Биография.

Сеченов Иван Михайлович (1829-1905). Великий отечествен-ный физиолог, основоположник учения о высшей нервной деятель-ности, показал возможность приложения физиологических знаний к явлениям психической деятельности. Им было установлено на-личие электрической деятельности в мозгу, открыто центральное торможение, показана рефлекторная природа произвольных ак-тов, описан «профессиональный делирий». Книга И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» (1863) вошла в золотой фонд отече-ственной и мировой науки.

Павлов Иван Петрович (1849-1936). Выдающийся советский физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности. Внес вклад в изучение гипноза, механизма образования бреда, невра-стении, психастении, навязчивых состояний, а также действие на нервную систему различных медикаментов, применяемых при ле-чении психически больных. Им было разработано учение о первой и второй сигнальных системах, сформулированы физиологические основы типов высшей нервной деятельности. Он внес большой вклад в изучение патогенеза и лечения психических заболеваний и по-нимания психического заболевания как заболевания мозга и всего организма.

Балинский Иван Михайлович (1827-1902), профессор, кото-рому принадлежит приоритет в создании учения о психопатиях, является одним из основоположников судебно-психиатрической экспертизы, основателем и председателем первого в нашей стране общества психиатров, ввел термин «навязчивые идеи».

Кандинский Виктор Хрисанфович (1849-1889). Описал синд-ром психического автоматизма, выделил идеофрению как само-стоятельную форму психического заболевания, разработал класси-фикацию психических заболеваний. Синдром психического авто-матизма носит его имя.

Корсаков Сергей Сергеевич (1854-1900). Один из основопо-ложников отечественной психиатрии. Ввел режим «нестеснения» памяти, описал полиневротический психоз, который был назван его именем. Он заложил основы нового нозологического направ-ления в психиатрии.

Бехтерев Владимир Михайлович (1857-1927). Выдающийся невролог, психиатр, основоположник отечественной нейрохирургии, основатель института по изучению мозга и психической деятель-ности, носящего в настоящее время его имя, создатель первой в России экспериментально-психологической лаборатории. Неоцени-мый вклад внес в изучение строения подкорковых структур голов-ного мозга, открыл ряд нормальных и патологических рефлексов, описал многие симптомы и синдромы болезней позвоночника (Болезнь Бехтерева), предложил ряд приборов для изучения раз-личных видов чувствительности у человека. В лечении нервно-психических заболеваний им введены «микстура Бехтерева», соче-тательно-рефлекторная терапия неврозов, алкоголизма, психоте-рапия методом отвлечения и перевоспитания, коллективная психо-терапия.

Сербский Владимир Петрович (1858-1917). Выдающийся пси-хиатр, один из основоположников отечественной психиатрии, про-фессор, прекрасный клиницист. Его диссертация «Форма психиче-ского расстройства, описываемая под именем кататонии» (1890), по оценке С. С. Корсакова, относится к лучшим произведениям русской психиатрической литературы. Работы В. П. Сербского по-священы исследованию острых органических психозов раннего слабоумия. В. П. Сербский является одним из основоположников судебной психиатрии, много сделал в устройстве психиатрических больниц; ввел постельный режим, патронаж, трудовую терапию. Институту судебной психиатрии в Москве присвоено его имя (ныне Российский центр общей и судебной психиатрии им. В. П. Серб-ского).

Ганнушкин Петр Борисович (1857-1933). Первый советский профессор психиатрии, организатор и редактор журнала «Совре-менная психиатрия», внес большой вклад в развитие клинико-диагностического метода, в учение о психопатиях ввел понятие «малая психиатрия», организатор психиатрической помощи, тон-кий, несравненный клиницист. Одной из психиатрических больниц г. Москвы присвоено его имя.

Гиляровский Василий Алексеевич (1875-1959). Выдающийся советский психиатр, профессор, член АМН СССР по специально-сти психиатрия. Внес большой вклад в разработку вопросов кли-нической психиатрии, патологической анатомии психических забо-леваний, детской психиатрии, организации психиатрической помощи, профилактике и лечению психических заболеваний.

Баженов Николай Николаевич (1857-1923) знаменитый пси-хиатр, сподвижник С. С. Корсакова, профессор психиатрии. Впер-вые ввел в Москве обязательные практические занятия на курсах по психиатрии по специальной программе. Активно боролся за систему «нестеснения» психически больных, за устройство психи-атрических учреждений. Разработал проект законодательства 0 душевнобольных, был организатором «Союза психиатров и невро-патологов» и созыва первого съезда членов союза.

Яковенко Владимир Иванович (1857-1923). Видный врач-пси-хиатр. Руководил строительством и организацией образцовой зем-ской психиатрической больницы в с. Мещерском под Москвой. В настоящее время больница носит его имя и в 1993 году отпразд-новала свое 100−летие. Произвел первую перепись психически больных в Московской губернии. Крупный деятель в области орга-низации психиатрической помощи, активный строитель отечествен-ной психиатрии.

Кащенко Петр Петрович (1858-1920). Крупный организатор психиатрической помощи, осуществлял в своей деятельности луч-шие принципы отечественной психиатрии. Имя П. П. Кащенко присвоено больнице на Канатчиковой даче в Москве и Сиворицкой психиатрической больнице под Ленинградом (ныне Санкт-Петер-бургом).

Гаккебуш Валентин Михайлович (1881-1931). Крупный уче-ный, профессор психиатрии, прекрасный психиатр-клиницист, психотерапевт, организатор психиатрической помощи. Активно бо-ролся за систему «нестеснения» психически больных, против при-менения изоляторов, участвовал в организации патронажа, орга-низовал ряд научно-исследовательских лабораторий, был основа-телем журнала «Советская психоневрология», широко внедрял физиологические методы в изучение и лечение психически боль-ных. Описал в 1912 г. совместно с Т. А. Гейером и в 1915 - с А. И. Геймановичем альцгеймероподобный синдром. Эта псевдо-альцгеймеровская форма мозгового артериосклероза получила название болезни Гаккебуша-Гейера-Геймановича.

Каннабих Юрий Владимирович (1872-1939). Выдающийся советский психиатр, психотерапевт, профессор психиатрии, блестя-щий лектор, популяризатор научных знаний. Изучал клинику по-граничных состояний. Был одним из основателей журнала «Психо-терапия». Заведовал отделом истории психиатрии Института невропсихиатрической профилактики Народного Комиссариата Здра-воохранения РСФСР.

Протопопов Виктор Павлович (1880-1957). Выдающийся со-ветский психиатр, академик. Создатель патофизиологической школы в советской психиатрии, разработал оригинальные методи-ки исследования высшей нервной деятельности, описал симпатикотонический синдром при маниакально-депрессивном психозе (Три-ада Протопопова). Ввел в практику терапию сном, методики дезинтоксикационной терапии, диетотерапии. Много сделал для восстановления психиатрических учреждений на Украине.

Кербиков Олег Васильевич (1907-1965). Выдающийся совет-ский психиатр и организатор здравоохранения, академик. Внес большой вклад в разработку клиники и иммунологии шизофрении, психопатии, неврозов, истории психиатрии.

Сухарева Груня Ефимовна (1891-1981). Известный советский психиатр, профессор, ученый-энциклопедист, в 1935 году создала кафедру детской психиатрии Центрального института усовершен-ствования врачей и более 30 лет ее возглавляла. Одна из первых изучила клинику шизоидных психопатий у подростков 12-14 лет, уделяла большое внимание аффективным расстройствам и нару-шению поведения у детей и подростков. Подробно изучала шизофрению с эволюционных позиций.

Снежневский Андрей Владимирович (1904-1987). Советский психиатр, академик АМН СССР, разрабатывал вопросы общей психопатологии, классификации психических заболеваний, подроб-но изучал проблемы клиники, лечения, патогенеза эндогенных психозов - шизофрении, маниакально-депрессивного психоза и др., ввел новую систематику форм шизофрении, важную для опреде-ления клинического и социального прогноза. Под его руководством были проведены впервые в нашей стране исследования по психо-фармакотерапии. Был председателем научного совета по психи-атрии АМН СССР, членом президиума Всесоюзного научного об-щества невропатологов и психиатров.

Пинель Филипп (1745-1826). Выдающийся французский врач-психиатр, академик, основоположник научной психиатрии, про-возгласивший лозунг «не презрение, а лечение» по отношению к психически больным, освободивший их от цепей. Установил лечеб-ный режим, организовал трудовые лечебные процессы, прогулки больных, распределение их по состоянию, ввел врачебные обходы.

Эскироль Жан-Этьен-Доминик (1772-1840). Один из основа-телей научной психиатрии во Франции. Разработал учение о мо-номаниях, ввел понятия ремиссии и интермиссии, разработал принципы освидетельствования душевнобольных, провел различие между галлюцинациями и иллюзиями, установил принцип необхо-димости учета психоневрологических и соматических симптомов психических заболеваний. По инициативе Эскироля была органи-зована первая колония для душевнобольных под Парижем. Ввел систематическое преподавание психиатрии на медицинском факультете в Париже.

