Территория не принадлежащая ни государству. Какие есть никому не принадлежащие земли на планете? Можно ли их занять? Граница между Китаем и Китаем

Территория не принадлежащая ни государству. Какие есть никому не принадлежащие земли на планете? Можно ли их занять? Граница между Китаем и Китаем


Парадоксально, в современном мире становится все больше государств, но все меньше границ – пример Шенгенской зоны позитивно повлиял и на другие регионы планеты. Однако все-таки большинство стран стараются максимально бдительно охранять свои рубежи, даже если они начертаны очень и очень странно. В этом обзоре мы собрали 7 примеров самых невероятных современных пограничных казусов из разных уголков мира.

Парад анклавов и эксклавов на границе Бельгии и Нидерландов

Если присмотреться внимательно к определенному участку границы между Бельгией и Нидерландами, можно увидеть нечто похожее на шахматную доску. Речь идет о городке с названием Баарле, который формально разделен границей на две части: собственно, бельгийскую и нидерландскую.



Вернее, это только номинально там две части. Реально же бельгийская часть поселка представляет собой 22 эксклава, полностью окруженных территорией Нидерландов. При этом внутри некоторых из них есть также голландские эксклавы (всего 8 штук, из которых 7 – обитаемые). Этот пограничный калейдоскоп обусловлен многовековой историей земляных сделок между местными феодалами, а современные межи были окончательно закреплены в 1843 году.



Граница в Баарле проходит через улицы и даже дома. Чтобы определить, какое здание к какому государству формально относится, было принято решение ориентироваться на входные двери.



Правда, сейчас эта граница существует разве что на бумаге. Шенгенское соглашение полностью стерло ее в физическом смысле. Осталась лишь разметка на проезжей части и тротуарах, которая привлекает в Баарле туристов со всего мира. Местные же жители существование границы никак не ощущают.

Схожая ситуация, правда, в куда меньших масштабах существует и на границе Франции и Испании, где находятся испанский городок Льивия, полностью окруженный французской территорией.



Его существование связано с дипломатическим казусом 1659 года. Договор, определявший границу между странами, предполагал передачу Франции именно «деревень». А Льивия, несмотря на свои малые размеры, имел исторический статус «города». Так этот населенный пункт остался в составе Испании, хотя и находится в нескольких сотнях метров от ее границы.



Кстати, такое расположение привело к новому казусу уже в 1939 году. Войска франкистов во время Гражданской войны не смогли занять Льивию, так как для этого нужно было пройти по территории Франции. Так что некоторое время в этом населенном пункте в отличие от всей остальной Испании, продолжали руководить республиканские институты власти.

Жителям Индии и Бангладеш описанные выше европейские пограничные казусы кажутся смешными. Подумаешь, 22 бельгийских эксклава на территории Нидерландов! Ведь между этими странами вообще забора нет, чем не могут похвастаться упомянутые азиатские государства.



Анклавы Куч-Бихара – это комплекс из 106 эксклавов, 92 из которых принадлежит государству Бандгладеш. Ситуацию усложняет наличие внутри этих ограниченных границами кусочков земли индийских территорий, а в тех – территорий Бангладеш. Если город Баарле с высоты птичьего полета благодаря границе выглядит шахматной доской, то Куч-Бихара – это, скорее, матрешка. При этом самый маленький эксклав имеет площадь всего 53 метра.



Особую сложность доставляет тот факт, что это настоящая границу между достаточно недружественными по отношению друг к другу государствами. А потому эти эксклавы отделены от окружающей территории заборами с колючей проволокой и пропускными пунктами.



Появление анклавов Куч-Бихара обусловлено все той же феодальной раздробленностью былых столетий, которую так и не смогла победить современная дипломатия и бюрократия.

В мире есть немало городов и мелких населенных пунктов, разделенных границами. Был таковым и Берлин, но в 1989 году стена между Западной и Восточной его частями пала, нация объединилась. Но в Европе до сих пор существует столица, по центру которой проходит граница. И даже не граница, а настоящая линия боевого соприкосновения враждующих сторон.



Речь идет о Никосии, столице Республики Кипр. Но с 1974 года часть города является также административным центром частично признанной Турецкой Республики Северного Кипра. А граница между этими двумя недружественными государственными объединениями проходит по историческим районам населенного пункта, разделяя забором с колючей проволокой даже многовековую цитадель, построенную во времена, когда островом управляли венецианцы.



