Простая и сложная форма глагола. Какой глагол имеет простую форму будущего времени

глаголы в форме будущего простого и будущего сложного времени...

  1. Загугли)

  2. напишу напишем напишешь


    буду читать
    будешь рисовать
    будет думать
    будем встречаться
    будете заботиться
    будут общаться


    посмотрю
    посмотрим
    будешь смотреть
    1 лицо, ед. число
    1 лицо, мн. число
    2 лицо, ед. число


  3. В простом будущем времени только одно слово. Глаголы позвоню, посмотрю, загляну, доделаю будущего простого времени. В сложном - два и одно из них в начальной форме. Глаголы буду звонить, хочу смотреть, останусь глядеть, пойду делать будущего сложного времени.
  4. авававава

  5. буду читать, буду есть - будущее сложн
  6. У глаголов различают формы будущего простого времени (синтетические) и будущего сложного времени (аналитические) .

    Формы будущего простого времени
    Глаголы совершенного вида образуются от основы будущего времени путем присоединения личных окончаний, совпадающих с окончаниями настоящего времени:
    напишу напишем напишешь

    Формы будущего сложного времени
    Глаголы несовершенного вида образуются аналитическим способом и представляют собой сочетание личных форм вспомогательного глагола быть с инфинитивом спрягаемого глагола:
    буду читать
    будешь рисовать
    будет думать
    будем встречаться
    будете заботиться
    будут общаться

    Глаголы в будущем времени изменяются по лицам и числам, по родам не изменяются!
    посмотрю
    посмотрим
    будешь смотреть
    1 лицо, ед. число
    1 лицо, мн. число
    2 лицо, ед. число

    Сложная форма будущего времени является простым глагольным сказуемым (это единый комплекс) :
    Я буду играть с тобой в чудные игры.
    (М. И. Цветаева)

  7. карочь вс просто словововово глагол
  8. за гугли
  9. Будущее время в английском языке (Future tense) имеет четыре формы, которые могут выражать:
    1. Будущее простое действие (Future Simple)
    I will visit him tomorrow. Я навещу его завтра.
    2. Будущее продолжительное действие (Future Continuous)
    The same time tomorrow I will be walking the streets of Rome. Завтра в это же время я буду гулять по улицам Рима.
    3. Действие, которое совершится к определнному времени в будущем (Future Perfect)
    They will have built the factory by summer. Они построят завод к лету.
    4. Действие, которое к определнному моменту в будущем уже будет длиться некоторое время (Future Perfect Continuous)
    By next month I will have been working in this Bank for five years. К следующему месяцу я буду работать в этом банке уже пять лет.
    5. Если ведется речь о будущем времени с точки зрения прошлого, то употребляется время "Будущее в прошедшем" (Future in the past)
    I knew youd come. Я знал, что ты придшь.
  10. выбираешь-будущее простое
    будешь выбирать будущее сложное
  11. У глаголов различают формы будущего простого времени (синтетические) и будущего сложного времени (аналитические) .

    Формы будущего простого времени
    Глаголы совершенного вида образуются от основы будущего времени путем присоединения личных окончаний, совпадающих с окончаниями настоящего времени:
    напишу напишем напишешь

    Формы будущего сложного времени
    Глаголы несовершенного вида образуются аналитическим способом и представляют собой сочетание личных форм вспомогательного глагола быть с инфинитивом спрягаемого глагола:
    буду читать
    будешь рисовать
    будет думать
    будем встречаться
    будете заботиться
    будут общаться

    Глаголы в будущем времени изменяются по лицам и числам, по родам не изменяются!
    посмотрю
    посмотрим
    будешь смотреть
    1 лицо, ед. число
    1 лицо, мн. число
    2 лицо, ед. число

    Сложная форма будущего времени является простым глагольным сказуемым (это единый комплекс) :
    Я буду играть с тобой в чудные игры.
    (М. И. Цветаева)

