Примечание 2. Слитно пишутся начальные составные части квази-, псевдо-, пан- , например: квазинаучный, псевдоклассический, пангерманский (но: квази-Пушкин, пан-Европа и т. п. – перед собственными именами).
а) с первой частью борт- : бортинженер, бортмеханик ;
б) со второй частью -метр : вакуумметр, динамометр, милливольтметр .
Примечание 2. Через дефис пишутся слова с первой частью блок- и пресс- : блок-аппарат, блок-диаграмма, блок-механизм, блок-сигнал, блок-система (но: блокпост ); пресс-атташе, пресс-бюро, пресс-конференция, пресс-центр; пресс-клише, пресс-конвейер, пресс-папье .
высоко- : высоковитаминный, высокооплачиваемый ;
низко- : низколетящий, низкоперегнойный ;
глубоко- : глубокорасположенный, глубокоуважаемый ;
мелко- : мелкомасштабный, мелкозернистый ;
тяжело- : тяжелогружёный, тяжелораненый ;
трудно- : труднодоступный, труднопроходимый ;
широко- : широкодоступный, широкопредставительный ;
узко- : узковедомственный, узкоспециальный ;
много- : многоотраслевой, многослойный ;
мало- : малозначащий, малопосещаемый ;
сильно- : сильнодействующий, сильнощелочной ;
слабо- : слабокислый, слаботорфянистый ;
толсто- : толстоногий, толстостенный ;
густо- : густомахровый, густонаселённый ;
крупно- : крупноблочный, крупнопанельный ;
круто- : крутоизогнутый, крутоповёрнутый ;
остро- : острогнойный, остродефицитный ;
плоско- : плоскопараллельный, плоскочашевидный ;
чисто- : чистосеребряный, чистошерстяной ;
выше- : вышесредний, вышеуказанный ;
ниже- : нижеперечисленный, нижеподписавшийся .
Примечание 2. При наличии пояснительных слов обычно образуется свободное словосочетание (наречие и прилагательное или причастие), а не терминологическое сложное слово. Ср.: густонаселённые районы – густо населённые неграми трущобы; малоисследованные проблемы – мало исследованные наукой области медицины . Случаи типа экономически слаборазвитые страны (слитное написание, несмотря на наличие пояснительных слов) являются единичными. Играет роль также порядок слов: сложное прилагательное, как правило, предшествует определяемому существительному, а словосочетание обычно следует за ним; ср.: скоропортящиеся продукты – продукты, скоро портящиеся в летнее время . В сложных словах ставится одно ударение (иногда с побочным ударением на первой основе), а в словосочетаниях – два самостоятельных ударения; ср.: быстрорастýщие декоративные кустарники – бы́стро растýщие молодые кадры .
Примечание 2. При образовании имени прилагательного от иноязычной фамилии, перед которой стоит служебное слово, последнее пишется слитно, например: дебройлевская гипотеза (ср. де Бройль ).
Примечание 3.
Имена прилагательные, образованные от китайских, корейских, вьетнамских и других восточных составных собственных имен лиц, пишутся слитно, например: чанкайшистская клика
(ср. Чан Кайши
).
военно- : военно-революционный, военно-хирургический, военно-юридический (слова военнообязанный, военнопленный, военнослужащий принадлежат к другому типу словообразования);
массово- : массово-политический, массово-поточный, массово-физкультурный ;
народно- : народно-государственный, народно-демократический, народно-поэтический, народно-революционный (прилагательное народнохозяйственный образовано от подчинительного сочетания народное хозяйство );
научно- : научно-исследовательский, научно-популярный, научно-практический, научно-просветительный, научно-технический ;
учебно- : учебно-вспомогательный, учебно-консультационный, учебно-методический, учебно-показательный, учебно-производственный .
Примечание 2. Некоторые сложные прилагательные, части которых указывают на неоднородные признаки, пишутся слитно, например: новогреческий язык (новый греческий), раннерабовладельческий строй (ранний рабовладельческий), сероукраинская порода (серая украинская), старорусские обряды (старые русские) и др.
Примечание 2. Часто в качестве первой части сложного прилагательного выступают основы вертикально-, горизонтально-, поперечно-, продольно- и т. п., например: вертикально-сверлильный, вертикально-фрезерный, горизонтально-ковочный, горизонтально-сверлильный, поперечно-строгальный, продольно-строгальный .
Примечание 3. Через дефис пишутся сложные прилагательные, у которых основа первой части , образованная от слов иноязычного происхождения, оканчивается на -ико , например: диалектико-материалистический, историко-архивный, критико-библиографический, медико-судебный, механико-термический, политико-массовый, технико-экономический, химико-фармацевтический (к другому типу относятся слитно пишущиеся слова с первой основой велико- , например: великодержавный, великомученический, великосветский и др.).
Примечание 4. Висячий дефис употребляется и при сложных прилагательных, например: семнадцати- и восемнадцатилетние юноши и девушки; кукурузо-, картофеле-, льно-, хлопко- и силосоуборочные комбайны .