Гризингер Вильгельм (1817-1868). Выдающийся немецкий психиатр, основатель общего учения о психических болезнях, впервые утвердил психиатрию как медицинскую дисциплину, высказал мысль о том, что психотические состояния не являются болезнями, но лишь симптомами мозгового процесса (концепция единого пси-хоза). Уделял огромное внимание рефлекторной деятельности, патологоанатомическим исследованиям головного мозга, считал, что обязательно существует патологоанатомическая основа психозов.

Конолли Джон (1794-1866) -известный английский психиатр, профессор. Осуществил в Англии отмену механических стеснений при лечении душевнобольных. В 1856 году издал книгу «Лечение душевнобольных без механического стеснения». Д. Конолли вы-двинул принцип - «насилие равнозначуще небрежности».

Вернике Карл (1848-1905)-знаменитый психиатр, невропа-толог, офтальмолог, хирург, анатом. При изучении психопатологии и клинической психиатрии опирался на анатомо-физиологические основы и рассматривал связывающие нервные волокна как основу психических процессов. Вернике описал двигательные психозы, разработал основы сенсорной афазии, ввел понятие «сверхценной идеи», описал пресбиофрению, алкогольный галлюциноз, острый верхний геморрагический полиэнцефалит, был одним из основопо-ложников неврологического направления в психиатрии.

Модсли Генри (1835-1918)-крупный психиатр, профессор судебной медицины Лондонского университета. Основоположник эволюционного направления в психиатрии. Большое значение при-давал физиологическому анализу психозов, заложил основы дет-ской психиатрии. Выдвинул концепцию обратного развития душев-ной организации при психических заболеваниях.

Блейлер Эуген (1857-1939). Известный швейцарский психиатр, профессор. Основал психиатрическо-неврологическое общество в Цюрихе. Работы Блейлера посвящены проблемам практической психиатрии, афазиям, психотерапии, группе шизофрении - ранне-му слабоумию. Показал раннее слабоумие как психоз расщепле-ния. Блейлеру принадлежит термин «шизофрения».

Крепелин Эмиль (1856-1926). Выдающийся немецкий психи-атр, профессор, основатель нозологического направления в пси-хиатрии. В 1922 г. организовал в Мюнхене исследовательский психиатрический институт. Создатель клинического учения о циркулярном психозе и раннем слабоумии, ввел фармако-психологическое исследование в психиатрию, изучал влияние алкоголя на нервную и психическую деятельность. Придавал большое значение течению психического заболевания и его исходу, как закономерному биологическому процессу.

Фрейд (Фройд) Зигмунд (1856-1939). Известный австрийский психолог, основатель психоанализа. Развил теорию психосексуального развития индивида. Главную роль в формировании характера и его патологии отводил переживаниям раннего детства. Рассмат-ривал психику как нечто самостоятельно существующее и управ-ляемое непознаваемыми, вечными психическими силами, лежащи-ми за пределами сознания (бессознательное). Разработал метод «катарзиса» (отреагирования с помощью гипноза забытых психи-ческих травм «ущемленных комплексов»), метод свободных ассо-циаций как основу психоаналитической терапии.

Биография является источником первичной социологической информации, позволяющей выявить психологический тип личности в его исторической, национальной и социальной обусловленности.

Биография воссоздаёт историю человека в связи с общественной действительностью, культурой и бытом его эпохи. Биография может быть научной, художественной, популярной и т. д.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Биография" в других словарях:

    Повествоват. изображение истории жизни отдельной личности, способ представленности в культуре специфики отд. человеч. существования. Занимает важное место в культуре различных эпох. Жизнь отд. личности может быть предметом науки,… … Энциклопедия культурологии

    См. Жанры, Методы литературные и Мемуары. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия

    - (греч., от bios жизнь, и graphein писать). Описание чьей либо жизни. Производные: биографический, биограф. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БИОГРАФИЯ греч., от bios, жизнь, и graphein писать.… … Словарь иностранных слов русского языка

    биография - и, ж. biographie f. 1. Описание чьей л. жизни. Ож. Краткия биографии славнейших новых писателей. МЖ 4 247. Биография, описание жизни одного человека. Корифей 1 209. || Характеристика, оценка. Все христопродавцы. Один там только и есть порядочный… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Жизнеописание, житие, автобиография, послужной (формулярный) список, формуляр. У него формуляр нечист (замаран подсудностью)... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. биография… … Словарь синонимов

    биография - Биография, может быть, не стоило бы приводить здесь это кажущееся таким простым слово, но... Поскольку нередко приходится слышать сочетание биография жизни, исключать это слово из нашего словаря нельзя. Ведь биография в переводе с греческого… … Словарь ошибок русского языка

    Жизнь * Биография * Возраст * Время * Здоровье * Катастрофа * Путь(жизненный) * Рождение * Смерть * Смысл жизни * Судьба * Цель Биография Из автобиографии о ее авторе нельзя узнать ничего плохого, за исключением состояние его памяти. Ф.Джонс… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Описание жизни человека, сделанное им самим (автобиография) или другими людьми. Биография является источником первичной социологической информации, позволяющий выявить психологический тип личности в его исторической, национальной и социальной… … Финансовый словарь

    - (от био... и...графия) 1) описание жизни человека; жанр исторической, художественной и научной прозы. Современная биография (напр., серия Жизнь замечательных людей) выявляет историческую, национальную и социальную обусловленность,… … Большой Энциклопедический словарь

    биография - БИОГРАФИЯ, жизнеописание БИОГРАФИЧЕСКИЙ, жизнеописательный … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    БИОГРАФИЯ, биографии, жен. (от греч. bios жизнь и grapho пишу). 1. Сочинение, в котором излагается история жизни и деятельности какого нибудь лица. 2. перен. Чья нибудь жизнь. Он рассказал интересный случай из своей биографии. Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова


Однажды он сказал: «Не могу сказать о себе, что я верующий человек, однако часто, особенно в тяжелые минуты, мысленно повторяю: «Господи Боже, помоги Украине и украинцам, народу украинскому пройти через это без больших потерь, дай нам всем - и молодым, и старым, - пережить эти тяжелые времена. Дай ясные мысли политикам и не политикам, чтобы мы не допустили какую-то величайшую глупость, которую потом не смогут исправить ни наши дети, ни внуки».

Вряд ли он мыслил так масштабно до того, как стал президентом.

Говорят, на заводе его поначалу называли «Чекушкой» - за малый рост и любовь к выпивке. Но пьяным практически его не видели, особенно в первые годы работы в КБ «Южное». Даже КГБ, который рьяно искал компромат на ракетчиков, не мог похвастаться, что у него были такие факты. Инженеры не могли даже близким рассказывать о том, чем занимаются. А уж за пьянки и аморалку выгоняли с треском. Однако не быть уличенным в пьянстве еще не означает не пить. Злые языки утверждают, что Кучма пил, только по нему это никогда не было видно.

Но только кто у нас не пьет? Либо больные, либо большие сволочи - гласит народная пословица. Да и стал человек президентом, два срока оттрубил на этом посту: далеко не каждый может таким похвастать. Нет, отталкиваться нужно не от «чекушки» - от другого.

Кстати, знаете ли вы, что у президента Кучмы был свой герб? Я нашел его описание: в щите, перевязанном лазурным и золотым, лев противоположных тинктур, армированный красным, который стоит на задних лапах и держит в передних лапах Государственный герб Украины - золотой тризуб в лазурном пятиугольном щите с золотым обрамлением. Щит увенчан золотой Украинской административной короной, над которой рыцарский шлем. Клейнод: на двухцветном бурелете (лазурь, золото) золотой, армированный красным, лев, который держит в руках серебряный тризуб. Щитодержатели: два бриллиантовых черниговских орла, армированных золотом, с красными языками. Девиз: RE, NON VERBIS - «Делом, не словами».

Большую часть своей жизни Леонид Кучма и не думал о том, что у него когда-нибудь появится свой герб. Он родился в селе Чайкино Черниговской области в 1938 году, 9 августа. Отец погиб на фронте, мать работала в колхозе. Старший брат и сестра трудились на шахтах. О них он вспоминает так: «Брат был шахтером, в 53 года ушел на пенсию, рак легких - и все… Сестра еще в 48 лет умерла, она была машинистом электровоза в шахте».

Окончил Днепропетровский государственный университет, по специальности - инженер-механик. Кандидат технических наук. Профессор Днепропетровского университета. Академик Инженерной академии Украины. Лауреат Ленинской премии за разработку ракет СС-18 и СС-20 (также лауреат Государственной премии Украины).

С ракетами связана почти вся его жизнь. С 1960 по 1975 год он работал инженером, затем старшим инженером, ведущим конструктором, помощником главного конструктора ракетно-космического конструкторского бюро «Южное». В 28 лет стал техническим руководителем испытаний на космодроме «Байконур». С 1975 по 1982 год был секретарем партийной организации КБ «Южное». В 1982-1986 годах - первый заместитель генерального конструктора КБ «Южное». Затем, до 1992 года - генеральный директор производственного объединения «Южный машиностроительный завод» в Днепропетровске.

