрасова посвящена теме страдания народа. Эта тема, как утверждает автор в стихотворении «Элегия», будет всегда актуальна. Он понимает, что вопрос о восстановлении социальной справедливости будут перед собой ставить еще многие поколения и что, пока народ «влачится в нищете», единственным спутником, поддержкой, вдохновителем будет Муза. Свою поэзию Некрасов посвящает народу. Он утверждает мысль, что победа достается народу только в том случае, если каждый пойдет в бой.

Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба...
Я видел красный день: в России нет раба!
И слезы сладкие я пролил в умиленье...

Этими строками автор призывает к борьбе за свободу и счастье. Но к 1861 году вопрос о свободе крестьян уже был решен. После реформы об отмене крепостного права считалось, что жизнь крестьян пошла по пути процветания и свободы. Некрасов же видит другую сторону этого аспекта, он ставит вопрос так: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?». Это заставляет нас задуматься, настоящую ли свободу обрел народ?
В стихотворении «Элегия», написанном в конце жизни, Некрасов как бы подводит итоги своих рассуждений на тему назначения поэта и поэзии. Основное место в своей поэзии Некрасов отводит описанию жизни народа, его нелегкой судьбы. Он пишет:

Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил - и сердцем я спокоен...
Но все-таки автора угнетает мысль о том, что народ не откликнулся на его голос, остался глух к его призывам:
Но тот, о ком пою в вечерней тишине,
Кому посвящены мечтания поэта,
Увы! не внемлет он - и не дает ответа...

Его беспокоит это обстоятельство, и поэтому он ставит перед собой задачу: стать «обличителем толпы», «ее страстей и заблуждений». Он готов пройти сложный тернистый путь, но выполнить свою миссию поэта. Об этом Некрасов пишет в своем стихотворении «Блажен незлобивый поэт...». В нем он стыдит лириков, которые остаются в стороне от самых «больных», самых актуальных и неоднозначных проблем крестьянства. Он высмеивает их отрешенность от реального мира, их витание в облаках, когда на земле творятся такие беды: дети вынуждены просить милостыню, женщины брать на себя непосильную ношу кормильца семьи и работать от зари до зари.
Автор утверждает, что в любые, даже самые тяжелые времена поэт не волен обходить стороной то, что больше всего волнует русский народ. Настоящий поэт, по мнению Некрасова:

Уста вооружив сатирой, проходит он тернистый путь
С своей карающею лирой.

Именно такого поэта будут помнить всегда, хотя и поздно поймут, как много сделал он...
Стихотворения на тему назначения поэта и поэзии занимают важное место в лирике Некрасова. Они еще раз подтверждают его безграничную преданность русскому народу, любовь к нему, восхищение его терпеливостью и трудолюбием и в то же время боль, которую испытывает автор, видя его бездействие, смирение со своей жестокой судьбой. Все его творчество - это попытка «разбудить» дух народа, заставить его понять, насколько важна и хороша свобода, и что только с ней жизнь крестьян может стать по-настоящему счастливой.

Николай Алексеевич Некрасов (1821 -1878). Появился на свет в дворянской семье. Детство прошло в селе Грешнево. Отец -деспот, мать долгие годы была обижаема им. Учился в гимназии, затем в Петербургском университете. Голодал. Начал писать стихи. Первый сборник " Мечты и звуки " был неудачен. В 1847 году купил вместе с другом, литератором Панаевым " Современник"., который, несмотря на популярность среди молодежи, был в 1862 году был запрещен. Писал поэмы, стихи о трудной доле народа.(" Коробейники", " Крестьянские дети".). Много стихотворений было посвящено возлюбленной поэта А.Я. Панаевой, их сложным взаимоотношениям, появился "панаевский" цикл стихов. Были у него и удачные прозаические произведения " Мертвое озеро" и " Три страны света", написанные совместно с А. Панаевой.В 1869 году стал руководить журналом " Отечественные записки", в котором печатались и Салтыков-Щедрин, и Лев Толстой.Начал работать над поэмой " Кому на Руси жить хорошо,"создал поэмы " Дедушка " и " Русские женщины". Тяжело заболел. Женился на простой женщине из народа Фекле Анисимовне Викторовой (Зиночке). " Последние песни " посвятил ей. Умер в 1877 году, завещав на заработанные трудом деньги построить школу для крестьянских детей.

В статье приводится краткая биография Некрасова Николая Алексеевича.

