Обучение плаванию новорожденных. Польза от плавания в ванне для грудничка

Обучение плаванию новорожденных. Польза от плавания в ванне для грудничка

Каждая мамочка хочет, чтобы ее малыш был здоровым и гармонично развитым, она заботливо ищет занятия по возрасту для крохи. Примерно с десятого дня жизни вы можете самостоятельно учить грудничка плавать и нырять в ванной. Обучение плаванию - важный этап в жизни многих современных семей. Буквально с рождения детки умеют рефлекторно задерживать дыхание. Это обусловлено тем, что 9 месяцев в утробе мамы малыш находится в водной среде – околоплодной жидкости. После трех месяцев жизни ребенок забывает это умение, и обучение плаванию происходит сложнее. Это может подтвердить любой педиатр.

Обучение плаванию: зачем оно нужно?

Обучение плаванию и нырянию положительно влияет на опорно-двигательную, сердечно-сосудистую, дыхательную системы организма малыша. Регулярные занятия способствуют хорошей осанке, развивают мышечный корсет без причинения ущерба суставам и излишней нагрузки на позвоночник. При нырянии вода попадает в гайморовы пазухи, что является эффективной профилактикой насморка. Итак, обучение плаванию способствует повышению иммунитета, улучшению сна и аппетита. К тому же благодаря водному массажу повышается упругость кожи, мышечный тонус нормализуется. Это лишь некоторые плюсы грудничкового плавания.

Перед тем, как решите научить грудничка плавать в ванной, необходимо проконсультироваться с врачом. Существуют заболевания, при которых занятия в воде запрещены.

Обучение плаванию (а именно знакомство с водой) следует начинать во взрослой ванне, чтобы ничего не стесняло движений малыша. Попросите папу или бабушку помочь вам. Купаться можно не ранее, чем через час после еды, когда ваш карапуз сыт и спокоен.

Итак, смотрите «Как научить плавать грудничка в ванной» (видео):


Как научить плавать грудничка в ванной - советы от опытной мамы Евгении

Когда мы говорим про обучение плаванию и нырянию, следует выделить несколько ключевых моментов:

  • Предварительно нужно подготовить теплую воду (около 37 градусов). Со временем ее можно постепенно снижать на 1 градус и довести до 25.
  • Малыша следует окунать очень осторожно. Опускать в воду ребенка нужно в вертикальном положении и очень плавно .
  • Каждое движение мамы обязательно должно быть уверенным и спокойным. Важно контролировать свои эмоции, если мама испытывает страх, малыш тоже начнет волноваться и может закапризничать. Тогда процедуру придется прекратить.
  • Когда малышастик начнет активничать, расслабится, переверните его на животик. Вы можете держать ребенка за корпус двумя руками либо одной рукой придерживать за подбородок, а другой за затылок, он может лежать на вашей руке грудью. Выбирайте наиболее комфортное положение для вас обоих.
  • После того, как карапуз освоится, попробует совершать плавательные движения ручками и ножками, можно переходить к задержке дыхания и нырянию. Пусть ваш помощник (папа или бабушка) скажет: «Ныряй». И сразу же аккуратно подует ребеночку в лицо, в этот момент малыш рефлекторно задержит дыхание. Далее нужно полить ему на головку немного водички, например, из пластмассового стаканчика. На своем опыте я знаю, что поначалу даже просто купать такое крохотное существо очень страшно, поэтому к нырянию следует переходить лишь тогда, когда вы сами к этому морально подготовились. Замените стаканчик погружением малыша в воду на 2-3 секунды. Постепенно увеличивайте время, проведенное под водой.
  • Не забывайте давать малышу отдых. Обучение плаванию - это наслаждение, а не марафон по выживанию. Давайте ребеночку расслабиться, поплавать на спинке. Положите одну руку крохе под головку, а второй придерживайте его за подбородок.
  • Если ребенок явно выражает свое недовольство, плачет и пытается перевернуться, конечно, стоит прекратить обучение плаванию.

Постарайтесь как можно скорее начинать нырять, пока малыш еще помнит этот навык. Очень часто мамочки, переживая за свое чадо, лишают его возможности идти вперед в своем развитии. Не стоит волноваться, если ребенок случайно нахлебался воды. Обучение плаванию предполагает такой момент. Это происходит довольно часто. Поэтому спокойно, без паники. Вода не причинит вашей крохе вреда.

И еще: когда решите научить плавать грудничка в ванной, помните, что в данном деле очень важно не забывать хвалить кроху за каждый даже самый маленький успех! Ваша поддержка даст ему дополнительный стимул.

Вот вы и знаете, как научить грудничка плавать в ванной. Дерзайте! Как показывает опыт смелых мам, обучение плаванию обязательно дает шикарные результаты.

Когда ребенку исполнится 2 месяца, начните посещать бассейн для грудничков, где под руководством опытного тренера вы достигнете отличных результатов!

Хотите видеть своего ребеночка счастливым? Дарите ему самые прекрасные моменты! Смотрите, как груднички научились плавать в бассейне:

А что вы думаете по поводу обучения плаванию детей? Делитесь мнениями и опытом.

Плавание – это навык, которым можно овладеть раньше, чем ходьбой. Груднички любят плавать. Данный процесс не только вызывает положительные эмоции, но и укрепляет сердечно-сосудистую, нервную и дыхательную системы, а также опорно-двигательный аппарат. Малыш лучше ест, крепче спит.

Плавание для грудничков на дому

Первое плавание, даже в домашних условиях, вызывает стресс у малыша. Это потом приходят положительные эмоции, из-за которых ребенка невозможно будет вытащить из ванны. Поэтому приучать ребенка к воде нужно постепенно. Вначале - в маленькой ванне, потом - в большой, а уже потом идти в бассейн.

Плавание для грудничков на дому осуществляется первые два месяца. После того как пупочек заживет и малыш привыкнет к воде, то есть к трем месяцам, можно отправляться в бассейн. Если начать обучение позже, можно опоздать, поскольку плавательный рефлекс может угаснуть.

Занятия нужно проводить тогда, когда ребенок не голоден и не хочет спать. Перед заплывом надо сделать легкий массаж. Первое время ребенку лучше надевать круг.

Плавание – это большая радость, как для детей, так и для взрослых. Не стоит лишать себя и своего ребенка этого счастья.

Круг для плавания грудничков

Для того чтобы сделать плавание безопасным были придуманы круги. Круг на шею можно использовать с рождения. Круг для плавания грудничков поддерживает голову и не дает наглотаться воды во время купания.

Круг изготавливают из прочных полимеров, он состоит из двух камер, есть выемка для подбородка. В некоторых моделях есть ручки, за которые могут держать ребенка родители. Застегивается круг при помощи липучек или карабинов.

Инструктор по плаванию для грудничков

Всем родителям хочется подарить своим детям счастливое детство, чтобы у них было столько же и даже, больше. В последнее время большую популярность приобрело плавание. Педиатры считают, что если начать ребенка обучать плаванию до трех месяцев, он освоит этот навык с легкостью, поскольку основываться он будет на еще не угасшем инстинкте. Начинать обучение можно дома, а потом, когда ребенок немного окрепнет – отправляться в бассейн. Если не хочется идти в бассейн, можно пригласить специалиста домой. Инструктор по плаванию для грудничков расскажет, как делать ребенку гимнастику, массаж и покажет, как научить малыша плаванию.

Шапочки для плавания грудничков

Вода для грудничков – это более естественная среда, чем земля и воздух. Большую часть своей жизни они провели в воде, поэтому грамотное приучение к воде в новой среде может дать неплохие результаты.

Малыш появляется на свет с рефлексом задержки дыхания и плавательным рефлексом. Удельный вес новорожденного намного меньше, чем у взрослого, потому что в ребенке содержится большое количество лецитиновых жиров. Эта особенность делает ребенка удивительно плавучим.

Если с ребенком каждый день заниматься, то к годику, он будет замечательно плавать и даже нырять. Плавание формирует правильную осанку, укрепляет иммунитет, мышцы, суставы и легкие. Купание в бассейне – это бережный и эффективный массаж всего тела. Нахождение в воде улучшает кровоток и укрепляет сердце, а также тренирует дыхание. Малышковое плавание делает детей крепче, они реже подхватывают респираторные инфекции. Что такое плавание? Это массаж, интеллектуальный рост, гимнастика и закаливание.

Шапочки для плавания грудничков в бассейне обычно не используются. Их мамы шьют самостоятельно или покупают в магазине для того чтобы купать ребенка в ванне. Для их изготовления используется пенопласт и обычный чепчик.

Уроки плавания для грудничков

Плавание с раннего возраста – это более чем хорошо. Ведь в будущем не нужно будет беспокоиться о том, что малыш утонет, вода станет для него родной стихией. Уроки плавания для грудничков дарят им радость, они чувствуют себя счастливыми.

Раньше, чем через шесть недель после рождения в бассейн лучше не ходить. Ведь у ребенка должна зажить пупочная ранка. К тому же приучать к воде нужно постепенно, начиная с маленьких ванн. Малыши плавают вместе с мамами, поэтому если у женщины было кесарево сечение или ей накладывали швы, нужно прежде чем идти в бассейн узнать у своего гинеколога, можно ли это делать. В некоторых бассейнах группы, в которых занимаются дети с четырех месяцев. Если гинеколог не разрешил ходить в бассейн, с ребенком может пойти папа или бабушка.

