Еропкин. Еропкин Пётр Михайлович Смотреть что такое

Еропкин. Еропкин Пётр Михайлович Смотреть что такое "Еропкин" в других словарях

Петр Еропкин

П.М. Еропкин

Петр Михайлович Еропкин (1698–1740) – самая трагическая фигура в истории русского зодчества последних трех веков. Он открывает собой долгий ряд художников и зодчих – подвижников, новаторов, преобразователей, просветителей, общественных деятелей. От него начинается отсчет: Баженов и Радищев, Львов и Захаров, многие другие, истинно русские, национальные гении. Его имя почти не звучит в лекциях и на экскурсиях – «ничего не сохранилось», а потому вроде бы и нет повода для разговора… Быть русским художником в России – всегда подвижничество.

Кажется, что судьба Еропкина была предопределена. О нем можно сказать словами Грибоедова – «горе от ума». Он происходил из рода смоленских князей, ведущего начало от Владимира Мономаха. Отец зодчего, боярин Михаил Федорович, был сторонником петровских реформ. Не случайно царь вызвал юного Петра из Москвы в Петербург для учения – с 1716 года он в Дании, Голландии, а затем – Италии (Флоренция и Рим), где «птенец гнезда Петрова» изучал «архитектурные художества и разные науки». В 1723 году Петр Еропкин вернулся в Петербург широкообразованным специалистом, знающим языки, он вез с собой книги – основу своей будущей богатой библиотеки. Вернулся Еропкин со страстным желанием служить Отечеству, на деле применить полученные энциклопедические знания. За его плечами была теоретическая и практическая школа – Еропкин был первым русским зодчим-профессионалом нового времени. Его служебная карьера была стремительной. Он много работал, в Москве, пригородах Петербурга – Екатерингофе, Стрельне, Петергофе, до этого пройдя «экзаменацию» у К.Б. Растрелли и Д. Трезини. После второй «экзаменации» в 1725 году он первым из русских получил звание архитектора, а через два года сам экзаменовал Ивана Коробова, в будущем творца Адмиралтейства. В эти годы зародилась дружба и творческие связи с М.Г. Земцовым и другими зодчими того времени.

После кончины Петра I Еропкин руководил постройкой трех деревянных триумфальных ворот в Москве к коронации Петра II. После Москвы, с 1731 года, – самый насыщенный и к тому же последний этап деятельности мастера – всего 10 лет. Впечатляет уже сам перечень работ: мощение улиц, очистка рек и каналов, дренажные работы и осушение обширных территорий, постройка мостов и новые конструкции набережных с мыслью об их последующей замене каменными (для борьбы с наводнениями), проект Гостиного Двора на Невской першпективе и множество других прозаических, но необходимых дел. Так формировался зодчий-градостроитель: не отдельные, пусть даже и значительные постройки и районы, а весь город становится заботой Еропкина, и здесь он является прямым предшественником великих зодчих конца XVIII – начала XIX веков.

«Звездный час» Петра Михайловича – те недолгие годы, которые ему суждено было трудиться архитектором созданной в июле 1737 года «Комиссии о строении…». Помогло несчастье – сильнейшие пожары 1736–1737 годов в Адмиралтейской части, при которых выгорела почти вся застройка. Это и послужило стимулом к созданию Комиссии, во главе которой стал Б.Х. Миних, крупный военный инженер, все еще не оцененный в нашей науке. Объективной оценке его многогранной и полезной деятельности, очевидно, помешали отрицательные личные качества Миниха. Еропкин был единственным архитектором в этой Комиссии, ставшей прообразом архитектурно-планировочного управления, по существу он и был главным архитектором города. Все каменные казенные и частные здания следовало строить по утвержденным Комиссией планам, что, впрочем, не мешало зодчим проявлять самостоятельность в детальной разработке проектов. Мощная воля, широта кругозора и организаторские способности Еропкина были решающими в деле преобразования городского центра.

Очевидно, именно Еропкиным был подготовлен чрезвычайно грамотно составленный широкий план реконструкции и детальной планировки и застройки Адмиралтейской части города. Регулярное каменное строительство именно жилых кварталов (прежде – дворцы и храмы) стало основой формирования этой и других частей Санкт-Петербурга. Еропкин усовершенствовал трехлучевую систему центральных улиц («трезубец»), намеченную еще при Петре I, – со спрямлением Невского проспекта. Он понял и усилил градостроительную роль Адмиралтейства как главной доминанты. И как бы в дальнейшем ни менялась застройка этого района, сохранилась основа: проспекты-лучи и пересекающие их улицы.

Еропкин тонко уловил природные особенности малых рек и городских каналов, включив их в планировочную структуру. Работая над генпланом города, зодчий учитывал ландшафт, характер среды, роль больших и малых пространств. Но и этого было мало. Еропкин раздвигал границы городского центра, начав создание нового жилого района – Большой и Малой Коломны с системой улиц, главная из которых – Садовая – продлевалась до нынешней площади Тургенева. Селились здесь жители из «погорелых мест» Адмиралтейской части. На площади Еропкин предложил поставить храм, так же как в Морской слободе (будущие Покровская церковь и Никольский собор).

По-прежнему продолжались работы на Васильевском острове, в перспективе были остров Голодай (Декабристов), Выборгская сторона, роты гвардейских полков, Загородный проспект и его окружение и их связь с Литейной стороной, район Александро-Невского монастыря, Острова, Фонтанка… Много не успел сделать неутомимый зодчий, но начало было положено. Активно велось осушение болот, определялись основные контуры районов, намечались новые площади с общественными зданиями (на Невском у Казанской церкви, будущие Владимирская, Конюшенная, Адмиралтейская, Петровская…). Еропкин сделал акцент на рядовую жилую застройку, на взаимосвязь частей города – в этом шаг вперед по сравнению с Трезини и Леблоном.

