Как побороть страх полёта. Проверенные способы

Как побороть страх полёта. Проверенные способы

Если вы хотите побороть страх перед полетом, то вы должны знать об одном достаточно эффективном методе. Методе, результативность которого при лечении различных фобий, в том числе и аэрофобии, подтверждена многочисленными научными исследованиями. Имя ему – систематическая десенсибилизация (десенситизация).

Суть метода состоит в вызывании в сознании тревожных образов одновременно с использованием релаксационных техник. Определенное количество повторений обычно приводит к снижению уровня тревоги, вплоть до полного ее исчезновения. В дальнейшем человек, оказавшись в ситуации, ранее его пугающей, вдруг обнаруживает, что тревога и страх ушли.

Вполне естественно, что этот метод широко применяется психотерапевтами для того, чтобы помочь людям преодолеть страх полетов на самолете. Но особая прелесть состоит в том, что его легко осуществлять самостоятельно. И при достаточной настойчивости вы с большой вероятностью сможете побороть аэрофобию.

Как это работает?

Есть такой замечательный анекдот о знаменитом русском ученом И.П. Павлове, том самом, который ставил эксперименты на собачках. Вот этот шедевр.

Сидит, значит, академик Павлов в кафе. Вдруг раздается телефонный звонок. «Чёрт, собак забыл покормить», – подскакивает Павлов.

О чем этот анекдот? О том, что условные рефлексы вырабатываются не только у собак. Представьте себе мозг Павлова. Там, среди прочего, есть 2 нейронные цепочки. Одна из них отвечает за восприятие звуков, другая – за кормление питомцев. Ранее, до экспериментов, они не были никак связаны друг с другом. Однако вследствие того, что Павлов много раз давал животным корм именно после звонка, его мозг выработал ассоциативную связь между звонком и кормлением. Другими словами, у него у самого возник условный рефлекс на звонок. Причем возник самопроизвольно!

Вы спросите: какое отношение все это имеет к боязни летать на самолете? Да самое прямое! У любого человека в мозге есть нейронная цепочка, которая отвечает за эмоцию страха, и есть цепочка, в которой хранится информация о самолетах и воздушных путешествиях. И они в норме НЕ СВЯЗАНЫ друг с другом! А вот у аэрофоба они-то волею судеб как раз и оказались связанными!

Стоит «простимулировать» одну из них, как возбуждается другая. Попросите человека, который страдает от боязни перелетов, пофантазировать о возможном полете на самолете. (Если же вы сами из таких, то и ходить далеко не нужно). Наверняка эти мысли вызовут типичный приступ тревоги с типичными симптомами: сердцебиением, повышением давления, тошнотой, одышкой, потливостью, а иногда и ощущением будто вот-вот упадешь в обморок.

Не нужно быть Павловым, чтобы догадаться, что решение проблемы заключается в разъединении этих нейронных цепочек. То есть связь между центром страха и «хранилищем» информации о полетах должна быть убрана за ненадобностью.

Как это сделать? Один из способов – это как раз и есть метод систематической десенсибилизации. Если представлять пугающее событие мнгогократно, но в безопасной обстановке и сопровождая это релаксационными техниками, то тревога уходит. То есть патологическая связь между двумя упомянутыми центрами растворяется, взамен же возникает другая, более адаптивная. Неплохо, не так ли?

В нашей статье мы разберемся как это делать правильно и максимально эффективно.

Особенности применения метода систематической десенсибилизации при аэрофобии

Исследователи сходятся в оценках эффективности метода. Так, вероятность успеха при лечении страхов доходит до 90%. Особенно, если фобия относится к типу «специфических», т. е. тревога вызывается строго определенными стимулами (в противовес агорафобии и социальной фобии, где страх может быть вызван широким спектром ситуаций). В этой связи боязнь летать на самолете – отличная мишень для применения метода десенсибилизации.

Результат техники практически не зависит ни от интенсивности беспокойства, ни от стажа проблемы или от того, как именно – сразу или постепенно – появлялась фобия. Правда, избавиться от страха полета будет сложнее, если он основан на сильной (выше, чем у большинства людей) боязни высоты, идущей с детства.

Метод систематической десенсибилизации точно не поможет лишь в одном случае. А именно когда мы имеем дело не с фобией, а с навязчивыми мыслями (обсессиями).

Отличить одно от другого достаточно легко. При фобии человек не будет испытывать страха, если лететь никуда не надо. Разве что тревогу, если заставлять его думать об этом специально.

