Художественная гимнастика. Упражнения с мячом

Художественная гимнастика. Упражнения с мячом

Мяч является универсальным предметом, знакомым всем с детских лет. Его мягкий материал и круглая форма располагает занимающихся к активному действию. Упражнения с мячом варьируются в большом диапазоне: от элементарно простых до технически и физически сложных. Поэтому мяч можно использовать как на занятиях с начинающими, так и с хорошо подготовленными группами. Упражнения с мячом по сравнению с другими предметами (например с лентой, скакалкой) эффективнее воздействуют на мышечную чувствительность, особенно рук и туловища, а также на кожный анализатор.

В гимнастике пользуются в основном резиновыми мячами двух размеров: средний мяч - диаметром

15-18 см, большой мяч - диаметром не менее 20 см. На соревнованиях пользуются мячом диаметром 18-20 см и весом 400 граммов. Техника владения мячом основывается на использовании силы тяжести, центробежных и инерционных сил, возникающих при движении мяча. Круглая форма и вращающееся движение мяча определяют округлость и мягкость сопровождающих движений гимнастки, также слитность и плавность переходов от элемента к элементу. Все упражнения с мячом предполагают движения руки и тела гимнастки по маховой дуге. Мяч должен свободно лежать на ладони или двигаться в контакте с гимнасткой, его нельзя захватывать пальцами. Движение мяча по той или иной части тела гимнастки сопровождается согласованным мышечным импульсом. Целостность и текучесть движений поддерживается согласованным перемещением центра тяжести тела гимнастки (при помощи пружинных движений, приседаний, подтягиваний и т. д.) и движениями мяча. Правильная техника владения мячом показывает степень развития координации и мышечной чувствительности у занимающихся.

Обучение упражнениям с мячом начинается с ознакомления со способами держания мяча. Мяч можно держать: 1) на ладони (или ладонях), не захватывая пальцами (рис. 48, а); 2) на тыльной стороне кисти (или кистей) - пальцы прогнуты (рис. 48, б); 3) сбоку- держать обеими руками, мяч между пальцами (рис. 48, в).

Эти основные способы держания мяча видоизменяются в зависимости от того, где находится рука и куда направлены пальцы. Например, хват с боку, руки скрестно (рис. 49, а), руки вверх пальцами назад, мяч на ладони (рис. 49, б), обратный хват (рука повернута внутрь ладонью вверх) (рис. 49, в).

Приведенные способы держания мяча являются исходными или конечными в любом упражнении с мячом или в связке; они встречаются и как формы ловли или захвата мяча. Поэтому важно добиться от занимающихся большой точности и ловкости в применении различных хватов мяча в начальном обучении.

Различные способы держания мяча можно тренировать уже на маховых движениях. Сами махи являются подготовительными движениями для изучения и выполнения кругов, «восьмерок», бросков и ловли мяча. К разучиванию выкрутов следует приступать только после освоения определенных навыков выполнения различных кругов. Перекаты и отбивы мяча являются технически самостоятельными группами упражнений, поэтому их простые формы можно включить уже в первые занятия с мячом.

В начале обучения целесообразно применять в качестве сопровождающих движений спружинивания на месте и на шагах, перенос тяжести тела с ноги на ногу, махи руками и т. п. Относительно медленный темп и простые движения тела позволяют занимающимся внимательно следить за движением мяча.

В дальнейшем сопровождающие движения надо усложнять; движение же мяча должно оставаться непрерывным как на танцевальных шагах и прыжках, так и во время выполнения «волн», взмахов и поворотов. Контакт с мячом обеспечивается постоянным последовательным и текучим движением тела гимнастки.

Если упражнения выполнены правильно, то мяч мягко прилегает к рукам и к телу занимающейся и потери мяча исключаются. В целях гармонического и симметричного развития тела гимнастки следует все изучаемые элементы и упражнения выполнять как правой, так и левой рукой и в обе стороны.

При разучивании упражнений с мячом встречаются типичные ошибки. Это - захват мяча пальцами; жесткая ловля мяча или прижимание его к телу при ловле; подпрыгивание мяча во время перекатов по полу, неровность переката мяча по различным частям тела гимнастки; нарушение темпа, ритма и амплитуды движений мяча, задержка мяча: неравномер-

В последнее время на соревнованиях мирового класса упражнение без предмета не проводится, но именно оно является базой всей художественной гимнастики. Все упражнения выполняются под музыку (продолжительность от 75 до 90 секунд) и характеризуются свободным перемещением гимнастки по ковру (13х13 м), выполняющую упражнения, связанные с искусством владения своим телом и синхронной работой с предметом.

Основой для выполнения практически любых элементов в художественной гимнастике является гибкость и растяжка. Создание этой базы и является основной задачей для тренера начинающей гимнастки. Заставить своё тело двигаться в любых направлениях практически без ограничений – это фундамент на котором строится, а в последствии отшлифовывается весь богатый арсенал этого прекрасного вида спорта.

Основная информация о предметах:

Скакалка

Пеньковая или синтетическая, при условии, что синтетический вариант обладает такими же качествами легкости, гибкости, как и пенька. Должна быть пропорциональна росту гимнастки, не должна иметь никаких ручек, только один или два узла на каждом конце.

После покупки скакалки, ее необходимо обрезать под рост гимнастки. Считается, что обрезать скакалку нужно с обеих сторон, чтобы не изменялась центровка, и завязывать одинаковые узлы с обоих концов.

Сколько сантиметров обрезать лучше подскажет тренер. Общепринято, что скакалка должна быть выше подмышек и почти доходить до плеч, когда гимнастка стоит на ней обеими ногами по центру (ноги вместе).

Узлы пеньковой скакалки можно закрепить, прошив нитками, у нейлоновой скакалки узлы можно обжечь.

Нейлоновую скакалку можно стирать вручную или в стиральной машинке в режиме «деликатная стирка». Вода должна быть не более 30 градусов, количество порошка небольшое, отбеливать нельзя. После стирки такая скакалка цвет не потеряет, останется яркой.

Обруч

Может быть деревянным или синтетическим при условии, что этот материал не деформируется при движении. Внутренний диаметр от 80 до 90 см. Минимальный вес - 300 гр.

Полиэтиленовые обручи отличаются своей пластичностью, поэтому не ломаются. Но у них есть свой минус: возможная потеря формы (до овала или «восьмерки») при неправильном обращении. Чтобы предотвратить это, необходимо:

после покупки обруча сразу обмотать его декоративной обмоткой и закрепить рисунок, обмотав обруч одним слоем прозрачного скотча. Это, во-первых, прибавит обручу необходимые по правилам FIG граммы (обруч должен весить минимум 300 г), а, во-вторых, сделает его прочным;

хранить обруч в горизонтальном положении (в вертикальном положении обруч незаметно «сплющивается»);

в жаркую погоду стараться следить за формой обруча, потому что он более подвержен изменению формы и при понижении температуры (например, на ночь) может «застыть» в прежней форме.

Мяч

Резиновый или синтетический при условии, что этот материал обладает такой же эластичностью, как и резина. Диаметр - 18-20 см. Вес не менее 400 гр.

Мячи необходимо хранить в чехле из мягкой ткани, который будет защищать поверхность от царапин. Зимой желательно иметь теплый чехол, потому что сжатие-расширение воздуха внутри мяча негативно воздействует на внешнее покрытие.

Нельзя часто сдувать-надувать мяч (к примеру, для того чтобы в дороге багаж был менее объемен), это негативно воздействует на ниппель.

Мяч можно мыть теплой водой с помощью мыльного раствора и мягкой ткани. Затем необходимо вытереть сухой тканью.

При накачивании мячика иглу насоса нужно смачивать водой, чтобы не повредить ниппель.

Булавы

Изготавливаются из пластика или каучука (ранее гимнастки пользовались деревянными). В последнее время разрешено использовать булавы с бархатными ручками (чтобы они не выскальзывали из рук). Длина булавы 40-50 см.

Булавы могут быть однотонными или раскрашенными в произвольные цвета. Современные гимнастки часто декорируют булавы специальным цветным скотчем для красоты (чаще всего раскрашивают под цвет купальника).

Главная проблема, которая может возникнуть с этим предметом, заключается в его ломкости. Относится это только к булавам, сделанным из пластика. В залах без коврового покрытия и в залах с бетонным полом (не важно, есть ковер или нет) булавы могут разбиться на части при падении. Поэтому, если Вы тренируетесь именно в таком зале, то лучше приобрести резиновые булавы, с которыми таких проблем не бывает.

И еще о резиновых булавах: в процессе тренировок цветное покрытие постепенно стирается. Здесь можно проявить фантазию и покрасить булавы краской (продается в баллончиках-пульверизаторах) в любой цвет.

Лента

Палочка может быть из дерева или пластика. Ее длина от 50 до 60 см, включая карабинчик крепления ленты. Диаметр - 1 см в самом широком месте.

