Ю.Хабермас. Теория коммуникативного действия (1981)

Ю.Хабермас. Теория коммуникативного действия (1981)

Юрген Хабермас

(Нар. 1929)


Немецкий философ, создатель теории коммуникативного действия, выдающийся представитель так называемого второго поколения теоретиков Франкфуртской школы, последователь Адорно и Хоркхаймера, Юрген Хабермас изучал философию, психологию, историю, экономические науки и немецкую литературу в Геттипгени, Цюрихе, Бонне; работал ассистентом у Т. Адорно во Франкфурте, на должности профессора Гейдельбергского, затем Франкфуртской университетов, а еще позже - ректором Института исследования жизненных условий близ Мюнхена. В последнее время Ю. Хабермас занимает должность профессора университета Франкфурт-на-Майне, или керосин лекции в CШA, разных университетах Европы и в Москве.

В 60-е pp. он становится известным как один из идеологов «новых левых», от которых отмежевался в связи с распространением среди членов движения культурно-нигилистических и левоэкстремистских тенденций. По мнению Хабермаса, в современных условиях экономические закономерности капитализма модифицированные влиянием государства, получившая функции планирования и регулирования производства

и распределения (социализм). Политически это позволяет государству достигать классового компромисса в рамках существующих формально-демократических структур. Следовательно, источник общественных кризисов перешло из экономической в административно-управленческую сферу. Поэтому социальные кризисы теперь имеют социокультурный характер: управление, базирующееся на принципах рациональности, вступает в конфликт с реально господствующими в обществе иррациональными мотивами поведения.

Основными работами Ю. Хабермаса является: «Теория и практика», «К реконструкции исторического материализма», «К вопросу о логике социальных наук», «Революция, опоздала», «Тексты и контексты», «Включение Второго. Основы политической теории »и др..

Современный мир Ю. Хабермас трактует как крайне противоречивый, что проявляется в «системном кризисе», которая ведет к нарушению социальной интеграции и личной идентичности членов общества. Это в равной степени касается как «капитализма», так и «социализма». Выход из ситуации, по мнению философа, находится в переходе от «инструментальной деятельности» в «коммуникативного действия» - к такому взаимодействию индивидов, упорядочивается взаимно принятыми (согласованными) нормами. Коммуникативное взаимодействие, за Хабермасом, разворачивается следующим основным направлениям: стратегическим, норморегулятивним, экспрессивным (драматургически) и коммуникативным.

Важную роль в анализе теории коммуникативного взаимодействия Ю. Хабермас придает понятию «жизненный мир», через который формируется коммуникативный контекст и который одновременно является своеобразным резервуаром («ресурс интерпретаций»), из которого можно было бы почерпнуть те или иные нормы (образцы) для достижения консенсуса.

Ведущей темой социальной философии Хабермаса стала проблема активной, «политически функционирующей» общественности. Философ обращается к проблематике межчеловеческого взаимодействия - «интеракций» (коммуникаций), сосредотачиваясь на проблеме отличия истинной коммуникации от ложной. Противопоставление социокультурного «жизненного мира» институциональным структурам общества, а также интерсубьективного понимание «практических вопросов» инструментальной манипуляции, «техническим вопросом» создает противоречия, порождающие кризис легитимации современного общества, которое само по себе не может через институциональные структуры реализовать творческий потенциал человека. Согласно двух типов интеграции в современном обществе Хабермас определяет два типа поведения относительно решения жизненного вопроса о взаимосвязи людей, коммуникацию: коммуникативную и стратегическую.

С самого начала концепция материалистического понимания истории вызвала у Хабермаса, как собственно и во многих других философов, неоднозначное отношение. Одни ученые восхищались ее логике и изящной однозначностью, другие категорически не принимали как такую, которая схематизирует исторический процесс и ориентирует пролетариат на разрушение выкристаллизовавшихся обществом исконных основ. Именно это обусловило историческую судьбу марксистской концепции общественного развития: с момента возникновения и до наших дней с ней связывали надежды на построение социально справедливого коммунистического будущего, ее обвиняли в извращении от общецивилизационных основ общественного развития человечества.

Своеобразное отношение к материалистическому пониманию истории формируется в наше время. Полный восторг одних и заперечувальний пафос других теоретиков уступают место трезвому, научному анализу марксистской концепции. Это дает возможность выявить как ее достояние, так и существенные недостатки, определить ее место в системе эволюции научных взглядов на историю, эвристические возможности ее объяснения.