При навязчивостях человек постоянно возвращается к пугающим мыслям о перелете, всевозможным опасностям, подстерегающим его в самолете. Даже когда нет никакой потребности куда-либо лететь. Причем в большинстве случаев это происходит «автоматически»: мысли и страхи всплывают в сознании непроизвольно. В подобных случаях необходимо использовать другие методы психотерапии.

Для успешного применения систематической десенсибилизации с целью преодоления страха перед полетом весьма полезно владение информацией о пассажирских самолетах. Хотя бы на элементарном уровне. Не помешает также и знание статистики, согласно которой, кстати, воздушный транспорт намного безопаснее автомобильного.

Избавляемся от страха перед полетом самостоятельно

Сама процедура десенсибилизации состоит из 4-х этапов:

  1. Обучение техникам релаксации;
  2. Создание журнала тревожных ситуаций;
  3. Ранжирование ситуаций по степени вызываемой тревоги;
  4. Последовательное «соединение» каждой из ситуаций с релаксацией.

Этап №1. Техники релаксации.

Здесь мы предполагаем, что вы уже обучились техникам расслабления и уже являетесь специалистом по или . Если нет, то обратитесь к соответствующим статьям (см. ссылки).

Какой способ релаксации лучше? Советовать какой-то конкретный мы не будем, выбирайте на свой вкус. Главное, чтобы вам он нравился.

Этап №2. Создание журнала тревожных ситуаций

Здесь вы должны извлечь из вашего сознания все возможные ситуации, которые связаны со страхом перед полетом, записав их в специальный журнал.

Сюда нужно включить также сопутствующие полету процедуры, например, регистрацию, нахождение в терминале и т. д. Также здесь должны быть перечислены происшествия, происшедшие с вами в реальности. Например, у вас имеется опыт того как ваш самолет попал в зону высокой турбулентности. И, конечно же, не забудьте записать ситуации, которые вы не переживали на личном опыте, но которые периодически случаются. Например, вы видите как кому-то в салоне самолета стало плохо.

Важно, чтобы ситуации были записаны не сухо и коротко, а представлены в достаточно ярких деталях. То есть они должны быть действительно волнующими. Так, вы можете сделать заметку: «Прохожу таможенный контроль», а можете записать: «Прохожу таможенный контроль, работник берет мои документы и, хмурясь, пристально вглядывается мне в глаза». Второй вариант лучше. А иначе методика не даст ожидаемого результата.

Часто люди, которые используют эту методику для преодоления страха перед полетом, допускают серьезную ошибку. В список тревожащих ситуаций они записывают что-то вроде: «Во время взлета самолета я слышу гул двигателя, у меня начинается паническая атака». Зачем программировать себя на возникновение панической атаки?! Не нужно этого делать. Ситуации должны быть красочными, но объективными, без описания своих возможных тревожных чувств по этому поводу. Тем более, что мы планируем сделать их адекватными и спокойными.

Этап №3. Ранжирование ситуаций по степени тревожности.

Допустим, по предыдущему шагу у вас получился список из 15-20 тревожащих ситуаций, касающихся аэропорта, самолета и самого перелета. Теперь вам их нужно расположить в порядке увеличения связанного с ними уровня беспокойства.

Это можно сделать несколькими способами. Но лучше поступить следующим образом. Выпишите ситуации на отдельные карточки и разложить их одна за другой так, что каждая последующая более «заряжена» страхом, чем предыдущая.

У вас получится приблизительно такая последовательность:

Примерный список ситуаций. Кликните мышкой, чтобы посмотреть

  1. Резервирование билетов на самолет через Интернет.
  2. Сбор чемоданов;
  3. Регистрация в аэропорту;
  4. Таможня;
  5. Ожидание в терминале;
  6. Поездка в аэропорт на такси;
  7. Прохождение по трапу на борт;
  8. Прохождение мимо кабины пилотов;
  9. Поиск своего места;
  10. Среди пассажиров есть люди с арабской внешностью.
  11. Самолет летит ровно на определенной высоте.
  12. Самолет в воздухе делает небольшой поворот согласно маршруту;
  13. Борт идет на посадку;
  14. Самолет разгоняется по взлетной полосе, звук двигателя;
  15. Самолет отрывается от земли и набирает высоту;
  16. Турбулентность;
  17. Турбулентность, стюардесса успокаивает кого-то из пассажиров.

Обратите внимание на следующую деталь. Ситуации располагаются именно по увеличению уровня беспокойства, а не в той последовательности, в которой они происходят во времени.

Разумеется, у вас будут свои представления, причем изображенные не схематически, как у нас для экономии места, а в подробностях. И, конечно, своя иерархия.

