1. Первая половина XVII века
Первая половина XVII века была временем активной деятельности Земских соборов, сыгравших важную роль в преодолении последствий Смутного времени. Смутное время вызвало изменения в гражданском самосознании, что выразилось в многочисленных созывах Земских соборов. Как пишет В.О. Ключевский: «рядом с государевой волей, а иногда и на её месте теперь не раз становилась другая политическая сила, вызванная к действию Смутой, – воля народа, выражавшаяся в приговорах земского собора, в московском народном сборище, выкрикнувшем царя Василия Шуйского, в съездах выборных от городов, поднимавшихся против вора тушинского и поляков». В начале XVII века собор стал более представительным учреждением, чем в XVI веке. Сословное представительство расширилось за счёт выборных от промежуточных военно-служилых сословных групп (в т.ч. иноэтнических), а в 3-х случаях (при создании Земского правительства в 1612 году, на Земских соборах 1613 и 1616 годов) – за счёт выборных от черносошных крестьян. Наряду со статусным представительством на Земских соборах (в сочетании с частичной выборностью) в городах (уездах) получил развитие, особенно с 1610 года, принцип прямых выборов от местных сословных групп. Земский собор стал правомочным органом избрания нового монарха. Противоречия, вызванные в обществе Смутой, привели к созданию новой политической конструкции: власть царя, юридически ничем не ограниченная, фактически была обусловлена Земским собором и Боярской думой. Эта система действовала на протяжении всего царствования первого Романова и начала правления его сына.
Как и в XVI в., соборы созывались в чрезвычайных случаях для обсуждения важнейших дел внутренней и внешней политики: «Эти чрезвычайные совещания, или соборы, бывали обыкновенно по вопросу: начинать или не начинать опасную, тяжёлую войну, причём потребуется долгая и тяжкая служба ратных людей, с другой стороны, потребуются денежные пожертвования с тяглых людей; нужно призвать выборных или советных людей из тех и других, изо всех чинов, чтоб сказали свою мысль, и если скажут, что надобно начинать войну, то чтоб после не жаловались, сами наложили на себя тягость». Собор созывался особым царским указом. Как и в XVI веке, собор состоял из 2-х частей, выборной и невыборной. К последней относились члены Боярской думы и члены Освящённого собора высшего духовенства. Выборными были представители различных чинов московского дворянства (стольники, стряпчие, дворяне московские и жильцы) и различных чинов торговых людей (гости, члены гостиной и суконной сотен). Выборными были представители уездных дворянских корпораций (дворяне и дети боярские). Выборные посылались и от служилых людей по прибору (по строевым частям, например, от стрелецких полков). Представители тяглого населения от городов (чёрные сотни, слободы и посады) избирались от миров. На соборе 1613 года были представители городового духовенства и сельского населения (уездных людей). Всего в этом соборе участвовали свыше 800 депутатов: лица по статусу (члены Освящённого собора, думные чины, московские чины и выборные дворяне из членов Государева двора), выходцы из военно-служилых слоёв (казаков, стрельцов и др.), а также свыше 80-ти выборных от 47 городов, в т.ч. представители белого духовенства, местные дети боярские, горожане, кресть
При Иване IV Грозном формируется структура государственного управления в XVI — XVII веках. Верховная власть принадлежала царю . В его руках сосредоточивалась законодательная, исполнительная, судебная, военная власть.
В 1549 г. был созван Земский собор (Совет всей земли) - высшее сословно-представительское учреждение России с 1549 до 1653 гг., собрание представителей всех слоев населения (кроме крепостных крестьян) для обсуждения политических, экономических и административных вопросов.
Другим важным руководящим органом в стране была Боярская дума - высший совет при великом князе, состоявший из представителей феодальной аристократии. Работала на постоянной основе с конца XIV до конца XVII вв. Боярская дума состояла из бояр , окольничих - придворный чин и должность, второй (после боярина) думный чин Боярской думы, возглавляли приказы, полки, назначались в дипломатические миссии; думных дворян - третий по «чести» думный чин, участвовали в заседаниях Боярской думы, в работе ее комиссий, управляли приказами, выполняли придворные и военные обязанности; думные дьяки - низший думный чин. Составляли и правили проекты решений Боярской думы и царских указов, ведали делопроизводством.
Отдельные отрасли государственного управления, а также управления отдельными территориями стали поручаться («приказываться», как тогда говорили) боярам. Так появились первые приказы - учреждения, ведавшие отраслями государственного управления или отдельными регионами страны. В середине XVI в. существовало уже два десятка приказов. Военными делами руководили Разрядный приказ (ведал поместным войском), Пушкарский (артиллерией), Стрелецкий (стрельцами), Оружейная палата (Арсенал). Иностранными делами управлял Посольский приказ, финансами - приказ Большой приход, государственными землями, раздаваемыми дворянам, - Поместный приказ, холопами - Холопий приказ.
Во главе приказа стоял боярин или дьяк - крупный государственный чиновник.
Стала складываться единая система управления на местах. В 1556 г. кормления были отменены. После губной реформы (1555-1556) на местах управление (сыск и суд по особо важным государственным делам) было передано в руки губных старост (губа - округ), избиравшихся населением из местных дворян, земских старост . Сборщики налогов - целовальники .
Период XVI – XVII веков можно считать стадией переформирования системы высшей власти и социальных отношений в Российском государстве. В течение почти двух столетий, происходило превращение сословно-представительной монархии Московского княжества, а абсолютную монархию царской России, больше известную как самодержавие. Трансформация вида монархической власти в стране, сопровождалась системной эволюцией в общественном и государственном устройстве России в процессе созидания единой державы.
Таким образом, становление общественного и государственного устройства Руси в XVI – XVII веках происходило через эволюцию социальных отношений и оптимизации функций органов государственной власти. Двести лет политических преобразований, прошедших через горнило опричнины, смутного времени и «бунташного века» привели к созданию государственной структуры, олицетворявшей Московское царство, как абсолютную монархию, опирающуюся на сословный формат устройства общества.
Российская социальная структура XVI – XVII вв. находилась в постоянном процессе преобразований, адекватно потребностям развития страны. Складывание социальной конструкции завершилось в середине XVII века, тогда Соборное Уложение 1649 года закрепило правовые основания сословной организации русского общества.
Название сословия | Состав сословия | Обязанности и тягло |
|
---|---|---|---|
Привилегированные |
|||
Окольничии и «дети боярские» | Общие для сословий основания для несения военной и гражданской «Государевой службы» |
||
Стольники, городовые дворяне, стряпчие |
|||
Духовенство | Священники (белое духовенство) и монахи (черное духовенство) | Церковная служба |
|
Податные (тягловые или «подлые») |
|||
Гости, суконная сотня, коробейники | Торговали, занимались ремеслом и несли службу платили определенное тягло (налоги) платили установленное тягло |
||
Посадские люди | Ремесленное и служилое по прибору население (жители черных и белых слобод) |
||
Крестьяне | Дворцовые, помещичьи, монастырские, черносошные (государственные) и свободные | Работали на земле, несли повинности, платили установленное тягло |
|
Военизированное население Дона, Терека и Яика | Несли военную службу на рубежах России |
||
Ясачные народы | Туземные народы, платившие дань пушниной (ясак) | Уплачивали ясак мехами |
Для привилегированных сословий, характерной для XVI – XVII веков тенденцией было формирование замкнутых корпоративных структур со своими правами и обязанностями, передававшимися по наследству. Для тягловых сословий была уготована линия власти на ограничение прав.
В ходе учреждения российского централизованного государства великие князья остро нуждались во всенародной поддержке их борьбы с сопротивлением крупных феодалов. Такую роль в истории Отечества сыграли Земские соборы, состоящие из Боярской думы, «Освященного собора» иерархов Православной церкви, а также выборные от дворянского сообщества, посадского населения и свободных крестьян. Созывался форум после объявления царской грамоты. Благодаря Земским соборам Московская власть стала называться сословно-представительной монархией.
В то же время, государь и его окружение, при поддержке дворянства и духовенства эволюционировали в направлении абсолютной монархии:
В XVI – XVII веках вертикаль государственной власти совершенствовалась и приобретала довольно четкие для тех времен очертания.
Система государственного управления как на местах, так и в центре нередко давала сбои, становившиеся причиной серьезных всплесков народного недовольства. А «Смутное время» стало тяжелой проверкой состоятельности Российской государственности и вывело страну на оптимальный путь организации высшей власти страны в виде абсолютной монархии — самодержавия.
Богатства церкви, а особенно ее земельные владения разрослись до беспрецедентных размеров. Светская власть, в начале XVI века попыталась локализовать рост церковных и монастырских доменов, поставив вопрос о секуляризации земель принадлежавших церкви. Однако мероприятие не имело серьезного успеха, частичное изъятие в пользу государства монастырских земель не поколебало принципы церковного землевладения в целом.
Учреждение патриаршества в России возвысило политическую роль Православной церкви. Полная самостоятельность и особое положение духовной организации отразились в нормах Соборного Уложения и других документах правового содержания, где впервые устанавливалась ответственность за преступления религиозного характера.
В XVI – XVII веках создаются новые замысловатые юридические формы – общерусские кодексы, представленные в виде Судебников и Соборного Уложения, указных или уставных грамот, в которых группировались нормы, не вместившиеся в основные тексты Судебников.
Реорганизация обязательственного права происходила в виде замены личных обязательств по договорам имущественными гарантиями. Например, при заключении заёмного договора, закон воспрещал должникам служить в хозяйстве заимодавцев. Наследственное право расширяло сферу полномочий наследодателя и круг наследников. Эти и другие новшества иллюстрировали преобразование юридического фундамента Российского царства.
Царская власть. Во главе государственной системы России XVII века, как и прежде, стоял царь. Ему принадлежало право законодательства и вся полнота исполнительной власти; он был верховным судьей и главнокомандующим. На новую династию, хотя она имела источником своего статуса избрание Михаила Романова Земским собором, было перенесено старое идеологическое обоснование царской власти: ее божественное происхождение и наследственный характер. Решение Земского собора лишь подтверждало божественный промысел.Рис. 5. Местное управление в XVII веке
В 20-30 е годы XVII в. формируется тип местных учреждений, получивших название приказных изб (воеводских, съезжих). Личный состав приказных изб разделялся на постоянную и временную части. Временная часть состояла из воевод, дьяков, иногда подьячих с приписью, присылавшихся в город на 1 - 3 года соответствующим приказом. Постоянная часть включала местных подьячих, работавших по выбору или найму на постоянной основе.
С середины XVII века с расширением и укреплением государственных границ резко возрастает количество приказных изб. Реорганизация вооруженных сил привели к созданию военных округов-разрядов, территориально перекрывавших рамки уездов. В разрядах формируется промежуточное звено управления - разрядные избы с расширенными военно-административными функциями.
Итак, в XVII веке в государственном аппарате России появляются черты бюрократизации, заключавшиеся в появлении целой цепи подчиненных друг другу учреждений и органов (Боярская дума - приказ - воевода), создании иерархической лестницы чиновников (судья приказа - дьяки - подьячие). Одновременно следует отметить наличие в России небюрократических институтов - Земских соборов (до 1684 года) и земских органов управления на низшем уровне. Громоздкость и нерациональность приказной системы, отсутствие системы подготовки кадров, снижали эффективность деятельности государственного аппарата, не отвечали запросам нового времени
Контрольные вопросы и задания
1. Почему именно Москва стала новым центром объединения русских земель?
2. Как менялась роль Боярской думы в государственном управлении на протяжении XV-XVII вв.?
3. В чем заключались особенности приказной системы управления?
4. Раскройте тенденции перехода России в XVII века от сословно-представительной к самодержавной монархии.
5. Как изменились Земские соборы XVII века и почему они прекратили работу в середине столетия?
6. Как менялась система местного управления в России по мере складывания централизованного государства?
7. В чем проявилась бюрократизация государственного аппарата в XVII веке?
« назад
Оглавление
вперед »
5.1 Кризис Российской государственности в период Смутного времени « | » 6. Система государственного управления в период становления абсолютизма в России (первая четверть XVIII века)
11.02.2007/курсовая работа Общая характеристика древнерусского института вече. Происхождение вече. Социальный состав вече. Вече в древнем Новгороде. Государственное управление Новгородом. Круг вопросов, решаемых вече. Система вечевых органов. 25.01.2009/реферат Образование древнерусского государства. Становление государственности и государственное управление в Киевской Руси. Органы управления и власти. Кризис российской государственности в период Смутного времени. Государственный аппарат Российской империи. 5.05.2009/курсовая работа |
Органы власти в России в 17 веке
Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века.
Картина художника А.Васнецова, 1922
17 век в истории России – это сложное время. Начался он со Смуты, принёсшей разорение, упадок во всех сферах общественной жизни. Но именно в этом веке начинает править династия Романовых с 1613 года . Первым Романовым - Михаилу Фёдоровичу и Алексею Михайловичу - выпала задача восстановить страну после Смуты, поднять авторитет России в мире, укрепить экономику. Заканчивается век правлением Петра 1 - одного из выдающихся правителей государства.
Такое количество важнейших событий и потрясений не могло не сказаться на системе государственного управления, которая менялась, совершенствовалась.
Система государственного управления 17 веке.
Особенности государственного управления в 17 веке:
Возрождение государственности после Смуты происходило на основе двуединства светской и духовной власти , которые оставались автономными, но в равной степени способствовали укреплению государства.
Восстановление православного начала в управлении облегчалось тем, что патриархом в период правления первого Романова был Филарет- отец царя Михаила Романова, влиятельный человек того времени.
Царь и патриарх в равной степени пользовались титулом «великий государь»
В период правления первых Романовых окончательно укрепилось в России самодержавие - власть «государя всея Руси»
Неограниченная власть принадлежала царю.
Большие полномочия имел патриарх.
Боярская дума – важнейший орган государственной власти., верховный орган в вопросах законодательства, управления и суда, За 17 век состав думы удвоился: увеличилось количество окольничих (возглавляли приказы), думных дворян(стояли во главе приказов) и дьяков(начальники канцелярии, письмоводители) . Иерархия: боярин- окольничий- думный дворянин. Именно с Боярской думой прежде всего советовался царь. Члены Боярской думы возглавляли приказы, были воеводами, дипломатами. Дума утверждала решения приказов, была высшей судебной инстанцией
К концу 17 века Боярская бума становится совещательным органом приказных судей.
При Алексее Михайловиче появляется Ближняя дума (высший совет, состоявший из аристократии), доверенные лица царя) и личная канцелярия – Тайный приказ (примерно 1653 г.).
Возросла роль Земских соборов. Они собирались : в 1613 – 1615, 1616 – 1619, 1620 – 1622, 1632 – 1634, 1636 – 1637, годах. Так в 1642 соборы решали вопрос об Азове - азовское сидение казаков, в 1649- принимал собор Соборное уложение и т.д. Решение Земских соборов – соборные акты – подписывались царем, патриархом, высшими чинами и чинами пониже. С 60-х годов земские соборы перестали созываться: правительство окрепло и уже не нуждалось в их поддержке.
В 17 веке действовал приказная система . Существовали следующие Приказы как органы исполнительной власти:
Общегосударственные:
Посольский (внешняя политика)
Разрядный (дела о службе, войске)
Поместный(вотчинные и поместные дела,
действовал с 1680х г.)
Большой приход(сбор налогов)
Большая казна(сборы с городских промыслов)
Стрелецкий (дела армии, войска)
Рейтарский(создан для организации и управления войсками нового строя)
Иноземный (дела служащих в России иностранцев)
Оружейная палата (изготовление, закупка, хранение оружия и драгоценностей, предметов царского обихода)
Пушкарский (изготовление, распределение и учёт артиллерии и боеприпасов, ему подчинялся Пушечный двор)
Печатный (пошлины за скрепление актов государевой печатью)
Ямской (отвечал за почтовые перевозки)
Областные:
Сибирский (дела Сибири, собирал ясак- вид налога- с населения Сибири)
Казанского дворца (дела Поволжья, собирал ясак с населения Поволжья)
Малороссийский (дела Украины)
Смоленского княжества
Дворцовые:
Большого дворца (облагал налогом царские земли)
Казённый (производство и хранение ценностей царской казны, вёл торговые операции для царских нужд)
Конюшенный (ведал царской конюшней, дворцовыми экипажами)
Сокольничий(ведал придворной соколиной охотой)
Царская мастерская палата (изготовление одеяния для царя)
Царицына мастерская палата 9 изготовление одеяния для царицы)
Судный (с 1664)- судопроизводство по гражданским искам.
Патриаршие:
Патриарший казённый(налогообложение церковных и монастырских земель)
Патриарший дворцовый
Приказ Духовных дел,или Патриарший приказ – выдавал грамоты духовным лицам, ведал строительством церквей, вершил суд над еретиками.
Временные приказы:
Тайный(Приказ тайных дел, существовал с 1654-1675, управление дворцовым хозяйством)
Счётный (1656-1678)- осуществлял финансовый контроль за деятельностью приказов.
Монастырский(ведал монастырскими землями и судебными делами населения духовных вотчин)
Дополнение:
Налги, кроме перечисленных выше приказов, собирали ещё и Стрелецкий, Посольский и Ямской приказы. Поэтому финансовая система была очень сложной и запутанной.
Были созданы одновременно для фискальной деятельности четвертные приказы- осуществляли финансовые и судебно-административные функции к определённым территориям страны (Новая четверть в 1619г., приказ Большой казны, 1621.)и созданы новые постоянные и временные приказы.
По Соборному уложению 1649г. изменилась форма правления, произошло усиление абсолютизма .
Со второй половины 60-х годов 17 появляются временные комиссии по поиску беглых крестьян.
К 1698 году насчитывалось 26 приказов.
Во главе приказа - начальник, судья , окольничий , член Боярской думы. Некоторые бояре возглавляли сразу несколько приказов: боярин Б.Морозов при Алексее Михайловиче возглавлял 5 приказов(Стрелецкий, Большой казны, Новой четверти, Иноземский, Аптекарский); А. Л. Ордин-Нащокин – Посольский и Малороссийский приказы и три четверти – Новгородскую, Владимирскую и Галицку)
Помощники начальников- судей- дьяки (из дворянства или духовенства).Они вершили дела, выносили приговоры. За службу получали поместный оклад (до 600 четвертей земли) и денежный (до 240 рублей в год).
Дьякам подчинялись канцелярские служащие из дворян и детей приказных людей- подьячие , получали оклад.
Вывод: приказная система была разветвлённой, постоянно увеличивался бюрократический аппарат, это приводило к злоупотреблениям и взяточничеству.
Местное управление
Особенности:
Процесс централизации и унификации органов местного управления
Основная административная единица - уезды, они делились на станы и волости.
Вытеснение «земского начала» приказно- воеводским управлением.
Воеводы осуществляли военное управление + дьяки и подьячие , которые осуществляли финансовое управление. Цель назначения воевод- осуществление управления в интересах царя¸ а не ради кормления, хотя не были воспрещены добровольные приносы « в почесть», так что воеводы брали и без грамот царя.
Местное приказное учреждение - съезжая или приказная изба
Губное и земское самоуправление.
Воеводы контролировали губные и земские избы
Роль церкви:
Роль церкви в делах государства усиливалась.
С1589- утверждено патриаршество , закрепилась автокефальность, то есть самостоятельность церкви от Византии.
Первый московский патриарх- Иов (1589-1605)
Патриарху Филарету удалось приблизиться к его идеалу- двуединства церкви и государства.
Во главе церкви- патриарх в единении с собором высших церковных иерархов.
1620-1626- проведена Филаретом реформа управления церковью, созданы приказы.
На определённых территориях создавались церковные приходы. Во главе- еписко п, священнослужители (поп, дьякон ) и церковнослужители (пономари, сторожа, певчие ) полностью завесили от мира, который выделял земли, другие угодья, иногда материальное вознаграждение.
После церковного раскола , вызванного реформой Никона (1653-1656) , значении церкви начинает падать, церковь начинает попадать в полную зависимость от царя.
Общие выводы:
В 17 веке происходит усиление самодержавия
Двуединство духовной и светской власти- особенность управления в России.
Постепенное снижение роли Земских соборов и отмирание их Последним Земским собором, созванном в полном составе, стал собор 1653г.В 1683-1684 < Назад