Святитель игнатий мариупольский, митрополит. Святитель игнатий мариупольский, митрополит Игнатий мариупольский мощи

Ро-ди-ной бу-ду-ще-го свя-то-го был ост-ров Фер-мия в Гре-ции, где он ро-дил-ся в на-ча-ле XVIII ве-ка в знат-ном ро-де Го-за-ди-ни. С юных лет он вос-пи-ты-вал-ся на свя-той го-ре Афон, свое-об-раз-ном "мо-на-ше-ском го-су-дар-стве", где под-ви-зал-ся его близ-кий род-ствен-ник. Там же, по-лю-бив ино-че-скую жизнь, он и при-ни-ма-ет мо-на-ше-ский по-стриг. По-сте-пен-но он ста-но-вит-ся свя-щен-ни-ком, а за-тем и епи-ско-пом.

В 1769 го-ду вла-ды-ка воз-глав-ля-ет в Та-ври-де Гот-фей-ско-Ке-фай-скую епар-хию. В то вре-мя Крым еще не был при-со-еди-нен к Рос-сий-ской им-пе-рии и был управ-ля-ем крым-ско-та-тар-ски-ми ха-на-ми-му-суль-ма-на-ми. Пра-во-слав-ным жи-те-лям, пре-иму-ще-ствен-но гре-кам, при-хо-ди-лось по-сто-ян-но пре-тер-пе-вать от му-суль-ман при-тес-не-ния и жить под угро-зой рас-пра-вы.

Вла-ды-ка Иг-на-тий по-се-лил-ся в ски-ту воз-ле гре-че-ско-го се-ле-ния Ма-ри-а-но-поль, непо-да-ле-ку от Бах-чи-са-рая - ре-зи-ден-ции крым-ских ха-нов. Мно-го лет про-дол-жа-лось его пол-ное ли-ше-ний и опас-но-стей слу-же-ние по окорм-ле-нию пра-во-слав-ных, но, осо-знав ско-рую воз-мож-ность пол-но-го ду-хов-но-го по-ра-бо-ще-ния, а воз-мож-но и физи-че-ско-го уни-что-же-ния сво-ей паст-вы, свя-ти-тель об-ра-тил-ся к рус-ско-му пра-ви-тель-ству с про-ше-ни-ем при-нять крым-ских хри-сти-ан в рус-ское под-дан-ство и дать им зем-лю для по-се-ле-ния. Ца-ри-ца Ека-те-ри-на II да-ла со-гла-сие, и 23 ап-ре-ля 1778 вла-ды-ка Иг-на-тий по-сле ли-тур-гии в пе-щер-ном хра-ме Свя-то-Успен-ско-го ски-та при-звал всех вер-ных хри-сти-ан го-то-вить-ся к ис-хо-ду из мно-го-ве-ко-во-го пле-не-ния. По все-му по-лу-ост-ро-ву бы-ли разо-сла-ны гон-цы, но что са-мое уди-ви-тель-ное - не на-шлось ни од-но-го пре-да-те-ля, и под-го-тов-ку уда-лось со-хра-нить в тайне от вла-стей.

В июне то-го же го-да око-ло трид-ца-ти ты-сяч че-ло-век по-ки-ну-ли Крым. Та-та-ры не по-сме-ли им по-ме-шать, ибо ис-ход "при-кры-вал" сам Алек-сандр Су-во-ров, хо-ро-шо зна-ко-мый му-суль-ма-нам пол-ко-во-дец. В нелег-ком пу-ти на гре-ков об-ру-ши-лись ли-ше-ния, го-лод и да-же неиз-вест-ная страш-ная эпи-де-мия, но свя-ти-тель мо-лил-ся свя-щен-но-му-че-ни-ку Ха-ра-лам-пию, явив-ше-му-ся ему в ви-де-нии пе-ред этим, и бо-лезнь уда-лось пе-ре-не-сти.

На рус-ском бе-ре-гу Азов-ско-го мо-ря гре-ки ос-но-ва-ли го-род и на-зва-ли его Ма-ри-у-поль, "го-род Ма-рии", в честь Ца-ри-цы Небес-ной, их По-кро-ви-тель-ни-цы на нелег-ком пу-ти. Те-перь, став рус-ски-ми под-дан-ны-ми, они мог-ли бес-пре-пят-ствен-но ис-по-ве-до-вать свою ве-ру, но, как это обыч-но бы-ва-ет, жизнь на но-вом ме-сте все-гда свя-за-на с труд-но-стя-ми, тя-го-та-ми, ли-ше-ни-я-ми, и мно-гие ма-ло-душ-ные на-ча-ли упре-кать сво-е-го епи-ско-па в том, что рань-ше им жи-лось про-ще и сыт-нее. Эти уко-ры бы-ли для серд-ца свя-ти-те-ля как ост-рые ра-ны, ибо он мно-го лет за-бо-тил-ся о сво-ей пастве и все-гда учил ее преж-де все-го со-хра-нять свою ве-ру, а не толь-ко ма-те-ри-аль-ное бла-го-по-лу-чие. С тя-же-лой скор-бью и хри-сти-ан-ской кро-то-стью в от-вет на эти упре-ки он ушел из го-ро-да и по-се-лил-ся в ше-сти вер-стах от него в ка-мен-ной ке-лии, где и пре-ста-вил-ся ко Гос-по-ду 3 фев-ра-ля (ста-ро-го сти-ля) 1786 го-да, а те-ло его бы-ло по-гре-бе-но в пер-вом Ма-ри-у-поль-ском хра-ме во имя свя-то-го Ха-ра-лам-пия.

По-сте-пен-но па-мять свя-ти-те-ля на-ча-ла об-ре-тать бла-го-дар-ных ис-сле-до-ва-те-лей, и на его мо-ги-ле ста-ли слу-жить-ся па-ни-хи-ды, а о его жиз-ни - про-во-дить-ся изыс-ка-ния. Но по-сле ре-во-лю-ции, ко-неч-но, все это бы-ло пре-да-но за-бве-нию, и в 1936 го-ду Свя-то-Ха-ра-лам-пи-ев-ский со-бор был раз-ру-шен, а гроб с те-лом свя-то-го - вскрыт. То-гда и бы-ло об-на-ру-же-но, что мо-щи его нетлен-ны. К со-жа-ле-нию, они не со-хра-ни-лись до на-ших дней це-ли-ком. Во вре-мя осво-бож-де-ния Ма-ри-у-по-ля от фа-шист-ских за-хват-чи-ков го-род го-рел и свя-тые мо-щи по-стра-да-ли в огне. Оста-лась лишь неболь-шая ча-сти-ца, ко-то-рая и хра-нит-ся сей-час в Свя-то-Ни-ко-ло-Пре-об-ра-жен-ском хра-ме Ма-ри-у-по-ля.