Теория социальной эволюции известного немецкого философа Ю. Хабермаса является наиболее обоснованной из попыток теоретического переосмысления марксистской концепции истории. По выражению одного из представителей Франкфуртской школы А. Вельмара, «теория Хабермаса, критически воспринимая Маркса, пытается с помощью Маркса выйти за пределы Маркса. Она исходит из новых исторических обстоятельств и направлена на ревизию Маркса »(Цит.: Гайда А. В.« Материалистическое понимание истории и теория социальной эволюции »Ю. Хабермаса / / Филос. Науки. - 1983. - № 1. - С. 85). Какие же новые возражения против марксизма находит Ю.Хабермас и в связи с этим он предлагает?

Прежде ученый обвиняет существующие варианты марксизма несостоятельности раскрыть специфику современного капиталистического общества. По его мнению, марксистская теория принципиально не может объяснить ряд его социальных явлений. К ним, в частности, Ю. Хабермас относит: факт существования новых - неклассовым отношений между базисом и надстройкой, невозможностью отчуждения товаропроизводителя от продукта его труда; исчезновения пролетариата как носителя будущей социальной революции, из-за чего "любая революционная теория теряет за этими обстоятельствами своего адресата »; своеобразие социалистических реалий как таковых, принципиально не укладываются в концепцию материалистического понимания истории.

Вместо традиционно-марксистской интерпретации социальных процессов и явлений Ю. Хабермас предлагает теорию социальной эволюции как наиболее адекватной концепции истории, существенно видоизменяет исторический материализм, преодолевает его односторонность.

Главный недостаток марксистской концепции истории ученый видит прежде всего в понимании К. Марксом феномена труда. К специфически человеческих форм жизнедеятельности эволюция пришла не только под влиянием труда и, главным образом, через труд, считает. Ю. Хабермас, а благодаря общению и языку. Именно язык является тем сверхъестественным феноменом, который обеспечивает уровень социокультурного развития, формирования человека как носителя общих коммуникативных ролей. Лингвистический анализ языка становится для Ю. Хабермаса фундаментом создания общей теории эволюции социального, потому что именно речевая коммуникация и языковое понимание создают предпосылки для практического осуществления предполагаемых форм жизни, соответствующих форм социальной действительности.

Лингвистический и социальный процессы, за Ю. Хабермасом, идут параллельно друг другу. Деформирована коммуникация порождает деформированное социум. Ложное понимание жизни негативно отражается на обществе. Совершенная коммуникация гарантирует морально-духовное совершенствование личности, скажется положительными изменениями на всех жизненных проявлениях.

Марксистский анализ истории развития общества, как истории становления соответствующих форм труда, Ю. Хабермас пытается заменить историей коммуникативных процессов. Категории «производительные силы» и «производственные отношения» должны уступить место более общим понятием «труд» и «интеракция». Под трудом философ понимает инструментальную действие, или рациональный выбор, понятие же «интеракция» охватывает все коммуникативные действия - институциональные границы, в пределах которых осуществляется социально-культурную жизнь.

Инструментальные и коммуникативные действия, за Ю. Хабермасом, отражают три основные сферы человеческой деятельности: труд, язык и власть, их соотношением определяется вид и качество социального. Поскольку указанное соотношение исторически постоянно менялось, всю социальную эволюцию можно представить как историю общественных принципов организации, сменяли друг друга. Этот процесс на основе проникновения человека в сущность социального, есть понимание, которое достигается обучением, образованием. Таким образом, исторический процесс ученый рассматривает как социокультурный процесс обучения, а фундаментальную основу социальности - в том, что каждый должен учиться. Соответственно уровню обучения формируются общественные принципы организации, изменение их стоит социальной эволюцией человечества от элементарных до развитых универсальных форм социальности.

Исходя из этого, Ю. Хабермас пришел к выводу о существовании четырех общественных формаций человеческой истории: передвисоко-культурной, традиционной, капиталистической, посткапиталистическое (государственно-социалистической). Переход от одной к другой происходит путем сознательной замены принципов общественной организации, а не через борьбу и революцию, как считают марксисты. Именно политическая дискуссия, что приводит к установлению оптимальных форм коммуникации, и является тем «волшебным ключом», открывающим оптимальные решения относительно лечения безнадежно больного общества.

Итак, эволюционистская концепция Ю. Хабермаса направлена против основы основ марксизма - учение о классовой борьбе как главного источника общественного развития. Ученый пытается доказать, что не революция, а эволюция отражает неуклонный прогресс человечества лестнице прогресса. Он делает попытку убедить общественность, особенно политических деятелей, стабилизацию социальной системы, решения различных проблем можно осуществить путем свободной политической дискуссии, а не классового противостояния и конфронтации.