[свернуть]

Затем вам следует тщательно оценить интенсивность вашей тревоги по поводу каждой из этих ситуаций по 100-балльной шкале. Оценки следует проставлять карандашом на оборотной стороне карты. Не забывайте придерживаться следующей рекомендации: меньше размышляйте, а записывайте первое число, пришедшее к вам в голову.

Кстати, может оказаться так, что одна или две ситуации получат оценку «0». Т.е. вы их выписали, но, как оказалось, они вас не тревожат. Что ж, прекрасно. Можете смело убрать эти карточки из вашего списка.

Баллы Уровень тревоги
1-19 Низкая тревога
20-39 Тревога ниже среднего
40-59 Средняя тревога
60-79 Тревога выше среднего
80-100 Высокая тревога

Важное условие: в каждой категории должно находиться минимум 2 карточки. Если это не так, значит, возвращайтесь к предыдущим этапам. Попытайтесь придумать еще ситуаций, попробуйте более внимательно проставить оценки в баллах.

Но предположим, что у вас все получилось. Что ж, отлично! Вы проделали хорошую работу и теперь нужно дать вашему организму отдых. Сложите карточки по порядку, отложите их в сторону на сутки и приготовьтесь к последней проверке.

На следующий день перемешайте карточки и попытайтесь снова расположить их по порядку, не подглядывая на цифры на обратной стороне. Вам удалось воспроизвести иерархию без ошибок? Ответ положительный? Поздравляем, вы готовы одержать победу над страхом полетов на самолете! Если нет, значит, что-то идет не так. Наш совет: получите консультацию у психолога или психотерапевта соответствующего профиля.

Этап №4. Последовательное «соединение» пугающих ситуаций с релаксацией

Как мы уже отмечали ранее, метод систематической десенсибилизации позволяет последовательно уменьшать степень тревоги, «привязанной» к определенным ситуациям. Это достигается многократным вызыванием у себя в воображении этих ситуаций, в то время как вы находитесь в состоянии глубокой расслабленности.

  • Первое, на что вы должны обратить внимание – это обстановка, в которой вы будете делать упражнения. Она должна быть спокойной и безопасной. Если это ваша комната, то туда никто не должен входить. Отключите также телефон.
  • Исходите из того, что длительность сессии десенсибилизации должна быть равна 30 минутам. Однако вы не должны пытаться уменьшить у себя чувствительность более чем к 3-м ситуациям за 1 сессию.
  • Каждое последующее занятие должно начинаться с той карточки, которую вы успешно проработали в прошлый раз.
  • Если вы действительно хотите преодолеть страх перед полетом, то мы рекомендуем заниматься ежедневно. Список тревожных ситуаций, состоящий из 16 пунктов, вы проработаете где-то за 2-3 недели.
  • Если же вам предстоит перелет в ближайшем будущем, то мы советуем проводить сессии 2 раза в день. Соответственно, это позволит вам добиться результата быстрее.

Точная последовательность действий

Итак, вы полны решимости преодолеть все ваши страхи перед полетами на самолете. Вы выделили время, обустроили рабочее пространство и карточки с ситуациями лежат перед вами. Теперь вашей задачей будет проработка каждой ситуации. Сама проработка состоит из 6 шагов:

Шаг 1. Добейтесь хорошей степени расслабленности с помощью выбранной вами техники.

Шаг 2. Прочтите соответствующую карточку и представьте, будто вы находитесь как раз в центре описанных событий. (Напоминаем, на первой сессии вы берете самую первую карточку, последующие же вы всегда начинаете с последней успешно проработанной ситуации). Время концентрации на ситуации – от 5 до 30 секунд, в зависимости от того, сколько сможете вытерпеть. Постарайтесь не выходить из состояния релаксации.

Шаг 3. Прекратите воображать ситуацию и определите уровень испытываемого вами беспокойства по шкале 0 – 100. Если ваши мышцы напряглись, значит, расслабьте их вновь. Добейтесь расслабленности вновь и побудьте в этом состоянии 30 секунд.

Шаг 4. Перечитайте описание ситуации вновь, вообразив себя ее участником столько, сколько сможете вытерпеть. Но не более 30 секунд.

Шаг 5. Остановитесь и снова определите свой уровень тревожности. Если есть хотя бы небольшая тревога, возвращайтесь к шагу 2. Если все хорошо, значит, переходите к шагу 7.

Шаг 6. Переходите к следующей ситуации строго по сконструированной вами иерархии. Повторите описанную выше процедуру, начав с шага 1.