Пол-ное жи-тие свя-ти-те-ля Иг-на-тия Ма-ри-у-поль-ско-го

Вот уже бо-лее двух сто-ле-тий на бе-ре-гу Азов-ско-го мо-ря сто-ит слав-ный го-род Ма-ри-у-поль. На-зван он в честь Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы - Де-вы Ма-рии. Ос-но-ва-те-лем Ма-ри-у-по-ля яв-ля-ет-ся свя-ти-тель Иг-на-тий Ма-ри-у-поль-ский, мит-ро-по-лит Гот-фей-ский и Ке-фай-ский.

В тя-же-лые дни стра-да-ний крым-ских гре-ков, на-хо-дя-щих-ся под игом же-сто-ко-го ага-рян-ско-го нече-стия, ко-гда неот-вра-ти-мо на-вис-ла над ни-ми угро-за уни-что-же-ния за ис-по-ве-да-ние ве-ры Хри-сто-вой, Бог по-слал им ве-ли-ко-го свя-ти-те-ля, Сво-е-го пре-дан-но-го слу-гу.

И тот всем серд-цем и ра-зу-ме-ни-ем воз-лю-бил Бо-га и ближ-не-го и стал для стра-даль-цев тем Мо-и-се-ем, ко-то-рый вер-нул им пра-во на жизнь, из-ба-вил от на-вис-шей смер-тель-ной угро-зы от рук му-суль-ман-ских пра-ви-те-лей.

Еще при жиз-ни мит-ро-по-лит Иг-на-тий го-во-рил: "Через Цер-ковь и от Церк-ви ис-хо-дит уже небес-ное бла-го-сло-ве-ние и оче-вид-ный успех на вся-кие че-ло-ве-че-ские де-ла, ра-бо-ты и пред-при-я-тия". Из-бран-ник Бо-жий ро-дил-ся в Гре-ции на ост-ро-ве Фер-мия в знат-ном бла-го-че-сти-вом ро-де Га-за-ди-ни в на-ча-ле 10-х го-дов XVIII сто-ле-тия. Вос-пи-ты-ва-ясь с юных лет на Свя-той го-ре Афон, где мо-на-ше-ский по-двиг нес один из его близ-ких род-ствен-ни-ков, он всем серд-цем вос-при-нял ино-че-ское жи-тие с от-ре-че-ни-ем от мир-ской су-е-ты. По-то-му еще в юных ле-тах он при-ни-ма-ет мо-на-ше-ский по-стриг с име-нем Иг-на-тий. Прой-дя все иерар-хи-че-ские сте-пе-ни свя-щен-ства, вплоть до епи-скоп-ско-го са-на, он про-явил се-бя как доб-рый пас-тырь, за что снис-кал лю-бовь и ува-же-ние па-со-мых. И Кон-стан-ти-но-поль-ский Пат-ри-арх от-ме-тил доб-рое слу-же-ние на ни-ве Бо-жи-ей, по-ста-вив Иг-на-тия на долж-ность чле-на Пат-ри-ар-ше-го Син-кли-та. Совре-мен-ни-ки ха-рак-те-ри-зо-ва-ли его как "му-жа чест-но-го, бо-го-бо-яз-нен-но-го, доб-ро-го нра-ва, скром-но-го по внеш-не-му ви-ду и по-ве-де-нию, це-ло-муд-рен-но-го, бди-тель-но-го, ве-ду-ще-го се-бя, при-лич-но ан-гель-ско-му об-ра-зу, бла-го-че-сти-во-го, об-ла-дав-ше-го до-ста-точ-ным опы-том в ве-де-нии цер-ков-ных дел и от-ли-чав-ше-го-ся бо-га-ты-ми при-род-ны-ми спо-соб-но-стя-ми. В 1769 го-ду Вла-ды-ка ста-но-вит-ся пре-ем-ни-ком по-чив-ше-го в Бо-зе Прео-свя-щен-но-го Ге-део-на и воз-глав-ля-ет в Та-ври-де Гот-фей-ско-Ке-фай-скую ка-фед-ру. Имен-но здесь над-ле-жит ему со-вер-шить ве-ли-кое де-ло ис-хо-да пра-во-слав-ных гре-ков из та-тар-ско-го Кры-ма в хри-сти-ан-скую зем-лю При-азо-вья. Он по-се-лил-ся в ски-ту воз-ле гре-че-ско-го се-ле-ния Ма-ри-а-но-по-ля - непо-да-ле-ку от Бах-чи-са-рая, где бы-ла ре-зи-ден-ция крым-ских ха-нов. Семь труд-ных лет управ-лял здесь ка-фед-рой свя-ти-тель Иг-на-тий, воз-но-ся слез-ные мо-лит-вы у пре-сто-ла Бо-жия за при-тес-ня-е-мую паст-ву. Осо-зна-вая на-вис-шую над пра-во-слав-ны-ми угро-зу ду-хов-но-го и физи-че-ско-го уни-что-же-ния, он на-чал пе-ре-го-во-ры с рос-сий-ским пра-ви-тель-ством и до-бил-ся при-ня-тия в рос-сий-ское под-дан-ство крым-ских хри-сти-ан. 23 ап-ре-ля (6 мая н. ст.) 1778 го-да, в день па-мя-ти свя-то-го ве-ли-ко-му-че-ни-ка и по-бе-до-нос-ца Ге-ор-гия, в пе-щер-ной церк-ви Свя-то-Успен-ско-го ски-та он при-звал вер-ных на-чать под-го-тов-ку к ис-хо-ду из стра-ны раб-ства и уни-же-ния. Гон-цы по все-му по-лу-ост-ро-ву опо-ве-сти-ли еди-но-вер-цев, и не на-шлось ни од-но-го пре-да-те-ля, по-это-му ту-рец-ко-та-тар-ские вла-сти Кры-ма ни-че-го не узна-ли о го-то-вя-щем-ся со-бы-тии и не су-ме-ли ему по-ме-шать. В июне, оста-вив свои до-ма и мо-ги-лы пред-ков, с ве-ли-кой свя-ты-ней - ико-ной Бо-жи-ей Ма-те-ри "Оди-гид-рия", на-хо-див-шей-ся в Бах-чи-са-рай-ском Успен-ском мо-на-сты-ре - они вы-шли в путь.

