Сегодня, 12 мая 2017 года, в Общественной палате КЧР состоялся круглый стол в режиме видеоконференции на тему: «Использование методических рекомендаций к серии «Уроков доброты» по пониманию инвалидности и формированию толерантных установок», в котором приняли участие: заместитель Министра образования и науки РФ В.Ш.Каганов, представители Минобрнауки России, первый заместитель Министра образования и науки КЧР Семенова Е.М., председатель Общественной палаты КЧР В.М. Молдаванова, сотрудники Министерства образования и науки КЧР.
В целях понимания инвалидности и формирования толерантного отношения к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, воспитания у детей чувства милосердия и сострадания проводятся уроки во всех 179 общеобразовательных организациях республики на регулярной основе.
В республике обучается 2390 детей – инвалидов и детей с ОВЗ. Система специального коррекционного образования представлена 3 образовательными организациями (школа-интернат 1 вида, 2 школы 8 вида) и 3 коррекционными группами в дошкольных организациях.
Всего в образовательных организациях проведено более 800 уроков с охватом 42 тысяч детей, что составляет 80 % от общего количества обучающихся.
На уроках были использованы методические рекомендации и учебные видеофильмы, предоставленные Министерством образования и науки России. Для проведения уроков были привлечены педагоги-психологи, социальные педагоги, уполномоченные по правам ребенка в школах, медицинские работники, спортсмены и т.д.
На уроках ребята прослушали видеообращение заместителя Министра образования и науки РФ, посмотрели социальный ролик «Один в темноте», документальные фильмы «Слово на ладони», «Мир слепоглухих», а также побеседовали на тему «Что такое добро?», на примерах детям было рассказано, какой смысл люди вкладывают в понятие «добро», «зло». Проведены беседы по их содержанию, подняты вопросы о необходимости проявления заботы и милосердия к людям, нуждающимся в помощи окружающих.
Основным наполнением уроков были учебные фильмы «Уроки Доброты» .
В рамках уроков школьники узнали о слепоглухоте, о проблемах, с которыми сталкиваются люди с одновременным нарушением слуха и зрения, и о способах общения с ними. Кроме того, ученики просмотрели документальный фильм режиссера Юрия Малюгина «Слово на ладони», который повествует о судьбе слепоглухих людей.
В муниципальных районах республики продемонстрирован документальный фильм «Сделаем мир лучше!». Дети посмотрели обращение ребенка-инвалида, победителя Шоу «Голос Дети-3 сезон» Данила Плужникова к детям с ОВЗ.
Для учащихся 5-9 классов был показан учебный видеофильм «Стирая границы», о спортсменах параолимпийцах.
В 10-11 классах был организован просмотр видеофильма «Разные люди, равные возможности», который раскрыл старшеклассникам удивительные способности людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
Ко Дню защиты детей - 1 июня запланированы праздничные мероприятия «День дружбы и хорошего настроения».
по проведению уроков доброты и формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья
и детям – инвалидам.
Число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается около 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья(8% всех детей), причем 700 тысяч из них – инвалиды. Наблюдается ежегодное увеличение численности данной категории граждан. В 2013-14 учебном году в Костромской области численность детей инвалидов в образовательных организациях (без обучающихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений) составила 665 человек. Это актуализирует необходимость осмысления их положения в обществе, совершенствование системы социальной помощи и поддержки.
Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к образованию. А также проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Интегрированное (совместное) обучение детей с отклонениями в развитии позволяет повысить уровень их социокультурной адаптации: сформировать положительное отношение к сверстникам, выработать навыки адекватного социального поведения, более полно реализовать потенциал развития и обучения. По отношению же к нормально развивающимся детям и подросткам интеграция способствует их гуманистическому воспитанию (терпимости к физическим и психическим недостаткам одноклассников, чувству взаимопомощи и стремлению к сотрудничеству).
Эффективными формами социальной интеграции являются секции, разнообразные объединения, фестивали, конкурсы; организация экскурсий, походов, концертов и т. п., где дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свои способности в кругу сверстников и завоевать их симпатии и уважение.
Проблема формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья может выступать в качестве одного направлений воспитательной работы классного руководителя в условиях ФГОС.
Воспитание толерантности как личного качества у обучающихся возможно осуществлять через создание социально-психолого-педагогических условий для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении:
вовлечение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс;
создание активной поведенческой установки у детей с ограниченными возможностями на уверенное позиционирование себя в современном обществе;
умение превращать свои недостатки в достоинства;
изменение отношения современного общества к людям с ограниченными возможностями через вышеуказанное вовлечение детей с ограниченными возможностями в наше общество.
Цель проведения работы по формированию толерантного отношения общества к детям с ограниченными возможностями здоровья – сформировать у учащихся основные черты толерантной личности: уважение человеческого достоинства и индивидуальности.
Предлагаемые рекомендации призваны оказать методическую помощь в организации и проведении внеурочных мероприятиях по указанной тематике с учетом профессиональной компетентности педагогов, уровня подготовки учащихся, их возрастных особенностей и специфике обучения в начальной, основной и старшей школе.
В начальной школе (1-4 классы) важно учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности младшего школьника. В этом возрасте происходит развитие познавательных интересов и самой личности ребенка, сохраняется тесная связь ребенка со своими близкими. Поэтому основой организации внеурочного мероприятия должен стать системно-деятельностный подход. Ребенок учится анализировать собственное поведение, толерантно воспринимать мнение другого человека, учится работать в команде, быть лидером.
В этом возрасте доминирует эмоционально-чувственное отношение к миру и к окружающим. Через слово, образ (инсценировки, сказки), рисунки, игру (отгадывание ребусов, загадок) в детском сознании формируются и закрепляется важные ценностные ориентиры. Учитывая эти обстоятельства, учителю важно в процессе подготовки и проведения внеурочных мероприятий создать комфортные условия для эмоционального переживания школьника.
Главными формами проведения могут быть: познавательные и этические беседы, рассказы, тематические диспуты, сочинения, защита исследовательских работ, конкурсы рисунков, стихов, спортивные игры, социальные акции, концерты, праздники.
Цели внеурочных мероприятий в начальной школе :
приобретение обучающимися социальных знаний об одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, первичного понимания социальной реальности в повседневной жизни;
формирование чувства милосердия к окружающим людям;
воспитание доброжелательного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Цели внеурочных мероприятий в основной школе:
понимание выработанных в сознании и ндивида ценностных ориентаций, личностно-значимых образцов бесконфликтного или компромиссного поведения;
формирование толерантного отношения к себе и другим;
развитие готовности к построению конструктивного взаимодействия личности с другими людьми.
При проведении внеурочного мероприятия целесообразно использовать технологии деятельностного и интерактивного обучения: панельные дискуссии, моделирование воспитывающих ситуаций и т.п.
Выбор указанных форм внеурочных мероприятий определяется поставленными целями, возрастом учащихся, уровнем их способностей, профессиональной компетентностью классного руководителя.
В старших классах (10-11 кл.) методика работы педагога имеет свою специфику: участие педагога и учащихся в проектной и учебно-исследовательской деятельности, социально моделирующей деятельности, организация проблемно-ценностных дискуссий с участием внешних экспертов, досугово-развлекательные акции обучающихся в окружающем школу социуме.
Цель внеурочных мероприятий в старших классах
получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия;
понимание необходимости адекватно и наиболее полно познавать себя и других людей.
осознание подростком информации о своем социальном окружении, способах взаимодействия с социумом, уровне своей социальной эффективности.
Подросток сознательно стремится к общению с людьми, имеющими большой социальный опыт, поэтому к проведению многих форм воспитательной работы должны привлекаться психологи, социологи, ученые, искусствоведы и просто интересные люди.
Возрастные особенности учащихся старших классов диктуют необходимость применения эвристических и исследовательских методов обучения и воспитания, которые реализуются с помощью активных и интерактивных методик и технологий.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
Предлагается обратить внимание на достижение метапредметных результатов (освоенных способов деятельности: отношение к социуму, готовность к проявлению чувства милосердия к окружающим людям и др.)
В процессе формирования у школьников толерантного отношения общества к детям с ограниченными возможностями здоровья предполагается реализация таких форм и методов воспитания, как: классные часы; беседы; дискуссии; игровые тренинги; коммуникативные тренинги; праздники; коллективное творческое дело; игровые и конкурсные программы; викторины, выставки, познавательные игры; беседа (в том числе эвристическая); пример; поощрение; создание социальных проб; убеждение (самоубеждение); игровые методы; требование; метод саморегулирования; метод воспитывающих ситуаций; метод соревнования; метод анализа деятельности и общения ребенка; поручения.
Владимирская общественная организация Всероссийского общества инвалидов выступила с инициативой проведения «Уроков доброты» в общеобразовательных организациях.
Цель уроков - способствовать формированию позитивного отношения общества к людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам.
Основная идея уроков – рассказать о жизни и возможностях инвалидов, дать понятие о том, какие бывают инвалиды, как они живут, и кем могут работать, с какими трудностями и проблемами сталкиваются в семье, в обществе, то есть показать здоровым людям, что инвалид – такой же человек, как все, различие лишь в том, что при необходимости он вынужден затрачивать усилий и времени больше, чем здоровые люди, но он имеет равные права и возможности в реализации своих потребностей.
Задачи уроков:
Обучающие:
Научить детей адекватно реагировать на людей с ограниченными возможностями здоровья;
Сформировать у школьников специальные навыки для помощи людям с ограниченными возможностями здоровья;
Рассказать учащимся о правах людей с инвалидностью.
Воспитывающие:
Пробудить в детях чувство милосердия, готовности помочь людям, попавшим в беду;
Воспитывать толерантность.
Уроки доброты рекомендуется проводить по трем ступеням обучения, в соответствии с возрастными особенностями учащихся. На занятиях используются различные формы работы и разнообразные методики, такие, как: тематические игры, моделирование различных форм инвалидности, работа в командах, показ социальных видеофильмов и роликов. Используются социальные сказки, показывающие степень доступности общественного транспорта и окружающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья. Для проведения уроков рекомендуется приглашать инвалидов.
Примерная тематика «Уроков доброты»
Тема занятия | Форма занятия |
|
1-4 класс |
||
«Пойми меня» | Беседа, игра |
|
«Мы учимся чувствовать друг друга» | игровые ситуации |
|
«Мы в этом мире» | ||
«Я выбираю дружбу» | обсуждение, работа в малых группах |
|
«Учимся толерантности» | ||
«Страна Толерантность» | викторина, разговор |
|
5-7 класс |
||
Инвалидность. Трудности и проблемы. | беседа, ролевая игра |
|
Возможности людей с инвалидностью (Известные люди с инвалидностью) | беседа, работа в малых группах, мозговой штурм |
|
Толерантная и интолерантная личность | анкетирование, работа в малых группах, выступление учащихся |
|
Профилактика социально значимых заболеваний | Беседа, дискуссия |
|
Защита прав и интересов людей с инвалидностью | работа в малых группах, выступление учащихся |
|
8-11 класс |
||
Стереотипы в обществе по отношению к инвалидам и пути их изменения | лекция, семинар, ролевая игра |
|
Социальные и медицинские подходы к толерантности | Лекция, работа в малых группах |
|
Философия независимой жизни | Просмотр видеофильма, анкетирование |
Абозина, Г. А. Классный час для старшеклассников «Толерантность» / ГА. Абозина // М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. – №4.
Алѐшнна А., Худенко Е. Программа по формированию толерантного отношения к детям-инвалидам [Электронный ресурс] - Режим доступа. - http://www.razvitkor.ru/information/111-psihtech
Асмолов, А. Г. На пути к толерантному сознанию. М., 2000.
Асмолов, А. Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. – М., 1998.
Бессонов, А. Б. Классный час для учащихся старших классов «Толерантная личность»– / А.Б. Бессонов, И. В. Иванов // М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.
Бондырева, С. К., Колесов, Д. В. Толерантность. Введение в проблему. – М., 2003.
Булгакова, М. Н. Воспитание толерантности / М. Н. Булгакова // Справочник заместителя директора школы. – ЗАО «МЦФЭР», 2008. – №8.
Валкер, Д. Тренинг разрешения конфликтов (для начальной школы), – С–П.: Речь, 2001.
Гревцева, И. В. Классный час «Что такое толерантность?» / И. В. Гревцева // М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. – №4,
Громова, Е. Развитие этнической толерантности в школе / Е. Хромова // Воспитание школьников. – 2006. – №1.
Дьячкова, С. А., Луховицкий, В. В. Изучение темы «Нации и национальные отношения» в интегрированном школьном курсе «Обществознание»/ С. А. Дьячкова, В. В. Луховицкий // Рязань: РИРО, 2008.
Зайцева, М. И. Проект «Подросток и толерантность» / М. И. Зайцева // Справочник классного руководителя. – ЗАО «МЦФЭР», 2007. – №1.
Иванова, Т. А. Классный час для учащихся средних классов «Все мы разные» / Т. А. Иванова, Е. В. Борисоглебская // М.; Центр «Педагогический поиск», 2006. – №4.
Ивонина, А. И. Школа гражданина. / А. И. Ивонина // Рязань: РИРО, 2007.
Ивонина, А. И., Мостяева, Л. В. Правовое образование в современной школе: вариативные модели и практика их реализации / А. И. Ивонина, Л. В. Мостяева// Рязань: РИРО, 2008.
Иоффе, А. Н., Крицкая, Н. Ф., Мостяева, Л. В. Я - гражданин России. Книга для учащихся. 5–7 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009.
Иоффе, А. Н.. Многообразие понимания толерантности. – М.: ИД «Камерон», 2004.
Катаева, Л. И. Работа психолога с застенчивыми детьми. – М.: Книголюб, 2005.
Копыльцов А. Уроки доброты:учебно-методическое издание/Пермь:РИЦ «Здравствуй», 2010.-152с. – (Философия независимой жизни).
Летяга, Д. С. Воспитание толерантности / Д. С. Летяга, Т. А. Панова //Справочник классного руководителя. – ЗАО «МЦФЭР», 2008. – №3.
Мостяева, Л. В. Мы – граждане России/ Л. В. Мостяева// Рязань: РИРО, 2007.
Мостяева, Л. В. Технология организации деятельности учащихся в группах на уроках истории, обществознания и права / Л. В. Мостяева // Рязань: РИРО, 2006.
На пути к толерантному сознанию / Отв. ред. А. Г. Асмолов. – М., 2000.
Нетерпимость в России / под ред. Г. Витковской, А. Малашенко. – М., 1999.
Нетерпимость и враждебность в российском обществе. Рабочие материалы для учителя. Вып. 1 – 5. – М., 2000 – 2001.
Никулина, О. Б. Формирование основ толерантного сознания / О. Б. Никулина // Справочник классного руководителя. – ЗАО «МЦФЭР», 2008, – №10.
Преподавание прав человека в 6 – 8 классах средней школы: Книга для учителя. Т. 1. – М., 2000.
Писаревская М.А. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования / М.А.Писаревская, - Краснодар: Краснодарский ЦНТИ, 2013. – 132 стр. [Электронный ресурс]-режим доступа. - http://www.nvr-mgei.ru/pr/20/nauk/%D0%9F%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D0%BE_%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8.pdf
Солдатова Г. У., Шалгерова Л. А., Шарова О. Д. Жить в мире собой и другими. Тренинг толерантности для подростков, – М: Генезис, 2001.
Толерантность в общественном сознании России. – М., 1998.
Тренинг развития жизненных целей. Программа психологического содействия социальной адаптации. – С–П: Речь, 2001.
Уолцер, М. О терпимости. – М., 2000.
Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. В 4 частях, – М: Генезис, 2001.
Щеколдина, С. Д. Тренинг толерантности. – М.: «Ось–89», 2004.
Методические рекомендации для классных руководителей по формированию толерантного отношения общества к детям с ограниченными возможностями здоровья/Новикова И.А., к.п.н., доцент кафедры теории и методики воспитания АКИПКРО, Измерова Я. Е., старший преподаватель кафедры теории и методики воспитания АКИПКРО, Водопьянова Г.Ю., методист кафедры теории и методики воспитания АКИПКРО-[Электронный ресурc] – режим доступа.- http://www.akipkro.ru/libfiles/func-startdown/1795/
Москва, 2017 год
| 3 |
| 5 |
| 5 |
| 12 |
| 37 |
| 39 |
| 124 |
Ключевые позиции, касающиеся формирования толерантного отношения к людям с ОВЗ и инвалидностью отражены в Федеральном законе ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года (далее - Закон об образовании). Данный закон впервые закрепил право на получение обучающимися с ОВЗ инклюзивного образования, которое определяется как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
В последние годы благодаря усилиям государства и общественных организаций в образовательных организациях начат процесс активного включения людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в жизнь социума. В настоящее время люди с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья принимают активное участие в формировании и инспектировании доступной среды, информировании о возможности получения помощи и поддержки, а также выступают активными организаторами интеграционных мероприятий.
Достижения российских паралимпийцев, появление информации о общественных деятелях с инвалидностью, актерах и «обычных» людях с инвалидностью, добившихся успеха способствовало повышению информированности общества о возможностях людей с инвалидностью. Однако уровень знаний людей об особенностях инвалидов и лиц с ОВЗ, о допустимых и недопустимых действиях при общении с ними остается пока достаточно низким. Это препятствует полноценной социальной интеграции людей с инвалидностью и ОВЗ.
Реализация принципов интеграции и инклюзии в образовании требует создания условий для организации продуктивного взаимодействия обучающихся с ОВЗ с их сверстниками как в образовательном процессе, так и за его пределами. Решение данной задачи возможно при условии подготовки к этому взаимодействию как самих обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, так и их сверстников.
Важное значение в работе с детьми, не имеющими ограничений по здоровью отводится формированию позитивного отношения к людям с ОВЗ, их знакомству с особенностями таких людей и со способами общения и взаимодействия с ними.
– Не рассматривайте мою инвалидность как проблему.
– Не надо меня жалеть, я не так слаб, как кажется.
– Не рассматривайте меня как пациента, так как я просто ваш соотечественник.
– Не старайтесь изменить меня. У вас нет на это права.
– Не учите быть меня покорным, смиренным и вежливым. Не делайте мне одолжения.
– Признайте, что реальной проблемой, с которой сталкиваются инвалиды, является их социальное обесценивание и притеснение, предубежденное отношение к ним.
– Поддержите меня, чтобы я мог по мере сил внести свой вклад в общество.
– Помогите мне познать то, что я хочу.
– Будьте тем, кто заботится, не жалея времени, и кто не борется в попытке сделать лучше.
– Будьте со мной, даже когда мы боремся друг с другом.
– Не помогайте мне тогда, когда я в этом не нуждаюсь, даже если это доставляет вам удовольствие.
– Не восхищайтесь мною. Желание жить полноценной жизнью не заслуживает восхищения.
– Узнайте меня получше. Мы можем стать друзьями.
– Будьте союзниками в борьбе против тех, кто пользуется мною для собственного удовлетворения.
– Давайте уважать друг друга. Ведь уважение предполагает равенство. Слушайте, поддерживайте и действуйте.
Положения данной декларации отображают ту систему взаимоотношений, которая является целью при проведении Уроков Доброты.
Занятия по пониманию инвалидности и формированию толерантных установок должны иметь практикоориентированный характер и предусматривать применение интерактивных методов обучения. Организация такого рода обучения позволяет создавать модели ситуаций непосредственного взаимодействия, сопровождения, благодаря которым школьники, не имеющие ограничений по здоровью , могут ощутить себя в различных ситуациях, с которыми сталкивается человек с ОВЗ ежедневно, самостоятельно сделать выводы, а также обменяться с другими участниками занятия своими мыслями и чувствами.
Организация дискуссии и обмена мнениями на разных этапах занятия позволяет ребятам глубже понять и прочувствовать возможности и достижения ребят с ОВЗ, а также их ежедневные проблемы.
Интерактивные 1 методы ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с педагогом, но и друг с другом.
Задачами интерактивных форм обучения на Уроках Доброты являются:
Основными формами организации занятий должны быть:
Case-study (анализ конкретных ситуаций)
Мини-лекция
Дискуссия
Мозговой штурм (брейнсторм)
Деловая игра
Мастер класс
Дискуссионная технология «Аквариум»
Социально-психологический тренинг
Методика «Займи позицию»
Групповое обсуждение
Методика «Дерево решений»
Методика «Попс-формула»
Выбор формы занятия осуществляется с учетом возраста обучающихся.
В 7-11 классах возможно применение метода Проектов и метода Портфолио.
Использование интерактивных форм в ходе Уроков Доброты позволяет создать условия для обращения участников к социальному опыту, как собственному, так и других людей, коммуникации друг с другом, решения проблемных ситуаций и т.д.
Данные методы предполагают активное участие в работе на занятии каждого обучающегося и основываются на следующих принципах:
Ниже представлены примерные темы, которые могут быть использованы при проведении Уроков Доброты.
Класс | Тема |
1 класс |
|
Люди с инвалидностью: что мы знаем о них? |
|
Подходы к пониманию проблем инвалидности (медицинский и социальный) |
|
Каждый росток тянется к солнцу |
|
Друг в беде не бросит… Давай дружить! |
|
Невредные советы: Как дружить по-настоящему |
|
Игры, в которые мы играем |
|
Особенные люди. О внешности, способностях и возможностях |
|
О силе духа и слабости |
|
Видеть руками |
|
Доступная архитектурная среда для людей с инвалидностью |
|
Особенные люди. О способностях и возможностях в спорте |
|
Особенные люди. О способностях и возможностях в творчестве |
|
Не надо ограничивать возможности |
|
Учиться вместе |
|
Слышать сердцем |
|
Пойми меня |
|
В темноте и тишине |
|
Стереотипы по отношению к людям с инвалидностью. Минус» на «плюс» …или кое–что из математики жизни |
|
Жизнь в движении |
|
Верить в себя |
|
Упасть и снова подняться |
|
Мой жизненный выбор |
|
Преодоление каждый день |
|
Быть особенным – жить как все |
|
Мы с тобой одной крови |
|
Что за птица – «белая ворона»? или инвалидность как форма жизни |
|
Моя позиция = моя жизнь |
|
Счастье жить |
|
Человек с инвалидностью: любить и быть любимым |
|
Как слово наше отзовется…Образ инвалидов в СМИ |
|
Социальная интеграция |
|
Пусть меня научат… Профессиональная самореализация |
|
Профессиональное образование. Трудоустройство |
|
Защита или сотрудничество? |
|
Волонтер, социальный куратор – это …? |
|
Социальные проекты. Что я могу сделать? |
|
Особенности сопровождения людей с инвалидностью |
На изучение одной темы может быть отведено не одно, а несколько занятий. Длительность одного занятия для обучающихся 1-4 классов – 30-35 минут, для обучающихся 5-11 классов - 45 минут.
Периодичность Уроков Доброты определяется образовательной организацией самостоятельно. Рекомендуемая периодичность уроков не менее 1-2 раз в месяц. Курс занятий рассчитан на 12 занятий в течение одного учебного года. Такое количество занятий позволяет изучить особенности каждой нозологической группы из числа людей с ОВЗ , а также включает занятия установочного цикла о понимании инвалидности и занятия итогового цикла, обобщающие знания и представления обучающихся о людях с ОВЗ и своем участии в их жизни.
Уроки Доброты должны проходить в комфортной неформальной обстановке. Занятия в зависимости от цели могут быть организованы не только в помещении класса, но в других помещениях образовательной организации, а также вне ее (на спортплощадке, во дворе школы, в другой образовательной организации, на стадионе, в парке и т.д.)
Уроки Доброты должны проводить подготовленные педагоги, знающие особенности людей с ОВЗ и способы общения и взаимодействия с ними.
Важно при планировании курса занятий предусмотреть приглашение в качестве соведущих занятия людей с инвалидностью, готовых принять участие в дискуссии и ответить на любые вопросы детей (даже не очень корректные). С этой целью рекомендуется организовать взаимодействие с общественными организациями, занимающимися проблемами людей с инвалидностью и ОВЗ, оказывающими им волонтерскую помощь, а также ближайшими образовательными организациями, реализующими адаптированные образовательные программы для организации интегрированного образовательного пространства.
Взаимодействие нормально развивающихся школьников и их сверстников, имеющих ОВЗ, способствует их взаимообогащению, формированию эмпатии и гуманности. Дети становятся более терпимыми по отношению друг к другу. Обучающиеся, не имеющие ограничений по здоровью, учатся опыту взаимодействия, сопровождения и позитивному отношению. Включенность воспитанников с особыми нуждами в среду нормально развивающихся сверстников (в ходе проведения интегрированных мероприятий, инклюзивного образования) повышает их опыт общения, формирует навыки коммуникации, межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях , что в целом повышает их адаптационные возможности.
Структура каждого урока включает три этапа.
1. Вводный этап.
2. Основной этап:
3. Заключительный этап.
Необходимым условием проведения уроков является тщательно подготовительная работа. В ходе ее проведения осуществляются подбор темы, ситуации для обсуждения, конкретной формы интерактивного занятия, которая может быть эффективной для работы с данной темой в данной группе.
Кроме того при подготовке урока должна быть четко определена цель занятия; подготовлены наглядные и раздаточные материалы, которые позволяют детям лучше запомнить и усвоить новые понятия или названия технических средств, используемых людьми с ОВЗ в своей жизнедеятельности; обеспечено техническое оборудование; определены участники, основные вопросы, их последовательность; подобраны практические примеры из жизни.
Первый из этапов в структуре Уроков Доброты – Вводный этап - предусматривает знакомство обучающихся с темой и целью занятия.
В ходе первого этапа урока обучающиеся знакомятся с предлагаемой темой/ситуацией, с проблемой, которую им предстоит обсудить и над решением которой предстоит работать. Педагог информирует участников о рамочных условиях, правилах работы в группе, дает четкие инструкции о том, в каких пределах участники могут действовать на занятии. Также в рамках этого этапа осуществляется знакомство с приглашенными гостями, а если предусмотрена форма работы с несколькими классами, то знакомство обучающихся друг с другом с помощью игровых и тренинговых упражнений на формирование эмпатийного принятия и др.
Данный этап также необходим для формирования однозначного семантического понимания терминов, понятий, которые будут использоваться на уроке. Для этого с помощью вопросов и ответов следует уточнить понятийный аппарат, определения изучаемой темы. На уроках по пониманию инвалидности и формированию толерантных установок школьники знакомятся со множеством возможно неизвестных им прежде понятий: «безбарьерная среда», «интеграция», «инклюзивное образование», «социальная адаптация», «толерантность», «универсальный дизайн», «синдром Дауна», «точечно-рельефный шрифт Брайля», «жестовый язык», «дактилология», «азбука слепоглухих» и т.д.
Уточнение понятийного аппарата повышает информированность ребят и делает работу на уроке более осознанной.
В ходе вводной части урока также обучающимся напоминаются правила работы на уроке:
быть активным;
уважать мнение участников;
быть доброжелательным;
быть заинтересованным;
стремится найти истину;
придерживаться регламента (если это предусмотрено формой работы на занятии);
Особенности работы на втором этапе – Основной этап - определяются выбранной формой интерактивного занятия, и включают в себя:
Выяснение позиций участников и работу по вопросам в ходе дискуссии.
Практические упражнения.
Формулирование вывода.
В ходе основного этапа в рамках мини-лекций, при помощи мультимедийных средств обучающиеся погружаются в тему урока. Благодаря четким и структурированным вопросам педагога они анализируют содержание изучаемого материала, соотносят его с имеющимся личным опытом, выявляют проблемные моменты и предлагают пути их решения. При анализе темы урока педагогом должна быть определена последовательность проблемных вопросов, которые наталкивают обучающихся не только на рассмотрение конкретной ситуации о которой идет речь, но и на анализ сходных ситуаций и размышления по их поводу.
Следующей обязательной формой работы на Основном этапе занятия являются практические упражнения. Они могут быть направлены на более глубокое, понимание трудностей, с которыми сталкиваются люди с ОВЗ (имитационные упражнения - при передвижении на коляске, на костылях, с палочкой – при отсутствии опоры на одну из конечностей, снижении слухового и зрительного восприятия). При проведения такого рода практических упражнений целесообразно применение разного рода приспособлений, которые помогут школьникам ощутить на себе эти трудности.
Другие виды практических упражнений направлены на подведение ребят к решению поставленных на занятии вопросов.
Неотъемлемой частью всех видов упражнений должно быть формулирование вывода и обмен мнениями по сути изученного материала.
На третьем, Заключительном этапе, осуществляется рефлексия и дается домашнее задание (если это предусмотрено темой занятия).
Рефлексия начинается с концентрации на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали школьники в процессе урока при обсуждении темы занятия. Далее ребятам предлагается высказать свое отношение в отношении опыта, полученного на занятии, актуальности выбранной темы и др.
При проведении рефлексии могут быть использованы следующие вопросы:
Что произвело на вас наибольшее впечатление?
Есть ли что-либо, что поразило, удивило вас на занятии?
Какие выводы Вы для себя сделали?
Завершается занятие подведением итогов педагогом (или приглашенным гостем, ведущим занятие), а также формулировкой домашнего задания. Домашнее задание дается с целью интериоризации, полученных знаний и практической реализации изученного на уроке материала. В качестве домашних заданий обучающимся предлагается осуществить наблюдение, нарисовать плакат, подготовить выступление, памятку, сделать презентацию социального проекта и т.д.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» к категории «инвалид» относятся лица, которые имеют нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
"Проектирование организации инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении в рамках ФГОС"
Инклюзивное образование предполагает комплекс серьёзных изменений во всей школьной системе РФ в 2016-2017г., в ценностных установках, в понимании роли учителя и родителей, в педагогическом процессе вообще. Сегодня стало понятно, что школа сама должна измениться для того, чтобы стать инклюзивной, ориентированной на любого ребенка с любыми образовательными потребностями. Профессиональная ориентировка учителя на образовательную программу должна измениться на способность видеть индивидуальные возможности ученика и умение адаптировать программу обучения. Профессиональная позиция специалистов сопровождения должна быть направлена на сопровождение учебного процесса, поддержку учителя на уроке, помощь ученику в овладении программным материалом и способами общения с другими детьми.
по проведению уроков доброты и формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья
и детям – инвалидам.
Число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается около 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья(8% всех детей), причем 700 тысяч из них – инвалиды. Наблюдается ежегодное увеличение численности данной категории граждан.
Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к образованию. А также проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Интегрированное (совместное) обучение детей с отклонениями в развитии позволяет повысить уровень их социокультурной адаптации: сформировать положительное отношение к сверстникам, выработать навыки адекватного социального поведения, более полно реализовать потенциал развития и обучения. По отношению же к нормально развивающимся детям и подросткам интеграция способствует их гуманистическому воспитанию (терпимости к физическим и психическим недостаткам одноклассников, чувству взаимопомощи и стремлению к сотрудничеству).
Эффективными формами социальной интеграции являются секции, разнообразные объединения, фестивали, конкурсы; организация экскурсий, походов, концертов и т. п., где дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свои способности в кругу сверстников и завоевать их симпатии и уважение.
