Путешествие по средневековому крыму. Крым в древние и средние века

Путешествие по средневековому крыму. Крым в древние и средние века

Где провести рубеж между античностью и средневековьем? Какой момент истории считать поворотным для Крыма.

Чаще к античности относят и I-III вв. н.э., римскую эпоху, которая, например, в Северо-западной Европе охватывает так же IV век. Что касается Крымского полуострова, то новый этап ее начался, в сущности, со второй половины III века н.э., с ухода римских легионов и появления готов. Но, в общем суть событий и далее оставалась той же, что и прежде. Крымский полуостров периодически захлестывали волны кочевых орд. Многие из них оседали на нем и впоследствии смывались новыми волнами. Наводняя степную часть предгорья, они едва достигали южного берега, разбиваясь о горный барьер. Нельзя сказать, что роковые события средневековья для Южного берега прошли стороной, но все же здесь они имели иное развитие. Это придало его истории известную самостоятельность.

Не так уж важно, с какого века или с какого события отчитывать средневековье Крыма. Пусть это будет IV или V век – оставим уточнение медиевистам. Продолжим обзор событий и дат, вернувшись к концу III в.

И так мы уже знаем, что римские легионеры удерживали Крым по крайней мере до середины III столетия, а затем оставили эту область. На это время приходится движение готских племен из Прибалтики на юго-восток, в Северное Причерноморье. Готы разрушившие Тааис вскоре после 244 г., проникли в Крым, обосновались в его степной (центральной и восточной части), вторглись в Боспор. Вторая половина III в. ознаменовалась мощным давлением варварских племен (готов, сорматов, славян) на границы Римской империи; один за другим они совершали военные походы по суше и по морю; именно поэтому Рим был вынужден стягивать свои легионы, рассредоточенные в далеких провинциях.

IV век

Этот период оказался не только роковым для Крыма, но и для всей Европы вообще. Именно с него начинается великое переселение из колоссальных рабовладельческих держав древности – Великой Римской империи. Пленив степной Крым и ближайшую к степям зону предгорий, гунны разгромили Неаполь Скифский. Херсонесу повезло – он уцелел, вероятно благодаря оборонительным сооружениям. То ли Крымские готы сами отказались следовать за корунгом Теодорихом на запад в Италию, то ли были блокированы гуннами на полуострове и оттеснены из его степных районов и предгорий в горную часть – не очень ясно. Так или иначе они остались в Крыму.

Движение готов из Прибалтики на крымский полуостров растянулось чуть ли не на столетие. Возможно правы те, кто считает, что в это движение готы вовлекали и местные племена, скорее растворяясь в них со временем, чем завоевывая их. Может быть поэтому на всем пути, пройденном западными готами до Крыма, так мало следов их культуры. Это обстоятельство дало основание некоторым исследователям сомневаться относительно крупных масштабов готского переселения.

В противоположность медленному движению готов волна гуннов просто стремительно накатилась на Крым, сметая почти все на своем пути. Радиоуглеродные датировки древесного угля из некоторых городищ предгорной части Крыма показали, что пожары буйствовали в них именно около 370 г.

V век

В степях Причерноморья и в северной части Крыма почти завершился процесс сложения союза аланских племен. В 445 г. произошло объединение гуннов и покоренных народов под властью Атиллы. Через 8 лет, уже после его смерти, держава гуннов распалась. В южной части Крыма непрочностью гуннского владычества не преминула воспользоваться Восточная Римская империя – Византия, уже отделившаяся от Западной Римской империи попавшей под власть восточных готов. Византия установила свой протекторат над Южным Крымом, который на долгие столетия стал, по сути дела, провинцией Византии, охватившей пространство от Херсонеса до Судака, а в дальнейшем до Феодосии.

VI век

В Восточной Европе в это время появились тюркоязычные авары, и вскоре в степных пространствах Причерноморья и в Центральной Европе возник Аварский каганат – многоплеменное и непрочное военно-деспотическое образование. В южном Крыму Византийская империя предприняла ряд мер к его укреплению против набегов кочевых орд. Территория протектората расширилась до Боспора: где-то в Крыму существовала страна Дори – Дорос, позднее называвшаяся княжеством Феодоро. По свидетельству византийского историка Прокопия Кесарийского, здесь обитала население, в действительности, по-видимому, сильно смешанное или даже растворившееся в более ранней греко-сарматской среде. Многие крупные христианские храм в Херсонесе и в городах крепостях на Второй гряде гор (Мангуп, Эски-Кермен) датируют VI в., что указывает на упрочнение христианства в Крыму. К тому же времени относят и ряд фортификационных сооружений в Херсонесе и в городах-крепостях Юго-Западного Крыма.

VII век

Положение Византии в Крыму после разгрома полчищ аваров под Константинополем стало еще более прочным. В VI веке в Прикапии и Северовосточном Причерноморье складывается Хазарский каганат, охвативший и область Прикавказья. Около 680 года хазары появились в Крыму и включили его в границы каганата, стремясь отторгнуть от Византии Херсонес. Однако Византия удерживала этот важный торговый пункт, а вместе с ним и Южный берег Крыма, вплоть до Феодосии, в своих руках. Не очень ясно, в какой степени самостоятельным было тогда княжество Дорос (Дори) в нагорном Юго-Западном Крыму и было ли оно столь же обширным, как несколько столетий спустя. Возможно, оно находилось в вассальной зависимости от Хазарского каганата, было его данником. В истории хазар и Хазарского каганата остается множество пробелов и неясных моментов. Мы точно знаем, кто такие были хазары, откуда они появились, какой образ жизни вели и даже где они жили. В Крыму, в сущности, нет ни одного памятника, который можно было бы безоговорочно отнести к культуре хазар. Нет их и на Южном берегу. Не исключено, что некоторые курганы с «каменными бабами» в степной части Крыма и в степях Причерноморья принадлежат этому времени.

