Соционика и другие типологии.

Соционика и другие типологии.

Аксиологическая (оценочная) функция культуры связана с ее ценностными ориентациями. Культурная регуляция человече- с кой деятельности осуществляется не только нормативно, но и через систему ценностей - идеалов, к достижению которых стремятся люди. Ценности подразумевают выбор того или иного объекта, состояния, потребности, цели в соответствии с критерием их полезности для жизни человека и помогают обществу и человеку отделить хорошее от плохого, истину от заблуждения, справедливое от несправедливого, допустимое от запретного и т.д. Отбор ценностей происходит в процессе практической деятельности. По мере накопления опыта ценности формируются и исчезают, пересматриваются и обогащаются.

Ценности обеспечивают специфичность каждой культуры. То, что важно в одной культуре, может быть совсем не важно в другой. У каждого народа формируется своя иерархия ценностей, хотя набор ценностей имеет общечеловеческий характер. Поэтому можно условно классифицировать основные ценности следующим образом:

    витальные ценности - жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние, сила и т.д.;

    социальные - социальное положение, труд, профессия, личная независимость, семья, равенство полов;

    политические - свобода слова, гражданские свободы, законность,

    гражданский мир;

    моральные - добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, бескорыстие, порядочность, верность, справедливость, уважение к старшим, любовь к детям;

    эстетические ценности - красота, идеал, стиль, гармония, мода, самобытность.

Каждое общество, каждая культура ориентируется на свой набор ценностей, в котором могут отсутствовать какие-то из перечисленных выше ценностей. Кроме того, каждая культура по-сво- ему представляет те или иные ценности. Так, идеалы красоты у разных народов довольно сильно различаются. Например, в средневековом Китае у аристократок в соответствии с существовавшим тогда идеалом красоты должны быть крохотные ступни; желаемого добивались мучительными процедурами бинтования ног, которым подвергались девочки с пятилетнего возраста и в результате которых они становились буквально калеками.

Посредством ценностей происходит ориентация поведения людей. Человек не может одинаково относиться к противополож- ностим, из которых состоит мир, он должен оказывать предпочтение чему-то одному. Большая часть людей считает, что стремится к добру, правде, любви, но то, что одним кажется добром, может оказаться злом для других. Это вновь приводит к культурной специфичности ценностей. Исходя из имеющихся у нас представлений о добре и зле, мы всю жизнь выступаем «оценщиками» окружающего мира.

11. Нормативная функция культуры.

Нормативная функция. Не менее важную роль выполняет нормативная функция культуры. Она проявляется в том, что именно культура ответственна за создание норм, стандартов, правил и рецептов

поведения людей. Они имеют самое разное наименование обычаи и традиции, приказы, постановления, распоряжения, законы, конституционные акты, этикет, манеры, нравы. Их можно назвать первокирпичиками нормативной функции. Из этих кирпичиков образуются здания более крупные и сложные комплексы право, мораль, идеология. Всю совокупность существующих в обществе норм а их великое число, мы даже не подозреваем, насколько

много их в современном обществе, условно можно расположить вдоль одной прямой, на одном конце которой расположатся нормы, сильно связанные с жизненно важными для общества ценностями, а на другом слабо или вовсе не связанные с ними. Один полюс назовем ценностным, а другой рациональным. Удивительно, но все известные нам комплексы норм мораль, право, идеология сконцентрировались на ценностном полюсе. Рациональный остался голым. Непонятно, зачем он вообще нам понадобился.

Но не будем спешить с решением. Существует множество правил, норм, запретов, которые никак не назовешь ни моральными, ни правовыми, ни идеологическими. Скажем, правило обходи идущего навстречу справа абсолютно внеоценочно. Трудно назвать его моральным, юридическим или идеологическим. Оно прагматическое, утилитарно-практическое, но не универсальное. В Англии движение автомобилей и пешеходов происходит в ином порядке.

Не существовало этого правила и в традиционном, например племенном или сельском, обществе, где никакой уличной толпы просто нет. Культуры и страны мира можно опять условно поделить на культуры интенсивного насыщения нормами и культуры неинтенсивного насыщения. Из европейских стран больше всего норм, правил, стандартов, законов, по единодушному мнению специалистов, существует в современной Германии. В конце находятся страны

Восточной Европы, в том числе Россия. Высока насыщенность нормами, обычаями и традициями восточных культур. Условно выражаясь, количество традиций и обычаев на квадратный километр территории наиболее высоко в Китае, Индии, Японии. Здесь почти всякое явление жизни, тем более культурное явление, как-то обозначено, нормировано, оценено. Именно здесь обнаружены наиболее тонкие и разработанные правила этикета. Нормативную функцию можно измерять не только степенью насыщенности культуры обычаями и традициями.

Специалисты вводят в употребление термин нормативная избыточность для того, чтобы указать на другой аспект культурных норм меру их жесткости. Считается, что чрезмерная регламентация поведения характерна для обществ с бедной культурой.

Знаковая функция

Человечество фиксирует, передает накопленный опыт в виде определенных знаков. Так, для физики, химии, математики специфическими знаковыми системами выступают формулы, для музыки - ноты, для языка - слова, буквы и иероглифы. Овладение культурой невозможно без овладения ее знаковыми системами. Культура же, в свою очередь, не может транслировать социальный опыт, не облекая его в специфические знаковые системы, будь то цвета светофора или национальные разговорные языки.

И, наконец, последняя из основных функций культуры - ценностная. Она тесно связана с регулятивной, ибо формирует у человека определенные установки и ценностные ориентации, в соответствии с которыми он либо принимает, либо отвергает вновь познанное, увиденное и услышанное. Именно ценностная функция культуры дает человеку возможность самостоятельной оценки всего того, с чем он сталкивается в жизни, то есть делает его личность неповторимой.

Разумеется, все эти функции культуры не существуют как рядом положенные. Они активно взаимодействуют, и нет более ошибочного представления о культуре, чем представление ее в статичности и неизменности. Культура - всегда процесс. Она находится в вечном изменении, в динамике, в развитии. В этом сложности ее изучения, и в этом ее великая жизненная сила.

Возможны и другие классификации функций культуры. Различные исследователи выделяют, в частности, преобразующую, защитную, коммуникативную, познавательную, нормативную (и другие функции).

Говоря о культуре, мы не можем не коснуться такого вопроса как социокультурная динамика, получившее большое распространение в современный период времени в связи с актуализацией процессуальной модели общества.

