Монархия примеры стран. Монархия и ее виды

Монархия примеры стран. Монархия и ее виды

Министерство Внутренних Дел Российской Федерации

Московский Университет

Кафедра конституционного и муниципального права

Дисциплина: Конституционное право зарубежных стран

«Монархия и её разновидности»

Проверил: Сдал:

Подполковник милиции курсант 202 уч. взвода

Чеишвили М. В. Гуреева А. С.

Мона́рхия (лат. monarchia «единовластие») - форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу - монарху (королю, царю, императору, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану и т. д. и т. п.) и, как правило, передаётся по наследству. Также это может быть сконцентрированная власть страны (империи) именно в центре, то есть столице. Подобное видно в политическом строении Киевской Руси: Властитель (монарх) был в столице.

Отсюда вытекает, что общими сущностными признаками данной формы правления являются: а) единоличная верховная государственная власть и б) получение этой власти и передача ее по принципу крови, по наследству. Встречавшиеся в истории и современности отдельные редкие отклонения от этих норм не могут поставить под сомнение принципиальную общезначимость указанных юридических признаков монархии. Точно так же тот факт, что во многих монархиях главе государства реальная верховная государственная власть не принадлежит, поскольку страной фактически управляют другие государственные органы, не может отменить то, что формально-юридически, номинально именно монарх олицетворяет верховную власть. Бывает и наоборот, когда реальная власть монарха (например, в Марокко, Иордании и др.) значительно выше, нежели это вытекает из конституционных норм.

Эта власть нередко обожествляется (монарх – помазанник Божий). На сегодня божественное происхождение власти монарха мало кого волнует: из истории известно, что феодалы становились монархами и добывали трон для себя и своих потомков в результате иногда выборов (разумеется, не всенародных), чаще насилия, изредка приглашения. Из этого исходит и большинство действующих конституций монархических государств.

Число монархий в современном мире, несомненно, значительно сократилось по сравнению с тем, что имело место еще два-три столетия назад, не говоря уже о древности и средневековье. За последние полвека с небольшим монархии перестали существовать в Италии, Болгарии, Румынии, Греции, Югославии, Афганистане, Ливии, Эфиопии и некоторых других странах, не считая тех, кто вышел из состава Британского Содружества. Но и сегодня эта форма государственного правления не является редким исключением. Около четырех десятков стран мира являются монархиями (для сравнения: примерно в четырех пятых всех стран мира распространена республиканская форма правления). Монархиями ныне являются Великобритания и Япония, Испания и Дания, Австралия и Канада, Швеция и Норвегия, Бельгия и Нидерланды, Саудовская Аравия и Иордания, Марокко и Объединенные Арабские Эмираты, Оман и Катар, Кувейт и Бахрейн, Малайзия и Таиланд, Люксембург и Непал, Свазиленд и Бутан, Тонга и Лесото, а также ряд других стран. В отдельных странах, особенно постсоциалистических (Албания, Болгария, Румыния и др.), за последнее время серьезно оживились силы, выступающие за возврат к монархической форме правления, но они не смогли привлечь на свою сторону большинство населения.

Форма правления представляет собой отражение способов организации государственной власти конкретного государства. Основными формами правления, которые существовали в разные исторические эпохи, являются монархия и республика. Они приобрели абстрактное значение, но в каждую эпоху, применительно к каждому государству всегда одевались в конкретные одежды. Но самыми распространёнными видами монархий являются абсолютная и ограниченная.

Форма государства характеризуется неразрывной связью с его содержанием. Категория “содержание” позволяет установить принадлежность государственной власти, ее субъекта, ответить на вопрос: кто ее осуществляет. Изучение же “формы” государства позволяет дать ответ на вопрос как формируется власть в государстве, какими органами она представлена, каков порядок образования этих органов, сколь длителен период их полномочий, каковы взаимоотношения главы государства, высших органов законодательной и исполнительной власти.

Абсолютная монархия

Абсолютная монархия - это такая форма государственного правления, когда вся полнота государственной власти сосредоточивается в руках самого монарха, который пользуется ею без всяких ограничений и безусловно, не деля эту власть ни с кем. Абсолютная монархия несовместима с принципом разделения властей, поскольку в ней единственным источником власти, носителем государственного суверенитета выступает монарх, олицетворяющий собой неразделимое единство высшей законодательной, исполнительной и судебной властей. Ни о какой системе сдержек и противовесов или балансе ветвей власти здесь говорить не приходится, ибо эта форма правления в самой своей основе отрицает существенные принципы демократии и действительного конституционализма. Власть монарха самодержавна: он сам издает законы, сам или через посредство назначаемых им чиновников управляет страной, сам вершит высший суд; все его подданные изначально бес­правны и являются его слугами, включая министров, и только он наделяет их тем или иным объемом прав. Обладание высшей духовной властью еще более усиливает власть такого монарха.

Исторически такая государственная форма была характерна для доиндустриальных обществ. В современном мире абсолютные монархии встречаются крайне редко и представляют собой политико-правовой анахронизм, сохраняющийся благодаря определенным историческим, национальным, конфессиональным и иным особенностям развития соответствующих стран и вряд ли имеющий большое будущее. Уже сегодня они в какой-то мере, хотя и медленно, модернизируются, а отдельные из них, как Непал в 1990 г., превращаются из абсолютных монархий в конституционные монархии. К числу современных абсолютных монархий можно отнести прежде всего ряд арабских стран Персидского залива - Саудовскую Аравию, Оман, Кувейт, ОАЭ, Бахрейн, Катар, а также султанат Бруней в другой части Азии. В сравнительно чистом виде абсолютная монархия сохранилась только в Омане, где нет конституции и парламента или иного представительного органа, вся общественная и государственная жизнь опирается на Коран, а король является одновременно и высшим духовным лицом. В других таких странах хотя и имеются конституции, а в ряде из них даже проводились парламентские выборы, тем не менее абсолютистский характер государственной власти от этого не изменился, поскольку в них речь идет об октроированных (дарованных) монархами конституциях, над которыми к тому же стоит Коран, а парламенты в них крайне ограничены в своих функциях, носят характер совещательных органов. В Саудовской Аравии в 1992 г. король также издал конституционный акт, согласно которому парламент был заменен совещательным советом, все 60 советников которого назначаются самим королем. Большую роль в абсолютных монархиях может играть такой неформальный орган, как семейный совет, поскольку нередко члены семьи и родственники монарха занимают важные руководящие посты в центре и на местах.

Конституционная монархия

Монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией. При конституционной монархии реальная законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - правительству.