Там, где в 1974 году остановилось наступление турецких войск, сейчас и проходит граница между двумя Кипрами. Правда, контролируют ее не греки-киприоты и турки-киприоты, а войска ООН.

Граница между Китаем и Китаем

КНР – это едва ли не единственная страна в мире, где существует настоящая граница между разными частями государства. Речь идет о меже между т.н. «континентальным» Китаем и особыми административными районами – Гонконгом и Макао.



Два этих города были переданы Китаю европейскими государствами, Португалией и Великобританией, в девяностых годах двадцатого века. С тех пор Макао и Гонконг, хотя и являются де-юре частью КНР, но доступ других жителей страны в эти районы затруднен – им нужно получать специальные визы.



Это обусловлено как боязнью жителей Гонконга и Макао наплыва огромного количества мигрантов из «красного» Китая, так и опасением самих китайских властей перед «вирусом свободы», которым больны новые регионы страны после векового европейского владычества.



Вернемся на Кипр. Этот многострадальный остров делится не только на греческую и турецкую части, а также «Зеленую линию» между ними. Примерно 3 процента территории Кипра находится и под контролем Соединенного Королевства. Великобритания до 1960 года управляла островом, а после решила оставить за собой две военные базы – Акротири и Декелию, а также некоторые населенные пункты рядом с ними.



При этом на территории Акротири и Декелии, которые являются заморской частью Великобритании, живут не только британские подданные, но и граждане Кипра. А внутри Декелии существует также два анклава: контролируемые властями Республики Кипр деревни Ксилотимву и Ормидия.



Впрочем, никаких заграждений – заборов и пропускных пунктов – в этой части острова нету. О пересечении границы между Республикой Кипр и Великобританией сообщают только едва приметные дорожные указатели.



В мире есть множество территорий, принадлежность которых оспаривается несколькими государствами. Но есть также и большой клочок земли, на который не претендует ни одна существующая страна мира. Речь идет о районе Бир-Тавиль на границе Египта и Судана.



Появление этой территории площадью 2060 квадратных километров обусловлено затянувшимся пограничным спором между Египтом и Суданом. Эти страны не могут договориться, по какой из возможных линий проходит их граница. И в итоге Бир-Тавиль оказался «ничейной землей» без инфраструктуры и постоянного населения.

В 2014 году американец Иеремия Хитон провозгласил свой суверенитет над этим регионом, а себя – первым королем независимого государства Северный Судан. Сделал он это не ради выгоды, а чтобы его дочь превратилась в настоящую принцессу, о чем она так мечтает.


: 10 величайших стен в истории.

Неподалеку от Новых Гебрид и Новой Каледонии расположена частица суши, окруженная со всех сторон водами Тихого океана. Площадь ее всего двенадцать гектаров, а название — Матью. Несмотря на малые размеры, остров нанесен на все карты южных морей. В этом нет ничего удивительного: на безбрежной океанской глади отмечают обычно любой клочок земли. Удивительно другое: в разных атласах страна — владелец острова — обозначена по-разному. На англоязычных картах остров числится за Францией, на французских — за Англией, на остальных — как придется. Безлюдный и труднодоступный, остров Матью, видимо, во время горячки колониальных захватов не представлял ни для кого интереса. И мимо него просто прошли. Долгое время картографического разнобоя никто не замечал.

Первыми на этот факт обратили внимание два человека: австралиец Боб Поул и француз Анри Мартине. Люди энергичные и не отягощенные каким-либо постоянным занятием, они решили взять управление островом в свои руки. У Мартине был спортивный самолет, Поул владел маленькой шхуной. Таким образом, будущее островное государство располагало воздушными и морскими силами. Впоследствии предполагалось вступить в ООН. Но прежде всего следовало попасть на остров. Что именно собирались учинить отцы-основатели на острове Матью, осталось тайной, ибо довольно скоро выяснилось, что делили они шкуру неубитого медведя.

Для придания действиям законности Поул и Мартине проинформировали о своих намерениях соправителей тогдашнего англо-французского кондоминиума Новые Гебриды — каждый своего. О том, что Матью хозяина не имеет, соправители услышали впервые. До сих пор оба считали, что у острова хозяин есть.

