Брак, семья, венчание - это вопросы, которые сегодня активно рассматриваются с различных точек зрения не только в церковных СМИ. Остроту этим дискуссиям придает и ставшая уже для многих привычной практика частой смены так называемых «партнеров», без скрепления отношений рамками семьи и каких-то обязательств друг перед другом. Конечно, это касается в первую очередь людей, далеких от Церкви, но что греха таить, ведь и церковные браки не всегда выдерживают испытание временем и обстоятельствами. Вот почему, вероятно, одной из главных тем, вокруг которой сосредоточилось обсуждение , стал повторный брак. А насколько возможно вступление во второй и третий брак по благословению Церкви, то есть в брак, освященный церковным Таинством? Об этом мы беседуем с известным духовником , настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в Акулово.
- Отец Валериан, а разве возможно в принципе совершение второго венчания при живом супруге?
При живом супруге, согласно Святому Евангелию, только при одном условии: если прежний брак распался из-за прелюбодеяния. При живом супруге во второй раз венчалась, например, (по благословению митрополита Филарета). Конечно, это был исключительный случай, но бывает всякое. Церковь ведь идет по пути милосердия, по пути любви.
В Церкви существуют три положения: «нельзя», «не положено» и «не принято». «Нельзя» - значит, нельзя. «Не положено» - например, не положены поклоны по уставу, бывают еще какие-то обстоятельства, когда что-то не полагается. А есть некоторые вещи, которые совершать принято определенным образом - или же не принято.
Существует всего два чина совершения таинства брака. Причем второй чин - для вступающих во второй брак (если один из супругов овдовел). А при живом супруге - особый случай. Если вторая половина уходит из семьи и не желает жить с бывшим супругом, то - как сказал Господь: «даст книгу распустную…» Но, добавляет Он, - «за жестокосердие ваше». А вообще-то, кроме как из-за прелюбодеяния, не должен супруг отпускать свою вторую половину. Но бывает, что по-человечески один из супругов не выдерживает, например, пьянство другого или что-то еще.
А сейчас большим бедствием стало то, что теперь всё переводят на деньги. Часто слышатся упреки супругов: «Ты не зарабатываешь!» или «Ты мало зарабатываешь!» Да мало ли кто сколько зарабатывает! Но сегодня миром правит капитал, деньги, они в современном мире находятся «во главе угла».
Разумеется, третьего венчания не существует. Но сегодня у нас всё настолько перепутано, что трудно понять: они венчались? А как считать, в который раз: в третий, в четвертый или в пятый? Они повенчались, брак считается… А теперь еще появился так называемый «гражданский брак» (ГБ). «Гражданский блуд» в сокращении, он же - . Это, конечно, беда нашего времени…
В этих случаях один только выход: молиться и просить вразумления от Бога. Разобраться, кто прав, кто виноват, сложно: в любой истории есть вина каждого человека. Конечно, больше виноват тот, кто умнее. А как Господь судит - это уже Его святая воля.
Когда рукополагается священник, он снимает свое венчальное кольцо, кладет его на престол, символизируя тем самым, что он обручается с Богом…
Это его особое служение. Венчаться священник может только один раз.
Однако проект нового документа выносит на обсуждение вопрос о возможности второго венчания и для священника в том числе. Всем нам известны ситуации, когда молодой батюшка после внезапной или трагической кончины своей супруги остается в одиночестве с многочисленной семьей на руках. Помимо своего церковного служения, он оказывается связан и бытовыми обязанностями, а часто эти батюшки вообще еле сводят концы с концами - у нас множество и бедных приходов.
Вообще-то такие примеры история Церкви знает, но ни о каком «втором венчании» речи никогда не шло. Например, овдовел и остался с семей на руках. Все мы знаем его жизненный путь…
Дело в том, что здесь важно усматривать пути Промысла Божия - невозможно говорить отвлеченно. Значит, такова воля Божия.