Проблема формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья может выступать в качестве одного направлений воспитательной работы классного руководителя в условиях ФГОС.
Воспитание толерантности как личного качества у обучающихся возможно осуществлять через создание социально-психолого-педагогических условий для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении:
Цель проведения работы по формированию толерантного отношения общества к детям с ограниченными возможностями здоровья – сформировать у учащихся основные черты толерантной личности: уважение человеческого достоинства и индивидуальности.
Предлагаемые рекомендации призваны оказать методическую помощь в организации и проведении внеурочных мероприятиях по указанной тематике с учетом профессиональной компетентности педагогов, уровня подготовки учащихся, их возрастных особенностей и специфике обучения в начальной, основной и старшей школе.
В начальной школе (1-4 классы) важно учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности младшего школьника. В этом возрасте происходит развитие познавательных интересов и самой личности ребенка, сохраняется тесная связь ребенка со своими близкими. Поэтому основой организации внеурочного мероприятия должен стать системно-деятельностный подход. Ребенок учится анализировать собственное поведение, толерантно воспринимать мнение другого человека, учится работать в команде, быть лидером.
В этом возрасте доминирует эмоционально-чувственное отношение к миру и к окружающим. Через слово, образ (инсценировки, сказки), рисунки, игру (отгадывание ребусов, загадок) в детском сознании формируются и закрепляется важные ценностные ориентиры. Учитывая эти обстоятельства, учителю важно в процессе подготовки и проведения внеурочных мероприятий создать комфортные условия для эмоционального переживания школьника.
Главными формами проведения могут быть: познавательные и этические беседы, рассказы, тематические диспуты, сочинения, защита исследовательских работ, конкурсы рисунков, стихов, спортивные игры, социальные акции, концерты, праздники.
Цели внеурочных мероприятий в начальной школе:
приобретение обучающимися социальных знаний об одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, первичного понимания социальной реальности в повседневной жизни;
формирование чувства милосердия к окружающим людям;
воспитание доброжелательного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Цели внеурочных мероприятий в основной школе:
понимание выработанных в сознании индивида ценностных ориентаций, личностно-значимых образцов бесконфликтного или компромиссного поведения;
формирование толерантного отношения к себе и другим;
развитие готовности к построению конструктивного взаимодействия личности с другими людьми.
При проведении внеурочного мероприятия целесообразно использовать технологии деятельностного и интерактивного обучения: панельные дискуссии, моделирование воспитывающих ситуаций и т.п.
Выбор указанных форм внеурочных мероприятий определяется поставленными целями, возрастом учащихся, уровнем их способностей, профессиональной компетентностью классного руководителя.
В старших классах (10-11 кл.) методика работы педагога имеет свою специфику: участие педагога и учащихся в проектной и учебно-исследовательской деятельности, социально моделирующей деятельности, организация проблемно-ценностных дискуссий с участием внешних экспертов, досугово-развлекательные акции обучающихся в окружающем школу социуме.
Цель внеурочных мероприятий в старших классах
получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия;
понимание необходимости адекватно и наиболее полно познавать себя и других людей.
осознание подростком информации о своем социальном окружении, способах взаимодействия с социумом, уровне своей социальной эффективности.
Подросток сознательно стремится к общению с людьми, имеющими большой социальный опыт, поэтому к проведению многих форм воспитательной работы должны привлекаться психологи, социологи, ученые, искусствоведы и просто интересные люди.
Возрастные особенности учащихся старших классов диктуют необходимость применения эвристических и исследовательских методов обучения и воспитания, которые реализуются с помощью активных и интерактивных методик и технологий.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
Предлагается обратить внимание на достижение метапредметных результатов (освоенных способов деятельности: отношение к социуму, готовность к проявлению чувства милосердия к окружающим людям и др.)
В процессе формирования у школьников толерантного отношения общества к детям с ограниченными возможностями здоровья предполагается реализация таких форм и методов воспитания, как: классные часы; беседы; дискуссии; игровые тренинги; коммуникативные тренинги; праздники; коллективное творческое дело; игровые и конкурсные программы; викторины, выставки, познавательные игры; беседа (в том числе эвристическая); пример; поощрение; создание социальных проб; убеждение (самоубеждение); игровые методы; требование; метод саморегулирования; метод воспитывающих ситуаций; метод соревнования; метод анализа деятельности и общения ребенка; поручения.
Общественная организация Всероссийского общества инвалидов выступила с инициативой проведения «Уроков доброты» в общеобразовательных организациях.
Цель уроков - способствовать формированию позитивного отношения общества к людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам.
Основная идея уроков – рассказать о жизни и возможностях инвалидов, дать понятие о том, какие бывают инвалиды, как они живут, и кем могут работать, с какими трудностями и проблемами сталкиваются в семье, в обществе, то есть показать здоровым людям, что инвалид – такой же человек, как все, различие лишь в том, что при необходимости он вынужден затрачивать усилий и времени больше, чем здоровые люди, но он имеет равные права и возможности в реализации своих потребностей.
Задачи уроков:
Обучающие:
Научить детей адекватно реагировать на людей с ограниченными возможностями здоровья;
Сформировать у школьников специальные навыки для помощи людям с ограниченными возможностями здоровья;
Рассказать учащимся о правах людей с инвалидностью.
Воспитывающие:
Пробудить в детях чувство милосердия, готовности помочь людям, попавшим в беду;
Воспитывать толерантность.
