Кто такой брюсов рассказ о нем. Биография — Брюсов Валерий Яковлевич

Кто такой брюсов рассказ о нем. Биография — Брюсов Валерий Яковлевич

Брюсов считается, если не создателем русского символизма, то одним из наиболее заметных деятелей этого направления. На стыке веков, когда пришелся период творческого акме поэта многие люди создавали невероятные произведения, открывали действительно новое и ценное. Таким, наверное, бывает всегда развитие переходного периода, но, конечно, и личности, которые действуют в подобные периоды, далеко не являются банальными.

Брюсов родился 1 декабря 1873 года в довольно богатой семье, с большой библиотекой. Особенностью его воспитания является уклон в сторону идей материализма. Удивительно, но Брюсову в детстве не читали сказок, не рассказывали истории о домовых или чем-то подобном, но активно развивали в сфере идей Дарвина.

В юношестве поэт обучился в двух московских гимназиях, далее окончил историко-филологическое направление в университете, в 1895 году издает первый сборник Шедевры, далее следует Третья стража. Эти стихи создавались под воздействием французских символистов, которые Брюсову сильно импонировали. Из ориентиров в русской лирике следует отметить Некрасова, которого разрешали читать в детстве в отличие от Пушкина и Толстова, в которых семья Брюсовых не видела образовательного потенциала для ребенка.

К началу 20 века поэт становится признанным критиками, обретает узнаваемый стиль. Также он проникается идеями нового общественного устройства, ратует за преобразования в стране, хотя со временем Брюсов перестанет восхвалять революцию и вернется к чистому творчеству. При этом он конечно останется основным идеологом и, если возможно так выразиться, паровозом русского символизма, поэзии намеков, как он сам выражался.

В начале 20 века он занимается литературными журналами, переводами и драматургией. Когда начинается Первая мировая, поступает на службу военным корреспондентом. По итогу войны Валерий Яковлевич остается полностью разочарованным в патриотизме и политике, начинает занятия сугубо искусством.

Этот период интересен сонетами, сборниками Опыты и Сны человечества и, конечно, великолепными исследовательскими статьями о Пушкине. Подобно Блоку Брюсов принимает революцию, но после этого живет не много и в 1924 году оставляет этот мир, как бы закрывая серебряный век русской поэзии.

Биография 2

Брюсов Валерий Яковлевич – легенда русского символизма, без преувеличения один из наиболее значимых поэтов начала предыдущего века. Для этого человека судьба сложилась довольно благосклонно, и он умело использовал данное ему для того чтобы впитывать в себя знания, для того чтобы работать над собственным творчеством, преобразовывать искусство в целом.

Родился Валерий Яковлевич в 1873 году в семье купцов, довольно богатой и благодаря этому он с детства мог увлекаться искусством. Он начал писать в раннем возрасте, с детства читал французских символистов, благодаря чему потом сам стал идеологом русского символизма. Основой этой поэзии является поиск чего-то не высказанного и принципиально не высказываемого, не осязаемого, уход от объективной действительности в сферу полутонов и намеков, в область грез, мечтаний и подобных феноменов.

Учился поэт в московском университете, где вбирал в себя знания из самых разных областей от истории до философии. Помимо этого с раннего возраста он был довольно привязан к различным мистическим историям и тайным областям знаний. Брюсов в итоге стал довольно большим мистиком и об этой склонности знали многие его современники.

В целом, молодость поэта была довольно насыщенной, он увлекался многими прогрессивными для того времени идеями (к примеру, теорией Дарвина и атеизмом, за пропаганду которого его благополучно отчислили из гимназии) ходил на скачки, к которым его приучил отец, глубоко изучал математику. В общем, сказать о всестороннем развитии этого человека – не сказать ничего. За учебу в университете он выучил 20 языков, современных и старинных, в каждой области он проявлял невероятное старание и достигал высокой степени совершенства.