Социокультурная динамика - это 1) изменения внутри культуры и во взаимодействии разных культур, для которых характерна целостность, наличие упорядоченных тенденций, а также направленный характер; 2) раздел социологии культуры, в рамках которого изучаются процессы изменчивости в культуре, их обусловленность, направленность, сила выраженности, а также закономерности адаптации культуры к новым условиям, факторы, определяющие изменения в культуре, условия и механизмы, реализующие эти изменения.

Понятие социокультурная динамика тесно связано с широко используемым в теории культуры понятием “культурные изменения”, но не тождественно ему. Культурные изменения предполагают любые трансформации в культуре, в т. ч. такие, которые лишены целостности, ярко выраженной направленности движения; понятие “культурные изменения” шире, чем понятие социокультурная динамика.; вместе с тем оно менее определенно.



В 30-х гг. Сорокин назвал свой четырехтомный труд об истории культуры с древнейших времен и о переходе от одной культурной системы к другой (или от одного культурного стиля к другому) “Социальная и культурная динамика”. Широкое использование понятия социокультурная динамика. приходится на вт. пол. 20 в., когда в области научной аналитики происходит активное расширение представлений об изменениях в культуре, о многообразии динамических типов и форм, а также об источниках и предпосылках культурного движения.

К настоящему времени в мировой научной мысли накоплен огромный объем идей, представлений и концепций, позволяющий давать научно-философскую интерпретацию социокультурной динамики с разных познавательно-гносеологических. позиций - с точки зрения закономерностей эволюционных изменений, исторического. развития, а также исходя из постмодернистских представлений о фрагментарности культурных динамичных полей. Немалый вклад в развитие теории социокультурной динамики внесли исследователи, работавшие в рамках структурно-функционального подхода, теории конфликтов, синергетики.

Широкий аналитический диапазон в изучении социокультурной динамике позволяет говорить о многообразии позиций в понимании характера ее процессов. Аналитики признают значимость в динамических изменениях поступательно-линейных векторов развития, хотя очевидно, что этот вид социокультурной динамики. является далеко не единственным и часто не ведущим по значимости; как правило, он дополняется или чередуется с фазовыми, циклическими или этапными изменениями, могущими перерастать в волновое развитие, в развитие по кругу. В качестве варианта циклического. развития выделяют инверсионное развитие, которое реализуется в форме маятниковых колебаний культурных изменений. Одна из форм перехода от постепенных изменений к резкому обновлению и инновациям - взрыв (в понятиях синергетики “точка бифуркации”), т.е. резкое повышение удельного веса перемен, а также изменение вектора развития с набором нескольких альтернатив будущего.

Изменения могут вести к обогащению и дифференциации культуры. Однако нередки изменения, ведущие к ослаблению дифференциации, к упрощению культурной жизни, к ее аномии, что интерпретируется как упадок и деградация, переходящие в кризис культуры. Подобная концепция социокультурной травмы разрабатывается в частности польским социологом П.Штомпкой.

В особое состояние выделяют культурный застой, состояние длительной неизменности и повторяемости норм, ценностей, смыслов, знаний. Застой следует отличать от устойчивости культурных традиций; он наступает, когда традиции доминируют над инновациями, подавляют их.

Своеобразен подход сторонников постмодернистской парадигмы к интерпретации культурных изменений. Для них социокультурная динамика (анализ в рамках постмодернизма проводится обычно на примере духовных областей культурной активности, нередко - художественной практики, искусства) - не рост, не развитие, не целенаправленное распространение, а принципиально иной тип движения, который они обозначили термином, взятым из ботаники, “ризома” (беспорядочное распространение, “движение желания”, лишенное направления и регулярности).

В целом для социокультурной динамики характерен устойчивый порядок взаимодействия ее компонентов, периодичность, стадиальность, направленность. Ряд аспектов социокультурной динамики имеют симметричные по структуре механизмы, отличающиеся знаком направленности. Можно говорить об интеграционной или дезинтеграционной, восходящей или нисходящей динамике, об эволюционном или революционном характере ее изменений. При выделении деятельностной стороны изменений, можно говорить о социокультурной динамике в разных сферах культурной активности, например, о динамике политической культуры, сферы национальных отношений, религии, художественной или коммуникативной деятельности и т.д. Выделяется также динамика, характерная для определенных функциональных отношений в культуре, например, динамика коммуникативных отношений, взаимодействия культур и др.

Процессы социокультурной динамики следует интерпретировать как проявление способности сложных социальных систем адаптироваться к меняющимся внешним и внутренним условиям своего существования. Т. о., фундаментальным “побудителем” социокультурной динамики выступают не идеи, не интересы, страсти и желания людей, а объективная, слабо осознаваемая людьми необходимость адаптации общества и культуры к меняющейся вне и внутри ситуации.

Наряду с фундаментальной необходимостью выделяют и некие общие предпосылки, или своеобразные “несущие конструкции”, детерминирующие в своей основе динамические трансформации культуры. Структура и природа этих детерминант приобретает в разных аналитических парадигмах разные познавательные модусы выражения.

Так, в гуманитарном знании выдвигаются такие полюсы противоречии социокультурной динамики, как “аполлоническое и дионисийское начало” (Ницше), творческий порыв (мыслители школы философии жизни), жизнь, порождающая новые культурные формы, которые окостеневают и тормозят развитие самой жизни (Зиммель).

В более строгих понятиях анализируется социокультурная динамика сторонниками структурно-функционального подхода. В теории действия Парсонса социальные и культурные изменения выводятся из процессов обмена информацией и энергией между социальными системами. Источником культурного изменения может быть избыток (либо недостаток) или информации, или энергии при обмене между системами действия. В теории синергетики фундаментальным свойством эволюции выступает неустойчивость, характерная и для стационарных структур, и, в большей степени, для диссипативных - пульсирующих, усложняющихся или деградирующих структур.

Ряд концепций и идей в основу социокультурной динамики закладывают принципы неравновесного развития разных областей, уровней и структурных единиц культуры; обращают внимание на неравновесие между знанием и незнанием, между разными уровнями и способами понимания человеком окружающего мира (П. Сорокин и др.).

От общих предпосылок, универсальных детерминант социокультурной динамики следует отличать факторы, обусловливающие ее конкретные проявления и характеристики.

Так, фактор времени определяет различные проявления социокультурной динамики. Процессы длительного действия (100 лет и более) свидетельствуют об исторической. динамике, имеющей свои закономерности развития, и изучаются в рамках исторической культурологии, теории цивилизаций. Микромасштабные изменения в культуре (от 25-30 лет, периода активной жизни в культуре одного поколения, до 100 лет) свидетельствуют об актуальной социокультурной динамике. Эти процессы, помимо культурологов, представляют интерес и для конкретных гуманитарных дисциплин. Наблюдение проявлений актуальной динамики доступно не только ученым, но и каждому человеку, который в течение жизни способен переживать подобные проявления в индивидуальной практике. Однако быстро преходящие изменения в культурной практике (напр., сезонные изменения моды, жаргон молодежной культуры), не способные закрепиться в глубоких пластах культурной жизни, не могут рассматриваться в качестве проявлений социокультурной динамики.