Известно, что корни теории социальной эволюции Ю. Хабермаса содержатся в учении о языковые игры Л. Витгенштейна, прагматике М. Хомского, теории интерсубъективности Э. Гуссерля, психоанализе 3. Фрейда и особенно - в историцизм и герменевтике В. Дильтея. Ю. Хабермас увлекался В. Дильтея, ценил его историческую концепцию, хотя, конечно, развил ее в соответствии с социально-научного опыта XX в.

В последнее десятилетие Ю. Хабермас интересуется такими проблемами, как «модерн» и «постмодерн», либерализм и коммунитаризм, проблема демократии и правового государства, административной власти и конституции, теорией языка и речевых коммуникаций. По каждому из этих вопросов Ю. Хабермас выражает собственную точку зрения, взвешенную и обоснованную в контексте всей полноты современной философской культуры.

Юрген Хабермас — известный западноевропейский ученый, который считается основателем концепций коммуникативного действия. Его биография является отражением жизненного пути целого поколения немцев, сознание которых в детстве было отравлено идеями национал-социализма, а зрелые годы пришлись на эпоху холодной войны.

Семья

Будущий известный социолог и философ родился в 1929 году в Дюссельдорфе в достаточно состоятельной семье руководителя торгово-промышленной палаты Кельна Эрнста Хабермаса. Дед Юргена был теологом и преподавал в учительской семинарии. Что касается матери, то в годы Первой мировой войны она служила медсестрой в военном госпитале.

Детство

Юрген Хабермас появился на свет с пороком внутриутробного развития, так называемой волчьей пастью. Этот недостаток в детстве затруднял его общение со сверстниками и взрослыми, поэтому в младших классах мальчик заметно отставал в развитии от других учеников. Отец Хабермаса вскоре после его рождения вступил в нацистскую партию, поэтому его дети воспитывались в соответствии с идеями национал-социализма.

В 1943 году в возрасте 14 лет Юрген прошел курс подготовки инструкторов по оказанию первой помощи и записался в гитлерюгенд. В 1945 году его старший брат был призван в армию вермахта. Однако самого Юргена родители спрятали, и он скрывался до прихода американских оккупационных войск.

Учеба

Когда Хабермасу исполнилось 20 лет, он уехал в Геттинген и поступил в университет, где проучился 2 года. Затем он продолжил свое образование в Цюрихе и в Бонне, где изучал философию, историю, экономику, социологию, политическую экономию, психологию и немецкую литературу. Его наставниками во время учебы были Э. Ротхакер, Н. Гартман, В. Келлер, И. Тиссен, Т. Литт и Г. Вайн.

Начало научной деятельности

Во время учебы в Цюрихе Юрген Хабермас встретился с К. О. Апелем, и между учеными зародилась дружба, которая длится и по сей день. Последний заинтересовал его идеями американского прагматизма. В полемике с Апелем родилась идея научного труда, благодаря которому прославился Юрген Хабермас. «Теория коммуникативного действия», опубликованная в 1981 году, вызвала огромный интерес.

Однако вернемся в далекий 1954 год, когда Юрген Хабермас с успехом защитил кандидатскую диссертацию, в которой рассматривал идеи Шеллинга, раннего Маркса и немецких экзистенциалистов.

Преподавательская деятельность

В конце 1950-х годов Юрген Хабермас, «Теория и методика» которого оказали большое влияние на специалистов, занимающихся исследованием процессов, происходящих в современном обществе, стал преподавателем Франкфуртского института социальных исследований. С 1956 по 1959 годы он работал ассистентом и принимал участие в обширном эмпирическом и социологическом исследовании, предметом которого стала система образования Западной Германии. Материалы этих научных изысканий, проводимых в течение трех лет, легли в основу первого значительного труда, созданного Хабермасом и озаглавленного как «Студент и политика».

В 1960-х годах

В Германии тех лет получить место в академической среде было непросто. Хабермасу, как и многим другим ученым, не удалось получить звание и место доцента, поэтому он на некоторое время покинул Франкфурт. Впоследствии такое отношение старших коллег привело к тому, что во время студенческих волнений ученый выступил за радикальную реформу в сфере университетского образования.

Тем не менее в 1961 году Хабермас все же защитил докторскую диссертацию в Марбурге и получил звание доцента. Его работа «Структурное изменение общественности» была переиздана 20 раз и получила широкий резонанс в среде западных интеллектуалов.

Работа в известных вузах

В том же 1961 году Хабермас получил приглашение на место профессора философии в Гейдельбергском университете, который является одним из старейших в Европе.