Лента может быть атласной или из другого похожего материала. Длина не менее 6 м, из одного куска. Вес не менее 35 гр.

Ленты можно стирать в таком же режиме, как и скакалки. После нескольких стирок лента, как правило, становится слишком мягкой для работы. Поэтому после очередной стирки ленту можно накрахмалить и затем как обычно прогладить.

Для того, чтобы лента не прилипала к костюму и ковровому покрытию, нужно сбрызнуть ее по всей длине любым антистатиком.

Для раскрашивания лент используйте специальные акриловые краски с пометкой «для тканей» или перманентные маркеры. После нанесения всего рисунка, высушите ленту и прогладьте с отпариванием на 3-ем режиме через тонкую хлопчатобумажную ткань. Окрашенную ленту рекомендуется стирать в холодной воде с порошком, не содержащим агрессивных отбеливающих компонентов.

Палочку всегда носите в чехле, в транспорте лучше нести ее в руках, а не в рюкзаке или сумке.

Перед соревнованиями всегда проверяйте исправность карабина. Если какие-то его части погнулись, то лучше выступать с другим карабином, или с плетеной из ниток косичкой вместо него.

Художественная гимнастика является одним из самых популярных видов спорта для девочек. И это не удивительно, юные гимнастки в восхищении от ярких костюмов, общения со сверстницами и первых маленьких побед. Для родителей, в свою очередь, важно, чтобы их девочки выросли грациозными, сильными и успешными. Гимнастика является идеальным спортом для достижения данных целей. Она включает в себя танцевальные элементы, акробатические этюды и хорошую психологическую подготовку. Благодаря этому, обладают грацией, пластичностью, гибкостью, чувством ритма и психологической устойчивостью.

Для родителей важно, чтобы их девочки выросли грациозными, сильными и успешными.

Родителям следует знать, что за внешним лоском этого романтичного спорта может прятаться скрытый мир: первые поражения и разочарования, нелегкий труд и даже травмы Вашего ребенка. Также следует соотнести желания с финансовыми возможностями, гимнастика — не дешевый спорт. Пошив ярких костюмов, покупка необходимых снарядов и обуви ляжет на плечи родителей.

Оценив плюсы и минусы спорта, а также потенциал и желание Вас и Вашего ребенка, необходимо непременно отдавать девочку на обучение художественной гимнастике.

Начало занятий художественной гимнастикой

Со скольки лет можно заниматься

С какого возраста начинать заниматься гимнастикой зависит от поставленных целей. Начинать занятия лично для себя, то есть для поддержания стройности, формирования гибкости и пластичности можно в любом возрасте. Однако, необходимо помнить, что для серьезного занятия гимнастикой существует жесткий возрастной ценз.

В первый раз на тренировку следует прийти в возрасте 3-х лет. В этом возрасте приводите ребенка в зал для художественной гимнастики на один час в неделю. Это необходимо, чтобы малыш привык к обстановке. В 4 года малыша можно приводить на занятия 2-3 раза в неделю, однако для преодоления психологического дискомфорта родители должны в это время находиться поблизости со спортшколой.

Официальный набор юных спортсменов в секции по занятию художественной гимнастикой начинается с пяти лет. В этом возрасте квалифицированные тренера могут проводить жестокий отбор, после чего в спорте остаются только те дети, которые хорошо развиты как физически, так и психологически.

Родители должны быть готовы, что на тренировки тратиться немало времени. К 12-14 годам гимнастка будет проводить в зале по 5 часов ежедневно. Поэтому следует с детства готовить ребенка к тому, что спорт требует определенных усилий, без которых не добиться успеха.

Как заинтересовать ребенка художественной гимнастикой

Дети и спорт неразрывно связаны между собой, тем не менее, когда ребенок начинает заниматься спортом, он испытывает психологическое и физическое потрясение, это нормально. Рано или поздно юный спортсмен столкнётся с трудностями и не захочет идти на занятия.

Когда ребенок начинает заниматься спортом, он испытывает психологическое и физическое потрясение, это нормально.

Часто родители думают, что дети ничего не понимают в силу возраста и можно просто заставлять их ходить на гимнастику. Однако, помните, что дети в спорте психологически взрослеют очень рано, поэтому постарайтесь объяснить малышу преимущества занятий спортом:

  • Перспективы в будущем
  • Можно рано получить профессию
  • Фигура девушки гимнастки отличается стройностью и подтянутостью
  • Внутренний психологический стержень

Если ребенок слишком мал для серьезных разговоров о будущем и заинтересованности в перспективах, постарайтесь не заставлять его, а отвлечь:

  • Покупкой красивой формы для занятий
  • Тренировкой с макияжем и прической
  • Тренировкой в купальнике для выступлений
  • Покупкой инвентаря и аксессуаров (скакалка, мяч и т. д.)

Самое главное отвлекать ребенка до первого выступления. Если результат будет успешным, то у него еще надолго останется стимул к занятиям. Если первый раз окажется не удачным, не ругайте спортсмена, а похвалите за те элементы, которые получились. В обоих случаях необходимо немного времени уделить ошибкам, чтобы в следующий раз маленький спортсмен улучшил свой результат.

Никогда не сравнивайте ребёнка с другими, и ни в коем случае не говорите при нём, что на соревнованиях мало шансов, потому, что будут выступать очень сильные конкурентки. Этим вы обрекаете вашу юную спортсменку на низкую самооценку. Если вы считаете, что ребенок еще слишком мал и ничего не понимает – вы глубоко заблуждаетесь. В юном возрасте дети впитывают любую информацию, словно губка.

Гимнастика для начинающих

Наилучшим вариантом для начала занятий является запись в спортивную школу. Однако гимнастика доступна всем возрастам. Если Вы решили заняться спортом в сознательном возрасте лучше всего начать с индивидуальных занятий по . Квалифицированный тренер оценит ваши спортивные возможности и состояние организма. Он сможет построить методику обучения для девушки таким образом, чтобы получить желаемый результат за минимальное количество времени и без негативных последствий.

за внешним лоском этого романтичного спорта может прятаться скрытый мир: первые поражения и разочарования, нелегкий труд и даже травмы.

Если нет возможности брать по художественной гимнастике индивидуальные занятия в спортзалах, начните упражняться в домашних условиях. Приобретите коврик и удобную спортивную форму, проконсультируйтесь с врачом об отсутствии противопоказаний и начинайте выполнять упражнения гимнастики для начинающих.

Художественная гимнастика для начинающих включает в себя правила, выполнение которых поможет в достижении результатов:

  • Тренировки должны быть регулярными (3-4 раза в неделю)
  • Длительность занятия должна быть не менее 30 минут
  • Не принимать пищу за 40 минут до начала тренировки
  • Разминка – это обязательный элемент тренировки, необходимо помнить, что нужно разработать все группы мышц для избежания травм
  • После тренировки необходимо проводить заминку и растяжку

Базовые упражнения

Научиться художественной гимнастике дома помогут гимнастические базовые упражнения, они включают в себя общую офп, поэтому выполнение новичками данных элементов не потребует специальных навыков. Их следует выполнять физически отдельно. Когда ваши мышцы окрепнут и организм привыкнет к нагрузкам, следует переходить к более сложным элементам.

Выпады

Новичкам следует выполнять упражнение с опорой на стул. Производим по 15 повторений левой и правой ногой. Угол впереди стоящей ноги должен быть тупым, колено не должно выходить за пятку. Колено опорной ноги опускается до пола. Упражнение задействует мышцы пресса, бедер и ягодиц.

Наклоны

Выполняются с опорой на стену. Ноги ставим на ширине плеч, рука тянется к колену. Производим 10-15 повторений. Выполняем упражнение исключительно на разогретые мышцы. Задействованы мышцы корпуса.

Приседания

Следует широко расставить ноги, следить чтобы носки смотрели точно вперед. Переносим вес тела с левой ноги на правую, выполняем 15 подходов. Упражнение задействует внутреннюю поверхность бедра и ягодицы.

Отжимания

Новичкам нужно начинать упражнение с упором на колени. Для получения необходимого эффекта нужно ровно держать спину и доставать грудью до пола. Упражнение задействует мышцы спины, груди, живота и плеч.

Подъем коленей

Руки вытягиваем параллельно полу, начинаем ходьбу, колени тянем к рукам.

График и успеваемость в школе

Люди считают, что серьезный спорт невозможно сочетать с хорошей учебой. Это мнение полностью ошибочно. Часто спортсмены учатся лучше сверстников благодаря дисциплинированности и ответственности. Плотный график с детства позволяет ребенку концентрироваться на домашнем задании и выполнять уроки быстрее сверстников.

Упражнения художественной гимнастики составлены с учетом анатомо–физиологических особенностей организма женщин, их склонности к мягким, плавным, выразительным движениям, выполняемым под музыкальное сопровождение. Этими особенностями можно объяснить широкий спектр использования художественной гимнастики в занятиях женских групп разного возраста и подготовленности. От других средств гимнастики упражнения художественной гимнастики отличаются особой динамичностью широкоамплитудных движений и танцевальной манерой исполнения.