Императрица Анна Иоанновна, видя загруженность Еропкина, сочла необходимым освободить его от других работ (строительство Александро-Невского монастыря, госпиталь в Ораниенбауме и др.), а загружен он был основательно: с Земцовым проектировал каменный храм на Троицкой площади на месте обветшавшего деревянного, любимой церкви Петра I. Жаль, что этот проект, как и следующий, разработанный Земцовым уже после гибели друга, остались нереализованными.

Строительные материалы, кстати, пошли на постройку Зимнего дворца. В 1735–1740 годах Еропкин построил церковь на нынешней Кирочкой ул., 8. На ее месте сейчас стоит церковь Св. Анны (проект Ю.Н. Фельтена).

Главной своей задачей Еропкин считал создание «более достойной Руси столицы» – этому и была подчинена вся его жизнь.

Проект дворца П.Б. Шереметева

Теперь пора рассказать о ближайшем окружении зодчего. Это его родственник, кабинет-министр А.П. Волынский и связанные с зодчим дружескими и родственными узами А.Ф. Хрущов, Е.Ф. Соймонов, князь А.М. Черкасский. А.П. Волынский, человек чрезвычайно сложный, патриот, противник немецкого засилья (бироновщины), в то же время интриган, с необузданным нравом («прославился» избиением поэта В.К. Тредиаковского) ярко воплощал в себе достоинства и пороки целого столетия. Принято считать, что он активно влиял на Еропкина, но если это и так, то несомненно и обратное влияние просвещенного, энциклопедически образованного архитектора на Волынского. Кстати, министр был женат на его сестре.

Самый интригующий вопрос – собственные постройки главного архитектора, многие из которых исчезли, а некоторые скрыты за поздними наслоениями. Еропкин успевал строить и по своим проектам. Прежде всего, это «палаты» (дворец) А.М. Черкасского на Дворцовой наб., 18, – Миллионной ул., 19, законченные в 1746 году уже после смерти автора под наблюдением его ученика Г.Д. Дмитриева. Великолепный трехэтажный, с тремя ризалитами дом отличался сочной пластикой, акцентированным центром, завершенным лучковым фронтоном, пилястрами, скульптурой. В нем – черты Ренессанса и барокко (перестроен). Можно согласиться с исследователями, полагающими, что именно проект нарядного одноэтажного усадебного дома, разработанный Еропкиным, лег в основу построенного С.И. Чевакинским Фонтанного дома – сходство с дворцом Черкасского несомненно. Кстати, П.Б. Шереметев в 1747 году стал владельцем дома на Дворцовой набережной.

Постройки Еропкина скрыты за стенами (точнее, в объемах) домов № 2 и № 4 на Английской набережной, построенных для вице-канцлера А.И. Остермана в 1730-х годах. Эти дома имели высокие цокольные этажи, рустовку, наличники, высокие крыльца. Быть может, на берегах Невы были и другие его постройки, созданные на основе «образцовых» проектов, но отличавшиеся тонкой нюансировкой деталей, пластикой, силуэтами. Сохранится в перестроенном виде дом А.П. Волынского на Английской набережной, 8, рядом с перестроенным Земцовым домом № 10. Также за новой «одеждой» – стены двухэтажного дома фельдмаршала И.Ю. Трубецкого на Дворцовой набережной, 10, – это был нарядный дом в стиле барокко, в нюансах отличный от построек Трезини и Леблона (постройки Еропкина живописнее).

Еропкин – один из творцов дворцово-паркового ансамбля в Ропше, когда-то не менее выдающегося, чем знаменитые ансамбли пригородов. Первый владелец, министр внутренних дел Г.И. Головкин, получил эти земли от Петра I в 1710 году. Через четыре года после окончания Северной войны (1721 г.) деревянный усадебный дом постепенно заменялся каменными «палатами» с пейзажным парком, сначала для отца, затем для сына – М.Г. Головкина, с юных лет близкого друга Еропкина. Постройку вел ученик Еропкина, крепостной зодчий И. Андреев, очевидно, по его проекту. Двухэтажный дворец с одноэтажными галереями и флигелями, с обширным погребом впоследствии не раз перестраивался и расширялся, но за классическим фасадом скрыты еропкинские палаты.

Важнейший источник для изучения творчества зодчих той поры – стокгольмская коллекция чертежей Ф.В. Берхгольца, в 1960-х годах экспонировавшаяся в Эрмитаже. Она помогает по-новому взглянуть на наш город.

В эти годы были выполнены первые фиксационные планы города, Еропкин думал о будущем столицы, о перспективах ее роста, ратовал за эстетику городской среды, намечал создание Академии архитектуры… Первый русский теоретик архитектуры, Еропкин, переводит Палладио и Макиавелли, составит «Трактат о должности Архитектурной экспозиции» – свод законов и нормативов, связанных с вопросами этики, чести и долга перед личностью и обществом. В этом он – предтеча русского Просвещения.

Ледяной дом на Неве

Самым известным произведением Еропкина и одновременно символом нелепого шутовства, унижения человеческого достоинства является печально известный Ледяной дом, сооруженный на Неве (там, где ныне Дворцовый мост) у Зимнего дворца по инициативе Волынского для царской потехи (декабрь 1739 – февраль 1740 годов). В грандиозном сооружении в полной мере проявились многообразные дарования зодчего, вынужденного обслуживать «ледяную свадьбу» шутов. Так уживалось казалось бы, несовместимое, но таков был жестокий век.