  12. прочитаю буд. вр
  13. надвинеться
  14. прочитаю, съем - будущее простое
    буду читать, буду есть - будущее сложное
  15. в мире вс не так просто

Будущее сложное

Аналитическая форма будущего времени глаголов несовершенного вида, образуемая спрягаемой формой вспомогательного глагола быть (иногда стать) и инфинитивом другого глагола и обозначающая действие, полностью относимое и план будущего, но связанное с настоящим временем Буду писать. Стану сказисать я скалки. Будущей время употребляется вместо настоящего:

а) для обозначения обычного, постоянного результата действия. Как аукнется, так и откликнется (поговорка);

б) для выражения невозможности осуществления действия.

Решетом воды не наносишь

(поговорка);

в) для выражения предположительности, неопределенности. До меня верст пять будет (Тургенев);

г) для обозначения повторяющи- ся однократных действий. Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя; то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя, то по кровле обветшалой вдруг соломой зашумит, то, как путник запоздалый, к нам е окошко застучит (Пушкин).

Будущее время употребляется вместо прошедшего:

а) для обозначения внезапного наступления действия Я подошел... Как она вдруг раскроет глаза и уставится на меня (Тургенев);

б) для выражения повторяющихся действий. Мать бегло просмотрит отметки, увидит двойку за риео-еанш или чистописание и недовольно покачает головой (Гайдар);

в) для указания на прошедшие факты как будущие, последующие по отношению к другим прошедшим. Вырвет старый Тарас седой клок из своей чуприны и проклянет день и час, е который породил на позор такого сына (Гоголь).


Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .

Смотреть что такое "будущее сложное" в других словарях:

    См. будущее время. будущее сложное см. будущее время … Словарь лингвистических терминов

    Словоизменительная категория спрягаемых форм глагола в изъявительном наклонении. Общее значение – обозначать время осуществления события относительно момента речи. В рус. языке три времени глагола: настоящее – представляет событие как совпадающее … Литературная энциклопедия

    Самоназвание: Мокшень кяль Страны: Россия … Википедия

    Язык Самоназвание: Мокшень кяль Страны: Россия Регионы: Мордовия, Татарстан, Башкортостан, Пензенская область, Самарская область, Саратовская область, Оренбургская область, Рязанская область, Тамбовская область … Википедия

    Мокшанский язык Самоназвание: Мокшень кяль Страны: Россия Регионы: Мордовия, Татарстан, Башкортостан, Пензенская область, Самарская область, Саратовская область, Оренбургская область, Рязанская область, Тамбовская область … Википедия

    время глагола в соотношении с категорией вида - Глаголы несовершенного вида имеют три формы времени: 1) прошедшее; 2) настоящее; 3) будущее сложное (составное, аналитическое). Глаголы совершенного вида имеют две формы времени: прошедшее и будущее простое … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Гордиев узел - сложное, запутанное стечение обстоятельств, от легенды о сложном узле, завязанном царем Гордием и разрубленном Александром Македонским: ஐ Обычно, когда корабль шел на собственной тяге, у всех членов экипажа поднималось настроение; особенно… … Мир Лема - словарь и путеводитель

    В настоящей статье рассматривается грамматика немецкого языка, а также основные характеристики морфологического строя. Немецкое словообразование, фонетика и лексика в рамках грамматики не рассматриваются. (См. соответствующие статьи: Фонетика… … Википедия

    Особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с др. видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим … Философская энциклопедия

Книги

  • Нумерология. Тайны счастливой судьбы, обретения денег и достижения успеха , Матвеев Сергей Александрович. Мудрецы древности и современности с большим почтением относились и относятся к числовым закономерностям. Многие их них за числами видят некую Высшую силу. Некоторые считают, что числа даны…

Цель урока

Задачи урока :

Развивающие задачи:

Просмотр содержимого документа
«Сложная и простая форма глаголов будущего времени»

Тема урока: Сложная и простая форма глаголов будущего времени.

