Что такое общение в психологии определение. Определение общения

Что такое общение в психологии определение. Определение общения

Общение

Многие вещи ним непонятны не потому, что наши

понятия слабы; но потому, что они не входят в круг наших понятий.

Кузьма Прутков

Определение понятия "общение". Структура и средства общения

Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Учитывая сложность понятия "общение", необходимо обозначить его структуру, которая состоит трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми.

Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между индивидами , т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями.

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой почве взаимопонимания.

Главным средством общения является язык.

Язык - это система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания, личности.

Большое значение в процессе общения имеют знаки.

Знак - э то любой материальный объект (предмет, явление, событие), который выступает в качестве указания и обозначения и используется для приобретения, хранения, переработки и передачи информации.

Так, слово "стол" - это знак. Все знаки данного языка (например, русского) образуют систему знаков: слова "стол"", "стул", "диван" и т.д. объединены общим представлением о мебели. То общее содержание, которое вкладывается в данный знак, называется его значением. Усваивая значения знаков и способы их организации для передачи сообщения, люди учатся разговаривать на том или ином языке.

Язык становится средством общения, средством установления взаимопонимания для тех, кто им владеет. В то же время он становится средством изоляции для тех, кто его не знает.

Можно сказать, что понять человека как носителя определенной культуры мы можем, только уяснив значения его слов и поступков. Понять же его как индивида можно, лишь учитывая и значения, и личностные смыслы его речей, жестов и т.д.

§ 2. Характеристика и содержание общения. Механизмы воздействия в процессе общения

Различают два вида общения: вербальное и невербальное . Общение, осуществляемое с помощью слов, называется вербальным (от лат. - словесный). При невербальном общении средством передачи информации являются невербальные (несловесные) знаки (позы, жесты, мимика, интонация, взгляды и т.д.).

Речь способна точно и беспристрастно фиксировать интеллектуальные соображения человека, служить средством передачи однозначно трактуемых сообщений.

l Позы, жесты, мимика. В целом они воспринимаются как общая моторика различных частей тела (рук - жестикуляция, лица -мимика, позы - пантомима). Эта общая моторика отображает эмоциональные реакции человека.

l Паралингвистика - особенности произношения, тембр голоса, его высота и громкость, темп речи, паузы между словами, фразами, смех, плач, вздохи, речевые ошибки, особенности организации контакта

Паралингвистическая и экстралингвистическая системы представляют собой "добавки" к вербальному общению.

l Проксемика (от англ. - близость). Основатель проксемики Э. Холл называл ее пространственной психологией.

l Визуальное общение - контакт глаз.

l Невербальные средства общения чаще всего используются для установления эмоционального контакта с собеседником и поддержания его в процессе беседы, для фиксации того, насколько хорошо человек владеет собой, а также для получения информации о том, что люди в действительности думают о других. Американский психолог Дж. Трейгер назвал неречевые средства общения эмоциональным языком, так как чаще всего они "говорят" нам именно о чувствах собеседника.

Во-первых, они способны указать собеседнику на особенно важные моменты сообщения.

Например, мы медленно, с паузами произносим номер телефона, который записывает собеседник. Рассказывая, как добраться до нужного места, особо выделяем (с помощью слов) указания - "направо", "два квартала" и т.д.

Во-вторых, невербальные средства общения дополняют содержание высказывания.

В-третьих, невербальные средства общения свидетельствуют об отношении к собеседнику, поскольку в них выражаются чувства говорящего.

Мы ясно ощущаем высокомерное пренебрежение того, кто, "цедит слова сквозь зуды ", и чувствуем глубокое Почтение к собеседнику, у которого хорошая речь с паузами внимания в ожидании ответной реплики. Желая показать свое негативное отношение, мы можем придать с помощью соответствующей интонации обидный смысл обычной формуле вежливости типа "благодарю вас", "будьте любезны" и самые нейтральные снова наполнить нежными чувствами.

В-четвертых, невербальные средства общения дают возможность судить о самом человеке, о его состоянии в данный момент, о его психологических качествах.

Основными механизмами познания другого человека в процессе общения являются идентификация, эмпатия и рефлексия.

Идентификация - отождествление, уподобление себя своему собеседнику.. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место.

Существует тесная взаимосвязь между идентификацией и другим близким по содержанию явлением - явлением эмпатии (от греч. - сопереживание).

Эмпатия - это способность к постижению эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания. Только в этом случае имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, эмоциональный отклик на его проблемы. Эмоциональная природа эмпатии проявляется именно в том, что ситуация другого человека, например партнера по общению, не столько продумывается, сколько прочувствуется.

Термин "эмпатия" введен Э. Титченером, который говорил: "Я не только вижу в других важность, скромность или гордость... Я чувствую эти черты, проигрываю их в уме... "

Иными словами, процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии (от лат. - обращение назад). Это не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг с другом.

Заражение - бессознательная, невольная подверженность человека определенным психическим состояниям. Оно проявляется через передачу определенного эмоционального состояния или, по выражению известного психолога Б.Д. Парыгина, психического настроя.

Например, аплодисменты на выступлении популярного актера могут сыграть роль импульса, за которым ситуация будет развиваться по законам "заражения ". В качестве следующего примера можно привести "боление" на стадионах во время спортивных состязаний. Кроме того, лидеры (формальные и неформальные) любого коллектива представляют собой модель усилителя определенного психического настроя, который может возникнуть в группе.