В 1990 году был избран народным депутатом Украины. С октября 1992 года - Премьер-министр Украины (второй в ее истории), его назначение лоббировал директорский корпус. Возглавлял государственную комиссию по проведению денежной реформы.

В течение 1993 года несколько раз требовал предоставления ему как премьер-министру дополнительных полномочий и заявлял о своей возможной отставке в случае невыполнения этих требований. 10 сентября 1993 года очередное прошение об отставке было удовлетворено Президентом Украины Леонидом Кравчуком, а 21 сентября - парламентом Украины. В декабре 1993 года возглавил Украинский союз промышленников и предпринимателей. В июле 1994-го избран Президентом Украины. Переизбран на эту должность 14 ноября 1999 года.

Среди увлечений - теннис, бег, футбол.

В избирательной кампании-1994 поддерживался Россией. Основные предвыборные лозунги - придание русскому языку статуса официального, максимальное сближение с Россией. Но после избрания своих предвыборных обещаний не выполнил. Многие избиратели в этой связи посчитали себя обманутыми. В результате на следующих президентских выборах, например, в Крыму явка избирателей была очень низкой, и Кучма набрал крайне мало голосов.

Зимой 2000 года президент был обвинен в устранении неугодного власти журналиста - Георгия Гонгадзе (так называемый «кассетный скандал»). Лидер Социалистической партии Украины Александр Мороз предъявил запись якобы разговоров самого президента, главы его администрации Владимира Литвина и министра внутренних дел Украины Юрия Кравченко, касающихся исчезновения Гонгадзе. Это послужило началом акции «Украина без Кучмы», организованной оппозицией. Акция представляла собой многолюдные уличные демонстрации и палаточные городки в центре Киева.

В 2001 году Верховная Рада несколько раз пыталась начать в отношении Леонида Кучмы процедуру импичмента. Его обвиняли в незаконной продаже оружия, в пособничестве в избиения депутата Александра Ельяшкевича. Тогда Леонид Кучма начал стремительно терять популярность. Его рейтинг доверия составлял в Украине 20 процентов, недоверия - примерно 60. На парламентских выборах-2002 Кучма поддержал блок «За единую Украину!», который возглавил Владимир Литвин, вторую позицию в избирательном списке занял тогдашний премьер-министр Украины Анатолий Кинах.

Дальше рекомендуется указать ваше образование. В зависимости от того, для каких целей вы пишете автобиографию , в ней можно указать общее образование или школьное. Но все-таки начинают со специального , при этом указывая название учебного , года учебы и полученную специальность. Затем нужно указать полученную первичную специализацию, какие вы проходили курсы для повышения , усовершенствования, на каких были семинарах, тренингах. Нужно обязательно указывать год, когда вы получили дополнительное образование, а также тему тренингов, семинаров, курсов.

Следующий пункт вашей биографии относится к опыту . Нужно с самого первого своего места работы, а перечислять все последующие. Необходимо указывать должность, ваши обязанности, год приема. Следующая информация - о благодарностях, повышениях по службе, изменении специальности. Если вы кроме , преподаете или читаете лекции, то нужно указать и эту информацию. К конце вашей биографии нужно указать общий стаж работы.

Если биографию пишет выпускник ВУЗа, необходимо указать его научные работы, участие в студенческих конференциях.Ваша биография должна соответствовать целям, для которых вы ее писали. Поэтому при подробно отразите ваш трудовой стаж и должностные обязанности, а также участие в курсах и семинарах, которые способствовали квалификации, важной именно для той должности, на которую вы претендуете.

Практически каждый человек время от времени сталкивается с необходимостью описать собственный жизненный путь. Автобиографию требуют при поступлении в ВУЗ, приеме на работу, обращении в различные учреждения. Наиболее простой жанр - краткая биография.

Инструкция

Далее в хронологическом порядке опишите основные вехи своей : где учились (иногда школьное образование указывают, в иных случаях имеет только учеба в среднеспециальном или высшем заведении), когда состояли на военной службе, где проходили практику и/или работали. Если автобиография предоставляется на потенциальное место работы, постарайтесь отразить в ней ключевые моменты своего профессионального пути, но не дублируйте полностью резюме - оно и так будет на руках у рекрутера.

В заключение опишите семейное положение и семьи, возраст и род деятельности своих близких. Например: «Состою в браке, жена - Петрова Инна Алексеевна, 1984 года рождения, инженер-технолог, сын - Петров Илья Вадимович, 2008 года рождения». Укажите контакты, по которым можно связаться с вами. Можно указать свой полный профессиональный стаж и нынешнее место работы (если таковое имеется).

А.С.Пушкин (1799–1837). Краткие биографические сведения

Детство

Александр Сергеевич Пушкин происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода.

Отец поэта, Сергей Львович Пушкин, получил французское воспитание в духе вольнодумства XVIII века, состоял членом масонской ложи. Сергей Львович был человеком одаренным, особенно в области литературного творчества, но всю свою жизнь провел в светских развлечениях.

Мать Пушкина, Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, также вела светскую жизнь. Материнской ласки старшие дети почти не знали. Только в последний год своей жизни (1835), будучи тяжело больна, Надежда Осиповна изменила свое отношение к сыну Александру, который нежно ухаживал за ней.

Родители говорили с детьми по-французски и почти ими не занимались, поручив их воспитание французским гувернанткам и гувернерам.

В семье Пушкиных господствовало ироническое отношение к религии. Рано научившись читать, Пушкин уже в отрочестве познакомился с атеистической и эротической литературой на французском языке.

В то же время Пушкин испытал в детстве и благие влияния. Бабушка поэта Мария Алексеевна Ганнибал, умная и рассудительная женщина, горячо любила внука. Няня Пушкина Арина Родионовна Яковлева, самоотверженно заботившаяся о своем питомце, приобщила ребенка к богатствам живого русского языка. Бабушка и няня рассказывали ему народные сказки. Крепостной дядька Никита Козлов (прототип Савельича из «Капитанской дочки»), добрый наставник поэта в детские годы, был для юного Пушкина ярким примером русского народного характера.

Поэтический дар пробудился в юном Пушкине очень рано, однако его первые дошедшие до нас стихотворения относятся к 1813 году.

Лицей

С 1811 по 1817 год Пушкин учился в Царскосельском лицее, где царила атмосфера вольнодумства в духе французского Просвещения. Пушкин учился вместе с будущими декабристами Иваном Пущиным и Вильгельмом Кюхельбекером. С ними поэта связывали крепкие дружеские узы. Близким другом Пушкина стал также поэт Антон Дельвиг. Тёплые, братские отношения сложились у Пушкина со многими другими лицеистами. Чувство дружбы было у юного поэта необыкновенно развито; оно в какой-то мере восполняло недостаток любви в семье.

Большую роль в деле духовного становления лицеистов сыграла Отечественная война 1812 года, победа над Наполеоном. Героическим событиям того времени посвящено одно из первых дошедших до нас патриотических стихотворений поэта – «Воспоминания в Царском Селе» (1814).

Первый петербургский период

После окончания лицея в 1817 году Пушкин поступил на службу в Петербурге – в Коллегию иностранных дел. При этом он вел рассеянную светскую жизнь. Одновременно продолжалось сближение поэта с оппозиционно настроенными кругами: он познакомился с К.Ф.Рылеевым, Н.И.Тургеневым, другими участниками тайных политических обществ. Дружеские узы связывали Пушкина с П.Я.Чаадаевым, известным вольнодумцем, с которым поэт познакомился, когда еще учился в лицее.

В первый петербургский период литературная деятельность Пушкина была очень интенсивна. Он активно посещал общество «Арзамас», стал завсегдатаем литературных салонов.

В Петербурге Пушкин создал наиболее известные вольнолюбивые стихи. Это ода «Вольность» (1817), послание «К Чаадаеву» (1818), элегия «Деревня» (1819). В вольнолюбивых стихах Пушкина нашли поэтическое выражение идеи декабризма.

В этот же период написана поэма «Руслан и Людмила» (1820).

За свои вольнолюбивые стихи Пушкин был сослан на юг России. Сначала поэт оказался в Екатеринославе, затем вместе с семьей генерала Раевского совершил путешествие на Кавказ и в Крым (1820). До 1823 года он служил в Кишиневе. В селе Каменка Пушкин встречался с членами Южного общества. В 1823–1824 годах поэт служил в Одессе.

На период южной ссылки приходится расцвет романтизма в творчестве Пушкина. В это время он написал известные романтические поэмы («Кавказский пленник», «Братья разбойники», «Бахчисарайский фонтан»), много лирических стихотворений с яркой романтической окраской.