До полугода ребенок должен купаться только в теплых бассейнах, температура воды в которых не должна превышать 32 градусов. Большой общественный бассейн не подходит для грудничка, поэтому надо найти специальный бассейн, который создан с учетом возрастных особенностей малышей.

Что взять с собой в бассейн?

Первый поход в бассейн – это настоящее событие. Много чего нужно взять с собой, о многом не забыть. Лучше сразу купить одну небольшую спортивную сумку или рюкзак, в котором всегда будут храниться принадлежности для бассейна.

Итак, что взять с собой в бассейн? Во-первых, плавательные подгузники. Без них бассейн быстро станет цвета детской неожиданности. Во-вторых, после плавания ребенка нужно будет закутать в полотенце или надеть на него халатик. Для того чтобы малыш чувствовал себя, как дома, можно взять с собой несколько игрушек для купания, с которыми он обычно играет в ванной. Для того чтобы можно было поменять подгузник после купания, нужно взять с собой пеленку, клеенку и запасной подгузник.

Если малыш в воде начал дрожать, надо закутать его в полотенце и попросить персонал проверить температуру воды. Она должна быть не меньше 32 градусов. Первое купание длится около десяти минут, с каждым разом время пребывания в воде увеличивается и постепенно доходит до 30 минут.

Больного ребенка ни в коем случае нельзя водить в бассейн. Хлорированный бассейн может вызвать раздражение, поэтому если после купания на коже появилась сыпь, надо сходить к врачу и уточнить причину её появления.

На первом занятии не стоит сразу учить ребенка плавать. Нужно просто положить его на спинку и покатать по воде. Брызги, веселье, знакомые игрушки – все это сделает пребывание в воде приятным и радостным. Мама не должна пугаться и сомневаться в том, что она делает, ребенку будет намного комфортней рядом с уверенной в себе мамой.

В бассейне нужно держать малыша лицом к себе и поддерживать зрительный контакт. Как только ребенок расслабится, можно вытянуть руки и поводить малыша в воде. Необходимо постоянно разговаривать в малышом, подбадривать его. Игрушки можно бросать в сторону и подводить к ним ребенка.

Детям нравится пускать пузыри. Мама может опустить рот в воду и показать, как выдуваются пузыри. Данное упражнение позволит ребенку понять, что при выдувании пузырей, вода в рот не попадает. Еще можно дуть на игрушку, которая будет плыть на ребенка.

Детям нравится, когда родители выкладывают их на спинку и позволяют им поболтать ножками по воде. Данное упражнение вызывает бурю восторга, потому что малышам ужасно нравятся брызги.

Дети привыкают к бассейну через два-три занятия. Даже, если мама сама не очень любит плавать, она получит удовольствие, видя, как радуется её ребенок. Нахождение в воде матери и грудничка ещё больше их сближает.

Занятия в группах

В группе обычно бывает не больше десяти малышей и мам, папы ходят не часто. Занятия проводятся в небольших бассейнах с теплой водой. Формирование групп зависит от способностей каждого ребенка.

Тренер должен сделать так, чтобы занятие было веселым и расслабленным, поэтому обучение происходит в игровой форме.

Когда малыш перестанет бояться занятий в бассейне, можно начать обучаться подводному плаванию. Бояться, что ребенок захлебнется не нужно, поскольку до трех месяцев у новорожденного сохраняются рефлекс задержки дыхания и плавательный рефлекс.

Плавание укрепляет опорно-двигательный аппарат, тренирует дыхание и сердечно-сосудистую систему. Малыш хорошо спит и ест.

Сегодня с грудничками занимаются инструкторы, которые приглашают родителей и их детишек в специализированные бассейны. А двадцать лет назад, когда малышковое плавание начало набирать в нашей стране популярность, родители занимались с детьми самостоятельно, используя лишь домашний ванны.

Плавание новорожденных

Раннее плавание – это еще один способ развития ребенка, позволяющий приобрести определенные навыки и расширить зону комфорта ребенка.

Некоторые люди считают, что ходит в бассейн не то чтобы не полезно, но даже вредно. Они говорят, что там можно подхватить любую болезнь и потом долго лечиться. В чем-то они правы. Поэтому прежде чем идти в бассейн, нужно обратить внимание на то, насколько тщательно врач осматривает всех тех, кто идет купаться. Требуют ли в бассейне справки и шапочки. Чем строже следят за посетителями бассейна, тем меньше вероятность заразиться чем-то ужасным.

Если родители убедились в том, что в бассейн пускают лишь здоровых людей, надо выяснить, есть ли там специальный бассейн для грудничкового плавания. Ведь в обычный бассейн ходить нельзя, потому что там температура воды не подходит для новорожденных.

Упражнения в воде

На первом занятии ребенка просто знакомят с водой, создают ему веселую обстановку и стараются сделать так, чтобы малыш с нетерпением ждал нового занятия. Можно попытаться погрузить его в воду вертикально.

На втором занятии инструктор вводит конкретные упражнения. Первое упражнение называется «Плюх-плюх». Малыш лежит на животике, а мама поддерживает его за подбородок. Над водой остается только голова, все тело должно быть погружено под воду.

Упражнение «Плывем за утенком». Грудничок находится в горизонтальном положении на животике, голову мама поддерживает над водой. Перед ребенком кладут игрушку и предлагают её догнать. Упражнение сопровождается такими фразами: «Скорее догоняй утенка» или «Смотри, кораблик уплывает». Постепенно расстояние между ребенком и игрушкой увеличивается.

Упражнение «Восьмерки». После того как ребенок научится плавать по прямой, можно начинать новый вид плавания. Ребенок лежит в воде на животике, а мама, поддерживая его за подбородок, его телом рисует в воде восьмерки. Упражнение можно проводить как в замедленном темпе, так и в ускоренном. Выбор скорости зависит от желания малыша.

Как подготовиться к нырянию. Родители обычно очень бояться этого упражнения. Это напрасно, ведь ничего сложного в нырянии нет. После команды инструктора «Раз, два, три - ныряем», надо начинать дуть малышу в лицо. Кроха закрывает глазки, сморщивается и задерживает дыхание. Такое упражнение проводится десять дней. Затем после этой команды надо не дуть в лицо, а плескать водой.

Само ныряние можно осуществить только после того как ребенок наплавается и будет в хорошем настроении. После команды «Раз, два, три - ныряем», надо опустить малыша глубоко в воду на несколько секунд. Первый раз ныряние производится не больше трех раз. При этом важно хвалить ребенка и подбадривать его.

Родители должны стараться дать своим детям, как можно больше. Это не значит, что нужно покупать все игрушки и вещи на свете. Сделать их здоровыми, защищенными они просто обязаны. Профессиональный спорт калечит людей. Если ребенок пошел плавать, не надо на него давить и требовать высоких результатов. Главное – чтобы ребенку нравилось плавать, он хорошо общался с инструктором или тренером. Это касается и других видов спорта и занятий. Часто секции и кружки вызывают у ребенка отторжение из-за того, что ведет их не слишком порядочный и добрый человек. Родители должны не только познакомится с тренером, но и слушать, что ребенок рассказывает о занятиях. Ведь тренировки обычно проходят отдельно от родителей, если это не малышковое плавание.

Приучать ребенка к физическим упражнениям надо с раннего возраста. Если есть возможность, нужно ходить на плавание для грудничков. Если такой возможности нет, заниматься можно дома, причем не только в ванной, но и с гимнастическим мячом. Дети очень любят большие мячи с рожками, на которых можно кататься и даже прыгать. Также можно купить турник или стенку с лесенками и канатами.

Плавание для грудничков видео

Видеоинформация о основах плавания и упражнений в воде для грудничков.

Водные процедуры чрезвычайно полезны для грудных детей. Но если одни мамы ограничиваются купанием младенца в детской ванночке с подставкой под спинку, то другие идут дальше вплоть до следования известному слогану "плавать - раньше, чем ходить!" Наверное, все мамы хоть что-то, да слышали о грудничковом плавании, а многие с разной степенью успеха практиковали обучение плаванию в домашней ванне, или в бассейне районной поликлиники. Портал Материнство предлагает обратиться к истории возникновения грудничкового плавания, познакомиться с теоретической основой этой методики и освоить некоторые практические навыки на конкретных примерах с фотографиями!

Плавание для грудных детей в домашней ванне. Фото - фотобанк Лори

Часть I. Теоретические аспекты плавания грудных детей

Из истории возникновения плавания малышей

Водные гигиенические ванны (туалетные ванны) грудным детям в возрасте 10-16 дней врачи-педиатры стали назначать в обязательном порядке в конце XIX в. Гигиенические ванны для младенцев носили исключительно пассивный характер и выполнялись на неподвижной основе при постоянной температуре воды в ванне 37-35°С.

В 1962 г. инструктор-спасатель бассейна "Москва" И.Б.Чарковский применил для недоношенного ребенка весом 1 кг 600 г своеобразный кювез-ванну с последующим обучением в нем нырянию, играм, плаванию.

Первая школа плавания и закаливания младенцев в полных ванных была организована в 1966 г. в Австралии практическими тренерами супругами Тиммермансами, апробировавшими методику плавания на своей дочери. Опыт Тиммермансов быстро переняли в США, Германии, Японии, Англии, Чехословакии.