Великий классик русской поэзии, писатель и публицист Николай Алексеевич Некрасов, годы жизни 1821 - 1877 (78).

Некрасова благодаря его взглядам причисляют к «революционным демократам». Николай Алексеевич являлся редактором двух журналов: «Современник» и «Отечественные записки».

Одним из самых значительных и знаменитых произведений является поэма «Кому на Руси жить хорошо».

Ранние годы

Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (10 декабря) 1821 года в Подольской губернии в городе Немирове в зажиточной многодетной семье помещика, у великого поэта было 13 сестер и братьев. Свои юные годы писатель прожил в своём родовом имении в селе Грешнево Ярославской губернии. В 11 лет Некрасов поступил в гимназию, где проходил обучения до 5 класса, но с учёбой у будущего поэта не задалось. В это же время Николай начинает пробовать писать первые свои юмористические стихотворения.

Образование и начало творческого пути

У отца поэта был очень сложный характер, узнав, что его сын решил поступить на военную службу, он отказал ему в денежной помощи. В 1838 году Некрасов переезжает в Петербург, где он поступил в университет на филологический факультет и становится вольнослушателем. Чтобы себя прокормить Николай находи работу, также пишет стихи на заказ и даёт платные уроки.

В этом году Некрасов знакомиться с литературным критиком Белинским, в дальнейшем он окажет громадное воздействие на юного писателя. В 26 лет Некрасов вместе с писателем Иваном Панаевым, приобрёл в аренду у П. А. Плетнёва журнал «Современник, скоро в него пришёл Белинский. Он передал Некрасову часть своего материала, который он собирал для задуманного им сборника «Левиафан».

Журнал очень быстро становился известным и стал оказывать большое влияние в обществе. В 1862 году правительство запретило издавать журнал.

Литературная деятельность

В 1840 году Некрасов издает свой первый сборник стихов «Мечты и звуки», собрание оказалось неудачным, а Василий Жуковский рекомендовал большую часть всех стихов из данного сборника издавать без указывания имени автора. После таких событий в своей жизни, Николай Некрасов принял решение прекратить написание стихов и занялся прозой.

Николай пишет повести и рассказы, занимается выборочным изданием альманахов, в одном из которых состоялся дебют писателей: Д. В. Григорович, Ф. М. Достоевский, выступали И. С. Тургенев, А. И. Герцен, А. Н. Майков. Самым знаменитым альманахом стал «Петербургский Сборник», год издания 1846.

С 1847 по 1866 годы являлся издателем и редактором журнала «Современник», в котором работали лучшие представители русской литераторы своего времени. В журнале Некрасов выпускает несколько сборников своих стихотворений.

Произведения «Крестьянские дети», «Коробейники» приносят ему большую известность. Журнал являлся центром революционной демократии.

Благодаря журналу «Современник» заблистали такие таланты: Иван Тургенев, Александр Герцен, Иван Гончаров, Дмитрий Григорович и многие другие. В нём издавались уже давно известные Александр Островский, Михаил Салтыков-Щедрин, Глеб Успенский. Благодаря журналу и лично Николаю Некрасову русская литература узнала такие великие имена, как Фёдор Достоевский и Лев Толстой.

Некрасов сотрудничает в 1840-х годах с журналом «Отечественные записки», а после закрытия журнала «Современник» в 1868 году, берет в аренду его у Краевского.
Журналу «Отечественные записки» Некрасов посветил десять лет своей жизни.

Некрасов в своих произведениях рассказывал о всех страданиях, которые испытывает русский народ, показывал, как сложно живётся крестьянству. Как литератор Николай Алексеевич Некрасов внёс неоценимый вклад в развитие русской классической поэзии и литературы в целом. В своих произведениях пользовался простой русской разговорной речью, благодаря этому автор блестяще показывал всю красоту русского языка. Некрасов первым стал вместе использовать: сатиру, лирику и элегические мотивы. Некрасову не всегда нравились собственные произведения, и часто он просил их не включать в сборники. Но его издатели и друзья уговаривали Некрасова не убирать ни одного произведения.

Личная жизнь и увлечения

В жизни поэта было несколько любовных переживаний: В 1842 году, на поэтическом вечере, он познакомился с хозяйкой литературного салона Авдотьей Панаевой. Далее в Петербурге в 1863 году познакомился с француженкой Селиной Лефрен. Женой Некрасова стала деревенская девушка Фёкла Викторовна, простая и необразованная девушка, в то время ей было 23 года, а Некрасову уже 48.