Лексическая тема деревья кустарники старшая группа. Лексическая тема: «Осень

Лексическая тема деревья кустарники старшая группа. Лексическая тема: «Осень

Конспект занятия на осеннюю тематику для детей старшего дошкольного возраста

Образовательная деятельность в старшей группе по лексической теме «Осень. Деревья»

Цель: уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Осень. Деревья»
Задачи:
Образовательные: расширять представления детей об осени.
Развивающие: развивать память, мышление, зрительное и слуховое внимание, мелкую и общую моторику.
Воспитательные: Воспитывать активность, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества на занятии.
Коррекционные: совершенствовать грамматический строй речи (упражнять в образовании относительных прилагательных; в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже), развивать связную речь.

Ход занятия

Логопед: Ребята, послушайте и отгадайте загадку.
Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Дети: Это бывает осенью.
Логопед: Ребята, какое у нас сейчас время года?
Дети: Сейчас время года осень.
Логопед: Назовите осенние месяцы.
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь – это осенние месяцы.
Логопед: Молодцы! Ребята, назовите осенние приметы.
1-й ребенок: Осенью часто идут дожди.
2-й ребенок: Осенью птицы улетают на юг.
3-й ребенок: Осенью бывает листопад.
4-й ребенок: Осенью дни становятся короче, а ночь длиннее.
5-й ребенок: Осенью люди надевают теплую одежду.
6-й ребенок: Осенью люди собирают урожай.
Логопед: Дети, я сейчас называю слово, а вы повторяете его со словом «осенний, (осенняя, осеннее или осенние)».
Лист.
Дети: осенний лист
Логопед: Ветка.
Дети: осенняя ветка

Логопед: Дерево.
Дети: осеннее дерево
Логопед: Лес
Дети: осенний лес
Логопед: Букет
Дети: осенний букет
Логопед: Погода
Дети: осенняя погода.
Логопед: Верно! Ребята, посмотрите на доску и назовите деревья, которые вы увидели, заметили, приметили, узнали.
1-й ребенок: Я увидел березу.
2-й ребенок: Я заметил ель.
3-й ребенок: Я узнал дуб.
4-й ребенок: Я приметил клен.
5-й ребенок: Я увидел рябину.
Логопед: Дети, давайте рассмотрим деревья и подберем красивые слова, например, какая береза?
Дети: стройная (белоствольная, кудрявая, высокая) береза.
Логопед: Какой дуб?
Дети: Могучий (мощный, крепкий, выносливый) дуб.
Логопед: Дети, с деревьев опали листья. Скажите, какие они? С березы - какой лист?
Дети: С березы – березовый лист.
Логопед: С осины - какой лист?
Дети: С осины – осиновый лист.
Логопед: С дуба – какой лист?
Дети: С дуба – дубовый лист.
Логопед: С липы – какой лист.
Дети: С липы - липовый лист.
Логопед: С клена – какой лист?
Дети: С клена - кленовый лист.
Логопед: Молодцы! Давайте отдохнем и выполним пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика
«ОСЕНЬ»
Ветер по лесу летал, Плавные волнообразные движения ладонями.
Ветер листики считал: Загибают по одному пальчику на обеих руках
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки – золотой,
Вот последний лист с осинки Спокойно укладывают ладони на стол.
Ветер бросил на тропинку.
Логопед: Ребята, давайте составим рассказ про осень, а картинки и схемы нам в этом помогут. Посмотрите внимательно и скажите, какое время года наступило?
Дети: Наступила осень.
Логопед: Что началось?
Дети: Начался листопад.
Логопед: Куда падают листья?
Дети: Листья падают на дорожки, скамейки, клумбы.
Логопед: Откуда дворники сметают листья?
Дети: Дворники сметают листья с дорожек и клумб.
Логопед: Что делают дети и откуда собирают листья?
Дети: Дети гуляют и собирают листья со скамеек.
Логопед: Что они сделали из листьев?
Дети: они сделали из листьев осенний букет.
Логопед: Какой получился букет?
Дети: Букет получился очень красивый.
Составление рассказа «Осень, листопад» по картинно-графическому плану.
1-й ребенок: Наступила осень. Начался листопад. Листья падают на дорожки, скамейки, клумбы. Дворники сметают листья с дорожек и клумб. Дети гуляют и собирают листья со скамеек. Они сделали из листьев осенний букет. Букет получился очень красивый.
Логопед спрашивает двух, трех детей.
Логопед: Молодцы. Ребята, мне очень понравилось, как вы сегодня работали на занятии. На этом наше занятие заканчивается.