Во-ен-ной сто-ро-ной де-ла ру-ко-во-дил Алек-сандр Су-во-ров, а ду-хов-но-адми-ни-стра-тив-ной - Вла-ды-ка Иг-на-тий. Бо-лее трид-ца-ти ты-сяч че-ло-век по-ки-ну-ли пре-де-лы ту-рец-ко-та-тар-ско-го Кры-ма. За про-яв-лен-ные по-дви-ги му-же-ство им-пе-ра-три-ца Ека-те-ри-на на-гра-ди-ла свя-ти-те-ля вы-со-кой на-гра-дой - брил-ли-ан-то-вой па-на-ги-ей. Бла-го-да-ря мо-лит-вам ар-хи-пас-ты-ря, бе-жен-цы во вре-мя стран-ство-ва-ния пре-одоле-ва-ли и труд-но-сти, и страш-ные бо-лез-ни.

Так, ко-гда на-стиг-ла их в пу-ти неиз-вест-ная страш-ная эпи-де-мия, он мо-лил-ся свя-щен-но-му-че-ни-ку Хар-лам-пию, ко-то-рый пе-ред этим ему явил-ся в ви-де-нии. На рус-ском бе-ре-гу Азов-ско-го мо-ря, где оста-но-ви-лись пе-ре-се-лен-цы, по бла-го-сло-ве-нию мит-ро-по-ли-та Иг-на-тия был за-ло-жен го-род Ма-ри-у-поль.

Здесь ос-но-вал он но-вую ка-фед-ру как пра-вя-щий ар-хи-ерей под омо-фо-ром Рус-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви. Го-род стро-ил-ся в честь Ца-ри-цы Небес-ной - их По-кро-ви-тель-ни-цы в пу-ти сле-до-ва-ния и даль-ней-шей жиз-ни на но-вом ме-сте. Став рос-сий-ски-ми под-дан-ны-ми и сво-бод-ны-ми людь-ми, жи-вя под по-кро-ви-тель-ством и за-щи-той Пра-во-слав-ной дер-жа-вы, крым-ские бе-жен-цы те-перь уже бес-пре-пят-ствен-но мог-ли ис-по-ве-до-вать ве-ру Хри-сто-ву.

Пер-вей-шей за-бо-той мит-ро-по-ли-та Иг-на-тия ста-ло устро-е-ние ду-хов-ной жиз-ни па-со-мых. Но тя-го-ты и ли-ше-ния на но-вом ме-сте, опас-ность на-па-де-ния от ту-рец-ко-го де-сан-та, неред-ко вы-са-жи-вав-ше-го-ся на по-бе-ре-жье с це-лью вер-нуть бе-жав-ших сво-их ра-бов, - все это вы-зы-ва-ло ро-пот и ма-ло-ду-шие лю-дей. Они на-ча-ли об-ви-нять свя-ти-те-ля во всех сво-их бе-дах и нестро-е-ни-ях. Это тя-же-лей-шее ис-пы-та-ние свя-ти-тель пре-воз-мог мо-лит-вой и кро-то-стью. Он по-се-лил-ся в ше-сти вер-стах от го-ро-да в по-стро-ен-ной им ка-мен-ной ке-лии.

16 фев-ра-ля 1786 го-да по-сле двух-не-дель-ной бо-лез-ни Вла-ды-ка ото-шел к Гос-по-ду. По-хо-ро-нен он был си-дя-чим в крес-ле (по гре-че-ско-му обы-чаю) в пер-вом ма-ри-у-поль-ском хра-ме - в со-бо-ре свя-то-го Хар-лам-пия, позд-нее на-зы-вав-шим-ся Ека-те-ри-нин-ской (гре-че-ской) цер-ко-вью. Над ме-стом за-хо-ро-не-ния был уста-нов-лен бал-да-хин.

Через неко-то-рое вре-мя имя свя-ти-те-ля, до-се-ле на-хо-див-ше-е-ся в по-лу-за-бве-нии, вновь про-бу-ди-ло бла-го-дар-ную па-мять о нем у пра-во-слав-ных При-азо-вья. Па-ни-хи-ды на мо-ги-ле пра-вед-ни-ка со-би-ра-ли мно-же-ство лю-дей, про-во-ди-лись чте-ния и ис-то-ри-че-ские изыс-ка-ния о его жиз-ни и тру-дах.

Но при-шли го-ды страш-но-го ате-и-сти-че-ско-го то-та-ли-тар-но-го ли-хо-ле-тья, по-пра-ния свя-тынь и го-не-ний на Свя-тую Ве-ру Хри-сто-ву. Храм, в ко-то-ром на-хо-ди-лись мо-щи свя-ти-те-ля, был раз-ру-шен, а са-ми мо-щи пе-ре-не-се-ны в под-вал кра-е-вед-че-ско-го му-зея.

Во вре-мя ок-ку-па-ции, ко-гда вновь бы-ли от-кры-ты хра-мы, мо-щи Иг-на-тия Ма-ри-у-поль-ско-го пе-ре-нес-ли в цер-ков-ное зда-ние. Вот как вспо-ми-на-ет об этом свя-щен-ник Ва-си-лий Мул-тых:

"О том, что в под-ва-ле кра-е-вед-че-ско-го му-зея на-хо-дят-ся свя-тые мо-щи мит-ро-по-ли-та Иг-на-тия, за-сы-пан-ные му-со-ром, по-чти ни-кто не знал. Там они на-хо-ди-лись со дня за-кры-тия гре-че-ской Церк-ви. Ко-гда ста-ло из-вест-но об их ме-сто-на-хож-де-нии, ре-ши-ли их под-нять из под-ва-ла. Во вре-мя ок-ку-па-ции в од-ном из клу-бов на Ма-ри-ин-ске был от-крыт при-ход, в ко-то-ром слу-жи-ли два оп-тин-ских мо-на-ха: ар-хи-манд-рит Ди-мит-рий и иеро-мо-нах Ана-ний. Бла-го-чин-ный о. Ки-при-ан по-ру-чил этим двум мо-на-хам при-ве-сти в по-ря-док свя-тые мо-щи. Они по-шли в под-вал му-зея и удо-сто-ве-ри-лись, что мо-щи на-хо-дят-ся там. За-тем, ко-гда по-шли во вто-рой раз, взя-ли ме-ня с со-бой. Ко-гда мы спу-сти-лись в под-вал, я уви-дел, что свя-тые мо-щи мит-ро-по-ли-та Иг-на-тия нетлен-ны. Труд-но бы-ло пред-ста-вить, что 155 лет на-зад его ду-ша оста-ви-ла это те-ло; ес-ли бы не му-сор и та окру-жа-ю-щая об-ста-нов-ка, мож-но бы-ло бы по-ду-мать, что, си-дя в крес-ле, Свя-ти-тель глу-бо-ко за-снул. Он си-дел в крес-ле в том по-ло-же-нии, что и в мо-мент изъ-я-тия без-бож-ни-ка-ми из гре-че-ской Церк-ви. Се-дая го-ло-ва бы-ла на-кло-не-на немно-го в пра-вую сто-ро-ну, ле-вая ру-ка сви-са-ла, а пра-вая по-ко-и-лась на пе-ри-ле крес-ла. Бо-род-ка у Свя-ти-те-ля бы-ла ред-кая, са-мо об-ла-че-ние при-шло в вет-хое со-сто-я-ние. Осво-бо-див мо-щи от му-со-ра, мы по-ня-ли, что са-мим нам их не под-нять. По-это-му, на дру-гой день, при-гла-сив несколь-ких бо-го-бо-яз-нен-ных лю-дей се-бе в по-мощь, под-ня-ли свя-тые мо-щи на-верх, в фойе му-зея. С иеро-мо-на-хом Ана-ни-ем очи-сти-ли ще-точ-кой их от пы-ли. За-тем, взя-ли свя-тую во-ду и ват-кой, осто-рож-но вы-тер-ли ру-ки, ли-цо, го-ло-ву, о. Ди-мит-рий и иеро-мо-нах Ана-ний сши-ли ар-хи-ерей-ское об-ла-че-ние и мит-ру. Ко-гда все бы-ло го-то-во, объ-яви-ли о пе-ре-не-се-нии Свя-тых Мо-щей в Ка-фед-раль-ный Со-бор. В тот день со-бра-лось мно-же-ство на-ро-да и при уча-стии хо-ра, ду-хо-вен-ства, свя-тые мо-щи тор-же-ствен-но пе-ре-нес-ли в Со-бор. На несколь-ко дней они бы-ли до-ступ-ны для по-кло-не-ния, за-тем их пе-ре-нес-ли в ча-сов-ню, ко-то-рая бы-ла устро-е-на внут-ри Со-бо-ра. На ча-совне бы-ла ико-на св. Иг-на-тия Бо-го-нос-ца и бе-лая мра-мор-ная дос-ка, ко-то-рой бы-ла по-кры-та в свое вре-мя мо-ги-ла Свя-ти-те-ля в гре-че-ской Церк-ви со сле-ду-ю-щей над-пи-сью: "Здесь по-ко-ят-ся остан-ки мит-ро-по-ли-та Иг-на-тия Гот-фей-ско-Ка-фай-ско-Ма-ри-у-поль-ско-го". Каж-дый по-не-дель-ник по свя-ти-те-лю Иг-на-тию слу-жи-ли па-ни-хи-ду".

При осво-бож-де-нии Ма-ри-у-по-ля, нем-цы по-до-жгли го-род. Он го-рел, а вме-сте с ним го-ре-ли и свя-тые мо-щи: "При от-ступ-ле-нии, нем-цы по-до-жгли мно-же-ство зда-ний, в чис-ло ко-то-рых вхо-ди-ла пя-ти-этаж-ка, где на-хо-дил-ся Ка-фед-раль-ный Со-бор. Я не мо-гу пе-ре-дать со-сто-я-ние мо-ей ду-ши при ви-де го-ря-ще-го хра-ма и на-хо-дя-щих-ся там свя-тых мо-щей. Ужас охва-ты-вал ме-ня при мыс-ли, что там, в Ка-фед-раль-ном Со-бо-ре, в огне, по-ги-ба-ет по-след-няя свя-ты-ня на-ше-го мно-го-стра-даль-но-го на-ро-да (при-азов-ских гре-ков). Я не мог до-ждать-ся то-го дня, ко-гда утихнет пла-мя. Каж-дый день я при-хо-дил к зда-нию с од-ной це-лью, ско-рее вой-ти в него, чтобы спа-сти мо-щи. Ма-ма за-ме-ти-ла, что я каж-дое утро ухо-жу из до-му, а ей ни-че-го не го-во-рю. Она силь-но пе-ре-жи-ва-ла, в го-ро-де еще бы-ли слыш-ны вы-стре-лы. Ма-ма спро-си-ла: "Ва-ся, ку-да ты по-сто-ян-но ухо-дишь, а мне ни-че-го не го-во-ришь"? Я объ-яс-нил ей, что хо-чу спа-сти остан-ки мит-ро-по-ли-та Иг-на-тия. "Да, хо-ро-шее у те-бя же-ла-ние. Он был ве-ли-ким че-ло-ве-ком для на-ше-го на-ро-да, он спас наш на-род от ба-сур-ма-нов. Иди, сы-нок, и де-лай то, что ты за-ду-мал". Сла-ва Бо-гу, мое же-ла-ние сбы-лось. Огонь угас, я вбе-жал в еще ды-мив-ший-ся Со-бор и, раз-гре-бая ру-ка-ми го-ря-чий пе-пел, пы-тал-ся най-ти хоть что-то остав-ше-е-ся от Свя-ти-те-ля Иг-на-тия. И, бла-го-да-ря Те-бе, Гос-по-ди, на-шел. Очень хо-тел най-ти че-реп, но не смог про-дол-жить по-иск из-за то-го, что в зда-ние во-шли сол-да-ты. Один из них, уви-дя ме-ня, снял с пле-ча ав-то-мат. Сла-ва Бо-гу, что я успел спря-тать свою на-ход-ку в ку-че пеп-ла. При-шлось объ-яс-нить сол-да-там, что за-шел сю-да по сво-ей нуж-де. Вый-дя из зда-ния, спря-тал-ся за угол. По-сле их ухо-да, быст-ро вы-греб сум-ку с ко-сточ-ка-ми и от-нес их к ста-ро-сте со-бо-ра Ан-дрею Ива-но-ви-чу, рас-ска-зав ис-то-рию сво-ей на-ход-ки. Сде-лав де-ре-вян-ную ча-со-вен-ку в ви-де гроб-ни-цы, в стек-лян-ную бан-ку по-ло-жил свя-тые мо-щи и свер-ху на-сы-пал немно-го пеп-ла, на са-мой же ча-со-вен-ке по-ста-вил крест и сде-лал на ней над-пись: "Здесь по-ко-ят-ся остан-ки Мит-ро-по-ли-та Иг-на-тия Гот-фей-ско-Ка-фай-ско-Ма-ри-у-поль-ско-го, мо-щи ко-то-ро-го бы-ли со-жже-ны при от-ступ-ле-нии немец-ко-фа-шист-ских ок-ку-пан-тов 10.09.1943 г."