К специфическим локальным задачам, которые удается решить с помощью упражнений художественной гимнастики можно отнести:

– воспитание двигательной культуры – умения придавать движениям эмоциональную окраску, делать их предельно выразительными;

– эстетическое воспитание занимающихся на основе связи движений с музыкой и использование танцевально–хореографических элементов;

Благодаря такой ориентации занятий с использованием соответствующих средств и методов эту разновидность гимнастики именуют «художественной».

В упражнениях художественной гимнастики можно видеть традиционные строевые, прикладные, общеразвивающие упражнения. Но выполняются они по–особенному. Махи выполняются плавно, мягко. Наклоны, как правило, выполняются пружинящими, волнообразными движениями, хорошо сочетающимися с «отстающей» работой головы, рук.

Насыщенные хореографическими и танцевальными элементами упражнения художественной гимнастики развивают гибкость, прыгучесть, координацию движений, музыкальный слух и чувство ритма.

Девушек, занимающихся художественной гимнастикой, отличает красивая осанка, легкость, грациозность походки и изящность движений.

В зависимости от степени трудности упражнения художественной гимнастики условно подразделяют на: подготовительные и основные.

К первой группе относятся: разновидности ходьбы, бега, подскоков, общеразвивающие движения, простейшие хореографические и танцевальные элементы.

Ко второй группе упражнений (основных) относятся более сложные движения, предназначенные главным образом для тех, кто специализируется по художественной гимнастике: упражнения без предметов (волны, взмахи, равновесия, повороты, прыжки), упражнения с предметами (скакалка, обруч, мяч, булавы, лента), соединения и комбинации упражнений без предмета и с предметами (индивидуальные и групповые).

8.2. Хореографические и танцевальные упражнения

Упражнения хореографии представлены элементами классической хореографии у станка и на середине зала.

Основные позиции ног и рук.

Основные позиции рук

Рис. 156 Руки внизу, округленные в локтевых и лучезапястных суставах ладонями вверх (большой палец внутри ладони).

Рис. 157 Руки вперед, округленные в локтевых и лучезапястных суставах.

Рис. 158 Руки вперед – в стороны, округленные в локтевых и лучезапястных суставах (ладонями внутрь).

Рис. 159 Руки вперед – кверху, округленные в локтевых и лучезапястных суставах (ладонями внутрь).

Основные позиции ног

Рис. 160 I – первая

Сомкнутая стойка. Пятки соединены, носки наружу. Ноги расположены на одной линии с равномерным распределением нагрузки по всей стопе.

Рис. 161 II – вторая

Широкая стойка, носки наружу. Ноги расположены в линию на расстоянии одной стопы с равномерным распределением нагрузки на обе стопы.

Рис. 162 III – третья

Сомкнутая стойка, правая приставлена к середине левой стопы (носки наружу).

Рис. 163 IV – четвертая

Стойка ноги врозь, правая перед левой (на расстоянии одной стопы), носки наружу.

Рис. 164 V – пятая

Сомкнутая стойка, правая перед левой (правая пятка сомкнута с носком левой), носки наружу.

Рис. 165 VI – шестая

Сомкнутая стойка с соединением носков и пяток.

Наиболее часто используемые виды передвижений:

    «мягкий шаг» выполняется перекатом с носка на всю стопу с незначительным сгибанием ноги в коленном суставе;

    «высокий шаг» выполняется с подниманием согнутой ноги (бедро и голень образуют прямой угол);

    «острый шаг» выполняется из стойки на всей стопе небольшим шагом вперед резко, отрывисто, стопа другой ноги – на носко;

    «широкий шаг» выполняется выпадом правой (левой) с разноименным движением рук;

    «перекатный шаг» выполняется из стойки на носках небольшим перекатом с носка на всю стопу. Одновременно, сгибая и затем, разгибая ногу в коленном суставе, встать на носок, другую ногу вперед–книзу;

    «пружинный шаг» выполняется аналогично перекатному шагу, но в быстром темпе, резко и энергично.

Бег отличается от шага наличием фазы полета. Многие разновидности бега являются аналогами шагов и сохраняют соответствующие терминологические определения. Например, острый бег, пружинный бег, высокий бег. Движения рук при выполнении ходьбы и бега могут быть различными.

Хореографическо–танцевальные упражнения

В художественной гимнастике применяют элементы классического бального танца (галоп, полька, вальс и др.), народных танцев (русский переменный, припадание, веревочка, па–де–баск, ковырялочка, шаг с притопом и др.), историко–бытовых, современных танцев.

Приставной шаг является наиболее простым танцевальным шагом, позволяющим успешно изучить шаг галопа. Выполняется вперед, в сторону, назад.

И.п. – о.с., ноги в 3-й позиции, впереди правая, руки на поясе; 1–скользящим движением шаг правой вперед на носок (с переходом на всю ступню), левая сзади на носке; 2–приставляя левую, принять и.п.; 3–4 – то же, но с левой ноги. В дальнейшем приставной шаг выполняется с движением одной или обеих рук.

Переменный шаг (так называемый тройной, музыкальный размер 2/4) служит основой шагов польки, русского танца. Изучается в различных сочетаниях.

    И.п. – о.с., ноги в 3-й позиции, руки в стороны; 1–шаг правой вперед; «И» – приставить левую; 2–шаг правой вперед, левая сзади на носке; 3–4 – то же с левой ноги. Выполняется так же, «пропуская» на счет «И» ногу несколько вперед.

    И.п. – о.с., ноги в 3-й позиции, руки в стороны; 1–шаг правой вперед на носок; «И» – слегка приседая на правой, небольшой шаг левой на носок; 2–шаг правой, левую отвести назад, руки книзу, затем переводятся вперед–вверх; 3–4 – то же с левой ноги. На счет 3 руки дугами книзу возвращаются в и.п. Выполняется так же с подниманием на счет 2 и 4 прямой или согнутой ноги вперед, с попеременными движениями рук, с поворотами кругом махом ноги.

Шаг Галопа – это приставной шаг с небольшим прыжком и соединением ног в фазе полета.(муз. размер 2/2). Выполняется обычно вперед и в стороны. В момент безопорного положения туловища и ноги должны быть прямыми, носки – оттянутыми. Шаг галопа удобнее всего выполнять, стоя в парах, взявшись за руки (или руки на поясе).

1. И.п. – о.с., ноги в 3-й позиции, руки на поясе; 1–7 – шаги галопа вперед с правой ноги; 8–подскок на правой, левую вперед; 9–16 – шаги галопа вперед с левой ноги.

2. И.п. – занимающиеся стоят в кругу лицом к центру, взявшись за руки; 1–7 – шаги галопа вправо; 8– подскок на правой, левую в сторону; 9–16– шаги галопа влево.

Шаг Польки – разновидность переменного шага, выполняемого небольшими прыжками с разворотом плеч в сторону ноги, с которой начиналось выполнение движения (муз. размер 2/4).

И.п. – о.с., ноги в 3-й позиции, руки на поясе; «И»– подскок на левой ноге, правая вперед; 1– «И» – 2 небольшими прыжками переменный шаг с правой ноги, левую вперед; 3– «И» – 4 – то же с левой ноги.

Шаг Мазурки (муз. размер 3/4). Основные разновидности: женский шаг, мужской шаг.

И.п. – о.с., ноги в 3-й позиции, руки на поясе; «И» – небольшой подскок на левой ноге, правую вперед–книзу; 1– шаг правой вперед, слегка приседая на ней, левую ногу согнуть назад, колено наружу; 2– небольшой подскок на правой, левую несколько больше согнуть назад; 3–подскок на правой, левую выставить вперед–вниз. Продолжить движение с левой ноги.

Шаг вальса (муз. размер 3/4) выполняется вперед, в стороны, назад, с поворотом.

Вальсовый шаг вперед: И.п. – на носках, руки на поясе; 1– скользящий шаг правой с небольшим приседанием на ней и последующим подниманием на носок; 2–3 – два небольших шага вперед на носках с левой; 4–6 – то же, но с левой ноги. В дальнейшем рекомендуется выполнять с движениями рук (вперед–назад, «восьмеркой», одноименной с ногой руки).

Вальсовый шаг с поворотом (представляет собой сочетание вальсовых шагов вперед и назад с поворотами кругом): И.п. – о.с., руки на поясе; 1– шаг правой вперед – наружу с небольшим приседанием; 2– небольшой шаг левой вперед с поворотом направо кругом на носках; 3–приставить правую назад к левой; 4–слегка приседая, шаг левой назад; 5–шагом правой назад – поворот направо кругом на носках; 6– приставить левую к правой. В дальнейшем выполняется с движениями рук вперед– назад и др.