В 1823–1824 годах Пушкин пережил душевный кризис, который был связан с разочарованием поэта в просветительских идеях. Поэт разуверился в возможности быстрого установления политической свободы в России. Кризис объясняется и последствиями разгульной жизни поэта: его преследовало ощущение душевной опустошенности, тоски. Мрачные настроения Пушкина нашли художественное воплощение в известном стихотворении «Свободы сеятель пустынный...» (1823), а также в первой главе романа «Евгений Онегин», работу над которым поэт начал еще в Кишиневе в 1823 году.

Михайловское

В 1824 году Пушкин был отправлен в ссылку в Михайловское. Уже в начале 1825 года поэт преодолел душевный кризис. Этому способствовали созерцание простой русской природы, здоровый образ жизни, общение с простым народом. Важную роль сыграли также частые посещения Святогорского монастыря, встречи с монахами, чтение Священного Писания, размышления над событиями русской истории (Пушкин изучал древнерусские летописи, с увлечением читал «Историю Государства Российского» Н.М.Карамзина).

Пушкин разочаровался в личности Байрона (еще раньше он разочаровался в Наполеоне). Поэт все более интересовался Шекспиром: его удивляла способность английского драматурга проникать в глубины истории. Пушкин постепенно уходил от романтических иллюзий. Теперь главной своей творческой задачей он считал отражение реальной действительности. Переломным в этом отношении произведением следует считать трагедию «Борис Годунов» (1825).

Своё новое видение мира Пушкин – «поэт действительности» – отразил в стихотворении «Пророк».

Яркий образец лирики дружбы этого периода – элегия «19 октября» 1825 года. Шедевр любовной лирики – послание «Я помню чудное мгновенье...», написанное также в 1825 году.

В Михайловском Пушкин получил известие о восстании на Сенатской площади, об аресте друзей. Через полгода пришла весть о казни пятерых декабристов.

Вторая половина 1820-х годов. Период скитаний

В 1826 году новый царь Николай Павлович освободил поэта из ссылки. Пушкина доставили в Москву, затем, после беседы с царем, он отправился в Петербург. В этот период Пушкин жил в обеих столицах, путешествовал по России, в 1829 году снова побывал на Кавказе. Вторую половину 1820-х годов в жизни и творчестве Пушкина иногда называют периодом скитаний, имея в виду не только странствия поэта, но и духовные искания, сомнения, кризисные состояния души и следующие за ними моменты просветления.

Пушкин продолжал в это время писать роман «Евгений Онегин», создал много лирических стихотворений, поэму «Полтава».

Такие произведения, как «И.И.Пущину» (1826), «Арион» (1827), «Во глубине сибирских руд…» (1827), посвящены друзьям-декабристам.

Назовем также стихотворения, освещающие тему поэта и поэзии: «Поэт» (1827), «Поэту» (1830), шедевры любовной лирики: «Я вас любил: любовь еще, быть может...» (1829), «На холмах Грузии лежит ночная мгла...» (1829). Яркий образец пейзажной лирики – «Зимнее утро» (1829).

Грустные, тревожные, а подчас и мрачные настроения поэта в период скитаний отразились в таких произведениях философской лирики, как «Дар напрасный, дар случайный...» (1828), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» (1829), «Бесы» (1830), «Элегия» (1830).

Болдино

В 1830 году Пушкин получил согласие на брак с Н.Н.Гончаровой. Он поехал в отцовское имение Болдино, чтобы уладить денежные дела перед свадьбой. Из-за эпидемии холеры поэт вынужден был задержаться в деревне.

Болдинская осень оказалась исключительно плодотворным периодом в творчестве Пушкина. Он создал «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», начал писать «Сказки», создал много лирических стихотворений. Здесь был в основном завершен роман «Евгений Онегин».

Последний петербургский период

В феврале 1831 года Пушкин обвенчался с Н.Н.Гончаровой. Молодые супруги жили некоторое время в Москве, на Арбате. Затем они переехали в Петербург. Поэт был принят при дворе. Наталья Николаевна, первая красавица северной столицы, блистала на великосветских балах. У Пушкиных родились дети: Александр, Мария, Григорий и Наталья.

Начиная с середины 1830-х годов поэту приходилось сталкиваться с большими материальными трудностями, терпеть душевные скорби. В 1834 году Пушкину был пожалован придворный чин камер-юнкера, который присваивался обычно совсем молодым людям. Поэт не мог отказаться от унизительной для него царской «милости»: царь был его главным кредитором. Ситуацию усугубили настойчивые ухаживания за Натальей Николаевной молодого француза, гвардейского офицера на русской службе Жоржа Дантеса, что в итоге привело к дуэли. Пушкин получил смертельное ранение и 29 января 1837 года умер.

Последний петербургский период – тяжелая пора в жизни поэта и вместе с тем время его творческой зрелости, расцвета его таланта.

Позднее творчество Пушкина отмечено особым вниманием писателя к отечественной истории, в первую очередь к теме русского бунта. В этот период Пушкин все чаще обращался к прозе. Он создает роман «Дубровский» (1833), «Историю Пугачевского бунта» (1833), роман «Капитанская дочка» (1836). В 1833 году Пушкин пишет поэму «Медный всадник».

В последние годы жизни поэт создает такие шедевры лирики, как «Осень» (1833), «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит...» (1834), «...Вновь я посетил...» (1835), «Из Пиндемонти» (1836), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (1836). В поздней лирике Пушкина запечатлено неодолимое стремление поэта к утверждению таких вечных ценностей, как единение человека с природой, искусство, творчество, внутренняя свобода человека. В отдельных произведениях явственно звучат мотивы покаяния, смирения, жертвенной любви («Странник», 1835; «Отцы пустынники и жены непорочны...», 1836).

Лирика

Краткая характеристика жанров

В лирике Пушкина мы встречаем большинство поэтических жанров того времени. Это ода, песня, элегия, послание, стихотворный диалог, романс, эпиграмма, сатира (как жанр), наконец, просто лирическое стихотворение , не укладывающееся в рамки существовавших тогда жанровых форм – нередко стеснявших, ограничивавших творческий гений великого поэта.

Не случайно с именем Пушкина связывают начало разрушения традиционной системы жанров русской поэзии . Примечательно, что многие произведения Пушкина содержат черты разных жанров. Например, «Деревня» сочетает черты элегии и сатиры. Элегия «К морю» имеет элементы послания. Ода «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» тоже выходит за рамки антологического стихотворения. Это произведение принципиально нового содержания по сравнению с одами Горация, Ломоносова, Державина на соответствующую тему.

Основные мотивы

В лирике Пушкина присутствуют самые разные темы и мотивы. Это мотив свободы в разных его вариациях (например, гражданская свобода, свобода духовная, свобода творчества); мотивылюбви идружбы , темаприроды , темапоэта и поэзии , а также такиефилософские мотивы , какнеумолимый рок ,быстротечность жизни ,смена поколений и многие другие.

Эволюция тем и мотивов в лирике Пушкина

Лицейская лирика

Пушкин как поэт-лирик начал формироваться еще во время учебы в лицее.

Для раннего творчества Пушкина характерны эпикурейские мотивы 1 . Они звучат, например, в послании«К Батюшкову» (1814):

Мирские забывай печали,

Играй: тебя младой Назон,

Эрот и грации венчали,

А лиру строил Аполлон.

Это одно из первых пушкинских стихотворений на тему поэта и поэзии. Здесь звучит, в частности, мотив дружбы поэтов . Юный Пушкин отмечает такие предметы, достойные внимания творца, каклюбовь, дружеские пиры, ратные дела. Настоящий поэт, по убеждению Пушкина, должен владеть исатирическим пером .

Следует, кроме того, отметить, что в этом произведении, как и во многих ранних стихотворениях Пушкина, встречаются образы античной мифологии .

К образам античности Пушкин прибегает и в любовной лирике , где преобладают легкомысленные эротические мотивы. Облик возлюбленной, как правило, имеет условные очертания. В качестве примера можно назвать«Послание Лиде» , написанное в 1816 году:

Тебе, наперсница Венеры,

Тебе, которой Купидон

И дети резвые Цитеры

Украсили цветами трон...

В годы учебы Пушкин испытал влияние разных литературных направлений и стилей классицизма , сентиментализма , романтизма . Поэт достиг творческой зрелости в эпоху расцвета русского романтизма. Влияние романтической эстетики на Пушкина было наиболее значительным.

Своим учителем Пушкин считал Жуковского. Однако со временем ученик «перерос» своего учителя и даже получил от старшего собрата по перу портрет с надписью: «Победителю ученику от побежденного учителя».

Романтические мотивы звучат уже в ранних стихотворениях Пушкина. Это, например, «Наполеон на Эльбе » (1815), «Сраженный рыцарь » (1815), «Певец » (1816), «Месяц » (1816) и другие.

Стихотворение «Воспоминания в Царском Селе » (1814), сочетающее в себе черты классицизма и романизма , явилось откликом юного поэта на победу России в войне 1812 года. Это яркий образец патриотической лирики Пушкина.