Ряд факторов, определяющих социокультурную динамику, связан с определенными. областями культурной активности и социального взаимодействия, в рамках которых создаются предпосылки и для появления нестабильности, отклонений, дисбалансов, противоречий и конфликтов, и для их разрешения и преодоления: взаимодействие общества и природы; пространств, размещение культурных форм; взаимодействие разных культур (в т. ч. национальных); система жизнеобеспечения и хозяйственно-экономической деятельности; социальные институты, социальная организация, социальные нормы деятельности; область ценностно-символического, образного понимания; область научно-познавательной, информационной и управленчской активности. В рамках указанных областей формируется также совокупность условий, способов и состояний, через которые проявляются процессы социокультурной динамики. Взятые в целом, факторы, конкретные условия проявления и способы осуществления социокультурной динамики выступают механизмами ее реализации. К настоящему времени достаточно подробно описаны механизмы социокультурной динамики, действовавшие в определенные периоды истории или продолжающие действовать в настоящее время в ряде конкретных областей культурной практики, напр., в современной. хозяйственно-экономической культуре (Н. Кондратьев), в области взаимодействия национальных культур, в области распространения и потребления материалов средств массовой информации в художественной культуре и др. Анализ, осуществленный М. Вебером на примере влияния религиозных представлений протестантизма на развитие рыночных отношений, выступает классическим примером изучения механизмов ускорения социокультурной динамики под влиянием взаимодействия двух типов факторов - ценностно-символических с хозяйственными.

ЛЕКЦИЯ №10. Проблема личности в социологии (2ч.)

План:

1. Дискуссии о природе человека.

2. Системные определения человека. Родовой человек - индивид - индивидуальность - личность.

3. Структура личности:

· Психологическая структура личности;

· Социологическая структура личности;

· Фундаментальная структура личности

4. Социализация личности:

· Понятия социализации и инкультурации;

· Основные тенденции и формы социализации;

· Структура и механизмы социализации.

5.Социальная типология личности.

Литература:

1. Адорно Т. Типы и синдромы // Социологические исследо­вания. -1993. -№3.

2. Весна Е.Б. Понятия “личность” и “индивидуальность” в понятийном пространстве, описывающем человека // Мир психологии.- 1999.-№ 4.-. С. 279–295.

3. Весна Е.Б. Понятия “личность” и “индивидуальность” в понятийном пространстве, описывающем человека // Мир психологии.-1999.-№ 4.-. С. 280.

4. Владимиров Н. П. Личность в двух измерениях // Соци­ально- политический журнал. -1994. - № 12.

5. Гилинский Я. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория //Социологические исследования. -1991. - № 4.

6. Джемс У. Личность / Психология личности. Тексты. -М., 1982.

7. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы //Социально- политический журнал. -1995. -№2

8. Комарова Э.И. Личность как объект и субъект социально­го развития // Социально-политический журнал. - 1992. -№ 4 - 5.

9. Кон И. Социология личности. М., 1967.

10. Кон И.С. Социологическая психология. - М., 1999.

11. Кон С.И. Социологическая психология. - М., 1999.- С. 83.

12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.-М., 1975. - С. 173.

13. Маслоу А.Г. Мотивация и личность.- СПб., 1999. -С. 77–106.

14. Олпорт Г. Личность в психологии. - СПб., 1998. - С. 3–4.

15. Ольшанский В. Личность в российской социологии и психологии // Социология в России. - М., 1998. С. 346–369.

16. Основы социологии: Курс лекций.- М., 1993. Раздел 6.

17. Платонов К.К. Структура и развитие личности. -М., 1986. -С. 138.

18. Рисмен Д. Некоторые типы характера и общество // Со­циологические исследования. -1993. - № 3, 5.

19. Смелзер Н. Социология. -М., 1994.

20. Хоманс Дж. Социальное поведение как обмен // Совре­менная зарубежная социальная психология. - М., 1984.

21. Ю.Ланцева Л. А., Шурупов М. Ф. Социологические теории девиантного поведения // Социально-политический жур­нал. -1993.-xq 4.

22. Ядов В. Социологический подход и изучение личности // Человек в системе наук. М., 1989. С. 455 - 461.

23. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения // Методологические проблемы социальной психологии. - М., 1975. - С. 89.

Проблемы человека и личности занимают в системе современного научного знания одно из центральных мест. Разумеется, ни у одной из наук нет монополии на изучение и интерпретацию данных проблем.

Представители отечественной и мировой науки демонстрируют нам большое разнообразие определений личности. Их концепции различаются между собой как в мировоззренческом, так и в методологическом плане.

Можно выделить условно философский, психологический, “антропологический” и собственно социологический подходы.

Общая линия разделения познавательных ракурсов указанных подходов заключается в следующем: философия делает упор на постижение всеобщих (родовых) начал целостной личности; психология рассматривает личность как психосоциальную индивидуальность, интегрированную в систему родового и индивидного (типического) развития человека; антропология изучает индивидуальное и индивидное сквозь призму всеобщего (родового) бытия личности; социология же обращает главное внимание на проявления социально-типического (индивидного) личности в ее индивидуальном и родовом существовании. Свое же наиболее полное и последовательное выражение все перечисленные выше ракурсы исследования находят в деятельностном подходе.

Современная социология уже не может игнорировать психологические и антропологические концепции. За долгие годы сосуществования с ними она впитала в себя многие научные традиции, породив тем самым междисциплинарные направления и подходы (например, психологическое направление и антропологическую школу в истории социологической мысли). В то же время большое разнообразие рассмотренных выше научных определений не должно “затемнять” специфики собственно социологического познания личности.

В социологии личность определяется как системное качество человека, обусловленное его включенностью в систему социальных отношений и институтов, а также способностью выступать одновременно объектом и субъектом деятельности. (Представление о личности как биосоциальной системе не является с точки зрения социальной науки правомерным. На это указывает, в частности, И.С.Кон. Он справедливо считает, что не может быть никакого развития личности в онтогенезе, так как последний характеризует исключительно процесс индивидуального развития человека (в отличие от филогенеза). Личность есть системное качество, приобретаемое индивидом в процессе совместной деятельности и общения (См.: Кон И.С. Социологическая психология. М., 1999. С. 255) В обоих случаях личность формируется в процессе взаимодействия человека с окружающим миром.