Экспериментально установлено, что чем выше уровень развития личности, тем критичнее ее отношение к воздействию и тем самым слабее действие механизма "заражения".

Внушение - это целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого. При внушении (суггестии) осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии. Явление сопротивления внушающему воздействие называется контрсуггестией. Внушение производится путем непосредственного прививания психических состояний, причем не нуждается в доказательствах и логике. Внушение -.это эмоционально-волевое воздействие.

Эффект внушения зависит от возраста: дети лучше поддаются внушению, чем взрослые. Более внушаемы утомленные, ослабленные физически люди. Экспериментально доказано, что решающим условием эффективного внушения является авторитет внушающего.

Убеждени е. Оно построено на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться согласия от человека", принимающего информацию. Убеждение представляет собой интеллектуальное воздействие на сознание личности через обращение.к ее собственному критическому суждению.

Подражание - в оспроизведение черт и образов демонстрируемого поведения. Поскольку речь идет об усвоении предложенных образцов поведения, существуют два плана подражания : или конкретному человеку, или нормам поведения, выработанным группой.

Анализ общения как сложного многостороннего процесса показывает, что его конкретные формы могут быть весьма различными. Для того чтобы понять, как личность включена в эти процессы, что она вносит в них, необходимо рассмотреть, как конкретно раскрываются процессы общения в различных группах, а также в различной деятельности.


Похожая информация.


специфически личностное, диалогическое отношение активного обмена и взаимной сопричастности, когда есть ответственность, осмысленность, сопринадлежность и любовь. Индивидуалистам чуждо подлинное общение, т.к. их "коммуникация заблокирована стремлением подчинять себе подобных, владеть ими" (М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр, Э.Мунье и др.). В общении же личность открывает себя другим личностям, не боясь риска быть отвергнутой и ожидая ответной открытости, действует свободно и в случае полнокровного общения его участники достигают духовного единства, на основе которого может появиться община. Быть человеком - значит "быть-с-другими", поэтому общение - естественно для человека. Предрасположенность к общению создается внутренним диалогом, а в конечном счете - диалогом (общением) с Богом.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ОБЩЕНИЕ

взаимодействия между людьми, главным образом непосредственные. В трактовке общественных отношений О. - форма их реализации, обеспечивающая - наряду с предметными опосредованиями - воспроизводство и накопление человеческого опыта, кооперацию и разделение человеческой деятельности. Понятие О. используется и для характеристики взаимодействий между различными социальными и культурными системами ("межнациональное общение", "общение культур"), т. е. в плане более широком, нежели межличностная связь между людьми. В любом случае О. не может осуществиться, минуя межиндивидуальные контакты; они, следовательно, в любых истолкованиях О. остаются "ядерными структурами". Для философии О. представляет особый интерес, поскольку в нем концентрируются формы мышления и деятельности, общезначимые категории и субъективные намерения индивидов. В философии сложности в описаниях О. разъясняются определениями О. как прямого и косвенного, непосредственного и опосредованного. В прямом О. люди взаимодействуют "лицом к лицу", "бок о бок"; в этой форме осуществляются совместность, непосредственная коллективность человеческой деятельности. Но, как деятельность не сводится к прямой совместности, так и О. не редуцируется к непосредственным контактам. В ходе социальной эволюции и развития культуры возникают разнообразные предметные и знаковые средства, обеспечивающие косвенное О. между человеческими индивидами, связи разнообразных человеческих деятельностей. Усложнение и проблематика культуры в значительной мере определяются возрастающей ролью этих средств в жизни людей. Учет этого обстоятельства препятствует разрыву понятия деятельности и понятия О. Понятие деятельности акцентирует внимание на реализации человеческих сил, понятие О. привлекает его к прямым и косвенным связям этих сил. Оба понятия с разных сторон выявляют формы движения, кооперации, трансляции человеческих сил и способностей в социальном пространстве и социальном времени.

Развитие обществознания XX в., в котором принцип разделения труда господствовал над цельными представлениями о социальных процессах и человеческом бытии, привело к упрощенным истолкованиям О. и деятельности: о. сводилось к межсубъектным взаимодействиям, а деятельность - к воздействиям человека на вещи. Соответственно, многообразные формы О. редуцировались к представлению о непосредственных контактах между людьми; из связей О. как бы вытеснялись предметность и сопряженная с нею проблемность, из деятельности - взаимозависимость людей, социальные качества человеческих предметов. И хотя философско-методологический анализ давал все основания для понимания сложности проблемы О., фактически и в обыденном и в научном сознании доминировали и продолжают действовать стереотипные трактовки О. как непосредственного взаимодействия между людьми. В последние десятилетия интенсивно обсуждаются вопросы формирования или реализации О. как диалога, в котором происходит некое соизменение субъектов, осуществляется взаимопонимание и со-знание. Однако в многочисленных случаях сведения О. к непосредственному взаимодействию происходит психологизация диалога, его растворение в формах восприятия, переживания, выражения. Кроме того, утрачивается возможность к определению системы связей и опосредований, задающих контекст и проблематику диалогического О.

