Средневековые замки и крепости в горах европы. Рыцарский замок — безопасное жилище в Средневековье

Средневековые замки и крепости в горах европы. Рыцарский замок — безопасное жилище в Средневековье

Здравствуйте, уважаемый читатель!

Всё-таки средневековые архитекторы в Европе были гениями - они строили замки, роскошные сооружения, которые были ещё и на редкость практичными. Замки, в отличие от современных особняков, не только демонстрировали богатство своих владельцев, но и служили мощными крепостями, которые могли удерживать оборону в течение нескольких лет, и при этом жизнь в них не останавливалась.

Средневековые замки

Даже сам факт, что многие замки, пережив войны, удары стихии и беспечность хозяев, до сих пор стоят целыми, говорит о том, что надежнее жилища пока не придумали. А ещё они безумно красивы и будто появились в нашем мире со страниц сказок и легенд. Их высокие шпили напоминают о временах, когда за сердца красавиц сражались, а воздух был пропитан рыцарством и отвагой.

Чтобы и вы прониклись романтичным настроем, собрал в этом материале 20 самых знаменитых замков, которые пока еще остались на Земле. В них непременно захочется побывать и, возможно, остаться жить.

Замок Райхсбург, Германия

Тысячелетний замок первоначально был резиденцией короля Германии Конрада III, а потом короля Франции Людовика XIV. Крепость была сожжена французами в 1689 году и канула бы в лету, но немецкий бизнесмен приобрел её останки в 1868 году и потратил большую часть своего богатства на восстановление замка.

Мон-Сен-Мишель, Франция

Неприступный замок Мон-Сен-Мишель, со всех сторон окруженный морем, - одна из самых популярных достопримечательностей Франции после Парижа. Построенный в 709 году, он до сих пор выглядит ошеломляюще.

Замок Гохостервитц, Австрия

Средневековый замок Гохостервитц построили в далеком IX веке. Его башни и сейчас неусыпно следят за окружающей местностью, гордо возвышаясь над ней на высоте 160 м. А в солнечную погоду ими можно любоваться даже на расстоянии 30 км

Бледский замок, Словения

Замок расположился на стометровой скале, грозно нависающей над озером Блед. Помимо роскошного вида, открывающегося из окон замка, у этого места богатая история - здесь располагалась резиденция сербской королевкой династии, а позже и маршала Иосипа Броз Тито

Замок Гогенцоллерн, Германия

Этот замок расположен на вершине горы Гогенцоллерн высотой 2800 метров над уровнем моря. В период своего расцвета замок в этой крепости считался резиденцией прусских императоров.

Замок Барсьенсе, Испания

Замок Барсьенсе в испанской провинции Толедо был построен в XV веке местным графом. В течение 100 лет замок служил мощной артиллерийской крепостью, а сегодня эти опустевшие стены привлекают разве что фотографов и туристов.

Замок Нойшванштайн, Германия

Романтический замок баварского короля Людвига II построили в середине XIX века, и по тем временам его архитектура считалась весьма экстравагантной. Как бы то ни было, именно его стены вдохновили создателей замка Спящей Красавицы в Диснейлэнде

Замок Метони, Греция

Венецианский замок-крепость Метони с XIV века был центром сражений и последним в этих краях форпостом европейцев в сражениях против турок, что мечтали захватить Пелопонес. Сегодня от крепости остались только руины.

Замок Хоэншвангау, Германия

Этот замок-крепость был построен рыцарями Швангау в XII веке и был резиденцией многих правителей, в том числе знаменитого короля Людвига II, который принимал в этих стенах композитора Рихарда Вагнера

Шильонский замок, Швейцария

Эта средневековая бастилия c высоты птичьего полета напоминает военный корабль. Богатая история и характерный внешний вид замка служили вдохновением для многих известных писателей. В XVI веке замок использовался в качестве государственной тюрьмы, о чем Джордж Байрон описал в своей поэме «Шильонский узник».

Замок Эйлен-Донан, Шотландия

Замок, расположенный на скалистом острове во фьорде Лох-Дуйх, - один из самых романтичных замков Шотландии, славится своим вересковым мёдом и легендами. Здесь снимали множество фильмов, но самое главное - замок открыт для посетителей и каждый может притронуться к камням его истории.

Замок Бодиам, Англия

С момента своего основания в XIV веке замок Бодиам пережил множество владельцев, каждому из которых нравилось воевать. Поэтому когда в 1917 году его приобрел Лорд Керзон, от замка оставались только руины. К счастью, его стены быстро восстановили, и сейчас замок стоит как новенький.

Замок Гуаита, Сан-Марино

Замок с XI века располагается на вершине неприступной горы Монте-Титано и вместе с двумя другими башнями защищает самое старое государство в мире Сан-Марино.

Ласточкино гнездо, Крым

Вначале на скале мыса Ай-Тодор располагался небольшой деревянный домик. А свой нынешний вид «Ласточкино гнездо» получило благодаря нефтяному промышленнику барону Штейнгелю, который любил отдыхать в Крыму. Он решил построить романтический замок, который напоминает средневековые сооружения на берегах реки Рейн

Замок Сталкер, Шотландия

Замок Сталкер, что в переводе означает «Соколиный охотник», был построен в 1320 году и принадлежал клану МакДугалов. С этого времени его стены пережили огромное количество распрей и войн, что сказалось на состоянии замка. В 1965 году владельцем замка стал полковник Д. Р. Стюарт из Оллварда, который собственноручно вместе с женой, членами семьи и друзьями восстановил строение

Замок Бран, Румыния

Замок Бран - это жемчужина Трансильвании, таинственный музей-форт, где родилась знаменитая легенда о графе Дракуле - вампире, убийце и воеводе Владе Цепеше. По преданию, он ночевал здесь в периоды своих походов, а лес, окружающий замок Бран, был любимым местом охоты Цепеша.

Выборгский замок, Россия

Выборгский замок был основан шведами в 1293 году, во время одного из крестовых походов на Карельскую землю. Он оставался скандинавским вплоть до 1710 года, когда войска Петра I отбросили шведов далеко и надолго. С этого времени замок успел побывать и складом, и казармой, и даже тюрьмой для декабристов. А в наши дни здесь располагается музей.

Замок Кашел, Ирландия

Замок Кашел был резиденцией королей Ирландии несколько сотен лет до норманнского вторжения. Здесь же в V веке н. э. жил и проповедовал Святой Патрик. Стены замка стали свидетелями кровавого подавления революции войсками Оливера Кромвеля, который здесь заживо сжигал солдат. С тех пор замок превратился в символ жестокости англичан, настоящего мужества и стойкости духа ирландцев.

Замок Килхурн, Шотландия

Очень красивые и даже немного жуткие руины замка Килхурн расположились на берегу живописного озера Эйв. История этого замка, в отличие от большинства замков Шотландии, протекала достаточно спокойно - здесь жили многочисленные графы, которые сменяли друг друга. В 1769 здание пострадало от удара молнии, и вскоре было окончательно оставлено, каким остается и по сей день.

Замок Лихтенштайн, Германия

Построенный в XII веке, этот замок несколько раз был разрушен. Его окончательно восстановили в 1884 году и с тех замок становился местом съемок для многих фильмов, в том числе для картины «Три мушкетера».

Почему-то при упоминании слова «сказка» перед мысленным взором в первую очередь встают средневековые замки и крепости. Может быть потому, что строились они в те давние времена, когда по полям и лугам свободно разгуливали волшебники, а над горными вершинами летали огнедышащие драконы.

Как бы то ни было, и сейчас, глядя на сохранившиеся кое-где замки и крепости, поневоле представляются спящие в них принцессы и злые феи, колдующие над волшебными снадобьями. Давайте посмотрим на некогда роскошное жилье власть имущих.

(нем. Schloß Neuschwanstein, буквально «Новый лебединый камень») расположен в Германии, близ городка Фюссен (нем. Fussen). Замок был заложен в 1869 году королем Людвигом II, Баварским. Строительство завершено в 1891 году, через 5 лет после неожиданной кончины короля. Замок великолепен и привлекает своей красотой архитектурных форм любопытных туристов со всего мира.

Это «дворец мечты» молодого короля, который так и не смог увидеть ее воплощение в своем полном величии. Людвиг II, Баварский, основатель замка, взошел на престол слишком молодым человеком. И будучи мечтательной натурой, представлявшей себя сказочным персонажем Лоэнгрином, он задумал построить свой замок, чтобы укрыться в нем от суровой действительности поражения Баварии в союзе с Австрией в 1866 году в войне с Пруссией.

Отдалившись от государственных забот, молодой король слишком много требовал от армии архитекторов, художников и мастеровых людей. Порой он ставил совершенно нереальные сроки, для соблюдения которых требовалась круглосуточная работа каменщиков и столяров. В ходе строительства Людвиг II все более углублялся в свой выдуманный мир, за что позднее был признан сумасшедшим. Архитектурный проект замка постоянно изменялся. Так были исключены покои для гостей и добавлен малый грот. Небольшой зал для аудиенций трансформировался в величественный Тронный зал.