Видите, в чем дело: если мы идем на какие-то поступки, выбираем себе какие-то обходные пути, значит, мы не честны перед Богом и самими собой. Пример военных: если ты выбрал военную карьеру, ты знаешь: или ты останешься калекой после войны, или вообще погибнешь! Но ты выбрал этот путь и готов к нему. Или ты выбрал себе карьеру моряка: они по полгода часто вообще не видят свою семью - и должен принимать такое положение вещей. Это уже выбор каждого отдельного человека! Другое дело, что не все серьезно осознают это.
Когда-то я сказал своему отцу о желании уйти в дальнее плавание, а он ответил: «Пока ты молодой, тебя тянет в путешествия. А когда у тебя будет семья и ты будешь где-то болтаться вдалеке от нее, так белугой завоешь!» Это он просто так образно сказал, но была в его словах и подсказка: кто может выдержать? И врачами не все могут быть, и в морге не у всех получится работать. Это - особенности каждого служения.
Часто у многих вызывает вопросы связь Церкви и современного государства. Ведь сегодня Церковь считает брак действительным и совершает венчание лишь в том случае, если существует гражданское оформление брака. Да, нам известны слова апостола Павла: «Нет власти не от Бога» И всё же… Как может Церковь признавать брак, лишь документально зафиксированный, и только на основании этого документа совершать Таинство венчания? Разве недостаточно одного церковного венчания, именно Таинства, ведь «браки совершаются на Небесах» (если опустить, конечно, формальную сторону этого вопроса)?
Мы не больше апостола Петра, который сказал: «Если и все отрекутся, я не отрекусь!» - а потом трижды отрекся, да еще с клятвою. Поэтому предусмотреть, как себя поведут люди, вступающие в брак, очень трудно. Часто про себя не знаешь, что сказать, а уж тем более о чужих планах. Нам, конечно, нередко приходится с этим сталкиваться и разбираться. Вот, например, люди разошлись. Кому принадлежит дом? А он ни на кого не оформлен - получается: никому не принадлежит… И так далее. Конечно, это не самое главное в духовном смысле, но если формальная сторона так уж не важна - почему ее не выполнить? Почему и не расписаться, если никакой разницы нет? Для Таинства это никакого отношения не имеет, почему не сделать? Если нет никакой разницы: распишись, венчайся, живи…
Это как в случае с соблюдением поста. Говорят: «Не всё ли равно, что нам есть?» Да, всё равно: так и ешь постное! Или еще: «Да какая разница, с маслом мы едим или без масла (растительного)?» Ну, если нет никакой разницы, так и ешь без масла!
- Важно послушание Церкви?
Да, послушание Церкви. Ведь не сложно это, в самом деле: ну почему не расписаться? Дело в том, что Церковь все-таки признает брак, с уважением относится к браку.
Надо понимать, что вообще брак - это не церковное, это гражданское установление. существовал еще до христианства, это древнее установление у многих народов. Но если у человека был второй брак, конечно, он не может быть священником (пусть даже это был и невенчанный брак). Всё равно это был брак! По уставу - так.
Конечно, бывают тут и исключения, бывает власть архиерейская, но вообще-то - это так!
- Некоторые священники поступают в каких-то случаях « по икономии», хотя часто подобная «икономия» не встречает отклика в сердцах верующих. А бывают редкие случаи, когда человек из монастыря приходит в мир и венчается…
По Уставу, такой не имеет права венчаться! Гражданский брак в таких случаях возможен, но не церковный!
Хотелось бы попросить вас, дорогой отец Валериан, обратиться к нашим читателям с пастырским словом. Сегодня такое лукавое время, когда многие из нас вроде бы живут в ограде Церкви, но подчиняются своим законам и установлениям, выработанным лично для себя, которые кажутся более приемлемыми. Часто каждый строит какую-то частную церковную жизнь для себя, не имея возможности жить жизнью прихода.