По-сле осво-бож-де-ния Ма-ри-у-по-ля ста-ро-сту сго-рев-ше-го в пя-ти-этаж-ке Со-бо-ра вы-зы-ва-ли в ко-мен-да-ту-ру и пред-ло-жи-ли зда-ние под храм по Мит-ро-по-ли-чьей ули-це, где и от-кры-лась цер-ковь Пре-об-ра-же-ния Гос-под-ня, в ко-то-рую пе-ре-нес-ли остан-ки мо-щей свя-ти-те-ля Иг-на-тия. При по-валь-ном за-кры-тии хра-мов в хру-щев-ские вре-ме-на этот храм то-же за-кры-ли, а свя-тые мо-щи пе-ре-нес-ли в Пор-тов-скую Цер-ковь.

В но-яб-ре 1997 го-да из Пор-тов-ской Церк-ви их тор-же-ствен-но пе-ре-нес-ли в Свя-то - Ни-коль-ский ка-фед-раль-ный Со-бор на Но-во-се-лов-ке, где они на-хо-дят-ся и по се-го-дняш-ний день.

В 1998 го-ду свя-ти-тель Иг-на-тий был при-чис-лен к ли-ку свя-тых Укра-ин-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви.

30 но-яб-ря 2017 го-да Оп-ре-де-ле-ни-ем Освя-щен-но-го Ар-хи-ерей-ско-го Со-бо-ра имя свя-ти-те-ля Иг-на-тия бы-ло вк-лю-че-но в ме-ся-це-слов Рус-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви.

Ис-точ-ник: Пра-во-сла-вие в Ма-ри-у-по-ле

Пастырское послание высокопреосвященного Иоанна, архиепископа Хариупольского, экзарха Патриарха Константинопольского

Архиепископия православных русских церквей в Западной Европе, Экзархат Константинопольского Патриархата, как и другие церковные юрисдикции Запада, с озабоченностью следит за развитием напряженных отношений между Православными Церквями и в то же время с особой остротой переживает их в своей внутренней жизни.

Будучи укорененными в духовном и культурном наследии русской эмиграции, приходы и общины Архиепископии сталкиваются с множеством вопросов со стороны верующих в связи с напряженностью, которая недавно возникла между Московским Патриархатом и Патриархатом Вселенским, в ведении которого мы состоим. Первый из вопросов, с которыми сталкиваются наши священники и наши миряне, - это, безусловно, самый серьезный вопрос о евхаристическом общении.

Московский Патриархат принял одностороннее решение прервать евхаристическое общение с Вселенским Патриархатом, сделав это решение обязательным для всех верующих, клириков и мирян. Для Архиепископии, привыкшей к сослужению с Московским Патриархатом, этот разрыв общения - великое страдание. Фактически, почти ни в один момент истории Архиепископия не находилась в полном разрыве общения с Московским Патриархатом даже в самые мрачные времена ХХ-го века, поскольку Архиепископия, как и весь Вселенский Патриархат, и Московский Патриархат всегда продолжали исповедовать один и тот же символ веры. Именно исповедание веры является мерилом православия наших церквей, и до сих пор ни одна из них не изменяла символа веры.

В силу своего одностороннего (и, на наш взгляд, чрезмерного) характера решение, принятое Священным Синодом Московского Патриархата, очевидно, неприменимо в церквях Архиепископии. В нынешней ситуации наши священники и дьяконы не допускаются к сослужению в церквях, принадлежащих к Московскому Патриархату, хотя им не запрещается посещать эти церкви в личном порядке, незаметно присоединяясь к молитве всей Церкви. Но согласно православной экклезиологии, этот запрет не может относиться к мирянам, то есть, к крещеным православным верующим, которые не являются рукоположенными дьяконами, священниками или епископами. В отношении таинств мирянин в Западной Европе принадлежит к единому соборному Телу Христову, то есть, ко всем юрисдикциям одновременно, а не к одной иерархической структуре, будь то константинопольской, московской или иной.

Крещеные люди не являются собственностью епископов, они - члены единого церковного тела, собранного в том месте, где они находятся. Так, православный верующий Санкт-Петербурга, переселяясь на Крит, перестает быть членом Российской церкви и становится полноправным членом церкви Критской, которая принадлежит к Вселенскому Патриархату. В отличие от клириков, миряне не нуждаются в каноническом отпуске своего епископа при изменении места жительства.

В силу того, что в западных странах множество православных епископских юрисдикций сосуществуют на одной и той же территории, наши верующие в отношении таинств потенциально являются членами всех церковных юрисдикций, исповедующих один и тот же символ веры. Разумеется, верующие могут нести определенные обязанности в том или ином приходе, но это нисколько не уменьшает их принадлежности ко всему телу церковному. Сосуществование нескольких юрисдикций на одной территории, которая часто подвергается критике, представляется в нынешних условиях фактором, побуждающим к единству в таинствах.

Не следует оскорблять благодать Божию, присутствующую и действующую во всех наших Церквях, поскольку в них сохраняется православная вера, даже при возникновении конфликтов. Напротив, нам следует положиться на действие Святого Духа в первую очередь через евхаристическое общение, к которому мы призваны. Мы заверяем духовенство Московского Патриархата в нашей братской любви и надеемся, что как можно скорее сможем снова участвовать в совместных богослужениях. Что касается мирян, мы повторно уверяем их в общении веры и любви и ожидаем у Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа всех православных верующих, желающих отозваться на призыв Господа: «Примите ядите, сие есть тело мое, за вы ломимое во оставление грехов. Пийте от нея вси, сия есть кровь моя, Нового Завета, за вы и за многия изливаемая во оставление грехов».

† Архиепископ ИОАНН Хариупольский, патриарший экзарх православных русских церквей в Западной Европе

Иллюстрация: Архиепископ Хариупольский Иоанн (Реннето) справа/Фото: stcaterina.com

Более 200 лет назад Игнатий Мариупольский прославился тем, что вывел из Крыма в Приазовье греков, пребывавших под татарским гнетом, поселил их на берегах Азовского моря, основав тем самым город Мариуполь и еще 23 населенных пункта, благополучно существующие и поныне.