Полтора века назад Людвиг II, Баварский пытался спрятаться от людей за стенами средневекового замка - сегодня они миллионами приезжают полюбоваться его сказочным убежищем.



(нем. Burg Hohenzollern) - старинный замок-крепость в Баден-Вюртемберге в 50 км южнее Штутгарта. Замок выстроен на высоте 855 м над уровнем моря на вершине горы Гогенцоллерн. До наших дней сохранился только третий по счету замок. Средневековая замковая крепость впервые была построена в XI веке и полностью разрушена после взятия, по окончании изнурительной осады войсками городов Швабии в 1423 году.

На ее руинах в 1454-1461 годах была построена новая крепость, служившая убежищем дому Гогенцоллернов на протяжении Тридцатилетней войны. В связи с полной утратой крепостью стратегического значения, к концу XVIII столетия, замок заметно обветшал, и некоторые части здания были окончательно разобраны.

Современный вариант замка был возведен в 1850-1867 годах по личному указанию короля Фридриха Вильгельма IV, принявшего решение полностью восстановить родовой замок прусского королевского дома. Строительством замка руководил известный берлинский архитектор Фридрих Август Штюлер. Ему удалось объединить новые, масштабные замковые строения в неоготическом стиле и немногие сохранившиеся здания прежних разрушенных замков.



(Karlštejn), построен по указу чешского короля и императора Карла IV (назван в его честь) на высокой известковой скале над речкой Бероунка, как летняя резиденция и место хранения священных реликвий королевской семьи. Первый камень в фундамент замка Карлштейн был заложен приближенным к императору архиепископом Арноштом в 1348 году, а уже в 1357 году строительство замка было окончено. Еще за два года до окончания строительства Карл IV поселился в замке.

Ступенчатая архитектура замка Карлштейн, завершающегося башней с капеллой Большого Креста, в Чехии встречается довольно часто. В ансамбль входят непосредственно сам замок, церковь Девы Марии, Екатерининская капелла, Большая башня, Марианская и колодезная башни.

Величественная Студничная башня и императорский дворец, в котором располагались покои короля, переносят туристов в эпоху средневековья, когда Чехией правил могущественный монарх.



Королевский дворец и крепость в испанском городе Сеговия, в провинции Кастилия и Леон. Крепость построена на высокой скале, над слиянием рек Эресма и Кламорес. Такое удачное расположение делало ее практически неприступной. Сейчас это один из самых узнаваемых и красивейших дворцов Испании. Построенный изначально как крепость, Алькасар был в свое время и королевским дворцом, и тюрьмой, и артиллерийской королевской академией.

Алькасар, бывший в ХII веке небольшой деревянной крепостью, позднее был перестроен в каменный замок и стал самым неприступным оборонительным сооружением. Этот дворец прославился великими исторически значимыми событиями: коронация Изабеллы Католической, ее первое бракосочетание с королем Арагона Фердинандом, венчание Анны Австрийской с Филиппом II.



(Castelul Peleş) построен королем Румынии Каролем I недалеко от города Синая в Румынских Карпатах. Король так был очарован местной красотой, что скупил окрестные земли и построил замок для охоты и летнего отдыха. Название замку дала маленькая горная речушка, протекавшая неподалеку.

В 1873 году начато строительство грандиозного сооружения, под руководством архитектора Иоганна Шульца. Вместе с замком были построены и другие необходимые для комфортной жизни строения: королевские конюшни, домики для охраны, охотничий дом и электростанция.

Благодаря электростанции, Пелеш стал первым электрифицированным замком в мире. Официально замок открылся в 1883 году. В это же время в нем было установлено центральное отопление и подъемный лифт. Полностью строительство было завершено в 1914 году.



Является символом маленького города-государства Сан-Марино на территории современной Италии. Началом строительства крепости принято считать Х век н.э. Гуаита является первой из трех крепостей Сан-Марино, построенных на пиках горы Монте-Титано.

Сооружение представляет собой два кольца укреплений, внутреннее сохранило все признаки фортов эпохи феодализма. Главные въездные ворота располагались на высоте нескольких метров, и пройти через них можно было только по подъёмному мосту, в настоящее время разрушенному. Крепость много раз реставрировалась в ХV – XVII веках.

Что же, вот мы и посмотрели некоторые средневековые замки и крепости Европы, конечно же, далеко не все. В следующий раз мы полюбуемся и крепостями на вершинах неприступных скал. Впереди еще так много интересных открытий!

Средневековье в Европе было неспокойным временем. Феодалы по любому поводу устраивали между собой небольшие войны - вернее говоря, даже не войны, а, выражаясь современным языком, вооруженные “разборки”. Если у соседа завелись деньги - их надо было отобрать.

Много земли и крестьян? Это просто неприлично, ведь бог велел делиться. А уж если задета рыцарская честь - то здесь без маленькой победоносной войны было просто не обойтись.

Первоначально эти укрепления делались из дерева и ничем не напоминали известные нам замки - разве что ров перед входом вырыт да деревянный частокол вокруг дома поставлен.

Господские дворы Хастеркнауп и Элмендорв - предки замков.

Однако прогресс не стоял на месте - с развитием военного дела феодалам приходилось модернизировать свои укрепления так, чтобы те могли противостоять массированному штурму с применением каменных ядер и таранов.

Осажденный замок Мортан (выдерживал осаду 6 месяцев).

Замок Бомари, принадлежавший Эдуарду I.

Добро пожаловать

Мы держим путь в замок, стоящий на выступе горного склона, с краю плодородной долины. Дорога идет через небольшое поселение - одно из тех, которые обычно вырастали около крепостной стены. Здесь живет простой народ - в основном ремесленники, и воины, охраняющие внешний периметр защиты (в частности - стерегущие нашу дорогу). Это так называемый “замковый люд”.

Схема замковых сооружений. Заметим - две надворотные башни, самая крупная стоит отдельно.

Первая преграда - глубокий ров, а перед ним - вал вынутой земли. Ров может быть поперечным (отделяет стену замка от плато), либо серповидным, выгнутым вперед. Если позволяет ландшафт, ров опоясывает весь замок по кругу.

Форма дна у рвов могла быть V-образная и U-образная (последняя наиболее распространена). Если почва под замком скалистая, то рвов либо вообще не делалось, либо они вырубались на небольшую глубину, препятствующую лишь продвижению пехоты (в скале практически невозможно сделать подкоп под стену замка - поэтому глубина рва не имела решающего значения).

Гребень земляного вала, лежащего прямо перед рвом (отчего тот кажется еще глубже), часто нес на себе палисад - забор из вкопанных в землю, заостренных и плотно пригнанных друг к другу деревянных колов.

К внешней стене замка ведет мост, перекинутый через ров. В зависимости от величины рва и моста, последний поддерживает одна или несколько опор (огромных бревен). Внешняя часть моста закреплена, но последний его отрезок (прямо у стены) подвижен.

Схема входа в замок: 2 - галерея на стене, 3 - подъемный мост, 4 - решетка.

Противовесы на подъемнике ворот.

Этот подъемный мост устроен так, чтобы в вертикальном положении он закрывал собой ворота. Мост приводится в движение механизмами, спрятанными в здании над ними. От моста к подъемным машинам в стенные отверстия уходят канаты или цепи. Для облегчения работы людей, обслуживающих механизм моста, канаты иногда снабжались тяжелыми противовесами, берущими часть веса этой конструкции на себя.

Особый интерес представляет мост, работавший по принципу качелей (его называют “опрокидывающимся” или “качающимся”). Одна его половина находилась внутри - лежала на земле под воротами, а другая протягивалась через ров. Когда внутренняя часть поднималась, закрывая собой вход в замок, внешняя (на которую иногда уже успевали забежать нападающие) опускалась вниз, в ров, где была устроена так называемая “волчья яма” (острые колья, врытые в землю), невидимая со стороны, пока мост опущен.

Для входа в замок при закрытых воротах рядом с ними имелась боковая калитка, к которой обычно проложен отдельный подъемный трап.

Ворота - наиболее уязвимая часть замка, обычно проделывались не прямо в его стене, а устраивались в так называемых “надворотных башнях”. Чаще всего ворота были двустворчатые, причем створки сколачивались из двух слоев досок. Для защиты от поджога снаружи они обивались железом. При этом в одной из створок имелась маленькая узкая дверца, в которую можно было пройти, лишь согнувшись. Кроме замков и железных засовов, ворота закрывала поперечная балка, лежащая в стенном канале и задвигающаяся в противоположную стену. Поперечная балка могла также заводиться в крюкообразные прорези на стенах. Основной ее целью была защита ворот от их высаживания нападающими.