В начале 1900-х годов поэт начинает работать в духе урбанистики и довольно активно сочувствует новым революционным идеям. Тем не менее, он продолжит так практически только до революции 1905 года, после чего вернется к чистым идеям символизма и станет идеологом этого движения. В 1910-х Брюсов постепенно сменяет роль лидера символистов на более сдержанную и становится проводником академических взглядов, хотя основой творчества во многом остается именно символизм.

Тем не менее, революцию 1917 года поэт принимает, он получал награды от новой власти, продолжил работать на Ниве искусства и многое сделал для советской культуры, к примеру, работал над созданием Большой Советской Энциклопедии, которой пользуются до сих пор. Сначала поэт считал новые времена возможностью избавиться от капиталистического рабства, но в итоге все-таки разочаровался в этом и даже поменял стилистику творчества, сделав его более непонятным для простых народных масс. Скончался в 1924 году.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Русский поэт, прозаик, драматург и переводчик Валерий Яковлевич Брюсов родился 13 декабря (1 декабря по старому стилю) 1873 года в Москве в купеческой семье. , затем учился в гимназиях Франца Креймана (1885-1889) и Льва Поливанова (1890-1893). В 1893 году Брюсов поступил на историко-филологический факультет Московского университета, который окончил в 1899 году.

Писать Брюсов начал рано, еще ребенком, сочиняя стихи и рассказы. Уже в 13 лет он связывал свою будущую жизнь с поэзией. Самые ранние известные стихотворные опыты Брюсова относятся к 1881 году; несколько позднее появились первые его рассказы. В отрочестве Брюсов считал своим литературным кумиром Николая Некрасова, затем был очарован поэзией Семена Надсона. К началу 1890-х годов наступила пора увлеченности Брюсова произведениями французских символистов — Шарля Бодлера, Поля Верлена, Стефана Малларме. В период с 1894 по 1895 он издал (под псевдонимом Валерий Маслов) три сборника "Русские символисты", куда вошли многие из его собственных стихов (в том числе под различными псевдонимами); большая их часть была написана под влиянием французских символистов. В третьем выпуске "Русских символистов" было помещено брюсовское однострочное стихотворение "О закрой свои бледные ноги", быстро обретшее известность, обеспечившее ироническое отношение к сборникам со стороны публики.

В 1895 году вышла первая книга стихотворений Брюсова — Chefs d’œuvre ("Шедевры"), в 1897 году — сборник стихов Me eum esse ("Это — я") о мире субъективно-декадентских переживаний, провозглашавшие эгоцентризм. В 1899 году, окончив университет, Брюсов принял решение полностью посвятить себя литературной деятельности. В течение двух лет работал секретарем редакции журнала "Русский архив". После организации издательства "Скорпион", которое стало выпускать "новую литературу" (произведения модернистов), Брюсов принимал активное участие в организации альманахов и журнала "Весы" (1904-1909), ставшего рупором русского символизма.

В 1900 году вышла книга Брюсова "Третья стража", после которой автор получил признание как большой поэт. В 1903 году он опубликовал книгу Urbi et Orbi ("Граду и миру"), в 1906 году — поэтический сборник "Венок".

Книгу "Земная ось" (1907) составили фантастико-символическая драма "Земля" и рассказы. Брюсов — автор романов "Огненный ангел" (отдельное издание 1908), "Алтарь победы. Повесть IV века" (1911-1912), повестей и рассказов (вошли в книгу "Ночи и дни", 1913), повестей "Рея Сильвия" (отдельное издание 1916), "Обручение Даши" (отдельное издание 1915), "Моцарт" (1915).

На рубеже первого десятилетия ХХ века поэзия Брюсова стала более камерной, появились новые черты его лирики: интимность, задушевность, простота в выражении мыслей и чувств (сборник "Все напевы", 1909; книга "Зеркало теней", 1912).

