Формы социальных изменений. Социальные изменения

Формы социальных изменений. Социальные изменения

Социальные изменения. Формы социальных изменений

Общество – это не что-то фиксированное и устоявшееся. Здесь непрерывно происходят изменения. Общество – это живой социальный организм, испытывающий на себе воздействие как внутренних, так и внешних сил, результатом чего является постоянное изменение его структуры. Что же такое социальные изменения, чем они обусловлены, в какую сторону направлены?

Социальное изменение – это любая модификация, происшедшая в социальных отношениях. В более узком смысле под социальным изменением понимается изменение социальной структуры общества. В таком случае необходимо различать социальную динамику, т. е. процессы социальной модификации, в ходе которых сохраняется и укрепляется существующая структура, и собственно социальные изменения, т. е. такие модификации, которые приводят к глубоким структурным изменениям в обществе.

Способность социальной реальности к структурным изменениям имеет под собой природные, физические основания. Человек как биологический вид отличается высокой гибкостью и таким же уровнем адаптационных способностей. Он рождается с абсолютным минимумом врожденных инстинктов, зато невероятно способен к научению, подражанию, символизации и творчеству. Социальные изменения не предопределены биологической организацией человека: она только создает возможность таких изменений, но сама по себе не является их объяснением.

Проблема социальных изменений являлась основной для социологии еще в XIX в. Сам же интерес к социальным изменениям был следствием:

1) осознания масштаба социальных последствий индустриализации для европейских обществ;

2) понимания значения фундаментального различия между европейскими индустриальными и так называемыми «примитивными обществами.

В качестве причин социальных изменений принято рассматривать:

1) технологическое развитие;

2) социальный конфликт (между расами, религиями, классами);

3) неинтегрированность частей социальной структуры или культуры общества;

4) потребность в адаптации в рамках социальных систем;

5) воздействие идей и систем верований на социальную деятельность (например, гипотеза М. Вебера о связи протестантской этики и капитализма).

Можно с уверенностью утверждать, что социальные изменения происходят в каждый данный момент в каждой точке социума. Академик Г. Осипов выделяет четыре основных вида социальных изменений.

Мотивационные социальные изменения – изменения в сфере мотивации индивидуальной и коллективной деятельности. Характер потребностей, интересов, мотивации, поведения и деятельности социальных общностей и индивидов не остается неизменным. Особенно значительные изменения происходят в мотивационной сфере жизнедеятельности людей в периоды переходного состояния общественных структур.

Структурные социальные изменения – изменения, затрагивающие структуры различных социальных образований. К их числу можно отнести, например, изменения в структуре семьи (полигамная, моногамная, многодетная, малодетная); изменения в структуре социальных институтов (образования, науки, религии) и социальных организаций (в системе власти и управления).

Функциональные социальные изменения – изменения, касающиеся функций различных социальных систем, институтов, организаций.

Процессуальные социальные изменения – изменения, затрагивающие социальные процессы. К ним относятся: процессы социально-исторических изменений, процессы в сфере социальных взаимодействий и социальных отношений различных социальных субъектов (общностей, институтов, организаций, индивидов). Например, процессы стратификации, мобильности, миграции.

Все эти виды социальных изменений тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены: за структурными изменениями следуют изменения функциональные, за мотивационными – процессуальные и т. д.

Действия отдельных людей могут привести к существенным социальным и культурным изменениям в обществе. Однако, как правило, значительные социальные изменения осуществляются только в процессах совместных действий людей, которые состоят из отдельных, но однонаправленных взаимосопряженных взаимодействий индивидов.

Понятие «процесс» (от латинского processus – продвижение) означает последовательную смену явлений, состояний, изменений в развитии чего-либо, а также совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенных результатов. К процессам можно отнести разнообразные явления в природе и обществе, связанные между собой причинно-следственными или структурно-функциональными зависимостями. Любая серия явлений может рассматриваться как процесс, если она имеет временную протяженность ,последовательность (предыдущие этапы с необходимостью предопределяют последующий), непрерывность иидентичность (повторяемость).