Цель урока : научить правильно по вопросу определять будущее время глагола, расширять знания детей о частях речи.

Задачи урока :

Образовательные задачи: создать условия для формирования умений образовывать будущую сложную и будущую простую формы глаголов;

Развивающие задачи: развитие общеучебных умений и навыков (развитие внимания, сравнительных умений и навыков, умения обобщать и делать выводы);

Воспитательные задачи: создать условия для воспитания дружеских партнёрских отношений, любви к книге.

Оборудование : учебник Л.Я.Желтовская,О.Б.Калинина, таблица формы глаголов.

Структура урока:

I. Организационный момент (2-3 мин).

II. Актуализация знаний (7мин).

III. Изучение новой темы (25мин).

IV. Закрепление (8мин).

V. Домашнее задание (2мин).

Ход урока:

I. Организационный момент.

На уроке я сижу,
Не шумлю и не кричу,
Руку тихо поднимаю,
Если спросят, отвечаю.

II. Актуализация знаний

Ребята, давайте вспомним, что мы изучали на прошлых уроках.

Скажите, что такое глагол? (Часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? Что делал? Что сделал? Что будет делать и т.д.)

Как изменяется глагол? (По временам, в прошедшем времени изменяется по родам, числам.)

Как называется по-другому изменение глагола по числам и лицам? (Спряжение.)

Молодцы, ребята.

А теперь откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число.

III. Изучение новой темы.

Сегодня мы будем продолжать изучать глаголы. Научимся различать простые и сложные формы глаголов.

Вывешивается таблица с глаголами неопределенной формы играть, читать, писать и таблички с указанием временной формы с вопросами.

Прошедшее время (что делал?)

Настоящее время (что делает?)

Будущее время (что сделает? Что будет делать?)

Посмотрите, что у нас получилось:

поиграет / будет играть

напишет / будет писать

С заданием справились, молодцы! Хочу обратить ваше внимание на то, что глаголы будущего времени бывают простые и сложные.

Будущее простое время отвечает на вопросы Что сделает? Что сделают? Что сделаете?

Будущее сложное время отвечает на вопросы Что будет делать? Что будут делать?

Глаголы прошедшего времени и вовсе волшебные, потому что они могут быть и в женском, и в мужском, и в среднем роде. Еще они могут изменяться по числам.

Теперь ребята, вы внимательно послушаете текст и мы все вместе выпишем глаголы в столбик на доске, выделим окончание, определим время.

Обучающимся на листках раздается текст «Ураган».

Ураганы, которые иногда называют тропическими циклонами или тайфунами, часто ломают деревья, уничтожают посевы, разрушают здания. Проливной дождь вызывает наводнение, а прибрежные районы затопляются, когда ветер, скорость которого достигает 300 км/час, поднимает огромные морские волны.

Учащийся выписывает глаголы в столбик на доске, выделяет окончания, определяет время глаголов. Ученики выполняют работу в тетрадях.

Настоящее время глагола (что делает? что делают?).

называют;
ломают;
уничтожают;
вызывает;
затопляются;
достигает;
поднимает.

Теперь поставим эти глаголы в будущем времени, в простой и сложной форме. Используем таблицу.
Проверка работы ученика и класса.

Дети отмечают отличие глагола – “ будет называться” от глаголов: охладится, станет, превратится, уйдёт. (Из одного слова, из двух слов).
- Делаем вывод:

глаголы из одного слова, отвечающие на вопросы: что сделает? что сделают?- это глаголы будущего простого времени

глаголы, состоящие из двух слов, отвечающие на вопросы: что будет делать? что будут делать? – это глаголы будущего сложного времени

IV. Закрепление изученного материала.

Придумать предложение с глаголом в настоящем времени;
- Придумать предложение с глаголом в будущем простом или сложном времени.