Обратим внимание на изображение природы в ранней лирике Пушкина. Здесь нередко ощутимытрадиции классицизма . Например, в «Воспоминаниях в Царском Селе» (1814) мы находимусловный пейзаж, мифологических персонажей:

С холмов кремнистых водопады

Стекают бисерной рекой,

Там в тихом озере плескаются наяды

Его ленивою волной...

Как уже отмечалось, большое влияние на Пушкина-лицеиста оказали идеи Просвещения. Не случайно политическая свобода, вольность – одинцентральных мотивов ранней лирики Пушкина. Утверж­дение идеалов свободы сочетается собличением деспотизма . «Свободой Рим возрос, а рабством погублен», – пишет поэт в стихотворении«Лицинию» (1815).

Вольнолюбивые стихи первого петербургского периода

Наиболее известные свои вольнолюбивые стихи Пушкин пишет уже в Петербурге, после окончания лицея.Это«Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня».

«Вольность »

«Вольность » написана в1817 году. Поэт обращается кжанру оды , одному из основных в поэзии классицизма, с целью придать стихотворению высокое звучание.

Доминирующие мотивы произведения –свобода, протест против тирании, гражданское назначение поэта.

В начале стихотворения поэт изгоняет «Цитеры слабую царицу», то есть Венеру, богиню любви, и призывает «свободы гордую певицу»:

Приди, сорви с меня венок,

Разбей изнеженную лиру…

Хочу воспеть Свободу миру,

На тронах поразить порок.

Таким образом, истинное призвание поэта быть певцом свободы . Поэт открыто выступаетпротив деспотизма , побуждает «падших рабов» набраться мужества:

Питомцы ветреной судьбы,

Тираны мира! Трепещите!

А вы мужайтесь и внемлите,

Восстаньте, падшие рабы!

Основной текст стихотворения содержит в себе экскурс в западноевропейскую и русскую историю конца XVIII – начала XIX века. Здесь упоминаются и «возвышенный галл» – французский поэтАндрей Шенье, ставший жертвой революционного террора, иЛюдовик XVI , казненный якобинцами, и «самовластительный злодей» (имеется в видуНаполеон ), и «увенчанный злодей» (Павел I ), убитый в 1801 году в России во время дворцового переворота. Поэт убежден, что основная причина революционных потрясений, цареубийств и других бедствий коренится как в деспотизме правителей, так и в необузданном самоволии народа. Лишьследование Закону (одна из ключевых идей Просвещения!) может принести обществу мир и благоденствие. В конце стихотворения поэт обращается к царям:

Склонитесь первые главой

Под сень надежную Закона,

И станут вечной стражей трона

Народов вольность и покой.

Жанр оды требовалвысокого стиля . В стихотворении много примеровгражданской лексики («вольность», «тираны»), в частностиславянизмов («внемлите», «восстаньте», «глава», «врата»).

«К Чаадаеву»

Стихотворение «К Чаадаеву» по традиции датируется1818 годом. До нас не дошелавтограф произведения, но оно известно в многочисленныхсписках .

Чаадаев, гвардейский офицер, участник войны 1812 года, известный своим вольномыслием, был для юного Пушкина образцом приверженности высоким гражданским идеалам.

«К Чаадаеву» обычно характеризуют как произведение гражданского романтизма. Романтический идеал связан здесь с утверждением такихвысоких духовных ценностей, как свобода илюбовь к отчизне.

Мотив «вольнолюбивой дружбы» (определение Б.В.Томашев­ского) – главный в этом произведении. Традиционныйжанр дружеского послания наполняется здесьновым, общественным содержанием. Чувство преданности другунеотделимо от желанияслужить отечеству ,протеста против самовластья. Все эти мотивы ярко звучат в пушкинском стихотворении. Поэт обращается к Чаадаеву:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Гражданский пафос стихотворения подчеркиваетсясловами высокого стиля: «отчизна», «внемлем», «призыванье», «вольность святая», «упованье».

«Деревня»

Стихотворение «Деревня» написано в1819 году. Оно соединяет в себе черты двух жанров –элегии исатиры : первая часть произведения элегическая, вторая – сатирическая.

Произведение Пушкина построено на антитезе .

В первой части «Деревни» поэт рисует идиллическую картину природы, которая рождает в его душетворческое вдохновение :

Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,

Где льется дней моих невидимый поток

На лоне счастья и забвенья.

Жизнь в единении с природой противопоставлена светской жизни; поэт «променял порочный двор цирцей» «на мирный шум дубров, на тишину полей».

Пейзаж в «Деревне», сохраняющий некоторыеусловные очертания, что было свойственно поэзииклассицизма , приобретает инекоторые реалистические черты. Поэт рисует картины Михайловского, где ему довелось побывать уже в 1819 году:

Я твой – люблю сей темный сад

С его прохладой и цветами,

Сей луг, уставленный душистыми скирдами,

Где светлые ручьи в кустарниках шумят.

Везде передо мной подвижные картины:

Здесь вижу двух озер лазурные равнины,

Где парус рыбаря белеет иногда,

За ними ряд холмов и нивы полосаты,

Вдали рассыпанные хаты,

На влажных берегах бродящие стада,

Овины дымные и мельницы крылаты,

Везде следы довольства и труда...

Переход ко второй части произведения отмечен словами: «Но мысль ужасная здесь душу омрачает». Стихотворение приобретает гневно-риторический тон. Основной мотив произведения –протест против крепостного рабства – выражен в словах:

Здесь Барство дикое, без чувства, без Закона,

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца.

Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,

Здесь Рабство тощее влачится по браздам

Неумолимого владельца.

В «Деревне» звучит также мотив высокого гражданского назначения поэта:

Почто в груди моей горит бесплодный жар

И не дан мне судьбой витийства грозный дар?

Отметим, что в первый петербургский период творчества Пушкину были свойственны просветительские иллюзии в отношении быстрого падения рабства и установления политической свободы в России. Не случайно в конце стихотворения поэт выражаетнадежду на скорое освобождение народа по воле просвещенного монарха:

Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный

И Рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством Свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Гражданский пафос «Деревни» подчеркнут словами и выражениями высокого стиля : «Рабство тощее влачится по браздам», «витийства грозный дар», «Рабство, падшее по манию царя».

«Погасло дневное светило...»

Одно из первых стихотворений, написанных в этот период, – «Погасло дневное светило…» (1820). Это яркий пример романтической элегии. Стихотворение создано под впечатлением от путешествия поэта на корабле в Гурзуф. Мотив странствий сближает это произведение Пушкина с началом поэмы Байрона «Паломничество Чайлд-Гарольда».

Элегия открывается картиной природы. Примечательно, чтопейзаж приобретает здесьромантическую окраску. Во-первых, он делается болеесубъективным . Образы природы всё в большей степени становятся средством раскрытия внутреннего мира поэта, являют собой, по выражению А.Н. Веселовского,«пейзаж души». Картина природы передает здесь взволнованное состояние души поэта:

Погасло дневное светило,

На море синее вечерний пал туман.

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

Картины природы вызывают в душе поэта воспоминания :

Я вижу берег отдаленный,

Земли полуденной волшебные края;

С волненьем и тоской туда стремлюся я,

Воспоминаньем упоенный…

Отметим, что мотив воспоминания – один из центральных мотивов поэзии Пушкина.

В стихотворении звучит также характерный для романтизма мотив любви-страсти : «Я вспомнил прежних лет безумную любовь…» Здесь же встречаем мотив рано ушедшей молодости – «потерянной младости». Наконец, это мотив побега , тоже часто встречающийся в романтической поэзии: «Я вас бежал, отечески края…»

Цельность, внутренняя законченность стихотворения подчеркнута повторами :

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан…

Стихотворение написано так называемым элегическим вольным ямбом – размером, характерным для русской романтической лирики. Вольный ямб помогает поэту передать атмосферу воспоминаний, грустных размышлений и одновременно душевное волнение, «игру страстей».

«Песнь о вещем Олеге»

«Песнь о вещем Олеге», написанная в 1822 году, – характерный образец такого лироэпического жанра в творчестве Пушкина, как баллада. В основе «Песни» лежат конкретные исторические факты, изложенные в древнерусской летописи «Повесть временных лет».

Пушкин не случайно обращается к прошлому. История – важнейшая сфера воплощения романтического идеала поэта. В легендарном прошлом поэт-романтик ищет примерыярких характеров, героических событий – таких, какиместь Олега «неразумным хазарам»,победа над Константинополем («щит на вратах Цареграда»).

В произведении звучат также характерные для романтизма пророческие мотивы. Кудесник предсказывает князю страшную гибель: «Но примешь ты смерть от коня своего».

В своей балладе Пушкин обращается и к теме поэта и поэзии. Здесь звучитмотив свободы творчества , а такжемотив Божественного предназначения поэта . В уста кудесника поэт вкладывает свои собственные убеждения о свободе и независимости творца:

Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен.

Мотив свободы в романтической лирике Пушкина. «Узник»

Мотив свободы в романтических стихотворениях Пушкина периода южной ссылки, в отличие от первого петербургского периода, приобретает новое звучание. Это уже не просто свобода политическая, свобода как вольность, как антитеза рабству. Этосвобода абсолютная, ничем не ограниченная.