а) какпоследовательное изменение элементов социальной системы и ее подсистем;

б) как любую, поддающуюся идентификации ,повторяющуюся модель социальных взаимодействий (конфликт, операция, конференция).

Социальные процессы чаще всего подразделяются на процессы функционирования (обеспечивающие воспроизводство данного качественного состояния) и процессы развития (обусловливающие качественно новое состояние).

Социальные процессы различают также по степени управления (стихийные, естественно-исторические, целенаправленные); по на-правленности (прогрессивные и регрессивные);по степени влияния на общество (эволюционные и революционные).

Рассмотрим подробнее эволюционные и революционные социальные изменения.

Под эволюцией понимается такое развитие явлений или процессов, которое осуществляется в результате постепенных непрерывных изменений, переходящих одно в другое без скачков и перерывов при сохранении качественной определенности явления в ходе качественно-количественных его изменений.

Эволюционные изменения в обществе, организуемые сознательно, приобретают форму социальных реформ. Реформа (от латинского reformo– преобразование)– такое преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), которое не уничтожает основы существующей социальной структуры. Под реформами можно понимать нововведения любого порядка. Реформы могут оказывать существенное воздействие на социальное развитие (пример: реформа 1861 г. в царской России и т. д.).

Социальные изменения – одно из наиболее общих социологических понятий. В зависимости от исследовательской парадигмы под социальным изменением может пониматься переход социального объекта из одного состояния в другое, смена общественно-экономической формации, существенная модификация в социальной организации общества, его институтах и социальной структуре, изменение установленных социальных образцов поведения, обновление институциональных форм и др.

Социальные изменения могут осуществляться двумя путями: первый, эволюционный путь, предполагает, что изменения являются результатом естественного, поступательного развития общества; второй, революционный путь подразумевает радикальное переустройство общественного порядка, совершаемое по воле социальных субъектов. В классической социологии вплоть до начала XX века эволюционная и революционная концепция развития общества основывались на признании объективности социального знания, что соответствовало общенаучной парадигме XVIII–XIX вв., согласно которой научное знание опирается на объективную реальность. Разница заключалась в том, что мыслители – приверженцы эволюционизма полагали, что объективное знание о природе социальной действительности помогает разумно ориентироваться в социальных действиях и что не следует насиловать общественную природу, а сторонники революционных изменений, наоборот, исходили из необходимости переустройства мира в согласии с его внутренними закономерностями.

Эволюционный подход берет начало в исследованиях Чарлза Дарвина. Основной проблемой эволюционизма в социологии стало выявление определяющего фактора социальных изменений. Огюст Конт считал таким фактором прогресс знания. Развитие знания от его теологической, мистифицированной формы к форме позитивной обусловливает переход от военного общества, основанного на подчинении обожествляемым героям и вождям, к индустриальному обществу, что осуществляется благодаря человеческому разуму.

Герберт Спенсер усматривал сущность эволюции и социальных изменений в усложнении структуры общества, усилении его дифференциации, которое сопровождается ростом интеграционных процессов, восстанавливающих единство социального организма на каждом новом этапе его развития. Социальный прогресс сопровождается усложнением общества, ведущим к росту самостоятельности граждан, к росту свободы индивидов, к более полному обслуживанию их интересов со стороны общества.

Эмиль Дюркгейм рассматривал процесс социальных изменений как переход от механической солидарности, основанной на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций, к солидарности органической, возникающей на основе разделения труда и социальной дифференциации, которая ведет к интеграции людей в единый социум и является высшим моральным принципом общества.

Карл Маркс определяющим фактором социальных изменений считал производительные силы общества, рост которых ведет к смене способа производства, что, являясь основой развития всего общества, обеспечивает и смену общественно-экономической формации. С одной стороны, согласно «материалистическому пониманию истории» у Маркса, производительные силы объективно и эволюционно развиваются, увеличивая власть человека над природой. С другой стороны, в ходе их развития формируются новые классы, интересы которых приходят в противоречие с интересами господствующих классов, определяющих характер действующих производственных отношений. Тем самым возникает конфликт внутри способа производства, образуемого единством производительных сил и производственных отношений. Прогресс общества возможен только на основе кардинального обновления способа производства, а новые экономические и политические структуры могут появиться лишь в результате социальной революции, осуществляемой новыми классами против прежних, господствующих. Поэтому социальные революции, по Марксу, – это локомотивы истории, обеспечивающие обновление и ускорение развития общества. В работах Маркса представлены эволюционный и революционный подходы к анализу социальных изменений.