общественно-исторические законы – общественно опасные элементы (опасные для кого?);
промышленно-транспортный отдел – промышленно развитая страна (развитая в каком отношении?).
Наречие может указывать также на степень признака, выраженного прилагательным или причастием, например: максимально сжатые сроки, невозмутимо бесстрастный вид, умеренно теплый климат .
Примечание 1. Чаще всего первым компонентом словосочетания выступают наречия абсолютно, диаметрально, жизненно, истинно, максимально, подлинно, последовательно, прямо, резко, строго, сугубо, явно, ясно и др. Например: абсолютно необходимые меры, диаметрально противоположные предложения, жизненно важное решение, истинно дружеская помощь, максимально точные данные, неизменно сердечное гостеприимство, подлинно братская поддержка, последовательно миролюбивая политика, прямо пропорциональные величины, резко отрицательный ответ, строго логический вывод, сугубо пристрастный приговор, явно неприемлемые условия, ясно выраженная воля .
Ср. также: безупречно порядочные манеры, внутренне содержательный человек, глубоко задумчивый взгляд, демонстративно небрежная прическа, изнурительно долгий путь, исконно русское слово, исчерпывающе полный ответ, классово чуждые взгляды, намеренно резкий отказ, невозмутимо спокойный тон, неизменно ровные отношения, неизъяснимо сладкие звуки, ненасытно жадный к знаниям, неуловимо быстрый полёт ракеты, ослепительно голубое небо, особо тугоплавкие металлы, откровенно насмешливая улыбка, подозрительно быстрое согласие, подчёркнуто контрастное сравнение, празднично нарядное платье, принципиально новый проект, сильно перенапряжённый режим, тонко очерченный контур, угрожающе опасное положение, удивительно яркие краски, уморительно забавная пьеса, художественно полноценное произведение, чисто французская галантность, экстренно спешная почта и т. п.
Примечание 2. Обычно отдельно пишутся наречия на -ски , в сочетании с прилагательным характеризующие признак путем уподобления, выделяющие, подчеркивающие его в каком-либо отношении , например: ангельски кроткое отношение, детски наивные высказывания, практически ненужное новшество, рабски покорная готовность, теоретически важная проблема, товарищески чуткое внимание, фанатически слепая преданность, химически чистый состав, эницклопедически разносторонние знания, юридически сложный случай .
Вариант 1
Внимательно прочтите текст. Докажите, что данный отрывок относится к художественному стилю речи. Какие образные средства языка выделены? С какой целью они использованы в тексте?
Левинсон не знал, сколько времени длилось его (полу)сознательное сост..яние, но, когда он очнулся, он почу..ствовал, что (по)прежнему с..дит в с..дле. Перед ним неслась (черн..)-гривая голова его коня с окр..вавле..ым ухом. Вдруг он круто ос..дил лошадь, обернулся и (в) первые совершенно осмысле..о посмотрел на людей своими большими, глубокими, синими глазами.
Так выехали они из леса - все дев..тнадцать.
Лес ра..пахнулся перед ними совсем неожида..о - простором высокого голубого неба и ярко (рыжего) поля. На той стороне синела (полн..)водная речица. За рекой, подп..рая небо, вр..стая отрогами в (желт..)кудрые забоки, синели хребты, и через их острые гребни лилась в д..лину прозрачная пена (бел..)розовых обл..ков, соленых от моря, пузырчатых и кипучих, как парное молоко.
(А. Фадеев)
Вариант 2
Перепишите данный ниже текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Определите, к какому стилю речи он относится. Докажите. Устно ответьте, при помощи каких языковых средств создается образ Левинсона - решительного командира.
Пока соб..рался и строился взвод, стрельба зан..лась (полу) кругом до самой реки, загудели (бомб..)меты.
Взвод начал отстрел..ваться, отступая (на)искось в правый угол [села], лавируя по переулкам. Вдруг от главного тракта со страшным визгом помчалась вражеская ко..ица, грохочущая (много) головая лава людей и лошадей.
Отряд был уже в самой н..зине, а (с) верху мчалась ему (на)перерез непр..ятельская кавалерия.
Бакланов со взводом Дубова опять остался пр..крывать от-ступление, а остальные ринулись (в) глубь леса. Но везде, пр..граждая дорогу, т..нулось вязкое, темное, непроходимое болото.
Людьми овл..дели отча..ние и гнев. Они искали в..новника своего несчастия,- конечно (же), это был Левинсон!
И вдруг он по..вился среди них, подняв в руке заж ..ен..ый факел, осв..щавший его (мертве..о) бледное лицо.
Молчать! - взвизгнул он вдруг, (по) волчьи щелкнув зубами.- Слушать мою команду! Мы будем гатить болото.
И пр..тихшая, пр..давленная масса людей вдруг пр..шла в (нечеловечески)быстрое движение. Взвод Борисова побежал во тьму, (на)встречу ему уже тащили первые охапки мокрого лозн..ка. Слышался грохот падающего дерева, и св..стящая махина шлепалась во что (то) мягкое, и (темно) зеленая поверхность болота вздувалась упругими волнами.