В эти дни в память о подвиге святого Игнатия проходит своеобразная акция — автопробег на ретро-автомобилях из Бахчисарая (места исхода крымских греков) до Мариуполя, а затем и Донецка. В автопробеге участвуют священники, они везут с собой икону святителя Игнатия Мариупольского. В храмах по пути следования они будут служить молебны в честь этого святого, а также читать лекции и рассказывать людям об Игнатии Мариупольском, чтобы ширилось его почитание. А ведь при жизни святителя Игнатия, да и первые сто лет после его смерти имя этого человека мало что говорило простому народу… Более того, выведенные из Крыма греки далеко не все были довольны изменениями в своей судьбе, ведь они покинули цветущий Крым и начали осваивать нетронутые земли. Однако масштаб совершенного Игнатием Мариупольским объективно оценили его дальние потомки и прославили его в лике святых.

От Черного моря к Азовскому

О жизни Игнатия Мариупольского сведений сохранилось не так уж и много. Известно, что родился он в 1715 году на греческом острове Фермия (нынешний Китнос) в знатной благочестивой семье Гозадини. Родители назвали его Иаковом. Остров Фермия в то время находился под властью турок. Покоренные иноверцами греки хотя и имели определенные гражданские и религиозные права, но никогда не забывали отом, что их родина была в прошлом центром всего православного мира. Они мечтали о ее возрождении и в этой надежде воспитывали детей.

Образование Иаков получил в Венеции, в созданной там Греческой коллегии.

После школы он взял благословение у родителей и отправился на Святую Гору Афон, где монашеский подвиг нес один из его близких родственников. Там еще юношей он принял монашеский постриг с именем Игнатий в честь великого святого Игнатия Богоносца. Затем он прошел все иерархические степени священства и получил епископский сан.

Современники характеризовали святителя Игнатия как «мужа честного, богобоязненного, доброго нрава, скромного по внешнему поведению и душевному расположению, монаха с юности целомудренного, бдительного, ведущего себя прилично ангельскому образу, благочестивого, обладавшего достаточною деловитостью и опытностью в ведении церковных дел».

В 1769 году по решению священноначалия святитель Игнатий в сане митрополита возглавил в Тавриде Готфейско-Кафайскую кафедру. Он поселился в Свято-Успенском монастыре недалеко от Бахчисарая. Здесь и пригодились ему его природные организаторские способности, подмеченные его современниками. За семь лет, проведенные здесь, святитель Игнатий неоднократно становился свидетелем притеснения крымских греков татарским населением. Однако опасность была не только физическая: святитель Игнатий с горечью отмечал, что часть греческого населения — исконного носителя православия — отатаривается… И тогда владыка начал писать императрице Екатерине с просьбой принять греков-христиан в подданство России. Письма святителя Игнатия попали на благодатную почву. Екатерина II видела в современных ей греках наследников Древней Греции, носителей мощной культуры и спасти их от татарского ига посчитала делом государственной важности. Кроме того, она понимала, что массовый исход греков ослабит экономику Крымского полуострова и Россия сможет установить над ним полный контроль (что вскоре и произошло). Так или иначе, но императрица определила грекам места для проживания на берегу Азовского моря, а великий полководец Александр Суворов оказывал военную поддержку этому исходу.

«Моисей мариупольских греков»

Агитация за переселение среди греков проходила в течение нескольких месяцев в глубочайшей тайне от татар. Примечательно, что не нашлось ни одного предателя: исход греков стал для татар неожиданностью, они не смогли ему помешать.

Так, в июне 1778 года, оставив свои дома и могилы предков и взяв с собой великую святыню — Бахчисарайскую икону Бо-жией Матери «Одигитрия»(«Путеводительница»), греки отправились в путь. С собой они забрали также икону святого Георгия Победоносца из обители на Фиоленте. Тогда около 20 тысяч человек покинули пределы турецко-татарского Крыма.

Путь был нелегким. Как и библейского Моисея, святителя Игнатия, случалось, обвиняли в том, что это по его милости люди терпят лишения похода. Он же терпеливо сносил упреки и постоянно молился. Вскоре среди греков вспыхнула эпидемия неизвестной болезни. Владыка начал молиться священномученику Харлампию, и народ был спасен. И хотя многие роптали, предлагали вернуться назад, сетовали на трудности пути, святитель Игнатий радовался чуду исцеления больных и не впадал в отчаяние от того, что его труды не были оценены по достоинству.

На русском берегу Азовского моря, где остановились переселенцы, по благословению митрополита Игнатия был заложен город Мариуполь, названный в честь Царицы Небесной, Покровительницы христиан в пути и в дальнейшей жизни на новом месте. Владыка перешел под омофор Русской Православной Церкви как викарный архиерей Херсонской и Славянской епархии с сохранением титула митрополита Готфейско-Кафайского. За проявленные подвиг и мужество императрица Екатерина II наградила его бриллиантовой панагией.

На новом месте святителя Игнатия ожидали новые заботы. Он основывал поселения, строил и освящал храмы. Жизнь переселенцев не была безоблачной: на берег нередко высаживались турецкие десанты с целью вернуть бежавших, и многие по-прежнему считали владыку виновным в своих бедах. Тот же переносил все со смирением. Примечательно, что, устраивая жизнь своей паствы, сам святитель жил в убогой землянке. Дом ему построили только тогда, когда вспыхнувший в землянке пожар уничтожил все скудное имущество владыки…

В рукописи архиепископа Гавриила рассказывается о месте, где пребывал святитель Игнатий: «Он избрал для духовного отдохновения особое место — в шести верстах от города вверх по речке , где развел хороший фруктовый сад, выстроив в нем каменную келью для молитвословия. Поблизости оттуда сооружен был также каменный, черепицей крытый домик о пяти окнах. Здесь предполагал преосвященный устроить монастырь во имя великомученика и победоносца Георгия, особенно греками почитаемого, но со смертию его пресеклись и все благородные его преднамерения».

В 1786 году после двухнедельной болезни владыка отошел ко Господу. Похоронен он был в первом мариупольском храме — в соборе святого Харлампия. Но неблагодарность соотечественников еще долго не иссякала как по отношению к святителю, так и к его родне. «Загородный приют преосвященного обветшал, сад заглох крапивою, а келья и молитвенный дом разрушаются. Со смертью его прекратилось и существование в России епархии Готфийской и Кафийской, с ним же и возникшей и продолжавшейся без малого семь лет», — рассказывает архиепископ Гавриил.

Спасение мощей святителя

Со временем благодарные потомки стали возрождать память о святителе Игнатии. Однако вскоре наступило новое испытание: революция, война, разруха.