Некоторые элементы народного танца:

Русский переменный шаг вперед (муз. размер 4/4): И.п. – о.с., ноги в 3-й позиции, руки на поясе или в стороны; 1–шаг правой с носка; «И» – шаг левой с носка; 2–шагом правой ноги, слегка приседания на ней, левую скользящим движением продвигать вперед; «И» – левую вперед с поворотом туловища налево на 45 0 ; 3–4 – то же с левой ноги.

Шаг «веревочка» назад: И.п. – о.с., руки на поясе; 1– поднимая и сгибая ногу, поставить ее назад за левой на носок; 2– небольшой подскок на правой со сгибанием левой и постановкой ее назад. После освоения «веревочки» назад изучается шаг «веревочки» с тройным притопом.

Хореографические прыжки

Хореографические прыжки необходимы для освоения вольных упражнений и улучшения координации движений занимающихся.

Скачок выполняется толчком одной ноги со сгибанием другой. Рекомендуемая последовательность освоения скачка:

    Ходьба с подниманием согнутой ноги вперед, руки на поясе.

    Ходьба на месте с подниманием согнутой ноги вперд с движениями рук вперед и назад.

    И.п. – стойка на левой, правая согнута вперед, левая рука впереди, правая сзади; 1 – шаг правой, левую согнуть вперед, правую руку вперед, левую назад; 2– то же шагом левой ногой, руки меняют положение.

    То же, что в 3-м, но с выполнением прыжка на ноге, с которой идет шаг (это упражнение и является скачком).

    переменный шаг с выполнением скачка на счет 2 и 4.

1. И.п. – о. с., ноги в 3-й позиции, руки в стороны; 1– шаг правой с подниманием на носок и махом левой вперед; 2 – то же шагом левой с махом правой.

2. И.п. – о.с., левым боком к станку или гимнастической стенке, правая рука в сторону. Шагом левой прыжок со сменой ног впереди с дополнительной опорой левой рукой во время прыжка.

3. Выполнение прыжка со сменой ног после шага левой с продвижением вперед. Затем то же с другой ноги.

4. То же, что в упражнении № 3, но со сменой согнутых ног.

5. Переменный шаг и прыжки на счет 2 и 4 со сменой ног впереди.

Закрытый прыжок выполняется шагом ноги вперед или назад с прыжком на ней. Другая нога в момент прыжка сгибается вперед, руки поднимаются вперед ладонями книзу, голова опущена.

1. И.п. – о.с. на носках, руки в стороны; 1– шагом правой закрытый прыжок, левую согнуть вперед; 2– приставляя левую, стать на носки, руки в стороны; 3–4 – выполнить закрытый прыжок шагом левой.

2. Переменный шаг с закрытыми прыжками на счет «2» и «4».

Открытый прыжок исполняется шагом ноги вперед с прыжком на ней и одновременным отведением другой ноги назад. Слегка прогнуться в грудной части позвоночника, смотреть перед собой.

1. И.п. – о.с., руки в стороны; 1 – шаг правой на носок, левую отвести назад, прогнуться; 2 – то же шагом левой, отводя правую назад.

2. И.п. – о.с., руки в стороны; 1 – шагом правой открытый прыжок на ней; 2 – то же шагом левой.

3. Выполнение открытого прыжка после переменного шага.

Комбинации танцевальных шагов.

Выполнение комбинаций танцевальных шагов, меняющихся от занятия к занятию, резко повышает интерес к занятиям, позволяет незаметно поднять физическую нагрузку, улучшить координацию движений. Рекомендуемые комбинации танцевальных шагов:

1. И.п. – стоя в парах, руки на поясе (или взявшись за руки); 1–4 – четыре шага галопа вперед с правой ноги; 5–7 – три легких прыжка с продвижением вперед; 8 – приставляя ногу, принять и.п.; 9–16 – то же, что 1–8, но галоп начать с левой ноги.

2. И.п. – стоя в парах, руки на поясе (или взявшись за руки); 1–4 – четыре шага галопа вперед с правой; 5–8 – четыре подскока на двух на месте; 9–16 – то же, что на счет 1–8, но с левой ноги.

3. И.п. – стоя в парах, взявшись за руки; 1–8 – восемь шагов галопа вперед с правой; 9–16 – то же с левой.

4. И.п. – стоя в парах, взявшись за руки; 1–4 – четыре шага галопа вперед, начиная с правой; 5–7 – три шага вперед с правой; 8 – притоп левой ногой, слегка поворачивая туловище влево; 9–16 – то же, что на счет 1–8, но с левой ноги с притопом правой.

5. И.п. – стоя в парах, взявшись за руки в кругу, левым боком к центру круга; 1–3 – три шага галопа влево (к центру); 4 – притоп правой ногой; 5–7 – три шага галопа вправо; 8 – отпуская руки, повернуться налево, лицом к центру круга, руки на поясе; 9–11 – три шага вперед с правой ноги; 12 – приставляя левую ногу, хлопок руками перед собой; 13–15 – три шага назад с левой ноги, руки на поясе; 16 – шагом правой ноги назад повернуться направо, принять и.п.

6. И.п. – стоя в кругу, взявшись за руки, лицом к центру круга; 1–4 – четыре шага галопа вправо; 5–7 – с поворотом направо, не отпуская рук, три шага вперед с правой ноги; 8 – поворот налево с притопом левой ногой; 9–16 – то же, что 1–8, но в другую сторону.

7. И.п. – то же, что в упражнении № 6; 1–4 – четыре шага галопа вправо; 5 – прыжок вправо; 6 – прыжком вправо левую ногу в сторону с приземлением на правую; 7–8 – повторить то же, что на счет 5–6. Не прерывая движения, повторить то же, но в левую сторону.

8. И.п. – стоя в кругу, взявшись за руки, лицом к центру круга; 1–8 – восемь шагов галопа вправо; 9–16 – с поворотом направо восемь скачков вперед по кругу, не отпуская рук. То же выполнить влево.

9. И.п. – стоя в кругу, взявшись за руки; 1 – три шага галопа вправо; 4 – шаг галопа с правой ноги с поворотом направо кругом, руки во время поворота отпустить. После поворота опять взяться за руки; 5–8 – шаги галопа в том же направлении, но с левой ноги.

10. И.п. – стоя в парах, лицом друг к другу, взявшись за руки; 1–3 – три шага галопа в сторону направления движения; 4 – поворот плечом назад, отпуская одну руку, и взяться за руки после поворота; 5–7 – три шага галопа в сторону направления движения; 8 – отпуская одну руку, поворот плечом вперед и опять взяться за руки.

11. И.п. – о.с., руки на поясе, лицом к центру круга; 1–3 – три шага галопа вправо; 4 – шаг галопа вправо с поворотом направо, приставляя левую ногу; 5–6 – два прыжка на правой с махом левой в сторону и приставлением ноги; 7–8 – тройной прыжок с левой; 9–16 – то же, что 1–8, но с продвижением влево.

12. И.п. – стоя в парах, взявшись за руки; 1–4 – два шага польки вперед с правой ноги; 5–8 – четыре подскока с подниманием согнутой ноги вперед и продвижением вперед.

13. И.п. – стоя в парах, взявшись за руки; 1–6 – три шага польки вперед с правой; 7–8 – тройной притоп с левой; 9–16 – то же, что 1–8, но шаг польки с левой ноги, притоп – с правой.

14. И.п. – стоя в парах, взявшись за руки; 1–8 – шаги польки вперед. Стоящие слева начинают польку с левой ноги, стоящие справа – с правой. Последний шаг польки выполняется с поворотом на счет 8 лицом друг к другу; 9–15 – семь шагов галопа в направлении движения; 16 – небольшим подскоком поворот лицом по направлению движения.

15. И.п. – о.с., руки на поясе; 1–6 – три шага польки вперед с правой ноги; 7–8 – тройной притоп с левой ноги с поворотом на 360°; 9–16 – то же, что 1–8, но тройной притоп выполняется с правой ноги с поворотом направо на 360°.

16. И.п. – стоя в парах, взявшись правыми руками снаружи, левые руки вперед; 1–4 – два шага польки вперед с правой ноги; 5–8 – партнер, находящийся слева, отпуская левую руку, поднимает правую руку стоящего снаружи вверх, оставаясь на месте. Партнер, стоящий снаружи, подскоками на месте со сгибанием ноги, поворачивается на 360°. По окончании поворота принимается и.п.; 9–16 – то же, что 1–8, только поворот выполняет гимнастка, стоящая слева.