(А. Фадеев)
Перепишите, вставляя, где следует, пропущенные соединительные гласные. Проверьте написанное по орфографическому словарю.
Бахч...водство, власт...любие, гор...образование, дальн...бойщик, дальн...восточник, дальн... зоркость, девяност...летие, жизн...понимание, звер...подобность, каменоломня, камн...дробилка, кон...вязь, кон...завод, кост...обработчик, кост...еда, кров...жадность, леж...бока, пол...города, резц...держатель, своенравность, ст...крат, сорок...ножка, тысяч...летне, хими...терапия, ча...торговля, шерст...прядение, шерст...заготовка, шерст...битчик, яиц...носкость.
Замените приводимые словосочетания сложными словами.
Образец: заготовки лося-лесозаготовки (после тверд. согл.). Тот, кто дробит камни - камнедробильщик (после мягк. согл.).
Тот, кто тешет камни; тот, кто режет камни; обработка камня; машина для резки соломы; жучок, который ест кору; испускание лучей; машина для всасывания пыли; тот, кто варит кашу; тот, кто дубит кожу; орудие для метания огня; установка для измерения дождя; тот, кто ловит птиц; приспособление для мытья шерсти; хранилище для овощей; накопление пая; любовь к власти; тот, кто пишет басни; тот, кто вправляет кости (суставы); по виду змеи; с длинной шеей; ломка камней; железо с бетоном.
Перепишите, раскрывая скобки и вставляя, где следует, пропущенные буквы и дефис. Проверьте написанное по орфографическому словарю. Устно объясните написания.
1. (Авто)база, (агро) биология, (агро) (лесо) мелиорация, (аэр...) навигация, (миро)ощущение, (аэр...) (фото) съемка, (ави...) пассажир, (авто) и (мото)пробег, (ави...)линия, (гидро) механика, (гидро) (энерго) ресурсы, (зоо) психология, (аэр...) порт, (кино) (фото) ателье, (метео) (аэр...бюллетень), (миро) воззрение, (микро) (радио) волны, (контр) пропаганда, (нео) дарвинизм, (радио) (аэр...) навигация, (свето) и (вет) лечебница, (перекати) поле, (верти) хвостка, (гос) страх, (дет) ясли.
2. Блок (аппарат), (вакуум) насос, (дизель)мотор, (вольт) ампер, (борт) инженер, (анти) обледенитель, (гелио) установка, (обер) интендант, (кабель) кран, (пресс) папье, (пресс) центр, (грамм)молекула, (тонно) километр, (койк...) день, (труд...) час.
3. (Анарх...) синдикализм, (социал) реформизм, (обер) кондуктор, (контр) адмирал, (лорд) канцлер, (премьер) министр, (штаб) офицер, (буфф) опера, (рок) музыка, (гоп) компания, (чудо) рыба, (ура) патриотизм, (экспресс) бюллетень, (электр...) фикация, (электр...) станция, (северо) запад, (центр...) фуга, (экстра) класс, (псевдо) дарвинизм, (экс) чемпион, (Улан) Удэ, (квази) Айвазовский, (пан) Мексика, (пол) яблока, (пол) Акмолинска, (креп) сатин, (пила) рыба.
Перепишите, раскрывая скобки и вставляя, где следует, пропущенные буквы и дефис. Устно объясните написание каждого слова.
(Гряз...) лечебница, (кров...) творение, (гидр...) (турб...) строение, (жир...) отложение, (гипс...) (шлак...) бетон, (дис) квалификация, (сем...) ножка, (Анти) Дюринг, (де) компенсация, (велик...) британец, (ант...) фермент, (дальн...) зоркость,(кров...) пускание, (игл...) терапия, (инженер) (генерал) полковник, (врем...) препровождение, (книг...) хранилище, (центр...) фуга, (воздух...) охладитель, (велик...)мученик, (бронх...) пневмония, (норд) вест, (блок) пункт, (брон) башня, (дым...) и(гряз...) уловитель, (воен) юрист, (гелио) и (гео) физика, (гипер) функция, (гидр...) (аэр...) механика, (гори) цвет, (шуми) голова, (кресло) кровать, (бон) девка, (экс)директор, (парт) (проф) актив, (вице) президент, (камн...) рез, (фай) (де) шин, (камн...) (шлак...) бетон, (сем...) вместилище, (ультр...) (центр...) фугирование, (псевдо) наука.
Перепишите, ставя, где необходимо, дефис.