Опыт обществознания XX в. показывает, что рассмотрение О. в рамках непосредственных взаимодействий между людьми стимулирует, по преимуществу, психологические и лингвистические его описания. Язык, реализуя прямой контакт между людьми, служит средством представления многообразных связей и форм, скрыто присутствующих в актах общения. Это зачастую дает повод трактовать язык в качестве формы, не только замещающей, но и предопределяющей различные связи и опосредования (социальные, исторические, культурные), структурирующей и О., и психику индивидов, и социальное время. Во второй половине XX столетия возникли вопросы, сопряженные с анализом самореализации человеческих индивидов, ее влиянием на развертывание социального процесса, на воспроизводство и обновление культуры. Подведение О. под некие устойчивые структуры языка с т. зр. этих задач оказывается явно непродуктивным. Более того, возникает проблематика порождения структур и конкретных систем человеческих взаимодействий, исследования различных социальных условий, определяющих формы и функции О. В конце XX в. отношение к проблеме О. во многом определяется характером, который приобретает мировое сообщество. В одном социальном пространстве и времени, в ситуациях по необходимости тесных контактов оказываются общественные системы, находящиеся на разных ступенях экономического и научно-технического развития. Ситуация О. естественным образом становится шире непосредственных контактов между человеческими индивидами. Но именно она определяет задачу выстраивания форм, становящихся языком О. для разных социальных, политических и культурных систем (см. "Взаимодействие", "Деятельность", "Связи социальные").

Отличное определение

Неполное определение ↓

Самым главным способом взаимодействия с другими людьми является . У данного процесса есть понятие и виды, формы и методы проявления, категории и типы. Все люди общаются. Первое, с чего начинается взаимодействие, — это коммуникация. Нужно договориться, чтобы к чему-то прийти. Нужно поздороваться, чтобы заострить на себе внимание. В психологии одну из главных ролей занимает общение, через которое человек выражает себя и .

Общение не является чисто человеческим проявлением. Даже животные между собой общаются. Отличаются лишь языки и структура общения. У человека коммуникация является самой сложной и многоуровневой, в отличие от животной или природной.

С самого рождения человек уже вступает в . Он делает это через плач, крик, звуки. Он пока не знает того языка, на котором общаются окружающие люди, поэтому уделяет этому процессу большое количество внимания. Он постепенно узнает язык, структуры, формы построения предложений и фраз. Чтобы общаться, нужно обладать тем языком, на котором говорят окружающие. Тогда можно выразить свои мысли и понять идеи других людей.

Понятие общения детально рассмотрим в интернет-журнале сайт, где будет представлено все многообразие данного явления.

Что такое общение?

Что такое общение? Это контакт двух и более лиц, которые используют определенные смысловые структуры для передачи информации друг другу. Люди используют язык, который выражает слова и устойчивые фразы для передачи главной мысли. Проблемы здесь возникают на различных уровнях:

  1. Человек вкладывает в слова другие значения, не те, которые подразумевал собеседник.
  2. Человек говорит на другом языке, вообще не понимая, что ему говорит собеседник.
  3. Человек не владеет пониманием тех слов, которые собеседник использует (например, использование профессионального сленга).
  4. Человек не обращает внимания на то, что говорит собеседник, заострив его на собственных мыслях.

Чтобы общение состоялось, должны присутствовать следующие 3 критерия:

  1. Должен быть собеседник, то есть второй человек, с которым и происходит общение.
  2. Должна быть общая тема для разговора.
  3. Должен использоваться один язык, который понимают оба субъекта. То же самое касается и фраз, терминов. Если кто-то не обладает специальной терминологией, то общение будет затрудненно непониманием второго собеседника, его переспросами.

Общение – один из видов взаимодействия между людьми, который сейчас является повсеместным. Все люди общаются и вступают в данный процесс по доброй воле. Порой данный вид взаимодействия является единственным между людьми.

Понятие и виды общения

В психологии под общением подразумевается понятие, когда в коммуникационный процесс вступают два равноправных партнера, создающих психологическое взаимодействие между собой. Разделяют виды коммуникации, которые учитывают обстановку, в которой собеседники находятся:

  • Прямая и опосредованная.
  • Терапевтическая.
  • Групповая и межгрупповая.
  • Межличностная.
  • Массовая.
  • Криминогенная.
  • Интимная.
  • Доверительная.
  • Конфликтная.
  • Личная.
  • Деловая.
  • Ненасильственная.

В общении участвует как минимум два человека: коммуникатор (тот, кто передает информацию) и реципиент (тот, кто информацию воспринимает). В процессе происходит выражение, передача, восприятие и понимание информации. Обычно коммуникация происходит между людьми, хотя общаются абсолютно все живые существа. Просто именно люди делают данный акт осознанным, который включает вербальную и невербальную коммуникации.

Общение включает такие аспекты:

  • Суть – информация, которая транслируется. Может передавать эмоциональный настрой, информацию о внешней среде.
  • Задача – с какой целью человек вступает в процесс общения? Здесь могут удовлетворяться многочисленные потребности: социокультурные, эстетические, когнитивные, созидательные, нравственные и пр.
  • Средства – какими способами передается информация? Сюда входят язык, формы сообщения, использование специальных знаков и органов чувств, пр.

Понятие педагогического общения

Под педагогическим общением понимается взаимодействие ученика и учителя, когда один индивид передает знания и развивает вторую личность путем учебно-воспитательного процесса. Педагогический процесс не может происходить без общения. Данный вид деятельности является главным и основным. Данное понятие подразумевает обоюдное целенаправленное взаимодействие на одну цель, когда происходит трансформация, информирование, совершенствование одного из собеседников.

Кроме информационной функции, выделяют такие направления педагогического общения:

  1. Контактная функция – когда люди вступают в контакт друг с другом ради трансляции и поддержания взаимодействия.
  2. Побудительная функция – когда один побуждает другого на совершение определенных действий, направленных на закрепление нового материала.
  3. Эмотивная функция – когда у ученика вызывают определенные эмоции, переживания, настроения, таким образом происходит своеобразный обмен состоянием.