В 1979 г. в специально созданном на базе педиатрической клиники Мюнхена Научно-исследовательском институте детского плавания имевшийся опыт был обобщен и проанализирован врачами, преподавателями плавания под руководством профессора К.Ветке. В 1971 г. Хайнц Бауермайстер, непосредственно занимавшийся обучением плаванию грудных детей, доложил результаты работ на Всемирной конференции медицинского комитета Международной Федерации плавания.

Было обучено плаванию более 700 грудных детей. Почти все они оказались невосприимчивыми к простудным заболеваниям, развивались быстрее своих сверстников, были намного активнее.

Большой вклад в пропаганду и агитацию плавания и закаливания младенцев в СССР внес президент Международного медицинского комитета ФИНА Захарий Павлович Фирсов, опубликовавший серию статей и организовавший несколько телепередач об этом виде плавания. Активные исследования в области физиологии плавания грудных детей и агитацию провел профессор Илья Аркадьевич Аршавский.

Закаливанию с помощью воды, солнечным и воздушным ваннам, физической культуре для детей грудного возраста придавали большое значение выдающиеся деятели отечественной педиатрии профессора А.А.Кисель, В.И. Молчанов, М.С.Маслов, Г.Н.Сперанский, А.Ф.Тур.
В СССР плавание в организованных центрах при детских типовых поликлиниках Москвы было начато в 1976-1977 гг.

Значение обучения плаванию в грудном возрасте

Успех в первичной и повторной профилактике заболеваний, нормальное развитие и воспитание детей грудного возраста могут быть обеспечены только в комплексе всех мероприятий по уходу, питанию, учету биоритмов сна и бодрствования.

Внутриутробно ребенок развивается в течение 9 месяцев в жидкой среде, в условиях антигравитации, и рождается с плавательными рефлексами, угасающими без закрепления в возрасте 3-3,5 месяца.

Физически беспомощный и неспособный координировано двигаться на суше в связи с резким переходом от относительной невесомости в период эмбрионального развития к воздействию сил гравитации после рождения, ребенок удивительно активен и эмоционален в полной ванне. Удельный вес младенца из-за большого количества лецитиновых жиров меньше удельного веса взрослого человека, поэтому младенец имеет положительную плавучесть и легко держится на воде, если у него выработан и закреплен в автомат навык плавания. Специфическое и важное значение имеет рефлекс задержки дыхания при погружении ребенка в воду, что с успехом используется при обучении плаванию и нырянию младенцев.

Систематические ежедневные занятия плаванием позволяют научить грудного ребенка плавать к концу первого года жизни. Надо помнить, что навыки плавания, приобретенные в грудном возрасте, остаются на всю жизнь при условии продолжения занятий в 2-3-летнем возрасте. Прекращение на 1-2 месяца занятий плаванием ведет к потере плавательных навыков, которые нужно восстанавливать вновь.

Воспитание в семье плавания, гимнастики, массажа и закаливания имеет большое значение для воспитания с самого раннего детства гармонически развитого человека.

Систематические занятия закаливанием и плаванием в полных ваннах:

  • Вызывают у грудных детей ярко выраженные положительные эмоции - радость, улыбку, гуление, верещание, которые переходят после сеанса плавания в стойкие реакции торможения - крепкий, здоровый сон.
  • Одновременное укрепление как сердечно-сосудистой и дыхательной систем, так и опорно-двигательного аппарата ведет к нормальному развитию младенцев, снижая смертность первого месяца и года жизни.
  • Процедуры плавания стимулируют аппетит и повышают обменные процессы вместе с повышением функции пищеварения - основ нормального развития грудных детей.
Таким образом, методика плавания и закаливания грудных детей доступна родителям.

Противопоказания к занятиям

Процедуры плавания прекращаются, если ребенок выражает плачем, криком неудовольствие, а также в случае появления "гусиной кожи" или дрожи.

Противопоказаниями к занятиям плаванием являются: заболевания в острой стадии, заразные кожные болезни, отклонения в развитии, исключающие возможность занятий.

Врачебный контроль и практические консультации

Наилучшей формой контроля динамики здоровья малыша являются контроль неонатолога, педиатра или семейного врача, которые в курсе особенностей течения беременности, родов, первых дней и недель жизни ребюенка.

Консультации по плаванию желательны не реже одного раза в месяц. Их проводят консультанты по плаванию и/или медицинские работники в детской поликлинике или дома. Родители ребенка должны получить в течение года не менее 12 консультаций.

Часть II. Подготовка к плаванию

В основе плавания младенцев лежит:
  • плавание на спине и груди с ручной поддержкой,
  • автономными поддержками, и, наконец,
  • самостоятельное плавание.
Плавание на ручных поддержках проводится главным образом в полных ваннах, автономные поддержки могут быть применены в этих же ваннах и в основном в бассейне. Самостоятельное плавание в ваннах и бассейне лучше всего осуществляется путем постепенного уменьшения ручных и автономных поддержек.

Характер плавания во всех случаях интервальный - за проплывом следует короткий отдых. Плавание начинается на спине в возрасте от 5 дней и чередуется с плаванием на груди. В зависимости от индивидуальных склонностей может преобладать один из видов плавания.

Пассивная реакция при плавании на спине может быть использована для отдыха грудных детей. Плавание на груди у большинства младенцев вызывает более активные двигательные реакции, что следует использовать для активизации ребенка с первого месяца жизни.

Подготовка к плаванию

Одним из важнейших принципов обучения плаванию младенцев является стимулирование движений, которые проводятся методистом во время плавания одной рукой.

Правильному усвоению движений способствует специальная плавательная гимнастика на суше для рук и ног в положении на спине и груди, как во взаимообратной, так и в симметричной координации - король и брасс.

Активизация движений ребенка при плавании наступает обычно на 8-9-й минуте в результате специфического двигательного настроя и улучшения гемодинамики мышц.

Игры в воде

Грудной ребенок - не взрослый в миниатюре. Об этом следует помнить, проводя сеанс плавания. Игры и игрушки в самых разнообразных формах помогают создать необходимый фон положительных эмоций и стимулировать гребковые движения младенца.

Игрушки надо приготовить заранее. Они должны быть
- безопасные (лучше резиновые и пластмассовые, не бьющиеся, не «линяющие»)
- чистые,
- яркие,
- не маленькие, чтобы ребенок сразу видел их на бортике ванны, но и не огромные, чтобы малыш легко мог их удерживать в ручках.

Постепенность дозирования

В основе проведения комплекса физических упражнении лежит строгое совладение правил постепенности дозирования на каждом этапе развития грудного ребенка.

Например, нарастание дозы плавания на каждом занятии должно находиться в диапазоне 10-15 секунд, а снижение температуры воды в конце каждого месяца - равняться 0,5 С, Иначе говоря, активизация двигательных функций достигается увеличением количества и стимулированием движений, а достижение высокой степени закаленности - неуклонным снижением температур полных ванн.

Особое внимание обращается на постепенное погружение головки ребенка. В подготовительном периоде в возрасте 1-2 месяцев в воду погружается только рот на 2-4 секунды, что способствует тренировке задержки дыхания через нос. В 5-6 месяцев, когда ребенок начинает играть с игрушками, ему можно разрешить доставать тонущие предметы со дна ванны, в положении сидя, постепенно наращивая глубину, стимулировать таким путем погружение головки с носом, а затем и с глазами.

Возобновление занятий после перерыва

Возобновлять занятия, прерванные в связи с болезнью или другими причинами, следует так, как будто они проводятся с самого начала, со строгим соблюдением правил постепенности. Занятий плаванием после болезни возобновляются только после консультации с врачом и по его назначению.

Форсирование доз плавания. Температур и погружений

Всякое форсирование (резкое увеличение) доз плавания, снижение температур воды и увеличение времени и количества погружений запрещается. Например, снижение температуры ванны сразу до 30°С или погружение с носом под воду длительностью 10-15 сек. в возрасте 1-1,5 месяца в подготовительном периоде должно быть категорически запрещено.

Место занятий дома и инвентарь

Плавание и закаливание могут проводиться в обычной домашней ванне, аналогичной ванне зала водных процедур или меньшей по размерам. Рядом с ванной должен находиться столик для пеленания, пеленки, салфетки, вата, комнатный и водный термометры.

Из таблицы видно, что увеличение времени плавания за каждый месяц соответствует 2-5 минутам, а ежемесячное снижение температуры равняется половине градуса Цельсия.

Часть III. Практика грудничкового плавания

Начало занятий плаванием

Оптимальным возрастом начала занятий следует считать 5 дней - 2 недели. В три месяца возрожденные плавательные рефлексы угасают, и с ребенком намного труднее проводить занятия. Поэтому 3-3,5 месяца - самый поздний срок начала плавания грудных детей. После трех месяцев занятия плаванием носят более индивидуальный характер и более трудоемки.

Ручные поддержки

Положение ребенка на спине
Наиболее тяжелая, тонущая часть тела ребенка - голова. Поэтому все ручные поддержки осуществляются под голову и одновременно шею и верхнюю часть спинки.
Ручные поддержки могут и должны быть разнообразными.

* двойная ручная поддержка при плавании на спине четырьмя пальцами под спинку, шею и головку, два больших пальца лежат на груди;

* одноручная поддержка "ковшиком",

* одноручная поддержка "полукольцом" - большой и указательный пальцы охватывают шею, рука находится со стороны затылка и чуть сбоку, не мешая младенцу грести.