— Друг мой,— сказал британский представитель Поулу,— бросьте эти шутки. Всем известно, что остров наш.

И в доказательство вытащил французскую карту.

Поул в ответ предъявил карту Британского адмиралтейства. Похожая сцена разыгралась во французском представительстве с Мартине.

Соправители не знали, что же делать: анналы колониальной истории такого случая не хранили. Попытки убедить компаньонов отказаться от авантюры провалились. И хотя у властей кондоминиума дел было по горло—Новые Гебриды должны были вскоре получить независимость,— они приняли решение послать к берегам Матью военный корабль. Казалось, что на время ожили бурные времена раздела мира, когда каждый силой старался захватить все, что плохо лежит, раньше соседа.

В распоряжении британцев корабля не оказалось, зато французы располагали крейсером. Его отправили на остров Танна. Там он взял на борт полицейского комиссара — для отпора самодеятельным попыткам основать государство.

Но, как назло, остров Матью попал в область циклона, сила ветра не позволила крейсеру пристать к берегу. Высадку отделения морской пехоты и подъем флага пришлось отменить. Утешением служило лишь то, что и другим претендентам на остров не попасть. Крейсер вернулся в порт Нумеа на Новую Каледонию, и комиссар первым же самолетом улетел домой, на Танну. Обо всей истории стали мало-помалу забывать.

Анри Мартине, которому заботы по основанию государства успели надоесть, нанялся в торговую компанию — в качестве пилота аэротакси. Но Боб Поул продолжал свою деятельность, хотя британский представитель неустанно его отговаривал. Совещания между англичанами и французами по проблеме острова продолжались. Взаимные подножки и интриги тоже.

Упорство Поула возбуждало подозрения у властей: с чего это он так упрямится? Поскольку его авантюрные наклонности и неудержимое стремление крупно заработать были достаточно известны, у соправителей возникло убеждение, что он работает на кого-то, стоящего за его спиной. Доказательств тому сыскать не удавалось, но все равно никто не верил, что он затеял просто так весь этот сыр-бор. Кроме того, содержать шхуну, не выполняющую теперь никаких торговых заказов, было дорого. Очевидно, кто-то оплачивал расходы на плавание взад-вперед к берегам Матью.

Предусмотрительные чиновники обеих сторон решили во что бы то ни стало опередить Боба Поула. Но при этом прежде всего они старались помешать друг другу. Французы стали опять готовить крейсер. Британская сторона, узнав об этом, запротестовала, утверждая, что бесхозность острова Матью заметили первыми они. Потому и остров их. Крейсеру пришлось остаться в Нумеа.

Однако французскому представителю удалось привлечь на свою сторону Анри Мартине. С этой целью его переманили из торговой компании и договорились, что он высадится с воздуха на спорный кусочек суши. На аэродроме его провожала специальная комиссия. Анри взял с собой французский флаг.

К сожалению, никто — в том числе и Мартине — не знает толком побережье острова. Поэтому приземлился он на весьма неудачном месте. Шасси зарылось в песок, самолетик несколько раз перевернулся и разломился пополам. Сам Анри Мартине уцелел.

Когда путешественник не вернулся в назначенный срок, была организована спасательная экспедиция. Утомленного и поцарапанного Анри доставили в Нумеа. Во избежание интриг коварного Альбиона о цели его полета старались не упоминать ни в газетах, ни по радио.

И вскоре Анри вновь — уже на казенном самолете с механиком — направился к негостеприимным берегам острова Матью. Предполагалось высадиться на острове, водрузив трехцветный французский флаг, отремонтировать первый воздушный аппарат и двумя самолетами вернуться в Нумеа.

Словно кто-то заколдовал никому до сих пор не нужный остров Матью! Стоило попытаться ступить на него ногой, как стихии будто срывались с цепи. На этот раз ураган отшвырнул самолет, и оба члена экспедиции оказались в море. Спасла обоих проходившая мимо яхта.

Пришлось Анри Мартине смириться с потерей своего аэротакси. Да и Боб Поул оставил свои притязания на недоступный Матью, или же его неизвестные наниматели разочаровались в затее.

На том бы все и кончилось, но капитаны кораблей, проходивших мимо острова, обращали внимание на обломки самолета, торчащие из песка на берегу, и каждый раз сообщали по радио ближайшим властям о том, что кто-то, очевидно, потерпел крушение на Матью.

Британцы потребовали от французов очистить пляж. Ничего не оставалось, как вновь отправить тот же крейсер из Нумеа. Гордиев узел был разрублен с античной простотой: залпом из трех бортовых орудий обломки были разнесены в прах.

Англия и Франция утратили к остро ву интерес: людей там нет, полезных ископаемых, судя по всему, тоже. В 1980 году англо-французское правление на Новых Гебридах кончилось. Но сдать остров Матью правительству республики Вануату, провозглашенной на Новых Гебридах, оказалось невозможным.

Он не принадлежал никому, никто его никому и не мог передать..

Да, и таких мест два.

Первое - земля Мэри Бэрд на западе Антарктиды. Она настолько далеко, что ни одному правительству, судя по всему, не нужна.

Эта обширная полоса тянется от Южного полюса к побережью Антарктики и покрывает 1 610 000 кв. км поверхности Земли. Она больше, чем Иран или Монго­лия, но при этом настолько негостеприимна, что имеет всего одну постоянную базу - американскую. Земля Мэри Бэрд названа в честь жены контр-адмирала ВМС США Ричарда Э. Бэрда (1888-1957), первым исследо­вавшего ее в 1929 г. Далекая научно-исследовательская станция в Антарктиде вдохновила Джона Карпентера на создание культового ужастика «Нечто» The Thing») (1982).

Администрирование остальной территории Антарк­тиды осуществляется двенадцатью государствами в со­ответствии с подписанным в 1961 г. «Договором об Ан­тарктике », по которому континент объявлен научным заповедником, и всякая военная деятельность внутри его границ строго запрещена.

Самые крупные территории принадлежат странам, первыми исследовавшим конти­нент (Британия, Норвегия, Франция), и тем, что располо­жены к Антарктиде ближе всего (Новая Зеландия, Авст­ралия, Чили и Аргентина). Океан за землей Мэри Бэрд простирается вплоть до пустынных районов южно-тихо­океанского региона, где ни одна страна попросту не может предъявить на нее претензии, сославшись на гео­графическое соседство.

Правовой термин для территории, не находящейся под суверенитетом ни одного государства, - Terra nullius, буквально: «ничья земля». И хотя земля Мэри Бэрд пред­ставляет собой самый крупный из оставшихся на сегодня примеров «ничейных» владений, есть еще один участок в Африке, который может претендовать на такой же статус.

Треугольник Бир-Тавиль лежит между двумя государ­ствами, Египтом и Суданом, и не принадлежит ни одному из них. В 1899 г., когда эта территория находилась под контролем англичан, Британия установила границу меж­ду двумя странами, проведя прямую линию на карте пустыни. Так область Бир-Тавиль попала в Судан, а Егип­ту достался соседний кусок - треугольник Халаиба. В 1902 г. границу перечертили (линией поизвилистей), и Бир-Тавиль (в переводе с арабского «колодец», «ис­точник воды») отошел к Египту, а Халаибский треуголь­ник - Судану.

По размерам Бир-Тавиль не уступает графству Бакин­гемшир (2000 кв. км), и вполне можно предположить, что обе страны просто обязаны были ввязаться за него в кровопролитный конфликт, но это не так. Обеим сторо­нам нужен Халаиб - плодородный, населенный. Он на­ходится на побережье Красного моря и в десять раз больше покрытого камнями и песком Бир-Тавиля. В на­стоящее время район этот контролируется Египтом, ссы­лающимся на границу 1899 г.; Судан же оспаривает при­тязания египтян, ссылаясь на поправку 1902 г. От Бир-Тавиля обе страны отказываются по той же самой причине.

Самая спорная территория в мире - острова Спратли. Архипелаг из 750 необитаемых островков в Южно-Ки­тайском море - это четыре квадратных километра зем­ли, разбросанной по морской территории площадью 425 000 кв. км. Богатый рыбопромысловый район и по­тенциальный центр добычи нефти и газа, острова Спрат­ли недаром оспариваются сразу шестью государствами: Вьетнамом, Китаем, Тайванем, Малайзией, Филиппинами и Брунеем. Кроме Брунея, все остальные поддерживают в регионе военное присутствие.

Для усиления своих при­тязаний Филиппины спонсируют проживание на одном из островов целой группы государственных служащих. Но даже при «вахтовом» режиме работы командировка на Спратли особого восторга не вызывает: очарование тро­пической скалой, которую можно обойти за тридцать минут, быстро блекнет.

На нашей планете есть такие места, которые не принадлежат ни одному государству. Эти территории попросту не нужны, либо оспариваются соседними странами. Есть такая земля и в Африке, как раз ее и попытался «захватить» житель Индии Суяш Диксит.

Теперь «Королю» Дикситу принадлежит участок в 2060 квадратных километров под названием Бир-Тавиль. С севера его королевство граничит с Египтом, а со всех остальных сторон - с Суданом. Эти страны отказались от этой территории.

«Король» обосновал право владения этой территорией: для того, чтобы стать полноправным хозяином того или иного участка земли, необходимо вырастить на ней урожай. Поэтому Суяш Диксит посадил здесь первые семена, задокументировал это великое для Бир-Тавиля историческое событие и пообещал до конца своих дней «работать на благо страны, народа и земли». Что же до руководства королевства, то президентом он назначил своего отца, а премьер-министром и главой военного министерства - другого родственника. Также Диксит предлагает всем желающим стать гражданами нового государства и ищет инвесторов для его развития.


Кстати, название Бир-Тавиль историческое: так назывался источник воды на этой территории, который давно исчез.

К слову, это не первый случай самопровозглашенного государства. Так, между Хорватией и Сербией в 2015 году образовалась свободная республика Либерленд, которую оспаривали обе страны. Еще один пример - княжество Силенд. Оно создано в 1967 году в Северном море недалеко от берегов Великобритании.

В юрисдикции существует понятие территориальных вод — это суверенная территория государства.

Международной Конвенцией ООН по морскому праву определена полоса прибрежных вод — территориальное море государства.

Это проходящая на 12 морских миль (22,2 км; 13,8 миль) от прибрежного государства полоса.

Земля (острова, утёсы, рифы) в территориальном море принадлежит конкретному государству.

Этот суверенитет распространяется также на воздушное пространство над морем и на морское дно в пределах прибрежной полосы. Корректировка границ, в международном праве, называется делимитацией морской границы.

Иностранным кораблям (военным и гражданским) в мирный период разрешается проход через территориальные воды.

Термин «территориальные воды» иногда неофициально используется для описания любой области воды, над которыми государство обладает юрисдикцией, в том числе в это понятие входят внутренние воды, прилежащей зоны, исключительной экономической зоны и потенциально континентального шельфа.

Но, да будет вам известно, что существуют земли и воды, которые никому не принадлежат — ни одному государству!

Такие территории обозначаются термином «международные воды» или «трансграничные воды»

Океаны, моря, и крупные экосистемы — в тех случаях, когда они выходят за рамки международных границ, находятся за пределами национальной юрисдикции.

Оказаться в открытом море, которое в латыни называется Liberum (свободное море) — для судов это означает, что они находятся под юрисдикцией того государства, чей государственный флаг реет над ними (над судном), если таковой имеется.

Однако, когда судно участвует в пиратстве, любая страна может осуществлять юрисдикцию относительно пиратов, в соответствии с доктриной универсальной юрисдикции.

Международные воды можно сравнить с территориями исключительных экономических зон.

Существуют спорные земли и спорные международные воды:

  • Северный Ледовитый океан. Канада, Дания, Россия и Норвегия претендуют на части арктических морей в качестве национальных вод или внутренних вод. Большинство стран Европейского союза и страны Соединенных Штатов, в противовес этим претензиям, официально рассматривают весь регион как международные воды.
  • Южный океан. Австралия претендует на исключительную экономическую зону (ИЭЗ) вокруг Антарктики, имеет свои антарктические территориальные притязания. Поскольку это требование признаётся только четырьмя другими странами, ИЭЗ требования остаются спорными.

Помимо официальных споров, правительство Сомали осуществляет де — факто контроль над сомалийскими территориальными водами — пиратство, незаконный сброс отходов и рыболовство без разрешения.

Вода часто становится источником конфликта. Управление водными ресурсами — это вопрос сотрудничества между странами. Такое сотрудничество принесёт пользу странам-участницам, станет катализатором социально-экономического развития.