© С. В. Малютин


© С. В. Малютин

Для театра Веры Комиссаржевской Брюсов перевел пьесы "Пеллеас и Мелизанда" Мориса Метерлинка (1907; постановка Всеволода Мейерхольда) и "Франческа да Римини" Габриэле Д’Аннунцио (совместно с Вячеславом Ивановым, 1908). Опубликовал психодраму "Путник" (1911), трагедию "Протесилай умерший" (1913). Переводил драматургию Эмиля Верхарна ("Елена Спартанская", 1909), Оскара Уайльда ("Герцогиня Падуанская", 1911), Мольера ("Амфитрион", 1913), Ромена Ролана ("Лилюли", 1922).

Занимался переводами Данте, Байрона, Гете, Метерлинка. Отдельными изданиями вышли переводы Эмиля Верхарна, Поля Верлена, Эдгара По, Оскара Уайльда, сборник французской лирики XIX века, "Великий ритор. Жизнь и сочинения Децима Магна Авсония" (1911), "Erotopaegnia. Стихи Овидия, Пентадия, Авсония, Клавдиана, Луксория" (1917).

В годы первой мировой войны Брюсов находился на фронте в качестве корреспондента одной из петербургских газет, писал патриотические стихи.

Валерий Брюсов приветствовал Октябрьскую революцию 1917 года, активно сотрудничал с новой властью. В 1920 году вступил в Коммунистическую партию.
В 1917-1919 годах он возглавлял Комитет по регистрации печати (с 1918 года — отдел Российской книжной палаты). Был заведующим Московского библиотечного отдела при Наркомпросе (1918-1919), председателем президиума Всероссийского союза поэтов (1919-1921), с 1919 года работал в Государственном издательстве, с 1921 года — заведующий литературным подотделом Отдела художественного образования при Наркомпросе. В 1921 году организовал Высший литературно-художественный институт (впоследствии ВЛХИ им. В. Я. Брюсова) и до конца жизни был его ректором и профессором.

Брюсов принимал активное участие в подготовке первого издания Большой советской энциклопедии (являлся редактором отдела литературы, искусства и языкознания; первый том вышел уже после смерти Брюсова). В 1923 году, в связи с пятидесятилетним юбилеем, Брюсов получил грамоту от советского правительства, в которой отмечались многочисленные заслуги поэта "перед всей страной" и выражалась "благодарность рабоче-крестьянского правительства".

В 1920-е годы (в сборниках "Дали" (1922), "Mea" ("Спеши!", 1924) Брюсов радикально обновил свою поэтику, используя перегруженный ударениями ритм, обильные аллитерации, рваный синтаксис, неологизмы, футуристические конструкции стихосложения. Манеру позднего Брюсова детально исследовавший ее Михаил Гаспаров назвал "академический авангардизм".

9 октября 1924 года Брюсов скончался в своей московской квартире от крупозного воспаления легких. Поэт был похоронен на столичном Новодевичьем кладбище.

Валерий Брюсов был женат на Иоанне Рунт (брак между ними был заключен в 1897 году). Она была спутницей и ближайшим помощником поэта до самой его смерти. После смерти Брюсова она стала хранителем его архива и издателем наследия мужа.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников.

Валерий Яковлевич Брюсов родился 1 декабря 1873 г. Являясь виднейшим деятелем отечественного символизма, он также известен как критик, драматург, литературовед и историк. Многие интересные факты о Брюсове могут показаться неожиданными тому, кого занимает творчество этого выдающегося человека.