Одноручная поддержка "полукольцом" и "ковшиком" позволяют свободной рукой стимулировать гребки.

Как только ребенок начинает правильно грести, характер поддержки меняется. В положении на спине двойная поддержка осуществляется уже тремя, затем двумя и, наконец, одним пальцем под затылок ребенка.

Все виды поддержек должны осуществляться очень мягко и нежно и предельно свободно, давая ребенку возможность проявить инстинкт самосохранения, лежащий в основе плавательных рефлексов.

В плавании на спине поддержки легче и удобнее, чем на груди, и проводятся обязательно с погруженными ушами.

На груди

* наиболее удобна поддержка двумя руками головки за щеки и слегка под подбородок.

Одноручная поддержка на груди осуществляется "ковшиком" и также большим пальцем, его тыльной стороной под подбородок ребенка, остальные четыре поддерживают под грудь - вторая рука двумя пальцами слегка поддерживает затылок (поддержка "ухватом" - указательным и большим пальцами). Поддержка под подбородок помогает "запирать" рот, чтобы младенец не пил воду.

* Поддержка под грудь

Автономные поддержи

Самостоятельное плавание ребенка на спине лучше всего осуществляется с автономной поддержкой головы при помощи пенопластовых поплавков, вставленных в карманы чепчика и расположенных за ушами младенца.

1. У шапочки должны быть веревочка-ленточка (помимо завязок), продетая внизу шапочки. Она утягивает бОльшую шапочку по размеру головы малыша. За эти ленты потом, когда убрали руку из-под головы, водят плавающего малыша по воде.
2. Шапочку надевайте до погружения в ванну.
3. Шапочка должна быть сухая.
4. Дайте заранее малышу ей поиграть (днем).
5. Опустив в шапочке в воду, все равно поддерживайте сначала под головку малыша, постепенно отпуская руки.

Младенец может плыть с такой поддержкой в 3-4 месяца, немного раздвигая руки в стороны для баланса. Перевод младенца в бассейн можно проводить тогда, когда он активно гребет и балансирует. Автономные поддержки при плавании на груди сложнее; как правило, они должны держать на линии воды плечи и подбородок, их можно применять только в случае хорошей двигательной активности верхних конечностей младенца.

Обратите внимание, что из всех автономных поддержек самая лучшая - это такой чепчик. Ни чепчик-чебурашка (уши), ни воротник под шею не смогут постепенно приучать ребенка к самостоятельному плаванию.

Погружения и ныряния

1. Погружение под воду рта младенца в возрасте одного месяца на 2-3 сек. позволяет тренировать и задержку дыхания через нос. Обычно в этих случаях задержка дыхания определяется ощущением - поддерживающей под грудь руки - ребенок останавливает дыхание - на несколько секунд (4-10).

2. Моментальные погружения рта подводят ребенка и к погружению носа, которым все младенцы дышат.

Погружения же носа, а затем и глаз обычно происходят во время самостоятельных игр, в положении сидя, когда ребенок достает предмет со дна ванны.
Погружения рта под воду необходимо проводить на двойной ручной поддержке в положении на месте от 3-4 до 6-8 раз в занятие.

Как показывает практика, погружение рта под воду выполняют все дети, кроме младенцев с насморком. Во время плача ребенка погружения рта категорически запрещаются из-за опасности попадания воды в дыхательные пути. Нельзя выполнять погружения рта и во время проводки из-за встречной волны, попадающей в носовые ходы.

Во время игр, в положении сидя, ребенок хорошо сам погружает рот.
Самостоятельное продвижение к игрушке на задержке дыхания является прологом к самостоятельному плаванию. В принципе ребенок может быть обучен опытным методистом и погружению под воду с головой. Как показывает опыт, такие принудительные погружения со своими детьми проводят многие родители, начиная с 3 месяцев. Однако степень искусства обучения у тренеров родителей различна. Поэтому настоящая методика рассчитана только на принудительное погружение рта и самостоятельное погружение с головой в играх.

Ребенок, научившийся задерживать дыхание при погружении рта, носа и головы, умеющий хорошо грести руками, может плыть самостоятельно.

Самостоятельное плавание

Переход к самостоятельному плаванию на спине, как видно из сказанного выше, сравнительно прост и состоит в постепенном уменьшении ручной и автономной поддержки, в то время как сила гребков младенца и способность удерживать голову на поверхности воды становятся вполне достаточны. Плавание на спине, как правило, не связано с задержкой дыхания и ныряниями, а потому и более доступно в обучении.

Уменьшение автономной поддержки

Поплавки с чепчика снимаются парами с разных краев, начиная с верхнего. Как только малыш адаптируется к уменьшенному количеству поплавков и будет чувствовать себя уверенно, можно смело снимать еще пару.

На фото видно, что на чепчике остались 2 последних, нижних.

а вот тут уже чепчик не нужен (ребенку 4,5 мес.)

Ребенку 6 мес. Самостоятельно лежит на спинке и ему это нравится.

Ребенок в 6 мес. самостоятельно проплывает ванну, отталкиваясь от бортика и гребя руками. Рука взрослого находится рядом.


Фото 13


Фото 14

Другое дело - плавание на груди. У младенцев, так же как и у плавающих млекопитающих - дельфинов, китов, - передвижение в воде связано с нырянием и задержкой дыхания. Естественно поэтому сначала обучать младенца задержке дыхания и самостоятельному погружению, и только потом, при условии хороших гребковых движений руками, применять произвольное соскальзывание, упражнения типа "торпеда".

Обучение движениям

Важнейшее значение имеет правильный контроль за выполнением гребков руками и толчков ногами в кролевых и симметричных способах плавания. Так, например, у многих младенцев может быть отработан и закреплен классический толчок ногами (фото 14) способом брасс на груди.

При плавании на спине младенцы хорошо гребут руками через стороны от головы к бедру, если им правильно "показывают" такой гребок вначале на суше, а потом в воде (фото 13). На практических занятиях грудных детей в поликлинике методист-консультант должен вовремя определить время перехода от плавания на ручной поддержке к плаванию на автономной поддержке и перевод младенца в бассейн "Малютка" для систематических занятий плавание на "большой воде".

Переходить на автономную поддержку при плавании на спине, как показывает практика, можно в конце подготовительного этапа подготовки (3-4 месяца), а переводить ребенка в бассейн "Малютка" с 4-5 месяцев при условии хорошего балансирования и качества гребков.

Совершенствование в плавании можно проводить в конце 3-го - начале 4-го этапа занятий, когда возможно улучшать навыки, приобретенные детьми на основе врожденных плавательных рефлексов, помощи второй сигнальной системы - средствами слова. Употребление слов "греби", "толкайся", "ныряем" так же важно и нужно, как, например, слов "мама", папа", "бабушка". Ибо они связаны с жизненно необходимым умением плавать.

Часть III. От теории – к практике

Обучение плавания детей до года можно разделить на 4 ступени.

Первая ступень – ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ

Возраст: 5-15 дней - 3 месяца, возраст врожденных плавательных. Занятия начинаются после заживления пупочной ранки.

НА СУШЕ (вводная часть) - Комплекс подготовительных мероприятий с 2 месяцев состоит из массажа, общей гимнастики, плавательной гимнастики.
Специальную плавательную гимнастику (имитацию плавания) удобно проводить на суше и повторять затем в воде, закрепляя врожденные плавательные рефлексы :

Рефлекс Моро - симметричное охватывающее движение руками при похлопывании по ягодицам (4-5 на первом занятии и 8-9 в конце этапа).

Рефлекс Робинсона - тонический - прочное удерживание предмета (на первом занятии 1-2 раза и 4-5 раз в конце этапа).

Рефлекс Талант - дугообразное изгибание тела при поглаживании кожи между позвоночником и лопаткой (1-2 в начале и 3-4 в конце этапа).

Рефлекс Бауэра - феномен ползания, или брасс ногами. На груди - отталкивание ножками от ладоней рук (4-6 в начале и 8-10 в конце этапа).

Взаимообратный гребок рукой от головы к бедру через сторону (4-6 в начале и 8-10 в конце этапа) на спине и имитация гребка руками типа кроль на спине и груди, а также симметричный гребок руками из-за головы к бедрам (4-6 в начале и 8-10 в конце этапа).

Взаимообратные движения ног на спине и груди (4-6 в начале и 6-8 в конце этапа).

ПЛАВАНИЕ В ПОЛНОЙ ВАННЕ (основная часть). "Двойная" ручная поддержка на спине и 8-10 проводок по длине ванны (проводка "челнок"). Одноручная поддержка на спине "полукольцом". Уши младенца в воде.

Двойная ручная поддержка на груди "ковшиком" под подбородок и проводка, одноручная поддержка "ковшиком", а также одноручная поддержка большим пальцем под подбородок, остальные под грудь и проводка с поворотами по длине ванны (25-30 раз).

Стимулирование работы ног брассом на одноручной поддержке ладонью и после толчка от бортика (10-14 в начале и 20-30 в конце этапа).
Туалет проводится в конце занятия на всех этапах. Кормление выполняется через 15-20 мин. после окончания плавания.

Вторая ступень - ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ

Возраст: 4-6 месяцев, рассчитан на младенцев, прошедших подготовительный этап, адаптированных к полным ваннам и температуре воды 35°С.