В 1936 году Свято-Харлампиевский собор Мариуполя был разрушен, а гроб святителя Игнатия вскрыт безбожниками. Тогда же обнаружилось, что мощи его нетленны. Как вспоминают очевидцы, было такое ощущение, что владыка просто уснул, сидя в кресле (по греческому обычаю епископов погребают в сидячем положении). Мощи перенесли в подвал Краеведческого музея, а в годы оккупации, когда немцы разрешили открыть собор в одной из пятиэтажек Мариуполя, нетленные мощи святителя были доставлены туда. Их поместили в часовню внутри собора и каждый понедельник служили по святителю панихиду.

Протоиерей Василий Мултых так вспоминал о последующих событиях: «При отступлении немцы подожгли множество зданий, в число которых входила пятиэтажка, где находился кафедральный собор. Я не могу передать состояние моей души при виде горящего храма и находящихся там святых мощей. Ужас охватывал меня при мысли, что там, в кафедральном соборе, в огне погибает последняя святыня нашего многострадального народа — приазовских греков. Я не мог дождаться того дня, когда утихнет пламя. Каждый день я приходил к зданию с одной целью — скорее войти в него, чтобы спасти мощи».

Оказалось, что часть мощей уцелела. Василий Мултых собрал их в деревянный ковчег. После войны мощи пребывали в церкви Преображения Господня, затем в Портовской церкви, откуда в 1997 году были торжественно перенесены в Свято-Никольский кафедральный собор в Новоселовке.

Плоды трудов

Теперь, с расстояния 225 лет, мы можем оценить подвиг святителя Игнатия, потому что видим плоды его трудов. Что же мы имеем на сегодняшний день? По итогам переписи 2001 года современная греческая диаспора Приазовья насчитывает 91,5 тыс. человек. Действуют греческие школы, гуманитарный университет, культурные центры, греки Приазовья издают свою газету и активно сохраняют язык вплоть до диалектов: выпускаются словари, ведется научная работа. А главное — приазовские греки остались православными, так что миссия святителя Игнатия оказалась выполненной в таком объеме, который и не снился тем переселенцам, упрекавшим его в том, что он — причина их бедственного положения…

11 июня 1997 года Священный Синод Украинской Православной Церкви, заслушав рапорт Преосвященного Илариона, архиепископа Донецкого и Мариупольского, принял решение о причислении святителя Игнатия (Гозадини), митрополита Готфейского и Кафайского к лику святых. Торжественный чин прославления митрополита Игнатия был совершен 15 ноября 1998 года в Свято-Николаевском кафедральном соборе города Мариуполя.

Так окончилось время несправедливых гонений и недолжного отношения к памяти святого, так прославил Господь верного Своего служителя. Теперь к святителю Игнатию как к своему небесному покровителю возносит молитвы православная паства всего Донецкого края. В Мариуполе святителю установлен памятник, а в Донецке на территории в 2003 году был освящен храм в честь святителя Игнатия Мариупольского, где каждый день возносятся молитвы о благополучии трудящегося народа святому покровителю Донбасса.

363 Просмотров

Два столетия назад место, где ныне стоит большой приморский город , было свидетелем великих исторических событий. Когда думаешь о происшедшем здесь в те дни, невольно вспоминаются Библейские события Исхода евреев из Египетского рабства в Землю Обетованную под предводительством Великого Пророка Моисея. Тогда Бог послал Моисея Израилю, чтоб вывести их из страны рабства. Тех, которые на пути к свободе не всегда будут благодарны, и в ропоте на тяготы исхода не раз обвинят Моисея в своих бедах, но укрепляемые Божией помощью они всё же достигнут желанной свободы и жизнь их народа будет спасена для прославления имени Божьего.

В тяжёлые дни страданий Крымских греков под игом жестокого агарянского нечестия, когда впрямую нависла над ними угроза уничтожения за исповедание веры Христовой, Бог послал им великого святителя, Своего преданного слугу. Который всем сердцем и разумением возлюбил Бога и ближнего, и стал для страдальцев тем Моисеем, который вернул им право на жизнь, избавив от нависшей смертельной угрозы от рук мусульманских правителей.

Ещё при жизни своей Митрополит Игнатий говорил: «Через Церковь и от Церкви исходит уже небесное благословение и очевидный успех на всякие человеческие дела, работы и предприятия».

Избранник Божий родился в Греции на острове Фермия в знатном благочестивом роде Гозадино в начале десятых годов восемнадцатого столетия. Воспитываясь с юных лет на Афоне, где монашеский подвиг нёс один из его близких родственников, он всем сердцем полюбил иноческое с отречением от мирской суеты. Потому ещё в юных летах он принимает монашеский постриг с именем Игнатий.

Став пастырем и пройдя все иерархические степени священства, вплоть до епископского сана, он проявил себя как добрый и неленостный пастырь, за что снискал любовь и уважение своих пасомых. Константинопольский Патриарх отметил его доброе служение на ниве Божией тем, что поставил в архиепископском сане на должность члена Патриаршего Синклита.

Современники характеризуют его как мужа честного, богобоязненного, доброго нрава, скромного по внешнему виду и поведению, целомудренного, бдительного, ведущего себя прилично ангельскому образу, благочестивого, обладавшего достаточной, опытного в ведении церковных дел и отличавшегося богатыми природными способностями.

В 1769 году Владыка становится приемником в Бозе почившего преосвященного Гедеона, и возглавляет в Тавриде Готфейско-Кефайскую кафедру. Именно здесь надлежит ему совершить великое дело исхода православных греков из Татарского Крыма в христианскую землю Русского Приазовья. Он поселился в скиту возле греческого селения Марианополя. Неподалеку от Бахчисарая, где была резиденция Крымских ханов. Семь трудных лет управлял своей кафедрой на этом месте святитель Игнатий, вознося слёзные молитвы у престола Божия за притесняемую паству.

Осознавая нависшую над православными угрозу духовного и физического уничтожения, он начал переговоры с Российским правительством и добился принятия в русское подданство Крымских христиан. После Божественной Литургии, 23 апреля 1778 года в пещерной церкви Свято-Успенского скита, он призвал верных начать подготовку к исходу из страны рабства и унижения. Гонцы по всему полуострову оповестили единоверцев, и не нашлось ни одного предателя, почему турецко-татарские власти Крыма ничего не узнали о готовящемся событии, и не сумели ему помешать.

Оставив свои дома и могилы предков, в июне месяце, с великой святыней – Бахчисарайской иконой Божией Матери, они вышли в путь. Военной стороной дела руководил Александр Суворов, а духовно-административной – Владыка Игнатий. Более тридцати тысяч человек покинуло пределы турецко-татарского Крыма. За проявленные подвиг и мужество, императрица наградила святителя высокой наградой –»бриллиантовой панагией».