Факты из жизни Брюсова

  • В.Брюсов был внуком известного поэта-баснописца И.Бакулина. Дедушка Валерия Яковлевича был откупившимся крепостным, который после реформы Александра II открыл в Москве торговое дело.
  • Отец Брюсова любил играть на тотализаторе. Все свободные деньги он тратил на свое хобби.
  • Уже с тринадцати лет Брюсов знал, что его будущее связано с литературой.
  • В школе Валерий отличался высоким интеллектом. За это его первое время нещадно третировали однокашники. И только потом, когда юный Брюсов поразил их своим умением пересказывать книги целиком, неприязнь сверстников сменилась уважением.
  • Поэт увлекался коллекционированием почтовых марок. Особенно его интересовало колониальное прошлое европейских стран. Позже Брюсов стал почетным членом Всероссийского общества филателистов.
  • С отроческих лет Брюсов увлекался не только литературой, но и математикой.
  • Знакомясь с фактами биографии великого поэта, важно знать, что в ранней юности он благоговел перед Н.Некрасовым. После поступления в университет, Брюсов открыл для себя французских символистов – Малларме, Бодлера, Верлена.
  • Во второй половине 1890 гг. поэт познакомился с выдающимися отечественными символистами. В их числе был К.Д. Бальмонт. Успех у читателя принес ему сборник “Граду и миру”. После выхода в свет стихов, Брюсов стал считаться наиболее значимым российским символистом.
  • В начале XX века Валерий Яковлевич стал занимать пост редактора отечественного символистского журнала “Весы”.
  • Брюсов прожил в Москве пятьдесят с небольшим лет.
  • На работу в редакцию поэт всегда ходил пешком. На вопрос, почему он не приезжает на извозчике, он отвечал, что только пешая ходьба помогает ему сосредоточиться на сочинении стихов.
  • Валерий Яковлевич был выдающимся переводчиком. Он открыл российскому читателю произведения Гюго, Байрона, Метерлинка, Верлена, Уайльда.
  • Брюсов был “народным поэтом Армении”. Это почетное звание присудили ему после того, как он перевел книгу “Поезия Армении с древнейших времен до наших дней”. Поэт осуждал геноцид армян, за что пользовался особым уважением этого народа.
  • Когда началась Первая мировая война, поэт издал сборник патриотических стихотворений. Они получили отклик в обществе.
  • У Брюсова были сложные отношения с читателями. Являясь преданными поклонниками его литературного гения, они тем не менее скептически отнеслись к его авангардным экспериментам, к которым он прибегнул в начале двадцатых.
  • Поэт был завсегдатаем “Кафе Грека”. Как утверждают очевидцы, он с интересом прислушивался к разговорам, что-то записывал и с наслаждением смаковал ликер.
  • Брюсов интересные факты из жизни которого были достаточно оригинальными, по свидетельству близкого друга поэта, В.Ходасевича, с 1908 г. принимал морфий. Он долгое время старался избавиться от губительной привычки, но в итоге все закончилось тем, что он стал употреблять еще и героин.
  • В девятнадцатилетнем возрасте поэт сильно увлекся Е.Масловой. Болезненная, некрасивая девушка была старше его на шесть лет и меньше всего подходила на роль музы. Но Брюсов был верен своей “прекрасной даме”. Их отношения продлились несколько лет. Они были прерваны смертью Е.Масловой от оспы.
  • Брюсов связал себя узами брака с И.М.Рунт – гувернанткой, которая работала в его доме. Валерий Яковлевич очень любил жену, но не переставал увлекаться другими женщинами. Их двадцатичетырехлетний брак был бездетным.
  • Особую роль в жизни Брюсова сыграла поэт Н.Петровская. Их бурный роман закончился трагически – возлюбленная Валерия Яковлевича покончила с собой. Она стала прототипом главной героини “Огненного Ангела”. Брюсов называл ее “много любившей и от любви погибшей”.
  • В 1901 г. произошел разрыв Брюсова с К.Бальмонтом. Его поэзию Валерий Яковлевич называл “остывшей золой”.
  • Брюсов был сложным человеком. По мнению единственного близкого друга поэта, В.Ходасевича, он был едва ли не мизантропом, поскольку “не любил и не уважал людей”.

Самые популярные материалы февраля для класса.

Имя: Валерий Брюсов (Valeriy Bryusov)

Возраст: 50 лет

Деятельность: поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик

Семейное положение: был женат

Валерий Брюсов: биография

Блок считал себя недостойным рецензировать этого гения и тем более - печататься с ним в одном журнале. Дело в том, что главный поэт Серебряного века, перечитав произведение Валерия Яковлевича, настолько поразился его творением, что сразу поставил себя на ранг ниже. Стоит сказать, что поэт, чьи стихотворения цитируются любителями словесности и по сей день, обожествлялся современниками. Многие видели в Брюсове мессию, грядущего по водам хитросплетенных строк и обозначающим новые витки литературы.


