Примеры проявления различных механизмов социализации личности. Механизмы социализации

Социализация – становление личности – процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В процессе ее он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие – свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности. Как проявление – это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социального развития. Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом. Ребенок в своем развитии может отставать или опережать своих сверстников. В этом случае социализация как результат характеризует социальный статус ребенка по отношению к его сверстникам.

Факторы социализации

А. Мудрик выделяет четыре группы факторов, влияющих на социализацию человека. К ним относятся: мегафакторы – космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли; макрофакторы – страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах; мезофакторы – условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам; микрофакторы – непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, – семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.

Агенты социализации

Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе и пр. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.

Уровни социализации

В социологии выделяются два уровня социализации: уровень первичной социализации и уровень вторичной социализации. Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах. В качестве первичных агентов социализации выступает ближайшее окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи и т. д. Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов. Вторичные агенты – это формальные организации, официальные учреждения: представители администрации и школы, армии, государства и т. д.

Механизмы социализации

Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». Агенты+факторы=механизмы социализации. Подразделяются на: 1). Социально-психологические механизмы 2). Социально-педагогические механизмы

К социально-психологическим механизмам можно отнести следующие:

Импринтинг (запечатление) – фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т. п.

Экзистенциальный нажим – овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.

Подражание – следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае – один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.

Идентификация (отождествление) – процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.

Рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными Я человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие:

Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения. В таком случае оказывается прав французский мыслитель XVI в. Мишель Монтень, который писал: «…Мы можем сколько угодно твердить свое, а обычай и общепринятые житейские правила тащат нас за собой». Кроме того, эффективность традиционного механизма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в большой город), могут «всплыть» в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.

Институциональный механизм социализации , как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм. Надо иметь в виду, что средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Эффективность этого влияния определяется тем, что, как тонко подметил еще в XVIII в. реформатор западноевропейского балета французский балетмейстер Жан Жорж Новер, «поскольку страсти, испытываемые героями, отличаются большей силой и определенностью, нежели страсти людей обыкновенных, им легче и подражать». Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т. д.

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Но субкультура влияет на социализацию человека постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, коллеги и пр.) референтны (значимы) для него.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т. д. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация.

Минусы социализации и что с этим делать

Социализация делает ребенка – человеком, но и она же может вместо личности сформировать из него бездумного винтика, массовую личность, живующую и думающую по шаблону.

В социализации есть две стороны: что внушает (вставляет ребенку) общество и что делает с этим ребенок.

Если в обществе – культура свободы, творчества и позитива, то такая социализация помогает ребенку стать свободным, творческим и позитивным, хотя бы ребенок к этому и не был изначально склонен. Если же общество (или конкретная семья) другие, с установками например «не думай», «будь как все», «не высовывайся», «думай только о себе», «жизнь трудна», то это подталкивает ребенка к таким, малотворческим установкам.

С другой стороны, дети рождаются очень разными. Если ребенок родился лидером, творческой личностью, он в любом обществе будет личностью, просто в разной степени и за разную цену (иногда за это приходится платить счастьем или жизнью). Если же ребенок родился ведомым, конформистом, склонным к шаблону и полениться (в том числе лениться думать), то трудно от него ожидать свободы творчества, если уж только сильно поднажать и заставить.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Понятие социализации. Термин <социализация>, несмотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки.

Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду (Андреева). При такой интерпретации понятия социализации достигается понимание человека одновременно как объекта, так и субъекта общественных отношений.

Содержание процесса социализации. Если исходить из тезиса, принимаемого в общей психологии, что личностью не родятся, личностью становятся, то ясно, что социализация есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. Выделяются три сферы, в которых осуществляется прежде всего это становление личности: деятельность, общение, самосознание. Общей характеристикой всех этих сфер является процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром.

Деятельность. На протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с освоением все новых и новых видов деятельности. При этом происходят еще три чрезвычайно важных процесса.

1. Ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами.

2. Как следствие - центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нем и соподчинения ему всех остальных деятельностей.

3. Освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости.

Если кратко выразить сущность этих преобразований в системе деятельности развивающегося индивида, то можно сказать, что перед нами процесс расширения возможностей индивида именно как субъекта деятельности.