Там ученый проработал до 1964 года, а после стал преподавать во Франкфурте. С 1971 по 1980 год Хабермас занимал руководящую должность в Институте исследований жизненных условий, а в начале 80-х работал в институте социальных наук им. Макса Планка. В середине 1980-х годов Хабермас занимался длительным научным проектом, финансируемым Немецким научным фондом. В результате чего был создан его второй по значимости труд под названием «Фактичность и значимость».

После выхода на пенсию

Активную преподавательскую деятельность в самых известных вузах Европы Хабермас завершил в 1994 году. На пенсии он стал совершать поездки по всему миру, в том числе в Россию, выступая с научно-популярными лекциями. В 1989 году Хабермас прочитал 3 доклада в Институте Философии РАН. Еще раз он посетил нашу страну в 2009 году, где на философском факультете МГУ выступил с лекцией «От картин мира к жизненному смыслу». В любой стране планеты Хабермас собирал полные залы, причем его аудитория имела разный возрастной состав, так как идеи этого ученого интересны людям любого возраста.

Жизненный и коммуникативные миры

Основой социологической теории Хабермаса является антагонизм сферы, в рамках которой находятся наши социальные отношения, и области деловых отношений, которые имеют место в государственных институтах и на экономическом рынке. Для их обозначения ученый ввел понятия «жизненный» и «коммуникативный мир». Эти сферы обладают качественным признаком различия, сводящимся к понятию рациональности. В первом случае речь идет о коммуникативной рациональности, а во втором — об инструментальной. Их изменение происходит на фоне социальной эволюции, которую Хабермас определяет через развитие познавательных способностей человека, включающих как производственную, так и когнитивную деятельность.

Эта главная работа философа принесла ему мировую известность. В ней Хабермас указывает на 4 аспекта социального действия:

  • «Телеологическое действие» образует основу философской теории действия. Согласно ей актор (осуществляющий действие) достигает цели, применяя подходящие средства надлежащим образом.
  • Понятие «действие» можно расширить до «модели стратегического действия». Тогда оно будет соотноситься не с отдельно взятым актором, а с членами некой социальной группы, совершающей свои действия, ориентируясь на общие ценности.
  • «Драматическое действие» не связывают ни с отдельными акторами, ни с членом той или иной социальной группы. Оно имеет отношение к участникам интеракции, являющимися зрителями друг для друга.
  • Понятие «коммуникативное действие» связано с интеракцией двух и более людей, владеющих речью, которые способны к действию и вступают в межличностное отношение.

Личная жизнь

В 1955 году Юрген Хабермас, философия в подаче которого вызывает огромный интерес даже у людей, далеких от науки, женился на Уте Вессельгофт. В браке у них родилось трое детей. Сын Хабермаса (Тильманн) с 2002 работает профессором психоанализа в том же вузе, где многие годы преподавал его отец, — во Франкфуртском университете. По стопам Юргена Хабермаса пошла и дочь ученого — Ребекка. Она профессор истории в университете Геттингента.

Награды

За свою научную деятельность Юрген Хабермас, социология в представлении которого должна заниматься изучением коммуникативных взаимоотношений индивидов, получил множество премий и призов. Наиболее ценными из них являются премии:

  • Теодора Адорно;
  • Ганса и Софи Шолль;
  • им. Лейбница;
  • Соннинга;
  • принца Астурийского;
  • Киото;
  • Хольберга;
  • Эразма;
  • Клюге;
  • и пр.

Кроме того, в 2000 году философов был награжден медалью Гельмгольца, а сравнительно недавно в его честь был назван астероид N 59390.

Наиболее интересные произведения, переведенные на русский язык

Среди работ Юргена Хабермаса, которые доступны жителям нашей страны, не владеющим немецким языком, следует отдельно отметить такие научные труды, как:

  • «Демократия. Разум. Нравственность»;
  • «Будущее человеческой природы»;
  • «Политические работы»;
  • «Эссе к конституции Европы»;
  • «Расколотый Запад»;
  • «Ах, Европа» и пр.

Теперь вы знаете, кто такой Юрген Хабермас, книги которого стоит почитать не только специалистам, но и каждому, кто интересуется философией.

ХАБЕРМАС, ЮРГЕН (Habermas, Jürgen) (р. 1929), немецкий философ, крупнейший представитель Франкфуртской школы. Родился в Дюссельдорфе 18 июня 1929. Изучал философию, историю и психологию в университетах Гёттингена, Цюриха и Бонна. В 1954 защитил под руководством Э.Ротхакера докторскую диссертацию о философии Шеллинга. С 1956 по 1959 – ассистент в Институте социальных исследований во Франкфурте-на-Майне, руководимом М.Хоркхаймером, а в 1980–1983 – директор этого института. С 1964 по 1971 (и с 1983) – профессор философии и социологии Франкфуртского университета. С 1971 по 1980 – директор Института Макса Планка (в Штарнберге).