Проводится дальнейшее развитие закрепленных плавательных рефлексов с помощью слова. Процедуры идут в игровой манере на фоне положительных эмоций. Ребенок плавает на автономной поддержке и с ее максимальным ослаблением на спине и на груди; объем плавания 32-42 мин.

НА СУШЕ (вводная часть) - Увеличение дозы массажа, общей и специальной гимнастики на 3-4 мин. Развитие и усложнение врожденных рефлексов:
Бауэра-брасс на ногах в направлении к игрушке (4-6 раз),

Талант - выполнение позы пловца на ладонях (3-4 раза)

Робинсона - подтягивание на "весу" (3-5 раз),

Моро - охватывание руками (10-15). Упражнения сопровождаются словами: "толкайся", "греби", "держи", "тянись".

ПЛАВАНИЕ В ПОЛНОЙ ВАННЕ (основная часть) - Плавание на двойной и одноручной поддержке в положении на спине и груди, а также на автономной поддержке, максимально ослабленной.

"Соскальзывание" (моментальные опускания поддержки на I-2 сек.) хорошо выполняется при умении ребенка задерживать дыхание. Сидя на месте самостоятельное погружение за игрушками. Все время при плавании применяется игрушка-манок, движения сопровождаются словами: "плыви", "греби", "толкайся". Много игр в воде типа "буря на море", "торпеда" и др.

Ребенок стоит и ходит в воде с поддержкой под руки.

Третья ступень - САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПЛАВАНИЕ

Возраст: 7-9 месяцев.
Третий этап самостоятельного плавания рассчитан на младенцев, обученных на втором этапе плавать, адаптированных к полной ванне и температуре воды 33,5°С; длительность - до 42 мин.
Дети самостоятельно погружаются под воду, ныряют.

НА СУШЕ (вводная часть) - Увеличение дозы массажа, общей и специальной гимнастики на 2-3 мин.

Ползание к игрушке в манеже с мячом и игрушками.
Поза пловца: руки прижаты к бедрам, вытянуты в стороны, вперед.
Подтягивание за пальцы методиста из положения на спине и груди.

В ВОДЕ (основная часть) - Плавание на спине и груди с руч¬ной поддержкой и без нее за игрушкой, плавание на автономной поддержке.

Самостоятельные погружения под воду (ныряния) за игрушкой.

Четвертая ступень - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЛАВАНИЯ

Возраст: 10-12 месяцев. Четвертый этап органически связан с предыдущим. Грудные дети на последнем этапе умеют самостоятельно проплыть всю длину ванны и бассейна "Малютка", посещают зал водных процедур 3 раза в неделю, любят нырять в длину и глубину за игрушками.
Общее время занятий составляет 62-72 мин., температура -31,5-30,5°С.

НА СУШЕ (вводная часть) - Общее время массажа и гимнастики достигает 10-12 мин. и больше. Игры на суше лежа, сидя, стоя с мячом и игрушками.
Выполнение по команде различных положений пловца в положении на спине и груди. Выполнять работу ног и рук с помощью инструктора и без него. Пробовать грести дельфином, брассом с помощью инструктора.

Упражнения сопровождаются разговором с употреблением специальных плавательных терминов как на суше, так и в воде.

В ВОДЕ (основная часть) - Начало занятия - игры в воде с тонущими, плавающими и подвесными игрушками. Самостоятельное плавание по длине домашней ванны (2-3 раза без остановки) и бассейна "Малютка", плавание с игрушками, на игрушках. Скольжение с вытянутыми руками, прижатыми руками на спине и груди. Плавание на ногах брассом и кролем с помощью инструктора и самостоятельно. Ныряния в длину и глубину за игрушками, прыжки в воде, игры.

Этапы обучения плаванию на занятиях

I ЭТАП

1-е ЗАНЯТИЕ ПО ПЛАВАНИЮ

Возраст детей - 5 дней - 2-3 недели; продолжительность занятий - 10-15 минут; температура ванны - 36,5°С.

1. Медленный вход в воду ножками и укладке на спинку на двойную ручную поддержку.
Медленная проводка по длине ванны (проводка "челнок"), проводка в ближний угол ванны головой и поворот ножками в дальний угол, а головкой на себя и чуть вверх.
Толчок ногами от ванны и проводка в другую сторону (проводка с поворотами), уши в воде.

2. Левая рука под затылком и спиной, правая "ковшиком" за подбородок и правую щеку - поворот на "ковшик" (подбородок ребенка строго над линией воды).
Перехват левой "ковшиком" под подбородок в двойную ручную поддержку под подбородок в положение на груди.
Проводка в положении на груди на двойной ручной поддержке с поворотами у концов ванны.
Во время проводки и поворотов строго следить за положением рта над линией воды.

3. Поддержка одноручная на спине "полукольцом", повороты у концов ванны и перехваты с одной руки на другую.
Поддержки одной рукой и проводки на "ковшике" под подбородок ребенка.
Поддержка одной рукой (правой) - большой палец под подбородком ребенка, остальные под грудью.

4. Стимулирование толчков ногами и гребков руками в положении на спине и груди на одноручной поддержке свободной рукой.

5. Туалет (мытье) ребенка, выход из ванны и обтирание, обсушивание ушей ватой.

ПРИМЕЧАНИЕ: Массаж, общая и специальная гимнастика проводятся, начиная с 2 месяцев; в 5 дней - 3 недели исключить погружение рта и проводить его только с месяца.

2 этап (I месяц) - погружение рта на месте, продолжение упражнений 1 этапа.

3 этап (2 месяца) - показ массажа, общей и специальной гимнастики.

4 этап (3-й месяц) - техника свободной поддержки, ослабление поддержки, техника толчков и гребков руками в воде.

5 этап (4-й месяц) - апробирование автономной поддержки типа чепчика с небольшой ручной поддержкой на спине, плавание за игрушкой на груди на ручной поддержке, доставание сидя игрушки.

6 этап (5-й месяц) - уменьшение автономной поддержки на спине, доставание сидя игрушки со дна ванны, погружая рот и затем нос, перевод ребенка в бассейн "Малютка" при наличии способностей и занятий плаванием три раза в неделю в зале водных процедур, три раза - дома.

7 этап (6-й месяц) - минимальная автономная поддержка на спине, плавание на спине без поддержки. Плавание на автономной поддержке на груди, ослабление автономной поддержки на груди, игры сидя.

8 этап (7-й месяц) - минимальная автономная поддержка на груди, плавание на груди с моментальными опусканиями ручной поддержки, игры в воде сидя и стоя.

9 этап (8-й месяц) - совершенствование гребков на спине и груди, упражнения типа "торпеда", ныряния за тонущими игрушками, бутылочкой. Игры в воде сидя, стоя, в ходьбе с различными игрушками.

10 этап (9 - 12 месяцы) - продолжение совершенствования в самостоятельном плавании на спине и груди, совершенствование самостоятельных погружений, игры.

ПРИМЕЧАНИЕ: На всех этапах занятий специфические движения сопровождаются словами "греби", "плыви", "ныряем", "толкайся".

План обучения нырянию

Помогает развивать дыхательную систему, вестибулярный аппарат, а также развивать эмоционально-волевые качества - смелость, силу, выносливость.

Занятия в большой ванной дома, желательно под присмотром инструктора. В первой части купания - занятие плаванием, как описано выше, в основном – плавание на спинке и в чепчике.. Далее проводятся ныряния (2-3 раза по 3-4 «восьмерки и погружения), чередуются с отдыхом и упражнениями на воде.

Подготовительный этап
Возраст ребенка - 1 неделя – месяц.
Ребенок просто плавает с помощью ручных поддержек на животике. Делает так называемые «восьмерки»- плывет по периметру ванны, разворачиваясь «восьмеркой».

1 этап.
Начиная с месяца, можно приучать малыша задерживать воздух. Для этого в положении на животе, после 3-4 «восьмерок», надо сказать: (Имя малыша), ныряем! И сразу подуть в личико. Обычно дети задерживают дыхание. В первый день повторять это упражнение 2-3 раза.
Каждый этап заканчивается тогда, когда ребенок овладел новым умением.

2 этап.
Все тоже самое, только после слов: имя, ныряем! Брызнуть в личико. Через неделю уже не брызгаете, а поливаете. Держа малыша одной рукой под подбородок, другой, после слов «ныряем!» зачерпываете воду и льете сверху на лицо. Похоже на умывание.
Переход на следующий этап только после того, как Вы убедитесь, что деть не просто зажмуривается, но точно задерживает дыхание.

3 этап.
Как и полагается, сначала 3-4 «восьмерки». После первого «малыш, ныряем!» снова поливаете на личико воду. Ребенок должен вспомнить, ЧТО надо делать после этой команды. Далее снова 3-4 «восьмерки», команда «ныряем!» и погружение под воду. Для этого Вы держите головку малыша 2-мя руками, и резко погружаете под воду. И сразу вынимаете и продолжаете движения «восьмеркой».
держите так

Для первого – второго - третьего раза хватит 1-2 ныряний. Обязательно обратите внимание на реакцию детки. Если ему не понравилось, лучше отложить до следующего раза.

Далее купайте по схеме: плавание на спинке, переворот на живот, 3-4 «восьмерки», нырок, опять 3-4 «восьмерки», нырок, снова 3-4 «восьмерки» нырок. Отдых на спинке. Упражнения (отталкивания, ходьба и т.д.). Снова цикл из «восьмерок» и ныряний, отдых, игра, цикл из «восьмерок» и ныряний, отдых на спинке. ВСЁ! Купание заканчивается. Таким образом, у Вас получится около 9 ныряний за сеанс.