Полезный совет . Каждую сессию вам следует заканчивать несколькими минутами релаксации. Подумайте о чем-то хорошем и приятном, том, что доставляет вам удовольствие.

Решение возможных проблем при использовании метода

Практически каждый второй, кто использует метод систематической десенсибилизации для того, чтобы побороть страх полета, сталкивается с такими затруднениями.

  1. Не получается вызвать у себя беспокойство на шаге 2.
  2. Степень тревоги не уменьшается, даже после многих повторений циклов.

Тем не менее, все решаемо, повода для паники нет. Давайте сперва разберемся в причинах этих затруднений.

Как правило, минимально необходимый уровень беспокойства не удается вызвать потому, что ситуация не описана достаточно ярко. Что нужно сделать? Очевидно, описать ситуацию детальнее. Как вариант, можно попробовать вообразить ее дольше, чем 30 секунд.

Иногда бывает так, что ситуация прорабатывается спонтанно еще во время ее записывания на карточку. Что ж, наш совет таков: безболезненно удалите ее из общего перечня.

Проблема с плохо снижающимся уровнем беспокойством чаще всего бывает связана со слишком резким скачком «заряженности». А ведь она должна повышаться от ситуации к ситуации плавно!

Что надо сделать в этом случае? Сначала проверить, а правильное ли она место занимает в иерархии? Если нет, значит, список нуждается в корректировке. Внесите необходимые исправления.

Если все правильно, значит, следует разбить сложную ситуацию на 2-3 составляющие, затем разместите их на промежутке между последней успешно проработанной картой и той, на которой вы споткнулись.

Или, быть может, вы слишком нетерпеливо стремитесь получить результат и концентрируетесь на дискомфорте дольше, чем нужно? Попробуйте сократить это время.

Тяжело в учении — легко в бою!

Вся процедура систематической десенсибилизации в борьбе со страхом полета может оказаться бесполезной, если вы не поставите жирную точку в этом деле. Вам необходимо совершить полет на самолете!

Фото 1920-х годов. Но вам вовсе необязательно повторять трюк.

Исследования показывают, что результаты десенситизации будут долгосрочными, только если упражнения подкреплены реальным «экспериментом».

Да, вы будете немного волноваться, но наблюдаемый уровень волнения в каждой из ситуаций будет в несколько раз менее интенсивным. Вы легко это преодолеете. А совершив первый полет, вы заметите, что следующий осуществить будет намного легче!

Мы любим путешествовать, наслаждаясь отдыхом и открывая новые страны. Непреодолимым препятствием для заядлого туриста может стать боязнь самолётов, или аэрофобия. Следующие несколько советов помогут от неё избавиться.

Чувство дискомфорта, беспокойства, общее недомогание, тошнота — это лишь часть симптомов, указывающих на то, что вы испытываете страх перед предстоящим полётом. Некоторые заглушают его с помощью алкоголя, другие «усыпляют» себя, приняв дозу снотворного, а многие попросту отказываются от перелётов.

По статистике, каждый третий человек боится путешествовать на самолёте. Этот страх может развиться как на основании собственного печального опыта, от ощущений при взлёте, посадке и турбулентности, так и просто под впечатлением увиденной в новостях авиакатастрофы. Следуя нашим советам, вы сможете без труда преодолеть страх перед полётом.

1. Знания — лучшее лекарство от навязчивых страхов. Поинтересуйтесь статистикой, убедитесь, что самолёт — . Если вас пугает — узнайте больше об этом явлении, которое, на самом деле, не может причинить никакого вреда пассажирам транспортного судна.2. Если страх настолько силён, что вы не можете справиться с ним самостоятельно — обратитесь к специалистам. Некоторые авиакомпании проводят специальные тренинги, где показывают устройство самолёта, его системы безопасности, моделируют разные ситуации. Опытные психологи за 3-5 дней избавляют от аэрофобии 98% обратившихся с этой проблемой.

3. За день до предстоящего полёта посетите спа-салон, займитесь йогой, медитированием или другими расслабляющими процедурами. Неплохо помогает музыкальная терапия.

4. Тем, кто однажды пережил авиапроисшествие, важно помнить, что «раз на раз не приходится». Живите настоящим, один досадный инцидент вовсе не означает, что так будет постоянно. В этот раз точно всё пройдёт гладко.

5. Успокоительные препараты, даже обычная валерьянка, помогут справиться со стрессом перед полётом. Важно не переусердствовать, а лучше предварительно проконсультироваться с врачом.