Стихотворение «Узник» написано в 1822 году. Оно построено на антитезе мотивов свободы и неволи.

В своем произведении Пушкин обращается к поэтическому символу 1 . Мотивсвободы раскрывается через такиесимволические образы природы , как «вольные птицы», «гора», «морские края», «ветер»:

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер... да я!..

«Свободы сеятель пустынный...»

Стихотворение «Свободы сеятель пустынный...» (1823) написано по мотивам евангельской притчи 2 , однако в образе сеятеля выступает здесь не Спаситель, а сам поэт. Семенасвободы , которые своими стихами он щедро сеял на российской ниве, не взошли. Поэт с грустью со­знает, что Россия народная не готова к тем радикальным преобразованиям, которые замышляли его либерально настроенные друзья. Мрачное настроение поэта наиболее ярко выражено в последних строках стихотворения:

Паситесь, мирные народы!

Вас не разбудит чести клич.

К чему стадам дары свободы?

Их должно резать или стричь.

Наследство их из рода в роды

Ярмо с гремушками да бич.

Здесь нашел отражение кризис просветительских идей в мировоззрении Пушкина. Этот кризис проявился и в элегии«К морю», написанной в 1824 году и ставшей итогом размышлений поэта освободе в романтический период творчества.

«К морю»

Образ морской стихии становится здесьсимволом абсолютной, ничем не ограниченной свободы:

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

Такая свобода несет в мир не только добро, но и зло. Поэт пишет:

Смиренный парус рыбарей,

Твоею прихотью хранимый,

Скользит отважно средь зыбей,

Но ты взыграл, неодолимый,

И стая тонет кораблей.

В стихотворении «К морю»,как и в элегии «Погасло дневное светило...», звучит характерный для романтизмамотив побега ,имеющий автобиографическую основу: Пушкин одно время собирался бежать из ссылки за границу:

Не удалось навек оставить

Мне скучный, неподвижный брег,

Тебя восторгами поздравить

И по хребтам твоим направить

Мой поэтический побег...

Здесь же присутствует мотив страстной любви:

Могучей страстью очарован,

У берегов остался я.

В пушкинском произведении обозначены две фигуры, необычайно популярные в эпоху романтизма. Это Наполеон иБайрон , великий завоеватель и великий поэт-бунтарь, олицетворяющие неограниченную свободу и неотделимый от нее крайний индивидуализм . Пушкин пишет:

Одна скала, гробница славы...

Там погружались в хладный сон

Воспоминанья величавы:

Там угасал Наполеон.

Там он почил среди мучений,

И вслед за ним, как бури шум,

Другой от нас умчался гений,

Другой властитель наших дум.

Кроме того, в стихотворении присутствует свойственная романтизму антитеза моря и берега, природы и цивилизации. Поэт с грустью замечает:

Мир опустел… Теперь куда же

Меня б ты вынес, океан?

Судьба земли повсюду та же:

Где капля блага, там на страже

Уж просвещенье иль тиран.

Истинная свобода, по убеждению поэта, несовместима ни с «просвещеньем» (здесь имеется в виду просвещенная монархия), ни с тиранией; она в принципе невозможна в существующем мире, в условиях человеческой цивилизации. К такому выводу приходит поэт к концу романтического периода творчества.

Марина Цветаева назвала стихотворение «К морю» прощанием Пушкина с романтизмом.

Михайловское. Пушкин – «поэт действительности»

Как уже отмечалось выше, во время ссылки в Михайловское Пушкин преодолевает духовный и творческий кризис , обретает новые жизненные цели, ставит перед собой иные, по сравнению с предшествующим периодом, творческие задачи. Пушкин становится, по определению В.Г.Белинского,«поэтом действительности» 1 .

«Я помню чудное мгновенье...» Любовь – спутница вдохновения

В Михайловском поэт создает яркий образец любовной лирики «Я помню чудное мгновенье...» (1825). Основная тема этого пушкинского послания –союз любви и творческого вдохновения.

Начало стихотворения напоминает нам о романтической традиции. Поэт рисуеттаинственный, загадочный образ возлюбленной :

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

Между тем послание к А.П.Керн не только образец любовной лирики. Это и своеобразная творческая автобиография Пушкина. Здесь поэт воссоздает свой жизненный путь. Он говорит о рассеяннойпетербургской жизни , проходившей «в тревогах шумной суеты», оромантических настроениях во время пребыванияна юге , где поэт пережил «бурь порыв мятежный», одушевном кризисе , особенно тяжелом в первые месяцы пребывания в Михайловском – «в глуши, во мраке заточенья», наконец, овыходе из кризиса , когда поэт ощутил в себе новые душевные силы. Возвращение поэта к жизни и к творчеству увенчалось вновь вспыхнувшим чувством любви:

Душе настало пробужденье,

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Дружба – ведущий мотив всей лирики Пушкина. Наиболее важные грани этого мотива – лицейское братство , «вольнолюбивая дружба», дружба поэтов.

Мотив лицейского братства – один из центральных в пушкинской поэзии. Он присутствует уже в ранних посланиях, написанных в Царском Селе и адресованных Пущину, Дельвигу, Кюхельбекеру, другим товарищам по лицею.

Особенно ярко этот мотив звучит в стихотворениях, посвященных лицейским годовщинам. Наиболее значительное из них – элегия «19 октября» 1825 года.

Созерцание природы почти всегда предшествует в произведениях элегического жанра размышлениям поэта олюбви идружбе , ожизни исмерти , о неумолимойсудьбе . «19 октября» открывается замечательнойкартиной осени – самого любимого поэтом времени года:

Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле,

Проглянет день как будто поневоле

И скроется за край окружных гор.

Вторая строфа («Печален я: со мною друга нет...») звучит грустно: поэт горько переживает свое одиночество , разлуку с друзьями. Не случайно доминирующим мотивом стихотворения становитсявоспоминание : поэт воскрешает в памяти образы своих лицейских товарищей. Вначале он пишет о рано ушедшем из жизниН.А.Корсакове , затем оФ.Ф.Матюшкине , который стал моряком и находится теперь в дальнем плавании; здесь звучит элегическиймотив странствий:

Счастливый путь!.. С лицейского порога

Ты на корабль перешагнул шутя,

И с той поры в морях твоя дорога,

О волн и бурь любимое дитя!

Композиционный центр стихотворения – известноеобращение к друзьям:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа: неразделим и вечен.

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина,

Отечество нам Царское Село.

Здесь Пушкин говорит о своем душевном родстве с друзьями-лицеистами. Дружба представляется поэту высокой духовной ценностью – не омраченной корыстными интересами и побуждениями, мелочными заботами суетного мира. «Он как душа: неразделим и вечен», – пишет поэт о союзе друзей. Упоминание двух главных свойств человеческой души –нераздельности ибессмертия – помогает поэту удивительно точно выразитьидею истинной дружбы .

Поэт отмечает также свободомыслие , царившее в лицее. «Неколебим,свободен и беспечен», – пишет он о дружеском союзе. Наконец, поэт воспеваеттворческую атмосферу , в которой воспитывались лицеисты: их союз «срастался» « под сенью дружных муз».

Иван Пущин был первым и самым любимым другом Пушкина; поэт посвятил ему замечательные строки:

Поэта дом опальный,

О Пущин мой, ты первый посетил;

Ты усладил изгнанья день печальный,

Ты в день его лицея превратил.

С Антоном Дельвигом Пушкина связывали не только узы дружбы, но и родство поэтических душ. Здесь явственно звучитмотив содружества поэтов:

С младенчества дух песен в нас горел,

И дивное волненье мы познали;

С младенчества две музы к нам летали,

И сладок был их лаской наш удел,

Но я любил уже рукоплесканья,

Ты, гордый, пел для муз и для души;

Свой дар, как жизнь, я тратил без вниманья,

Ты гений свой воспитывал в тиши.

Наконец, Пушкин обращается к Вильгельму Кюхельбекеру – тоже поэту, собрату по перу:

Служенье муз не терпит суеты,

Прекрасное должно быть величаво,

Но юность нам советует лукаво,

И шумные нас радуют мечты...

Опомнимся, но поздно! И уныло

Глядим назад, следов не видя там,

Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,

Мой брат родной по музе, по судьбам?

Пушкину не довелось встретиться с Вильгельмом в Михайловском. Как известно, минутная их встреча произошла позже, случайно, когда закованного в кандалы Кюхельбекера везли в Сибирь.

В пушкинском произведении присутствует и историческая тема . В радостном, приподнятом настроении поэт готов простить царю «неправое гоненье»: «Он взял Париж, он основал лицей». Примечательно, что два совершенно разных по масштабу событий –основание Царскосельского лицея ипобеда России над наполеоновской Францией – в этом пушкинском произведенииуравниваются : оба исторических факта оказываются чрезвычайно важными для духовного становления лицеистов.