Памятник на могиле у собора Св. Сампсония

Еропкин был деятельным членом оппозиционного антибироновского кружка, созданного Волынским. В апреле 1740 года все они были арестованы, а в июне Волынский, Хрущов и Еропкин казнены, как раз в день очередной годовщины Полтавской победы. Погребены они были у Св. Сампсония, храма, в память этой победы возведенного. На одной из сторон памятника, поставленного у стен собора в 1885 году, – герб князей смоленских – предков зодчего-патриота. Память об этих мучениках – в названии Волынского переулка, где когда-то на берегу Мойки Еропкин построил своему влиятельному родственнику одноэтажный деревянный дом. Но лучший памятник самому Петру Михайловичу Еропкину – наш город, который помнит и чтит своего Главного архитектора.

Из книги GAYs. Они изменили мир автора Дегтярева Виктория Анатольевна

Из книги Мастера и шедевры. Том 3 автора Долгополов Игорь Викторович

Из книги История русской семиотики до и после 1917 года автора Почепцов Георгий Георгиевич Петр Федорович Соколов 1791–1848 Родители определили Петра Соколова в Петербургскую Императорскую академию художеств в девятилетнем возрасте. Он учился в классе исторической живописи под руководством знаменитого тогда живописца В. К. Шебуева. В 1809 году за картину

Из книги 100 шедевров русских художников автора Евстратова Елена Николаевна

Петр Васильевич Басин 1793–1877 Басин родился в Санкт-Петербурге в многодетной семье небогатого чиновника. Его отец Василий Степанович Басин служил в департаменте государственного казначейства и к концу жизни получил звание тайного советника. Мать будущего художника

Из книги автора

Петр Михайлович Боклевский 1816–1897 Боклевский родился в семье отставного подпоручика, участника штурма Измаила Михаила Федоровича Боклевского, в небольшом имении Елшино в Пронском уезде Рязанской губернии. Мать его, Мария Даниловна, урожденная Сазонова, дочь небогатого

Из книги автора

Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе На расчерченном, подобно шахматной доске, полу кабинета Петра в Монплезире происходит трагический молчаливый поединок двух фигур. Уверенно сидит в кресле Петр, царевич же понуро опустил голову, не смея

Из книги автора

Кончаловский Петр Петрович (1876–1956) Сухие краски Как и все последователи художественной системы П. Сезанна, Кончаловский смотрит на изображенные предметы сверху, подчеркивая их весомость, объем. Но в отличие от французского живописца в натюрморте Кончаловского

Петр Михайлович Еропкин родился в 1689 году. Он принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду. Родоначальником дворян Еропкиных считается Иван Евстафьевич Еропка, потомок князя Ростислава Смоленского. С раннего детства мальчик отличался большими способностями к наукам и рисованию, но, по обычаям того времени, он был определен на военную службу. Царь Петр I внимательно присматривался к талантам молодых дворян. В 1716 году он повелел отобрать 20 способных молодых людей для отправки на обучение за границу. В их число попал и Петр Еропкин. Он был направлен в Рим для изучения архитектурного искусства, рисования, философии и итальянского языка. Вместе с другими пенсионерами Еропкин отплыл в Амстердам, а оттуда в Италию. Первым итальянским городом, который посетил Еропкин, был Ливорно. Там он прожил полгода, обучаясь итальянскому языку, собирая литературу по архитектуре. Затем Еропкин отправился в Рим. Путь его лежал через Венецию и Флоренцию. Молодого человека поразила красота этих городов, умение итальянских мастеров оформлять центры площадей фонтанами и монументами. Особое восхищение у него вызвала Венеция. В Риме практическими занятиями Еропкина руководил архитектор Себастиан Чиприани. Будущий зодчий с благоговением изучал великие творения итальянских мастеров, штудировал трактаты Виньолы и Палладио. Еропкин и его коллега Усов были первыми русскими людьми, получившими архитектурное образование в Италии. Вероятно, кроме Голландии и Италии архитектор побывал и во Франции, так как свободно владел французским языком.

В 1724 году Еропкин вернулся в Петербург. Петр I был очень доволен его успехами. Еропкин был единственным среди русских зодчих, кто с самого начала своей деятельности именным указом царя был удостоен звания архитектора с присвоением чина подполковника. В январе 1725 году зодчий получил звание полковника. После смерти Петра I архитектор отправляется в Москву, где строит три триумфальные арки для коронации нового императора - Петра II. В Москве же произошла его встреча с Артемием Волынским. Вскоре, помимо дружеских, их отношения стали родственными. Волынский женился на сестре Еропкина.

При Анне Иоанновне Еропкин становится главным архитектором, без разрешения которого в Петербурге ничего не строилось. Петербург быстро рос, увеличивалось его население, возрастало и значение города в жизни России и Европы. Городская территория нуждалась в рациональной организации, и первые шаги в этом направлении были сделаны в 30-х годах XVIII века. В 1737 году правительственный указ возвестил об образовании Комиссии о Санкт-Петербургском строении, которую возглавили русские градостроители П. М. Еропкин и И. К. Коробов. Главной задачей комиссии было «…показать улицы и места… в какой пропорции… где публичным площадям быть». С размахом, удивившим современников, зодчие разработали единую планировочную структуру Петербурга, четкую, ясную и очень удобную. От башни Адмиралтейства к городским окраинам устремились : Невский, Вознесенский и Средняя першпектива (Гороховая улица). Их пересекали несколько кольцевых магистралей, в том числе и естественные водные пути - Мойка, Фонтанка и Екатерининский канал. В местах пересечения намеченных Комиссией улиц должны были возникнуть просторные площади. Но трехлучевая система была только скелетом, основой городского организма. Чтобы превратиться из схемы в живую реальность, ей нужно было обрасти «плотью» архитектурных ансамблей. Время этому пришло лишь много лет спустя.
Совместно с Михаилом Земцовым Еропкин составил первый в России архитектурно-строительный трактат «Должность архитектурной экспедиции», в котором были четко расписаны права и обязанности архитекторов. Кроме этого Еропкин перевел на русский язык труды Палладио, снабдив их своими комментариями. Все это характеризует зодчего не только как талантливого архитектора, но и как крупного теоретика архитектуры того времени.