6. Приезжайте в аэропорт заблаговременно, так вы сможете пройти регистрацию без лишней нервотрёпки. , старайтесь садиться в передней части салона, где меньше ощущается турбулентность. Аэрофобия неразрывно связана с боязнью высоты, поэтому рассматривание проплывающих внизу туч через иллюминатор будет высшей степенью мазохизма. Лучше садитесь на проходе и представьте, что вы не в самолёте, а в автобусе.

7. Старайтесь летать с компанией. Если рядом с вами будет сидеть близкий человек, не стесняйтесь сжимать его руку в моменты наибольшего напряжения (взлёт, посадка, турбулентность). Путешествуя в одиночку, не бойтесь обратиться за помощью к экипажу. Им не привыкать успокаивать взволнованных пассажиров.

8. Лучший способ преодолеть страх перед полётом — проспать его. Поэтому старайтесь не пить кофе перед посадкой, можно даже принять немного снотворного.

9. Отвлеките свой мозг от неприятных мыслей. Посмотрите фильм, послушайте музыку, почитайте книгу или займитесь разгадыванием кроссвордов.

10. Наслаждайтесь полётом. Оцените вкус блюд, которые подают на борту, закажите себе стаканчик хорошего виски или вина. Посмотрите на компанию беззаботных туристов, летящих на отдых. Постарайтесь перенять их позитивный настрой. Это поможет не только преодолеть страх перед полётом, но и поднимет вам настроение.

А еще сердце бешено колотится, давление поднимается, мурашки по коже бегают с неимоверным топотом, словно табун диких лошадей. Способность адекватно мыслить атрофируется в одночасье, внутри поселяется суетливая паника, а перед глазами то и дело возникают картины авиакатастроф как минимум в формате 3D.

Нечто подобное испытывает человек, который боится авиа-перелетов, словно огня. Ну, или раскаленной сковородки. Можно ли со всем этим справиться, спокойно перелететь из пункта А в пункт Б и даже получить некоторую дозу удовольствия? Ответ будет «да». Кроме тех случаев, когда человек совершенно неадекватен, то есть не способен себя контролировать и вообще понимать, что происходит вокруг. Тут уж поможет только добрый дяденька в белом халате, пара мускулистых парней в аналогичном одеянии, стильная рубашечка с длинными рукавами и мягкая удобная комнатка а-ля «чил-аут».

Справиться с аэрофобией (так называется боязнь авиа-перелетов по-научному) можно несколькими проверенными способами. Тут существуют варианты - как с посторонней помощью, так и без таковой. К сожалению, ни один из них не дает стопроцентной гарантии. В том смысле, что на каждого «обеспокоенного» пассажира действует что-то свое. Так что если не сработает один способ, то смело переходите к другому. Действуйте по ситуации - и вы обязательно найдете то, что нужно.

- Что можно сделать самостоятельно?

1. «Накидаться» в Duty Free

Не только для российских граждан, но и для многих других народов мира спиртосодержащая продукция – это своеобразная анестезия, которая притупляет чувства, эмоции, мысли. А это при паническом страхе летать как раз и необходимо. Только не переборщите!

Такой метод больше подойдет при ночных перелетах, когда есть возможность после «дегустации» проспаться. А вот если вылет с утра, а во второй половине вам предстоят, к примеру, деловые переговоры, то здесь уже данный вариант явно «не катит».

2. «Упахаться» на работе

Опять же вариант более подходящий для вечерних перелетов. Но если вы трудитесь в ночную смену, тогда и утром сгодится. Это тоже анестезия, но иного толка. Постарайтесь занять себя на работе настолько, чтобы в кресло самолета вы «рухнули без задних ног». Чтобы вам как можно меньше чего-то думалось, хотелось и моглось, кроме как побыстрее отойти ко сну. Чтобы на особей противоположного пола - ноль внимания, поскольку работа уже успела вас «удовлетворить» во всех возможных и невозможных положениях. Мысль ясна?

3. «Сцепиться языком» с попутчиком

Вы не прочь поболтать с кем-либо по поводу и без? Легко вступаете в разговор с посторонним человеком и способны поддерживать эту увлекательную беседу длительное время? Тогда такой вариант для вас вполне подходит. Но это лишь при условии, если ваш сосед по креслу в самолете также любит «потрепать языком». А вот когда рядом с вами зажатый попутчик, да еще и с аналогичными «воздушными» проблемами, то попытки его разговорить вряд ли к чему-то хорошему приведут. Возможно даже, что вы начнете усиленно бояться вместе, что уж совсем «ни в какие ворота не лезет».