17. И.п. – стоя парами, взявшись за руки; 1– 4 – два шага польки с правой ноги; 5–7 – три скачка вперед; 8 – приставляя ногу, принять и.п.; 9–10 – два подскока на правой ноге с легким ударом об пол левой ногой впереди вначале носком, затем пяткой; 11–12 – тройной притоп на месте с левой ноги; 13–14 – то же, что 9–10, но подскоки выполнить на левой ноге, правая впереди; 15–16 – тройной притоп с правой.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва Пушкинского района Санкт-Петербурга МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛОВЛЕ МЯЧА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Выполнила: тренер-преподаватель по художественной гимнастике Иванова Л.А. Санкт Петербург 2012

2 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1 Состояние изучаемого вопроса по данным специальной литературы 4 Глава 2 Цель, задачи, методы исследования Цель исследования Задачи исследования Методы исследования Теоретический анализ Педагогическое наблюдение Педагогический эксперимент 8 Глава 3 Методика обучения ловле мяча 10 Глава 4 Результаты исследования Результаты педагогического наблюдения Результаты педагогического эксперимента 15 ВЫВОДЫ 16 Список литературы 18

3 Введение Упражнения с предметами являются важным компонентом технической подготовки в художественной гимнастике. Достаточно заметить, что начинающие гимнастки уже с 6-7 лет должны выполнять два упражнения, одно из которых с предметом. В целом в классификационной программе, начиная с первого юношеского разряда и включая кандидатов в мастера спорта, 80% всех упражнений составляют композиции с предметами, а гимнастки, выступающие по программе мастеров спорта выполняют все пять упражнений с предметами. Развитие художественной гимнастики ставит перед спортсменками все более сложные задачи по созданию не только технически виртуозных, но эмоциональных, ярких, внутренне содержательных, музыкально-убедительных композиций с предметами (Бирюк Е.В., Овчинникова Н.А.,1989). Усложнение соревновательной программы повлекло к «омоложению» представительниц художественной гимнастики. Это привело к тому, что элементы повышенной трудности должны выполнять не только мастера, но и юные гимнастки, выступающие по программе первого разряда. Все это требует совершенствования методики обучения и повышения эффективности всего учебно-тренировочного процесса на этапе начальной спортивной специализации, так как именно здесь закладываются основы для подготовки высококвалифицированных спортсменок (Ключникова А.Н.,1992; Гулбани Р.Ш.,1986).

4 Глава 1. Состояние изучаемого вопроса по данным специальной литературы Анализом выступлений гимнасток на соревнованиях различного ранга проведенным рядом исследователей (Бирюк Е.В., Овчинникова Н.А.,1983; Ключникова А. Н.,1992; Коновалова Л.А.1993 и др.) и в настоящей работе, доказано низкое качество исполнения бросковых элементов, обусловленное наличием ошибок технического характера. Проведенные наблюдения показали, что при выполнении упражнений с предметами наиболее серьезной является потеря мяча. Это объясняется тем, что во-первых, ловля мяча, согласно правилам соревнований, должна осуществляться одной рукой (ловля мяча двумя руками понижает группу трудности), во-вторых, размер, форма и фактура предмета требует от гимнастки более точных двигательных ощущений и создает большую вероятность выхода мяча за пределы площадки. Традиционная методика обучения предусматривает постепенное (путем многократных проб и ошибок, перестроек движений) подведение занимающихся к заданному результату, который при этом формулируется, особенно в начале обучения, в самом общем плане, без рассмотрения параметров будущего действия (Евсеев С.П.,1991). Так Матвеев Л.П.(1976) и Новиков А.Д.(1976) предлагают начинать обучение двигательному действию с создания общего представления о рациональных способах его выполнения и установки на освоение того или иного способа. Первоначально объяснения техники не должны быть пространными - только о самых главных моментах, в общих чертах. Детальная информация на этом этапе обычно не достигает цели: обучающиеся не в состоянии ее усвоить. Представление о новом двигательном действии может быть полным лишь тогда, когда ознакомление с ним включает реальное «прочувствование» движений. Чтобы облегчить первые попытки выполнить сложное действие, его упрощают путем расчленения или выделения отдельных звеньев, используют

5 вспомогательные снаряды для направленного прочувствования, а также оказывают физическую помощь. Если пробные попытки оказываются удачными, то на этом, по сути, и завершается первый этап обучения. Первые попытки выполнения действия имеют важное дидактическое значение даже в тех случаях, когда они не удаются. И в этих случаях они помогают обучаемому реально оценить свои возможности, а преподавателю дают информацию, позволяющую уточнить предстоящий объем учебной работы, индивидуализировать методику и дальнейшие пути обучения. «Теория поэтапного формирования действий и понятий», предложенная П.Я. Гальпериным (1965) дает принципиальное доказательство возможности освоения двигательных действий с заданным результатом, то есть овладение им без проб и ошибок. Согласно данной теории каждое действие представляет собой единство трех частей: ориентировочной, исполнительной, контрольно-корректировочной. Ориентировочная часть выполняет функции программы действия, на основе которой осуществляется исполнительная часть; параллельно с исполнением осуществляется контроль: результаты действия сопоставляются с заданием программы и оценивается продвижение к цели. Если обнаруживается рассогласование между ориентировочной и исполнительной частями действия, то в последнюю вносят коррективы, если эти части действия согласованы, но продвижение к цели не удовлетворительно, то корректируется ориентировочная часть действия. Обучение наиболее эффективно, если учитель управляет формированием ориентировочной части, основы действия. Непосредственное овладение двигательным действием начинается с формирования знания о сущности двигательной задачи и пути ее решения. Учитель должен обратить внимание ученика именно на те элементы изучаемого действия, от которых зависит успешность его выполнения. Объекты, требующие концентрации внимания при исполнении действия,

6 называют «основными опорными точками ООТ», а их совокупность, составляющую программу действия, называют «ориентировочной основой действия ООД». Основной задачей тренировочного процесса в художественной гимнастике является техническая подготовка гимнасток, особенно в упражнениях с предметами. Наиболее сложным при этом являются бросковые элемнты. При их выполнении гимнастки допускают наибольшее количество ошибок, при чем наиболее серьезные ошибки гимнастки совершают в упражнениях с мячом. Кроме того, технический арсенал художественной гимнастики неограничен и постоянно обновляется. В связи с этим овладение новыми движениями в кратчайшие сроки представляется принципиальным и важным. Поэтому «теория поэтапного формирования действий и понятий» П.Я.Гальперина (1965) является наиболее подходящей основой для разработки методики обучения ловле мяча, так как сокращает сроки обучения и позволяет минимизировать ошибки.

7 Глава 2. Цель, задачи, методы исследования Цель исследования: разработать систему подводящих упражнений, направленных на формирование двигательных представлений по основным опорным точкам ловли мяча, с целью повышения эффективности обучения данному элементу Задачи. 1. Изучить особенности техники ловли предмета и наиболее перспективные подходы к обучению данному элементу. 2. Выявить наиболее распространенные способы ловли мяча, степень трудности их выполнения и особенности обучения. 3. Выявить уровень владения ловлей мяча гимнастками первого разряда. 4. Разработать систему подводящих упражнений для обучения ловле мяча и экспериментально проверить ее эффективность Методы исследования. 1. Теоретический анализ и обобщение литературных источников. 2. Педагогическое наблюдение. 3. Педагогический эксперимент Теоретический анализ и обобщение литературных источников проводился с целью выявления значения бросков и ловли предметов в упражнениях художественной гимнастики, изучения особенностей техники ловли мяча и наиболее перспективных подходов к обучению данному элементу. Анализируя литературу по теории и методике физического воспитания, были рассмотрены современные подходы к обучению двигательным действиям. Всего было проанализировано 32 литературных источника Педагогическое наблюдение проводилось для выявления предмета, при выполнении бросков и ловли которого гимнастки допускают наибольшее количество ошибок (протокол наблюдения см. приложение 2). Наблюдение

8 проходило на соревнованиях «Первенство Санкт-Петербурга среди девушек» за гимнастками, выступающими по программе первого взрослого разряда. Всего было просмотрено 150 композиций (30 гимнасток). Для анализа потерь предметов были отобраны 12 гимнасток с наибольшим количеством потерь Педагогический эксперимент был проведен с целью проверки эффективности разработанной системы подводящих и специальноподготовительных упражнений. Для его проведения были организованы контрольная и экспериментальная группы гимнасток по 8 человек в каждой (возраст 7-8лет).В контрольной группе обучение ловле мяча проходило по традиционной методике, преимущественно с использованием целостного метода обучения. В экспериментальной группе обучение происходило на основе разработанной методики. Перед экспериментом была проверена однородность групп по следующим показателям: уровень развития координационных способностей (тест Фирилевой Ж.Е.,1981), уровень сформированности умений владения элементами со скакалкой (вращение, прыжки через скакалку), успеваемость в школе. Гимнастки контрольной и экспериментальной группы одинаково не владели ловлей мяча. Программа обучения была разработана на основе положения теории П.Я.Гальперина о «поэтапном формировании действий и понятий». Согласно данной теории была сформирована ориентировочная основа действия (ООД) ловли, выделены основные опорные точки (ООТ). С целью формирования представления по этим ООТ и были подобраны подводящие и специальноподготовительные упражнения. Педагогический эксперимент проводился в естественных тренировочных условиях. Выполнение заданий программы осуществлялось в основной части урока в течение минут. Эксперимент длился один месяц, режим занятий - три тренировки в неделю. В контрольной группе обучение проходило в таком же режиме.