Д Е Т И Д О Л Ж Н Ы З Н А Т Ь

    названия деревьев, кустарников;

    основные приметы деревьев, кустарников, их отличия;

    что происходит с деревьями, кустарниками в сезонные изменения.

Расширение словарного запаса детей:

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: шиповник, смородина, малина, шипы, комочки, гроздья, ягоды, осина, рябина, липа, яблоня, ель, сосна, берёза, почки, ветки, ствол, листья, плоды, семена, серёжки, крона, верхушка, кора, корни, шишки.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: белоствольная, стройная, высокая, низкое, красивая, большое, резные, березовые, еловые, шуршащие, шершавая, ветвистое, вечнозеленое, развесистая, маленькие, зеленый, желтый, красный, колючий, гладкий, круглый, продолговатый, сладкие, кислые, зрелые, горькие, твердые, мягкие, сочные, полезные, лекарственные.

ГЛАГОЛЫ: колется, растут, стоят, колышутся, опадают, зреют, качается, сорвать, собирать, цветет, украшает, летят, осыпается, шумят, садят, дрожит, поливать, удобрять, защищать.

Д Е Т И Д О Л Ж Н Ы У М Е Т Ь:

ОБРАЗОВЫВАТЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ОТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ:
Береза – березовый.
Ель – еловый.
Рябина – рябиновый.
Сосна – сосновая.
Осина – осиновый.
Смородина – смородиновый.
Липа – липовый.
Яблоня – яблоневый.

УПОТРЕБЛЯТЬ В РЕЧИ УМЕНЬШИТЕЛЬНО_- ЛАСКАТЕЛЬНЫЕ СУФФИКСЫ:

Ветка - веточка Ель-ёлочка
Куст – кустик
Дерево - деревце и т.д.

СОГЛАСОВЫВАТЬ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ:

1 зелёное дерево, 2 зелёных дерева, 3 зелёных дерева, 4 зелёных дерева, 5 зелёные деревьев.
1 маленькая веточка, 2 маленьких веточки, 3 маленьких веточки, 4 маленьких веточки,5 маленьких веточек.
и т.д.

ВМ Е С Т Е С Р Е Б Е Н К О М

РОДИТЕЛЯМ РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

    рассмотреть деревья и кустарники нашего города.

    рассказать ребёнку о строении дерева и кустарника, чем дерево отличается от кустарника.

    Помочь ребёнку составить рассказ о дереве или кустарнике с помощью вопросов и схемы:

Как называется это дерево?
Дерево или кустарник?
Какое оно по величине?
Где чаще всего растет?
Из каких частей состоит?
Какой у дерева ствол? (толстый, тонкий, высокий, низкий...)
Какая у дерева кора? (темная, светлая, гладкая, шершавая...)
Какой формы листья? (круглые, овальные, резные, вытянутые, иголки...).
Какую пользу может принести людям?
Как изменяется в разные времена года?
Что можно сделать из этого дерева?
Почему люди сажают деревья на улицах города?

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: шиповник, смородина, малина, барбарис, боярышник, шипы, комочки, гроздья, ягоды, осина, рябина, липа, яблоня, ель, сосна, береза, почки, ветки, ствол, листья, плоды, семена, сережки, крона, верхушка, кора, корни, шишки.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: белоствольная, стройная, высокая, низкое, изящная, красивая, большое, резные, березовые, еловые, шуршащие, шершавая, ветвистое, вечнозеленое, развесистая, маленькие, зеленый, желтый, красный, колючий, гладкий, круглый, продолговатый, сладкие, кислые, зрелые, горькие, твердые, мягкие, сочные, полезные, лекарственные.