Херсонес был связан прочными узами не только с Византией, но и с Римом. Нам известна история Мартина I, римского папы, сосланного императором в Херсонес в 654 г., после шестилетнего понтификата. История эта говорит по крайней мере о том, что Крым был в ту пору для Византии не только житницей, но и отдаленной областью куда можно было упрятать нежелательных лиц, полагаясь на контроль местной администрации, всецело зависящей от обоих империй.

VIII век

Считают, что именно в VIII веке христианство прочно и окончательно утвердилось в Крыму. Как видно потребовалось шесть столетий от момента первого проникновения христиан в Крым до завоевания новой религией умов и помыслов большей части аборигенного населения. Впрочем, существует мнение, что основная масса населения продолжала оставаться языческой как в VII веке, так и в VIII – начале IX века, даже в XIII веке. Одновременно с этим хазары приняли иудаизм. Возможно, тогда же возникла в начале секта, затем этническая группа караимов, исповедовавших иудаизм, но отвергавших Талмуд. Им суждено было в дальнейшем остаться в Крыму, заселить слободки крупных средневековых городов крепостей.

В VIII в., в самом его начале, отголоски дворцовых переворотов в Константинополе непосредственно коснулись Херсонеса и херсонеситов. Еще в 685 г. император Юстениан II был свергнут с византийского престола и направлен в ссылку в Херсонес, но вознамерился вернуть себе престол. Херсонская знать решила выдать его императору Тиберию III. Однако Юстиниану удалось бежать, а впоследствии вновь захватить власть. Решив отомстить херсонеситам за вероломство, он направил к берегам Крыма колоссальный флот с десантом. Однако во время жесткой бури флот Юстиниана почти полностью погиб (как и одиннадцать столетий спустя, во время крымской войны, погибла у берегов Таврики и большая часть англичан и французов). Херсонес, который Юстениан II угрожал покарать, обратился за помощью к хазарам. В 711 году горожане подняли восстание против Византии и с помощью горожан и хазар утвердился на престоле.

В VIII в. в Крыму происходили и антихазарские выступления, например восстание, одним из руководителей которого был Иоанн Готский. Восстание произошло в 787 г. и было беспощадно подавлено хазарами.

IX век

В 822-836 гг. в Причерномоских степях появились мадьяры, но неизвестно, проникли ли они в Крым, а если проникли то до какого предела и надолго ли. Скорее всего, Крым остался в стороне от их движения. Мадьяры нанесли первый удар по Хазарскому каганату. К середине столетия дружины хазар занимали Керченский и Таманский полуострова и еще удерживали власть в некоторых других районах Крыма. Однако вряд ли можно принять за бесспорный факт владение хазарами в IX и X вв. Южным берегом – Судаком, Алуштой, Партенитом, Ламбатом, Алупкой, в Юго-Западном Крыму – Мангупом, т.е страной Дорос, о чем сообщает пространная редакция письма кагана Иосифа еврейскому государственному деятелю при испанских халифах Халдаю Ибн-Шапруту. Это было явным преувеличением. Второй удар по Хазарскому каганату нанесли в 70-е гг. IX в. печенеги, вторгнувшиеся в Причерноморье. Большая часть Крымского полуострова представляла собой во второй половине IX в. пустынные земли и даже в Херсонесе чувствовался упадок хозяйства и торговли. К IX в. относятся поход в Крым легендарного новгородского князя Бравлина и поход Руси на Константинополь – морская экспедиция 860 г. из устья Днепра к Боспору, вдоль западного берега Черного моря. В Южном Крыму Византия удерживала свое доминирующее влияние, несмотря на периодические набеги кочевников. Притязания хазар на Южный берег, нашедшие отражение в упомянутом письме хазарского царя Иосифа, еще не говорят о том, что область эта была подчинена им.

X век

В первой половине X в. усилилось давление Руси на Византию – имеется ввиду серия морских походов к Константинополю. Эти военные экспедиции не захватывали Крымского полуострова, но русичи проникали в Херсонес и завязывали торговые отношения с херсонеситами. Таковы были первые шаги Руси в борьбе с Византией за сферы влияния в Причерноморье, за выход к морю, к торговым и торгово-посредническим городам. В 966 г. киевский князь Святослав совершил поход на Волжскую Болгарию, сокрушив государство болгар, и в том же году на хазарский каганат, от его столицы Итиля до Тмутаракани на Таманском полуострове. Каганат к тому времени окончательно распался. Какое-то количество хазар еще удерживалось в Восточном Крыму и в его степной части.

В 989 г. военные события непосредственно коснулись Крымского полуострова. Киевский князь Владимир осадил и разгромил Херсонес, выступив политическим противником Византии и стремясь захватить этот важный центр торгово-экономических связей между Западом Востоком. Разрешенный Херсонес еще несколько столетий не сходил с исторической арены, но постепенно клонился к упаду. Город был возвращен Владимиром Византии, а сам Владимир, по преданию, крестился в нем, обвенчался с византийской царевной Анной, вернулся восвояси и стал насаждать на Руси христианство.

XI-XII века

Печенежский заслон в Причерноморье нарушил установившиеся было торгово-экономические связи Руси с Крымским полуостровом – Таврикой. Форпостом русской земли на берегах Черного моря становилось Тмутараканское княжество на Таманском полуострове. С течением времени его западная территория охватила и Боспор – Керченский полуостров: в 1016 г. трутараканский князь Мстислав уничтожил в Крыму остатки хазарской державы. А в Херсонесе еще пребывали византийские стратеги, область же, подвластная этому городу и составлявшая северопонтийскую провинцию Византии, доходила до Судака.