Кабинет-министр Волынский, попавший к тому времени в опалу, стремясь восстановить свое влияние на царицу, предложил устроить «ледовую свадьбу» шутов Анны Иоанновны. По проекту Еропкина был построен дворец из ледяных блоков, известный как Ледяной дом. Праздник императрице понравился, но Волынскому это не помогло. Вскоре по доносу он был арестован. Его обвинили в заговоре и подготовке государственного переворота. В числе других был арестован и его родственник Петр Еропкин. Участники заговора были подвергнуты пыткам и приговорены к казни. 27 июня 1740 году на Сытном рынке близ Петропавловской крепости состоялась казнь. Трупы казненных без церковного обряда были захоронены у ограды Сампсониевской церкви. Их имущество было конфисковано, а обширную библиотеку Еропкина передали в Академию наук.

Был удивлен, встретив в одном из материалов о царствовании Анны Иоанновну фразу, что «Ледовый дом» для свадьбы шутов был построен знаменитым архитектором. И хоть архитектура – не мой «конек», я полез в поисковик. Второй раз я удивился, когда, вообщем, без труда нашел биографию этого архитектора, благодаря Википедии и статьям Я.Ш. Каждана на сайте московского архитектурного института (МАРХИ) и Дмитрия Швидковского в журнале "Наше Наследие". Впрочем, перейдем от слов к делу! Пардон за каламбур, уж очень эта фраза напоминает известный сыскной девиз во времена Анны Иоанновны.

Пётр Михайлович Еропкин

Георгий Грачев Пётр Михайлович Еропкин (гравюра из журнала "Русская старина") 1889 г.

Русский архитектор, представитель классицизма. Один из первых русских архитекторов и теоретиков архитектуры.
Еропкин принадлежал к древнему, хотя и обнищавшему роду. Родоначальником дворян Еропкиных считается Иван Евстафьевич Еропка - потомок князя Ростислава Смоленского, внука Владимира Мономаха. Отец Петра, Михаил Федорович, был жалован царем Алексеем Михайловичем и Петром I вотчинами в Московской губернии и других районах России. Женат он был на Устинье Софроновне Карповой. У Петра был еще брат Алексей и сестра.
С раннего детства Петр отличался большими способностями в науках и рисовании, но по обычаю того времени был определен на военную службу. Петр I внимательно приглядывался к способностям молодых дворян, способности к рисованию Петра Еропкина были замечены императором. В 1716 году он повелел отобрать 20 (по другим сведениям – только 8) способных людей для отправки их на обучение за границу в Голландию и Италию. В их число попал и Петр Еропкин. Он был направлен Петром I в Рим для изучения архитектурного искусства, рисования, философии и итальянского языка.

Италия

Еропкин вместе с тремя соучениками сначала направился в Амстердам, а оттуда на корабле прибыл в Ливорно. В этом городе «студент» прожил полгода, изучая язык и собирая литературу по архитектуре.
Затем Петр с товарищами отправился в Рим, побывав по пути в Венеции и Флоренции. Особое восхищение вызвала у Еропкина Венеция, любовь к которой он сохранил на всю жизнь.
В Риме его практическими занятиями по архитектуре руководил архитектор Себастиано Чиприани. Следует отметить, что П.Еропкин и Т.Усов были первыми русскими людьми, получившими архитектурное образование в Италии. В Риме Еропкин с благоговением изучал великие творения итальянских мастеров, ибо никакой другой город не заставляет так чувствовать архитектуру, как Рим. Петр Еропкин внимательно изучал творения архитекторов, штудировал трактаты Виньолы и Палладио. Все находившиеся в Риме ученики представили в качестве отчета в Петербург чертежи знаменитой римской церкви Сан Карло «У четырех фонтанов» архитектора Франческо Борромини.

Чертеж храма, составленного П.М.Еропкиным.

За восемь лет учебы (1716 - 1724) Еропкин, вероятно, побывал и во Франции, поскольку он свободно владел французским языком.

Творить на благо

В 1724 году Еропкин вернулся в Россию. Петр I был очень доволен его успехами. Об этом свидетельствует то, что Еропкин был единственным среди русских зодчих, кто с самого начала своей деятельности был удостоен "Поименным Указом" Петра I высокого звания подполковника и архитектора, а в январе 1725 года полковника. В качестве испытания Еропкин вместе с Усовым получил от Петра задание создать проект и модель дворца для села Преображенского под Москвой, в котором Петр долгое время жил. Проект был одобрен, и архитектору поручили возглавить строительство. В 1820-х годах Еропкин строил дворец и планировал парк в Преображенском и, возможно, усадебный дом в Глинках. Работал также над восстановлением Ново-Иерусалимского монастыря после пожара. Ещё при жизни Петра I Еропкиным был разработан нереализованный из-за смерти царя проект Александро-Невского монастыря.

После смерти Петра I правителем России становится 12-и летний Петр II. Для его коронации Еропкиным был составлен проект торжественных арок. Проект был утвержден 9 января 1727 года и Еропкин отправился в Москву, где строит три триумфальные арки.

В 1731 году Петр Еропкин знакомится с Артемием Петровичем Волынским (1689- 27 июня (8 июля) 1740) - кабинет-министром императрицы Анны Иоанновны, государственным деятелем и дипломатом.

Отношения между ними стали еще более тесными после женитьбы А.П.Волынского на родной сестре Еропкина. В апреле 1731 года Еропкин проектирует каменные палаты А. П. Волынского на Рождественке в Москве (в этом доме сейчас размещается Московский архитектурный институт).