Педагогическое общение зависит от учителя и ученика – их индивидуальности, особенностей, целей и пр.

Этика общения

В неформальной обстановке люди просто общаются так, как им того хочется. В определенных кругах и заведениях принята этика общения, когда человек придерживается определенных правил и норм. Что такое этика общения?

  1. Общение – это взаимодействие людей на вербальном и невербальном уровнях.
  2. Этика – дисциплина, которая изучает мораль и нравственность.

Таким образом, этика общения – моральная, нравственно-этическая сторона общения, ее особенности и техники. Она включает искусство общения, когда применяются определенные техники в процессе коммуникации. Все это базируется на нравственно-ценностных и морально-этических потребностях.

В привычном понимании, этика общения – это свод правил, норм и техник, которые позволяют человеку в определенном кругу показать себя с лучшей стороны. Она носит характер должного.

Этика общения изучает формы коммуникации, чтобы выделять наиболее приемлемые и правильные. Здесь требуется обучение общению по определенным правилам ради сохранения моральности коммуникации и необходимости следования гуманистическим ценностям.

Этика общения направлена на обучение коммуникации: что нужно и чего не нужно делать? Проявляется она на словах и поступках между собеседниками. Здесь идет прививание каждому индивиду норм, культуры общения, рамок и норм поведения, которые одобряемые в обществе.

Функции общения

Главная функция общения просматривается в необходимости человека, который коммуницирует, самосовершенствоваться, развиваться, познавать новое, образовываться, развивать положительные качества характера. Выделяют такие стержневые функции общения:

  • Эмотивная – вызов в другом человеке определенных эмоций и переживаний, а также трансформация собственных.
  • Координационная – обоюдная направленность, координированность и гармоничность действий в процессе взаимодействия.
  • Функция понимания – восприятие и понимание информации, которая проговаривается и передается.
  • Побудительная – побуждение собеседника на совершение определенных действий.
  • Функцию установления взаимоотношений – постижение и фиксация собственной позиции в той роли и статусе, который наблюдается в отношениях с другим человеком.
  • Функция оказания влияния – изменение настроения, убеждений, состояний и поступков собеседника.
  • Информационная – обмен сообщениями, знаниями, информацией, идеями и пр.
  • Контактная – установление между субъектами контакта ради обмена и получения информации. Данный процесс обоюдный.

Культура общения

Под культурой общения понимается совмещение понятий:

  1. Общение – это коммуникативный акт между людьми.
  2. Культура – это воспитание и формирование личности.

В процессе общения человек выражает самого себя, проявляет свою воспитанность, а также познает другого собеседника, его личность и качества.

Под культурой общения понимается свод правил и норм, которые приняты в том или ином кругу. Здесь проявляется образованность и культурность, которые и выражаются через манеру общения. Культура общения присутствует в цивилизованных странах, где существуют определенные рамки, которых следует соблюдать каждому уважающему себя человеку.

Формирование культуры речи позволяет человеку сделать ее более привлекательной и располагающей. Это происходит путем использования различных инструментов. Их развитие происходит на уровне рефлексии, обратной связи и саморегуляции.

Именно через культуру выявляется высокоразвитая личность. Менее развитый человек обладает скудностью словарного запаса и однообразием выражения своих мыслей. Высокоразвитый человек может по-разному выразить собственные мысли и является более гибким в отношениях с многочисленными людьми.

Структура общения

В качестве структуры общения используется речевая (вербальная, словесная) и неречевая (невербальная) форматы. Если на уровне слов люди используют конкретные значения своей языковой культуры, то на уровне невербального общения используются жесты, мимика, позы и жестикуляция.

В цивилизованном мире для достижения общих целей нужно взаимодействие между людьми. Это достигается путем общения, которое помогает каждому отдельному индивиду понимать окружающих, вступать с ними во взаимоотношения, выражать собственные идеи и мысли. Общение наступает тогда, когда у людей возникают потребности, которые они не могут достичь без посторонней помощи.

Коммуникацию делят на 3 уровня:

  1. Внутриличностный – это общение индивида с самим собой. Возникает при построении планов, решении задач, планировании и пр.
  2. Межличностный – это общение между двумя индивидами ради построения определенных взаимоотношений.
  3. Общественный – это общение человека с большой группой лиц.

Выделяют 3 аспекта коммуникации между собеседниками:

  1. Коммуникативный – каким образом собеседники обмениваются информацией?
  2. Интерактивный – как партнеры взаимодействуют при выполнении одной задачи?
  3. Перцептивный – каким собеседник представляется с учетом его физиологических особенностей и психологического поведения?

Итог

Цивилизованный мир контактирует на уровне общения. Каждый отдельный индивид должен познать все способы общения, чтобы иметь возможность успешно устанавливать контакты, передавать свою и воспринимать чужую информацию, а также влиять на эмоции и поведение собеседников. Итогом понимания сути и форм общения является успешное взаимодействие со всеми людьми.

Все люди контактируют с окружающими через общение. Этому с самого детства обучают. Этому посвящены многочисленные тренинги и семинары. В наше время человек должен уметь хорошо и успешно общаться с окружающими, чтобы чего-то достичь.

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.

В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства. Рассмотрим их подробнее.

Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

Процесс общения (коммуникации)

Во-первых, он состоит непосредственно из самого акта общения, коммуникации, в котором участвуют сами коммуниканты, общающиеся. Причем в нормальном случае их должно быть не менее двух. Во-вторых, коммуниканты должны совершать само действие, которое мы и называем общением, т.е. делать нечто (говорить, жестикулировать, позволять "считывать" со своих лиц определенное выражение, свидетельствующее, например, об эмоциях, переживаемых в связи с тем, что сообщается). В-третьих, необходимо, далее определить в каждом конкретном коммуникативном акте канал связи. При разговоре по телефону таким каналом являются органы речи и слуха; в таком случае говорят об аудио-вербальном (слухо-словесном) канале, проще - о слуховом канале. Форма и содержание письма воспринимаются по зрительному (визуально-вербальному) каналу. Рукопожатие - способ передачи дружеского приветствия по кинестико -тактильному (двигательно - осязательному) каналу. Если же мы по костюму узнаем, что наш собеседник, допустим, узбек, то сообщение о его национальной принадлежности пришло к нам по визуальному каналу (зрительному) , но не по визуально-вербальному, поскольку словесно (вербально) никто ничего не сообщал.

Структура общения

К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями). Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Употребление этих терминов условно, иногда в более-менее аналогичном смысле употребляют и другие: в общении выделяют три функции – информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная.

Рассмотрим эти три стороны общения поподробнее.

3 – а) Коммуникативная сторона общения.

Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами – субъектами общения. Следовательно, схематично коммуникация может быть изображена так: S S. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена.

Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации информации. Т.е. «все должны говорить на одном языке».

В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер.

Сама по себе исходящая от коммуникатора информация может быть побудительной (приказ, совет, просьба – рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение – имеет место в различных образовательных системах).

3 – б) Средства коммуникации.

Для передача любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление коммуникации – на вербальную и невербальную, использующие разные знаковые системы. Вербальная использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения. Можно обозначить психологические компоненты вербальной коммуникации – «говорение» и «слушание» «Говорящий» сначала имеет определенный замысел относительно сообщения, потом он воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.

Модель коммуникативного процесса Лассуэлла включает пять элементов:

КТО? (передает сообщение) – Коммуникатор

ЧТО? (передается) – Сообщение (текст)

КАК? (осуществляется передача) – Канал

КОМУ? (направлено сообщение) – Аудитория

С КАКИМ ЭФФЕКТОМ? – Эффективность.

Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса: открытая (открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения) , отстраненная (держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения) и закрытая (умалчивает о своей точке зрения, скрывает ее).

Невербальная коммуникация. Выделяют четыре группы невербальных средств общения:

1) Экстра- и паралингвистические (различные околоречевые добавки, придающие общению определенную смысловую окраску – тип речи, интонирование, паузы, смех, покашливание и т.д.)

2) Оптико – кинетические (это то, что человек «прочитывает» на расстоянии – жесты, мимика, пантомимика)

Жест – это движение рук или кистей рук, они классифицируются на основе функций, которые выполняют: - коммуникативные (заменяющие речь) - описательные (их смысл понятен только при словах) - жесты, выражающие отношение к людям, состояние человека.

Мимика – это движение мышц лица.

Пантомимика – совокупность жестов, мимики и положения тела в пространстве.

3) Проксемика (организация пространства и времени коммуникативного процесса)

В психологии выделяют четыре дистанции общения: - интимная (от 0 до 0,5 метра). На ней общаются люди, связанные, как правило, близкими доверительными отношениями. Информация передается тихим и спокойным голосом. Многое передается с помощью жестов, взглядов, мимики. - Межличностная (от 0,5 до 1,2 метра). На ней осуществляется общение между друзьями). - Официально-деловая или социальная (от 1,2 до 3,7 метра). Используется для делового общения, причем чем больше расстояние между партнерами, тем более официальны их отношения. - Публичная (более 3,7 метров). Характеризуется выступлением перед аудиторией. При таком общении человек должен следить за речью, за правильностью построения фраз.

4) Визуальный контакт. Визуалика, или контакт глаз. Установлено, что обычно общающиеся смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд.

3 – в) Интерактивная сторона общения. Это характеристика тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Есть два типа взаимодействий – кооперация и конкуренция. Кооперативное взаимодействие означает Координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, пораждается самой ее природой.

Конкуренция – одной из наиболее ярких ее форм является конфликт.

3 - г) Перцептивная сторона общения – это процесс восприятия и понимания людьми друг друга.

Все три стороны общения тесно переплетаются между собой, органически дополняют друг друга и составляют процесс общения в целом.

Виды общения

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов.

1.1 Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)

1.2 Когнитивное (обмен знаниями)

1.3 Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями)

1.4 Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями)

1.5 Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)

2. По целям общение делиться на:

2.1 Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма)

2.2 Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида)

3. По средствам общение может быть:

3.1 Непосредственное (Осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.)

3.2 Опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий)

Слово «общение » является, на первый взгляд, понятным, простым и не требующим особых разъяснений. На самом деле оно многозначно: значения общения в обыденной речи и в научном употреблении не вполне совпадают. В повседневном употреблении оно имеет широкий смысл, обозначая все формы непосредственных контактов между людьми . По определению «Большого толкового словаря русского языка», «общение – это взаимные сношения, деловая или дружеская связь» /27, 691/. Данное определение является, на наш взгляд, очень общим, не показывающим сути этого явления и требующим дополнительного разъяснения.