ГЛАГОЛЫ: колется, растут, стоят, колышутся, опадают, зреют, качается, сорвать, собирать, цветет, украшает, летят, осыпается, шумят, садят, дрожит, поливать, удобрять, защищать.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОБРАЗОВЫВАТЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ОТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ:
Береза - березовый.
Ель - еловый.
Рябина - рябиновый.
Сосна - сосновая.
Осина - осиновый.
Смородина - смородиновый.
Липа - липовый.
Яблоня - яблоневый.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОПИСЫВАТЬ ДЕРЕВЬЯ (КУСТАРНИКИ) ПО ВОПРОСАМ:
Как называется это дерево?
Дерево или кустарник?
Какое оно по величине?
Где чаще всего растет?
Из каких частей состоит?
Какой у дерева ствол? (толстый, тонкий, высокий, низкий...)
Какая у дерева кора? (темная, светлая, гладкая, шершавая...)
Какой формы листья? (круглые, овальные, резные, вытянутые, иголки...).
Какую пользу может принести людям?
Как изменяется в разные времена года?
Что можно сделать из этого дерева?
Почему люди сажают деревья на улицах города?

ОТЛИЧАТЬ ДЕРЕВО ОТ КУСТА ПО ПРИЗНАКАМ:
Взрослое дерево выше куста.
У дерева один ствол.


РАССКАЗ ПРО БЕРЁЗУ.
Это береза. У нее белый, тонкий, стройный ствол. На ветках листья округлой формы. Питается береза с помощью корней. Береза — это большое лиственное дерево. Чаще всего растет в лесу. В городе люди сажают березы, чтобы сделать воздух чистым. Из коры березы делают различные поделки. Весной на березе появляются почки, которые превращаются в листочки. Зеленой береза стоит все лето. Осенью листья желтеют и опадают. Зимой голые ветки покрыты снегом.

Все растения можно разделить на три группы: деревья, кустарники и травы. Деревья - это самые крупные и самые долгоживущие представители живой природы.Они бывают высотой с десятиэтажный дом.
Дерево состоит из трёх основных частей.
Корни удерживают его в земле и всасывают воду и минеральные соли из почвы.
Ствол и ветки разносят сок и поднимают листья к солнцу. Дерево становится выше и шире за счёт роста побегов и веток на верхушке.
Стволы всех деревьев покрыты корой, которая защищает нежную внутреннюю часть дерева от высыхания и различных повреждений.

Деревья бывают лиственные и хвойные.
Лиственные деревья осенью сбрасывают листья, а весной листочки появляются снова. К лиственным деревьям относятся ива, липа, клён, дуб, берёза, тополь.

У хвойных деревьев вместо листьев - длинные тонкие иголочки, которые называются хвоинками, и они их осенью не сбрасывают, а остаются с хвоинками весь год. Весной у хвойных деревьев наряду со старыми хвоинками появляются новые молодые хвоинки. Вот почему хвойные деревья всегда зелёные. К хвойным деревьям относятся пихта, ель, сосна.

Кустарники похожи на маленькие деревья, но отличаются от них тем, что имеют не один толстый ствол, как у дерева, а несколько тонких стволиков, соединяющихся вместе у основания.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ДЕРЕВЬЯ, ПОЛЬЗА ОТ ДЕРЕВЬЕВ:
Деревья очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые - дают вкусные съедобные плоды. Спиленное дерево - это строительный материал: из высушенных стволов делают доски, фанеру, мебель, игрушки, бумагу. Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь. Надо охранять деревья, заботиться о них, иногда ласково с ними разговаривать, а весной вместе с родителями сажать молодые деревца.

БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ:
Какие деревья вы знаете?(Лиственные и хвойные).
Где растут деревья?
Какие бывают леса?
(Если в лесу растут сосны и ели, то этот лес - хвойный.
Если в лесу растут дубы и осины, то этот лес - лиственный.
Если в лесу растут ели, берёзы и дубы, то этот лес смешанный.
Если в роще растут берёзы, то это берёзовая роща.
Если в роще растут дубы, то это дубовая роща.
Если в роще растут клёны, то это кленовая роща.)
Почему они так называются?
Что есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, листья (хвоя), крона, плоды.)
Отличаются ли деревья от кустарников? Чем?
Деревья живые или неживые?
Кто (или что) им помогает расти?

ИГРА "ЧЬИ ПЛОДЫ?"
Жёлуди растут на … дубе;
грозди рябины растут на - рябине;
яблоки растут на - яблоне;
серёжки растут на - березе, ольхе;
круглая шишка на - сосне;
длинная шишка на - ели. И т. д.

ИГРА "НАЗОВИ ЛАСКОВО".
Ель - ёлочка.
Сосна - сосенка.
Береза - березка.
Иголка - иголочка.
Ветка - веточка.
Шишка - шишечка.

ИГРА «УГАДАЙ, ПРО КАКОЕ ДЕРЕВО Я ГОВОРЮ?"
Стройная, кудрявая, белоствольная…(береза)
Грустная, печальная, плакучая…(ива)
Стройная, зеленая, колючая…(ель)
Крепкий, могучий, развесистый… (дуб).

ЧТЕНИЕ РАССКАЗА.
У дома росла ель. На ели были шишки. Лена собирала шишки в мешок. Лена дала шишки маме. Мама сделала из шишек игрушки.

БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ.
Где росла ель?
Что сделала мама из шишек?
Какие бы вы игрушки смогли сделать из шишек?

ПЕРЕСКАЗ

ЗАГАДКИ О ДЕРЕВЬЯХ:

Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево)

С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают. (Липа)

У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке. (Сосна)

Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок. (Лиственница)

Весной зеленела, летом загорела,
Осенью надела красные кораллы. (Рябина)

Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане. (Береза)

Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит. (Ива)

Ее в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.(Ель)

Летом - снег! Просто смех!
Снег по городу летает,
Почему же он не тает? (Пух с тополя)

Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)

















ДЕРЕВЬЯ

Вводная беседа

Цели: собрать внимание, настроить детей на предстоящую дея­тельность, вызвать интерес, желание участвовать в совместной со сверстниками и взрослым работе; активизировать знания по теме.

Утренняя гимнастика

Цели: развивать умение дифференцировать ощущения напря­жения и расслабления, регулировать дыхание; выполнять упраж­нения в игровом образе дерева, выразительно изображая панто­мимикой состояние, эмоционально его окрашивая; воспитывать дисциплинированность.

Упражнение по методике «Расскажи стихи руками»

Цели: развивать слуховую и кинестетическую память, вырази­тельность речи; формировать интерес к растительному миру.

Дидактическая игра «Отгадай и покажи»

Цели: развивать логическое мышление, внимание; воспиты­вать выдержку при отгадывании загадок.

Занятия Если бы я был деревом (оздоровительное)

Цели: развивать активное воображение; формировать готовность и осознанность бережного отношения к природе.

Двигательные упражнения «Птицы»

Фонопедические упражнения

Педагог Расселись птицы на ветвях и запели звонкие песни.

У каждой птицы своя песенка.

Трещотка-чечетка, Тр-р-р, тр-р-р...

Кукушка-горюшка, Ку-ку, ку-ку...

Дружок-снегирек, Свинь, свинь... (в среднем реги­стре).

Мальчишка- воробьишка, Чик-чирик (по показу руки в разных регистрах).

Синичка-невеличка, Тень-тень... (в высоком регис­тре).

Утки-трататутки Кря, кря... (в низком регистре).

Гуси-шипуси Ш-ш-ш... (продолжительный выдох).

Упражнения для развития дыхания (по А. Стрельниковой)

    Наклоны вперед и назад (по принципу маятника). При на­клоне назад руки обхватывают плечи - вдох, при наклоне впе­ред- выдох.