За воротами обычно находилась опускающаяся решетка. Чаще всего она была деревянной, с окованными железом нижними концами. Но встречались и железные решетки, сделанные из стальных четырехгранных прутьев. Решетка могла опускаться из щели в своде портала ворот, либо находиться позади них (с внутренней стороны надворотной башни), опускаясь по пазам в стенах.

Решетка висела на канатах или цепях, которые в случае опасности могли быть обрублены, чтобы она быстро упала вниз, преграждая путь захватчикам.

Внутри надворотной башни имелись комнаты для стражи. Они несли вахту на верхней площадке башни, узнавали у гостей цель их визита, открывали ворота, а в случае необходимости могли поражать из лука всех тех, кто проходил под ними. Для этого в своде портала ворот имелись вертикальные бойницы, а также “смоляные носы” - отверстия для выливания горячей смолы на нападающих.

Все на стену!

Цвингер в замке Ланэк.

Сверху по стене проходила галерея для солдат обороны. С внешней стороны замка их защищал прочный бруствер в половину человеческого роста, на котором были регулярно расположены каменные зубцы. За ними можно было стоять в полный рост и, например, заряжать арбалет. Форма зубцов была предельно разнообразной - прямоугольные, округлые, в виде ласточкиного хвоста, декоративно украшенные. В некоторых замках галереи были крытыми (деревянный навес), чтобы защитить воинов от непогоды.

Особый вид бойницы - шаровая. Она представляла собой закрепленный в стене, свободно поворачивающийся деревянный шар с прорезью для ведения стрельбы.

Пешеходная галерея на стене.

Балконы (так называемые “машикули”) устраивались в стенах очень редко - например, в том случае, когда стена была слишком узкой для свободного прохода нескольких солдат, и выполняли, как правило, лишь декоративные функции.

По углам замка на стенах сооружались небольшие башни, чаще всего фланкирующие (то есть выступающие наружу), что позволяло защитникам вести огонь вдоль стен по двум направлениям. В позднее средневековье они стали приспосабливаться под хранилища. Внутренние стороны таких башен (обращенные во двор замка) обычно оставлялись открытыми, чтобы противник, ворвавшийся на стену, не мог закрепиться внутри них.

Фланкирующая угловая башня.

Замок изнутри

Внутреннее устройство замков отличалось многообразием. Помимо упомянутых цвингеров, за главными воротами мог располагаться маленький прямоугольный дворик с бойницами в стенах - своеобразная “ловушка” для нападающих. Порой замки состояли из нескольких “секций”, разделенных внутренними стенами. Но непременным атрибутом замка был большой двор (хозяйственные постройки, колодец, помещения для челяди) и центральная башня, она же “донжон” (donjon).

Донжон в замке Венсенн.

Расположение источника воды зависело, в первую очередь, от естественных причин. Но если был выбор, то колодец выкапывали не на площади, а в укрепленном помещении, чтобы обеспечить его водой на случай укрытия во время осады. Если в силу особенностей залегания грунтовых вод колодец выкапывался за стеной замка, то над ним сооружалась каменная башня (по возможности - с деревянными переходами в замок).

Когда не было никакой возможности выкопать колодец, в замке сооружалась цистерна, собирающая дождевую воду с крыш. Такая вода нуждалась в очистке - ее фильтровали через гравий.

Боевой гарнизон замков в мирное время был минимален. Так в 1425 г. два совладельца замка Райхельсберг в нижнефранконском Аубе заключили соглашение, что каждый из них выставляет по одному вооруженному слуге, а двух привратников и двух стражей оплачивают совместно.

Кухня в замке Марксбург.

Внутри башни иногда имелась очень высокая шахта, идущая сверху вниз. Она служила либо тюрьмой, либо складом. Вход в нее был возможен только через отверстие в своде верхнего этажа - “Angstloch” (нем. - устрашающая дыра). В зависимости от предназначения шахты, лебедка опускала туда пленников или провиант.

Если тюремных помещений в замке не было, то пленников помещали в крупные деревянные ящики из толстых досок, слишком маленькие для того, чтобы встать в полный рост. Эти ящики могли устанавливаться в любых помещениях замка.

Разумеется, в плен брали, прежде всего, для получения выкупа либо для использования узника в политической игре. Поэтому VIP-персоны обеспечивались по высшему классу - для их содержания выделялись охраняемые покои в башне. Именно так “мотал свой срок” Фридрих Красивый в замке Траусниц на Пфаймде и Ричард Львиное Сердце в Трифелсе.

Палата в замке Марксбург.

Башня замка Абенберг (12 век) в разрезе.

В основании башни располагались подвал, который также мог использоваться в качестве темницы, и кухня с кладовой. Главный зал (столовая, общее помещение) занимал целый этаж и обогревался огромным камином (он распространял тепло всего на несколько метров, так что дальше по залу расставлялись железные корзины с углями). Выше шли палаты семьи феодала, отапливаемые небольшими печками.

Иногда донжон не служил жилым помещением. Он вполне мог применяться только лишь в военно-хозяйственных целях (смотровые посты на башне, темница, хранилище провизии). В таких случаях семья феодала обитала в “паласе” - жилом помещении замка, стоящем обособленно от башни. Паласы строились из камня и имели несколько этажей в высоту.

Следует отметить, что условия проживания в замках были далеко не самыми приятными. Лишь самые крупные паласы имели большой рыцарский зал для торжеств. В донжонах и паласах было очень холодно. Выручало каминное отопление, однако стены все равно покрывались толстыми гобеленами и коврами - не ради украшения, а для сохранения тепла.

Окна пропускали очень мало солнечного света (сказывался фортификационный характер замковой архитектуры), далеко не все из них были застеклены. Туалеты устраивались в виде эркера в стене. Они были неотапливаемыми, поэтому посещение нужника зимой оставляло у людей просто неповторимые ощущения.

Крупные храмы имели два этажа. Простолюдины молились внизу, а господа собирались в теплом (иногда застекленном) хоре на втором ярусе. Убранство подобных помещений было довольно скромным - алтарь, скамейки и настенные росписи. Иногда храм исполнял роль гробницы для живущего в замке рода. Реже он применялся как убежище (наряду с донжоном).

Война на земле и под землей

Для взятия замка требовалось его изолировать - то есть перекрыть все пути подвоза продовольствия. Именно поэтому атакующие армии были гораздо крупнее обороняющихся - порядка 150 человек (это справедливо для войны феодалов средней руки).

Вопрос с провиантом был наиболее болезненным. Без воды человек может прожить несколько дней, без еды - около месяца (при этом следует учесть его низкую боеспособность во время голодовки). Поэтому хозяева замка, готовящегося к осаде, часто шли на крайние меры - выгоняли за его пределы всех простолюдинов, которые не могли принести пользу обороне. Как уже было сказано выше, гарнизон замков был небольшим - прокормить целую армию в условиях осады было невозможно.

Не меньше проблем было и у нападающих. Осада замков иногда растягивалась на годы (так, немецкий Турант оборонялся с 1245 по 1248), поэтому вопрос о тыловом снабжении армии в несколько сотен человек вставал особенно остро.

В случае с осадой Туранта летописцы утверждают, что за все это время солдаты нападающей армии выпили 300 фудеров вина (фудер - огромная бочка). Это составляет около 2,8 млн. литров. Либо переписчик допустил ошибку, либо постоянное количество осаждающих составляло более 1000 человек.

Вид на замок Эльц из контрзамка Трутц-Эльц.

Война против замков имела свою специфику. Ведь любое мало-мальски высокое каменное укрепление представляло серьезное препятствие для обычных армий. Прямые атаки пехоты на крепость вполне могли увенчаться успехом, который, однако, доставался ценой больших жертв.

Именно поэтому для успешного взятия замка был необходим целый комплекс военных мер (об осаде и взятии измором уже было сказано выше). К числу наиболее трудоемких, но в то же время чрезвычайно успешных способов преодоления защиты замка относился подкоп.

Подкопы делались с двумя целями - предоставить войскам прямой доступ во внутренний двор замка либо разрушить секцию его стены.

Так, во время осады осада замка Альтвиндштайна в Северном Эльзасе в 1332 бригада саперов из 80 (!) человек воспользовалась отвлекающими маневрами своих войск (периодические короткие атаки на замок) и в течение 10 недель проделала в твердой скальной породе длинный проход в юго-восточную часть крепости.

Если стена замка была не слишком велика и имела ненадежный , то под ее основание прорывался тоннель, стены которого укреплялись деревянными распорками. Далее распорки поджигались - как раз под стеной. Тоннель обваливался, основание фундамента проседало, а стена над этим местом рассыпалась на части.

Для обнаружения подкопов использовались любопытные приспособления. Например, по всей территории замка расставлялись крупные медные чаши с шарами внутри. Если шар в какой-либо чаше начинал дрожать - это был верный признак того, что рядом ведется подкоп.

Но главным аргументом при нападении на замок были осадные машины - катапульты и тараны.

Штурм замка (миниатюра 14 века).