Конституционные монархии делятся на два вида: представительные, или дуалистические монархии, и монархии парламентарные. И в тех, и в других монарх делит власть с парламентом, но в то время, как в первых за ним остается вся исполнительная власть, во вторых она осуществляется правительством, ответственным перед парламентом.

Обычным юридическим способом ограничения власти монарха является постановление, что никакое его повеление не имеет силы, пока оно не контрасигновано соответствующим министром. При этом, в монархии первого типа министры ответственны только перед самим монархом, и им же назначаются или смещаются; обязанность монарха подчиняться парламенту в законодательной сфере гарантируется в таких государствах (хотя весьма недостаточно, как это доказывает пример Пруссии в эпоху конфликта 1862-1866 г.) правом парламента вотировать бюджет.

В монархиях второго типа министры ответственны перед парламентом и несмотря на то, что их назначение выполняется монархом, снятие министров с должности может инициироваться парламентскими вотумами недоверия (см. Парламентаризм). В государствах последнего типа у монарха осталось очень мало реальной власти. Никакое его желание, даже такое частное, как относительно помилования преступника, фактически не может быть исполнено, если оно вызывает недовольство парламента. Иногда парламенты даже ограничивают свободу монархов в их частных делах. Юридически за монархом остается громадная власть: и окончательное утверждение законов, и их исполнение, и назначение и смещение всех чиновников, и объявление войны, и заключение мира - все это лежит на нем, однако он может выполнять всё это лишь в согласии с волей народа, выражаемой парламентом. Монарх «царствует, но не управляет»; однако и он представляет свое государство, является его символом.

Было бы неправильно сказать, что в таких государствах активная роль монарха сведена к нулю: являясь главным представителем государства и исполнителем воли народа, он несет различные функции, важные в особенности в области иностранной политики, а также в моменты кризисов и конфликтов в области внутренней.

Парламентарная монархия

Парламентарная монархия - конституционная монархия, в которой монарх выполняет свои функции чисто номинально. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства.

Парламентарная монархия отличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах государственной власти. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту, а исполнительная - правительству, которое несёт ответственность за свою деятельность перед парламентом. Примерами парламентарной монархии могут служить Англия, Голландия, Швеция и др. Парламентарные монархии и дуалистические монархии в научной литературе именуют конституционными монархиями.

В парламентарных монархиях правительство формируется партией, получившей во время всеобщих выборов большинство голосов в парламенте, или партиями, располагающими в нём большинством голосов. Лидер партии, обладающей большинством депутатских мест, становится главой правительства. Власть монарха весьма ограничена во всех сферах государственной жизни, прежде всего в законодательной и исполнительной. Причём ограничение это имеет не формально-юридический, а фактический характер.

Парламентарные монархии значительно более распространены в современном мире по сравнению с абсолютными и дуалистическими. Среди монархий их подавляющее большинство. Это - Великобритания, Япония, Канада, Испания, Австралия, Швеция, Новая Зеландия, Норвегия, Дания, Нидерланды, Бельгия, Таиланд, Малайзия, Люксембург и др. «Политической формой испанского государства является парламентарная монархия», - гласит ч. 3 ст. 1 Конституции Испании. Выше уже была приведена высокая оценка места и роли короля в этой Конституции (ст. 56). Вместе с тем в ней конкретно и подробно определяются функции и права монарха в условиях парламентарной монархии (ст. 62-65). В современной Испании король, оставаясь главой го­сударства, не является главой исполнительной власти, не обладает правом законодательной инициативы и правом вето в отношении законов, принятых парламентом. Конституция Люксембурга (ст. 51) устанавливает, что «в Великом Герцогстве действует режим парламентской демократии». В отличие от парламентарной монархии в Испании, эта же разновидность монархии здесь предусматривает, что Великий Герцог является главой исполнительной власти и обладает правом законодательной инициативы, а Палате депутатов предоставлена возможность направлять ему законопроекты. Он же назначает и увольняет членов правительства, определяет его состав, назначает судей и т.д.

Дуалистическая монархия

Конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширные властные полномочия.

Дуалистическая монархия - монархия, при которой власть монарха ограничена в законодательной области парламента. При этом монарх имеет неограниченное право роспуска парламента, абсолютного вета на закон. Правительство формирует монарх, поэтому реальная политическая власть сохраняется у монарха.

К дуалистическим монархиям в современном мире можно отнести Иорданию, Марокко, Свазиленд, Кувейт (последнюю иногда относят к абсолютной монархии).

В Российской империи дуалистическая монархия просуществовала с 1905 года до 1917 года. Также дуалистическая монархия была в Японии в последней трети 19 века.

Характерной особенностью дуалистической монархии является формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Исполнительная власть находится в руках монарха, законодательная - у парламента. Последний, однако, фактически подчиняется монарху.

В настоящее время в мире дуалистических монархий в чистом виде не сохранилось, хотя они и были нередки в прошлом (например, в Италии, Пруссии, Австрии и др. странах). Сегодня определенные черты таких монархий в той или иной мере присущи таким странам, как Иордания, Марокко и Непал, поскольку в них сочетаются черты дуалистических и парламентарных монархий. В Иордании, например, хотя и имеется парламент, перед которым формально ответственно правительство, однако власть парламента серьезно ограничена прежде всего тем, что его акты, включая вотумы недоверия правительству, подлежат утверждению королем и что государственное управление в стране реально осуществляет именно король. В Марокко вотум недоверия правительству не нуждается в одобрении короля, но правительство ответственно не только перед парламентом, но и прежде всего и фактически перед королем, которому принадлежит общее руководство аппаратом управления, армией, полицией и др., хотя он и не стоит во главе правительства. Помимо этого король обладает правом отлагательного вето в отношении принятых парламентом законов и правом роспуска парламента. В Непале по Конституции 1990 г. правительство ответственно формально только перед парламентом, но реальная власть и здесь принадлежит королю и правительство фактически по традиции полностью подчиняется ему. В этой стране особенно наглядно сочетаются черты дуалистической и парламентарной монархий.

Древневосточная монархия

Первая в истории человечества форма государственного правления. Имела уникальные, присущие только ей черты. В государствах Востока значительную роль в общественной жизни играли отношения общественного строя, патриархального быта. Рабовладение носило коллективный или семейный характер, и только государственные рабы всецело принадлежали монарху. Такую организацию государственной власти в странах Древнего Востока называли восточной деспотией. Но это деспотическое правление существовало далеко не во всех странах Древнего Востока, в государствах древнего Шумера власть правителя была значительно ограничена элементами республиканского правления и сословного самоуправления. Деятельность правителей контролировалась советом знати или народным собранием. В древней Индии в период наивысшего укрепления центральной власти значительную роль играл Совет царских чиновников.