Когда мы говорим о , которая была до революции и существует сегодня в некоторых Поместных Церквах (например в Сербии), нам трудно представить себе, что это такое в действительности. Там на приходе часто собираются после Литургии, обсуждают какие-то животрепещущие вопросы, да просто говорят о прочитанном Евангелии… Как вы думаете, что сегодня является важным для прихода?
Тут нужно помнить одну важную вещь: давайте сравним Сербию и Россию по размерам: малым коллективом всегда легче управлять!
Когда-то, в свое время, мне был задан вопрос по поводу глобализации. А до этого я как-то прочитал одну статью (независимо от этого) о том, что если человек создаст аналог человеческого мозга (начиненный всякими микрочипами), а одна десятитысячная этих элементов его не сработает - значит, и вся эта система работать уже не будет, безнадежно! Потом уже отец Иоанн Вавилов сказал мне: вроде бы пришли к выводу, что чем человек сложнее, тем надежнее. А оказалось наоборот: чем сложнее - тем безнадежнее. Еще один западный вольнодумец сказал: «Для больших государств необходима диктатура». Такое вот общественное управление возможно только для небольших обществ, потому что там еще как-то можно удержаться.
Больше того, келейник владыки Нестора, ныне покойный, рассказал мне интересную историю. Когда спросили его, как он относится к построению коммунизма, он ответил: «Бесполезное занятие!» Его спросили: «Вы что, против?» - «Нет, не против, но занятие бесполезное!» - «А почему?» - «Да потому что у первых христиан уже было всё общее, но долго они не продержались!» А дальше уже больше не экспериментировали, потому что дальше уже невозможно.
Так вот, сравнение это с Сербией, например, можно как-то понять из этого примера: если организация небольшая, там легче всё это устроить.
У нас ведь тоже есть отдельные приходы, где идет настоящая приходская жизнь. Но территориально в больших городах они рассредоточены, поэтому тут и сложнее всё! Это что касается приходской жизни.
А если говорить о самочинии, то об этом сказал еще святитель Феофан Затворник. Он писал, что дух самости, дух разделения привел к тому, что Западная Церковь отделилась от Восточной. А потом этот дух самости стал делить и Западную Церковь (и Восточную, кстати) на всякие национальные и еще какие-то ветви. Пытается он разделить Церковь. Сначала была одна Церковь, потом - две, потом возникли различные государства. Теперь что ни город - своя Церковь. А под конец, как говорят, будет так: «что ни голова - своя вера». Об этом писал святитель Феофан. Так что это всё предсказано. Нам нужно вернуться к истокам, к тому, что было до нас.
Например, была Оптина, были , отец Георгий Коссов… Были отдельные светильники со своими приходами - мы и должны к этим образцам возвращаться. А там - как уж получится. Так и получится!
- На днях в свет выходит ваша новая книга «Как нам обустроить себя?». Расскажите, пожалуйста, немного о ней.
В эту книгу собрали слова, сказанные перед исповедью. Ведь когда блудный сын «ушел на страну далече», по возвращении к отцу он (как сказано в Евангелии) «пришел в себя». «Пришел в себя» - то есть он оценил свою жизнь, сравнил ее с прежней, и с этого началось у него движение к покаянию, движение к возвращению в родной дом.
Вот это как раз и есть: «обрести себя». Об этом отец Сергий Мечёв говорил: «Нужно в себе самом найти образ Божий». И в каждом человеке видеть образ Божий. Потому что именно об этом сказано в Евангелии: «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят». И не только Бога они узрят - они в каждом человеке увидят образ Божий! Поэтому для чистого всё чисто, а для нечистого - всё нечисто. И признак чистоты - не видеть грехи других людей. А признак нечистоты - это именно когда мы видим только грехи другого человека.
Этот образ Божий - его в себе именно нужно, прежде всего, обрести и восстановить. Собственно, что такое образование? Образование - это воссоздание в человеке образа Божия. Это - первое. Второе - умение мыслить. И только на третьем месте стоят знания. Но первое - это восстановить в себе образ Божий, образоваться! То есть быть совершенным, «как Отец ваш Небесный совершен есть»!