Стихотворение завершается на грустной ноте. Элегические мотивы быстротечности жизни, неумолимого рока, неизбежной смерти звучат в следующих строках:

Увы, наш круг час от часу редеет;

Кто в гробе спит, кто, дальний, сиротеет;

Судьба глядит, мы вянем; дни бегут;

Невидимо склоняясь и хладея,

Мы близимся к началу своему...

И все же оптимистическое начало побеждает . Поэт в бодром настроении размышляет о том лицеисте, который переживет своих товарищей:

Пускай же он с отрадой хоть печальной

Тогда сей день за чашей проведет,

Как ныне я, затворник ваш опальный,

Его провел без горя и забот.

Об оптимистическом пафосе этого пушкинского стихотворения замечательно сказал В.Г.Белинский: «Не в духе Пушкина остановиться на скорбном чувстве... Пушкин не дает судьбе победы над собою; он вырывает у неё хоть часть отнятой у него отрады».

Пушкин новаторски преображает традиционный жанр элегии – причем в его глубинных философских основаниях. Заключительный мотив традиционной элегии – беззащитность человека перед лицом жестокой судьбы – постепенно сменяется в пушкинских элегиях оптимистическим финалом, основанным на вере вблагой Божественный промысел о человеке, поэте, творце.

«Пророк»

Наиболее ярко процесс духовного и творческого перерождения поэта по воле Всевышнего передан в стихотворении «Пророк », написанном в 1826 году – под впечатлением от известия о казни пяти декабристов. Отсвет этого трагического события – в высоком, торжественном звучании пушкинского творения.

Как и многие произведения на тему поэта и поэзии , «Пророк» написанв иносказательной форме. Однако если в раннем творчестве Пушкин использовал преимущественно образы античной мифологии, то здесь основой произведения становится Священное Писание – рассказ о чудесном видении пророку Исайе 1 .Церковнославянская лексика , господствующая в пушкинском творении, подчеркивает его неразрывную связь с библейским источником.

При всем различии исторических контекстов ветхозаветного повествования и пушкинского произведения основная тема двух текстов по существу одна и та же: это встреча избранной личности с Богом ,обретение ею нового,истинного смысла жизни ;благословение Господне на пророческое служение .

Прежнюю свою жизнь герой стихотворения уподобляет «мрачной пустыне»:

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился.

Иногда этим строкам исследователи дают широкое толкование: это исповедь падшего человека, страдающего от жажды духовной в мрачной пустыне грехов и стремящегося покаяться и воссоединить свою душу с Богом. В то же время здесь очевиден и автобиографический подтекст, а именно: напоминание о душевном кризисе, пережитом Пушкиным в 1823-1824 годах, и осознание поэтом исчерпанности тех идей и творческих принципов, которым он следовал в своей прошлой жизни.

Герой стихотворения рассказывает о том, как с Божьей помощью он преодолел кризис и пережил чудесное преображение всех своих способностей. Посланник Бога шестикрылый Серафим наделяет поэта-пророка удивительными дарами: это и «вещие зеницы» , позволяющие видеть тайны Вселенной, ичуткий, обостренный слух . По воле Божьей поэт-пророк обретаетспособность проникать в тайны бытия. Об этом говорится в следующих строках:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

Поэт-пророк получает возможность постигать законы дольнего мира и приближаться к тайнам мира горнего. Все эти способности не были нужны поэту-романтику, оторванному в своих мечтаниях от реальности. Чудесные свойства необходимы «поэту действительности», цель которого – познание окружающего мира во всей его глубине и многогранности.

«Празднословный и лукавый» язык заменен Серафимом на «жало мудрыя (т.е. “мудрой”) змеи»; на месте «сердца трепетного» оказался «угль, пылающий огнем». Мудрость в сочетании сжаром сердца – необходимые качества поэта-пророка.

Заканчивается стихотворение обращением к герою самого Творца – с призывом к пророческому служению людям:

Как труп в пустыне я лежал,

И Бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею Моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

Следует отметить, что в этом стихотворении начертан некий идеал поэта -пророка – служителя Всевышнего. Пушкин со свойственной ему самокритичностью понимал, что сам он этому идеалу в полной мере не соответствует. Между тем необыкновенно важен сам факт появления программного произведения, в котором обозначены высшие цели художественного творчества. Эти цели, как мы знаем, запечатлены и в поэтическом завещании Пушкина – стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»: «Веленью Божию, о Муза, будь послушна...»

Лирика второй половины 1820-х годов

«Во глубине сибирских руд...»

Пушкин написал несколько стихотворений, где он выразил верность своим товарищам, оказавшимся на каторге. Среди них – послание «В Сибирь» («Во глубине сибирских руд…» ) (1827). В своем произведении поэт стремится поддержать друзей, оказавшихся в заточении:

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

«Свободный глас» певца продолжает звучать несмотря на гонения. Хотя Пушкин давно уже сомневался в возможности быстрых либеральных преобразований в России и сама идея политической свободы перестала его увлекать, идеалы молодости продолжали жить в его сердце и оставались неизменными до конца жизни: поэт гордился тем, что в свой «жестокий век» он «восславил» свободу.

Мотив вольнолюбивой дружбы, приобретающий в послании «В Сибирь»скорбное звучание ,не лишен, однако же, иоптимистической окраски: поэт искренне верил в то, что его друзья скоро будут освобождены из заточения:

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут – и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

О верности друзьям-декабристам поэт говорит и в стихотворении «Арион» (1827): «Я гимны прежние пою...»

Очередное стихотворение, посвященное лицейской годовщине, – «19 октября» 1827 года – тоже отмечено воспоминаниями о тех лицеистах, кто оказался на каторге, «в мрачных пропастях земли». Как известно, декабристами были два близких приятеля Пушкина, с которыми поэт подружился еще во время учебы в лицее. Это Иван Пущин и Вильгельм Кюхельбекер.

«И.И.Пущину

В 1826 году поэт послал Пущину на каторгу замечательное стихотворение:

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

Свое послание Пушкин начал писать еще в 1825 году, вскоре после посещения Пущиным ссыльного поэта в Михайловском. Окончательный текст создан уже в 1826 году, когда Пушкин узнал, что его друг отправлен на каторгу за участие в восстании декабристов.

Пущин стал близким другом Пушкина еще в юные годы, когда оба товарища были полны светлых надежд. Недаром поэт говорит о «луче лицейских ясных дней» : эта метафора помогает воссоздать светлую, ясную, счастливую атмосферу лицейской дружбы.

Послание отличается «зеркальной» композицией.

В первой части стихотворения доминирует мотив воспоминания : здесь нашло отражение радостное событие в жизни поэта - приезд Пущина в Михайловское после многих лет вынужденной разлуки друзей.

Пушкин воссоздает печальную картину зимней деревенской жизни («двор уединенный,/ Печальным снегом занесенный»), на фоне которой приезд друга становится настоящим даром судьбы.

Вторая часть стихотворения - ответное слово Пушкина лицейскому товарищу, ответ-послание и одновременно молитва о друге : сам поэт приехать к Пущину не мог.

Пушкин передал горестное чувство, которое он испытал, получив известие об аресте друга и его осуждении на каторжные работы. И в то же время нельзя сказать, что поэт впадает в грех уныния. Пушкин уповает на Святое Провидение: он уверен, что его послание дойдет до товарища детства и облегчит его страдания, дарует ему «то же утешенье», что в свое время даровал поэту Пущин.

Находившийся на каторге в Чите Пущин получил послание Пушкина только в январе 1828 года (через жену одного из декабристов). «Отрадно отозвался во мне голос Пушкина, - писал ссыльный декабрист в своих воспоминаниях. - Преисполненный глубокой, живительной благодарности, я не мог обнять его, как он меня обнимал, когда я первый раз посетил его в изгнанье».

В стихотворении воссоздана будничная картина деревенской зимы; на смену романтическим картинам южной природы в поэзию Пушкина пришел обыденный пейзаж средней полосы России.

И вместе с тем здесь есть и «блеск роскошной поэзии» (Белинский): одухотворенное чувство любви к другу потребовало для своего выражения высокого стиля . Отсюда такие слова, как «бесценный», «уединенный», «благословить», «даровать», «огласить», «озарить», «заточенье», «утешенье», «Святое Провиденье», позволяющие поэту придать стихотворению возвышенное, радостное, молитвенное звучание.

«Анчар»

Отметим также написанное в 1828 году стихотворение «Анчар» . В этом произведении, имеющем чертыбаллады , поэтв иносказательной форме выражаетпротест против деспотизма и одновременно противрабской психологии. Так, Пушкин пишет:

Но человека человек

Послал к анчару властным взглядом,

И тот послушно в путь потек

И к утру возвратился с ядом.

Раб становится соучастником преступления, совершаемого его господином:

А царь тем ядом напитал

Свои послушливые стрелы

И с ними гибель разослал

К соседям в чуждые пределы.