Сложность в определении общения заключается в том, что долгое время термин «общение » отождествлялся со словом «коммуникация » (от латинского communicatio – связь), обозначающимся в «Словаре русского языка» как «сообщение, общение» /117, 233/.

В «Философской энциклопедии» общее значение понятия «коммуникация» кратко определяется так: «Общение. Ср. коммуникативная функция языка, то есть функция общения, обмена мыслями».

Например, в немецком «Философском словаре» понятия Verkehr, обозначающего общение, нет вообще, а понятие «коммуникация» определяется через три синонима: «соединение, взаимосвязь, общение». В самом общем смысле под коммуникацией здесь понимается скорее любой обмен информацией между динамическими системами или подсистемами этих систем, которые способны принимать информацию, хранить её, преобразовывать.

Исходя из предложенных в словарях определений коммуникации, можно сделать вывод о том, что чаще всего коммуникация и общение определяются как синонимичные понятия.

Что же касается другого смысла термина «коммуникация», то правомерность его признается здесь только для экзистенциальной философии К. Ясперса, по мнению которого, под коммуникацией понимается «жизнь с другими, осуществляющаяся реально многообразными способами» /64, 142-143/. В данном случае происходит процесс растворения общения в коммуникации.

Отождествление двух этих понятий наблюдается в теории «социального действия», в которой общение сводится к передаче разного рода информации, служащей лишь системе управления человека человеком. Например, Т. Парсонс в своей коммуникативной концепции выделяет «коммуникативный комплекс», разъясняя, что термин «коммуникация» он употребляет «в более широком смысле, чем обычно» – речь идет именно об общении между людьми, об их взаимодействии. Общение, по его мнению, выступает как передача информации познавательного порядка, не имеющей целью воздействие (см. глоссарий) на поведение людей, подобно передаче мнения или внушению.

Исследования К. Черри, Э. Уилсона сводят коммуникацию к проблеме знаковых систем, характеризуя её в самом общем виде и не отличая её от общения.



В последние годы в результате все более пристального исследования человеческих отношений возникла потребность развести понятия «общение» и «коммуникация», хотя до сих пор нет единого мнения о том, в каком направлении их предпочтительнее различать.

Нетождественность этих понятий ощущалась многими исследователями – философами и психологами (Е.Д. Жарковым, М.С Глазманом, В.С. Соковниным, Т. Каракеевым, Х.И. Лийметсом, К.К. Платоновым, В.Е. Семеновым, А.К. Уледовым и другими), хотя необходимость их различения аргументировалась весьма разноречиво и в разных плоскостях.

По мнению ученых, в двух главных отношениях различаются общение и коммуникация.

Первое состоит в том, что общение имеет и практический, материальный, и духовный, информационный, и практически духовный характер, тогда как коммуникация является чисто информационным процессом – передачей тех или иных сообщений, то есть только выступает как функция общения.

Второе отличие заключается в самой связи вступающих во взаимодействие систем. Коммуникация есть информационная связь субъекта с тем или иным объектом. В общении получателем является не объект, а субъект. В общении нет отправителя и получателя – есть собеседники, соучастники общего дела. В коммуникации информация однонаправленна, а в общении она циркулирует между партнерами, так как они оба равны, активны и поэтому информация не убывает, а увеличивается, обогащается, расширяется в процессе её циркуляции. Примером этому могут служить программы А. Любимова «Взгляд», «Здесь и сейчас» (ОРТ), когда информация циркулирует между участниками передачи, тем самым их обогащая. Эта информация двунаправленна. А программы «Время» (ОРТ), «День за днем» (ГТРК «Оренбург») чисто информационные, направленные в одну сторону к зрителю.

Симметричность межсубъектного взаимодействия С.Л. Рубинштейн обосновал следующим образом: «Во взаимоотношении субъектов нет никакой принципиальной привилегии у моего частного «я». Поэтому отношения между различными частными «я» обратимы… Мое отношение к другому предполагает и отношения другого ко мне: «я» такой же другой для того, которого я сперва обозначил как другого, и он такой же «я» (исходная точка системы координат), как «я» /140, 336/. Особенно важно помнить об этом журналисту. Он должен в каждом человеке видеть личность, неповторимую и индивидуальную (см. глоссарий: индивидуальность ), безоценочно подходить к любому герою передачи, герою интервью. Нельзя идти на встречу с человеком, создав заранее образ «героя». Такая заданность может определить тон беседы, который негативно повлияет на получение от интервьюируемого нужной читателям, зрителям информации.

Важным отличием общения и коммуникации выступает различие в присущих им способах адекватной самореализации (см. глоссарий): структура сообщения монологична , что хорошо видно на таких передачах телевидения, как «Время» (ОРТ), «Вести» (РТР), «Итоги» (НТВ) и др.; структура общения диалогична , это можно увидеть на примере телевизионных передач: «Тема» Ю. Гусмана (ОРТ), «Здесь и сейчас» А. Любимова (ОРТ), «Глас народа» Е. Киселева (НТВ) и др. Вот почему В. Бубер называл общение людей «диалогической жизнью », а М.М. Бахтин использовал понятие «диалог » для характеристики культурных и художественных явлений.

Отмечая отличия между общением и коммуникацией, следует обратить внимание на то, что коммуникация рассматривается в этом случае лишь как взаимный обмен информацией, идеями, эмоциями. А такой подход позволяет определять коммуникацию лишь как функцию общения, то есть формально ничем не отличает её от общения.