Наталья Капцова
Время на чтение: 11 минут
А А
Христианская семья появляется исключительно по благословению Церкви, соединяющей влюбленных в одно целое во время таинства венчания. К сожалению, для многих таинство венчания сегодня стало модной необходимостью, и перед обрядом молодые больше думают о поисках фотографа, нежели о посте и душе.
Зачем же на самом деле венчание нужно, что символизирует сам обряд, и как принято готовиться к нему?
«Вот мы повенчаемся, и тогда нас точно никто не разлучит, ни одна зараза!», — думают многие девушки, выбирая для себя подвенечное платье.
Конечно, в какой-то степени венчание – оберег для любви супругов, но в первую очередь, в основе христианской семьи лежит заповедь о любви. Венчание – не сеанс магии, который обеспечит браку нерушимость, независимо от их поведения и отношения друг к другу. Брак православных христиан нуждается в благословении, и освящается Церковью он только во время таинства венчания.
Но осознание необходимости венчания должно прийти к обоим супругам.
Прежде всего, благодать Божию, которая поможет двоим строить свой союз в гармонии, рожать и воспитывать детей, жить в любви и согласии. Оба супруга должны четко понимать на момент совершения таинства, что этот брак – он на всю жизнь, «в горе и радости».
Символизируют вечность союза кольца, которые надевают супруги при обручении, и хождение вокруг аналоя. Клятва верности, которая дана в храме пред ликом Всевышнего, важнее и мощнее подписей на свидетельстве о браке.
Важно понимать, что расторгнуть церковный брак реально лишь в 2-х случаях: при смерти одного из супругов — или лишении его рассудка.
Церковь не венчает пары, не живущие в законном браке. Почему так важен для Церкви штамп в паспорте?
До революции частью государственной структуры была и Церковь, к функциям которой относилась также регистрация актов рождения, брака, смерти. И одной из обязанностей священника было проведение исследования – законен ли брак, какова степень родства будущих супругов, нет ли проблем с их психикой, и проч.
Сегодня этими вопросами занимаются ЗАГСы, поэтому в Церковь будущая христианская семья несет свидетельство о браке.
И в этом свидетельстве указана должна быть именно та пара, что собирается венчаться.
Существуют ли причины для отказа в венчании – абсолютные препятствия для церковного брака?
Ну и, кроме того, существуют и относительные препятствия к венчанию в каждой конкретной церкви — выяснять подробности следует уже прямо на месте.
Какой день стоит выбрать для венчания?
Ткнуть пальцем в календарь и выбрать число, которое у вас «счастливое» — скорее всего, не получится. Церковь проводит таинство венчания только в определенные дни – в понедельники, среды, пятницы и воскресенья, если они не выпадают…
Не венчают также в субботу, вторник или четверг.
Выбираем поручителей (свидетелей).
В свидетели нельзя звать разведенных супругов и пары, которые живу незарегистрированным браком.
Если поручителей найти не удалось – это не беда, вас обвенчают и без них.
Поручители при венчании – это как крестные родители при крещении. То есть, они берут «шефство» над новой христианской семьей.
Основные организационные моменты подготовки мы обсудили выше, а теперь – о подготовке духовной.
На заре христианства таинство венчания осуществлялось за Божественной литургией. В наше же время важно совместное причастие, которое совершается до начала супружеской христианской жизни.
Сайт сайт благодарит вас за внимание к статье! Нам будет очень приятно, если вы поделитесь своими отзывами и советами в комментариях ниже.
В Пасху, накануне и великих праздников. Венчание в дни двунадесятых праздников не запрещено, но нежелательно. День общего церковного великого праздника мы стремимся прожить вместе с Церковью, не заслоняя церковную радость своей малой личной радостью, своими малыми личными нуждами. При необходимости венчаться в эти дни, требуется согласование со священником;
Накануне престольных праздников (в каждом храме свои престольные праздники);
В Сырную , в продолжение и седмицы. Венчание в преду-го-то-ви-тель-ные к Великому посту недели и иные сплошные седмицы не запрещены, но нежелательны.