    Полуприседы с выдохом, вдох активный, короткий, напря­женный, через нос.

    Темповые наклоны вперед, вдох при каждом наклоне.

Ритмический танец «Ежик резиновый»

(муз. С. Никитина, сл. Ю. Мориц)

Рисуем деревья и кустарники

Цели: развивать творчество, воображение, изобразительные умения; формировать интерес к изобразительной деятельности, природе.

Варианты. «Волшебный лес», «Осенний (по времени года) лес», «Волшебный сад», «Чудо-дерево», «Как растут в лесу деревья и кустарники», «Смешанный лес», «Лиственный лес», «Хвойный лес», «Деревья и кустарники нашего города» и др

Дидактическая игра «К дереву и кустарнику - беги!»

Цели: развивать внимание, ориентировку в пространстве; вос­питывать умение внимательно слушать педагога:

Дидактическая игра «Дерево - куст»

Цели : развивать быстроту реакции, память; формировать инте­рес к играм, в которых можно Проверить собственные знания.

Подвижная игра «Где растет дерево?»

Цели: развивать ориентировку в пространстве, внимание, па­мять; воспитывать умение не нарушать правила игры.

Творческое задание «Чудо-дерево»

Цели: развивать умение с помощью воображения представлять волшебное дерево, думать, чём и как его можно украсить, давать дереву названиё; развивать творчёство через выполнение задания - украсить выбранное на: участке дерево фантиками, игрушками ори­гами, другими самоделками, новогодним дождем, своими рисун­ками, игрушками и т.п.; развивать чувство ритма, умение согласо­вывать слова и движения в хороводе вокруг чудо- дерева; воспиты­вать желание выполнять совместную со сверстниками творческую работу, радоваться результатам.

Игра-перевоплощение «Ты - маленькое деревце»

Цели: развивать эмпатию (сочувствие, сострадание), воображе­ние; воспитывать бережное отношение к живой природе, желание охранять ее. .

Дидактическое упражнение «Дорисуйте за художника»

Цели: развивать воображение, память, пространственную ориен­тировку на листе, точность рисовальных движений; формировать настойчивость и усидчивость, интерес к результату деятельности.

Дидактическая игра «Наряди дерево по времени года»

Цели: развивать память (припоминание), воображение, монологи­ческую речь; воспитывать желание выполнить задание качественно.

Дидактические, игры На чем что растет?

Цели: развивать память, мышление (операцию сравнения), фра­зовую речь; формировать умение слушать партнера по игре, дей­ствовать в соответствии с сюжетом.

Посадим лес

Цели : развивать память, воображение, операции мышле­ния, активное внимание; воспитывать выдержку, культуру общения.

Дидактические упражнения Найди причину

Цели: развивать фразовую речь, память, логическое мышле­ние; воспитывать ответственность за свои поступки.

Что здесь лишнее?

Цели: развивать логическое мышление, его операции, память, речь; воспитывать умение внимательно слушать педагога, отве­чать на его вопросы.

Объясни пословицы и поговорки

Цели: развивать логическое мышление, мышление (суждение, умозаключение); воспитывать уважение к народной мудрости.

Имитационная игра «Путешествие в лес»

Цели: развивать воображение, двигательную активность, вы­разительность речи и пантомимики; формировать интерес к при­роде, совместной деятельности со сверстниками.

Игры с движениями

Цели: развивать умение согласовывать слова с движениями, двигаться ритмично, в едином темпе; ориентироваться в про­странстве; создать положительно-эмоциональное настроение у детей в совместной деятельности.

Мини-этюд «Березка»

Цели : развивать воображение, способность к пантомимике, пластику; воспитывать интерес к живой природе.

Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения

Цели: развивать чувство ритма и темпа, выразительность речи пантомимики; формировать интерес к играм, в которых через ритмичные движения можно создать образ дерева

Все движения в упражнениях

Весенняя, Тополиные пушинки, Яблоневый цвет

Инсценировка стихотворения

Цели: развивать внимание, выразительность движений, речи.