В действительности этот мастер пера по праву считается основоположником русского символизма и предтечей акмеизма, который обзавелся как почитателями и последователями, так и коварными недоброжелателями.

Примечательно, что Валерий Яковлевич известен не только по стихотворениям – этот талантливый писатель проявил себя также в переводах, журналистике и нетривиальных прозах. Брюсов знаком по произведениям «Август», «Прощаю все», «Я люблю», «Первый снег» и другим примечательным работам, которые стали бессмертными.

Детство и юность

Мэтр русского символизма родился холодным зимним днем 1 (13) декабря 1873 года в самом сердце России. Будущий поэт рос и воспитывался в зажиточной купеческой семье вместе с сестрой Надеждой, которая стала профессором Московской консерватории.


У Валерия Яковлевича интересная родословная. Его дедушка по отцовской линии, Кузьма Андреевич, был крепостным помещика Брюса и за два года до отмены крепостного права – реформы, проведенной , – выкупился на волю и начал свое торговое дело. Благодаря упорству и трудолюбию, Кузьма Андреевич выбился из грязи в князи и приобрел двухэтажный особняк на Цветном бульваре в Москве.

По линии матери дедушкой литератора был Александр Яковлевич Бакулин, известный современникам как поэт-баснописец и автор сборника «Басни провинциала». Возможно, именно этот человек оказал влияние на Валерия Яковлевича.


Что касается отца Валерия, то Яков Кузьмич был фигурой загадочной и неоднозначной, сочувствовал идеям революционеров-народников, которые, движимые социалистическими идеями Герцена, всеми способами хотели приблизиться к интеллигенции и найти свое место в мире. Глава семейства был человеком азартным: увлекшийся лошадиными скачками, Брюсов-старший мигом просадил все состояние на ставках и чуть не остался без гроша в кармане.


Валерий Яковлевич рано пристрастился к литературе. Вместо того чтобы играть с мальчишками во дворе, будущий автор стихотворения «Грядущие гунны» проводил время за чтением классических произведений и бульварных романов, можно сказать, что юноша проглатывал книги одну за другой. Даже научные статьи, попадавшиеся случайно в руки Брюсова, не оставались без должного внимания.

Фаворитами Валерия были автор приключенческой литературы, подаривший миру «Капитана Немо», и писатель, сочинивший «Всадника без головы», Томас Майн Рид. Также известно, что Валерий Яковлевич получил блистательное образование, он учился в двух престижных гимназиях, а в последние годы пребывания на школьной скамье начал проявлять интерес к царице наук – математике – и успешно решал самые сложные уравнения и задачи.


Возможно, имя Брюсова стояло бы наравне с , Франсуа Виетом и , однако молодой человек выбрал другой, творческий, путь. Заслужив аттестат зрелости, молодой человек продолжил получать образование и стал студентом Московского университета им. – учился на историко-филологическом факультете.

Литература

Валерий Яковлевич Брюсов с детства знал свое призвание, поэтому уже в 13-летнем возрасте занимался сочинительством стихов. Яков Кузьмич поддерживал отпрыска во всех начинаниях, поэтому отсылал творческие потуги горячо любимого чада по изданиям и даже отправил его очерк об отдыхе с семьей в детский журнал «Задушевное слово». Написанное одиннадцатилетним мальчиком «Письмо в редакцию» было опубликовано в 1884 году.

Хотя ранние стихотворения Брюсова были сложены на ура, первые рассказы юноши нельзя назвать удачными. Стоит отметить, что, когда юный Валерий брал чернильницу и перо, его вдохновлял классик русской литературы . Позже Брюсов стал восторгаться Семеном Яковлевичем Надсоном.


Примечательно, что уже в 1893 году молодой поэт ставит перед собой цель стать распространителем символизма в России. Символисты старались обличить существование каждой души и наделить главного героя всем спектром человеческих переживаний. сказал, что возникновение этого течения является «желанием забыться, оказаться по ту сторону добра и зла».