Однако следует заметить, что коммуникация относится к явлениям болееширокого порядка , она предполагает связь и информационный обмен не только на межличностном уровне, но и между системами с помощью электронных и коммуникативных средств. Условно коммуникацию можно выделить в следующих взаимодействующих категориях: человек – человек; человек – машина; машина – человек; машина – машина /6; 110; 62; 50/.

О коммуникации как более широком понятии говорит и М. С. Каган, отмечая, что различие между общением и коммуникацией состоит еще в том, что «последняя в принципе безразлична к системе социальных отношений, тогда как первое непосредственно от неё зависит и развивается в диалектически противоречивом взаимодействии с развитием социальных структур, общественного сознания, культуры» /64, 146-147,150/.

Такой подход позволяет, по мнению Г.М. Андреевой, В.Д. Ширшова, считать коммуникацию понятием более общим, широким, включающим в себя все виды и формы общения. Коммуникация представляет собой взаимодействие субъектов в общественных и социальных процессах различного масштаба. Примером этому служат контакты, устанавливающиеся не только между людьми, но и между различными государствами, чему в немалой степени способствуют журналисты, организуя телемосты, интервью за рубежом, рассказывая о жизни людей в других странах. Коммуникация позволяет людям осуществлять осознанное, целенаправленное действие, активно включаясь в общественные отношения.

Одним из видов коммуникации сегодня является так называемая «массовая коммуникация » (далее МК), отличающаяся тем, что здесь нет обмена ролями при сообщении: роли коммуникатора и адресата постоянно определены, то есть передача сообщений осуществляется только в одном направлении, обратная связь не существует, или она сильно редуцирована. Отличие массовой коммуникации от других ступеней и форм коммуникации состоит в том, что здесь в качестве основных субъектов выступает вполне определенный тип социальных единиц, а именно: социальный слой, класс, совокупность классов (массы ). Иначе говоря, МК есть общение, протекающее «на уровне» социальной структуры общества.

Какие черты свойственны массовой коммуникации ? Основной чертой является только использование современных технических средств передачи информации; в каждом процессе коммуникации содержатся следующие основные компоненты :

1) коммуникатор (сообщающий),

2) реципиент (принимающий),

3) сообщение ,

4) в МК добавляется в качестве 4-го компонента средство коммуникации .

1. Коммуникатор в МК . В МК коммуникатор обыкновенно «коллективен», то есть в создании сообщения принимает участие определенное количество индивидов на основе специализированного разделения труда. Коммуникатором в МК может быть всякое лицо, которое принимает участие в создании, подборе или контроле сообщения.

2. Адресат в МК . В МК адресатом является множество лиц (читатели газет, телевизионная аудитория и т.д.). Характер аудитории МК определяется возрастом, полом, воспитанием, социальным положением, размерами (отдельные индивиды или малые группы (например, слушатели радио и телевидения) или большими группами (например, зрители кино). Адресат может контактировать с коммуникатором (например, контакт «напрямую» в студии (передачи В. Познера, А. Любимова и др.) или контакт опосредованный (письма в студию, в редакцию, телефонные звонки, сообщения на пейджер и т.д.).

3. Сообщение в МК . Их можно охарактеризовать как общественные, симультанные и временно ограниченные. В МК сообщения всегда направлены аудитории. Сообщения симультанны, то есть они переносятся одновременно или в течение краткого периода многочисленным адресатом, и ограничены во времени, то есть они воспринимаются только в короткий промежуток времени и быстро замещаются другими сообщениями. Несомненно, что МК влияет на общественное мнение, но этот процесс очень сложен. Если оставить в стороне технические и другие не зависящие от адресата факторы (например, неравномерное распространение телевидения на определенной территории), существуют прежде всего определенные факторы психологического и социально-психологического характера, которые обусловливают эффективность МК. В сообщении важно понимание аудитории, которое зависит от содержания текстовой информации, от сложности или простоты стилевого изложения, от синтаксического построения, от лексического состава материала. Текст должен быть доступен, интересен, четок, только тогда он будет понятен.

4. Средство массовой коммуникации . Средствами МК являются технические устройства, переносящие публично, непрямо и в одном направлении (т.е. без обратной связи) сообщения от коммуникатора к реципиенту. К основным средствам МК принадлежат: печать, радио, кино, телевидение. Они являются одной частью коммуникативного канала; другой его частью являются органы чувств человека и его установки. МК доступна человеку чаще всего посредством зрительного или слухового канала. Отдельные МК имеют свои особенности:

С точки зрения типа коммуникативного контакта (например, в газетной публицистике контакт с читателем может быть достаточно продолжительным, читатель имеет возможность вернуться к ранее опубликованным материалам, подумать, проанализировать их содержание; а на телевидении такой контакт бывает чаще всего мгновенным, анализ увиденного можно сделать, но подкрепить его нечем),

- средства выражения (в печати используются вербальные (речевые) (письменные) средства выражения, в теле- и радиопублицистике – как вербальные (устные), так и невербальные (неречевые);

- эффектов сообщения (наиболее эффектным в плане зрительного восприятия является телевидение, которое наглядно может показать событие, явление);

- популярности (сегодня наиболее популярным является телевидение и в силу своей доступности, наглядности, красочности, экономичности во времени и т.д.) /121, 286- 299/.

Но при всем этом представителям средств массовой информации следует всегда помнить о том, что и коммуникатор, и реципиент являются живыми существами, а само общение – это продукт человеческой деятельности, полученный посредством языка.