Он послушал рассказы о (горе) злосчастии от бездождия и сказал, что он это дело знает (Леск.). 2. Я ушел в (кают) компанию и лег на диван (Гонч.). 3. Жеребец развернул зубами (плащ) палатку (Закр.). 4. Извините меня, я провинциал, (правду) матку режу прямо... (Т.). 5. Через (пол) часа на небе не было ни облачка (Аре.). 6. Всюду пестрели... наполовину лиловые, наполовину желтые цветы (иван) (да) марьи (Г.). 7. И скажи, пожалуйста, весь класс из разбойников состоял, из (сорви) голов... (Ч.). 8. Я положил... скрипку и смычок, на скрипку бросил несколько живых цветочков (мать) мачехи, сорванных мною у (моста) перекидыша (Аст.). 9. На (полу) слове смолкла скрипка, смолкла, не выкрикнув боль, а выдохнув ее (Аст.). 10. (Звезда) предвестница взошла (Бл.). 11. Они уже с тоской и досадой смотрели на (эгоиста) отца (Ч.). 12. С возникновением (водо) хранилища высоко поднялись в городе грунтовые воды (О. В.). 13. Передо мной стоит (старуха) хозяйка в новой клетчатой поневе... (Т.). 14. ...поднятая вода подошла почти вплотную... к терему (Дмитрия) царевича... (О. Б.). 15. (Гори) хвостки, маленькие дятлы одни еще посвистывают (Т.). 16. Назар пошел за кустом (перекати) поля (Пл.).
Перепишите, раскрывая скобки.
1. Николай Алексеевич скучающими глазами обвел знакомые (приятно) привычные предметы своего кабинета. В таком же странном роде были и несколько висевших по стенам картин в гладких (серебристо) серого цвета рамах. И все же это были картины, отмеченные печатью несомненного таланта, сильного, яркого (необузданно) смелого, хотя, к сожалению, слишком модного (Солог.). 2. И не волнение, а настороженная тишина вставала во мне, когда я увидела его [город] еще издали, еще до входа под грандиозную арку шлюза с (аккуратно) пышным цветником, рядом с (прямо) угольным, огромным, почти нагим по архитектуре зданием знаменитой (гидро) станции. Мой городок больше не высился на (стремительно) крутом зеленом откосе... (О. Б.). 3. Тихо проносила свои (желтовато) мутные воды освободившаяся ото льда река. 4. (Разно) образны формы герценовского повествования (Сем.). 5. На вершинах елок гроздь (темно) лиловых шишек (Пришв.). 6. Ушел в воду (старый) старый Паисьевский монастырь... (О. Б.). 7. Два (полу) круглых окна с красивыми занавесками выходили на улицу (Вос.). 8. Возможно, даже не дошла до нас молва о некоторых (руко) творных чудесах света (Кулиб.). 9. Все люди были для Даши (однообразно) пестрой, широкой, суетливой рекой (Горб.). 10. С запада медленно, словно подкрадываясь, поползли (грязно) желтые тучи, вдали негромко погромыхивал гром (Верес.). 11. Оружейная палата - старейший музей. Здесь сосредоточены шедевры русского, восточного, (западно) европейского искусства, работы мастеров многих стран мира. 12. Под легким дуновением знойного ветра оно вздрагивало и, покрываясь мелкой рябью, (ослепительно) ярко отражавшей солнце, улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок (М. Г.).
В этом уроке разберём такие понятия, как сложные слова, соединительные гласные; ответим на вопрос, когда пишется соединительная гласная О, а когда - Е.
Сложными называются слова, которые создались в результате соединения двух (реже трёх) слов в одно слово:
сам, летать - самолёт
пар, ходить - пароход
кашу, варить - кашевар
птица, фабрика - птицефабрика
Сложные слова образуются при помощи соединительных гласных О и Е. Эти гласные прибавляются к концу первой основы, входящей в состав сложного слова.
Обратите внимание на ряд слов, приведенных ниже:
На основании этих примеров сформулируем правило написания соединительных гласных О и Е в сложных словах.
Соединительная гласная Е пишется после:
1) шипящих: ж, ш, щ, ч;
2) буквы Ц;
3) мягких согласных.
А соединительная гласная О пишется после основ на твёрдую согласную (кроме ж, ш и ц): баснописец, зверолов.
Как же определить, какую соединительную гласную нужно писать в слове?
Для этого надо сначала выделить первый корень. Если конечная согласная корня шипящая, буква Ц или мягкая согласная, то для соединения корней следует писать букву Е.
В остальных случаях пишется соединительная О.
Например:
В остальных случаях в сложных словах пишется соединительная буква О, например:
Важно научиться правильно выделять корни в сложных словах, запомнить правило написания соединительных гласных О и Е и его применять.
Список использованной литературы:
Соединительные о,е в сложных словах
6 класс
Учитель 1 категории: Жаркова Ирина Александровна
2016г.
Урок № 53
Тема урока «Соединительные о и е в сложных словах»
Цель урока:
Формирование грамотности, создание условий для овладения обучающимися знаниями о правописании соединительных О и Е в сложных словах
Задачи:
обучающие:
анализировать случаи правописания соединительных о - е в сложных словах;
развивающие:
развивать речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы, развивать умения самоконтроля;
воспитательные:
совершенствовать навыки этичного межличностного общения, воспитывать бережное отношение к слову.
Планируемые результаты
Предметные:
- знать условие выбора букв о – е в сложных словах;
- уметь находить изучаемую орфограмму; уметь выбрать нужную букву и обосновать выбор; уметь использовать в речи и на письме слова на изученную орфограмму
Личностные:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- определять общие для всех правила поведения;
- определять правила работы в парах;
- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.