Чтение стихов о деревьях и кустарниках

Цели: развивать воображение, чувство ритма, чувство прекрас­ного; воспитывать эстетические чувства, интерес к теме.

Отгадывание загадок о деревьях, кустарниках, их плодах и семенах

Цели: развивать логическое мышление; речь; формировать интерес к загадкам.,

Чтение рассказа «История одной яблоньки» (К, Ушинский)

Цели: развивать, произвольное внимание, речь, наглядно-об­разное мышление; воспитывать уважение и интерес к труду са­довника.

Описательные загадки о деревьях и кустарниках

Использован материал из кн.: Шорыгина Т.А. Деревья. Какие они? М., 2005.

Береза , Дуб , Липа , Осина , Клен , Сосна , Ель , Рябина (Алябьева книга №2)

Чтение художественной литературы

Тема: Деревья зимой

1. Н. Павлова «Деревья зимой»

2. Каплан «Деревья в зимнем сне»

3. Пушкин «Зимнее утро»

4. Островский «Зимний лес», «Деревья зимой»

5. М. пришвин «Осинкам холодно»

6. С. Есенин «Береза»

7. Братья Гримм «Три счастливца»

8. Р. н. с. Сказка о молодильной яблоне и живой воде»

9. С. Воронин. «Голубая ель», «Птичья кладовая»

10. П. Соловьёва «Рябина».

Тема «Хвойные деревья»

Во время прогулки в зимнем парке или в лесу показать ребенку хвойные деревья (ель и сосну);

Объяснить, почему они называются хвойными, вечнозелёными деревьями. При этом зрительно и на ощупь следует сравнить (по форме и размеру) хвою и шишки этих деревьев, рассмотреть крону ели и сосны;

Рассказать, что можно сделать из древесины этих деревьев провести с ребенком беседу о бережном отношении к природе.

Задание 2. Рассмотреть иллюстрации с изображение елового леса и соснового бора.

Задание 3. Выучить стихотворения и загадки по выбор.

Зимой и летом одним цветом.

(Ель, сосна)

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год.

(Ель, сосна)

Сосны до неба хотят дорасти, небо ветвямихотят подмести,

Чтобы в течение года ясной стояла погода.

Что растет на елке? Шишки да иголки.

Разноцветные шары не растут на елке.

Не растут на елке пряники и флаги,

Не растут орехи в золотой бумаге.

Вопрос. В какой праздник все это появляется на елке

Задание 4. Дидактическая игра «Подскажи словечко».

Ну и платье: сплошь иголки, его носят вечно...

Задание 5. «Что общего у елки и ежика?» - Ель на ежика похожа: еж в иголках, елка тоже.

Задание 6. Дидактическая игра «Кто (что) на елке, кто (что) под елкой?» (составление предложных конструкций).

Шишки, грибы, белка, заяц, птица, ежик.

Задание 7. Пересказать рассказ и ответить на вопросы

У дома росла ель. На ели были шишки. Лена собирал шишки в мешок. Лена дала шишки маме. Мама сделала и шишек игрушки.

Вопросы. Где росла ель? Что сделала мама из шишек? Какие бы ты игрушки сам (сама) смог бы сделать из шишек?

Задание 8. Дидактическая игра «Назови ласково» (упражнение на словообразование): ель - елочка, сосна - ... иголка - ..., ветка - ...

Задание 9. Дидактическая игра «Один - много» (образование родительного падежа существительных): одна елка - много - ..., одна ель - много - ..., одна сосна - много... . Задание 10. Выложить елку из бумажных треугольников.

Задание 11. Упражнение для пальчиков.

Под высокою сосной Одна рука - «сосна» (пальцы рас-

Сидит заинька косой. топырены, подняты вверх);

на вто­рой руке указательный и средний пальцы

образуют «ушки» зайца, ос­тальные пальцы сжаты.

Логопедическое занятие по лексической теме «Осень. Деревья»

Программное содержание:

1. Уточнить представление об осени и ее приметах.