В целом различие исследовательских подходов в “основных” науках, изучающих человека, можно представить в следующем виде (см. табл. 1) . (За основу возьмем схему, предложенную В.Ольшанским и модифицированную нами применительно к данному контексту. См.: Ольшанский В. Личность в российской социологии и психологии // Социология в России. М., 1998. С. 346–369)

Таблица 1.
Основные Антропология Психология Социология
параметры научных подходов Биологическая Социальная (культурная)
Объект изучения Человек как биологический вид Человек как субъект культуры и представитель общности или этноса Человек как личность и индивидуальность (носитель психических качеств) Человек как социальный агент (актер) и представитель социальных институтов
Главные явления человеческой жизни (предмет изучения) Видовые особенности (инстинкты, реакции и пр.) Культурные модели, стили и характеристики Индивидуальные и социально-психологические особенности Институциональные формы и модели: социальные статусы, роли и диспозиции
Факторы интеграции людей Стадность (совместность природных условий жизни) Культурная идентичность (общность стилей и паттернов) Психологическая совместимость и общность целей и мотивации Социальная идентичность и солидарность (единство норм)
Факторы дифференциации людей Естественные (физические) различия Культурные различия Психические различия Социальные различия как различия статусов и позиций

2. Системные определения человека. Родовой человек - индивид - индивидуальность - личность

Человек представляет собой многоуровневую систему, стороны которой фиксируются при помощи частных понятий. Он является одновременно биологической и социальной, социальной и психической системой. На этом этапе познания личность выступает как одно из системных свойств человека.

В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: "человек", "индивид", "индивидуальность", "личность". Обозначают ли они один и тот же феномен, или между ними есть какие-то различия?

Соотношение между ними рассматривается в науке с точки зрения трех основных аспектов. Первый можно условно назвать “субстанциальным”, поскольку он апеллирует к субстанции (первоначалу) человеческой жизни, в качестве которого мы будем рассматривать определенный тип его активности. Второй, формально-логический подход, рассматривает системные свойства человека в контексте взаимосвязи общего, особенного и единичного. И, наконец, третий подход мы называем “реляционным”, так как его содержание связано с выделением разных типов и уровней связей человека и общества. Рассмотрим их по порядку.

Во-первых, необходимо определить “субстанциальные” основы существования указанных системных свойств или характеристик человека. Они содержатся в различных формах активности - физической, психической и социальной. С этой целью следует уточнить само понятие “активность”, определяющее в широком смысле способ существования, а в узком - направленность жизни человека и проявление его жизненной позиции. Мы полагаем, что данное понятие гораздо шире по своему объему, чем понятия “деятельность” и “поведение”. В широком смысле активность есть универсальная форма взаимодействия человека с миром, поведение - это как активное, так и пассивное отношение субъекта к миру, связанное, как правило, с его приспособлением к условиям среды, и, наконец, действие рассматривается как единичная форма деятельности, определяемая активным, сознательным и предметно-преобразующим характером.

Приведенные выше понятия относятся к разным уровням организации человеческой жизни: активность - ко всем уровням (биологическому, психическому и социальному), поведение - к биологическому и социальному, действие - к психическому и социальному.

В нашем понимании каждому состоянию активности, рассматриваемой в ее широком значении, соответствует определенное системное качество или свойство человека. Человек рассматривается как целостное родовое существо, характеризующееся единством биологических, психических и социальных начал. С точки зрения биологической природы он представляет собой организм - способ телесного (физического или психофизического) существования человека. Его же психофизические и биосоциальные свойства, взятые вместе, фиксируются понятием “индивид”. Этим понятием обозначаются переходные состояния человека от организма к личности. Другими словами, индивид - это способ телесно-душевного существования человека как единичного представителя всего человеческого рода. Понятие “личность” фиксирует в себе социальное качество человека, обусловленное его деятельностью.

Таким образом, взяв за основу философское понятие активности, мы выделяем далее разные системные свойства, которым соответствуют определенные типы (формы) активности: (1) организм (человек как носитель или субстрат психофизической активности); (2) индивид (человек как субъект “внешней” адаптивной активности, то есть поведения); (3) индивидуальность (человек как субъект “внутренней”, психофизической активности); (4) личность (человек как субъект внешне-внутренней, сознательной и целенаправленной активности, то есть деятельности). Первый уровень относится к характеристике человека как органической реальности, второй относится к его биопсихической и биосоциальной природе, третий - к собственно психической, четвертый - к психосоциальной.

Во-вторых, с формально-логической точки зрения соотношение между понятиями “человек”, “индивид”, “индивидуальность” и “личность” можно выразить при помощи категорий общего (всеобщего), особенного и единичного.

“Родовой человек” есть выражение всеобщего в человеческом бытии. Оно характеризует целостное единство биологических, психических и социальных (социокультурных) сторон жизнедеятельности человека. Родовой человек выступает субъектом сущностных сил и способностей, выражающих его интегративные связи с природой, обществом и другими людьми.

Понятие “индивид” характеризует человека в его особенном измерении, то есть как отдельного представителя человеческого рода. Это - биосоциальное существо, имеющее как типические, так и особенные черты. Вместе с тем индивид концентрирует в себе некоторые общие черты, присущие всему роду.

Напротив, понятие “индивидуальность” выражает единичное (индивидуальное качество или свойство) в человеке. Словом, индивидуальность есть единичность и уникальность человеческого бытия во всех его проявлениях. Данное понятие фиксирует в себе отличия людей на разных уровнях - биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом и социальном. В психологическом плане индивидуальность есть неповторимое своеобразие психологических особенностей характера, темперамента и различных психических процессов. В социологическом смысле индивидуальностью обладает личность как субъект социальных отношений. Это проявляется в индивидуальной манере или стиле исполнения и проигрывания социальных ролей, в особенностях ролевого поведения личности в конкретных ситуациях взаимодействия.

Что же касается понятия “личность”, то его смысловое содержание определяется деятельностью как специфически человеческим способом существования и развития. Личность, как и человек вообще, есть целостное единство всеобщего, особенного и единичного. Однако в отличие от человека вообще и организма в частности, она существует и развивается на психологическом и социальном уровнях. Всеобщее в ней представлено родовыми социальными качествами, особенное - типовыми чертами, а единичное - конкретными индивидуальными свойствами, определяющими реальный облик отдельной личности.

Таким образом понятие “человек” конкретизируется с точки зрения формально-логических связей в понятиях “всеобщее” (“родовой человек”), “особенное” (индивид), “единичное” (индивидуальность) и “единство общего, особенного и единичного” (личность).