Разновидность катапульты - требушет.

Иногда в катапульты заряжались бочки, начиненные горючими материалами. Чтобы доставить пару приятных минут защитникам замка, катапульты перекидывали к ним отрубленные головы пленников (особо мощные машины могли перебросить через стену даже целые трупы).

Штурм замка при помощи передвижной башни.

Помимо обычного тарана, применялись и маятниковые. Они были закреплены на высоких передвижных каркасах с навесом и представляли собой бревно, подвешенное на цепи. Осаждающие прятались внутри башни и раскачивали цепь, заставляя бревно бить в стену.

В ответ осажденные спускали со стены веревку, на конце которой были закреплены стальные крючья. Этой веревкой они ловили таран и старались задрать его наверх, лишив подвижности. Иногда на такие крючья мог попасться зазевавшийся солдат.

Преодолев вал, сломав палисады и засыпав ров, нападающие либо штурмовали замок при помощи лестниц, либо использовали высокие деревянные башни, верхняя площадка которых находилась на одном уровне со стеной (или даже выше нее). Эти гигантские сооружения обливались водой во избежание поджога защитниками и подкатывались к замку по настилу из досок. На стену перекидывался тяжелый помост. Штурмовая группа забиралась наверх по внутренней лестнице, выходила на помост и с боем вторгалась на галерею крепостной стены. Обычно это означало то, что через пару минут замок будет взят.

Тихая сапа

Сапа (от франц. sape, буквально - мотыга, saper - вести подкоп) - способ отрывки рва, траншеи или тоннеля для приближения к его укреплениям, применявшийся в 16-19 веках. Известны перекидная (тихая, скрытная) и летучая сапа. Работа перекидной сапой производилась со дна исходного рва без выхода работающих на поверхность, а летучей - с поверхности земли под прикрытием заранее подготовленной защитной насыпи из бочек и мешков с землей. Во 2-ой половине 17 века для выполнения таких работ в армиях ряда стран появились специалисты - саперы.

Выражение действовать “тихой сапой” означает: крадучись, медленно, незаметно идти, проникать куда-нибудь.

Бои на лестнице замка

С одного этажа башни попасть на другой можно было только по узкой и крутой винтовой лестнице. Подъем по ней осуществлялся лишь друг за другом - столь узкой она была. При этом воин, шедший первым, мог рассчитывать только на свое собственное умение сражаться, ибо крутизна поворота витка была подобрана таким образом, что из-за спины лидера нельзя было действовать копьем или длинным мечом. Поэтому бои на лестнице сводились к единоборству защитников замка и одного из нападавших. Именно защитников, ведь они могли легко сменять друг друга, поскольку за их спиной располагался специальный расширенный участок.

Замки самураев

Меньше всего нам известно об экзотических замках - например, японских.

Каменные замки стали строиться в конце 16 века с учетом европейских достижений в фортификации. Непременная принадлежность японского замка - широкие и глубокие искусственные рвы с крутыми откосами, окружавшие его со всех сторон. Обычно они заполнялись водой, но иногда эту функцию выполняла естественная водная преграда - река, озеро, болото.

Внутри замок представлял собой сложную систему защитных сооружений, состоявшую из нескольких рядов стен с внутренними дворами и воротами, подземных коридоров и лабиринтов. Все эти сооружения располагались вокруг центральной площади хонмару, на которой возводились дворец феодала и высокая центральная башня тэнсюкаку. Последняя состояла из нескольких, постепенно уменьшающихся кверху прямоугольных ярусов с выступающими черепичными крышами и фронтонами.

Японские замки, как правило, были невелики - примерно 200 метров в длину и 500 в ширину. Но среди них встречались и настоящие гиганты. Так, замок Одавара занимал площадь в 170 гектаров, а общая протяженность его крепостных стен достигала 5 километров, что вдвое больше протяженности стен Московского Кремля.

Очарование древности

Французский замок Саумур (миниатюра 14 века).

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Как уже было сказано выше, средневековые замки и каждая их составляющая строились по определенным правилам. Можно выделить следующие основные структурные элементы замка:

Внутренний двор

Крепостная стена

Рассмотрим их более подробно.

Большинство башен возводились на природных возвышенностях. Если в районе подобные возвышенности отсутствовали, то строители прибегали к обустройству холма. Как правило, высота холма составляла 5 метров, но встречались высотой более 10 метров, хотя были и исключения - например, высота холма, на котором был поставлен один из замков Норфолка близ Тетфорда, достигала сотни футов (около 30 метров).

Форма территории замка бывала различной - некоторые имели продолговатую форму, некоторые - квадратную, встречались дворы в виде восьмерки. Вариации были самыми разнообразными в зависимости от величины состояния хозяина и конфигурации участка.

После того как участок под строительство был выбран, его первым делом окапывали рвом. Вынутую землю набрасывали на внутренний берег рва, в результате чего получался вал, насыпь, называвшаяся скарпом. Противоположный берег рва назывался, соответственно, контрэскарпом. Если это было возможно, то ров выкапывали вокруг естественного холма или иного возвышения. Но, как правило, холм приходилось насыпать, что требовало огромного объема земляных работ.

В состав холма входила земля, смешанная с известняком, торфом, гравием, хворостом, а поверхность была покрыта глиной, либо деревянным настилом.

Первую ограду замка защищали всякие оборонительные сооружения, предназначенные для того, чтобы остановить слишком стремительное нападение врага: живые изгороди, рогатки (расставленные между столбов, вбитых в землю), земляные насыпи, изгороди, различные выступающие сооружения, например, традиционный барбакан, защищавший доступ к подъемному мосту. У подножия стены находился ров, его старались сделать как можно глубже (иногда более 10 м глубиной, как в Трематоне и Лассе) и шире (10 м -- в Лоше, 12 -- в Дурдане, 15 -- в Тремворсе, 22 м -- в Куси). Как правило, рвы вырывались вокруг замков, как часть оборонительной системы. Они затрудняли доступ к крепостным стенам, в том числе осадным орудиям, таким как таран или осадная башня. Иногда ров даже наполняли водой. По форме он чаще напоминал букву V, чем U. Если ров вырывали прямо под стеной, над ним возводили ограду, нижний вал, для защиты дозорной дорожки снаружи крепости. Этот участок земли назывался палисадом.

Важное свойство заполненного водой рва -- предотвращение подкопов. Зачастую реки и другие естественные водоёмы соединяли со рвами для их заполнения водой. Рвы требовалось периодически очищать от мусора, чтобы не допустить обмеления. Иногда на дне рвов ставили колья, затрудняющие преодоление его вплавь. Доступ в крепость, как правило, организовывался посредством подъёмных мостов

В зависимости от ширины рва его поддерживает одна или несколько опор. В то время как внешняя часть моста закреплена, последний отрезок подвижен. Это так называемый подъемный мост. Он устроен так, что его пластина может поворачиваться вокруг оси, закрепленной у основания ворот, разрывая мост и закрывая ворота. Для приведения в движение подъемного моста служат устройства, как на самих воротах, так и с их внутренней стороны. Мост поднимается вручную, на канатах или цепях, идущих через блоки в шлицах стены. Для облегчения работы могут применяться противовесы. Цепь может через блоки идти на ворот, находящийся в помещении над воротами. Этот ворот может быть горизонтальным и вращаться рукоятью, или вертикальным, и приводиться в движение с помощью горизонтально продетых сквозь него балок. Другой способ подъема моста - это рычаг. Через шлицы в стене продеты качающиеся балки, внешний конец которых цепями соединяется с передним концом пластины моста, а на заднем внутри ворот крепятся противовесы. Эта конструкция облегчает быстрый подъем моста. И, наконец, пластина моста может быть устроена по принципу коромысла.

Внешняя часть пластины, поворачиваясь вокруг оси у основания ворот, закрывает проход, а внутренняя, на которой уже возможно находятся нападающие, уходит вниз в т.н. волчью яму, невидимую, пока мост опущен. Такой мост называют опрокидывающимся или качающимся.

На рис.1. представлена схема входа в замок.

Саму ограду составляли толстые сплошные стены - куртины - часть крепостной стены между двумя бастионами и разные боковые сооружения, обобщенно называемые

Рис.1.

башнями. Крепостная стена возвышалась прямо надо рвом, ее основания уходили глубоко в землю, а низ делался максимально пологим для предотвращения возможных подкопов со стороны нападавших, а также для того, чтобы от него рикошетом отлетали сбрасываемые с высоты снаряды. Форма ограды зависела от ее местоположения, но ее периметр всегда значителен.

Укрепленный замок ничуть не напоминал индивидуальное жилище. Высота куртин колебалась от 6 до 10 м, толщина - от 1,5 до 3 м. Впрочем, в некоторых крепостях, например, в Шато-Гайяр, толщина стен местами превышает 4,5 м. Башни, обычно круглые, реже квадратные или многоугольные, строились, как правило, на этаж выше куртин. Их диаметр (от 6 до 20 м) зависел от местонахождения: самые мощные - по углам и около въездных ворот. Башни строили полыми, внутри их разделяли на этажи перекрытиями из деревянных досок с отверстием в центре или сбоку, через которое проходил канат, используемый для того, чтобы поднимать на верхнюю площадку снаряды в случае защиты крепости. Лестницы скрывались перегородками в стене. Таким образом, каждый этаж представлял собой комнату, где располагались воины; в камине, устроенном в толщине стены, можно было развести огонь. Единственные отверстия в башне - это бойницы для стрельбы из лука, длинные и узкие проемы, расширявшиеся вовнутрь помещения (рис.2).

Рис.2.

Во Франции, например, высота таких бойниц обычно 1 м, а ширина - 30 см снаружи и 1,3 м внутри. Подобное строение затрудняло проникновение вражеских стрел, но защитники имели возможность стрелять в разных направлениях.

Важнейшим оборонительным элементом замка была внешняя стена -- высокая, толстая, порой на наклонном цоколе. Обработанные камни или кирпич составляли ее внешнюю поверхность. Внутри она состояла из бутового камня и гашеной извести. Стены ставились на глубокий фундамент, под который очень сложно было сделать подкоп.

На верху крепостной стены находился так называемый дозорный путь, с внешней стороны защищенный зубчатым парапетом. Он служил для наблюдения, сообщения между башнями и защиты крепости. К зубцам между двумя амбразурами иногда прикреплялась большая деревянная доска, державшаяся на горизонтальной оси, за ней укрывались арбалетчики, чтобы зарядить свое оружие. Во время войн дозорный путь дополняли чем-то вроде откидной деревянной галереи нужной формы, монтировавшейся перед парапетом. В полу проделывались отверстия для того, чтобы защитники могли стрелять сверху, если нападавшие укрывались у подножия стены. Начиная с конца XII века, особенно в южных районах Франции, эти деревянные галереи, не очень прочные и легко воспламенявшиеся, стали заменять настоящими каменными выступами, строившимися вместе с парапетом. Это так называемые машикули, галереи с навесными бойницами (рис.3). Они выполняли ту же функцию, что и раньше, но их преимущество заключалось в большей прочности и в том, что они позволяли бросать вниз ядра, рикошетившие затем от пологого склона стены.

Рис.3.

Иногда в крепостной стене делали несколько потайных дверей для прохода пехотинцев, но всегда строили только одни большие ворота, неизменно укреплявшиеся с особой тщательностью, поскольку именно на них приходился основной удар нападавших.

Самым ранним способом защиты ворот было их расположение между двумя прямоугольными башнями. Хорошим образцом данного типа защиты является устройство ворот в сохранившемся до наших дней Эксетерском замке XI века. В XIII веке квадратные надвратные башни уступают место главной надвратной башне, которая представляет собой слияние двух прежних с надстроенными над ними дополнительными этажами. Таковы надвратные башни в замках Ричмонд и Ладлоу. В XII веке более распространенным способом защиты ворот было строительство двух башен с обеих сторон от въезда в замок, и только в XIII веке появляются надвратные башни в их законченном виде. Две фланкирующие башни теперь соединяются в одну над створом ворот, становясь массивным и мощным фортификационным сооружением и одной из самых главных частей замка. Ворота и въезд превращаются отныне в длинный и узкий проход, блокированный с каждого конца портикулами. Это были вертикально скользившие вдоль вырубленных в камне желобов створки, выполненные в виде больших решеток из толстого бруса, нижние концы вертикальных брусьев были заострены и окованы железом, таким образом, нижняя кромка портикулы представляла собой ряд заостренных железных кольев. Такие решетчатые ворота открывали и закрывали с помощью толстых канатов и лебедки, расположенной в специальной камере в стене над проходом. Позднее вход стали защищать с помощью «мертьер», смертоносных отверстий, просверленных в сводчатом потолке прохода. Через эти отверстия на всякого, кто пытался силой прорваться к воротам, сыпались и лились обычные в такой ситуации предметы и вещества - стрелы, камни, кипяток и горячее масло. Однако более правдоподобным представляется другое объяснение - через отверстия лили воду в случае, если противник пытался поджечь деревянные ворота, так как самым лучшим способом проникнуть в замок было набить проход соломой, поленьями, хорошенько пропитать смесь горючим маслом и поджечь; убивали сразу двух зайцев - сжигали решетчатые ворота и поджаривали защитников замка в надвратных помещениях. В стенах прохода находились маленькие помещения, оборудованные стрелковыми щелями, сквозь которые защитники замка могли из луков поражать с близкого расстояния плотную массу нападавших, стремившихся ворваться в замок. На рис.4. представлены различные типы стрелковых щелей.

В верхних этажах надвратной башни находились помещения для солдат и часто даже жилые помещения. В особых камерах находились ворота, с помощью которых на цепях опускали и поднимали разводной мост. Поскольку ворота были местом, которое чаще всего подвергалось нападению осаждающего замок противника, их снабжали подчас еще одним средством дополнительной защиты - так называемыми барбаканами, которые начинались на некотором расстоянии от ворот. Обычно барбакан представлял собой две высоких толстых стены, идущих параллельно наружу от ворот, заставляя противника, таким образом, втискиваться в узкий проход между стенами, подставляясь под стрелы лучников надвратной башни и спрятанной за зубцами верхней площадки барбакана. Иногда, чтобы сделать доступ к воротам еще более опасным, барбакан устанавливали под углом к ним, что заставляло нападавших идти к воротам справа, и не прикрытые щитами части тела оказывались мишенью для лучников. Вход и выход барбакана обычно весьма причудливо украшали.


Рис.4.

Каждый более или менее серьезный замок имел еще хотя бы два ряда оборонительных сооружений (рвов, изгородей, куртин, башен, парапетов, ворот и мостов), меньших по размеру, но построенных по тому же принципу. Между ними оставляли довольно значительное расстояние, поэтому каждый замок выглядел маленьким укрепленным городом. В качестве примера можно вновь привести Фретеваль. Его ограды имеют круглую форму, диаметр первой - 140 м, второй - 70 м, третьей - 30 м. Последнюю ограду, называемую «рубашкой», возводили очень близко к донжону, чтобы закрыть к нему доступ.

Пространство между первыми двумя оградами составляло нижний двор. Там размещалась настоящая деревня: дома крестьян, работавших на господских полях, мастерские и жилища ремесленников (кузнецов, плотников, каменщиков, резчиков, каретников), гумно и хлев, пекарня, общинные мельница и пресс, колодец, фонтан, иногда пруд с живой рыбой, умывальня, прилавки торговцев. Подобная деревня представляла собой типичное поселение того времени с хаотично расположенными улицами и домами. Позже такие поселения стали выходить за пределы замка и обосновываться в его окрестностях по ту сторону рва. Их жители, как, впрочем, и остальные обитатели сеньории, укрывались за крепостными стенами только в случае серьезной опасности.

Между второй и третьей оградами находился верхний двор также со множеством построек: часовня, жилье для воинов, конюшни, псарни, голубятни и соколиный двор, кладовая со съестными припасами, кухни, водоем.

За «рубашкой», то есть последней оградой, возвышался донжон. Его обычно строили не в центре замка, а в его самой труднодоступной части, он одновременно служил и жилищем феодала, и военным центром крепости. Донжон (фр. donjon) - главная башня средневекового замка, один из символов европейского Средневековья.

Это было самое массивное сооружение, входившее в состав строений замка. Стены отличались исполинской толщиной и устанавливались на мощном основании, способном выдержать удары кирок, сверл и стенобитных орудий осаждавших.

По высоте он превосходил все остальные постройки, зачастую превышая 25 м: 27 м - в Этампе, 28 м - в Жизоре, 30 м - в Удене, Дурдане и Фретевале, 31 м - в Шатодене, 35 м - в Тонкедеке, 40 - в Лоше, 45 м - в Провене. Он мог быть квадратным (Лондонская башня), прямоугольным (Лош), шестиугольным (Турноэльский замок), восьмиугольным (Жизор), четырехлопастным- (Этамп), но чаще встречаются круглые диаметром от 15 до 20 м и толщиной стен от 3 до 4 м.

Плоские контрфорсы, называвшиеся пилястрами, поддерживали стены на всем их протяжении и по углам, на каждом углу такая пилястра венчалась сверху башенкой. Вход всегда располагали во втором этаже, высоко над землей. Ко входу вела внешняя лестница, расположенная под прямым углом к двери и прикрытая предмостной башней, установленной снаружи непосредственно у стены. По понятным причинам окна были очень малы. На первом этаже их не было вообще, на втором они были крошечными и только на следующих этажах становились немного больше. Эти отличительные признаки - предмостную башню, наружную лестницу и маленькие окна - можно отчетливо видеть в замке Рочестера и в замке Хедингем в Эссексе.

Формы донжонов весьма разнообразны: в Великобритании были популярны четырёхугольные башни, но также встречались круглые, восьмиугольные, правильные и неправильные многоугольные донжоны, а также комбинации из нескольких перечисленных форм. Изменение формы донжонов связано с развитием архитектуры и осадной техники. Круглая или многоугольная в плане башня лучше противостоит воздействию снарядов. Иногда при постройке донжона строители следовали рельефу местности, например, размещая башню на скале неправильной формы. Данный тип башни возник в XI в. в Европе, точнее в Нормандии (Франция). Первоначально это была прямоугольная башня, приспособленная к обороне, но являющаяся одновременно и резиденцией феодала.

В XII-XIII вв. феодал переселился в замок, а донжон превратился в отдельное сооружение, значительно уменьшился в размерах, но вытянулся по вертикали. Башня отныне располагалась обособленно за периметром крепостных стен, в самом недоступном неприятелю месте, иногда даже отделялась рвом от остальных укреплений. Выполняла оборонительную и дозорную функции (на самом верху обязательно была боевая и дозорная площадка, прикрытая зубцами). Рассматривалась как последнее убежище при обороне от неприятеля (для этой цели внутри имелись оружейные и пищевые склады), и только после захвата донжона замок считался покорённым.

К XVI в. активное использование пушек превратило возвышающиеся над остальными постройками донжоны в слишком удобные мишени.

Донжон делился внутри на этажи посредством деревянных перекрытий (рис.5).

Рис.5.

В оборонительных целях его единственная дверь находилась на уровне второго этажа, то есть на высоте не менее 5 м над землей. Внутрь попадали по лестнице, лесам или мостику, соединенным с парапетом. Однако все эти сооружения были очень простыми: ведь их следовало очень быстро убирать в случае нападения. Именно на втором этаже находился большой зал, иногда со сводчатым потолком, - центр жизни сеньора. Здесь он ужинал, развлекался, принимал гостей и вассалов, а зимой даже вершил правосудие. Этажом выше располагались комнаты владельца замка и его супруги; туда поднимались по узкой каменной лестнице в стене. На четвертом и пятом этажах - общие комнаты детей, слуг и подданных. Там же спали гости. Верх донжона напоминал верхнюю часть крепостной стены своим зубчатым парапетом и дозорным путем, а также дополнительными деревянными или каменными галереями. К этому добавлялась дозорная башенка для наблюдения за окрестностями.

Первый этаж, то есть этаж под большим залом, не имел ни одного отверстия, выходившего наружу. Однако он не был ни тюрьмой, ни каменным мешком, как предполагали археологи прошлого века. Обычно там находилась кладовая, где хранили дрова, вино, зерно и оружие.

В некоторых донжонах в нижней комнате, кроме того, существовал колодец или же вход в подземелье, вырытое под замком и ведущее в открытое поле, что, впрочем, встречалось довольно редко. Кстати, подземелье, как правило, служило для хранения съестных припасов в течение года, а вовсе не для того, чтобы облегчить тайное бегство, романтическое или вынужденное Лапин Р.И. Статья «Донжон». Энциклопедический фонд России. Адрес доступа: http://www.russika.ru/.

Особый интерес в рамках работы представляет также интерьер донжона.

ИНТЕРЬЕР ДОНЖОНА

Интерьер жилища сеньора можно охарактеризовать тремя чертами: простота, скромность убранства, малое количество мебели.

Каким бы главный зал ни был высоким (от 7 до 12 метров) и просторным (от 50 до 150 метров), зал всегда оставался одной комнатой. Иногда его разделяли на несколько помещений какими-нибудь драпировками, но всегда лишь на время и в силу определенных обстоятельств. Отделенные таким манером трапециевидные оконные проемы и глубокие ниши в стене служили маленькими гостиными. Большие окна, скорее высокие, нежели широкие, с полукруглым верхом, устраивали в толще стены аналогично башенным бойницам для стрельбы из лука.

Каким бы он ни был высоким (от 7 до 12 метров) и просторным (от 50 до 150 метров), зал всегда оставался одной комнатой. Иногда его разделяли на несколько помещений какими-нибудь драпировками, но всегда лишь на время и в силу определенных обстоятельств. Отделенные таким манером трапециевидные оконные проемы и глубокие ниши в стене служили маленькими гостиными. Большие окна, скорее высокие, нежели широкие, с полукруглым верхом, устраивали в толще стены аналогично башенным бойницам для стрельбы из лука. Перед окнами располагалась каменная скамья, служившая для того, чтобы беседовать или смотреть в окно. Окна редко стеклили (стекло - дорогостоящий материал, применявшийся в основном для церковных витражей), чаще они закрывались небольшой решеткой из ивового прута или металла или же затягивались проклеенной тканью или промасленным листом пергамента, прибитого к раме.

К окну прикреплялась откидная деревянная створка, чаще внутренняя, а не внешняя; обычно ее не закрывали, если только не спали в большом зале.

Несмотря на то, что окна были немногочисленными и довольно узкими, они все же пропускали достаточное количество света для освещения зала в летние дни. Вечером или зимой солнечный свет заменял не только огонь камина, но и смоляные факелы, сальные свечи или масляные лампы, которые прикрепляли к стенам и потолку. Таким образом, внутреннее освещение всегда оказывалось источником тепла и дыма, однако этого все равно не хватало, чтобы победить сырость - настоящий бич средневекового жилища. Восковые свечи, так же как и стекло, предназначались только для самых богатых домов и церквей.

Пол в зале настилали из деревянных досок, глины или, реже, каменных плит, однако, каким бы он ни был, он никогда не оставался неприкрытым. Зимой его устилали соломой -- или мелко нарубленной, или сплетенной в грубые циновки. Весной и летом -- камышом, ветвями и цветами (лилиями, гладиолусами, ирисами). Вдоль стен клали душистые травы и благовонные растения, такие, как мята и вербена. Шерстяные ковры и покрывала из вышитых тканей, как правило, использовались для сидения только в спальных комнатах. В большом зале все обычно располагались на полу, подстилая шкуры и меха.

Потолок, он же и пол верхнего этажа, часто оставался необработанным, однако в XIII веке уже стали пытаться украшать его балками и кессонами, создавая при этом геометрические узоры, геральдические фризы или же витиеватый орнамент с изображением животных. Иногда так же расписывались и стены, но чаще их просто красили в какой-нибудь определенный цвет (предпочтение отдавалось красной и желтой охре) или покрывали рисунком, имитировавшим вид тесаного камня или шахматной доски. В княжеских домах уже появляются фрески с изображением аллегорических и исторических сцен, заимствованных из легенд, Библии или литературных произведений. Известно, например, что король Англии Генрих III любил спать в комнате, стены которой украшали эпизоды из жизни Александра Македонского, героя, вызывавшего в Средние века особое восхищение. Однако подобная роскошь оставалась доступной лишь суверену. Обычному вассалу, обитателю деревянного донжона, приходилось довольствоваться грубой голой стеной, облагороженной лишь его собственными копьем и щитом.

Вместо настенных росписей использовали гобелены с геометрическими, растительными или историческими мотивами. Впрочем, чаще это не настоящие гобелены (каковые обычно привозились с Востока), а в основном вышивка по толстой ткани, вроде так называемого «ковра королевы Матильды», хранящегося в Байе.

Гобелены позволяли скрыть дверь или окно или разделить большое помещение на несколько комнат - «спален».

Это слово довольно часто обозначало не комнату, где спали, а совокупность всех гобеленов, вышитых полотен и различных тканей, предназначенных для внутреннего убранства. Отправляясь в путешествие, гобелены всегда брали с собой, ведь они составляли основной элемент украшения аристократического жилища, способный придать ему черты индивидуальности.

Мебель в XIII веке существовала только деревянная. Ее постоянно передвигали (Слово «мебель» и происходит от слова mobile (фр.) - подвижный. (Примеч. пер.)), поскольку, за исключением кровати, остальные предметы меблировки не имели единого предназначения. Так, сундук, основной вид мебели, служил одновременно шкафом, столом и сиденьем. Для выполнения последней функции он мог обладать спинкой и даже ручками. Однако сундук - это только дополнительное сиденье. В основном сидели на общих скамьях, иногда разделенных на отдельные сиденья, на небольших деревянных скамеечках, на маленьких табуретках без спинки. Кресло предназначалось хозяину дома или почетному гостю. Оруженосцы и женщины сидели на охапках соломы, порой накрытых вышитой тканью, или же просто на полу, как слуги и лакеи. Несколько досок, положенных на козлы, составляли стол, на время трапезы его устраивали в центре зала. Он получался длинным, узким и несколько выше современных столов. Сотрапезники садились с одной стороны, оставляя другую свободной для подачи блюд.