По молитвам архипастыря, во время странствования преодолевали беженцы и трудности и страшные болезни. Так, когда приключилась неизвестная страшная эпидемия в пути, он молился священномученику Харлампию, который перед этим ему явился в видении. Уже на русском берегу Азовского моря, где остановились переселенцы, по благословению Митрополита Игнатия был заложен город Мариуполь, где и основал он новую кафедру как правящий архиерей под омофором Русской Православной Церкви. Город в честь Царицы Небесной, их Покровительницы в пути следования и в дальнейшей жизни на новом месте.

Став русскими подданными и свободными людьми, живя под покровительством и защитой православной державы, они теперь уже беспрепятственно могли исповедывать веру Христову. Первейшей заботой Мариупольского Митрополита Игнатия стало устроение духовной жизни пасомых. Но тяготы и лишения на новом месте, опасность нападения от турецкого десанта, нередко высаживавшегося на побережье с целью вернуть бежавших своих рабов, – всё это вызывало ропот и малодушие людей. Они начали обвинять святителя во всех своих бедах и нестроениях.

Это тяжелейшее испытание молитвой и кротостью превозмог святитель. Он поселился в шести верстах от города в построенной им каменной келии. 3 февраля (ст.ст.) 1786 года после двухнедельной болезни Владыка отшёл ко Господу. Похоронен он был в первом Мариупольском храме – в соборе Святого Харалампия.

Через некоторое время имя святителя, доселе находившееся под покровом полузабвения, вновь пробудило благодарную память о нём среди православных Русского Приазовья. Панихиды на могиле праведника собирали множества людей, проводились чтения и исторические изыскания о его жизни и трудах.

Но пришли годы страшного атеистического тоталитарного лихолетья, попрания святынь и гонений на Святую Веру Христову. В 1936 году безбожники Свято-Харлампиевский разрушили, а гроб святителя вскрыли. Тогда же и обнаружилось, что мощи его нетленны. Во время оккупации, когда вновь были открыты храмы, тело его перенесли в церковное здание. При освобождении Мариуполя, подожжённый немцами город горел, вместе с ним горели и святые мощи. Так исполнилось предсказание святителя, что тело его сгорит вместе с городом. И всё же, часть мощей уцелела. Стараниями верующих эта часть хранилась ими до 1992 года, когда гробничка со святыней была передана в Свято-Николо-Преображенский портовый храм Мариуполя.

Митрополит Игнатий был последним святителем с титулом Готфейский и Кефайский. Благодарные жители Мариуполя помнят об основателе прекрасного приморского города в честь Пресвятой Девы Марии. Православные помнят труды и заботы о спасении пасомых, его любовь и незлобие к тем, которые, как некогда и евреи в пустыне, не всегда были благодарны к полагавшему душу за них. Но, движимый любовью, он искал прославления имени Божия, и никакие искушения не могли привести в отчаяние души, радовавшейся о совершившемся чуде милосердия Божия и спасения ближнего. Ибо «любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт…»

И мы, ныне радующиеся о прославлении угодника Божия, да сподобимся молитвами его вместе с ним быть наследниками Царствия Небесного и там воспевать в Троице славимого и покланяемого Бога во веки веков.

Родиной будущего святого был остров Фермия в Греции, где он родился в начале XVIII века в знатном роде Гозадини. С юных лет он воспитывался на святой горе Афон, своеобразном «монашеском государстве», где подвизался его близкий родственник. Там же, полюбив иноческую жизнь, он и принимает монашеский постриг. Постепенно он становится священником, а затем и епископом.

В 1769 году владыка возглавляет в Тавриде Готфейско-Кефайскую епархию. В то время Крым еще не был присоединен к Российской империи и был управляем крымско-татарскими ханами-мусульманами. Православным жителям, преимущественно грекам, приходилось постоянно претерпевать от мусульман притеснения и жить под угрозой расправы.

Владыка Игнатий поселился в скиту возле греческого селения Марианополь, неподалеку от Бахчисарая – резиденции крымских ханов. Много лет продолжалось его полное лишений и опасностей служение по окормлению православных, но, осознав скорую возможность полного духовного порабощения, а возможно и физического уничтожения своей паствы, святитель обратился к русскому правительству с прошением принять крымских христиан в русское подданство и дать им землю для поселения. Царица Екатерина II дала согласие, и 23 апреля 1778 владыка Игнатий после литургии в пещерном храме Свято-Успенского скита призвал всех верных христиан готовиться к исходу из многовекового пленения. По всему полуострову были разосланы гонцы, но что самое удивительное – не нашлось ни одного предателя, и подготовку удалось сохранить в тайне от властей.

В июне того же года около тридцати тысяч человек покинули Крым. Татары не посмели им помешать, ибо исход «прикрывал» сам Александр Суворов, хорошо знакомый мусульманам полководец. В нелегком пути на греков обрушились лишения, голод и даже неизвестная страшная эпидемия, но святитель молился священномученику Харалампию, явившемуся ему в видении перед этим, и болезнь удалось перенести.

На русском берегу Азовского моря греки основали город и назвали его Мариуполь, «город Марии», в честь Царицы Небесной, их Покровительницы на нелегком пути. Теперь, став русскими подданными, они могли беспрепятственно исповедовать свою веру, но, как это обычно бывает, жизнь на новом месте всегда связана с трудностями, тяготами, лишениями, и многие малодушные начали упрекать своего епископа в том, что раньше им жилось проще и сытнее. Эти укоры были для сердца святителя как острые раны, ибо он много лет заботился о своей пастве и всегда учил ее прежде всего сохранять свою веру, а не только материальное благополучие. С тяжелой скорбью и христианской кротостью в ответ на эти упреки он ушел из города и поселился в шести верстах от него в каменной келии, где и преставился ко Господу 3 февраля (старого стиля) 1786 года, а тело его было погребено в первом Мариупольском храме во имя святого Харалампия.

Постепенно память святителя начала обретать благодарных исследователей, и на его могиле стали служиться панихиды, а о его жизни – проводиться изыскания. Но после революции, конечно, все это было предано забвению, и в 1936 году Свято-Харалампиевский собор был разрушен, а гроб с телом святого – вскрыт. Тогда и было обнаружено, что мощи его нетленны. К сожалению, они не сохранились до наших дней целиком. Во время освобождения Мариуполя от фашистских захватчиков город горел и святые мощи пострадали в огне. Осталась лишь небольшая частица, которая и хранится сейчас в Свято-Николо-Преображенском храме Мариуполя.