На какой вопрос отвечают слова будут петь, будет бегать, будем наступать, будешь кричать, будете думать.

V. Домашнее задание.

Выполнить писменно упражнение 61 на странице 27.

Настоящее время глагола

По основе настоящего времени различаются глаголы тематические

и нетематические . Тематические – это такие глаголы, у которых между основой и личными окончаниями имеется тематический гласный е (Iспряжение) или и (II спряжение). Тематический гласный сохраняется во всех формах, кроме 1-го л. ед. ч. и 3-го л. множ. ч., например: несешь , видишь ; ср. 1-е л. – несоу , вижоу , 3-е л. – несоуть , видишь .Глаголы I спряжения в зависимости от качества согласных основы – твёрдости или мягкости - в 1-м л. ед. ч. и 3-м л. мн. ч. делятся на две группы: несмягчённое спряжение и смягчённое . Тематические глаголы в процессе исторического развития

претерпели небольшие изменения. Книжная форма на - ши во 2-м л. ед. ч. впоследствии была заменена повсеместно формой на - ил . В 3-м л. ед. и мн.ч. с XIII в. в севернорусских говорах устанавливается твердое окончание - тъ , ставшее со временем литературным: несетъ , несоутъ , пишетъ , пишоутъ . После утраты двойственного числа (к XIV в.) глагол стал спрягаться только в единственном и множественном числе. Нетематические – это глаголы, у которых личные окончания присоединяются непосредственно к основе. В эту группу входят всего четыре глагола: бытии, дати),ђсти,вђдђти.

В древнерусском языке было три формы будущего времени: одна

простая и две сложные. Будущее простое . В роли будущего простого выступало настоящее время от глаголов совершенного вида: придоу , понесоу , вълезоу , възьмоу Однако в древнерусском языке не было резкого разграничения, как в современном языке, между формами будущего и настоящего времени. Поэтому форма настоящего времени от одной и той же основы могла иметь значение то настоящего, то будущего времени. Это свидетельствует о том, что в древнерусском языке еще не было четких норм выражения будущего времени. Оформление категории

будущего времени связано с окончательным разграничением совершенного и несовершенного вида.

Будущее сложное первое выражалось сочетанием инфинитива

спрягаемого глагола и настоящего времени вспомогательного глагола. функции вспомогательных глаголов употреблялись хотЬти, имЬти, почАти, начАти. Эти вспомогательные глаголы, теряя своё лексическое значение,играли лишь роль формального показателя будущего времени. Будущее сложное второе состояло из причастия на - л - спрягаемого глагола и вспомогательного глагола боудоу : боудоу писалъ . Эта форма обозначала будущее действие, которое

предшествовало другому будущему, и употреблялась главным образом в условных придаточных предложениях. Будущее сложное второе вышло из употребления к XVI в.

24. История форм повелительного и сослагательного наклонения. Повелительное наклонение образовывалось от основы настоящего времени и имело в единственном числе формы 2-го и 3-го лица, во множественном и двойственном – 1-го и 2-го лица. Повелительное наклонение оканчивалось в древности не во всех глаголах одинаково. Это зависело от того, и какие были глаголы – тематические или нетематические. Тематические глаголы в единственном числе оканчивались на - а . Во множественном и двойственном числе от глаголов I несмягчённого спряжения повелительное наклонение имело суффикс - Ь -, а от глаголов I

смягчённого и II спряжения – суффикс - и - . Нетематические глаголы в единственном числе оканчивались на ь. Во множественном и двойственном числе эти глаголы имели суффикс -и-. От глагола i есмъ повелительное наклонение боуди . В 1-м и 2-м л. множ. и дв. ч. был суффикс -Ь-. По нетематическому типу образовывалась форма 2-го л. ед.ч. повелительного наклонения от глагола видђти; вижь (ст.-сл. виждь). Данная система повелительного наклонения, как свидетельствуют памятники, значительно изменилась уже к XIII в. Так, в памятниках XIII в. не встречается двойственное число в повелительном наклонении глагола.В дальнейшем в повелительном наклонении сохраняется только 2-е л. ед. и множ. ч. При этом под влиянием пишите , хвалите и т.д. начинают употребляться формы несите , ведите вместо несђте , ведђте . А глаголы с основой на г и х в результате выравнивания основ теряют последствия второго смягчения заднеязычных: вместо пъци появляется пеки , вместо

