Пресвитер баптистской церкви. Кто такие Баптисты

Убеждения и жизнь баптистов в Украине как результат духовного поиска народа

Т pu года назад исполнилось 400 лет одной из самых больших конфессий мирового христианства - баптистской . По данным Госдепартамента по вопросам национальностей и религии Украины , баптизм исповедуют более миллиона украинцев . Не форма , традиции или обряды , а благочестивая жизнь является отличительной чертой евангельских христиан баптистов . Кто эти люди , которые глубоко изучают Библию и желают служить Христу не только во время церковных собраний , но и в повседневной жизни ?

Кто такие баптисты ?

Слово «баптист» происходит от греческого слова «баптизо» и обозначает собой крещение (буквально — «погружение»). В основе баптистского вероучения лежит принцип добровольного и сознательного крещения взрослых людей по вере в Иисуса Христа как Бога и Спасителя.

Во что верят баптисты ?

Фундаментом веры и жизни баптистов является Слово Божье. Будучи христианами, они признают Библию Боговдохновенной Книгой, включающей в себя 66 книг и состоящей из Ветхого и Нового Завета. Личное исследование Библии и исполнение заповедей Христа, по убеждению баптистов, является единственным истинным путем для познания Бога.

Учение о Боге соответствует традиционному христианскому пониманию, которое сложилось еще в I века. Баптисты исповедуют триединство Бога — Отца, Сына и Духа Святого, каждое Лицо Которого имеет все атрибуты Бога. Баптисты признают Христа единственным посредником между Богом и людьми, верят в Его искупительную жертву.

Учение о человеке заключается в понимании полной испорченности грехом его природы. Спасение возможно лишь благодаря благодати Божьей (Ефесянам 2:8-9) и личной вере. Важнейшим моментом жизни человека считается обращение к Богу через раскаяние перед Ним в своих грехах. Благодаря смерти Христа за грехи человека, в момент покаяния Бог прощает его, дарует ему спасение и вечную жизнь. Это изменение проявляется в повседневной жизни человека. Дух Святой, Который с тех пор живет в человеке, побуждает его к молитве, исследованию Библии, укрепляет веру, вдохновляет на добрые поступки, учит, обличает в грехах, утешает, побуждает к свидетельству другим людям о том, что Бог сделал в жизни этого человека.

Баптисты понимают Церковь Христову как сообщество, которое состоит из духовно возрожденных людей. Присоединиться к поместной церкви могут те, чья жизнь под воздействием Евангелия изменилась. Для баптистов важно не воцерковление, а духовное рождение, не внешняя сторона религии, а внутренняя.

Что говорит история ?

С момента зарождения первой церкви в Иерусалиме, когда Дух Святой сошел на верующих, около трех тысяч человек покаялись и приняли крещение по вере. Сам Христос принял крещение от Иоанна Крестителя будучи уже взрослым (Матфея 3:13-17). В оригинальном тексте Библии, написанном на греческом, Иоанн Креститель так и назван - Джон Баптист.

Под влиянием реформации Священное Писание было переведено на понятный язык, что побудило общество ежедневно читать Библию и «без посредников» общаться с Богом. В центре жизни Реформированной Церкви было только Евангелие Иисуса Христа, поэтому начали образовываться различные христианские течения, одним из которых является баптизм.

Возникновение евангельско-баптистского движения на территории Украины состоялось в середине XIX столетия. Оно стало результатом духовных поисков украинского народа и распространением Священного Писания. Простые люди, стремясь познать Господа, читали Библию, которая на то время была переведена на русский язык.

На 1882 г. в Херсонской, Екатеринославской и Киевской губерниях насчитывалось уже около тысячи баптистов. Они отличались трезвым и скромным образом жизни, стремлением к учебе, трудолюбием, верностью своим семьям, благодаря чему они достигали зажиточности во время отсутствия гонений. Однако вся история баптистов преисполнена гонениями, которые только иногда сменялись определенной оттепелью. Много верующих погибло в заключении, многие потеряли семью из-за принудительного переселения в тяжелые условия, многие испытали издевательства односельчан, светской власти и духовенства. Однако, невзирая на гонения, в конце XIX ст. количество баптистов достигло уже 5 тысяч человек.

Как живут баптисты сегодня ?

Новые условия деятельности евангельских христиан-баптистов открылись с провозглашением в 1985 г. в Советском Союзе перестройки. Изменения в законодательстве позволили церквям практически выйти из подполья и заняться активной духовной и просветительской деятельностью.

Всеукраинский Союз Объединений евангельских христиан-баптистов (ВСОЕХБ) на сегодня насчитывает свыше 2800 церквей и групп, к которым принадлежит около 140 тыс. верующих, сознательно исповедующих и практикующих свою веру. Только в Запорожской области насчитывается 127 церквей баптистов.

Главное еженедельное богослужение баптисты проводят в воскресенье, в будние дни могут проходить дополнительные собрания, специально посвященные молитве, изучению и обсуждению Библии и другой религиозной деятельности. Богослужения состоят из проповеди Слова Божьего, пения хора в сопровождении инструментальной музыки, импровизированных молитв (своими словами), чтения духовных поэм и стихотворений.

Члены церквей евангельских христиан-баптистов ведут трезвый образ жизни, полностью воздерживаются от курения, употребления спиртных напитков и наркотиков. Действуют реабилитационные центры для возвращения к полноценной жизни в обществе нарко- и алкозависимых. Ежегодно организуются детские лагеря для оздоровления детей, в том числе детей-сирот и детей из малообеспеченных семей. Совершается духовное и благотворительное служение в тюрьмах, детских домах и домах для лиц преклонного возраста. Работают детские и молодежные клубы церквей и миссий. В каждой области действуют христианские ассоциации, общества, оказывающие разноплановую благотворительную помощь различным слоям населения. Совершается миссионерская деятельность в Украине, России, Азербайджане, Средней Азии и других странах ближнего и дальнего зарубежья.

ЮлияЧУХНО

Простые ОТВЕТЫ на сложные ВОПРОСЫ

Что такое секта ? Какая опасность здесь существует ?

Слово «секта» в Библии не встречается, а для обозначения ложных учений используются определения «лжеучение» и «ересь». Поэтому воспользуемся объяснением светских ученых. Словарь Ожегова дает такое определение: «Секта - это религиозное течение, отделившееся от какого-либо вероучения и ему противостоящее; или группа лиц, замкнувшихся в своих узких интересах». Согласно Толковому словарю Даля, секта — братство принявшее свое, отдельное учение о вере; согласие, толк, раскол или ересь. В последнее время отмечается злоупотребление в связи с использованием слова «секта». Представители атеистических кругов и так называемых традиционных конфессий навешивают ярлык «секта» буквально всем религиозным течениям, совершенно не задумываясь о том, так ли это на самом деле. Поэтому, употребляя подобные слова, следует соблюдать тактичность и осторожность.

Какие грехи не прощает Бог ?

Бог не прощает грехи, в которых человек не покаялся. Христос Своей смертью искупил все грехи людей. Бог ради жертвы Иисуса Христа прощает всякого грешника, верующего в Него. Но к этому следует добавить, что в Библии выделен особый грех, о котором сказано, что он не прощен. Этот грех - хула на Духа Святого. Этим грехом грешит человек, произносящий ругательства на Духа Святого или сознательно приписывающий действие Божье сатане. Этим человек настолько ожесточает свое сердце, что Дух Святой оставляет его. Такой человек не испытывает потребности в покаянии и погибает в своем упорстве.

Спасает ли крещение ?

Прочитаем два текста из Библии, говорящие о Божьем пути спасения. В 16-й главе Евангелии от Марка написано: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет». Во 2-й главе книги Деяния Апостолов мы читаем: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, - и получите дар Святого Духа». Эти тексты указывают на важные этапы приближения человека к Богу: сначала идет вера в Иисуса Христа, затем покаяние, потом крещение. Следствием настоящего покаяния является возрождение. Именно рождение от Духа Святого, а не крещение или другой какой-то шаг, спасает человека.

Отвечал Павел ТУПЧИК

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Баптисты (от греч. baptize - окунаю, крещу путём погружения в воду)

приверженцы одной из разновидностей Протестантизм а. В основе баптизма, возникшего как радикально-протестантское буржуазное течение, лежит принцип индивидуализма. Согласно вероучению Б., спасение человека возможно лишь через личную веру в Христа, а не через посредничество церкви; единственный источник веры - « Священное писание ». Б. отвергают иконы, церковного таинства, многие христианские праздники. Крещение Б. рассматривают, в отличие от католической и православной церквей, не как таинство («средство спасения»), а как обряд, символически демонстрирующий убеждённую религиозность, сознательную личную веру человека, поэтому они и требуют принятия крещения верующими не в младенческом, а во взрослом состоянии. Б. отрицают церковную иерархию, однако у соврменных Б. роль церкви, духовенства и централизация возрастают. Б. ведут систематическую религиозную пропаганду среди широких народных масс (обращение инакомыслящих в баптизм вменяется в обязанность не только специально подготовленным проповедникам, но и рядовым Б.). Первая община Б. возникла в 1609 в Голландии среди английских эмигрантов-индепендентов (См. Индепенденты). В 1612 общины Б. появились в Англии, в 1639 - в Сев. Америке. Ранние Б. выступали за демократические свободы, веротерпимость. С конца 18 в. начинается значительное распространение баптизма (в Англии - сеть баптистских воскресных школ, миссионерство; в США - переход в баптизм значительной части участников колонизации Запада, негров). В 19 в. баптизм распространился в большинстве европейских стран, в колониальных и зависимых странах Азии, Африки, Лат. Америки. В 1905 в Лондоне состоялся 1-й Всемирный конгресс Б., на котором был создан Всемирный союз Б. В 1966 союз объединял 27 млн. Б. из 116 стран. Центр союза - в Вашингтоне. 90% Б. живут в США - 24 млн. чел. (1966); крупнейшее объединение Б. в США - «Южная баптистская конвенция» (10 млн. чел.), выделилась в 1845 как организация Б. Юга - сторонников сохранения рабовладения; старейшая (с 1880) и основная баптистская организация негров США «Национальная баптистская конвенция США» насчитывает 6 млн. чел. (1966). Среди американских Б. - крупные капиталисты, государственные и политические деятели (например, братья Рокфеллеры). В 1950 в Париже основана Европейская федерация Б.; в 1966 она объединяла Б. 21 страны и насчитывала 1,5 млн. чел.

В Россию баптизм проник из Германии в 60-х гг. 19 в. В 70-80-х гг. основной территорией его распространения являлись Таврическая, Херсонская, Киевская, Екатеринославская губернии, а также Кубань, Дон, Закавказье, с конца 80-х гг. - губернии Поволжья. В северных и центральных губерниях России распространялось евангельское христианство - одна из разновидностей баптизма. С начала 20 в. Б. проводили всероссийские съезды. В 1894-96 русские Б. издавали (в Стокгольме и Лондоне) журал «Беседа». В России периодическими органами Б. и евангельских христиан являлись журналы «Баптист», «Слово истины», «Христианин», «Утренняя звезда», «Молодой виноградник». В 1905 Союз русских Б. участвовал во Всемирном конгрессе Б. в Лондоне и стал членом международной организации Б. В 1910 в России насчитывалось до 37 тыс. Б., из которых 2 / 3 приходилось на долю немецкого, латинского и эстонского населения.

Классово-политическая ориентация руководства Б. была направлена в сторону конституционной монархии. Царизм, охраняя идеологическую монополию господств, православной церкви, подвергал Б. преследованиям, усилившимся с 90-х гг. 19 в. У руководства Б. стояли крупные купцы. Великую Октябрьскую социалистическую революцию руководители Б. встретили враждебно. Лишь к 1926 руководители Б. «признали» Советскую власть и положительно решили вопрос о возможности для Б. служить в Красной Армии. В период коллективизации руководители Б. проводили тактику сопротивления социалистической переделке сельского хозяйства, а также пытались создавать кооперативы на началах мелкобуржуазного уравнительства. Численность общин Б. начала сокращаться.

В 1944 евангельские христиане, в 1945 часть пятидесятников объединились с Б. в одну церковь евангельских христиан-Б. (в 1963 к ним присоединилась и часть меннонитов). Во главе Б. находится Всесоюзный совет, который с 1945 издаёт в Москве журнал «Братский вестник».

Баптизм, как религиозная разновидность буржуазной идеологии, принципиально враждебен социалистическому мировоззрению. Он культивирует неверие в силы и разум человека, проповедует нигилистическое отношение к общественным интересам, к науке и культуре, стремится ограничить деятельность Б. рамками религиозной общины.

Лит.: Тихомиров Б., Баптизм и его политическая роль, 2 изд., М.-Л., 1929; Современное сектантство и его преодоление, М., 1961 («Вопросы истории, религии и атеизма», в. 9): Митрохин Л. Н., Баптизм, М., 1966; Филимонов Э. Г., Баптизм и гуманизм, М., 1968; Кислова А. А., Идеология и политика американской баптистской церкви (1909-1917), М., 1969.

А. Н. Чанышев. А. И, Клибанов.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Баптисты" в других словарях:

    - (от греч. baptizein крестить). Христианские секты, возникшие в XVII в., отвергавшие крещение детей и допускавшие крещение лишь над взрослыми, которые только после того причислялись к церкви; особенно распространены в Америке и Англии. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

    баптисты - ов, мн. baptistes pl. Сторонники баптизма. Под свое крыло баптисты приняли.. отряд пятидесятников при условии, что последние откажутся от практики говорения на языках (глоссолалии). НМ 2003 9 135. Баптистский ая, ое. Уш. 1934. Лекс. Энц. сл.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (от греч. βαπτίζω – окунаю, крещу) – наиболее многочисленная христ. секта. Баптизм возник в Англии в русле пуританского движения в период подготовки англ. бурж. революции 17 в. как мелкобурж. оппозиция офиц. англиканской церкви. Первая община Б.… … Философская энциклопедия

    БАПТИСТЫ - [греч. βαπτίζω погружать, крестить в воде], одна из крупнейших протестант. деноминаций, возникшая в Англии в 1 й пол. XVII в. Принимая основные догматы Реформации признание Свящ. Писания единственным авторитетом в вопросах веры, оправдание только … Православная энциклопедия

    Евангелическая деноминация, объединяющая ряд организованных церквей и являющаяся в духовном и экклесиологическом плане наследницей анабаптистов одной из четырех диссидентских сект, возникших во времена Реформации; баптизм восходит также к… … Энциклопедия Кольера

    Эта протестантская секта явилась в 1633 г. в Англии. Первоначально представители ее назывались «братьями», потом «крещеными христианами», или «баптистами» (βαπτίζω погружаю), иногда «катабаптистами». Главою секты, при ее возникновении и… … Справочник по ересям, сектам и расколам

    Т. е. крещенцы (от греческого βαπτίζειν, крестить) общее название имеющей много подразделений христианской секты, отвергающей принятую форму крещения и полагающей, что единое истинное крещение есть то, которое ею установлено. Эта секта имеет так… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (от др. греч. baptizo погружаю, крещу) приверженцы одной из разновидностей протестантизма, отличит. особенностью к рой является требование сознат. принятия крещения и автономии общин. Особенно многочисленны в США. Б. стремятся максимально… … Советская историческая энциклопедия

    Мн. 1. Протестантская секта, отстаивающая принципы спасения личной верой и отвергающая иконы, храмы и священнослужителей. 2. Члены такой секты. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    - … Википедия

Книги

  • Материалы к истории и изучению русского сектантства и раскола Описание тверских древностей с очерком города Твери и Оршина монастыря. 1878. Вып. 1. Бонч-Бруевич В. Д. Баптисты. Бегуны. Духоборцы. Л. Толстой о скопчестве. Павловцы. Поморцы. Старо… , Матвеев В.. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Книга представляет собой репринтное издание 1908 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная…
  • Баптисты. Бегуны. Духоборцы. Л. Толстой о скопчестве. Павловцы. Поморцы. Старообрядцы. Скопцы. Штундисты. , В. Бонч-Бруевич. Книга представляет собой репринтное издание 1908 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная работа по восстановлению первоначального качества издания, на некоторых страницах могут…

Господь Иисус Христос два тысячелетия назад явился на землю, чтобы спасти все человечество от проклятия, греха и смерти, которые стали его спутниками с того момента, как согрешили его прародители Адам и Ева. И теперь для того чтобы глубже понять, кто такие баптисты с точки зрения православия, необходимо обратиться к моменту образования Истинной Церкви, когда Бог с помощью своих учеников-апостолов создал Церковь как Свое некое мистическое тело, а через церковные таинства стало происходить общение с Ним. Поэтому верующие во Христа люди стали ходить в церковь и через действие Святого Духа получали исцеление тела, умиротворение и покой в душе. Но тогда кто такие баптисты, откуда же они взялись?


Раскольники, еретики и сектанты

Для сохранения единства веры Церковь ограничила и установила законы и правила своего существования. Всех, кто нарушал эти законы, называли раскольниками или сектантами, а проповедовавшиеся ими учения – ересью. Церковь на расколы смотрела как на один из самых великих грехов, совершившихся против нее.
Святые отцы приравнивали этот грех к убийству человека и к идолопоклонничеству, даже кровь мученика не могла загладить этого греха. В истории Церкви известно бесконечное количество расколов. Начинают нарушаться церковные правила - сначала одно, потом автоматически другое, и в итоге искажается Истинная Православная Вера.

Божья благодать

Все это неминуемо приведет к погибели, как та бесплодная лоза виноградника, о которой говорил Господь, которая будет сожжена. Самое страшное здесь то, что от таких раскольников отступает Благодать Божья. Эти люди уже не могут разобраться в Истине и думают, что делают Божие дело, распространяя ложь о Церкви, не зная, что таким образом они идут против Самого Бога. Всякого рода секты создаются в большом количестве, и так же много их распадается. Поэтому нет возможности перечислять их по названиям, датам создания и лидерам, возглавляющим их, остановимся только на самых главных, но об этом чуть позже.

Кто такие баптисты с точки зрения православия

Чтобы спасти свою душу, каждый человек должен сделать нужные выводы об истинной православной вере и не попадаться на удочку раскольников и сектантов, а получать Благодать и быть со всем православным миром в единстве. После всех этих фактов, которые обязательно надо знать, можно подходить к теме о том, кто такие баптисты. Итак, с точки зрения православной церкви, баптисты – это сектанты, заблудшие в своих взглядах, которые не имеют никакого отношения к Церкви Христовой и спасению Божьему. Библию, по мнению православной церкви, они трактуют превратно и ложно, как и все остальные сектанты и еретики. Обращаться к ним есть большой грех для души человеческой. Некоторые не имеют четкого представления о том, кто такие баптисты, фотографии разных сект дают примерный ответ, но постараемся и мы дальше глубже рассмотреть этот вопрос.
Святые отцы Церкви есть истинный и единый источник духовного просвещения, это касается и Священного Писания.

Кто такие баптисты? Секта?

На территории Восточной Европы наибольшее распространение получил баптизм. Баптисты представляют собой протестантскую секту, которая была создана в Англии в 1633 году. Сначала они называли себя «братьями», затем – «баптистами», иногда – «катабаптистами» или «крещеными христианами».

Ответ на вопросы о том, кто такие баптисты и почему так называются они, можно начать с того, что само слово «баптисто» переводится с греческого как «погружаю». Возглавил эту секту в ее первоначальном образовании Джон Смит, а когда значительная часть ее представителей переселилась в Северную Америку, там ее возглавил Роджер Вилиам. Эти секты стали подразделяться сначала на две, а потом – еще на много разных фракций. И этот процесс до сих пор никак не останавливается, так как сообщества, объединения или общины не имеют обязательных символов, не терпят никаких символических книг, не обладают административной опекой. Все, что они признают, это Апостольский Символ Веры.

Баптистское учение

Главное, на чем основывается баптистское учение, – признание Священного Писания как единственного источника вероучения. Они отвергают крещение детей, только благословляя их. По баптистским правилам, крещение должно совершаться только после пробуждения личной веры у человека, после 18 лет и отказа от греховной жизни. Без этого у них этот обряд не имеет силы и просто недопустим. Баптисты считают крещение внешним знаком исповедания, и таким образом они отвергают участие Бога в этом главном таинстве, что низводит процесс к простым человеческим действиям.

Служба и управление

Прояснив немного, кто такие баптисты, попробуем разобраться с тем, как же проходят их службы. Еженедельное богослужение они проводят в воскресенье, читаются проповеди и импровизированные молитвы, проходят пения с использованием инструментальной музыки. В будни баптисты тоже могут дополнительно собираться для молитвы и обсуждения Библии, чтения духовных стихотворений и поэм.

По своему устройству и управлению баптисты подразделяются на самостоятельные отдельные общины, или конгрегации. От этого они могут носить название конгрегационалистов. Продолжая тему «Евангельские христиане (баптисты) – кто такие?», нужно отметить, что какое бы название они ни носили, все баптисты ставят выше учения нравственную выдержку и свободу совести. Брак они не считают таинством, но благословение признают необходимым, получая его через должностных лиц общины или пресвитеров (пастырей). Имеются и некоторые формы дисциплинарного взыскания – это отлучение от церкви и публичное увещевание.

Задаваясь вопросом о том, кто такие баптисты, на чем основывается их вера, стоит отметить, что мистицизм секты выявляется в преобладании чувств над разумом. Все вероучение построено на крайнем либерализме, в основу которого вложено учение Лютера и Кальвина о предопределении.

Отличие баптизма от лютеранства

Баптизм отличается от лютеранства безоговорочным и последовательным проведением в жизнь главных положений лютеранства о Священном Писании, о Церкви и о спасении. Баптизм отличает и большая враждебность к Православной Церкви. Баптисты больше, чем лютеране, склонны к анархии и иудаизму. И вообще у них отсутствует как таковое учение о Церкви, они ее отвергают, как и всю церковную иерархию. А вот чтобы получить полный ответ на вопрос о том, кто такие христиане-баптисты, окунемся немного во времена Советского Союза. Именно там они получили наибольшее распространение.

Евангельские христиане-баптисты

Надо отметить, что основное развитие общины баптистов получили после второй половины XIX века. Это происходило в основном на Кавказе, на юге и востоке Украины, а также в Петербурге. Согласно царской политике, из-за активной миссионерской деятельности баптистов отправляли в ссылки в Сибирь, подальше от центров их образования. За счет этого в 1896 году баптистами-переселенцами с Кавказа была образована первая община в Западной Сибири, центром которой стал Омск. Чтобы ответить точнее на вопрос о том, кто такие баптисты-евангелисты, отметим, что прошло несколько десятков лет, прежде чем случилась деноминация – появились евангельские христиане-баптисты (ЕХБ), которые придерживались баптистского вероучения на территории бывшего СССР. Их направление сложилось из двух течений, возникших на юге России из общин баптистов 60-х годов XIX века и евангельских христиан 70-х годов XIX века. Их объединение произошло осенью 1944 года, а уже в 1945 году в Москве был образован Всесоюзный совет евангельских христиан и баптистов.

Кто такие отделенные баптисты

Как говорилось выше, секты постоянно видоизменяются и дальше раскалываются на новые образования, поэтому баптистские общины, вышедшие из состава Совета церквей ЕХБ, называются отделенными или автономными. В 70-80 годах они были зарегистрированы как автономные общины, которых уже к 90-м появилось огромное количество за счет активной миссионерской деятельности. И они так и не вступили в централизованные объединения. Что касается темы «Кто такие отделенные баптисты в Сухуми», то именно таким образом образовалась и данная община. Она, отделившись от главного центра, стала вести свою автономную деятельность на территории Абхазии с главным центром в Сухуми.

То же самое касается и вопроса о том, кто такие отделенные баптисты в Мухуми. Все это отдельные баптистские общества, которые никому не подчиняются и ведут самостоятельную жизнь в соответствии со своими правилами.

Новообразованные баптистские общины

Недавно наметилось новое направление тбилисской баптистской общины. Что интересно, она в своем вероучении пошла еще дальше, практически изменив все до неузнаваемости. Ее новшества весьма и весьма удивляют, так как во время богослужения у всех присутствующих задействованы пять органов чувств, пастыри носят черные одежды, в обряде используются свечи, колокольный звон и музыка, а еще баптисты осеняют себя крестом. Практически все в духе Православной Церкви. Эти баптисты даже организовали семинарию и школу иконописи. Отсюда понятна радость раскольника и преданного анафеме Филарета – предстоятеля Украинской Православной Церкви Киевского патриархата, который однажды даже вручил орден лидеру этой общины.

Баптисты и православные. Различия

Баптисты, как и православные, считают, что они – последователи Христа, и их вера истинна. И у тех, и у других Священное Писание – единственный источник учения, однако баптисты полностью отвергают Священное предание (письменные документы и опыт всей Церкви). Баптисты толкуют книги Старого и Нового Завета по-своему, как кто понимает. У православных обычному человеку это запрещается делать. Толкование священных книг написано святыми отцами под особым воздействием Святого Духа.

Православные верующие считают, что лишь нравственным подвигом достигается спасение, и гарантированного спасения не бывает, так как человек дар этот растрачивает по грехам своим. Православный приближает свое спасение посредством очищения души через таинства Церкви, благочестивой жизни и соблюдения заповедей.

Баптисты утверждают, что спасение уже свершилось на Голгофе, и теперь для него ничего не требуется, при этом даже не имеет значение то, насколько праведно живет человек. Они также отвергают крест, иконы и другие христианские символы. Для православных же эти составляющие – абсолютная ценность.

Баптисты отвергают небесную святость Богоматери и не признают святых. Для православных же Богоматерь и святые праведные – защитники и ходатаи о душе перед Господом.

У баптистов нет священства, в то время как у православных службу и все церковные таинства может совершать только священник.

У баптистов нет и особой организации богослужения, молятся они своими словами. Православные по четкому последованию служат Литургию.

При крещении баптисты погружают крещаемого один раз в воду, православные – трижды. Баптисты отвергают мытарства души после смерти и поэтому не отпевают усопших. У них он, умирая, сразу попадает в рай. У православных существует специальный чин отпевания и отдельные молитвы по умершим.

Вывод

Хотелось бы напомнить, что Святая Церковь – это не клуб по интересам, а то, что нисходит к нам от Господа. Церковь Христова, созданная его учениками-апостолами, была едина на земле целую тысячу лет. Но в 1054 году от Единой Христовой Церкви отпала ее западная часть, которая изменила Символ Веры и объявила себя римско-католической церковью, именно она дала плодотворную почву всем остальным образовывать свои церкви и секты. Теперь же, с точки зрения православия, отпавшие от Истинной Православной веры и проповедующие веру во Христа не одинаково с православием не принадлежат к Единой Святой и Апостольской Церкви, основанной самим Спасителем. К огромному сожалению, это происходит от того, что многие не осознают величия и высоты своего христианского звания, они не знают своих обязанностей и живут в нечестии как язычники.

Святой апостол Павел писал в своей молитве: «Поступайте достойно звания, в которое призваны, иначе будете детьми не Божьими, а сатаны, исполняющими его похоти».



Баптисты — это достаточно распространенная ветвь христианского протестантизма в современном мире. Название происходит от греческого слова, означающего «погружение в воду», т.е. крещение.

История возникновения

Это вероучение появилось из рядов английских протестантов-пуритан . Пуритане — английское слово Puritans, название произошло от латинского названия Puritas, что означает «чистота». Пуритане хотели «очистить» христианство от того, что считали неверным, мешающим и даже лживым.

Они были последователями протестантского учения Кальвина, требовавшего избавиться от церковных «излишеств» и упростить и очистить повседневную духовную жизнь, приблизившись к изначальным, строгим христианским канонам.

Английские пуритане 16-17 века не признавали авторитет официальной христианской церкви , стремились к богопознанию и строго следовали букве Священного Писания.

В годы правления Марии Тюдор, страстной католички, прозванной за многочисленные казни еретиков Кровавой (1553-1558), многие пуритане, спасаясь от репрессий, эмигрировали на Континент.

Там они изучали труды Кальвина и его последователей. Вернувшись на родину после смерти Марии, они стали требовать углубления Реформации, очищения Англиканской церкви от остатков католичества, в частности ратовали за отмену украшений церквей и пышных церковных церемоний, замену мессы проповедями и даже отмену некоторых обрядов.

Пуритане отличались высокой степенью религиозного фанатизма, аскетизмом, нетерпимостью к любого рода ересям, а также к инакомыслию. Также они были исключительно упорны при достижении целей, храбры и очень расчетливы в финансовых аспектах.

Основные идеи баптистского вероучения

С самого начала своего существования как отдельной конфессии, баптисты отвергали обычай крещения в младенческом возрасте. По их убеждению, креститься должны только люди зрелые, сознательно убежденные в правильности выбранного ими пути.

Человек должен быть тверд в вере и готов следовать ее догматам, отказавшись от греха во всех его проявлениях. Младенцы же, по определению, не могут быть убежденными и сознательными.

Так же, как и другие протестантские течения, баптисты считают Библию Священным Писанием, постулатами которой руководствуются и в обычной жизни.

Главное богослужение проходит по воскресеньям. Оно состоит из проповеди, пения под музыку, молитв (обычно своими словами) и духовных стихов. В будни члены общины могут организовать дополнительное собрание для изучения и обсуждения библейских текстов или насущных вопросов общины.

История европейских и американских общин

Первую подобную общину основали английские пуритане в 1609 году в Амстердаме. Здесь зародилась идея о том, что креститься должны только взрослые люди. Эта идея опиралась на евангельский факт, что и сам Иисус Христос крестился будучи уже взрослым.

В 1611 году некоторые члены общины вернулись в Англию, где и создали первую английскую баптистскую общину. Здесь были сформулированы основные религиозные тезисы, и появилось название — «баптисты».

Несмотря на то, что сама конфессия появилась в Европе, самую большую популярность она приобрела в штатах. В 1639 году последователи вероучения основали поселение Род-Айленд . Здесь они провозгласили свободу вероисповедания и основали баптистские церкви.

Получив возможность свободно исповедовать свое учение, баптисты активно занялись миссионерством. Причем не только среди белых, но и среди индейцев и чернокожих жителей. Особый успех баптистские проповеди имели среди чернокожих, и по сей день в США существует множество баптистских общин именно для афроамериканцев.

В Европе баптистские объединения получили большое развитие лишь в 19 веке. Поначалу общины появились в Германии и Франции. Лишь позже, благодаря усиленной работе миссионеров, это вероучение проникло в Скандинавские и другие европейские страны и там закрепилось.

Основные религиозные направления

Среди баптистов существуют два главных течения : общее и частное. Общие баптисты придерживаются мнения, что Иисус Христос искупил грехи всего человечества, без исключения. Чтобы спастись, люди должны работать, руководствуясь в жизни принципами божественной воли.

Частные баптисты, напротив, полагают, что Иисус Христос искупил грехи некоторых . И христианин может спастись только благодаря божьему промыслу, а не по своей воле.

В Российской империи баптистские общины начали формироваться в 19 веке, прежде всего, на периферии: на Кавказе, на юго-востоке Украины и т.д. Позже они появились и в столице. В России больше распространены идеи общих баптистов, а в США преобладают частные баптисты-кальвинисты.

Появление в наше время большого количества сект и еретических учений побуждает нас дать православному христианину возможность познакомиться с учением Святой Православной Церкви относительно некоторых из этих заблуждений.

Предлагаем вниманию благочестивых христиан эту небольшую брошюру, изданную в свое время оптинскими старцами. Надеемся, что она поможет утвердиться в Святой Православной Вере и вооружиться против лжеучителей, особенно активизирующих свою деятельность сейчас – в период духовного преобразования общества.

Да укрепит всех нас Господь наш во всяком благочестии и чистоте.


Происхождение их

Первоначальное название их было анабаптисты, то есть перекрещенцы, так как крещение, принятое в детстве, секта считала недействительным и крестила вновь. Эта секта, одна из буйных, есть порождение западной реформации XVI века. Пастор Фома Мюнцер (1523 г.) считал католичество и протестантство не только бесполезными, но даже опасными, потому что они исказили заповеди Божии. Поэтому призвал новое поколение, вразумленное Его Духом. Проповеди Мюнцера льстили страстям человеческим, народ стремился слушать их, и последователи Мюнцера все были перекрещены. Вскоре земледельцы во Франконии, в числе более сорока тысяч, возмутились против владельцев, но бунтовщики были разбиты. Мюнцер взят в плен и казнен. В 1533 г. анабаптисты произвели новое смятение в Вестфалии в г. Мюнстере, где, низложив градоправительство и овладев городом, провозгласили царем нового Сиона портного подмастерья Иоанна Лейденского. Войско Епископа Мюнстерского осадило город, Иоанн Лейденский и его сподвижники взяты в плен и преданы мучительной смерти. В числе, замечательных лжепророков у анабаптистов в половине XVI века был Мельхиор Гофман, давший свое имя особенной секте; он распространял многие бредни о тысячелетнем царстве и умер в Страсбурге, где был заключен в тюрьму за свои поучения. Но самое сильное и продолжительное влияние на своих единоверцев имел Симонид Меннон, Фрисландский католический священник, принявший учение Лютера; он соединил анабаптистов в общину и шаткие их верования заменил учением положительным.

Кроме голландской и германской сект анабаптистов, существует секта баптистов в Англии, Шотландии и северной Америке. С начала XVII века они могли уже соединяться в общины; основные их мнимые : крещение только взрослых и вера в Искупителя Христа без дел. Затем они отвергают Апостольскую Соборную , Таинства, Иерархию, Священное Предание, посты, монашество и весь вообще церковный строй; также почитание Пресвятой Богородицы, призывание святых, почитание мощей, икон и молитвы за усопших.

Учение баптистов произошло из западной Реформации, эпохи борьбы страстей человеческих. Они явились на мировом поприще в качестве самозваных проповедников и учителей, нарушая тем божественный порядок, положенный Основателем христианства Господом Иисусом Христом; ибо Он сказал Апостолам, а в лице их преемникам: Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас (), и как говорит апостол Павел: Никтоже сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон ().

Итак, секта баптистов есть явление ближайших времен; явились они со своей проповедью сами собой, без божественного свидетельства, чем и оправдали слова Спасителя: Кто не дверью входит во двор овчий, но прелазит инуде, тот вор и разбойник ().

Вот неосновательность их учения:

О крещении только взрослых

Баптисты, не крестя младенцев, забывают, что в ветхозаветной Церкви было установлено Богом обрезание, в осьмый день по рождении с наречением имени (). Оно было знаком вступления с Богом в завет, соединение с Ним в духе и наследие обетов Его. Оно, как дело великое, необходимое, было ограждено угрозой: «Необрезанного в осьмый день отсечется душа от народа своего» (). Оно служило прообразом крещения, которое есть возрождение в жизнь духовную, святую, – о опущении которого строго сказано: «Аще кто не родится водою и Духом не может внити в Царствие Божие» (). Поэтому младенец, до возраста умерший, то есть не крещеный, остается вне обетований. В Священном Писании нет запрещения крестить младенцев, напротив, есть ясные указания на примеры крещения детей: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа, для прощения грехов; и получите дар св. Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим» (). Сектанты говорят, что дети и без крещения чисты от первородного греха, им прощены грехи ради Имени Иисуса (), они святы (); но ведь и мир искуплен кровью Христа (), а может ли он спастись без крещения? Нет, как выше сказано ().

О вере и делах

Вера есть сердечное влечение человека к Богу: «Имейте веру Божию, потому говорю вам: все, что ни будете просить в молитве, верьте, что получите, и будет вам» ().

Вера – также познание о Боге: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, Единого истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа» (). Вера сердечная может быть и у язычников, как, например, у сотника () и у жены хананеянки (); дела добрые также могут быть и у язычников, как у сотника Корнилия (). Следовательно, кто имеет веру сердечную и добрые дела, но не имеет истинного вероучения, тот подобен доброму язычнику, но не есть истинный христианин, а потому сектанты, не имеющие истинного вероучения, не могут наследовать царствие небесное, ибо сказано: «дабы мы не были более младенцами, колеблющимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» (). И в другом месте Апостол Павел ясно говорит: «Аще мы, или Ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом, анафема да будет» (). И вот, баптисты самоуверенно учат, что оправдание человека заключается в одной вере без дел, ссылаясь на то, что Христос принес жертву за грехи людей на все времена, и таким образом обходят молчанием учение о добрых делах Спасителя и Апостолов. Христос в Нагорной проповеди , поучая народ добрым делам, вменял в обязанность ему доходить в них до совершенства: «Будите убо вы совершении, якоже Отец ваш небесный совершен есть» (), – и на Страшном суде, по учению Спасителя, оправдают верующих только дела (). Апостол Иаков говорит: «Вера, Аще дел не имать мертва есть о себе» (). Апостол Павел, поучая Коринфян добрым делам, в пример им показывает Апостольские дела: «Во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах. Под ударами в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах» . Такие же подобные дела Апостол исчисляет в послании к евреям (). Но баптисты против таких ясных и очевидных истин выставляют ложь, по истине: «Солга неправда себе» (), то есть по св. Афанасию: «изнемогла неправда».

О Церкви

«Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их» (). Этим изречением баптисты прикрывают самовольное сборище свое, но состав Церкви совсем иной: "И Он (Христос) поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями. К совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова» (). Вечность Церкви: «И Я говорю тебе: ты Петр, и на сем камне Я создам Мою, и врата ада не одолеют ея» (); «Я с вами во все дни до скончания века» (). Единство Церкви: «И так вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу. Быв утверждены на основании Апостолов и Пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» (). «Един Господь, едина вера, едино крещение» (). Святость Церкви: свята, потому что освящена Иисусом Христом чрез Его учение, молитву, страдания и чрез таинства: «Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина. Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир. И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною. Не о них же только молю, но и о верующих в Меня, по слову их; да будут все едино: как Ты, Отче во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (). Но в Церкви Христовой могут быть и грешники, как видно из Апокалипсиса; ибо Церковь Ефесская упрекается в том, что оставила прежнюю любовь (), – Пергамская в том, что есть там Николаиты (). Таинства Церкви: Иоанн Златоуст говорит: «Как Сын Божий – нашего естества, так и мы – Его сущности; и как Он имеет нас в Себе, так и мы имеем Его в себе». Это совершается в Крещении и поддерживается покаянием и причащением. Также говорит блаженный Феодорит : «Как Ева создана из Адама, так и мы из Владыки Христа. С Ним погребаемся и возстаем в крещении, ядим тело Его и пием кровь Его: «ядый Мою плоть и пияй Мою кровь, имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день» (). Вне Церкви нет спасения, как сказал Христос: «Если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (). После сего, что же собрание баптистов? Это те, которые говорят, что они истинные христиане, но не суть таковы, а лгут; это сатанинское сборище ().

О Иерархии

Сектанты называют себя святыми, относя к себе изречение: «И сотворил есть нас цари и иереи Богу и Отцу своему» (); но это сказано в Ветхом Завете условно: «если будете соблюдать завет Мой, то будете царством священников и народом святым» (). Иерархия имеет историческое происхождение, начало ее положено Самим Богом, призвавшим Аарона и сынов его для священнодействия в Скинии (); достоинство ее ограждено грозным наказанием: «Если приступит кто посторонний, предан будет смерти» (). Но священство ветхозаветное, как несовершенное, заменено совершеннейшим священством Христовым, которое есть неотменяемое, вечное, ибо укреплено клятвою Бога; «Клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (). Устрояя Иерархию, Христос даровал только Апостолам, а в лице их преемникам, право учить людей вере, совершать для них таинства и управлять их ко спасению. Явившись по Воскресении ученикам, Христос сказал: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле; итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се Я с вами во все дни до скончания века» (). В Церкви Христовой постановлено три степени священства: епископская (), пресвитерская (), диаконская (). Самозваных учителей Апостолы называют лжеучителями, лжеапостолами, лукавыми делателями. Апостол Петр говорит: «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубныя ереси и, отвергаясь искупившаго их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель» (), также Апостол Павел говорит: «Лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И не удивительно, потому что сам Сатана принимает вид ангела света» (). Итак, Слово Божие в конец низлагает учителей баптистов, также 6-е правило Гангрского собора гласит: «Аще кто кроме Церкви особо собрания составляет и, презирая , церковная творити хощет, не имея с собою пресвитера по воле Епископа, да будет под клятвою». К сожалению, сектанты имеют уши и не слышат.

О Священном предании

Моисей пред получением закона постился сорок дней, хлеба не ел и воды не пил (). Христос, поучая об изгнании злых духов, сказал: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (). Образец великого постника и пустынника Спаситель показал так: «Истинно говорю вам, из рожденных женами не восставал больше Иоанна Крестителя» (). Польза поста состоит в том, что он обуздывает плотоугодие и способствует упражнению в молитве, баптисты же стоят за противоположное, что способствует только телесной жизни. Монашество есть высшая духовная жизнь, уподобление Ангельской жизни; пример ее показал , как сказано: «И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями, и Ангелы служили Ему» (; ). Так поступали и монашествующие подвижники во все времена христианской истории. «Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, и ущельям земли» (). Поистине это были мужи высокого духа; подвиги их состояли в прославлении Бога, в душевной помощи и утешении ближних; кроме сего они были прозорливцами и молитвенниками о спасении людей, они были «свет миру, соль земли» , дела их хранит история на своих скрижалях.

Баптисты говорят, что для спасения достаточно одного Священного Писания , которое всякий имеет право понимать и объяснить по своему убеждению; но при таком условии разве возможно общее согласие и единение? Разве не Писание говорит: «Старайтесь сохранять единство духа в союзе мира. Один Господь, одна вера, одно крещение» (), то есть путь к единению открывает вера, которая у всех единая, как бы одноречива. Такое понятие вытекает и из слов Спасителя: «Да будут вси едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и тии да будут в Нас едино» (). Может ли это быть в обществе, где каждый имеет свою точку зрения, где способность понимания разнообразна до бесконечности? И такая нелепость называется учением! Впрочем, и все учение баптистов есть дерзкая нелепость. «Я спасен», неистово говорят они, внушаемые духом лестчим, довольные своим кощунством.

Молитвенные их собрания ограничиваются пением, чтением и проповедью; в конце всего бывает обряд преломления хлеба: хлеб и вино в этом обряде есть ничто иное, как знак Тела и Крови Христовой: на столе полагается искрошенный хлеб и вино, налитое в бокалы, и старший из братии предлагает всем вкушать. Таким образом таинство Евхаристии, установленное Иисусом Христом на Тайной Вечери и заповеданное Апостолам и в лице их преемникам сими словами: «Сие творите в Мое воспоминание» (), баптисты кощунственно изображают на своем собрании и святотатственно принимают на себя вид строителей Таин Божиих.

Итак, баптисты есть выходцы не отдаленного времени. Они не посланные Богом, а пришедшие сами собой, в качестве самозваных учителей. Отличие их явное: они не дверью вошли, то есть не по преемству от Апостолов, а как тати (воры) и разбойники (), чтобы похищать и погублять простодушных и несведущих из стада Христова. Весь труд их лжеучения состоит в том. чтобы обольстить слушателя, что путь до неба близкий и спокойный: «Ты только веруй, что искуплен Христом, и ты спасен». Умалчивая сказанное Спасителем: «Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь» (); но по своей дерзости, имея сожженную совесть, сектанты не себя подчиняют Евангелию, а Евангелие подчиняют своему лжетолкованию и вместо истинного учения приносят возмутительную ложь и слова лукавые, которыми мнят оправдать свои злые помыслы. Сравнивая православную и общину баптистов, мы видим, что история Церкви Апостольской, во все времена до наших дней, имеет сонмы святых мужей и жен, которые, как звезды на небе, сияют небесной славой и чудодейственной силой; тогда как прошедшее и настоящее баптистов не имеет на себе божественного свидетельства; это люди, живущие по стихиям мира, называя себя мудрыми, обезумели (); ибо по своей гордости впали в злую ересь и, кроме фанатизма, ничего не могут представить достойного для жизни высшего порядка. Поэтому, братие, знайте, какая есть опасность внимать еретическим учениям, когда соборы святых Отцев запрещают, даже под угрозою церковного запрещения, молиться с иудеями в синагогах, или с еретиками в их собраниях . Сектанты не могут понять, что противоречие ясной и доказанной истине, как и отвержение Апостольской Церкви, то есть православной веры, есть хула на Святого Духа, – не простительный в сей и будущий век. Об избавлении от таких людей молился Пророк Давид (); а нам в предостережение дал заповедь Апостол Павел: «Если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (). Зная, что «Церковь Апостольская есть столп и утверждение истины» (), бежим от людей, живущих и действующих под клятвою.