Коммуникативные УУД:
-слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике, тетради;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- проводить анализ учебного материала;
- проводить классификацию, указывая на основание классификации;
- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.
Базовый учебник : Баранов М.Т., Ладыженская Т. А. Тростенцова Л.А.. Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2016.
Тип урока:
урок открытия новых знаний
Формы работы учащихся:
индивидуальная, парная, групповая
Необходимое техническое оборудование
: компьютер, проектор, презентация
Основные понятия темы:
сложные слова, способ словообразования, морфема, корень, основа, твердый согласный, мягкий согласный
Ход урока
Организационный момент. Мотивация.
Проверка готовности к уроку
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок русского языка? (интересный, познавательный, плодотворный, развивающий)
Сегодня у нас урок не простой, мы сегодня будем исследователями. Нашей исследовательской лаборатории предстоит сделать очередное научное открытие. Чтобы ваши исследования прошли успешно, недостаточно одного учителя, необходима и ваша помощь.
Какими должны быть на уроке ученики? (активными, внимательными, помогать друг другу)
Результаты своей работы будем заносить в лист контроля. Подпишите его.
____________________________(Ф.И.)
- Ребята, сегодня мы продолжаем работать по разделу «Словообразование».Выявление восприятия. И начнем мы нашу работу исследователей с загадок. Я читаю загадки, вы отгадываете, ответы записываем у доски. (картинки вывешиваются на доску)
Хоть заманчив он на вид,
но однако ядовит.
Знают люди с давних пор:
Несъедобен (МУХОМОР)
Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полёт.
Человек им управляет.
Что такое? (САМОЛЁТ)
Есть у нас квартире робот,
У него огромный хобот,
Любит робот чистоту
И гудит, как лайнер «ТУ».
Он охотно пыль глотает.
НЕ болеет, не чихает. (ПЫЛЕСОС)
Каждый день выходит утром
В повседневный свой поход.
Знать все правила обязан
На дорогах … (ПЕШЕХОД)
И на земле, и на снегу
Я зверя выследить могу
По следу лапок и копыт.
На то и есть я …(СЛЕДОПЫТ)
По волнам плывёт отважно,
Не сбавляя ход.
Лишь гудит машина важно,
Что такое? (ПАРОХОД)
2. Актуализация знаний.
Но сначала вспомним изученное.
Ребята какие слова мы с вами записали? (сложные
Какие слова называются сложными?
Сложными называются слова, состоящие из 2-х(реже 3-х) корней.
Работа с сигнальными карточками.
Я называю слова и утверждаю, что они сложные. Если я права – поднимите правую руку.
Хлебница, хлеборезка. Пылесос, пылища, синеглазый, синеватый, музыкант, водовоз, варенье, сталевар, жизнелюб, огородник.
3. Открытие новых знаний.
1. Постановка проблемы.
Какие слова вызвали затруднения? Почему? Какую гласную нужно вставить?
Итак, можно ли ошибиться в выборе соединительной гласной?
2. Определение темы.
Сформулируйте тему урока.
Правописание соединительных гласных О и Е в сложных словах.
Открываем тетради, записываем сегодняшнее число, «классная работа» и тему урока « Соединительные о-е в сложных словах»
3. Постановка цели урока.
Исходя из проблемы урока, сформулируйте, пожалуйста, цель нашего исследования.
Научиться правильно писать сложные слова, не ошибаться в выборе соединительной гласной.
4. Поиск решения проблемы
Продолжим наше исследование. Обратимся к словам на доске.
Внимательно рассмотрите слова. Найдите закономерность: когда в сложных словах пишется соединительная гласная О, а когда Е.
Если у обучающихся возникли трудности, можно обратить их внимание на согласную перед соединительной гласной.
Попробуйте сформулировать правило выбора соединительной гласной.
В сложных словах после твердой согласной пишется О, а после мягких согласных, шипящих и Ц – Е.
Откройте учебники и сравните свое правило с правилом в учебнике на стр. 112. Верно ли мы сформулировали вывод исследования?
Историческая справка: появление е после твёрдых шипящих и ц исторически оправдано: шипящие ж, ш и ц были в древнерусском языке мягкими и отвердели лишь в XIV – XV в., когда употребление О//Е было уже прочной традицией.
5. Переработка и преобразование полученной информации.
Составление схемы (работа в парах)
На следующем этапе исследования, работая в парах, попробуйте схематически (без слов) записать данное правило.
Когда работа будет закончена, несколько пар могут продемонстрировать полученные схемы на доске.
Пример схемы
[ц]Сильный ученик. Составление алгоритма
Что же мы должны сделать, чтобы правильно определить выбор соединительной гласной в сложном слове? Составим алгоритм.
1. Определить, что это сложное слово, как образовано.
2. Определить, какой согласный звук стоит перед гласным.
3. В соответствии с правилом выбрать подходящую соединительную гласную букву.
Читает правило в стихотворной форме:
Этих гласных только две:
Буква О и буква Е.