9 После проведения эксперимента оценивалось качество исполнения следующих упражнений с мячом: ловля мяча после ката по полу, передача мяча вокруг туловища, бросок и ловля мяча одной рукой. Оценивание производилось с помощью метода экспертной оценки. статистики. Все данные обрабатывались с помощью методов математической Коэффициент вариации: SX V = 100% ; X где SX - среднее квадратическое отклонение, Х -среднее арифметическое. (Xi -X) SX = ; n-1 где n - объем выборки. Ошибка среднего арифметического: SX= (Хi-Х) n (n-1) Т - критерий Уайта использовался для проверки нулевой гипотезы при сравнении выборок с попарно не связанными вариантами.

10 Глава 3. Методика обучения ловле мяча. Данная методика разработана на основе положения П.Я.Гальперина(1965) о «поэтапном формировании действий и понятий» и позиций теории обучения двигательным действиям М.М.Богена(1985). В соответствии с фазами ловли предмета, выделенными Т.С.Лисицкой(1982), были описаны основные опорные точки (ООТ) ловли мяча. В некоторых случаях двум фазам соответствовала одна ООТ, например, во второй и третьей фазах. Предлагаемая методика ориентирована на минимизацию ошибок в процессе обучения и предусматривает выполнение подводящих упражнений, подобранных для каждой ООТ, что способствует созданию представлений и ощущений у гимнасток по выделенным ООТ. Овладение новым двигательным действием возможно, когда у обучаемого сформированы представления по всем ООТ. Двигательные представления формируются по мере накопления двигательного опыта, поэтому чем богаче двигательный опыт, тем вероятнее наличие в нем представлений, необходимых при освоении нового действия. Например ООТ, включающая перекат мяча с пальцев на ладонь, при методически правильном обучении упражнениям с мячом, должна уже присутствовать в двигательном опыте гимнасток. Поэтому перекаты и передачи мяча включаются в методику с целью возобновления ощущений по данной ООТ. ООТ, включающая сопровождение мяча рукой с целью уменьшения его скорости падения, отстствует в двигательном опыте гимнасток, поэтому основные усилия в процессе обучения направлены на формирование представлений и ощущений по данной ООТ. Опускание мяча в специальной сеточке, предлагаемое в данной методике, является одним из способов замедления скорости падения мяча и позволяет гимнасткам прочувствовать и сконцентрировать внимание на положении руки, тела и ног в данной фазе.

11 Таблица 1 Схема процесса формирования ориентировочной основы действия ловли мяча Фазы ООТ Возможные ошибки 1.Фаза ориентации 2.Фаза выравниван ия скоростей. 3.Фаза первичного захвата предмета. 4.Фазааморт изации. Гимнастка продолжает следить за мячом, который начинает падение, оценивает его скорость (в зависимости от высоты самого броска) и принимает позу готовности к ловле: гимнастка, стоя на полупальцах, тянет руку по направлению к мячу (ООТ-1). Гимнастка начинает опускать руку со скоростью падения мяча, тем самым сопровождая его (ООТ-2). Гимнастка осуществляет касание мяча пальца-ми и дальнейший его перекат на ладонь с одновременным опусканием руки и сгибанием коленных суставов (ООТ-3). При правильном объяснении ошибки не проявляются. Невыполнение гимнасткой данной фазы, что ведет к возникновению ошибок, присущих фазам первичного захвата и амортизации. Отскок мяча от пальцев. Хлопок мяча при ловле (т.е. ловля мяча на ладонь, без переката через пальцы). Скатывание и падение мяча с ладони. Причины ошибок Неумение сопоставить движение руки и скорость падения мяча. Сильное сгибание лучезапястного сустава, разведенные пальцы. Сильное сгибание лучезапястного сустава, разведенные пальцы. Переразгибание руки в лучезапястном суставе или опускание руки с недостаточной скоростью. Частные задачи Создать представление о фазе ориентации. Создать представление о фазе выравнивания скоростей. Восстановитьп редшествующи й опыт ловли мяча при выполнении сходных упражнений. Средства и методические приемы Выполнение броска без ловли. Указать: рука вытягивается к мячу, мяч ловить после отбива. Использовать: показ и объяснение, демонстрация фотоматериалов, т.к. данная фаза субъективно не выделяется (гимнастки ее не ощущают) гимнасток необходимо проинформировать, что для плавного контакта руки с мячом необходимо некоторое время сопровождать рукой мяч со скоростью его падения. Перекаты мяча по полу и ловля его. Упражнение выполнять в парах, уточнить технику ловли, указав, что мяч закатывается на ладонь через пальцы, мяч к предплечью не прижимать. Скатывание мяча по наклонной поверхности (гимнастическая скамейка) с последующей ловлей мяча. Передача мяча одной рукой в парах. Ловля мяча, спускаемого в специальной сеточке.

12 5.Фаза гашения скорости падения предмета. Продолжается сгибание в коленных суставах гимнастка опускается на пятки. Мяч давит на ладонь, рука, слегка согнутая в локтевом суставе, замедляет скорость падения мяча (ООТ-4). Прижимание мяча к предплечью. Прижимание мяча к плечу. Потеря мяча. Недостаточное сгибание руки в локтевом суставе или сильное сгибание лучезапястного сустава. Рука сильно согнута в локтевом суставе. Гимнастка резко замедляет скорость падения мяча. Отведение руки с мячом в сторону, а не вниз Разучить ловлю мяча в облегченных условиях, замедлив его скорость падения Ловля мяча, спускаемого в специальной сеточке (тренер, стоя на гимнастической скамейке, медленно опускает мяч в сеточке, гимнастка, стоя напротив тренера, выполняет ловлю мяча). Акцентировать внимание на всех фазах ловли: подготовка руки, встреча мяча пальцами, ловля мяча с перекатом через пальцы на ладонь с одновременным опусканием руки и пружиной ногами. Указать, что рука плавно опускается вниз, немного сгибается в локте. Ловля воздушного шарика. Использование облегченного предмета обостряет нервномышечное ощущение, способствует более четкому дифференцированию нервно-мышечных усилий и проприоцептивной чувствительности 6.Фаза активного воздействия на предмет Гимнастка осознает уверенность в ловле мяча и имеет возможность изменить его траекторию движения (ООТ- 5). Потеря мяча. Резкое изменение траектории движения мяча. Совершенство вать умение удерживать мяч при выполнении фигурных движений Выполнение махов, кругов, выкрутов в усложненных условиях (в сочетании с упражнениями без предмета, с отключением зрительного анализатора). После того как у гимнасток сформировались двигательное, логическое и зрительное представления можно предложить им выполнить ловлю мяча после броска, тем самым завершив первый этап обучения. При этом могут проявиться вышеупомянутые ошибки, тогда определив их причину можно вернуться к предложенной схеме обучения и повторить отдельные упражнения.

13 Учебный план-график. занятия Упражнения Выполнение броска без ловли. Объяснение, показ и демонстрация фотоматериалов для создания представления о фазе выравнивания скоростей. Перекаты мяча по полу и его ловля. Скатывание мяча по наклонной поверхности с последующей ловлей мяча. Передача мяча одной рукой в парах. Ловля мяча, спускаемого в специальной сеточке. Ловля воздушного шарика. Выполнение махов, кругов, выкрутов в сочетании с упражнениями без предмета Выполнение махов,кругов, выкрутов с отключением зрительного анализатора. Выполнение махов,кругов, выкрутов в условиях нарушения вестибулярной устойчивости. Выполнение ловли мяча после броска.

14 Глава 4. Результаты исследования Результаты педагогического наблюдения. В ходе педагогического наблюдения фиксировались потери предметов, совершаемые гимнастками при выполнении композиций и сбавки за эти потери. Результаты наблюдения представлены в таблице 2. Таблица 2. Потери предметов в упражнениях гимнасток первого взрослого разряда и сбавки за допущенные потери. скакалка обруч мяч булавы лента Гимнастки Количество Стоимость Количество Стоимость Количество Стоимость Количество Стоимость Количество Стоимость потерь сбавки потерь сбавки потерь сбавки потерь сбавки потерь сбавки 1 1 0,4 1 0,2 1 0,2 1 0,4 1 0,1 1 0,2 1 0,1 2 0,1 1 0,1 1 0,2 1 0,2 1 0, Всего: 5 0,4 6 1,1 9 2,0 9 0,9 6 1,0 % 14,4 7,4 17,1 20,4 25,7 37,0 25,7 16,7 17,1 18,5 Из таблицы 2 видно, что наиболее часто гимнастки совершают потери при выполнении композиций с мячом и булавами. Потери по данным предметам составили 25,7% от общего количества потерь. На втором месте композиции с обручем и лентой (17,1%). Реже гимнастки теряют скакалку