бђзи бђги и т.п.С XVI в. безударное конечное -и во 2-м л. ед. ч. утрачивается: боуди > будь , въстани > встань , сΔди > сΔдь . Форма 2-го л. множ. ч. Стала образовываться прибавлением к форме единственного числа окончания -те : веди ведите , помоги помогите , встань встаньте , сядь сядъте . Формы ђжь ђдите , дашь дадите были заменены формами ешь ешъте , дай дайте .

Сослагательное наклонение обозначает действие, которое говорящий мыслит как желаемое или возможное при определенных условиях. Оно выражалось в древнерусском языке сочетанием спрягаемых форм аориста от быти (быхъ ) с причастием на - л -: быхъ писала , бы писалъ и т.д. С исчезновением аориста (примерно с XIII в.) аорист от глагола быти в сослагательном наклонении перестал спрягаться. Общей формой для всех лиц и чисел становится форма 2-го и 3-го л. ед. ч. бы, которая превращается в частицу бы . Поэтому сослагательное наклонение в современном русском языке изменяется только по родам и числам.

14.Состав счетных слов в древнерусском языке. Грамматические признаки. Синтаксические свойства. В древнерусском языке числительного, как части речи, не существовало. Для выражения кол-ва использовались счетные слова, которые являлись существительным или прилагательным. Прилагательные обозначавшие число от 1-4;Сближались с прилагательными т.к. такие слова с огласовывались с существительными в роде, числе, падеже (Синтаксич. Связь-согласование). Склонялись по местоименной сис-ме склонения.Название чисел от 5-10 выступали в качестве существительных, т.к. имели определенный род и изменялись по числам. Также сорок , сто , тысяча в древнерусском языке были

существительными, изменявшимися по разным типам склонения Синтаксическая связь-управление.

23. История синтетических форм прошедшего времени глагола .

В древнерусском языке было 4 формы глагола прошедшего времени: 2-е синтетические и 2-е аналитические. Аорист и имперфект относились к синтетическим формам. Аорист обозначал действие, целиком отнесенное к прошлому. Существовало два типа аориста. От основ инфинитива на гласный образовывался так

называемый древний сигматический аорист, от основ на согласный

образовывался сигматический тематический, или «новый»,

аорист. Особенностью древнерусского аориста было

наличие одной формы для 2-3 лица дв. ч.: пекоста , ходиста . Другим простым прошедшим временем, использование которого в

древнерусском языке также было ограничено книжно-литературнымиписьменными памятниками, был имперфект. Специфическая особенность славянского имперфекта – актуализировать моменты настоящего в контексте прошлого.

Пишущий (повествующий) как бы задерживает внимание на некоторыхсобытиях, происходивших в ряду с другими. Образовывался имперфект, так же как и аорист, от основ обоих

видов. В древнерусских текстах фиксируется не только архаичный, но и«стяженный» имперфект: ношахъ , печахъ , хожахъ .Формы 3 лица ед. и мн. ч. практически всегда употреблялись с элементом - ть ,В истории прошедшего языка эти формы упростились. История прошедшего времени в русском языке определяется двумя

факторами:· утратой перфектом значения результатива и закреплением в значении универсального прошедшего времени;

· слиянием видовых и временных значений.