Мебели было немного: кроме сундуков, в которые как попало пихали посуду, домашнюю утварь, одежду, деньги и грамоты, иногда имелись шкаф или буфет, реже - сервант, куда самые богатые помещали драгоценную посуду или ювелирные изделия. Часто подобную мебель заменяли ниши в стене, завешиваемые драпировкой или закрываемые створками. Одежду обычно не складывали, а свертывали и ароматизировали. Также свертывали грамоты, написанные на пергаменте, перед тем как положить их в полотняную сумку, служившую чем-то вроде сейфа, где, кроме того, сохранялись один или несколько кожаных кошельков.

Для получения более полного представления о мебели и декоре главного зала донжона, нужно еще добавить несколько шкатулок, кое-какие безделушки и некоторые культовые принадлежности (реликвии, кропильницы). Как мы видим, в этом отношении весьма далеко до изобилия. В спальнях стояло еще меньше мебели: у мужчин - кровать и сундук, у женщин - кровать и что-то вроде туалетного столика. Никаких скамей и кресел, сидели на соломе, покрытой тканью, на полу или на кровати. Огромная квадратная кровать выглядела скорее широкой, чем длинной. По одному обычно не спали.

Даже если хозяин замка и его жена имели отдельные спальни, у них все равно была одна общая кровать. В комнатах детей, слуг или гостей кровати также являлись общими. На них спали вдвоем, вчетвером или вшестером.

Кровать сеньора обычно стояла на возвышении, головой - к стене, ногами - к камину. Из деревянного каркаса создавали некое подобие свода, куда навешивали полог, чтобы отгородить спящих от внешнего мира. Постельные принадлежности почти ничем не отличались от современных. На соломенный тюфяк или матрас укладывали перину, поверх нее стелили нижнюю простыню. Ее покрывали верхней простыней, которую не заправляли. Сверху лежало пуховое или ватное одеяло, простеганное наподобие современных. Валик и подушки в наволочках также похожи на те, какими мы пользуемся сегодня. Белые вышитые простыни делали изо льна или шелка, шерстяные покрывала подбивали мехом горностая или белки. У людей менее зажиточных вместо шелка использовалась мешковина, а вместо шерсти - саржа.

В этой мягкой и просторной кровати (настолько широкой, что застелить ее можно было, лишь помогая себе палкой) обычно спали совершенно обнаженными, но с колпаком на голове. Перед тем как лечь спать, одежду вешали на вбитый в стену стержень вроде вешалки, выступавший почти до середины комнаты параллельно кровати, на себе оставляли только рубашку, но и ее снимали уже в кровати и, свернув, клали под подушку, чтобы вновь надеть ранним утром, перед тем как встать.

Камин в спальне топили не весь день. Его разводили лишь вечером во время семейного бдения, проходившего здесь в более интимной обстановке, чем в большом зале. В зале же был поистине гигантский камин, рассчитанный на крупные поленья; перед ним стояло несколько лавок, на которых могли расположиться десять, пятнадцать или даже двадцать человек. Вытяжной колпак конической формы с выступающими стойками образовывал нечто вроде домика внутри зала. Камин ничем не украшали, обычай помещать на нем семейный герб появился лишь в начале XIV века. В некоторых, более просторных залах иногда сооружали два-три камина, но не у противоположных стен, а все вместе в центре помещения; для их очага использовали цельный плоский камень огромных размеров, а вытяжной колпак возводили в виде пирамиды из кирпича и дерева.

Донжон вполне мог применяться только лишь в военно-хозяйственных целях (смотровые посты на башне, темница, хранилище провизии). В таких случаях семья феодала обитала в «паласе» - жилом помещении замка, стоящем обособленно от башни. Паласы строились из камня и имели несколько этажей в высоту.

средневековый замок жилой интерьер

Впервые Шаакен упоминается в хронике Тевтонского ордена за 1258 год, когда по договору о разделе территорий между Орденом и Замландским епископом Хайнрихом фон Стриттбергом местность вокруг Шаакена осталась за Орденом. Деревянная крепость начала строиться в 1261 году, примерно в 4 км от Куршского залива. Для строительства была запружена река Шаакен (теперь Большая Моряна), и на топком болотистом грунте было построено оборонительное укрепление. Замок использовался во время походов Ордена вглубь прусских территорий в Надравию, Судавию и далее в Шалавию. Он также предназначался для обороны побережья Куршского залива, по льду которого часто совершали свои набеги прусские племена скаловов, а позднее литвинов.

Строительство каменного замка началось в 1328 году. К тому времени в Ордене сложилась своя традиция постройки замков. Как правило, это были четырехугольные замки, имеющие от одного до четырех флигелей с бергфридом и высокими оборонительными стенами. Эти замки в обязательном порядке имели предзамковые укрепления (форбурги). Замок Шаакен, в отличие от большинства замков Ордена, имел почти круглый периметр, так как из-за срочности возведение каменной крепостной стены велось по старому периметру окружавших ее валов.

После секуляризации Тевтонского ордена в 1525 году замок Шаакен на короткое время оказался в руках восставших крестьян. С 1526 года в замке располагалась герцогская судебная палата, с середины XVI века — Земельное управление Замланда.

Древняя крепость в 1606 году была разрушена сильным пожаром. В 1684 году замок начали восстанавливать, за время этих работ во внешний вид внутренней части замка были внесены серьезные архитектурные изменения.

В 1697 году в Шаакен прибыла часть Великого посольства Российского, следовавшего в Западную Европу. А 11 ноября 1711 года в Шаакене по пути в Россию останавливался на ночевку Петр I с Екатериной.

В 1815—1819 гг. Шаакен был резиденцией сельской администрации. Вероятно, в этот период было перестроено главное здание, через которое в орденское время проходили ворота. После перестройки, ворота были заложены и с западной стороны в древней стене были устроены новые ворота.

Во время боевых действий в 1945 году замок не пострадал. На его территории расположилась колхозная конюшня, которая просуществовала до начала 1960-х годов. Затем замок было отдан под жилье, а подсобные помещения использовались под хозяйственные нужды. В 1980-х годах в замке жила только одна семья, которая использовала еще пригодные для жилья комнаты. Отсутствие своевременного ремонта привело к разрушению потолка и стен. Сейчас здание замка и сохранившиеся постройки превратились в руины. На территории замка Шаакен организован частный музей.

2 Замок Тапиау (Гвардейск, Калининградская область)

Замок Тапиау впервые упоминается в 1258 году как владение принявшего христианскую веру и присягнувшего на верность Тевтонскому ордену прусского нобиля Запелле. В 1262 году на берегу Деймы была построена небольшая деревянно-земляная орденская крепость. В 1265 году была захвачена и разрушена литовским войском. В том же 1265 году магистр Тевтонского ордена Арно фон Зангерсхаузен повелел заложить крепость на северном берегу реки Прегеля.

В 1275 году крепость Тапиау подверглась штурму войска литвинов. Крепость устояла, но ее положение на местности показалось защитникам не вполне удачным. Было решено ее перенести на другое место. В 1280—1290 годах под руководством комтура Ульриха фон Бауера была построена новая деревянную крепость на восточном берегу Деймы. В 1340—1351 годах под руководством маршала Ордена Зигфрида фон Даненфельде в излучине Прегеля был построен каменный двухэтажный замок с четырьмя флигелями и форбургом, защищенный подковообразным рвом и земляным валом. Это укрепление в перестроенном виде сохранилось до наших дней.

В середине XVI века по приказу герцога Пруссии Альбрехта Бранденбург-Ансбахского в замке Тапиау была проведена масштабная реконструкция.

В правление короля Фридриха Вильгельма III, начиная с 1786 года, в замке Тапиау действовал приют для бедных, а в 1793 году дом презрения принял первых дряхлых, убогих, больных и сирот. В эти годы были снесены три флигеля замка. В 1879 году при реставрации замка Тапиау были надстроены два этажа, в верхнем этаже разместилась домовая церковь, после чего замок стал использоваться в качестве административного здания.

В 1902 году на территории замка был построен комплекс зданий из красного кирпича. В период Веймарской республики и при нацистах в замке Тапиау размещалась тюрьма. С апреля 1945 года в замке размещался следственный изолятор для содержания военных преступников, позже — снова тюрьма.

3 Замок Вальдау (поселок Низовье, Калининградская область)

Первое орденское деревянно-земляное укрепление в Вальдау было построено в 1258—1264 годах. Расширение территории, подконтрольной Тевтонскому ордену, привело к тому, что замок Вальдау потерял свое оборонительное значение.

В 1457 году старые укрепления были перестроены, после чего замок стал использоваться в качестве летней резиденции великих магистров Тевтонского ордена. После секуляризации Ордена в 1525 году замок Вальдау стал герцогским доменом.

17−18 мая 1697 года в замке Вальдау останавливалась основная часть Великого русского посольства во главе с адмиралом Францем Яковлевичем Лефортом, 17 мая в замке побывал царь Петр I. С 1720 года королевским правительством Пруссии замок Вальдау сдавался в аренду.