15 (14,4%). Но по стоимости сбавок за допущенные потери первое место занимают композиции с мячом (37%), на втором месте с обручем (20,4%), затем с лентой (18,5%), с булавами (16,5%) и со скакалкой (7,4%). Высокий процент потерь мяча и сбавок за них можно объяснить тем, что мяч, из-за своей формы, веса, упругости, а также техники ловли в свободный хват одной рукой, является наиболее сложным и трудным предметом художественной гимнастики. Потери совершаемые при выполнении композиций с мячом, могут быть как незначительными (сбавка 0,1,если предмет взят сразу же или после одного шага), так и значительными (сбавка до 0,3, если предмет взят после большого перемещения по площадке). При потере мяча, если гимнастка быстро не среагировала на падение предмета, существует возможность выхода мяча за пределы площадки, а следовательно и гимнастки, за что предусмотрены дополнительные сбавки. Поэтому можно сделать вывод, что при выполнении бросков и ловли мяча гимнастки допускают наибольшее количество ошибок, что доказывает необходимость совершенствования методики обучения ловли данного предмета Результаты педагогического эксперимента. Перед началом эксперимента была проверена однородность контрольной и экспериментальной групп. Таблица 3. Статистические различия гимнасток контрольной и экспериментальной групп по выделенным показателям. Показатели Тф Тст 1. Координация 61,5 2. Владение скакалкой 68, Успеваемость 60,0

16 Из таблицы 3 видно, что Тф больше Тст, при p<0,05 по всем трем показателям, следовательно, статистические различия не достоверны. Отсутствие достоверных различий в группах по данным показателям позволяет считать их однородными. Таблица 4. Результаты оценивания контрольных упражнений с мячом экспериментальной и контрольной групп после эксперимента. Упражнения X Sx Тст Тф с мячом экспериментальна контрольная я группа группа Ловля мяча после правая рука 4,87 0,03 4,80 0,03 55,0 ката по полу левая рука 4,84 0,03 4,78 0,5 Передача мяча вправо 4,91 0,02 4,83 0,04 при 46,0 вокруг туловища влево 4,89 0,02 4,80 0,03 p<0,05 51,0 Броски и правая рука 4,92 0,02 4,83 0,02 48,0 ловля мяча левая рука 4,90 0,02 4,81 0,03 46,0 Из таблицы 4 можно увидеть, что средние оценки контрольной и экспериментальной групп за выполнение ловли мяча после ката по полу и передачи мяча вокруг туловища влево достоверных различий не имеют, так как Тф больше Тст. Из этого можно сделать вывод, что навыком удержания мяча гимнастки обеих групп владеют в равной степени. Средние оценки за выполнение бросков и ловли мяча имеют достоверные различия, так как Тф меньше Тст, что свидетельствует о более высоком уровне владения данным элементом гимнастками экспериментальной группы.

17 Выводы 1.Установлено, что броски и ловля предметов являются фундаментальной группой в упражнениях художественной гимнастики. По мнению специалистов, данные структурные группы являются наиболее распространенными, что обусловлено возможностью их использования со всеми предметами художественной гимнастики. Однако, по данным анкетирования и анализа литературных источников выявлено, что единого подхода к обучению ловле мяча не существует, что свидетельствует о необходимости разработки более эффективных подходов к обучению. 2. По данным анкетирования выявлено, что наиболее распространенными способами ловли мяча являются: ловля в свободный хват (Х=2,75 0,16), ловля ногами (Х=2,25 0,16) и ловля в стопор (Х=2,0 0,18). В меньшей степени используются такие способы ловли, как ловля за спиной (Х=1,63 0,18) и ловля двумя руками (Х=1,25 0,16). 3. Результаты анализа выступлений гимнасток на соревнованиях свидетельствует о низком качестве исполнения бросков и ловли предметов, обусловленное большим количеством потерь (скакалка - 14,4%; обруч - 17,1%; мяч - 25,7%; булавы - 25,7%; лента - 17,1%). Исходя из ошибок, совершаемых при выполнении данных структурных групп, было выявлено, что наивысший процент потерь и сбавок за них, допускается гимнастками в композициях с мячом (25,7% - потери, 37% - сбавки), что свидетельствует о низком уровне владения ловлей мяча. 4. Выявлен невысокий уровень владения ловлей мяча у гимнасток первого разряда (X=4,79 0,02),что доказывает необходимость разработки методики обучения данной структурной группе. 5. Оптимизация обучения ловле мяча возможна на основе использования принципов теории «поэтапного формирования действий и понятий» П.Я.Гальперина. Выделение основных опорных точек ловли мяча позволило

18 подобрать подводящие упражнения, с помощью которых возможно успешно формировать двигательные представления. 6. Результаты проведенного эксперимента свидетельствуют о преобладании экспериментальной группы над контрольной в уровне владения ловлей мяча (левая рука: Тф=48, правая рука: Тф=46, при Тст=49; p<0,05),что доказывает эффективность разработанной методики обучения.

19 Список литературы 1. Аверкович Э.П. Анализ произвольных упражнений в художественной гимнастике и пути совершенствования исполнительского мастерства сильнейших гимнасток: Автореф. дис. канд. пед. наук.- / ГЦОЛИФК. М., с. 2. Бирюк Е.В., Овчинникова Н.А. Совершенствование технической подготовленности во владении предметами художественной гимнастики // Гимнастика Вып.1-й.-С Боген М.М. Обучение двигательным действиям.-м.:фис, с. 4. Варакина Т.Т., Кудряшова Л.Н., Маркова Т.П. Упражнения с предметами.- М.:ФиС, с. 5. Гальперин П.Я.О психологической основах программированного обучения // Новые исследования в пед. науках.-м.,1965.-вып.4.-с Гулбани Р.Ш. Техническая подготовка в художественной гимнастике на основе обучения базовым упражнениям (на примере упражнений с обручем): Автореф.дис.канд. пед. наук / ГЦОЛИФК.-М., с. 7.Евсеев С.П. Императивные тренажеры: Учеб. пособие / ГДОИФК им. П.Ф.Лесгафта.-С-Пб., с. 8. Ключникова А.Н. Создание представлений о бросковых элементах с мячом в художественной гимнастике: Автореф.дис...канд. пед. наук / ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта.-С-Пб., с. 9. Теория и методика физического воспитания: Учебник для ин-тов физ. культуры /Под.общ. ред. Л.П.Матвеева, А.Д.Новикова.-М.:ФиС, с. 10. Шулико Н.М. Специально-подготовительные упражнения для овладения юными гимнастками техникой сложных упражнений с мячом:автореф. дис. канд. пед. наук / ГДОИФК им.п.ф.лесгафта.-л., с. 11. Художественная гимнастика: Учебник для ин-тов физ. культуры /Под.ред. Т.С. Лисицкой.-М.:ФиС, с.


Т.А. Марищин развивать способность конструктивно строить свои взаимоотношения с окружающими; выработать умения анализировать ситуацию, мотивы, интересы, чувства, поступки других, а также умение быть независимым,

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: «Целенаправленное развитие гибкости гимнасток 8-9 лет средствами хореографии»» Т ренер-препо давател ь отделения спортивной гимнастики МБУ ДО ДЮСШ 1 им. С.Т.Шевченко Арнаутова

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КИРОВСКАЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по художественной гимнастике для спортивно-оздоровительной

УДК 796/799 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УПРАЖНЕНИЙ ПОВЫШЕННОЙ КООРДИНАЦИ- ОННОЙ СЛОЖНОСТИ В ПОДГОТОВКЕ ГИМНАСТОК 9-10 ЛЕТ Гуртовая Н. В. Научный руководитель: к.п.н., доцент Соболева Наталья Владимировна Эмоционально

Задачи урока: План-конспект урока по физической культуре для учащихся 6 класса «Волейбол. Передача мяча двумя руками сверху». 1. Обучение передаче мяча 2-мя руками сверху, закрепить перемещения в стойке

Повышение функциональных возможностей вестибулярного аппарата в баскетболе за счет средств специальной тренировки. Настоящее исследование посвящено вопросам совершенствования процесса спортивной тренировки

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 3» План конспект урока по физической культуре в 5 классе Тема: «Передача мяча плеча» Раздел: «Спортивные игры. Баскетбол»

СТРУКТУРА И КОМПОНЕНТЫ ПРЕДСТАРТОВОЙ РАЗМИНКИ ГИМНАСТОК ВЫСОКОГО КЛАССА Быстрова Инна Валентиновна Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия Аннотация.