Взглядам Брюсова предшествовали увлечения французскими поэтами, он наслаждался произведениями Бодлера, Верлена, Малларме и в конечном итоге стал автором драмы «Декаденты» («Конец столетия», 1893). В 1899 году Валерий Яковлевич получил диплом и стал усиленно заниматься литературой и разрабатываем теории символизма. Примерно в то же время Брюсов сблизился с .


Знакомство двух поэтов в дальнейшем переросло в крепкую дружбу, они тесно общались вплоть до эмиграции Константина Дмитриевича. Дошло до того, что в начале 20 века Брюсов посвятил приятелю сборник «Tertia Vigilia» («Третья стража»), который литературные критики считают первым ростком урбанистического этапа творчества писателя: автор все чаще и чаще воспевает в своих трудах просторы шумного города и скрупулезно описывает даже мельчайшие детали.

Через три года творческая биография Брюсова пополняется сборником гражданской лирики «Urbi et Orbi» («Граду и миру»). В собрание вошли элегия «Женщине», баллада «Раб», а также сонеты, поэмы, оды и послания. Произведения Валерия Яковлевича из «Urbi et Orbi» оказали влияние на , и .


Далее Валерий Яковлевич становится автором сборника «Στεφανος» («Венок», 1905), являющегося, по мнению Брюсова, апогеем его творчества. Все произведения из «Венка» написаны под влиянием ожесточенной революции, которая не могла не сказаться на настроении автора. В этой книге мало стихотворений о любви, но зато выражена активная гражданская позиция поэта.

В 1907 году Валерий Яковлевич становится автором дебютного романа «Огненный ангел». В основу сюжета легли взаимоотношения Брюсова, Андрея Белого и Нины Петровской, правда, действия главных героев происходят не в Москве, а в средневековой Европе. Писатель приправляет произведение фантастическими элементами и заимствует мотивы , взятые из «Фауста».


Позднее творчество Валерия Брюсова соотносят с революцией, причем, судя по произведениям поэта, он, подобно марксистам, начал восхвалять большевистский переворот и стал основоположником русской литературной ленинианы, противоречил своему же постулату, изложенному в стихотворении «Юному поэту» (1896).

По мнению литераторов, Валерий Яковлевич стремился под общий гул стать частью новой эпохи, однако не нашел поддержки публики и не смог выдержать конкуренции со стороны новой советской поэзии, которая отожествлялась с и .

Личная жизнь

Что касается личной жизни, то Валерий Яковлевич Брюсов женат только один раз: в 1897 году писатель сделал предложение руки и сердца чешке по происхождению Иоанне Рунт, которая ответила согласием. Влюбленные прожили рука об руку до самой смерти, а Иоанна была как верной женой, так и музой, вдохновляющей поэта на новые произведения. Детей в семье Брюсовых не было.

Смерть

Основоположник символизма в России умер 9 октября 1924 года в Москве. Причина смерти – воспаление легких. Великий поэт был предан земле на Новодевичьем кладбище. Известно, что после смети возлюбленного Иоанна Матвеевна опубликовала неизданные произведения супруга.

Библиография

  • 1895 – «Chefs d’Oeuvre» («Шедевры»)
  • 1903 – «Urbi et orbi» («Городу и миру»)
  • 1907–1911 – «Земная ось»
  • 1907 – «Огненный ангел»
  • 1909 – «Все напевы»
  • 1911–1912 – «Алтарь победы. Повесть IV века»
  • 1912 – «Зеркало теней»
  • 1913 – «Ночи и дни»
  • 1916 – «Рея Сильвия. Элули, сын Элули»
  • 1916 – «Семь цветов радуги»
  • 1916–1917 – «Девятая Камена»
  • 1917–1919 – «Последние мечты»
  • 1922 – «Дали»
  • 1924 – «Mea» («Спеши»)
  • 1928 – «Неизданные стихи»

К стихотворениям Валерия Брюсова писали музыку Сергей Рахманинов и Михаил Гнесин, Александр Гречанинов и Рейнгольд Глиэр. Однако поэт не только писал стихи - он создавал пьесы и переводил зарубежных авторов, выпускал журналы и руководил литературным институтом. Валерий Брюсов стал одним из основоположников русского символизма.