Коли тверд согласный звук,
Буква О подходит тут.
Если мягок этот звук,
Букву Е пишите тут.
6. Закрепление. Работа у доски
Работа с учебником. Упражнение 215.
Работают по цепочке, образовывают сложные слова. Проговаривают условия выбора изучаемой орфограммы, обозначают графически. Составляют сложные предложения.
Рефлексия.
- Сложно было выполнить задание?
- О чем нужно помнить, чтобы правильно выполнить задание?
7. Физминутка.
«Найди себе пару»
Ребята, а сейчас мы с вами поиграем. Каждый из вас получит карточку, на котором написано слово. Ваша задача - найти себе пару и создать сложное слово при помощи соединительной гласной. Объяснить правописание.
Книга любовь
Пыль сосать
Земля мерить
Вода падать
Лёд колоть
Лес рубить
Рыба ловить
Составить предложения со сложными словами.
8. Выполнение заданий дифференцированного характера.
1 уровень
Прочитайте текст. Подчеркните сложные слова. Вставьте пропущенные буквы
Плывёт в море пар…ход. Вода в море синяя, а палуба белая. Очень красиво, когда в синем море плывёт белый тепл…ход.
Но вот в северных морях появился лед…кол «Сибирь» - гордость русских мор…ходов. Палубы и все надстройки у лед…кола оранжевые.
В снег…пад и в солнечную погоду белое судно трудно заметить среди льдов. А за лед…колом идёт караван судов. Вот для чего ему яркий цвет.
2 уровень
Замените словосочетания одним сложным словом
Пить чай, помогать взаимно, любить труд, люди одной фамилии, любить свободу, резать овощи, описывать жизнь, качать воду.
3 уровень
Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Исключите слова по одному из цепочки по самостоятельно найденному признаку так, чтобы осталось одно слово. Причину исключения каждого слова обоснуйте
Мяс…рубка, птиц…фабрика, выпускник, пар…возы, земл…делие, сад…вод.
9. Распределить слова в 2 столбца в зависимости от соединительной гласной.
Мясорубка, путешествие, общепринятый, теплолюбивый, слабовольный, картофелечистка, птицефабрика, широкоплечий, грушевидный, паровозы, единодушие, земледелие.
10. Итог. Самостоятельная работа по перфокарте в парах. Взаимопроверка.
На карточке написаны слова. По вертикальной полосе написаны гласные О и Е, листок отгибается.
Карточки
вод..проводземл..трясение
гром..отвод
вод..мерка
земл..делие
дожд..мер
жизн..описание
груз..подъемник
картофел..копалка
каш..вар
книг..печатание
корабл..строение
лед..ход
машин..строение
нефт..провод
овц..водство
пар..ходстворастени..водство
ча..питие
басн..писец
власт..любие
кон..водство
песн..пение
чест..любие
вод..пой
язык..знание
стал..вар
гряз..лечение
хлеб..резка
газон..косилка
птиц..лов
пеш..ход
овощ..хранилищечерн..морец
сад..водство
птиц..фабрика
газ..провод
прав..писание
олен..водство
лед..кол
11. Итоги урока
Какова была тема исследования?
Сделайте вывод: как выбрать написание соединительной гласной в сложном слове?
Вы замечательно потрудились, каждый из вас поработал в полную силу.
Оценка устных ответов учителем
Приём незаконченного предложения
Сегодня я узнал …
Мне было трудно …
Теперь я могу …
Я приобрёл …
Я научился …
Я благодарю вас за работу на уроке. Благодарить – дарить благо, добро. Давайте делать добро, дарить благо друг другу и жить так, чтобы у вас всегда был смысл в жизни.
Поставьте себе общую оценку за урок.
Домашнее задание.
1. Выучить правило на с.119 п. 41
2. На выбор:
а) упр. 217;
б)составить диктант для соседа на изученное правило.
Спасибо за внимание!
Понаблюдаем, как образовано слово самолёт . Сам летает. В слове два корня сам-, лёт-. Слова, имеющие два корня, называются сложными .
Что общего в этих сложных словах: самолёт, самовар, самокат, самоделка, самолюбие?
Самовар сам варит, второй корень вар-.
Самокат сам катает, катит, второй корень кат-.
Самоделка - сам делает, дело, второй корень дел-.
Самолюбие - чувство собственного достоинства - сам, любит, корень люб-.
Сам - первая часть сложных слов.
Понаблюдаем, какие буквы гласных соединяют два корня в сложных словах.
мореход (ходит в море, корни мор-, ход-),
пар оход (ходит на пару, корни пар-, ход-)
камн епад (падают камни, корни камн-, пад-),
звезд опад (падают звёзды, корни звезд-, пад-)
В словах мореход и камнепад первый корень оканчивается на мягкий согласный звук р" и н" , корни соединяет буква Е.
В словах пароход и звездопад первый корень оканчивается на твёрдый согласный звук р и д, корни соединяет буква О.
Чаще всего корни в сложных словах соединяют буквы гласных о или е. Эти буквы называют буквами соединительных гласных.