Пояснительная записка Цель программы комплексное эстетическое развитие посредством изучения основ хореографического искусства, а также общее музыкально-эстетическое воспитание и развитие ребенка, развитие

План конспект урока физической культуры 43 для учащихся 7 «А» класса Раздел: Гимнастика Тема: Опорный прыжок, способом «согнув ноги». Задачи урока: 1. Разучить комплекс общеразвивающих упражнений с предметами

СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА ДЗЮДОИСТОВ ДЕТСКО- ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА На этапе предварительной подготовки у девочек и мальчиков 10 12 лет, занимающихся в ГНП (группах начальной подготовки) 1, 2 года обучения, закладывается

УДК 796.412.22 Ю. Е. Куценко, Л. В. Тарасова СРЕДСТВА И АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ГИМНАСТОК ГРУПП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Актуальность. Художественная гимнастика является олимпийским видом спорта. Каждые

План конспект урока по физической культуре в классе Раздел Раздел: Баскетбол Тема урока: Броски мяча в корзину в движении. Тип урока: Совершенствование Цель урока: Закрепление и совершенствование в кольцо

Художественная гимнастика Доска Помощи Эта Доска Помощи Художественной гимнастики в Интернете предназначена для разъяснения сложных параграфов Правил соревнований ФИЖ. Цель ТК ХГ состоит в том, чтобы исключить

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи «Взлёт» Невского района Санкт-Петербурга РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительной

МЕТАНИЕ СПОРТИВНОГО СНАРЯДА 26.05.2014 Порядок проведения испытаний Метание теннисного мяча в цель. Для метания теннисного мяча в цель используется мяч весом 57 г. Метание теннисного мяча в цель производится

МЕТОДИКА СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ДЗЮДОИСТОВ, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО НАПРАВЛЕННАЯ НА ПРОТИВОБОРСТВО В ПАРТЕРЕ Светик К.С. Светик Кирилл Сергеевич магистрант, направление: профессиональное образование

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Города Москвы «Школа 2000» (ГБОУ Школа 2000) «Утверждаю» Директор ГБОУ Школа 2000 А.В. Кондрашов Приказ 01\08

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА-2» г.о.троицк ДОКЛАД По методической разработке Бадрудинова Алексея Сергеевича Тема: «Характеристика,

FEDERATION INTERNATIONALE DE GYMNASTIQUE ПРАВИЛА ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ 2013-2016 ERRATA (НОЯБРЬ 2012) СТРАНИЦА 3 Пункт 1.5.5 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Не разрешается использовать не типичную для

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «КИРОВСКАЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА» ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ по художественной гимнастике для группы спортивного совершенствования

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ по предмету «Физическая культура» 9-11 класс Тестирование уровня знаний в области физической культуры и спорта 1. Под техникой двигательного действия

Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ БИАТЛОНИСТОВ 13 17 ЛЕТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ТРЕНИРОВКИ Воропай М.К., Демко Н.А., канд. пед. наук, доцент, Листопад И.В., канд. пед. наук,

Пояснительная записка В настоящее время баскетбол, как вид спорта получил широкое распространение в России и мире. Массовое привлечение детей к занятиям баскетболом позволило России добиться успехов на

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ДЕТСКО- ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА» Учебное пособие «Акробатические

Приложение 2 к Правилам приема в МБУ МОГК ЦРВС 3 Требования, предъявляемые к уровню физических (двигательных) способностей и к психологическим м поступающих в учреждение по каждому этапу спортивной подготовки

Галимов Азат Мусавирович старший преподаватель ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России г. Уфа, Республика Башкортостан Васильева Эльвира Мансуровна старший преподаватель

Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

1.Результаты освоения курса «Атлет» Программа объединения дополнительного образования «Атлет» Цель программы улучшение качества и повышение эффективности учебно-тренировочного процесса. Для достижения

Приложение 2 Требования и нормы по направлению «Физическая культура» по профилю подготовки спортивная тренировка в избранном виде спорта «Теория и методика лыжного спорта» По трем дисциплинам максимальное

На правах рукописи Агостини Паломарес Барбара Ракель Обучение бросковым элементам повышенной трудности в художественной гимнастике 13.00.04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,

Легкая атлетика 1. Круговые движения в шейном суставе(произвольно.) 2. Рывки руками (вверх/вниз):и.п.-правая рука вверху левая внизу, на 1-2 рывки руками на 3-4 смена рук. 3. Круговые движения в плечевом,

1. Результаты освоения внеурочной деятельности В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья

1.5.4. Сбавка Судьи по Трудности (D): 0.50 балла, если используется музыка со словами, а тренер не указал в официальной D карточке, в каком упражнении используется музыка с голосом и словами. Официальная

Конспект урока по физической культуре в 3 классе по разделу «Баскетбол» Задачи урока: 1. технику ловли мяча двумя руками. 2. технику передачи мяча от груди двумя руками, одной рукой от плеча. 3. технику

ФОРМИРОВАНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПАТОЛОГИЕЙ ЗРЕНИЯ Савельева Д.Ю., Арутюнян Н.М. Филиал федерального государственного бюджетного учреждения высшего профессионального

Художественная гимнастика Доска Помощи Эта Доска Помощи Художественной гимнастики в Интернете предназначена для разъяснения сложных параграфов Правил соревнований ФИЖ. Цель ТК ХГ состоит в том, чтобы исключить

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Центр развития ребенка д/с «Сказка» г.белоярский Утренняя гимнастика с родителями и детьми подготовительной к школе группы

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования городского округа Самара «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва 5» Методическая разработка «Искусство

Лозанна, 16 марта 2018 года Всем Национальным Федерациям ФИЖ 2018 Правила судейства Вопросы и ответы Технический Комитет ФИЖ по художественной гимнастике любезно представляет «Вопросы и ответы» в помощь

ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 2 VIII вида» Методическая разработка по ритмике к разделу «Ритмико-гимнастические упражнения» «Общеразвивающие ритмико-гимнастические

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Железнодорожного района города Ростова-на-Дону «Детско-юношеская спортивная школа 5» ПРИНЯТА: УТВЕРЖДАЮ: на заседании методического Директор

Конспект урока по физической культуре в 7 классе. Тема: «Обучение технике удара в волейболе» Образовательные задачи: Формирование основ знаний о технике выполнения удара в волейболе. Оздоровительные задачи:

1 Пояснительная записка Начальный этап подготовки юных футболистов выдвигает перед тренером ряд задач, связанных с обучением двигательным навыкам, развитием физических качеств и воспитанием личностных

Таблица 2 для перевода на этап начальной подготовки второго года обучения отделения плавания не менее 3,8 м 1 б 3,9-4,8 м 2 б 4,9-5,8 м 3 б не более 9,9 с 1 б 9,4-9,8 с 2 б 8,9-9,3 с 3 б ширина хвата 75

ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС ОРУ С ГИМНАСТИЧЕСКОЙ ПАЛКОЙ Таблица 27 1. И.п. стойка, палка к плечу. 1. - левой рукой хват у плеча; 2. - палка внизу; 3. - палку к левому плечу, хват правой рукой у плеча; 4. - правую

Министерство спорта Российской Федерации Департамент по молодежной политике, физической культуре, спорту Томской области Национальный исследовательский Томский государственный университет Факультет физической

РАЗДЕЛ 3. СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УДК 796.412.2 15 Ключинская Татьяна Николаевна кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры

ПЛАН КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ для учащихся 5 класса Тема: Баскетбол: обучение техническим и тактическим м, игре по правилам. Цель: обеспечить усвоение учащимися технических (ведению мяча змейкой,

Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Раздел Профессиональная деятельность Учет индивидуальных особенностей учащихся. Развитие прыгучести Многократные прыжки вверх, отталкиваясь двумя ногами. Прыжок согнувшись с поднимание коленей к груди

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» Педагогический институт физической

План конспект открытого урока по спортивным играм По баскетболу месяц, год проведения 28. 10. 2014 г. Класс 5а количество учеников 21 чел. Тип урока учебно-тренировочный Задачи урока 1.Образовательные

ГИРЕВОЙ СПОРТ В гиревом спорте существует два упражнения: толчок двух гирь и рывок одной гири попеременно каждой рукой. Более подробно остановлюсь на технике выполнения упражнений с гирей. Толчок Толчок

ПЛАН КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ для учащихся 5 класса Тема: Физические упражнения на развитие основных физических качеств: гибкости, координации движений, силы на материале «Гимнастики с основами

Конспект нестандартного урока по физической культуре «Юные олимпийцы» для учащихся 6 класса. Место проведения: спортзал школы ФИО учителя: Габдрахимов Радик Рифович Вид урока: совершенствование Тип урока:

Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЯКОВЛЕВСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ МБОУ ДО «Спортивная школа» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Программированное обучение, как фактор оптимизации процесса обучения метания

Контрольно-переводные нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления в группы на этапе начальной подготовки Развиваемое физическое качество Гибкость Контрольные упражнения

УДК 796.012.572+796.02 Устройство для контроля за сгибанием кисти при бросках баскетболистов 58 Бондарь А.И. НИИ физической культуры и спорта Республики Беларусь Минск, Беларусь Иванский В.А. Белорусский

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи» городского округа Тольятти КОНСПЕКТ учебного занятия по футболу «Юный футболист» Образовательная

Материал подготовила инструктор по физической культуре Прокопенко Ирина Владимировна Консультация для родителей на тему: «Фитбол-гимнастика для детей» Фитбол-гимнастика это занятия на больших упругих мячах.