Главный архитектор

При Анне Иоановне Еропкин был главным архитектором, без разрешения которого в Петербурге ничего не строилось. Нужно отметить, что многие важнейшие градостроительные особенности Петербурга возникли именно в правление императрицы Анны Иоанновны. С 10 (21) июля 1737 года Еропкин стал Главным архитектором «Комиссии о Санкт-Петербургском строении», куда входили Земцов, Коробов и Трезини-младший.
Главная задача Комиссии - "...показать улицы и места.. в какой пропорции.. где публичным площадям быть...". Еропкин руководил составлением генерального плана Петербурга, разработал проекты планировки и застройки его центральных районов, закрепив три главных лучевых проспекта, намеченных еще Петром I, и определил пути дальнейшего развития города.

План Санкт-Петербурга. 1744 г.

Знаменитое «трехлучие», знакомое Еропкину по Риму - направление Невского проспекта, Гороховой улицы и Вознесенского проспекта от окраины к Адмиралтейству, ориентируясь на его шпиль, предложил именно он. Стиль градостроительных работ Еропкина принято называть – русское императорское барокко. Еропкин умел с удивительным искусством включить в свои планы уже существовавшие здания и улицы, великолепно использовать живописные изгибы рек. На планах Еропкина, несмотря на все последующее строительство, можно узнать современный центр Петербурга.

Архитектор П.М.Еропкин Проект планировки района Адмиралтейства. Конец 1730-х годов.

Еропкин с коллегами создал изысканный и сложный вид города, позже, как написал Дмитрий Швидковский в журнале "Наше Наследие" (2003), «в эту оправу грандиозного барочного организма Петербурга Франческо Бартоломео Растрелли и мастера, близкие ему, вставляли, будто драгоценные камни, великолепные дворцы и церкви».

По проекту П. М. Еропкина в 1740 году была возведена не сохранившаяся мазанковая лютеранская церковь Святой Анны (Annenkirche) на Пятой Линии Литейной части (сейчас улица Кирочная, 8). Здание было заложено 3 мая 1735 года, храм был торжественно освящен 26 октября 1740 года через четыре месяца после смерти Еропкина. 20 июля 1775 года на месте этой церкви был заложен новый каменный храм по проекту архитектора Юрия Фельтена.

Лютеранская церковь Святой Анны. Гравюра Гоберта с рисунка А. М. Горностаева. 1834 г.

П.М.Еропкин был не только талантливым архитектором, но и крупным теоретиком архитектуры.
Cовместно с М.Земцовым он создает первый архитектурно-строительный трактат "Должность архитектурной экспедиции" (1737-1741гг.), в котором расписаны обязанности и права архитекторов.
В 1737-1740 годах перевёл на русский язык главы трактата «Четыре книги об архитектуре» Андреа Палладио и дал к ним свои комментарии. Трактат состоял из 30 глав, содержал много сведений о строительных материалах и об их изготовлении, рекомендуемых типах конструкций стен, фундаментов, крыш, перекрытий. Неизданная рукопись трактата была увезена Коробовым в Москву и увидела свет лишь в ХХ веке.

Ледовый дом

В 1740 году вокруг кабинет-министра А.П.Волынского образовался кружок друзей-единомышленников, выступивших против «бироновщины». В группу, наряду с А.Ф.Хрущевым, Ф.И.Соймоновым, П.И.Мусиным-Пушкиным и другими, вошел и Еропкин. Нащокин называл Еропкина "одним из людей, славных своим разумом".
К началу 1740 года положение Волынского при дворе стало ухудшаться. Как пишут историки, стремясь восстановить свое влияние на царицу, Артемий Волынский с рвением вызвался устроить "ледовую свадьбу" шутов Анны Иоанновны - князя Михаила Алексеевича Голицына и калмычки Авдотьи Ивановны Бужениновой.

Валерий Якоби Ледяной дом 1878 г.

Для этого он обратился к Еропкину за помощью в строительстве «Ледового дома», который предложил построить камергер А. Д. Татищев. По проекту П.Еропкина на Неве между Адмиралтейством и Зимним Дворцом из ледовых блоков был возведен дворец - знаменитый Ледяной дом.

Дом имел восемь сажен в длину, две с половиной в ширину и три в вышину. Впереди дома стояло шесть ледяных пушек и две мортиры, у главных ворот - два дельфина, из пасти которых била горящая нефть. Кровля дома украшена была статуями.

План Ледового дома.

Внутреннее устройство дома также сделано было изо льда. По сторонам дома воздвигнуты были высокие пирамиды с примерными часами и с фонарями на окнах.
Вблизи дома помещались ледяной слон, из хобота которого бил горящий нефтяной фонтан, и ледяная баня, которую топили соломою. Внешний вид дома и подробное описание его дает С. Н. Шубинский в книге "Исторические очерки и рассказы" (1893).

Ледяной дом разрез левой комнаты - лицевая и задняя сторона

После смерти Петра I Еропкин работал в Москве, где сооружал триумфальные арки по случаю коронации Петра II. В Москве архитектор познакомился с Артемием Волынским, который позже женился на сестре зодчего.

При Анне Иоанновне Пётр Еропкин стал главным архитектором Санкт-Петербурга. Без его разрешения в городе ничего не строилось. Столица Российской Империи росла быстро, и этот рост главным архитектором был упорядочен. В 1737 году была создана Комиссия о Санкт-Петербургском строении, которую возглавили Пётр Еропкин и Иван Коробов . Именно ими был создан первый генеральный план Санкт-Петербурга с трёхлучевой системой улиц. Вместе с Михаилом Земцовым Петром Еропкиным были разработаны первые в России правила, которыми должны были руководствоваться все архитекторы - трактат "Должность архитектурной экспедиции".

Архитектор работал и на частных заказчиков. В 1730-х годах для барона Остермана он строил дом на Нижней (Английской ) набережной, на месте которого сейчас находится дом Лавалей (дом №4).