Макс Вебер был противником идеи о том, что социальные науки могут открывать законы развития общества аналогично естественным наукам. Он полагал, однако, что можно делать обобщения, характеризующие социальные изменения. Их движущую силу Вебер видел в том, что человек, опираясь на различные религиозные, политические, нравственные ценности, создает определенные социальные структуры, облегчающие общественное развитие, как это всегда происходило на Западе, или затрудняющие это развитие, что Вебер считал характерным для стран Востока.

Социальная революция – резкий качественный переворот в социальной структуре общества; способ перехода от одной формы социально-политического устройства к другой. Социальные революции подразделяются на антиимпериалистические, антиколониальные, национально-освободительные, буржуазные и буржуазно-демократические, народные и народно-демократические, социалистические и др.

Характер, масштабы и конкретное содержание всякой революции определяются условиями той общественно-экономической формации, которую она призвана устранить, а также спецификой того социально-экономического строя, для которого она расчищает почву. По мере перехода к более высоким стадиям общественного развития расширяются масштабы, углубляется содержание, усложняются объективные задачи революции. На ранних стадиях истории общества (переход от первобытно-общинного строя к рабовладельческому, от рабовладельческого к феодальному) революция происходила преимущественно стихийно и складывалась из совокупности спорадических, в большинстве случаев локальных массовых движений и восстаний. При переходе от феодализма к капитализму революция приобретает черты общенационального процесса, в котором все большую роль играет сознательная деятельность политических партий и организаций.

Классы и социальные слои, которые по своему объективному положению в системе производственных отношений заинтересованы в ниспровержении существующего строя и способны к участию в борьбе за победу более прогрессивного строя, выступают в качестве движущих сил революции.

Большинство современных концепций революционных социальных изменений, разрабатываемых в рамках модернистского подхода, базируются на оценках и трактовке Марксом событий Великой французской революции 1789 г. Марксистская теория революций акцентирует внимание на радикальных изменениях в экономической и политической организации общества, смене основных форм социальной жизни. Сегодня подавляющее большинство исследователей сходятся в том, что революции ведут к фундаментальным, всеобъемлющим, многомерным изменениям, затрагивающим саму основу социального порядка.

Подробный анализ концепций, которые можно отнести к «модернистскому» направлению в исследовании революций, дает Петер Штомпка. Он выделяет четыре теории революции:
1. бихевиористская, или поведенческая, – теория, предложенная в 1925 г. Питиримом Сорокиным, согласно которой причины революций кроются в подавлении базовых инстинктов большинства населения и неспособности властей воздействовать на изменяющееся поведение масс;
2. психологическая – представлена концепциями Джеймса Дэвиса и Теда Гурра, усматривающих причину революций в том, что массы болезненно осознают свою нищету и социальную несправедливость и поднимаются в результате этого на бунт;
3. структурная – при анализе революций сосредотачивается на макроструктурном уровне и отрицает психологические факторы; современным представителем этого направления является Тэд Скокпол.
4. политическая – рассматривает революции как результат нарушения баланса власти и борьбы соперничающих группировок за управление государством (Чарлз Тили).

В некоторых современных исследованиях революционные изменения в обществе рассматриваются как «момент социальной эволюции». Таким образом восстанавливается исходный смысл термина «революция» в естественных и социальных науках (revolvo – лат. «возвращение», «круговорот»), забытый со времен Маркса.

С точки зрения общественного прогресса более предпочтительным является осуществление разумных экономических, социальных и политических реформ в государстве в соответствии с присущими ему закономерностями развития. Если же предпринимаемые реформы противоречат природе общества, если не происходит их коррекции в результате «обратных связей», то возрастает вероятность революции. Хотя революция и является более болезненным средством в сравнении с социальными реформами, в некоторых случаях ее следует рассматривать как положительное явление; в конечном счете она позволяет предотвратить процесс распада общества и его уничтожение.

Социальная реформа – это преобразование, переустройство, изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, оставляющее власть в руках прежнего правящего класса. Понимаемый в таком смысле путь постепенного преобразования существующих отношений противопоставляется революционным взрывам, сметающим до основания старые порядки, старый строй. Марксизм считал эволюционный процесс, консервировавший на долгое время многие пережитки прошлого, слишком мучительным для народа.

Сегодня великие реформы (т. е. революции, осуществляемые «сверху») признаются такими же социальными аномалиями, как и великие революции. Оба эти способа решения общественных противоречий противопоставляются нормальной, здоровой практике «перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе». Вводится новое понятие реформы-инновации. Под инновацией понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.

Тема 6. Социальные изменения

1. Социальное изменение: понятие, формы, теории

2. Глобализация

3. Глобальные проблемы современности

Социальное изменение: понятие, формы, теории

По результатам социологического опроса

самым популярным печатным изданием среди россиян являются деньги...

Социальное изменение – происходящее с течением времени преобразование в организации общества, образах мышления, образцах поведения. (П. Штомпка)

Формы социальных изменений: социальное развитие и социальный цикл.

Социальное развитие – это направленное социальное изменение. Ни одно из состояний системы не повторяется ни на какой предыдущей стадии, и система последовательно приближается к определённому всеобщему состоянию, прич ём это стимулируется свойствами самой системы.

Направления социального развития: прогресс и регресс.

Социальный прогресс – направление развитие общества, для которого характерно поступательное движение от низших форм общественной организации к высшим.

Современное толкование социального прогресса основывается на следующих представлениях:

1. о необратимости времени, текущем линейно и обеспечивающем непрерывность прошлого, настоящего и будущего (в соответствии с этим представлением прогресс есть положительно оцениваемая разница между прошлым и настоящим);

3. о кумулятивном процессе, протекающем либо по возрастающей, шаг за шагом, либо революционным путем;

4. об эндогенных причинах, вызывающих саморазвитие процесса;

5. о неизбежности, необходимости и естественном характере процесса;

6. об улучшении, усовершенствовании, о том, что каждая последующая стадия лучше предыдущей.

Для определения прогрессивности того или иного общества в социологии используются различные критерии:

1) уровень производительности труда и благосостояния населения;

2) уровень развития социально-политических средств, обеспечивающих удовлетворение потребностей членов общества в свободе и ответственности.

3) уровень общественной нравственности

4) уровень знаний,

5) степень дифференциации и интеграции общества,

6) характер и уровень социальной солидарности и проч.

Прогресс всегда соотносится с ценностями, т. е. это не чисто описательная, детальная, объективированная концепция, а скорее ценностная категория. Один и тот же процесс может квалифицироваться по-разному в зависимости от предполагаемых ценностных предпочтений, которые совершенно различны у разных индивидов, групп, классов, наций. Если абсолютного прогресса не существует, то всегда необходима шкала ценностей, принятых в качестве измерителя, или критерия, прогресса.


Существуют области, в которых выбор критерия прогресса в значительной степени зависит от контекста. В XIX в. и в большей части XX в. индустриализация, урбанизация, модернизация считались синонимами прогресса, и только недавно обнаружилось, что они могут иметь слишком далеко идущие последствия (перенаселенные города, пробки на автострадах) и что хорошие вещи могут давать весьма неприятные побочные эффекты (загрязнение и разрушение окружающей среды, например). Происходящие сейчас в посткоммунистических странах Восточной и Центральной Европы процессы демократизации, развития предпринимательства и свободного рынка сопровождаются ростом безработицы и нищеты, повышением уровня преступности локальными конфликтами.

На протяжении длительного периода интеллектуальной истории многие мыслители – от Платона до Томаса Мора и Маркса – верили, что прогресс можно сохранить на всех уровнях общества для всех его членов одновременно и в конце концов достичь полного и всеобщего процветания.

Проявления кризиса идеи прогресса:

1. Идея прогресса сменилась распространением мистицизма, бунтом против рассудка и науки, всеобщим пессимизмом, представлением о дегенерации, разрушении и упадке культуры.

2. Идея о необходимости постоянного экономического и технологического роста сменилась идеей пределов роста.

3. Вера в рассудок и науку сменилась убеждением в доминирующей роли эмоций, интуиции, подсознательного и бессознательного, утверждении иррационализма.

4. Утверждение о важности, высочайшей ценности жизни на земле сменилось чувством бессмысленности, аномии и отчуждения.

5. Идеи утопизма пережили крах. Окончательный удар по утопическому мышлению нанесло падение коммунистической системы.

6. Лейтмотивом конца XX – начала XXI в. стало повсеместное распространение идеи кризиса. При этом люди склонны рассматривать социальный кризис как хронический, всеобщий и не предвидят его будущего ослабления.

Теории прогресса представлены в работах О. Конта (теория трёх стадий умственного развития человечества), Г. Спенсера (теория военного и индустриального общества), Э. Дюркгейма (теория механической и органической солидарности), Ф. Тённиса (теория общины и общества), У. Огборна (теория культурного отставания (лага)), К. Маркса (исторический материализм), Д. Белла (теория постиндустриального общества), У. Ростоу, Дж. Гелбрейт, С. Хантингтон, Дэниел Лернер (теория модернизации).

Теории модернизации . Появились после второй мировой войны. Модернизация включает постоянные перемены в экономике, политике, образовании, в сфере традиций и религиозной жизни общества. Модернизация – переход от доиндустриального к индустриальному и постиндустриальному обществу. Сущность модернизации связывают со всемирным распространением по земному шару достижений капитализма. Конкретно речь идёт о рационализме, расчётливости, урбанизации, индустриализации. Лидеры модернизации – США, Западная Европа, позже Япония. Различают два вида модернизации: органическую и неорганическую. Органическая модернизация идёт «снизу», подготовлена всем ходом развития страны. Такая модернизация начинается не с экономики, а с культуры и изменения общественного сознания.

Неорганическая модернизация осуществляется «сверху» и являет собой ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран. Она представляет собой способ догоняющего развития, предпринимаемый властью с целью преодолеть историческую отсталость и избежать иностранной зависимости. Именно такую цель преследовала сталинская индустриализация 30-х гг., перестройка 1985 г. и экономические реформы 1991-1993 гг. Неорганическая модернизация совершается путём закупки зарубежного оборудования, технологий, приглашения специалистов, инвестиций. В политической сфере резко меняется система управления, конституция страны перестраивается под зарубежные образцы. Неорганическая модернизация начинается не с культуры, а с экономики и политики.

Социальный регресс – направление развитие общества, для которого характерно обратное поступательное движение – от высших форм развития к низшим; деградация, возврат к устаревшим структурам и отношениям.

Формы социального развития: революция и реформа

Революция – это полное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. Социальные революции подразделяются на национально-освободительные, буржуазные, социалистические и др.

Марксистская теория революций акцентирует внимание на радикальных изменениях в экономической и политической организации общества, смене основных форм социальной жизни.

Подробный анализ концепций в исследовании революций, дает польский социолог Петр Штомпка (р. 1944). Он выделяет четыре теории революции:

1. бихевиористская, или поведенческая, – теория, предложенная в 1925 г. Питиримом Сорокиным, согласно которой причины революций кроются в подавлении базовых инстинктов большинства населения и неспособности властей воздействовать на изменяющееся поведение масс;

2. психологическая – представлена концепциями Джеймса Дэвиса и Теда Гурра, усматривающих причину революций в том, что массы болезненно осознают свою нищету и социальную несправедливость и поднимаются в результате этого на бунт;

3. структурная – при анализе революций сосредотачивается на макроструктурном уровне и отрицает психологические факторы; современным представителем этого направления является Тэд Скокпол.

4. политическая – рассматривает революции как результат нарушения баланса власти и борьбы соперничающих группировок за управление государством (Чарлз Тили).

В некоторых современных исследованиях революционные изменения в обществе рассматриваются как «момент социальной эволюции». Таким образом восстанавливается исходный смысл термина «революция» в естественных и социальных науках (revolvo – лат. «возвращение», «круговорот»), забытый со времен Маркса.

Реформа – это изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры и оставляющее власть в руках прежнего правящего класса.

Реформы могут быть политические (например, изменение конституции и избирательной системы страны), экономические (например, приватизация), социальные (например, реформы в здравоохранении, образовании).

Эволюционный подход к развитию берет начало в исследованиях Чарлза Дарвина.

Основной проблемой эволюционизма в социологии стало выявление определяющего фактора социальных изменений.

Огюст Конт считал таким фактором прогресс знания. Развитие знания от его теологической, мистифицированной формы к форме позитивной обусловливает переход от военного общества, основанного на подчинении обожествляемым героям и вождям, к индустриальному обществу, что осуществляется благодаря человеческому разуму.

Герберт Спенсер усматривал сущность эволюции и социальных изменений в усложнении структуры общества, усилении его дифференциации, которое сопровождается ростом интеграционных процессов, восстанавливающих единство социального организма на каждом новом этапе его развития. Социальный прогресс сопровождается усложнением общества, ведущим к росту самостоятельности граждан, к росту свободы индивидов, к более полному обслуживанию их интересов со стороны общества.

Эмиль Дюркгейм рассматривал процесс социальных изменений как переход от механической солидарности, основанной на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций, к солидарности органической, возникающей на основе разделения труда и социальной дифференциации, которая ведет к интеграции людей в единый социум и является высшим моральным принципом общества.

Карл Маркс определяющим фактором социальных изменений считал производительные силы общества, рост которых ведет к смене способа производства, что, являясь основой развития всего общества, обеспечивает и смену общественно-экономической формации. С одной стороны, согласно «материалистическому пониманию истории» у Маркса, производительные силы объективно и эволюционно развиваются, увеличивая власть человека над природой. С другой стороны, в ходе их развития формируются новые классы, интересы которых приходят в противоречие с интересами господствующих классов, определяющих характер действующих производственных отношений. Тем самым возникает конфликт внутри способа производства, образуемого единством производительных сил и производственных отношений. Прогресс общества возможен только на основе кардинального обновления способа производства, а новые экономические и политические структуры могут появиться лишь в результате социальной революции, осуществляемой новыми классами против прежних, господствующих. Поэтому социальные революции, по Марксу, – это локомотивы истории, обеспечивающие обновление и ускорение развития общества. В работах Маркса представлены эволюционный и революционный подходы к анализу социальных изменений. По К. Марксу, в основе типологии обществ лежит критерий способа производства. В соответствии с формационным подходом общество в своем развитии проходит ряд общественно-экономических формаций:

1) первобытнообщинную; 2) рабовладельческую; 3) феодальную; 4) капиталистическую.

Макс Вебер был противником идеи о том, что социальные науки могут открывать законы развития общества аналогично естественным наукам. Он полагал, однако, что можно делать обобщения, характеризующие социальные изменения. Их движущую силу Вебер видел в том, что человек, опираясь на различные религиозные, политические, нравственные ценности, создает определенные социальные структуры, облегчающие общественное развитие, как это всегда происходило на Западе, или затрудняющие это развитие, что Вебер считал характерным для стран Востока.

Сегодня реформы (т. е. революции, осуществляемые «сверху») признаются такими же социальными аномалиями, как и революции. Оба эти способа решения общественных противоречий противопоставляются нормальной, здоровой практике «перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе». Вводится новое понятие реформы-инновации . Под инновацией понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.

Социальный цикл – это социальное изменение, которое не имеет определённой направленности, хотя и не является случайным. Любое состояние, в котором пребывает система на той или иной стадии, может возникнуть в будущем, и уже когда-то случалось в прошлом. Изменения происходят лишь в коротком временном интервале, а на длительном отрезке времени – нет, т. к. система возвращается к первоначальному состоянию.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

В социологии все большее внимание уделяется циклическим социальным изменениям. Это более сложная форма социальных изменений, ибо она включает эволюционные и революционные изменения, восходящую и нисходящую тенденции. Циклические изменения - не отдельные единичные акты каких-либо перемен, а определенный ряд изменений, который в совокупности образует цикл . Циклами называют определенную совокупность явлений, процессов, последовательность которых представляет собой кругооборот в течение какого-то промежутка времени. Конечная точка цикла повторяет первоначальную, но только в других условиях или на другом уровне. Циклические социальные изменения происходят в соответствии с временами года, но могут охватывать периоды в несколько лет (экономические кризисы) и даже несколько столетий (типы культур).

Социологи разных направлений фиксируют тот факт, что многие социальные институты, общности, классы и даже целые общества изменяются по циклической схеме - возникновение, рост, расцвет, кризис и увядание, возникновение нового явления. Такой схеме изменений подвержены многие структуры в обществе - социальные, экономические, политические, духовные. Разные структуры, явления и процессы в обществе имеют циклы разной продолжительности - от сезонных до многовековых. Так что в каждый данный момент истории мы имеем одновременное сосуществование социальных структур, явлений, процессов, находящихся на разных ступенях развития своего цикла. Этим в значительной степени определяется сложный характер взаимодействия между ними, взаимные несоответствия, несовпадения и конфликты.

Наглядным примером циклического характера социальных изменений служит смена поколений людей. Каждое поколение нарождается, проходит период социального созревания (социализации), период активной деятельности, далее следует период старости и естественного завершения жизненного цикла. Каждое поколение формируется в специфических социальных условиях, поэтому привносит в жизнь что-то свое, новое. Средняя продолжительность жизни - показатель уровня жизни и темпа социальных изменений. В конце XIX в. средняя продолжительность жизни не превышала 35-40 лет, сейчас в развитых странах она поднялась до 70 лет и выше. Этот промежуток времени можно считать полным циклом поколения. Можно выделить и малые циклы (период активной трудовой деятельности), который составляет в современных условиях в среднем примерно 35-40 лет. Полный цикл означает физическую смену поколений, малый цикл - смену поколений в жизнедеятельности общества.

Казалось бы, увеличение продолжительности жизни должно вести к замедлению темпов социальных изменений. В действительности, за последние 200-300 лет мы наблюдаем ускорение темпов общественного развития. Сейчас нужно говорить о поколениях знаний, поколениях машин (компьютеров, самолетов и др.). Новым поколением могут быть названы только такие совершенные орудия труда, которые вдвое превосходят прежние по своей эффективности. Благодаря НТР с середины XX в. темпы смены поколений техники стали стремительно опережать темпы смены поколений работников. Так, в пределах малого цикла поколений людей в передовых отраслях производства происходит смена нескольких поколений техники. В электронике примерно за сорок лет уже сменилось четыре поколения компьютеров.

Процесс обновления техники связан с процессами старения знаний и необходимостью их обновления. Существует овеществленное знание (воплощенное в технике), и знание «живое» (воплощенное в квалификации работников, их компетентности - в разрядах, ученых степенях). В различных отраслях науки и техники эксперты определяют этот интервал от 5-7 до 15 лет, в среднем 10-12 лет. Регулярные технические инновации становятся необходимым условием поддержания производственного технологического уровня страны на современном уровне. Темп старения знаний диктует необходимость регулярного обновления живого знания, квалификации работников. Итак, в современном обществе ускоряется смена поколений машин, техники и технологии, наблюдается убыстрение процесса обновления квалификационного уровня работников. Эти показатели определяют темпы научно-технического прогресса общества.

Особое внимание привлекает циклический характер социальных изменений на сравнительно больших отрезках времени - в несколько десятков лет, так называемых больших циклов , или длинных волн . Выдающийся вклад в разработку этих теорий внес русский экономист Н.Д.Кондратьев . Он разделил экономические процессы на два вида: протекающие в одном направлении (необратимые) и протекающие волнообразно (обратимые). На основе статистической обработки показателей экономического развития Англии, Франции, Германии, США примерно за полтора столетия он пришел к выводу о наличии больших циклов продолжительностью 57 лет. В настоящее время большие циклы подтверждаются многими зарубежными исследователями, которые рассматривают этот феномен как совокупность не только экономических, но и социальных, исторических и психологических факторов.