4. Отложить страх на потом

Не исключено, что в будущем вам предстоит еще великое множество перелетов. Так зачем же бояться сейчас? Есть ведь другие цели, приоритеты, задачи, мысли, желания. Вот ими и займитесь. Они куда важнее какой-то… как ее… аэрофобии. Давайте отложим ее на потом. Подумаете о ней в другой разочек, когда соскучитесь. Договорились?

Если вас лихорадочно трясет перед терминалом, то посмотрите на главное табло. Сколько там рейсов? А сколько пассажиров в каждом? Некоторые люди и вовсе пользуются авиа-услугами практически ежедневно. И ведь обходится без приключений! Так почему же что-то плохое должно произойти только с вами? Отбросьте эти мысли в сторону. Вы такой же счастливчик, как и все остальные. Все, проехали! Будете проявлять свою индивидуальность в другой сфере.

6. Порыться в статистике

Для замены страха на уверенность вам нужны цифры и факты? Да не вопрос! Согласно подсчетам статистов, шансов попасть в авиакатастрофу у вас не так уж и много. Даже если вы будете совершать перелеты ежедневно на протяжении 13 лет, то сможете достигнуть вероятности не более 10%. Так что если вы не готовы провести ближайшие 13 лет в каждодневных перелетах, тогда выбросьте свой страх куда подальше. Он вам вряд ли пригодится.

7. Подумать о пилоте

Вы-то, может, и нечасто летаете. А о пилотах думали? Они-то как раз этим делом занимаются регулярно. И, что удивительно, отрабатывают свой многолетний профессиональный стаж и выходят затем на пенсию. Они - нормальные люди, а не фанатичные камикадзе, стремящиеся свести счеты с жизнью ради какой-то туманной идеи. Так что гробить себя и вас – это точно не в их интересах.

- Какая бывает помощь со стороны?

8. Послушать видео-тренинг пилота

Как известно, лучший способ избавиться от одних мыслей – это переключиться на другие. А если еще страх неизвестности сменить на конкретные знания, тогда вместо хаотичной паники внутри вас поселится устойчивое чувство контроля над ситуацией. Для этих целей в некоторых современных аэропортах есть возможность за час до вылета посмотреть видеофильм. В нем опытный пилот, налетавший более 1000 часов, рассказывает обо всех особенностях перелета. После его авторитетных заявлений можно поверить даже в лешего и марсиан среди нас. А уж в безопасность полета и подавно.

9. Потрястись в симуляторе полета

Следующая услуга, которая, к сожалению, пока что доступна не во всех аэропортах, - это симулятор полета. Она уже стоит денег, а суть процедуры такова. При помощи современных технологий пассажир перед вылетом помещается в искусственные условия, максимально приближенные к реальным. Тут вам и облака за окном, и тряска в зоне турбулентности, и другие прелести полета. Словом, после такого «расколбаса» пассажир выходит уже с определенным опытом, нужным настроем и ощущением того, что при настоящем перелете тоже будет «все путем».

10. Поговорить «по душам» с психологом

У такого разговора существует определенная «такса», но в некоторых случаях оно того стоит. То есть деньги будут отданы не зря. Тут вы в расслабляющей обстановке беседуете в режиме тет-а-тет с доброжелательным человеком. Он уже решил с успехом великое множество подобных проблем, так что вы для него не в новинку. Ваша задача - просто делиться своими переживаниями. А он, в свою очередь, подберет для вас оптимальный способ справиться со страхом и подобно спортивному тренеру настроит на победу.

Да, все эти методы борьбы со страхом, довольно просты. Но если их грамотно использовать, то любой из них способен отправить вашу аэрофобию куда подальше. Даже туда, откуда возврата нет!

Согласно имеющейся статистике, боязнь летать на самолетах присуща более чем половине всех авиапассажиров. Разумеется, проявляется такая боязнь в различной степени, однако сам факт того, что страхи относительно полета испытывает каждый второй пассажир, заставили меня начать поиск информации о том, как побороть аэрофобию — боязнь летать на самолетах — и получать от этого удовольствие, а не стресс. Сразу отмечу, что сам я летать не боюсь, но легкое волнение при каждом взлете и каждой посадке все равно чувствую, хотя приведенные ниже советы действительно помогают избавиться от большинства фобий.

Как правило, страх летать возникает и увеличивается сразу после того, как человек узнает о произошедшей авиакатастрофе из выпуска новостей или прочитав о случившемся в интернете. И несмотря на то, что самолеты являются самым быстрым и удобным транспортом для преодоления средних и дальних дистанций, люди начинают задумываться о том, что возможно лучше будет поехать на поезде или вообще отказаться от ранее запланированной поездки, ведь именно авиатранспорт является основным способом доставки туристов на популярные курорты. Ниже приведены основные рекомендации, помогающие избавиться от большинства фобий относительно самолетов и позволяющие расслабиться в полете, не думая о плохом. Ведь всегда приятно, но удовольствие должен доставлять и сам авиаперелет.