«Громадные пакеты исписанной бумаги»

Валерий Брюсов родился в 1873 году в московской купеческой семье. Он был внуком поэта Александра Бакулина, автора «Басен провинциала».

В четыре года Брюсов научился читать и буквально поселился в родительской библиотеке. Он изучал биографии великих людей и зарубежную классику, зачитывался бульварными романами и научной литературой. Поэт вспоминал о детстве: «От сказок, от всякой «чертовщины» меня усердно оберегали. Зато об идеях Дарвина и о принципах материализма я узнал раньше, чем научился умножению. Классическую литературу я знал плохо: не читал ни Толстого , ни Тургенева , ни даже Пушкина ; изо всех поэтов у нас в доме было сделано исключение только для Некрасова , и мальчиком большинство его стихов я знал наизусть» . Также Брюсов увлекался научными опытами: он проводил простые химические и физические эксперименты и изучал по книгам природу разных явлений. Еще в дошкольном возрасте мальчик написал первую комедию - «Лягушка».

В 11 лет Валерий Брюсов стал учеником частной гимназии Креймана - после экзамена его приняли сразу во второй класс. Дома он рос без товарищей, не знал простых детских игр, а увлеченность наукой и литературой отдаляла его от одноклассников еще больше. Однако позже Брюсов сблизился с другими юными любителями чтения, вместе они начали издавать рукописный журнал «Начало». В эти годы начинающий писатель пробовал свои силы в прозе и поэзии, переводил античных и современных авторов. Однако первой публикацией Брюсова стала вполне обыденная статья - в 13 лет он выступил на страницах журнала «Русский спорт» в поддержку тотализатора на скачках.

«Беспрестанно начинал я новые произведения. Я писал стихи, так много, что скоро исписал толстую тетрадь Poesie, подаренную мне. Я перепробовал все формы - сонеты, тетрацины, октавы, триолеты, рондо, все размеры. Я писал драмы, рассказы, романы... Каждый день увлекал меня все дальше. На пути в гимназию я обдумывал новые произведения, вечером, вместо того чтобы учить уроки, я писал... У меня набирались громадные пакеты исписанной бумаги».

Журнал «Начало» выходил несколько лет, а после гимназисты оставили эту затею. Брюсов возобновил свою редакторскую деятельность, когда ему было 16 лет. Он стал выпускать в школе рукописный «Листок V класса». Газета критиковала гимназические порядки, так что вскоре ученика-вольнодумца вынудили перейти в другое учебное заведение. Он продолжил учиться в гимназии Поливанова.

Посвящение «Вечности и искусству»

В 1890-х годах Валерий Брюсов увлекся творчеством Пушкина и французских символистов - Шарля Бодлера, Поля Верлена, Стефана Малларме. В 1893 году он написал письмо Верлену, в котором назвал себя основоположником русского символизма. В тот же год Брюсов создал драму «Декаденты (Конец столетия)» - она рассказывала о некоторых фактах биографии французского поэта.

В 1893 году Брюсов поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Он изучал историю и философию, искусство и литературу. Молодой поэт уделял много времени иностранным языкам - иногда лишь для того, чтобы читать зарубежных авторов в оригинале.

В дневнике Брюсов писал: «Если бы мне жить сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня» .

Уже на втором курсе обучения поэт опубликовал свой первый сборник «Chefs d’oeuvre» - «Шедевры». В предисловии он написал: «Печатая свою книгу в наши дни, я не жду ей правильной оценки... Не современникам и даже не человечеству завещаю я эту книгу, а вечности и искусству». Критики восприняли стихи скептически, в том числе из-за громкого названия книги. Двумя годами позднее вышел второй сборник - «Это - я». В нем появились урбанистические, исторические и научные мотивы. Следующую книгу - сборник стихотворений «Третья стража» с историко-мифологическими сюжетами - поэт посвятил Константину Бальмонту . Поэт публиковал свои произведения во многих московских и петербургских журналах, работал в московском издательстве «Скорпион».