Но, если малыш капризничает, Вы видите, что он недоволен, не придерживайтесь схемы. Делайте то, что нравится ребенку. А может, он уже устал. Просто заканчивайте купание пораньше.

4 этап.
Когда малыш привык к погружениям, начинайте проныривать под водой. Сначала это должно занимать 1-2 сек. Если Вы видите, что малышу хватает задерживаемого воздуха, постепенно посекундно увеличивайте время. Так неделю можно нырять на 1-2 сек, следующую 2-3, потом 3-4 и так далее. Но Вы на это время не просто погружаете ребенка под воду, а проныриваете под водой расстояние. Все проныривания участвуют в том же цикле упражнений, как и 3 этапе.

5 этап.
Он отличается от 4 этапа тем, что, погрузив малыша под воду, Вы его отпускаете и он плывет сам. После слов: «Малыш (имя), ныряем!» надо резко погрузить голову под воду, как бы подтолкнуть вперед и отпустить. Сначала Вы его быстро подхватываете, но с каждым разом увеличиваете время его самостоятельного нахождения под водой.
Здесь видно, что малыш плывет, а руки взрослого рядом. Но не держат его:

нырнули

выныриваем

вынырнули

Заключение
Я не инструктор по плаванию, не врач. Врач – мой муж, а я педагог-психолог. Про ныряния написала по своему опыту. Так, например, плавали мои дети не в 30-градусной воде, а не ниже 34. Ниже им не нравилось.

Еще в конце мы обливаемся холодной водой после купания. Педиатр нам сказала, что надо постепенно снижать температуру воды для обливания (так же как и в ванне). Но детям больше нравится, когда их обливают совсем холодной водой. После ванны холодная вода их обжигает и они (особенно старшая) визжат от удовольствия.

Наша старшая дочка в 4,5 мес. лежала на воде без всякой поддержки, проплывала ванну на спине и ныряла с удовольствием. Средний научился держаться на воде и нырять к 6-ти мес. Младший учился плавать от случая к случаю – просто не хватало времени на ежедневные «заплывы». Тем не менее, все трое детей, попадая на открытый водоем, не боялись воды, с удовольствием купались, ныряли, и самостоятельно поплыли в 3 года.

Лучше всего в обучении плаванию и нырянию Вам, конечно, поможет специально обученный инструктор. Но, если, несмотря на все ваши старания, деньги и время, потраченное на занятия в бассейне, малыш без удовольствия идет в ванну, плачет и отказывается плавать, не огорчайтесь. Есть такие дети – ну, не любят они купаться! Ведь и взрослые тоже не все любители водных процедур. Ничего, в мире еще столько видов спорта и игр, в которых именно ваш малыш покажет лучшие результаты.
А для таких деток можно порекомендовать постепенное бережное купание в пеленке (первые разы) и далее в ванне с мамой. Это противоположный взгляд на обучение плаванию младенцев. В его основе - предположение о том, что свободное плавание и, тем более, ныряние грудных малышей – стресс для ребенка, ведь вода - это чужеродная среда обитания для людей. Поэтому каждый родитель сам выбирает нужный подход в воспитании и закаливании своего ребенка. Данная статья – не призыв к обучению грудничков плаванию, а лишь советы для тех, кто хочет этим заниматься.

Успешно будут проходить занятия у родителей, которые уверены в пользе дела и не боятся заниматься с малышом чем-то особенным. Хотя плавание и ныряние уже давно стало самым обычным.
Будьте уверены в своих силах и успех гарантирован!!!

В статье использовались:
«Плавание грудных детей» (Методические рекомендации) Под ред. В.В.Шицковой Москва, 1978 год. Разработал рекомендации врач-педиатр В.А. Гутерман.

"Плавать раньше, чем ходить" З. П. Фирсов, Москва, Физкультура и спорт, 1978 г.

Занятия плаванием с детьми грудного возраста уже далеко не является новостью для большинства родителей. Однако до сих пор многие относятся к нему очень настороженно. Ведь это так необычно – совсем меленький ребенок и вдруг спокойно ведет себя в воде, абсолютно не свойственной среде для жизни человека. Попробуем разобраться, являются ли водные занятия с малышами полезными или вредными. Стоит ли заниматься таким необычным для грудничка занятием?

Вспомним, что весь свой «исторический промежуток» беременности развивающийся малыш проводит в полости матки, окруженный со всех сторон амниотической жидкостью, которая выполняет ряд важных функций для его роста. Околоплодные воды служат естественной защитой младенца от воздействий внешней среды, а также принимают активное участие в обмене веществ.

Родившийся ребенок попадает на воздух как в чужеродную для него среду, вызывающую необходимость самостоятельного дыхания. А вот плавательные рефлексы остаются еще несколько недель. Поэтому с давних пор известно, что новорожденный ребенок прекрасно держится в воде, может плавать и правильно дышать при этом.

Этот факт не прошел незамеченным для некоторых родителей и врачей. Перед ними возник вопрос: а нельзя ли применять этот «феномен» с пользой для ребенка? Если продолжать заниматься с младенцем в воде, то плавательные рефлексы не угаснут. Более того, малыш будет неординарно развиваться, получать определенные необычные стимулы и укреплять здоровье. Ведь всем известно – вода уникальное средство лечения и профилактики болезней.

Энтузиасты этой идеи спонтанно возникали в разных местах, но популярности у метода не было. Разве что на экспериментаторов смотрели как на людей чудаковатых. Иногда их просто называли вредителями здоровья своих детей.

Чтобы увидеть, как детки могут плавать в обычной ванне и какое удовольствие доставляет им плавание, вам достаточно посмотреть данный видео-обзор:

Как все начиналось

В 60-х годах прошлого века инструктор-спасатель Чарковский в специально сконструированной емкости пытался выхаживать свою недоношенную дочь и добился потрясающих успехов. Его ребенок плавал как морское млекопитающее. В три месяца жизни по развитию девочка стала опережать детей ее возраста на физическом и интеллектуальном уровне. Через несколько месяцев дочь уже плавала в бассейне для взрослых, обладая прекрасным ночным видением, и могла погружаться на глубину несколько метров.

Заинтересованные люди стали приглашать Игоря Чарковского в родильные дома, в Дом Ребенка, где он проводил свою методику с недоношенными детьми в водоемах собственных конструкций. Результаты превзошли все ожидания. Способ был прост, безопасен и эффективен, но крайне необычен. Он шел вразрез с основными медицинскими доктринами того времени. Поэтому разрешения на внедрение повсеместной практики плавания детей грудного возраста получено не было. Метод был признан опасным.

Более прогрессивно развитие грудничкового плавания шло в других странах. И совсем скоро в них возникли специальные исследовательские институты, занимающиеся вопросами развития детей в водной среде. Пионерами в этой области выступила австралийская семья Тиммерманс, которая занималась плаванием со своей дочкой с 16-ти дневного возраста. Им также удалось добиться потрясающих результатов и открыть свою школу, в которую начали ездить родители с детьми из самых разных стран. Методика очень быстро стала распространяться в Америке, странах Европы, Японии.

Министерство здравоохранения СССР одобрило подобные начинания лишь с конца 70-х годов. Больше содействие этому нововведению оказал председатель федерации плавания Фирсов, выпустивший книгу о детском плавании. Вскоре практически во всех детских лечебных учреждениях открылись отделения, в которых дети вместе с мамами проходили специальные плавательно-оздоровительные курсы.

В чем смысл грудничкового плавания

Обучение детей грудного возраста плаванию позволяет им развиваться более гармонично. Прежде всего, речь идет о физическом развитии.

Плавание способствует улучшению дыхательных характеристик легких, укреплению сердечнососудистой системы, развивает костно-мышечный аппарат, функции печени и почек. Особо благоприятно раннее плавание действует на центральную и периферическую нервную систему.

Водные занятия вызывают активизацию иммунных реакций, стабилизируют обмен веществ, способствуют активной работе органов кроветворения. Дети, занимающиеся плаванием с грудного возраста, редко болеют патологией желудочно-кишечного тракта.

Психический фон маленьких пловцов тоже выглядит более стабильно, чем у остальных малышей. Активнее развиваются все виды памяти, наблюдается ровный эмоциональный фон, реже случаются аффективные вспышки. Дети быстрее и продуктивнее учатся.

Как плавание действует на отдельные органы и системы

Нахождение и движения в воде оказывают специфическое воздействие на организм младенца. Рассмотрим, как же влияет плавание на ребенка .

  1. Сердечнососудистая система.

Во время плавательных движений активизируется кровообращение, укрепляются стенки сосудов и мышца сердца. Дополнительное воздействие воды вызывает более активное движение крови по сосудам.

  1. Система органов дыхания.

Плавание углубляет дыхательные движения, делает их более редкими. Усиливается дренажная функция легких, что способствует профилактике инфекционных заболеваний. Продувание носоглотки более активно ее очищает. Насморк и простуды у таких детей – редкость.

  1. Центральная нервная система.

Плавание активизирует кровообращение в сосудах мозга, улучшая его питание и выведение продуктов метаболизма. Сама вода как фактор среды позитивно сказывается на работе психических реакций, улучшая настроение, повышая жизнерадостность.