Феодальная монархия

Разновидность монархии и форма правления, при которой в экономике преобладает сельскохозяйственное производство, господствует натуральное хозяйство, существует две основных социальных группы: феодалы и крестьяне. Характерно использование методов внеэкономического принуждения, соединение верховной власти с землевладением. С точки зрения марксистской теории феодализм - общественно-экономическая формация, приходящая на смену рабовладельческой и предшествующая капиталистической .

Раннефеодальная монархия

Форма правления, хронологически первая из форм феодальной монархии. Развивается при переходе к феодализму в зависимости от климатических особенностей региона либо от рабовладельческого строя (Южная Европа, Северная Африка, Передняя Азия, Средняя Азия, Индия, Китай), либо непосредственно от первобытнообщинного строя (Западная Европа, см.варварские королевства, Северная Европа, Восточная Европа). Сохраняется также в период феодальной раздробленности. Хронологически предшествует сословно-представительной монархии (некоторые исследователи выделяют промежуточный этап вотчинной монархии).

В условиях военной демократии князь (король), опираясь на дружину, из выборного военачальника превращается в главу государства и начинает передавать верховную власть по наследству. Он начинает назначать должностных лиц (графов, «мужей») в качестве своих наместников в округах (в городских центрах союзов племён), позднее наместники монарха заменяют собой и выборных должностных лиц более низких уровней (сотников).

С ростом территории государства, ростом бюрократического аппарата, разветвлением правящей династии происходит политическая децентрализация, на утверждение той или иной кандидатуры на монаршем престоле начинают влиять крупные феодалы. Верховная власть становится номинальной.

На следующем этапе, при полном развитии слоя мелких феодалов на местах и городского сословия, глава государства в союзе с ними получает возможность ущемить права крупных феодалов, территориально увеличить свой домен и начать процесс централизации государства, вновь сделать свою власть реальной и наследственной.

Вотчинная монархия

Разновидность монархии и этап развития феодальных государств, следующий за феодальной раздробленностью в узком смысле слова (феодальной анархией, аристократическим строем) и предшествующий сословно-представительной монархии. Основными чертами вотчинной монархии являются:

закрепление верховной власти за одним из крупных феодалов и его потомством, прекращение выборов монарха крупными феодалами.

восстановление фактического лидерства главы государства.

начало централизации и создания национального государства в союзе с мелкими и средними феодалами (см. рыцарь, боярин), а также с третьим сословием.

существование совета представителей вассалов при главе государства, в который впоследствии (при переходе к сословно-представительной монархии) допускаются делегаты от третьего сословия.

Классическими вотчинными монархиями являются Англия и Франция XII-XIII веков.

Признаки вотчинной монархии наблюдаются во Владимиро-Суздальском княжестве начиная со второй половины XII века, когда младшие Юрьевичи с помощью горожан наносят решающее поражение старому боярству, влиявшему на порядок наследования. Монгольское нашествие на Русь вмешалось в естественный ход развития Руси, и следующий первый факт передачи верховной власти без учёта мнения крупных феодалов относится лишь к 1389 году.

Сословно-представительная монархия

Форма правления, предусматривающая участие сословных представителей в управлении государством, составлении законов. Она складывается в условиях политической централизации. Различные сословия были представлены в органах власти неравномерно. Часть из этих законосовещательных органов эволюционировало в современные парламенты.

Ограничение власти монарха связано с развитием товарно-денежных отношений, которые подорвали основы замкнутого, натурального хозяйства. Возникла политическая централизация, организовалась сословно-представительная монархия - форма, при которой власть главы государства ограничена сословно-представительными органами (Собор, парламент, Генеральные штаты, сейм и т.п.)

В России сословно-представительная монархия возникла в XVI веке в период правления Ивана IV Грозного, на фоне других прогрессивных реформ этого политического деятеля в области права и государственного правления. Началом существования данной формы правления в России можно считать созыв Земского Собора 1549 года, хотя первый случай созыва совета с участием различных сословий впервые упоминается под 1211 годом в связи с вопросом о престолонаследии в Владимиро-Суздальском княжестве (Князь великий Всеволод созвал всех бояр своих с городов и волостей и епископа Иоанна, и игумены, и попы, и купцы, и дворяны, и все люди).

Теократическая монархия

Система правления, при которой важные общественные дела решаются по божественным указаниям, откровениям или законам. Согласно другому определению - политическая система, при которой религиозные деятели имеют решающее влияние на политику государства.

Монархия, при которой следующий монарх не наследует власть автоматически (по смерти, ухода или окончания полномочий предыдущего), а выбирается (формально или реально). Фактически - промежуточная форма правления между монархией и республикой.

· Истинная монархия - Это именно есть та монархия, в которой одно лицо получает значение Верховной власти: не просто влиятельной силы, а власти верховной. Это же может случиться, во вполне чистом виде, только при одном условии: когда монарх, вне сомнения для нации и самого себя, является назначенным на государственное управление от Бога. Но для того, чтобы она могла быть действительно Верховной властью Божественного нравственного начала, эта монархия должна быть создана истинной верой, верой в истинного, действительно существующего Бога.

· Монархия деспотическая, или Самовластие - отличается от истинной монархии тем, что в ней воля монарха не имеет объективного руководства. В монархии истинной воля монарха подчинена Богу, и притом очень ясно. Она имеет своим руководством Божественное учение, нравственный идеал, ясный долг, и все это существует не только как учение, но и как реальное содержание народной души, с которой пребывает Сам Бог. Посему в истинной монархии произвол Верховной власти принципиально невозможен. Фактически, конечно, он возможен, но как исключительное и недолговременное явление. Его существованию противодействуют все силы, какими живёт нация и сам Монарх. Но есть монархии, в которых личная Верховная власть основана на ложных религиозных концепциях, и они тогда порождают из этой личной власти произвольную, то есть деспотическую. Зависит это от того, что эти ложные религиозные концепции связаны или с личным обожествлением монарха, или с божеством, сознаваемым только как некоторая огромная сила, без нравственного содержания, и не живущая в самой душе людей, составляющих данную нацию. Это - власть Верховная, но совершенно произвольная.

· Монархия абсолютная - абсолютизм, как по смыслу понятия, так и по смыслу исторического факта, означает власть ничем не созданную, ни от чего, кроме самой себя не зависящую, ничем, кроме самой себя, не обусловленную. Когда народ сливается с государством - власть государственная, выражая самодержавие народа, делается абсолютной. Тут монарх обладает всеми властями, все их в себе сосредоточивает, но власти верховной не представляет. Все власти, у него сосредоточенные, суть власти народные, ему только переданные временно или на веки, или наследственно. Но как бы ни давалась эта власть, она все-таки есть народная, по тому самому, что она абсолютна.