В 1897 году Валерий Брюсов женился. Его избранницей стала Иоанна Рунт, молодая гувернантка сестер поэта. Поэт писал в дневнике: «Недели перед свадьбой не записаны. Это потому, что они были неделями счастья. Как же писать теперь, если свое состояние я могу определить только словом «блаженство»? Мне почти стыдно делать такое признание, но что же? Так есть» . Иоанна Рунт очень трепетно относилась к рукописям Брюсова, до свадьбы не давала их выбрасывать во время уборок, а после - стала настоящей хранительницей брюсовских трудов.

Валерий Брюсов и его жена Иоанна Брюсова (урожденная Рунт). 1899 год. Фотография: М.Золотарева

Валерий Брюсов с женой Иоанной Матвеевной

В начале ХХ века Валерий Брюсов сблизился с другими символистами - Дмитрием Мережковским, Зинаидой Гиппиус , Федором Сологубом. В 1901 году вышел их первый совместный альманах «Северные цветы» - именно тогда символизм и стал сформировавшимся литературным течением. Поэты и писатели устраивали литературные встречи в кружке Гиппиус, на «средах» у Брюсова, а также у его друга Александра Миропольского (Ланга). Нередко здесь проходили модные в те годы спиритические сеансы. В комнатах приглушали свет и вызывали «духов», которые двигали мебель и даже «писали» таинственные тексты - разумеется, чужой рукой.

В 1903 году Брюсов выпустил книгу «Граду и миру», а в 1906-м - сборник «Венок». В «Венок» вошли произведения нескольких предыдущих лет - мифологические, лирические, а также посвященные революции и войне. Параллельно с литературным творчеством поэт издает журнал символистов «Весы», руководит отделом литературной критики в журнале «Русская мысль», пишет пьесы, прозу, переводит зарубежных авторов.

Корреспондент, переводчик, профессор

В годы Первой мировой войны Валерий Брюсов работал военным корреспондентом от газеты «Русские ведомости». Но патриотические настроения первых лет войны быстро угасли. Иоанна Брюсова вспоминала, что он «возвратился глубоко разочарованный войной, не имея уже ни малейшего желания видеть поле сражения». В этот период появились критические стихотворения Брюсова, но они так и остались неопубликованными.

В эти годы Валерий Брюсов сосредоточился не на сюжетах своих новых стихотворений, а на форме стиха и поэтической технике. Он подбирал утонченные рифмы, писал классические французские баллады, изучал приемы поэтов александрийской школы. Брюсов стал виртуозом импровизации: он создавал классический сонет за рекордно короткое время. Один венок сонетов «Роковой ряд» из пятнадцати произведений Брюсов создал всего за семь часов.

В 1915 году по заказу Московского армянского комитета Валерий Брюсов начал готовить сборник национальной поэзии. Антология охватывала полторы тысячи лет истории Армении. Поэт занимался и организацией работы, и переводами, и редактурой книги, и ее подготовкой к печати. Когда сборник вышел, Брюсов написал несколько статей об армянской культуре и книгу «Летопись исторических судеб армянского народа». Позже он получил звание народного поэта Армении.

После революции Валерий Брюсов стал государственным служащим. Сначала он руководил Комитетом по регистрации печати, работал в Госиздате, был председателем президиума Всероссийского союза поэтов, помогал готовить первое издание Большой советской энциклопедии. В 1921 году Анатолий Луначарский предложил Брюсову организовать Высший литературно-художественный институт. До конца жизни поэт оставался его ректором и профессором.

В 1924 году поэта не стало - он умер от воспаления легких. Валерия Брюсова похоронили на Новодевичьем кладбище.