Вспомните статистику полетов

Один из самых эффективных способов избавиться от боязни летать на самолетах. Можно по разному относиться к статистике, но в данном случае она весьма красноречива и свидетельствует о том, что самолеты на протяжении многих лет остаются самым безопасным видом транспорта. Только вдумайтесь в цифры: ежедневно число авиапассажиров превышает количество 3-х миллионов человек, и это число постоянно растет. А вот вероятность попасть в авиакатастрофу оценивается как один шанс из 500 000. Если сравнить с автомобильным транспортом, которым все активно пользуются и особо не задумываются об опасности, то вероятность погибнуть в автокатастрофе в 30 раз выше, чем при совершении авиаперелета.

Доверяйте профессионалам

Опять же сравнение с автотранспортом. Вспомните, боитесь ли вы ездить на автомобиле, когда за рулем находится другой человек? Думаю, не особо, если только это не получивший пару дней назад человек, который начинает опасно лихачить. А ведь в большинстве случаев за рулем автомобиля находятся любители, а не профессионалы. Так почему присутствует боязнь летать на самолетах, если за штурвалом пассажирских лайнеров всегда сидят опытные профессионалы, прошедшие многолетнее теоретическое и практическое обучение, что позволяет им быть готовым к различного рода случайностям и непредвиденным обстоятельствам? К тому же современные авиалайнеры снабжены интеллектуальными электронными системами, которые в некотором роде контролируют действия пилотов и сводят к минимуму возможность «человеческого фактора».

Поговорите с соседями по самолету

Если боязнь летать на самолетах существует, это стоит признать. Поделитесь своими страхами с близкими вам людьми, которые летят вместе с вами, или просто с соседями по креслам в самолете. Все психологи утверждают, что «выпущенный наружу» страх позволит вам почувствовать себя гораздо свободнее и придаст уверенности в благополучном исходе полета. Кроме того, окружающие могут дать вам несколько полезных советов насчет того, как эффективнее избавиться от боязни летать. А возможно вам станет немного спокойнее, если узнаете, что некоторый страх присутствует и у других пассажиров.

Узнайте принцип работы самолета

Часто боязнь летать на самолетах возникает в случае, когда человек впервые оказывается рядом с этим транспортом или занимает место в пассажирском авиалайнере и замечает, какой он огромный. В этот момент может возникнуть мысль: «Как же эта металлическая многотонная громадина поднимется в воздух и полетит?». Советую почитать в интернете или поговорить с человеком, который сможет доступно объяснить вам о принципах аэродинамики, расскажет доступным языком о том, каким образом осуществляется механизм подъёма самолета в воздух, как крылья удерживают самолет в процессе полета и т.д. Вполне возможно, что знание этих деталей значительно сократит количество ваших страхов.

Воздушные ямы и зоны турбулентности – обычное явление

Примите как данность то, что возможное попадание в воздушные ямы и зоны турбулентности в процессе полета не считаются чем-то из ряда вон выходящим. Вы же не паникуете, когда автомобиль трясет на неровных дорогах или транспортное средство слегка раскачивается при преодолении препятствия. Заранее беспокоиться об этом также не стоит, ведь вполне возможно, что в процессе полета вы не столкнетесь ни с одним из указанных явлений.

Выбирайте места в самолете заранее

Не забывайте, что сегодня существует заранее выбрать в самолете место, полет на котором для вас будет наиболее комфортным. Например, если вы боитесь укачивания, то выбирайте места в передней части салона самолета, а боязнь летать на самолетах дополняется страхом высоты, не занимайте места возле иллюминатора. Подробнее о преимуществах и недостатках тех или иных мест в салоне авиалайнера можно прочитать на странице .

Приезжайте в аэропорт вовремя

По мере собственных возможностей приезжайте в аэропорт как раз к началу регистрации пассажиров на ваш рейс. Время, которое предназначено для этого процесса, зависит от конкретного аэропорта (его размера, количества рейсов, страны и города), однако обычно составляет 3 часа. Задерживаться на регистрацию не стоит, так как существует возможность опоздать на рейс. Приезжать же в аэропорт заранее чревато тем, что у вас будет слишком много свободного времени для того, чтобы в голову лезли мысли о том, что может случиться в полете.

Алкоголь и кофе – не лучшие напитки в полете

Несмотря на распространенное мнение о том, что приём алкоголя позволяет эффективнее преодолеть боязнь летать на самолетах, это далеко не так. Из-за ограниченного объёма воздуха в салоне самолета приём алкоголя, кофе и других тонизирующих напитков способен привести к ухудшению общего состояния организма: из-за дегидратации организма во рту может возникнуть сухость, закружиться голова, появиться легкая тошнота. Поэтому во время полета для утоления жажды лучше остановить свой выбор на обычных соках, безалкогольных напитках и простой питьевой воде.

Найдите себе интересное занятие в полете

Большинство современных авиалайнеров, которые перевозят пассажиров на большие дистанции, снабжены индивидуальными экранами, встроенными в подголовники кресел впереди сидящих пассажиров. Эти экраны подключены к мультимедийной система самолета и позволяют найти немало интересных занятий во время полета: можно выбрать из обширного списка и посмотреть фильм, послушать музыку из фонотеки, поиграть в электронные игры, просто понаблюдать за картой полета, ознакомится с информацией о скорости самолета, высоте полета, температуре в салоне и за бортом, ожидаемому времени прилета в аэропорт назначения и т.д.

Если вы выбрали чартерный авиарейс, позволяющий (или любую другую страну), индивидуальных экранов может и не быть, поэтому рекомендую заранее закачать на телефон или планшет интересную книгу или фильм, купить в дорогу классическую книгу или любимый журнал. Многие занимаются в процессе полета разгадыванием кроссвордов или сканвордов, слушают плейер, вяжут носки и т.д. Главное, чтобы выбранное занятие действительно было интересным для вас и отвлекало от плохих мыслей, помогая эффективно избавиться от боязни летать на самолетах и позволяя времени полета пролететь более незаметно. Желаю вам приятных полетов и всегда мягких посадок!

P.S. А боитесь ли вы летать на самолетах и что помогает вам побороть свой страх перед полетом? Можете рассказать в комментариях, ваш личный опыт может оказаться полезен многим туристам!

Большинство человеческих страхов формируются в результате невежества. Например, многие из нас боятся летать на самолете и садятся в салон, покрываясь холодным потом. Если бы вы только знали больше о жизни гражданской авиации, то вы прекратили бы нервничать. Берем на себя смелость восполнить этот пробел и предоставляем факты о безопасности полетов.

По статистике, воздушные перевозки наиболее безопасны

Все мы интересуемся новостями, поэтому мимо нашего внимания не может ускользнуть факт частых происшествий на автомобильных дорогах. И действительно, дорожно-транспортные сводки пестрят случаями об авариях, многие из которых заканчиваются смертельным исходом. В то время как авиакатастрофы случаются крайне редко, но по каким-то причинам вести об инцидентах, произошедших в небе, муссируются со страшной силой. Однако, как вы понимаете, садиться в салон самолета гораздо безопасней, чем отправляться в автопутешествие. Если вы обратитесь к статистическим выкладкам, то узнаете, что шанс человека погибнуть в автокатастрофе составляет один к пяти тысячам. Шанс умереть на борту самолета намного более ничтожен: один к одиннадцати миллионам. Даже у разряда молнии и то есть больше шансов убить человека.

Авиакатастрофы приковывают к себе пристальное внимание

Ни один телеканал или новостное издание не вынесет на первые полосы газет новость об автомобильной катастрофе. К сожалению, подобные инциденты стали обыденным явлением и мало кого шокируют. То ли дело крушение лайнера, которое часто влечет за собой объявление общенационального траура. Несоизмеримо большим является человеческое горе, ведь авиакатастрофа уносит несколько десятков и даже сотен жизней пассажиров. Эта новость достойна пристального внимания, она повергает людей в шок, ее можно долгое время муссировать, строя догадки относительно причин, повлекших за собой трагедию. Таким образом, несмотря на то что каждый год по всему миру случается лишь несколько единичных крушений авиалайнеров, у рядового обывателя складывается впечатление, что авиакатастрофы происходят на постоянной основе.

Год от года летать становится все безопаснее

В середине ХХ века, когда пассажирские авиаперевозки только зарождались как отрасль, несчастные случаи со смертельным исходом происходили в среднем один раз на каждые 200 тысяч полетов. С годами авиаконструкторы совершенствовали модели самолетов, предусматривая в них все больше мер, направленных на безопасность пассажиров. Все это привело к тому, что теперь коммерческие перевозки стали более безопасными, что и подтверждает статистика. В наши дни несчастные случаи со смертельным исходом в небе происходят в среднем один раз на каждые два миллиона рейсов.