Ни одна из построек Петра Еропкина до наших дней не сохранилась. Однако строгая система улиц исторической части Санкт-Петербурга до сих пор хранит след его творчества.

Пётр Миха́йлович Еропки́н (около 1698 - 27 июня (8 июля ) 1740 , Санкт-Петербург ) - русский архитектор , который руководил составлением генерального плана Петербурга , разработал проекты планировки и застройки его центральных районов, закрепив три главных лучевых проспекта, и наметил пути дальнейшего развития города.

В 1716 -1724 годах обучался в Италии . С 1737 года был главным архитектором«Комиссии о Санкт-Петербургском строении» , созданной 10 (21) июля . Возглавил создание первого русского архитектурно-строительного трактата «Должность архитектурной экспедиции» (1737 -1741 ), перевёл на русский язык отдельные главытрактата «Четыре книги об архитектуре » Андреа Палладио (1737 -1740 ).

Ещё при жизни Петра I Еропкиным был разработан нереализованный из-за смерти царя проект Александро-Невского монастыря . Позже по проектам П. М. Еропкина были возведены не сохранившаяся мазанковая лютеранская церковь Святой Анны (Кирочная , 8), каменные палаты А. П. Волынского на Рождественке в Москве . В 1740 году был построен знаменитый Ледяной дом .



Деятельность И.Е.Забелина в области изучения и охраны памятников, его роль в создании Исторического музея в Москве; историко-философская концепция И.Е.Забелина и его «теория самобытности» русского искусства.

Иван Егорович Забелин- русский археолог и историк славянофильских взглядов, специалист по истории города Москвы, почётный член Императорской Академии наук, инициатор создания и товарищ председателя Императорского Российского Исторического музея имени Императора Александра III, тайный советник.

Родился в 1820 г. в Твери, в бедной семье. В 1832 г. мальчика определили учиться в Преображенское сиротское училище. Уже в годы ученичества проявился интерес к историческим знаниям. Наиболее впечатлили, по его признанию, "Жизнеописание Плутарха", "История" Карамзина и др.. Окончив курс в преображенском училище в Москве, не мог продолжать образования по недостатку средств и в 1837 г. поступил на службу в оружейную палату, как раз в тот период, когда там начался разбор и изучение огромной коллекции исторических документов, одновременно Забелин преподавал историю и археологию в Константиновском межевом институте, а потом в школе межевых топографов (до 1871). Знакомство со Строевым и Снегиревым возбудило в нем интерес к изучению русской старины. По архивным документам он написал свою первую статью о путешествиях русских царей на богомолье в Троице-Сергиевскую лавру, напечатал в извлечении в "Московских Губернских Ведомостях". Прочитанный Грановским на дому курс истории расширил исторический кругозор Забелина. В 1848 г. он получил место помощника архивариуса в дворцовой конторе, а в 1856 г. занял место архивариуса.

В 1859 г. он перешел в Императорскую археологическую комиссию младшим членом, и ему были поручены раскопки скифских курганов в Екатеринославской губернии и на Таманском полуострове, близ Керчи, давшие множество драгоценных находок пополнивших Золотую коллекцию Эрмитажа(в течение 7 лет). В 1862 г. под его руководством раскопан теперь всемирно известный Чертомлыкский курган. Среди найденных сокровищ – серебряная ваза, украшенная орнаментом и фризами, на которых изображены сцены из жизни скифов. Результаты раскопок описаны Забелиным в "Древностях Геродотовой Скифии" (1866 и 1873) и в отчетах археологической комиссии. Забелин оставил службу в комиссии. В 1879 г. избран председателем Общества Истории и Древности и затем товарищем председателя исторического музея. \в 1892 г. - почетный член Академии Наук. В 1880 г. по приглашению Думы Забелин руководил исследованиями по истории Москвы, став официальным историографом древнего города. В 1902 г. вышла его "История города Москвы" Ч.1. Автор рассматривает предпосылки к возникновению города, начало Москвы, дает подробный разбор строений Кремля. За книгу Забелин награжден золотой медалью Московского археологического общества.

Забелин являлся коллекционером древних рукописей, собирал летописные тексты, которые в 1909 поступили в Исторический музей. Обосновал археологическую теорию русского стиля. исходя из самобытности народного зодчества. Идеализируя его, он писал: "Старинные русские хоромы, выросшие органически из крестьянских клетей, естественно, сохраняли в своем составе облик красивого беспорядка... По понятиям древности первая красота здания заключалась не в соответствии частей, а напротив в их своеобразии, их разновидности и самостоятельности".

Из ряда статей 50-х и 60-х годов, собранных в 2 томах "Опытов изучения русских древностей" (1872 - 1873), особенно выдаются: "История и древности Москвы", "Царь Алексей Михайлович", "Русская личность и русское общество накануне петровской реформы", "Размышления о современных задачах русской истории и древностей". Интересны также статьи "Черты самобытности в древнерусском зодчестве"

Кроме того, Забелиным изданы: "Историческое описание московского Донского монастыря", «Историческое описание Донского монастыря», "Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы.

Забелин скончался 31 декабря 1908 г.В своем завещании Забелин полностью выразил отношение к музею: "Наследниками своими я почитаю только свою родную дочь Марию Александровну Забелину и Императорский Российский Исторический музей имени Александра III, поэтому в случае кончины моей дочери все наследство без всякого исключения да перейдет в собственность сего Исторического музея..." Он завещал музею свое жалованье за все годы службы, а также свою библиотеку, коллекции рукописей, икон, карт, эстампов. 70 тысяч рублей выделил на приобретение новых коллекций. 170 тысяч завещал научным учреждениям, 30 тысяч - на издание своих работ.


ЖЗЛ (ПЕТР ЕРОПКИН. АВТОР ЛЕДОВОГО ДОМА)

Был удивлен, встретив в одном из материалов о царствовании Анны Иоанновну фразу, что «Ледовый дом» для свадьбы шутов был построен знаменитым архитектором. И хоть архитектура – не мой «конек», я полез в поисковик. Второй раз я удивился, когда, вообщем, без труда нашел биографию этого архитектора, благодаря Википедии и статьям Я.Ш. Каждана на сайте московского архитектурного института (МАРХИ) и Дмитрия Швидковского в журнале "Наше Наследие". Впрочем, перейдем от слов к делу! Пардон за каламбур, уж очень эта фраза напоминает известный сыскной девиз во времена Анны Иоанновны.

Пётр Михайлович Еропкин

Георгий Грачев Пётр Михайлович Еропкин (гравюра из журнала "Русская старина") 1889 г.

Русский архитектор, представитель классицизма. Один из первых русских архитекторов и теоретиков архитектуры.
Еропкин принадлежал к древнему, хотя и обнищавшему роду. Родоначальником дворян Еропкиных считается Иван Евстафьевич Еропка - потомок князя Ростислава Смоленского, внука Владимира Мономаха. Отец Петра, Михаил Федорович, был жалован царем Алексеем Михайловичем и Петром I вотчинами в Московской губернии и других районах России. Женат он был на Устинье Софроновне Карповой. У Петра был еще брат Алексей и сестра.
С раннего детства Петр отличался большими способностями в науках и рисовании, но по обычаю того времени был определен на военную службу. Петр I внимательно приглядывался к способностям молодых дворян, способности к рисованию Петра Еропкина были замечены императором. В 1716 году он повелел отобрать 20 (по другим сведениям – только 8) способных людей для отправки их на обучение за границу в Голландию и Италию. В их число попал и Петр Еропкин. Он был направлен Петром I в Рим для изучения архитектурного искусства, рисования, философии и итальянского языка.

Италия

Еропкин вместе с тремя соучениками сначала направился в Амстердам, а оттуда на корабле прибыл в Ливорно. В этом городе «студент» прожил полгода, изучая язык и собирая литературу по архитектуре.
Затем Петр с товарищами отправился в Рим, побывав по пути в Венеции и Флоренции. Особое восхищение вызвала у Еропкина Венеция, любовь к которой он сохранил на всю жизнь.
В Риме его практическими занятиями по архитектуре руководил архитектор Себастиано Чиприани. Следует отметить, что П.Еропкин и Т.Усов были первыми русскими людьми, получившими архитектурное образование в Италии. В Риме Еропкин с благоговением изучал великие творения итальянских мастеров, ибо никакой другой город не заставляет так чувствовать архитектуру, как Рим. Петр Еропкин внимательно изучал творения архитекторов, штудировал трактаты Виньолы и Палладио. Все находившиеся в Риме ученики представили в качестве отчета в Петербург чертежи знаменитой римской церкви Сан Карло «У четырех фонтанов» архитектора Франческо Борромини.

Чертеж храма, составленного П.М.Еропкиным.

За восемь лет учебы (1716 - 1724) Еропкин, вероятно, побывал и во Франции, поскольку он свободно владел французским языком.

Творить на благо

В 1724 году Еропкин вернулся в Россию. Петр I был очень доволен его успехами. Об этом свидетельствует то, что Еропкин был единственным среди русских зодчих, кто с самого начала своей деятельности был удостоен "Поименным Указом" Петра I высокого звания подполковника и архитектора, а в январе 1725 года полковника. В качестве испытания Еропкин вместе с Усовым получил от Петра задание создать проект и модель дворца для села Преображенского под Москвой, в котором Петр долгое время жил. Проект был одобрен, и архитектору поручили возглавить строительство. В 1820-х годах Еропкин строил дворец и планировал парк в Преображенском и, возможно, усадебный дом в Глинках. Работал также над восстановлением Ново-Иерусалимского монастыря после пожара. Ещё при жизни Петра I Еропкиным был разработан нереализованный из-за смерти царя проект Александро-Невского монастыря.

После смерти Петра I правителем России становится 12-и летний Петр II. Для его коронации Еропкиным был составлен проект торжественных арок. Проект был утвержден 9 января 1727 года и Еропкин отправился в Москву, где строит три триумфальные арки.

В 1731 году Петр Еропкин знакомится с Артемием Петровичем Волынским (1689- 27 июня (8 июля) 1740) - кабинет-министром императрицы Анны Иоанновны, государственным деятелем и дипломатом.

Отношения между ними стали еще более тесными после женитьбы А.П.Волынского на родной сестре Еропкина. В апреле 1731 года Еропкин проектирует каменные палаты А. П. Волынского на Рождественке в Москве (в этом доме сейчас размещается Московский архитектурный институт).

Главный архитектор

При Анне Иоановне Еропкин был главным архитектором, без разрешения которого в Петербурге ничего не строилось. Нужно отметить, что многие важнейшие градостроительные особенности Петербурга возникли именно в правление императрицы Анны Иоанновны. С 10 (21) июля 1737 года Еропкин стал Главным архитектором «Комиссии о Санкт-Петербургском строении», куда входили Земцов, Коробов и Трезини-младший.
Главная задача Комиссии - "...показать улицы и места.. в какой пропорции.. где публичным площадям быть...". Еропкин руководил составлением генерального плана Петербурга, разработал проекты планировки и застройки его центральных районов, закрепив три главных лучевых проспекта, намеченных еще Петром I, и определил пути дальнейшего развития города.

План Санкт-Петербурга. 1744 г.

Знаменитое «трехлучие», знакомое Еропкину по Риму - направление Невского проспекта, Гороховой улицы и Вознесенского проспекта от окраины к Адмиралтейству, ориентируясь на его шпиль, предложил именно он. Стиль градостроительных работ Еропкина принято называть – русское императорское барокко. Еропкин умел с удивительным искусством включить в свои планы уже существовавшие здания и улицы, великолепно использовать живописные изгибы рек. На планах Еропкина, несмотря на все последующее строительство, можно узнать современный центр Петербурга.

Архитектор П.М.Еропкин Проект планировки района Адмиралтейства. Конец 1730-х годов.

Еропкин с коллегами создал изысканный и сложный вид города, позже, как написал Дмитрий Швидковский в журнале "Наше Наследие" (2003), «в эту оправу грандиозного барочного организма Петербурга Франческо Бартоломео Растрелли и мастера, близкие ему, вставляли, будто драгоценные камни, великолепные дворцы и церкви».

По проекту П. М. Еропкина в 1740 году была возведена не сохранившаяся мазанковая лютеранская церковь Святой Анны (Annenkirche) на Пятой Линии Литейной части (сейчас улица Кирочная, 8). Здание было заложено 3 мая 1735 года, храм был торжественно освящен 26 октября 1740 года через четыре месяца после смерти Еропкина. 20 июля 1775 года на месте этой церкви был заложен новый каменный храм по проекту архитектора Юрия Фельтена.

Лютеранская церковь Святой Анны. Гравюра Гоберта с рисунка А. М. Горностаева. 1834 г.

П.М.Еропкин был не только талантливым архитектором, но и крупным теоретиком архитектуры.
Cовместно с М.Земцовым он создает первый архитектурно-строительный трактат "Должность архитектурной экспедиции" (1737-1741гг.), в котором расписаны обязанности и права архитекторов.
В 1737-1740 годах перевёл на русский язык главы трактата «Четыре книги об архитектуре» Андреа Палладио и дал к ним свои комментарии. Трактат состоял из 30 глав, содержал много сведений о строительных материалах и об их изготовлении, рекомендуемых типах конструкций стен, фундаментов, крыш, перекрытий. Неизданная рукопись трактата была увезена Коробовым в Москву и увидела свет лишь в ХХ веке.

Ледовый дом

В 1740 году вокруг кабинет-министра А.П.Волынского образовался кружок друзей-единомышленников, выступивших против «бироновщины». В группу, наряду с А.Ф.Хрущевым, Ф.И.Соймоновым, П.И.Мусиным-Пушкиным и другими, вошел и Еропкин. Нащокин называл Еропкина "одним из людей, славных своим разумом".
К началу 1740 года положение Волынского при дворе стало ухудшаться. Как пишут историки, стремясь восстановить свое влияние на царицу, Артемий Волынский с рвением вызвался устроить "ледовую свадьбу" шутов Анны Иоанновны - князя Михаила Алексеевича Голицына и калмычки Авдотьи Ивановны Бужениновой.

Валерий Якоби Ледяной дом 1878 г.

Для этого он обратился к Еропкину за помощью в строительстве «Ледового дома», который предложил построить камергер А. Д. Татищев. По проекту П.Еропкина на Неве между Адмиралтейством и Зимним Дворцом из ледовых блоков был возведен дворец - знаменитый Ледяной дом.

Дом имел восемь сажен в длину, две с половиной в ширину и три в вышину. Впереди дома стояло шесть ледяных пушек и две мортиры, у главных ворот - два дельфина, из пасти которых била горящая нефть. Кровля дома украшена была статуями.

План Ледового дома.

Внутреннее устройство дома также сделано было изо льда. По сторонам дома воздвигнуты были высокие пирамиды с примерными часами и с фонарями на окнах.
Вблизи дома помещались ледяной слон, из хобота которого бил горящий нефтяной фонтан, и ледяная баня, которую топили соломою. Внешний вид дома и подробное описание его дает С. Н. Шубинский в книге "Исторические очерки и рассказы" (1893).

Ледяной дом разрез левой комнаты - лицевая и задняя сторона

Ледяной дом разрез правой комнаты - лицевая и задняя сторона

6 февраля 1740 года была отпразднована свадьба в "Ледяном доме", едва не стоившая жизни "молодым". Об этом подробно пишет Лажечников в одноименном романе. Георг Крафт в своей статье по поводу описания «Ледового дома» с сожалением писал о том, что «до сих пор мало обращали внимания на лед, как на «пригодный материал»».

Кстати, в 2006 году Санкт-Петербургский арт-центр «Ледовая студия» по чертежам Еропкина и историческим описаниям восстановила «Ледовый дом», который сезон был открыт для экскурсий.

Смерть

Вернемся к Еропкину. Свадьба и сам Ледовый дом императрице понравились, но в апреле 1740 года, после доноса одного из слуг Волынского, его арестовали по обвинению в подготовке государственного переворота, и вслед за ним были арестованы члены его кружка, П. Еропкин в том числе. Все они были подвергнуты пыткам и приговорены к смертной казни. 27 июня 1740 года на Сытном рынке близ Петропавловской крепости состоялась казнь. А.П.Волынскому вырвали язык, отрубили правую руку и голову, П.М.Еропкина и А.Ф.Хрущева обезглавили. Трупы казненных без церковных обрядов были захоронены в ограде церкви "Самсония-странноприимца". Имущество казненных было конфисковано, библиотеку Еропкина передали в Академию Наук.

После воцарения на престоле Елизаветы Петровны «дело Волынского» было прекращено, доброе имя его членов восстановлено, живые, в том числе помощник П. М. Еропкина Карл Бланк, возвращены из ссылки.
В 1886 году на общей могиле Волынского, Еропкина и Хрущева в ограде Сампсониевского собора на Большом Сампсониевском проспекте по проекту архитектора профессора М.А.Шурова был поставлен памятник, барельеф на котором выполнен академиком А.М.Опекушиным.

Памятник на могиле Волынского, Еропкина и Хрущева.

Источники – Википедия, сайт МАРХИ и журнал «Наше наследие».

Оригинал записи и комментарии на