Общение рассматривается в контексте социализации также со стороны его расширения и углубления, коль скоро общение неразрывно связано с деятельностью. Расширение общения - умножение контактов человека с другими людьми, возрастная специфика этих контактов. Углубление общения – переход от монологического общения к диалогическому, децентрация, т.е. умение ориентироваться на партнера, более точное его восприятие.

Самосознание личности. Процесс социализации означает становление в человеке образа его Я. В многочисленных экспериментальных исследованиях, в том числе лонгитюдных, установлено, что образ Я не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. С точки зрения социальной психологии особенно интересно выяснить, каким образом включение человека в различные социальные группы задает этот процесс. К сожалению, именно в этой сфере анализа особенно много противоречивых позиций. Это связано с наличием тех многочисленных и разнообразных пониманий личности.

Есть несколько различных подходов к структуре <Я>. Наиболее распространенная схема включает в <Я> три компонента: познавательный (знание себя), эмоциональный (оценка себя), поведенческий (отношение к себе) (И.С.Кон).

Процесс социализации может быть понят только как единство изменений всех трех обозначенных сфер. Они, взятые в целом, создают для индивида <расширяющуюся действительность>, в которой он действует, познает и общается, тем самым осваивая не только ближайшую микросреду, но и всю систему социальных отношений. Вместе с этим освоением индивид вносит в нее свой опыт, свой творческий подход; поэтому нет другой формы освоения действительности, кроме ее активного преобразования.

Механизмы социализации

-Традиционный механизм социализации - усвоение человеком норм поведения, взглядов и убеждений, которые присущи его семье и ближайшему ему окружению человека.

-Институциональный механизм - реализуется в процессе взаимодействия человека с различными организациями и учреждениями. Некоторые из этих институтов являются создавались специально для осуществления функции социализации (система бразования), другие являются неспециализированными, т. е. они выполняют эту функцию попутно, параллельно со своими основными функциями (армия).

- Стилизованный механизм социализации действует в рамках субкультуры. Субкультура - это совокупность норм, ценностей, поведенческих проявлений, характерных для определенной группы людей, что обусловливает определенный стиль жизни этой группы.

- Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с другими людьми, при этом последние должны быть для него значимыми.

- Рефлексивный механизм социализации осуществляется через индивидуальное переживание и осознание, внутренний диалог.

Социализация каждого человека осуществляется с помощью всех этих механизмов. Но роль каждого из этих механизмов, их «удельный» вес в осуществлении процесса социализации различен. Так, решающая роль на первых стадиях социализации принадлежит традиционному механизму, в то время как в подростковом возрасте на первый план выходит институциональный механизм социализации.

Стадии процесса социализации. Поскольку наиболее подробно вопросы социализации рассматривались в системе фрейдизма, традиция в определении стадий социализации складывалась именно в этой схеме. Как известно, с точки зрения психоанализа, особое значение для развития личности имеет период раннего детства. С другой стороны, уже довольно давно в неортодоксальных психоаналитических работах временные рамки процесса социализации несколько расширяются: появились выполненные в том же теоретическом ключе экспериментальные работы, исследующие социализацию в период отрочества и даже юности.Однако относительно других стадий идет оживленная дискуссия о том, происходит ли в зрелом возрасте усвоение социального опыта. В последние годы на этот вопрос все чаще дается утвердительный ответ.

В отечественной социальной психологии сделан акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта прежде всего в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации стадий служит отношение к трудовой деятельности. Если принять этот принцип, то можно выделить три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую.

Дотрудовая:

а) ранняя социализация (до школы)

б) стадия обучения (школа, возможно вуз)

Трудовая: весь период трудовой деятельности человека. Акцент на том, что личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его, придает особое значение этой стадии. Признание трудовой стадии социализации логически следует из признания ведущего значения трудовой деятельности для развития личности.

Послетрудовая: начиная с ухода на пенсию. Основные позиции в дискуссии полярно противоположны: одна из них полагает, что само понятие социализации просто бессмысленно в применении к тому периоду жизни человека, когда все его социальные функции свертываются. Крайним выражением этой точки зрения является идея <десоциализации>, наступающей вслед за завершением процесса социализации. Другая позиция, напротив, активно настаивает на совершенно новом подходе к пониманию психологической сущности пожилого возраста. В пользу этой позиции говорят уже достаточно многочисленные экспериментальные исследования сохраняющейся социальной активности лиц пожилого возраста (общественные организации), в частности пожилой возраст рассматривается как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта. Сюда же относится теория Эриксона.

Институты социализации. - т е конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта.

На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают: в период раннего детства - семья и играющие все большую роль в современных обществах дошкольные детские учреждения.

Что касается дошкольных детских учреждений, то их анализ до сих пор не получил прав гражданства в социальной психологии. <Оправданием> этому служит утверждение о том, что социальная психология имеет дело с группами, где функционирует развитая личность и поэтому вся область групп, связанных именно со становлением личности, просто выпадает из анализа. До сих пор детские дошкольные учреждения оказываются объектом исследования лишь возрастной психологии.

Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. В зависимости от того, включается ли во вторую стадию социализации период высшего образования, должен решаться вопрос и о таком социальном институте, как вуз.

Трудовая стадия: важнейшим институтом является трудовой коллектив. В социальной психологии огромное большинство исследований выполнено именно на материале трудовых коллективов, хотя надо признать, что выявление их роли именно как институтов социализации еще недостаточно. Например, идея референтной группы наполняется новым содержанием, если ее рассмотреть в контексте институтов социализации, их силы и слабости, их возможности выполнить роль передачи социально-позитивного опыта.

Послетрудовая стадия: можно, конечно, назвать на основе житейских наблюдений в качестве таких институтов различные общественные организации, членами которых по преимуществу являются пенсионеры, но это не есть разработка проблемы. Если для пожилых возрастов закономерно признание понятия социализации, то предстоит исследовать вопрос и об институтах этой стадии.

Основные характеристики анализа социального развития личности: личностная зрелость, социальная адаптация, социальная адекватность, изоляция, депривация.

Личностная зрелость - Анализируя уровень развития личности человека важно разделить два понятия: взрослость и личностную зрелость. Взрослый человек – это человек достигший определенного возраста. Зрелость – это такой уровень развития личности, когда человек ориентируется на собственные ценности и принципы, обладающие при этом общечеловеческой широтой и универсальностью.

Понимание зрелой личности достаточно многообразно. Для одних авторов зрелая личность – это уникальное, единичное, редко встречающееся явление. Другие считают, что зрелось достигается многими людьми и широко представлено в социуме. Третьи воспринимают зрелую личность, как идеал, к которому человек должен стремиться и которое достигается лишь путем целенаправленной долгой работой над собой.

Личностная зрелость характеризуется тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических сил. Личностно – зрелый человек, по мнению большинства исследователей, обладает следующими характеристиками:

Собственная развитая система ценностей;

Развитое чувство ответственности;

Потребность в заботе о других людях;

Активное участие в жизни общества;

Способность к психологической близости с другими людьми;

Высокий уровень жизнедеятельности;

Осознание смысла своей жизни;

Умение осуществлять личностный выбор в различных жизненных ситуациях;

Способность к эффективному использованию своего потенциала;

Стремление к самореализации.

Социальная адаптация – сложный процесс взаимодействия организма и окружающей среды, направленный на достижение гармонии между внутренними и внешними условиями жизни и деятельности.

Социальная адаптация выступает как средство:

Достижение равновесия в динамичной системе «среда – личность»;

Повышение социальной активности личности;

Регулирование общения и взаимоотношений;

Формирование эмоционально – комфортных позиций личности;

Повышение сплоченности и стабильности социальной среды.

Существуют несколько классификаций адаптации .

По степени активности субъекта :

Прогрессивная: приводит к достижению целей и выполнению функций полной адаптации, в ходе реализации которой достигается единство интересов и целей личности, с одной стороны, и групп общества в целом – с другой.;

Регрессивная (проявляется как формальная адаптация, не отвечающая интересам общества).

По форме проявления:

Внутренняя, проявляющаяся не только в изменении форм поведения и деятельность личности в соответствие с требованиями среды, но и в форме перестройки функциональных структур и систем. Это полная, генерализированная адаптация личности.

Внешняя - это поведенческая, приспособительная социальная адаптация, когда личность внутренне, содержательно не перестраивается. Это инструментальный вид адаптации.

По механизму осуществления: добровольная и принудительная. Принудительная влечет за собой деформацию интеллектуальных моральных качеств личности, развитию у нее ментальных и эмоциональных нарушений. Человек может адаптироваться к нежелательным, отрицательным для себя социальным явлениям, например к рабству, фашизму, диктатуре.

По мнению М.Р.Битяновой, результаты процесса социальной адаптации могут быть различны:

Собственно приспособление человека к окружающей среде жизнедеятельности, которое позволяет ему функционировать как участнику различных социальных ситуаций.

Активное утверждение человека в социальной среде, позволяющее ему не только активно функционировать, но и личностно развиваться в общении и деятельности.

Конфликтное взаимодействие человека и среды, приводящее к дезадаптации: нарушениями функционирования, высокой психической напряженности и т.д.

Социальная адекватность – это такое взаимодействие человека с окружающей средой, при котором имеет место реалистическая форма отражения окружающей действительности, усвоение, осмысление и личностная переработка системы социальных ценностей и норм.

Изоляция - обособление, уединение индивидов или социальных групп.
М.Ю.Кондратьев выделяет следующие формы изоляции по инициатору изоляции:

1) вынужденную изоляцию, в силу сложившихся обстоятельств, независимо от собственного желания или воли общества (например, заблудившаяся в тайге экспедиция);

2) принудительную изоляцию, когда общество сознательно обособляет людей, изолируя в рамках закрытых групп, примерами таких сообществ могут быть:

а) осужденные, подследственные, больные, подвергнутые принудительному лечению от наркомании, токсикомании, алкоголизма;

б) закрытие группы, членство в которых, во всяком случае официально, не предполагает ущемление в правах и не подразумевает низкий социальный статус человека - солдаты срочной службы, воспитанники домов ребенка, детских домов, школ-интернатов;

3) добровольную изоляцию, когда люди по собственному желанию сами объединяются в рамках закрытых групп (например, монахи, отшельники, сектанты);

4) добровольно-вынужденную, когда достижение какой-либо значимой для людей цели связано с тягостной необходимостью резко ограничить свои контакты с привычным окружением. Это могут быть профессиональные закрытые группы (команды подводных лодок), а также учебные учреждения интернатного типа элитарного характера (нахимовские и суворовские училища).

Человек долго находящийся в условиях изоляции может быть подвержен депривации.

Изоляция может привести к нарушениям нормальной психической жизни.

Депривация - термин, широко используемый сегодня в психологии и медицине, означающий психическое состояние человека, возникающее в результате длительного лишения или ограничения возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей, в достаточной мере и в течение длительного времени; характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном развитии, нарушении социальных контактов.

Жизненная ситуация, где отсутствует возможность удовлетворения важных психических потребностей определяется как депривационная ситуация.

В зависимости от того, чего именно лишен человек, выделяют различные виды депривации .

Депривация сенсорная – пониженное количество сенсорных стимулов (зрительных, слуховых и т.д.) или их ограниченная изменчивость и модальностьНедостаток притока раздражителей приводит к своеобразному переживанию, получившему название сенсорного голода. Для ребенка он особенно губителен.

Депривация когнитивная – слишком изменчивая структура внешнего мира без четкого упорядочения смысла, которая не дает возможности понимать, предвосхищать происходящее извне. Чаще всего данный вид депривации можно наблюдать в эксперименте.

Двигательная депривация - резкое ограничение движений. С этим видом депривации мы сталкиваемся когда имеем дело с травмами, не позволяющими осуществлять движения.

Особенно тяжелы последствия двигательной депривации для детей.

Депривация эмоциональная – недостаточная возможность для установления интимного эмоционального отношения к кому-либо или разрыв подобной эмоциональной связи, если такова уже была создана (прежде всего с родителями)

Депривация социальная ограниченная возможность для усвоения социальной роли, осуществления общественной самореализации.

С социальной депривацией часто сталкиваются пожилые люди после выхода на пенсию, когда уходят ощущения своей нужности обществу. Подобная форма депривации встречается у молодых мам, ухаживающих за своими детьми, у водителей-дальнобойщиков

Чем богаче внутренний, духовный мир человека и чем сильнее он в своих жизненных помыслах, задачах, представлениях связан с миром, с культурой, тем более стойким и толерантным оказывается человек к возникновению депривационного синдрома (отшельники)

Депривационный опыт - это такой опыт, при котором человек уже ранее подвергался депривационной ситуации, и в каждую подобную ситуацию будет вступать с несколько видоизмененной, более чувствительной, или, напротив, более «закаленной», устойчивой психической структурой.

Анализ показывает, что чем старше ребенок, тем более в мягких формах проявляется социальная депривация, и тем более быстрее и успешнее происходит компенсация в случаях педагогической или психологической коррекции. Однако практически никогда не удается устранить последствия социальной депривации на уровне некоторых глубинных личностных структур.

Люди, перенесшие в детстве опыт социальной депривации, продолжают испытывать недоверие ко всем людям, за исключением членов своей микрогруппы, перенесших то же самое. Они бывают завистливыми, чрезмерно критичными к другим, все время ждут подвоха со стороны других.

Социализация — это процесс формирования человека посредством обучения, воспитания, образования, защиты и адаптации. Процесс , в данном случае, — это последовательность действий, в результате которых из родившегося существа формируется человек. Когда какой-то процесс рассматривается со стороны предметов, орудий, операций, результатов, он называется механизмом - в данном случае механизмом социализации.

Социализацию изучают психология, педагогика, социология, антропология и другие науки, обращая внимание на разные стороны этого процесса. Педагогика обращает внимание на обучение, психология — на образование, а социология — на обучение и воспитание. Так, Т. Парсонс считает социализацию обучением (1) ролевому поведению; (2) мотивам и ценностям: это «обучение любым ориентациям, имеющим функциональное значение для действия системы взаимных ролевых ожиданий».

- это процесс целенаправленного формирования в человеке определенных умений: практических (одеваться, здороваться и т. п.) и мыслительных (думать, анализировать и т. п.). В нем формируется разнообразное ролевое поведение, нормы и ценности которого человек может и не осознавать. Обучение происходит преимущественно в семье.

- это процесс целенаправленного формирования в человеке, с одной стороны, мотивов, а с другой стороны, — нравственных, эстетических, мировоззренческих ценностей, убеждений, верований, определяющих его жизнедеятельность. Оно осуществляется в семье, школе, через телевидение, прессу и т. п.

- это процесс целенаправленного формирования в человеке знаний: о себе, ближайшем окружении, природе, обществе, смысле жизни и т. п. Оно может носить бытовой, технический, исторический и т. п. характер и происходит в школе и вузе.

Защита - это психические и практические процессы, посредством которых люди преодолевают внутренние конфликты: между различными потребностями, интересами и ценностями и внутри их (но вертикали) в процессе социализации. Защита опирается на волю человека.

Адаптация - это психические и практические процессы, посредством которых человек справляется с напряженностью в своих отношениях с ситуацией, частью которой являются и другие люди. В рамках этого механизма человек преодолевает угрозу потерять предмет потребности, интереса, ориентации. Адаптация опирается на познание, память, волю человека.

Средствами социализации родившегося человека становятся (1) подражание поведению взрослых; (2) ролевые пробы и ошибки в процессе собственной деятельности; (3) язык, речь, познание (чувственное и мыслительное). В жизни данные способы социализации тесно переплетены с самого детства каждого человека.

Первый способ социализации основан на генетически присущей человеку способности запоминать и воспроизводить различные типы поведения. Вначале он сознает их непосредственную пользу, затем начинает понимать скрытый моральный и мировоззренческий смысл, что сопровождается развитием мышления.

Второй способ социализации предполагает использование имеющихся навыков поведения в новой ситуации. Он связан с обобщением полученного навыка и переносом его в новую ситуацию. При положительном результате происходит усвоение этого навыка.

Третий (и главный) способ социализации — это научение становящегося человека языку и речи как способам передачи, понимания и хранения информации (знаний). Он связан с развитием эмпирического, теоретического, философского познания.

Формирование мышления (анализа и синтеза, обобщения и выдвижения гипотез и т. д.) начинается с конкретных действий: уборка постели (практика), изучение (познание) родного языка и т. п. В первом случае человек будет переносить навыки уборки постели в другой контекст, а во втором — навыки мышления на незнакомый текст: узнавать, понимать и толковать его. Для формирования творческого восприятия и мышления (что составляет важнейшую задачу социализации) нужно ставить изучаемый предмет в разнообразные связи, отделять существенное от несущественного, случайное от необходимого, причину от следствия и т. д., т. е. решать мыслительные задачи.

В результате решения теоретических задач индивид видит предмет с разных сторон, переходит от одного его определения к другому, обнаруживает отдаленные аналогии (распад СССР и распад Римской империи). Формирование творческого мышления — это не запоминание на уроках каких-то формулировок, ведущее к развитию памяти , а научение анализу, синтезу, обобщению.

Смысловое развитие языка, речи, мышления формирует ментальность человека., в которой уровень мышления связан со смысловым содержанием. Например, для западной ментально- сти «социализм» часто — тоталитарный, неэффективный, стаг- нируюший общественный строй. В СССР такое же смысловое содержание имело слово «капитализм». Это касается и множества других слов: общество, государство, народ, патриотизм, свобода. личность и т. п. При одинаковом уровне мышления можно иметь разный по смыслу менталитет.

С социологической стороны социализация представляет собой процесс формирования системы статусов — ролей , образующих социологическую структуру человека: ребенка, школьника, товарища, работника, гражданина, родителя и т. п. Подобная система включает в себя прежде всего формирование совокупности мотиваций: потребностей и интересов, когнитивных и оценочных способностей. Кроме того, в нее входит формирование ценностей, верований и убеждений, соответствующих культуре данного общества. И, наконец, она включает в себя формирование способности согласовывать мотивы и ценности людей, их индивидуальные и общественные потребности.

В мире происходят процессы дифференциации и интеграции человеческой деятельности, ролей, сознания (познания, воли, памяти). Люди становятся профессионалами во все более узкой сфере, что сопровождается их отчуждением (непониманием и зависимостью) от других сфер жизнедеятельности людей и общества. Профессиональную специализацию компенсирует социализация общечеловеческих моральных, научных, художественных ценностей, формирование общей ментальности жителей Земли.

Привязанность к людям , возникающая в процессе социализации, является основой общества. Вместе с развитием человечества происходит усиление ее универсализма - от ближних к дальним. Ему противостоят другие ценности и нормы: например, привязанность к родственникам, семейственность и т. п., — оставшиеся от традиционного общества; универсализм может противоречить и личному долгу, и нормам права. Поэтому социализация должна включать в себя и усвоение все более универсальных норм и ценностей, сочетать как освобождение от некоторых норм и ценностей традиционного общества, так и сохранение некоторых из них.

Механизм социализации личности

Для того чтобы воздействовать на личность, необходимо четко представлять общий процесс становления личности, его факторы и стадии. Процесс становления личности часто называют социализацией , так как в его осуществлении большую роль играют различные общественные организации и институты.

Социализация — многоэтапный процесс изменения и развития психических качеств личности под воздействием окружающей социальной среды.

По теме социализации в научном мире обсуждаются следующие основные проблемы:

  • стихиен ли этот процесс или организован, упорядочен, т.е. имеются ли в нем определенные закономерности, стадии, этапы или он беспорядочен?
  • возможно ли управление этим процессом или он не поддастся управлению?

Так, сторонники поведенческой психологии (бихевиоризма) считают, что процесс становления личности происходит на основе случайности, под влиянием тех или иных обстоятельств, целиком от них зависим и поэтому плохо управляем.

Другие психологи, например И. П. Павлов , признают упорядоченность, закономерность в развитии человеческой психики, наличие в процессе ее становления ряда последовательных этапов и, следовательно, возможность целенаправленного воздействия на нее, управления ею. Эту точку зрения разделяет большинство современных психологов. Каковы же устойчивые черты процесса социализации?

Этот процесс включает в себя две основные формы взаимодействия личности и среды:

  • пассивную форму потребления уже накопленного до ее проявления социального опыта, который обеспечивает вхождение личности в жизнь, в систему сложившихся социальных связей; это репродуктивная по своему характеру деятельность:
  • активную форму , проявляющуюся в создании или разрушении существующих социальных связей путем активной, творческой, креативной деятельности.

Эти формы социализации личности проявляются на всех этапах социализации, хотя и в разной степени. Обычно выделяют три этапа:

  • дотрудовой — детство, юность;
  • трудовой — зрелость:
  • послетрудовой — старость.

От этапа к этапу расширяются формы связей человека с миром, увеличивается количество выполняемых им социальных ролей — в семье, обществе, на производстве.

Первый этап - время учебы, усвоения социального опыта. Здесь преобладает первая, пассивная форма социализации; человек некритически усваивает социальный опыт, приспосабливается к среде.

Второй этап - период зрелости, трудовой деятельности. По своей форме — это время сочетания пассивной формы усвоения опыта и начала воспроизводства, творческого обогащения накопленного опыта, своего рода вершина в развитии личности, ее, как говорили древние греки, акме, т.е. полный расцвет.

Третий этап — «осень жизни», этап сохранения, консервации опыта, его воспроизведения для подрастающих поколений, вступающих в жизнь.

На каждом этапе становления личности роль различных социальных институтов неодинакова. В этом процессе прежде всего участвуют организации макроуровня , т.е. высшего уровня: государство, политические партии, общественные организации, средства массовой информации, система образования. 11о велика роль в социализации и организаций микроуровня , таких как семья трудовой коллектив, спортивные организации и др.

Однако на всех этапах и уровнях на процесс становления личности действуют сходные механизмы (методы) влияния, воздействия на психологию человека. Главными из них являются два способа влияния.

1. Механизм идентификации , т.е. осознание, определение личностью своей связи, своей принадлежности к определенной социальной группе: половой, возрастной, профессиональной, этнической, конфессиональной. Этот механизм функционирует под влиянием совокупности социальных воздействий, импульсов, идущих от социальной среды и обеспечивающих тождественность, одинаковость психики и поведения людей, относящихся к одной социальной группе.

3. Механизм самопознания, идентификации находится в тесной связи с другим важнейшим механизмом формирования психики личности — это механизм взаимодействия, общения людей, который является важнейшим родовым качеством человека. О способах влияния этого механизма на становление психики людей речь пойдет далее.

Хотя в психологии существует множество определений личности, тем не менее все психологи признают, что личность является результатом развития психики индивидуума, прошедшей через все указанные этапы, уровни и механизмы.

Современная наука при описании психологии личности представляет ее в виде структуры, включающей в себя следующие компоненты: ; характер; направленность; ; волевые качества; эмоции; мотивации.

Эти компоненты, интегрируясь в психическую структуру личности. выражают се индивидуальность и определяют свойственный данному человеку ход мыслей и поведения в различных ситуациях. Взаимосвязанные компоненты личности существуют на базе индивидуальных физических особенностей организма.

Организм и личность составляют единство: компоненты личности, такие как темперамент, способности, характер, мотивация, объединены системообразующими признаками: направленностью, саморегуляцией, эмоциональностью.

Процесс социализации человека происходит во взаимодействии с различными факторами и агентами и осуществляется с помощью ряда так называемых механизмов. Существуют различные подходы к рассмотрению механизмов социализации.

В.С. Мухина рассматривает в качестве механизмов социализации идентификацию и обособление личности. Американский ученый У. Бронфенбреннер прогрессивную взаимную аккомодацию (приспособляемость) между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями, в которых оно живет. А.В. Петровский - закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности. Французский социальный психолог Г. Тард считал основным механизмом социализации подражание. Н. Смелзер (США) считает важнейшими четыре психологических механизма - имитацию, идентификацию, чувство стыда и чувство вины. Первые два он определяет как позитивные, а два других как негативные.

Исходя из вышеизложенного можно выделить несколько универсальных психологических и социально-педагогических механизма социализации.

К психологическим механизмам социализации можно отнести следующие.

Экзистенциальный нажим (от лат. ех(s)istentia - существование) - влияние условий бытия человека, определяющее овладение им родным языком (в раннем детстве) и неродными языками на других возрастных этапах (в ситуации изменения языковой среды), а также неосознаваемое усвоение норм социального поведения, непреложных в его социуме и необходимых для выживания в нем.

Подражание - произвольное и непроизвольное следование каким-либо примерам и образцам поведения, с которыми человек сталкивается во взаимодействии с окружающими его людьми (в первую очередь со значимыми лицами), а также предлагаемыми средствами массовой коммуникации.

Импринтин г (запечатление - впечатывание) - фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т.п.

Так, запечатленный в подростковом или юношеском возрастах (а иногда и раньше) образ «прекрасной дамы» может помешать нормальным отношениям с женщинами и отрицательно сказаться в супружестве, ибо определяет завышенный уровень требований к партнерше.

Идентификация (отождествление) - эмоционально-когнитивный процесс усвоения человеком норм, установок, ценностей, моделей поведения как своих собственных во взаимодействии со значимыми лицами и референтными группами.

Рефлексия - внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные нормы, ценности, поведенческие сценарии, свойственные семье, значимым лицам, обществу сверстников, различным социально-профессиональным и этноконфессиональным слоям и т.д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог: между различными Я человека, с реальными или вымышленными лицами и др.

Названные психологические механизмы социализации действуют в русле социально-педагогических механизмов социализации, к которым можно отнести следующие.

Традиционный механизм социализации представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского). Общественные нравы (традиции, обычаи, привычки, стереотипы массового поведения и др.), распространенные в конкретных регионах, поселениях, социальных слоях, регулирующие поведение конкретных людей, включают в себя и просоциальные, и асоциальные, и антисоциальные (нецензурная брань, пьянство, воровство и т.д.) элементы.

Их усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатлению, некритического восприятия господствующих стереотипов (т.е. действуют импринтинг, экзистенциальный нажим, подражание, идентификация).

Эффективность традиционного механизма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения.

Институциональный механизм социализации , как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также СМИ). Накопление соответствующих знаний и опыта, социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм происходит в процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями.

В русле институционального механизма действуют все названные ранее психологические механизмы социализации.

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, характерных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной, социальной, этноконфессиональной и другой группы. Но субкультура влияет на социализацию человека нестолько в той мере, сколько и в какой мере являющиеся ее носителями члены группы (сверстники, коллеги и пр.) референтны для него.

То есть в русле стилизованного механизма действуют, в первую очередь подражание и идентификация.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека со значимыми для него лицами. Основу его составляет психологический механизм идентификации. Значимыми лицами могут быть родители, любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной субкультуры. Нередки случаи, когда общение со значимыми лицами в группах и в организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация. Поэтому целесообразно выделять межличностный механизм социализации как специфический.

Социализация человека происходит с помощью всех названных выше механизмов. Однако у различных половозрастных и социально-культурных групп, у конкретных людей соотношение роли механизмов социализации различно, и порой существенно,

Механизмы социализации

1. ʼʼпервичная социализацияʼʼ - от рождения до зрелой личности;

2. ʼʼвторичная социализацияʼʼ - перестройка личности в период ее социальной зрелости.

На раннем этапе социализации особенно велика роль родителœей, семьи , оказывающих первичное, наиболее эмоциональное, непосредственное, сильное, продолжительное, непрерывное социальное воздействие на ребенка.

По мере роста ребенка помимо семьи всœе возрастающий вклад в его формирование вносят дошкольные воспитательные учреждения, школа, различные детские коллективы, друзья . Именно здесь ребенок получает первые представления о гражданской жизни, учится соблюдению формальных требований дисциплины и порядка, учится взаимодействовать и общаться со своими сверстниками, со старшими по статусу – учителями.

В период трудовой деятельности особую актуальность в делœе социализации личности приобретает трудовой коллектив , который становится для многих вторым домом.

На этапе зрелой личности социализация не завершается, а носит вторичный характер и часто принято называть ресоциализацией. Особенностями ресоциализации является то, что она опирается на накопленный жизненный опыт, профессиональные знания, сложившиеся мировоззренческие, нравственные основы и потому оказывает менее интенсивное и глубокое воздействие на личность. Ресоциализация происходит постоянно на протяжении всœей жизни личности и представляет собой процесс усвоения взрослыми новых идей, ценностей, норм, идеалов, статусов, ролей, навыков. Особенно активно процесс ресоциализации проявляется в периоды кризисных для личности ситуаций (изменения социального статуса и роли личности, к примеру, с выходом на пенсию; изменения профессии и другими).

На этапе старости интенсивность социализации еще больше уменьшается и принимает больше форму десоциализации .

Обобщённо можно выделить

  • общесоциальный,
  • социально-психологический
  • индивидуальный уровни действия этих механизмов.

На общесоциальном уровне общества в целом и образующих его больших групп на человека действует огромное число макросоциальных факторов, подлежащих человеческой оценке и, на базе этой оценки, происходит выработка соответствующего отношения к данному обществу в целом.

На социально-психологическом уровне модели поведения и ценности транслируются системой, как через большие, так и через малые группы, членом которых является индивид. На базе непосредственного общения и взаимодействия человек приобщается к элементам социальной жизни, вырабатывая эмоциональное отношение к ним.

Индивидуальный уровень - на этом уровне формируются те потребности, мотивы, установки и стереотипы, которые затем управляются сознанием и поведением человека.

Агенты социализации:

1. Подсистема воспитания – семья, школа, неформальные группы, друзья, клубы и организации, церковь, СМИ, где существенную роль играют коммуникативные связи.

2. Подсистема образования – школа, средние и высшие учебные заведения, учреждения послевузовского образования, где достигаются единство знаний и информации, активно формирующие политическое сознание, политическую культуру молодого поколения.

3. Подсистема средств массовой информации и коммуникации .

Механизмы социализации - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Механизмы социализации" 2017, 2018.