Как нужно действовать, чтобы правильно написать букву соединительной гласной в сложных словах?
1. Убедись, что слово сложное: найди корни и устно подбери к каждому однокоренные слова.
2. Если слово сложное, послушай, на какой согласный звук оканчивается первый корень. Если на твёрдый - надо писать О, если на мягкий - Е.
Буква Е бывает после непарных твёрдых: ж, ш, ц.
Определите, какую букву надо писать на месте пропуска.
Многолетний - много лет, корни мног-, лет-, буква соединительной гласной О,
путеводитель - путь, водить, корни пут-, вод-, буква соединительной гласной Е,
древнерусский -древний, Русь, корни древн-, рус-, буква соединительной гласной Е,
водоплавающие - вода, плавать, корни вод-, плав-, буква соединительной гласной О.
Образовываем сложные слова
Какими сложными словами можно заменить эти предложения?
1) Поток воды, который падает с большой высоты.
2) Человек, который пашет землю.
3) Зверьки, похожие на мышей, которые роют землю.
4) Жук, который ест кору.
5) Человек, идущий пешком.
Проверь себя: водопад (корни вод-, пад-), землепашец (корни земл-, паш-), землеройка (корни земл-, рой-), короед (корни кор-, ед-), пешеход (корни пеш-, ход-).
Как называются эти сказочные предметы?
Сапоги — самоходы, скатерть — самобранка, гусли - самогуды.
Какой общий корень есть в этих словах? Корень сам-.
Почему так называются именно сказочные волшебные предметы? Сапоги сами ходят. Скатерть сама собирает еду (брать в значении доставать еду). Гусли сами играют, гудят.
Находим сложные слова в стихотворных строках:
Спозаранок скачут птицы
По заснеженным ветвям -
Желтогрудые синицы
Прилетели в гости к нам.
(Ю. Синицын)
Пришла весна! Весна-красна
С зелёной травкой у окна.
Повесила серёжки
Берёзе-белоножке.
(Е. Трутнева)
По оврагам, по обрывам,
Через пальцы ивняка
Льётся тихо и пугливо
Желтолистая река.
Школьный дом одноэтажный
Улыбается окном.
Грач по нивам бродит важно,
Словно сельский агроном.
(М. Исаковский)
Листопад! Листопад!
Лес осенний конопат.
Налетели конопушки,
Стали рыжими опушки.
(Н. Егоров)
Сложные слова:
желтогрудые - с жёлтыми грудками, корни желт-, груд-;
белоножка - с белой ножкой, ногой, корни бел-, нож-;
листопад - падают листья, корни лист-, пад-;
желтолистая - с жёлтыми листьями, корни желт-, лист-;
одноэтажный - с одним этажом, корни одн-, этаж-.
О каком человеке можно так сказать?
Лежебока - любит лежать на боку, корни леж-, бок-, первый корень оканчивается на ж, пишем букву е;
сладкоежка - в качестве еды любит сладости, корни слад-, еж-;
пустослов - говорит пустые слова, корни пуст-, слов-.
Эти слова называют черты характера человека. Объясним значение слов.
Трудолюбивый - любит труд, корни труд-, люб-;
слабовольный - слабая воля, корни слаб-, вол-;
милосердный - милое сердце, корни мил-, серд-;
добродушный - добрая душа, корни добр-, душ-;
благородный - благо роду, корни благ-, род-.
Как ты назовёшь человека, у которого великая душа, острый ум, ясные глаза, тёмные волосы?
Великая душа - великодушный (корни велик-, душ-),
острый ум - остроумный (корни остр-, ум-),
ясные глаза - ясноглазый (корни ясн-, глаз-),
тёмные волосы - темноволосый (корни темн-, волос-).
Прочитаем фамилии, подумаем, сложные ли это слова.
Добролюбов - любить добро, корни добр-, люб-. Николай Добролюбов - русский писатель.
Добронравов - добрый нрав, корни добр-, нрав-. Николай Добронравов — поэт-песенник.
Боголюбов - любящий бога, корни бог-, люб-.
Краснощёкова - красные щёки, корни красн-, щёк-.
Сложные слова называют людей по профессии.
Полководец - водит за собой полки, корни полк-, вод-,
баснописец - пишет басни, корни басн-, пис-,
пчеловод - разводит пчёл, корни пчел-, вод-,
водопроводчик — проводит воду, корни вод-, вод-, приставка про-,
сталевар - варит сталь, корни стал-, вар-,
птицелов - ловит птиц, корни птиц-, лов-, первый корень оканчивается на ц , пишем е .
Послушайте текст, определите, сколько сложных слов встретилось.
Москву основал князь Юрий Долгорукий. Москва сначала была деревянной крепостью, огороженной частоколом из брёвен. Дубовые стены Кремля сменились белокаменными. Тогда-то Москва и получила имя на все времена - белокаменная. А ещё златоглавая, с золотыми головами, куполами храмов. Чистопрудный бульвар - одна из старых улиц в центре Москвы.