В-третьих, “реляционный” подход к изучению человека характеризуется следующими признаками:

· “внешней” соотнесенностью (референтностью) и “внутренней” соотнесенностью или самосоотнесенностью (самореферентностью),

· “привнесенностью” (“внешней” детерминированностью) и “привносимостью” (“внутренней” детерминированностью или самодетерминированностью). (Весна Е.Б. Понятия “личность” и “индивидуальность” в понятийном пространстве, описывающем человека // Мир психологии. 1999. № 4. С. 279–295)

Системные свойства человека (родовой человек, индивид, индивидуальность, личность) выражают соответственно ту или иную комбинацию указанных признаков.

Общими характеристиками родового человека являются универсальность (способность к выражению общеродовых интересов) и самодеятельность, то есть свободная и сознательная деятельность. Как целостный представитель всего человеческого рода он обладает единством референтности и самореферентности, а как субъект самодеятельности, - “привносимостью”.

В качестве же обязательных свойств индивидуальности выступают творческая активность, уникальность, спонтанность и автономность. Она выражает свою сущность во “внутренней” соотнесенности, а также в “привносимости” человеком самого себя в мир, то есть в его способности творить собственную жизнь “по своему образу и подобию”.

В данных терминах можно определить также статус индивида. Он выступает субъектом “внешней” соотнесенности с миром (а не только обществом) и “привносимости”, то есть “внешней” детерминированности.

Общие черты личности - социальное качество, системность и субъектность. Е.Б.Весна определяет личность как “внутреннюю” и “внешнюю” соотнесенность с социумом. При этом “внутренняя” соотнесенность позволяет рассматривать ее как сумму диспозиций - субъективного выражения “внешней” соотнесенности, то есть объективных позиций (статусов), которые занимает личность в конкретном обществе. (Весна Е.Б. Понятия “личность” и “индивидуальность” в понятийном пространстве, описывающем человека // Мир психологии. 1999. № 4. С. 280)

Индивидуальность и личность различаются между собой сферами существования. Сфера индивидуального существования - мир в человеке, а социального - мир вне человека или точнее - социальный мир. Иначе говоря, целостность бытия человека может быть реализована двумя путями: индивидуальным (человек как индивидуальность) и социальным (человек как личность). Первый путь предполагает тождество с самостью, своим неповторимым “Я” (индивидуальность), а второй - с обществом (личность).

Тем самым проявляется двойственная природа личности как субъекта деятельности, ее социальная “отнесенность” и творческая “привносимость”. Личность выступает не только как референтная (соотносительная) система, опосредующая взаимоотношения человека и социума при помощи норм и ролей, но и как самореферентная система, стремящаяся к самореализации и творчеству.

Обобщим теперь высказанные положения (см. табл. 2).

Таблица 2.
Критерии Системные свойства человека
сравнения (соотношения) “Родовой человек” Индивид Индивидуальность Личность
Уровень организации Биосоциальный Биологический, психический и социальный Психосоциальный
Форма активности “Внешняя” и “внутренняя” (активность) “Внешняя” (поведение) “Внутренняя” (психическая активность) “Внешне- внутренняя” (деятельность)
Вид (класс) субъекта Субъектотип Субъект поведения Субъект психической жизни Субъект деятельности
Формальные связи Общее в человеке Особенное в человеке Единичное в человеке Общее, особенное и единичное в социальном человеке
Характер реляционных связей с миром Референтность и самореферентность, “привносимость” Референтность и “привнесенность” Самореферентность и “привносимость” Сочетание референтности и самореферентности, “привнесенности” и “привносимости”
Тип детерминации “Внутренне-внешний” “Внешний” “Внутренний” “Внешне-внутренний”
Способ организации жизни Жизненный путь как естественно-искусственный процесс Образ жизни (как типические модели - социальное в индивидуальном) Стиль жизни (как индивидуальный путь - индивидуальное в социальном) Жизненная практика (как путь сознательного преобразования жизни)
Способ социальной регуляции “Смешанный” (нормативный и вненормативный) Нормативный Вненормативный “Смешанный”
Механизм социализации Все виды механизмов Адаптация и типизация Индивидуализация и инновация Типизация и индивидуализация

Как показывает анализ, личность выражает лишь одну из форм бытия человека. В качестве субстанции ее существования выступает деятельность - способ адаптивной и адаптирующей, сознательной и целенаправленной активности человека, реализуемой посредством культуры в едином социальном пространстве жизни. Ведь человек становится личностью не сразу, а лишь постепенно, шаг за шагом овладевая всем опытом человечества, необходимым ему для осуществления полноценной деятельности.

Человек как личность имеет множество измерений. Он является одновременно агентом социального действия и субъектом инноваций, индивидуальным субъектом и представителем социальных структур и институтов. В природе личности “присутствуют” как черты соотнесенности, “привнесенности” и рутинности, так и начала самореферентности, “привносимости” и инновативности.

Ценностные функции

У каждого типа информационного метаболизма (ТИМа) есть четыре ценностных аспекта и четыре минус ценностных. Ценностные аспекты могут быть расположены в четырех комбинациях функций в зависимости от того, с каким типом мы имеем дело. Все 4 положения ценностных функций образуют квадру - набор типов с едиными ценностями, общение в рамках которой всегда комфортно для ее представителей.

Что касается нумерации функций - то история вопроса такова. Изначально Аушра Аугустинавичуте разработала модель Ю на основе работ К. Юнга по психологическим типам. Согласно оной: 1 функция - Главная, 2 функция - Творческая, 3 функция - Точка Наименьшего Сопротивления (ТНС), 4 функция - Внушаемая. Аушра и другие соционики под 3-й функцией стали понимать Болевую, которая не является ценностной функцией. Игорь Калинаускас, входящий в научную группу Аушры, посчитал, что эта функция - Активационная (функция Самооценки). Поэтому в своей модели Калинаускас просто изобразил свое понимание модели Ю, дополнив его четырьмя минусовыми функциями. В дальнейшем Аушра придумала свою нумерацию для соционики, но она не прижилась, вместо нее прижилась нумерация Букалова, которая распределяет всю модель, состоящую из 8-ми функций, по «кольцам» и «блокам». Но если учесть, что ошибка закралась уже на стадии определения ТНС - то она выглядит неправомерной. В то же время, нумерация согласно концепции Калинаускаса полностью соответствует постулатам Юнга, очевидно описывавшим в лице «подчиненных функций» именно слабые ценностные. В такой трактовке соционика становится органичным дополнением его концепций, а не «мутировавшим потомком». Ведь именно ценностные функции являются для типа значимыми. Все остальные функции не могут таковыми считаться, они - максимум просто необходимость в отдельные моменты жизни, но активная творческая работа по ним может восприниматься человеком только как «зло» в подавляющем числе случаев. В противном случае - какой смысл тогда такого понятия как ценностная функция, квадра и так далее? То есть это - та самая точка, откуда соционика «шагнула не туда» в лице множественных школ и социоников, развивающих именно такую ее трактовку, уводящую далеко от концепций и наблюдений самого Карла Юнга. Поймав ее в этом на ошибке, мы вынуждаем ее признать именно его правоту и самую главную роль в создании соционики как науки, а не отводя ему роль «праотца». Посему в нашей книге будет принята именно нумерация, принятая в концепции Калинаускаса, напрямую вытекающая из представления Карла Юнга о психотипах. Нумерацию Букалова мы будем указывать иногда в скобках для удобства тех, кто уже успел основательно «повариться» в «популярной соционике».