В середине XI В. Крымский полуостров захлестнула очередная волна кочевников – половцев, или куман. Они заняли главным образом степную часть полуострова; арабские источники называют «куманской землей» и Южный берег. Тмутараканское княжество в XII в. сходило со сцены; во всяком случае, о нем с этого времени ничего не известно. Страна Дорос – теперь княжество Феодоро раздвинула свои пределы, охватила большую часть горной местности в Юго-Западном Крыму, до меридиана Чатыр-Дага. Неясно только, в какой степени оно было зависимо от половцев. Можно предположить, что Феодоро находилось в это время под двойным воздействием: в тесной культурной связи с Византией (через посредство Херсонеса), а вместе с тем в даннических отношениях с половцами. В известной мере парадоксально выглядит тот факт, что Юго-Западный Крым, включая княжество Феодоро, Южный берег и район Херсонеса, в XI-XII вв., точно так же, как в течении нескольких предыдущих и последующих столетий, именуется Готией, по крайней мере в документах церковно-административного содержания.

7 044

Описание пещерных городов появилось в трудах первых русских путешественников, заставших древние города и поселения уже мертвыми, их наземные постройки к тому моменту стерло время.

Средняя гряда Крымских гор значительно ниже Главной, и горы здесь похожи на застывшие волны: один склон пологий, другой — крутой. Такая форма называется «куэста». На плоских вершинах куэст еще в IV-VI веках начали возникать поселения, некоторые из которых затем превратились в крепости. Именно в это время появились первые укрепления и на горе Мангуп. В более поздние времена ее величественные очертания породили у татар второе название горы — Баба-даг, в переводе на русский — Отец гор. Турецкий путешественник Эвлие Челеби писал о Мангупе в 1666 году: «Раскинулась эта скала как плоская равнина.., а вокруг нее зияют пропасти в тысячу аршин — настоящие бездны ада! Аллах создал эту скалу для того, чтобы она стала крепостью…»

Во второй половине VI века на Мангупе выросла мощная крепость Дорос. Этот пограничный пункт Византийской империи предназначался для защиты рубежей от степных кочевников. В конце VIII века, когда большая часть Крыма находилась под властью , крепость Дорос превратилась в очаг антихазарского восстания — его возглавил архиепископ Иоанн . Однако восстание жестоко подавили, о чем свидетельствует слой пожарища, обнаруженный археологами.

Современное шоссе Севастополь - Бахчисарай повторяет существовавшую в Средневековье дорогу из степного Крыма в Херсонес. В самом центре этой дороги у озерца Хаджа-Сала возвышается точно остров среди трех смежных долин Материнская гора - Мангуп.

«Положение Мангупа необыкновенно, - писал Кеппен. - Находясь, так сказать, между небом и землей, он мог бы, кажется, противостоять всем превратностям мира» .

С трех сторон края Мангупа ограничены скалистыми обрывами (до 70 м по вертикали), северный же склон горы прорезают три глубоких оврага - Капу-Дере (от слов «капу» - вход, ворота и «дере» - овраг), Гамам-Дере (Банный овраг), Табана-Дере (Кожевенный овраг). Эти три оврага образуют четыре мыса: Чамны-Бурун (Сосновый мыс), Чуфут-Чаерган-Бурун (Мыс вызова иудеев), Элли-Бурун (Греческий мыс) и Тешкли-Бурун (Дырявый мыс). Только с одной стороны можно было въехать на плато, но между мысами проходила мощная оборонительная стена с башнями.

«Это высокая, достигающая небес крепость на белом скальном выступе. Скала, на которой цитадель сия возвышается, имеет в окружности двадцать тысяч шагов. Раскинулась скала та, как равнина плоская, травой и тюльпанами поросшая, а вокруг нее пропасти зияют на тысячу аршин глубиной - воистину бездны адские! Доступа к этой цитадели ниоткуда нет, разве что со стороны ворот. Замок имеет семь высоких башен, а вход в них лежит через ворота, каждые из которых подобны воротам премогучей твердыни. Хотя вокруг той скалы нет гор, высотой ее превышающих, Аллах пожелал, дабы из той скалы в трех местах источники били» .

Единственная колесная дорога, по которой и сегодня можно подняться на плато на джипе, огибает мыс Тешкли-Бурун. Извивающаяся змеей дорога вела к главным городским воротам, а из пещерных казематов на мысе караул пристально следил за поднимающимися. Сам Тешкли-Бурун отгорожен от плато стометровой стеной. Здесь под защитой цитадели находились административные здания, в том числе княжеские кладовые, княжеская капелла «Октагон», монастырь, тюрьма.

Как только я вошел в башню и увидел построек расположение, Храмы прекраснейшие и красоты дворцов, Высеченных в скале гробниц, портиков и колонн, Кроме того и красоты всей пестрой живописи...

Цитадель, руины которой до сих пор напоминают о былом величии Мангупа, представляла собой трехэтажный замок-донжон. По внешнему фасаду располагались узкие бойницы-амбразуры. С внутренней стороны постройка, наоборот, имела дворцовый характер. На первый этаж вел богато украшенный парадный вход, а на втором находились широкие окна, обрамленные затейливыми резными наличниками в восточном стиле.

Напротив цитадели расположены жилые кварталы. Сейчас почти вся территория городища заросла травой и кустарником, но глазам средневековых путешественников, смотревших на столицу Феодоро со стен цитадели, открывалась совсем другая картина.

Я увидел равнину весьма приятную, четыре холма имеющую,
Воды весьма сладчайшие, сады орошаемые,
Источники для взора бьющие, что имело хороший воздух место,
Увидел храмы выдающиеся, мозаиками вымощенные.
И купольные, базиликоподобные и круглые по расположению

        [здания] здешней митрополии .

В верховьях Гамам-Дере находится родник, вокруг него располагались дома местной знати. Недалеко от родника можно увидеть руины базилики Святых Константина и Елены - самого большого храма горной Таврики. Базилика размером 31,5×26,2 м была разделена двумя рядами колонн, по шесть в каждом, на три нефа. Она была построена в VI веке и затем неоднократно перестраивалась, просуществовав до 1475 года. Рядом с базиликой был княжеский дворец, который ныне превратился в груду камней. А когда-то это было монументальное двухэтажное здание (40×35 м), к северной стене которого примыкала башня с винтовой лестницей, ведущей на второй этаж. Стены его были украшены фресками, а для украшения проемов использовались мраморные наличники.

От края южного обрыва идет потайная тропка. Она ведет к так называемому «Южному монастырю». Пещерная церковь монастыря - единственный из храмов Мангупа, где сохранились остатки фресковой росписи «дивной красоты». Она представляет собой один из лучших примеров стиля «палеологовского ренессанса». Авторы фрески, современники Джотто и Ботичелли, чувствовали дыхание эпохи Возрождения. В центре композиции Христос с приподнятой для благословения правой рукой и Евангелием в левой. Спокойное лицо с классическими чертами приближается к величавому типу Христа в мозаиках константинопольского храма Кахрие-Джами. Вокруг него, подобно вельможам, окружающим византийского императора, ангелы и святые. Вверху изображения святых равноапостольных Константина и Елены. Особую торжественность композиции придают холодные тона и изящество линий .

Даже после турецкого завоевания, когда город лежал в руинах, средневековые путешественники не уставали восхищаться его исполненными величия дворцами и храмами.

С высоты шестисотметрового плато открывается вид на земли, принадлежавшие «владыкам Феодоро». На севере по рекам Бельбек и Кача проходила граница с татарским улусом Кырк-Ор - центром Крымского ханства, на западе к территории княжества относились города Херсонес и Каламита, южная граница примыкала к побережью, где находились генуэзские анклавы-колонии.

Столица Феодоро была окружена плотным кольцом храмов, часовен и монастырей. На востоке всего в нескольких часах ходьбы - два пещерных монастыря Шулдан и Челтер (Чильтер), не уступающие прославленным афонским обителям. На юге - церковь Святого Феодора у одноименного источника, а дальше - крымский Афон в устье реки Черной. Здесь под защитой крепости Каламита находилось девять православных монастырей, несколько десятков храмов. Их колокольный звон был слышен по всему Гераклейскому полуострову, некогда центру эллинизма в Крыму, который в XIV веке совсем обезлюдел. Инкерманский Свято-Климентовский монастырь по праву считается древнейшим монастырем в Таврике. Агиографическая легенда рассказывает нам о ссылке в Крым римского папы Климента, его проповеди в Инкермане и мученической смерти. На маленьких островке близ Херсонеса на месте смерти святого Климента стояла небольшая церковь, построенная, по словам французского посла Вильгельма де Рубрука, будто бы руками ангелов.

Инкерманская долина и сейчас поражает своими грандиозными пещерными комплексами Монастырской и Загайтанской скал, Сапун-горы, Уч-Баша, хотя на сегодняшний день значительная часть из них разрушена.

«В поднебесных скалах по обеим сторонам долины... имеются разнообразные пещеры, на двух ярусах расположенные с высеченными в скале нишами, в коих находятся ковры, предметы различные, сундуки с постелями и одеждой, очаги и красивые печи. Эти пещеры единственны в своем роде и выглядят так, как будто только что возникли из-под кирки крушителя скал Ферхада. При виде их человек от удивления и восхищения палец к устам подносит! По воле Аллаха для тогдашних людей твердые камни были игрушкой, те скалы дробили они в течение одного мгновения, как будто сыр резали, и таким образом построили разные, какие только пожелали, дворцы, дома жилые, а также комнаты для собраний. Из всего этого видно, что Инкерман в давние времена огромным городом должен был быть, да и теперь лишь одному Аллаху ведомо, сколько там тех пещер» .

Согласно сформулированной еще в позапрошлом столетии гипотезе, развитие монашеского общежития в Таврике относилось к VIII-IX векам - периоду иконоборчества, когда православные епископы, священники и монахи были вынуждены спасаться на окраинах империи. Однако ни письменные источники этого периода, ни археологические данные не подтверждают этой версии.

Расцвет крымских монастырей гораздо уместней связать с так называемым «палеологовским ренессансом» XIV века. К этому периоду традиционные монашеские центры Малой Азии и Греции оказались под игом турок и латинян. Поэтому монахи могли переселяться в более спокойные области Северного Причерноморья.

Вслед за Инкерманским монастырем возникли такие крупные духовные центры, как Челтер, Шулдан, Качи-Кальон, Успенский монастырь и другие. Но кроме крупных монастырей, были десятки, если не сотни, малых лавр, в которых жило по нескольку отшельников, стремящихся узреть энергии Божии через исихию.

Пещерные монастыри создавались в местах, которые были священными для других народов, ранее населявших Крым. Румынский традиционалист Мирча Элиаде обратил внимание на существующий во многих религиях ритуал «освящения пространства», то есть использования культовых мест старой религии как священных мест религии, пришедшей ей на смену с предварительной ресакрализацией территории. В христианстве этот ритуал символически заключался в воздвижении креста. Таким образом, место считалось «обновленным», или «вновь освещенным Крестом» . Не случайно в пещерных обителях на стенах вырезаны многочисленные кресты.

Так, один из самых известных крымских монастырей Качи-Кальон был основан на месте древнего языческого капища . У входа в большой грот монастыря находилось, по словам местных жителей, священное чудодейственное дерево, а к западу от храма стоял большой камень, испещренный таинственными знаками, которому поклонялись вплоть до XIX столетия.

Большинство пещерных монастырей пришло в упадок после захвата Крыма турками. К моменту присоединения Крыма к России многие храмы перестали существовать (а после 1783 года вплоть до середины XIX века варварски разрушались). Исключение составил Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае, ставший резиденцией Готского митрополита с 1475 года. По преданию, этот монастырь был основан в IV веке и вплоть до присоединения Крыма к России поддерживал тесные связи с Трапезундским монастырем Сумелы. Согласно легенде, записанной в XVII веке Андреем Лязловым, основание монастыря было связано в народной памяти со счастливым избавлением окрестных поселений от змей, благодаря заступничеству Пресвятой Богородицы.

Средневековых путешественников поражало сходство храмовых и монастырских комплексов Крыма со Святой землей. Горная Таврия, Святая земля, Александрия Египетская и древние коптские пустыни, как считали средневековые картографы, лежат на одном меридиане. Для средневековых отшельников Готия могла стать своеобразной проекцией Святой земли, утерянной в результате арабских завоеваний. Не случайно, согласно традиции, церковь в Крыму была основана раньше, чем в столице Византийской империи Константинополе, причем проповедь христианства в Крым шла напрямую из Иерусалима.

Была в Крыму и своя Святая София - уменьшенная копия главного храма Вселенского Православия Софии Константинопольской. Эта церковь была вырублена в скале в VI веке по пропорциям царьградской Софии и находилась недалеко от нынешней станции Инкерман. Высказывалось предположение, что она была главной церковью средневекового монастыря Святой Софии, Премудрости Божией. Святой Софии посвящались и другие многочисленные храмы, например, в Херсонесе или в Качи-Кальонском монастыре.

Согласно учению гностиков, представителей одного из направлений раннего христианства, Святая София - женская эманация Бога, играющая важную роль в искуплении и спасении. Ее образ восходит к языческому символу Луны и древним мистериям плодородия, которые были частью древних религий народов, населявших Крым. Несмотря на то что в официальных догматах церкви нет определения Софии, ей посвящались храмы, рисовались изображающие ее иконы, а трубадуры воспевали ее в своих романсах.

Но наибольшим почитанием на полуострове пользовался, конечно же, святой Феодор Гаврас - небесный покровитель правящей династии. До сих пор в Крыму сохранилось множество топонимов Ай-Тодор, что в переводе с греческого означает «Святой Феодор».

Городом Сан-Тодеро называлась столица феодоритов. Находящаяся под ней плодородная долина до сих пор называется Ай-Тодорской. В честь святого Феодора названа речка - приток реки Черной - и мыс на Южном берегу Крыма, где в Средние века находился монастырь, освященный во имя этого святого. Еще один монастырь с таким названием возвели близ Сюйреньской крепости на одноименном мысу. Культ этого святого удержался в Таврике и после разгрома Мангупского княжества. Перед переселением греков из Крыма 16 из 170 крымских церквей носили имя святого Феодора, хотя в это время их уже отождествляли с более известными в Греции святыми Феодором Тироном и Феодором Стратилатом. Оно и не удивительно - после захвата полуострова мусульманами почитание Феодора Гавраса могло быть только тайным.

Господа Феодоро всячески подчеркивали свое происхождение от святого - борца за православие с мусульманами. Имя святого Феодора должно было придавать легитимность правящей династии и освящать ее властные полномочия.

В храме Донаторов в бывшем селе Черкес-Кермен сохранились остатки фресковой росписи с изображением княжеской семьи и ее небесного покровителя.

Делалось несколько попыток реконструкции росписи с изображением ктиторской композиции. В своем изложении мы будем опираться на наиболее полное описание искусствоведа Ирины Волконской .

В первом аркосолевидном углублении северной стены храма (на рисунке справа) находилась фигура всадника с копьем. Остатки греческой надписи позволяют прочитать имя святого: «Святой Феодор» ([Θεόδω]ρος). Над изображением святого под самым потолком две сцены из жития, вероятно, этого же святого. В первой композиции относительно хорошо сохранился только лик царя. Можно понять, что царь сидит на троне, а святой Феодор, облаченный в красный плащ, свидетельствует ему о Христе. Вторая сцена, расположенная ближе к алтарю, это казнь Феодора. Палач, облаченный в короткую воинскую одежду, замахивается мечом, а святой Феодор на коленях молится Богу с простертыми руками. Лики обоих персонажей довольно хорошо сохранились, но фреска в целом сильно закопчена. Имеется надпись «Стратилат, усекаемый мечом» (Στρατ{η}λάτ[ης] ξιφειοεί[ς]).

Учитывая центральное место, которое занимает эта композиция в росписи храма, можно предположить, что храм был посвящен святому Феодору. Вероятно, то и был святой Феодор Гаврас Стратилат. Сцены исповедания веры и казни святого мученика вполне соотносятся с его житием. Хотя в Греции святой Феодор Гаврас традиционно изображался в виде пешего воина, в Крыму его культ мог смешаться с восходящим еще к античным временам культом героя-всадника, изображения которого можно найти на сарматских стелах, в римском храме Юпитера в Хараксе, на терракотовых изделиях Боспора, а позже уже в византийский период на поливной посуде Херсонеса. Вырубленная в стене ниша свидетельствует о том, что фреска могла быть впоследствии заменена иконой.


Далее на запад изображены восемь фигур, пять из них представляют собой членов ктиторской семьи, а три - небесных покровителей. Слева от всадника видны две ноги в высоких красных сапогах, причем фигура стояла, обратившись лицом к алтарю и к всаднику. К сожалению, само изображение стоящего отсутствует, так как, очевидно, было варварски выбито, о чем свидетельствует прямоугольное отверстие в стене, находящееся прямо над изображением ног.


В западной аркасолии изображения двух пеших воинов со щитами. Читаются надписи «Святой Георгий» и «Святой Дмитрий».

Между воинами расположена фигура примерно в половину их высоты. Различимы фрагменты мехового оплечья и белого плаща. Руки человека сложены крестообразно на груди. В процессе выполнения кальки-реконструкции стало ясно видно, что над головой фигуры нимб отсутствовал, так как в этом месте сохранилось несколько фрагментов фона. Отсутствие нимба говорит нам о ктиторском значении композиции.

«Северная стена храма плавно переходит в западную. Здесь написаны две фигуры ктиторов или донаторов, по которым храм собственно и получил свое название. Ближе к востоку, под «парусом», образованным аркосолевидными арками, расположена женская фигура с вытянутой в молитвенном жесте правой рукой. На голове ее можно различить высокий остроконечный головной убор цвета охры. Сохранилась только средняя часть фигуры и нижняя часть лика. Видно левое ухо с золотистой серьгой.

Далее к западу фигура мужчины подобной же сохранности. Рука его также вытянута в молитвенном жесте в сторону алтаря, на голове можно разглядеть часть изображения шапки с пушистым меховым отворотом. Шапка и одежда мужчины красно-коричневого цвета. Между фигурами надпись «упокоился». На западной стене в центре изображен мученик в красном плаще. Сохранились фрагменты одежд и лика. Типологически лик напоминает Христа. Слева находится монахиня с простертыми в молитвенном жесте руками. Ладонь левой руки не сохранилась. Монахиня одета в синий подрясник, оливковую мантию и бордово-коричневый апостольник».

Репников отмечал, что «стиль росписи храма высокого мастерства столичного художника». Ирина Волконская полагает, что «роспись храма Донаторов является, безусловно, примером живописи палеологовской эпохи, вдохновленным столичными источниками. Свободная компоновка (фигура диакона, трон Богоматери), динамика жестов (св. Николай) напоминают фрески южного придела храма монастыря Хора (Кахрие-Джами) в Константинополе 1316-1321 гг.».

Последнее наблюдение позволяет датировать роспись периодом середины XIV века. Как знать, может, один из изображенных в храме ктитиров и есть известный только по агиографическому источнику правитель византийской Таврики по имени Феодор.

Однако продолжим наше путешествие по владениям «господ Феодора». Белокаменные здания древнего Херсона в XV веке уже лежали в руинах. В 1299 году город был разрушен ордами Ногая, а позднее, не выдержав конкуренции со стороны итальянцев в причерноморской торговле, пришел в полный упадок. Жители покидали город, а после войны между Эдигеем и Тохтамышем в конце XIV века он совсем обезлюдел. Генуэзцы даже хотели разобрать его стены, чтобы ими не воспользовались татары. Только несколько рыбачьих хижин ютятся на берегу бухты, да пастухи загоняют в дворцы и храмы города свой скот.

«Этот город уже не только много лет, но много веков стоит пуст и необитаем и представляет одни развалины и опустошение. Еще и теперь видны стены и башни, сохранившиеся от разрушения, в постройке которых видно удивительное искусство и роскошь. Царский дворец виден в той же части истма, с огромными стенами, башнями и великолепными воротами. Но прекрасные колонны из мрамора и серпентина, которых места и теперь еще внутри видны, и огромные камни были взяты турками и перевезены через море, для их собственных домов и публичных зданий. От того город пришел еще в большее разрушение; не видно даже и следов ни храмов, ни зданий. Домы города лежат во прахе и сравнены с землею. Большой греческий монастырь остался в городе; стены храма еще стоят, но без кровли; а все украшения этого здания, которые там были, разрушены и разграблены» .

Напротив Херсонеса - на Северной стороне Севастополя - находился еще один укрепленный пункт. Эвлия Челеби в 1666 году застал там одни развалины. Но не исключено, что во времена государства Феодоро там еще находилось поселение.

«Замок тот возвышается над берегом большой бухты, в которой помещается десять тысяч кораблей, подобно порту Суда около замка Кандии на острове Крит. Этот замок Саркерман стоит на полуострове, окруженном с обеих сторон заливами... Те города Салония и Саркерман находятся один против другого, но так как разделяют их вышеописанные заливы, то из одного города в другой перевозят людей на сорока тысячах лодок» .

Местоположение этого населенного пункта не известно современной исторической науке. Вероятно, это не единственная «потерянная» в результате индустриальной застройки средневековая крепость на территории современного Севастополя. Тот же Эвлия Челеби, совершив поездку по берегам Севастопольских бухт, видел «возвышающиеся над ними разрушенные и опустошенные замки и башни, где наблюдал разнообразные, прелюбопытные и необычные вещи» .

В Килен-балке находится торговый порт Авлита - гордость правителей Феодоро. Здесь разгружаются суда из Малой Азии, Закавказья, Средиземноморья. Здесь же находятся судостроительные верфи, где по приказу князя и с согласия татарского хана строят феодоритский флот, который скоро ни в чем не будет уступать генуэзскому.

Над портом возвышается построенная для его защиты крепость Каламита. Шесть грозных башен, вырубленный в скале ров и мощный гарнизон из лучших феодоритских воинов служат надежной защитой порту.

«На этой обрывистой, красноватой скале стоит мощный замок овальной формы. Имеет он только в стороне восточной стену длиной пятьсот шагов, толстую, высокую и крепкую, как стены Шеддада, и шесть башен. У подножия стен лежит огромный, вырубленный в твердой скале ров глубиной почти троекратно большей, чем рост человека, чрезвычайно широкий... С северной стороны стоит там большая башня, а на ее всегда закрытых воротах железных надпись виднеется. Над воротами этими возвышается маленький храм. Сзади же ворот стоит злосчастный и проклятый дом заседаний совета королей гяурских» .

А дальше на юге, словно зловещая опухоль, генуэзская крепость Чембало, построенная на месте древнего византийского поселения Палакион. Зорко следят консулы Чембало за тем, что происходит в Херсоне, Сар-Кермане и Каламите, заигрывают с местными архонтами, стремясь деньгами и посулами поссорить их с владыками Феодоро, дают кредиты местным общинам, стремясь затянуть на их шее долговую удавку и прибрать к рукам прибрежные земли.

За Чембало по побережью снова земли феодоритов. На мысе Айя в крепости Кокия-Исар, окруженной с трех сторон неприступными скалами, а с четвертой - головокружительным обрывом с короткой и тесной полоской песчаного берега, живет местный архонт, данник господ Готии. За узкой ласпинской яйлой с тремя перевалами, скотопрогонными дорогами и пастушьими кошарами высится гора Святого Ильи. На ней - монастырь во имя этого святого, а у ног ее - Ласпи, большое село, где живут скотоводы и землепашцы. Ниже, в открытой к морю котловине, еще поселения земледельцев: Шабурла, Хаспио и четыре других.

На север от яйлы за Тавром - Главной грядой Крымских гор - плодородные горные долины с хорошими пастбищами и множеством поселений. Это родовые владения мангупских правителей, ядро княжества. Здесь ничто не угрожает власти «господ Феодоро».

По побережью от Ласпи тянется Готия - место постоянных стычек и противостояния с генуэзцами. Гордые архонты, обосновавшиеся в укрепленных замках на побережье, чувствуют себя почти независимыми владетелями. Сами строят монастыри, церкви, крепости, вступают в вооруженные конфликты с генуэзцами.

Кучук-Исар, Лимена-Кале, Палеокастрон, Учансу-Исар, крепость Святого Сергия, укрепленный монастырь Святого Феодора - всё это владения светских и духовных архонтов Готии. Объединившись, давно могли бы своими силами выгнать генуэзцев. Но споры и давняя вражда между греками позволяют генуэзцам держать свои консульства в прибрежных поселках и возводить все новые укрепления, играя на сепаратистских настроениях местных князей.

«На море, от Керсоны до устья Танаида, находятся высокие мысы, а между Керсоной и Солдаией существует сорок замков; почти каждый из них имел особый язык; среди них было много готов, язык которых немецкий» .

За монастырем Аю-Дага начинается княжество Кинсанус, а дальше в удобной котловине лежит древний Алустон, генуэзская Луста. Много крови было пролито за этот город - главный на южном побережье - «Параталасии». Установившееся равновесие не устраивает, пожалуй, никого. В цитадели Лусты с небольшим гарнизоном сидит генуэзский консул, проводит там фортификационные работы, уверяя, что готовит город к обороне от общего врага турок. Самой Лустой и княжеством Эллис правит местный черкесский князь - родственник и данник князей Феодоро, а на северной границе Эллиса мощная феодоритская крепость Фуна, входящая в «коронные» земли Гаврасов. На восток от Фуны еще несколько поселений - Мегапотамос, Сотера... Здесь восточная граница Феодоро, дальше начинаются земли генуэзского консульства Солдайи. Но и на них немало православных общин, которые с надеждой на скорое освобождение смотрят на владетелей Феодоро.

На север от Алушты через Чатыр-Даг, перевал Кебит-богаз, ведет оживленный торговый путь. Он пересекает Качинскую долину, по которой рассыпаны многочисленные поселения, а над долиной возвышается монастырь «Крестовый корабль» - Качи-Кальон. Есть здесь и крепости Бурун-Кая близ монастыря, Кермен-Кая на хребте Басман, Яманташ под Оксеком, Киппиа под горою Рока. Дальше на севере каменная громада Тепе-Кермена. Опустевший город служит границей между владениями феодоритов и Крымского ханства. Владетели его из рода Гиреев прочно обосновались в Кырк-Оре, бывшей крепости Святого Григория , древней столице «малых аланов», ближайших соседей Феодоро. Многие из них вынуждены были бежать на земли православного соседа после неудачной войны аланского князя с ханом Джанибеком, стоившей «народу аас» государственности. Владетели Феодоро были более осторожны: с татарами дружили, платили дань, ходили с ними в походы и ждали, когда можно будет сбросить татарское иго. И этот момент настал. Борьба за власть в Орде привела к обособлению Крымского бейлика со столицей в Кырк-Оре. Тамошнему хану позарез оказался нужен союзник на полуострове, и владетель Феодоро предложил ему свою помощь, ведь враги у них оказались общие - татары «Большой Орды» и генуэзские купцы.

Другая дорога в Великую степь ведет от «старой крепости» - Эски-Кермена - города в нескольких километрах от Мангупа. В прошлом этот город мужественных воинов и благочестивых монахов был главным византийским форпостом на севере. Ныне здесь лишь развалины да несколько пещерных церквей и монашеских лавр, окормляемых готским митрополитом. Рядом с ним «Девичья башня» - орлиное гнездо, которое свили себе под боком у господ Феодоро воинственные и непокорные черкесские князья.

«Недалеко от Майкопа, называемого турками Черкессигерменом, то есть новою Черкесскою крепостью, лежит древний город и крепость, но ни турки, ни татары, ни даже сами греки не знают его имени. Известно только, что он погиб во время греческих князей, о которых в этих местах рассказывают много дурного об их ужасных преступлениях против Бога и людей. На каменной горе, на которой расположен город, с удивительным искусством высечены в скале домы, которых следы еще явно видны, несмотря на то что место это совершенно поросло лесом. Храм, украшенный мраморными и серпентиновыми колоннами, уже разрушился, но обломки его свидетельствуют о прежней славе и роскоши города» .

Входит во владения феодоритов и богатая Бельбекская долина с главным городом Скиварином - старинной готской твердыней, построенной в незапамятные времена. Близ города монастырь Святого Феодора Гавраса, а на вершинах двух соседних скал неприступные замки Сююрю-Кая и Сандык-Кая.

Еще дальше в Верховьях Бельбека взметнулась ввысь пятиглавая Бойка с главенствующим над ней храмом Спаса. Построенный из тяжелых глыб дикого камня на седловине между горой Сотира и хребтом Курушлюк, где рядом проходила дорога на Южнобережье, храм по своим размерам был самым большим в горах Таврики. О его богатстве и значимости свидетельствует не только архитектура, но и обнаруженная археологами при раскопках дорогая привозная посуда из Малой Азии и Херсонеса, резные надгробия, орнаментированные пифосы.

Полно загадок это монашеское царство, простирающееся по горам вплоть до хребта Басман. Всё здесь необычно: и таинственные пещеры, и старинные замки, построенные неведомыми народами в стародавние времена. Не чувствуется здесь власть мангупского князя. Хранит свои тайны «достопочтенная Пойка», но живущие на ней монахи-исихасты снабжают феодоритов литым железом и острыми клинками мечей.

Другое православное княжество раскинулось в Лакской котловине между Бельбекской и Качинской долинами под защитой крепости Керменчик, построенной у одноименного поселения. А вокруг поселения, куда только не посмотришь - на вершинах гор, у подножий холмов, возле родников, - видны купола храмов Святой Троицы, Успения Богородицы, Святых Косьмы и Дамиана, Феодора Стратилата, Ефимия, Иоанна Предтечи, Максима, Ильи, Луки, двух во имя Феодора Тирона.

Список цитируемой и упоминаемой литературы

Кеппен П.И. О древностях Южного берега Крыма и гор Таврических // Крымский сборник. - Спб., 1837. - С. 237.

Книга путешествий Эвлии Челеби. Походы с татарами и путешествия по Крыму (1641-1667 гг.). - Симферополь: Таврия, 1996. - С. 90.

Рассказ о городе Феодоро, стихи Матфея, недостойного и ничтожного жреца // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. - Вып X. - С. 583.

После рассада Римской империи побережье Крыма оказалось в сфере политического влияния Византийской (Восточно-Римской) империи.

В середине VI в., как свидетельствует историк того времени Прокопий, Византия построила на Южном берегу Крыма крепости, а также укрепления на перевалах Главной гряды к морю («длинные стены»). Форпостом Византии в Крыму был Херсон (так стал называться Херсонес).

Главным занятием населения горного и южнобережного Крыма, состоявшего преимущественно из потомков смешавшихся древних обитателей полуострова (тавров, скифов, сарматов, аланов, греков и др.), было земледелие и скотоводство.

В период средневековья в Крыму в связи с развитием новых, феодальных отношений возникли многочисленные укрепления, в том числе и так называемые «пещерные города»: Инкерман, Чуфут-Кале, Эски-Кермен, Бакла и др. Около этих укрепленных городов, замков и монастырей располагались села.

В конце VI в. большую часть полуострова захватили хазары, пришедшие с северо-востока. Местное население боролось и против гнета собственных феодалов и против пришельцев - хазар.

В VI-IX вв. связь Крыма с земледельческим населением Восточно-Европейской равнины не прерывалась, торговля населения полуострова со славянами не прекращалась. С VIII-IX вв. в истории Крыма активную роль начала играть Киевская Русь. При князе Владимире Святославиче был включен в сферу влияния Киевской Руси город Херсон (средневековый Херсонес, Корсунь по русским летописям). Вскоре Корсунь возвращен Византии ценой выгодного для Руси торгового договора и важной в политическом отношении женитьбы русского князя на византийской царевне. Оживленную торговлю с Киевской Русью, Византией и странами Востока вел город Сугдея (Судак), известный в древнерусских источниках под именем Сурожа. Арабы называли Черное море Русским морем. В тот же период на Таманском и Керченском полуостровах возникает Тмутороканское княжество со столицей Тмуторокань на Тамани. Тмутороканским князьям принадлежал город Корчев (Керчь) - бывший Пантикапей.

На рубеже IX-X вв. степные просторы Крыма заняли кочевые орды печенегов, а затем половцы.

Развитие экономики и культуры Крыма и его растущее сближение с Русью в XII в. были надолго остановлены татаро-монгольским нашествием. В середине XIII в. на полуострове образовалась провинция Золотой Орды, позднее, с 1443 г., - самостоятельное Крымское ханство.

Одновременно на побережье Крымского полуострова обосновались колонии итальянских торговых городов-республик Венеции и Генуи. Город Кафа (ныне Феодосия) стал центром генуэзских владений в Крыму. Генуэзцы превратили приморские города в невольничьи рынки, где татары сбывали пленников - мужчин, женщин и детей, захваченных ими в грабительских набегах на украинские, русские, польские земли.

В юго-западной, горной части полуострова в конце XIII в. возникло политически независимое христианское княжество Феодоро со столицей на горе Мангуп. В XIV-XV вв. оно представляло собой силу на полуострове, с которой не могли не считаться татары и генуэзцы. Княжество имело связи с Московским государством, которое в то время уже освободилось от татарского ига и пользовалось большим политическим влиянием в Восточной Европе. Но в 1475 г. на Крымский полуостров вторглись войска султанской Турции. С помощью татар они овладели генуэзскими колониями, захватили и разорили княжество Феодоро. Крымское ханство стало вассалом Турции. Сбор дани с завоеванных земель был главным средством обогащения турецких и татарских феодалов.

Борьба Украины и Московского государства с захватчиками была долгой и тяжелой. Запорожские и донские казаки и русские войска не раз наносили ханским ордам сокрушительные удары. Воссоединение Украины с Россией в 1654 г. во много раз увеличило силы двух братских народов и предопределило их победу.