Но внешнее упрощение прошедших времен и сохранение только одного из них вовсе не означает упрощения временных значений. Те функции, которые когда-то выполняли особые временные формы, в значительной степени «взяли на себя» глагольный вид и семантика конкретных глаголов, а также условия контекста. Даже при беглом наблюдении можно обнаружить, что современное прошедшее время «включает» значения, в древности выражаемые разными формами – аористом, имперфектом,перфектом, плюсквамперфектом. Так, аористные значения в тексте обычно выражаются глаголами совершенного вида: побежал , увидел , написал , спел . Глаголы несовершенного вида используются в имперфективном значении: лес шумел , заря занималась , мы долго стояли на мосту. У исследователей нет единства во мнениях относительно времени и

особенностей утраты этих форм. Полагали, что сначала утратился имперфект, поскольку он не встречается уже в древних деловых текстах. Затем произошла утрата аориста.

Время глагола выражает отношение действия, обозначаемого глаголом, ко времени его осуществления. Выделяются формы прошедшего, настоящего и будущего времени .

В большинстве случаев употребление форм времени определяется отношением к моменту речи; такое их употребление получило название абсолютного времени.

В сравнительно редких случаях исходным пунктом для употребления времен служит не момент речи, а другие отправные точки, например время других действий, о которых сообщается в речи. Это получило название относительного употребления времен. В дополнительных (изъяснительных) придаточных частях сложноподчиненного предложения время глаголов определяется отношением ко времени действия главной части:

Брат сообщил, что он выслал (высылает, вышлет) нужную мне книгу.

Грамматической точкой отсчета времени здесь является глагол главной части «сообщил», по отношению к которому действие глагола придаточной части выполнено, выполняется или будет выполнено. «Писал, что работает»: настоящее время глагола «работает» указывает на совпадение времени действия не с моментом речи, а с временем действия, выраженного глаголом «писал».

Глаголы несовершенного вида имеют все три формы времени (решаю — решал — буду решать).

Глаголы совершенного вида, обозначающие действия, ограниченные пределом, употребляются только в прошедшем и будущем (простом) времени (решил — решу), а настоящего времени не имеют.

Прошедшее время обозначает действие, предшествующее моменту речи. Оно образуется путем прибавления к основе инфинитива формообразующего суффикса -л- : писа-ть — пи- са-л, чита-тъ — чита-л, коло-ть — коло-л.
При образовании форм прошедшего времени наблюдаются некоторые особенности:

    Если основа прошедшего времени оканчивается на г, к, х, з, с, б, то при образовании глагола мужского рода суффикс -л- выпадает: стерег, пек, сох, вез, нес, греб, но сохраняется в женском и среднем роде, а также во множественном числе: стерегла, пекла, сохла, везла, несла, стерегли.

    Глаголы на —еретъ в прошедшем времени утрачивают в полногласном сочетании второе е , а в мужском роде не имеют суффикса -л-: стереть — стёр, умереть — умер.

    Глагол идти и производные от него образуют прошедшее время от другой основы — шед- с утратой корневого д : шел, шла, шли, пришел, пришла, пришли.

Прошедшее время дает возможность глаголу изменяться по числам. В свою очередь, единственное число может легко склоняться по родам. Следует также отметить, что глаголы, стоящие в прошедшем времени во множественном числе, не изменяются по лицам.

Глаголы в форме настоящего времени обозначают действие, которое происходит в момент речи, например: Я ищу встречи с тобой. Глаголы в настоящем времени изменяются по лицам и числам.

От глаголов совершенного вида формы настоящего времени не образуются: понятие законченности, результативности, свойственное глаголам совершенного вида, несовместимо с понятием настоящего времени.

Формы настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида . Эти формы образуются с помощью личных окончаний в зависимости от принадлежности глагола к I или II спряжению.