2. Расширить и активизировать словарь по теме.

3. Совершенствовать грамматический строй речи.

4. Развивать длительный плавный выдох.

5. Развивать связную речь, зрительное внимание, мышление, координацию речи с движением, мелкую моторику.

Материалы:

Листья дуба, клена, осины, березы вырезанные из картона; листья на ниточках из цветной бумаги; сюжетные картинки по теме «осень» , картинка по теме «лето»; наложенное изображение листьев; наборное полотно; корзинка; мяч.

I. Организационный момент

1. Л .: – Ребята, по дороге в детский сад я набрала целую корзинку листьев.

Посмотрите, какие они красивые, резные, разноцветные. Каждый из вас выберет по одному листочку и скажет, с какого он дерева и какого цвета.

(Ребенок: – Это оранжевый лист клена.)

Л.: – Правильно. Это оранжевый кленовый лист.

(листья: клен, береза, дуб, осина).

Л.: – Молодцы. Положите листочек на свой стол.

– Ребята, кто догадался о чем мы будем говорить на занятии?

(О листьях, об осени .)

II. Беседа об осени с рассматриванием картинок.

(На наборное полотно выставить сюжетные картинки об осени).

2. Л.: – Ребята, посмотрите на картинки. Какое время года нарисовано?

(На картинках нарисована осень. )

Л.: – Что ты видишь на 1-ой картинке, Маша?

Что нарисовано на этой картинке, Лиза?

Что ты видишь на этой картинке, Паша?

Вы очень хорошо рассказали о том, что нарисовано на картинках.

А какие еще приметы осени вы знаете?

Молодцы, вы назвали все приметы осени.

3. Упражнение «Подуй на листочки»

– Встаньте прямо, возьмите листочек за ниточку, поднесите его к губам, немного отодвиньте его от лица. Начинайте дуть по моей команде.

Сделайте вдох, вытяните губы трубочкой, подуйте на листочек.

4. Игра «Четвертый лишний» (на наборное полотно выставить 3 картинки осени и 1 лета).

Л.: – Посмотрите на картинки внимательно и подумайте, какая из них не относится к осени. Какая картинка лишняя?

5. Игра «Один-много» (с мячом).

Л.: – Я буду бросать мяч и называть вам слово, а вы будете отвечать и бросать мяч обратно мне в руки (например: стол – столы, кот – коты).

Лист… зонт… туча…

Дерево… гриб… птица…

Л.: – Молодцы. Садитесь на места.

6. Игра «Что лишнее?».

Л.: – Я буду называть слова. Все они будут иметь что-то общее, но одно слово будет лишним.

Дуб, рябина, ромашка, береза;

Береза, трава, тополь, клен;

Туча, лед, дождь, ветер;

Грибы, урожай, листопад, подснежник;

Зонт, сапоги, шорты, куртка.

Л.: – Все верно назвали. Теперь надо немного поработать и пальчикам.

7. «Осень».

Ветерпо лесу летал, Плавные волнообразные движения

Ветер листики считал: ладонями.

Вот дубовый, вот кленовый, Загибают по одному пальчику

Вот рябиновый резной, на обеих руках.

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку. Спокойно укладывают ладони на стол.

8. Л.: – Немного отдохнули. Теперь будут ваши глазки смотреть внимательно. Здесь стоят листочки (4-5 листьев). Запомните их. Теперь закрывайте глаза, я уберу 1 листочек. Открывайте глазки.

– Какого листочка не стало?

– Все внимательные.

9. Игра «Найди листья».

(Посмотрите внимательно на картинку и скажите, что вы видите, затем обведите изображение пальцем. – Я вижу кленовый лист.)

10. Игра «Посчитай листья».

Л.: – Посмотрите сколько здесь листьев. Давайте посчитаем сколько листьев будет в букете. (Один кленовый лист, два кленовых листа, три кленовых листа, четыре кленовых листа, пять кленовых листьев. Также считаем листья дуба, березы.)

Ш. Окончание занятия, оценка детей.