Долгорукий - долгие руки, корни долг-, рук-,
частокол — забор из тесно вбитых кольев, корни част-, кол-,
белокаменная - построена из белого камня, корни бел-, камен-,
златоглавая - с золотыми головами, корни злат-, глав-,
Чистопрудный - чистые пруды, корни чист-, пруд-.
Рыба краснопёрка очень красива. Спина у неё зелёная, на боках золотистая чешуя с коричневой каёмкой по бокам. Глаза оранжевые, губы жёлтые. Прозвище своё рыбка получила за окраску плавников. (По Н. Осипову)
Растёт травинка, прямая, крепкая, а на конце её зелёная щёточка вверх торчит. Так выглядит лисохвост. Конечно, такой хвостик даже для лисёнка маловат, а всё ж на хвостик похож.
Водомерка - так назвали насекомое, которое быстро бегает по воде, как будто хочет измерить расстояние.
Горихвостка - сложное слово, состоящее из двух корней гор- и хвост-. Однокоренные слова: гореть, хвостик.
Краснопёрка - сложное слово, состоит из двух корней: красн- и пёр-. Однокоренные слова: красный, перья.
Лисохвост - корни лис-, хвост-. Родственные слова: лиса, хвостик.
Водомерка - корни вод-, мер-. Вода, измерить.
Большую орфографическую трудность вызывают гласные, которые называются соединительные. "О" и "е" в сложных словах часто не замечают, вследствие чего допускают ошибки. Примечательно, что других букв, соединяющих две основы, нет.
Если слово состоит из двух и более основ - оно будет именоваться сложным. Например, сельскохозяйственный (сельское хозяйство), мясо-молочный (мясо и молоко), научно-технический (наука и техника), летописец (писать летописи).
Сложные слова в русском языке появились на современном этапе развития в период обилия информации, ведь это позволяет в одном слове уместить несколько понятий.
Явления, когда в образовании сложного слова используется более двух корней, достаточно редки. Например, веломотоспорт.
Образовываться сложные слова могут различными способами. От этого будет зависеть их правописание. Разберем самые популярные:
Пишут сложные слова в русском языке слитно либо через дефис: сенокос, железнодорожный, вечнозеленый, школа-интернат, динамо-машина, плащ-палатка. Употребление того или иного способа зависит от образования конкретного слова.
Разберем, когда употребляются соединительные "о", "е" в сложных словах. Примеры, когда необходимо писать "о" следующие:
Во всех этих словах первая основа оканчивается на твердый согласный, поэтому и требуется употребление соединительной "о".
Теперь следует разобрать сложные слова с соединительной гласной е. Примеры такие:
Все эти слова объединяет тот факт, что первая основа оканчивается на мягкий согласный (дождемер, древнерусский), на шипящий (общежитие, пешеход, кашевар) или на "ц" (птицелов). Следовательно, в таких словах следует писать соединительную "е".
Иногда соединительные "о" и "е" в сложных словах не используются: их заменяют части производных основ. Разберем подобные случаи.
В русском языке немало случаев, когда соединительные "о" и "е" в сложных словах совершенно не нужны. Это происходит в следующих случаях:
Соединительные "о" и "е" в сложных словах могут употребляться как при слитном их написании, так и при дефисном. Рассмотрим случаи употребления дефиса.
Составить сложные слова можно с помощью сочинительной и подчинительной связи. Если они образованы первым случаем, то будут писаться через дефис. Другими словами, между частями легко можно поставить союз "и". Разберем примеры, для этого необходимо составить сложные слова: диван и кровать - диван-кровать; научный и технический - научно-технический; русский и английский - русско-английский; фабрика и завод - фабрично-заводской; мясо и молоко - мясо-молочный; военно-медицинский - военный и медицинский и другие.
Сложные слова (существительные и прилагательные) со значением сторон света: западно-европейский, юго-восточный, северо-восток.
Слова, передающие оттенки цветов: малиново-золотой, серо-буро-коричневый, светло-зеленый, пурпурно-синий.
Если слово образовано от имени собственного: лев-толстовский стиль, вальтер-скоттовские идеи, нью-йоркская биржа. Исключение составляют географические названия, образованные из словосочетания существительное и прилагательное: Великие Луки - великолукский, Сергиев Посад - сегриевопосадский, Старая Русь - старорусский.
Слова - научно-технические термины: динамо-машина, вакуум-сушилка, дизель-электрод, стоп-кран, фильтр-пресс.
Слова - обозначения политических партий и течений: вице-мэр, либерально-демократический, социал-демократ, национал-социалистический.
Слово, имеющее в первой части оценочное суждение: горе-жена, рубаха-парень, лапочка-дочка, паинька-сынок.
Если первая производящая основа - обозначение какой-либо латинской буквы: альфа-самец, бета-каротин, гамма-излучение.
Слитно необходимо писать сложные слова, образованные с помощью подчинительной связи: лесоперерабатывающий (перерабатывать лес), старомосковский (старая Москва), летописец (писать летопись), молочноперерабатывающий (перерабатывать молоко), лесозаготовки (заготовки леса).