Любовная лирика

Как известно, в 1829 году Пушкин совершил второе свое путешествие на Кавказ. К этому периоду относят два лирических шедевра поэта – «На холмах Грузии лежит ночная мгла...» и «Я вас любил: любовь еще, быть может...» Исследователи высказывают разные точки зрения в отношении возможных адресатов этих произведений. Одна из них состоит в том, что они посвящены Н.Н.Гончаровой. Как известно, первое сватовство Пушкина было неудачным. Отказ родителей Натальи Николаевны, возможно, и послужил главной причиной отъезда поэта на Кавказ. Не случайно в этих стихотворениях можно услышать мотив возвышенной, чистой любви – и притом неразделенной.

Стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» в первой публикации было озаглавлено как«Отрывок». Перед нами характерный для русской поэзии первой половины XIX векалирический фрагмент.

Произведение открывается картиной южной природы, напоминающей нам о романтических произведениях Пушкина периода южной ссылки:

На холмах Грузии лежит ночная мгла,

Шумит Арагва предо мною...

Величественная картина природы вызывает в душе поэта воспоминания о любви:

Печаль моя полна тобою.

Чувство поэта необычно, и для описания его Пушкину приходится, по наблюдениям известного пушкиниста С.М.Бонди, ставить рядом слова противоположного значения: «Мне грустно и легко; печаль моя светла». «Печаль» оказывается «светлой». «Уныние» совсем не тоскливо; оно приятно душе поэта: «Унынья моего / Ничто не мучит, не тревожит». Таким образом, здесь отражены контрасты, парадоксы чувства.

Профессор Бонди извлек из черновиков Пушкина и другую редакцию этого стихотворения, не менее совершенную:

Все тихо - на Кавказ идет ночная мгла.

Мерцают звезды надо мною.

Мне грустно и легко, печаль моя светла,

Печаль моя полна тобою.

Я твой по-прежнему, тебя люблю я вновь –

И без надежд, и без желаний,

Как пламень жертвенный, чиста моя любовь

И нежность девственных мечтаний.

Послание «Я вас любил: любовь еще, быть может...» написано тоже в 1829 году. Основной мотив этого произведения –самоотверженная любовь. Поэт готов пожертвовать собственным счастьем во имя счастья возлюбленной:

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.

А вот сонет «Мадонна» написан Пушкиным уже в 1830 году, вскоре после получения согласия на брак с Натальей Николаевной. Поэт дерзко сравнивает свою возлюбленную с Богоматерью, отмечает ее неземную красоту и целомудрие:

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

Как мы видим, мотив любви на разных этапах творчества поэта звучит по-разному. Можно проследить эволюцию любовного чувства от бурных страстей и романтических порывов молодости к возвышенности и просветленности в зрелый период творчества.

Белинский писал: «Что составляет содержание мелких пьес Пушкина? Почти всегда любовь и дружба, как чувства, наиболее обладавшие поэтом и бывшие непосредственным источником счастья и горя всей его жизни. <...> Общий колорит поэзии Пушкина, и в особенности лирической, – внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность».

Высокий нравственный пафос лирики Пушкина неразрывно связан с обращенностью поэта к реальной жизни. Заслуга Пушкина как «поэта действительности» состоит в том, что в своих стихах о любви и дружбе он отразил красоту и гармонию внутреннего мира реального, земного человека, а не идеального лирического героя, как это нередко было в поэзии классицизма или романтизма. В то же время в лирике Пушкина мы находим выражение внутреннего мира не совсем обычного человека, но, по словам Белинского, «человека-художника, человека-артиста» .

Утверждение высоких идеалов любви и дружбы определяет воспитательное значение пушкинской поэзии. «Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека», – замечает Белинский. Рассмотренные нами стихотворения поэта прекрасно иллюстрируют эту мысль критика. Так, в послании «И.И.Пущину» нашло выражение чувство бесконечной преданности другу ; стихотворение «Я вас любил: любовь еще, быть может…» отмечено идеейжертвенности в любви : поэт желает счастья возлюбленной, не претендуя на взаимность. В сонете «Мадонне» в дерзновенном сравнении невесты с Богоматерью утверждаетсявысший идеал женственности и целомудрия.

Тема поэта и поэзии

Во второй половине 1820-х годов в лирике Пушкина продолжает звучать и тема поэта и поэзии. В стихотворении«Поэт» (1827) рассказывается о том, как творец, спасаясь от суетного света, бежит «на берега пустынных волн, / В широкошумные дубровы».Природа выступает здесь как важнейшийисточник творческого вдохновения.

В стихотворном диалоге «Поэт и толпа» , написанном в 1828 году (как и в более раннем произведении «Разговор книгопродавца с поэтом», 1824), звучитмотив свободы творчества.

О свободе ,независимости творца от светской молвы Пушкин размышляет и всонете «Поэту» (1830):

Поэт! Не дорожи любовию народной!

Восторженных похвал пройдет минутный шум.

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,

Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной

Иди, куда влечет тебя свободный ум,

Усовершенствуя плоды любимых дум,

Не требуя наград за подвиг благородный.

Пейзажная лирика. «Зимнее утро»: прекрасное в обыденном

«Он созерцал природу и действительность под особенным углом зрения, и этот угол был исключительно поэтический», – писал о Пушкине Белинский. Критик также замечал: «Что для прежних поэтов было низко, то для Пушкина было благородно; что для них была проза, то для него была поэзия». В подтверждение этой мысли Белинского рассмотрим стихотворение «Зимнее утро» (1829). С одной стороны, зима у Пушкина, по выражению критика,«облита блеском роскошной поэзии»:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит...

С другой стороны, поэт обнаруживает прекрасное в обыденном – в самых прозаических деталях сельского быта : «…знаешь: не велеть ли в санки / Кобылку бурую запречь?»

Интересно обратиться к истории написания этого стихотворения, проанализированной С.М.Бонди. В первом варианте произведения были слова:

Не велеть ли в санки

Коня черкесского запречь?

Однако, создавая окончательный текст стихотворения, Пушкин отказался от первоначального варианта и заменил «черкесского коня» на «бурую кобылку». И этот образ оказался не менее поэтичным, чем образ «черкесского коня», и прекрасно гармонировал с картиной русской зимы.

А вот картины природы в стихотворении «Бесы» (1830) соединяют в себе реальные детали с фантастическими, что напоминает нам оромантической традиции, о«пейзаже души»: здесь беспокойное состояние природы отражает душевные страдания поэта:

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Мчатся бесы рой за роем

В беспредельной вышине,

Визгом жалобным и воем

Надрывая сердце мне...

«Брожу ли я вдоль улиц шумных...»

Природа являлась для Пушкинаисточником философских размышлений овечности жизни , постоянном ее обновлении,смене поколений , связи времен. Поэт сознаетбыстротечность земного существования человека. Вместе с тем одна человеческая жизнь лишь звено в цепибесконечной смены поколений на фоневечной природы .

Стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» написано в 1829 году. Его можно отнести кжанру элегии . Поэт с грустью размышляет обыстротечности жизни , о грядущейсмерти :

Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей безумных,

Я предаюсь моим мечтам.

Я говорю: промчатся годы,

И сколько здесь ни видно нас,

Мы все сойдем под вечны своды –

И чей-нибудь уж близок час.

Бренности человеческого существования противопоставлена вечность природы. Символ вечной природы – «дуб уединенный»:

Гляжу ль на дуб уединенный,

Я мыслю: патриарх лесов

Переживет мой век забвенный,

Как пережил он век отцов.

И все же поэт не предается унынию. Стихотворение завершается на оптимистической ноте :

И пусть у гробового входа

Младая будет жизнь играть

И равнодушная природа

Красою вечною сиять.

Философская лирика. Уныние и надежда

Во второй половине 1820-х годов, в период скитаний, Пушкин вновь предается душевным сомнениям, порой утрачивает смысл жизни. Наиболее мрачное стихотворение этого периода – «Дар напрасный, дар случайный...» (1828).

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?» –

в мрачном унынии восклицает поэт. Как известно, святитель Филарет написал стихотворный ответ Пушкину, возражая поэту и стремясь духовно поддержать его в трудную минуту жизни:

Не напрасно, не случайно

Жизнь от Бога мне дана...

«Элегия» (1830)

Характерное стихотворение Пушкина этого периода – «Элегия» (1830). Здесь отразились грустные настроения Пушкина в один из трудных моментов его жизни.

Важный мотив произведения – покаяние . Поэт горестно сожалеет о страстях и заблуждениях молодости, о юных годах, проведенных в суетных развлечениях:

Безумных лет угасшее веселье

Мне тяжело, как смутное похмелье.

Но, как вино, печаль минувших дней

В моей душе чем старе, тем сильней.

В стихотворении отражено борение в душе поэтапессимисти­ческого и оптимистического начал. Поэт с грустью думает о будущем:

Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

Грядущего волнуемое море.

Все же в последней части стихотворения звучат оптимистические ноты:

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать...

Поэт ищет душевного отдохновения в любви ив творчестве :

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь,

И, может быть, на мой закат печальный

Блеснет любовь улыбкою прощальной.