Социальные изменения не являются линейными и однозначными. Изменения не всегда означают развитие, прогресс. Прогресс, регресс, стагнация – все это встречается в истории общества.

Прогресс тоже неоднозначное явление. Различают две формы социального прогресса: революция и эволюция (предполагает реформы).

2. Революция и её признаки .

· Революция - это полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. До недавнего времени революция рассматривалась как всеобщий "закон перехода" от одной общественно-экономической формации к другой.

Согласно марксистской методологии под социальной революцией понимается коренной переворот в жизни общества, изменяющий его структуру и означающий качественный скачок в его прогрессивном развитии. Наиболее общей, глубинной причиной наступления эпохи социальной революции является конфликт между растущими производительными силами и сложившейся системой социальных отношений и учреждений. Обострение на этой объективной почве экономических, политических и иных противоречий в обществе приводит к революции.

Революция всегда представляет собой активное политическое действие народных масс и имеет первой целью переход руководства обществом в руки нового класса. Социальная революция отличается от эволюционных преобразований тем, что она концентрирована во времени и в ней непосредственно действуют народные массы.

3. Типы революции: буржуазные(Английская, Французская – новое время) и социалистические (Октябрьская 1917)

Диалектика понятий "реформа-революция" весьма сложна. Революция как действие более глубокое обычно "вбирает" в себя реформу: действие "снизу" дополняется действием "сверху".

Сегодня многие ученые призывают отказаться от преувеличения роли в истории того социального явления, которое именуют "социальной революцией", от провозглашения ее обязательной закономерностью при решении назревших исторических задач, поскольку революция далеко не всегда была главной формой общественной трансформации. Гораздо чаще изменения в обществе происходили в результате реформ.

Эволюционное развитие общества.

· Эволюция – плавное, постепенное развитие общества естественным путем (самоорганизация).

Реформы и их виды.

· Реформа - это преобразование, переустройство, изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, оставляющее власть в руках прежнего правящего класса. Понимаемый в таком смысле путь постепенного преобразования существующих отношений противопоставляется революционным взрывам, сметающим до основания старые порядки, старый строй. Марксизм считал эволюционный процесс, консервировавший на долгое время многие пережитки прошлого, слишком мучительным для народа. И утверждал, что поскольку реформы всегда проводятся "сверху" силами, уже имеющими власти не желающими с ней расставаться, то и результат реформ всегда ниже ожидаемого: преобразования являются половинчатыми и непоследовательными.

Даже в тех случаях, когда реформы с совершенной очевидностью не являлись результатом массовых выступлений, советские историки объясняли преобразования стремлением господствующих классов не допустить никаких посягательств на господствующий строй в будущем. Реформы и в этих случаях являлись результатом потенциальной угрозы революционного движения масс.

Постепенно российские ученые освободились от традиционного нигилизма по отношению к эволюционным преобразованиям, признав вначале равнозначность реформ и революций, а затем, поменяв знаки, обрушились с сокрушительной критикой теперь уже на революции как на крайне неэффективный, кровавый, изобилующий многочисленными издержками и приводящий к диктатуре путь.

Сегодня великие реформы (т.е. революции сверху) признаются такими же социальными аномалиями, как и великие революции. Оба эти способа решения общественных противоречий противопоставляются нормальной, здоровой практике "перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе". Вводится новое положение "реформа-инновация". Под инновацией же понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.

Тренировочные задания по трем темам:

Ученые выделяют в развитии общества цивилизационный и формационный подходы. Цивилизационный подход предполагает

Культура в широком смысле слова – это

1)степень воспитанности конкретного человека 2)уровень развития науки в определённый момент истории

3)все результаты деятельности в сфере искусства 4)все достижения человечества с момента его возникновения

Верным для характеристики общественного прогресса является утверждение:

Верны ли следующие суждения?