В центре философских размышлений Хабермаса – понятие коммуникативного разума. Первым шагом в развитии этого понятия была книга Познание и интерес (Erkenntnis und Interesse , 1968). В этой работе Хабермас ищет модель критического диалога, с помощью которой надеется заново осмыслить притязания трансцендентальной философии, увязав последнюю с инструментарием социальных наук. «Сознание», выступавшее в традиционной европейской онтологии в качестве верховного судьи, лишается теперь своих прерогатив, и его место занимает универсальное коммуникативное сообщество. При этом сама коммуникация не выступает в качестве высшей и последней инстанции, поскольку ее результаты находятся в зависимости от общественных условий и на них может сказываться влияние отношений господства и подчинения. Поэтому критике надлежит еще раз проанализировать общество, чтобы отличить свободную коммуникацию от коммуникации, находящейся под воздействием отношений господства – подчинения. В этом контексте образцами для Хабермаса выступают Маркс и Фрейд, сделавшие принципиально важный шаг на пути критического обновления понятия разума. Новое понятие разума критично (но связано с критикой общества, а не только с «критикой разума», как у Канта) и имеет всеобщий характер (будучи нормой процедур, выполняемых потенциально универсальным коммуникативным сообществом, а не актуальной очевидностью всеобщего акта «я мыслю», как у Декарта или Канта).

Начиная с 1971 (а именно с выходом небольшой работы Предварительные размышления по теории коммуникативной компетенции , Vorbereitende Bemerkungen zu einer Theorie der kommunikativen Kompetenz ) Хабермас стремится связать коммуникативное понятие разума с «лингвистическим поворотом», совершенным англо-американской аналитической философией. Обращаясь к соответствующим исследованиям К.-О.Апеля (и в тесном сотрудничестве с ним), Хабермас приходит к разработке понятия разума, опирающегося на теорию языковых актов. Эта теория обстоятельно излагается в двухтомном труде (Theorie des kommunikativen Handelns , 1981).

Своеобразие философской теории Хабермаса заключается в том, что он связал понятие разума с эмпирической теорией социальной эволюции, разработанной Марксом, Вебером и Парсонсом. Он отвергает философский априоризм и сосредоточивает усилия на разработке постметафизического «философского проекта». Это означает, что философское понятие разума не является независимым от эмпирических наблюдений и должно постоянно подтверждать себя в диалоге с конкретными научными дисциплинами, отражающими факт функциональной дифференциации общества. Диалог философии с частными науками Хабермас иллюстрирует то на примере психоанализа (Познание и интерес ), то на примере теории социальной эволюции (К реконструкции исторического материализма , Zur Rekonstruktion des historischen Materialismus , 1976), то на примере теории общества (Теория коммуникативного действия ), то на примере теории права (Фактичность и значимость , Faktizität und Geltung , 1992). Теория познания возможна лишь в качестве теории общества – мысль, проходящая через все творчество Хабермаса. В противовес Марксу Хабермас четко различает философию истории и теорию общественной эволюции (сближаясь в этом пункте с Ж.Пиаже, Т.Парсонсом и Н.Луманом).

Основной мотив критической теории своих учителей, Хоркхаймера и Адорно, Хабермас с самого начала стремился дополнить теорией демократии. Благодаря этому дополнению Франкфуртская школа была выведена из тупика негативизма и получила мощный импульс для дальнейшего развития. Осмысляя структурную трансформацию, переживаемую обществом, Хабермас еще в начале 1960-х годов выдвинул понятие, которое в конце того же десятилетия сделалось ключевым для целого поколения революционной студенческой молодежи. Это понятие – публичность, общественность (Öffentlichkeit). Другую важную тему хабермасовских исследований образует взаимосвязь права и демократии. Эта тема обсуждается Хабермасом в его книге Фактичность и значимость . где развитое в предыдущих работах коммуникативное понятие разума применяется к классической теории суверенитета. Стержнем предлагаемой им теории права является полемика с восходящим к К.Шмитту (1888–1985) разделением воли и разума (voluntas и ratio). Согласно Хабермасу, формирование национального суверенитета следует понимать как рациональный процесс, включающий в себя выработку общественной воли, которая вне этой рациональной процедуры носила бы анархический характер.

Формулировки и понятия Хабермаса оказали заметное влияние на современную мысль. Выдвинутые им в 1960-е годы понятия эмансипации, теоретико-познавательного интереса, коммуникации, дискурса в 1970-е годы были развиты в концепции «кризиса легитимности позднего капитализма», а в 1980-е годы дополнены терминами и афоризмами, получившими распространение в языке не только ученых, но и широкой публики («колонизация жизненного мира», «новая непрозрачность» и др.).

Полемика Хабермаса с «историческим ревизионизмом» консервативных немецких историков дала толчок дебатам, вышедшим далеко за пределы академического «спора историков». Продуктивное восприятие идей Хабермаса ощутимо во многих странах, особенно в США, где его влияние на молодых радикально настроенных интеллектуалов едва ли не сильнее, чем в ФРГ.

Юрген Хабермас - немецкий философ и социолог. С 1964 года он является профессором во Франкфурте-на-Майне. Он стал крупнейшим философом нашего времени благодаря открытости своих взглядов и живому интересу к проблеме решения конфликтов без насилия. Известность пришла к Юргену Хабермасу после ряда его открытых выступлений против известных философов своего времени.

Детство

Родившись в эпоху политического напряжения (18 июня 1929 года) в небольшом городке Дюссельдорфе, Юрген Хабермас стал одним из тех немецких детей, которые подвергались серьезной пропаганде на вступление в Гитлерюгент. Многие источники заявляют, что Хабермас был членом этой нацистской организации. В 2006 году вокруг этой темы разгорелся большой скандал с участием популярных немецких изданий.

Известный историк Франц Ульрих Велер опровергал эту информацию, ссылаясь на то, что у Юргена с рождения был порок развития - заячья губа. Сам Юрген Хабермас, фото которого прекрасно это демонстрирует, всячески старался избегать подобных разговоров. В связи с этим он не мог вступить в организацию, которая отбирала в свои ряды только «совершенных арийцев». Однако существует мнение, что будущий философ в возрасте 14 лет вел занятия среди членов Гитлерюгента по оказанию неотложной медицинской помощи.

Юрген Хабермас, биография которого достаточно интересно повлияла на его начал интересоваться политикой и человеческими отношениями еще в школьные годы.

Становление научных интересов

Школьные годы Юргена прошли в гимназии Гуммерсбаха. Здесь молодежь встречала каждое сообщение о продвижении немецких войск на восток восторженными рукоплесканиями. Ранее провинциальный городок на время войны стал индустриальным центром. Сюда привозили рабочих - пленников из стран завоеванной Европы. В такой атмосфере и формировалась личность Юргена.

После окончания гимназии он усиленно стал изучать философию, психологию, социологию и историю. Занимался Юрген в университетах Цюриха, Геттингена и Бонна. После завершения учебы ему захотелось попробовать себя в роли журналиста. Работал Хабермас в качестве нештатного сотрудника Frankfurter Allgemeine Zeitung и Handelsblatt. Известность пришла к нему в возрасте 24 лет, после обрушения критики на титана немецкой философии тех лет Юрген открыто обвинил Мартина в пропаганде нацизма.

В процессе длительного переосмысления современной действительности Хабермас стал формировать идею о коммуникативном аспекте конфликта. Он считает, что принять рациональное решение в процессе коммуникации можно благодаря дискурсу - так называется процесс понимания людей, имеющих общие жизненные принципы.

Творчество Юргена Хабермаса

Исходными моментами социологической теории Хабермаса являются 2 понятия:

  1. Жизненный мир - в нем существуют все социальные отношения (семья, друзья, работа). Ему соответствует коммуникативная рациональность.
  2. Системный мир - представляет собой анонимные и деловые отношения. Ему соответствует инструментальная рациональность.

Одним из главных трудов Хабермаса является «Теория коммуникативного действия», в котором разрабатывается оригинальная концепция общества.

Особый интерес представляет идея немецкого философа о взаимодействии в современном обществе. Юрген Хабермас разграничивает все действия на коммуникативные (которые призваны обеспечивать взаимопонимание) и формальные (нацеленные на результат).

Философский дискурс о модерне - это книга, включающая 12 лекций Юргена Хабермаса, которые он читал в ряде европейских университетов. Впервые ее опубликовали в 1985 году. Тогда она имела большой успех и вызвала сильный резонанс в интеллектуальных кругах. По сей день книга не утратила своей актуальности. В труде Хабермас обсуждает проблемы современности, связывая воедино мнения сторонников и противников культуры постмодерна.

Чем интересен современным политологам и социологам Юрген Хабермас? Биография, кратко описывающая его общественную деятельность, позволяет проследить процесс формирования идей неомарксизма.

Преподавание и исследования

С 1964 по 1994 год Юрген Хабермас возглавляет кафедру философии и социологии университета Франкфурта-на-Майне. Его появление стало фурором для студенческой молодежи. Они сразу полюбили идеологию критика-правдолюба. В этот период Хамбермас становится одним из главных представителей второго поколения теоретиков неомарксизма. Однако интерес студенческой молодежи к известному философу пропал после того, как последний жестко раскритиковал действия одного из лидеров теоретиков «левых» Руди Дучке.

Происходит это следующим образом. В 1967 году в Берлин прибывает шах Ирана Мохаммед Роза Пехлевин. Западноевропейские студенты выступают с акцией протеста против нравов этой страны. Впоследствии митинг выливается в массовые беспорядки и стычки с полицией, в результате которых погибает студент Бенно Онезорг. Хабермас открыто заявляет, что Дучке является левым фашистом и провоцирует насилие полицейских.

В 70-х годах Юрген осуществляет программу исследований согласно направлению социал-демократической партии Германии. В 1994 году философ ушел на пенсию.

Юрген Хабермас: цитаты

Идеология Юргена Хабермаса основывается на повышении рациональности человеческой коммуникации. В отношении государственного устройства философ говорит, что социальное государство является результатом мирного сосуществования капитализма и демократии.

Человеческие отношения Юрген стремится сделать более продуктивными. Он считает, что разум дан человеку, чтобы доносить до него неразумное. Интересно мнение философа по поводу чувства вины. «Она является индикатором измены долгу и сопровождает раскол воли».

Критика Юргена Хабермаса

Противники теории коммуникативного действия Хабермаса критиковали его в том, что его идеальная ситуация консенсуса, ненасильственного договора слишком далека от современности. В условиях жестокости и иррациональности человека такие методы коммуникации являются бесполезными.

К примеру, Й. Меехан в предисловии сборника «Феминистки читают Хабермаса» пишет следующее: при всей созидательной силе этой философии, пропитанной либерализмом и стремлением к защите прав человека, она все-таки остается глубоко мужской. Это, по мнению Меехан, означает отсутствие попыток осмысления гендерных проблем в философии Хабермаса.

Личная жизнь

Еще во время учебы в университете Юрген встречает свою будущую жену. С ней он разделял глубокое политическое разочарование режимом, царившим в те времена в Германии. В настоящее время Хабермас занимается научной деятельностью.

Политические воззрения Юргена Хабермаса направлены на создание концепции социальной эволюции. Ее философ видит в развитии когнитивных и производственных способностей человека. Труды великого ученого стали одними из самых цитируемых источников для студентов специальностей философии и социологии.

В современной конфликтологии идеи Хабермаса стали основополагающими для создания продуктивных моделей решения политических и социальных споров.

Понятие коммуникативного действия отражает интеракцию по меньшей мере двух взаимодействующих субъектов, ачадеюших речью и вступающих в межличностное отношение. Особое значение в этой модели принадлежит языку. Только с языком зарождаются действия, ориентированные на взаимопонимание.

Все действия по ориентации акторов делятся на два больших класса: ориентированные на успех — формальные; ориентированные на понимание — коммуникативные.

Исходным моментом социологической теории Хабермаса выступает понятие «жизненный мир», в котором существуют наши социальные отношения: работа, семья, друзья. Жизненному миру противостоит «системный мир», состоящий из анонимных и деловых отношений, имеющих место на экономическом рынке и в государственных институтах. Эти два мира обладают качественным признаком различия, которое сводится к понятию рациональности. Жизненному миру соответствует коммуникативная рациональность, системному миру — инструментальная. Изменение типов рациональности происходит на фоне социальной эволюции. Хабермас определяет социальную эволюцию через развитие человеческих познавательных способностей, которые включают как когнитивную, так и производственную деятельность.

Социология Ю. Хабермаса

(р. 1929) — современный немецкий социолог, интегрировавший в своем учении философскую и социологическую перспективы, которые зачастую остаются изолированными или даже противопоставляются. Учение Хабермаса служит своего рода синтезом концепции рациональности социального действия и концепции интеракции.

Систематическое развитие идеи Хабермаса находят в работе «Теория коммуникативного действия», где на основе понятия социального действия разрабатывается оригинальная концепция общества.