Одним из главных достоинств монархии является способность сохранять не формальность отношений монарха и подданного. Возможно, в силу этого монархия является более действенным символом единства. Правильно устроенная монархия может быть символом единства многонационального государства, в том числе империи. Монархия также может являться символом единства нации, общественной стабильности. Даже формально конституционные, а фактически декоративные монархии (вроде современной монархии в Великобритании) продолжают исполнять эту важную миссию - миссию символа и инструмента единства.

В сфере социальных отношений монархия проводит исключительно благородные принципы. Это, например, верность - один из самых благородных критериев в отношениях между людьми.

Одним из достоинств монархии является возможность принятия оперативного решения в случаях, когда времени на обсуждение просто нет. Еще одним важным достоинством монархии является способность эффективно выдвигать наиболее талантливых людей на руководящие посты. В монархической системе эта способность гораздо выше, нежели в республиканской. Президент или премьер-министр будут видеть в талантливом министре или генерале конкурента, а следовательно, будут всячески придерживать его. Монарх социально выведен из конкуренции и сам заинтересован в выдвижении талантливых людей, так как для него поражение страны - это угроза отречения, а гибель страны - гибель династии.

Главный недостаток династической монархии - случайность рождения. При династическом наследовании нет гарантии, что не родится умственно неполноценный наследник. Очень часто династические наследники являли собой противоположность своим родителям. Взять, например, царствование Екатерины II и ее сына Павла. Екатерина царствовала, сосредоточив вокруг себя все величие. Павел был полной противоположностью своей матери. Павел принес с собой на престол не обдуманную программу, не знание дел и людей, а только обильный запас горьких чувств.

Установленный незыблемый порядок вещей остался отрадным воспоминанием о екатерининской эпохе, тогда как правление Павла запечатлелось ощущением тяжкого гнета, безысходного мрака, обреченности.

Еще одним широко распространенным недостатком монархии является фаворитизм, склонность к выдвижению любимцев. На Руси во второй половине XVIII века фаворитизм стал почти государственным учреждением.

Оба эти недостатка можно устранить составными политическими системами, в которых монархия - не единственная форма, а действует в сочетании с другими формами аристократией или демократией.

В последние годы процесс "республиканизации" заметно замедлился. Государства, имеющие монархов, не спешат расставаться со своими традициями и институтами. Наоборот, во многих регионах мира, где давно уже утвердились республики усиливается ностальгия по монархической системе. Многие люди связывают с ней ту стабильность и преемственность политической власти, которой так не хватает многим молодым демократиям. Сказанное касается таких стран как Азербайджан, Грузия, Молдова, а в какой то степени и России. В некоторых странах, истерзанных гражданской войной на восстановление монархии смотрят, как на последний шанс достичь национального примирения. Именно с этой целью впервые за многие годы была восстановлена монархия в Камбодже в 1993 г. Всерьез рассматривался вопрос о возвращении власти афганскому королю в изгнании Захир-Шаху. В отдельных случаях попытки восстановить монархию предпринимаются и диктаторами-авантюристами (классический пример - провозглашение в 1976 г. императором Бокассы в ЦАР). Свои монархические движения существуют во Франции, Италии, Греции и ряде других стран.

В современных условиях есть такие нетипичные монархии, где глава государства не пожизненный и не наследственный, а избирается через определённый промежуток времени. Малайзия и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) выборы монарха проводят раз в пять лет. Это сближает монарха с президентом, а форма правления приближается к республиканской. Однако оба названных государства являются, несомненно, монархиями.

Некоторые политики считают, что в настоящее время в нашей стране может быть более приемлемо правление монарха. За последние десятилетия в России произошел сильный упадок экономики, практически полностью были парализованы промышленность, сельское хозяйство и многие другие отрасли. Процветал бандитизм, все чаще встречаются случаи коррумпированной власти и правоохранительных органов. Постоянно идет борьба за высшие должности. В такой обстановке страна развиваться и прогрессировать не может.

Социалистическое прошлое нашей страны, когда провозглашались равенство политических и гражданских прав, декларировалось социальное равенство, повлияло на современное государство. Переходный период становления формы правления нашего государства закончился, власть все более централизуется в руках главы государства, наличие выборных органов только создает видимость принятия коллективного решения по знаковым для страны вопросам. Многочисленные обращения депутатов различных уровней, видных политиков которые обращаются с конституционной инициативой об изменении основного закона - Конституции, по вопросу продления полномочий действующего президента, обсуждение кандидатуры приемника президента, позволяют утверждать, что Россия не изжила стремления к монархической форме правления.

Сторонники монархии утверждают, что если государством будет править преданный России и волевой монарх, то страну удастся поднять на высокий уровень.

1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Монархия

2. http://ez2www.com/book_677_chapter_44_§_1._Monarkhija_i_ee_vidy.html (Онлайн библиотека)

3. Еллинек Г. Общее учение о государстве. Спб., 1910 г.

4. Нестеров Ф.Ф. Связь времён – М.: Молодая гвардия, 1984

5. Тихомиров Л. А. «Монархическая государственность» - М. 2004. С. 74-78

6. Богусловский В.В. Правители России. - М.: ОЛМА - Пресс Гранд, 2006

7. Макаренко М.Н. Теория государства и права. М.: Издательство «Зерцало», 2005.

8. Энциклопедия российской монархии. Великие князья. Цари. Императоры. Символика и регалии. Титулы. Под ред. В.Бутромеева - М.: Деконт+Подкова, 2000; 384 с.


Http://ru.wikipedia.org/wiki/Монархия

Http://ez2www.com/book_677_chapter_44_§_1._Monarkhija_i_ee_vidy.html

Http://ru.wikipedia.org/wiki/Конституционная_монархия

Еллинек Г. Общее учение о государстве. Спб., 1910 г.

Нестеров Ф.Ф. Связь времён – М.: Молодая гвардия, 1984

Тихомиров Л. А. «Монархическая государственность» - М. 2004. С. 74-78

МОНАРХИЯ - фор-ма прав-ле-ния, при ко-торой вер-хов-ная власть в го-су-дар-ст-ве пол-но-стью или ча-стич-но при-над-ле-жит од-но-му ли-цу - мо-нар-ху (в ря-де слу-ча-ев мо-нар-хам-со-пра-ви-те-лям), об-ла-даю-ще-му су-ве-ре-ни-те-том и яв-ляю-ще-му-ся объ-ек-том под-дан-ст-ва.

Ус-та-нов-ле-ние монархии яв-ля-ет-ся ре-зуль-та-том рас-ши-ре-ния вла-сти пра-ви-те-ля (вож-дя пле-ме-ни, сою-за пле-мён, гла-вы ран-не-по-ли-тич. об-ра-зо-ва-ния), са-мо-про-воз-гла-ше-ния, во-ле-изъ-яв-ле-ния на-ро-да.

В древ-но-сти монархия при-ни-ма-ла фор-му пре-имущественно не-ог-ра-ниченной де-спо-тии (наи-бо-лее ха-рак-тер-на для го-су-дар-ств Древ-не-го Во-сто-ка). Выс-шей фор-мой монархии в ан-тич-ном ми-ре ста-ла императорская власть в Ри-ме. В сред-ние ве-ка наи-бо-лее рас-про-стра-нён-ная фор-ма прав-ле-ния - со-слов-но-пред-ста-ви-тель-ная мо-нар-хия. На ис-хо-де Сред-не-ве-ко-вья и в на-ча-ле Но-во-го вре-ме-ни в Ев-ро-пе ут-верж-да-ет-ся аб-со-лют-ная монархия (см. Аб-со-лю-тизм , в Рос-сии - са-мо-дер-жа-вие).

Основные мо-нар-хические ти-ту-лы: гер-цог, им-пе-ра-тор, князь, ко-роль, царь и др., в стра-нах Во-сто-ка - сул-тан, хан, фа-ра-он, шах, эмир и др.

В про-цес-се ста-нов-ле-ния ка-пи-та-ли-стических об-щест-ва монархия во мно-гих стра-нах бы-ла сверг-ну-та и за-ме-не-на рес-пуб-ли-кан-ской фор-мой прав-ле-ния (см. Рес-пуб-ли-ка) ли-бо транс-фор-ми-ро-ва-лась в кон-сти-туционную монархию. В ря-де стран (Рос-сия, Гер-ма-ния, Ав-ст-ро-Венг-рия и др.) монархия па-ла в ре-зуль-та-те ре-во-лю-ций. Од-ной из форм монрахии яв-ля-ет-ся тео-кра-тия, по-лу-чив-шая рас-про-стра-не-ние с древ-них вре-мён и со-хра-няю-щая-ся до на-ших дней.

Ча-ще все-го мо-нар-хическая власть нас-лед-ст-вен-ная, ког-да фор-ми-ру-ет-ся ди-на-стия, но не ис-клю-ча-ют-ся и вы-бо-ры мо-нар-ха, в част-но-сти при пре-ры-ва-нии ди-на-стии. Су-щест-ву-ют три по-ряд-ка на-сле-до-ва-ния: се-ньо-рат-ный (пре-стол на-сле-ду-ет стар-ший в ро-ду), май-орат-ный (пре-стол на-сле-ду-ет стар-ший сын мо-нар-ха) и на-сле-до-ва-ние по пра-ву пер-во-род-ст-ва (пре-стол пе-ре-хо-дит к ни-схо-дя-ще-му по-том-ст-ву в од-ной ли-нии - его на-сле-ду-ет стар-ший сын, а ес-ли он умер рань-ше от-ца, то его стар-ший сын, а по пре-кра-ще-нию до-пу-сти-мых пре-сто-ло-на-след-ни-ков в стар-шей ли-нии пре-стол пе-ре-хо-дит к стар-ше-му пред-ста-ви-те-лю сле-дую-щей по стар-шин-ст-ву ли-нии).

В си-сте-ме пре-сто-ло-на-сле-дия в за-ви-си-мо-сти от прав жен-щин раз-ли-ча-ют-ся сле-дую-щие ти-пы при-мо-ге-ни-ту-ры: са-ли-че-ская (например, Япо-ния), ко-гда трон мо-нар-ха мо-гут за-ни-мать толь-ко муж-чи-ны; кас-тиль-ская (Ис-па-ния и др.), ко-гда до-че-ри за-ни-ма-ют трон, ес-ли у по-кой-но-го или от-рёк-ше-го-ся от пре-сто-ла мо-нар-ха нет сы-но-вей (при этом млад-ший сын име-ет пре-иму-ще-ст-во пе-ред стар-шей до-че-рью); ав-ст-рий-ская, до-пус-каю-щая цар-ст-во-ва-ние жен-щи-ны, ес-ли в оп-ре-де-лён-ных по-ко-ле-ни-ях ди-на-стии нет муж-чин (дав-но не при-ме-ня-ет-ся); скан-ди-нав-ская (Шве-ция и др.), ус-та-нав-ли-ваю-щая ра-вен-ст-во прав жен-щин и муж-чин на трон по пра-ву пер-во-род-ст-ва.

В кон-сти-ту-ци-он-ной монархии при-ня-та кон-сти-ту-ция и дей-ст-ву-ет пар-ла-мент. Кон-сти-ту-ци-он-ная монархия име-ет две раз-но-вид-но-сти: монархия дуа-ли-сти-че-ская и монархия пар-ла-мен-тар-ная.

В пер-вой юри-ди-че-ски су-ще-ст-ву-ют два цен-тра вла-сти (от-сю-да - дуа-ли-сти-че-ская): мо-нарх уже не из-да-ёт за-ко-ны, их при-ни-ма-ет пар-ла-мент, но управ-ле-ние го-су-дар-ст-вом на-хо-дит-ся в ру-ках мо-нар-ха (например, Иор-да-ния , Ку-вейт, Ма-рок-ко). Он на-зна-ча-ет пра-ви-тель-ст-во (со-вет, ка-би-нет ми-ни-ст-ров), и оно от-вет-ст-вен-но толь-ко пе-ред ним, но не пе-ред пар-ла-мен-том. Кро-ме то-го, мо-нарх впра-ве из-да-вать указ-ное за-ко-но-да-тель-ст-во (ука-зы, дек-ре-ты, ре-ск-рип-ты и др.), ко-то-рое име-ет не мень-шую, а фак-ти-че-ски бóльшую си-лу, чем за-кон. Дуа-ли-сти-че-ская монархия су-ще-ст-во-ва-ла в стра-нах Ев-ро-пы и отдельных го-су-дар-ст-вах Азии (Не-пал, Таи-ланд, Япо-ния) при пе-ре-хо-де от аб-со-лют-ной монархии к пар-ла-мен-тар-ной или пре-имущественно пар-ла-мен-тар-ной.