  1. Костно-мышечный аппарат.

Вода равномерно распределяет нагрузку на костные структуры, мышцы, связки и суставы, способствует их гармоничному развитию, предотвращая чрезмерное развитие отдельных звеньев этой системы. Двигательный аппарат укрепляется за счет преодоления сопротивления воды.

  1. Мочевыделительная система.

Активные движения мышц вызывают усиленную работу сердца, ускоряют кровоток, способствуют продуктивной работе почек, выводящих шлаки и вредные вещества.

  1. Кожные покровы.

Контакт кожи с водой приводит к усиленной функции потовых и сальных желез, открывает дополнительные поры, улучшает кожное дыхание. Большее количество крови, в том числе вышедшей из «депо», проходит по мелким кожным капиллярам, одновременно стимулируя процесс кроветворения.

Обратите внимание : как видим, плавание является универсальным стимулятором всех жизненно важных функций организма ребенка и положительно сказывается на деятельности практически всех органов.

Какие существуют показания к грудничковому плаванию

Плавание полезно всем детям, кроме случаев противопоказаний. Но есть болезненные состояния, при которых оно просто необходимо. Что же это за заболевания и патологические процессы?

  • состояния напряжения мышц (гипертонуса);
  • мышечной вялости (гипотонуса);
  • низкого веса при рождении (менее 2,5 кг);
  • детей, рожденных после кесарева сечения;
  • заболеваний суставов (дисплазий, артрозов);
  • врожденных костно-мышечных дефектов;
  • кривошеи;
  • детского церебрального паралича.

В каких случаях не следует заниматься плаванием детям грудного возраста

Важно: противопоказания к грудничковому плаванию определяет врач индивидуально для каждого малыша.

Следует воздержаться от водных процедур, если у ребенка имеются:

  • острые воспалительные процессы с повышенной температурой;
  • кожные заболевания с выделениями;
  • раны;
  • гнойные процессы;
  • психические заболевания с судорожными припадками;
  • патология сердца с наличием сердечнососудистой недостаточности;
  • прогрессирующая почечно-печеночная недостаточность;
  • инфекционные заболевания, в том числе туберкулез, сифилис, вирусные гепатиты.

Более детально о показаниях и противопоказаниях к проведению водных процедур рассказывает педиатр, доктор Комаровский:

Самым оптимальным сроком начала занятий считаются три недели после рождения младенца. Через 2.5-3 месяца рефлексы утрачиваются. Ребенка научить плавать будет очень тяжело. В этом случае придется откладывать занятия до 3-4 лет, когда малыш будет способен понимать и выполнять команды.

Начинать грудничковое плавание можно как в домашней ванне, так и в общем большом бассейне. Главное – с родителями.

Если вы хотите узнать, как научить ребенка плавать и нырять в бассейне, посмотрите данный видео-обзор:

Важно : для первого занятия необходима помощь опытного инструктора.

Температура воды в начале процедур должна составлять 35-36 градусов. Затем ее постепенно надо понижать. При этом ребенок должен чувствовать себя комфортно. Некоторые родители плавают с детьми и при низких температурах воды. Эффект закаливания при этом очень высокий. Но тут важно понимать цели процедуры и не переусердствовать

Обратите внимание : Во время купания ребенок должен быть полностью в воде. Если он погружен частично, то может просто замерзнуть, даже при активных движениях.

Продолжительность плавания подбирается индивидуально. В некоторых случаях дети находятся в воде около часа. Но обычно до 30 минут.

Разработаны специальные упражнения во время занятий. Каждое из них учитывает особенности ребенка, вероятные болезни. Выполнять упражнения необходимо после советов врача и инструктажа специалиста.

Есть ли вред от грудничкового плавания

Об этом споры не утихают уже не один десяток лет. Однозначного ответа на поставленный вопрос на данный момент нет, так как ни у нас в стране, ни за рубежом не проводилось масштабных многофакторных исследований этого вопроса.

Мы даже не будем поднимать проблему детской смертности в результате неумелых действий взрослых и захлебывании ребёнка. Давайте отбросим эмоции и посмотрим на саму суть плавательного рефлекса у новорожденного. Этот защитный рефлекс, необходим младенцу для спасения жизни в критической ситуации; он помогает удержаться на воде несколько секунд, пока кто-то из взрослых не выхватит ребёнка из воды.

Что происходит при обучении плаванью в первые недели жизни? Искусственное стимулирование этого рефлекса, т.е. мы своими руками специально и регулярно создаём для ребёнка стрессовую ситуацию, ставим его в условия, которые малышом воспринимаются, как угроза жизни. Как это может повлиять на его развитие с течением времени – не знает никто.

Более того, природа сочла необходимым, чтобы плавательный рефлекс у ребёнка спустя некоторое время угас. Во что выльется противостояние естественным процессам у конкретно вашего малыша? Вряд ли нам кто-то когда-то об этом расскажет. Ко всему, если человек научился плавать в более зрелом детстве или уже будучи взрослым, он будет это уметь делать до конца своих дней. А вот развитое умение плавать грудничка всё равно исчезнет с течением времени, и потом уже повзрослевшего ребёнка вновь придётся обучать азам.

О вреде грудничкового плаванья говорит и ряд детских врачей, отмечающих, что у плавающих младенцев риск возникновения болезней верхних и нижних дыхательных путей в 4 раза выше, чем у детей, которые не занимаются плаванием. У многих крох при этом страдает и ЖКТ. Это вызвано наличием в воде бассейнов соединений хлора, которые пагубно действуют на незрелую иммунную систему младенцев, особенно при заглатывании воды.

Бьют тревогу и психологи, утверждающие, что подросшие груднички-ныряльщики часто гиперактивны, не умеют поддерживать душевное равновесие, склонны к занятиям экстремальными видами спорта и приступам неконтролируемого возбуждения, теряют чувство опасности.

Как видите, при рассмотрении проблемы грудничкового плаванья, можно встретиться с абсолютно полярными мнениями. А где же истина? Истина как всегда, скорее всего, где-то посредине.

Хотите знать, как не навредить ребенку, купая его? О безопасности водных процедур в данном видео-обзоре рассказывает врач физиотерапевт:

Чумаченко Ольга, педиатр

Содержание статьи:

Большую популярность в последнее время завоевало грудничковое плавание. Это и неудивительно – современные родители стараются, чтобы ребенок рос здоровым, и пользуются различными комплексами физических упражнений и методами оздоровления крохи. Младенец в воде вызывает противоречивые мнения докторов. Одни специалисты утверждают, что малышу еще рано так масштабно знакомиться с водой. Другие, наоборот, утверждают: плавание грудного ребенка приносит ему немало пользы и способствует активному развитию.

Что собой представляет грудничковое плавание

Известно, что плавание полезно любому человеку. Оно укрепляет иммунную и нервную системы, повышает сопротивляемость организма к инфекциям, улучшает настроение и сон. Однако врождённый рефлекс плавания начинает угасать в ребёнке после рождения спустя несколько месяцев. Поэтому очень многие специалисты по грудничковому плаванию рекомендуют начинать заниматься с крохой до наступления трёхмесячного возраста. Заниматься плаванием с грудничком требуется под наблюдением специалиста. Инструктор по грудничковому плаванию покажет и расскажет, как правильно держать крохотное тельце младенца и какие именно выполнять упражнения.

В животике у мамы плод находится постоянно в воде. Поэтому младенцу хорошо знакома данная среда. Чем меньше кроха, тем лучше он адаптируется к водным процедурам и задерживает дыхание, когда ныряет. Подобные навыки помогут младенцу не забыть правила плавания.

Начинать плавать ребенку лучше с 1 месяца. Малыш еще способен хорошо удерживать дыхание под водой. Ранее плавание необходимо для того, чтобы научить ребенка отлично плавать. Основная цель раннего плавания – общее укрепление всего организма.

Какими бы отчаянными приверженцами грудничкового плавания не были родители, им требуется непременно согласовать данный вопрос с педиатром и специалистами методики. Необходимо также проконсультироваться с ортопедом и неврологом – разрешат ли специалисты посещать детский бассейн для грудничков. В некоторых случаях купание младенца может быть ограничено только домашней ванночкой.

Впервые грудничковое плавание в ванной начало практиковаться в Советском Союзе в 60-е годы ХХ века. Спасатель-инструктор Игорь Чарковский разработал комплекс упражнений в воде для недоношенной дочери. Благодаря раннему плавания малышка быстро пошла на поправку и догнала своих сверстников в физическом развитии. Занятия в бассейне для грудничков постепенно стали входить в практику. Спустя пару лет методика была признана неудовлетворительной и оказалась запрещённой. Однако спустя десятилетие методика грудничкового плавания была одобрена председателем федерации З. П. Фирсовым.

Сегодня метод представляет собой комплекс занятий и упражнений в воде для грудных детей. Грудничковым плаванием можно начинать заниматься с 1 месяца, когда позади останется волнение первых купаний новорождённого. Сохранившийся рефлекс плавания после рождения поможет младенцу быстро освоиться в ванне или бассейне. Занятия можно начинать, когда:

Заживет пупочная ранка;

Не угаснет врождённый рефлекс;

Малыш окрепнет и прибавит в весе после рождения.

Обучение грудничковому плаванию должен выполнять опытный квалифицированный инструктор. Специалист знает, как не навредить младенцу. Можно обратиться к специалисту, когда крохе исполнится 3 недели жизни. Лучше всего записаться на курсы по грудничковому плаванию и проходить обучение вместе с инструктором.