В 1858 году в замке разместилась сельскохозяйственная школа. В 1860-х годах здание было основательно перестроено, окончательно разобраны башни и крепостные стены. С 1945 года здание замка находилось в ведении сельскохозяйственного училища (СПТУ № 20). Левый флигель с 1947 года использовался под общежитие сельхозучилища. На данный момент в западном флигеле функционирует музей.

4 Замок Лаукен (поселок Саранское, Калининградская область)

Около 1260 года в местечке Ловке, на месте будущего замка, были построены орденские вальные укрепления. С 1270 года крепость Лаукен являлась плацдармом на правом берегу Лабы для натиска Тевтонского ордена на Надровию.

В 1327 году был построен каменный замок. Лаукен упоминается в 1466 году в документах II Торнского мира и Краковском договоре 1525 года. Во времена герцога Альбрехта замок использовался как охотничий дом. По указанию герцога Георга Фридриха в 1581—1584 годах Лаукен был перестроен архитектором Блазиусом Бервартом. После этого замок получил название Фридрихсбург. Вскоре после перестройки Георг Фридрих дал в замке аудиенцию шведскому послу.

В последующие годы замок, став рыцарским имением, неоднократно перестраивался. В конце XIX века Лаукен стал собственностью семьи фон Биберштайн, последним владельцем был Людвиг фон Биберштайн.

После окончания Второй мировой войны здание замка осталось в хорошем состоянии. В первые послевоенные годы его переделали под школу, позднее с северной стороны пристроили еще одно здание. В таком виде здание сохранилось до начала XXI века. Сохранились подвалы орденских времен.

5 Георгенбург (Черняховск, Калининградская область)

В 1264 году на высоком северном берегу Инстера на месте старого прусского городища Капзовин рыцарь Немецкого ордена Хартман фон Грумбах построил укрепление, названное в честь святого Георга Георгенбургом. В 1337 году здесь был заложен замок, в 1351 году по приказу великого магистра Тевтонского ордена Винриха фон Книпроде началась его перестройка в камне.

В 1364 и 1376 годах замок был разрушен литовцами, в 1385—1390 годах был восстановлен, позднее с западной стороны был пристроен форбург. В 1403 году Георгенбург был взят литовским войском под предводительством князя Витовта. В 1657 году замок был сильно поврежден при набеге татар, а в 1679 году — был занят шведами.

С 1709 года замок с имением сдавались в аренду. В 1752—1799 годах семья фон Койделл начала здесь разводить лошадей. Последним владельцем замка Георгенбург, с 1937 года, был доктор Мартин Гелинг.

В 1994—1995 годах Георгенбург был арендован Русским страховым банком на 99 лет для создания культурно-развлекательного центра. На его территории проводились археологические раскопки до кризиса 1997 года, когда банк отказался от этого проекта. В настоящее время замок на грани разрушения.

6 Выборгский замок (Выборг, Ленинградская область)

Выборгский замок был основан в 1293 году во время третьего шведского крестового похода. Шведы высадились на побережье Финского залива в районе нынешнего Выборга и разорили поселение карел и карельский сторожевой пункт на небольшом острове. Шведы заложили на острове замок и назвали его Выборгом (в переводе со старошведского — «Святая крепость»). Вокруг центральной возвышенной части острова была сооружена каменная стена. А в центре острова — возведена четырехугольная каменная башня-донжон. Шведы назвали ее башней Святого Олафа в честь короля Олафа II Харальдссона, утвердившего христианство в Норвегии.

Замок стал резиденцией наместника шведского короля. Долгие годы Выборгский замок был основной пограничной крепостью Швеции на востоке и административным центром Выборгского лена. Наивысшего расцвета Выборгский замок достиг в середине XV века, в годы наместничества Карла Кнутссона Бунде, ставшего впоследствии королем Швеции Карлом VIII. В это время был перестроен главный корпус, где располагались покои наместника и апартаменты, в которых во время визитов в Выборг останавливались короли и высокопоставленные чиновники. Перед главным корпусом и башней Святого Олафа построили южную оборонительную стену с четырьмя башнями: Новой, Караульной, Пожарной и Тюремной. На северо-восточной стороне острова возвели башню Сапожника, на юго-востоке — Райскую башню. Главные ворота устроили в проездной арке Пожарной башни.

В 1555 году Выборгский замок посетил король Густав I Ваза, лично инспектировавший королевские замки Швеции. Недовольный состоянием укреплений и башен король приказал начать масштабную реконструкцию крепости, мало приспособленной к ведению артиллерийской обороны. Работы начались в 1559 году. На Замковом острове сооружались новые опорные стены, перестраивались башни замка и его главный корпус. Реконструкция замкового донжона началась в 1561 году и длилась четыре года. Башню Святого Олафа разобрали до уровня второго яруса, а затем надстроили кирпичом: третий и четвертый ярусы — четырехгранные, три верхних получили восьмигранную форму. Высота башни (без кровли) составила 38 метров. У бойниц верхних этажей установили пушки крупного калибра. В 1580-е годы реконструкции подверглась южная оборонительная стена. В 1582 году началось возведение каменной наружной стены, дугой охватившей остров с запада и с севера. В 1606—1608 годах Пожарная башня и привратный дом при въезде на остров были перестроены и объединены в одно здание — Дом наместника, ставший позднее резиденцией выборгского губернатора.

В 1710 году, в период осады Выборга войсками Петра I, стены и постройки крепости ощутимо пострадали от российской артиллерии. На протяжении всего XVIII столетия замковые сооружения многократно ремонтировались и перестраивались. В этот период появились сооружения Казарменного корпуса и арсеналов. В 1834 и в 1856 годах в Выборгском замке случились два разрушительных пожара. В 1891—1894 годах замок был восстановлен силами Выборгского крепостного военно-инженерного управления.

С 1944 по 1964 год Выборгский замок использовался советскими военными. В замке были размещены 71-й отдельный гвардейский батальон связи и 49-й отдельный гвардейский саперный батальон 45-й гвардейской дивизии. В помещениях замка жили семьи военнослужащих. В 1964 году Министерство обороны СССР передало Выборгский замок Государственной инспекции по охране памятников. В 1970 году здесь открылись первые экспозиции Выборгского краеведческого музея.

7 Замок Прейсиш-Эйлау (Багратионовск, Калининградская область)

В 1325 году по приказу гроссмейстера Тевтонского ордена Вернера фон Орзельна мастер Арнольд фон Эйленштайн на окруженном болотами и речкой холме, на месте прусской крепости Сутвирт, начал строительство укрепленного дома, получившего название замок Иле. На речке орденцы построили плотину с мельницей, уровень воды поднялся и замок оказался на острове. К 1330 году было построено каменное укрепление квадратной формы, окруженное рвом, с подъемным мостом и воротами с решеткой. С восточной стороны к укреплению был пристроен форбург.

В исторических документах первое упоминание о замке относится к 1326 году, где он называется «Иле», в записях 1342 года — «Иладия», в 1400 году — «Пруще Илов» (Прейсиш-Эйлау). До 1347 года Прейсиш-Эйлау являлся резиденцией орденского пфлегера, затем в нем разместилась администрация каммерата, входящего в комтурство Бальги.

В феврале 1454 года, во время Тринадцатилетней войны, замок Прейсиш-Эйлау был захвачен восставшим населением и частично поврежден. Орден организовал активное сопротивление, и большинство городов Натангии вновь перешли под его власть. Прейсиш-Эйлау занял орденский гарнизон, состоявший из нескольких рыцарей и 60 человек ополчения, все повреждения устранили. В 1455 и 1456 годах прусские войска пытались завладеть замком, но им это не удалось.

После реформации в 1525 году орденский замок становится резиденцией ведомственного имения гауптмана Прейсиш-Эйлау. В 1814 году имение купил Генрих Сигизмунд Валентини. В 1817 году оно было названо Генриеттенхоф в честь жены владельца. Усадьба располагалась на территории старого форбурга, еще хорошо сохранившегося. Замок же из-за отсутствия крыши активно разрушался. Жить рядом с руинами было неприятно, и вскоре в километре на северо-запад от замка построили новый дом. Туда же перевели почти все хозяйство.

В 1932 году в старом особняке, расположенном у стен бывшего орденского замка, был открыт окружной краеведческий музей. Во время Второй мировой войны территория замка не сильно пострадала. После войны жилые помещения бывшего особняка постепенно пришли в полную негодность и к началу 1960-х годов уже не эксплуатировались. Территорию замка и форбурга 27 ноября 1961 года передали по акту Багратионовской конторе райпотребсоюза, после чего подвалы замка и строения форбурга использовались в качестве складов.

В сохранившемся здании форбурга из-за прогнивших стропил стала разрушаться крыша, к 1989 году в кровле появились дыры. В августе 1990 года средняя секция здания сгорела. В начале 1990-х годов принято решение провести незначительные раскопки и переоборудовать форбург в гостиницу с баром. Но на последних этапах форбург забросили.