В пар-ла-мен-тар-ной монархии пра-вит пар-тия, по-бе-див-шая на вы-бо-рах в пар-ла-мент: пра-ви-тель-ст-во фор-ми-ру-ет-ся этой пар-тией (бло-ком пар-тий, имею-щим боль-шин-ст-во в пар-ла-мен-те) и не-сёт от-вет-ст-вен-ность пе-ред пар-ла-мен-том, но не пе-ред мо-нар-хом. Мо-нарх дей-ст-ву-ет «по со-ве-ту» пра-ви-тель-ст-ва (пре-мьер-ми-ни-ст-ра), за дей-ст-вия мо-нар-ха по управ-ле-нию го-су-дар-ст-вом не-сёт от-вет-ст-вен-ность пра-ви-тель-ст-во. Пар-ла-мен-тар-ны-ми монархиями яв-ля-ют-ся поч-ти все мо-нар-хические стра-ны Ев-ро-пы, Япо-ния, мо-нар-хические стра-ны Со-дру-же-ст-ва.

В отдельных стра-нах монархии мо-гут при-ни-мать осо-бен-ные фор-мы.

Монархия - это форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.

Основными признаками классической монархической формы управления являются:

· существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах);

· наследственный порядок преемственности верховной власти;

· деятельность монарха не ограничена определенным сроком, монарх исполняет свои обязанности пожизненно;

· монарх не избирается народом;

· может быть принудительно смещен с должности, за исключением случаев революции, переворота.

· юридическая безответственность монарха.

Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, и в основном формальные черты монархического управления. Примером такого государства является Великобритания, в которой власть монарха считается лишь номинальной. В Великобритании раньше всех европейских стран сформировалось буржуазное общество. Вследствие чего сохранилась монархическая форма правления, но демократические устои лишили монарха фактической власти.

В настоящее время монархическая форма правления существует в широком ряде государств Нерсесянц, В.С. Общая теория права и государства. М., 2005 - С.145.

Так в Европе это Бельгия; Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и северной Ирландии); Голландия; Дания; Испания; Люксембург; Норвегия; Швеция; микрогосударства - Андорра; Ватикан; Лихтенштейн; Монако.

В Азии - Бахрейн; Бруней; Бутан; Катар; Кувейт; Малайзия; Непал; Объединенные Арабские Эмираты; Оман; Саудовская Аравия; Таиланд; Япония.

В Африке - Лесото; Марокко; Свазиленд.

В Океании - Тонга, Фиджи, иные островные государства)

Монархиями являются также: Австралия; Канада; Новая Зеландия. Главой данных государств является монарх Великобритании.

Выделяют следующие виды монархии:

· абсолютная

· ограниченная (парламентарная), в рамках которой определяют дуалистическую и парламентарную монархии.

Абсолютная монархия - такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.

Основным признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха.

Возникновение абсолютизма связано с процессом зарождения буржуазных отношений и начинающимся процессом разложения феодализма и старых феодальных сословий. К наиболее существенным чертам абсолютной монархии относятся ликвидация или полный упадок сословных представительных учреждений, юридически неограниченная власть монарха, наличие в его непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии, полиции и развитого бюрократического аппарата.

Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а чиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом.

Государственное вмешательство в частную жизнь в эпоху абсолютизма приобретает более цивилизованные формы, получает юридическое закрепление, хотя по-прежнему имеет принудительную направленность. В истории такими странами были Россия XVII - XVIII вв, Франция до революции 1789 года.

В настоящее время к абсолютным относятся некоторые монархии Среднего Востока (Саудовская Аравия).

Ограниченная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом, например, парламентом - властной структурой, куда входят представители разных сословий. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом, и которую монарх не в праве изменить.

Как форма правления, ограниченная монархия возникает в период становления буржуазного общества. Это было связано, прежде всего, с появлением буржуазии - новой политической и экономической силы, которая начинала представлять серьезную конкуренцию земельной аристократии. Усложняющаяся структура общества, появление новых социальных групп, растущие потребности государства в целом потребовали и изменений в системе власти, что выразилось в ведении представительных органов.

Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция и др.).

Различают два типа ограниченной монархии - дуалистическая и парламентарная, причем дуалистическая монархия рассматривается как переходная форма от абсолютной монархии к парламентарной.

При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Власть монарха ограничена, но незначительно. Можно выделить следующие признаки дуалистической монархии: Нерсесянц, В.С. Общая теория права и государства. М., 2005 - С.65.

· монарх выполняет функции реального главы государства

· наличие, наряду с монархом, иных высших органов государственной власти - парламента и правительства;

· монархом назначаются члены всего парламента либо одной из его палат;

· монархом назначаются члены правительства, чем обусловлена ответственность правительства лично перед монархом;

Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет буржуазию и другие слои населения.

Дуалистические монархии были распространены в период буржуазно-демократических революций. В это время монархи уже не могли удержать форму правления в виде абсолютной монархии, а буржуазия еще недостаточно окрепла, чтобы взять власть в свои руки. Так, подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871-1918).

В некоторых государствах монарх возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной. Такие монархи носят название теократические (Саудовская Аравия).

Парламентская монархия характеризуется следующими основными признаками:

главой государства становится лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест в парламенте;

правительство формируется из представителей определенной партии (или партий) получивших большинство голосов на выборах в парламент;

правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом

власть монарха фактически является символической;

законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом. Примерами такой монархии можно сегодня считать Великобританию, Бельгию, Данию и др.

Такова краткая характеристика основных разновидностей монархической формы государственного правления.

гр. monarchia - единовластие) - форма правления, при которой главой государства является монарх. В современном мире сохраняются два исторических типа М. - абсолютная монархия и конституционная монархия. Последняя существует в двух видах, различающихся степенью ограничения власти монарха: дуалистическая монархия и парламентарная монархия. Особая разновидность М. - выборная, сочетающая элементы М. и республики. Такая М. существует ныне в Малайзии, где главой государства является монарх, избираемый на пять лет особым совещанием из представителей монархических штатов, входящих в федерацию.

Отличное определение

Неполное определение ↓

МОНАРХИЯ

в пер. с греч. - единовластие) - форма правления, при которой верховная власть пожизненно (полностью - абсолютная М.) или частично (ограниченная М.) принадлежит единоличному главе государства. М. - такая форма правления, при которой глава государства - монарх (император, король, султан и т.п.) обладает особым юридическим статусом. Его полномочия носят первичный, непроизводный от какой-либо власти в государстве характер, он приобретает свой пост, как правило, по наследству и занимает его пожизненно. В своем развитии М. проходит ряд этапов, изменяясь и приобретая новые черты. Первой формой М. являлась рабовладельческая М. Первоначально она выступала в форме восточной деспотии, которую имели многие государства Древнего Востока - Вавилон, Египет, Индия. От восточной деспотии отличалась монархическая форма правления Древнего Рима, существовавшая более пяти веков. Для феодального строя специфичными были раннефеодальная М. (с XI в. до н.э. до I в. н.э.) и сословно-представительные М. (с X по XV в.). Последняя характеризуется усилением центральной власти, сосредоточением в руках монарха основных рычагов управления, опорой на крупное дворянство и широкие слои городского населения. Наряду с сильной властью монарха, основу которого составляли мощная армия и разветвленный полицейский аппарат, существовали представительные органы: в России - Соборы, в Англии - Парламент, в Польше - Вольный сейм, во Франции - Генеральные штаты.

В зависимости от правового статуса монарха принято выделять абсолютные и ограниченные М. Абсолютная М. характеризуется всевластием монарха и отсутствием каких-либо представительных учреждений власти, возникает в условиях аграрного строя, т.е. характерна (по терминологии К. Маркса) для рабовладельческой (например, Рим эпохи домината - III в. н.э.) и феодальной общественно-экономической формации. Как правило, переход от аграрного строя к индустриальному в процессе буржуазных революций (XVII - XIX вв.) сопровождался упразднением абсолютной М. В правовом отношении монарх - источник любой власти, он определяет пределы власти в издаваемых им же нормативных актах. В основе всякого закона лежит воля монарха. Абсолютную М. характеризуют следующие юридические признаки:

1) концентрация в руках монарха всей полноты власти (монарх издает законы, возглавляет исполнительную власть, вершит высший суд);

2) персонификация государства в лице монарха. Ставшая крылатой фраза французского короля Людовика XIV "Государство - это я" как нельзя лучше характеризует этот признак монархии - единоличность правления. Монархическое государство - это государство, в котором власть принадлежит одному лицу, и этой властью оно пользуется по собственному усмотрению и праву. Для него характерно придание власти священного (божественного) происхождения, наделение ее религиозным содержанием (монарх - это помазанник Божий, т.е. человек, наделенный неограниченной властью от Бога. Монархи нередко одновременно являлись высшими духовными лицами); 3) передача власти по наследству и бессрочный характер ее осуществления; 4) освобождение монарха от какой-либо ответственности (неответственность монарха выражалась в принципе "Король не может быть не прав"). Абсолютная М. в современных условиях - исключение. Как форма правления абсолютная М. получила наибольшее распространение в эпоху позднего феодализма. Ныне она сохранилась лишь в некоторых странах Востока, где преобладают традиционно-патриархальные формы общественной жизни (к примеру, в Омане, Катаре, Брунее). Как своеобразная форма консервации традиций родоплеменной патриархальной демократии ++доинструальной эпохи абсолютная М. сохраняется в странах с довольно высоким уровнем экономического развития и развитой социальной инфраструктурой (Саудовская Аравия).

Демократизация общественной жизни, стремление ограничить абсолютистскую власть способствовали появлению ограниченной М. - такой формы правления, при которой власть монарха в той или иной мере связана (ограничена) законом, конституцией. В зависимости от степени такого ограничения различают дуалистическую и парламентарную М. Дуалистическая М. характеризуется тем, что наряду с монархом, сохраняющим юридическую и фактическую независимость, функционируют представительные учреждения власти с законодательными (законосовещательными) и контрольными функциями. Исполнительная власть принадлежит монарху, который может осуществлять ее непосредственно или через правительство (как это, в частности, было характерно для России конца XIX - начала XX в.). По существу, речь идет о принципе разделения властей в государстве, хотя в весьма ограниченной форме. Монарх хотя и не законодательствует, но наделен правом абсолютного вето, т.е. монарх волен утверждать (придавать силу) или не утверждать закон. Только он имел право принимать чрезвычайные указы, по силе равные законам; может распустить парламент (т.е. упразднить дуалистическую монархию). Такая форма правления наиболее распространена была в XIX и начале XX вв. Современную дуалистическую монархию, сохранившуюся лишь в странах Ближнего Востока (Иордания, Марокко), характеризует наличие выборного представительного органа - парламента (в Иордании это меджлис), обладающего правом принятия законов и вотирования (одобрения) бюджета. Монарх - глава государства, обладающий одновременно прерогативами в сфере исполнительной власти. Он же назначает ответственного перед ним правителя.

Современные развитые государства характеризуются конституционной (парламентарной) формой М. Эта форма правления в чем-то сходна с современной парламентской республикой и характеризуется правовым закреплением в конституции страны принципа разделения властей при одновременном принципе верховенства парламента над исполнительной властью. Монарх применительно к данной форме правления - не более чем символ нации, своего рода декорация. Так, конституция Испании 1978 г. (ст. 56) признает короля символом единства и постоянства государства. Конституция Японии 1946 г. исходит из того, что "император является символом государства и единства нации" (ст. 1). Правовое положение монарха, образно говоря, можно определить так - "Царствует, но не правит". Монарх не обладает реальными полномочиями по управлению государством. Его функции в основном носят представительский характер. Монарх скрепляет своей подписью все важнейшие государственные акты. Однако, исходя из принципа "монарх не ответствен" (не может нести политическую и юридическую ответственность), такая подпись требует процедуры контрассигнации (скрепления подписью ответственного министра или главы исполнительной власти). Монарх также скрепляет своей подписью принимаемые парламентом законы, иногда наделяется правом относительного вето, но использует его крайне редко. Конституционная (парламентарная) монархия - достаточно распространенная форма правления. Она существует в Дании, Нидерландах, Канаде, Австрии и других странах (всего их около 65).

Современной государствоведческой практике известны и нетрадиционные формы М. К таковым относится выборная М., существующая в странах, где сохраняются структуры феодального и традиционного общества (Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты). В частности, глава Федерации Малайзии избирается Советом правителей, объединяющем глав 11 монархических штатов. В Объединенных Арабских Эмиратах эмиры (главы семи княжеств Персидского залива, входящие в ОАЭ) избирают Президента ОАЭ.

Известны и так называемые теократические М., где глава государства - монарх одновременно является главой того или иного религиозного культа, представляющего одну из мировых религий. К таким М. относится Ватикан, где духовный владыка католиков всего мира является и главой этого государства. Элементы такой формы правления присутствуют в Саудовской Аравии, где глава государства - король выполняет не только религиозные функции хранителя главных святынь мусульманского мира, но и является главой ваххабистского направления ислама.

Отличное определение

Неполное определение ↓

На протяжении многих веков практически во всем цивилизованном мире власть была организована по типу монархии. Затем существующий строй был свергнут революциями или войнами, но до сих пор сохранились государства, которые считают такую форму правления приемлемой для себя. Итак, какие существуют виды монархии и чем они отличаются друг от друга?

Монархия: понятие и виды

Слово «μοναρχία» существовало еще в древнегреческом языке и означало «единовластие». Несложно догадаться, что монархия в историческом и политическом смысле - это форма правления, при которой вся власть или большая ее часть сосредотачивается в руках одного человека.

Монарх в разных странах называется по-разному: император, царь, князь, король, эмир, хан, султан, фараон, герцог и так далее. Передача власти по наследству - характерная черта, которой отличается монархия.

Понятие и виды монархий - интересный предмет для изучения историками, политологами и даже политиками. Волна революций, начиная с Великой французской, во многих странах свергла подобный строй. Однако в XXI веке современные виды монархии успешно продолжают существовать в Великобритании, Монако, Бельгии, Швеции и других государствах. Отсюда многочисленные споры на тему, ограничивает ли монархический строй демократию и может ли вообще подобное государство интенсивно развиваться?

Классические признаки монархии

Многочисленные виды монархии отличаются друг от друга целым рядом признаков. Но есть и общие положения, которые присущи большинству из них.


Есть в истории примеры, когда некоторые виды республики и монархии настолько близко граничили между собой по политическому устройству, что сложно было придать государству однозначный статус. Например, во главе Речи Посполитой стоял монарх, но он избирался сеймом. Некоторые историки называют неоднозначный политический режим РП - шляхетской демократией.

Виды монархии и их признаки

Существует две больших группы монархий, которые сформировались:

  • согласно ограничениям монархической власти;
  • с учетом традиционного устройства власти.

Прежде чем подробно разобрать признаки каждой из форм правления, необходимо определить существующие виды монархии. Таблица поможет сделать это наглядно.

Абсолютная монархия

Absolutus - с латинского переводится, как «безусловный». Абсолютная и конституционная - это основные виды монархии.

Абсолютная монархия - это форма правления, при которой безусловная власть сосредотачивается в руках одного человека и не ограничивается никакими государственными структурами. Такой способ политической организации похож на диктатуру, поскольку в руках монарха может оказаться не просто вся полнота военной, законодательной, судебной и исполнительной власти, но и даже религиозной.

В эпоху Просвещения право одного человека на единоличное распоряжение судьбой всего народа или государства богословы стали объяснять божественной исключительностью правителя. То есть монарх - это помазанник Божий на престоле. В это свято верил религиозный народ. Известны случаи, когда к стенам Лувра приходили в определенные дни неизлечимо больные французы. Люди верили в то, что приложившись к руке Людовика XIV, они получат желаемое исцеление от всех своих болезней.

Существуют разные виды абсолютной монархии. Например, абсолютная теократическая - это разновидность монархии, в которой глава церкви является одновременно главой государства. Самая известная европейская страна с такой формой правления - Ватикан.

Конституционная монархия

Эта форма монархического правления считается прогрессивной, поскольку власть правителя ограничивается министрами или парламентом. Основные виды конституционной монархии - дуалистическая и парламентарная.

В дуалистической организации власти монарху предоставляется исполнительная власть, но ни одно решение не может быть принято без одобрения соответствующего министра. За парламентом остается право вотировать бюджет и принимать законы.

В парламентарной монархии все рычаги правления фактически сосредоточены в руках парламента. Монарх утверждает кандидатуры министров, однако номинирует их всё равно парламент. Получается, что наследственный правитель просто является символом своего государства, но без одобрения парламента не может принять ни одного государственно важного решения. В отдельных случаях парламент даже может диктовать монарху, по каким принципам он должен строить свою личную жизнь.

Древневосточная монархия

Если подробно разбирать перечень, описывающий виды монархии, таблица начиналась бы с древневосточных монархических образований. Это первая форма монархии, которая появилась в нашем мире, и она имела своеобразные черты.

Правителем в таких государственных образованиях назначался лидер общины, который управлял религиозными и хозяйственными делами. Одной из главных обязанностей монарха было служение культу. То есть он становился своеобразным жрецом, и организовывать религиозные церемонии, толковать божественные знамения, хранить мудрость племени - это были его первоочередные задачи.

Поскольку правитель в восточной монархии был в сознании народа напрямую связан с богами, то полномочия ему предоставлялись достаточно широкие. Например, он мог вмешиваться во внутриродовые дела любой семьи и диктовать свою волю.

К тому же древневосточный монарх следил за распределением земель между подданными и сбором налогов. Он устанавливал объем отработок и повинностей, руководил войском. У такого монарха обязательно были советники - жрецы, знатные люди, старейшины.

Феодальная монархия

Виды монархии как формы правления со временем трансформировались. После древневосточной монархии первенство в политической жизни заняла феодальная форма правления. Она делится на несколько периодов.

Раннефеодальная монархия появилась в результате эволюции рабовладельческих государств или первобытнообщинного строя. Как известно, первые правители таких государств были общепризнанными военными начальниками. Опираясь на поддержку войска, они устанавливали свою верховную власть над народами. Чтобы укрепить своё влияние в отдельных регионах, монарх отправлял туда своих наместников, из которых впоследствии и формировалось дворянство. Правители не несли никакой юридической ответственности за свои деяния. Практически институтов власти не существовало. Под это описание подходит древнее славянское государство - Киевская Русь.

После периода феодальной раздробленности стали формироваться вотчинные монархии, в которых крупные феодалы передавали в наследство своим сыновьям не только власть, но и земли.

Затем некоторое время в истории существовала сословно-представительская форма правления, пока большинство государств не превратились в абсолютные монархии.

Теократическая монархия

Виды монархии, отличающиеся по традиционному устройству, включают в свой перечень и теократическую форму правления.

В такой монархии абсолютным властелином является представитель религии. При этой форме правления духовному лицу в руки переходят все три ветви власти. Примеры подобных государств в Европе сохранились только на территории Ватикана, где Папа Римский - и глава церкви, и государственный правитель. А вот в мусульманских странах современных теократическо-монархических примеров немного больше - Саудовская Аравия, Бруней.

Виды монархии в наши дни

Пламени революции не удалось искоренить монархический строй во всем мире. Подобная форма правления сохранилась в XXI веке во многих уважаемых странах.

В Европе в маленьком парламентском княжестве Андорра по состоянию на 2013 г. правили сразу два князя - Франсуа Олланд и Жоан Энрик Вивес-и-Сисилья.

В Бельгии с 2013 года на трон взошел король Филипп. Маленькая страна, в которой населения проживает меньше, чем в Москве или Токио, не просто конституционная парламентская монархия, но еще и федеративный территориальный строй.

С 2013 года Ватикан возглавляет папа Франциск. Ватикан - это город-государство, в котором до сих пор сохранилась теократическая монархия.

В знаменитой парламентской монархии Великобритании правит с 1952 года королева Елизавета II, а в Дании - с 1972 года королева Маргрете II.

Кроме этого, монархический строй сохранился в Испании, Лихтенштейне, Люксембурге, Мальтийском ордене, Монако и многих других странах.