Основные принципы процедур

Занятия должны проходить в абсолютной чистоте с соблюдением необходимой гигиены. Идеально гигиенически чистой должна быть ванна или другая ёмкость для купания. Её можно вымыть хозяйственным мылом, которое не навредит малышу. Если вы начали посещать бассейн для грудничков, то необходимо удостовериться, что организация соблюдает в помещении все гигиенические и санитарные нормы.

Важно обратить внимание на качество воды. Для плавания в обычной ванне следует использовать очищенную или кипячёную воду. В бассейне вода очищается хлором, однако это не совсем полезно для маленького ребенка. Лучше всего, когда бассейн для крохи очищают с помощью ультрафиолета.

Вода в бассейне для грудничков должна быть достаточно комфортной – 37 градусов. Малыш может плакать, если вода слишком холодная. Это следует учесть родителям при проявлениях беспокойства крохой. Адаптация младенца к новым условиям должна проходить постепенно. Важно создать привычные для ребенка условия, исключить шум и громкие звуки, чтобы он не испугался в процессе процедуры. В домашней ванне можно поиграть и повеселиться, чтобы занятия прошли с максимальным комфортом и удовольствием.

Для самых маленьких детей должны быть созданы оптимальные условия. Вода должна быть гигиенически чистой, без вредных бактерий. Если вы решили сотрудничать с инструктором, то необходимо обратить внимание на его опыт и квалификацию. Молодым родителям лучше прислушиваться к советам профессионала.

Во время занятий важно присматриваться к настроению и поведению ребенка. Важно позаботиться об одежде для купания в детском бассейне – понадобятся специальные трусики для бассейна. Также нужна шапочка для бассейна с дополнительными элементами из пенопласта. Она позволит малышу плавно скользить по поверхности воды. Если плавание доставляет крохе массу удовольствия, то молодые родители на верном пути, и можно продолжать занятия.

Плавание в ванной

Первоначально следует приучить младенца к движениям в воде. Для этого можно просмотреть в интернете видеоуроки грудничкового плавания. На пеленальном столике маме следует провести предварительную подготовку грудничка. Для этого младенца следует положить на столик и хорошо размять массажными движениями его тело, руки и ноги, а также пальчики. Движения необходимо выполнять круговые от позвоночного столба к плечам.

1. Правой рукой удерживают малыша за нижнюю челюсть в воде. Четыре пальца находятся на груди, а большой палец на нижней челюсти. Такое положение рук взрослого не позволит ребенку захлебнуться.

2. Массажные движения продолжают в воде – разминают ягодицы, спинку и мышцы ног.

3. Младенца удерживают в вертикальном положении, «танцуя» на резиновом коврике, который лежит на дне ванной.

4. Необходимо, чтобы малыш совершал шаги – для этого кроху манят яркой игрушкой.

5. Хождение в ванной сменяют двойной ручной поддержкой и, кистью удерживая младенца, совершают покачивания ребенка в воде.

6. Необходимо стимулировать гребки руками.

7. Выполняют движение «восьмёркой».

8. Применяют полив – говорят «ныряй» и поливают лобик младенца водой. Такое упражнение помогает стимулировать защитный рефлекс и задерживать дыхание.

После всех упражнений кроху вынимают из ванны и заворачивают в полотенце. Грудничковое плавание в ванне необходимо проводить не менее 3-х недель. После можно отправляться с малышом в бассейн к инструктору.

Вторым этапом грудничкового плавания является ныряние младенца. Однако к упражнению необходимо переходить, когда младенец уже хорошо освоит «ходьбу» и «восьмёрку» в ванне. Тогда полив головки ребенка заменяют погружением крохи под воду. Для этого левой рукой наклоняют головку младенца и четко произносят команду «Ныряй!». Правой рукой погружают кроху на секунду в воду.

Важно четко контролировать погружение ребенка под воду и вынимание его. После ныряние малыш должен оставаться спокойным. Далее выполняется привычная для крохи «восьмерка» в вожже. Проводки «восьмерками» должны быть на 2-4 длины ванны.

Стандартный вариант грудничкового плавания включает такие моменты:

Предварительный разогрев тельца массажем;

«ходьба» по дну ванны;

Проводка «восьмёркой»;

Полив головки водой;

Упражнение «Ныряй»;

Массаж в воде;

«танцы» в воде;

Небольшой по времени контакт младенца с холодным участком ванны для закаливания;

Вынимание ребенка из ванны и обеспечение гармонии младенцу.

Поскольку находиться в наклоненном положении над ванной маме будет тяжело, лучше удерживать малыша в положении сидя. Для этого рядом с ванной необходимо поставить стул. Удерживать малыша можно как за подбородок, так и под затылок. Головку требуется придерживаться так, чтобы подбородок крохи располагался в ладони.

Малыша можно приближать к бортикам ванной. Он почувствует опору и будет отталкиваться от борта ванной. Также можно научить его плескаться в ванной. Малыш будет с удовольствием наблюдать за расходящимися от рук кругами. Чтобы стимулировать плавание младенца, оттолкните от крохи игрушку. Пусть он попробует догнать ее вплавь.

Плавание в бассейне

Плавание в бассейне мало чем отличается от процедур в ванной. Малыш находиться в воде вместе с мамой, ему обеспечивается надежная помощь маминых рук или ладоней инструктора. Малыш уже хорошо знает водную среду, благодаря подготовке дома. Он с удовольствием кружится в форме «восьмёрки» и даже умеет задерживать дыхание под водой.

В бассейне вместе с инструктором кроха очень быстро научиться плавать. Если нет такого желания, то можно просто выполнять все вышеперечисленные упражнения не только в домашней ванне, но и в бассейне. Маленькие дети с удовольствием купаются и плавают. Эти навыки требуется всячески поддерживать и поощрять.

Польза грудничкового плавания

Грудничковое плавание запускает в детском организме важные биологические процессы для развития и клеточного метаболизма. Польза бассейна для грудничков очевидна. Процесс:

Укрепляет иммунитет и стимулирует работу иммунной защиты;

Учит спокойно реагировать на перепад температуры;

Закаливает организм;

Укрепляет мышечно-связочный аппарат;

Развивает мускулатуру;

Усиливает транспорт полезных веществ к внутренним органам;

Укрепляет и расслабляет мышцы ног, рук, шеи, спины;

Способствует росту гемоглобина в крови из-за усиленной выработки эритроцитов в процессе плавания;

Обеспечивает динамическое физическое здоровье ребенка;

Способствует красивой осанке малыша.

Всё чаще педиатры говорят о пользе плавания для грудного ребенка. Иммунитет ребенка укрепляется за счет регулярного закаливания, которое даёт плавание в ванне или бассейне. В процессе водных процедур усиленно развивается центральная нервная система, укрепляются мышцы рук и ног. Не секрет, что младенцы-пловцы раньше других ребятишек начинают ползать и ходить.

Плавание стимулирует кровоснабжение внутренних органов и стабилизирует артериальное давление. Оно благотворно влияет на кровеносную систему. Ныряние положительно действует на дыхательную систему и стимулирует работу лёгких и дыхательных путей. Сегодня известно много медицинских трудов известных профессоров, которые положительно отзываются о грудничковом плавании. Молодым родителям следует прислушаться к советам известных педиатров, которые высоко оценивают явную пользу грудничкового плавания.

Вода действует на тело ребенка наподобие массажа. Она усиливает кровообращение, улучшает микроциркуляцию кровяных масс в органах. Нормализуется работа кишечного тракта, исчезают кишечные колики, проходят запоры и расстройства пищеварения. Плавание также предотвращает появление судорог у новорожденного. Комплекс упражнений в воде благоприятно сказывается на всей дыхательной системе. Плавание особенно необходимо детям, которые родились обвитыми пуповиной или с помощью кесарева сечения.

В процессе водных процедур малыш успокаивается и избавляется от страха. Он начинает противостоять различным негативным факторам, его иммунитет, защитные реакции и рефлексы усиливаются. Мама тоже больше уделяет внимания младенца, отчего кроха счастлив и доволен. В процессе плавания развивается и крепнет эмоциональная связь матери и дитя. Ребенок, который с самого рождения умеет плавать, совершенно не боится открытого водоёма в более взрослом возрасте. Все занятия важно проводить в присутствии компетентного специалиста.

Грудничковое плавание – процесс увлекательный и полезный. Ребенок не боится знакомой среды и познает окружающий мир с удовольствием. После такого купания он хорошо спит, не страдает от кишечных колик и пребывает в прекрасном настроении. Однако перед началом занятий необходимо проконсультироваться с педиатром насчет целесообразности водных процедур.

Противопоказания

Не всегда грудному ребенку разрешено вдоволь насладиться водными процедурами и гимнастикой в воде. Основными противопоказаниями к плаванию являются:

Сильные неврологические расстройства;

Вирусные и простудные болезни;

Гнойный дерматит;

Врождённый порок сердца;

Фиксация конечностей при нарушении опорно-двигательного аппарата.

Родителям следует учитывать противопоказания к водным процедурам. Не следует увлекаться плаванием, если врач категорически настаивает не заниматься грудничковым плаванием. При наличии противопоказаний процедура не добавит пользы младенцу и может даже нанести серьёзный вред.