Уроки доброты рекомендуется проводить по трем ступеням обучения, в соответствии с возрастными особенностями учащихся. На занятиях используются различные формы работы и разнообразные методики, такие, как: тематические игры, моделирование различных форм инвалидности, работа в командах, показ социальных видеофильмов и роликов. Используются социальные сказки, показывающие степень доступности общественного транспорта и окружающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья. Для проведения уроков рекомендуется приглашать инвалидов.
Примерная тематика «Уроков доброты»
Асмолов, А. Г. На пути к толерантному сознанию. М., 2000.
Асмолов, А. Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. – М., 1998.
Бессонов, А. Б. Классный час для учащихся старших классов «Толерантная личность»– / А.Б. Бессонов, И. В. Иванов // М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.
Бондырева, С. К., Колесов, Д. В. Толерантность. Введение в проблему. – М., 2003.
Булгакова, М. Н. Воспитание толерантности / М. Н. Булгакова // Справочник заместителя директора школы. – ЗАО «МЦФЭР», 2008. – №8.
Валкер, Д. Тренинг разрешения конфликтов (для начальной школы), – С–П.: Речь, 2001.
Гревцева, И. В. Классный час «Что такое толерантность?» / И. В. Гревцева // М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. – №4,
Громова, Е. Развитие этнической толерантности в школе / Е. Хромова // Воспитание школьников. – 2006. – №1.
Дьячкова, С. А., Луховицкий, В. В. Изучение темы «Нации и национальные отношения» в интегрированном школьном курсе «Обществознание»/ С. А. Дьячкова, В. В. Луховицкий // Рязань: РИРО, 2008.
Зайцева, М. И. Проект «Подросток и толерантность» / М. И. Зайцева // Справочник классного руководителя. – ЗАО «МЦФЭР», 2007. – №1.
Иванова, Т. А. Классный час для учащихся средних классов «Все мы разные» / Т. А. Иванова, Е. В. Борисоглебская // М.; Центр «Педагогический поиск», 2006. – №4.
Ивонина, А. И. Школа гражданина. / А. И. Ивонина // Рязань: РИРО, 2007.
Ивонина, А. И., Мостяева, Л. В. Правовое образование в современной школе: вариативные модели и практика их реализации / А. И. Ивонина, Л. В. Мостяева// Рязань: РИРО, 2008.
Иоффе, А. Н., Крицкая, Н. Ф., Мостяева, Л. В. Я - гражданин России. Книга для учащихся. 5–7 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009.
Иоффе, А. Н.. Многообразие понимания толерантности. – М.: ИД «Камерон», 2004.
Катаева, Л. И. Работа психолога с застенчивыми детьми. – М.: Книголюб, 2005.
Копыльцов А. Уроки доброты:учебно-методическое издание/Пермь:РИЦ «Здравствуй», 2010.-152с. – (Философия независимой жизни).
Летяга, Д. С. Воспитание толерантности / Д. С. Летяга, Т. А. Панова //Справочник классного руководителя. – ЗАО «МЦФЭР», 2008. – №3.
Мостяева, Л. В. Мы – граждане России/ Л. В. Мостяева// Рязань: РИРО, 2007.
Мостяева, Л. В. Технология организации деятельности учащихся в группах на уроках истории, обществознания и права / Л. В. Мостяева // Рязань: РИРО, 2006.
На пути к толерантному сознанию / Отв. ред. А. Г. Асмолов. – М., 2000.
Нетерпимость в России / под ред. Г. Витковской, А. Малашенко. – М., 1999.
Нетерпимость и враждебность в российском обществе. Рабочие материалы для учителя. Вып. 1 – 5. – М., 2000 – 2001.
Никулина, О. Б. Формирование основ толерантного сознания / О. Б. Никулина // Справочник классного руководителя. – ЗАО «МЦФЭР», 2008, – №10.
Преподавание прав человека в 6 – 8 классах средней школы: Книга для учителя. Т. 1. – М., 2000.
Писаревская М.А. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования / М.А.Писаревская, - Краснодар: Краснодарский ЦНТИ, 2013. – 132 стр.[Электронный ресурс]-режим доступа. - http://www.nvr-mgei.ru/pr/20/nauk/%D0%9F%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D0%BE_%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8.pdf
Солдатова Г. У., Шалгерова Л. А., Шарова О. Д. Жить в мире собой и другими. Тренинг толерантности для подростков, – М: Генезис, 2001.
Толерантность в общественном сознании России. – М., 1998.
Тренинг развития жизненных целей. Программа психологического содействия социальной адаптации. – С–П: Речь, 2001.
Уолцер, М. О терпимости. – М., 2000.
Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. В 4 частях, – М: Генезис, 2001.
Щеколдина, С. Д. Тренинг толерантности. – М.: «Ось–89», 2004.
Методические рекомендации для классных руководителей по формированию толерантного отношения общества к детям с ограниченными возможностями здоровья/Новикова И.А.,к.п.н., доцент кафедры теории и методики воспитания АКИПКРО, Измерова Я. Е., старший преподаватель кафедры теории и методики воспитания АКИПКРО, Водопьянова Г.Ю.,методист кафедрытеории и методики воспитания АКИПКРО-[Электронный ресурc] – режим доступа.- http://www.akipkro.ru/libfiles/func-startdown/1795/