Во время , и постов ;
Исключения из этих правил могут быть сделаны только правящим . Если же венчание совершено в день, когда это запрещено церковным уставом, то это не делает таинство недействительным.
О смысле и на портале АЗБУКА ВЕРЫ.
Согласно современной практике Русской Православной Церкви, Таинству Брака должна предшествовать гражданская регистрация брака, как дополнительное свидетельство ответственности вступающих в брак и серьёзности их намерений.
Для перехода в ежедневный календарь нажмите число.
дни венчаний
В Константинопольской и Элладской Церквах нельзя венчать: в посты Великий (от Сыропустной недели), Успенский, Рождественский (с 18 по 24 декабря), в Пасху, Рождество Христово, Пятидесятницу и Богоявление, а также в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, если он приходится на постный день.
В Кипрской Церкви — в посты Великий (с Сыропустной недели), Рождественский (с 13 по 25 декабря включительно), в среды и пятницы, а также в сплошные седмицы (т. е. в Сырную и Светлую седмицы и неделю Святого Духа), 5 и 6 января (Крещение Господне), в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи.
В Румынской Церкви — в посты Великий (кроме Сыропустной недели и по архиерейскому благословению — в Благовещение), Успенский, Рождественский (по архиерейскому благословению разрешается венчание в Николин день), в среду и пятницу, в Светлую седмицу, накануне и в дни Господских праздников, в период от Рождества Христова до Богоявления.
В Сербской Церкви — во время четырех больших постов, в среду и пятницу, 18 января (накануне Крещения Господня) и Воздвижения Креста Господня, в Пасху и Светлую седмицу.
Сравнение нынешних практик Поместных Церквей показывает, что только в Русской Церкви не совершается венчание во вторник, четверг и субботу. В грекоязычном православном мире суббота и воскресение являются основными днями венчаний, и при этом неизвестно о каких-либо критических высказываниях относительно этой практики представителей афонского монашества, которое на протяжении веков оказывало исключительное влияние на христианскую жизнь православных балканских народов. А один из канонов византийского сборника «Алфавитная синтагма» Матфея Властаря (XIV в.) предписывает, что траур по почившим родственникам не является причиной для переноса заключения брака. Также видно, что в большинстве Церквей не запрещены венчания накануне постных дней, а современная русская практика на запрет венчаний во вторник и четверг, противоречит как общему церковному преданию о постных днях, так и практике остальных Церквей. В то же время, известно, что эта практика сложилась весьма поздно, не ранее XVII века.
В былые времена, когда вера занимала в человеческом обществе не последнее место, все браки заключались в церкви, перед Богом. Этот церемониал не утратил актуальность и в наши дни. Но если раньше повенчанные возлюбленные чтили таинство и данную клятву о долгой семейной жизни перед церковью и Богом и считали, что заключенный таким образом брак - это раз и навсегда, то сейчас ценности несколько изменились.
Современные пары проводят таинство венчания из-за красоты обряда, совершенно не придавая значения его важности и серьезности. Такие супруги разводятся, женятся и даже задумываются о повторном церковном ритуале уже с новым избранником.
Но можно ли венчаться второй раз? В каких случаях это разрешено и что нужно сделать, чтобы получить согласие церкви?
Но прежде чем узнать, можно ли венчаться второй раз в церкви, стоит рассказать, что же такое венчание и какой смысл заложен в этом обряде.
Венчание - это брака, который совершается во время проведения церковной службы. Таинство брака - это божественное благословение брачующихся христиан на долгую и счастливую супружескую жизнь.
В православии эта красивая торжественная церемония проводится уже после официального заключения брака в ЗАГСе. Осуществляет процесс благословления священник белого духовенства.
Уже связанные супружеским союзом новобрачные входят в храм, держа при этом по зажженной свече. Они подходят к алтарю и становятся на расстеленный на полу белый плат. Священник, прежде чем приступить к благословению, спрашивает у супругов о серьезности их намерений и, получив утвердительный ответ, читает иерейские молитвы, затем с благословением надевает венцы на головы жениха и невесты, а после 3 раза проговаривает специальную молитву таинства.
Что касается того, может ли человек венчаться второй раз, то здесь православная церковь запретов не выдвигает, но некоторые ограничения есть. Да и сам церемониал уже не будет таким торжественным.
Несмотря на то что повторный брак, "заключенный на небесах", не возбраняется священнослужителями, все же допустить к нему могут не всех.
Кому же наверняка откажут?
По правилам православной церкви отступление от этих запретов недопустимо.
Если действовать по всем христианским предписаниям, то никакого развенчания быть не может, поскольку брак перед Богом заключается единожды и расторжения не подразумевает. Да и такого понятия, как "развенчание", нет.
Развенчание не предусматривает никакой торжественной процедуры. Это просто повторное венчание после официального развода и нового, государственно зарегистрированного брака.
Если не отступать от церковных предписаний, то второй "небесный" брак невозможен, поскольку божественное благословение дается единожды, а сила его настолько крепка, что разорвать ее невозможно. И все же религия учитывает человеческие слабости, поэтому ответ на вопрос о том, можно ли венчаться второй раз, будет утвердительным.
Но все же вторично вступать в церковный союз может пострадавшая сторона, иными словами, человек, который был предан в супружеской жизни или не являлся инициатором развода.
Можно ли венчаться второй раз с другим? Можно, но прежде лучше все обдумать.
Различия первого и второго таинства брака есть. Первое сопровождается торжеством, возложением венцов на головы молодоженов. Священник читает молитвы о благословении пары. Второе венчание намного короче первого. Оно исключает всякого рода торжество, свечи, венцы. Молитва при этом читается о покаянии одного из супругов и об отпущении его грехов.
Можно ли вдове венчаться второй раз? А вдовцу? Особенно тем, кто связан церковными узами с супругом, которого уже нет в живых?
Православие допускает такую возможность, поскольку супружескую связь прервала смерть. Однако святой апостол Павел говорил, что лучше принять свою участь вдовы или вдовца и проходить в таком положении до конца своих дней. Все из-за того что брак, благословленный Богом, подразумевает сохранение верности своему избраннику и при жизни, и после смерти.
И все же если овдовевший супруг решил повторно связать себя брачными узами и при этом предстать перед Богом и попросить благословения, то церковь не лишит его этой возможности, но и на торжественную церемонию рассчитывать ему не придется. Процедура пройдет по правилам второбрачия.
Можно ли венчаться вдовцу второй раз? Как и вдовам, им это не воспрещается, но при условии, что последний брак не был третьим по счету.
Перед тем как провести обряд венчания второй раз с новым супругом, сперва необходимо развенчаться с предыдущим своим избранником. А после получить разрешение на проведение церемонии вторично.
Для этого следует обратиться в церковь к священнику и на имя архиерея написать прошение о разрешении вторичного венчания. При этом к оформленному прошению потребуется приложить два свидетельства: о разводе и о заключении нового брака.
После этого супруг, уже побывавший в брачном союзе, должен пройти процедуру покаяния. В процессе он должен раскаяться за ошибки, допущенные в предыдущем браке, да и по жизни в целом. Покаяние может проходить в виде исповеди.
Только после прохождения всех процедур можно осуществлять таинство брака повторно.
Можно ли мужчине венчаться второй раз? А женщине? После развода жизнь не заканчивается, многие обзаводятся новыми возлюбленными и хотят не только на государственном уровне заключить брак со своим избранником, но и на "небесном". Процедура будет возможной, если соблюсти ряд церковных предписаний:
Как и многие церковные обряды, венчание исключает некоторые дни, когда его совершение невозможно. Речь идет и о превом, и о повторном таинстве:
Но если есть действительно уважительная причина, по которой нет никаких возможностей переноса венчания, то архиерей может пойти на уступки и сделать исключение.
Второе таинство брака допускается церковью и в том случае, если венчающаяся женщина в положении. Ведь ребенок - это Господне благословение. Родиться, жить он должен в семье, в которой брак родителей одобрен свыше.
Поэтому каждый мудрый священнослужитель никогда не откажет в венчании пары, ожидающей рождения ребенка, даже несмотря на то что один из супругов проходит обряд второй раз.
Можно ли венчаться второй раз с другим? Что говорят по этому поводу церковнослужители?
Мнение работников церкви едино - первое венчание наиболее ценно, чем второе. Ведь все таинства, совершенные в стенах церкви, не имеют обратного действия. То есть развод или развенчание в христианстве не предусмотрено. Поэтому перед Богом не имеет особой ценности в условиях православия. Это своего рода попытка людей исправиться в новых отношениях.
Несмотря на такое мнение, второе таинство венчания не возбраняется.
Самым нашумевшим событием ноября 2017 года стало венчание Аллы Пугачевой и Максима Галкина, проживших в официальном браке 6 лет. Для шоумена и пародиста это было первое таинство, в то время как для примадонны советской и российской эстрады венчание было вторым.
Свой первый церковный брак Пугачева заключила в 1994 году с Филиппом Киркоровым. Как утверждает Алла Борисовна, это была ее ошибка, совершенная по глупости и незнанию. За нее она будет каяться всю оставшуюся жизнь, поскольку настоящего мужа она встретила в лице Галкина. И она безмерно счастлива, что второе таинство ей было позволено.
Что удивительно, повторное венчание Пугачевой сопровождалось пышным торжеством, со всеми обрядами и церемониями. Было приглашено немало гостей, среди которых и известные персоны.
К тому же многих православных верующих немного смутил тот факт, что Пугачевой на момент венчания было 68 лет. А по правилам церкви женщин, переступивших возрастную черту в 60 лет, к "браку на небесах" не допускают. Но по некоторым сведениям, в таком возрасте отказывают в третьем венчании.
Что касается Максима Галкина, то он незадолго до торжественного мероприятия принял православие и крестился в одной из московских церквей. Обратился он в веру специально, чтобы обвенчаться со своей женой.
Таким образом, Алла Пугачева - наглядный "ответ" на вопрос о том, можно ли венчаться второй раз после развода. Главное, чтобы были любовь и уважение между супругами.
В этой статье было рассмотрено, в каких случаях можно венчаться второй раз. Как утверждают церковные служители, такое действие возможно с соблюдением некоторых правил.
И все же первый венчаный брак наиболее ценен в глазах Бога. Именно поэтому он проводится в сопровождении красивого торжества как знак одобрения и благословения Всевышнего. И если возлюбленным удастся прожить всю жизнь вместе, не прибегая к бракоразводному процессу, то после смерти им это воздастся.
Как утверждают церковнослужители, людей, обращающихся за повторной процедурой таинства брака, немного. Разочаровавшись единожды в супруге и связывая свою жизнь с новым избранником, люди не хотят гневить Бога.
Большинство верующих будущих родителей не идут на венчание в то время, когда женщина ожидает ребенка, ссылаясь на то, что это греховно. Другие же пары, обвенчавшись в этот период, потом винят себя, что якобы совершили большой грех. Но на самом деле, православные священники склонны придерживаться абсолютно другого мнения, ведь обряд венчания, не что иное, как великое церковное таинство и именно с него должна начинаться совместная жизнь каждого православного христианина. Поэтому частый вопрос, можно венчаться беременной, задают многие, не осознавая или попросту не зная всех серьезных моментов этого ответственного шага.