Итак, начнем описание всех четырех ценностных функций, являющихся основой модели информационного метаболизма каждого человека:

1 функция - Хорошо (Главная, 1)
Эта функция - фактор существования, жизни человека. Человек постоянно по ней что-то делает, живет ей, существует. Направлена она в первую очередь на себя, а уже потом на всех остальных. Если она направлена на окружающий мир - то только как форма существования "Я", а не как стремление на него воздействовать. Функция акцептная - то есть воспроизводит в себе самой элементы окружающего мира. Минус (негатив), выдаваемый на первую функцию, провоцирует сильную ответную негативную реакцию со стороны человека, поскольку она - фактор существования человека. Отрицание ее - означает отрицание жизнедеятельности человека, то есть если я не прав - то меня не существует. Поэтому человек ею живет, но не любит по ней защищаться. Вместо этого ищет тех, кто одобряет и принимает его способ существования. Те, кто не принимает его жизнедеятельность по ней - вызывают, как правило, сильнейшее раздражение человека. Сама функция носит очень консервативный характер, не любит экспериментаторства, скорее просто позволяет человеку жить и существовать в рамках очерченной самим человеком сферы. Сознание человека живет именно на ней. Не случайно Карл Юнг давал название психотипам именно по ней, так как она работает всегда и наиболее интенсивно. По степени выраженности ее сложно сравнить с какой-то другой.

2 функция - Надо (Творческая, 2)
Эта функция осуществляет воздействие человека на окружающий мир и она - основной конечный продукт модели информационного метаболизма человека. Человек нуждается в том, чтобы "продукт", который она выдает, был кем-то востребован. Если "продукт" сбыть не удается - то человек может начать придумывать разные хитрые способы воздействия на самого себя, чтобы хоть так найти «сбыт», что может приобретать крайне негативный последствия. Способ реализации функции очень нестандартный, творческий, зачастую вызывающий, рискованный. Он вызывает массу положительных эмоций. Деятельность функции - залог реализации личности. Она направлена на окружающий мир и продуктивная - то есть выдает в него новый «продукт». Минус на нее вызывает снижение ее активности. Функция альтруистична по сути своей - зачастую человек готов давать «продукт» по ней бесплатно (а то и приплачивать за него), так как это нужно ему самому для комфортного самочувствия. Если найти, где и как это можно применять качественно на практике в жизни - то работа станет для вас удовольствием, а не каторгой. Согласно Юнгу, если человек начинает жить активно именно по ней, а не по первой функции - то это означает, что бессознательное врывается в его сознание и потому чисто внешне может выглядеть не очень привлекательно. В идеале - именно с ней должна быть связана ваша работа.

Первая и вторая функции являются зоной уверенности человека в своих силах, они наиболее осознаваемы.

3 функция - Самооценка, Проблемы, ТНС (Активационная, 6)
Точка наименьшего сопротивления человека. По ней человек оценивает себя. Когда эта оценка со знаком плюс - это вызывает рост самооценки человека, воодушевление, когда получается минус - то и самоуверенность падает. Третья функция - повод к хорошему или плохому отношению к себе. Человек не любит юмора на темы этой ценности, очень болезненно воспринимает любой негатив, критику на нее, так как он понижает его самооценку. Он постоянно тратит много сил на защиту этой функции, в то же время каждая попытка выдать минус на нее воспринимается очень враждебно. Малейшая неясность по ней заставляет человека активно действовать по ней, зачастую неадекватно ситуации. Он всегда стремится прояснить ситуацию по ней, обычно в сторону упрощения ситуации, здесь не может быть никаких рисков. Пусть в минус, зато ясно. Бывает два способа ее защиты: активная и пассивная. При активной человек не переносит никаких обострений, неясностей и стремится прояснить все до конца, будет спорить «до потери пульса», «защищаться». Это означает, что с самооценкой у человека все в порядке, это хорошо. При пассивной защите человек смиряется с неудачей и признает свое поражение, даже может еще больше признавать свою недачу, чем есть на самом деле, чтобы к нему больше не приставали. Она означает, что человек находится в очень плохом, подавленном состоянии, он просто никак не может быть успешным в этот момент времени, даже если в руках будут «все карты». Еще можно отметить, что нужная информация по этой функции человека может мгновенно активизировать, заставить действовать, «рыть землю». Минус на нее вызывает сильное переживание человека, зачастую фиксируемое и внешне на кожных покровах. В определенном смысле можно сказать, что она - это то, что в эзотерике принято называть «Точкой сборки», которая отбрасывает всю «ненужную» информацию и собирает «нужную». Она направлена на себя и продуктивная - то есть выдает также в мир какой-то «продукт», как и вторая функция. Только это не столько «продукт», сколько самовыражение, самоутверждение.

4 функция - Хочу, Внушаемая (Суггестивная, 5)
По этой функции человек ищет себе комфортное место нахождения, это - точка входа информации на прием, начало модели информационного метаболизма. Положительная информация по ней человека успокаивает и привлекает, отрицательная отталкивает. Информацию по ней человек постоянно ищет и воспринимает не критически, скорее ищет себе по ней авторитеты. Человек очень внушаем и программируем по ней, сказанные по ней слова часто воспринимаются буквально. Именно через нее происходит некоторое гипнотизирование человека. Поэтому крайне важно осознавать характер работы данной функции каждому. В первую очередь - это внутреннее неосознаваемое стремление человека искать плюсы на нее и избегать минусы, чем часто могут пользоваться, скажем, мошенники, говоря нужные слова. Человек постоянно ищет себе плюс - подкрепление по ней извне, в окружающем мире. Это будет означать благоприятное условие входа информации на прием и выдачи затем адекватного ответа со 2-й функции. Если же человек получает на нее минус - то и реакция со 2-й функции может быть в конечном итоге неадекватной. В общем и целом же, минус на нее дает реакцию сменить «место обитания», так как оно начинает восприниматься как некомфортное. Поэтому она - достаточно пугливая. Человек крайне легко меняет обстановку, зачастую никто и понять не может, что именно ему не понравилось. Но суть в том, что по ней человек никому ничего не будет доказывать, ему это не нужно. Он просто меняет место и все, если это возможно, конечно. То есть выбирает самый простой способ решения проблемы комфортности места. В отличие от всех остальных функций, по ней человек - просто потребитель нужного «продукта» извне.