I спряжения: -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют)
II спряжения: -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят)

Пример глагола I спряжения:

1 лицо → я гуляю, мы гуляем
2 лицо → ты гуляешь, вы гуляете
3 лицо → он гуляет, они гуляют

Пример глагола II спряжения:

1 лицо → я вожу, мы возим
2 лицо → ты возишь, вы возите
3 лицо → он возит, они возят

Настоящее время имеет такие основные значения:

    показывает, что действие, выраженное глаголом, совпадает с моментом речи: Кавказ подо мною. Снова торжественно и мудро шумит надо мной старинный хвойный бор (В. Белов);

    обозначает действие постоянное, вневременное; Земля вращается вокруг Солнца.; В сообщающихся сосудах поверхность жидкости устанавливается на одном уровне.;

    обозначает действие, переходящее в свойство. Сравните: мальчик читает книгу и студент Петров хорошо читает Пушкина; в саду летают птицы и ласточки летают быстрее, чем воробьи.

    употребляется вместо прошедшего, чтобы придать рассказу живость и сделать читателя (слушателя) как бы свидетелем изображаемого события: Иду я вчера по улице и вижу. Это так называемое настоящее повествование (живописное, историческое);

Настоящее время употребляется в значении будущего, если речь идет о действии, которое непременно должно совершиться; Я завтра сдаю последний экзамен и уезжаю отдыхать. Употребление форм настоящего времени в этой функции свойственно обычно глаголам движения — бежать, ехать, идти. Иногда формами настоящего времени передается воображаемая автором картина: Еще один день этого окаянного пекла — и вот тебе голодная зима, тиф, падает скот, мрут дети (А. Н. Толстой).

Будущее время обозначает действие (процесс), предстоящее или последующее по отношению к моменту речи. Оно имеет две формы: синтетическую (простую) и аналитическую (сложную). Эти формы отличаются друг от друга и своей структурой, и своим значением.

Синтетическая форма свойственна глаголам совершенного вида (напишу, расскажу, прочитаю), аналитическая — глаголам несовершенного вида (буду писать, буду рассказывать, буду читать).

Будущее время аналитической формы образуется из личных форм будущего времени глагола быть и инфинитива (обязательно несовершенного вида). Выступая в функции служебного компонента, вспомогательный глагол быть образует с инфинитивом одну грамматическую форму.

Будущее сложное всегда обозначает неограниченное, не имеющее предела действие, которое совершится после момента речи и не может употребляться в значении другого времени: Мы по-прежнему последовательно будем отстаивать дело мира.

Форма будущего времени от глаголов совершенного вида простая: она совпадает с формой настоящего времени глаголов несовершенного вида: прочитаю, прочитаешь, прочитает, прочитаем, прочитаете, прочитают; построю, построишь, построим, построите, построят.

Будущее синтетической формы (от глаголов совершенного вида) имеет разнообразные значения:

    основным его значением является выражение предстоящих (будущих) действий, имеющих предел, завершенность: Мы всё добудем, поймем и откроем: холодный полюс и свод голубой (В. Лебедев-Кумач);

    обозначает действие, переходящее в свойство: Какую задачу ему ни дай, обязательно решит (нельзя сказать решает или решал). Будущее время в таком значении часто употребляется в пословицах: Говори правду — правда выручит. По кривой дороге поломаешь ноги.

    обозначает повторяющееся действие (в описаниях рядом с настоящим):
    Буря мглою небо кроет (настоящее время),
    Вихри снежные крутя,
    То как зверь она завоет,
    То заплачет, как дитя (А. Пушкин);

    с отрицанием не обозначает невозможность действия в настоящем: не прочтет быстро (не может прочитать быстро), не скажет просто (не может сказать просто), не увидит на далеком расстоянии (не может увидеть на далеком расстоянии);

    употребляется в значении прошедшего времени: Днем она большей частью дремала. Сядет в кресло перед столом… и дремлет (настоящее время). Потом вздрогнет, проснется, взглянет в окно и долго, без всякой сознательной мысли, не отрывает (настоящее время) глаз от расстилающейся без конца дали (М. Салтыков-Щедрин).

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook !