Таинственная сила молитвы примеры из жизни. Молитвы: в чём их сила и почему они помогают

Таинственная сила молитвы примеры из жизни. Молитвы: в чём их сила и почему они помогают

Отец Сергий

Мой добрый знакомый, лицо духовное, одессит отец Сергий как-то рассказал удивительную историю. Болела у него спина. Бывает и со священниками такое. Чего он только не делал: обращался и к светилам медицины, и к бабушкам-целительницам. Но в один прекрасный день батюшка вошел во Владимирский собор в Киеве. Он шел и как паломник, и по делам служебным. Но главное – отец Сергий чувствовал, как некая светлая сила словно вела его именно в этот храм. Переступив порог собора, он, как честно признался мне, вдруг ясно осознал свой грех священника и христианина: он не молился о выздоровлении. Как такое могло быть? Просто затмение нашло на человека. В храме отец Сергий не только испытал сильнейшее чувство вины, но и ощутил надежду. Он начал истово, искренне, от всей души молиться у икон, особенно у известного образа «Нечаянная радость». И чудо свершилось: после сороковой молитвы боли в спине прошли так же внезапно, как и появились.

Уже позже отец Сергий искренне каялся в своей глупости и давал обеты молиться не по «долгу службы», так сказать, но по велению сердца. Священник глубоко прочувствовал то место из Евангелия, где речь шла об учениках Иисуса, которым не удавалось исцелить некоего отрока. Христос вмешался, огорченный открывшимся неверием людей. Он сказал отцу отрока, что верующему все по силам. И когда ученики спросили Его, отчего им не удалось исцелить отрока, Господь ответил, что «сей род» (Он имел в виду демонов) не мог выйти из мальчика иначе, как от молитвы и поста.

А что же наука?

Однако скептики и тут могут сказать: ну и что? Просто совпадение: вошел человек в храм, и все прошло. Исцелиться, мол, он мог и в другом месте, а молитва ни при чем. Но так ли это? Давайте не будем спорить, а просто обратимся к науке.

Тут нас ждут удивительные открытия. Не так давно ученые из Германии и России одновременно открыли так называемое четвертое состояние сознания. Оно возникает у человека во время молитвы. До сих пор называли обычно три состояния: бодрствование и две фазы покоя, быстрый и медленный сон. Однако ученые доказали, что во время молитвы мозг человека работает в специфическом режиме. Это состояние можно сравнить с блаженством здорового малыша, таким состоянием младенца, когда он просто счастлив, не зная отчего. Просто малыш чувствует, что рядом любящие его родители, что они защищают его и заботятся о нем. Это просто счастье «без причины» и безмятежность.

Но ведь такое состояние дарует человеку и молитва, обращение к Отцу Небесному и Матери Божией… Ученые выяснили, что во время искренней, глубокой молитвы у людей проходят сердечные боли, нормализуется давление, уходит состояние стресса. В результате такие верующие люди и живут дольше, и болеют меньше. Ощущение счастья, покоя и защищенности проникает в их душу и исцеляет тело.

А канадские невропатологи и неврологи подтвердили, что люди, умеющие искренне молиться, практически не испытывают нервных расстройств и срывов. Они меньше переживают по поводу больших и малых жизненных неудач, меньше расстраиваются, не озлобляются и чувствуют себя защищенными. И это, по словам ученых, позволяет говорить об особых функциях, которыми обладают нервная система и мозг верующих людей.

Однако не всякая молитва действенна. И это осознают верующие. Истинна та молитва, которая услышана Богом. Но что это значит? Интересно, что именно ученые дают ответ на этот вопрос. Молитва, услышанная Богом, именно та, которая позволяет нам подняться над суетным, обыденным и увидеть все вокруг с высоты, понять, что есть мир земной, но есть и небесный. Есть преходящее, а есть и вечное. При таких молитвах, и это удивительно, исчезают или уменьшаются ритмы в коре головного мозга. То есть достигается ощущение покоя и просветления. Чем глубже погружение в молитву, тем заметнее упорядочение биоритмов.

Известно, что святые мученики благодаря молитвам и искренней вере в Бога могли переносить физические страдания. Известен пример Амвросия Оптинского. Лев Толстой после беседы с этим старцем сказал: «Этот Амвросий совсем святой человек. Поговорил с ним, и легко стало у меня на душе, почувствовал близость Бога». Амвросий между тем страдал тяжелыми телесными недугами, от которых, по мнению врачей, умер бы немедленно, будь он атеистом. Но старец прожил 79 лет. Да еще, несмотря на постоянные боли, был жизнерадостен, подбадривал всех и давал людям советы.

Как действует молитва

Но почему же молитва влияет непосредственно на работу мозга? Да потому, что человеческая речь состоит из звуков определенной высоты, или, как говорят ученые, набора определенных частот звукового спектра, их комбинаций и амплитуд. Поэтому проговоренная даже шепотом молитва похожа на музыку и является по существу медитацией.
Целебный эффект молитвы ученые объясняют новым взглядом на себя, окружающих и мир, отходом от земных забот, их сиюминутности и суетности по сравнению с вечными ценностями, открытыми человеку Богом. Так, многие больные, искренне и подолгу читающие молитвы, преодолевают страх смерти, уныние, обретают оптимизм и уверенность в благоприятном исходе. Все это приводит к закономерному повышению иммунитета, лучшему самочувствию. Сопротивляемость организма болезням растет, и происходит исцеление.

Британские ученые из Центра изучения мозга в Кембридже провели эксперимент на 20 добровольцах, среди которых были 10 глубоко верующих людей и столько же атеистов. Каждому из участников эксперимента закрепили на руке электроды и пропустили слабые разряды электрического тока. Во время опыта верующим предложили смотреть на икону с ликом Иисуса Христа, атеистам – на репродукцию одной из картин Гогена. За 20 минут эксперимента каждый доброволец получил 20 неприятных электрических разрядов. Но восприняли их две группы по-разному. Смотрящие на лик Христа чувствовали себя в полной безопасности и не волновались. При этом приборы показали, что они испытывали не такую сильную боль, как те, кто рассматривал картину Гогена. Прибор, анализирующий работу мозга, показал, что у верующих активизировалась передняя доля правой половины, то есть эти люди сами подавляли причиняемую им боль. А вот у атеистов подобной реакции мозга не было.

Интересно, что научные работники баптистского медицинского центра в Уэйк-Форест, Северная Каролина, прогнозируют, что скоро люди забудут про обезболивающие препараты, потому что медитация блокирует болевые ощущения гораздо лучше.

Канадские ученые тоже зафиксировали различия в деятельности головного мозга верующих и неверующих людей. Они провели тест, который позволил измерить активность коры головного мозга в разных условиях. Оказалось, что у религиозных людей значительно менее активна область мозга, изменяющая поведение человека под влиянием стрессов, эмоциональных переживаний. Ученые показали прямую взаимосвязь: чем сильнее религиозное чувство, тем спокойнее эта область мозга и тем меньше человек совершает ошибок в самых разных ситуациях.

«И звезда со звездою говорит…»

Но важны факты не только исцелений, но и своеобразной защиты молящихся и их близких, тех, кого касается молитва в разных жизненных ситуациях. Вспомним солдат, вернувшихся домой благодаря молитвам их матерей, родных и близких, охраненных молитвой в странствиях и гонениях, тяготах и лишениях… Говорят: «Бог услышал молитву». И сейчас стало понятно, что это не просто слова. Ведь все мы, наш организм, вся Вселенная – это ритм. Пульс, дыхание, движение вод и ветров, планет и Солнца. Пульсируют звезды, кометы и галактики идут по своим путям. И искренняя молитва, ее ритм, озвученный и посланный вовне, во Вселенную, не исчезает, она звучит и звучит, достигая Того, кто дал человеку этот дар – дар речи. Библия говорит: «В начале было Слово…» И глубинный смысл этой фразы мы только начинам постигать.

А чудеса молитвы между тем продолжаются. Вот и в конце прошлого года в Киево-Печерской лавре после настойчивых молитв прозрела ослепшая девушка Елена Мельниченко. Опухоль зрительного нерва у девушки исчезла. Исцеление произошло возле чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Всецарица» в храме Всех Преподобных Отцов Печерских. Израильские и украинские врачи, безуспешно лечившие Елену, подтвердили факт исцеления.

Новость отредактировал Черная _ кошка - 4-02-2014, 21:20

Поистине много может усиленная молитва (Иак 5:16). Это подтверждается множеством примеров. Апостол Иаков дает при­мер из Священной истории Ветхого Завета: по молитве пророка Илии небо не давало дождя в течение трех с половиной лет. Для народа Божия это означало испытание голодом.

Имея перед собой яркий пример сильной молитвы, я стою перед ним в сознании собственной немощи. И чтобы это сознание не стерлось во мне со временем, Церковь ежедневно напоминает мне о грехах против молитвы. Ежедневное вечернее правило содержит в себе молитву ко Пресвятому Духу. В ней верующий просит прощения у Бога: Прости, Господи, Царю Небесный, аще стоя на молитве, ум мой о лукавствии мира сего подвижеся… или о молитве не радих . Ум мой отходит от молитвы, направляясь к лукавству мира сего, потому что мирское сильнее, чем духовное, затрагивает мой ум. Я нерадиво отношусь к молитве, потому что хотя и знаю, как много может молитва, но это знание не стало силой, преобразующей жизнь, не стало опытом. И поэтому когда мне нужно решить какую-то задачу, я прежде всего подбираю мирские средства для ее решения. Я стараюсь делать дело, а молиться о деле приходит в голову, только если дело не получается. Молитве в данном случае отводится роль соломинки, за которую хватается утопающий. А ведь он видит, что хватается за соломинку, то есть за что-то крайне некрепкое, ненадежное, но поскольку другого выхода у него нет, хватается за то, что есть.

Конечно, такое отношение к молитве образцовым никак не назовешь. Далекое от образцового положение дел надо как-то исправлять. Но как? Кто может усилить нашу немощную молитву? Есть ряд условий, при которых молитва может стать сильнее. Православная мистико-аскетическая традиция большое место уделяет условиям, способствующим внимательной молитве, в которой участвует весь человек. Отцы-исихасты подчеркивают важность психофизического единства человека молящегося и специально говорят о первой стадии освоения молитвенного делания как о стадии устной молитвы, то есть молитвы, совершаемой не только “про себя” , но и проявляющейся во внешней речи, то есть телесно. Однако и молитва, совершаемая вслух (велегласно), может быть вполне бездушной. Даже молясь на весь храм, диакон может незаметно перейти с одной молитвы к совершенно другой и вместо Многая лета возгласить Вечную память .

Для того, чтобы сохранить внимание во время молитвы, практикуется краткословная молитва. Наиболее известная ее формула - это молитва Иисусова: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного . Краткословная молитва помещается в одной простой фразе, и ум за несколько ее слов просто не успевает утомляться, то есть краткословная молитва не требует от молящегося каких-то особых интеллектуальных усилий, что позволяет разуму долго и активно участвовать в молитвенном делании. Однако практика Иисусовой молитвы также не всегда является примером живой сильной молитвы. Повторяя по много раз молитву Иисусову, человек может постепенно перейти к механическому воспроизведению слов этой замечательной молитвы. Один из афонских подвижников ХХ века уподобляет механическое повторение Иисусовой молитвы тиканью часового механизма. В такой молитве жизни не больше, чем в часах.

Еще один усилитель молитвы можно увидеть в том, чтобы стараться молиться как можно чаще и продолжительнее (в конечном счете - молиться непрестанно). Но и это условие усиления молитвы само по себе не приводит к достижению искомого результата. Святитель Игнатий Брянчанинов сравнивает продолжительную молитву, совершаемую внешним образом, с обильным дождем, который падает с неба и разбивается о железную крышу, под которой хранятся зерна. Зерна не получают влаги, не прорастают и не приносят богатый урожай. Этот образ святителя Игнатия говорит о том, что внешние приемы по усилению молитвы могут не дать результата.

Церковный писатель протоиерей Валентин Свенцицкий называет еще одно непременное условие успеха в молитве - это борьба со страстями. Действительно, много может молитва праведного, бесстрастного.И стало быть, путь к праведности - это путь к сильной молитве. Но многое зависит от того, как понимается праведность. В истории Церкви есть пример ереси, содержание которой целиком мистико-аскетическое. Ересь мессалианства - ересь “молящихся”, которые считали, что 15-летней борьбы со страстями достаточно для того, чтобы стать бесстрастными навсегда, и что для бесстрастного человека молитвенное делание есть такое богообщение, которое заменяет собой таинства.

Православная установка радикально отличается от мессалианской: борьбе со страстями и покаянию в грехах на земле нет конца. Это значит, что продолжительные аскетические подвиги способствуют очищению сердца от страстей, но не гарантируют бесстрастия. Отвержение мессалианства означает еще и то, что церковная соборная молитва, церковное богослужение - это не первоначальный этап в молитвенном делании; церковная молитва - это пожизненная школа для всех верующих. Личная молитва верующего усиливается от того, что она, как маленькая струйка, входит в поток молитвы собравшихся в храме Божием (протоиерей Глеб Каледа).

Все эти приемы, усиливающие молитву (молитва вслух, краткословная, частая и продолжительная, соборная) будут плодотворными только при соблюдении определенного условия: между небом (Богом) и землей (человеком) не должно быть железного занавеса. Человек молящийся не должен закрываться от небесного дождя железной крышей. Когда молитвенник открывается Небу, он получает дождевую воду жизни вечной, как Небесный дар, и это приносит обильный плод. Одних усилий человека для того, чтобы молитва стала сильной, мало. Нужно, чтобы усилия человека были умножены силой Божией. Сильная молитва может быть именно результатом содействия (синергии ) Бога и человека.

Сильной молитвы нет без силы Божией. Само богооткровенное библейское представление о Боге связано с образом Силы. То слово, которое в переводе Ветхого Завета мы читаем как Бог (на языке оригинала Эль, Элоах, Элогим ), буквально означает ‘Си­ла’ или ‘Силы’ (во множественном числе, то есть Сила в высшей степени). Бог воспринимался ветхозаветным человеком как Сила по преимуществу, Сила всепобеждающая. И в православном богословии это учение о Боге как о Силе нашло свое особенное выражение. В ХIV веке подвижник и великий богослов Православной Церкви святитель Григорий Палама сформулировал учение о нетварных Божественных энергиях. Согласно этому учению, Бог открывается в мире как нетварные силы (dЪnamij ) и нетварные действия (™nљrgeia ), причем сила Божия непосредственно и есть Сам Бог. И человек может достичь единства с Богом не по сущности, как учат об этом пантеисты, и не по личности, что означало бы растворение личности человека в Личности Бога . Соединение Бога и человека возможно как прямое и непосредственное, и возможно оно именно в энергии, в силе, в действии, и это соединение на языке догматики называется синергия - содействие.

Синергийная молитва немыслима без Бога, Который действует Собою в молящемся, и немыслима без человека, без его усилий. В древнем Патерике есть одна история, которая хорошо иллюстрирует это утверждение. К великому подвижнику Антонию пришел человек с просьбой помолиться за него. Авва ответил ему: “Ни я, ни Бог не сжалится над тобой, если ты не будешь заботиться сам о себе и молиться”. Молитва, усиленная синергией, возможна как совместное действие двух: Бога и человека. Сила молитвы имеет место тогда, когда сила Божия в немощи совершается (см. 2 Кор 12:9). Это таинственное изречение Апостола дает надежду всем, кто ищет усиления своей молитвы. Апостол Павел свидетельствует, что даже обессиленный, немощный человек, если он эту свою немощь осознает и исповедует перед Богом, если он открывает свое сердце для того, чтобы Бог вошел в него Своею силой, вошел в него как сила, укрепляющая немощь человеческую, то Бог действительно посещает такого человека и творит в нем и через него чудные дела Свои. Эта немощь человека, молящего Бога о подании силы, и есть та нищета духовная, о которой говорил Господь наш Иисус Христос в Своей Нагорной проповеди: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Мф 5:3). Человек, ощущающий себя духовно нищим, просит о духовном даре, и если он взыскует самого главного - Самого Бога, Самого Дарителя и Дар, Саму Силу всепобеждающую - тогда Господь сходит с Небес на землю сердца такого человека как благодатный дождь, наполняет его жизнью и делает молитвы его действенными и сильными.

В московской студии нашего телеканала - доктор богословия, врач-специалист в области организации здравоохранения, клирик Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря архимандрит Александр (Глоба).

- Сегодня тема нашей передачи - «Исцеляющая сила молитвы». Что такое молитва?

- В том числе и подать исцеление, если человеку это будет полезно?

Конечно. Исцеление - это главная тема нашего сегодняшнего разговора. Естественно, если человек просит у Бога (прежде всего он должен просить у Бога мудрости), то Господь дает ему как дар и исцеление, если человек в этом нуждается.

- А всегда ли исцеление полезно для человека?

Человек создан Богом как совершенное существо, в котором не должно было быть болезни, печали, различных воздыханий. И такой человек, когда он был в союзе с Богом, был цельным. А когда человек пошел против Бога, когда подумал, что он сам бог, то, естественно, такой человек стал ущербным, у него много чего стало недоставать: прежде всего, мудрости, послушания, терпения, любви. Я уже перечислил несколько составляющих, чего человеку не хватает, поэтому исцеление для человека необходимо. И когда мы молимся, мы прежде всего молимся и о том, чтобы человек исцелился от своих недугов, от каких-то страстей. Ведь страсти - это такая составляющая, которая повреждает человека, а исцеление - то, что делает его целым, приближает к тому человеку, которого создал Бог в раю.

- То есть между физическим исцелением и очищением от грехов прямая связь?

Здесь люди немного путают понятия «излечение» и «исцеление». Допустим, человек страдает какой-то инфекционной, хирургической болезнью, и естественно, когда вмешивается природа, законы физиологии, медицина, такой человек очень часто излечивается, но не исцеляется. То есть у человека очень большой резервный потенциал восстановительных способностей и функций, которые у него включаются. Это как милость Божия, дарованная людям, которую мы проносим через всю жизнь, делимся со своими детьми, и это как бы система выживания в этом мире, которая дарована и благословлена человеку Богом. Поэтому человек должен разделять, что такое излечение и исцеление.

Исцеление - духовное понятие, более совершенное, чем излечение. Допустим, какой-нибудь преступник получает в драке рану. Конечно, по закону медицинской помощи ему будет оказан определенный протокол этой помощи, его вылечат, рану зашьют, назначат антибиотики, чтобы не было осложнений, но внутренняя часть человека не участвует в этом процессе. Человек очень часто не задает вопроса: а почему это случилось, какие были духовные предпосылки? Нелюбовь, гнев, злоба, агрессия - все это вызывает в человеке определенный комплекс, который подталкивает его к этой ситуации, приводит его к этому состоянию. Такой человек, конечно, может быть расценен как человек, не имеющий в себе того исцелительного дара, который посылается Богом. Он не поработал над собой, не изменился, не сделался духовным человеком, а жил по животным инстинктам.

Рана зарастает и у животных: если кошка или собака подерутся, у них тоже со временем рана затянется. Они просто выздоровели. Так и человек. Поэтому мы должны четко различать, что такое исцеление и что такое излечение.

Да, мы же говорили, что болезнь - определенное состояние, которое приводит человека к дискомфорту: социальному, физическому, физиологическому, духовному, душевному. То есть это состояние дискомфорта, когда человек уже находится в неестественных для себя условиях. Нормальные условия для него - здоровье, а ненормальные - дискомфорт, болезнь и все ее проявления.

- Может ли быть такое, что человек силой молитвы излечится как бы в обход медицины?

Да, очень часто такое бывает. Но нам необходимо понимать, что молитва помогает человеку исцелиться: сначала делается обновленным «ядро» человека, которое было повреждено, а потом обновляется его оболочка. Это если изложить схематично. То есть когда дух человека начинает питаться от Бога, Он начинает питать душу, душа начинает питать тело, и этот процесс идет постепенно. В космическом плане это мгновения, а на нашей Земле, когда она крутится вокруг Солнца, на это затрачивается какое-то время, поэтому мы, находясь здесь, ощущаем на себе страдания и боль какой-то определенный промежуток времени, но в масштабах Вселенной это ничего не значит.

Каждый человек должен пройти через этот опыт, Господь дал ему время, чтобы человек понял, что без Бога невозможно ничего сделать. Тот человек, который понимает это, становится на путь исправления, делается богоподобной личностью, стремится ко Христу. Такой человек, конечно, получает исцеление, и, даже имея какой-то физический недуг, он уже приобщается к свету, к райским селениям.

- Что такое молитвенное напряжение?

Дело в том, что любой труд - это определенное напряжение. Молитва не может быть в праздности, то есть человек не может гулять, получать какое-то удовольствие и при этом молиться, он должен привести себя в определенное состояние души, тела и духа. Когда мы открываем молитвослов, то первыми идут утренние молитвы, где написано, что прежде чем молиться, нужно восстать и привести себя в трезвое состояние духа, души и тела. И когда человек начинает молиться, он делает это с определенным духовным напряжением, с трудом, потому что должен отогнать от себя все мешающие ему помыслы, то есть остановить все мыслительные процессы, которые происходят в головном мозге на физиологическом уровне, пытаются завладеть всем естеством человека и начинают его отвлекать: какие-то яркие впечатления, громкие события, которые происходили и сейчас происходят.

Потому что нужно научиться молиться так: если, допустим, живешь в квартире, где соседи уже с утра делают ремонт, то пропускать это мимо ушей, а это определенный труд, определенное напряжение. Если рассматривать с физиологической точки зрения, то человек включает определенные отделы головного мозга для того, чтобы его мыслительная деятельность оставалась на одном уровне, а та область мозга, которая отвечает за молитву (она есть у человека), работала в определенном темпе, в определенном режиме и определенном состоянии.

- Если есть такая область мозга, значит, молитва является естественной частью психологии человека?

Да, для человека, который обладает сознанием, имеет чувства, разум и волю, желание и понимает, что такое молитва.

То есть как есть центр, отвечающий за координацию движений, слух и зрение, так есть такой же центр, отвечающий за молитву?

- А какие изменения происходят в мозге человека во время молитвы?

Проводились такие исследования в Петербурге, в НИИ имени Бехтерева, когда человеку накладывали определенные электроды на головной мозг и исследовали активность мозга. Состояние молитвы человека можно назвать четвертым состоянием сознания. Есть состояние бодрствования и сна, который подразделяется на быстрый и медленный сон, а есть четвертое состояние - состояние молитвы, когда в мозгу происходят определенные изменения. Я не буду вдаваться в подробности, но уже научно доказано, что человек, пребывающий в состоянии молитвы, находится в состоянии сознания, он не покидает свое тело, не уходит ни в какие миры, не общается ни с какими духами, он находится в состоянии молитвы. И его запись работы головного мозга во время молитвы очень похожа на работу головного мозга ребенка. Наверное, когда Христос говорит: «Будьте как дети», - это прямое указание на молитвенное состояние. То есть это такое состояние, когда человек как ребенок, но при этом совершает огромнейшую духовную работу.

Научные исследования и проводились, и проводятся, но самое лучшее научное исследование то, которое мы пронесли через две тысячи лет, когда апостолы нам говорили то же самое: «Непрестанно молитесь, непрестанно благодарите Бога». Апостол Иаков говорит: «Если недостает у вас мудрости, то молитесь и просите у Бога, и Бог вам по вере вашей даст, а если не посылает, значит, плохо просите и плохо молитесь, значит, не верите в то, что Бог даст». Человек получает от Бога просимое тогда, когда он в это действительно верит.

Человек возвышается духом в состоянии молитвы над всем земным временем, то есть, оставаясь в этом теле, в сознании, он духом возносится. Эти парадоксы понятны людям, которые действительно молятся, понимают это состояние, у них есть духовный опыт молитвы: ты находишься в теле, молишься, и Господь тебе открывает, каким образом тебе сделать что-либо, Господь дает тебе сердечный ответ, ты знаешь, что просимое исполнится, живешь в надежде и получаешь то, что ты просил у Бога. Бывает так, что человек молится, Господь ему посылает, он на короткое время забывает, что он молился, а когда получает просимое, вспоминает, что просил и Господь послал.

- Имеет ли молитва оздоровительный характер, влияет ли она на продолжительность жизни?

Имеет. Прежде всего, замечено, что люди, которые являются настоящими православными христианами, не курят, не пьют, не употребляют наркотики, соблюдают пост и этим самым, даже на физиологическом уровне, продлевают себе жизнь.

- Все вредные привычки мешают молитве?

Да, мы же вспоминали с вами то, что говорил Иоанн Златоуст: «Тот, кто употребляет это зелье (а оно все одного порядка), тот служит дьяволу, открывает двери своей души потустороннему миру». И через это измененное состояние к нему заходят различные духи злобы поднебесной, которые и портят человека, делают его ранимым, ущербным.

И когда человек молится на Таинствах соборования, просит у Бога прощения, то вспомните, что написано у апостола: «Болен ли кто из вас, тот пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть они помолятся над ним, и какие грехи у него были, те простятся ему», то есть предполагалось, что также будет и беседа.

Перед соборованием очень часто проводится Таинство исповеди, человек открывает свои помыслы, то есть весь накопленный негатив открывает духовнику, который духовным скальпелем вскрывает эти болезненные процессы, они выходят, и душа человека начинает заживать. Такой человек начинает потихоньку исцеляться, когда над ним помолятся, возложат руки. В Таинстве соборования есть моменты, когда священник должен возложить руки на тех, кого соборуют, помазать их, приложить к голове Священное Писание. Все эти действия, их обрядовая и духовная сторона оказывают на человека положительный эффект даже в плане физического выздоровления…

- … и продолжительности жизни.

Замечено, что у человека, который использует в своем духовном потенциале молитвы, прибегает к таинствам Церкви, продолжительность жизни увеличивается, такой человек живет, как и положено, до ста лет.

- В каком состоянии человек должен прибегать к молитве?

Прежде всего человек должен быть в трезвом состоянии ума, без эмоций, какого-то насилия, это должно проистекать из его естественного спокойного состояния души, от чистого сердца. Потому что можно делать вид, что ты молишься, а на самом деле молитвы нет. А когда человек приводит себя в определенное психофизиологическое состояние, то здесь включается та область мозга, которая выполняет эту функцию; когда человек молится, это ведь сознательный процесс. Потому что все сознательные действия человека сопряжены с определенными областями головного мозга. Господь наделил наш мозг такой молитвенной функцией, поэтому и требует от нас молитвы, чтобы этот молитвенный «передатчик», который у нас есть, включался и мы общались с Богом.

- А в бессознательном состоянии человек может молиться?

К сожалению, мы не совсем понимаем, что такое бессознательное состояние, потому что с точки зрения медицины происходит регистрация токов мозга, а в каком состоянии пребывает дух и душа этого человека, мы не знаем. Даже человек, которого называют «овощем», духовно жив, пока работает его сердце.

Говорят, что если мозг не работает, то надо отключать поддерживающую жизнь человека аппаратуру, но мы против эвтаназии. Именно потому, что мы еще не знаем наших резервных возможностей, которыми наделил нас Господь. Страховой компании не выгодно содержать такого человека, им, конечно, легче отключить, и они эту функцию перекладывают на родственников, а сами не хотят иметь дело с законом. Родственники часто рассуждают, что это лучше сделать, чтобы человек не мучился, но мы не знаем, как обстоит дело. Если человек дышит, его сердце бьется, у него происходят какие-то биологические процессы, которые свидетельствуют о продолжении его жизни, значит, надо молиться и надеяться, что он тоже может молиться. Потому что не было проделано никакой научной работы, которая нам, верующим людям, подтвердила бы, что у такого человека отвечающая за молитву функция мозга тоже не работает.

- А есть ли какие-то научные доказательства того, что молитва о таком человеке может принести свои плоды?

Есть. В нулевых годах в Америке проделывались такие опыты, когда в одном кардиологическом центре большая группа людей была разделена на две категории: одни просто получали лекарства без молитвы, а другие получали лекарства, но о них молились (они не знали, что о них молятся). Болезнь одна и та же, выздоровление в обоих группах должно было быть примерно одинаковым, потому что они получали одинаковые лекарства и были примерно одного возраста - весь комплекс показателей был одинаковым, за исключением молитвы. И оказалось, что в группе людей, о которых молились, процесс выздоровления был на 15% выше, чем в другой группе, о которых не произносились молитвы.

- А не подвергались ли исследованиям те люди, которые молились?

Были такие исследования в Петербурге, в НИИ имени Бехтерева, они проводились профессором Слёзиным. И он с научной точностью может сказать, что действительно люди, которые молятся, прибегают к церковным таинствам и имеют надежду на выздоровление, при помощи Бога очень быстро поправляются.

Кроме того, у нас в медицинской науке есть такие исследования, когда даже безнадежно больные люди, страдающие онкологическими заболеваниями, при сильнейшей своей молитве и молитве Церкви о них, обходили этот недуг: потом проводились исследования и не находили этого заболевания. При этом исключалась возможность, что такой человек получал терапию, чтобы нельзя было списать на то, что это результат эффективной терапии. Действительно, мы видели на кардиологических больных, что при помощи терапии и молитвы процесс выздоровления и процент выздоравливающих был выше на 15%.

Часто онкологические больные приходят в Новоспасский монастырь, там есть икона «Всецарица», и очень многие получают исцеление. Я туда периодически приезжаю, тоже молюсь перед этой чудотворной иконой, очень люблю это место. Я помню людей, которых видел там несколько месяцев или год назад, которые подходили и просили благословения на операцию, а потом я их встречал - и они благодарили Бога, что прооперировались и у них есть улучшения. Они пережили этот стресс, когда молитва им помогла, когда Бог поучаствовал в их жизни и изменил их, сделал их новыми людьми, они по-другому стали относиться к окружающему миру и грехам, которые творили. Поэтому это совершенно новые люди, произошла какая-то метанойя, изменение, то есть молитва - огромное дело.

- Но важна еще и сила молитвы. Какая молитва самая сильная?

К сожалению, у нас нет прибора, который измерял бы силу молитвы, но самая сильная молитва та, которая исходит от сердца, из недр души, из глубин человеческого естества. Хотя Бог Сам знает, какая молитва какой является, потому что если человек праведник, он и не знает, как должен молиться грешник. Он молится, и Господь слышит его, дает ему просимое, он плывет в середине течения. У него и очень хорошего мало, и плохого немного, у него всего понемногу. Об этом мы и просим Бога, чтобы вот так, посередине, плыть, чтобы, с одной стороны, не наслаждаться до богозабвения, а с другой стороны, не клясть Бога и не унывать.

Поэтому, наверное, сильная молитва у тех людей, которые имеют определенную нужду: и духовную, и телесную. Допустим, мать молиться о своем умирающем или находящемся в какой-то критической ситуации чаде - конечно, такая молитва будет сильной. А если просто нужно будет помолиться, чтобы все было хорошо, то, наверное, эта молитва не будет иметь такой силы.

- Есть ли необходимость молиться именно по молитвослову или можно молиться без него?

Молиться по молитвослову для человека полезнее, потому что это его и дисциплинирует, и воспитывает. Кроме того, человек получает определенный объем информации и знаний о Боге. Ведь главное не прочитать то, что в молитвослове написано, а сделать это осознанно. Я даже рекомендую людям молитвословы с переводом, где на одной странице привычные нам молитвы, а на другой их перевод на русский современный язык, и человек должен их прочитывать и сравнивать. Для того чтобы повышать свой культурный, религиозный уровень, он должен изучать церковнославянский язык, но до этого он тоже должен молиться и знать, что он прочитывает.

Я даже проделывал такие опыты: просил человека, который называет себя глубоко духовным и часто причащается, перевести то, что написано в молитвослове, и оказывалось, что он совершенно неправильно это истолковывает и неправильно переводит. Он переводит то, что он понимает, но это неполезно, потому что назначение молитвослова - дисциплинировать человека и открыть минимум знаний о Боге, о Его свойствах, действиях, Его благодатном присутствии, и о тех святых, которых мы призываем и кому молимся. Но когда человек делает это так, как ему нравится, то из него получается плохой «специалист» в молитвенном деле.

Православных объединяет знание гимнов, тропари и кондаки - это гимны, которые мы воспеваем Богу, знаем, что там написано, что в этих словах выражена наша вера. Также и в молитве должно быть это знание и практическое применение того, что ты прочитываешь. Что толку, если ты прочитал на церковнославянском и не знаешь, что именно прочитал: допустим, прочитал в вечерних молитвах исповедание грехов, а половину из них и не знаешь, что они означают, то есть происходит некая профанация.

Конечно, человеку нужно иметь личный молитвослов, чтобы там были и полезные молитвы, которые Церковь рекомендует людям, и чтобы он включал туда свои грехи, которые сам сделал, а не прочитывал те, которые там написаны. Молиться полезно и своими словами, но необходимо знать, как это делать. Прежде чем обратиться к Богу, мы должны Его поблагодарить за то, что Он хочет нас услышать, потом мы должны попросить у Него, чтобы Он выслушал нашу просьбу, а потом поблагодарить за то, что Он нас выслушал. Должна быть некая литургия, общественное делание, и чтобы оно было практическим, оно должно совершаться по определенным правилам. Дело должно быть целенаправленным. А молитва имеет своей целью, чтобы человек изменился, исцелился, стал новым, благодарным, благородным, чтобы Господь, видя такого человека, благословлял его за желание быть рядом с Ним.

- Какова польза от соблюдения утреннего и вечернего молитвенного правила?

Прежде всего, дисциплинарная, воспитательная, педагогическая польза, потому что когда человек, допустим, принимает пищу только когда хочет, у него развивается гастрит, заболевания кишечника, обмена веществ. Так же и в молитве: если человек молится когда хочет, он становится расшатанным, несодержательным, нецельным, не духовным. Когда же человек знает, что определенное время должен посвятить Богу, то из него формируется духовная личность. Каждый человек должен представлять из себя духовную личность, у которой все разложено по полочкам, собрано так, как хочет Бог.

- Как лучше молиться: вслух, шепотом или в уме?

Господь говорит: «Если хочешь помолиться, то закройся в келье своей и попроси у Бога тайно. Бог, видя твое тайное, воздаст тебе явно». То есть Господь говорит о том, чтобы твоя молитва никому не мешала. Духи злобы поднебесной, когда ты говоришь вслух, все это слышат, но когда говоришь в уме, они не могут туда проникнуть, поэтому лучше молиться молча, в уме. Но когда происходит общественная молитва, чтобы иметь определенный настрой духа и ритм духовной жизни общества, конечно, молитвы провозглашаются вслух, громко, чтобы это была декларация нашей веры и нашего правильного обращения к Богу.

Можно и шепотом помолиться, но если ты будешь так читать, а твои близкие будут тебе в стену стучать, потому что ты мешаешь и раздражаешь их, то, конечно, это не молитва. Ты уже начинаешь их осуждать: «Вот, вам бесы не дают послушать молитву». Но бывает так, что люди молятся неприятным голосом, и это так режет по ушам, что думаешь, лучше бы такой человек молчал. Лучше общаться с Богом молча, чтобы Он был твоим личным Богом, так будет больше пользы для человека. Если мне надо потренироваться в речевой составляющей, потому что читать службу нужно профессионально, то, естественно, иногда я прочитываю молитвы вслух, иногда шепотом, а чаще всего про себя, но по молитвослову, как требует церковный устав.

- В одиночестве лучше молиться про себя, а если, допустим, собрались несколько человек?

Тогда должен быть учиненный чтец, тот, который умеет правильно читать, правильно излагает саму форму и мысль того, что написано.

- Не является ли поспешная молитва оскорблением Бога?

Что значит поспешная? Если она совершается так потому, что надо это вычитать - ну, Бог с тобой контракт не заключал, ты ничего не подписывал, и Он тебе ничего не подписывал. Допустим, у человека полностью разрядился сотовый телефон - пусть попробует подзарядить его за несколько минут. Насколько ему хватит этого заряда? Примерно так будет и в душе: быстренько подсоединил, вытащил - значит, этого заряда тебе не хватит.

Все это необходимо делать правильно. Господь сделал нас такими, мы Его творения, и Он никому не должен доказывать и рассказывать, почему Он нас такими сделал. Он захотел видеть нас такими, значит - мы должны быть такими, какими хочет видеть нас Господь.

- Как влияет на исцеление человека пост в сочетании с молитвой?

Пост и молитва очень благотворны. Молитва действует исцеляюще, а пост очень часто действует излечивающе, потому что воздержание от некоторых продуктов питания животного происхождения, от сладких продуктов, которые тоже надо ограничивать в пост, позволяет человеку стать более мобильным, активизируются резервные способности организма, он начинает бороться с инфекцией, с хроническими болезнями, начинает восстанавливаться.

- Каким образом церковные таинства влияют на исцеление человека?

Прямым образом. Церковные таинства - это рецепты, которые нам передал Бог для того, чтобы нам было легче. Мы знаем: чтобы получить какое-то лекарство, необходим рецепт, так же и в таинствах. То есть, допустим, для Таинства Евхаристии Господь говорит, что нужно использовать вино, хлеб, определенные молитвы и пост, и когда мы это совершим, то Он в Теле и Крови, которые мы примем, совершит исцеляющее действие. Также мы получили рецепт от апостолов для Таинства соборования, а им этот рецепт сказал Сам Господь Иисус Христос, который они записали и передали нам. Так же и все остальные таинства. Например, водосвятие. Оно от апостолов? Да. А Кто им о нем сказал? Иисус Христос. В каком таинстве? В Таинстве крещения. Потому что когда служится водосвятный молебен и человек употребляет святую воду, он омывает изнутри свою скверну, снаружи мы тоже омываемся от этой скверны и таким образом делаемся цельными людьми, то есть приближаемся к образу того человека, которого создал Господь Бог. В полной мере мы приблизимся к нему после нашего воскресения.

- Что самое главное в молитве?

Самое главное - это желание, чтобы тебя услышал Господь, это и есть цель молитвы, а все остальное, те ценности и средства, которые используются в молитве, - это как надстройка; самое главное - вера в то, что тебя услышит Господь.

Ведущий Денис Береснев
Записала Елена Кузоро

10769 просмотров

Каждый задумывался почему помогают молитвы людям в просьбах, чаяния, в скорби и радостях? В чём сила молитвы?

Молитва для верующего – помощник, защитник, целитель, утешитель, и очень сильный оберег.

«Вначале было Слово…» — читаем мы в самом мудром важном святом источнике Евангелие от Иоанна (Новый Завет). Обретя разум и сознание, человек произнёс слово — набор звуков с заключённым в них смыслом, чем и стал отличаться от других живых существ.

Сила молитвы — в словах, обращённых ко Всевышнему

Молитвы — это не только набор слов. Это посланная энергия, свет и любовь к Богу. Поговорим в чём же сила и волшебство молитв? Почему они помогают человеку в его просьбах и чаяниях?

Слово – это то, с помощью чего живём, творим, с чего день начинается в нашей жизни: «Добрый день» и заканчивается — «Доброй ночи».
Речь человеческого общения трудно заменить, в ней вся палитра наших чувств к словам произносимым, наше отношение к описываемому событию, её трудно заменить чем-то иным.

«Язык — кладезь, вместилищем познаний человека, оказывающий влияние на развитие человека как личности».

Силу слова люди чувствовали всегда и трепетно к этому подходили. Неслучайно говорят:

«Словом можно убить и можно душу растопить».

А вы замечали, что произнося слово «спасибо» десятки раз за день, мы, особо не вдумываясь в его суть, но испытываем тепло и особую признательность к тому, кого благодарим. А если глубже вникнуть в суть этих звуков, ведь это не что иное, как «СПАСИ Бог».
Или другие яркие словообразования:

  • «Благодарю»: «Благо- Дарю».

  • «Здравствуйте»: «Будьте в здравии».

Верующие люди, почитающие божий храм, с радостью и глубиной чувств, служащие Богу, всегда признают силу молитвы, называя её связью с Богом.

Почему помогают молитвы с точки зрения энергии?

  • Слово - это сложная комбинация цифровых кодов, посредством которых мы сами того не осознавая, осуществляем связь с Всевышним и всей Вселенной. Каждой букве алфавита присуща определённая форма, создающая особое энергетическое торсионное поле.
  • Все слова, что живут вокруг нас — это определённая информация всеобщего сознания. Потому важно, чтобы они несли благую наполненность, были лишены негатива.
  • Вера — особая энергия, вложенная в слова молитвы, передаётся мысленно через пространство.
    Обращение в молитве к Создателю – образ которых живёт в каждом человеке По сути, в нас в каждом есть божья частичка. Помните же, Бог создал нас по своему образу и подобию.
  • Особенно молитвы помогают в святых местах: церковных храмах, особо почитаемых источниках, у захоронений, святых мощей, то есть там, где присутствует особая энергетика, которую нельзя описать и определить, но она есть, работает, живёт.
  • Находясь в божьем храме во время литургии, рядовой службы, все верующие излучают общую мощную энергии. И вы в этом общем хоре обращения к потусторонним силам, к ликам Святым вплетаете в общий хор своё желание, мольбу, просьбу. Так они скорее будут услышаны и дойдут до Создателя, нежели вы молиться один дома.Но можно и одному дома так настроить канал своего общения — что и он будете иметь не малый эффект воздействия и на Вселенную и значит возможность обрести то, что ждёшь от неё.

Если человек истинно верит в силу молитвы, в силу веры, способен отдаться им, то в таком состоянии в его мозге возникают особые волны, называемые дельта-волны, которые способны чувствовать лишь младенцы грудного возраста.

В молитвах молящийся на время уходит от земной реалии, мыслительные процессы приостанавливаются, человек начинает воспринимать мир душой.

Иисус говорил:

«Молиться — означает посылать светозарные потоки в пространство. Если вы не получаете помощи и защиты от Неба, то только потому, что вы сами не послали света. Небо не станет заниматься тем, что погасло. Вы хотите, чтобы оно светило на ваши призывы? Зажгите все ваши лампы».

Молитва поможет лишь в том случае, когда она идёт из самого сердца с верой. Хорошо, если человек знает молитвы канонические, те, что даёт нам религия. Не знаете — это не повод не читать молитвы. Просто ведите разговор с Богом:

«Спасибо, Господи, за всё тобой содеянное, за утро… за сон… за пищу…за жизнь… за здоровье, за силы, чтобы я смог выполнять волю Твою». «Спасибо, Господи!», «Спаси, Господи!» Произнося эти простые слова, наполненные смыслом вы сами быстро заметите, как высшие силы вас услышали и ответили добром, светом, радостью.

Научно доказано, молитвы рядом с горящей свечой, сильнее усиливают звуковые вибрации, вызывая колебания общего биополя земли, а оно переводит их в волны, и возносит к Богу. И запускается обратный эффект: на человека нисходит Божья Благодать — энергия и информация очень тонких вибраций, которые исцеляют и душу и тело.

Научно подтверждена польза молитвы для здоровья и её благотворное влияние на работу мозга. Вот почему верующие люди, посещающие храм, совершающие молитвы, имеют лучшее здоровье, живут дольше и не лишены здравомыслия.

Говорите с Богом, как с Отцом вашим, доверяя ему всю себя, просите сил и любви в сердце – и ваша жизнь наполнится радостью, вы обретете истинно свой путь, поймете свое предназначение.
И будут услышаны ваши просьбы и молитвы!

Молитва — не чародейство, а способ справляться с жизненными неурядицами, не прибегая к агрессии, алкоголю и другим деструктивным вещам. Опора на ту силу любви и доверия, которые не доступны в суете обыденной жизни. А именно такие состояния и способны творить чудеса! В статье собраны удивительные истории очевидцев. Молитва — это обращение к невидимому миру, Богу, Святым людям, ангелам, диалог с ними. В чем же сила молитвы? В чем смысл разговора с теми, кого не видишь? Каким образом слова помогают? Почему молитвы так распространены уже тысячи лет?

Напишу о том, как психология отвечает на эти вопросы. Вы можете быть совсем не религиозным человеком, скептиком, атеистом, но психика есть у каждого. Поэтому для молитвы нет разницы, кто её произносит. Если слова идут от сердца, то они меняют наше состояние.

1.Молитва снимает тревогу, дает возможность рационально действовать, сохранять рассудочное поведение в стрессовой ситуации.Мозг так устроен, что на сложный вызов среды, формирует доминанту, очаг возбуждения, который угнетает все остальные. Ваш ребенок заболел? Вы охвачены страхом за него, трудно сосредоточиться, вы переживаете. А нужно действовать, принимать решения. Или — напротив — ждать, когда врачи сделают свою работу. Молитва позволит ослабить мозговую доминанту. Молитвенное обращение, речевое действие поможет сохранять спокойствие в нелегкую минуту. А освободившиеся ресурсы мозг направит на решение проблемы.

2. Чтение молитвы помогает гармонизировать гормональный фон, избежать нарушений телесного благополучия. При сильном эмоциональном потрясении в кровь выбрасывается адреналин, гормон страха и стресса. Мышцы напрягаются, сильнее сердце, учащается ритм дыхания. Мы готовы к драке или бегству. Но не всегда можно ударить или убежать. И тогда напряжение начинает угнетать наш организм, постоянно находится в сверхмобилизации без истощения сил невозможно. Важно суметь расслабиться, успокоиться, чтобы сохранить здоровье. Моя знакомая рассказывала, как её ребенок тяжело заболел коклюшем. Он задыхался так, что оказался в реанимации. Она собрала волю в кулак, делала все необходимое, не позволяя себе страдать и плакать. Сын выжил и стал поправляться. А мать оказалась в больнице с язвой на нервной почве. Молитва же помогает рассеять напряжение и сохранить здоровье.

«Папа сильно заболел. Врачи никаких прогнозов не давали, только разводили руками: «80 лет, что вы хотите!». Мне сестра звонит и, плача в трубку, рассказывает, как нашему папочке плохо. И я подошла к иконе Матронушки и стала молиться. Молиться не умею, говорила, что в голову приходило, просила отвести болезнь и продлить жизнь папочке. У меня такого никогда не было, я как-то вся ушла в молитву. Словно уже не дома, а где-то парю, вижу себя со стороны, потом толчок и я осела на пол. Как будто проснулась, очнулась, если хотите. В горле все пересохло, голова была тяжелая, но на сердце стало спокойно. Папа не сразу пошел на поправку, еще какое-то время он находился на грани, потом сестра позвонила и сказала, что папе стало лучше. После этого он прожил еще 5 лет».

3. Молитва включат гармонизирующие состояния доверия, любви, контакта с всемогущей силой.Замечательная история, приведенная ниже, демонстрирует, как это состояние может приходить изнутри психики, во сне. Как много сил дает теплота, любовь, ласковый свет! Как мы нуждаемся в этом в самые тяжелые и трудные моменты жизни!

«У меня есть подруга, добрый и чистый человек. Однажды она мне рассказала о сне, который ей всегда снился в трудные минуты отчаяния и безнадежности. Она закончила институт, поступила в аспирантуру и решила выйти замуж за своего единственного любимого мужчину, которого любила с 8 класса. Родители были категорически против: беден, без образования, национальность не подходит. Да и его родители мечтали о другой жене. Но молодые поженились и стали жить у родителей приятельницы. Даже рождение внука не примирило родителей с этим браком. Бесконечные скандалы, требования развестись и выгнать мужа. Он и сам уходил из дома. Где он был неделями, она не знала. Каждый раз, когда она уходила гулять с ребенком, родители собирали вещи их и ребенка, говорили: «Уходи из дома и не приходи, пока не разведешься». Приятельница говорила, что находилась практически на грани безумия и отчаяния. И в этот момент ей снился один и тот же сон: она входит в пустую комнату, стены которого состоят из ласкового света и комната пронизана каким-то любящим светом. Утром она просыпалась как будто обновленная, спокойная, веселая. Проходило время — сыпались неприятности. И когда наступал край отчаяния, ей опять снился волшебный сон о комнате, в которой так светло и так много любви к ней. Сейчас они с мужем замечательно живут, вырос сын-умница».

4. Молитва концентрирует на важной задаче, подключая к решению глубокие уровни психической организации. Это может выглядеть как чудо. Чудо и есть.

«Напишу я, как я поверила в силу слова и молитвы. У меня сыну исполнялось 18 лет, начались комиссии в армию. Он высокий очень, сколиоз есть, плоскостопие, артрит, пролапс клапана сердца — всё равно годен. Я очень боялась армии. Надо знать моего сына. Он такой, слабый морально, никогда не дрался. Были у нас проблемы некоторые в детстве с особенностями развития — родился он с травмой головы и долго не говорил. А потом начал заикаться. Сильное заикание нам сняли, но какие-то заминки в речи всё равно порой проскальзывали. К ним и привязался невропатолог на комиссии, и дали ему направление на обследование в отделение неврозов. Я шла возле церкви, зашла и поставила свечки, просила: «Пусть моего сына не забирают. Если есть шанс какой-то, то отведи, Господи! У меня, кроме него, никого нет». Я боялась, что его затравят. Боялась за него, очень. При этом ни денег, ни связей, чтоб откосить, у меня не было. Сына положили в больницу, а я не могла долго приехать, работала тогда без выходных. Звоню ему, а он вдруг начинает заикаться на каждом слове, чего не было никогда. При этом сам пугается и говорит — я не понимаю, что со мной. Я приезжаю к нему, а он уже просто мычит, даже на слове мама, и дальше сказать не может. До слёз. При этом он не косит и не придуривается, нет в нём такой хитрости. Я ко врачу. Тот сам говорит: «Мы ничего понять не можем, у него спазмы, начало челюсть сводить, потом шею». Его кололи, успокаивающие разные, он как зомби. Я себя проклинала, думаю: «Вот, сама нагадала, сама сына подставила своими словами». В церковь опять ходила, прощения просила. Сын настолько не мог ничего уже говорить, что перестал и пытаться, молчал. Приеду к нему, уйдём в парк, гуляем, молчим. Пытается что-то сказать, оба плачем. Выписали его без улучшения, выписку нам не дали, отправили в военкомат. Призыв за это время прошёл, перенесли на весну. Он в техникуме учился, я ходила, просила, чтоб не спрашивали его, письменно всё отвечал. Потом, понемногу стал приходить в себя и заикание уменьшилось. Весной пошёл в военкомат, приносит военный билет, годен условно. После этого заикание стало резко проходить, и сейчас он не заикается совсем».

Есть выражение «Кто в окопе не лежал, кто детей не рожал — тот в Бога не верит». Действительно, в обыденной жизни мы мало думаем о чем-либо сверхъестественном, погружены в суету и проблемы. Но в тяжелых ситуациях, когда встает вопрос жизни и смерти, когда тревога неопределенности невыносима, мы ищем сил и поддержки у невидимого мира. Даже если раньше он был не очень нам интересен.

Василий Петров, муж моей двоюродной бабушки, прошел войну танкистом. Рассказывал, как на фронте тайно плавили олово и лили себе крестики, как молились, чтобы выжить. Многие ветераны, их близкие говорили о том же. Молитва помогала справляться с чудовищной тревогой перед лицом смерти.

«Моя бабушка в войну вымолила деда. Каждый вечер она и четверо девочек вставали на колени и молились. Деда направили с самого начала войны сразу в бой, от полка осталось только пять раненых человек, которых привезли во фронтовой госпиталь. Главврач как-то к нему подошел и предложил остаться у него санитаром, который с места боя подбирает раненых. «Так у тебя есть шанс выжить», — сказал деду главврач, -«Иначе как только вас немного вылечим, сразу в бой, из которого ты уже не сможешь вернуться». Дед дошел до Берлина, получил два ордена Красного знамени, вернулся в деревню, в которой практически не осталось мужиков».

«Мне мой свекор рассказывал, как молились на фронте. И молитву, 50 псалом Давида «Живый в помощи Вышняго», переписанную от руки показывал. Вся старенькая, затёртая. Он считал,что она его на фронте спасла…»