По третьей и четвертой функциям действия человека менее осознаваемы. Функции слабые, отражают желания и потребности человека, по этой причине они не менее значимы, чем первые две.

Сама схема информационного метаболизма человека (она же - штурвал Калинаускаса) выглядит следующим образом: 4-3-1-2. В ее основе заложен постоянный поиск «плюса» на ценностые функции и избегание «минусов». Сперва информация попадает на 4-ю функцию. Здесь ищется комфортное место для приема информации «на вход». Именно поэтому человек и так легко меняет место пребывания по ней, ведь это во многом неосознаваемо. Скажем, возьмем в качестве примера социотип Логико-Сенсорный Интроверт - Максим Горький. Хорошее место - это там, где меня любят (объектная этика - отношение ко мне). Если меня не любят (или кто-то говорит, что плохо ко мне относится) - значит и место плохое, некомфортное. Отсюда и берет начало тот факт, который довольно подробно «обсосан» в соционике, что ЛСИ, если кого-то вычеркнул из своей жизни - то это навсегда. Естественно, ведь тогда место обитания и комфортность приема информации становится некомфортным, а с точки зрения метаболизма это - крайне нежелательное для «пищеварения» информации явление. Поэтому всего, что может осуществить некомфортный прием нужно всячески избегать.

Поэтому очень часто принцип «нет человека - нет проблемы» видится хорошим решением проблемы для представителей этого типа. Далее информация попадает на ТНС, третью функцию. Здесь отбрасывается все, что может говорить о том, что «я - плохой» и собирается все, что говорит о том, что «я - хороший». Колоссальное количество важной информации отсеивается на этой стадии, вынуждая человека жить в узком потоке субъективной реальности. Фактически человек смотрит в мир через небольшое и довольно грязное окошко, в действительности видя не реальность, а только небольшую и искаженную ее часть. Эта функция играет роль полицейского. Она осуществляет координацию всех четырех ценностных функций человека и следит за тем, чтобы информация не повредила какой-то из них. То есть из нее старательно отбрасываются все возможные «минусы». И то, что мы получаем в конечном итоге из этой информации - уже некий адаптированный и процеженный через фильтр продукт. Сам же аспект, находящийся в данной функции, становится чем-то вроде «ахиллесовой пятой» человека, его самой насущной проблемой, занимающей огромное количество его времени и сил.

Ведь он должен одновременно все контролировать и с этой позиции быть наиболее защищенным из ценностных аспектов как мозг, командование всего процесса информационного метаболизма. Именно поэтому никаких рисков здесь быть не может и защита этой функции наиболее важна для человека. Ведь взятие штаба командования означает поражение всего войска. Поэтому ЛСИ, у которого в функции самооценки находится субъектная интуиция, очень пекутся о таких вопросах как принципиальность, внутренняя гармония, идейность, последовательность. И, скажем, малейший повод усомниться в его идеалах может вызывать внутренний разлад не только в этой функции, но и всего процесса информационного метаболизма. Отбросив всю потенциально опасную информацию, говорящую о том, что «я - плохой» и собрав оставшуюся, особенно коллекционируя и «раздувая из мухи слона» ту, которая говорит о том, что «я - хороший» - она поступает на первую функцию. Здесь происходит «консервирование» поступившей информации, она словно закатывается в консервную банку, «кристаллизируется». И можно не бояться, что она как-то повредит Главной функции человека, на которой находится его сознание (а это чревато психическими нарушениями), ведь 3-я функция уже отбросила всю угрожающую ему информацию. У ЛСИ сознание «живет» на функции субъектной логики. Это выражается в лозунге Декарта «я мыслю, следовательно - существую». Если ЛСИ пришел к какому-то выводу логически - то переубедить его крайне сложно, так как полученное знание уже «закатано» в броню. Здесь принимаются какие-то решения и подаются на 2-ю функцию, Творческую, которая является точкой выхода информационного метаболизма, обратной связью с окружающим миром. Здесь человек начинает творчески заниматься какой-то деятельностью. Так у ЛСИ на второй функции находится объектная сенсорика. Это делает его мастером различных «умений» и активным внедряльщиком принимаемых решений в жизнь. Ну, скажем, ЛСИ часто бывает очень хорош как тренер, инструктор, достигает успеха в вопросах, где нужно соревноваться, побеждать, на разных соревнованиях неожиданно становится победителем за счет воли к победе и неожиданных смелых решений.

Источник - "Инструментальная соционика"

Пара блоков «ценностный/неценностный» образуется на пересечении пар блоков функций тремя различными способами, каждый из которых вносит свои свойства в работу рассматриваемых блоков. Первым пересечением является пересечение блоков “акцептный/продуктивный” и “загрузочный разгрузочный”. Так, ценностными функциями являются акцептные загрузочные и продуктивные разгрузочные, а неценностными – акцептные разгрузочные и продуктивные загрузочные. Вторым пересечением является пересечение блоков «ментальный/витальный» и «сильный/слабый». Так, ценностными функциями являются ментальные сильные и витальные слабые, а неценностными – ментальные слабые и витальные сильные. Третьим пересечением является пересечение блоков “инертный/контактный” и “шаблонный/ситуативный”. Так, ценностными функциями являются инертные шаблонные и контактные ситуативные, а неценностными – инертные ситуативные и контактные шаблонные. Р ассмотрим, какие качества восприятия вносят рассмотренные комбинации:

В модели А ценностные функции находятся в первом и третьем рядах ячеек. Главным свойством данных функций является то, что всем типам нравится обсуждать информацию, воспринимаемую через них. Это проявляется в том, как в разговоре или обсуждении человек переводит тему с неценностного аспекта на ценностный в рамках одного информационного признака (например, с неценностной ЧЛ переводит на ценностную БЛ). Во-вторых, всем типам нравится развиваться в рамках своих ценностных аспектов, расширять спектр воспринимаемой информации. Так, например, ценностный БЛ любит копаться в теориях и концепциях, а ценностный ЧЛ – применять их на практике. Ценностные функции во многом формируют мировоззрение человека, вкладывая в него определённое широкое понимание природы многих явлений.