Если на уверенность в ваших отношениях ничто не может повлиять, а из обряда венчания вы не делаете языческих поклонений, надеясь на то, что Бог будет оберегать ваш союз, то ваши помыслы движутся в правильном русле. Вы уверены, что такой серьезный шаг как венчание это ваша обоюдная преданность служить Богу, что получение благословения и защиты только укрепит ваши отношения, сделает прочнее союз и нежнее чувства. Понимание преданности и поддержки в трудную минуту не будут пустым звуком. Если все эти понятия вам близки и нет сомнений в Боге и будущем вашей семьи, то венчание во время беременности не должно вызывать никаких предрассудков и переживаний.
Для двух православных людей очень важным является официальное оформление своих отношений в ЗАГСе, но не менее значимым является венчание в церкви. И именно эта церемония, в понимании будущей семьи, даст Божье благословение на их супружеские отношения. Но как поступать в ситуации, когда беременность наступила до дня таинства, либо об интересном положении становится известно в прошествии некоторого времени после венчания? Церковь признает регистрацию в ЗАГСе законным браком и не считает такие отношения блудом, даже когда супруги не приняли венчание.
Пары, которые проживают вместе, без узаконивания отношений, живут в грехе. И пока они не зарегистрируют свой брак, церковь не позволит им даже причащаться. Поэтому, в таком случае, существует большая необходимость в покаянии и исправлении своих грехов. Затем обязательно зарегистрировать отношения, так как любое сожительство, даже с самыми сильными и искренними чувствами есть большой грех.
Некоторые священнослужители считают, что сексуальные отношения до свадьбы недопустимы и венчание, когда женщина беременна будет грехом. Но есть и иное мнение, что благословение церкви семейных отношений возможно на любом сроке беременности, а также и перед самими родами. Ведь считается, что ребенок должен родиться непременно у венчанных родителей. Но не стоит верить общественному мнению, каждый случай индивидуален и лучше будет, если за советом и разъяснениями обратиться к служителям церкви.
Самым оптимальным вариантом является такой, когда регистрация брака и таинство венчания проходят в одинаковое время. Но случаются различные ситуации, при которых венчание не происходит сразу. Поэтому семья может приступить к этому таинству в любое время, и через год, и через двадцать лет. При этом священники объясняют, что венчание является преподанием благословения Христа супругу и супруге, а также духовным освящением их совместной жизни. И что такое решение должно быть обязательно обоюдным.
Если пара узаконила свои отношения, церковь освятит такой брак, независимо от положения женщины. Но перед тем как получить благословение, необходимо духовно подготовиться. Муж и жена обязательно должны прийти на исповедь и принять причастие. Для этого необходимо придерживаться трехдневного поста, при этом следует не только воздерживаться в пище, супружеских отношениях, но и мысленно сдерживать себя, не употреблять бранных и обидных слов. Также следует читать специальные молитвы, как мужу, так и жене, это очень важно.
Перед венчанием батюшка проводит обоюдную беседу с супругами, давая им наставление и советуя как придерживаться христианских законов. На само таинство следует приобрести иконы Спасителя и Божьей Матери, как правило, их дарят родители. И если они изъявят желание находиться на обряде, то сами их приносят. Дополнительно необходимо взять в церковь венчальные свечи и белый рушник. Также необходимо пригласить свидетелей. Все атрибуты, это второстепенная сторона венчания. Важным приготовлением является пост, молитвы, исповедание и причащение.
Процедура венчания проходит в среднем около часа, что может быть сложно для беременной, ведь весь этот период придется провести на ногах, и возможно в душном помещении. Наряд желательно подбирать соответствующий, который будет закрывать грудь, плечи и ноги ниже колен, это необходимое требование законов церкви. Платье должно быть удобным и свободным. На сегодняшний день, подобрать платье для такого случая не сложно, так как можно венчаться беременной и быть пи этом очень красивой невестой.
Есть некоторые правила, следуя которым батюшка откажет в освящении вашего брака. Не допускаются к венчанию:
И в завершении необходимо отметить, беременность не является препятствием для венчания. Если ваша семья решила получить Божье благословение, то это правильный и единственно верный шаг, чтобы жить в любви и с чистой душой рожать и воспитывать детей.