Функция коммуникации заключается в достижении взаимопонимания, в целях, содержании, формах совместной деятельности (например, в планировании, координации, оценки совместной деятельности журналиста при создании программы; поиска решений в ходе газетной, теле- и радиодискуссии, установления контактов и их поддержания при интервьюировании, в процессе дискуссии и т.д.). Без использования коммуникации в широком смысле этого слова невозможно достижение положительного результата деятельности.

При этом немаловажное значение для журналиста имеет не только прямое контактное общение, но и общение дистанционное, при котором общающиеся разделены в пространстве и во времени, и сам акт общения осуществляется через посредство созданных людьми культурных объектов (например, всевозможные телемосты между странами, между ведущим и корреспондентом. Эту форму сейчас часто используют журналисты в информационных программах «Время» (ОРТ), «Сегодня» (НТВ), «Новости» (ОРТ), «Вести» (РТР) и др.).

Таким образом, межличностное общение сегодня является лишь частью общественного коммуникативного процесса , и участие в нем, заключающееся для журналиста прежде всего в умении общаться с людьми, сегодня особенно актуально.

Любое общение начинается с установления контакта. Отечественный педагог П.М. Ершов выделил три вида вхождения в контакт, которые обозначил как «пристройка сверху», «пристройка снизу», «пристройка на равных». Фактически им выделяются способы самопредъявления, осуществляемого с помощью таких элементов, как поза, взгляд, темп речи, инициатива в установлении контакта /50, 42/.

Например, для журналиста важным показателем его коммуникативной компетентности (см. глоссарий) в профессиональной деятельности является речь и голос. Именно они во многом определяют впечатления зрителя, а особенно слушателя о нем (ибо на радио голос (умение владеть им) является наиболее важным показателем профессионализма.). Было опытным путем установлено, что в меру тревожные люди говорят медленнее людей с повышенной тревожностью и что скорость речи чаще всего выше у тех, кто обладает высоким уровнем интеллекта и экстравертирован. Вместе с тем оказалось, что скорость речи говорящего влияет на оценку его эмоционального состояния слушающими её лицами. Люди отличаются как способностью выражать свои эмоции, так и способностью передавать их другим. Конечно, многие оценивают журналиста, его деятельность исключительно по содержанию его речи, но важен и момент зрительного и слухового восприятия. Это следует учитывать журналисту.

Эффективность коммуникации журналиста обусловливается его коммуникативными умениями (см. глоссарий). Перечислим главные из них:

Умение устанавливать контакт с другими людьми,

Входить в разные роли,

Приходить к взаимопониманию в разных условиях и разных уровнях взаимодействия, сохраняя при этом собственное мнение и др.

Эти умения необходимы журналисту на разных этапах его деятельности:

- на подготовительном , когда происходит прогнозирование предстоящего общения, планирование речевого действия;

- на адаптационном , когда происходит оценка ситуации (речевой в том числе) в данный момент решения коммуникативной задачи;

- на этапе собственного общения , целью которого можно считать осуществление непосредственного общения и управления им с учетом эмоциональной стороны общения;

- на этапе обратной связи , который соответствует анализу и оценке осуществления общения /19; 50;174; 176 и др./.

Основными показателями эффективности такого общения можно считать:

- осознание собственной творческой индивидуальности, особенностей собственной психофизической природы;

- умение управлять своим психофизическим состоянием, создать необходимый эмоциональный настрой, выразительно говорить;

- владение мимикой, жестами, пантомимикой;

- умение организовывать продуктивное общение и первичный контакт, управлять общением;

- способность к оперативной импровизации в общении. Немаловажное значение при этом имеет язык. С помощью языка (речи) или хотя бы языка взглядов устанавливается контакт между субъектами, и он исчезает, прекращается, как только прекращается общение /50, 39 – 40, 35-36, 44/.

Данные размышления об общении (в сопоставлении с коммуникацией) при всем многообразии определений этого понятия (см. глоссарий) привели нас к пониманию общения как сложного и многогранного процесса, выступающего частью коммуникации, понимаемой в широком смысле этого слова, включающей в себя все виды коммуникативной связи не только человека с человеком, но и связи человека с объектом и объекта с объектом; представляющего собой межличностное взаимодействие субъектов, в котором можно выделить отдельные стороны : коммуникативную (взаимоинформирование), интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимовосприятие) (см. глоссарий: коммуникация, перцепция, интеракция ). Эти три стороны общения определяются в качестве функций, которые общение реализуют в совместной жизнедеятельности людей (см. подробнее в 2. 4).

Как непосредственно общение осуществляется на практике, очень хорошо показала Г.М. Андреева, которая считает, что любая совместная деятельность рождает коммуникативный процесс (например, журналисту необходимо организовать новую программу, при этом он прежде всего обменивается со своими коллегами, с теми людьми, которые в этом проекте заинтересованы, идеями и знаниями по поводу предстоящей деятельности).

В ходе общения достигается взаимопонимание , при котором в расчет принимаются не только свои потребности, мотивы, установки, но и то, как другой их понимает. Каждый вносит свой вклад в общее дело: один работает над музыкальным, другой над художественным оформлением; третий пишет сценарий, четвертый ищет героев будущей передачи и т.д. Этот процесс можно интерпретировать как взаимодействие в общении. В ходе подготовки происходит не только обмен информацией, но и обмен действиями. Все эти действия общения в совокупности и создают условия, способствующие организации любой деятельности, в том числе и журналистской /7, 16/.