В модели А неценностные функции находятся во втором и четвёртом рядах ячеек. Самым главным свойством данных функций является то, что все типы стремятся избежать обсуждения информации по воспринимаемым аспектам. Это проявляется в том, что данные аспекты можно заметить в речи человека с оттенком отсутствия к ним интереса. Помимо этого, если заострить на них внимание собеседника, он с радостью переведёт диалог на свои ценностные аспекты. Так, например, если заговорить с ценностным ЧЛ о теориях (БЛ), он переведёт разговор на тему применения теорий на практике (ЧЛ). Во-вторых, информацию по неценностным функциям все типы стремятся ограничить, заключить в рамки понятной и простой информации. Часто это проявляется в том, как представитель типа при загрузке неценностной информацией выделяет в ней лишь самое простое и необходимое, а остальное объясняет с позиции ценностной функции. Например, если разговор касается вопросов морали (неценностная БЭ), тип, хоть и говорит о ней (о БЭ), но наполняет её понимание с позиции ценностных ЧЭ и БЛ. Так, выходит, что понятие “морали” наполняется субъективными реакциями с позиции объективных логических закономерностей.

К ценностным относятся базовая (1), творческая (2), суггестивная (5) и активационная (6) функции. К неценностным относятся ролевая (3), болевая (4), ограничительная (7) и фоновая (8) функции.

Наполняясь информационным аспектами, пара блоков «ценностный/неценностный» задаёт признаки типов “ ” и “ ”.


Так, решительными являются типы с ценностными аспектами ЧС и БИ и неценностными аспектами БС и ЧИ, тогда как рассудительными являются типы с ценностными аспектами БС и ЧИ и неценностными аспектами ЧС и БИ.


В свою очередь весёлыми являются типы с ценностными аспектами БЛ и ЧЭ и неценностными аспектами ЧЛ и БЭ, тогда как серьёзными являются типы с ценностными аспектами ЧЛ и БЭ и неценностными аспектами БЛ и ЧЭ.

Аксиологическая функция

Ценностные ориентации людей связаны с аксиологической (оценочной) функцией их культуры. Поскольку степень значимости предметов и явлений окружающего мира для жизнедеятельности людей неодинакова, формируется определенная система ценностей общества или социальной группы. Ценности подразумевают выбор того или иного объекта, состояния, потребности, цели в соответствии с критерием их полезности для жизни человека. Ценности служат фундаментом культуры, помогая обществу и каждому человеку отделить хорошее от плохого, истину от заблуждения, справедливое от несправедливого, допустимое от запретного-

Отбор ценностей происходит в процессе практической деятельности. По мере накопления опыта ценности формируются и исчезают, пересматриваются и обогащаются. У разных народов понятия о добре и зле различны, именно ценности обеспечивают специфичность каждой культуры. То, что важно для одной культуры, может быть совсем не важно для другой. У каждого народа формируется своя пирамида, иерархия ценностей, хотя сам набор ценностей носит общечеловеческий характер. Можно условно разделить (классифицировать) основные ценности на:

* витальные - жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние, сила и т.д.;

* социальные - положение в обществе, статус, труд, профессия, личная независимость, семья, равенство полов;

* политические - свобода слова, гражданские свободы, законность, гражданский мир;

* моральные - добро, благо, любовь, дрркба, долг, честь, бескорыстие, порядочность, верность, справедливость, уважение к старшим, любовь к детям;

* эстетические - красота, идеал, стиль, гармония, мода, самобытность.

Многие из названных выше ценностей могут отсутствовать в той или иной культуре. Кроме того, каждая культура по-своему представляет те или иные ценности. Так, идеалы красоты достаточно сильно отличаются у разных народов. Например, в соответствии с идеалом красоты средневекового Китая аристократки должны были обладать крохотной ножкой. Желаемого добивались с помощью мучительных процедур бинтования ног, подвергая им девочек с пяти лет, в результате чего эти женщины становились калеками.

С помощью ценностей люди ориентируются в мире, обществе, определяют свои поступки, свое отношение к окружающим. Большая часть людей считают, что стремятся к добру, правде, любви. Разумеется, то, что кажется добром для одних людей, может оказаться злом для других. И это вновь свидетельствует о культурной специфичности ценностей. Мы всю свою жизнь выступаем «оценщиками» окружающего мира, опираясь на собственные представления о добре и зле.

Функция социализации и инкультурации.

Важнейшей функцией культуры является функция социализации и инкультурации. Социализацией называется процесс усвоения человеческим индивидом определенных знаний, норм и ценностей, необходимых для жизни в качестве полноправного члена общества. Вместе с тем социализация обеспечивает стабильность общества. В обществе, как и в природе, постоянно происходит смена поколений, люди рождаются и умирают. Но в отличие от животных человек не имеет врожденных программ действий. Эти программы он получает от культуры, научается жить, мыслить и действовать в соответствии с ними.

Освоение социального опыта личностью начинается с раннего детства. Образцы поведения, которые демонстрируют родители, сознательно или бессознательно перенимают дети, определяя тем самым свое поведение на многие годы вперед. Большое влияние на детей оказывают также примеры поведения, которые демонстрируют сверстники, учителя, вообще взрослые. Детство - важнейший период социализации, именно в детстве почти на 70% формируется личность. Но социализация на этом не заканчивается. Она - процесс непрерывный, не останавливающийся на протяжении всей человеческой жизни. Так усваивается социальный опыт, накопленный народом, сохраняется и передается из поколения в поколение культурная традиция, что обеспечивает стабильность культуры.

Каждый человек волею обстоятельств оказывается погруженным в определенную культурную среду, из которой он впитывает, усваивает систему знаний, ценностей, нормы поведения. Этот процесс усвоения навыков и знаний, необходимых для жизни в той или иной культуре, получил название инкулътурация.

Процессы социализации и инкультурации заключаются не только в формировании среды, окружающей человека, они предполагают активную внутреннюю работу самого человека, стремящегося овладеть необходимой для жизни информацией. Поэтому, усвоив обязательный для данной культуры комплекс знаний, человек начинает развивать свои индивидуальные способности - будь то музыкальные или художественные задатки, интерес к математике или технике, словом, все, что может пригодиться в будущем - все равно, станет ли это профессией или занятием в часы досуга.

Приведенная классификация основных функций культуры - одна из возможных. Однако в любой классификации (по каким угодно основаниям) разграничение функций культуры будет достаточно условным. Ведь в реальной жизни все функции тесно переплетены и практически представляют собой единый процесс, в целом обеспечивая культурную динамику.