Хабермас указывает, что понятие социального действия охватывает четыре аспекта:

  • понятие «телеологическое действие» еще со времен Аристотеля образует сердцевину философской теории действия. Актор достигает цели, надлежащим образом применяя подходящие средства;
  • телеологическое понятие действия может быть расширено до «модели стратегического действия». Оно соотносится не с отдельно взятым актором, но с членами какой-либо социальной группы, ориентирующими свои действия в зависимости от общих ценностей;
  • понятие «драматическое действие» не связано ни с отдельным актором, ни с членом какой-то социальной группы. Оно связано с участниками интеракции, которые друг для друга я вляются зрителями. Актор формирует у зрителей определенный образ самого себя, целенаправленно раскрывая свой субъективный мир. Основное понятие «саморепрезентация» отражает целенаправленное выражение своих переживаний, а не спонтанное самовыражение;
  • понятие коммуникативного действия связано с интеракцией по меньшей мере двух владеющих речью, способных к действию субъектов, вступающих (с помощью вербальных или невербальных средств) в межличностное отношение. Акторы стремятся достичь понимания ситуации действия с тем, чтобы координировать планы действия и сами действия. Такое понимание связано в первую очередь с достижением согласия по поводу ситуаций. В этой модели действия особое значение приобретает язык.

Хабермас разделяет все действия на коммуникативные, или ориентированные на взаимопонимание, и формальные, ориентированные на результат. Помимо этих фундаментальных различий, связанных с ориентацией, действия различаются между собой используемым в них типом знания и формами аргументации. Эти моменты составляют три главных аспекта рациональности действия.

Взяв за основу типологию социального действия Вебера, Хабермас разработал собственную типологию, содержащую два больших типа: действия, ориентированные на успех, и действия, ориентированные на понимание.

Объясняя специфику коммуникации, Хабермас вводит заимствованное из феноменологии понятие «жизненного мира» как основы понимания, а по аналогии с понятием «языковой компетенции» Н. Хомского вводит понятие «коммуникативной компетенции». Это не монологическое понятие, а диалогическое, т.е. подразумевает знание не только языка, но и социальных условий и их интерпретации. По своей сущности коммуникативная компетенция ориентирована на понимание и поэтому является интерсубъектной и диалогической; она нацелена на становление смысла и значения языковых выражений через коммуникацию.

Центральным понятием теории коммуникативного действия является дискурс — аргументация и понимание имеющих общий жизненный мир людей, связанные с коммуникативной рациональностью, освобожденной от инструментально-рациональных связей.

Хабермас признает, что процессы общественного воспроизводства нельзя достаточно полно объяснить с помощью коммуникативной рациональности, но можно объяснить «символическое воспроизводство жизненного мира социальных групп, увиденного из внутренней перспективы».

Поэтому общество понимается на двух уровнях: с одной стороны, как жизненный мир, т.е. символическое самовоспроизводство или самоинтерпретация, а с другой — как «система» действий, каковой общество кажется постороннему наблюдателю. Общества должны рассматриваться одновременно и как система, и как жизненный мир.

Система и жизненный мир — это два различных способа понимания мира, разделенного на три части: объективный мир фактов, социальный мир норм и субъективный мир внутренних переживаний.

Жизненный мир — это совокупный процесс интерпретаций, относящийся ко всем трем мирам. Интерпретация происходит в какой-то конкретной ситуации. Ситуация — это «отрывок» из жизненного мира, который выделяет из него определенные темы и цели действий.

Основной проблемой и спецификой современности, согласно Хабермасу, является разъединение системы и жизненного мира, выражающееся в процессе овеществления современных жизненных миров и все большей их провинциализации. Жизненный мир становится достоянием частной жизни и выпадает из социальной системы, включающей в себя деньги и власть.

Общественная эволюция в наше время характеризуется изменением зависимостей между жизненным миром и системами. Если первоначально системы определялись жизненным миром, то впоследствии они развили растущую самостоятельность, утратили свою первоначальную зависимость от связей жизненного мира и выработали собственную динамику. Подобное овеществление общества представляет собой перемещение центра тяжести на не зависящие от языка и коммуникации среды — как деньги и власть, что означает поглощение жизненных миров системами.

На стыке системы и жизненного мира возникают новые конфликты (проблематика окружающей среды, сверхсложность, перегруженность коммуникативных структур и т.п.). Поэтому проблемы современного общества нельзя понять только с помощью анализа системных процессов: необходима их критика на основе противоположной системному рассмотрению концепции, и это может быть анализ коммуникативного действия с позиций жизненного мира.

Критическая теория не должна заниматься идеологиями, поскольку характерной чертой современности, по Хабермасу, является фрагментация обыденного сознания и колонизация его системами. Следствием распада общего понимания жизненных миров выступает конец идеологий; место «ложного сознания» занимает фрагментарное сознание. Точно так же устаревшим является понятие классового сознания, поэтому критическая теория общества должна обратиться к критике культурного обнищания и исследованию условий для воссоединения рационализированной культуры с повседневной коммуникацией, основанной на витальной передаче от поколения к поколению. Разработанное

Хабермасом понятие жизненного мира помогает объяснить процесс сохранения и воспроизводства культурных ценностей в жизненном пространстве при смене поколений.